Режим сна ребенка в год месяц. Каким должен быть режим сна ребенка по месяцам

В этой статье мы поговорим о режиме дня, а точнее, о режиме бодрствования или максимальном и минимальном времени бодрствования.

Как строится режим дня?

Наверное, каждая молодая мама в первый месяц жизни своего малыша испытывала чувство боязни, все ли хорошо, достаточно ли спит ребенок . Ведь сначала период бодрствования был равен времени кормления: пососет ребенок и сразу заснет.

Промежутки бодрствования растут вместе с малышом, это правда. Мамы побаиваются, что уже совсем скоро ребенок будет все больше играть и гулять, значит, надо придумывать всевозможные развивающие малыша упражнения и задания. А уж исчезновение из режима дня ещё одного дневного сна некоторые мамы с грустью сравнивают с воровством той самой маленькой передышки в череде забот о малыше.

Каждый день ребёнок ставит перед мамой новые вызовы, загадки и ребусы, и главная загадка - когда лучше организовать сон ребёнка. Пора или не пора спать? Вот в чем вопрос! И, действительно, угадать то правильное время, которое необходимо малышу, чтобы быть активным, и не пропустить подходящее время для его сна поистине можно отнести к вершине материнского мастерства и интуиции. Но и эта высота преодолима, если мама имеет представление об основных принципах, на которых строится режим дня и сна, а также представляет, сколько времени, согласно возрасту, может её малыш быть бодрым и активным.

Меняющийся режим дня и время бодрствования

Зачастую в первый год жизни выстроить режим строго по времени сна не представляется возможным. В зависимости от погоды, состояния здоровья малыша, настроения и жизненных обстоятельств, время сна ребенка будет немного плавающим. И в этих случаях маме легче ориентироваться не на четкое время режима, а на то, сколько малыш был активен до сна.

Важно, самое короткое время бодрствования обычно приходится на период до первого утреннего сна, в то время как время бодрствования перед ночным сном является самым продолжительным.

Но, если вы создадите слишком продолжительное время бодрствования перед ночным сном, вы сможете наблюдать беспокойный сон в течение всей ночи, и, вероятнее всего, пробуждение утром у малыша будет более ранним. В то же время, если вы попытаетесь уложить на ночной сон малыша раньше того времени, когда он действительно утомлён и готов ко сну, вы получите слишком долгое укладывание, ночью возможны периоды бодрствования. В подобной ситуации малыш пытается себя вымотать так, чтобы устать, чтобы накопить ту самую усталость, которой пока недостаточно в организме, к тому же он протестует и испытывает негативное отношению ко всем действиям вокруг сна. Вследствие такого процесса у ребёнка может развиваться неприязнь к кроватке, боязнь темноты, ожидание негативных ощущений, которые будут сопровождать процесс засыпания. Таким образом, вы верно определили время укладывания , если ребенок засыпает за 15-20 минут, качественно спит ночью, а также нет протестов против всех действий, что предшествуют сну.

Время бодрствования для малышей от 1 до 6 месяцев

Нужно ли будить малыша утром?

Другое дело - утреннее пробуждение. Какая мама откажется поспать те минутки, которые ей дарит судьба, вместе с малышом по утрам? Тем более, если ночной сон был сложным. Но, как ни жестоко это звучит, такого позволять себе нельзя в целях сохранения режима дня. Для детей, да и для взрослых людей, бодрствовать в светлое время суток не менее важно, чем ночной сон. И если вы это наиболее подходящее для активных игр утреннее время замените на сон, вы можете с удивлением обнаружить, как ребёнок восполняет то самое активное время часов в девять-десять вечера, играя и бодрствуя без каких-либо признаков усталости.

Малыши крайне чувствительны к балансу бодрствования и сна. Взрослые могут себя заставить поспать в выходной день или быть бодрым не тогда, когда это заложено природой. Малыши живут в согласии со своими внутренними часами, они не могут обманывать природу, не могут себя заставлять, и крайне трудно приспосабливаются к неверной смене сна и бодрствования.

Время бодрствования для малышей от 6-ти месяцев

Требования к соблюдению режима сна, кормлений и бодрствования особенно возрастают к шестимесячному возрасту.

Наша задача не организовать режим так, как нам будет удобно, подстроив его под работу, задачи, кружки и тренировки всех детей в семье, а так, как диктуют внутренние циркадные ритмы малыша, как требует его организм на благо здоровья.

Иногда родители жалуются, что их дети много капризничают, страдают отсутствием аппетита, не хотят идти в детский сад, не успевают в школе, и не видят, что часть этих проблем объясняются неправильным режимом дня или его отсутствием. Если ребенок не высыпается, не привык есть в определенное время, то это ведет к ослаблению его здоровья, нервной системы, быстрой утомляемости. Приучать же ребенка к оптимальному режиму сна и бодрствования нужно с самого раннего возраста.

Некоторые мамы не признают необходимость составить распорядок дня годовалого крохи, считая, что и время сна, и время вскармливания должны быть по желанию ребенка. Но то, что вы не составляете индивидуальный режим дня вашего годовалого крохи, не значит, что его нет. Просто в таком случае время сна и бодрствования, кормления и игры у малыша складываются произвольно и если не совпадают с тем, что удобно родителям, то приводят к тому, что страдают все. Недосыпающий ребенок капризничает и от переутомления плохо засыпает, не высыпающиеся родители тоже теряют силы и здоровье.

Поэтому каждая семья должна составить режим дня ребенка в соответствии с его физиологическими особенностями и своим стилем жизни, убеждает доктор Комаровский. Время пробуждения желательно чтобы было общим для всех в доме. Основные приемы пищи также должны проходить приблизительно в одно время для всех членов семьи, а дополнительные, необходимые для крохи, в удобное для мамы и малыша время. От времени приема пищи будет зависеть время дневного сна крохи.

Если вы будете придерживаться одного и того же часа для утреннего пробуждения, вечернего укладывания и кормления в течение суток, выбирая распорядок, удобный для всей семьи, то малыш легко привыкнет к режиму, что укрепит его здоровье и облегчит жизнь родителям. Но для того, чтобы малыш привык к соблюдению режима сна и бодрствования, питания и гигиены, нужно, чтобы одного и того же распорядка мама придерживалась и в выходные, и в будни.

Примерный распорядок дня малыша в год и месяц рекомендуют такой :

Режим дня для детей от 1 года до 1,5 лет:

Кормление: 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7-10, 12-15.30, 16.30-20.30

Сон : первый 10-12, второй 15.30-16.30, ночной сон 20.30-7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня. Ребенку 1 год 2 месяца

Меню ребенка в 1 год

Первое день рождение малыша, которое с радостью отмечают близкие, не значит, что сразу после того, как малыш стал годовалым, сразу резко меняются его сон и питание. У ребенка в год остается пятиразовое питание, в которое он получает от 1000 до 1200 грамм пищи. Еда должна быть перетертой, но уже включать в себя и маленькие кусочки, чтобы приучать кроху жевать пищу. Еда по-прежнему должна быть только варёной, запечённой или тушенной, ничего жаренного или копченного.

Основу питания по-прежнему составляют молоко и молочные продукты. Если малыш остается на , то с года можно постепенно заменять его обычным детским питанием. Если малыш находится на искусственном вскармливании, то к составлению меню надо подходить ещё тщательнее, так как только из него он получает все необходимые микроэлементы, витамины и т.д. Вместе с тем, именно малыша на искусственном вскармливании легче «перекормить», что также требует от мамы более тщательного составления меню.

Для роста и развития ребенка, прежде всего, нужен белок, поэтому в меню малыша в год обязательно включают мясо и рыбу. Так как белок долго усваивается, то рекомендации гласят, что мясные или рыбные блюда дают малышам не позднее обеда.

  • Из мяса выбирают постные виды – телятину, говядину, курицу. Оно должно быть тщательно приготовлено – долго вариться или тушиться. Подается в виде пюре или паштетов. Котлеты и тефтели предлагают диетологи давать малышам пореже.
  • Рыбу дают нежирные сорта, такие как минтай, треска и т.п. не менее ста грамм в неделю.

Второй обязательный пункт в меню ребенка после года – это каши. Лидеры по пользе для здоровья среди них овсянка и гречка, но и от рисовой, манной, перловой отказываться не стоит. Кашу для крох готовят на молоке и обычно дают на завтрак, добавляя немного сливочного масла (12 гм суточная норма).

Кстати о масле: в сутки ребенок должен получать не более 1 чайной ложки растительного масла. Оно должно обязательно входить в рацион крохи, так как содержит необходимые для развития полезные вещества. Его можно добавлять в салат или минимально использовать при приготовлении блюд.

Обязательно в меню малыша включаются овощи и фрукты. В год это обычно пюре, но уже можно понемногу приучать к салатам – мелконарезанным или натертым на крупной тёрке моркови, отварных картофеля и свеклы, тыквы или яблока. Салаты из овощей предпочтительно сделать не более, чем из двух составляющих, во фруктовые можно включать чуть больше компонентов.

После первого дня рождения пора приучать малышей к первым блюдам: супам и бульонам. Мясные бульоны для детей в этом возрасте должны быть лёгкими, не жирными. Для этого их готовят так: мясо варится 10-15 мин., после чего бульон сливается, и из него готовят супчик для детей, а мясо готовится дальше

Дети очень любят сладости и можно предлагать в качестве десерта сладкие фрукты, печенье, мармелад или пастилу. В ограниченном количестве и безопасные сладости будут радовать малыша.

Физическое развитие

Малыш после года становится всё активнее, он быстрее наращивает свои двигательные навыки. Всё увереннее ходит, может поднимать с пола заинтересовавшие его предметы, самостоятельно садиться на корточки и встает, перешагивает через препятствия и начинает бегать. Чтобы помочь ему закрепить успехи и освоить новые возможности, пора приучать ребенка к утренней гимнастике, на которую отводится не более 10 минут. Упражнения проводятся в игровой форме и только если малыш этого хочет.

Сон

В год происходит плавный переход в режиме сна и бодрствования к более активному времяпровождению, чем у младенцев до года. В этом возрасте малыш должен спать 14 – 16 часов в сутки, из которых на дневной сон отводится три – четыре часа. Доктор Комаровский называет чуть меньшую цифру в 13,5 часов, но это всё в рамках индивидуальных различий. Даже у одного ребенка потребность во сне день ото дня может меняться.

Поэтому режим не должен быть догмой. Вполне допустимо в один день дневной недосып компенсировать более ранним укладыванием на ночь, а в другой из-за плохого сна ночью позволить подольше поспать днем. Но это всё же должно быть скорее исключением, надо стремиться ко сну в одно и то же время. В год, когда активность ребенка растет, особенно важно приучать его к удобному для семьи времени сна и пробуждения.

В год ещё ребенок спит два раза в день, один из которых более длителен. Но после года происходит постепенный переход к однократному сну. Не стоит торопиться отменять одно из укладываний, нужно просто наблюдать за малышом. Второй дневной сон будет зависеть от потребности ребенка: если он устал или не доспал, то он уснет сам, а если он активен, то не стоит настаивать, а лучше положить спать раньше вечером, уже на ночь.

Продолжайте сохранять ваш вечерний ритуал укладывания на ночь. Это успокаивает ребенка и помогает ему легко засыпать. В один год уже стоит приучать ребенка засыпать без мамы – без кормления грудью и укачивания.

Правила детского сна, детский сон, сон ребенка

Примерный режим дня для детей от 1,1 до 2 лет

После года с каждым месяцем двигательная активность малыша днем нарастает, а ночной сон становится крепче. Но в первые 6 месяцев ребенок ещё быстро устает, периоды гиперактивного поведения сменяются вялостью и отдыхать два раза в день ему по-прежнему необходимо. Если даже малыш уже не засыпает во второй раз, нужно, чтоб он спокойно полежал какое-то время, иначе малыш может переутомиться.

К году и шести месяцам ребенок улучшает свои физические и интеллектуальные возможности, а потому расширяются его умения и навыки. Он уже бегает, пользуется ложкой, может держать чашку, знает слова «можно» и «нельзя», и т.д. Выросшие физические силы и укрепление нервной системы позволяют ему перейти к однократному дневному сну. Рекомендуют приблизительно следующий режим дня.

Режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30

Прогулка: после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Ребенок после двух лет уже активно осваивает речь, говорит предложениями и активно расширяет свой словарный запас. Он хорошо по сравнению с годовалым малышом владеет своим телом, может аккуратно кушать, сам одевать и снимать футболку и трусики. Днем ребенок просится на горшок, ночью это ему ещё не даётся. Кормление должно быть четырехразовым, дневной сон однократным.

Ребенок в период от двух до трех лет уже может на недолго сдерживать свои желания и заниматься каким-либо делом. Но он по-прежнему гиперактивен, не может долго заниматься однообразными действиями и легко возбуждается. Чем-то одним малыш может заниматься не более получаса, поэтому долгие периоды бодрствования должны быть заполнены сменяющимися видами деятельности.

Режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Дети после года очень любят купаться, но уже можно мыть его два – три раза в неделю. Если есть необходимость и желание, то можно и чаще, но в этом случае кожу обязательно смазывают детским кремом или маслом. После года уже пора регулярно ухаживать за зубками. Пока это конечно забота родителей, как и приучать его самому умываться и мыть ручки.

После года постепенно ребенка начинают учить пользоваться ложкой, .

Прогулки на свежем воздухе

Независимо от погоды после года дети должны обязательно гулять на улице и в будни, и в выходные. Даже в мороз малыш должен быть на свежем воздухе не менее 20 минут в день, а в хорошую погоду – чем дольше, тем лучше.

Специалисты считают, что если погода и возможности родителей позволяют, то гулять надо два раза в день от полутора до двух часов. Теперь, когда ребенок уже гуляет не только в коляске, а ходит своими ногами, прогулка дает ребенку и двигательную активность, и познание мира. Длительное пребывание на свежем воздухе способствует хорошему аппетиту и крепкому сну ребенка.

Ребёнок и режим – Школа доктора Комаровского

Когда в семье появляется маленький, вся жизнь родителей подчинена единственной цели – создать комфортные условия новорожденному. Он становится «центром Вселенной», под него и подстраивает мама свой распорядок.

Режим дня грудного ребенка по месяцам

Одни родители привыкли жить по расписанию, другие – как поведется. Но ритм каждого из них нарушается с появлением в доме младенца. Основной заботой мамы становится хорошо накормить малыша, поиграть с ним, покупать, выгуливать на свежем воздухе и обеспечить спокойный сон.

Кто-то пытается строго следовать установленному режиму, иная же мама доверится интуиции, подчиняясь воле ребенка. Специалисты детского воспитания (начиная от Бенджамина Спока и заканчивая доктором Евгением Комаровским) советуют не ограничивать жизнь малыша жесткими рамками, применять принцип «плавающего графика».

Следует учитывать особенности развития грудничка на всем периоде от первых дней и до года.

Это время условно специалистами делится на 4 этапа, вмещающих в себя по 3 месяца и отличающихся своей спецификой. Поэтому стоит варьировать распорядок дня грудничка по месяцам каждого из этапов.

Нужен ли грудничку режим дня? Такой вопрос задают многие мамы, которым порой трудно заставить своего малыша жить по часам. Один карапуз свободно выдерживает 3-4 часа между кормлениями, находясь в состоянии сна, а другому необходимо питание через каждые 2 часа.

Есть дети, которые моментом засыпают под грудью, а другие после еды еще успевают и активно бодрствовать. Все зависит от индивидуальностей ребенка. В первые месяцы жизни лучше подстраивать свои дни под потребности грудничка, постепенно приучая его к распорядку дня.

Распорядок дня мамы. Режим, в первую очередь, больше стоит соблюдать маме, чтобы она успевала справляться со всеми делами и еще находила время на отдых. Нужно учитывать и физиологию кормящих – выработка грудного молока подчинена определенным биологическим часам.

Если ребенок в состоянии подчиняться режиму, маме следует составить таковой, чтобы облегчить себе жизнь. За основу рекомендуется взять таблицу с распорядком дня для грудничка по месяцам, предложенную доктором Комаровским.

Таблица - режим дня новорожденного по месяцам:

Наименование процедур

Часы для каждого из периодов

С 1 по 3 месяц

С 3 по 6 месяц

С 6 по 9 месяц

С 9 по 12 месяц

Время основного приема пищи 6 00 , 9 00 , 12 00 , 16 30 , 19 30 , 21 30 8 00 , 13 00 , 19 00
Прикорм - 10 00 , 16 00 , - -
Второй завтрак\полдник - - 10 00 - 15 30
Сон дома 7 30 – 9 00 , 17 00 – 18 30 , 21 30 – 6 00 10 30 – 13 00 , 16 30 – 18 30 , 21 30 – 7 30

13 30 – 15 30 ,

Сон на свежем воздухе 11 00 – 12 00 - - -
Игры 6 30 – 7 30 , 12 30 – 16 30 , 20 00 – 20 30 8 30 – 10 00 , 13 30 – 14 30 , 18 30 – 19 30 10 30 – 13 00 , 16 00 – 18 30 , 20 00 – 21 00
Гимнастика, массаж 9 30 – 10 30 7 30 – 8 00 7 30 – 8 00
Прогулка 18 30 – 19 30 14 30 – 16 00 , 20 00 – 21 00 8 30 -10 00 , 18 30 – 19 30
Водные процедуры 20 30 – 21 00 21 00 – 21 30

Приведенная таблица распорядка дня грудничка по месяцам даст мамам представление, как лучше всего организовать день и для малыша. Среднестатистические данные помогут родителям все успевать, и ребенка постепенно приучать к режиму.

Приложив усилия в данном возрасте, маме легче будет требовать порядка от уже более самостоятельного подросшего малыша.

Режим ребенка по месяцам до года

Если проанализировать данные таблицы, то вполне понятно, что ближе к году налаживается стабильность распорядка, который более всего приближен к режиму взрослых. Первый же квартал жизни более подчинен физиологическим особенностям новорожденного ребенка.

Период с месяца до 3-х. Малыш первых 3-х месяцев бодрствует мало – основная его «работа» заключается в хорошем сне и активном питании. Кормить новорожденного мама должна не менее 6 раз в день, но груднички, которые не придерживаются режима, могут питаться и чаще. Возможны даже ночные кормления (2-3 раза).

Помимо основных часов сна следует раз в день ребенку давать возможность спать на свежем воздухе. Во время вечерней прогулки предпочтительно, чтобы карапуз бодрствовал – это способствует хорошему сну ночью. Часы же, отведенные под игры, - это время, когда с малышом общаются.

Период с 3-х до 6-ти месяцев. У деток старше 3-х месячного возраста питание уже сводится к 3-х разовому основному приему пищи, и между ними вводятся 2 прикорма, которые заменят грудное молоко. Если малыш будет насыщаться, то вполне выдержит ночной сон до утра. Хотя одноразовое ночное кормление в этот период считается нормой.

Гимнастика с элементами массажа в этот период проводится сразу же после ночного сна, перед первым приемом пищи. В предыдущем же периоде массаж рекомендуется проводить после второго кормления.

Второе полугодие от 6 мес до 1 года. Детки второго полугодия уже умеют обходиться без ночного питания. У них в меню появляются полноценные второй завтрак и полдник. Днем малыши этого возраста больше бодрствуют, поэтому многим достаточно одноразового сна, но можно ввести еще один небольшой пересып.

Прогулки на свежем воздухе и игры стоит совместить, если позволяет погода. Чем активнее будет малыш днем, тем более крепким у него получится сон ночью. В зарядке уже добавляются элементы физических упражнений, которые малыши в состоянии сделать сами.

Режим сна ребенка по месяцам

Основная цель, которую преследует режим ребенка по месяцам до года, - создать маме удобные условия выполнять свою основную работу по уходу за малышом. От этого зависит и здоровье новорожденного. Когда он будет сыт, спокоен, ухожен, то и спать станет крепко, в часы, когда это нужно.

Сон и кормление. Четко придерживаться распорядка сна грудничка не стоит. Не нужно его будить, когда подошло время кормления. Ничего страшного, если часы немного сместятся. В ситуации же, когда малыш проснулся раньше времени и капризничает, только мама сможет определить, можно ли потянуть до отведенного времени и обойтись пока водичкой, или все-таки стоит малыша покормить.

Все слышали высказывание «Во сне дети растут». Более всего оно является истиной в возрасте до года. Особенно в первые 6 месяцев малыши большую часть времени спят, набираясь силы для роста. С каждым последующим месяцем часы бодрствования все больше берут верх, и ближе к году ребенок уже готов познавать мир.

Продолжительность. Малышам, в первые 3 месяца, следует проводить во сне по 18 часов в сутки. Ближе к полугоду норма на суточный сон сокращается на 2 часа. 7 – 9-ти месячным деткам уже достаточно 15 часов в сутки для отдыха, чтобы нормально развиваться. К году норма сна младенцев уже составляет 12-13 часов.

Из приведенных выше нормативов большая часть сна должна приходиться на ночное время суток. Поэтому в распорядке дня новорожденного обязательно должны присутствовать часы бодрствования в дневное время, чтобы малыш не устраивал их себе по ночам, мешая родителям отдыхать.

Нельзя ни насильно укладывать малыша спать, ни, наоборот, бодрствовать лишнее время – от этого ребенок становится раздражительным, и на все попытки мамы установить режим отвечает капризным поведением.

Как выработать режим дня у грудничка?

Если до рождения ребенка родители сами жили без определенного распорядка, то им сложно перестраиваться под режим, который необходим малышу. В первые месяцы вся жизнь новорожденного включает в себя кормление и сон с небольшими периодами бодрствования. Именно с этими основными моментами и сопряжен распорядок.

Три основных правила для выработки режима грундичка:

  • Нет смысла в этот период заставлять младенца четко подчиняться режиму дня, так как. его восприятие жизни на этом этапе больше интуитивное, чем осознанное. Поэтому до 3-х месяцев мама должна проявлять чуткость и гибкость, но в дальнейшем, если хочет себе спокойной жизни, ей придется вырабатывать у малыша чувство режима.
  • Сам организм ребенка со временем начнет готовиться к трапезе в определенные часы, если его к этому приучать. Распорядок дня – как традиция, которую нужно соблюдать неукоснительно, но сначала ее стоит осмыслить и освоить.
  • Если мама ежедневно будет следовать установленному для себя режиму, в который входят помимо сна и кормления игры и прогулки, гимнастика и купание, то постепенно ребенок привыкнет к такому ходу жизни. Главное, чтобы каждому действию соответствовали определенные часы.

Чем старше становится малыш, тем больше ему нравятся водные процедуры. С каждым месяцев снижая температуру в ванночке, приучают детский организм к обливанию водой комнатной температуры.

Важны в этом плане и прогулки на свежем воздухе. Погода за окном не должна стать преградой для этого – груднички вполне спокойно переносят морозы в -10°С. Если мама превратит это мероприятие в ежедневную традицию, то малышу будет легче адаптироваться в окружающей среде, сопротивляясь болезням.

Вопрос о том, нужен ли режим дня новорожденному, можно считать излишним. График жизни постепенно приучает малыша к порядку, что так необходимо в воспитании современных детей, которые в большинстве своем гиперактивны.

Со временем подросший ребенок пойдет сначала в детский садик, затем в школу, где в основе лежит распорядок дня. Чем больше малыш с пеленок приучен к режиму, тем легче ему адаптироваться в социуме.

Качественный сон – одно из главнейших условий правильного роста и развития малышей. Поэтому так важно, чтобы он был полноценным: составлял необходимое для крохи количество часов и позволял восстановить силы. На первом году жизни ребенка нормы сна и бодрствования постоянно меняются. Чтобы мамочки могли лучше ориентироваться в этих изменениях, им важно знать, как именно изменяется режим сна ребенка до года по месяцам.

Общие моменты

Любые нормы всегда создаются лишь для ориентира, подразумевая под собой «интервал погрешности» с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ребенка. Поэтому если малыш спит несколько чаще или реже, чем предписывают нормативы, чуть больше или меньше, но при этом нормально чувствует себя, весел, активен, нормально кушает, прибавляет в весе – совершенно не нужно специально укладывать его или будить.

Проконсультируйтесь с педиатром или неврологом, если отклонения от приведенных норм значительны и влияют на общее состояние крохи.

На сон ребенка до года влияет множество факторов:

  • физическое, психическое состояние;
  • степень зрелости нервной системы;
  • степень адаптации к внешним условиям;
  • пищевые потребности;
  • темперамент;
  • окружающая обстановка.

Поэтому логично, что новорожденный, не приспособленный к внешним условиям кроха с незрелой нервной системой и крошечным желудочком, спит много, а кушает часто, но к году ему уже достаточно спать всего около 14 часов, кушать 4–5 раз в день. При этом уже нет смысла в ночных пробуждениях для кормления.

Но между этими двумя точками – огромный пласт развития. Режим сна ребенка до года будет постоянно меняться в зависимости от потребностей ребенка на каждом этапе. Соответственно, будет меняться и режим бодрствования.

Как это выглядит в действительности?

  • Первые 4 недели своей жизни малыш спит большую часть суток (иногда больше 20 часов), просыпаясь каждые 2,5–3 часа для кормления, после которого буквально сразу же засыпает снова. Сон новорожденного буквально подчинен чувству голода, а никак не времени суток. У него пока нет понимания «день – ночь», сон имеет примерно одинаковую продолжительность в течение суток. Ночью кроха просыпается покушать через те же интервалы, что днем.
  • До 3 месяцев у малыша начинает прослеживаться закономерность между периодами сна и бодрствования, что говорит о возможности выстраивания режима дня. К этому периоду ребенок обычно уже ощущает разницу между днем и ночью. Основная часть сна приходится на ночь, она составляет сейчас 17-18 часов в сутки. Из них на дневной отдых могут приходиться 4–5 снов общей продолжительностью от 4 до 8 часов, в зависимости от состояния малыша. Время бодрствования может составлять 50–90 минут. Кормления ночью еще необходимы большинству детишек. Они могут просыпаться 1–3 раза.
  • К полугодовалому возрасту количество дневного сна сокращаются до 4–6 часов (2–3 сна), общая суточная норма не превышает 14–18 часов отдыха. К этому моменту большинство малышей уже в состоянии обходиться без ночных кормлений. Периоды бодрствования удлиняются до 100–150 минут, что дает возможность ребенку познавать мир, а также развиваться физически: учиться переворачиваться, ползать, даже пытаться вставать.
  • К 9 месяцам днем малыш может спать уже около 3 часов за 2 приема, общее количество сна еще снижается и составляет 15–16 часов. Это говорит о том, что нервная система крохи еще более окрепла, время бодрствования (3–4 часа) занято играми и отработкой двигательных навыков (ползания, вставания, манипуляции игрушками).
  • К году днем ребенок спит 1–2 раза (в общем около 2,5–3 часов). Суточное время сна – 13–16 часов, бодрствовать малыш может до 5 часов. Распорядок дня подчинен потребностям малыша: он учится ходить по опоре и самостоятельно, говорить, обращаться с посудой и т. д.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Примерные нормы сна

В следующей таблице можно увидеть ориентировочные нормы сна ребенка до года по месяцам:

Возраст Норма дневного сна (часов) Норма ночного сна (часов)
Новорожденный До 20 часов и более
1 месяц 8 10
2 месяца 5–7 10
3 месяца 4–6 10
4 месяца 3–6 До 12
5 месяцев 3–4 До 12
6 месяцев 3–4 До 12
7 месяцев 3 10–12
8 месяцев 3 10–12
9 месяцев 2–3 11–12
10 месяцев 2–3 До 12
11 месяцев 2–2,5 До 12
12 месяцев 2–2,5 11–12

Однако повторим: исходить нужно, прежде всего, из потребностей и состояния конкретного ребенка. Эти нормы могут отклоняться в некоторой степени в ту или иную сторону.

Проблемы и их решение

На каждом возрастном этапе родители неизбежно сталкиваются с проблемами при засыпании малышей, с их частыми пробуждениями. И на каждом этапе решать их нужно по-разному, в зависимости от причин, вызывающих нарушения сна.

Новорожденный

В течение первого месяца малыш адаптируется к новым условиям жизни. Поэтому может часто просыпаться, капризничать. Зачастую новорожденные переутомляются, и их потом сложно уложить.

Чтобы облегчить засыпание, родителям важно создать для ребенка условия, к которым он привык внутриутробно:

  • теснота (воссоздается пеленанием, которое, к тому же, не дает малышу случайно будить себя ручками);
  • постоянный приглушенный звуковой фон (помогут звуки фена из соседней комнаты, журчание воды или белый шум);
  • покачивания (в этом возрасте кроху еще можно укачивать);
  • близость мамы (нужно держать ребенка на руках, прижимать к груди во время засыпания);
  • влажность (полезно использовать специальные увлажнители воздуха).

Возраст 1–3 месяца

Наиболее частая проблема – переутомление. Избежать его можно, если внимательно отслеживать признаки усталости крохи (капризничает, сучит ножками, трет глазки, зевает, теребит ушки).

Вторая проблема связана с тем, что ребенок может перепутать день с ночью. Важно научить его распознавать время суток: днем он играет на свету, с ним громко общаются. Спит днем кроха в полумраке, полутишине. Ночью — в полной темноте и тишине. Ночное кормление происходит при тусклом ночнике, общение – шепотом, только для кормления, никаких игр.

С 3 месяцев имеет смысл приучать кроху засыпать и спать самостоятельно, иначе у него сформируются негативные ассоциации со сном (укачивание, шум, мамин запах, засыпание в коляске в движении). Для этого маме придется класть кроху в кроватку полусонным и давать ему возможность уснуть там самому. При необходимости можно гладить ребенка, похлопывать по спинке, петь колыбельную. Он неизбежно первое время будет противиться такому положению дел, но терпение мамы принесет свои плоды. Иначе в старшем возрасте ребенка очень сложно будет уложить спать без привычных ему «танцев с бубнами».

3–6 месяцев

В этот период как раз могут проявиться привычки засыпать с помощью, в движении или под грудью, спать с мамой. Если на предыдущем этапе ребенок не был приучен засыпать самостоятельно, придется делать это сейчас, причем теперь это сделать куда сложнее.

Еще одна причина плохого сна и пробуждений на этом этапе – зубки. Постоянно зудящие десны могут здорово вмешаться в привычный режим. На помощь могут прийти медикаментозные препараты (болеутоляющие сиропы, специальные гели, снижающие зуд).

Нельзя забывать и о переутомлении. Если ребенка сложно уложить, возможно, он слишком долго и активно бодрствует. Имеет смысл пересмотреть эти режимные моменты и немного перестроить, чтобы дать крохе возможность меньше уставать и больше отдыхать.

Сейчас самое время вводить ритуалы на сон (укладывание игрушек, переодевание в пижамку после купания, массаж, чтение книжки, сказка на ночь, колыбельная, обнимашки и т. д.). Главное, чтобы действия были одинаковыми и повторялись каждый вечер в идентичной последовательности. Это позволит малышу быстро привыкнуть к тому, когда наступает время ночного укладывания, и легче переносить его «как данность».

6–9 месяцев

Проблемное засыпание в этом возрасте обусловлено прежде всего тем, что малыш получил достаточно много новых навыков и стремится постоянно их отрабатывать (например, начинает ползти или садится, проснувшись, но затем не может сам снова улечься и заснуть). Если кроха уже был приучен засыпать самостоятельно, достаточно будет просто уложить его, успокоить и пожелать спокойной ночи.

9–12 месяцев

Нарушить сон на этом этапе может перевозбуждение в процессе отработки новых навыков (в том числе самостоятельной ходьбы). Либо кроха все также может проснуться и начать ходить или ползать по кроватке.

Еще одна распространенная причина – в этом возрасте у ребенка развивается страх потерять маму. Он часто просыпается, чтобы убедиться, что она на месте и подойдет к нему, не бросит плачущего. Здесь нужно будет, чтобы мама показалась в поле зрения малыша. Если этого мало – необходимо успокоить ребенка и пожелать сладких снов. А в дневное время приучать его к тому, что мама может на какое-то время выйти из комнаты и пропасть из поля зрения, но при этом она все равно всегда возвращается.

Как правильно организовать сон?

Многих проблем со сном малышей можно избежать, правильно организовав пространство для отдыха.

В помещении это, прежде всего, комфортная температура, достаточная влажность, чистота, проветривание перед укладыванием. Постель и одежда не должны вызывать аллергии, давить, пережимать тело, быть неприятными тактильно (тем более – синтетическими). Звуки и свет днем нужно приглушать, ночью – исключать.

Сон на воздухе для ребенка весьма полезен. Но при этом важнейшее условие – статичность. Нельзя качать кроху в коляске или везти, если он уснул. Такой отдых скорее стрессовый, чем полноценный. Кроме того, важно:

  • притенять коляску в солнечный день;
  • укладывать кроху в довольно спокойном месте;
  • не выходить для сна на улицу в непогоду (сильный ветер, мороз, дождь), а также при высокой влажности или сильной жаре;
  • одевать ребенка по погоде, чтобы он не замерз и не перегрелся.

Старайтесь для сна на улице использовать время перед ужином. Такой сон обычно менее продолжителен, но позволяет лучше подготовить организм к полноценному ночному отдыху.

Итак, за первый год жизни ребенка режим его сна и бодрствования претерпевает существенные изменения, обусловленные его развитием. Создавая правильные условия для отдыха и игр, родители в значительной степени способствуют правильному развитию своих чад.

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.