Психология здоровья. Психологическое здоровье человека

admin

Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности. Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью. Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.

Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

адекватность понимания общества;
осознание поступков;
работоспособность и активность;
стремление к новым целям;
умение находить контакты;
нормальная семейная жизнь;
чувство привязанности к родным;
ответственность;
умение составлять план жизни и следовать ему;
ориентированность на развитие личности;
целостность.

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий , враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, и т.д. Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы. В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера. Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

3 марта 2014

Психическое здоровье

Все мы знаем о том, что такое здоровье – наиболее емко это понятие отражает словосочетание «отсутствие болезни». Можно назвать здоровым человека, который не имеет никаких нарушений функционирования органов и систем, заболеваний, однако в отношении здоровья психического оно утрачивает смысл, потому как это определение не ограничивается отсутствием патологии.

Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.

В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Не существует четких норм понятия психическое здоровье, поскольку каждая из составляющих может быть истолкована субъективно.

Бесспорно, имеется утвержденный перечень психических заболеваний, но, как уже говорилось ранее, их отсутствие не гарантирует полного здоровья, поэтому и трактуется одно неоднозначно. Несмотря на это существуют определенные детерминанты – социальные, психологические факторы, наличие которых позволяет утверждать о хорошем здоровье.

Функциональное состояние психики определяется такими аспектами, как:

1. Умственная работоспособность. Познавательные процессы на высоком уровне – показатель здоровья.

2. Стремление к осуществлению осознанной деятельности. Обучение, профессиональная, творческая деятельность, реализация себя в ином качестве – свидетельство наличия интересов, мотивации.

Существует несколько мнений о том, что может свидетельствовать о психическом здоровье и какие его составляющие являются обязательными. Большинством исследователей признаны следующие особенности.

Чем характеризуется психическое здоровье?

1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные (с узким кругом людей). В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть, избегать идеализации и необоснованных претензий, эффективно решать конфликтные ситуации, способность не только брать, но и давать. Это относится не только к супружеским отношениям, но и детско-родительским.

Важным моментом является здоровье самих отношений: они не должны быть угрожающими, насильственными, тревожными, разрушающими. Здоровые отношения несут в себе только продуктивность. Сюда же можно отнести «экологичность» - способность человека выбирать для себя в основном комфортное окружение.

2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества – важно для психически здорового человека.

3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека, поэтому важно пояснить, что она в себя включает:

3.1. свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;

3.2. танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.

4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность, не страдает зависимостью, не пытается компенсировать отсутствие контроля за одной из сфер жизни гиперконтролем в другой.

5. Понимание этических норм. В первую очередь, здоровый человек осознает смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).

6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.

7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.

8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого, понимает, что другой человек – отдельная личность со своими особенностями и отличиями.

9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше и что это повлечет – эти умения также отличают здоровую личность.

10. Адекватная самооценка. Одна из составляющих психического здоровья – реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.

Как правило, отсутствие одного или двух пунктов – редкий случай, поскольку это влечет к разрушению всей «конструкции». Так, неадекватная самооценка провоцирует завышенные или заниженные ожидания, мешает выстраивать гармоничные отношения с окружающими, эффективно рефлексировать. Эмоциональная неустойчивость не позволяет проявить осознанность в той или иной ситуации, управлять собой, а также сказывается на способности работать.

В действительности наличие всех пунктов встречается достаточно редко и лишь в определенной среде, это вовсе не значит, что люди в основном являются психически нездоровыми. В отношении психики более применима схема «здоровье-отклонение(тенденция)-пограничное состояние-болезнь», поэтому многие «упущения» формируются на стадии тенденции к определенным нарушениям, и от самой болезни еще далеко. Однако психика является конструктом достаточно нестабильным, и даже при отсутствии нарушений в течение жизни является высоким риск развития негативных тенденций, поэтому очень важно уделять психическому здоровью достаточно внимания.

Как укрепить психическое здоровье?

1. Питание – основа физического здоровья, которое, как мы выяснили, оказывает влияние на психику. Избыточное количество пищи, продукты, содержащие большое количество сахара, жира, а также провоцирующие нарушение гормонального баланса в организме могут достаточно ощутимо отразиться на психическом состоянии. Известен ряд заболеваний, которые провоцируют эмоциональную нестабильность – патологии щитовидной железы и обмена ее гормонов, репродуктивные заболевания, болезни сердца и т.д., а в таком случае сохранять спокойствие и анализировать собственные мысли и поведение очень сложно.

2. Физическая активность. Она не только формирует вышеописанную способность «играть», но и положительно сказывается на здоровье. Полноценные занятия спортом позволяют насытить организм, и, что немаловажно, мозг кислородом, вызвать выброс гормонов «счастья», настроиться на нужный лад и устранить угнетенное состояние.

3. Стремление к пониманию себя. Это – важная составляющая, которую образует несколько процессов:

3.1. принятие своих сильных и слабых сторон – открытое признание самому себе в том, что нравится и не нравится;

3.2. обучение контролю за своими эмоциями – для этого важно понимать причину их возникновения;

3.3. выявление скрытых талантов и потенциала к решению определенных задач – для этого важно начать пробовать себя в нескольких сферах деятельности, заниматься тем, что интересно.

4. Преодоление зависимостей. В первую очередь, явных физических – курение, злоупотребление спиртным, даже в ряде случаев ненужные «автоматизмы» – всему этому не место в жизни здорового человека. Здесь нужно действовать очень аккуратно, возможно, с помощью специалиста, особенно если зависимость приобрела устойчивый характер и выраженную степень.

Зависимости психологические представляют собой более сложные связи, поэтому также требуют вмешательства специалиста. Как правило, они представлены болезненными отношениями с другой личностью.

5. Стрессоустойчивость. Управление стрессом – часть пункта по обучению контролю за собой и эмоциональными проявлениями, однако она выделена в отдельную категорию, поскольку включает в себя также и обучение техникам релаксации. Что толку, если человек понимает, какими событиями у него вызваны определенные эмоции, если не может с этими событиями ничего сделать? В его силах лишь эффективно противостоять неблагоприятным факторам, а это – залог успеха.

6. Изменить образ мышления. Выполняя каждый из пунктов, человек, сам того не замечая, уже запускает этот процесс. Однако изменение мышления с негативного на позитивное – процесс всеобъемлющий, требующий каждодневных усилий. Важно:

6.1. по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;

6.2. искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;

6.3. перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;

6.4. не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;

6.5. не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;

6.6. положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.

Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а ее мы в силах изменить.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в научно-практической конференции «Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы», которая состоится 30 октября 2017 года в Москве.

Место проведения конференции:

Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 1, Ломоносовский корпус Московского государственного университета

имени М.В. Ломоносова, станция метро «Университет».

Регистрация участников: с 08:00.

Мероприятие будет транслироваться в режиме онлайн на сайте

Внимание! Количество участников онлайн-трансляции ограничено.

Для регистрации на онлайн трансляцию выполните, пожалуйста следующие инструкции:

«Соответствует Требованиям для НМО» (кроме «Межсекторальное взаимодействие в профилактике аддитивного поведения», зал B -113, время проведения 11.30-14.15 )

Список секций для трансляций:

Название

Специальность

Время проведения

Целевая аудитория

Кредитов

«Организационные аспекты сохранения психического здоровья» в рамках научно-практической конференции «Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы»

организация здравоохранения и общественное здоровье

организация здравоохранения и общественное здоровье; психиатрия; психотерапия

«Психическое здоровье: научно-клинические аспекты» в рамках научно-практической конференции «Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы»

психиатрия

психиатрия; психотерапия

«Трансляционная психиатрия» в рамках научно-практической конференции «Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы»

психиатрия

психиатрия; психотерапия

«Психоэндокринология» в рамках научно-практической конференции «Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы»

психиатрия

психиатрия; психотерапия

«Психическое здоровье: социальные аспекты» в рамках научно-практической конференции «Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы»

психиатрия

психиатрия; психотерапия

«Психическое здоровье: психологические аспекты» в рамках научно-практической конференции «Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы»

психотерапия

психиатрия; психотерапия

«Психическое здоровье: вопросы реабилитации» в рамках научно-практической конференции «Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы»

психотерапия

психиатрия; психотерапия

«Межсекторальное взаимодействие в профилактике аддитивного поведения» (Не аккредитуется в системе НМО, кредиты не предоставляются! )

Организаторы:

Московский государственный университет имени. М.В. Ломоносова

Департамент здравоохранения г. Москвы

Российский фонд фундаментальных исследований

Национальная медицинская палата

Российское общество психиатров

Российская ассоциация содействия науке

Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского

Научный центр психического здоровья

Президиум

Сопредседатели:

академик Садовничий В.А., академик Велихов Е.П., академик Панченко В.Я., профессор Хрипун А.И.

Организационный комитет:

Федянин А.А. - д.физ.-мат.н., профессор, проректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Незнанов Н.Г. - д.м.н., профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева», президент Российского общества психиатров.

Кекелидзе З.И. - д.м.н., профессор, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» МЗ РФ, главный внештатный специалист-психиатр Минздрава России.

Клюшник Т.П. - д.м.н., профессор, директор ФГБНУ «Научный центр психического здоровья».

Костюк Г.П. - д.м.н., профессор, главный врач ГБУЗ «ПКБ №1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ», главный внештатный специалист психиатр Департамента здравоохранения Москвы.

Зинченко Ю.П. - академик РАО, д.п.н., профессор, декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Кирпичников М.П. - д.б.н., профессор, академик РАН, декан биологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Голиченков А.К. - д.ю.н., профессор, декан юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Вартанова Е.Л. - д.ф.н., профессор, декан факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Осипова Н.Г. - д.с.н., профессор, декан факультета социологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Ткачук В.А. - д.б.н., профессор, академик РАН и РАМН, декан факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Ремнёва М.Л. - д.ф.н., профессор, декан филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

В работе конференции ожидается участие около 1000 научных сотрудников и врачей-психиатров, наркологов, психотерапевтов из всех регионов России. Докладчики - ведущие российские ученые и практики в области психиатрии, наркологии и психотерапии.

В период проведения конференции будет организована выставка ведущих фармацевтических фирм, выпускающих лекарственные препараты, а также выставка образцов медицинского оборудования.

Программа конференции

Организационный комитет приглашает Вас

принять участие в выставке и работе научной конференции!

Здоровье — это особый дар, который дается человеку от рождения, причем далеко не всем. О необходимости беречь свое здоровье знают все, но мало кто знает о том, что здоровье, как состояние, выходит за рамки физического состояния.

Сущность психического здоровья

Психическое здоровье — важная составляющая общего здоровья человека. Это обусловлено тем фактом, что все элементы организма взаимосвязаны друг с другом и находятся под постоянным контролем нервной системы. Именно по этой причине состояние психики человека оказывает влияние на деятельность всех систем организма, а их состояние сказывается на психике человека.

О психическом здоровье человека можно вести речь при наличии трех компонентов:

  • отсутствие психических болезней;
  • развитие психики, соответствующее норме;
  • нормальное (благоприятное) общее состояние.

Для психики характерна связь между генетической (врожденной) программой и средой обитания. Норму психического здоровья определить очень сложно. Показатель нормы психического здоровья сугубо индивидуален, а границы его достаточно размыты. На самом деле очень трудно определить те факты, которые свидетельствуют о нарушении психического здоровья, так как большинство из них могут характеризовать эмоциональное восприятие окружающей действительности в здоровом состоянии.

Действительно, человек плачет по причине нормальной эмоциональной реакции на чужую или собственную боль; смеется по причине хорошего настроения. Но в отдельных случаях смех и плач могут характеризовать отклонения от нормы. Границы нормы и отклонений настолько нечеткие, что сама нервная система может иметь «пограничное состояние», когда нельзя говорить о здоровье, но и патологией назвать состояние также невозможно.

Особенно важно уметь наблюдать за состоянием психики. Причем необходимо контролировать состояние собственной психики и уметь анализировать психику близких людей, особенно детей. Одной из психических составляющих является состояние напряжения — усилия психики для выполнения того или иного вида деятельности.

У разных людей при выполнении одной и той же деятельности может происходить разный уровень напряжения, особенно заметно это у детей. Например, учебный процесс может вызвать у одного ребенка очень высокое напряжение, а другой практически не прилагает усилий. Соответственно, одному ребенку будет требоваться восстановительный период, а другому — нет.

Бесспорным фактом является то, что психическое здоровье — индивидуальное явление.


Важным вопросом для определения психического здоровья является выявление его критериев. По большому счету, один специалист не может определить состояние психического здоровья, для этого требуется группа экспертов в области психиатрии, неврологии, психологии и других смежных медицинских направлений.

Происходит это только после длительного детального обследования. Однако для текущей оценки собственного состояния или состояния психики родных и близких можно использовать простые приемы, доступные любому человеку.

Критерий 1: состояние сна

Человеческий организм устроен так, что нуждается в отдыхе, который обеспечивает нам полноценный сон. Именно во сне происходит полное восстановление сил организма, включая психические возможности. Если по каким-то причинам сон не обеспечивает полноценный отдых, то нужно ответить на вопрос, почему это происходит.

Неполноценный сон бывает по ряду причин:

  1. Неправильный режим дня, при котором продолжительность сна не соответствует потребностям организма. Считается, что человеку для восстановления сил требуется 8 часов сна, но при этом нужно делать поправку на индивидуальные особенности. Некоторым людям достаточно 6-7 часов в сутки (наука знает случаи, когда для полноценного отдыха требовалось 3 — 4 часа сна), а у других людей восстановление сил процесс более длительный и требует 9-10 часов. Особенно часто данное явление встречается у детей. Для поддержания психического здоровья нужно обеспечить свой организм полноценным ночным отдыхом.
  2. Мозг человека теряет возможность для полноценного отдыха. Другими словами, человек не может заснуть, или спит очень плохо. Данная проблема диагностируется как нарушение сна. В этом случае нужно провести обследование по выявлению причин нарушения сна. Важно при проблемах нарушения сна не заниматься самолечением, а обратиться к специалисту.

Помните, что отсутствие полноценного сна приводит к перенапряжению психики, что, в свою очередь, может перейти в психические расстройства.

Критерий 2: работоспособность

Умственная работоспособность характеризуется активным уровнем психических процессов: восприятие, память, мышление и др. Высокий уровень активности, и соответственно, работоспособности, характеризует высокий уровень психического здоровья. Снижение работоспособности приводит к неполноценному функционированию психических процессов, приводящему к ряду последствий: увеличение количества ошибок, вялость, апатия, снижение интереса к деятельности, отставание от темпа деятельности.

В свою очередь, психические отклонения от нормы приводят к вегетативным изменениям и соматическим расстройствам: учащение пульса, повышение давления, головные боли, некомфортные ощущения в области желудка или сердца и др. Снижение работоспособности является признаком многих психических расстройств и заболеваний, включая различные виды депрессивных состояний.

Снижение работоспособности может быть вызвано утомлением (однократной психической усталостью) или переутомлением (постоянное (хроническое) утомление). Низкую работоспособность лучше предотвратить, чем скорректировать.

Для создания условий нормальной работоспособности нужно:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха;
  2. Распределение нагрузки, посильной человеку.

Работоспособность человека зависит от индивидуальных особенностей. Склонность к усталости имеет свой уровень у каждого человека. Однако работоспособность можно и нужно развивать. Время физического и умственного труда нужно увеличивать постепенно, давая организму привыкнуть к нагрузке. Особенно важно это для детей. Неслучайно, ребенок, посещающий дошкольные образовательные учреждения, легче адаптируется к условиям обучения в школе.

На протяжении дошкольного периода его уровень работоспособности повышался средствами грамотной организации занятий от 10-15 минут в младшем возрасте, до 35 минут в подготовительной группе. Количество занятий также увеличивается из года в год, что позволяет встретить период школьного обучения полностью подготовленным.


  • Обеспечьте условия для полноценного сна. При признаках нарушения сна немедленно обратитесь за помощью к специалисту.
  1. Никогда не занимайтесь самолечением. Помните, что отдельные медицинские препараты и гомеопатические средства могут оказывать влияние на психику человека.
  2. Развивайте собственную работоспособность. Не делайте резких усилий, приводящих к переутомлению.
  3. Позаботьтесь об организации рабочего места. Нужно, чтобы оно было достаточно удобным и не вызывало раздражения.

Психическое и физическое здоровье — явления взаимосвязанные. Сохраняя свою психику, мы заботимся об организме в целом. Нужно внимательно относиться к своему состоянию и при малейших подозрениях на психический дискомфорт обратится к специалисту для помощи и консультации.

То, как мы понимаем психическое здоровье, зависит от нашего представления о природе человека. В предыдущих главах я попытался показать, что потребности и страсти человека проистекают из особых условий его существования. Потребности, общие для человека и животных, – голод, жажда, потребность в сне и сексуальном удовлетворении – важны, поскольку они обусловлены внутренними химическими процессами организма; не находя удовлетворения, они способны стать всемогущими (конечно же, это относится в большей мере к еде и сну, чем к сексуальным потребностям, которые, будучи неудовлетворёнными, никогда не достигают силы других потребностей, по крайней мере по физиологическим причинам). Однако даже полное их удовлетворение не является достаточным условием здравомыслия и психического здоровья. Но и то и другое зависит от удовлетворения чисто человеческих потребностей и страстей, вытекающих из особенностей положения человека в мире: потребность в приобщённости, преодолении ограниченности собственного существования, чувстве укоренённости, потребность в ощущении тождественности, а также в системе ориентации и поклонения. Великие человеческие страсти: жажда власти, тщеславие, поиски истины, жажда любви и братства, жажда разрушать, равно как и созидать, – каждое сильное желание, движущее поступками человека, берёт начало в этом специфически человеческом источнике, а не в различных фазах развития либидо, как утверждала фрейдовская теория.
Удовлетворение естественных потребностей человека чрезвычайно просто с точки зрения физиологии, и если при этом возникают трудности, то исключительно социологического и экономического порядка. Удовлетворение специфически человеческих потребностей неизмеримо сложнее, оно зависит от многих факторов, из которых последним по порядку, но не по значению, является способ организации общества, в котором живёт человек, и то, как эта организация определяет человеческие отношения внутри общества.
Основные психические потребности, вытекающие из особенностей человеческого существования, должны быть тем или иным способом удовлетворены, в противном случае человеку грозит утрата душевного здоровья точно так же, как должны быть удовлетворены его физиологические потребности, иначе его ждёт смерть. Однако способы удовлетворения психических потребностей весьма разнообразны, а разница между ними равносильна разнице между различными степенями душевного здоровья. Если одна из основных потребностей останется нереализованной, может возникнуть психическое заболевание; если такая потребность реализуется, но неудовлетворительным (с точки зрения природы человеческого существования) образом, то, как следствие этого, развивается невроз (либо явный, либо в виде социально заданной ущербности). Человеку необходима связь с другими людьми, однако если он достигает её путём симбиоза или отчуждения, он лишается своей независимости и целостности; cлабым, страдающим человеком овладевают озлобление или безразличие. Только в том случае, если человеку удаётся установить отношения с людьми на принципах любви, он обретает чувство единства с ними, сохраняя вместе с тем свою целостность. Лишь с помощью созидательного труда человек может соотносить себя с природой, становясь с ней единым целым, но не растворяясь при этом в ней бесследно. До тех пор пока человек по прежнему кровосмесительно укоренён в природе, в матери, в роде, его индивидуальность и разум не могут развиваться; он остаётся беспомощной жертвой природы и в то же время полностью лишён возможности почувствовать себя единым с ней. Только если человек развивает свой разум и способность любить, если он в состоянии по человечески переживать мир природы и мир людей, он может обрести чувство дома, уверенности в себе, ощутить себя хозяином своей жизни. Едва ли стоит говорить о том, что из двух возможных способов преодоления ограниченности собственного существования один – разрушительность – ведёт к страданиям, другой – созидательность – к счастью. Нетрудно также видеть, что силу может придавать только чувство тождественности, основанное на ощущении собственных возможностей, тогда как то же чувство, но опирающееся на группу, при всём разнообразии своих форм, оставляет человека зависимым и, следовательно, слабым. В конечном итоге человек может сделать этот мир своим только в той мере, в какой он способен постигать действительность; но если он живёт иллюзиями, ему ни за что не изменить условий, порождающих эти иллюзии.
Обобщая, можно сказать, что понятие психического здоровья вытекает из самих условий человеческого существования и едино для всех времён и всех культур. Психическое здоровье характеризуется способностью к любви и созиданию, освобождением от кровосмесительной привязанности к роду и земле, чувством тождественности, основанным на переживании своего Я в качестве субъекта и реализатора собственных способностей, осознанием реальности вне нас и в нас самих, т. е. развитием объективности и разума.
Такое представление о психическом здоровье в значительной мере соответствует заповедям великих духовных учителей человечества. С точки зрения некоторых современных психологов, такое совпадение служит доказательством того, что наши психологические посылки не «научны», что они представляют собой философские или религиозные «идеалы». Им, как видно, трудно примириться с выводом о том, что во всех обществах великие учения базировались на разумном проникновении в человеческую природу и на условиях, необходимых для полного развития человека. А ведь именно этот вывод, по всей видимости, больше соответствует тому обстоятельству, что в самых разных местах земного шара, в разные исторические периоды «пробудившиеся» проповедовали одни и те же нормы совершенно или почти независимо друг от друга. Эхнатон, Моисей, Конфуций, Лао цзы, Будда, Исайя106, Сократ107, Иисус утверждали одни и те же нормы человеческой жизни лишь с небольшими, незначительными различиями.
Но есть особая трудность, которую многие психиатры и психологи должны преодолеть, чтобы принять идеи гуманистического психоанализа. Они всё ещё мыслят категориями материализма XIX в., полагавшего, что источником (и причиной) всех важных психических явлений должны быть соответствующие физиологические, соматические108 процессы. Так, Фрейд, чья основная философская направленность сформировалась под влиянием материализма этого типа, считал, что в либидо он нашёл именно такой физиологический субстрат109 человеческих страстей. Согласно излагаемой здесь теории, потребности в приобщённости, преодолении ограниченности собственного существования и т. д. не имеют соответствующей физиологической основы. В этом случае она образуется всей человеческой личностью в процессе её взаимодействия с миром, природой и человеком; основу составляет практическая жизнь человека, проистекающая из условий человеческого существования. В философском плане мы исходим из иных посылок, нежели материализм XIX в.: в качестве главных эмпирических данных для изучения человека мы берём его деятельность и взаимодействие с людьми и природой.
Если мы примем во внимание, что представляет собой эволюция человека, то наша трактовка психического здоровья приведёт к некоторым теоретическим затруднениям. Есть основания полагать, что человеческая история началась сотни тысяч лет назад с действительно «примитивной» культуры, когда разум человека ещё находился в зачаточном состоянии, а система его ориентации весьма отдалённо отражала истину и действительность. Возникает вопрос: следует ли считать этого первобытного человека недостаточно здоровым психически, если у него просто отсутствовали те качества, которые он смог бы приобрести только в ходе дальнейшей эволюции? На этот вопрос наверняка можно было бы дать всего один ответ, открывающий простейший путь к решению проблемы. Он заключался бы в очевидной аналогии между эволюцией человеческого рода и развитием отдельного индивида. Если отношение к внешнему миру взрослого и его способность ориентироваться в нём находится на уровне развития месячного младенца, мы, несомненно, отнесём такого человека к разряду тяжелобольных, возможно, шизофренией. Однако для месячного ребёнка то же самое отношение является совершенно нормальным и здоровым, так как оно соответствует его уровню психического развития. Таким образом, психические заболевания взрослых можно определить (и Фрейд это показал) как фиксацию на ориентации, свойственной более ранней стадии развития, или регрессию по отношению к этой ориентации, уже не соответствующей тому уровню, которого должен был бы достичь данный человек. Аналогичной была бы мысль, что род человеческий подобно ребёнку начинает свой путь с примитивной ориентации, и мы бы считали здоровыми все формы ориентации, адекватные соответствующему этапу эволюции человека. В то же время следовало бы расценивать как «болезненные» те виды «фиксации» и «регрессии», которые представляют более ранние стадии развития, уже пройденные человечеством. Однако сколь бы заманчивым ни казалось подобное решение, в нём не учтён один момент. У месячного младенца ещё нет органической основы для взрослого отношения к окружающему миру. Он ни при каких обстоятельствах не может думать, чувствовать или действовать, как взрослый. Напротив, человек, существо родовое, на протяжении сотен тысяч лет уже имел в физиологическом плане всё необходимое для зрелости: его мозг, телесная координация и физическая сила не претерпели изменений за всё это время. Эволюция человека зависела исключительно от его способности передавать знания грядущим поколениям и таким образом накапливать их, и она есть результат культурного развития, а не органических изменений. Ребёнок из самой примитивной культуры, перенесённый в культуру высокоразвитую, развивался бы в ней наравне со всеми другими детьми, так как единственное, что определяет его развитие, – это культурный фактор. Другими словами, в то время как для месячного ребёнка вообще невозможно достичь духовной зрелости взрослого (вне зависимости от культурных условий), любой человек, начиная с первобытного, мог бы прийти к совершенству, обретаемому человечеством на вершине его эволюции, если бы у него были необходимые для этого культурные условия. Отсюда следует, что говорить о примитивности, неразумности и кровосмесительных наклонностях, присущих человеку на соответствующей стадии эволюции, и заявлять подобное относительно ребёнка, – совсем не одно и то же. Однако, с другой стороны, развитие культуры – необходимое условие человеческого прогресса. В результате может показаться, что у этой проблемы нет вполне удовлетворительного решения: с одной стороны, мы можем говорить о недостатке психического здоровья, с другой – о раннем этапе развития. Однако это затруднение представляется значительным только при рассмотрении проблемы в самых общих чертах; стоит лишь приступить к изучению более конкретных проблем нашего времени, как оказывается, что дело обстоит гораздо проще. Мы достигли такого уровня индивидуализации, при котором только вполне развитая, зрелая личность может полноценно пользоваться свободой; если индивид не развил в себе разум и способность любить, он, будучи не в состоянии вынести бремя свободы и индивидуальности, ищет спасения в искусственно созданных узах, дающих ему чувство принадлежности и укоренённости. В наше время любой возврат от свободы к искусственной укоренённости в государстве или расе есть признак психического заболевания, так как он не соответствует достигнутому этапу эволюции и, несомненно, ведёт к патологическим явлениям.
Независимо от того, говорим ли мы о «психическом здоровье» или о «зрелом развитии» человечества, понятия психического здоровья или зрелости объективны, они получены в результате изучения «положения человека» и вытекающих из него человеческих нужд и потребностей. Следовательно, как я уже указывал в главе II, нельзя определять психическое здоровье через «приспособление» индивида к обществу, в котором он живёт; как раз наоборот: его следует определять с точки зрения приспособления общества к потребностям человека, исходя из того, способствует оно или препятствует развитию психического здоровья. Здоров индивид или нет – это в первую очередь зависит не от самого индивида, а от структуры данного общества. Здоровое общество развивает способность человека любить людей, стимулирует созидательный труд, развитие разума, объективности, обретение чувства собственного Я, основанного на ощущении своих творческих сил. Нездоровое общество порождает взаимную вражду, недоверие, превращает человека в объект манипуляций и эксплуатации, лишает его чувства Я, сохраняющегося лишь в той мере, в какой человек подчиняется другим или становится автоматом. Общество может выполнять обе функции: и способствовать здоровому развитию человека, и препятствовать ему. Практически в большинстве случаев оно делает и то и другое; вопрос заключается только в том, каковы степень и направленность положительного и отрицательного влияний.
Этот подход, согласно которому психическое здоровье должно определяться объективно (притом что общество оказывает как развивающее, так и деформирующее влияние на человека), противостоит не только рассмотренной выше позиции релятивизма в отношении данного вопроса, но и двум другим точкам зрения, которые я хотел бы здесь обсудить. В соответствии с одной из них – несомненно, самой популярной в наше время – нас пытаются убедить в том, что современное западное общество и особенно «американский образ жизни» соответствуют глубочайшим потребностям человеческой природы, а приспособленность к этому образу жизни равнозначна психическому здоровью и зрелости. Таким образом, социальная психология вместо того чтобы быть инструментом критики общества, становится апологетом110 существующего положения. При таком взгляде на вещи понятия «зрелость» и «психическое здоровье» соответствуют желательной жизненной позиции рабочего или служащего на производстве или в бизнесе. В качестве примера такого понимания «приспособленности» я приведу определение эмоциональной зрелости, данное доктором Штрекером. Он говорит: «Я определяю зрелость как способность быть преданным своей работе, в любом деле выполнять больше, чем требуется; как надёжность, настойчивость при выполнении плана, невзирая на трудности; как способность работать с другими людьми, подчиняясь организации и руководству; как способность принимать решения, волю к жизни, гибкость, независимость и терпимость»111. Совершенно очевидно, что эти, по мнению Штрекера, отличительные черты зрелости – не что иное, как добродетели хорошего рабочего, служащего или солдата в современных крупных социальных организациях. Подобные характеристики часто можно встретить в объявлениях о приёме на работу мелких служащих.
Для д ра Штрекера, как и для многих его единомышленников, зрелость равнозначна приспособленности к нашему обществу, причём у них даже не возникает вопрос, о приспособленности к какому образу жизни – здоровому или патологическому – идёт речь.
Этой точке зрения противостоит другая, в числе сторонников которой учёные от Гоббса112 до Фрейда, – точка зрения, предполагающая наличие фундаментального и неизменного противоречия между человеческой природой и обществом, вытекающего из якобы внеобщественной сущности человека. По мнению Фрейда, человеком движут два побуждения биологического происхождения: стремление к сексуальному удовольствию и жажда разрушения. Его сексуальные желания направлены на достижение полной сексуальной свободы, т. е. на неограниченную доступность отношений с женщинами, которые могли бы показаться ему желанными. Посредством опыта, считал Фрейд, человек обнаружил, что «половая (генитальная) любовь представляет… сильнейшие переживания удовлетворённости, даёт ему, собственно говоря, образец любого счастья». Поэтому он был вынужден «и дальше искать удовлетворения своего стремления к счастью в области половых отношений, помещать генитальную эротику в центр жизненных интересов»113.
Другое направление естественных сексуальных желаний – кровосмесительное влечение к матери, самая сущность которого порождает конфликт с отцом и враждебное отношение к нему. Фрейд показал важность этой стороны сексуальности, утверждая, что запрет на кровосмешение – это, возможно, «самое значительное увечье, испытанное человеческой любовной жизнью за все истёкшие времена»114.
В полном соответствии с идеями Руссо115, Фрейд считает, что первобытному человеку ещё не приходилось или почти не приходилось справляться с ограничениями в удовлетворении этих основных желаний. Он мог не сдерживать свою агрессивность, а удовлетворение его сексуальных влечений было ограничено лишь незначительно. Действительно, первобытный человек «не знал никаких ограничений своих влечений… Культурный человек обменял часть возможности достигнуть счастья на частичку надёжности»116.
Соглашаясь с идеей Руссо о «счастливом дикаре», Фрейд в то же время следует Гоббсу в его предположении о существовании изначальной враждебности между людьми. «„Homo homini lupus est“117, найдётся ли у кого мужество после горького опыта жизни и истории оспаривать это положение?» – вопрошает Фрейд118. Он полагает, что существуют два источника человеческой агрессивности: один – врождённое стремление к разрушению (инстинкт смерти), другой – навязанные культурой препятствия на пути удовлетворения инстинктивных желаний. И хотя человек может посредством супер Эго направлять часть своей агрессивности против самого себя, а небольшая часть людей способна сублимировать свои сексуальные влечения в братскую любовь, агрессивность остаётся неискоренимой. Люди всегда будут соперничать между собой и нападать друг на друга, борясь если не за материальные блага, то за «преимущества в сексуальных отношениях, могущие стать источником сильнейшего недовольства и враждебности среди людей. Если полным освобождением сексуальной жизни уничтожить и эти преимущества, т. е. отменить семью – основную ячейку культуры, то в этом случае, разумеется, будет трудно предвидеть, какими новыми путями пойдёт развитие культуры, но одно можно определённо ожидать: неискоренимая черта человеческой природы последует за ней и далее»119. Поскольку Фрейд считает любовь по существу сексуальным желанием, он вынужден предположить наличие противоречия между любовью и общественной сплочённостью. По его мнению, любовь по самой сути своей эгоцентрична и антиобщественна, а солидарность и братская любовь – это не первичные, коренящиеся в природе человека чувства, а отвлечённые от цели, заторможенные сексуальные влечения.
Исходя из своего понимания человека, согласно которому ему присущи стремление к неограниченному сексуальному удовлетворению и разрушительность, Фрейд с необходимостью приходит к представлению о неизбежности конфликта между цивилизацией, с одной стороны, и психическим здоровьем и счастьем – с другой. Первобытный человек здоров и счастлив, потому что ничто не мешает удовлетворению его основных инстинктов, однако он лишён благ цивилизации. Положение цивилизованного человека более надёжно, он пользуется плодами науки и искусства, но обречён быть невротиком из за постоянно навязываемого культурой сдерживания инстинктов.
С точки зрения Фрейда, общественная жизнь и культура изначально противоречат потребностям человеческой природы; человек, с одной стороны, стоит перед трагической необходимостью выбора между счастьем, основанным на неограниченном удовлетворении своих инстинктов, а с другой – перед безопасностью и достижениями культуры, базирующимися на подавлении инстинктов и, следовательно, способствующими развитию неврозов и прочих форм психических заболеваний. Для Фрейда цивилизация – это результат подавления инстинктов и вследствие этого – причина психического нездоровья.
Фрейдовское представление о том, что человеческой природе изначально присуще соперничество (и внеобщественный характер), аналогично тому, которое мы находим у большинства авторов, считающих, что черты, присущие человеку современного капиталистического общества, – это его естественные свойства. Фрейдовская теория эдипова комплекса построена на предположении о существовании «естественного» антагонизма и соперничества между отцом и сыновьями, оспаривающими друг у друга материнскую любовь. Это соперничество принимается как неизбежное, поскольку считаются естественными кровосмесительные влечения, свойственные сыновьям. Фрейд всего лишь следует этому ходу мысли, полагая, что инстинкты каждого человека заставляют его стремиться к преимущественному праву в сексуальных отношениях и вызывают тем самым ожесточённую вражду между людьми. Нельзя не видеть, что вся фрейдовская теория секса построена на антропологической посылке, согласно которой человеческой природе присущи соперничество и взаимная вражда.
В области биологии этот принцип был выражен Дарвином в его теории конкурентной «борьбы за выживание». Такие экономисты, как Рикардо120 и представители манчестерской школы121, перенесли его в сферу экономики. Позднее настал черёд Фрейда – под влиянием всё тех же антропологических посылок – заявить о нём применительно к области сексуальных влечений. Подобно тому как у экономистов главным было понятие «homo economicus»122, так и у Фрейда главным становится понятие «homo sexualis»123. Оба – и «человек экономический», и «человек сексуальный» – очень удобное изобретение; приписываемая им сущность – изолированность, асоциальность, жадность и соперничество – придаёт капитализму видимость системы, в полной мере соответствующей человеческой природе, и делает его недосягаемым для критики.
Оба подхода – как идея «приспособления», так и представление Гоббса – Фрейда о неизбежном конфликте между природой человека и обществом – на деле означают защиту современного общества и дают одностороннюю, искажённую картину действительности. Более того, оба этих подхода упускают из виду, что общество находится в конфликте не только с внеобщественными свойствами человека (частично порождаемыми самим же обществом), но часто и с самыми ценными человеческими качествами, которые оно скорее подавляет, нежели развивает.
Объективное изучение связи между обществом и человеческой природой должно учитывать как развивающее, так и сдерживающее влияние общества на человека, принимая во внимание природу человека и вытекающие из неё потребности. Поскольку большинство авторов неоднократно подчёркивали положительное воздействие современного общества на человека, в настоящей книге я уделю этой стороне вопроса меньше внимания и более подробно остановлюсь на порой упускаемой из вида болезнетворной роли современного общества.