Если грешил во сне вопрос священнику. Неосознанные блудные проявления во сне от духовной деятельности

Детальное описание из нескольких источников: «молитва от блуда во сне» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни.

Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека.

Прямое назначение сна – отдых, восстановление физических и душевных сил.

Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии.

Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается.

Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования.

Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками.

Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек.

Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.

Так же и появление образа, даже греховного, во сне – грехом не является.

На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.

Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии.

В первую очередь сказанное касается блудных грехов.

Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии.

Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.

Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.

Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне.

Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.

А сейчас мы переходим к самому важному.

Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.

Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.

В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.

Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне .

Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов.

Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни.

В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва . Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, стр.347

Комментарии Перейти к форме написания комментария

Молитва от блуда во сне

Молитвы от страсти блуда

О Мати Господа, моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь.

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,

4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,

8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,

11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,

13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.

14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,

16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Виталие, дух твой.

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Виталие, моли непрестанно о всех нас.

Ублажаем тя, преподобне отче Виталие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Агница Твоя, Иисусе, Фомаида, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Храм твой всечестный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти: дево мученице, Фомаидо великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

О, всехвальная мученице Фомаидо! За чистоту супружества даже до крове подвизавшися и целомудрия ради душу свою положивши, достойна пред Господем обрелася еси, во еже в лице преподобных дев почтенней тебе быти. Услыши нас молящихся тебе, и якоже древле боримии от плоти целительницу тя имеяху, по дарованной тебе от Бога благодати, сице и ныне прибегающим ко предстательству твоему подаждь отраду и свобождение от плотския брани, и целомудренное житие и незазорное в супружестве и девстве пребывание твоими богоприятными молитвами всем исходатайствовати потщися, яко да телеса наша храм живущаго в нас Святаго Духа будут. О, преизбранная в женах и верная рабо Христова! Помози нам, да не погибнем со страстьми и похотьми нашими, но да управимся умом нашим и укрепимся сердцем нашим во всяком благочестии и чистоте, славяще твою помощь и предстательство, благодать же и милость Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Преп. Таисия была весьма прекрасна и прославилась повсюду красотою своего лица. Прельщая поклонников своих, она доводила их до разорения, нищеты, ссор из-за нее. После беседы с преподобным Пафнутием, преп. Таисия пребывала три года в затворе в женском монастыре, замаливая свой грех блуда, пока видение преп. Павлу Препростому не объяснило, что грех бывшей блудницы Таисии прощен.

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Таисие, дух твой.

За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победила еси: но молитвами твоими противных шатание разори.

Другаго тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, священными песньми восхваляюще, грешнии, молим ти ся прилежно: моли Христа Бога, яко да исцелит вся наша страсти и подаст велию милость.

Труды и подвиги со страстьми по чистоте твоей видя, святе, кто не дивится? Глад бо, темницу и раны приемля, не поработился еси сластем ляховицы, но, яко царь, страстьми обладаяй, ныне и тогда возпрославился еси от Всевидящаго человеческая сердца, от Негоже во искушениих всем пособствовати благодать прием, пособствуй и нам, твою память чтущим, Моисее преподобне.

В Вышних, Единаго Бога ища, земная вся презрел еси, о телеси своем нерадив, на муки мужески себе вдал еси, глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси, биения, кровеизлияние и удов отрезание, чистаго ради девства твоего, мужески понесл еси. И ныне с девственными лики предстоя Пресвятей Троице, от всех искушений моли избавитися вопиющим ти: радуйся, Моисее, отче блаженейший.

Преподобный Моисей Мурин – покаявшийся убийца и разбойник – помощник в трезвости и целомудрии. Ему молятся для преодоления страсти пьянства и блуда, и также об обращении ко Христу душ, согрешивших тяжкими преступлениями.

Пустынный житель, и в телеси Ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Моисее: постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Мурины заушив и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси, якоже солнце светлое, светом жития твоего и учением наставляя души наша.

Когда блудница под видом странницы пришла к преп. Мартиниану, он встал на горящий хворост, чтобы победить искушение. Блудница, увидев его подвиг, покаялась.

Яко подвижников благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра.

От конец даже до конец пройде вещание красных добродетелей и Божественных подвиг твоих: млад сый возрастом, в пустынях возжелал еси пожити, пения Христу, псалмы и молитвы воспущая присно: день же и нощь возрастая в болезнех и слезах, чисте житие твое скончал еси и, мудре, злоночальнаго посрамил еси, ты бо змия попрал еси.

Св. Евфимий обладал благодатным даром избавлять от плотской страсти.

Избран быв Богови от юности, святителю Евфимие, и, сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, иже тебе Богом врученныя; темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различныя недуги. Того моли о нас, совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем.

Яко архиереем сопрестольник и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие, не престай сохраняя отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся, да велегласно тебе вси вопием: радуйся, святителю Богомудре!

Отче святителю Евфимие! Ты от юности твоея Христа возлюбил еси и благодатию Его укрепляем, вся плотская мудрования умертвил еси, чистым житием и кротким нравом угодил еси Господеви, и по благодати Его на престоле святительства подвизался, явился еси пастве Христове Великаго Новаграда пастырь добрый, полагаяй душу твою о стаде твоем. Темже и по смерти твоей прослави тя Пастыреначальник Христос подаянием чудес, от тебе истекающих, образ добродетельнаго жития в Тебе нам показуя. Темже и аз грешный и унылый, к к раце мощей Твоих припадая, молюся тебе усердно: даждь ми руку помощи, воздвигни мя молитвами твоими из глубины греховныя, се бо волнами страстей плотских и уныния, и иными тьмочисленными житейскими треволнении обуреваюся и погибаю. Буди убо мне, многогрешному, теплый ко Христу предстатель и молитвенник, да и аз, от потопления греховнаго избавлен, ко пристанищу непорочнаго жития благодатию Христовою достигну, и чистым житием прославлю Спасителя моего, кровию Своею мене искупившаго: и тако житие скончав, получу живот вечный во Царствии Небеснем, идеже славится пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо; прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего Всенепорочную и святую Матерь, Молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Агницу Христову и дщерь песньми восхвалим ныне Марию приснопамятную, явльшуюся египетское овча, и прелести сих всея избеже, и едина принесеся Церкви совершенное возвращение, воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества. Темже и возвыси ея и житие и деяние Един Вседержитель, Марие преславная.

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову, тленных и красных, и временных забытием претекла еси, яко слова ученица: пощением страсти первее умертвивши, страдальчески второе врага посрамила еси. Тем Христос сугубых венца сподоби тя, славная Евдокие: преподобная страстотерпице, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Во страдании твоем добре подвизавшися, и по смерти нас освящаеши чудес излиянии всехвальная, верою прибегающыя в божественную церковь твою. И торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие, да избавимся недуг душевных, и чудес благодать почерпем.

Несколько слов против блудной страсти

2. Причастие – 1 раз в неделю, то есть участие в таинстве Святого Причащения; при условии, что человек уже не допускает физического блуда и других тяжких грехов. Перед Причастием необходима исповедь (участие в таинстве покаяния).

3. Противодействие блудным помыслам и блудным ощущениям с помощью Иисусовой молитвы и противоречия. Это значит, что сначала надо без промедления, резко, решительно, с ненавистью и злостью противоречить приходящим блудным помыслам и ощущениям, то есть несколько раз подряд произносится слово «НЕТ», а затем надо сразу же, тоже несколько раз подряд, но уже без агрессии, произнести Иисусову молитву; дальше противоречие и молитва повторяются заново, и так делается до тех пор, пока искушение не остановится. Борьба ведётся мысленно или вслух. Само собой разумеется, что таким же способом надо бороться с любой информацией, которая имеет отношение к блудной страсти. И точно так же нужно противодействовать блудным желаниям, намерениям и другим блудным состояниям души, то есть душевному блуду.

Бывают случаи, когда блудная страсть разжигается в душе и в теле настолько сильно, что такие способы борьбы, как пост, терпение, молитва, покаяние, смирение, милостыня и другие способы, сами по себе, без регулярного участия в таинстве Святого Причащения, уже мало помогают. В связи с этим, Причастие, думаю, является самым необходимым оружием в борьбе против блудной страсти.

Таким образом, главное оружие здесь в борьбе против блудной страсти – это регулярное участие в Таинстве Святого Причащения. Кроме Причастия, ещё потребуются Иисусова молитва и противоречие – эти средства борьбы тоже крайне необходимы, они, я считаю, в данном случае, должны быть основными после Причастия, об этом я подробно расскажу в третьем пункте. Особое внимание следует уделить изучению Нового Завета и святоотеческой литературы. Ещё в борьбе помогают: чтение любимого акафиста или определённая молитва, или размышления о какой-нибудь православной иконе, или размышления о каком-то православном храме. Можно ненадолго заняться точной наукой, скажем, математикой или физикой, чтобы ум не развлекался. Можно непрерывно произносить только Иисусову молитву, не произнося слов противоречия (очень хорошо помогает преодолевать блудные помыслы, при засыпании и пробуждении от сна). Но ещё раз скажу, что основная борьба, после Причастия, как я думаю, должна проявляться в том, что сначала человек противоречит врагу, а затем без промедления произносит Иисусову молитву.

Если человек сразу начал усердно бороться, то по моим подсчётам, примерно, после 3го-4го Причастия блудная страсть сильно ослабевает – эти цифры, конечно, приблизительны, так как скорость выздоровления зависит от конкретного случая. Выздоровление тут означает, что человек уже избавился от сильного блудного разжжения (блудного влечения), то есть сильных блудных ощущений в душе и в теле, и в состоянии уверенно вести борьбу против блудной страсти, не впадая в телесный блуд. Но в первые 3-4 недели борьбы блудные помыслы, ощущения, желания могут ещё изрядно побеспокоить, особенно на второй и третьей неделе. Поэтому, будьте очень внимательны. Постарайтесь, насколько это возможно, исключить из своей жизни информацию блудного характера. Необходимо воздерживаться от объедения, от спиртного лучше совсем отказаться (конечно, могут быть исключения), также следует максимально ограничить использование телевидения и интернета, на противоположный пол советую вовсе не смотреть, потому что всё это лишний повод для нехороших воспоминаний, то есть не допускайте действий, которые укрепляют и поддерживают блудную страсть. Как только почувствовали движение блудной страсти, сразу сосредоточьтесь и уверенно, со злостью и ненавистью говорите: «НЕТ, НЕТ, НЕТ. », после этого произносите Иисусову молитву. У вас могут возникнуть помыслы, что физический блуд преодолеть невозможно, или, что сегодня можно последний раз согрешить, а завтра с лёгкостью одержать победу, – не слушайте их – это всё ложь, беспощадно уничтожайте такие помыслы.

При помощи Иисусовой молитвы и противоречия можно быстро подавлять блудные помыслы и ощущения. Основной принцип этой борьбы – следующий: как только начинается блудное искушение, сначала надо противоречить врагу, то есть несколько раз подряд произносится слово «НЕТ», а затем сразу же, тоже несколько раз подряд надо произнести Иисусову молитву и т.п. Можно произнести 4 раза слово «НЕТ» и 4 раза произнести Иисусову молитву, можно и в другом соотношении: 4 раза произнести «НЕТ» и 3 раза произнести Иисусову молитву или 3 и 4, или 5 и 3, или 4 и 5, или 5 и 4, или 7 и 3, или 4 и 9 и т.п. – кому как удобно. Например вы произнесли 4 раза слово «НЕТ», затем сразу произнесли 4 раза Иисусову молитву, дальше сразу опять произносите 4 раза «НЕТ» и 4 раза Иисусову молитву и так далее до тех пор, пока враг не отступит, затем можно сделать перерыв до следующего боя, но лучше таким способом постоянно беспокоить врага, насколько это возможно, даже если нет блудного искушения. Данная борьба ведётся мысленно или вслух («вслух» здесь означает использование речевого аппарата – шёпот, голосовая речь и т.п.).

Противоречить во время искушения старайтесь без промедления, резко, решительно, со злостью, с сильной ненавистью ко греху, настойчиво и терпеливо, без смущения и сомнений в душе; Иисусову молитву, думаю, следует произносить уже без агрессии, но тоже решительно, настойчиво, с терпением, без смущения и сомнений, и конечно со смирением и вниманием. Скорость произнесения слов противоречия и молитвы может быть разной, в зависимости от ситуации. Но тут надо сказать, что, если слова противоречия можно произносить быстро, или со средней скоростью, или медленно, то Иисусову молитву, я считаю, слишком быстро произносить не следует. Понятно, что, в общем, под противоречием я подразумеваю жёсткое подавление блудных помыслов и ощущений, с помощью слова «НЕТ», но никак не собеседование с ними или промедление в них, – не следует задерживать, фокусировать на них своё внимание во время борьбы. То же самое касается и любой другой опасной информации; таким же образом нужно противоречить и душевному блуду; ещё данное противоречие, также как Иисусову молитву, думаю, можно применять с целью упреждения противника, даже если нет никакого беспокойства, связанного с блудной страстью. Относительно того, как правильно совершать Иисусову молитву, советую обращаться к сочинениям Игнатия Брянчанинова.

В общем, во время бодрствования борьбу надо вести с помощью противоречия и молитвы предельно агрессивно, чтобы нанести врагу максимальный ущерб. А перед сном и после пробуждения или во время болезни борьба ведется без резких усилий тоже с помощью противоречия и Иисусовой молитвы или с помощью только Иисусовой молитвы – достаточно будет просто внимательно вслушиваться в каждое слово данной молитвы. Также при засыпании и пробуждении во время искушения можно переключать мысли на разные темы, никак не связанные с блудной страстью и, тем самым, например, избегать блудных помыслов. Но хочу сказать, что не следует слишком уж уклоняться от прямого боестолкновения, то есть прекращать Иисусову молитву и противоречие, и подолгу размышлять на какие-то темы, поскольку блудная страсть реально ослабевает в том случае, когда человек наносит ответные удары или сам активно нападает, а не игнорирует противника.

1. Наличие у человека сильного желания преодолеть физический блуд. Сюда также, особенно на начальном этапе борьбы, следует добавить раскаяние в грехах и обращение к Богу с просьбой о помощи.

2. Регулярные Причастие и исповедь.

3. Активное противодействие с помощью противоречия и Иисусовой молитвы главным причинам, которые усиливают или приводят в движение блудную страсть, – это в основном касается информации, связанной с блудной страстью (блудные помыслы, ощущения, визуальная информация и т.п.). А также данное противодействие должно быть направлено и против душевного блуда – под душевным блудом подразумевается интерес к информации блудного характера, блудные желания, намерения и т.д.

Ясно, что за это время, начиная с первого пункта и далее, падений (физического блуда) быть не должно. Также в этот период уже следует усердно бороться против блудной страсти, против её проявлений и причин, которые эту страсть усиливают или приводят в движение как сказано выше (часть 1, пункт III). Что касается времени для подготовки к Причастию – тут уж кто как может. Можно за три дня, можно за неделю всё правило вычитать, но лучше не затягивать. Правило ко Причастию сейчас обычно состоит из трех канонов и последования ко Святому Причащению, но, насколько мне известно, обязательным является прочтение только последования ко Святому Причащению. Теперь по поводу дополнительного поста перед Причастием: здесь, как я понимаю, на сегодняшний день чёткого правила для мирян не существует. Например, одни считают, что, даже если человек регулярно причащается, то перед Причастием надо обязательно соблюдать дополнительный пост хотя бы один день – другие считают, что тем, кто соблюдает все установленные Церковью посты (это 4 многодневных поста и однодневные посты, в том числе и евхаристический пост), при регулярном причащении, дополнительный пост уже не требуется. Понятно, что все обычные установленные Церковью посты надо по мере своих сил соблюдать.

Также необходимо примириться с личными врагами, если это невозможно сделать, то нужно хотя бы со своей стороны простить их, помолиться о них. Утреннее и вечернее молитвенные правила, исходя из ситуации, скажем, если нет сил, и времени, можно сокращать и читать только любимые молитвы. Если вы собираетесь причащаться в воскресенье, то в субботу не забудьте сходить на вечернюю службу, конечно, бывают случаи, когда по серьёзным причинам не удаётся пойти на вечернее богослужение и человек идёт только на литургию. Имейте в виду, что в Великий Пост литургия совершается не каждый день. Есть ещё установленные Церковью дни в течении года, когда литургия не совершается. Вообще, о том, как надо готовиться к исповеди и к Причастию сейчас можно найти достаточно много информации, в крайнем случае можно спросить у православного священника.

Как я уже сказал в первой части, если человек сразу начал усердно бороться, то по моим подсчётам, где-то после 3го-4го Причастия, блудная страсть сильно ослабевает. Вы очень удивитесь, когда поймете, что от физического блуда можно воздерживаться 4, 5, 6 недель и год, и два и более. Когда вы почувствуете, что блудная страсть совсем ослабла, интервал между Причастиями можно постепенно увеличить до одного месяца, больше не рекомендую. Естественно, что причащаться необходимо в течение всей жизни.

Следует проявлять особое внимание во время болезней, стрессовых состояний и разных житейских неурядицах, чтобы не пропустить внезапный удар, который может привести к падению.

Не надо ставить над собой никаких экспериментов, полагая, что можно немного согрешить, а потом легко вернуться в прежнее состояние; не надо проверять свои репродуктивные органы на работоспособность, даже если вы собираетесь вступать в брак – такого рода занятия, да и просто размышления о подобных вещах, могут закончиться тяжёлым падением, поэтому любые даже самые безобидные помыслы, намерения или действия, которые могут стать причиной падения, следует жёстко пресекать.

Информацию о Иисусовой молитве можно найти, как у Святых Отцов первых веков христианства, так и у Святых Отцов, живших после них. Изучайте их книги, когда будете заниматься этой молитвой, особенно сочинения тех святых подвижников, которые жили уже в Новое и Новейшее время, чтобы двигаться в правильном направлении – понятно, что речь идёт о произведениях, тех святых, которые преуспели в Иисусовой молитве. Руководствуйтесь данными произведениями независимо от того, занимаетесь ли вы Иисусовой молитвой постоянно или произносите её лишь изредка.

Говорят, что в древности христиане причащались каждый день. В наше время для православных христиан (мирян), живущих в России, это почти нереально: многие работают, кто-то учится, у кого-то семья, кто-то болеет и т.д. Но если вдруг вам захотелось причащаться каждый день или через день – в общем, больше одного раза в неделю, – в таких случаях, опять же рекомендую посоветоваться с опытным православным священником. Мне как-то удалось причаститься 2 раза за одну неделю – скажу честно, было тяжело. Вообще, насколько я знаю, чрезмерные усилия и подвиги здесь очень опасны, потому что они могут привести к тщеславию, к гордости или к сильному переутомлению и истощению. Можно причащаться 1 раз в неделю, если хорошо рассчитать время и силы – по-моему, это самый оптимальный вариант на первое время, когда человек борется против физического блуда. Можно причащаться 2 раза в месяц, если ваша душа окрепла, и вы в состоянии уверенно вести борьбу. Можно и 1 раз в месяц, если блудная страсть совсем утихла и у вас много работы или важных дел, но желательно этот интервал в один месяц уже не увеличивать, так как это небезопасно. Тем людям, которые очень заняты, я советую равномерно распределять всё правило на одну или несколько недель, в зависимости от того, когда вы будете причащаться. Не обязательно начинать вычитывать правило за 2 дня до Причастия, можно и за неделю, можно и за две или даже за три недели до Причастия.

В такой ситуации человеку приходится довольно трудно, поскольку он уже забыл, каким образом избавился от физического блуда. И блудная страсть опять представляется ему чем-то новым, непонятным и непреодолимым. На самом деле это не так, и здесь нет ничего непонятного и непреодолимого, и это не безнадёжный случай. Потому что, как только человек начинает регулярно причащаться, исповедоваться, молиться и т.д. – в общем, оказывать упорное сопротивление греху, он вскоре может добиться успеха в борьбе против блудной страсти.

По теме мысленной брани рекомендую изучать такие произведения, как Лествица, Добротолюбие, сочинения И. Брянчанинова – эти книги хоть и предназначены для монахов, обычным людям они тоже весьма полезны, но читать их следует с большой осторожностью, чтобы не взять на себя непосильных подвигов, несвойственных для мирян.

БЛУДНЫЙ СЫН

Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и непослушном сыне.

Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и наконец однажды сказал ему:

– Отец, дай мне мою часть всего имущества; я сам хочу распоряжаться им!

Добрый отец выделил ему следуемую часть, а сын взял деньги и имущество и ушёл в чужую страну.

Там он подыскал себе глупых друзей и ежедневно устраивал с ними пиры и гулянья. Он покупал сладкие, дорогие кушанья и вина и носил роскошные одежды.

Каждый день у него играла музыка, и он не хотел работать, а только ел, пил и веселился.

Скоро, однако, он истратил все полученные от отца деньги, промотал всё имущество и начал нуждаться. Кстати, в том краю, где он жил, случился неурожай и голод.

Блудный сын не имел даже куска хлеба, и никто не хотел помочь ему.

Видя, что дело плохо, он вздумал приняться за труд. Но он не умел ничего делать, потому что, когда его сверстники учились, он только гулял и веселился. Тогда он пришёл к одному человеку и сказал:

– Будь так добр, возьми меня к себе в пастухи!

– Отчего же? – сказал хозяин. – Иди пасти моих свиней, но только кормись как знаешь, а той пищи, что я даю свиньям, не смей трогать! После них можешь подбирать остатки.

Притча о блудном сыне

Несчастный и тому был рад. Вот до чего доводит своеволие! Опомнился бедный юноша. Сидя в поле около свиней, голодный, оборванный и босой, он заплакал и сказал сам себе:

– Сколько у моего отца слуг, и все они сыты и одеты, а я умираю от голода. Пойду к отцу и скажу ему: «Отец мой, я согрешил перед Богом и перед тобою и недостоин называться твоим сыном. Прими меня хотя бы в число твоих слуг».

Скоро он так и сделал: собрался и пошёл на родину. Отец издали увидел своего несчастного сына и побежал к нему навстречу. Он обнимал и целовал его и плакал от радости. Не такого приёма ожидал сын, и ему стало стыдно. Он сказал отцу:

– Согрешил я перед Богом и перед тобою, дорогой отец, и недостоин, чтобы ты считал меня своим сыном. Возьми меня хотя бы в число твоих слуг.

Но отец приказал слугам:

– Принесите скорее лучшую одежду и оденьте моего милого сына; дайте ему на руку перстень, зарежьте самого лучшего телёнка, будем веселиться, потому что сын мой умер, а теперь воскрес, пропадал и нашёлся!

Как горячо любил этот добрый отец своего негодного сына! Как он возрадовался, видя его чистосердечное раскаяние! Как охотно он простил его!

Так, милые дети, и нас всех любит наш Небесный Отец, Бог, с такою же любовью и Он прощает нас, если мы поступили дурно, а затем каемся и просим у Него прощения.

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Блудный сын Сын одного человека ушёл в далёкую страну, и в то время, как отец собирал несметные богатства, сын нищал всё больше и больше. Затем случилось так, что сын пришёл в страну, где жил его отец, и, как нищий, выпрашивал пишу и одежду. Когда отец увидел его в лохмотьях и

Из книги Страсти Христовы [без иллюстраций] автора Стогов Илья Юрьевич

Из книги Страсти Христовы [с иллюстрациями] автора Стогов Илья Юрьевич

Блудный сын возвращается Всем нам Бог предлагает вернуться. Предлагает стать героями истории о блудном сыне. Где бы мы ни были, как бы далеко ни ушли, у любого из нас всегда есть возможность встать и отправиться домой.Бог обещает: Он непременно побежит нам навстречу. Как бы

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Блудный сын Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и злом сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и, наконец, однажды сказал

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Блудный сын (Лук. гл. XV)Однажды, когда мытари и грешники приблизились к Иисусу Христу, чтобы послушать Его, фарисеи и книжники роптали на это и гово­рили: вот Он принимает грешников и ест с ними. Но Иисус предложил им следующую притчу.«У одного человека было два сына.

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Блудный сын Так отрок Библии, безумный расточитель… Пушкин Ужели, перешедши реки, Завижу я мой отчий дом И упаду, как отрок некий, Повергнут скорбью и стыдом! Я уходил, исполнен веры, Как лучник опытный на лов, Мне снились тирские гетеры И сон сидонских мудрецов. И вот,

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

БЛУДНЫЙ СЫН Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и непослушном сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и наконец однажды сказал

Из книги Евангелие для детей с иллюстрациями автора Воздвиженский П. Н.

БЛУДНЫЙ СЫН Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и злом сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и, наконец, однажды сказал

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Как необходимо бороться при случайном приражении блудного образа или того, который может повлечь за собою блудный помысел? Приведем пример того, как реагировать на блудное изображение, которое человек увидел неожиданно в транспорте, на улице, по ТВ и т. п. Смотря по

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни.
Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека.
Прямое назначение сна - отдых, восстановление физических и душевных сил.
Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии.
Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается.
Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования.
Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками.
Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек.
Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Падшие духи имеют свободный доступ к находящейся в сонном состоянии душе, не огражденной молитвенными мыслями и памятью Божией. Демоны используют время сна для того, чтобы смутить, запугать, осквернить душу человека, развить его страсти.

Кто из нас не знаком с ночными кошмарами, которые входят в арсенал бесовских страхований?
Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Бесы пытаются во снах пророчествовать о будущем, предсказывают скорую кончину нам и нашим близким, показывают в неприглядном виде знакомых, в том числе священнослужителей и даже духовника, являются в виде усопших родственников. Во сне они показывают нашей душе соблазнительные картины и через это вовлекают ее в блуд, тщеславие, гнев, жадность, неприметным образом взращивая эти страсти и оскверняя душу. «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание» .

Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне?»
Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.
Так же и появление образа, даже греховного, во сне - грехом не является.
На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.
Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии.
В первую очередь сказанное касается блудных грехов.
Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии.
Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.
Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.
Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…»
Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне.
Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.


А сейчас мы переходим к самому важному.
Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.

Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.
В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.
Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне .

Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов.
Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Появление во снах страхований и бесов в их собственном виде, а также в образах змей, нечистых животных и чудовищ, а вслед за ними и зрелищ адских мучений - обычное явление в жизни каждого усердного христианина, не равнодушного к своему спасению. Они не содержат в себе опасности впадения в прелесть, но активизируют духовную жизнь, укрепляют в вере, побуждают к усердной молитве, уверяют в силе крестного знамения. Такие сновидения уже нельзя считать рядовыми снами. Душа при этом переходит в особое состояние – состояние видения. Оно характерно тем, что тело пребывает в состоянии сна, а сознание начинает работать очень ясно. Виденное остается в памяти на долгие годы, часто на всю жизнь, оставляя сильное впечатление, тогда как обычные сны «пустопорожни и беспорядочны», и мы утром не всегда можем их вспомнить.

Состояние видения не следует смешивать с пограничным состоянием, которое бывает иногда при пробуждении: тело продолжает спать, а сознание начинает проясняться. Мы фрагментарно слышим и понимаем окружающее, но не можем пошевелиться. Однако при этом нет никакого объекта видения. Не смотря на странные ощущения, ничего, относящегося к духовной жизни, это состояние в себе не несет и значимых впечатлений после себя не оставляет.

Переход в состояние видения происходит легче во сне, чем наяву, поэтому неудивительно, что пророкам видения приходили большей частью во время сна. Сны пророка Даниила, Иосифа Прекрасного, праотца Иакова, а также фараона, хлебодара, виночерпия и Навуходоносора хотя и называются в Писании снами, фактически были видениями. Видения бывают разной силы. То, что видим мы, едва отличается от простого сна и относится к самому низшему их разряду. Различаются видения и по своему происхождению. Они могут быть от Благодати и от демонов. Видеть злых духов в их гнусном облике в некотором смысле есть дар Божий, так же, как даром Божиим является простое зрение, с помощью которого мы видим и плохое и хорошее. При всей своей пугающей безобразности и ужасности, эти видения соответствуют истине и дают нам возможность правильного поведения и верной оценки происходящего.

Намного опаснее сны с участием Господа, Божией Матери, ангелов или святых. Эти видения могут быть вызваны демонами и содержать в себе ложь. Настоящих небожителей мы не видели, поэтому нам трудно опознать подделку. При этом возникает и недоумение: можно ли осенять их крестным знамением, как бесов? Вдруг они настоящие, и наше действие будет выглядеть как оскорбление? В этом случае крестным знамением с молитвой нужно осенить самого себя, а явившегося попросить прославить Святую Троицу. После этого бес уже не сможет причинить нашей душе вреда, хотя события могут развиваться по-разному. Видения, вызванные демонами, старец Паисий Афонский метко назвал «бесовским телевизором». Нужно быть твердо уверенным, что Господь, Божия Матерь, Ангелы, хотя и заботятся о всех христианах, но новоначальным не являются. Новоначальным это неполезно, в первую очередь, по причине их неконтролируемой гордости. Сколько лет потребуется неофиту, чтобы заметить свою гордость, понять ее глубину, найти средства борьбы с ней и загнать ее хоть в какие-то рамки? Подобные явления бывают как единичные исключительные случаи при обращении человека к вере или при чудесном спасении его от смертельной опасности.

Перешедшие в Православную веру из других религий зачастую не хотят признавать себя новоначальными, но считают свое христианство продолжением того, чем они занимались раньше. Это глубоко ошибочно. Православие не соединимо ни с какими другими религиями, поскольку считает их заблуждениями и ересями. Единственность истинной веры и истинной Церкви являются догматами Православного христианства. Истина же не может быть продолжением заблуждений. Таким людям надо начинать свой путь с самого начала, то есть с приходского храма, а не с монастыря. И чем больших «успехов» они успели достичь в прежней религиозной практике, тем труднее им придется в христианстве.

Благодатные видения не зависят от воли человека. И напротив: те видения, которые вызываются по собственному желанию – не благодатные. Следует крайне осторожно подходить к духовным явлениям, не сопровождавшимся молитвою и крестным знамением. Видения, которые мы не решаемся однозначно приписать демонам, надо «не принимать и не отвергать», откладывая окончательное суждение о них на будущее.

Во многих книгах о духовной жизни мы встречаем указание «не верить снам». Что же это означает? Не верить снам значит не руководствоваться ими в жизни, не строить по ним отношения с ближними, не искать в них пророчества о будущих событиях, хотя бы сновидения иногда и исполнялись. Исполнение сновидений не является безспорным доказательством их благодатного происхождения, это может происходить и по действию бесовскому. Но в то же время по снам мы можем верно судить о живущих в нас страстях, изучать воздействие на себя падших духов. «Сновидения можно считать свидетелями о нравственном нашем состоянии, которое в бодрственном нашем состоянии не всегда видится. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны: душа там бывает игралищем греха. У человека, обратившегося на путь спасения и стремящегося к очищению сердца, сны бывают и хорошие, и плохие, в зависимости от того, какое качество преобладает в его душе или с каким настроением он уснет» .

По тому, часто ли нам снятся храмы, богослужение, священнослужители, священные предметы, часто ли мы вспоминаем во сне о молитве, сопротивляемся страстям и ощущаем себя во сне верующим человеком, можно судить о том, насколько глубоко мы прониклись церковной жизнью. Именно сны часто открывают нам глаза на живущие в глубине нашего сердца грехолюбие и маловерие, которые в бодром состоянии мы прячем не только от посторонних, но и от самих себя.

Частым гостем в сновидениях верующего человека, наряду с блудным бесом, является бес богохульный. Он показывает нам в извращенном виде то, что связано с Богом и Церковью. Например, мы видим во сне храмы без крестов или зайдя в храм, попадаем в кинотеатр, на иконах вместо ликов святых видим страшные рожи. В таком сновидении все люди могут свободно заходить в алтарь, хор - петь современные песни, богослужение вместо священника совершать пономарь и т. д. Более того, демон устраивает во сне ситуации, вынуждающие нас отречься от веры. Во сне мы можем даже претерпеть мучения за веру.

К хульным сновидениям относиться нужно так же, как и к хульным помыслам, то есть не считать их своими. Необходимость в покаянии при этом зависит от того, зрителями хулы мы были или участниками. В последнем случае на Исповеди надо покаяться в хульных снах, не пересказывая, однако, их содержания. Духовнику же можно и нужно рассказывать все, что мы считаем важным и о чем он спросит, без утайки.

Справедливо мнение, что бес не может подделать изображение Креста, но касается это только Креста правильной формы и пропорций. Искаженные же и перевернутые кресты у него хорошо получаются. Поэтому если в видении мы видим крест, его надо хорошенько рассмотреть. Дав заранее себе такую установку, мы можем надеяться, что различим подделку. Если же мы Крест не рассмотрели, но просто помним, что он был, - это еще не говорит об истинности видения.

Как мы уже отмечали, сон – время особого влияния на нас падших духов. Телесные силы после ночного сна восстанавливаются, душа же бывает наутро весьма расстроена демоническими воздействиями. Ее надо привести в порядок с помощью утренней молитвы, а потом уже приниматься за дела. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости, когда молитва глубоко входит внутрь нас и оказывает действие в продолжение всего дня. Подобным же образом воздействуют в это время мысли греховные и суетные. Поэтому опытные делатели молитвы советуют сразу после подъема, прежде утреннего правила, уже во время умывания и утренних процедур, начинать читать Иисусову или другие краткие молитвы.

Сказанное в этой главе относится отнюдь не к подвижникам благочестия, которые уже живут по законам Духа, а к современным православным христианам. Для новоначальных, которые не имеют духовной рассудительности, сны, в целях безопасности, лучше оставлять без внимания и забывать их, по совету Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова.
Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни.
В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва . Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Феофан и свт. Игнатий включили главы о жизни души во время сна в свои духовные произведения, очевидно полагая, что вопрос этот немаловажный. Надо думать, что сведения по этой теме они получали не только из творений других авторов, но и из собственных наблюдений за этим состоянием.

Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, стр.347

Архим. Георгий Тертышников. «Свт. Феофан Затворник и его учение о спасении». М, 1999 г. стр.218

Мне во сне приснился большой деревянный крест. Придавать ли этому сну какое-нибудь значение?

Мы с вами любители грешить. Если вдруг увидим - крест лежит на полу, на дороге, то боимся взять его: а вдруг какая-то скорбь к нам придет? Увидели иконы, крест во сне - боимся скорбей. А ведь скорби - дары от Бога, их тоже надо с радостью и любовью уметь принимать. Если нам приснился крест, церковь или что-то другое духовное, это значит, Господь нас призывает к покаянию, к церковной жизни, к исправлению. Плохого в этом ничего нет. Наоборот, это благо для души.

Верить ли сновидениям? Если верить, то как узнать - от Господа сон или нет?

Сны бывают трех родов: от Бога, природные и от диавола. Природные сны те, в которых продолжается наша повседневная, жизнь и мы во сне заняты теми же заботами, что и днем. Сны, посланные Богом, показывают нам состояние нашей души, и Господь нас призывает покаяться, изменить образ жизни. Бывает, что человек видит бездну ада или блаженства рая, святых, которые призывают на путь истинный... Но святые обычно являются совершенным людям. Некоторые говорят: вот, я часто вижу во сне Матерь Божию, Она приходит ко мне и говорит мне то-то и то-то. Преподобный Серафим Саровский проводил святую жизнь, он прожил в монастыре 25 лет, умом ни разу не выходил из стен монастыря, потом по благословению жил 15 лет в Пустыне, питался только снытью - травой, раз в неделю вкушал хлеб и воду, 1000 дней и ночей простоял в молитве на камне... Ему Матерь Божия являлась 12 раз. А некоторые прожили жизнь в грехах, и им то и дело "Матерь Божия" является... Сны от диавола непростые, хитрые. Часто диавол человека под видом добра искушает. Был такой случай. Две подружки - девушки Фаина и Мария- вместе пели в церкви, собирались, вели духовные беседы, друг друга духовно поддерживали. А диавол духовной дружбы не любит. Через год спрашиваю Фаину: "А как Мария поживает? " А она отвечает: "Я уже целый год с ней не дружу". - "Почему?" - "А мне сон приснился, явился юноша и сказал: ты с ней не дружи, она плохая, предаст тебя, - я и перестала с ней встречаться" . Встречаю в тот же день Марию: "Что же ты с Фаиной не дружишь?" - "А мне юноша явился и сказал, чтобы я с ней не дружила, ненадежный она человек". Собрал я вместе Фаину с Марией и попросил их свои сны рассказать. Рассказали и рассмеялись, что сон им один и тот же приснился. Помирились. А у диавола цель одна только была - душу погубить.

Отчего бывают страшные сны?

Когда человек пребывает в гордыне, когда все дарования и способности, данные ему Богом, приписывает себе и ставит себя выше других: "Я не такой, и я не такая, как все", то благодать Божия отходит от него, не защищает его больше. А грех гордыни самый страшный, ведь человек все похищает, отнимает у Бога и себе приписывает. Находясь в таком безблагодатном состоянии, человек, когда ложится спать, может видеть во сне себя в плохом состоянии. Могут на него какие-то черные люди нападать, или собаки и другие звери гонятся, или стал он перепрыгивать большую канаву и, промахнувшись, полетел в такую пропасть, что от страха проснулся. Просыпается и радуется, что только во сне все это видел. Нападают всякие гады, змеи; да мало ли что приснится. Вот, через эти сны Господь показывает, что мы неправильно живем. Когда человек осознает свою греховную жизнь, поймет, что живет только по милости Божией, что без воли Божией ничего с нами не бывает, когда предаст себя в руки Божий, уступая не по праву занятое им место Богу, тогда все как надо, устроится благодатная жизнь. Когда позволим Богу творить нашу жизнь, тогда душа успокоится. Конечно, и святых людей бесы пугают, но там уже не страшно - их хранит благодать Божия.

Как Православная Церковь объясняет такое состояние человека, как летаргический сон? Что происходит с ним в это время?

Человек независимо от своего желания погружается в сонное состояние. Это может длиться и год, и два. Все процессы в организме настолько замедленны, что человек становится подобен мертвецу. Были случаи, когда людей хоронили в таком состоянии, а по прошествии какого-то времени, при вскрытии могилы тела оказывались не в том положении, в каком они были положены во гроб.

Нужно сказать, что душа в этот период не оставляет тело. Если душа хоть на малое время оставит тело, оно моментально начнет разлагаться, рассыплется в прах земли.

Бывает во время сна по промыслу Божию для спасения человека душе что-то показывают. Что показывает Господь душе и как - это уже тайна Божия.

Я хожу в храм. В последнее время лукавый стал искушать меня во сне. Что мне делать?

Когда ложишься спать, осени крестом свою постель и все четыре стены, начиная с середины потолка и до средины пола. Сначала одну сторону, потом другую, так, чтобы на стенах получилось начертание креста. Крест - это наша главная защита.

Один послушник возвращался из другого монастыря. Начался дождь, было пасмурно, мокро. Спрятаться было негде, на пути было только заброшенное языческое капище. В уголке нашел себе сухое место, послал себе подстилочку, все четыре стороны осенил крестным знамением. Свернулся клубочком и заснул.

Ночью явился сатана со множеством злых духов. Восседал в кресле, в короне. И вдруг говорит: "Чувствую здесь чужой нам дух! Кто-то здесь есть! Проверьте!"

Прошныряли бесы по всем уголкам, но никого не нашли, потому что этот послушник был сохранен крестом.

Полезно комнату святой водой окропить. И душу надо иметь чистую, без грехов, почаще ходить на исповедь. Возможно, есть какой-то грех, который стыдно на исповеди сказать, он-то и дает возможность злым духам мучить нас. Ангел Хранитель не отступит от чистой души, будет сохранять от злого духа.

Почему я по ночам часто просыпаюсь? Вычитываю вечернее правило, в течение дня молюсь, а сон все равно прерывается.

Значит, в течение дня не все спокойно было; возмущались, раздражались, потому после дневного труда дух не может успокоиться. Хотя тело уже устало, готово ко сну, душа находится в возбужденном состоянии.

Для того, чтобы спалось всю ночь, надо весь день сохранять душевный мир.

Есть и народные средства: за час до сна выпить воды с медом. Некоторым помогает прогулка на воздухе, душ, главное - не надо грешить.

Блудный сын

Блудный сын
Из Библии. В Евангелии от Луки (гл. 15) есть притча о блудном сыне, в которой рассказывается о том, что однажды некий человек разделил имущество свое между двумя своими сыновьями; младший, забрав свою долю, ушел из дома и, скитаясь в чужих краях, расточил имение свое.
Дойдя до крайней степени нужды, он решил вернуться в отчий дом. Отец принял его, обнял и поцеловал. Сын, робея, сказал (ст. 21): «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».- Но отец, видя его искреннее раскаяние, велел одеть его в лучшие одежды и устроил для него пир, сказав (ст. 24): «Станем есть и веселиться!. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся».
Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях..

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Блудный сын

Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11-32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его поцеловал; и сын сказал ему: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: "Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Блудный сын" в других словарях:

    Блудный сын. В некоторых случаях «ошибка» или «недоразумение» в области словотворчества или индивидуального, нового словоупотребления современного писателя вызывается недооценкой тонких семантических и стилистических оттенков старой фразеологии.… … История слов

    См … Словарь синонимов

    - «БЛУДНЫЙ СЫН», СССР, Литовская киностудия, 1985, цв., 90 мин. Психологическая драма. По повести Р.Кашаускаса «Зеленеющие холмы». Прожив десять лет в городе, Вилюс возвращается на хутор, где по прежнему живет его старший брат Пятрас, главный… … Энциклопедия кино

    - «Возвращение блудного сына», Рембрандт Притча о блудном сыне одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Новом Завете. Она учит добродетелям покаяния и прощения. По мнению митрополита Сурожского Антония, данная притча «лежит в самой сердцевине… … Википедия

    Первый проект под названием Блудный сын образовался в 1993 г. в Первомайском районе Москвы. В состав вошли: Андрей Гаврилов (гитара, вокал), Андрей Ковалев (гитара, вокал) и Вис Вита лис (бас, вокал). Втроем, без барабанщика они играли… … Русский рок. Малая энциклопедия

    "Блудный сын" - БЛУ́ДНЫЙ СЫН (Le Fils prodigue), одноактный балет. Комп. С. С. Прокофьев, сцен. Б. Кохно. 21.5.1929, Русский балет Дягилева, Т р Сары Бернар, Париж, балетм. Дж. Баланчин, худ. Ж. Руо, дирижёр Прокофьев; Блудный сын – С. Лифарь, Отец – … Балет. Энциклопедия

    Блудный сын - крыл. сл. Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11 32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (иноск.) нравственно блуждающий, распутный Ср. Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатолия. Гр. Л. Толстой. Война и мир. 1, 1. Ср. Я сознаю теперь вполне, что я блудный сын. Писемский. Взбаламученное море. 1, 18. Ср. Da … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ◘ блудный сын - Из евангельской притчи о непокорном блудном сыне, который ушел из дому, промотал свою долю наследства, после скитаний вернулся с раскаянием в отчий дом и был прощен. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Блудный сынъ (иноск.) нравственно блуждающій, распутный. Ср. Вы никогда не думали о томъ, чтобы женить вашего блуднаго сына Анатолія. Гр. Л. Толстой. Война и миръ. 1, 1. Ср. Я сознаю теперь вполнѣ, что я блудный сынъ. Писемскій. Взбаламученное… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Блудный сын , К. Дебюсси. К. Дебюсси, Блудный сын, Партитура, Для 3 х голосов и оркестра Тип издания: Партитура Инструменты: 3 голос, оркестр Воспроизведено в оригинальной авторской орфографиииздания 1884 года.…