Васко да гама совершил путешествие вокруг. По завету Генриха Мореплавателя

ГАМА Васко да
(Da Gama, Vasco)

(1460-1524), португальский мореплаватель, открывший морской путь из Западной Европы в Индию. О детстве и юности Васко да Гамы известно немного. Родился он в Синише, получил образование в Эворе, изучал искусство навигации. После открытия в 1488 мыса Доброй Надежды Бартоломеу Диашем и получения сообщения от Перу ди Ковильямы, что он по суше добрался до Индии, король Жуан II приказал построить суда и направить их для поиска морского пути в Индию, однако умер в 1495. Его преемник Мануэл I в первые годы правления стремился упрочить свои позиции, чтобы осуществить планы Жуана. В 1497 он приказал отправить экспедицию под руководством Васко да Гамы. Флотилия состояла из флагмана "Сан-Габриел", корабля "Сан- Рафаэл" (капитаном которого был брат Васко да Гамы Паулу) и двух судов меньших размеров.



Васко да Гама вышел из Лиссабона 8 июля 1497, от островов Зеленого Мыса взял курс на запад, затем повернул на восток и, описав большую дугу, достиг африканского побережья близ мыса Доброй Надежды. После стычек с местным населением на крайнем юге Африки продолжил плавание и обогнул мыс Доброй Надежды. На восточном побережье Африки вступил в конфликт с местными арабскими правителями. Многие участники экспедиции погибли от цинги. В арабском порту Малинди португальцев встретили дружелюбно. Васко да Гама нанял опытного лоцмана, под руководством которого флотилия пересекла Индийский океан и 20 мая 1498 достигла Каликута на Малабарском берегу Индии. На обратном пути флотилию преследовали штормы. Во время одного из них "Сан-Рафаэл" был сильно поврежден, и его пришлось бросить (как и еще одно небольшое судно). Васко да Гама высадился на о.Терcейра в Азорском архипелаге, чтобы похоронить брата Паулу, и в один из августовских дней 1499 прибыл в Лиссабон. Вместе с ним вернулись 55 оставшихся в живых участников экспедиции (из 170). На родину был доставлен ценный груз - перец и другие восточные пряности. Так закончилось самое продолжительное путешествие того времени, увенчавшееся открытием морского пути из Европы в Азию. Таким образом, если благодаря плаваниям Колумба были обнаружены обширные земли Нового Света, то Васко да Гама открыл для Европы богатства и ресурсы Азии. Король Мануэл пожаловал ему дворянский титул, а позднее - звание адмирала Индии. В 1500 португальская флотилия под командованием Педру Алвариша Кабрала была послана с торговой миссией на Восток и участвовала в нескольких сражениях у Малабарского берега. В 1502 Васко да Гама был направлен в Индию с карательной экспедицией. По пути он открыл Амирантские о-ва в Индийском океане (их до сих пор иногда называют Адмиральскими в память о Васко да Гаме) и основал колонии в Мозамбике и Софале на юго-восточном побережье Африки. За свое второе путешествие Васко да Гама удостоился множества наград и привилегий. В 1519 ему были пожалованы португальские города Видигейра и Вилла-да-Фраде вместе с титулом графа Видигейры. Новый король Жуан III в 1524 отправил Васко да Гаму в Индию вице-королем, поставив его во главе первой европейской колонии в Азии. Умер Васко да Гама в Кочине 24 декабря 1524. Васко да Гама был похоронен в Гоа в Индии, но в 1539 его останки были доставлены (возможно, одним из сыновей) в Португалию и погребены в церкви в Видигейре. Здесь гроб оставался вплоть до 1880, пока не был перенесен в мраморную гробницу церкви при монастыре Иеронима в Белеме близ Лиссабона (прежде на этом месте находилась церковь моряков в Рестелло, основанная принцем Генрихом Мореплавателем, в которой Васко да Гама молился всю ночь перед первым плаванием 1497). Впоследствии оказалось, что из Видигейры был перенесен гроб с останками другого человека, и в 1898 в гробницу были помещены настоящие останки знаменитого путешественника.
ЛИТЕРАТУРА
Кунин К. Васко да Гама. М., 1947 Вязов Е.И. Васко да Гама. Первооткрыватель морского пути в Индию. М., 1956 Харт Г. Морской путь в Индию. Рассказ о плаваниях и подвигах португальских мореходов, а также о жизни и времени дона Васко да Гамы, адмирала вице-короля Индии и графа Видигейры. М., 1959

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ГАМА Васко да" в других словарях:

    - (1469 1524 гг.) португальский мореплаватель, вице король Новых земель. В 1497 99 гг. совершил плавание из Португалии в Индию, завершив многолетние поиски морского пути из Европы в страны Южной Азии (в Индийском океане частично с помощью арабского … Исторический словарь

    - (Gama) (1469 1524), португальский мореплаватель. В 1497 99 совершил плавание из Лиссабона в Индию, обогнув Африку, и обратно, впервые проложив морской путь из Европы в южную Азию. В 1502 03 и 1524 совершил ещё 2 плавания в Индию. * * * ГАМА Васко … Энциклопедический словарь

    Гама (da Gama), Васко да Гама (1469, Синиш, Португалия, 24.12.1524, Кочин, Индия), португальский мореплаватель, завершивший поиски морского пути из Европы в Индию. Ко времени экспедиции Г. португальцами был уже проделан морской путь вдоль… … Большая советская энциклопедия

    Гама, Васко да - ГАМА (Gama) Васко да (1469 1524), португальский мореплаватель, вице король Новых земель. В 1497 99 совершил плавание из Португалии в Индию, завершив многолетние поиски морского пути из Европы в страны Южной Азии (в Индийском океане частично с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Гама, Васко да - (1469 1524) выдающийся португ. мореплаватель, первооткрыватель юж. морского пути из Европы в Индию вокруг Африки. Открытие этого пути явилось результатом португ. экспедиции под командованием Г., отправившейся 8 июля 1497 г. из Лиссабона. В… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Гама, Васко да - ГА/МА Васко да (1469 1524) португальский мореплаватель, адмирал (1502), граф (1519). В 1497 1499 гг. совершил плавание из Лиссабона в Индию вокруг Африки и обратно, впервые проложив морской путь из Европы в Южную Азию. В 1502 1503 гг. и 1524 г.… …

    - … Википедия

    - … Википедия

    Да Гама Васко - (da Gama, Vasco) (ок.1469 1524), пор туг. мореплаватель и конкистадор, первый европеец, открывший мор. путь в Индию. В 1497 г. король Португалии поручил проверить сделанное Б. Диашем открытие «Большого океана» к В. от м. Доброй Надежды. Д.Г.… … Всемирная история

    Гама - Гама, Васко да … Морской биографический словарь

Книги

  • В поисках христиан и пряностей. Эпические плавания Васко да Гамы и столкновение цивилизаций , Клиф Н.. Клиф, Найджел «В поисках христиан и пряностей. Эпические плавания Васко да Гамы. Столкновение цивилизаций» . . Cliff,Nigel “Holy War. How Vasco da Gama’s Epic Voyages Turned the Tide in a…

Дальние страны всегда воспринимались как источник чудес и богатств. И первой в этом списке, постоянно манящей и экзотической целью для путешественников, была Индия. Многим казалось, что пряности, золото, драгоценные камни там валяются буквально под ногами. Однако путь туда всегда был связан с огромными трудностями и зачастую просто недоступен для большинства. Но поиски новых дорог в Индию никогда не прекращались, и первыми, добившимися успеха, были португальцы. Так что открыл Васко да Гама, португальский мореплаватель, с чьим именем и связывают это достижение?

Общее описание ситуации в стране и мире в конце XV века

Обстановку, сложившуюся в стране к окончанию XV века, для Португалии назвать благополучной было нельзя. К этому моменту в ней жило большое количество мелкопоместных дворян, не желающих, да и не умеющих ничего делать, кроме как воевать. Авантюризм, желание разбогатеть и воинское мастерство – все толкало идальго на поиск новых источников дохода. Увы, в стране их не было, и вольно или невольно это приходилось осуществлять за ее пределами.

Кроме того, Португалия оказалась на обочине европейской торговли. Вся Европа, скажем так, уже «подсела» на пряности и не мыслила без них своего существования. Европейские купцы получали значительный куш от торговли индийскими товарами. Даже с учетом того, что их, в том числе и пряности, приходилось покупать через арабов, доход которых был гораздо больше. Так что желание добраться до источника подобных прибылей было одним из основных движущих мотивов для поиска новых торговых маршрутов. А поток товаров из Индии проходил мимо Португалии из-за ее географического положения, и ей доставались лишь крохи от общего пирога.

Кроме того, ситуация сложилась таким образом, что для Португалии были практически недоступны уже существующие торговые пути. В Средиземном море все находилось под контролем могущественных итальянских городов. Генуя, Венеция и другие не собирались делиться доходами и пускать кого-либо на свои торговые маршруты. Аналогичная ситуация складывалась на севере Европы, только там царствовала могущественная Ганза, союз свободных морских городов, зачастую диктующих собственную волю отдельным государствам.

Так что для Португалии был открыт путь только на запад, в Атлантический океан, и на юг, в Африку. И все это сопровождалось желанием правителей и аристократии обладать золотом, драгоценными камнями и редкими товарами, способными приносить баснословные прибыли. Свою лепту вносили католические священники, требующие расширения паствы и как следствие – новых земель и увеличения личных доходов. Нищие забитые крестьяне не могли больше обеспечить всем желаемое благополучие.

Вот и приходилось идальго осваивать морскую науку, отправляясь в неизведанные места в поисках золота и прочих редкостей. И первой в списке стояла Африка, оттуда уже привозили хорошую добычу. Остается только добавить, что подготовка экспедиций в эти земли в самой Португалии началась гораздо раньше описываемых событий.

Как происходило открытие дороги в Индию

Историческая экспедиция Васко да Гамы, проложившего путь в сказочную страну, стала завершающим этапом длительного периода подготовки. И началось все в XV веке, в первой его половине.

Генрих Мореплаватель

Такое прозвище получил принц Энрике. Именно этот человек заложил основы морской экспансии Португалии. Он начал посылать экспедиции на юг вдоль берега Африки, и многие из них возвращались с отличной добычей – золотом, слоновой костью и рабами. Но Генрих Мореплаватель корабли еще и строил, учил моряков ими управлять и готовил дальние походы.

Он основал португальскую морскую академию, где вносились изменения в конструкцию кораблей по результатам плаваний, осваивались практическая навигация, картография и астрономия. Результаты, полученные в ходе первых экспедиций, обеспечили огромные доходы и способствовали увеличению числа отправляемых кораблей.

Дорога на юг

Португальские корабли постепенно продвигались на юг, захватывая новые и новые земли. В 1419 году был открыт о. Мадейра, в 1432 – Азорские острова. Набирала обороты торговля африканскими невольниками. Это становилось выгодным, тем более что вместе с рабами доставались и слоновая кость, и золотой песок. Так, Нуньо Тристан добрался до Сенегала и впоследствии выгодно продал захваченных там невольников. В сороковых годах корабли португальцев достигли густозаселенного побережья между реками Гамбия и Сенегал.

В 70-х годах стал доступен Гвинейский залив, после чего был преодолен экватор. К португальской короне оказались присоединенными Гвинея и Конго. В 1482 году в устье Конго португальцами была создана база для дальнейшего захвата африканского побережья. Все эти шаги постепенно приводили к тому, что дорога к пряностям, так манившим всех европейцев, становилась все короче и короче.

Бартоломеу Диаш

Именно этому португальскому адмиралу, одному из великих мореплавателей, довелось подвести промежуточный итог всем поискам. В 1488 году суда под его управлением после 5 месяцев плавания прошли мыс Доброй Надежды, являющийся крайней южной точкой Африки. Увы, но дальше продвинуться Диашу не удалось. Шторма, голод, цинга и бунт матросов заставили его повернуть обратно в Лиссабон. Но Диаш первым доказал, что Африка не тянется до полюса и ее можно обогнуть.

Адмирал говорил, что, обойдя южную точку континента, можно дойти до Индии. Косвенно это подтверждали и другие разведчики, искавшие дорогу в «страну пряностей» через север Африки. По их высказываниям, от ее восточного берега до самой Индии располагалось только море. Так что до вожделенной цели оставался один шаг, и его суждено было сделать Васко да Гаме.

Экспедиция Васко да Гамы 1497-1499 года

Надо сказать, что путешествие готовилось очень тщательно. Васко да Гаму исполнителем назначил сам король, предпочтя его более опытному и известному Диашу. Последний строил корабли для экспедиции с учетом результатов своего недавнего плавания.

Подготовка началась в 1495 году. Технически экспедиция выглядела вполне реализуемой – португальские моряки уже свободно владели навигационными приборами и умели достаточно хорошо ориентироваться на морских просторах. В путь должны были отправиться четыре корабля, три военных и один транспортный. На военных стояло по 10-12 пушек для борьбы с арабскими пиратами.

В помощь, скажем так, не самому опытному моряку выделили лучших офицеров, матросов и переводчиков. Всего в плавание уходило 168 человек. Маршрут экспедиции приведен на рисунке.

Летом 1497 года историческое плавание началось. Учтя опыт предшественников и рекомендации Диаша, Васко да Гама шел вдали от берегов Африки. Этот выбор маршрута диктовался и соображениями безопасности, благодаря ему можно было избежать встреч с испанцами и маврами.

На островах Зеленого Мыса эскадра пополнила запасы еды и воды, после чего корабли отправились дальше. Однако сильные встречные ветры значительно осложняли движение и мешали двигаться привычным маршрутом вдоль побережья Африки. Тогда Васко да Гама решил плыть на юго-запад, уходя в открытый океан, стараясь по дуге обойти зону ветров. Расстояние от африканского побережья порой достигало 800 миль. В течение 3 месяцев не встретилось ни клочка земли, вода и продукты испортились, и людям пришлось пить морскую воду.

Но несмотря на лишения этот маршрут оказался удобным: по нему можно было спокойно двигаться к мысу Доброй Надежды, избегая пагубных штилей и сильных встречных ветров. И сегодня все парусные суда идут по пути, впервые проложенному Васко да Гамой.

Преодолев экватор, эскадра повернула на восток и наконец добралась до африканского побережья. Однако надолго в этих местах им задержаться не удалось. В конфликте с воинственными аборигенами да Гама был ранен в ногу, и морякам пришлось уходить.

У мыса Доброй Надежды эскадра преодолела сильнейшую бурю. Матросы, как и в случае с Диашем, попытались потребовать возвращения назад, но безуспешно. Когда обогнули злополучный мыс (22.11.1497 г.), оказался сильно поврежден один из кораблей. Он был затоплен, но оставшиеся продолжили движение. Через 3 дня они пришли в бухту Святого Бласа, где были отремонтированы суда, починены паруса и укреплены мачты. Следующим пунктом отдыха стала бухта Святой Елены.

Дальнейший путь был абсолютно неизвестен, но эскадра продолжила двигаться на север. Корабли опять требовали ремонта, среди матросов началась цинга, от которой умерло несколько десятков человек. Путешествие проходило в очень сложных условиях, но тем не менее эскадра добралась до арабского порта Мозамбик. Первоначально удалось установить с местным эмиром дружеские отношения, однако вскоре они значительно ухудшились. Так что пришлось покинуть эти места и двинуться дальше.

Здесь уже была зона арабского влияния, и везде по побережью стояли принадлежащие им порты. И только в порту Малинди, эмир которого враждовал с шейхом Момбасы и надеялся в лице португальцев найти новых союзников, экспедицию приняли доброжелательно. Здесь же Васко да Гама увидел индийские корабли и понял, что цель его путешествия близка. С помощью предоставленного местным правителем лоцмана мореплаватель дошел до Индии и прибыл в город Каликут, на календаре был май 1498 г.

Корабли эскадры простояли в порту 3 месяца. Торговля шла не очень успешно, возникли сложности в отношениях с арабами и индийцами, и Васко да Гама был вынужден срочно покинуть берега Индии. Обратная дорога была не менее тяжелой, особенно из-за того, что выдвигаться пришлось прежде, чем задул восточный муссон. Тем не менее мореплавателям удалось добраться до дружественного порта Малинди и там получить продукты и воду. Один из кораблей был сожжен: не хватало людей на все суда, да и силы были на исходе.

Так сложилось, что большинство грандиозных географических открытий припадает на эпоху Возрождения. Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Эрнандо Кортес – вот неполный список первооткрывателей новых земель того времени. К когорте славных путешественников присоединяется и португальский покоритель Индии Васко да Гама.

Молодые годы будущего мореплавателя

Васко да Гама – один их шестерых детей алкайда португальского городка Синиш Эштевана да Гама. Предок Васко Алвару Анниш да Гама служил во времена Реконкисты верой и правдой королю Афонсу III. За выдающиеся заслуги, проявленные при борьбе с маврами, Алвару был награжден и посвящен в рыцари. Приобретенный титул впоследствии унаследовали потомки отважного воина.

В обязанности Эштевана да Гама входило от имени короля курировать выполнение законов во вверенном ему городке. Вместе с потомственной англичанкой Изабель Содре он создал крепкую семью, в которой в 1460 году и родился третий сын – Васко.

Мальчик с детства бредил морем и путешествиями. Уже, будучи школьником, он с удовольствием изучал основы навигационного дела. Это увлечение впоследствии пригодилось ему в дальних путешествиях.

Приблизительно в 1480 году молодой да Гама вступает в Орден Сантьяго. С молодых лет юноша активно участвовал в сражениях на море. Он преуспел настолько, что в 1492 году захватил французские суда, которые завладели португальской каравеллой, везшей из Гвинеи значительные запасы золота. Именно эта операция была первым успехом Васко да Гама, как мореплавателя и военного.

Предшественники Васко да Гамы

Экономическое развитие Португалии эпохи Возрождения напрямую зависело от торговых международных маршрутов, от которых на то время страна находилась весьма отдаленно. Восточные ценности – пряности, драгоценности и другие товары, приходилось приобретать по очень высокой стоимости. Изможденная Реконкистой и войной с Кастилией, португальская экономика не могла позволить таких затрат.

Однако географическое расположение страны способствовало открытию новых торговых путей на берегах Черного континента. Именно через Африку португальский принц Энрике надеялся найти дорогу в Индию, чтобы в дальнейшем беспрепятственно получать товары с Востока. Под руководством Энрике (в истории – Генрих Мореплаватель), был исследован весь восточный берег Африки. Оттуда привозили золото, рабов, там создавались опорные пункты. Однако, несмотря на все старания, корабли подданных Энрике не достигли экватора.

После смерти инфанта в 1460 году внимание к экспедициям на южные побережья несколько угасло. Но после 1470 года интерес к африканской стороне снова возрос. Именно в тот период были открыты острова Сан-Томе и Принсипи. А 1486 год ознаменовался открытием большой части южного берега Африки вдоль экватора.

При правлении Жуана II неоднократно было доказано, что, обогнув Африку, можно с легкостью достичь берегов вожделенной Индии – кладезя восточных чудес. В 1487 году Бартоломео Диашом был открыт мыс Доброй Надежды, доказав, что Африка не простирается до самого полюса.

Но само достижение индийских берегов произошло значительно позже, уже после смерти Жуана II и при правлении Мануэла I.

Подготовка экспедиции

Путешествие Бартоломео Диаша дала возможность построить четыре корабля, соответствующих требованиям длительного путешествия. Одним из них, флагманским парусником «Сан-Габриэл» командовал сам Васко да Гама. Три остальных – «Сан-Рафаэл», «Берриу» и транспортное судно шли под руководством брата Васко Паулу, Николау Коэльо и Гансало Нуниша. Проводником путешественников был легендарный Перу Алекер, ходивший еще с самим Диашем. Кроме моряков, в состав экспедиции входили священник, писарь, астроном и несколько толмачей, знающих туземские наречия.

Кроме разнообразной провизии и питьевой воды, судна были оснащены и многочисленным оружием. Алебарды, арбалеты, пики, холодные клинки, пушки были призваны защищать экипаж в случае опасности.

В 1497 году после длительной и тщательной подготовки экспедиция под руководством Васко да Гама покинула родные берега и двинулась навстречу вожделенной Индии.

Первое плавание

8 июля 1497 года армада Васко да Нама отошла от берегов Лиссабона. Экспедиция держала курс на мыс Доброй Надежды. Обогнув его, суда с легкостью достигали берегов Индии.

Маршрут армады простирался вдоль Канарских островов, принадлежащих уже в то время Испании. Далее флотилия пополнила запасы на островах Зеленого мыса, и, углубившись в Атлантический океан, достигнув экватора, корабли повернули на юго-восток. Долгие три месяца моряки были вынуждены плыть по бесконечной воде, прежде чем земля показалась на горизонте. Это была уютная бухта, названная впоследствии островом Святой Елены. Запланированный ремонт кораблей был прерван внезапным нападением на моряков местных жителей.

Жестокие погодные условия ставили перед моряками настоящие испытания. Союзниками штормов были цинга, поломка кораблей и негостеприимные аборигены.

На пути в Индию путешественники останавливались на берегах Мозамбика, в порту Момбаса, на территории Малинди. Прием португальских кораблей был разным. Султан Мозамбика заподозрил Васко да Гама в нечестности, и морякам пришлось в спешке покидать берега страны. Шейх Малинди был в восхищении от подвигов да Гамы, который по дороге к Кении успел разбить арабское доу и захватить в плен 30 арабов. Правитель заключил с Васко союз против общего врага и дал опытного лоцмана для пересечения Индийского океана.

несмотря на некоторое разочарование от торговли с индийцами, большие человеческие потери и то, что в родную бухту вернулись два корабля из четырех, первый опыт путешествия в Индию был весьма позитивен. Доходы от продажи индийских товаров превысили затраты на экспедицию португальцев в 60 раз.

Второе путешествие на Восток

В перерыве между первым и вторым походом к индийским берегам Васко да Гама успел жениться на Катарине ди Адаиди, дочери алкайда Алвора. Однако, непомерные амбиции и жажда к путешествиям принудили Васко принять участие во второй аркаде Португалии. Организована она была с целью усмирения индийцев, сжегших португальскую факторию и выгнавших европейских торговцев из страны.

Вторая экспедиция к индийским берегам состояла из 20 кораблей, 10 из которых шли на Индию, пять препятствовали арабской торговле и пять охраняли фактории. Экспедиция вышла в море 10 февраля 1502 года. В результате проведения ряда операций были открыты португальские фактории в Софале и Мозамбике, побежден и обложен данью эмир Килвы и сожжено арабское судно вместе с пассажирами-паломниками.

В борьбе с непокорным заморином Каликуты, Васко да Гама был беспощаден. Обстрелянный город, повешенные на мачтах индийцы, отрубленные конечности и головы несчастных, присланные заморину – все эти зверства были ответом на ущемления интересов португальцев. Вследствие подобных действий в октябре 1503 года португальская флотилия без особых потерь и с огромной добычей вернулась в порт Лиссабона. Васко да Гама был награжден графским титулом, повышением пенсии и земельными владениями.

Третье плавание Васко да Гамы и его кончина

В 1521 году Португалией начал править сын Мануэла I Жуан III. Вскоре прибыль короля от торговли с Индией стала существенно уменьшаться. Выходом из неприятной ситуации, по мнению Жуана III, было назначение Васко да Гама пятым вице-королем Индии. С целью выяснения обстоятельств в апреле 1524 года экспедиция во главе Васко отплыла в Индию в третий раз. На сей раз его сопровождали два сына, опытные моряки Паулу и Эштеван.

Достигнув Гоа, вице-король производил наказание всех злоупотреблявших колониальной администрацией. Разоблачив и наказав всех провинившихся, да Гама отбыл в Кочин. Однако уже в пути стал чувствовать первые признаки малярии. Вскоре простое недомогание сменилось серьезными нарывами на шее и затылке. Испытывая невероятные мучения, Васко стал раздражительным и сварливым. Рассвет 24 декабря 1524 года он так и не увидел. Смерть застала его в дороге. Тело великого путешественника, вице-короля Индии, графа, адмирала Васко да Гама в 1539 году было перевезено в Португалию и похоронено в монастыре Жеронимуш лиссабонской окраины Санта-Мария-де-Белен.

Среди всех представителей советской политической элиты именно личность Сталина обычно вызывает самые жаркие споры. Одни исследователи считают его злобным деспотом, с легкостью отправлявшим миллионы людей на верную смерть. Другие настаивают на том, что без его...

Эпоха Великих географических открытий - чрезвычайно важная веха в истории человечества. Конечно, народы Южной и Северной Америки вряд ли согласятся с этим утверждением, но для нашей цивилизации в целом значение тех исследований огромно. Имена отважных капитанов славной эпохи навеки запечатлены в исторических документах, а потому их сегодня знает каждый школьник.

Но далеко не все могут перечислить истинные достижения этих великих людей. Не каждый, к примеру, ответит на вопрос о том, что открыл Васко да Гама. Это мы и рассмотрим в статье.

Основные вехи биографии

Ва́ско да Га́ма (1460-1524) - всемирно известный португальский мореплаватель, чья жизнь пришлась как раз на эпоху Великих открытий. Известен тем, что первым в истории проложил морской путь в Индию. В свое время даже занимал высокий пост Индии. Словом, биография Васко да Гама богата выдающимися событиями.

Многие историки подчеркивают, что первооткрывателем в строгом понимании этого слова он не был (в отличие от того же Магеллана). В то время как пришлось в поте лица убеждать сильных мира сего в необходимости организации экспедиции, Васко да Гама подобными вопросами не занимался. Объясняется это тем, что монарх попросту назначил его «открывателем морского пути в Индию».

Мореходу здорово повезло и с организаций похода: его и команду снабдили всем самым лучшим, прекрасно понимая важность всего мероприятия.

Как же начиналась биография Васко да Гама? О матери его много не известно, но отец принадлежал к древнему и состоятельному рыцарскому сословию. У будущего покорителя океанов было пятеро братьев и сестра.

Судя по «да» в его имени, его род точно принадлежал к высшему дворянскому сословию. Как утверждают португальские историки, один из предков Васко да Гама (биография путешественника это подтверждает) в свое время отличился в битве с маврами, за что ему и было пожаловано рыцарское звание.

Где же будущий первооткрыватель морского пути в Индию получал образование? Увы, здесь приходится судить только по косвенным следам. Более-менее достоверно известно лишь то, что математику и навигацию юный Васко да Гама постигал в Эворе. Учитывая, что сведения сохранились только об этих науках, можно предполагать, до чего португальцы уважали людей, которые были способны прокладывать курс и обращаться с секстантом.

Следует заметить, что у португальских дворян не было особенного выбора в вопросах, касающихся рода их занятий. Если человек принадлежал к дворянскому сословию, да еще и был рыцарем, то путь его - исключительно воинское дело. Учитывая, что более-менее серьезных сухопутных войн Португалия ни с кем не вела, но активно осваивала земли за океаном, практически все дворяне становились морскими офицерами.

Не избежал той же стези и молодой Васко да Гама: биография (открытия в том числе) его наглядно показывает, что более талантливых капитанов у Португалии в то время фактически не было.

Жизнь Васко да Гама до его путешествия в Индию

В далеком 1492 году некие французские корсары сумели перехватить богатый груз, шедший в Португалию. Монарх сей славной страны не стерпел такого нахальства, а потому поручил одному молодому дворянину пройтись с карательным рейдом вдоль берега, захватывая все суда французов, найденные в том районе. Порученец выполнил задание настолько быстро и эффективно, что разбойникам пришлось все вернуть. Как вы уже догадались, этим смелым рыцарем и был Васко да Гама. За свою решительность и храбрость он быстро приблизился к королевскому двору.

В 1495 году на трон Португалии взошел Мануэл I, который не только с удвоенным рвением продолжил дело морской экспансии уже известных земель, но и всерьез задумался об открытии мореходного пути в Индию. Первоначально предводителем эскадры был назначен Бартоломео Диаш. Но король понимал, что в экспедиции понадобятся таланты не только мореходного, но и сугубо военного толка. А потому на это место был назначен наш герой. Так что открыл Васко да Гама в дальнейшем?

О морском пути в Индию

Следует заметить, что предшественник деятельного монарха к тому времени уже успел попытать счастья в деле поиска сухопутного маршрута. Сделать это было непросто, так как вся северная часть Африки находилась в руках у вышеупомянутых мавров. Только лишь пройдя южнее Сахары, можно было выйти на искомый путь.

В 1487 году в поход отправилась серьезная экспедиция. Руководили ею опытные офицеры - Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Первому удалось достичь желаемой Индии и передать на родину сообщение о возможности такого перехода. Уже в 1488 году проводит подробнейшее исследование южной оконечности Черного Континента. Казалось, что у Жуана II вот-вот будет сильнейший козырь на руках - путь в Индию гарантировал бы постоянный приток богатств. Так почему же Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали столь важной вехой в истории как Португалии, так и всей человеческой цивилизации?

Судьбе было угодно иное: у короля умирает единственный наследник, а потому он практически полностью отстраняется от занятий политикой. Впрочем, сделать он успел немало: так, для сопровождения экспедиции была выстроена целая эскадра первоклассных морских судов, чье проектирование в свое время возложили на небезызвестного Бартоломео Диаша.

Когда монарх скончался в 1495 году, Мануэл I - его преемник - сперва меньше всего думал об Индии. Но международная политическая обстановка сложилась таким образом, что без этого вскоре стало нельзя. Быстрая подготовка к великому походу продолжилась.

Снаряжение первой экспедиции

На каких кораблях провел свое путешествие Васко да Гама? Во главе эскадры встал «Сан-Габриэл». Аналогичный по классу корабль, «Сан-Рафаэл», перешел под командование Паулу - брата Васко да Гамы. Оба парусника относились к так называемому классу нао. Это были весьма крупные суда, водоизмещение которых достигало 120-150 тонн. За счет широких прямоугольных парусов они могли развивать приличную скорость, но были достаточно неповоротливы, а мореходы не слишком любили использовать их для длительных переходов без привязки к берегу.

Противоположностью флагману стала «Берриу». Судно это - верткая маневренная каравелла. Оно было оснащено косыми парусами, командовал им Николау Коэльо. Наконец, в состав эскадры входил некий транспортник, ни названия, ни прочих сведений о котором не сохранилось.

О навигации

Неудивительно, что при таком внимании к организации экспедиции для ее оснащения выделялись лучшие навигационные приборы того времени. Обер-штурманом стал Перу Аленкер. Сей выдающийся мореход уже успел прекрасно себя зарекомендовать в походе с Диашем (о котором мы говорили выше). Кроме основного офицерского состава на борту были священник, писарь и астроном. Позаботились и о нескольких переводчиках, которые помогли при общении с туземцами. По мнению некоторых историков, численность экипажа достигала 170 человек.

Человеколюбивая традиция

В те времена существовала одна любопытная традиция. На борт при подобных походах брали осужденных преступников. Разумеется, делали это не ради того, чтобы познакомить арестантов с красотами заморских земель. Их использовали в качестве разведчиков, десанта и в прочих ситуациях, когда не хотелось рисковать жизнями штатного экипажа. Впрочем, для самих узников был и «свет в конце туннеля». Каким бы тяжелым ни было прегрешение, которое человек совершил на воле, он получал свободу в конце плавания. Если доживал, разумеется.

Вопросы питания

Помните, мы упоминали о некоем транспортном судне? Включать его в составы экспедиций стали со времен Диаша, когда подобный подход к делу доказал высочайшую эффективность. На складском судне хранился огромный запас провизии, формы, запасного такелажа, инструментов. Рацион команды изобилием не блистал: каши, солонина, сухари. Кроме того, в стандартную пайку входил небольшой объем вина. Зелень и фрукты, рыба и свежее мясо добывались силами самих матросов на стоянках.

Все матросы и офицеры получали неплохое жалованье (за исключением «штрафбата»). Ради романтики морских странствий в походы никто не ходил. Впрочем, путешествие Васко да Гама являлось сугубо коммерческим мероприятием, так что удивляться точно не приходится.

Чем были вооружены корабли эскадры?

К тому времени вооружение на кораблях уже далеко ушло от тех примитивных мортир, которые повсеместно встречались в начале эпохи. Каждый из «нао» имел не менее 20 орудий, а каравелла была вооружена двенадцатью пушками. Личное оружие команды напоминало испанское: те же кирасы и алебарды, кортики и шпаги. Имелось также несколько мушкетов и пистолей. Качество и распространенность личного огнестрельного оружия были так малы, что серьезного влияния на исход схватки оно обычно не оказывало.

8 июля 1497 эскадра с великими почестями отчалила от порта Лиссабона. В путь отправился той эпохи - Васко да Гама. Открытие Индии (точнее, морского пути туда) было не за горами!

Начало похода

Процесс проходил в штатном режиме: корабли плыли вдоль Съерра-Леоне. Воспользовавшись добрым советом Диаша, экспедиция сильно отклонилась к западу от намеченного курса, дабы избежать сильнейшего встречного ветра. Сам он, к слову сказать, к этому времени уже отошел от армады на отдельном корабле, направляясь к крепости Сан-Жоржи-да-Мина. Там Диаш заступил на должность коменданта.

Тем временем, наша эскадра уже сделала впечатляющий крюк в атлантическом океане, после чего португальцы вновь увидели берега Черного Континента. 4 ноября 1497 произошел знаменательный спуск якоря в бухте, которая сразу же получила имя Святой Елены. Команды судов получили приказ для долговременной стоянки, так как корабли все же сильно потрепало в открытом океане, но выполнить все работы не получилось. По пути все же удалось отыскать несколько клочков суши, на которых подлатали отчаянно текущие корабли. Вот как Васко да Гама открыл

Местное население оказалось крайне враждебно настроенным. Впрочем, учитывая количество работорговцев в тех местах, ничего удивительного в этом не было. Сам Васко да Гама получил в одной из стычек стрелу в ногу, после чего эскадра двинулась дальше.

Но главные испытания были еще впереди. С огромным трудом обогнув Мыс Бурь (Доброй Надежды), флотилия бросила якоря в бухте Моссел Бей. Неповоротливое грузовое судно непогода потрепала так сильно, что пришлось его сжечь. К счастью, местные туземцы оказались куда добрее к путникам, а потому удалось не только без помех произвести ремонт кораблей, но и пополнить запасы воды и провианта. Дальнейший путь лежал на северо-восток.

Арабское коварство

16 декабря 1497 года моряки увидели последний памятный столб, который оставила экспедиция Диаша еще в 1488 году. Все сочли это за доброе предзнаменование, причем предчувствия оправдались: целый месяц плавание шло без задержек и происшествий. Во многом это объясняется тем, что корабли экспедиции проплывали вдоль вполне цивилизованных берегов.

Дело в том, что восточный берег Африки с давних пор был арабской вотчиной, а уж они-то, в отличие от полудиких племен западного побережья, прекрасно знали европейцев. Во многом из-за этого и прошла довольно мирно (для тех лет) экспедиция Васко да Гама. Морской путь в Индию отнял жизни многих моряков, но погибли они из-за некачественного питания и инфекционных болезней.

Несмотря на Крестовые походы, отношение к ним было вполне приемлемым, но без сложностей все же не обходилось.

Так, в Мозамбике начались трения с местной администрацией. И дело было вовсе не в религии, которой весьма циничные арабы вообще уделяли мало внимания, а в том, что местные купцы заподозрили в португальцах конкурентов. Васко да Гама в долгу не остался, слегка обстреляв негостеприимные берега.

В портах Момбаса и Малинди экспедицию встретили не в пример лучше. Как ни странно, но местный шейх приветствовал их как лучших друзей. Впрочем, у него были свои причины: польщенные португальцы легко подписали союзнический договор против некоторых общих врагов. В Малинди экспедиция наконец-то встретила индийских купцов. Огромных трудов и немалых денег обошлась процедура поиска надежного лоцмана. 20 мая 1498 корабли флотилии наконец-то достигли берегов Индостана.

Сперва Васко посетил город Каликут (нынешний Кожикоде). Градоначальник встретил гостей очень торжественно. Но и тут мусульманские купцы начали вновь вставлять им палки в колеса. Отношения с градоначальником резко ухудшились, торговля шла плохо. Впрочем, удалось наторговать немало драгоценных камней и специй. По старой традиции, Васко да Гама отплатил неблагодарным горожанам, всадив в городские стены несколько ядер и захватив пару-тройку ценных заложников. В Гоа португальцы попытались основать купеческую факторию, но и здесь их постигла неудача.

Морской путь к берегам Индии - вот что открыл Васко да Гама!

Обратный путь

Пришлось разворачиваться и плыть домой. Впрочем, жаловаться было грех: местность разведана, торговые отношения, пусть и плохо, налажены. Впоследствии это оказалось важным фактором установления владычества португальцев в тех краях, чему немало способствовал сам Васко да Гама. Великие путешественники тех лет нередко становились талантливыми политиками и военачальниками, так что ничего поразительного в данном факте его биографии нет.

Но это было впереди, а пока мореплавателям предстоял длинный и опасный обратный путь. Их донимали (как мало изменилась с тех пор обстановка в том районе), страшная жара и пищевые инфекции. Второго января 1499 город Могадишо был «для профилактики» обстрелян из пушек, после чего эскадра взяла курс на Малинди.

Отдых

7 января 1499 они достигли уже знакомого города, в котором наконец-то смогли отдохнуть от опостылевшего моря и корабельной тесноты. И на сей раз шейх предоставил прекрасную еду и апартаменты, а потому всего за пять дней команда изрядно приободрилась.

Путь продолжался, но не без потерь: 13 января около Момбасы из-за сильной течи снова пришлось распрощаться с одним из судов. К середине апреля сильно поредевшая флотилия все же смогла достичь Зелёного мыса. Дом был уже рядом. Чтобы приободрить членов семей и короля, вперед выслали корабль, который должен был первым доставить весть об удачном завершении экспедиции. В то же время брат Васко, Паулу, серьезно заболел, а потому сам капитан задержался.

И только в конце августа (или уже в сентябре) 1499 года остатки армады гордо пришвартовались в порту Лиссабона. Вот что открыл Васко да Гама. Марко Поло и прочие великие мореходы прошлых лет могли бы с полным правом гордиться делами своего коллеги!

Возвращение и награда

К родным берегам пришли только два судна и 55 человек экипажа. Но с финансовой точки зрения успех был просто феноменальный: выручка от торговли с арабами и индусами в 60 раз (!) превысила все затраты на организацию самой экспедиции. Неудивительно, что имя Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали синонимами на долгие годы вперед!

Мануэл I был в восторге. Васко получил высокий титул дона, немалую пенсию и огромный земельный надел. Учитывая, что Васко да Гама открыл путь в Индию, которая издревле славилась своими богатствами, такие почести легко объяснимы. Кроме того, наш герой стал приближенным советником короля, так что все тяготы не были напрасны. В Индию он отправится еще не раз, отстаивая интересы родной земли на дальних берегах.

В конце 1524 года Васко да Гама скончался, уйдя из жизни на индийской земле. Он все же сумел основать факторию на Гоа, которая оставалась под протекторатом Португалии вплоть до середины 20-го века. Соотечественники и по сей день высоко чтут память о легендарном мореплавателе, а открытия и жизнь Васко да Гама изучают в школах. В его честь назван мост в Лиссабоне, а уж количество посвященных ему произведений искусства и вовсе не поддается исчислению.

Мы рассмотрели, что открыл Васко да Гама. Надеемся, представленная выше информация будет вам полезна.

Поиск морского пути в Индию был для Португалии очень важной задачей. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам. При этом географическое положение Португалии очень даже благоприятствовало открытиям на западном берегу Африки и попыткам найти морской путь в «страну пряностей».

В 1488 году Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, обогнул Африку и вышел в Индийский океан. После этого ему пришлось повернуть обратно, так как матросы требовали возвращения в Португалию. Основываясь на открытиях Диаша, король Жуан II собирался отправить новую экспедицию. Однако подготовка к ней затянулась и сдвинулась с мертвой точки только после вступления на престол Мануэла I в 1495 году.

Начальником новой экспедиции стал не Бартоломеу Диаш, а Васко да Гама, которому на тот момент было 28 лет. Он родился в приморском португальском городке Синиш и принадлежал к старинному аристократическому роду. В его распоряжении были два тяжелых корабля «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл», легкое быстроходное судно «Берриу», а также транспортное судно с припасами. Экипаж всех судов достигал 140−170 человек.

2 Плавание

Суда прошли мимо Канарских островов, разделились в тумане и собрались у островов Зеленого Мыса. Дальнейший путь затруднили встречные ветры. Васко да Гама повернул к юго-западу и, немного не дойдя до Бразилии, благодаря попутному ветру сумел наиболее удобным путем дойти до мыса Доброй Надежды. 22 ноября флотилия обогнула мыс и вышла в незнакомые воды.

На Рождество корабли вошли в бухту, которую назвали Гаванью Рождества (порт Наталь). В конце января 1498 года экспедиция достигла устья реки Замбези, где пробыла около месяца, ремонтируя корабли.

Двинувшись дальше вдоль восточного побережья Африки, 2 марта португальцы достигли Мозамбика. Здесь начинались территории, которые контролировали арабы. Переводчиков у Васко да Гама хватало, так что дальнейшее плавание проходило уже по вполне понятному для португальцев маршруту: им были известны расстояния, основные порты, в которых надо было остановиться.

3 Индия

В богатом сомалийском городе Мелинда Гама сумел договориться с шейхом, и тот предоставил ему лоцмана. С его помощью экспедиция в мае 1498 года добралась до Индии. Корабли остановились у города Каликут (Кожикоде). Местный правитель — заморин — радушно принял посла португальского капитана. Однако Гама отослал правителю подарки, которые не имели никакой ценности, отношения между ним и правителем охладились, а обстановка в городе, наоборот, накалилась до предела. Мусульманские купцы настраивали горожан против португальцев. Правитель не дал Васко да Гама разрешения на основание фактории.

9 августа, перед отъездом, да Гама обратился к заморину с письмом, в котором напоминал об обещании направить посольство в Португалию и просил послать в дар королю несколько мешков пряностей. Однако правитель Каликута в ответ потребовал выплаты таможенных пошлин. Он приказал задержать нескольких португальцев, обвинив их в шпионаже. В свою очередь, Васко да Гама взял заложниками нескольких посетивших суда знатных каликутцев. Когда заморин вернул португальцев и часть товаров, Васко да Гама отправил на берег половину заложников, а остальных взял с собой. 30 августа эскадра отправилась в обратный путь.

Обратная дорога была не из легких. 2 января 1499 года матросы да Гама увидели сомалийский порт Могадишо. В сентябре 1499 года Васко да Гама вернулся на родину героем, хоть и потерял два корабля и две трети экипажа, включая любимого брата Паулу.

4 Второе плавание в Индию. Отплытие

Сразу после открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать туда ежегодные экспедиции. Экспедиция 1500 года, возглавляемая Педру Алвариш Кабралом, заключила торговый договор с заморином Каликута и основала там торговую факторию. Но португальцы вступили в конфликт с арабскими купцами Каликута, фактория была сожжена, и Кабрал отплыл из города, обстреляв его из пушек.

Начальником новой большой экспедиции, снаряженной после возвращения Кабрала, был снова назначен Васко да Гама. Часть флотилии (15 судов из 20) оставила Португалию в феврале 1502 года.

5 Плавание

За экватором Гама, вероятно, с целью разведки пошел, не удаляясь далеко от суши, вдоль берегов Аравии и Северо-Западной Индии до Камбейского залива, а оттуда повернул на юг.

У Каннанура корабли Гамы напали на арабское судно, идущее из Джидды (гавань Мекки) в Каликут с ценным грузом и 400 пассажирами, главным образом паломниками. Разграбив судно, Гама приказал матросам запереть в трюме команду и пассажиров, среди которых было много стариков, женщин и детей, а бомбардирам — поджечь судно.

6 Индия

Заключив союз с правителем Каннанура, Гама в конце октября двинул флотилию против Каликута. Начал он с того, что повесил на реях 38 рыбаков, предлагавших португальцам рыбу, и бомбардировал город. Ночью он приказал снять трупы, отрубить головы, руки и ноги, свалить туловища в лодку. К лодке Гама прикрепил письмо, в котором говорилось, что такова будет судьба всех граждан, если они будут сопротивляться. Прилив вынес лодку и обрубки трупов на берег. На следующий день Гама опять бомбардировал город, разграбил и сжег подходившее к нему грузовое судно. Оставив семь кораблей, для блокады Каликута, он отослал в Каннанур за пряностями два других корабля, а с остальными пошел за тем же грузом в Кочин.

После двух «победоносных» стычек у Каликута с арабскими судами Васко да Гама в феврале 1503 года повел корабли обратно в Португалию, куда и прибыл в октябре с грузом пряностей огромной ценности. После этого успеха пенсия и другие доходы Гамы были значительно увеличены, позднее он получил графский титул.

7 Третье плавание

В 1505 году король Мануэл I, по совету Васко да Гамы, учредил должность вице-короля Индии. Сменявшие друг друга Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки жестокими мерами укрепляли власть Португалии на индийской земле и в Индийском океане. Однако после смерти Албукерки в 1515 году его преемники стали намного хуже справляться со своими задачами, больше думая о личном обогащении.

Король Португалии Жуан III решил назначить вторым вице-королем 54-летнего сурового и неподкупного Васко да Гаму. В апреле 1524 года адмирал отплыл из Португалии. Васко да Гаму сопровождали двое сыновей — Эштеван да Гама и Паулу да Гама.

8 Индия. Смерть

Сразу же по прибытии в Индию, да Гама принял твердые меры против злоупотреблений колониальной администрации. Но 24 декабря 1524 года Васко да Гама умер от малярии в Кочине.