Строение позвоночника человека его отделы и функции. Из чего преимущественно состоит позвоночник дошкольника

Физические особенности развития дошкольника

В период дошкольного детства идет активная подготовка ребенка к школе, но возможности его успешного обучения во многом зависят от особенностей развития дошкольника. Педагоги и родители в процессе воспитания, должны ориентироваться на нормы физического развития, отслеживая прогресс развития дошкольника в динамике в определенные промежутки времени: раз в месяц у младенцев, 2-3 раза в год - в течение всего периода до начала школьного обучения.

Особенности физического развития в дошкольном возрасте

Для своевременного проведения оздоровительных мероприятий, важно знать нормы и особенности развития дошкольника в плане его физического совершенствования: массы тела, роста, окружности грудной клетки, окружности головы.

Масса тела на первом году жизни максимально увеличивается по сравнению с последующими периодами: она возрастает в три раза, тогда как в каждый последующий год в 1,2 раза по сравнению с годовалым возрастом, т.е. на 2-2,5 кг. К моменту поступления в школу в норме, она должна увеличиться в 2 раза. Идеальные показатели массы тела оцениваются специалистами в соотношении с ростом ребенка по специально разработанным шкалам - номограммам.

Нормы роста для каждого ребенка индивидуальны, но динамика его изменения одинакова для всех групп детей: на первом году ребенок вырастает приблизительно на 25 см, а к пяти годам рост увеличивается в два раза по сравнению с новорожденным.

Развитие грудной клетки, ее окружности происходит постоянно и равномерно на 2-3 см каждый месяц в течение первых четырех месяцев, что составляет 10-12 см к 32-34 см при рождении. К году темпы прироста снижаются до 0,4-0,5 см, и таковыми остаются на весь период дошкольного детства. Некоторые дети демонстрируют повышенный рост окружности груди, что зависит от их физической подготовки, склонности к полноте или генетической особенности.

На форму и окружность головы влияют национальный, генетический, климатический аспекты, процесс родов, но в среднем голова новорожденного - 34-35 см в окружности. В первый год эта цифра увеличивается примерно на 1 см в месяц, а в дальнейшем рост головы резко снижается до 1-1,5 см в год. Такой активный рост объясняется развитием и увеличением объема и массы головного мозга. В дошкольном возрасте голова выглядит у ребенка по сравнению со взрослым непропорционально большой, что в дальнейшем компенсируется ростом тела.

Особенности развития костно-мышечной системы дошкольника

Костно-мышечная система состоит из костей, мышц, связок и суставов. Ее правильное развитие влияет на появление движений, правильное формирование осанки, формирование органов внутри организма.

У новорожденного ребенка позвоночник состоит из хряща и у него отсутствуют изгибы. Изгибы позвоночника появляются постепенно: в 2-2,5 месяца образуется изгиб шейный, а в 6-7 месяцев - изгиб в грудной части. Ближе к году, когда начинает ходить, появляется изгиб в области поясницы. В 3-4 года, как у взрослого, у ребенка имеются все изгибы позвоночника, но их постоянство и устойчивость закрепляются к 7 годам. На протяжении всего периода дошкольного детства идет окостенение скелета. Зная эти особенности костной системы, педагоги должны подбирать такие физические нагрузки и упражнения, которые укрепляют кости и мышцы ребенка, но не повреждают их. Роль амортизатора при ходьбе играет стопа ребенка. Свод стопы поддерживается мышцами, которые должны быть хорошо развиты. Для нормального развития стопы следует правильно подойти к подбору обуви: хорошо облегать ногу и быть на небольшом каблучке. Рекомендуется регулярно укреплять стопу, предлагая ребенку ходить босиком: по специальным ребристым дорожкам, по песку, камушками, траве.

Зная особенности развития дошкольника и особенности его мышечной системы, можно целенаправленно подобрать развивающие упражнения для увеличения силы мышц. Такие занятия можно начинать с трех лет, когда сила мышц составляет 3,5—4 кг. К семи годам она составит 13-15 кг, при этом у мальчиков показатели будут выше, чем у девочек. При систематических упражнениях, мышцы туловища ребенка также становятся сильнее, и их становая сила к началу школьного обучения увеличивается в два раза от 15-17 кг в младшем возрасте.

Одной из особенностей мышечной системы ребенка является доминирование тонуса мышц-сгибателей над тонусом мышц разгибателей, что может негативно сказаться на формировании осанки. Необходимо обогащать двигательную сферу, предлагая выполнять ребенку разнообразные движения в игровой форме.

Опорно-двигательная система имеет незавершенность развития. Мышечная масса составляет только 25 % от всей массы тела, но к пяти годам под воздействием упражнений, двигательной активности, массажа масса увеличивается, особенно в области нижних конечностей, увеличивается и их работоспособность. Особенности развития дошкольника не позволяют ему долго находиться в статическом состоянии: сидеть на одном месте, стоять неподвижно или лежать без движений.

Особенности развития сердечнососудистой системы дошкольника

Сердечнососудистая система состоит из сердца, сосудов. Сердце начинает работать на 20-й день формирования плода. Его масса в дошкольный период нарастает от 70,8 г до 92,3 г. Увеличение массы сердца связано частотой сокращений сердца: от 140 у новорожденного к 80 - у старшего дошкольника. Артериальное давление с возрастом увеличивается от 80/55 — 85/60 мм рт.ст. у новорожденного до 110/70 мм рт.ст. у дошкольника. У ребенка эти показатели не стабильны и могут изменяться под влиянием двигательной активности, эмоций.

Организм ребенка работает в единстве всех систем. Нормально развивающийся ребенок отличается высокой двигательной активностью, интенсивностью умственного развития в период 4-5 лет. Дошкольный период - самый благоприятный для заложения основ физической культуры с учетом всех особенностей развития дошкольника.

Рождение ребёнка - это не только радость и счастье в семье, но и большая ответственность родителей за его жизнь и здоровье. Одним из важных факторов, определяющих здоровье ребёнка, а в последствие и взрослого, является состояние его позвоночника. И задача взрослых обеспечить его правильное формирование и развитие.

Позвоночник новорожденного, как и взрослого, состоит из 32-33 позвонков, их рост и окостенение заканчиваются только с половым созреванием.

Главной отличительной особенностью позвоночника новорожденного является практическое отсутствие изгибов. Только после года он приобретает S-образную форму, свойственную взрослому человеку.

Происходит это постепенно. Сначала у ребёнка образуется шейный лордоз. Это естественный выгиб шеи вперед. Он образуется, когда ребенок начинает, лежа на животе, поднимать головку. Это происходит примерно на 4 месяце жизни.

Примерно к 7 месяцу жизни формируется грудной кифоз, представляющий изгиб грудного отдела позвоночника назад. Он появляется вследствие того, что спинка малыша слегка искривляется, когда он начинает садиться.

Последний физиологический изгиб – поясничный лордоз у ребёнка формируется, когда он учится стоять ножках, то есть примерно в 8-9 месяцев. Все эти изменения способствуют правильному формированию костно-мышечной системы ребенка. Они также обуславливают строение тела малыша во взрослости.

Правильное формирование изгибов позвоночника - важнейший этап в развитии не только костного скелета, но и всех внутренних органов, так как от формы и изгибов позвоночника зависит взаимное расположение органов в грудной клетке и брюшной полости.

Позвоночник является вместилищем спинного мозга, который иннервирует все полостные органы и ткани, а также мышцы скелета. Поэтому нарушения в развитии позвоночника могут иметь самые тяжелые последствия для здоровья, иногда вплоть до инвалидности.

Если вы думаете, что ваш грудничок слишком мал для того, чтобы у него были проблемы с позвоночником - вы сильно ошибаетесь.

Большинство нарушений осанки родом из детства. Позвоночник малыша мягкий и легко поддается деформациям. Даже у грудных деток он требует специального ухода. Отдельно стоит сказать и о дисплазии тазобедренного сустава. Ежегодно с таким диагнозом рождается 5% малышей.

Несимметричные складочки на ножках младенца, коленки, которые туго разводятся в стороны или же разводятся со щелчком, - основные симптомы дисплазии. Если на это нарушение вовремя не обратить должного внимания, это чревато серьезными последствиями. Вот почему столь важна профилактика, которую следует начинать уже на первом году жизни ребенка. Наиболее часто развивается сколиоз - боковые искривления позвоночника, причем нередко они возникают в результате неправильного ухода за ребенком. Реже возникают кифозы и гиперлордозы.

Ошибки, которые могут привести к повреждению детского позвоночника

  1. Прекратите пеленать малыша.
  2. Не торопитесь: не сажайте и не ставьте на ноги ребёнка раньше времени.
  3. Неправильно подобранные матрасы..
  4. Неправильные позы: научитесь правильно держать малыша.
  5. Различные приспособления, например, ходунки, кенгуру при частом и неправильном применении.

Для правильного формирования позвоночника вы можете использовать наш

Прежде чем приступить к обсуждению этиологии и патогенеза нарушений осанки у детей дошкольного возраста целесообразно кратко охарактеризовать анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы в этом возрастном периоде.

Скелет дошкольника состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обусловливает возможности его дальнейшего роста. Однако, в отличие от детей преддошкольного или раннего возраста в данном возрастном периоде уже появляются зоны окостенения, что делает кости более прочными. Тем не менее, костная ткань детей бедна минеральными солями и, напротив, богата органическими веществами и водой. В результате она характеризуется мягкостью, податливостью, легко изменяет форму под действием нагрузок. Окостенение скелета (замена хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стоп – лишь к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в дошкольном возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов.

Позвоночник ребенка дошкольного возраста очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития. Позвоночный столб состоит из отдельных сегментов позвонков, накладывающихся друг на друга с прослойкой хряща - межпозвонковых дисков, придающих позвоночнику гибкость и оказывающих известное противодействие нагрузке на позвоночник. Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых. С возрастом диски теряют эластичность, студенистое ядро между позвонками уменьшается в размерах и толщина дисков становится меньше. К дошкольному возрасту на протяжении всего позвоночника уже ясно видны 4 физиологических изгиба. Однако, они хорошо визуализируютсятолько при ходьбе; при лежании они выравниваются, так как позвоночник детей очень эластичен.Грудной кифоз окончательно формируется в 6-7 лет, поясничный лордоз - в школьном возрасте.

К концу дошкольного периода завершается формирование костей кисти руки, изменяется и форма черепа, происходит увеличение лицевой его части, что связано с уже хорошо развитой функцией жевания и функцией речи (Капитан Т.В., 2006).

Своеобразна и мышечная система в дошкольном возрасте. Мышечные волокна довольно короткие, тонкие, богаты водой, показатели мышечной силы очень низки. По мере роста ребенка происходит развитие мышечной системы, но этот процесс происходит неравномерно. Так, в первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий, в связи с чем до 5-6 лет развиваются основные двигательные умения, но страдает мелкая моторика. Мышцы кисти развиваются медленно – в результате лишь после 6-7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. Мышцы стопы у дошкольников развиты слабо, поэтому в этом возрасте следует ограничивать бег, спрыгивания с высоты.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Поэтому дошкольники не в состоянии выполнять одинаковые движения, идти спокойным шагом. У старших дошкольников мышцы становятся сильнее, выносливость повышается, однако нельзя под влиянием эмоциональных воздействий форсировать физические нагрузки, это может повредить здоровью ребенка.

В дошкольном возрасте изменяется и характер сочленения костей в суставах. В 6-10 лет наблюдается усложнение в строении суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей нервных окончаний синовиальной мембраны. В фиброзной мембране суставной капсулы у детей с 3 до 8 лет увеличивается количество коллагеновых волокон, которые сильно утолщаются, обеспечивая ее прочность (Геппе Н.А., Подчерняева Н.С., 2009).

Анализируя приведенные выше анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей, становится очевидным, что они имеют предрасположенность к костным деформациям и, в частности, к нарушению осанки.

В настоящее время вопросы этиологии и патогенеза нарушений осанки у детей привлекают пристальное внимание исследователей, что обусловлено широким распространением и проблемами в коррекции данной патологии.

Среди наиболее важных причин формирования нарушений осанки у ребенка выделяют следующие:

Анатомо-конституциональные особенности строения позвоночника;

Нарушения зрения;

Нарушения со стороны носоглотки и слуха;

Частые инфекционные заболевания;

Отсутствие систематического воспитания навыка правильной осанки и регулярной физической тренировки (недостаточную двигательную активность);

Слабо развитую мышечную систему, особенно гипотонию мышц спины и брюшного пресса;

Неудовлетворительное питание;

Столы и парты, несоответствующие росту школьника;

Кровать с мягкой сеткой.

Кроме того, в качестве причинных факторов выделяют недостаточную сформированность физиологической кривизны позвоночника, различие длины ног, перекос таза (Никифорова Е.К. и др., 1963; Alstrue Vidal A., 1988).

Немаловажное значение в развитии отклонений со стороны позвоночника имеет состояние здоровья родителей, условия течения беременности и родов, то есть комплекс неонатальных и перинатальных факторов. Так, М.А. Григорьев (1996), выделивший 28 факторов перинатальной патологии доказал, что увеличение количества факторов прямо пропорционально влияет на частоту развития дефектов позвоночника вообще и нарушения осанки, в частности.

Врожденные нарушения осанки у детей могут быть связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника(образованием дополнительных позвонков или ихклиновидной деформацией), миотоническим синдромом, дисплазией соединительной ткани и др.Родовые травмытакже могут приводить к нарушению осанки у детей – например,подвывих I шейного позвонка,кривошея.

Однако, нарушения формирования позвоночного столба у детей могут возникнуть и постанатально – из этого исходит, в частности, остеопатическая гипотеза развития нарушений осанки. Ее сторонники считают, что у ребенка по некоторым причинам происходит несимметричный рост позвонков, что приводит к их клиновидной деформации. Однако, противоречие заключается в том, что не у всех больных с врожденными или приобретенными клиновидными деформациями в дальнейшем развивается нарушение осанки или сколиоз

Ряд авторов полагают, что к нарушению осанки может привести функциональная асимметрия, вызванная неравномерным развитием мышц, приводящая к относительной дискоординации движений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов, что, безусловно, влияет на электрическую активность мышц вообще и паравертебральных, в частности, являясь одной из причин развития дефектов позвоночника. Асимметрия мышц выявляется методом электромиографии, причем даже у детей с нормальной осанкой (Никитюк Б.А., 1989;McCarrollJ.R.etal., 1995). То есть, в этом случае можно говорить о наличии скрытой формы нарушения осанки с возможным ее переходом в явную форму. Однако, в современной литературе отсутствуют убедительные доказательства того, что эта асимметрия является не причиной, а именно следствием деформаций скелета.

Генетическая теория развития деформаций осанки гласит, что для их формирование происходит под влиянием генетически обусловленных нарушений развития нервной трубки в эмбриогенезе. Кроме того, отмечается роль некоторых метаболических расстройств – например, нарушения обмена глюкозамингликанов.

Как известно, решающим фактором в формировании правильной осанки является освоение навыков поддержания вертикального положения тела и ходьба. В этой связи следует указать на очевидность этиологической роли нарушения этапности развития постуральных тонических рефлексов головного мозга. Естественный онтогенез моторики человека обусловлен незавершенностью к моменту рождения миелинизации проводящих путей, степень которой убывает от ствола к коре. Двигательное развитие здорового ребенка в наиболее общем виде характеризуется последовательным вытеснением примитивных шейных и вестибулярных тонических рефлексов ствола, обеспечивающих внутриутробную позу и оптимальное прохождение плода по родовым путям, среднемозговыми установочными рефлексами, определяющими нормальное положение тела или его элементов в пространстве и относительно друг друга. Последние служат основой для формирования антигравитационных стриопаллидарных синергий сидения, вставания и стояния. Лишь с началом функционирования пирамидной системы появляется возможность изолированного перемещения сегментов туловища и конечностей. Каждый очередной переход к вышележащему уровню построения движений почти всегда сопровождается подавлением определенной части моторики предыдущего уровня. Если этот процесс по каким-то причинам нарушается, возникает конфликт между рефлексами различной филогенетической давности, порождающий аномальные и нередко асимметричные мышечно-тонические установки, формирующие весьма типичные деформации скелета растущего организма.

Изучая нарушения осанки у детей при так называемой «функциональной» патологии опорно-двигательного аппарата, V. Janda (1978) одним из первых обратил внимание на сопутствующие им легкую неврологическую симптоматику, определяемую им как «микроспастичность» и плохой моторный стереотип. Движения этих больных были неловкими и некоординированными. Автор пришел к выводу, что данные пациенты в детстве имели диснейроонтогенетические расстройства. Он описал несколько характерных для таких пациентов синдромов. Верхний перекрестный синдром характеризуется дисбалансом между следующими мышечными группами:

    Укорочение верхней часть трапециевидной мышцы, мышца, поднимающая лопатку, и лестничные мышцы, с одной стороны; и расслабление нижней части трапециевидной мышцы, передняя зубчатая мышца - с другой;

    Укорочение большая и малая грудные мышцы, с одной стороны, и расслабление межлопаточной мускулатуры - с другой;

    Укорочение глубокие сгибатели шеи (m. longus colli, m. longus capitis, m. omochyoideus, m. thireochyoideus) - с одной стороны, и расслабление ее разгибателей (шейный отдел m. erector spinae, верхней части трапециевидной мышцы) - с другой;

При этом шея и плечи смещаются вперед, часто с увеличением грудного кифоза и шейного лордоза.

В случае нижнего перекрестного синдрома речь идет о дисбалансе следующих парных мышечных групп:

    расслабление большой ягодичной мышцы и укорочение сгибателей бедра (подвздошно-поясничная мышца, прямая головка четырехглавой мышцы бедра);

    расслабление мышц живота и укорочение поясничной части выпрямителя позвоночника;

    расслабление абдукторов и наружных ротаторов бедра и укорочение аддукторов и внутренних ротаторов бедра.

Больной имеет тенденцию к поясничному или пояснично-крестцовому гиперлордозу, выбуханию живота и вялым ягодичным мышцам.

Описанные V. Janda синдромы нарушения осанки К.Б. Петров дополняет следующими собственными наблюдениями. Если процесс формирования цепных разгибательных (установочных) рефлексов запаздывает или носит суррогатный характер, мышцы шеи и верхней части туловища длительное время остаются слабыми. Отсутствие своевременных условий для установки головы в правильное физиологическое положение (плоскость ротовой полости при этом должна быть параллельна линии горизонта) способствует формированию грудного гиперкифоза («круглая спина») и «крыловидных лопаток», которые характерны только для нарушений осанки в детском возрасте (рис. 1).

Рис. 1. Cиндром крыловидных лопаток у ребёнка, как следствие «конфликта» между стволовыми тоническими и среднемозговыми установочными рефлексами

Невозможность адекватно удерживать верхнюю часть туловища в вертикальном положении вследствие умеренного лабиринтного гипертонуса подвздошно-поясничных мышц приводит к поясничному гиполордозу («плоская поясница»). Если тонус мышц, окружающих тазобедренные суставы, долгое время остается повышенным за счет влияния вестибулярного тонического рефлекса, при формировании навыка ходьбы развивается порочная компенсация в виде избыточных движений в туловищном суставе («виляющая походка»). В этом случае переносная фаза шага совершается не за счет сгибания бедра в тазобедренном суставе, а путем контрлатеральной ротации всего таза и краниального смещения (приподнимания) соответствующей его половины. Как правило, «плоская поясница» и «виляющая походка» устойчиво сочетаются друг с другом и могут быть выделены в виде отдельного синдрома.

Вышеописанные неврологические расстройства, с одной стороны, способны оказывать влияние на формирование физиологических изгибов позвоночника в детском возрасте, с другой - служат преморбидным фоном, усугубляющим ослабление постуральной мускулатуры при возрастных и дисгормональных (например, в результате беременности или климакса) нарушениях у взрослых.

Кроме того, по мнению педиатров, среди причин, которые могут привести к нарушениям осанки, существенное место отводится неадекватному мышечному тонусу, нередко возникающему при дезадаптивном состоянии психики. При исследовании детей с начальной стадией нарушения осанки М.В. Киселева (1994) установила высокий уровень личностной тревожности, что отражает наличие длительно существующих застойных очагов внутреннего эмоционального напряжения.

Особую группу детей с нарушениями осанки представляют юные спортсмены, у которых в зависимости от вида спорта и стажа занятий развиваются искривления позвоночника. Нарушения осанки у детей, занимающихся боксом, могут возникнуть как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскостях. Поза, принимаемая гребцом, фехтовальщиком, стрелком, преобладание нагрузки па толчковую ногу у прыгунов, нападающую руку у волейболистов, развитие чрезмерной гибкости у занимающихся художественной гимнастикой являются факторами, способствующими возникновению различных нарушений осанки.

Также приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита,туберкулеза,полиомиелита,переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформации стопы, плоскостопия,остеохондропатии, деформирующихрубцовна спине, укорочения одной конечности и др.

Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазиемилитугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат и слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофияилиожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

В 1962 г. была принята классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях, которая часто используется и сегодня. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости: - сутулая спина;

Круглая спина;

Кругловогнутая спина;

Плоская спина;

Плосковогнутая спина.

Клиническая картина нарушений осанки различается в зависимости от плоскости искривления.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка)

Клинически сколиотическая осанка проявляются нарушением симметричности спины: разными уровнями надплечий, неодинаковыми треугольниками талии, перекосом плечевого и тазового пояса, отклонением позвоночника в сторону. Очень важно на ранних стадиях выявлять все асимметрии, так как это может быть предвестником развития сколиоза.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости заключаются в усилении или сглаженности нормальных изгибов позвоночника.

Сутулость - нарушение осанки, в основе которой лежит увеличение грудного кифоза (изгиб позвоночника вперёд) с одновременным уменьшением поясничного лордоза (изгиб позвоночника назад). Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки. Живот выступает.

Круглая спина - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками. Живот выступает.

При круглой спине связки и мышцы спины растянуты, а грудные мышцы укорочены. При круглой спине растянутые слабые связки и мышцы спины не обеспечивают максимального разгибания позвоночника, что уменьшает глубину вдоха и дыхательную экскурсию грудной клетки. Укороченные мышцы брюшной стенки плохо растягиваются и затрудняют экскурсию диафрагмы, а это, в свою очередь, снижает ЖЕЛ. Неполноценная экскурсия грудной клетки и связанное с этим поверхностное дыхание приводят к уменьшению присасывающей силы грудной клетки и затрудняют работу сердца. В связи с неблагоприятным воздействием круглой спины на функциональное состояние внутренних органов необходимо как можно раньше начать борьбу с этим дефектом осанки, используя как профилактические средства, так и физические упражнения. Запущенные формы круглой спины могут приобрести устойчивый характер и весьма трудно поддаются исправлению.

Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленях. Живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками.

Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.

Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленях. Часто сочетается с крыловидными лопатками. Подобная клиническая картина характерна и длягиперлордоза – увеличения поясничного прогиба.

Основные виды нарушений осанки в саггитальной плоскости представлены на рисунке 2.

Рис. 2 Виды нарушений осанки в саггитальной плоскости

Примечание: а – сколиотическая осанка, б – круглая спина, в – нарушение осанки по типу кругловогнутой спины, г – нарушение осанки по типу плоской спины, д – нарушение осанки по типу плосковогнутой спины.

Нарушения осанки в горизонтальной плоскости

В горизонтальной плоскости патологическая осанка оценивается по развороту плечевого, тазового пояса или общей скрученности туловища. Нередко эти нарушения приводят к выраженному внешнему дефекту.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Следует отметить, что, помимо деформаций спины, нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Таким образом, при изучении наиболее типичных нарушений осанки следует признать очевидной этиологическую роль легких и умеренно выраженных диснейроэмбриологических расстройств, влекущих за собой недоразвитие вестибулярного аппарата, а также других причин, лежащих в основе задержки развития или извращения установочных рефлексов в первом полугодии жизни. Кроме того, важную роль могут играть врожденные патологии позвонков, санитарно-гигиенические условия, различные заболевания (рахит, туберкулез и др.), занятия спортом и т.д. В итоге, можно резюмировать, что нарушения осанки полиэтиологичны и, очевидно, характеризуются различным патогенезом – в зависимости от ведущей причины. Клиническая картина нарушения осанки зависит от плоскости деформации. Однако, помимо деформации спины и нарушения мышечного тонуса, нарушения осанки влекут за собой нарушения функционирования внутренних органов, а также могут предрасполагать к развитию ряда заболеваний.

Скелет туловища образован позвоночным столбом и грудной клеткой. Позвоночник в крестцовой части укреплен неподвижно между костями таза. Позвоночный столб является не только опорой для головы, плечевого пояса с верхними конечностями и всех внутренних органов, но и костным рычагом движений. Обе эти функции позвоночника - статическая (опорная) и динамическая - и определяют его строение. В позвоночнике различают несколько отделов: шейный, состоящий из 7 позвонков; грудной - из 12; поясничный - из 5 позвонков; крестцовый - из 5 сросшихся позвонков и копчиковый - из 4-5 сросшихся позвонков .

Строение позвоночного столба. Каждый позвонок имеет массивную переднюю часть - тело, которое сзади переходит в дугу. Позвонки, накладываясь друг на друга, образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. От дуги позвонка отходят несколько отростков: суставные верхний и нижний, поперечные - направляющиеся в стороны и остистые, идущие назад. Позвонки каждого отдела имеют свои особенности строения. Например, остистые отростки грудных позвонков направлены косо вниз и тем самым ограничивают движение позвонков назад, постепенно увеличиваются размеры позвонков сверху вниз, соответственно функциональным задачам опоры, Достигая наибольшей величины в нижнепоясничном и верхнекрестцовом отделах.

Нормально сформированный позвоночник образует несколько физиологических изгибов: шейный, обращенный выпуклостью вперед; грудной - выпуклостью назад; поясничный - выпуклостью вперед; крестцово-копчиковый - выпуклостью назад.

Физиологические изгибы помогают сохранять равновесие, смягчают толчки и сотрясения при движениях. Изгибы позвоночника формируются в процессе роста и развития ребенка. Шейный изгиб образуется при попытках ребенка поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц; грудной - возникает в тот период, когда ребенок начинает сидеть; поясничный - когда он становится на ноги.

Принято считать, что к 6-7 годам изгибы позвоночника уже четко выражены, к 14-15 годам становятся постоянными, но окончательно формируются лишь к 20-25 годам. В процессе возрастного развития физиологические изгибы изменяются в зависимости от угла наклона таза и тяги мышц, которые окружают позвоночник. Это позволяет воздействовать на развитие изгибов соответствующим подбором физических упражнений.

Тела позвонков прочно соединены между собой волокнистой хрящевой тканью диска. Внутри каждый диск имеет студенистое ядро. Диски упруги, эластичны, смягчают толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках; смещение студенистого ядра обеспечивает небольшие движения между позвонками, движения вокруг вертикальной оси. В процессе роста организма межпозвоночные диски постепенно теряют упругость и уплотняются. У детей относительная высота межпозвоночных дисков больше, чем у взрослых. Интересно, что длина позвоночника колеблется даже в течение суток. Под влиянием массы тела межпозвоночные хрящи сжимаются, и к вечеру человек становится ниже на 1-3 см. Поэтому измерять рост нужно в одно и то же время, лучше утром.

Между дугами позвонков располагаются крепкие связки из эластических волокон, так называемые желтые связки. При движениях позвоночного столба, особенно при сгибании, эти связки растягиваются и напрягаются.

По передней и переднебоковой поверхностям тел позвонков и межпозвоночных дисков располагается передняя продольная связка, сзади тела позвонков покрыты задней продольной связкой, которая составляет переднюю стенку позвоночного канала. Вдоль остистых отростков проходят межостистые и надостистые связки. Таким образом, устойчивость позвоночника обеспечивается мощным связочным аппаратом.

Костная система перестраивается на протяжении всей жизни человека. В дошкольном и школьном возрасте происходит окостенение соединительных и хрящевых элементов позвонков .

В этот период неправильные позы, непосильный труд, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата.

Наибольшая неустойчивость позвоночника наблюдается в возрасте 11 -15 лет. В этот период так называемого «вторичного вытяжения» предшествующего половому созреванию, быстро идет энергичный рост тела в длину (интенсивный рост костей, усиленное окостенение позвонков), а развитие мышечной системы несколько запаздывает. На рост позвоночника в длину положительное влияние оказывают физическая нагрузка, различные движения тела и в особенности рациональные физические упражнения.

В старшем школьном (юношеском) возрасте, хотя процессы окостенения в скелете все еще не закончены, но кости становятся более прочными, позвоночник делается более устойчивым к физической нагрузке, увеличивается мышечная сила, рост тела превалирует в ширину, увеличивается масса тела, заканчивается формирование осанки .

Костная ткань, в частности позвоночник, не только главный опорный механизм, но и резерв кальциевых солей, из которого организм получает нужные ему количества известковых

Отсюда вытекает важность обеспечения нормального и правильного развития скелета детей и особенно позвоночника - сложной динамической системы. К тому же позвоночник выполняет защитную функцию для спинного мозга.

Движения позвоночного столба. Движения позвоночника возможны в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: фронтальной - наклоны корпуса влево и вправо, сагиттальной - сгибание и разгибание корпуса и горизонтальной (вертикальная ось) - повороты корпуса. Кроме того, возможны круговые движения позвоночника, представляющие собой совокупность вращений вокруг различных осей.

Наибольшая подвижность возможна в шейном и поясничном отделах, в грудном же отделе подвижность практически отсутствует, ее ограничивают остистые отростки, накладывающиеся друг на друга.

Подвижность позвоночника достигает наибольшего развития в детском и юношеском возрасте. Физические упражнения существенно улучшают динамическую функцию позвоночника. Главной опорой позвоночника является таз, поэтому движения позвоночника, особенно его поясничного отдела, большей частью сочетаются с изменениями соотношений в сочленениях таза и тазобедренных суставах.

Мышцы позвоночного столба. Движения позвоночника осуществляются большой группой мышц, расположенных главным образом на задней поверхности шеи и туловища. Эти мышцы принадлежат к типу сильных мышц, исполняющих преимущественно статическую работу. Располагаются они под мышцами плечевого пояса и плечевого сустава, под трапециевидной, ромбовидными, широчайшей мышцей спины и под зубчатыми мышцами, имеющими отношение к дыхательным движениям. Все мышцы, разгибающие позвоночный столб, объединяются в одну сложную мышцу - разгибатель туловища (выпрямитель позвоночника по Привесу) и т. д. При одновременном сокращении этих мышц происходит разгибание позвоночника на всем его протяжении. Своим тонусом разгибатели спины поддерживают туловище в вертикальном положении, способствуя сохранению правильной осанки.

К мышцам, выпрямляющим позвоночник, относятся: подвздошно-реберная мышца - поясницы, груди и шеи; длиннейшая мышца - груди, шеи и головы; остистая мышца - груди, шеи и головы.

В сгибании позвоночника участвует подвздошно-поясничная мышца, которая начинается от 5 поясничных позвонков и от тазовой кости, идет вниз и прикрепляется к малому вертелу бедренной кости. Благодаря вертикальному положению человека она получила значительное развитие. Кроме сгибания, подвздошно-поясничная мышца принимает участие в повороте наружу бедра. Большое значение имеет она для формирования поясничного лордоза. При ее расслаблении лордоз уменьшается, как это бывает, например, при сидении. Наоборот, в положении стоя мышца напрягается, лордоз увеличивается. Если сокращение этой мышцы совпадает с сильным напряжением прямой мышцы живота, то вместо лордоза наблюдается образование грудино-поясничного кифоза, как это бывает при положении «угол» при висе на гимнастической стенке.

В сгибании туловища принимают участие также прямые и косые мышцы живота, поперечная мышца, квадратная мышца поясницы. Прямая мышца живота справа и слева от средней линии живота. Начинается эта мышца от хряща V, VI и VII ребер и от мечевидного отростка и прикрепляется к лобковой кости. Функции ее разнообразны: она является сгибателем позвоночника, при одностороннем сокращении способствует наклону его в сторону. При фиксированном туловище она поднимает ноги вместе с тазом (упражнение «угол»).

Наружная косая мышца живота начинается от 8 нижних ребер и прикрепляется к гребню подвздошной кости и лонному сращению. Функция -способствует сгибанию позвоночника, повороту его в противоположную сторону.

Внутренняя косая мышца живота начинается от передней ости подвздошной кости и прикрепляется к 3 нижним ребрам. Функция - способствует сгибанию позвоночного столба и повороту туловища в свою сторону.

Все перечисленные мышцы брюшной стенки располагаются симметрично с той и другой стороны.

Не менее важны и другие функции этой группы мышц. Они поддерживают внутренности в нормальном положении, содействуют выведению их содержимого. Отсюда понятно и название - «брюшной пресс».

Брюшной пресс тесно связан с дыхательной мускулатурой. Мышцы живота являются при дыхании антагонистами диафрагмы, а в момент натуживания становятся синергистами (т.е. действующими в одном направлении). При выдохе они сокращаются и оттесняют органы брюшной полости вверх и назад. Диафрагма оттесняется в грудную полость, и та уменьшается в продольном направлении.

В практике физического воспитания укреплению мышц живота придают большое значение. Ослабление мышц брюшного пресса может привести к опущению внутренностей, образованию грыжи, застойным явлением крови в брюшной полости и нижних конечностях.

Строение и функция грудной клетки. Грудная клетка состоит из грудного отдела позвоночника, 12 пар ребер и грудины. Внутри ее расположены многие важные органы: легкие, сердце, крупные кровеносные сосуды. Переднюю ее стенку образует грудная кость или грудина, заднюю - грудной отдел позвоночника, боковые стенки - ребра. По форме грудная клетка похожа на усеченный конус, сплюснутый в направлении спереди назад. Меньшее верхнее отверстие ограничено I грудным позвонком, двумя первыми ребрами, краем грудины. Через него проходят дыхательное горло, или трахея, пищевод, сосуды. Нижнее отверстие ограничено последним грудным позвонком, реберным краем и концом грудины. Снизу грудная клетка ограничена диафрагмой.

Ребро стоит по отношению к позвоночнику косо: сначала идет в сторону и вниз, а затем, образуя реберный угол, поворачивает вперед и вниз. Каждое ребро соединено с позвонком посредством суставов. Такое строение дает определенный характер движения ребер и изменение диаметра грудной клетки.

При вдохе, под влиянием импульсов из центральной нервной системы, сокращается группа вдыхательных мышц, и происходит расширение грудной клетки в переднезаднем и поперечном направлениях; увеличение ее объема вперед происходит за счет расхождения передних концов верхних ребер. Сокращение же диафрагмы обеспечивает увеличение вертикального размера грудной полости. При выдохе под влиянием импульсов из центральной нервной системы сокращается группа выдыхательных мышц. Мышцы передней стенки брюшной полости, активно сокращаясь, оттесняют кверху и кзади органы брюшной полости, которые, в свою очередь, оттесняют диафрагму в грудную полость; вследствие этого она уменьшается в продольном направлении.

Следовательно, механизм дыхательных движений сводится к движению ребер и диафрагмы.

Дыхательные мышцы делятся на собственно дыхательные и вспомогательные. К собственно дыхательным относятся межреберные мышцы, поперечные мышцы груди, верхняя и нижняя зубчатая и главная дыхательная мышца - диафрагма.

К вспомогательным дыхательным мышцам при вдохе относятся лестничные мышцы, малая и большая грудная, передняя зубчатая и широчайшая мышца спины. К вспомогательным мышцам выдоха относятся также брюшные мышцы и квадратная мышца поясницы. Брюшные мышцы при вдохе являются антагонистами диафрагмы, а при натуживании становятся синергистами.

Все вспомогательные мышцы при спокойном дыхании почти не принимают участия и приводят в движение ребра лишь при некоторых определенных условиях, если они имеют опору на периферии (например, на лопатке - при выполнении напряженного выгибания на гимнастической стенке); в таком случае они могут содействовать вдоху .

Для удобства изучения и описания скелет человека может быть подразделен на череп, скелет туловища, состоящий из позвоночника и грудной клетки, скелет верхних конечностей, включающий плечевой пояс и кости руки, и скелет нижних конечностей, включающий тазовый пояс и кости ног.

Череп подразделяют на лицевой и мозговой отделы. Черепная коробка, составляющая мозговой отдел, служит для защиты головного мозга от травм; ее образуют лобная, затылочная, парные теменные и парные височные кости. Лицевой отдел состоит из верхней и нижней челюсти, скуловых, носовых и другие костей. Все кости черепа, за исключением нижнечелюстной, соединены между собой неподвижно (рис. 3.5).

Рис. 3.5.

В первые месяцы внутриутробного развития свод черепа покрывает развивающийся головной мозг плода как перепончатое образование. Как и большинство костей, образующих скелет человека, череп проходит в онтогенезе последовательные стадии развития: соединительнотканную, хрящевую и костную. Формирование костей черепа из хрящевой ткани длится на протяжении всей жизни, остатки хрящевой ткани в виде хрящевых соединений между костями сохраняются во взрослом возрасте. Кости свода черепа минуют стадию хряща и развиваются непосредственно из соединительнотканного черепа, получившего название перепончатого. Начиная со 2–3-го месяца в соединительной ткани перепончатого черепа начинается формирование костных ядер, которые в дальнейшем соединяются между собой и образуют костные пластинки – основу мозгового отдела черепа. Формирование свода также происходит на протяжении всей жизни, неокостеневшая соединительная ткань к моменту рождения образует роднички (участки перепончатого черепа в местах соединения нескольких костей) и межкостные швы (узкие соединительнотканные полоски между костями черепа), у взрослых она сохраняется только в виде швов. Наличие родничков отличает череп новорожденного и грудного ребенка от черепа взрослого, их податливость позволяет головке новорожденного трансформироваться в определенных пределах при прохождении родовых путей.

Выделяют ромбовидный большой родничок, который располагается в месте соединения лобной и теменных костей и полностью окостеневает к 2 годам. Малый родничок находится между затылочной и теменными костями, он окостеневает к концу 2-го – 3-му месяцу после рождения. Клиновидный и сосцевидный роднички парные, они окостеневают в течение первых педель после рождения. Клиновидный расположен в месте соединения лобной, теменной, клиновидной и височной костей на боковых поверхностях черепа, сосцевидный – кзади от клиновидного, в месте соединения затылочной, теменной и височной костей (рис. 3.6).

Рис. 3.6. :

А – вид сбоку; Б – вид сверху: 1 – большой родничок; 2 – малый родничок; 3 – клиновидный родничок; 4 – сосцевидный родничок

Соотношение между размерами тела и размерами черепа у новорожденного отличается от такового у взрослого (см. рис. 2.1). Череп ребенка относительно больше, его кости разделены прослойками соединительной ткани или неокостеневшего хряща. Мозговой отдел черепа значительно преобладает над лицевым (отношение объема лицевого отдела черепа к мозговому у новорожденного составляет примерно 1: 8, тогда как у взрослого оно приближается к 1: 2), за счет этого лицо новорожденного выглядит более коротким и широким. Объем мозгового черепа новорожденного составляет 350–375 см3, к 6 месяцам он увеличивается в два раза, к 2 годам – в три, у взрослого человека – в четыре раза. Лицевой отдел черепа по сравнению с мозговым развит меньше, воздухоносные пазухи костей черепа не сформированы, слабо развиты челюсти, на которых отсутствуют альвеолярные края и зубы, кости нижней челюсти не сросшиеся. В возрасте от 1 года до 3 лет вследствие перехода к прямохождению увеличивается затылочный отдел черепа, по мере развития жевательных мышц активизируется рост лицевого черепа. В дошкольном возрасте череп растет относительно равномерно, затем с 7 до 13 лет усиливается рост мозгового отдела, а после 13 лет – лобного отдела и отдельных костей лицевого черепа, при завершении роста к 17–20 годам череп принимает свою окончательную конфигурацию, определяющую черты лица взрослого человека. После 20–30 лет начинают зарастать межкостные швы, как правило, у мужчин раньше, чем у женщин, а к старости уменьшается слой губчатого вещества, это приводит к тому, что череп становится более хрупким и легким. Выпадение зубов и атрофия альвеолярного края челюсти приводит к уменьшению объема лицевого черепа.

Строение черепа имеет половые различия: мужской череп больше примерно на 10%, чем женский, на нем сильнее выражен костный рельеф из-за более развитой мускулатуры, лицевой череп обычно более длинный. Эти различия формируются в период полового созревания, до этого существенных различий в черепе мальчиков и девочек почти нет.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки. Позвоночный столб, или позвоночник, представляет собой основную опору скелета и всего организма и состоит из 32-34 позвонков, разделенных межпозвоночными дисками: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков (рис. 3.7). Позвонки несколько различаются своим строением: их масса и размеры увеличиваются по направлению от верхних к нижним, а также в участках соединения с костями плечевого и тазового поясов. Кроме того, прочность и упругость обеспечиваются разнонаправленными изгибами, чередующимися в позвоночнике (изгибам, обращенным вперед, – шейному и поясничному лордозам – соответствуют изгибы, обращенные назад, – грудной и крестцовый кифозы). Их появление связано с прямохождением и позволяет позвоночнику работать подобно рессоре, обеспечивая амортизацию толчков при ходьбе, беге, прыжках, предохранению внутренних органов и спинного мозга от сотрясений.

Рис. 3.7.

Каждый позвонок состоит из тела и дуги с несколькими отростками, к которым крепятся мышцы и связки. Различия в их строении обусловлены различием функций (рис. 3.8). Так, у I шейного позвонка (атланта) тело отсутствует, хорошо выражены суставные поверхности, посредством которых он соединяется с черепом и II шейным позвонком.

Рис. 3.8.

1 – атлант, вид сверху; 2 – атлант, вид снизу; 3 – эпистрофей, вид спереди; 4 – эпистрофей, вид сбоку; 5 – VI шейный позвонок, вид сверху; 6 – VIII грудной позвонок, вид сбоку; 7 – VIII грудной позвонок, вид сверху; 8 – III поясничный позвонок, вид сверху; 9 – крестцовая кость, вид спереди; 10 – крестцовая кость, вид сзади; 11 – копчик

II шейный позвонок (эпистрофей, вращающий или осевой) отличается наличием на теле массивного отростка, так называемого зуба, представляющего собой ось, вокруг которой вращается голова вместе с атлантом. На поперечных отростках шейных позвонков можно обнаружить рудиментарные реберные отростки, которые особенно развиты в VI шейном позвонке, его остистый отросток заметно длиннее, чем у других позвонков. Грудные позвонки на теле и отростках имеют реберные ямки, служащие для сочленения с ребрами. Поясничные позвонки отличаются массивным телом и горизонтально направленными остистыми отростками, а также относительно небольшим позвоночным отверстием. После 18–25 лет крестцовые позвонки срастаются друг с другом и образуют крестец; передняя тазовая поверхность крестца имеет вогнутую форму и образует заднюю стенку тазовой полости. Последние 3–5 позвонков недоразвиты и образуют копчик – рудимент хвостового скелета. Позвоночный канал, проходящий внутри позвоночника, окружает и защищает спинной мозг.

Закладка позвоночника в виде соединительнотканного тяжа происходит на 2–3-й неделе внутриутробного развития, ее рудимент сохраняется у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Начиная с 5-й недели формируется хрящевой скелет, окостенение позвонков начинается на 8-й неделе. После рождения формирование позвоночника продолжается: атлант и эпистрофей заканчивают формирование к 3–5-му году жизни, процесс окостенения хрящевых дисков между крестцовыми позвонками и их срастание начинается в 13–15 лет и заканчивается к 23–25 годам, позвонки копчика срастаются снизу вверх в возрасте от 12 до 25 лет.

У плода позвоночник имеет форму дуги, у новорожденного он практически прямой. Формирование изгибов позвоночника связано с развитием двигательной активности ребенка: к 2–3 месяцам ребенок начинает удерживать головку – формируется шейный лордоз, к 6 месяцам садится – образуется грудной кифоз, формирование навыка стояния и ходьбы в 9–12 месяцев приводит к формированию поясничного лордоза и сопряженного с ним крестцового кифоза. Эти изгибы позвоночника получили название физиологических, так как они присущи всем здоровым людям. Характерная конфигурация позвоночника складывается к 3–4 годам, но окончательно шейный лордоз устанавливается к 7 годам, а поясничный – к 12 годам.

Межпозвоночные диски у детей толще и эластичнее, чем во взрослом возрасте. С годами уменьшается студенистое ядро между позвонками, за счет этого уменьшается и толщина дисков. Снижение тонуса мышц, окружающих позвоночный столб и удерживающих его в выпрямленном состоянии, в пожилом возрасте приводит к увеличению кривизны грудного кифоза. Оба эти процесса приводят к уменьшению длины позвоночника на 3–7 см, кроме того, с возрастом подвижность и прочность позвоночного столба уменьшаются за счет обызвествления межпозвоночных дисков и остеопороза (разрежения костного вещества с повышением его хрупкости).

Грудные позвонки, ребра и грудная кость (грудина) образуют грудную клетку, которая находится в верхней части туловища (рис. 3.9). Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и легкие. У человека 12 пар плоских дугообразно изогнутых ребер, которые сзади соединены суставами с позвонками, а спереди при помощи гибких хрящей соединяются с грудиной, расположенной но средней линии груди (кроме двух нар нижних ребер, передние концы которых не имеют соединений). Это позволяет грудной клетке расширяться или сужаться при дыхании.

Рис. 3.9.

Г рудная клетка у новорожденного имеет форму конуса, несколько сдавленного с боков, ребра расположены почти горизонтально. До 7 лет грудная клетка более узкая и длинная, в подростковом возрасте она расширяется, окончательная конфигурация складывается к 17–20 годам. В пожилом возрасте за счет ослабевания межреберных мышц происходит уплощение в переднезаднем направлении и удлинение. Грудная клетка женщины меньше, короче, уже в нижнем отделе и более округлая, чем у мужчин. Правильному формированию грудной клетки способствуют занятия физической культурой и спортом, заболевания и неблагоприятные условия развития могут приводить к искажению ее формы.

Процессы окостенения в скелете грудной клетки начинаются на 8-й неделе внутриутробного развития и продолжаются практически весь детско-подростковый период. Головки ребер срастаются с телом в 18–25 лет. Грудина у новорожденного состоит из 4–5 костей, соединенных прослойками хрящевой ткани, которые срастаются к 17–18 годам, полное окостенение грудины заканчивается в 30–35 лет, последним – после 30 лет – срастается с телом грудины мечевидный отросток, рукоятка и тело иногда вообще не срастаются.

состоит из плечевого пояса (кости лопатки и ключицы) и скелета руки (свободной части верхней конечности), включающего плечо, предплечье и кисть (рис. 3.10). Плечо образовано плечевой костью, предплечье – параллельными локтевой и лучевой костями, с которым соединяется кисть, состоящая из мелких косточек запястья и пясти, образующих ладонь, и пяти пальцев; у человека в отличие от животных пальцы гибкие, подвижные, а большой палец противопоставлен остальным. Подвижность руки при ее прикреплении к позвоночнику и грудине обеспечивается сочленениями лопатки и грудины, образующими плечевой пояс.

Рис. 3.10.

Тазовый пояс служит для соединения нижних конечностей с позвоночником, создаст опору для верхней части туловища и внутренних органов при прямохождении, защищает внутренние органы от внешних воздействий (рис. 3.11). Таз состоит из двух безымянных костей, правой и левой, которые образуются из срастающихся к 14–16 годам трех отдельных костей: подвздошной, седалищной и лобковой (лонной). До 14–16 лет эти кости соединяются посредством хряща в области вертлужной впадины (место соединения тазовой кости с бедренной). В связи с повышенной нагрузкой на таз, обусловленной прямохождением, у человека тазовые кости шире и массивнее, чем у животных.

Рис. 3.11.

Различают большой и малый таз. Границей между ними служат дугообразные линии подвздошных костей, лонные гребешки и основание крестца. Большой таз выполняет функцию опоры для органов брюшной полости, в полости малого таза находятся мочевой пузырь, прямая кишка и половые органы. Строение таза имеет половые различия: у мужчин он более узкий и высокий, у женщин – более широкий, низкий и емкий.

Тазовые кости начинают окостеневать на 3–4-м месяце внутриутробного развития, но до 3 лет они представлены преимущественно хрящевой тканью, поэтому легко поддаются искривлению при длительных статических нагрузках, например при преждевременном усаживании ребенка. Таз новорожденного имеет воронкообразную форму. После рождения малый таз постепенно принимает цилиндрическую форму. Под действием мышц и половых гормонов форма и размеры таза претерпевают значительные изменения: в 8–10 лет начинают проявляться половые различия таза, и к 13–14 годам его строение приобретает взрослые гендерные пропорции.

Нижняя конечность (нога) состоит из бедра, голени и стопы (см. рис. 3.11). Бедро образовано бедренной костью – самой крупной костью тела человека. Голень состоит из двух берцовых костей, а стопа – из нескольких костей, самая крупная из которых пяточная. Нижние конечности прикреплены к позвоночнику посредством тазового пояса. Кости ноги соединяются между собой и с тазовыми костями подвижно при помощи суставов.

Кости конечностей в онтогенезе проходят те же стадии, что и весь скелет. К моменту рождения эпифизы трубчатых костей хрящевые, их окостенение продолжается в течение 5–10 лет после рождения. Сращение эпифизов с диафизами происходит после 15–18 лет, причем у девочек на 1 –2 года раньше, чем у мальчиков. Это обусловливает более раннее завершение процессов роста у девушек. В костях конечностей окостенение начинается в различные сроки и имеет неодинаковую продолжительность (см. Биологический возраст). У новорожденных нижние конечности растут быстрее верхних, при дальнейшем росте организма эта тенденция сохраняется, хотя и не так выражено, как в периоде новорожденности. Наиболее интенсивный рост конечностей у мальчиков наблюдается в 12–15 лет, у девочек – в 13–14. В этот период развитие мышц и подкожного жирового слоя отстает от роста костей и создается впечатление, что подросток худеет. После завершения пубертатного скачка роста формируется тип телосложения. Рост конечностей и туловища замедляется, увеличиваются поперечные размеры туловища (у мальчиков – плечевого пояса, у девочек – тазового). К началу юношеского возраста заканчивается формирование типа телосложения, однако вследствие изменений гормонального фона может меняться соотношение различных отделов скелета: так, в период беременности у женщин увеличиваются размеры таза; в пожилом возрасте как у мужчин, так и у женщин могут уменьшаться размеры плечевого пояса.