Значение режима для детей раннего возраста. Перерывы между кормлениями, ч

Охрана и укрепление здоровья детей, забота о правильном физическом развитии и закаливании организма - важнейшая задача воспитания детей первых лет жизни.

В объединенных дошкольных учреждениях дети раннего возраста составляют две возрастные группы: дети первого года (грудная группа) и второго года жизни.

Для детей первого года жизни особенно важно создать правильный режим и точно выполнять его. От этого зависит не только физическое развитие ребенка, но и в большей мере его эмоциональное состояние, которое имеет большое значение для жизнедеятельности детского организма.

Дети первого года жизни, воспитываясь в одной группе, живут по разным режимам, установленным для каждой подгруппы (более старшие и младшие дети).

Психофизическое развитие ребенка в течение первого года жизни идет быстрыми темпами. Поэтому и распорядок дня несколько раз изменяется.

Режим детей до года строится таким образом, чтобы сон предшествовал кормлению, после которого ребенок, насытившись, может спокойно бодрствовать, а поиграв, хорошо уснуть.

Постоянно повторяющиеся в определенном порядке процессы- бодрствование, сон, кормление - способствуют выработке динамического стереотипа, что облегчает протекание нервных процессов в коре головного мозга, связанных с выполнением режимных моментов.

При нарушении режима происходит ломка стереотипа, а это приводит к нежелательным изменениям функционирования нервной системы.

Дневной сон

Кора головного мозга под действием бесчисленных раздражителей, получаемых от внешней среды и внутренних органов, находится в деятельном, бодрствующем состоянии.

Полный отдых для центральной нервной системы и всего организма в целом дает сон. Чем меньше ребенок, тем больше времени необходимо для восстановления функциональной способности головного мозга. Поэтому в режиме детей раннего возраста много времени отводится сну, с возрастом продолжительность сна уменьшается.

Одним из обязательных условий полноценного сна ребенка следует считать соблюдение точно установленного времени для укладывания детей на отдых и их подъема. Это способствует выработке системности (стереотипа) в коре мозга, обусловливающей быстрое засыпание ребенка.

Наблюдения показали, что на воздухе дети засыпают быстрее, сон их глубже, чем в комнате; при этом улучшается газообмен, благоприятно отражающийся на деятельности сердечно-сосудистого и дыхательного аппарата. Одновременно отмечается его успокаивающее влияние на нервную систему ребенка.

С детьми раннего возраста проведение прогулки в детском учреждении в холодное время года весьма затруднительно. Поэтому сон на воздухе круглый год приобретает особое значение. Сон на веранде для детей первого года жизни (в течение 5-6 час. в день и менее длительный для более старших детей) до некоторой степени заменяет прогулку и предоставляет дополнительное время для пребывания детей на свежем воздухе.

Вместе с тем следует помнить, что в жаркие дни сильное перегревание веранды отражается на самочувствии детей. В таких случаях целесообразнее укладывать детей спать в групповых комнатах с открытыми окнами или в тени на участке.

В тех детских учреждениях, где отсутствуют веранды, навесы, спальни, дети могут спать в групповой комнате, причем помещение должно быть хорошо проветрено. Желательно, чтобы в групповой комнате дети спали под теплыми одеялами при открытых форточках, но не в непосредственной от них близости. Фрамуги и форточки открывают после того, как все дети лягут в постели, и закрывают за 20 минут до подъема детей, чтобы помещение успело нагреться.

В круглосуточных группах желательно и ночной сон детей организовывать с широким доступом свежего воздуха через форточки, фрамуги и окна. При этом необходимо следить, чтобы дети все время были хорошо укрыты одеялами.

Дети раннего возраста спят большую часть дня, поэтому им следует создавать наиболее благоприятные условия для сна. Нельзя допускать сон детей раннего возраста в том помещении, где одновременно другие дети бодрствуют. В таких случаях дети медленно засыпают, сон их неглубок и прерывист, длительность сна сокращается. Для спокойного сна нужно также устранять такие раздражители, как яркий свет, громкие разговоры, радио.

Иногда сон маленького ребенка нарушается из-за того, что он мокрый. Чтобы его успокоить, сестра-воспитательница должна немедленно заменить пеленку.

Для сна детей в возрасте до 1,5 лет кровати должны быть с барьерами (сетками). Раскладные кроватки могут применяться только для дневного сна при условии завертывания этих детей в спальные мешки. Для дневного сна детей 1,5 лет, если они уже могут самостоятельно слезать с кроватей, во время дневного сна можно применять раскладные кровати.

Во избежание переохлаждения или перегревания детей не рекомендуется «тавить кровати близко к окну или источнику тепла. Кроватки ставятся на расстоянии 50 см одна от другой, чтобы дети не дышали друг на друга и воспитатель мог подойти к каждому ребенку - накрыть или изменить его неправильное положение во время сна.

Ребенка после сна надо высаживать на горшок, но только после того, как он будет одет, иначе его можно простудить. Во время ночного сна и после него высаживать детей на горшок надо при закрытых форточках и фрамугах. Во избежание охлаждения у детей ног следует пользоваться ковриком.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

Правильно организованный режим дня – один из важнейших факторов, от которых зависит здоровье малыша. А для крохи от годика до трех лет этот режим особенно важен. После исполнения ребенку года необходимо начинать , а потому правильный распорядок дня малыш должен принимать, как данность, привыкнуть к нему. Каким он должен быть, и как приучить к режиму своего ребенка?

Режим дня и его значение для детей раннего возраста

Малыши до трех лет всегда очень остро переживают любые перемены в жизни. Нежность и ранимость нервной системы объясняет их быстрое перевозбуждение и усталость, и к режиму дня, который является одним из трех китов здоровья ребенка , подход нужен особый.

Что дает режим дня ребенку 1-3 лет?

  • Налаживается работа всех внутренних органов.
  • Повышается стойкость иммунной и нервной системы к стрессам.
  • Адаптация в яслях и саду проходит легче.
  • Ребенок приучается к организованности.

Чем малышу грозит несоблюдение режима дня?

  • Плаксивостью и капризностью, которые входят в привычку.
  • Недосыпанием и переутомлением.
  • Отсутствием необходимого развития нервной системы.
  • Сложностями с формированием культурных и прочих навыков.

Режим дня для крохи до трех лет – это основа воспитания . И, учитывая смену работоспособности нервной системы на протяжении трех лет, должен соответственно меняться и режим дня.

Таблица режима дня для ребенка от 1 до 3 лет


Время кормлений: в 7.30, в 12, в 16.30 и в 20.00.
Период бодрствования: 7-10 утра, 12-15.30 дня, 16.30-20.30 вечера.
Период сна: 10-12 утра, 15.30-16.30 дня, 20.30-7.00.
Прогулка:
Водные процедуры: в 19.00.
Перед тем, как вы соберетесь укладывать ребенка спать (за 30-40 минут), следует прекратить все активные игры и водные процедуры. Если малыш не просыпается в нужный час, его следует разбудить. Период бодрствования не должен быть более 4,5 часов.


Время кормлений: в 8.00, 12, в 15.30, и 19.30.
Период бодрствования: с 7.30 до 12.30 и 15.30-20.20 вечера.
Период сна: 12.30-15.30 дня и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после завтрака и после полдника.
Водные процедуры: в 18.30.
После 1,5 лет тихий час у малыша проходит только единожды в день. Всего ребенок в этом возрасте должен спать в сутки до 14 часов. В качестве ежедневных водных процедур предпочтительно использовать душ.


Время кормлений: 8, 12.30, в 16.30 и 19.
Период бодрствования: с 7.30-13.30 и 15.30-20.30.
Период сна: 13.30-15.30 и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после утреннего приема пищи и полдника.
Водные процедуры: в летнее время – перед обедом, в зимнее – после дневного сна и после ночного. Купание – перед сном на ночь.
В течение дня у ребенка один дневной сон. Если малыш спать отказывается, принуждать его не нужно, но режим бодрствования в этом случае следует сделать максимально спокойным – чтение книжек, рисование с мамой и пр. Чтобы кроха не переутомлялся.

Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности человека на протяжении суток. Соблюдение рационального, соответствующего возрастным особенностям ребенка, режима дня способствует его здоровому росту и развитию. Привыкая выполнять различные виды деятельности в одно и тоже время ребенок в каждый момент времени подготовлен к предстоящему виду деятельности, что обеспечивает их более легкое и быстрое выполнение. Соблюдение правильного режима дня обеспечивает хорошее настроение ребенка и поддерживает в нем живой интерес к изучению окружающего мира, способствуя его нормальному моторному и психоречевому развитию. Режим дня ребенка включает следующие обязательные элементы: режим питания, время пребывания на воздухе в течении дня, кратность и продолжительность сна, обязательные занятия по развитию навыков в соответствии с возрастом, свободное время. В первые месяцы после рождения здоровый новорожденный малыш большую часть суток спит, так как все внешние раздражители являются очень сильными для нервной системы ребенка, привыкшего к уютной внутриутробной среде обитания, и вызывают ее быстрое истощение. По мере взросления ребенка продолжительность сна постепенно сокращается а время бодрствования – увеличивается.

Возраст Режим дневного сна Ночной сон Режим бодрствования
От рождения до 2 месяцев 6 раз по 2,5 часа 6 часов Во время кормления
2-4 месяцев 5 раз по 2-2,5 часа 6,5 часов 4 раза по 1,5 часа
4-6 месяцев 4-5 раз по 2 часа 7 часов 4 раза по 2 часа
6-9 месяцев 3-4 раза по 1,5-2 часа 8 часов 4 раза по 2,5 часа
9-12 месяцев 2 раза по 1,5-2 часа 9-10 часов 4 раза по 3-4 часа
Тесно связан с режимом сна-бодорствования режим кормления малыша. Сон ребенка первых месяцев жизни очень чуткий и легко нарушается под воздействием различных посторонних раздражителей в том числе чувства голода. Существенное значение в режиме дня имеет пребывание ребенка на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей до 1 года жизни должна составлять не менее 5-6 часов в сутки. Свежий воздух действует на малыша успокаивающе, улучшает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное и переходное время года предусматриваются двух разовые прогулки по 1,5-2 часа. Свежий воздух также оказывает благоприятное влияние на сон. Воздействуя на кожу и слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, он обеспечивает более быстрое засыпание ребенка и более высокое качество сна. Сон на улице может заменить прогулку, особенно в холодное время года. Режим дня ребенка в целом индивидуален, однако в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок после пробуждения кушал, а затем, бодрствовал до следующего сна. Хорошо выспавшийся малыш с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет или занимается, а устав от игр, легко отходит ко сну. Во время бодрствования малыша нужно стараться, чтобы он был активен и весел. Необходимо одевать ребенка в свободную одежду, не сковывающую движения, обеспечить доступ к игрушкам, соответствующим его возрасту, и самое главное, активно участвовать в играх и занятиях с малышом всей семьей. Автор – врач физиотерапевт – ДМИТРИЕНКО Т.Г.
Режим дня для детей раннего возраста

Приноравливая режим дня к возрастным особенностям ребенка, вы не станете переоценивать возможностей малыша - лишний час бодрствования может показаться пустяком для вас, но для ребенка второго года жизни он обременителен. Малыш ничего не скажет вам, более того, он сразу и не обнаружит свою усталость, но она будет накапливаться, и вы в конце концов заметите , что «ни с того ни с сего» он стал капризным и неуравновешенным.

Примерно до полутора лет дети должны спать днем два раза , по 1,5-2 часа. Некоторые родители спешат перевести малыша на одноразовый сон уже с года (ребенок спит тогда около 3 часов).

При таком режиме домашним, конечно, меньше хлопот. Но время непрерывного бодрствования растягивается при этом до 6, а то и до 7 часов, что крайне утомительно для малыша этого возраста. Правда, родители порой ссылаются на то, что он к вечеру «не устает» - любит играть с пришедшими после работы близкими , радостный, весело смеется. Но не получает ли ребенок в данном случае своеобразный «допинг»? А ведь действие его скажется... Нередки аргументы и другого рода - плохо ребенок засыпает во второй раз, значит, второй сон для него уже излишен. Примите, пожалуйста, во внимание, что плохо засыпают как раз те дети, которым второй сон особенно нужен, - легко возбудимые, впечатлительные. Не отнимать у них сон нужно , а побеспокоиться о том, чтобы засыпали они в тишине, на свежем воздухе, не «переигрывая» перед этим.

Лишь с полутора лет (для детей ослабленных, перенесших заболевание целесообразны и более поздние сроки) вы постепенно перейдете к режиму с одноразовым сном .

Пока ребенок спит днем два раза, схема режима (сон - кормление - бодрствование и снова сон до кормления) остается в силе. Учитывая, что вы даете малышу ужин перед ночным сном, он ест у вас 4 раза. Так что до полутора лет режим примерно тот же, что и в 10 месяцев: в 8.00 - завтрак, в 12.00- обед, в 16.30- полдник, в 19.30- ужин. Первый дневной сон- с 10.00 до 12.00, второй Ночной сон начинается в 20.00.

К полутора годам ребенок может уже не спать около 5 часов подряд, поэтому становится возможным переход к одноразовому сну. Постарайтесь облегчить малышу этот переход, сделать его постепенным. Нельзя ведь просто сегодня уложить спать ребенка в полдень, если еще вчера вы укладывали его в 10 часов утра. Внезапное изменение режима может вызвать у него нарушение сна, возбуждение, капризы.

В течение 1-2 месяцев режим должен быть переходным. Приблизительная схема такова: кормление через 4 часа, начиная с 7 часов утра; дневной сон - с 11.30 до 15.00; ночной сон - с 19.30. Затем время кормлений сдвинуть на час позже; дневной сон - с 12.30 до 15.00 или 15.30; ночной сон начинается в 20 часов или получасом позже.

На третьем году жизни здоровый, нормально развивающийся ребенок должен спать в течение суток 12 - 13,5 часа, из них ночью - 10 - 11 и среди дня - 1,5 - 2,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления он может 5,5 - 6,5 часа, не больше. Колебания в приведенных нормах довольно заметные . Они зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни не могут пробыть без сна и 6 часов, двухчасового дневного сна им мало. Другие и за 6 часов бодрствования не очень устают, спят днем всего 1,5 часа.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования годится вашему малышу? Об этом вы можете судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно, много двигается, шалит, поступает заведомо недозволенно, не слушает, что ему говорят, и в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины), это показывает , что он уже исчерпал свои возможности, что он переутомился. Вам придется в таком случае уменьшить время бодрствования на 30-40 минут, а иногда и на час. Если же ребенок в то время , когда вы укладываете его, уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует, но долго не засыпает после того как вы его уложили, то можно продлить время бодрствования, отсрочив начало сна на 20-30 минут.

Следует учитывать также, что возможны небольшие колебания в длительности сна и бодрствования в зависимости от физического состояния малыша, его настроения, погоды, времени года. Поэтому твердый режим не значит режим, который выполняется изо дня в день минута в минуту .

Другое дело, когда сдвиги становятся систематическими, когда самочувствие ребенка перед сном заметно меняется. Так, иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более непослушными, раздражительными, их трудно занять спокойной игрой. Скорее всего, это сигнал того, что они переутомляются - ведь летом так много впечатлений, такая свобода для движений, а ночной сон оказывается более коротким (летом дети обычно засыпают на час позже, а просыпаются утром раньше обычного). Выход можно найти - пусть днем малыши спят побольше; для этого укладывайте их спать на час-полтора раньше, чем положено по режиму.

Кормить ребенка нужно, как и раньше, четыре раза в день с промежутками между кормлениями в 3,5-4 часа. Первый утренний завтрак должен быть не позже чем через час-полтора после пробуждения. Обед - примерно за час до дневного сна. Полдник - через полчаса после сна. Ужинать малыш должен не позднее чем за час-полтора до ночного сна. Если же вы будете укладывать ребенка сразу после еды, то, как правило, спать он будет беспокойно, отдохнет плохо.

В режиме дня вы непременно найдете место для прогулок на свежем воздухе. Зимой - две прогулки в день, часа по два. Весной и осенью длительность прогулок увеличивается в зависимости от погоды . Летом же, собственно, весь день малыша должен проходить на свежем воздухе.

Чем именно заниматься во время бодрствования, в огромной степени определяется укладом жизни семьи, ее составом, тем, сколько времени могут уделять малышу взрослые. Но в любом случае вы постараетесь чередовать спокойные занятия с подвижными играми, будете давать ребенку возможность поиграть одному. Постепенно он должен научиться считаться с тем, что есть момент, когда все заняты, и он должен занять себя сам.

Накануне посещения малышом детского сада, его домашний режим обязательно должен быть согласован с детсадовским. Этот режим должен соблюдаться и в те дни, когда ребенок в детский сад не ходит .

Бывает, что ребенок по утрам встает с трудом, но ничего не поделаешь - пора собираться в детский сад. Остается одно - вечером укладывать его спать пораньше.

Кормить ли дома малыша, если он получает завтрак в детском саду ? Все зависит от того, когда вы его будите. Остается в силе правило: не позже чем через час после ночного сна малыш должен поесть. Так что, если вам приходится будить его рано (далеко добираться), покормите его, но немного, чтобы он мог с аппетитом съесть горячий завтрак в детском саду.

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 75»

Колесова Елена Николаевна

Организм детей раннего возраста находится в более близкой связи с природой, чем организм взрослого человека. Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

В примерный распорядок дня можно внести поправки: за 1 ч до вечернего сна малыш должен собрать свои игрушки. Сначала делать это он будет с родителями, а потом уже и самостоятельно; после обеда ребенок поможет матери убрать со стола посуду, а перед играми он сам достанет игрушки из шкафа, а затем сам и уберет. Маленького ребенка обязательно надо хвалить за то, что он делает вовремя и сам!!! Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении , детей распределяют по группам. Таких групп в яслях-садах 7. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

Подъем детей в круглосуточных дошкольных учреждениях в 6 ч 30 мин (7 ч 30 мин). От подъема до завтрака дети умываются, выполняют закаливающие процедуры, занимаются гимнастикой и одеваются.

В детских учреждениях с дневным пребыванием к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр детей. Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается.

Во времябодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада (дети 3–4 лет) вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму: одно занятие в утренние часы, второе – вечером, после полдника. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе (дети 4–5 лет) занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы (дети 5–6 лет) проводят 5 занятий в неделю.

С детьми до 1,5 года взимнее времяпрогулок не проводят , так как организация их в условиях большого детского коллектива очень сложна. Потребность детей в свежем воздухе обеспечивается за счет дневного сна, проводимого на открытых верандах или в спальнях с широко открытыми фрамугами или форточками. Дети старше 1,5 года гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2–3 ч). Общая продолжительность прогулок 4–5 ч; у детей старше 3 лет свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.


В круглосуточных учреждениях вечерние игры и прогулки детей продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20–20.45 (в зависимости от возраста) после вечернего туалета ложатся спать. Детей, перенесших тяжелые заболевания, а также страдающих хроническими болезнями, следует раньше укладывать и позже других поднимать, удлинять их прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий, в некоторых случаях таким детям следует назначать дополнительное питание. В учреждениях санаторного типа подобные изменения режима распространяются на всех детей.

Втеплое время годаможно значительно увеличить пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке. В этот период ночной сон детей несколько укорачивается, а дневной соответственно удлиняется; продолжительность и характер занятий изменяются. В старшей группе второе занятие снимается.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.