Сколько в месяц зарабатывает стюардесса в россии. Сколько получают стюардессы в аэрофлоте

Большинство людей представляют себе стюардессу как симпатичную, вежливую, добрую девушку, которая становиться своего рода вашим ангелом хранителем на весь промежуток полета. Профессия стюардессы это своего рода мечта каждой маленькой девочки, также как и мальчики хотели спать космонавтами.

Что так манит всех девушек в небесный мир? По мнению девушек, эта работа не доставит им никаких проблем, откроют все двери для путешествия, можно будет приобрести билет в другие страны с огромной скидкой, также можно будет общаться с молодыми людьми в летной форме.

Но если взглянуть трезво на данную профессию, сразу понятно, что она будет мешать созданию личной жизни, но если ваш избранник летчик, то вы сможет отлично совмещать работу и семью. Личная жизнь будет, иди трудно, так как вам придется каждый раз куда-то улетать, дома вы будете появляться крайне редко, и вашей второй половинке это может очень не понравиться.

Также весь полет стюардессе приходиться стоять на ногах и быть максимально вежливой со своими пассажирами, а вам, как правило, не всегда будут попадаться адекватные пассажиры, они будут позволять себе много лишнего на что вам нельзя отвечать. Так как стюардессы это лицо компании. Ниже мы расскажем вам о заработной плате стюардесс, что позволит вам взвесить все за и против данной профессии и решить для себя, подходил ли вам данная профессия или нет, готовы ли вы терпеть минусы данной профессии.

Заработная плата стюардесс

Существует множество факторов, от которых зависит заработная плата стюардесс и стюардов. В данной профессии почти невозможно привести какие-нибудь сравнения между компаниями мира по зарплате бортпроводниц. Данные сравнения даже не удастся сделать среди Российских авиакомпаний. Но можно выделить две русские компании авиа перелетов, это Аэрофлот, а ранее эта компания называлась Трансаэро. Все факторы которые будут влиять на заработную плату стюардесс перечислены ниже:

  • Востребованность и популярность авиакомпании, ну Аэрофлоту об этом не стоит беспокоиться, так как она очень высока.
  • Политические предубеждения компании к летному персоналу.
  • Уровень образования стюардесс.
  • Владение различными языками.
  • Часы, которые бортпроводница проведет в небе.

Если стюардесса работает на международных рейсах, тогда ее заработная плата значительно повышается. Также на зарплату влияет и класс обслуживания, если стюардесса работает только в бизнес-классах и выше, соответственно ее заработная плата также будет выше.

Не малую долю к зарплате приносят ваши знания, если вы владеете свободно двумя языками, то и соответственно ваша зарплата будет выше и вам откроется доступ к международным перелетам, но можно владеть не только двумя языками, так как от ваших знаний полностью будет завесить ваша зарплата.

Стюардессы должны знать

Бортпроводница является работником из сферы услуг, к ней есть большой список требований, они сильно отличаются от требований к обычным работникам из сферы услуг, так как в воздухе куда опаснее, чем на земле. Стюардесса должна быть:

  • Знание нескольких языков
  • Коммуникабельность
  • Скорость реакции
  • Адекватность
  • Быстрое принятие решения, в экстремальных ситуациях.
  • Обаятельность
  • Терпение

Карьерный рост

В данной профессии присутствует очень большая карьерная лестница, и роста по ней будет завесить только от вас, так как нет руководителей, от которых зависит вся ваша дальнейшая служба в виде стюардессы. Вы сможете увеличить свою должность и зарплату с помощью только своих навыков и знаний, чем больше вы развиваете себя, тем больше вы развиваетесь в данной карьере.

Например, стюардесс делят по их количеству часов в небе:

  • До тысячи часов — 3-й класс
  • От 2-х тысяч часов – 2 класс
  • Свыше 3 тысяч часов – 1 класс

От уровня класса растет ваша зарплата и карьера соответственно. Была подсчитана средняя заработная плата стюардесс в 2016 году зарплата бортпроводников составляла 60 тысяч в месяц. На сегодняшний день она доходит до 80 тысяч рублей.

Новенькие на данной профессии могут зарабатывать до 45 тысяч рублей в месяц, но те бортпроводники, которые имеют уже большой опыт в летной сфере, могут зарабатывать до 120 тысяч рублей в месяц.

Заработная плата стюардесс за границей

Девушки, проживающие и работающие за границей, также хотят получать высокое финансовое вознаграждение и посещать самые разные уголки всего мира, занимаясь при этом престижным и интересным делом, требующим высокого профессионализма. Такие государства, как Соединённые Штаты Америки, Германия, Австралия и Великобритания, предлагают стюардессам более высокую зарплату, чем в Российской Федерации. В республике Казахстан зарплата стюардессы также выше, чем в регионах России.
Заработные платы за рубежом:

  • В США стюардессы получают в пересчёте на рубли более 200 000 в месяц;
  • Австралийские стюардессы за месяц перелётов получают 195 000 в пересчёте на рубли;
  • Великобритания и Германия платят примерн по 150 000;
  • Стюардессы из Казахстана получают по 120 000 рублей.

Подведем итоги

Мы не сомневаемся, что симпатичная девушка с отличными коммуникабельными качествами сможет стать бортпроводницей Российских авиалиний, также она должна владеть 2 или несколькими языками, чтобы совершать перелеты не только по городам России, но и городам всего мира. Зарплата стюардесс в несколько раз выше, чем средней зарплаты в России. И это станет приятным бонусом для девушки. Но стоит задуматься о реальной опасности на данной работе, также она принесет много трудностей для девушки в личную жизнь.

Работа стюардессы окружена ореолом романтики и целым рядом интересных вопросов. Например, сколько зарабатывают стюардессы. Где учат на бортпроводниц, и кому путь в такую профессию, как говорится, заказан.

Какое образование необходимо для этой профессии

Наибольшие заработки сегодня у стюрдесс авиалиний Англии, Соединенных Штатов и Австралии

Шанс стать стюардессой есть далеко не у каждой девушки. Важно иметь хорошие внешние данные и рост не ниже 165 см (но не выше 190 см). До 18 лет в бортпроводницы не берут, как и после того, как девушке исполняется 27. Определяющее условие для устройства на работу в авиакомпанию - отличное знание английского языка, и его необходимо освежить в первую очередь.

  • с миловидной внешностью;
  • стройные (вес - от 54 до 65 кг);
  • без проблем со здоровьем и дефектов речи;
  • с высшим образованием (желательно в областях медицины, психологии или управления).

При успешном прохождении экзамена на знание английского, собеседования и медкомиссии (включающей тест на устойчивость к турбулентности) будущую стюардессу допускают до курсов. Их каждая авиакомпания организует самостоятельно - какой-то общей «школы стюардесс» просто не существует (хотя в коммерческих вузах потихоньку начинают появляться соответствующие направления). Учёба длится до трёх месяцев. За это время девушки получают полную информацию:

  • об устройстве самолётов;
  • о навыках оказания медицинской помощи;
  • о правилах обеспечения безопасности на борту судна;
  • об особенностях культуры и обычаев представителей других стран;
  • о том, как грамотно выстраивать общение с пассажирами.

Сколько зарабатывают стюардессы в России

Обслуживание VIP чартеров авиалинии оплачивают по индивидуальному тарифу - здесь час работы стоит от 5 000 рублей

Как и в любой другой профессии, многое зависит от работодателя (авиакомпании) и опыта сотрудника. Как правило, начинающая бортпроводница получает примерно 20 тыс. рублей. Стюардессы с опытом и большим количеством часов налёта выходят на показатели в 45 тыс. рублей и выше. Третья категория - ведущие специалисты, в их среде месячная зарплата может доходить до 115 тыс. рублей.

Впрочем, помимо зарплаты есть и приятные бонусы:

  • возможность бесплатных полётов на самолёте (например, в «Аэрофлоте» стюардесса раз в год может слетать в любую страну мира);
  • существенные скидки в магазинах беспошлинной торговли;
  • работа на чартерных рейсах, которая оплачивается дополнительно (на них можно заработать до 5 тыс. рублей за час полёта).

Работа стюардессы интересна и выгодна. Но она имеет множество отрицательных моментов - от перегрузок в полётах до общения с не всегда приятными пассажирами. Важно учитывать и это при выборе профессии. А также помнить: впереди ждёт не только романтика перелётов и возможность посмотреть мир, но и напряжённая работа, о которой сидящий в пассажирском кресле человек даже не подозревает.

Работа стюардессы всегда была овеяна ореолом романтики и тайны. Мальчики и девочки мечтали стать бортпроводниками или бортпроводницами, потому что возможность путешествовать – это мечта любого ребёнка. А в мечтах подросшего ребёнка – это ещё и возможность бесплатно путешествовать.

Многие девочки, мечтая стать стюардессами, видят в этом возможность удачно выйти замуж, мальчики – просто посмотреть мир. Но эти мечты не всегда совпадают с реальностью, потому что работа сложная и физически и морально и не всегда совместима с пониманием нормальной семейной жизни. Но, тем не менее, мечты многих осуществляются – они получают эту работу и не жалеют. Так как же стать стюардессой, и какая зарплата стюардессы в России и в других странах?

  • Рейтинг авиакомпании, в которой работает стюардесса/стюард.
  • Место жительства стюардессы/стюарда. Например, если сотрудник проживает в или , ему будут платить больше.
  • Отношение руководства компании к персоналу.
  • Маршруты авиакомпании.
  • Образование и количество иностранных языков, которые знает стюардесса/стюард.
  • Время, которое стюардесса/стюард находится в пути.
  • Класс пассажиров, с которыми работает стюардесса/стюард.
  • Стаж стюардессы/стюарда.
  • Обслуживание VIP-рейсов оплачивается 5 тыс. руб. за час работы.

Качества, которыми должны обладать стюардесса/стюард

  • Хорошие внешние данные, отсутствие лишнего веса, размер одежды не более 46.
  • Рост не ниже 165 и не выше 180 см.
  • Соблюдение гигиены, аккуратность, пунктуальность, чувство юмора.
  • Терпение и отличная реакция в экстренных ситуациях.
  • Знание основ дипломатии, этики и корректности.
  • Устойчивая психика и моральные принципы.
  • Хорошая дикция и правильная речь.
  • Не должно быть видимого пирсинга или татуировок.
  • Умение плавать.
  • Гендерный признак не важен , но на некоторые рейсы берут только мужчин (если полёт опасный, или в самолёте летит мужская спортивная команда).

Требований много, но и плюсов, несомненно, огромное количество. Важно любить то, чем занимаешься. Полезный опыт – на видео

Сколько зарабатывают стюардессы в России

  • Зарплата бортпроводника в Аэрофлоте – самая высокая в России. Минимальная зарплата стюардессы Аэрофлота – 40-50 тыс. руб., максимальная – 1500-1800 дол. Обратите внимание, кстати, на каком месте располагает Аэрофлот в .
  • Если сравнивать зарплаты стюардесс/стюардов других российских авиакомпаний, например, «Сибири», с тем, сколько зарабатывают стюардессы/стюарды в Аэрофлоте, то у последних оклад значительно выше.
  • Зарплата стюардессы/стюарда в России зависит от класса (количества часов, проведённых в небе), стажа работы и качества работы (существует система бонусов).
  • За время работы по профессии стюардесса/стюард может подняться от третьего класса до уровня старшего бортпроводника (Таблица)
  • Максимальную зарплату, обычно получают только те, кто обслуживает международные рейсы.

Таблица 1

Основные этапы карьерного роста стюардесс/стюардов

Средние зарплаты бортпроводников на воздушных судах

Зарплата стюардесс гораздо выше .

Таблица 2

Средние общероссийские зарплаты стюардесс

Льготы для стюардесс

  • Получение процентов от цены проданного товара в самолёте.
  • Отпуск длится 42 дня (в отдельных авиакомпаниях до 70 дней).
  • Все сотрудники и их родственники имеют скидку на перелёты с компанией.
  • Стюардесса/стюард имею право на бесплатный полет в какой-угодно регион мира один раз в год.
  • Ответственные работники получают дополнительные бонусы.
  • Беременных стюардесс не увольняют, а переводят в наземный штат. После декрета и возвращения на работу проводят «освежающий курс», для того чтобы они смогли вспомнить все нюансы работы.

Положительные моменты профессии стюардессы/стюарда


Отрицательные моменты профессии стюардессы/стюарда

  • Долгие командировки.
  • Физические нагрузки (много приходится стоять, перепады давления, смена часовых поясов, хождение на каблуках).
  • Необходимость бороться с «воздушной» болезнью – последствие турбулентности.
  • Настроение всегда должно быть хорошим, даже если попался «сложный» пассажир.
  • Серьёзные авиакомпании не берут на работу людей без опыта.
  • Могут возникнуть проблемы в семейной жизни.
  • Рождение ребёнка может быть под угрозой.
  • , чем тонут корабли или сходят с рельсов поезда, но человек плавает в любом случае лучше, чем летает.

Сколько получают стюардессы

Зарплата в разных странах

Если сравнивать зарплаты российских стюардесс/стюардов и зарубежных, то разница видна невооруженным глазом (Таблица 3).

Таблица 3

Зарплата стюардесс в разных странах

Страна Зарплата (руб. в месяц)
200 тыс.
частные авиакомпании в США –

Southwest Airlines и US Airwaysт

560 тыс.
200 тыс.
Европа ( , ) 150 тыс.
120 тыс.
Россия 120 тыс.
70 тыс.
40 тыс.

Сколько получают стюардессы в разных странах

Оклад в разных авиакомпаниях

Чтобы понять, как происходит формирование зарплаты стюардессы/стюарда, приведём пример требований для работы в бизнес-авиации:

Образование высшее, среднее специальное, знание языка (английского), правильная речь.
Занятость совмещение, работа по сменам
Предыдущий опыт работы сфера обслуживания, стюардесса в бизнес-классах
Необходимое обязательное обучение (2 недели) образовательная программа «Сервис уровня люкс и vip-обслуживание в бизнес-авиации» с получением сертификата
Обязанности сервис уровня люкс на чартерных рейсах, vip-обслуживание, заказ питания, экипировка самолёта и порядок в салоне, 2 недели работа – 2 недели выходных.
Зарплата 2-4 тыс. евро в месяц, посуточные – 5-7 тыс. руб. в день
Особые условия заключение договора с зарубежной компанией, полёты по всему миру

Средняя зарплата бортпроводницы зависит не столько от страны, сколько от авиакомпании и её популярности в мире (Таблица 4).

Таблица 4

Авиакомпания Зарплата стюардессы/стюарда (в месяц)
S7 («Сибирь», Россия)» 25-70 тыс. руб.
Utair (Ютейр, Россия) от 30 тыс. руб.
Ural Airlines (Уральские авиалинии, Россия) 70 тыс. руб.
Emirates (Эмирейтс, Объединенные Арабские Эмираты) 160-180 тыс. рублей
Азур эйр (Россия, Azur air) 70 тыс. руб.
Эйр Астана (Казахстан, Eir Astana) 120 тыс. руб.
Катарские авиалинии (Qatar Airways, Катар) 2300-2500 дол.
Победа («Победа», Россия) 60 тыс. руб.
МАУ (Международные Авиалинии Украины) 15 тыс. гривен
Люфтганза (Lufthansa, Германия) 2-7 тыс. евро

После прохождения собеседования претендент(ка) направляется на медкомиссию.

  • В случае удачного отбора выдаётся направление на оплачиваемые компанией курсы, которые продолжаются от двух до трёх месяцев.
  • Во время учёбы выплачивается стипендия.
  • Если экзамены удачно сданы, наступают 30 часов работы с инструктором. После этого выдаётся предварительный допуск, а позже допуск на самостоятельную работу. Стюардесса/стюард получают начальный уровень опыта – 3-й класс.
  • Обучение может осуществляться самостоятельно и за личный счёт. Поиск работы при этом также происходит самостоятельно.
  • Что изучают будущие стюардессы/стюарды?

    • На курсах изучается теория: особенности устройства самолётов, оказания первой медицинской помощи, действия в экстренных ситуациях.
    • На практике учат налаживать эмоциональный контакт с пассажирами, как эвакуировать всех пассажиров за полторы минуты. Создаются модели экстренных ситуаций – например, посадка на водную поверхность.
    • Кроме определённых физиологических данных, стюардесса должна обладать знаниями английского языка уровня не ниже Intermediate

      Есть специальные навыки, которым учат будущих стюардесс/стюардов:

      • наблюдать за собой в зеркале,
      • правильно здороваться с пассажиром,
      • красиво ходить,
      • правильно пожимать руку,
      • правильно сидеть,
      • правильно приседать в узкой юбке,
      • правильно улыбаться,
      • правильно стоять,
      • правильно сервировать стол и подавать еду.

    Подробности

    Насколько привлекательна зарплата стюардессы в Аэрофлоте, в самой крупной российской авиакомпании? Очень даже привлекательна. А зарплате старшего бортпроводника Аэрофлота позавидуют многие.

    Улыбчивые, милые, внимательные – все это можно сказать о стюардессах. Они опекают пассажиров во время полета, помогают в любых непонятных ситуациях, консультируют, успокаивают.

    Кажется, что это так легко – улыбаться и общаться с пассажирами. Привлекает престижный и изящный имидж профессии, но и зарплата стюардессы в Аэрофлоте, играет не последнюю роль в выборе этой компании в качестве места работы.

    Работа стюардессы относится к трудным, опасным и даже вредным для здоровья профессиям. Полеты - это большие физические нагрузки. И, конечно, нет ничего удивительного, что зарплата стюардессы в Аэрофлоте не может быть низкой.

    Бортпроводник находится все время на ногах, испытывает перепады давления при взлете/посадке, часто меняет климатические и часовые пояса. Работают они часто в стрессовых условиях – успокаивают хулиганов, помогают тем, кому срочно нужна помощь. Все это – большая нагрузка на психику. Работа в таких условиях должна и соответственно оплачиваться. Сколько же платят стюардессам?

    Средняя зарплата стюардессы в Аэрофлоте

    Сразу скажем, что разрыв в размерах зарплат между возможным минимумом и максимумом достаточно большой в этой профессии. Зависит величина зарплаты от нескольких факторов. Так как Аэрофлот – ведущая российская компания, то и зарплаты там могут служить ориентиром.

    Из чего же складывается зарплата стюардессы в Аэрофлоте? Это, в первую очередь, вид полетов, а также, тип самолетов, на которых она летает. Большие самолеты, как правило, летают на международных рейсах, которые оплачиваются лучше.

    Также, крайне важны маршруты полетов, их длительность. Это влияет на общее число проведенных бортпроводником в воздухе часов и серьезно отражается на зарплате стюардессы Аэрофлота, да и вообще любой авиакомпании. Норматив, который стюардесса должная налетать в месяц – 80 часов.

    Не стоит забывать и про личные качества стюардессы, такие как опыт работы, отсутствие нареканий и жалоб, наличие благодарностей – из этого складывается ее репутация. Работника на хорошем счету, проверенного, ставят на лучшие рейсы и поощряют за отличную работу премиями.

    Также, уровень владения иностранными языками, их количество, знание редких языков, образование – все это повышает планку заработной платы стюардессы Аэрофлота.

    Класс бортпроводника связан с количеством летных часов. Стюардесса первого класса имеет стаж полетов более 2000 часов. Добавим еще, что работа в бизнес-классе оплачивается выше, чем в эконом-классе.

    «Аэрофлот» предлагает хорошие условия для бортпроводников. Заработная плата стабильна и одна из самых привлекательных среди российских авиакомпаний – в среднем – от 60000 до 80 000 рублей ежемесячно. Возможность летать как на внутренних и международных направлениях, гибкий рабочий график, перспектива профессионального развития, возможность карьерного роста – все это есть в Аэрофлоте.

    Зарплата старшего бортпроводника в Аэрофлоте

    Работая, стюардесса зарабатывает не только деньги, но и опыт, который, в свою очередь, конвертируется в деньги. Стюардессу первого класса назначают старшей, а зарплата старшего бортпроводника в Аэрофлоте существенно выше, чем у рядовых членов команды.

    Получать можно и 200 000 и даже 400 000 рублей в месяц. Такая зарплата у старшего бортпроводника в Аэрофлоте весьма вероятна, если отработать на авиакомпанию несколько лет, получить стаж налета и трудиться с минимумом выходных дней.

    Работа в Аэрофлоте имеет следующие преимущества:

    • Это безопасная и надежная авиакомпания;
    • Имеется отличная база для всесторонней подготовки кадров;
    • Команда профессионалов;
    • Аэрофлот – это развитие, потенциал, стабильность.

    К преимуществам можно отнести то, что это не только достойная зарплата стюардессы, в Аэрофлоте есть множество дополнительных льгот и поощрений.

    Всем кандидатам, прошедшим обучение на отлично и приступившим к самостоятельной работе, компания Аэрофлот гарантирует солидный социальный пакет, который включает: оплачиваемый отпуск 70 дней ежегодно (28 + 42), дополнительные социальные выплаты, страхование, медицинское обслуживание, регулярный санаторно-курортный отдых, путевки на отдых для детей, компенсация оплаты детских садов или других дошкольных учреждений, спортивные программы (фитнесс), льготные корпоративные тарифы на мобильную связь, бесплатные или предоставляемые по особой цене авиабилеты бортпроводникам и членам их семей, бесплатное пользование служебной автостоянкой в «Шереметьево», служебный транспорт от нескольких станций метро.

    Не только девушки стремятся в небо, зарплата стюарда в Аэрофлоте привлекательна и для юношей. Можно сказать, что они даже имеют небольшое преимущество при приеме на работу, так как среди претендентов их меньше, чем девушек.

    Как видите, эта трудная работа оплачивается на достойном уровне. Достаточно ли этого, чтобы компенсировать минусы – решать вам. В завершение, отметим, что стюардессы «Аэрофлота» по праву считаются самыми стильными среди европейских авиакомпаний. Поэтому работать и получать зарплату стюардессе в Аэрофлоте не только максимально выгодно, но еще и престижно.

    В феврале этого года несколько бортпроводниц Аэрофлота подали на авиакомпанию в суд . Причина - якобы дискриминация и ущемление трудовых прав стюардесс из-за внешнего вида. По словам бортпроводниц, Аэрофлот провел массовое фотографирование и сбор данных о размере одежды стюардесс, а после объявил о том, что на международных рейсах смогут работать «только молодые и худые». По мнению представителей авиакомпании, такие требования справедливы, ведь бортпроводники работают «на воздушном судне с ограниченным пространством» и за каждый дополнительный килограмм веса стюардесс Аэрофлоту приходится платить 759 рублей в год. «Инде» поговорил с анонимной стюардессой о том, существует ли в авиакомпаниях дискриминация по внешним данным бортпроводниц, как успокоить неадекватного пассажира, куда девается оставшаяся после полета еда и почему бортпроводникам нельзя носить бороду и зашивать одежду.

    Модели против космонавтов

    Мне было 19 лет. Я родом из Татарстана, но с 16 лет жила в Москве и работала моделью в небольшом агентстве, что позволяло получать неплохие деньги и путешествовать. После трех лет работы мне захотелось все бросить и уйти оттуда, не отказываясь при этом от хорошей зарплаты и путешествий. Я случайно увидела по телевизору объявление о наборе в школу бортпроводников и решила позвонить.

    Я проходила учебу в Москве при Аэрофлоте - это одна из немногих российских авиакомпаний, которые самостоятельно готовят для себя сотрудников. Механизм поступления несложный: сначала подаешь заявку, затем проходишь кастинг и начинаешь учиться. Конечно, в Казани тоже существует школа бортпроводников, но я ей поначалу не доверяла из-за непонимания, будут ли действительны их сертификаты в авиакомпаниях, смогу ли я устроиться на работу, если пройду обучение здесь. Мне было спокойно от мысли о том, что после обучения я сразу устроюсь на работу в Аэрофлот. Такие удобные условия накладывают на тебя определенные ограничения: по контракту необходимо отработать в авиакомпании установленное количество времени, а если этого не происходит - выплатить неустойку. Скажу сразу: я свой контракт не отработала.

    Отбор бортпроводников авиакомпания проводит два-три раза в месяц: это зависит от сезона и в целом нужды в специалистах. Первое обязательное правило кастинга - дресс-код: нужно надеть классическую одежду - строгую белую рубашку, черную юбку, желательно «карандаш», закрытые черные туфли на каблуке высотой примерно семь сантиметров. Аэрофлот также просит взять с собой красные туфли на высокой шпильке: у них есть парадная форма. Макияж должен быть умеренным: неяркая помада, небольшие стрелки, спокойный маникюр. Длинные волосы нужно собрать, а короткие волосы не должны быть ниже линии воротника из-за требований безопасности. Из украшений - только серьги-гвоздики и обручальные кольца.

    Когда я проходила кастинг, претендентов было человек 70 - как девочек, так и мальчиков. Все высокие, стройные, красивые, нервничают, будто пришли на отбор в модельное агентство или на киносъемки. Ты заходишь в комнату к комиссии, отдаешь заполненную анкету и отвечаешь на самые разные вопросы - о себе и поведении в моделируемых ситуациях. Часто собеседования проходят на английском языке и тебе дают задания, основанные на летной практике. Поэтому, если вы собираетесь на отбор, изучите хотя бы терминологию - как на английском называются аварийные двери, огнетушители, кислородные маски и так далее. Если профессиональных знаний у вас нет, то, скорее всего, комиссия будет ориентироваться на внешние данные претендента. Спустя некоторое время после собеседования с тобой связываются по телефону и сообщают результат. Сколько человек тогда взяли из моего потока, я не знаю.

    После кастинга ты приступаешь к обучению. Нужно ежедневно ездить в учебный центр, который, как правило, расположен вблизи аэропорта, и в течение первых двух месяцев параллельно проходить большой медосмотр. Всего нужно сдать около 20 кратко- и долгосрочных анализов. Почти все они платные, делать их приходится за свой счет. Анализы влетают в копеечку. К примеру, восемь лет назад это стоило мне 15 тысяч рублей. Зато я была рада узнать, что с моим организмом все в порядке. Многие из анализов нужно подтверждать каждые полгода и год, а это значит, что будут новые расходы. Правда, их уже несет авиакомпания, в которой вы работаете.

    На каком-то этапе медосмотра начинает казаться, что ты идешь в космонавты: тебя еще заставляют бегать и плавать. Нормативов вроде выполнить 20 отжиманий за минуту или пробежать километр у нас нет. Но физическая выносливость элементарно важна для бортпроводника, чтобы хотя бы открыть дверь самолета для пассажиров и возить тяжелые тележки с едой. Если медосмотр не пройден, учиться дальше вам смысла нет: это значит, вы не подходите для работы бортпроводником по состоянию здоровья. Если медосмотр пройден, значит, на время учебы вам предоставляют общежитие рядом с аэропортом и стипендию - примерно средняя зарплата по казанским меркам.

    Продолжительность учебы - в среднем полгода, но этот срок варьируется в зависимости от авиакомпании и типа самолета, на который вы учитесь. В Аэрофлоте учеба длится дольше из-за стандартов обслуживания и сервиса. Бортпроводники Трансаэро, которых готовили для класса «Империал», должны были знать все основы этикета и подачи блюд. Они могли изучать в течение месяца, какое вино подается к какой еде, как сервировать стол и так далее.

    Будущих бортпроводников обучают квалификации на самолет, преподают медицину, ОБЖ, сервис и обслуживание, документооборот, грузоперевозки, этикет, профессиональный английский язык, инструкции по экстренным ситуациям и психологию - для лучшего понимания поведения людей в различных ситуациях. Это необходимо для быстрого реагирования в условиях стресса, нештатной или аварийной ситуации. Бортпроводник должен здраво рассуждать и предотвращать панику среди пассажиров. Приземление самолета на воду мы отрабатываем в тренировочном бассейне, крушение на землю - в специальном ангаре. Драться нас не учат: мы решаем конфликты словами, без применения физической силы. Моя базовая квалификация - это Boeing 737 и Airbus A320, самые распространенные модели воздушных судов. Если хочешь летать на больших самолетах, придется переучиваться. Базовой квалификации мне хватало, потому что нам давали знания еще и по другим типам судов - все-таки авиакомпания готовит сотрудников под себя. Когда я сменила авиакомпанию, мне пришлось полноценно переучиваться на Airbus и другие стандарты сервиса. Оказание первой медицинской помощи более или менее одинаковое во всех авиакомпаниях, а требования к обслуживанию разные. Каждая переквалификация стоит примерно как медосмотр. Получается, что прежде чем пойти работать и зарабатывать деньги, тебе приходится очень много вкладывать. В 19 лет мне казалось, что на потраченные деньги можно было бы давно купить машину.

    Колготки как амулет

    Бортпроводники разделены на отряды: кто-то летает только в Европу, кто-то - по России, кто-то - по ближнему зарубежью, кто-то - только в бизнес-классе. Это сделано для того, чтобы авиакомпании было легче формировать экипажи. В Аэрофлоте я летала на внутренних направлениях, изредка мне выпадали рейсы вроде Москва - Рим. О своих рейсах я узнавала в службе бортпроводников. Как правило, там работают бортпроводники, которые были вынуждены вернуться на землю в силу разных причин - по состоянию здоровья, возрасту. Они следят за твоим расписанием, документами, предупреждают о предстоящем медосмотре и проверяют твое состояние перед вылетом.

    Бортпроводники суеверны, как и пилоты. Перед рейсом никогда нельзя шить: зашивать дырки, пришивать пуговицы - себе, семье и просить кого-то тоже. Бортпроводники никогда не говорят слова «последний» - только «крайний». Вдобавок у всех есть свои пунктики: кто-то определенным образом выходит из дома, кто-то мешает чай по часовой стрелке. Моя традиция - носить с собой много колготок, три-четыре пары. Это главный расходный материал стюардесс. Не люблю, когда на колготках есть зацепки.

    Мой рабочий день начинался в аэропорту за два часа до рейса. Если ты живешь недалеко от аэропорта, до работы можно добираться сразу в форме - это не запрещено. Главное, чтобы по прибытии у тебя был чистый и аккуратный внешний вид. Ты прибываешь в службу бортпроводников и должен быть полностью готовым к брифингу (собрание перед рейсом. - Прим. «Инде») - одетым, накрашенным, с маникюром. Мало выглядеть хорошо: нужно иметь с собой все необходимые документы - пропуска, удостоверения, разрешения, паспорт. Каждый рейс ты попадаешь в новую команду и заново со всеми знакомишься. Штат сотрудников больших авиакомпаний вроде Аэрофлота огромен. За время работы ты можешь не пересечься с одним и тем же человеком в команде дважды. Коллеги рассказывали, что встречались только спустя десять лет работы, а до этого ни разу не летали с повторяющимися людьми.

    «Драться нас не учат: мы решаем конфликты словами, без применения физической силы»

    На брифинге экипажу рассказывают о предстоящем рейсе и распределяют обязанности. После этого вы отправляетесь приводить в порядок самолет перед приемом пассажиров. Унитазы в самолете мы, конечно, не моем: уборкой занимаются специальные службы. Мы лишь проверяем качество уборки, чтобы в салоне не было лишних предметов, фантиков в карманах впереди стоящих кресел. У каждого бортпроводника в экипаже есть своя зона ответственности. Кто-то принимает багаж, кто-то продукты питания, кто-то встречает пассажиров.

    Я не хочу, чтобы люди думали, что стюардессы приносят чай, кофе, мясо или рыбу: главная обязанность бортпроводников - обеспечение безопасности пассажиров на воздушном судне. Если что-то идет не так, мы отвечаем за это головой. Когда мы приходим в самолет, проверяем наличие аптечек и огнетушителей, работу трапов и другого оборудования. Все должно быть четко, ведь ты отвечаешь за жизни людей. Если на борту возникают нештатные ситуации, то после приземления начинаются разбирательства - судебные в том числе. Даже если в произошедшем виноват сам пассажир, вина ляжет на бортпроводников. Мне повезло, и за время моей работы серьезных происшествий на борту не было. Правда, однажды пассажир покурил в туалете самолета и выбросил бычок в мусорный бак. Конечно, он получил от нас выговор и строгое предупреждение: если ситуация повторится, пассажира сдадут в полицию в аэропорту по месту прибытия. Но позже случилось небольшое возгорание. Мы успешно его потушили и не допустили возникновения опасности для пассажиров и полета. Мы долго обсуждали эту ситуацию на постполетном брифинге, думали, как впредь не допустить подобных случаев, анализировали наши ошибки и, конечно, получили от начальства строгий выговор.

    Если длительность рейса меньше восьми часов, то экипаж остается в самолете. Мы провожаем пассажиров, проверяем забытые вещи, принимаем уборку, потом сразу же принимаем новых пассажиров и улетаем обратно. Если рейсы прошли хорошо, то рабочий день стюардессы завершается после команды старшего бортпроводника. Экипаж везут в здание аэропорта, где проходит постполетный брифинг: мы анализируем наши ошибки, нештатные ситуации, нам сообщают, сколько часов мы налетали, и расходимся по домам.

    Если же длительность рейса превышает восемь часов, экипаж размещают в городе прибытия. Мы провожаем пассажиров, проверяем, нет ли в салоне забытых вещей, пломбируем оборудование, заполняем необходимую документацию и приводим самолет в порядок. Затем мы сдаем свои позиции старшему бортпроводнику, а самолет закрывают и оставляют на стоянке. Экипаж везут в здание аэропорта через служебный вход, где мы проходим паспортно-визовый контроль. Наши вещи просматривают, как и вещи пассажиров, просто это происходит в отдельном коридоре, обычно без очереди и чуть более лояльно - к примеру, до нас не будут докапываться, если обнаружат маникюрные ножницы в ручной клади. Но в целом для экипажа действуют те же правила, что и для всех пассажиров. Затем мы отправляемся на постполетный брифинг, а после него экипаж отвозят в отель. Как правило, нас заселяют в небольшие, чаще всего нетуристические гостиницы, где в основном живут бортпроводники нашей и иногда других авиакомпаний. Экипаж знает, сколько дней проведет в том или ином городе: возможно, мы только переночуем и улетим на следующий день, а может, у нас будет пара дней и мы сможем здесь погулять.

    Выходные бортпроводников рассчитываются не по дням недели, а исходя из длительности рабочего времени. Может получиться так, что твой выходной день начинается в шесть утра и заканчивается в шесть вечера, а к 20:00 тебе нужно быть на работе. За это время тебе нужно поспать, прийти в себя и доехать до аэропорта. На отдых дают в два раза больше времени, чем длительность выполняемого рейса. Праздников у бортпроводников нет: они всегда работают.

    Карьерный рост в Аэрофлоте казался для меня чем-то сложным и непонятным: нужно было налетать определенное количество часов, сдать языковой экзамен. И спустя два года я ушла работать в Трансаэро - там все было попроще. Трансаэро тогда был второй по значимости компанией, вызывающей у меня доверие. Но там моя карьера тоже не сложилась, хотя география полетов была лучше и возможностей больше. Мне хотелось чего-то большего - работать в лучшем классе, летать по лучшим направлениям. Я знала, что могу сдать языковой экзамен, пройти обучение, но поскольку я была новым сотрудником, мне нужно было налетать определенное количество часов. Я была не готова доказывать что-то работодателю и начинать все с нуля.

    После Трансаэро я ушла в Nordwind Airlines - небольшую российскую чартерную авиакомпанию. У нее основной летный сезон - с мая по октябрь. Мы возили пассажиров в курортные страны вроде Турции и Таиланда. В одной из командировок про наш экипаж попросту забыли: самолет был неисправен, его отправили на ремонт, а нас в гостиницу. Мы писали, звонили в авиакомпанию, и в итоге пробултыхались в Турции в течение трех месяцев. В чартерной компании работать прикольно: ты всех знаешь, все знают тебя. Это своеобразная семья. Периодически ты летаешь с одними и теми же людьми, начинаешь дружить с ними, видишься в командировках. Но кроме плюсов есть и минусы. В большой авиакомпании ты - просто рабочая единица, в чартерной - рабочая единица, о которой все всё знают: куда ты посмотрел, сходил и так далее. Все любят поболтать и посплетничать, а мне это не нравилось. О себе можно было узнать много неожиданных подробностей.

    Затем я прошла сложный кастинг в Emirates, но летать туда не пошла: по контракту ты должен долгое время жить в ОАЭ, не выезжая домой. У Emirates очень суровое собеседование: четыре этапа, и все на английском. Я переживала, готовилась, хотя у меня хороший уровень английского. Затем я решила уйти по контракту в испанскую авиакомпанию Iberia: полгода работаешь - полгода отпуск. Я жила в Испании, летала в основном в Азию, но и в Россию рейсы были. После этой работы я поняла, что окончательно устала. В первый Новый год, который я справляла не в воздухе, а на земле, я не понимала, что люди делают две недели каникул.

    В принципе, мне была не нужна карьера стюардессы: я лишь хотела накопить денег на квартиру и путешествовать. Кстати, как это ни странно, за время работы бортпроводником мне лишь раз отказали на собеседовании - и это была авиакомпания «Татарстан».

    Красный лак и одна форма на три года

    Стюардессы стараются поддерживать себя в форме, потому что во многих авиакомпаниях существуют требования к внешнему виду. Понятно, что никто не заставляет тебя быть 90-60-90, но пожелания работодателей к комплекции есть. Это элементарно объясняется необходимостью маневрировать и порхать с тележкой в узких проходах. Вдобавок, если ты следишь за своим здоровьем, оно дольше служит. Летная профессия накладывает отпечаток с точки зрения вредности. Если не следить за питанием, не заниматься спортом, не то что поправишься - просто потеряешь здоровье, а значит, и возможность летать. Стандарты внешнего вида стюардесс Аэрофлота были вполне обычными - неяркий макияж, волосы в пучок, аккуратный маникюр. Для сравнения: в Трансаэро нужно было носить красную помаду и красный лак - неважно, идут они тебе или нет.

    Парни должны быть гладко выбриты и коротко стрижены. Бородатых бортпроводников и пилотов вы не встретите: это связано с техникой безопасности. При возникновении нештатных ситуаций, связанных с горением, экипаж должен надеть специальные дымозащитные капюшоны и маски. Если у тебя борода, защита не сможет плотно прилегать к лицу и шее, что нарушит ее герметичность. Ты не сможешь потушить задымление и спасти людей от пожара.

    За чистотой формы бортпроводники следят самостоятельно, отдают ее в химчистку. У каждой авиакомпании - свой комплект одежды, он бывает летним и зимним. Но в любой из них обязательно входят шарфик с символикой авиакомпании, рубашка, пилотка, пиджак, юбка, фартук для раздачи питания, где-то еще выдают брюки и жилеты. В некоторых авиакомпаниях форма состоит из платья или даже стилизованного для работы национального костюма. Европейские авиакомпании выдают своим сотрудникам еще чемоданы и сумки, а Аэрофлот - туфли под цвет формы. Заменяют комплект одежды раз в два-три года. Если форма порвалась и не подлежит восстановлению, то, конечно, в службе бортпроводников выпишут новую, но это длительный процесс: с тебя должны снять мерки, сшить, времени пройдет много.

    «В одной из командировок про наш экипаж попросту забыли: самолет был неисправен, его отправили на ремонт, а нас в гостиницу. Мы писали, звонили в авиакомпанию, и в итоге пробултыхались в Турции в течение трех месяцев»

    Роды на борту и массаж по требованию

    Контингент пассажиров самолета различается в зависимости от рейса. Если вы летите в Турцию, то на борту будет много челноков с сумками. Если это утренний рейс из Казани в Москву, то бизнесменов, спешащих на деловую встречу. Конечно, на каждом рейсе найдутся приветливые пассажиры и пассажиры-хамы. Однажды пассажир бизнес-класса настаивал на том, чтобы я сделала ему массаж. Он считал, что раз заплатил много денег за билет, значит, мы ему должны сделать все, что он захочет. Я думала, он шутит. Мы очень долго пытались ему донести, что массаж в наши обязанности не входит, а чай, кофе, крепкие и прохладительные напитки - пожалуйста.

    У бортпроводников нет наручников, усыпляющего газа или воздушного маршала, как в США, но пассажиры обязаны нас слушаться. Правда, бывали случаи, когда мне приходилось вызывать второго пилота, чтобы успокоить пассажира. Мы можем предупредить наземные службы, запросить экстренное приземление в ближайшем аэропорту, и к вам применят административное или уголовное наказание. Нарушителю это обойдется в нехилую сумму: посадить самолет и заново взлететь стоит больших денег, включая расходы на топливо, обслуживание, неустойки. Пассажиры думают, что бортпроводники шутят по поводу воздушной полиции, посадки самолета и ареста, но это реальность. Правда, в моем опыте до кляпов в рот дело не доходило.

    Я на всю жизнь запомнила роды на рейсе Москва - Дубай. Весь полет беременной женщине в эконом-классе было не по себе, и мы присматривали за ней с особым трепетом. За 40 минут до посадки она сказала, что у нее отошли воды. Я сообщила об этом старшему бортпроводнику, мы предупредили наземные службы о необходимости кареты скорой помощи. Девушка кричала, у нее начались схватки. Мы пересадили ближайших пассажиров, благо самолет был свободен, сложили кресла, а потом проводили беременную на кухню, где расстелили пледы, - там побольше места.

    Я никогда не принимала роды, а бригадир - к тому моменту уже раза два. Конечно, мы учились делать это на занятиях по медицине: бортпроводники не паникуют, если возникает необходимость в принятии родов. Ты помнишь, что по инструкции должен сделать сначала шаг А, потом Б и так далее. Паника начинается только после окончания нештатной ситуации. Я была в шоке. После этого случая я не понимаю, для чего женщины берут с собой на роды мужчин. Это никогда никому не стоит видеть кроме врачей.

    Еще немного - и ребенок появился бы на свет. После приземления женщину вывезли на каталке из самолета. Существует практика, когда дети, рожденные на борту, получают право бесплатно летать на самолетах этой авиакомпании. Но к этой женщине это не относится. Она родила на летном поле в машине скорой помощи. Возможно, ребенку дали гражданство ОАЭ, хотя это тоже спорно: территория аэропорта считается нейтральной зоной.

    Коньяк для стюардесс и феномен томатного сока

    Еда поступает на борт самолета наполовину готовой, в состоянии глубокой заморозки, чтобы не испортиться. Мы разогреваем ее в мощных печках в самолете. Кстати, у капитана воздушного судна, бортпроводников и пассажиров еда различается из соображений безопасности: вдруг кого-то захотят отравить. У экипажа - иной рацион и больший размер порций, ведь мы на работе, и это наш полноценный обед. В состав питания всегда входят горячее блюдо, напитки (марки соков, чая и кофе отличаются от тех, что загружают для пассажиров), десерт, салат и обязательно фрукты - яблоко или апельсин.

    Еду загружают в самолет в пропорциях, которые вычисляют исходя из маршрута полета и других факторов. Если все пассажиры закажут один и тот же вид обеда, то всем его не хватит. Больше всего мне нравилось летать из ОАЭ и Таиланда. В Арабских Эмиратах еда просто на совесть приготовлена, а в Таиланде очень вкусные фрукты - таких ананасов у нас нет.

    Что до напитков, то самый популярный сок на борту - томатный, он заканчивается быстрее всех. Почему-то люди любят его больше остальных: возможно, вкусовые рецепторы на высоте 10 тысяч метров работают иначе. Теория подтверждается и на моих знакомых: в повседневной жизни они не пьют томатный сок, но во время полета выпивают по три стакана.

    Есть мнение, что в полете лучше не есть, а пить: организму сложнее справляться с едой на высоте 10 тысяч метров. Работа рецепторов активизируется, еда начинает казаться вкуснее, и есть хочется больше. А желудок с трудом переваривает пищу из-за разницы давлений. Впрочем, еда в самолете сбалансирована, и поправиться от нее вы вряд ли успеете.

    Объем еды, которая остается после рейса, всегда разный, но гигантского количества лишних порций нет никогда: авиакомпания старается оптимизировать свои расходы. Со всего самолета остается максимум десять порций. Люди в принципе любят поесть в полете - это, наверное, единственное развлечение. Вся неиспользованная еда отправляется в мусор. Срок годности еды истекает в момент приземления самолета. Повторно ее использовать нельзя, даже если понимаешь, что она не испорчена. По должностной инструкции, стюардессы не имеют права забирать оставшиеся напитки или еду. Но бывают случаи, когда ты наливаешь пассажиру алкоголь, бутылка остается почти целой и списывать ее жалко. Все мы люди, а коньяк хороший. Самое главное, чтобы никто и никогда не узнал, что ты забрал бутылку с собой. Потому что такое нарушение карается штрафом или увольнением.

    Бодипозитив и пенсия за десять лет работы

    Понятия «пенсионный возраст» у стюардесс нет. Ты можешь работать, пока каждые полгода и год проходишь медкомиссию. Если какой-то из показателей здоровья плохой и не поддается лечению, если у тебя есть патология и организм уже не справляется с нагрузками, то тебе предлагают работу в наземных службах. Для повышенной пенсии нужно налетать определенное количество часов: обычно это происходит за восемь-десять лет работы.

    Я работала в Аэрофлоте со стюардессой, которой было 55 лет. Она была одним из инструкторов, вела занятия и оценивала нашу работу. Она могла выйти в салон, пообщаться с пассажирами и по старой памяти даже воды кому-нибудь принести. Если не знать ее настоящий возраст, то ей можно было дать гораздо меньшее количество лет: у нее была красивая женственная фигура, со спины вообще казалось, что она 90-60-90. Стюардессу выдавал макияж: всегда немного растекшаяся помада и «бабушкина» тушь. Она часто рассказывала, что в советское время пассажиры были культурнее и сдержаннее, и вспоминала, как во времена дефицита привезла из Чехии унитаз с плиткой для своей квартиры.

    Невозможность тайм-менеджмента и профессиональные болезни

    Работая бортпроводником, я начала уставать от жизни в Москве, отсутствия нормированного графика и стабильности. Я ждала наступления «пенсионного возраста», чтобы получать повышенные выплаты в будущем, и просто долетывала часы. Мне так хотелось иметь работу с графиком с понедельника по пятницу и понимать, что суббота и воскресенье - это выходные, которые можно посвятить себе. Будучи стюардессой, ты элементарно не понимаешь, когда записаться к зубному, парикмахеру, пойти на маникюр. Ты не можешь взять выходной в день рождения. Если кто-то заболел из твоих коллег, его надо заменять, и график снова рушится. Планировать невозможно. Время тебе не принадлежит.

    Личная жизнь стюардесс складывается по-разному: кто-то разводится, кто-то замужем, у кого-то есть ребенок, и даже не один. Конечно, ты не видишься с родными, не можешь планировать выходные с мужем или парнем. Но если тебе суждено встретить своего человека, так оно и будет. Я знаю пары, в которых муж пилот и жена стюардесса или оба бортпроводники. Такие могли работать в разных авиакомпаниях. Для меня было непонятно, как они совмещают свои графики. Но люди как-то живут и встречаются в командировках. В одном экипаже семейные пары летают редко: чтобы ребенок не остался сиротой в случае катастрофы.

    Слабое место у стюардесс - это, конечно, ноги: постоянно нужно ходить по салону, туфли на каблуках, вдобавок некоторые типы самолетов летают не горизонтально, а под углом. Оттого у многих девушек варикозное расширение вен. Бортпроводницы также страдают от болезней по женской части: разница давлений и радиация дают о себе знать. Многие девочки, уходя с работы и желая забеременеть, сталкиваются с проблемами: долго не получается это сделать, хотя организм здоровый и молодой. Что касается мужчин - бортпроводников и пилотов, то существует мнение, что из-за разрушения хромосом у них рождаются только девочки.

    Еще одна проблема - это вымывание кальция из организма, зубы начинают крошиться и кости становятся ломкими. У многих коллег ухудшается слух и появляется постоянный насморк. Вероятно, это связано с тем, что в полете постоянно закладывает уши.

    Прихоть и необходимость

    Всего я проработала бортпроводником девять лет и получила то, за чем шла в стюардессы. Во-первых, много путешествий. Не могу сказать, что посмотрела весь мир и побывала где хотела. Но 25 стран - это тоже круто, где-то я даже успела пожить. Во-вторых, я хотела иметь свою квартиру, чего и добилась. После всех выплат за жилье у меня даже оставались деньги, которые я легко тратила на очередную пару обуви или поход в пафосный дорогущий бар. Сейчас я себе не позволю так шиковать. Я не знаю, сколько теперь зарабатывают стюардессы. Три года назад зарплаты из-за кризиса начали падать. Нас лишали бонусов, уменьшали суточные. Но если вы летали в хорошей авиакомпании, не лоукостере, много часов, то могли рассчитывать на сумму в 200 тысяч рублей.

    И напоследок. Если бортпроводники просят вас что-то сделать или, наоборот, чего-то не делать, слушайте их. Не нужно кричать на весь самолет что-то в духе «эй, слышь, принеси кофейку» и щелкать пальцами, будто вызываете официанта. Не вскакивайте со своих мест, как только самолет приземлился и вышел на руление. Не доставайте сумки раньше времени. Однажды на моих глазах мужчина, который полез за ручной кладью на полке, от резкого толчка самолета упал на сидящего у прохода парня и сломал ему руку, лежавшую на подлокотнике. Все просьбы бортпроводников - не их прихоть, а ваша безопасность.