Расстройство зрения. Дети с нарушением зрения: классификация

Дата: 24.04.2016

Комментариев: 0

Комментариев: 0

  • Основные виды нарушений
  • Симптомы нарушений зрения
  • Наблюдение у врача-офтальмолога
  • Нарушение зрение: каковы меры профилактики?

Человек природой наделен пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир. Нарушение зрения частично лишает его такой возможности. В зависимости от его характера может быть потеря четкости восприятия, цветности изображения, в каких-то случаях человек не видит ничего. Слабовидящие люди в наше время – это не редкость, и с этим нужно что-то делать.

Проблемы со зрением у многих начинаются уже с детства, в связи с чем возникает потребность в проведении профилактических мероприятий и своевременном принятии мер, чтобы не допустить нежелательных последствий. Дети с нарушением зрения часто зажаты, нерешительны, их успеваемость в школе заметно снижается.

Основные виды нарушений

Наиболее распространены следующие виды нарушения зрения:

Эта классификация нарушений неполная, в ней перечислены дефекты, которые встретить в жизни можно с достаточно большой вероятностью. Глаза также могут быть травмированы при занятиях активными видами спорта и в различных бытовых ситуациях.

Вернуться к оглавлению

Симптомы нарушений зрения

Дети о своих ощущениях рассказать не могут, в маленьком возрасте они не знают, каким зрение должно быть в нормальном состоянии. Некоторые косвенные признаки должны дать родителям повод для беспокойства и обращения к врачу-офтальмологу:

Если хотя бы один из симптомов проявляется, следует в короткие сроки проконсультироваться с врачом, показав ему малыша.

Вернуться к оглавлению

Наблюдение у врача-офтальмолога

Врач должен провести обследование, основанное на различных тестах, степени остроты зрения, правильности реакции глаза на раздражители, способности к фокусировке, координированного зрения. Специализированное оборудование позволяет выявить косоглазие, наличие затуманенного зрения, астигматизма. После проведенного обследования врачом назначаются лечение, коррекция зрения при помощи правильно подобранных очков или контактных линз.

В дальнейшем необходимо периодически посещать врача-офтальмолога для контроля развития заболевания. В случае неэффективности проводимого терапевтического лечения или корректировки зрения стратегия должна быть изменена.

Особенности детей состоят в том, что их организм продолжает формироваться. Рассинхронизация в развитии отдельных процессов в любой момент может привести к появлению новых нарушений, поэтому следить за правильными проявлениями реакций ребенка нужно постоянно и с большой внимательностью, чтобы не упустить время.

Именно в детстве в силу подвижности изменений довольно высока вероятность того, что имеющиеся нарушения могут быть устранены.

С годами такая возможность проходит, повышается риск того, что нарушение зрения у детей закрепится на всю жизнь. Поэтому затягивать с обращением к специалисту не стоит, а заниматься самолечением не всегда целесообразно.

При нарушении полей зрения лечение может быть довольно эффективным в зависимости от причины его возникновения, квалификации врача и стадии, на которой оно было обнаружено.

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения - способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице - 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1. слепые - это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения - 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции - очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

1.абсолютно, или тотально, слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

2.частично слепые - дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

2. слабовидящие - дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1.слепорожденные - дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2.ослепшие - дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки. Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

3.2 Особенности развития детей с нарушениями зрения

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Систематизация, классификация, группировка материала, так же как и создание условий его четкого восприятия, являются предпосылкой развития памяти при нарушенном зрении.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и в процессе формирования речь включается в иную систему связей, чем у зрячих. Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфической человеческой деятельности - общения, но имеет свои особенности формирования - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона, появляется «формализм», накапливается большое количество слов, не связанных с конкретным содержанием. Предметные совместные действия с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулируют соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой - являются условием лучшего познания внешнего мира в процессе активного оперирования с предметами.

Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Компенсация последствий глубоких нарушений зрения участием речи наиболее четко проявляется в чувственном познании, поскольку она уточняет, корригирует и направляет протекание процессов чувственного познания, позволяет более полно и точно воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях.

Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения - мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительности ее у слепого и слабовидящего. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции их речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной стороной, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в процессе общения.

Необходимыми условиями своевременного выявления любой патологии развития, включая нарушение зрительной функции, являются тщательное наблюдение за ребенком с самого его рождения и хорошее знание нормативных сроков становления основных показателей психического развития. При наблюдении за динамикой психического развития ребенка необходимо адаптировать тестовый материал к сниженным возможностям зрительного восприятия у детей с нарушением зрительной функции. Предъявляемый материал должен иметь большую контрастность, лучшую освещенность, большие угловые размеры.

Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо осуществлять предварительное исследование способностей слепого по крайней мере в трех направлениях, таких, как:

1.клиническое ассистирование и клиническая помощь;

2.самоанализ, самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;

3.обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.

В ходе офтальмологической консультации должны определяться не только заболевание, острота центрального и периферического зрения и его категория, но и показания к использованию линз, очков, дозировка физической нагрузки или противопоказания к ней и т. д.

Существуют разные формы компенсации слепоты:

1) органическая, или внутрисистемная, компенсация, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;

2) межсистемная, основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых анализаторных нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.

Создан комплекс специальных коррекционных занятий, осуществляемых в условиях различных форм учебной, игровой, практической деятельности, имеющих целью компенсацию нарушенных или полностью утерянных зрительных функций, а также вторичных отклонений в развитии. Механизм компенсации: в сенсорный акт познания включаются высшие познавательные процессы, используется прошлый опыт, большая роль принадлежит предметно-практической деятельности.

Непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением.

Проблема нарушения зрения сейчас стоит особенно остро. В первом классе каждый четвертый ребенок имеет проблемы со зрением, к шестому классу - уже каждый третий, а у выпускников - каждый второй. Давайте разберемся, какие самые распространенные нарушения зрения у детей, с чем это связано, и что можно предпринять для профилактики.

Нарушения зрения возникают, когда по тем или иным причинам глаз теряет способность к адекватной рефракции и человек начинает видеть предметы искаженно. В зависимости от этого выделяют несколько основных видов заболевания.

Близорукость

Профилактика нарушения зрения у взрослых

Чтобы замедлить процесс старения глаз и сохранить их здоровье, рекомендуется принимать комплексы, содержащие незаменимые каротиноиды, ферменты и антиоксиданты. Например биологически-активная добавка к пище Окувайт® Форте. Её компоненты - лютеин, зеаксантин, витамины С и Е, селен и цинк, помогают справиться с утомлением глаз, а также предотвратить снижение остроты зрения*.

Профилактика нарушения зрения у детей.

Предотвратить нарушения зрения совсем не сложно. Для этого нужно соблюдать несколько правил и приемов.

Начинать подобную профилактику можно еще с колыбели. Для этого подвешивайте погремушки зеленого, желтого и оранжевого цвета на уровне 30 см от глаз малыша. Полезно также водить игрушкой ближе и дальше от ребенка, чтобы он тренировался фокусировать взгляд на разном расстоянии.

Телевизор и компьютер максимально ограничьте. По нормам, дошкольник может тратить на это не больше 40 минут в день, младший школьник - не больше часа, а дети старше 10 лет - около полутора часов. При этом каждые 20 минут необходимо делать небольшие перерывы для зрительной гимнастики.

Ребенок должен гулять на свежем воздухе полтора-два часа в день, чтобы обеспечить организм достаточным количеством кислорода.

Следите, чтобы ребенок получал все необходимые для здоровья витамины и микроэлементы. Для зрения, в частности, важны витамины А и С.

Делайте сами и приучите малыша к несложной зрительной зарядке, чтобы они могли расслаблять глаза и укреплять глазные мышцы.

*Инструкция БАД к пище Окувайт® Форте

Спасибо

Глаз – это орган, которым каждый человек пользуется постоянно в течение своей жизни. Многие знают о том, что именно через орган зрения мы получаем около 80% информации об окружающем мире. Тем не менее, зачастую ухудшение зрения не вызывает у человека сильного беспокойства. Считается, что это обусловлено возрастными изменениями.

Ухудшение зрения практически всегда является симптомом какого-либо заболевания. Это могут быть:

  • болезни непосредственно самих глаз: сетчатки, хрусталика, роговицы;
  • общие заболевания, которые, например, приводят к поражению нервной системы или сосудов глазного яблока;
  • нарушения со стороны тканей, окружающих глаз: глазных мышц, жировой ткани, которая окружает глазное яблоко.
Нарушения зрения могут иметь различный характер:
  • Нарушение остроты зрения главным образом связано с патологиями сетчатки – задней части глазного яблока, в которой находятся светочувствительные клетки. Под остротой зрения понимают способность глаза различать две отдельные точки на минимальном расстоянии. Эта способность выражается в условных единицах. Для здорового глаза острота зрения составляет 1,0.
  • Нередко ухудшение зрения может быть вызвано препятствия на пути света к сетчатке. При изменениях со стороны хрусталика и роговицы происходит как бы затуманивание перед глазами, появление различных пятен. Если хрусталик глаза имеет неправильную форму, он неправильно позиционирует изображение на сетчатке.
  • Глаза человека специально расположены очень близко друг к другу, чтобы мы могли воспринимать картину мира максимально глубоко, в объеме. Но для этого глазные яблоки должны быть точно позиционированы в глазницах. Если их расположение и оси нарушаются (что может быть вызвано нарушениями со стороны глазных мышц, разрастанием жировой клетчатки глаза), отмечается двоение в глазах и нарушение зрения.
  • Как только сетчатка глаза воспринимает свет, он тут же трансформируется в нервные импульсы, и поступает по зрительным нервам к головному мозгу . При нарушениях со стороны нервной системы зрение также нарушается, причем часто эти нарушения достаточно специфичны.
Рассмотрим основные заболевания, которые могут выступать в качестве причин нарушения зрения.

Временное нарушение зрения при усталости

Нарушение зрения не всегда бывает связано с заболеваниями. Иногда к данному симптому приводят такие факторы, как:
  • постоянное переутомление ;
  • хроническое недосыпание;
  • постоянные стрессы ;
  • длительное зрительное напряжение (например, работа за компьютером).
Часто для того, чтобы устранить ухудшение зрения в данной ситуации, достаточно всего лишь немного отдохнуть, выполнить глазную гимнастику . Но лучше все же посетить офтальмолога и пройти осмотр, чтобы не пропустить заболевание.

Заболевания сетчатки

Отслойка сетчатки

Сетчатка – задняя часть глаза, в которой находятся нервные окончания, воспринимающие световые лучи и переводящие их в изображение. В норме сетчатка тесно соприкасается с так называемой сосудистой оболочкой. Если они отделяются друг от друга, то развиваются различные нарушения зрения.

Симптомы отслоения сетчатки и ухудшения зрения очень специфичны и характерны:
1. Сначала имеет место только ухудшение зрения одного глаза. Важно запомнить, с какого глаза началось нарушение, и затем рассказать об этом на приеме у врача.
2. Характерный признак заболевания – пелена перед глазами. Сначала пациент может думать, что она обусловлена каким-то процессом на поверхности глазного яблока, и безуспешно, в течение длительного времени, промывать глаза водой , чаем и пр.
3. Периодически пациент с отслойкой сетчатки может ощущать перед глазами искры, вспышки.
4. Патологический процесс может захватывать разные части сетчатки и, в зависимости от этого, происходят те или иные нарушения зрения. Если больной видит искаженными буквы и окружающие предметы, то, скорее всего, поражен центр сетчатки.

Диагноз устанавливается врачом-офтальмологом после проведения осмотра. Лечение является хирургическим, применяются различные виды вмешательств для восстановления нормального состояния сетчатки.

Макулодистрофия

Макулодистрофия – заболевание, являющееся причиной ухудшения зрения и развития слепоты у большого числа людей в возрасте после 55 лет. При данной патологии поражается так называемое желтое пятно – место на сетчатке, где находится наибольшее количество светочувствительных нервных рецепторов.

Причины развития макулодистрофии до настоящего времени остаются не вполне ясными. В этом направлении пока еще ведутся исследования, многие ученые склоняются к мнению, что заболевание обусловлено недостатком в организме важных витаминов и микроэлементов.

Начальными признаками макулодистрофии могут быть:

  • затуманенное видение предметов, нечеткие их контуры;
  • сложности при разглядывании лиц, букв.
Диагностика макулодистрофии осуществляется на приеме во время осмотра врача-офтальмолога.

Лечение ухудшения зрения при данном заболевании в основном бывает двух видов:

  • использование лазеротерапии и фотодинамической терапии;
  • применение лекарственных препаратов в форме таблеткок или инъекций.
Стоит отметить, что макулярная дистрофия зачастую является рецидивирующим заболеванием. После того, как ухудшение зрения устранено, оно может возникать снова.

Отслойка стекловидного тела и разрывы сетчатки

Стекловидное тело – это вещество, заполняющее глазное яблоко изнутри. В нескольких местах оно очень прочно прикреплено к сетчатке. В молодости стекловидное тело является плотным и упругим, но с возрастом способно разжижаться. В итоге оно отделяется от сетчатки, и приводит к ее разрывам.

Разрыв сетчатки – основная причина ее отслойки. Поэтому и симптомы , встречающиеся при данном состоянии, очень похожи на признаки отслойки. Они развиваются постепенно, поначалу больной ощущает наличие как бы пелены перед глазами.

Диагностика разрыва сетчатки осуществляется врачом офтальмологом после осмотра. Ее лечение, так же, как и лечение отслойки, осуществляется в основном хирургическим путем. Для каждого конкретного пациента требуется индивидуальный подход: не существует двух совершенно одинаковых случаев данного заболевания. Ухудшение зрения также может быть выражено в разной степени.

Диабетическая ретинопатия

При длительном течении сахарного диабета и отсутствии эффективного лечения практически всегда наблюдается ухудшение зрения. На поздних стадиях диабета данное осложнение встречается у 90% пациентов. Если оно имеется, то пациенту, как правило, присваивается определенная группа инвалидности .

Диабетическая ретинопатия и связанное с ней резкое ухудшение зрения вызваны поражением мелких сосудов сетчатки. В капиллярах артериального типа развивается атеросклероз , венозные сильно расширяются, кровь в них застаивается. Целые участки сетчатки остаются без адекватного кровоснабжения, их функция существенно страдает.

Естественно, главным фактором риска развития диабетической ретинопатии является сахарный диабет. На начальных стадиях ухудшение зрения не отмечается, пациента вообще не беспокоят никакие симптомы со стороны глаз. Но изменения в капиллярах и мелких сосудах сетчатки в это время уже могут происходить. Если снижается острота зрения, или один глаз совсем перестает видеть, это говорит о том, что в органе зрения развились необратимые изменения. Поэтому всем больным сахарным диабетом очень важно своевременно проходить осмотры у офтальмолога.

Особенно высока вероятность развития диабетической ретинопатии у людей, страдающих сахарным диабетом первого типа.

Заболевания хрусталика

Катаракта

Катаракта является одной из наиболее распространенных патологий хрусталика. Она характеризуется помутнением этой естественной природной линзы глаза, ухудшением зрения и другими симптомами.

В большинстве случаев катаракта развивается в старческом возрасте, она очень редко бывает врожденной. У исследователей пока нет единого мнения относительно причин развития заболевания. Например, считается, что помутнение хрусталика и ухудшение зрения могут быть вызваны нарушением обмена веществ, травмами , действием свободных радикалов.

Характерные симптомы катаракты:

  • Снижение остроты зрения, которое может иметь различную степень выраженности, вплоть до полной слепоты одного глаза.
  • Ухудшение зрение сильно зависит от того, в какой части хрусталика располагается катаракта. Если помутнение затрагивает только периферию, зрение в течение длительного времени остается нормальным. Если же пятно расположено в центре хрусталика, пациент имеет большие проблемы с видением предметов.
  • При развитии катаракты усиливается близорукость . При этом, если ранее у пациента имелась дальнозоркость , отмечается парадокс: на какое-то время его зрение улучшается, и он начинает лучше видеть предметы, которые находятся вблизи.
  • Изменяется светочувствительность глаза, что также можно рассматривать в качестве одного из признаков ухудшения зрения. Например, пациент может отмечать, что окружающий мир как будто потерял краски, стал тусклым. Это характерно в случаях, когда помутнение хрусталика начинает расти с периферической части.
  • Если же катаракта изначально развивается в центре глаза, отмечается совершенно противоположная картина. Пациент начинает очень плохо переносить яркий свет, он намного лучше видит в сумерках или во время пасмурной погоды, при недостаточном освещении.
  • Если катаракта носит врожденный характер, зрачок ребенка имеет белую окраску. Со временем развивается косоглазие , может полностью утрачиваться зрение одним или обоими глазами.


Если отмечается подобное возрастное ухудшение зрения и указанные сопутствующие симптомы, это должно стать поводом для обращения к офтальмологу. После осмотра врач установит диагноз и назначит лечение. Ухудшение зрения при катаракте на начальных стадиях можно лечить консервативно, при помощи глазных капель. Однако единственным радикальным методом лечения заболевания является хирургическое вмешательство на глазном яблоке. Характер операции подбирается в зависимости от конкретной ситуации.

Близорукость

На самом деле такое состояние, как близорукость, не является исключительно заболеванием хрусталика. Это патологическое состояние, характеризующееся ухудшением остроты зрения при рассматривании предметов вдали, может быть обусловлено рядом факторов:
1. Наследственный фактор: некоторые люди имеют достаточно специфическое строение глазного яблока, запрограммированное генетически.
2. Вытянутая форма глазного яблока – признак, который также передается по наследству.
3. Нарушение формы роговицы – так называемый кератоконус. В норме роговица должна иметь сферическую форму, что обеспечивает равномерное преломление в ней солнечных лучей. При кератоконусе роговица конической формы изменяет светопреломление. В итоге хрусталик не совсем правильно фокусирует изображение на сетчатке.
4. Нарушения формы хрусталика, изменения его положения при травмах, вывихах .
5. Слабость мышц, отвечающих за движения глазных яблок.

Статистика показывает, что близорукость является одной из наиболее распространенных патологий в офтальмологии, и чаще всего ей страдают люди молодого возраста. Если верить проведенным исследованиям, распространенность близорукости среди школьников составляет до 16%. В высших учебных заведениях она встречается еще чаще.

В то же время близорукость может приводить к более серьезным проблемам и осложнениям, вплоть до полной потери зрения. Основной симптом близорукости достаточно характерен: видение предметов на отдалении затруднено, они кажутся расплывчатыми. Для того, чтобы читать газету или книгу, пациент должен подносить текст очень близко к глазам.

Диагностика заболевания осуществляется на приеме у офтальмолога. Лечение близорукости может быть различным, в зависимости от вызвавших ее причин. Применяются очки, лазерная коррекция , иные микрохирургические вмешательства на глазном яблоке.

Основные причины резкого ухудшения зрения:
1. Слишком малый диаметр глазного яблока в переднезаднем направлении, при этом световые лучи фокусируются в неправильном месте.
2. Снижение способности хрусталика изменять свою форму, которое начинается в 25 лет и продолжается до 65 лет, после чего наступает резкое ухудшение зрения, связанное с полной утратой хрусталика способности изменять свою форму.

Так или иначе, все люди с возрастом приобретают дальнозоркость. При этом предметы, рассматриваемые вблизи, начинают "расплываться", имеют нечеткие контуры. Но если человек до этого страдал близорукостью, в результате возрастной дальнозоркости его зрение может даже немного улучшаться.

Диагноз дальнозоркости чаще всего устанавливается во время осмотра офтальмологом. При этом пациент сам обращается к врачу, жалуясь на существенное ухудшение зрения.

Нарушения зрения при дальнозоркости корректируются при помощи контактных линз , очков, которые пациент должен носить постоянно. Сегодня существуют и хирургические методы лечения при помощи специальных лазеров.

Травмы глаза

Травмы глазного яблока – большая группа патологий, которые в своем большинстве сопровождаются ухудшением зрения. Наиболее часто встречаются следующие разновидности травм глаза:
1. Инородное тело. Может попасть на поверхность склеры или конъюнктивы, либо прямо в глазное яблоко. Например, очень часто среди инородных тел глаза встречаются мелкие металлические стружки, которые могут попасть в глаза во время обработки металлических изделий. Иногда удается удалить инородное тело самостоятельно, вывернув нижнее веко, немного поморгав, промыв глаза водой. Если эти мероприятия оказываются безуспешными, необходимо срочно обратиться к офтальмологу.

2. Ожоги глаз. Чаще всего встречаются в производственных условиях. Могут быть химическими (попадание в глаз кислот и щелочей), термическими. Степень ухудшения зрения сразу после травмы зависит обширностью поражения. Симптомы характерны: непосредственно после получения травмы ощущается сильная боль, жжение в глазах, нарушается зрение. При химических ожогах нужно тщательно промыть глаза чистой водой. Необходимо как можно скорее доставить пострадавшего в офтальмологическую клинику. При подобных травмах в дальнейшем образуется бельмо роговицы, которое еще больше ухудшает зрение.

3. Ушиб глазного яблока – достаточно легкая разновидность травмы глаз. Непосредственно после травмы практически никогда не удается точно установить степень тяжести повреждения. Это может сделать только офтальмолог в клинике после проведения осмотра. Иногда за ушибом может скрываться более серьезная травма. Поэтому при данном виде повреждения нужно как можно скорее наложить повязку и доставить пострадавшего в больницу.

Основные симптомы ушиба глазного яблока:

  • головокружение , головная боль и ухудшение зрения;
  • сильная боль в поврежденном глазном яблоке;
  • отек вокруг глазницы, иногда настолько сильный, что веки невозможно разомкнуть;
  • синяки на веках, кровоизлияния в глаз.
4. Кровоизлияние в сетчатку.
Основные факторы:
  • травмы глазного яблока;
  • натуживания во время родов и интенсивных физических нагрузок;
  • заболевания сосудов глазницы: повышенное давление , венозный застой, повышенная ломкость;
  • нарушение свертываемости крови.
При кровоизлиянии в сетчатку пострадавший видит как бы пятно, которое застилает часть поля зрения. В дальнейшем оно может приводить к частичной или полной утрате зрения.

5. Ранение глаза – повреждение глазного яблока острыми режущими и колющими предметами, которое, пожалуй, является одной из наиболее опасных разновидностей травм. После такого повреждения может наступить не только ухудшение зрения, но и его полная потеря. При повреждении глаза острым предметом нужно немедленно закапать в него капли с антибиотиком , наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего к врачу. Офтальмолог осуществляет осмотр, устанавливает степень повреждения и назначает лечение.

6. Кровоизлияние в глазницу. При данном виде травмы происходит скопление крови в полости глазницы, в результате чего глазное яблоко как бы выпячивается наружу, - образуется экзофтальм (пучеглазие). При этом нарушается нормальное расположение осей глазных яблок. Отмечается двоение в глазах и общее ухудшение зрения. Пострадавший с подозрением на кровоизлияние в глазницу должен быть немедленно доставлен в офтальмологический стационар.

Заболевания роговицы, сопровождающиеся ухудшением зрения

Помутнение (бельмо) роговицы

Помутнение роговицы – процесс, который в некоторой степени напоминает рубцевание на коже. На поверхности роговой оболочки образуется мутный инфильтрат, нарушающий нормальное зрение.

В зависимости от степени выраженности, различают следующие виды помутнения роговицы:
1. Облачко – не заметно невооруженным глазом, может быть выявлено только офтальмологом. Не приводит к существенному ухудшению зрения. При помутнении роговицы, которое обозначается как облачно, пациент чувствует только небольшое мутное пятно в поле зрения, которое не причиняет ему никаких проблем.
2. Пятно роговицы – более выраженный дефект в центральной части роговой оболочки глаза. Доставляет пациенту проблемы, так как затрудняет зрение. Область зрения, которая находится за пятном, может быть совершенно невидима.
3. Бельмо роговицы – это очень обширное помутнение, которое может послужить причиной существенного резкого ухудшения зрения, либо его полной потери.

Чаще всего пациенты с помутнениями роговицы обращаются к окулистам с жалобами именно на ухудшение зрения. Если бельмо занимает достаточно большую площадь, среди жалоб присутствует косметический дефект, ухудшение внешнего вида. Окончательный диагноз устанавливается после офтальмологического осмотра.

С целью восстановления зрения при помутнении роговицы могут применяться специальные капли с лекарственными препаратами, хирургическое вмешательство – кератопластика.

Кератит

Кератиты – большая группа заболеваний, характеризующихся развитием воспалительного процесса в роговице, ухудшением зрения и другими симптомами. Воспаление роговой оболочки может быть вызвано следующими причинами:

1. Бактериальные инфекции:

  • неспецифические – обычное гнойное воспаление роговицы;
  • специфические, например, сифилитический или гонорейный кератит.
2. Вирусные кератиты.
3. Кератиты грибкового происхождения, которые чаще всего развиваются при снижении иммунных сил организма.
4. Кератита аллергического и аутоиммунного происхождения.
5. Токсические кератиты, возникающие под действием различных едких, агрессивных, отравляющих веществ.

При кератитах практически всегда в той или иной степени отмечается нарушение зрения. В большинстве случаев оно носит временный характер, и проходит сразу после излечения заболевания. Но иногда после перенесенного кератита на роговице формируется бельмо, сопровождающееся стойким ухудшением зрения.

Другие симптомы, которыми может сопровождаться кератит:

  • боль, жжение, зуд в одном или обоих глазах;
  • покраснение конъюнктив, расширение сосудов склеры;
  • выделения из глаз (могут быть жидкими или иметь гнойный характер);
  • по утрам веки склеиваются, их невозможно разомкнуть.

Язва роговицы

Язва роговицы - это дефект, углубление или отверстие на роговой оболочке, сопровождающееся ухудшением зрения и другими симптомами.

Чаще всего причинами появления язвы в роговице являются ее трещины, травмы, кератиты.

Понять, что у пациента развивается именно язва роговицы, можно по следующим симптомам:

  • после перенесенной травмы, или после кератита в глазу, сохраняется боль, но со временем она не уменьшается, а, напротив, нарастает;
  • чаще всего при самостоятельном осмотре глаза посредством зеркала пациент не замечает никаких дефектов;
  • сама по себе язва роговицы не приводит к существенному ухудшению зрения, но на ее месте всегда образуется ткань, которая напоминает рубцовую, а она очень плохо пропускает свет.
Окончательный диагноз язвы роговицы устанавливается на приеме у офтальмолога, после проведения осмотра. Врач может точно сказать, какой размер имеет язвенный дефект. Наиболее опасным состоянием является так называемая ползучая язва роговицы, которая постоянно увеличивается в размерах, причем направление и характер ее увеличения в ближайший период времени очень сложно предсказать.

Основные механизмы, зачастую приводящие к формированию язв роговицы – это инфекции и воспалительные процессы. Соответственно, в качестве основного средства лечения назначаются капли с антибиотиками и противовоспалительными гормональными препаратами.

Ухудшение зрения при эндокринных заболеваниях

Существует две основные эндокринные патологии, способные приводить к ухудшению зрения: аденома гипофиза и некоторые поражения щитовидной железы .

Аденома гипофиза

Гипофиз – это эндокринная железа, расположенная у основания головного мозга. Аденома – это доброкачественная опухоль железы. Из-за того, что гипофиз находится в непосредственной близости с местом прохождения зрительных нервов, аденома способна сдавливать их. При этом отмечается ухудшение зрения, но достаточно своеобразное. Выпадают поля зрения, которые находятся либо ближе к носу, либо напротив, со стороны виска. Глаз как бы перестает видеть половину той области, которую он воспринимает в норме.

Параллельно с ухудшением зрения возникают другие симптомы аденомы гипофиза: высокий рост, грубые черты лица, увеличение в размерах ушей, носа и языка.

Диагностика аденомы гипофиза осуществляется после проведения исследования крови на гормон роста, компьютерной томографии или МРТ области мозга, в которой расположен гипофиз. Лечение обычно хирургическое – удаляется часть гипофиза. При этом зрение, как правило, полностью восстанавливается.

Заболевания щитовидной железы

Главным образом ухудшение зрения возникает при таком заболевании, как Базедова болезнь (диффузный токсический зоб). При этом заболевании встречается достаточно большое количество разнообразных симптомов: похудение , раздражительность, вспыльчивость, потливость , гиперактивность и пр.

Один из симптомов тиреотоксического зоба – экзофтальм, или пучеглазие. Он возникает вследствие того, что жировая клетчатка, находящаяся внутри глазницы, сильно разрастается и как бы выталкивает глазное яблоко наружу. В итоге нарушается нормальное расположение и нормальные оси глаз. Отмечается двоение в глазах и иные ухудшения зрения. При грамотном лечении пучеглазие может пройти, как и другие симптомы патологии. В тяжелых случаях применяются хирургические вмешательства.

Диагностикой и лечением данной причины ухудшения зрения занимается эндокринолог .

Косоглазие

Чаще всего данное патологическое состояние проявляется еще в детском возрасте. Его основной причиной является поражение головного мозга, при котором изменяется тонус глазных мышц: они утрачивают способность придавать глазным яблокам нормальное положение. Если глаза не работают параллельно, они теряют способность воспринимать объем и глубину изображения, перспективу. Один глаз становится ведущим, в то время как второй перестает участвовать в функции зрения. Со временем развивается его слепота.

Многие родители считают, что подобные ухудшения зрения носят временный характер, и в скором времени пройдут. На самом деле без помощи опытного офтальмолога со временем они только прогрессируют.

Диагноз устанавливается на приеме у врача окулиста. Назначается лечение. Иногда оно может предполагать хирургическое вмешательство на мышцах глаза.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Зрение - самый мощный источник наших знаний о внешнем мире - пожалуй, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Его утрата - огромное несчастье для человека.

Природа решила проблему видения во многих вариантах, создав различные системы глаз, удивительно хорошо приспособленных к условиям жизни человека и обитания животных. Но при всем разнообразии патентов «живой» природы на зрение и разнице в построении оптических аппаратов глаза его внутренние механизмы сходны: в их основе лежат тонкие первичные химические и электрические изменения в сетчатке глаза, которые и приводят к возникновению нервных импульсов, несущих в мозг переработанную зрительную информацию.

Глаза - ценный, удивительный дар природы. В них отражается все, что мы чувствуем: радость и страдания, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Глаза - это самый важный орган чувств, поэтому они заслуживают исключительно большого внимания. Глаза играют также очень большую роль в общем эстетическом облике человека. Но при всем этом глаза очень чувствительный и легкоранимый орган. Так, например, слишком яркий свет причиняет глазам боль; загрязненный воздух, дым, пыль вызывают слезотечение, а иногда даже воспаление глаз. Глаза всегда должны быть чистыми, сияющими. А для того, чтобы они были такими, необходим ежедневный, тщательный уход за глазами.

Дефицит движения современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного аппарата - наших глаз. Кроме того, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят сегодня к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах, увы, каждый четвертый близорук. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния компьютерных дисплеев на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточной тренированности, а потому и слабости внутриглазных и окологлазных мышц.

Работами отечественных и зарубежных ученых доказано, что специальные тренировочные упражнения для внутриглазных и окологлазных мышц могут привести к стабилизации и даже к обратному развитию близорукости и дальнозоркости. Тренировки глазных мышц благоприятно влияют и на работоспособность операторов у дисплея. Однако широкое практическое использование физических упражнений для профилактики различных нарушений рефракции * глаза, особенно близорукости, и для восстановления работоспособности главнейшей внутриглазной мышцы - цилиарной - сдерживается отсутствием специальных массовых пособий и руководств, а также специальных приборов - видеотренажеров - технических средств нового класса, до сих пор не выпускаемых промышленностью. Первые варианты технических видеотренажеров уже созданы в Московском областном государственном институте физической культуры.

Не могут ли помочь специальные физические упражнения при заболеваниях глаз?

Общеизвестно, что мысль и движение так же неразрывно связаны, как зрение и движение, поскольку и сам зрительный орган постоянно находится в движении. Отец русской физиологии И.М. Сеченов тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он считал, что мышцы глаз не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но служат также аппаратом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.

Возникает вопрос, какие же конкретные специальные движения могут быть рекомендованы для профилактики нарушений в работе глаза? Как добиться с их помощью устранения уже возникших нарушений?

Переходя к рассмотрению специальных двигательных упражнений для зрительных органов, укажем, прежде всего, что еще в 1920-х годах в Америке возникла известная школа доктора Бейтса, использовавшая специальные упражнения для исправления дефектов глаз. У этой школы нашлось немало сторонников: О. Хаксли, М Корбет и др. В нашей стране наиболее известна система зрительных тренировок, предложенная профессорами А.Н. Дашевским и Э.С. Аветисовым, кандидатом технических наук Ю.А. Утехиным.

Так, ими разработана специальная методика оптико-двигательных тренировок, в основу которой положен динамический принцип: сокращение цилиарной мышцы глаза чередуется с ее расслаблением, чего можно достигнуть при быстрой смене положительной и отрицательной линз перед глазом. При этом был обнаружен интересный эффект «после отдачи» цилиарной мышцы, возникающий после внезапного снятия нагрузки. Видимо, он свидетельствует о проявлении накопленной потенциальной энергии сухожильных элементов тончайшей двигательной системы внутри самого глаза.

Особенность предлагаемой методики состоит в использовании динамического вариативного режима тренировки цилиарной мышцы. Вообще, впервые принцип вариативности в спортивную тренировку введен доктором медицинских наук профессором А. Н. Воробьевым.

Опыт применения комплекса общеукрепляющей оздоровительной гимнастики для глаз, проведенный в Москве и Московской области для лиц, имеющих близорукость и возрастные проявления дальнозоркости, подтверждает эффективность использования средств физической культуры в офтальмологической практике. Более 500 человек прошли 2-месячные курсы, оз-накомившись с методикой использования специальной зрительной гимнастики.

Результаты проведенных тренировок превзошли все ожидания: за сравнительно короткое время улучшились показатели остроты центрального зрения, как в близь, так и вдаль, объема аккомодации*; резко снизилось зрительное утомление, особенно после напряженной зрительной работы; улучшилось общее самочувствие.

Кроме того, различные виды тренажеров для тренировок глазных мышц в оздоровительных целях (при близорукости, дальнозоркости у взрослых и детей и для уменьшения зрительного утомления), а также специальные безлинзовые и призматические очки, позволяющие резко улучшить остроту зрения.

Основные причины нарушения зрения

Плохое зрение - это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения. Близорукость, или миопия, дальнозоркость, или гиперметропия, астигматизм - основные виды нарушения зрения.

Близорукость, дальнозоркость и их причины.

Нормальное зрение называют соразмерным, или эмметропическим. Близорукие люди (миопы) видят близкие предметы хорошо, далекие - плохо, а дальнозоркие (гиперметропы), наоборот. Почти две трети всего человечества имеют дальнозоркость или близорукость, то есть обладают аметропическими глазами.

У близоруких людей вследствие повышенной силы преломляющих сред из-за увеличенного размера глазного яблока лучи света от далеких предметов фокусируются впереди сетчатки. В результате в области желтого пятна не получается ясного изображения, отдаленные предметы видны расплывчатыми. Зато лучи света от близких предметов в близоруком глазе сходятся точно на сетчатке и дают четкое изображение без напряжения или с минимальным напряжением при аккомодации. Близорукие люди могут часами читать, работать с очень мелкими деталями, не чувствуя утомления зрения.

У дальнозорких глаза, наоборот, отличаются слабой преломляющей силой или недостаточными размерами по передне-задней оси. Лучи света от далеких и близких предметов в таком глазе преломляются меньше, чем нужно, и четкого изображения на сетчатке не получается, так как фокус оказывается за сетчаткой глаза. Эти изменения условий фокусировки изображения в глазе, называемые рефракционными.

Дальнозорким и близоруким людям зрение улучшают при помощи очков. Установленное перед дальнозорким глазом выпуклое стекло увеличивает преломляющую силу глаза, фокус световых лучей переводится точно на сетчатку, и глаз работает с меньшим напряжением. Вогнутое стекло, помещенное перед близоруким глазом, уменьшает его преломляющую силу, лучи от далеких предметов сходятся в желтом пятне - зрение вдаль улучшается. Использование очков, однако, неизбежно приводит к ослаблению внутренних мышц глаза, в связи, с чем со временем очки приходится менять на более сильные.

Способность глаза к аккомодации исследуют с помощью, так называемой глазной эргографии, позволяющей точно определить степень зрительного утомления. Эргография также оказалась ценным методом выявления расстройств динамической рефракции глаза у близоруких детей и подростков, с ее помощью оценивают зрение лиц, занятых на тонких и точных производственных операциях.

Аккомодация глаза - важнейший регулятор функции зрения. С возрастом ее степень постепенно падает, ибо сам хрусталик становится менее эластичным. Возникает явление, называемое пресбиопией, или старческой дальнозоркостью. В связи с ослаблением аккомодации человек стремится отодвинуть книгу или газету от глаз (чтобы облегчить работу цилиарных мышц) или прибегает к помощи очков с выпуклыми линзами.

Из всего сказанного ясно, насколько важно тренировать цилиарные, а также окружающие глаза мышцы, охранять их от преждевременного ослабления.

Астигматизм- искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление или отражение лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Вследствие, изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом.

Глаз представляет здесь в разрезе. Лучи света попадает в зрачок через роговицу-переднюю прозрачную часть наружной оболочки глаза. Роговица является сильной преломляющей линзой. Радужная оболочка регулирует количество проникающего в глаз света, что позволяет видеть кА при тусклом так, и при ярком свете. Хрусталик фокусирует на сетчатке свет от ближних и дальних предметов. Центральная ямка сетчатки – область наибольшей остроты зрения.

Строение глаза и мышечного аппарата

Природа создала глаз шарообразным. Он легко вращается вокруг трех осей: вертикальной (влево - вправо), горизонтальной (вверх - вниз) и оптической. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Мышцами управляют сигналы, поступающие из мозга.

Глазодвигательные мышцы, пожалуй, самые быстродействующие в организме человека. При осмотре, например, картины плаз совершает огромное количество микродвижений, причем одно Движение совершается всего за несколько сотых долей 1 с. Помимо этого, глаз непрерывно совершает небольшие, но очень быстрые колебания (до 120 в с). Они крайне важны при рассматривании мелких предметов. Как только пристальное рассматривание прекращается, исчезают и колебания. Приемник световых волн

Когда про глаз говорят, что это часть мозга, вынесенная на периферию, имеют в виду, прежде всего сетчатку. По существу, это самостоятельный анализатор, первый приемник всех его световых волн и импульсов. Именно в сетчатке глаза происходит переработка, трансформация световой энергии в электрический импульс, направляющийся в зрительные центры мозга.

Устройство сетчатки у разных живых существ неодинаково. У позвоночных, от рыб до обезьян, и у человека световоспринимающая поверхность глаза представляет собой исключительно сложное, как по структуре, так и по функциям, нервное образование. Толщина сетчатки весьма мала - 0,14 мм. Одним из самых важных ее участков является так называемое желтое пятно местонаилучшего зрения. В области желтого пятна сосредоточена основная часть колбочковых фоторецепторов, ответственных за цветовое зрение.

Весьма существенное значение имеет вопрос о месте расположения сетчатки по оси глаза. Дело в том, что любой зрительный образ может быть рассмотрен как совокупность точек. Каждая из них фиксируется на сетчатке именно в виде точки, причем благодаря некоторым оптическим явлениям (дифракции света, аберрации и др.) ее изображение оказывается несколько размытым. Как показали расчеты, сетчатка расположена как раз в том месте (примерно на расстоянии 0,4 мм впереди фокуса глаза), где все оптические дефекты имеют наименьшее значение. Благодаря этому и достигается наиболее четкое зрение.

В сетчатке позвоночных животных обычно различают 10 слоев нервных элементов, связанных между собою не только морфологически, но и функционально. Общее число воспринимающих свет рецепторов сетчатки - 130 млн., и всего 7 млн. из них - колбочковые рецепторы, участвующие в цветовом зрении. От каждой светочувствительной клетки - палочки или колбочки - отходит нервное волокно, соединяющее рецепторы с центральной нервной системой. При этом у каждой колбочки - отдельное волокно, тогда как у палочек одно волокно обслуживает целую их группу. Зрительные нервы перекрещиваются, причем у человека и высших обезьян перекрещивается лишь половина волокон каждого зрительного нерва. Мозговой, или центральный конец зрительного анализатора располагается в задней части затылочной доли коры мозга, где сходятся нервные волокна центра и периферии сетчатки.

Свет представляет собой поток особых частиц - фотонов (квантов). Фотоны поглощаются и отражаются веществами, из которых состоят окружающие нас предметы, и от числа фотонов зависит яркость воспринимаемого нами зрительного образа. Какое же число фотонов проникает через оптические среды глаза и достигает сетчатки? Специальные расчеты показали, что в сумерки или ночью (в условиях слабой освещенности) в сетчатку проникает очень малое число фотонов. В каждую светочувствительную клетку в среднем за 20 мин. попадает один фотон, а при дневном освещении - множество.

Возникает вопрос: сколько же их требуется, чтобы сетчатка пришла в возбужденное состояние, то есть каково минимальное число фотонов, необходимых для зрительного процесса? Этот вопрос детально исследовали академик С. И. Вавилов и его сотрудники. Они установили, что достаточно весьма небольшого числа фотонов, а в отдельных случаях хватает даже одного. Таким образом, чувствительность глаза к свету предельно высока.

«Этажи» зрения

Внутренняя поверхность сетчатки - это светочувствительная мозаика. Она состоит из более чем 130 млн. воспринимающих и перерабатывающих свет фоторецепторов - палочек и колбочек, плотно прилегающих друг к другу. Размеры их чрезвычайно малы (около 2 мкм в диаметре); это обеспечивает невиданную даже для современной микроэлектронной техники плотность «упаковки» нервных элементов. Так, в макулярной зоне сетчатки человека насчитывается 140 тыс. колбочек на 1 кв. мм.У орла плотность клеток еще больше, соответственно, выше и острота зрения.

Микроскоп дает нам возможность проникнуть внутрь фоторецептора. Удивительно! Фоторецептор напоминает небоскреб, причем колбочка имеет острый шпиль. Пусть воображаемый лифт пронесет нас снизу вверх по палочковому фоторецептору (его длина - 50 мкм). Мы будем пересекать многочисленные «этажи» из сложенных в правильную стопку зрительных мембран, которых в каждой клетке - несколько тысяч.

Давайте задержимся на одном из этажей и внимательно присмотримся к его удивительной архитектуре. Перед нами открывается ажурный «архитектурный ансамбль» из молекул жиров и светочувствительных белков, главным из которых является родопсин, или зрительный пурпур.

Каждый из 1 тыс. этажей палочки имеет свыше 1 тыс. мембран (в колбочке их около 750); этаж - «трехслойный пирог», в середине которого-двойной слой жиров (толщиной всего 80 ангстрем), а сверху и снизу-тончайшие слои родопсина (90% от всего количества белка, образующего мембрану); его молекулярные превращения под действием света «запускают» начальные этапы процесса зрения.

Оказавшись внутри колбочки, мы заметили бы, что здесь зрительные мембраны контактируют с наружной мембраной клетки, чего нет в палочке. Хотя пока и не найден ответ на вопрос о причинах различия внутренней структуры фоторецепторов двух типов, но очевидно, чтооно как-то связано с различием их функций: палочкам приходится работать ночью, когда фотоны попадают на сетчатку довольно редко, и светочувствительная клетка приходит в возбуждение даже при поглощении единичных фотонов; колбочка же, напротив, работает днем, при ярком солнечном свете, и ее буквально пронизывает обильный поток квантов света.

В последние годы английские и американские ученые использовали для изучения ультратонкого строения зрительных мембран рентгеноструктурный анализ. Он и результаты исследований с помощью электронного микроскопа позволили выявить даже распределение молекул родопсина в мембране: 90% всего их количества располагается перпендикулярно длинной оси палочек, 10% - параллельно. Такое их расположение обеспечивает максимальное поглощение света, а следовательно, и очень высокую чувствительность фоторецептора.

Для чего же фоторецепторам такое многоэтажное строение? Как известно, небоскребы возникли из-за дефицита площади, но что заставило природу создать мозаику из «небоскребов» внутри глаза? Чтобы попытаться ответить на этот далеко нелегкий вопрос, обратимся к молекулярным механизмам начальных этапов процесса зрения.

Основные светочувствительные элементы сетчатки - палочки и колбочки - состоят из внешних и внутренних сегментов. Внешние сегменты более узкие и вытянутые, диаметр палочки - 2 мкм, длина - 5 мкм, диаметр и длина колбочки несколько меньше. При попадании нескольких квантов света на сетчатку глаза она возбуждается, но только 7 из 10 попадающих на нее фотонов способны возбудить ее.

Учитывая, что возбудить мембрану способны не все молекулы родопсина, поглощающие фотоны, а лишь те из них, которые не-посредственно прилегают к ней, английские ученые установили, что палочки фоторецептора способны реагировать на 1 фотон, поглощенный молекулой, лежащей непосредственно на мембране. Такая сверхчувствительность может быть объяснена только наличием усилительного или множительного механизма в самом фоторецепторе.

Химическая структура органов зрения животных и человека формировалась в процессе эволюции, а также под влиянием их образа жизни. При всех различиях зрительных систем у них есть и много общего, в частности - зрительные пигменты, которые поглощают свет и запускают сложнейший фотохимический механизм зрения. Пигменты для зрения играют ту же роль, что хлорофилл для фотосинтеза. Главными среди них являются родопсин - пигмент палочек сетчатки и йодопсин - пигмент колбочек. Родопсин и йодопсин состоят из хромофорнойгруппы и белка - опсина. Область максимального поглощения света у родопсина находится в зеленой части спектра (500 нм), у йодопси-на - в желто-зеленой (550 нм).

Соответственно в этих же участках спектра отмечается наиболее высокая чувствительность глаза днем, когда в основном работают колбочки, и ночью, когда функционируют палочки.

Под действием света в родопсине и йодопсине протекают сложные фотохимические процессы, в результате которых часть молекул зрительных пигментов распадается. Их восстановление происходит в темноте с участием витамина А, который доставляется к рецепторам по кровеносной системе глаза.

Между палочковым и колбочковым зрением имеется существенная разница. При помощи колбочек мы различаем цвета предметов, тогда как палочки ответственны за черно-белое зрение.

Человек различает почти бесконечное количество цветов и оттенков, для определения которых даже не хватает слов. Самой распространенной и наиболее признанной в настоящее время является трехцветная, или трехкомпонентная, теория цветового зрения. Все многообразие цветов воспринимается благодаря существованию в сетчатке колбочек трех типов. Одни из них возбуждаются красными лучами, другие - зелеными, а третьи - сине-фиолетовыми, благодаря чему мы различаем три этих цвета. Если одновременно и в одинаковой степени возбуждаются все виды колбочек, мы видим белый цвет, если же возбуждение колбочек разных типов выражено неодинаково, возникает ощущение других цветов.

Опыты показывают, что любой цвет, воспринимаемый глазом человека, можно получить, комбинируя красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета разной насыщенности. Например, смесь красного с желтым дает оранжевый цвет, синего с зеленым - голубой и т. д. Законы оптического смешения цветов действуют и тогда, когда оно происходит в сетчатке.

Различные расстройства цветового зрения встречаются у 4% мужчин и 0,7% женщин. Это - невосприятие красного и зеленого цветов, снижение способности воспринимать зеленый цвет, нечувствительность к синему цвету и др. Для определения нарушений цветового зрения созданы специальные таблицы, которые применяются при освидетельствовании железнодорожников, шоферов и т. д.

Итак, главное «действующее лицо» процесса зрения - свет. Однако биологам и физиологамизвестно, что свет проникает через кожу и костные покровы к центральной нервной системе и обуславливает, в частности, явление фотопериодизма у птиц и других животных, у которых были удалены глаза. Эксперименты, проведенные на зрительных системах животных, показали, что кванты проникают через глаз и далее по нервным волокнам в зрительные центры мозга и могут вызывать непосредственное световое раздражение их клеточных структур. Предложенная гипотеза названа оптоэлектронной. Ее дальнейшее экспериментальное обоснование ведется в настоящее время в ряде лабораторий. Факт передачи квантов света от глаза в мозг был подтвержден и учеными Московского медицинского стоматологического института.Наряду с фотохимическими, в глазу протекают и электрические процессы. Информация об их ходе используется для диагностики глазных заболеваний. Сейчас в любой солидной глазной клинике есть кабинет электродиагностики. Зафиксированная электрическая реакция сетчатки глаза на освещение называ-ется электроретинограммой, а ее запись и анализ - электроретинографией.

Как работают органы зрения.

Роговица и хрусталик фокусируют на сетчатке попадающие в глаз световые лучи. Цилиарная мышца изменяет толщину хрусталика - расслабляет или сжимает его, чтобы свет, поступающий с разного расстояния - от ближних и дальних объектов, - фокусировался точно на сетчатке. Радужная оболочка регулирует количество проникающего в глаз света. Ее мышцы непрерывно меняют диаметр зрачка, увеличивая его, когда нужно впустить больше света, и уменьшая, когда избыток света грозит повредить сетчатку. Сетчатка содержит 2 вида фоторецепторов - палочки и колбочки. Около 125 млн. палочек обеспечивают сумеречное зрение. Они обладают высокой чувствительностью к очень слабому свету, но позволяют различать только черное и белое. Колбочки, которых около 7 млн., обеспечивают цветовое зрение, но им для работы нужен яркий свет. Выделяют 3 типа колбочек в зависимости от содержащегося в них светочувствительного пигмента. Одни колбочки различают зеленый цвет, другие - красный, третьи - синий. Палочки и колбочки генерируют импульсы, которые по зрительному нерву передаются в зрительные зоны головного мозга. Мозг преобразует эти импульсы в изображение. Каждый глаз видит окружающий мир немного по-разному. Совмещая эти образы, мозг строит трехмерное изображение, которое позволяет оценивать расстояния и расположение объектов в пространстве.

Упражнения для коррекций зрения

Для лечения близорукости американский офтальмолог У. Бейтс предлагает следующие упражнения, которые он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Он определил, что феноменальная зоркость североамериканских индейцев не является генетической особенностью, а вырабатывается в раннем детстве с помощью упражнений. Вот некоторые из них.

Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он

  1. многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно сле-дить за ним глазами.
  2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
  3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
  4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.
  5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
  6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.

Эти и подобные упражнения У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день. Спустя месяц сделать паузу на 2 - 3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует имассирует хрусталики, улучшает кровообра-щение и питание глаз.

Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости

Эти упражнения можно выполнять как в домашних условиях, так и на свежем воздухе. Приготовьте место для занятия: постелите коврик, поставьте цветной предмет (лучше зеленого или голубого цвета), на который будете смотреть, выполняя отдельные упражнения. Это могут быть мяч, ваза, чашка и другие предметы, которые хорошо видны без очков. Посчитайте пульс, включите музыку, возьмите волейбольный мяч и начинайте.

  • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. На счет 1-2 поднять руки через стороны вверх, потянуться - вдох, переложить мяч в левую руку; на счет 3-4 руки через стороны опустить - выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6-8 раз.
  • Исходное положение: стоя, держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.
  • Исходное положение: стоя, держать мяч сзади. На счет1 отвести плечи назад - вдох; на счет 2наклониться вперед, прогнувшись (спина прямая), руки отвести назад - выдох. Смотреть на неподвижный предмет, находящийся на уровне головы. Повторить 10-12 раз.
  • Исходное положение: то же. На счет 1 присесть, мячом коснуться пола, туловище держать прямо; на счет 2 вернуться в исходное положение, смотреть на неподвижный предмет на уровне головы. Повторить 10-16 раз.
  • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. Круговые движения тазом, мяч перекладывать из одной руки в другую по кругу. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.
  • Исходное положение: стоя, держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
  • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. На счет 1 сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет 2 опустить ногу; на счет 3-4 - то же, перекладывая мяч из левой руки вправую подлевой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
  • Исходное положение: стоя, прижать мяч ко лбу. Надавливать лбом на мяч (не сильно!) 8-10 раз, затем мяч прижать к затылку и вновь 8-10 раз надавливать на мяч. Повторить 2-3 раза.
  • Исходное положение: сидя, закрыть глаза и выполнять самомассаж задних мышц шеи в течение 40-45 с.

Выполнить упражнения по методике «Метка на стекле» (см. приложение), в течение 1-2 мин.

  • Бег на месте в среднем темпе (варианты: выбрасывая прямые ноги вперед или назад, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1 -2 мин. с последующим переходом на ходьбу.
  • Исходное положение: стоя, поднять руки вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 4-6 раз.
  • Исходное положение: сидя на полу, сделать упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами. Смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.
  • Исходное положение: сидя на полу, сделать упор руками сзади. Не отрывая рук и стоп от пола, трижды сгибать и разгибать ноги, подавая туловище вперед, затем сесть. Повторить 4-6 раз.
  • Исходное положение: то же. На счет I приподнять таз, голову назад, прогнуться; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: лежа на спине, зажать мяч между стопами. На счет 1 поднять ноги и коснуться мячом пола за головой; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.
  • Исходное положение: лежа на спине, согнуть ноги, коленями сжать мяч. Ритмично надавливать на мяч в течение 10-15 с. Повторить 10-15 раз;
  • Исходное положение: то же, руки разведены в стороны. На счет 1 и 2 наклонить согнутые ноги в сторону, коленом коснуться пола; на счет 3-4 наклонить ноги в другую сторону. Повторить 10-12 раз.
  • Упражнение то же, но стопы оторваны от пола. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: лежа на спине, держать мяч впереди. Поднять голову и плечи, сесть и вновь лечь. Глазами следить за мячом. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: лежа на животе, держать мяч сзади. На счет 1 поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет 2-3 держать, на счет 4 опустить руки. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: лежа на животе, положить кисти на пол около плеч, мяч сдавливать стопами. На счет 1 согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, головой постараться коснуться мяча; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: встать на четвереньки. На счет 1 выгнуть спину, голову опустить (руки не сгибать!); на счет 2 спину прогнуть, голову поднять. Повторить 10-12 раз.
  • Исходное положение: то же. На счет 1 выпрямить и отвести назад прямую правую ногу и поднять вверх левую руку, прогнуться - вдох; на счет 2 вернуться в исходное положение; на счет 3-4 то же другой ногой и рукой. Повторить по 4-5 раз каждой ногой.
  • Исходное положение: сидя, ноги врозь, мяч держать в руках. Круговые движения туловищем. При наклоне туловища мячом тянуться вперед, при разгибании отводить руки с мячом вверх и назад. Повторить по 5-6 раз в каждом направлении.
  • Исходное положение: то же, мяч прижать к животу. Выпячивать брюшную стенку, давить ею на мяч, затем втягивать. Повторить 10-12 раз.
  • Исходное положение: стоя на коленях, держать мяч впереди. На счет 1 поднять мяч вверх, отвести как можно больше назад туловище, голову и руки, прогнуться; на счет 2 сесть на пятки, руки опустить. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. Выполнять подскоки на двух ногах, мячперебрасывать из одной руки в другую. Выполнять в течение 20-30 с.
  • Исходное положение: стоя, наклонить туловище вперед, мяч в опущенных руках. На счет 1 повернуть туловище вправо, руки вправо; на счет 2 то же влево, смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.
  • Исходное положение: стоя. На счет 1 поднять руки вверх - глубокий вдох; на счет 2 наклонить туловище, расслабленные руки бросить вниз - выдох. Повторить 5-6 раз.

Приведенный комплекс рассчитан на 25-30 мин. После выполнения последнего упражнения посчитайте пульс и примите душ.

Астигматизм

По теории У. Бейтса, одной из причин возникновения астигматизма является неравномерное напряжение окологлазных мышц.

Астигматизм можно выявить с помощью рис.2.2. При астигматизме прямые линии выглядят искривленными.

Астигматизм зачастую сопровождается дальнозоркостью или близорукостью. Поскольку восприятие формы букв на проверочной таблице нарушается, пациент довольно часто называет их неверно. При астигматизме люди часто страдают головными болями и испытывают затруднения при чтении.

Р.С. Агарвал считает полезным при астигматизме следующее упражнение.

Сделайте 100 раз упражнение «Большие повороты» (см. приложение). Затем перемещайте свой взгляд по строкам мелкого шрифта с мягкими морганиями на каждой строке. Чередуйте повороты с перемещениями взгляда по строкам.

При астигматизме, сопровождаемом близорукостью или дальнозоркостью, выполняют соответствующие упражнения, предназначенные для лечения близорукости или дальнозоркости.

Специальные упражнения упражнение для глазодвигательных мышц.

Упражнения для глаз (повороты, круговые движения и т. п.) входили еще в древние гимнастические системы. Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в данной области, хорошо снимают умственное утомление. После них люди чувствуют себя значительно бодрее. Кроме того, подобные упражнения помогают избавиться от так называемых мешков вобласти нижних и верхних век (как правило, это примета старения кожи и утраты ею упругости). В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Приведем несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение (рис. 2.3). Выполнять их следует примерно в течение 10 мин.

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5-6 раз с интервалом 30 с.
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  • Вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения, снимающие утомление глаз

  • Выполняется стоя (рис. 2.4, а). Смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
  • Выполняется сидя (рис. 2.4, б). Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 с убрать пальцы. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.

Релаксация механизма зрения

Любые напряжения снимаются релаксацией, т.е. расслаблением. Вот что пишет об этом известный американский психолог Д. Карнеги: «Беспокойство, напряжение и эмоциональные потрясения - вот три основные причины усталости. Часто именно они виноваты, когда причиной кажется физическая или умственная работа. Помните, что напряженная мышца никогда не отдыхает. Расслабляйтесь! Сохраните свою энергию для важных дел».

Теперь остановитесь, чтобы вы ни делали, и проверьте свое состояние. Нахмурены ли вы, читая эти строчки? Чувствуете ли вы напряжение глаз? Вы расслабились, сидя в своем кресле? Или же вы сгорбились? Напряжены ли мышцы вашего лица? Если ваше тело не расслаблено, как старая тряпичная кукла, то вы в этот самый момент создаете нервное и мышечное напряжение. Вы вызываете у себя нервное напряжение и нервную усталость!

Напряжение - это привычка. Способность расслабляться - это привычка. От дурных привычек можно избавиться, а хорошие привычки могут быть созданы.

Каким образом вы расслабляетесь? Расслабляется ли сначала ваш мозг или ваши нервы? Ни то и ни другое. Прежде всего, расслабляются ваши мышцы!

А теперь попытаемся это сделать. Пожалуй, мы начнем эту процедуру с расслабления глаз. Прочитайте до конца данный абзац, а затем откиньтесь, закройте глаза и мысленно говорите своим глазам: «Отдыхайте спокойно, отдыхайте спокойно, не напрягайтесь, не хмурьтесь. Отдыхайте, отдыхайте спокойно». Очень медленно повторяйте эти слова в течение 1 мин.

Наверное, вы заметили, что через несколько секунд мышцы глаз начали вам подчиняться. Вы почувствовали, словно чья-то заботливая рука избавила вас от напряжения? Вам может показаться невероятным, но за эту минуту вы нашли универсальный ключ и секрет искусства расслабления. Вы можете проделать то же самое с мышцами лица, шеи, плеч и всего тела. Но самым важным органом из всех является глаз. Доктор Э. Джекобсон из Чикагского университета высказал мысль, что если вы умеете полностью расслабить глазные мышцы, то вы можете забыть о всех своих неприятностях. Роль глаз в устранении нервного напряжения важна потому, что они расходуют до одной четверти всей нервной энергии нашего организма. Именно поэтому так много людей с совершенно нормальным зрением страдают быстрой утомляемостью глаз - астенопией. Они сами слишком напрягают свои глаза.

Вы можете расслабляться между делом почти всегда, где бы вы ни находились. Расслабленность означает отсутствие всякого напряжения и усилий. Думайте о чем-нибудь приятном и о расслаблении. Сначала пусть расслабятся мышцы ваших глаз и лица. Почувствуйте, как энергия направляется от мышц лица к центру вашего тела. Представьте себя таким же свободным от напряжения, как младенец.

  1. Расслабляйтесь, когда это возможно. Пусть ваше тело будет таким же податливым, как старый носок. Приступая к работе, я кладу на письменный стол старый носок темно-бордового цвета. Он напоминает мне о том, каким расслабленным должен быть я. Если у вас нет носка, подойдет кошка. Вы когда-нибудь брали на руки котенка, дремлющего на солнышке? Тогда вы, наверное, заметили, что его голова и хвост свисают, как мокрая газета. Йоги советуют тем, кто хочет овладеть искусством расслабления, подражать кошке. Я никогда не встречал усталую кошку, кошку, у которой был бы нервный срыв или страдающую бессонницей. Кошку не терзают тревоги, ей не угрожает язва желудка. И вы тоже сможете уберечь себя от этих бед, если научитесь расслабляться, как кошка.
  2. Работайте в полную силу, но примите удобное положение. Помните, что напряжение тела вызывает боль в плечах и нервную усталость.
  3. Контролируйте себя 4 или 5 раз в день, спрашивайте себя: «Не прилагаю ли я чрезмерные усилия, выполняя свою работу? Не напрягаю ли мышцы, которые не имеют никакого отношения к моей работе?» Это поможет выработать привычку расслабляться.
  4. Проверьте себя снова в конце дня, спросив себя: «Насколько я устал? Если я устал, то это не от умственной работы, а от способа ее выполнения». «Я оцениваю, насколько плодотворно я потрудился задень, - пишет Д. У. Джосселин, - не по своей усталости, а по Тому, насколько я не устал». Далее он говорит: «Когда я чувствую себя особенно усталым в конце дня или когда раздражительность свидетельствует, что мои нервы устали, я знаю, вне всякого сомнения, что в этот день я работал неэффективно, как в количественном, так и в качественном отношении».

Заключения

Зрения самый мощный источник нашего знания о внешнем мире, одно из наиболее сложных, и удивительной и прекрасной свойств живой материи. Глаз - ценный дар природы.

Черезмерные информационные нагрузки на глаз и мозг приводит сегодня к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый близорук

Одно из главных причин такого роста глазных нарушении состоит в недостаточной тренированности, а потому и слабости внутриглазных и окологлазных мышц.

Выше изложенном тексте было раскрыты основные причины нарушения зрения. А, также, как восстановить с помощью специальной методики оптико-двигательных тренировок, в основу которого положен динамический принцип.

Глазные болезни различают врожденные, профессиональные и патологические. Врожденная болезнь связана с генетической наследственностью, профессиональная болезнь способствует современные технология, которые влияют на зрения отрицательно. Патологическая болезнь – это серьезное нарушение функции зрения. Плохое зрение – это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту ведения. В настоящее время существуют различные виды тренажеров для тренировки глазных мышц в оздоровительных целях (при близорукости и дальнозоркости у взрослых и у детей и для уменьшения зрительного утомления) а также специальные без линзовые и призматические очки, позволяющие резко улучшить остроту зрения без утомления и, кроме того бороться с сутулостью у детей.

Также немаловажную роль играет и упражнения для релаксация зрения, которая способствует снятию напряжения и развитию цепкости глаза.

Целью выполняемой работы – является сохранения и восстановления зрения с помощью специальных методических упражнении разработанными ученными.

Список литературы

  1. Демирчоглянгарант Гургенович. Глаза: школа здоровья редактор Т.Н.Прокопьева. Терра - Спорт, Олипия Пресс, 2000 – 176с.
  2. Большая Энциклопедия Эрудита. Издательство «Махаон», 2001г.
  3. Как избавиться от очков/ М.С Норбеков, -2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004г.