Особенности психического состояния дошкольников с нарушением слуха. Шпаргалка: Особенности развития детей с нарушениями слуха

Может быть симптомом или отдельным заболеванием, и поэтому далеко не всегда это состояние можно оставить без внимания врача. Зуд в ухе приносит массу неудобств пациенту, часто люди не могут уснуть, зуд отвлекает внимание, и пациенты становятся раздражительными. Это сказывается на их социальных взаимоотношениях, обстановке в семье и на работе, поэтому у пациентов возникает желание проконсультироваться с врачом и прекратить этот кошмар.

Тут же возникает вопрос - какой врач лечит зуд в ухе и к кому обратиться? В большинстве случаев люди идут прямиком к терапевту, однако это не совсем правильно. Первоначальной ступенью в диагностике зуда в ухе должен стать отоларинголог. Если же ЛОР исключает свою патологию, то он направит пациента к нужному специалисту для дальнейшей диагностики процесса.

Когда Вы обратили внимание, что однажды возникший зуд в ушах возвращается к Вам снова и снова, начните с осмотра всего тела на предмет возникновения сыпи. В основном очаги высыпаний локализуются на локтевых сгибах и на волосистой части головы. Как правило, зуд усиливается в холодное время года, так как с понижением температуры окружающей среды болезнетворные бактерии, источники заболевания, стремятся укрыться в максимально благоприятном для них месте.

Причины зуда в ушах

Зуд в ушах может являться симптомом разнообразных патологий дерматологического характера, а также общих заболеваний организма. Он может быть первым симптомом себорейного дерматита, экземы, чесотки и других дерматологических заболеваний, которые при отсутствии лечения могут осложниться и нанести серьёзный вред здоровью человека.

Наиболее частой причиной ушного зуда является отомикоз – инфекционное заболевание, которое вызывается грибковыми возбудителями. Эти грибки часто присутствует в организме человека, не причиняя ему беспокойства. Активизируется грибок при слабом иммунитете, заболеваниях организма, нарушении обмена веществ, плохой экологии, продолжительном приёме антибиотиков и гормональных препаратов.

Самыми сильными факторами, которые провоцируют активизацию грибка, являются травма уха и повышенная влажность в ухе, которая возникает при регулярном плавании в бассейне или водоёме. Отомикоз вовсе не является безобидным заболеванием. Начинаясь с зуда в ухе, заболевание продолжается тёмными выделениями из ушного прохода, ухо закладывает, возникает шум в ухе и в голове. Если грибок распространяется в глубь уха, могут возникать приступы боли.

Чаще всего отомикоз поражает любителей излишней чистоты, которые при гигиене моют не только ушные раковины, но и глубоко промывают слуховой проход. Делать этого не следует, ведь природная ушная микрофлора имеет бактерицидное и противогрибковое действие, лишение этой защиты ослабляет сопротивляемость уха. Излишнее или недостаточное образование серы в слуховом проходе может вызвать зуд в ухе.

Аллергия также может вызвать сильный зуд в ухе. Часто аллергическая реакция возникает на головной убор, на латекс купальной шапочки, на средства по уходу за волосами. Ушной зуд может беспокоить при , нарушении обмена веществ, экземе наружного слухового прохода и психических расстройствах.

Зуд в ухе может являться симптомом следующих заболеваний:

Лечение зуда в ушах

Есть способы несколько уменьшить зудящие ощущения: растительное масло, закапанное в ушной проход, может сразу же прекратить или значительно ослабить зуд в ушах. Его необходимо закапывать больному, когда он находится в положении лёжа; промывание слухового прохода способно удалить микробы из уха и на время преостановить их рост. Если зуд в ушах не проходит несколько дней, обязательно необходимо обратиться к врачу, в первую очередь для определения причины.

Препараты для лечения зуда в ушах

Если зуд в ушных раковинах вызвал отомикоз, проблему следует решать совместно с лечащим врачом. Самостоятельно лечить грибковые заболевания опасно и трудно. Особенно сложно определить причину поражения грибком, чтобы в дальнейшем избежать развития грибковой инфекции. Обычно при грибковых поражениях ушей в качестве лечения используют такие препараты, как «Кетоконазол», «Миконазол» и другие. Для местного применения назначают «Хлорнитрофенол», «Бифоназол» и т.д.

Во время лечения такими препаратами в ушных раковинах будет образовываться большое количество отмерших грибков, поэтому приоритет следует отдать гигиене и уходу за ушами. Патологические выделения может удалить только врач с помощью специальных тампонов или зонда. После процедуры пациенту закладывают тампон с лекарством. Отомикоз можно считать успешно вылеченным, если через месяц анализ покажет отсутствие патогенного грибка.

Зуд может возникнуть при отите. Данное заболевание сопровождает воспалительный процесс и боль в ухе. Лечение следует проводить антибиотиками, это может быть «Флемоксин Солютаб», «Софрадекс» или «Отипакс». Назначить антибиотик может только лечащий врач, поскольку все лекарственные препараты имеют противопоказания и побочные действия.

«Флемоксин Солютаб» при лечении зуда в ушахЕсли зуд вызывает аллергия, нужно устранить сам аллерген (к примеру, поменять шампунь). Затем можно переходить к лечению симптоматики. Для этого используют антигистаминные препараты: «Супрастин», «Диазолин» или «Лоратидин». При наличии сахарного диабета следует принимать те же препараты, которые были назначены от основного заболевания.

Важно знать, что нередко у человека возникает так называемый идиопатический зуд. В этом случае неприятный симптом появляется по невыясненной причине. Иногда люди настаивают, что зуд доставляет им серьезные неудобства, но на осмотре врач не выявляет причин. В этом случае пациенту следует посетить невропатолога.

Лечение зуда в ушах народными методами

Народная медицина предлагает лечить зуд в ухе природными антисептиками. В их состав входят лук, чеснок, сок хрена, календула, ромашка, настойка прополиса, мед и прочие полезные компоненты. Я предлагаю рецепты, которые прошли проверку не одним поколением.

  1. Салициловый спирт. Перед его применением ухо нужно промыть перекисью водорода. Затем капается 4-е капли салицилового спирта в слуховой проход. Процедура делается утром и вечером. Салициловый спирт снимает воспаление и уничтожает микробы.
  2. Настойка календулы. Ушной ход очистить так же как в предыдущем рецепте. Ухо закапать настойкой календулы, тоже дважды в день. Лечение продолжать не меньше недели, и внимательно следить за симптомами.

Профилактика зуда в ушах

В целях профилактики следует избегать применения всяческих подручных средств при чистке ушей – они могут травмировать кожный покров. Следует промывать уши с применением шампуней и мыла, пользоваться проглаженным полотенцем для гигиенического ухода. Контактирующие с ушами предметы (наушники, телефон, беруши), надо содержать в чистоте и периодически проводить дезинфекцию их поверхностей. Необходимо позаботиться о защите ушей от попадания воды при купании.

Зуд в ушах у детей

Факторы, вызывающее детский зуд в ушах, могут отличатся от тех, что вызывают взрослый. Помимо обычных ситуаций, при попадании воды в ухо, ушной пробки или каких–либо посторонних объектов, возможны и другие причины. Наличие ушного клеща - явление достаточно редкое, но легко устранимое. Для правильного извлечения, лучше обратиться к отоларингологу. Помимо промывания уха и удаления клеща, будет назначен список медицинских препаратов для устранения возможной инфекции и общего укрепления организма.

Воспалительные процессы, вызывающие зуд в ушах, такие же, как и у взрослых, зато лечение может отличаться кардинально. Это происходит в силу недостаточно сформированной системы органов слуха у детей. Именно поэтому, множество медицинских препаратов не подходят для детского лечения. Лекарства оказавшее позитивный эффект для взрослого уха, могут оказать отрицательный для детского, поэтому не занимайтесь самолечением. Среди безболезненных причин, вызывающих зуд внутри уха, может быть обычная детская сонность. Физиологические процессы в организме ребенка могут вызывать легкое чувство зуда и покалывания.

Вопросы и ответы по теме "Зуд в ушах"

Вопрос: Здравствуйте. Около месяца беспокоит зуд в ушах, боли нет, температуры нет, но иногда ужасное раздражение, что нет возможности почесать и это чувство часто беспокоит, сначала я пыталась достать что-то ушными палочками, но кажется, еще хуже становилось. В итоге на приеме лор сообщила, что сухая кожа с корками - надо снять воспаление, назначила кандибиотик. Но дело в том, что я беременна, а в инструкции написано противопоказания. Подскажите чем его можно заменить? Не хочу навредить ребенку, но в тоже время боюсь, что бы не было осложнений. Может можно промывать чем-то более безопасным?

Ответ: Здравствуйте. Вопрос о целесообразности назначения препарата КАНДИБИОТИК при беременности, решается врачом индивидуально. Назначение препарата возможно в случае, когда предполагаемая польза терапии для матери превышает потенциальный риск для плода.Вы должны были сообщить Вашему доктору, что Вы беременны. Я думаю, Вам нужно пройти повторную консультацию у отоларинголога. Доктор оценит степень риска применения препарата и при необходимости подыщет альтернативные методы лечения.

Вопрос: Здравствуйте. У меня уже три года зудят уши, сначала мазок ничего не показывал. Сейчас высеяли стафилоккок 10 в пятой степени, жалобы на зуд, периодически уши болят, мокнет тоже иногда, корочки светлого цвета. Помогите справиться с зудом, уши расчесываю до крови. Лечила уши и нитрофунгином, и тридермом, и экзодерилом, и лоринденом - безрезультатно.

Ответ: Здравствуйте. Каково состояние барабанных перепонок, среднего уха и слуха? Если у Вас только наружный диффузный отит, то обычно хорошо помогает кварцевание (КУФ) наружных слуховых проходов, смазывание слуховых проходов кремом "Клотримазол" 1% 2 раза в день 10 дней (после тщательного туалета ушей с 3% раствором перекиси водорода). Для туалета ушей применяйте только сткрильную вату! Уши нужно беречь от влаги: до принятия любых водных процедур в уши вставляются ватные шарики, пропитанные вазелиновым маслом. Если через 2-3 дня лечения чувствуете, что зуд не уменьшается, то замените Клотримазол на линимент синтомицина 10% в той же дозировке. После этого курса протирайте слуховые проходы настойкой календулы 2 раза в день 8-10 дней. По результатам мазка к каким антибиотикам чувствителен высеянный стафилококк? До начала лечения Вам необходимо провести тщательный туалет слуховых проходов у ЛОР-врача и убрать все корочки, плёночки и серу. Хронический полипозный синусит тоже лечите, так как этот хронический очаг инфекции ослабляет иммунитет.

Вопрос: Добрый день, беспокоит зуд в ушах, внутри и снаружи. Чаще по ночам. Приходится применять ватные палочки. Замечаю, что зуд усиливается после стресса. Что это может быть? Грибок? И как лечить?

Ответ: Здравствуйте. Зуд действительно может быть из-за грибка, а может из-за повышенного содержания сахара. Ковыряясь в ухе палочкой вы лишь ещё больше раздражаете оболочки, а если это грибок, то помогаете ему. Ухо можно “почесать” только краешком полотенца, не залезая глубоко. Откажитесь от палочек, сдайте кровь на сахар и проверьтесь на грибок.

Вопрос: Здравствуйте. Постоянный зуд в ушах. Что бы это может быть?

Ответ: Здравствуйте. Многие расстройства могут начинаться с зуда в ушах. Перечень расстройств открывают заболевания кожи, такие, как экзема, псориаз и себорейный дерматит (тот самый, который лежит в основе появления перхоти). Если имеются признаки этих заболеваний на каких-либо участках тела, то это может служить ключом к пониманию происхождения зуда в ушах. Особенно тщательно проверьте кожу на локтях, в области бровей и волосистой части головы. Микроорганизмы, которые зимой подыскивают себе теплое местечко, могут облюбовать себе ваше ухо и использовать его как мотель. Когда они внедряются в него, возникает зуд. Такие расстройства являются довольно распространенными в районах с холодным климатом и низким уровнем жизни. Размягчение ушной серы также может вызывать зуд в ушах. Такие же явления возникают и при недостаточном образовании серы, Зуд может также проявляться как реакция на резину, входящую в состав некоторых купальных шапочек. Причиной зуда бывает грибковая инфекция наружного слухового прохода. Эти расстройства сопровождаются покраснением кожи и воспалением. Однако такие инфекции встречаются редко.

Зуд в ушах – неприятный симптом, который известен многим людям. С этой проблемой пациенты должны обращаться к отоларингологу, чтобы он определил причину возникновения дискомфорта и назначил соответствующее лечение.

Чтобы определить причину зуда в ушах, необходимо обратиться к отоларингологу

Почему беспокоит зуд?

Основными причинами зуда в ушах являются:

  1. Чрезмерное количество серы в ушной раковине и слуховом проходе.
  2. Травмы уха.
  3. Аллергические реакции неизвестной этиологии.
  4. Ослабление .
  5. Переохлаждение организма.
  6. Стремительный рост волос в ушном проходе.
  7. Кожные патологии наружного уха.
  8. Нарушение обменных процессов в организме.
  9. , возникший вследствие попадания микробов.
  10. Ушной клещ.
  11. Возрастные изменения кожи.
  12. Попадание в ухо воды.

Важно! Сильный зуд и боль в ухе могут свидетельствовать о наличии у человека серьезного заболевания. Если своевременно не начать курс терапии, то могут возникнуть осложнения.

При возникновении неприятных ощущений в ушах стоит как можно скорее обратиться к врачу. О появлении осложнений могут свидетельствовать:

  • гнойные выделения;
  • болевой синдром;
  • заложенность уха;
  • боль в голове и головокружение;
  • шелушение;
  • повышение температуры тела;
  • ухудшение слуха;

  • нарушенная координация движений.

Уши могут чесаться, если долгое время человек носит слишком теплую шапку, которая мешает циркуляции воздуха. Зуд в ухе также появляется, когда в ушной проход попадает инородное тело.

К раздражению нервных окончаний и зуду может привести попавшая в уши вода во время купания в водоеме.

У взрослых и детей зуд за ухом часто возникает, как аллергическая реакция на парфюмерное средство или бытовую химию. Также аллергию вызывает пыльца некоторых растений и укусы насекомых.

У женщин уши могут чесаться при из-за гормональной перестройки. Особенно это ощутимо в преклонном возрасте. Кроме того, дискомфорт может появиться при сильных стрессах и эмоциональном напряжении.

Использование слухового аппарата приводит к тому, что у человека скапливается влага в слуховом проходе, если его длительный период времени не снимать. Аппарат становится причиной зуда, если установлен чересчур жестко.

Сопутствующие симптомы

Зуд внутри уха может сопровождаться другими неприятными симптомами:

  • шум в ушах;
  • зуд в носу при простуде;

  • гнойные выделения;
  • отечность;
  • гиперемия кожи;
  • лихорадка;
  • боль в горле при .

До посещения врача можно использовать для протирки наружного уха раствор уксуса 6%. Зуд в ушах устраняется с помощью капли растительного масла. Также подойдет подогретый содовый раствор, который следует аккуратно ввести в наружный слуховой проход. Размягчить и вывести серные пробки в ушах можно с помощью раствора перекиси водорода.

Чем лечить зуд в ушах?

Лечением зуда и боли в ушах занимается врач-отоларинголог. Для выявления причины неприятных ощущений он сначала осматривает уши с помощью специальных приборов, после чего может назначить следующие анализы для уточнения предполагаемого диагноза:

  • общий анализ крови и мочи;
  • исследование на наличие грибков и бактерий;
  • анализ на выявление аллергии на антибиотики.

В зависимости от диагноза, который поставил врач, назначается прием медикаментов. Для консервативной терапии применяют такие лекарственные средства:

  1. препараты. Наиболее распространенными являются Миконазол и Тербинафин.
  2. Антибактериальные. К ним относятся Резорцин, Хинозол и другие.
  3. Иммуностимуляторы. Врач выписывает витаминные комплексы, липоевую кислоту или Вобэнзим.
  4. препараты. Снять аллергический зуд можно с помощью Диазолина, Кларитина или Хифенадина.

Медикаментозное лечение может осуществляться как орально, так и с введением в ухо. Зачастую после 2-х процедур пациент может продолжать курс терапии самостоятельно.

Для того, чтобы снять покраснение и жжение в ухе, рекомендуется использовать стероидные мази и различные крема. Эффективными являются Гидрокортизон и Бетаметазон.

При запущенном заболевании не обойтись без мази с антибиотиками.

Для лечения отита врач назначает ушные капли. Они содержат антибактериальный компонент и противовоспалительное вещество. Самыми популярными являются Нормакс, Отофа и Софрадекс. В качестве антисептического препарата выписывают .

Если наружный отит вызван грибковой инфекцией, то терапия включает использование противогрибковых мазей. К ним относится Пимафукорт и Кандид. Для лечения отита также применяют мази с активным веществом Мупироцин, к примеру, препарат Супироцин или Бактробан. Эти медикаменты не оказывают негативное воздействие на состояние кожи и эффективны в борьбе с грибком.

Курс терапии при среднем отите включают прием антибиотиков. Наиболее распространенными являются Экобол и Амосин с действующим веществом . Хорошо себя зарекомендовали препараты Аксетин и Зиннат с активным компонентом цефуроксимом. Лечение антибиотиками может длится от 7 до 10 дней.

Если у пациента диагностирован себорейный , то для устранения зуда ему необходимо использовать наружные противомикозные средства. Для мытья головы следует брать шампуни с антимикотиками, к примеру, Низорал.

При повышенной температуре тела врач назначает жаропонижающие препараты на основе парацетамола или ибупрофена. Также пациент должен выпивать много жидкости в день и соблюдать постельный режим.

Для устранения аллергической реакции в курс лечения входят Лоратадин или Супрастин.

Если зуд в ушах вызван псориазом, то специалист выписывает мази на основе нефти и дегтя. Не обойтись без кортикостероидных препаратов и кератолитиков.

При отомикозе эффективными средствами являются ушные капли Клотримазол и Кандибиотик. Ими следует закапывать предварительно очищенные от серы и гноя уши. Также для промываний используют антимикотические растворы Амфотерицин и Нистатин.


Амфотерицин – действенное средство при отомикозе

Народная медицина против зуда в ушах

Снизить шум в ушах и снять болевой синдром можно с помощью народных средств. Эффективным считается отвар на основе душистой гвоздики. Для его приготовления следует взять 1 ч. л. сырья и ½ стакана горячей воды. Употреблять средство по 30 г несколько раз в день.

Для восстановления слуха после отита полезно принимать чай из лепестков красной розы на протяжении 14 дней.

При наружном отите можно приготовить лечебную мазь от зуда в ушах в домашних условиях. Для этого понадобится корень девясила и бараний жир. Сначала следует подержать корень на огне, после чего измельчить в кофемолке и добавить к нему 1 ст. л. бараньего жира. Смазывать средством ушную раковину до полного исчезновения неприятных признаков патологии.

При остром отите рекомендуется использовать настойку паслена сладко-горького. Следует взять 60 г измельченного сырья и залить ½ стакана водки. Настаивать 7 дней, после сделать турунду из ваты, смочить их в полученной настойке и ввести в ухо.

Не менее эффективно при отите применять настойку календулы. Ее можно купить в аптеке или приготовить в домашних условиях. После чистки капать в уши по 2 капли настойки регулярно. Лечение народным средством предотвращает распространение инфекции и уничтожает болезнетворные микробы.

Снизить болевые ощущения в ушах можно с помощью средства на основе глицерина и спирта. Для этого оба компонента следует смешать в одинаковом количестве, смочить в полученной смеси ватную турунду и ввести в больное ухо.

Убрать зуд в ушах поможет масло чайного дерева или миндальное масло. Оба средства обладают противогрибковым действием и эффективно устраняют дискомфорт. в слуховом проходе необходимо нанести на него смесь из сырого куриного , меда, соли и муки. Все ингредиенты следует взять в равных частях и перемешать.

Отвар из ромашки поможет устранить зуд и жжение в ушах. Для его приготовления следует взять 1 ч. л. ромашки и 150 мл воды. Процедить средство, после чего закапать в ушную раковину по 3-4 капли. Подержать 1-2 минуты внутри, после чего дать каплям стечь наружу.

Избавиться от зуда и жжения, вызванных механической травмой, можно с помощью настойки прополиса. Она нейтрализует грибок. Достаточно смочить в настойке ватный тампон и ввести его в слуховой проход.

Устранить грибок можно с помощью отвара чистотела. Следует перемешать 20 г травы со стаканом кипятка и подержать на слабом огне 15 минут. Средство отфильтровать и закапывать им по 4 капли 2 раза в день.

Профилактика ушных заболеваний

Чтобы предотвратить появление зуда и шелушения в ушах, следует придерживаться таких правил:

  1. Не использовать для чистки ушей никаких посторонних инструментов, кроме гигиенических ватных палочек.
  2. При частом воспалении наружного уха следует использовать капли на основе оливкового масла. Они защищают кожу при нырянии в водоеме. Популярным препаратом является Ваксол.
  3. Для поддержания иммунитета необходимо употреблять витамины и .
  4. Своевременно лечить вирусные заболевания носа, которые могут быть причинами появления воспаления среднего уха.
  5. Закалять организм с помощью обтираний, воздушных ванн или контрастного душа.
  6. Ношение ювелирных украшений, которые не вызывают аллергии на коже.
  7. Периодическая дезинфекция мобильного телефона и наушников во избежание попадания в уши микробов.

Игнорировать зуд в ухе нельзя, поскольку он может привести к серьезному недугу.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха - это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка. При дефицитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических координации. Это проявляется, в частности, в различной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других.

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский). Эти общие закономерности характеризуются следующими положениями.

1. Для сурдопсихологии большое значение имеет положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка. К биологическим факторам относятся особенности развития нервной системы, определяющие тип темперамента; задатки способностей - общих и специальных. Важное значение для последующей жизни ребенка имеют условия протекания внутриутробного периода - болезни матери, лекарства, которые она принимала в период беременности, травмы при родах. Социальные факторы объединяют все то, что характеризует общество, в котором живет и развивается ребенок, - тип идеологии, культурные традиции, религию, уровень развития науки и искусства. Социальная среда и преобразованная человеком природа являются источниками развития человека, определяют принятую в данном обществе систему обучения и воспитания. Усвоение социального опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме - в различных видах деятельности - общении, игре, учении, труде. Дети овладевают этим опытом не самостоятельно, а при помощи взрослых.

В структуре психического развития детей с нарушени­ем слуха выделяются:

первичный дефект – стойкое двустороннее нарушение слухо­вого восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата;

вторичное отклонение –нарушение развития речи и связанные с ним последующие отклонения в развитии, проявляющиеся в познавательной деятельности;

отклонение третьего порядка – своеобразное формирование всех познавательных процессов.

При организации обучения и воспитания детей, имеющих на­рушения слуха, сурдопедагоги ориентируются также на материа­лы психологических исследований, раскрывающих специфиче­ские закономерности их психического развития (И. М. Со­ловьев, 1966).

1. Упрощенность психической деятельности вследствие обедненности внешних воздействий, ограничения взаимодействия со сре­дой, затруднения общения с окружающими. Доказано, что при нарушении слуха у детей происходит каче­ственное изменение ощущений – затруднены или невозможны функции восприя­тия физических параметров звука (частоты, интенсивности, дли­тельности, тембра), выделения его пространственных характери­стик (направления, степени удаленности в пространстве), а так­же ограничено познание звуковых особенностей предметов и яв­лений окружающего мира. Приток информации, воспринимаемой с помощью сохранных анализаторов, также ограничен. В силу этого детям со слуховым дефектом недоступно в полном объеме ощущение многообразия свойств окружающего мира, что создает своеобразные условия жизни, видоизменяет систему межфункциональных взаимодей­ствий. Поэтому компоненты психики таких детей формируются в иных по сравнению со слышащими пропорциональных соотношениях, что обнаруживается:

В несоответствии развития наглядно-образного и словесно-логического мышления;

В преобладающем значении письменной речи по сравнению с устной;

В доминировании импрессивной формы речи над экспрес­сивной.

2. Отличие в темпах по сравнению с нормально слышащими сверстниками. Проявляется это в замедлении психического развития после рождения и его ускорении в последующие периоды онтогенеза. При этом если на начальных этапах онтогенеза эти отличия не­значительны, то на последующих этапах они постепенно нарас­тают. Сближению темпов развития неслышащих детей с нормой способствуют адекватные условия обучения и воспитания, сис­тематическое сурдопедагогическое воздействие. У детей с нарушенным слухом наблюдается один из видов психического дизонтогенеза – дефицитарное развитие.

Помимо нарушений речевого развития у детей со слуховым дефектом рано проявляются и другие отклонения. Как подтверж­дают научные исследования отечественных сурдопсихологов (И. М. Соловьева, 1957; А. П. Розовой, 1957; Ж. И. Шиф, 1962; Т. В. Розановой, 1978; и др.), при сопоставлении особенностей раз­вития детей, имеющих нарушения слуха, с течением нормально­го развития можно говорить о том, что у них выявляются:


Отклонения, которые следует рассматривать как неадекват­ное формирование психического опыта, обусловленное сенсор­ным нарушением;

Отставание в сроках формирования психических функций;

Качественное своеобразие развития психической деятельно­сти в целом.

Сурдопсихологи выделяют также следующие особенности психического развития глухих детей :

Из-за нарушения слуховых возможностей особое значение при­обретают зрительные и двигательные ощущения, развиваются и обостряются тактильно-вибрационные;

Неполнота, фрагментарность восприятия: выделяют яркие и очевидные признаки, специфические особенности, но часто не замечают общие признаки; характерно отставание в формировании перцептивных обобщений и предметных представлений;

Мышление глухих учащихся отличается большей конкретностью, наглядностью, дли­тельное время сохраняются трудности перехода от предметно-дей­ственных операций к интеллектуальным и обратно, что также свя­зано с речевым недоразвитием; особенности овладе­ния мыслительными операциями: низкий уровень сформирован­ности операций анализа и неумение выделять существенные при­знаки, отличать их от несущественных; подмена сравнения двух объектов анализом одного из них; сложности при переходе от одного приема сравнения к другому и т.д.;

Трудности в установлении причинно-смыс­ловых связей между событиями и явлениями: смешение причины и следствия, непонимание их взаимозависимости;

Своеобразие формирования содержательных компонентов мыслительной деятельности: их представления отличаются бедностью, фрагментарностью, схема­тизмом, нерасчлененностью, что является результатом неполноты и фрагментарности восприятия;

Глухие учащиеся затрудняются в соотнесении учебных задач и учебных действий, а также в определении условий их осуществ­ления, не умеют анализировать требования и цели постав­ленной задачи и ошибаются в последовательности необходимых действий;

При оказании помощи со стороны педагога дети обнаружива­ют более высокий уровень мыслительной деятельности, чем при самостоятельном выполнении учебного задания;

К началу школьного обучения у глухих детей наблюдается бо­лее низкий по сравнению со слышащими уровень осведомленности об окружающем, что связано с ограниченно­стью по объему и содержанию их знаний о доступных им предме­тах и явлениях;

Дети затрудняются в использовании словесной речи как средства общения и выражения собственных мыслей, в сло­весной регуляции и словесном опосредовании действий.

Круг общения детей, имеющих нарушения слуха, значительно сужен и включает в основном педагогов, родителей, друзей также с нарушениями слуха, что обедняет их социальный опыт, сдер­живает развитие межличностных отношений, вступая в которые индивид может проявить себя как личность. Кроме того, его со­став у детей, относящихся к различным группам, неодинаков. Так, у слабослышащих школьников, как правило, доминируют кон­такты со слышащими людьми, в то время как у глухих учащихся – с людьми, имеющими нарушения слуха.

Проблема компенсации нарушений – ведущая проблема сурдопсихологии. Специально организованное обучение и воспитание глухих и сла­бослышащих детей направлены на то, чтобы обеспечить наиболее полную компенсацию нарушенных психических функций. При нарушениях слуха такая компенсация возможна прежде всего бла­годаря формированию и развитию речи, словесной регуляции и вербализации, а также словесному опосредованию. В связи с этим обучение детей с нарушениями слуха словесной речи, по мнению Л. С. Выготского, центральная задача сурдопедагогики. Практическая реализация ведущих идей теории компенсации Л. С. Выготского в отечественной сурдопсихологии и сурдопеда­гогике получила развитие в трудах С. А. Зыкова, Т. С. Зыковой, Е. П. Кузьмичевой, Л. П. Носковой, Ф. Ф. Рау, Т. В. Розановой, Н. Ф. Слезиной, Н. В. Яшковой и других.

Контролирующие вопросы и задания

1. Каковы основные причины снижения слуха у детей?

2. Раскройте понятия «тугоухость» и «глухота».

3. Охарактеризуйте состояние слуха глухих и слабослышащих по классификации Л. В. Неймана.

4. Охарактеризуйте Международную классификацию нарушений слуха. В чем заключается ее отличие от классификации Л. В. Неймана?

5. Каковы основные теоретические положения педагогической классифика­ции Р. М. Боскис?

6. Чем принципиально отличается развитие глухого ребенка от слабослы­шащего?

7. Дайте характеристику групп детей с нарушениями слуха в педагогической классификации Р. М. Боскис.

8. Охарактеризуйте разные условия формирования речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших.

9. Раскройте методику исследования слуха у детей. Охарактеризуйте возможности использования различных методов исследования слуха.

10. Каковы специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха?

Сурдопедагог проводит занятие со слабослышащим ребенком

Журнал «Отоскоп» продолжает цикл статей Н. Зиминой о психологических аспектах проблем, связанных с нарушениями слуха (см. статьи и ).

Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.

В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах, а так же в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 – 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи, развитию мышления. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма.

В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории: глухоту и тугоухость (слабослышание). Основным критерием для отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть возможность восприятия речи. Считается, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено. Наличие же восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.

Одной из распространенных классификаций степеней тугоухости является классификация проф. Б. С. Преображенского (табл. 1). В ее основе лежит восприятие как устной, так и шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие согласные, безударные части слова).

Расстояние, на котором воспринимается речь
Степень разговорная шепотная
Легкая От 6 м до 8 м 3 м-б м
Умеренная 4 м-6 м 1 м-3 м
Значительная От ушной раковины до 1 м
Тяжелая От ушной раковины до 2 м 0-0,5 м

Любая степень нарушения слуха, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.

Многих исследователей интересовала зависимость нарушения речи от времени возникновения снижения слуха. Были установлены следующие соотношения при полной потере слуха (табл. 2):

Возраст, когда наступила глухота Нарушение речи
1,5-2 года Теряют зачатки речи за 2-3 месяца и становятся немыми
2-4-5 лет Речь сохраняется в течение от нескольких месяцев до года, но затем распадается; к ДОУ остается несколько едва понятных слов
5-6 лет В редких случаях теряют речь совсем
7-11 лет Речь не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушается интонация, словесное ударение, темп речи становится быстрым. Словарь оказывается ограниченным (не хватает слов, выражающих абстрактные понятия; предложения употребляются главным образом простые)
12-17 Речь сохраняется полностью, но теряется ее благозвучность и внятность

Интересно и важно следующее мнение специалистов: если тяжелая тугоухость возникает, когда ребенок уже умеет читать и писать, угрозы развитию речи нет, но все же могут наступить различные тяжелые нарушения произношения.

Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха, как наиболее важные можно выделить следующие:

  1. степень снижения слуха - чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;
  2. время возникновения нарушения слуха - чем раньше оно возникло, тем тяжелее расстройство речи;
  3. условия развития ребенка после возникновения поражения слуха - чем раньше принимаются специальные меры для сохранения и воспитания нормальной речи, тем лучше результаты;
  4. общее физическое и психическое развитие слабослышащего ребенка - ребенок физически крепкий, психически полноценный, активный будет обладать более развитой речью, чем физически ослабленный, пассивный.

Все это говорит о том, что речь детей, страдающих тугоухостью с раннего возраста, начинает развиваться с запозданием и с более или менее значительными искажениями.

Наиболее ярко отставание в развитии, по мнению сурдопедагогов, проявляется у ребенка с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста. Это и недоразвитие деятельности, и отставание в развитии общения с взрослыми. Решающее значение для развития детей имеет потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. При соотношении особенностей развития детей с нарушенным слухом с ходом нормального развития можно говорить о том, что у них наблюдается неадекватное формирование психологического опыта, отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии психической деятельности в целом.

Та же сурдопедагогика придерживается точки зрения о практически неограниченных возможностях развития глухих и слабослышащих школьников. Несмотря на разную степень выраженности дефекта слуха у ребёнка: от легкой степени, до грубого нарушения слуховой функции или ее полного отсутствия, – для такого малыша оказывается наиболее значимым раннее обнаружение дефекта и оказание педагогической помощи. Основным направлением такой помощи является обучение речи. Именно раннее вмешательство в процесс развития речи предупреждает отклонения в развитии психических функций. Известно, что на характер развития ребенка с нарушенным слухом влияют условия окружающей среды и, в первую очередь, педагогические, которые предполагают целенаправленную организацию обучения и воспитания. Основной здесь является идея развития личности ребенка с нарушенным слухом в условиях специально организованного педагогического процесса. Определяющим фактором служит сложившаяся система дифференцированного обучения.

Необходимость специально организованного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом доказана многовековым практическим опытом. Разнообразные виды коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом дошкольного и школьного возраста создают оптимальные условия для обучения и реализации потенциальных возможностей детей с различной степенью нарушения слуха и уровнем речевого развития. В настоящее время практически все дети с нарушенным слухом имеют возможность выбора: учиться в коррекционно-образовательных учреждениях или интегрироваться в образовательной среде со слышащими детьми. Задача обучения – постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития ребенка в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации отклонений развития ребенка с нарушенным слухом.

Личность ребенка – устойчивая целостная психологическая структура, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и являющаяся динамической, “открытой” структурой. Становление личности ребенка с нарушенным слухом, также как и слышащего, проходит долгий путь. Начинается он в дошкольном возрасте с того момента, когда ребёнок учится управлять своим поведением. Наиболее результативно это становление происходит в школьном возрасте в связи с изменением социального положения ребёнка, влияния окружающей среды. В работах ученых подчёркивается, что на развития личности ребенка с нарушенным слухом влияют характер общения, своеобразие личного опыта ребенка и отношение его к дефекту. В общении заложены огромные возможности не только речевого, но, прежде всего, эмоционального и нравственного развития ребенка и личностного развития в целом. Однако для овладения общением необходима оптимальная организация обучения. Это возможно при выполнении детьми различных видов деятельности. Основа – предметно- практическая деятельность. При этом общение у ребенка с нарушенным слухом развивается в процессе коллективной практической деятельности, где его совместное взаимодействие с педагогом и одноклассниками направлено на применение речевых средств и необходимость использования речи для сообщения информации или побуждения других к действию.

Другой фактор – развитие личного опыта слабослышащего ребёнка. Практический опыт работы с детьми подтверждает, что наиболее продуктивный путь его формирования – правильная организация деятельности и умелое руководство ею со стороны взрослого. Именно взрослые учат ребенка действовать в соответствии с заданными условиями, представляя малышу возможность быть все более самостоятельным.

Следовательно, общение, деятельность для слабослышащего ребенка являются важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе, познания отношений между людьми, расширения кругозора.

Результатом развития ребенка с нарушенным слухом является формирование устойчивых и постоянных качеств личности. Некоторые могут возникнуть и сформироваться, когда слабослышащий ребенок начинает понимать свое отличие от слышащих детей. Так, например, в обыденной жизни можно услышать мнение, что у слабослышащих детей из-за нарушенного слуха возникает чувство ущербности. Не вступая в острую полемику по поводу этой идеи, можно с уверенностью утверждать, что слабослышащие дети сравнительно поздно начинают осознавать свой дефект, как препятствие к их развитию. Зависит это, главным образом, от среды воспитания, отношения к слабослышащему ребенку со стороны близких и их социальных установок. Наиболее характерными из них являются следующие:

  • понимание тяжести дефекта и ориентация на формирование самостоятельной, полноценной личности, готовой к реализации своих возможностей в самостоятельной продуктивной деятельности;
  • понимание необратимого характера нарушения, формирование личности, осознающей свою несостоятельность, максимально зависящую от других, требующую к себе особого отношения и внимания со стороны близких и других людей.

Безусловно, наиболее опасна для развития личности ребенка с нарушенным слухом последняя социальная установка, так как она ориентирована на формирование наиболее опасных для ребёнка качеств личности, связанных с осознанием им себя инвалидом. Вследствие этого у слабослышащего ребенка часто проявляются неадекватные эгоистические претензии к людям и невнимание к тем, кто больше всего заботится о нем. В связи с этим можно утверждать, что развитие ребенка, находящегося в инвалидизирующих условиях воспитания, приводит к изменениям личности ребенка. Поэтому семье и педагогам важно найти пути преодоления у детей отрицательных личностных качеств, вызванных дефектом.

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: “Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения”.

“Слышать” – значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. “Слышать” – значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. “Слышать” – это значит иметь облик слышащего человека и располагать окружающих к общению.

Общение со всеми окружающими – это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и общество.