Исправление осанки у детей 7 лет. Как исправить осанку в домашних условиях

Напряжение в теле и позвоночнике, вызванное неправильной статической и динамической осанкой у детей, опасно приобретением множества вредных привычек, в дальнейшем влияющих на рост ребёнка и его будущие постуральные рефлексы - обеспечивающие правильное положение тела в пространстве. Именно поэтому так важно позаботиться о здоровой осанке чада своевременно. В первую очередь необходимо прививать ребёнку любовь и привычку к активному образу жизни, а при необходимости - уделить внимание занятиям лечебной физкультурой (ЛФК).

Суть упражнений для формирования правильной осанки у детей

Осанка - это способность тела контролировать своё положение в пространстве, преодолевая действие внешних сил (тяжести, реакции опоры, сопротивления и инерции). Это касается как статической (сидя в одной позиции), так и динамической (поддерживающая баланс) осанки.

Частые дефекты осанки: поясничный лордоз, грудной кифоз и сутулость. Такие дефекты осанки могут сочетаться со сколиозом

Возможно, вы слышали о проприоцепции? Это ощущение мышц своего тела и положение отдельных его частей в пространстве у здорового человека. Проприоцепция действует благодаря рецепторам, расположенным в коже, мышцах и суставах для создания внутреннего образа вашего тела.

Детская осанка - предмет, всё больше интересующий родителей. Хорошая осанка очень важна как для дошкольников, так и для младших школьников и подростков. Ни для кого не новость, что правильное положение позвоночника формируется с детства, особенно следует ему уделять внимание во время так называемых фаз быстрого роста: в 6–7 лет, а также в 11–12 лет.

Поскольку современные дети в большинстве ведут малоподвижный образ жизни (учёба в школе, игры за компьютером, просмотр телепередач), то возникает дефицит активных физических движений. А это влечёт за собой - нарушение осанки.

Даже если у ребёнка пока не обнаружено никаких проблем со спиной - активный образ жизни является отличной профилактикой. Учитывая интересы ребёнка, его можно записать на плаванье, верховую езду, боевые искусства. Эти виды спорта отлично формируют основы здоровой осанки. Для коррекции уже имеющихся проблем, а также, с профилактической точки зрения, если есть анатомическая расположенность, необходимо вовремя приобщить ребёнка к занятиям специальной гимнастикой. Лечебно-профилактический физкультурный комплекс против дефектов осанки в детском возрасте содержит в себе упражнения:

  • на тренировку мышечно-связочного аппарата спины - используют с целью профилактики;
  • корректирующие постановку позвоночного столба - применяют для избавления от нарушений осанки или с целью остановки прогрессирования искривлений.

Позитивное влияние ЛФК на здоровье организма выражается в таких изменениях, как:

  • укрепление мышечного корсета и достижение функциональной симметрии;
  • качественное развитие двигательных функций;
  • стимулирование обмена веществ;
  • натренированность сердца и лёгких;
  • стабилизация психоэмоционального фона;
  • тонизирующее и общеукрепляющее воздействие на организм;
  • устранение деформации - при лёгких формах - или остановка прогрессирования (в сложных случаях).

Необходимым условием занятий ЛФК при деформациях позвоночника, особенно на начальных этапах лечения, являются начальные разгрузочные позы (лёжа, стоя).

Запрещённые упражнения при дефектах осанки

Различают осанку 4-х типов по Штаффелю. Первый тип - это здоровая осанка с нормальными физиологическими изгибами позвоночника, позволяющими амортизировать нагрузки, равномерно распределяя их на позвоночный столб и связочно-мышечный аппарат. Остальные три типа отражают те или иные нарушения в грудном либо поясничном отделе.

Каждый тип нарушения подразумевает неправильное положение всей конструкции позвоночника. Поэтому воздействуя посредством физкультуры, например, на грудной отдел - обязательно необходимо учитывать также состояние шейного и поясничного. Чтобы избежать «перекосов» необходимо воздержаться от некоторых видов упражнений. При деформациях позвоночника в лечебной физкультуре следует избегать:

  • чрезмерных перегибов в грудном и поясничном отделах;
  • статических упражнений с жёсткой нагрузкой на спину (особенно в положении сидя);
  • резких рывков, поворотов, скручиваний;
  • одностороннего подъёма тяжестей;
  • неравномерной нагрузки на корпус;
  • акробатических элементов (стойка на лопатках, голове или руках, мостик, берёзка, кувырки);
  • бега на скорость, прыжков, соскоков (сотрясения чрезмерно травмируют позвоночник);
  • упражнений, перерастягивающих позвоночник при закруглённой нестабильной спине (пассивные висы).

Показания и противопоказания к ЛФК

Физическая терапия против дефектов осанки показан при любом типе её нарушения, поскольку это единственный способ целенаправленного укрепления стабилизирующих мышц туловища. Лечебная физкультура необходима пациенту, если у него:

  • плоская спина - физиологические изгибы недостаточно выражены, плоская грудная клетка и выпяченные в разные стороны лопатки. Упругость и амортизационные свойства позвоночника недостаточны, он склонен к различным искривлениям;
  • закруглённая спина - формируется из-за усиленного физиологического кифоза грудного отдела, чтобы его уравновесить в поясничном и шейном отделе также образовывается компенсаторный выраженный лордоз. Ввиду чрезмерных прогибов позвоночник является избыточно подвижным. Боковые искривления не характерны для этого типа осанки;
  • сутулая спина - преобладает кифоз грудного отдела, на фоне остальных слабовыраженных прогибов. Характерна сколиотическая осанка: одно плечо (лопатка) выше другого. Сутулая спина - патология, которая встречается в любом возрасте.

Сутулость - самый распространённый дефект осанки. Чаще всего встречается у девочек-подростков. Характеризуется увеличенным шейным лордозом, который создаёт впечатление, что человек «грустит», голова и плени наклонены вперёд.

Необходимым условием успешного лечения является полноценный рацион, активный образ жизни, контроль массы тела, прогулки на свежем воздухе. Поверхность для сна должна быть жёсткой. Рабочее место ребёнку необходимо подобрать по росту так, чтобы он не сутулился и не кривил спину набок. Свет должен падать с левой стороны. А также важна своевременная проверка зрения.

Абсолютных противопоказаний для занятий лечебной гимнастикой нет, поскольку врач всегда подберёт комплекс индивидуальный по сложности и направленный на улучшение состояния осанки ребёнка. Но при некоторых сопутствующих состояниях и заболеваниях следует воздержаться от упражнений до стабилизации здоровья. Относительные противопоказания включают:

  • острые воспалительные заболевания;
  • вирус или инфекцию с повышением температуры тела;
  • боль в суставах или мышцах;
  • наличие быстропрогрессирующих искривлений позвоночника (сколиоза).

Когда острое воспаление или боль прошли - можно приступать к занятиям, осторожно начиная с наиболее простых и лёгких упражнений.

Подготовительный этап

После того как физиотерапевт определил тип деформации осанки, противопоказания исключены, а сопутствующие факторы учтены - пациенту назначают определённый комплекс ЛФК, направленный на коррекцию и устранение дефектов. Прежде чем приступить к выполнению комплекса, нужно убедиться, что ребёнку обеспечен достаточный комфорт, ничто его не беспокоит и не угрожает его самочувствию. Вот некоторые правила подготовки:


Занятия проходят в специально оборудованных медицинских кабинетах с сопровождением инструктора - физиотерапевта. В дальнейшем несложные комплексы можно практиковать в домашней обстановке.

Комплексы упражнений - как правильно выполнять

Любой комплекс ЛФК состоит из трёх этапов:

  • разминка - например, ходьба на месте или по кругу, вращение и махи руками и ногами;
  • основные упражнения - определённый комплекс, направленный на устранение дефекта;
  • растяжка и расслабление - плавная растяжка основных групп мышц.

Общие правила выполнения упражнений:

  1. Заниматься нужно не менее трёх раз в неделю. Длительность одного урока не более 30 мин для детей 6–7 лет, 45–60 минут для подростков;
  2. Параллельно с гимнастикой необходимо приучать детей к правильной технике дыхания, не задерживать его. На выдохе выполняются элементы с усилием;
  3. Движения поначалу должны быть осторожными и плавными - никаких рывков и ускоренного темпа! Сложность элементов нарастает постепенно от занятия к занятию;
  4. До старта занятий ребёнка нужно предупредить о необходимости сообщать физиотерапевту о боли или дискомфорте, если они возникнут;
  5. Самочувствие в день занятий должно быть хорошим, без отклонений;
  6. Нельзя заниматься поздно вечером;
  7. С первых занятий необходимо уделять достаточно внимания правильной технике упражнений (спина ровная, плечи расправлены, подбородок чуть приподнят);
  8. Для получения эффекта важна системность и регулярность. Нельзя пропускать занятия без серьёзной причины.

Лечебные упражнения нужно выполнять регулярно, иначе эффект от них будет слабым и невыразительным

Важно, чтоб ребёнок доверительно относился к физиотерапевту, не стесняясь комментировать свои ощущения во время физических упражнений.

Физкультурный комплекс для профилактики нарушения осанки у детей и подростков

Для выполнения нужен спортивный коврик и гимнастическая палка (детям 6–9 лет необходима помощь взрослого). Количество повторов каждого упражнения 6–7 раз:


Профилактические упражнения для анатомической осанки у детей: видео

Зарядка при кифозе у детей

Комплекс можно применять в качестве профилактики юношеского кифоза (болезни Шейермана Мау) у детей 10–12 лет. Если вовремя начать физическую терапию, то в раннем возрасте такая осанка поддаётся неплохой коррекции. Лечебной физкультурой, правда, нужно заниматься регулярно не менее года. Если время упущено, то исправить кифоз во взрослом возрасте уже очень сложно, из-за анатомических изменений в позвонках. Каждое упражнение следует повторять по 5 раз, если не указано другое.

  1. Разминка: ходьба на месте или по кругу 1–2 минуты; руки поднимаются, максимально потягивается все туловище на носочках (вдох), при выдохе - руки опускаются (сделать 3–5 раз).
  2. Лечь ровно на живот, вытянувшись в одну линию, голову положить набок. Оторвать от горизонтальной поверхности туловище и руки, голова - продолжение позвоночника, и приостановиться на 5 секунд в такой позе. Спину следует держать ровной и нельзя поднимать ноги - их может придерживать инструктор (сделать 5 раз).
  3. Упражнение выполнять по аналогии к предыдущему, только прямые руки разведены по сторонам, наподобие «крыльев самолёта»; ещё один вариант этого упражнения, когда руки согнуты в локтях, как маленькие крылышки, кисти в кулачках на уровне плеч, лопатки сведены; далее ребёнок опускает руки вдоль туловища и снова отрывает верхнюю часть корпуса от пола (сделать 5 раз каждый из вариантов).
  4. Более сложное упражнение, состоящее из элементов предыдущих, лёжа на животе, ребёнок отрывает верхнюю часть корпуса от пола и в этой позе меняет положение рук: вдоль тела, сгибает в локтях, выпрямляет вперёд, снова сгибает в локтях, опять - вдоль тела. Важно следить за положением ног и головы.
  5. Начальная поза: лечь на спину, плечи и руки опущены, лопатки и поясница максимально соприкасаются с полом. Поднимать ноги, согнув колени и сформировав прямой угол, зафиксировать на 5 секунд и вернуть в начальное положение. Во время подъёма ног инструктор на первых порах рукой фиксирует живот, чтобы ребёнок не прогибал поясницу.
  6. В том же положении: подъёмы прямых ног до угла 45 градусов с полом. И также фиксировать на 5 секунд при каждом поднятии. Необходимо контролировать, чтобы плечевой пояс и поясница не отрывались от земли.
  7. Упражнение, скомбинированное из двух предыдущих: прямые ноги оторвать от пола под углом 45 градусов, согнуть в коленях, опять выпрямить и плавно опустить на пол.
  8. Упражнение «ножницы»: лёжа на спине, поднять прямые ноги под углом 45 градусов к полу и выполнять горизонтальные махи ногами, перекрещивая их. Плечи и поясница не отрываются от пола.
  9. То же самое, что и в предыдущем упражнении, только выполнять - вертикальные махи ногами.
  10. Упражнение «велосипед»: лёжа на спине, ноги поднять и согнуть в коленях, имитировать ими езду на велосипеде вперёд, и назад - ноги «крутятся» в обратную сторону (30 раз).
  11. Начальная поза: стоя у стены. К стене прижать голову, лопатки, ягодицы, голени, пятки, поясницу не прогибать. Плечи и бёдра на одном уровне с точки зрения горизонтальной и вертикальной плоскостей. Находиться в такой позе в течение 1 минуты, постепенно, от урока к уроку, увеличивая продолжительность. Идеально - выполнять в итоге это упражнение без опоры на стенку.

Зарядка при кифозе у детей: видео

5 простых и эффективных упражнений на растяжку спины

Упражнения предназначены для выработки идеальной осанки у школьников и подростков. Комплекс несложный и занимает совсем немного времени - в этом его преимущество. Каждое упражнение нужно повторить от 3 до 5 раз.

  1. Начальная поза: сесть на колени, ягодицы накрывают пятки, руки вытянуть вперёд на полу, спину максимально прогнуть. Необходимо максимально потянуть голову, шею и руки вперёд, ощутив натяжение спинных мышц. Побыть немного в такой позе, немного покачиваясь вверх-вниз, не делая резких рывков. Этим упражнением следует начинать и заканчивать зарядку.

    Такой растяжкой желательно начинать и завершать комплекс

  2. Начальная поза: встать на правое колено, вторую ногу согнуть с упором на ступню. Голова «смотрит» вперёд, противоположной (левой) рукой необходимо коснуться пятки правой ноги, правая рука в это время тянется в сторону потолка. Затем поменять стороны.

    Упражнение на растяжку и равновесие кажется простым только на первый взгляд

  3. Упражнение «планка» (для здоровой спины в качестве профилактики). Опереться на пол локтями и ступнями, корпус находится параллельно полу, шея и голова - продолжение позвоночника. В таком положении пребывать 10–15 секунд (сколько возможно). Очень важно не прогибать и не округлять спину.

    Упражнение «планка» отлично тренирует как осанку, так и мышцы всего тела

  4. Начальная поза: стоя наклониться вперёд всем корпусом, прямые руки максимально отвести назад, опустив плечи и сдвинув лопатки. Оставаться в такой позе 10 секунд.

    Наклоны корпуса с отведёнными назад руками выполняют, максимально сводя лопатки

    Второй вариант этого упражнения с руками, вытянутыми вперёд.

    Корпус нужно не просто наклонить, но и тянуться вперёд за собственными руками

  5. Начальная поза: стоя ровно, руками потянуться к потолку, кистью одной руки обхватить запястье другой и в таком положении плавно наклоняться и тянуться, слегка покачиваясь, в обе стороны поочерёдно.

    Наклоны в стороны обеспечивают растяжку боковых мышц туловища

Такая зарядка занимает в среднем от 10 до 15 минут. Но выполнять её нужно ежедневно.

Упражнения с фитболом для улучшения осанки

С помощью занятий с большим упругим мячом - фитболом, школьник укрепит мышцы так называемого кора - это набор мышц, отвечающих за стабилизацию позвоночника, таза и бёдер, а значит - и за здоровую осанку. Вначале необходимо выбрать подходящий мяч, соответственно росту ребёнка. Сделать это можно следующим образом: в позиции сидя на мяче (ступни на полу) угол между бедром и голенью школьника должен быть примерно 90 градусов, а колени в этом положении чуть ниже талии. Или другое правило: детям ростом до 155 см следует остановиться на мяче диаметром 45–55 см; при росте 156–169 см подойдёт фитбол 55 см в диаметре; подросткам, чей рост превышает 170 см - рекомендуется фитбол 65–75 см.

  1. В позиции сидя на фитболе попеременно поднимать ноги, стараясь удержаться на мяче с ровной спиной.

    Придерживая руками мяч - старайтесь сохранять равновесие

    Чтобы усложнить задачу, одновременно с ногой следует поднимать вверх противоположную руку, останавливаясь в такой позе по 5 секунд (выполнять в 2 подхода по 20 раз).

    Усложненный вариант - задействованы не только ноги, но и руки

  2. Для того чтобы упражнения были не только полезными, но и интересными можно дополнительно воспользоваться маленькими цветными мячиками и корзинкой. Ребёнок ложится животом на фитбол, попутно берёт в руки маленький мячик.

    Живой интерес и азарт у детей любого возраста вызовет необычная идея с цветными мячиками, которые нужно забрасывать в корзинку

    Прокручивая под собой фитбол с помощью рук, «шагающих» по полу, он старается закинуть мячик в корзинку, которая расположена на расстоянии.

    Корзинку можно расположить на небольшом расстоянии от фитбола

    Для усложнения задачи - корзинку можно со временем располагать все дальше от фитбола. Таким образом, фитбол оказывается возле ступней. Назад нужно двигаться аналогично, перекатывая мяч под телом в начальную позицию.

    Задача усложняется, если корзинку для цветных мячиков передвинуть немного дальше

  3. Упражнение «аэроплан»: ребёнок ложится сверху на мяч так, чтобы верхняя часть туловища нависала над землёй, носочки упираются в пол. Прилагая усилия, нужно стараться удержать мяч под собой, расправив руки в стороны и держа спину, шею и голову на одной линии.

    Упражнение «самолёт» на фитболе точно понравится детям

Такие упражнения встретят с энтузиазмом дети любого возраста. Они отлично тренируют верхние и нижние мышцы спины и живота, незаметно для ребёнка формируя его здоровую осанку.

Сидя за обеденным столом дома или на своём рабочем месте, ребёнку полезно пользоваться фитболом вместо стула. Таким образом, необходимый навык стабилизации корпуса будет вырабатываться автоматически.

Использование фитболов вместо стульев - незаметно тренирует осанку и, одновременно, разгружает детский позвоночник

ЛФК при плоской спине

Плоская спина - наихудший тип осанки в плане амортизационных свойств позвоночника. Её анатомические изгибы недоразвиты вследствие наследственной предрасположенности, слабых мышц спины, перенесённого рахита и др. Упражнения при этом дефекте осанки следует делать крайне плавно, немного останавливаясь в каждом положении. Повторять по 10 раз.

Тотальная слабость мышечной системы - основа данного нарушения осанки

  • Начальная поза: на спине, ноги прямые, руки по сторонам. Не спеша поднимать голову и верх корпуса, руки тянутся к носочкам.
  • Начальная поза: на спине, руки под головой, оторвать прямые нижние конечности от пола, развести в стороны, после чего - соединить, плавно опустить.
  • Упражнение «диафрагмальное дыхание» или дыхание животом. Лёжа на спине, согнуть немного колени, вдохнуть носом побольше воздуха, надувая живот. Выдувать воздух плавно тонкой струйкой через рот. Стенка живота должна максимально «запасть» при выдохе.

    Диафрагмальное дыхание обеспечивает интенсивное обогащение крови кислородом: органы всех систем начинают функционировать с максимальной отдачей

  • Начальная поза: лёжа на спине, руки по сторонам, отрывать таз от пола и тянуть вверх, направляя его в сторону потолка. Второй вариант - приподнимать таз с прямой ногой (чередуя нижние конечности).
  • Упражнение «аэроплан»: лёжа лицом вниз, ноги сомкнуты, руки разведены в стороны. Одновременно плавно поднять над полом верх туловища, руки и плечи, а также плотно сведённые ноги - побыть 5 секунд в такой позе, плавно вернуться обратно. Шея и голова продлевают линию позвоночника.

    Упражнение «аэроплан» - коррекция грудного отдела позвоночника

  • Упражнение «кошка»: стоя на коленях, опираясь на кисти рук, сделать спину аркой (голова «смотрит» вниз); прогнуть спину как можно ниже к полу (голову поднять).

    Упражнение кошка - благотворно воздействует на весь позвоночник

  • Упражнение «имитация брасса»: лёжа на животе, согнуть руки в локтях перед собой. Приподнимая верх туловища над полом, выпрямить руки - голову опустить, выдох - и «рисовать» окружности руками (голову поднять, вдох), как при плавании брассом.

Такая физкультура помогает тренировать мышечный корсет и формировать анатомические изгибы позвоночного столба, присущие правильной осанке.

Возможные последствия и осложнения

Все знают о пользе лечебной физкультуры и её немалой роли в исправлении дефектов осанки. Однако о возможных последствиях и осложнениях задумывается не каждый взрослый, тем более - ребёнок. А они вполне реальны, если не соблюдать технику упражнений, или разрабатывать себе комплексы самостоятельно, без сопровождения хирурга-ортопеда и физиотерапевта. В этом случае могут ожидать такие неприятности, как:

  • возникновение болевого синдрома;
  • невралгия вследствие пережатия нервного корешка позвоночника;
  • спазмы мышц;
  • растяжка связочного аппарата;
  • усиление существующей нестабильности позвоночника;
  • усугубления имеющегося дефекта.

ЛФК при компрессионном переломе позвоночника играет основную роль в реабилитации пациента. Первые 2 месяца после перелома больной проводит в стационаре в лежачем положении, где ему показаны: дыхательная гимнастика и наиболее облегчённые движения руками и скольжение по постели ногами. По мере выздоровления врач-ортопед постепенно добавляет упражнения, составляя индивидуальный комплекс для больного. Более или менее полноценная гимнастика показана спустя 2–2,5 месяца после травмы и проводится под наблюдением физиотерапевта реабилитолога.

Чтобы физические упражнения шли на пользу, ребёнок должен чётко знать и соблюдать правила техники безопасности, а также постоянно быть под контролем инструктора.

Упражнения для исправления осанки ребенка

С помощью каких упражнений можно добиться того,чтобы у ребенка была ровная спина,что такое корректор осанки ? Работа над правильной осанкой ребенка должна вестись постоянно,независимо от того - есть ли у ребёнка проблемы со спиной или нет. Детский организм развивается очень быстро и важно включить в распорядок дня упражнения для осанки ,которые желательно выполнять вместе с ребенком и следить,чтобы он выполнял все упражнения правильно.
Осанкой называют привычное вертикальное положение тела. По осанке судят о здоровье человека, в идеале спина должна быть ровной, вытянутой вверх, без изгибов. Из всех проблем с осанкой чаще всего встречается сколиоз (позвоночник искривляется влево или вправо) , возможны и другие виды искривления. Это основные проблемы с осанкой. Появление сколиоза провоцируется различными травмами и рахитом , общей слабости мышечной ткани в области спины, нарушения осанки могут быть врожденными.

Каковы причины искривления позвоночника у детей? Мышцы и кости растут, их форма в процессе слегка меняется и к этому нужно постоянно приспосабливаться, на что мы не обращаем внимания.
Родители не в силах круглосуточно следить за действиями малыша, но в домашней обстановке можно проводить профилактические занятия , которые помогут сохранить его осанку правильной . Какие упражнения помогут исправить нарушение осанки и какие тренажеры могут стимулировать коррекцию осанки?

Ребенок склонен повторять действия родителей, ведь эти люди - авторитет и идеал. Работайте над своей осанкой и малыш захочет заниматься с вами. А зарядку для осанки легко превратить в веселую игру.

После 4 лет дитя проводит все больше времени за столом, школа уже не за горами. Необходимо подготовить спину к дополнительным нагрузкам, с которыми придется столкнуться позже.

Предлагаем комплекс упражнений для исправления осанки , выполняя которые ребенок обеспечит себе правильную осанку и ровную спину.

Держа одну руку на поясе, другую выпрямляем и делаем круговые движения (назад-вперед), постепенно увеличивая скорость действий. После руку поменять.

Стопы вместе, руки расставлены на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо-влево.

Поднять руки вверх и тянуться пальцами к небу, максимально выпрямляясь, потом медленно качаться, поочередно выводя плечи вперед.

Согнуть левую руку, затем поднять вверх. Наклониться вправо 8 раз. Поделать то же с правой рукой.

Поставить ребенка на руки, и попросить пойти на ладонях, при этом взрослый должен держать малыша за ноги. Выполнение данного действия способствует отхаркиванию, рекомендуется при кашле и бронхите.

Ползать вперед в положении лежа. Вытягиваться нужно, как кошечка и тянуть сначала руку, а после ногу.

Ходить на четвереньках, в процессе поочередно подтягивая колени, потом выполнять повороты в одну и другую сторону. Спину прогибать не нужно.

Полезно хождение на носочках и приседания с книгой на голове. Кататься на велосипеде (не сутулясь). Ходить по бревну и выполнять ласточку.

Это простые и вместе с тем очень полезные упражнения для осанки ребенка . Ниже вы найдете целый комплекс упражнений для укрепления спины и устранения сутулости у детей,которые помогут скорректировать нарушение осанки и укрепить мускулатуру ребенка. Также вы найдете информацию о том,что такое корректор осанки ,как правильно выбирать его для ребенка и какие типы корректоров бывают.


Теперь вы знаете,как исправить осанку у ребенка и какие упражнения способствуют профилактики сколиоза и других заболеваний спины. Если ребенок сильно сутулится,у него может развиться искривление позвоночника. Укрепляйте спину ребенка с помощью комплекса специальных упражнений и в случае необходимости приобретите подходящий корректор осанки.

Следующая статья.

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.

Факторы риска

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а "свисающие плечи" - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя . Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя . Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия...

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной "стрелялки". Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки - на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет - 1 - 1,5 мин, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7- 11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств .

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При "свисающих" плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение "Дровосек", дети "рубят дрова", выполняя повороты верхней части тела. Упражнение "Прыжок лягушки" помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны "общественной" детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 - 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, - вдох; вернуться в и.п. - выдох.
  2. Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться и и.п. - вдох.
  3. Исходное положение - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.
  4. Исходное положение - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение - лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох.
  7. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение - лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох, вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Олег Малахов
профессор, заведующий отделением детской ортопедии Центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Михаил Цыкунов
профессор, заведующий кафедрой реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Светлана Федорова
врач-реабилитолог, сотрудник кафедры реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова

Светлана Федорова
Михаил Цыкунов
Олег Малахов

Комментировать статью "Не спина, а знак вопроса. Нарушение осанки у детей"

Конечно, следить за осанкой и приучать ребенка к самоконтролю - необходимо, но не тешьте себя надеждой, что человек может быть прямым, как струна. Малозаметные, небольшие изгибы позвоночника в сторону не только неизбежны, но и необходимы – это обеспечивает смягчение толчков и сотрясений тела во время ходьбы, бега, прыжков. Главное - вовремя определить, является ли отклонения от нормы просто нарушениями осанки или сколиозом, прогрессирование которого очень сложно остановить. Если второе, то...

Красивая улыбка – залог успеха не только в личной, но и социальной жизни. Неровные, желтые зубы, а тем более отсутствие зубов не позволяют нам улыбнуться понравившемуся человеку, мешают улыбаться работодателю, в результате чего можно не получить престижную работу и упустить главную встречу всей жизни. Ровные зубы и правильный прикус дан человеку не только для красоты, но в первую очередь для того, чтобы качественно пережевывать пищу. Не полностью размельченная пища может привести к...

Мы двигаемся красиво, если включаем в свои тренировки (занятия, разминку, утреннюю гимнастику, лечебную программу...) упражнения на координацию и равновесие. Привлекающая взгляды походка и королевская осанка невозможны без проработанных мышц-стабилизаторов. И радостно то, что всё реально и достижимо, была бы мотивация!;) . Человек, у которого болит спина или суставы, не может ходить красиво по определению. И привыкать к боли - не выход. Старайтесь получить мнение специалистов вовремя, когда...

Наш ребенок постоянно горбатится, боюсь это может плохо кончится. постоянно над ним ходить и выпрямлять ему спину, не можем. только захожу в комнату, сидит как горбунок. Подскажите.

Обсуждение

Я тоже считаю, что дело в мебели, выберите подходящий стол и стул, плюс следите за тем, в какой позе ребенок спит

Для начала купите хороший стол и стул. именно на детей, а не старый СССР стол, который только испортит осанку вашего ребенка и может испортить здоровье в процессе.

"Идёт по дороге огромный букет:
в туфельках ноги, сверху - берет.
Светится глянцем на спинке букета
Новенький ранец кирпичного цвета."

Это милое четверостишие, как вы уже, наверное, догадались, о наших дорогих школьниках, шагающих в свои светлые классы 1 сентября. Как мы умиляемся им – нарядным, торжественным! Как гордимся ими! Сколько надежд связываем с началом учебного года. Но, садясь с ребенком за первое же домашнее задание, на смену гордости и умилению приходят тревога и огорчение. И причина их появления – искривлённая осанка чада. Как так получилось, что ребенок начал сутулиться и в какой момент было допущено упущение, в чем опасность искривления позвоночника? Как предотвратить такую ситуацию? И, главное, как помочь ребенку ее исправить? Давайте разбираться вместе.

Патологические изменения опорно-двигательного аппарата, к огромному сожалению, являются наиболее распространенным заболеванием школьного возраста. 90% школьников имеют искривленную осанку, а у 20% - стоит диагноз "сколиоз". И цифры эти с каждым годом растут!

Медики классифицируют искривления осанки следующим образом:

1. Круглая осанка . Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудных позвонков и недоразвитая впалая грудная клетка, сглаженные шейные и поясничные отделы позвоночника, свисающие вперед плечи и выпяченные лопатки. Такой дефект осанки заметно затрудняет дыхание.

2. Сутулая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудного отдела позвоночника, впалая грудная клетка и отстающие лопатки, выступающие вперед плечи и выраженный наклон головы вперед.

3. Лордотическая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб поясничного отдела позвоночника, увеличенный наклон таза, выпяченный живот.

4. Кругловогнутая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудного и поясничного отделов позвоночника, увеличенный наклон таза, резко выступающие ягодицы, выпяченный живот, впалая грудная клетка, укороченная талия.

5. Плоская осанка. Характеристики: уменьшенный наклон таза, поперечный размер грудной клетки увеличен, втянутый живот, чрезмерно выступающие ягодицы. Такой дефект осанки заставляет ребенка держаться выражено прямо, напряженно, неуклюже.

Чем же так опасны описанные выше патологические изменения в отделах позвоночника? Помимо неэстетичности искривленной осанки и психологического дискомфорта, который может испытывать ребенок из-за насмешек сверстников, процесс этот наносит внушительный вред здоровью маленького человечка в целом. Так, следствием изменений в опорно-двигательном аппарате может стать такое заболевание как сколиоз (боковые искривления позвоночника). Также искривление осанки ведет к излишней нагрузке на сосуды и может вызвать смещение внутренних органов. Последнее – чревато уменьшением проходимости грудной клетки, диафрагмы и легких, колебаниями внутригрудного давления. А это, в свою очередь, негативно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, ведет к кислородному голоданию мозга, повышенной утомляемости детского организма, замедляет и искажает развитие ребенка.

Какие же упущения могут привести к подобным деструктивным изменениям в позвоночнике? Причины искривления осанки могут уходить корнями еще в младенчество. Преждевременное усаживание ребенка и раннее обучение ходьбе могут стать предпосылками к патологическим изменениям в опорно-двигательном аппарате. Чрезмерно мягкий матрас и высокая подушка - также злейшие враги хорошей осанки. Короткая кровать может вынуждать ребенка постоянно поджимать под себя ноги, что в последствии опять же ведет к искривлению позвоночника. Позже, по мере взросления, к негативным факторам, влияющим на формирование осанки, присоединяются: неправильное сидение за столом во время рисования, письма и чтения, ношение тяжелого ранца, привычка читать лежа, езда на самокате (из-за отталкивания с одной и той же ноги), езда на велосипеде, наклонившись близко к рулю. Девочки одинаково комплексуют в подростковом возрасте из-за большой и маленькой груди. И в том, и в другом случае, они словно пытаются спрятать ее от сверстников и начинают сутулиться. Еще позже неблагоприятное влияние на позвоночник начинает оказывать ношение обуви на высоком каблуке.

Принимая во внимание все эти факторы, профилактическими действиями родителей для сохранения правильной осанки своего ребенка будут:

Подбор кровати с жесткой фанерной основой и длиной на 20-25 см больше роста ребенка.

Выбор для детской кровати ватного матраса толщиной 5-6 см и подушки в виде валика под голову.

Контроль за позой ребенка во время игры или занятий за столом. При этом, у ног малыша обязательно должна быть опора, которая бы позволила тазобедренным и коленным суставам быть согнутыми под прямым углом. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя ребенка. Сидеть на стуле ребенок должен таким образом, чтобы спина его касалась спинки стула, а расстояние между грудью и столом составляло 1.5-2см. Голова при работе за столом должна быть немного наклонена вперед, а расстояние от глаз до поверхности стола – составлять порядка 30 см. Предплечья должны быть симметрично размещены на столе. При чтении книги лучше пользоваться подставкой, а тетрадку класть под углом 30 градусов.

Контроль за весом ранца (школьный портфель ученика 1-3 класса не должен быть тяжелее 3 кг, а ученика четвертого класса – не более 3.5 кг)

Но что делать, если момент упущен, и вы воочию наблюдаете искривленную осанку у своего чада. Прежде всего не паниковать! Позвоночник ребенка еще только формируется, и в ваших силах помочь ему исправить наметившиеся деструктивные процессы в нем, пока они еще обратимы и не перешли в хроническую стадию. Да, предстоит упорная работа, которая потребует вашего внимания и терпения, но вознаграждение в виде правильно сформированной осанки вашего ребенка стоит того!

Первым действием должно быть обращение за профессиональной консультацией к врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре.

Также вменить себе в обязанности придется постоянные напоминания о том, чтобы ребёнок держал спину ровно. При этом, в качестве помощника, можно выбрать специальное электронное устройство «мастер осанки». Этот небольшой прибор крепится к спине ребенка сменной наклейкой и запоминает положение правильной осанки вашего чада. Как только ребенок попробует ссутулиться, «мастер осанки» будет подавать ему вибросигнал, напоминающий о том, что спину следует держать прямо. Стоит это изобретение недешево (больше 100 у.е.). Поэтому, соизмеряйте возможности семейного бюджета и решайте, будете выполнять работу по напоминанию сами или доверите ее электронному помощнику. Со временем, ровная осанка войдет в привычку для вашего ребенка, и вы сможете насладиться результатом своих трудов.

Если есть возможность отдать ребенка в бассейн, то обязательно воспользуйтесь ею. Ведь во время плавания укрепляются все мышцы, и формируется ровный позвоночник.

И, конечно же, вернуть правильную осанку помогут регулярные физические упражнения. Ниже приведен комплекс упражнений для детей от 4 лет, который следует выполнять каждый день. Подобной тренировкой, например, полезно заполнить перерыв во время подготовки домашнего задания. Все упражнения выполняются в спокойном темпе при равномерном дыхании. Количество повторов первоначально от 5 раз, но постепенно следует нарастить до 10-12 раз. Перед занятием важно проветрить комнату. Время для занятий гимнастикой должно быть выбрано дневное (не позже 19 часов), за час до еды или спустя 45-60 минут после трапезы.

Перед тем, как приступить к выполнению упражнений, попросите ребенка пару минут спокойно походить по комнате.

Все упражнения, направленные на правильное формирование детской осанки, в зависимости от исходного положения условно можно разделить на четыре блока:

- выполняющиеся стоя
- выполняющиеся сидя
- выполняющиеся лежа на спине
- выполняющиеся лежа на животе

Для начала, попросите ребенка ровно стать у стены, пятки должны соприкасаться с плинтусом, а ягодицы, лопатки, плечи и голова – со стеной. Пусть малыш задержится в таком положении, затем, не меняя осанки, походит по комнате.

Далее ребенок должен снова вплотную стать спиной к стене и развести в стороны руки (ладони наружу), также расположив их по стене. Из этого положения руками нужно скользить по стене, имитируя взмахи крыльями.

И еще одно эффективное упражнение у стены. Пусть ребенок разместит ладони на талии, и из этого положения, медленно, словно сползая по стенке, выполнит приседания. Спина не должна отрываться от стены.

Исходное положение: сидя на полу, колени согнуты, стопы параллельны друг другу. Попросите ребенка оторвать пятки от пола: сначала поочередно, затем обе вместе. Также, в этом положении, полезно для тренировки спины захватывать с пола мелкие предметы пальцами ног (например, карандаш). Тем более, что такое занятие здорово повеселит и увлечет ребенка.

Из этого же исходного положения попросите ребенка приподнять прямые ноги над полом, затем медленно опустить их на место.

Теперь настало время полностью поднять корпус при неподвижных ногах.

После этого сложного упражнения дайте ребенку отдохнуть. Предложите ему упражнение «велосипед» и «ножницы» ногами.

Теперь попросите ребенка перевернуться на бок, нижнюю руку положить под щеку, верхнюю – поднять вверх. Из этого положения выполняются подъемы верхней прямой ноги навстречу поднятой руке. Затем следует перевернуться на другой бок и выполнить упражнение в зеркальном отражении.

И в заключение, выполним несколько упражнений, лежа на животе. Исходное положение: лежа на животе, подбородок на размещенных на полу друг на друге ладонях. Из этого положения попросите ребенка выполнить упражнение «рыбка» - оторвать голову и плечи от пола, а прямые руки завести за спину. Данное положение нужно зафиксировать на несколько секунд и затем вернуться в исходное.

Теперь пусть ребенок сделает упор на ладони, расположив их вдоль туловища на уровне груди, и из этого положения выполнит упражнение «дуга», прогнув корпус назад.

После этого упражнения попросите ребенка, как и перед тренировкой, пару минут спокойно походить по комнате.

На этом наша гимнастика окончена. Здоровья вашим деткам!

Фотографии: Наталья Гришко

Неправильная осанка портит внешний вид ребенка, но она плоха не только этим.

Постоянное сутулое положение спины отрицательно сказывается на физическом и даже психологическом здоровье.

Частое «перекошенное» положение спины может привести к развитию различных заболеваний и патологий в организме:

  • позвоночник будет находиться в искривленном состоянии, что в свою очередь негативно скажется на работе внутренних органов (из-за того, что они постоянно будут оказываться не на своем месте);
  • нарушится кровообращение шейного отдела, что спровоцирует появление головных болей;
  • ослабнет мышечный корсет, мышцы станут работать в меньшем объеме и по неправильной схеме, из-за этого начнет болеть спина;
  • временное искривление перерастет в постоянное, а это значит, что появятся заболевания позвонков и межпозвоночных дисков;
  • со временем неправильная поза может привести к психологическому дискомфорту, неуверенности в себе, замкнутости ребенка.

Если вы замечаете, что ребенку становится сложнее удерживать внимание на чем-то, он быстро устает, жалуется на неприятные ощущения в области спины или головы, ему сложно принять правильное положение тела, значит, самое время вплотную заняться его осанкой.

Для начала нужно проверить, есть ли какие-то отклонения или на состоянии вашего чада сказывается что-то еще. При хорошей осанке позвоночник ребенка не будет располагаться идеально прямо.

Если малыш умеет держать спину правильно, ее шейный и поясничный отделы обязательно будут слегка выгнуты вперед, а грудной и тазовый – назад. Прогиб должен быть легким, незначительным.

Это важно для естественного положения позвоночника. Если же изгибы в какой-либо области сильные или их нет вовсе, то осанка нарушена, надо ей заниматься.

Методы исправления осанки

Способы борьбы с сутулостью подбираются индивидуально в зависимости от разновидности искривления, особенностей режима дня и психологического состояния малыша. Это означает, что только специалист может точно сказать, как можно исправить осанку у конкретного ребенка.

После тщательного осмотра ортопед может назначить следующее:

  • ЛФК (метод эффективен и для детей, и для взрослых с нарушением осанки);
  • массаж, физиолечение и/или мануальную терапию (эти способы позволяют наладить обменные процессы, усилить микроциркуляцию и уменьшить спазмы мышц);
  • ношение корсета (помогает держать правильную позу, разгружает одни группы мышц, а другие заставляет работать интенсивнее) или электронного корректора (напоминает о необходимости выравнивать спину);
  • плавание (повышает общую выносливость спины и ее мышц);
  • правильную организацию рабочего (подбор подходящей мебели) и спального места (замена обычных матраса и подушки на ортопедические);
  • операцию (она может быть рекомендована в самых сложных случаях).

Обычно эти процедуры проводятся в комплексе, так как некоторые из них направлены на расслабление мышц и отдых позвоночника (массаж, например), а некоторые наоборот позволяют укрепить мышечный корсет (лечебная физкультура, плавание).

Основой любой схемы коррекции искривлений в младшем школьном возрасте почти всегда становится ЛФК , поскольку при нарушении осанки у детей (и у людей зрелого возраста тоже) только с помощью упражнений можно выработать допустимые позы при ходьбе и учебе/работе, укрепить мышцы и «научить» их правильно работать.

Чаще всего занятия ЛФК проводятся в медучреждении, но при легкой степени нарушения осанки врач может порекомендовать комплекс упражнений для самостоятельных домашних занятий.

Подросткам, которые не очень жалуют занятия физкультурой, можно рекомендовать походы в бассейн . Это тоже хорошая тренировка мышц. «Водная» гимнастика эффективна и при нарушении осанки у детей, которым в силу каких-либо физиологических особенностей сложно выполнять обычные упражнения в необходимом объеме. Вода хорошо «разгружает» позвоночник и позволяет переносить более значительные нагрузки, чем это возможно на земле.

Для ребят, у которых возникли проблемы не только с осанкой, но и с позвоночником, полезным может стать ношение ортопедического корсета . Он позволит зафиксировать осанку в верном положении и поможет перераспределить нагрузку на мышцы так, чтобы они «узнали», как им нужно работать, чтобы ребенок мог держать спину красиво.

Электронные модели корректоров осанки могут быть полезны только в том случае, если малышу просто нужно постоянно напоминать о необходимости сидеть прямо, но у родителей нет возможности (или терпения) постоянно это контролировать.

Дополнительные меры исправления осанки

Чтобы предотвратить деформацию костных тканей и сохранить позвоночник прямым, важно следовать этим рекомендациям:

  1. Если на позвоночник оказывались длительные нагрузки, проследите, чтобы ребенок минимум час полежал. За это время мышцы спины и позвоночник отдохнут.
  2. Спальное место ребенка должно быть ровным и жестким, а подушка – невысокой и плоской. Лучше всего использовать ортопедическую подушку для детей. При нарушении осанки она поможет снять болевые ощущения и снизить давление на позвоночник, а, если ребенок умеет держать спину, то она поможет немного уменьшить искривление.
  3. Большое внимание стоит уделить правильной позе ребенка во время сидения за столом. Положение тела должно быть симметричным, ноги и руки максимально упираться в пол и поверхность стола (колени согнуты, туловище опирается на спинку стула или кресла, локти не свисают, плечи ровные). Освещение (лампа) должна стоять слева от малыша.
  4. Школьный ранец должен иметь удобные лямки. Если школьник носит портфель на плече, то следует научить его чередовать плечи, чтобы распределить нагрузку.
  5. Не стоит забывать о сбалансированном питании, которое необходимо для правильного роста костей и мышц.
  6. Делайте вместе с ребенком упражнения ЛФК.


Какой из методов лучше и будет ли результат

Как бы ни хотелось ограничиться покупкой специальных ортопедических постельных принадлежностей, мебели и корсета, на этом нельзя останавливаться. Это лишь «фоновые», дополнительные меры.

Ни одно из этих средств само по себе не исправит осанку ни школьнику, ни взрослому человеку. Намного больше пользы принесет плавание или танцы, но и этого может оказаться недостаточно, ведь важнее всего выработка правильных поз для занятия различными видами деятельности.

В этом плане на фоне всех возможных методов коррекции положения спины самыми эффективными признаны лечебные упражнения для исправления осанки, причем для маленьких детей это еще и более простая мера. Они испытывают потребность в активных движениях и с удовольствием занимаются, если обеспечить хороший эмоциональный фон для гимнастики, – хвалить, помогать выполнять упражнения правильно, использовать эффект игры.

Для взрослых этот метод может быть так же хорош, если справиться с ленью. Ведь в зрелом возрасте человеку все сложнее заставить себя делать что-то для своей осанки, даже если побочные эффекты «кривой» спины на лицо (постоянная усталость, раздраженность, рассеянность, болезни позвоночника и внутренних органов). Однако только гимнастики может не хватить.

Постоянная неправильная поза во время сна, ходьбы и учебных занятий, а также не сформированный мышечный корсет снизят эффективность ЛФК, поэтому важны комплексные меры.

Проверьте, на чем и как спит ваш ребенок, за каким столом делает уроки, умеет ли держать действительно правильную осанку. Любые отклонения от «здоровых» рекомендаций нужно скорректировать, и тогда польза от упражнений будет максимальной.