История появления темных очков. От гладиаторов к «авиаторам»: история солнцезащитных очков

Первые очки в истории появились в Древнем Риме. В качестве увеличительных стекол использовались отшлифованные куски, прозрачных минералов. Для удобства пользования они прикреплялись к ручке. Этот прибор можно считать пращуром лорнета.

Первые очки же, в современном их значении, впервые описаны в 1268 году Роджером Бэконом (1214-1292). Этот монах-францисканец был философом и естествоиспытателем, профессором Оксфордского университета. Он, в числе прочего, занимался оптикой и астрологией и в своих трудах предвосхитил многие позднейшие открытия в этой области. В одной из его работ содержится самое первое описание использования линз в оптических целях. Как раз при жизни Р.Бэкона одновременно в Европе и Китае для чтения стали использовать увеличительные стекла.

В Европе центром производства первых очков долгое время считалась Венеция. Там работали лучшие в то время стекольные мастера, от которых требовалось сохранять секрет производства очков в строжайшей тайне. В частности, мастерам под страхом тюремного заключения и даже казни запрещалось покидать территорию города. (заметка сайт) Естественно, что в Италии очки стали предметом повседневного быта раньше, чем в других странах Европы. Именно итальянские художники первыми стали изображать своих героев в очках, о чем свидетельствует портрет герцога Прованского кисти Томмазо из Модены, созданный в 1352 году.

Линзы в то время были только двояковыпуклые.Но в XVI веке появились с вогнутыми (минусовыми) линзами. Их впервые можно увидеть на портрете папы Льва X, написанном Рафаэлем в 1517 году. После того как Доменико Гирландайо изобразил в очках святого Иеронима, этого святого стали считать покровителем оптических дел мастеров.

Любопытно, что очки изобрели гораздо позднее, чем окрыли оптические свойства нашего с вами глаза. О них узнали из работ немецкого астронома И. Кеплера (1571-1630), который исследовал устройство человеческого глаза. Глаз он представлял механизмом, который имеет оптические свойства. Прошло более ста лет,прежде чем очки получили научное подтверждения. Первый шаг в этом направлении сделал английский оптик Д.Бидделл. Он создал научные основы шлифовки оптических стекол и впервые изготовил очки для корректировки астигматизма, вследствие которого изображение становится нерезким. Д.Бидделл разработал систему цилиндров и осей, применяемую и поныне.

Первые очки рассматривались не только как практическая вещь, ни и как модное украшение, поэтому это сказывалось на их внешнем виде,появилась . В XVII веке, например, были популярны большие яркие очки с простыми стеклами, не корректирующими зрение.

В XVIII веке очки становятся атрибутом денди. По законам той эпохи пристальный взгляд сквозь них расценивался как дерзость и мог служить причиной вызова на дуэль. Модны очки и в нате время. Их форма, дизайн, цвет оправы, материал для нее - все зависит от капризов моды. Правда, теперь при производстве очков кроме стекла используют и пластик.

«При ослаблении зрения не остаётся ничего другого, как слушать чтение рабов», — сетовал Цицерон .

К великому счастью для всех, у кого нет возможности слушать чтение рабов, в 1280 году неизвестный венецианский стекловар (такова одна из версий, сохранённая историей) пролил жидкую стекольную массу, которая застыла так, что одна сторона получилась ровной, другая — выпуклой. Возникла линза! Она преломляла световые лучи и, если сквозь неё посмотреть, увеличивала контуры предметов. Lens с латинского — «чечевица».

Английский естествоиспытатель монах Роджер Бэкон (1214-1294 гг.), считавший, что короткая жизнь не норма, а отклонение, рекомендовал для продления активного возраста различные алхимические выдумки: то золото, то ладан, то змеиное мясо, а то и дыхание девушек. Но он оказался прав, обратив внимание на ценность увеличительных линз для пожилых людей с плохим зрением. Бэкон называл их «приспособлением» и даже подарил на пробу одно такое «приспособление» папе Клименту IV .

Естествоиспытатель монах Роджер Бэкон. Фото: www.globallookpress.com

Первоначально линзы располагали прямо на поверхности текста работавшие с рукописями стареющие монахи. Это давало им возможность видеть буквы и рассматривать рисунки. Позже появилась линза на длинной ручке, которую держали перед глазами или над текстом, — монокль. А первые очки на переносице — это два соединённых вместе монокля.

На фреске Томмазо да Модены в итальянском Тревизо монах «брат Угоне из Прованса» изображён уже в очках — в оправе со стёклами на переносице. Это 1352 год.

Интересно

Очки с затемнёнными стёклами из дымчатого кварца китайцы изготавливали… для судей. Очки должны были скрывать глаза судьи, чтобы никто не заметил его личного отношения к оглашаемому приговору. А в промышленных масштабах светозащитные очки впервые изготовили по приказу Наполеона для французской армии, воевавшей в Египте.

В комплекте с париком

Самые древние сохранившиеся до наших дней очки хранятся в немецком аббатстве Винхаузен. Они в деревянной оправе, датируются 1330 годом. Нашли их во время ремонта, как это порой и случается с потерянными вещами, правда, спустя шесть столетий, в 1953 году.

Долгое время очки изготавливались лишь по заказу для состоятельных господ. По-настоящему массовыми и популярными их сделало книгопечатание с середины XV века. Очки стали продавать бродячие торговцы. Они же занимались подбором и назначением по прин-ципу: носить после тридцати, сорока, пятидесяти, шестидесяти лет... Когда в начале XVII века появились стёкла для близоруких, их стали называть «очки для молодых».

Первый набор стёкол для подбора очков изготовил в 1750 году англий-ский оптик Дж. Эскю . А 1873 году введено было понятие диоптрия и появилась диоптрическая нумерация стёкол. Однако лишь в конце XIX века стали назначать очки, основываясь на таких научных данных, как рефракция — преломление луча света, и аккомодация — способность глаза хорошо видеть предметы как вдали, так и вблизи.

В конце XVIII века появились очки, которые держались на ушах. А до этого они крепились за парик или шнурком вокруг головы. Дамы носили очки, прикреплённые к шляпе.

Признак гордыни

Книга древнего китайского философа Чао Цзи Ку , где упоминаются очки («иероглифы приобретали чёткость»), называлась «Разъяснение загадочных вещей». Людям принцип их действия часто казался сверхъестественным. В Средние века в Европе очки даже называли «вампирами, высасывающими глаза», а ведьм и чертей нередко рисовали именно в очках.

В стремлении улучшить зрение и что-то там «разглядеть» усматривали гордыню и дерзость не только барышни (вспомним лермонтовское «Мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку»), а, что важнее, начальство. «Нечего меня разглядывать!» — кричал очкарикам любимец Павла I московcкий главнокомандующий Иван Гудович и даже запретил принимать посетителей в очках.

Памятник русскому полководцу Ивану Гудовичу в Анапе. Фото: Shutterstock.com

В Царскосельском лицее считалось, что «юноше смотреть на старших через оптические стёкла — дер-зость». Правда, были у такого запрета и свои плюсы. Близорукий лицеист Антон Дельвиг впоследствии писал: «В лицее мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны. Как я разочаровался после выпуска!»

Очки - вещь настолько повсеместная и привычная, что воздавать должное величию этого изобретения как-то даже и не приходит в голову.
А между тем, еще 800 лет назад очки были неизвестны, а 1000 лет назад никаких средств коррекции испорченного зрения не существовало вовсе.

Само слово «очки» впервые встречается в письме итальянского ученого-энциклопедиста Джиованни Баттиста делла Порта, датированном 27 июня 1586 года, в котором он сообщает об одной из величайших научных тайн - изготовлении oculare (от лат.oculus- глаз). Но история очков гораздо древнее.

О природе и свойствах отражения света в глазу человека известны высказывания, относящиеся еще к III тыс.д.н.э. Оптические линзы из горного хрусталя археологи находили на раскопках Трои, Крита, в Сирийской пустыне, под месопотамскими холмами. В Китае и Индии, кроме хрусталя, в качестве линз использовали также прозрачные или дымчатые кварцы, аметисты и топазы.
Зрение они не корректировали, выполняя, скорее, роль лупы или защитного стекла при наблюдении астрономических явлений.
Об использовании «кристаллов для глаз» писали древнегреческие философы. Древнеримский историк Плиний Старший, погибший во время извержения Везувия, рассказывал, что «император Нерон смотрел гладиаторские бои через смарагд», т.е. линзу из изумруда.
Множество сведений о существовании увеличивающих линз, которые можно использовать для чтения, встречается в арабских трактатах X-XI вв.
В X веке арабский ученый Ибн аль-Хайсам (Альгазен) в своей работе по оптике высказывает мысль: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы». Хотя это- лишь констатация явления.

Подробные описания «глазных стекол» в медицинских трактатах появились лишь, начиная со второй половины XIII в., то и изобретение очков историки традиционно стали относить к этому времени.
Географически связывается оно с Европой, хотя в какой из европейских стран это произошло, единого мнения нет. Скорее всего, очки, независимо друг от друга, появились сразу одновременно в нескольких местах.
В книге Fashions in Eyeglasses, изданной в Лондоне в 1967 году, Ричард Корсон пишет, что это изобретение было сделано в Италии в 1287 году. Приводятся разные имена изобретателей, однако ни одно из них пока не подтверждено.


Миниатюра 15 века- Св.Катерина с философами(крайний философ справа в очках)

Имеются сведения о том, что идея создания очков принадлежит флорентийскому монаху и датируется 1280 годом. Возле одной из флорентийских церквей находится его могила с надписью: «Здесь лежит Салъвино Армати, изобретатель очков».
Как бы то ни было, известно, что еще за много веков до появления очков в Италии подобное приспособление, причем с темными стеклами, носили китайские судьи, чтобы во время процесса никто не мог догадаться о выражении глаз стражей закона.
В качестве темных стекол использовались закопченные кварцевые диски.
Однако чаще считается, что открытие очковых стекол произошло не мгновенно, а было растянуто по времени и сложилось в процессе работы разных итальянских стекольных мастеров, известных во всем мире своим искусством шлифования и полировки.Скорее всего стекловарами было случайно подмечено, что капля застывшего стекла увеличивает находящиеся за ней предметы.

Другая история изобретение очков связывает с именем английского монаха, алхимика, философа Роджера Бэкона (1214-1292), описавшего в 1260-х гг. принцип их действия.К идее очков Бэкон пришел, занимаясь анатомией и физиологией.
Шлифуя стекла, необходимые для изучения эффекта преломления световых лучей, он нашел, что сегмент стеклянного шара – хороший помощник тому, у кого ослабло зрение. А поскольку к старости Бэкон видел неважно, то с удовольствием стал пользоваться своей находкой и сам. …

Подлинники самых ранних очков до наших дней не сохранились.
Однако спустя исторически короткое время после их изобретения во второй половине XIII века, очки стали появляться на лицах персонажей фресок и миниатюр в рукописях. Самое первое изображение очков приписывают Томасо Да Модена, - на фреске 1352 года им нарисован портрет кардинала Уго ди Прованс, пишущего, с очками на носу.

Фрагмент фрески из церкви Тревизо, Томмазо да Модена, 1352 г.
Этот же художник изобразил на фреске Кардинала Никола Де Роуен, читающего книгу через монокль. Обе фрески украшают церковь Сан Николо в Тревизо, Италия.
На основании подобных исторических свидетельств мастера XX века реконструировали самые первые очки.

TOMMASO DA MODENA Cardinal Nicholas of Rouen 1351-52

В Венеции первыми стали производить очки в промышленном масштабе, причем окончательную обработку линз и сборку очков делали ювелиры, которые имели опыт работы с горным хрусталем.
Первый закон, регулирующий изготовление «камней для чтения», как тогда назывались очки, был принят в 1300 г. Большим советом Венецианской республики,в котором рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла,что свидетельствует о быстром вхождении очков в моду в Венеции.

Для изготовления очковых оправ использовались самые разные материалы – дерево, рог, кожа, китовый ус, черепаховый панцирь, металл.
Конструктивно самые первые очки представляли из себя два монокля, ручки которых были соединены штифтом. Эти очки водружались на нос, и держались там за счет трения в шарнирном соединении.


Затем появились очки с арочной дужкой. Переносица таких очков была немного упругой, и прижимала ободки к носу. За счет этого они сидели на носу прочнее, чем просто штифтовые. 500 лет спустя этот принцип крепления очков был возрожден в конструкции пенсне.
Оправу таких очков делали из дерева, металла, кости, но они еще не крепились на лице. Такие очки просто держали в руках перед глазами.

Saint Peter with eyeglasses. Detail of the altarpiece by Friedrich Herlin (1466) in the St. Jakob Church

Кожа легко обрабатывается (кожаные очки вырезали по шаблону), но не обладает достаточной упругостью. Из-за этого кожаные очки приходилось слишком плотно насаживать на нос, чтобы они не сваливались, или все время поддерживать их рукой.
И то, и другое очень неудобно, и потому кожаные очки просуществовали недолго, и были вытесненены появившимися очками из меди и китового уса.

Долгое время очки были очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.
Правда, спроса на очки тогда большого не было. Мало кто в те времена умел читать и писать, мало было и книг: рукописные молитвенники, хроники, сочинения древних классиков. Поэтому очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди.

Saint Jerome in his Study by Domenico Ghirlandaio (1480)
Когда в середине XV столетия было изобретено книгопечатание, возросла и потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной.
Вогнутые стекла для близоруких были изобретены значительно позднее-в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519).
Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Интересно, что уже в те времена очки были не только прибором для коррекции зрения, но и средством имиджа и стиля человека, их носящего.
Очки выдавали человека ученого, умного, занимающего высокий пост.
Чтобы подчеркнуть такое положение вещей, в очках стали изображать также христианских пророков и евангелистов.
Это требовало от мастеров большой изобретательности в подборе материала для изготовления таких оправ. В европейских странах для этого использовались в основном различные сорта дерева, в Китае предпочитали черепаховый панцирь.
В представлении китайцев, он обладал магическими свойствами - черепаха, будучи долгожителем, должна была принести долголетие и носящему очки.

BENING, Simon Self-Portrait 1558

The Money Lenders.Marinus Claez. van Reymerswaele.


The Vocation of St. Matthew
Juan de Pareja

Death of the Virgin
Master of Sisla

Однако, польза очков не всегда была очевидной для человечества:некоторые отцы церкви полагали, что очки - инструмент дьявола, и запрещали верующим использовать это бесовское изобретение, а на гравюрах тех лет можно нередко увидеть чертей в очках. Многие были уверены, что очки носят колдуны и мошенники.

справа внизу- существо в очках
BOSCH, Hieronymus
St John the Evangelist on Patmos 1504-05

В массе своей необразованные люди поначалу приняли очки очень настороженно. Некоторые окрестили их даже «проклятым инструментом дьявола».
Ходили слухи, что магические линзы очков могут высосать глаза.
Во Франции до XVII века носить очки в обществе считалось дурным тоном.

Часто очки носили не в силу необходимости, а из тщеславия, из желания показать свое богатство.
Иногда даже величина стекол очков определяла принадлежность владельца к высшему классу общества. Так испанские гранды одевали на нос, как знак своего высокого положения, очки с линзами величиной с ладонь.
При встрече испанского короля Филиппа V в Мадриде в 1701 году 500 придворных дам украсились в его честь огромными очками черепаховых оправах, хотя никаких жалоб на зрение у них не было.
А у другого короля Испании - Карла V, после смерти было обнаружено 27 пар очков!

Идея привязать веревочку за ободки оправы и защепить ее за ушами появилась только в XVI в. А поскольку заушники или проволочные дужки требовали жесткого соединения ободков по центру, у очков появилась переносица.
Конструкция оказалась верной и дожила до наших дней, по сути не изменяясь.


GRECO, El
Portrait of a Cardinal (1600)

Сегодня трудно себе представить очки без заушников, а, между тем, от изобретения очков до массового распространения очков с заушниками прошло 450 лет.
Как и в случае самих очков, нельзя точно назвать изобретателя заушников, однако сроки их появления известны - это первые десятилетия XVIII века.
Для лучшей фиксации «височные заушники» оканчивались круглыми площадками.
Их форма облегчала также и снимание-надевание очков - заушники не должны были цепляться за длинные волосы или парики, бывшие тогда повсеместной модой, введенной Людовиком XIV в конце XVII века.
Впоследствии височные опоры удлинились, стали проходить над ушами, и охватывать чуть ли не всю голову.
Проблема надежной фиксации очков перед глазами при сохранении комфортности была, наконец, решена. Такие удлиненные заушники имели шарнир или кулису посередине, чтобы их можно было раскладывать или раздвигать при надевании, и складывать обратно так, чтобы очки помещались в очешник.

Benjamin Franklin, 1766
David Martin

И ещё несколько фактов:
В 1700-х появляются очки для близоруких
Диоптрическая нумерация стекол была введена в 1873 году.
Но лишь в конце XIX столетия специалисты стали назначать очки, основываясь на научных данных.

Соловьева Т. Кристаллические камни для чтения // Техника – молодежи. – 2007. - № 2 (http://blindlib.kz/blind/index.php?p=gazeta&id=8)
http://www.interoptika.ru/museum/european/
http://bibliotekar.ru/467/18.htm
http://marinni.livejournal.com/550836.html (очки в искусстве).

Софи Лорен ─ большая поклонница темных очков

Первые солнцезащитные очки

История солнцезащитных очков уходит в глубокую древность. Своеобразные предшественники современных очков изготавливались из драгоценных и полудрагоценных камней, коры, тканей и других материалов, которые сегодня сложно представить на месте привычных линз. Первое приспособление для защиты глаз было найдено в гробнице Тутанхамона. Изготовлено оно было из двух очень тонких изумрудных спилов, соединенных бронзовой пластинкой. Полагают, что такие очки мог носить не только фараон Древнего Египта, но и другие привилегированные члены общества, так как похожие изобретения были найдены и в других захоронениях.

В Древнем Риме в качестве линзы нашел применение изумруд. Римский император Нерон использовал отшлифованный камень как лорнет, чтобы смотреть на гладиаторские бои. Для чего именно он это делал, однозначно ответить сложно. Например, некоторые историки связывают это с магическими свойствами изумруда, которыми наделяли камень в древности. По мысли того времени, изумруд позволял смягчать жестокость увиденного. Однако большинство скептиков все-таки склонны доверять более практичной версии: Нерон использовал такой лорнет, чтобы в солнечный день было легче разглядывать происходящее на арене.

«Темные очки» использовались и в Древнем Китае. Их носили судьи, правда не для того, чтобы в погожий день разгуливать по улицам и переулкам, а чтобы во время процесса скрыть свой взгляд и тем самым сделать свои эмоции менее понятными окружающим.

Еще существовал вариант очков из ткани, коры, древесины, а позже и метала. Они представляли собой своеобразные повязки, полностью закрывающие глаза, но с горизонтальной прорезью посередине. Такие очки сильно сужали область зрения, но зато в них можно было спокойно работать и при ярком солнце, и в окружении ослепляющих белизной снегов.

Как появились современные очки

Точкой отсчёта принято считать середину XVIII века, когда английский оптик Джеймс Эскью в 1752 году изобрел синее стекло. К сожалению для самого Эскью, его изобретение не произвело никакого впечатления на публику, и он сумел продать всего две пары. Настоящий прорыв произошел чуть позже, когда Наполеон заказал к своей Египетской экспедиции первую промышленную партию солнцезащитных очков. Император приказал каждому солдату носить их ежедневно, чтобы защитить непривыкшие к столь яркому южному солнцу глаза европейцев. Сделаны очки были из затемненного сажей и лаком стекла и сильно искажали картинку. Однако со своей первоначальной задачей линзы более или менее справлялись. Есть подтверждения, что те солдаты, которые пренебрегали требованием императора, заработали себе по итогам многочисленные заболевания глаз. С тех пор оптики по всей Европе начали активно работать над изобретением комфортных цветных линз, которые бы одновременно могли защищать глаза от солнечного света и были бы достаточно прозрачными, чтобы не искажать картинку. Так постепенно начало появляться синее и зеленое стекло, которое по качеству было хоть и далеко от идеала, но уже лучше чем то, что предлагал Эскью.

В XIX веке очки с окрашенными линзами начали использовать не только военные. Они применялись для защиты глаз пассажиров первых железных дорог от дыма с ослепляющими искрами и угольной пылью. Примечательный для нашего повествования факт: в это же самое время врачом-офтальмологом Альбертом Фогтом было обнаружено, что ультрафиолет оказывает негативное влияние на глаза человека.

Новый толчок к изобретению солнцезащитных линз дали военные. Во время Первой мировой войны шли активные исследования по разработке цветных линз для пилотов, которым было жизненно важно защищать глаза от солнечного света. Существует легенда, что авиаторы даже сами покрывали прозрачные линзы очков акварельной каской, чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь.

Исследования в данной области привели к тому, что на рынке постепенно начали появляться уже вполне сносные солнцезащитные очки, которые позволяли человеку с комфортом находится на улице даже в полдень. В 1929 году американцем Сэмом Фостером была основана компания Foster Grant, которая запустила массовое производство и продажу доступных солнцезащитных очков. В оборот такие очки с темными линзами сразу взяли голливудские звезды, которым они помогали не только прятаться от поклонников, но и защищали от солнца их раздраженные светом мощных дуговых ламп глаза. Дело в том, что раньше на съемочных площадках часто использовались осветительные приборы, которые излучали яркий свет, содержащий ультрафиолет.

Настоящий прорыв произошел в 1937 году, когда в продажу поступили первые высококачественные антибликовые очки компания Bausch + Lomb под брендом Ray-Ban. Изобретены они были, памятуя о жалобах пилотов времен Первой мировой войны, которые страдали от слепящего солнца. Компания презентовала новый вид стекол с зелеными линзами, которые, не ограничивая обзор, защищали глаза от солнца и впервые притупляли блики. Поспупившие в продажу очки каплевидной формы с тех самых пор и именуют «авиаторами».

Параллельно этому американский учёный и основатель корпорации Polaroid Эдвин Лэнд изобрел поляризационные линзы, которые идеально блокировали отраженные от различных поверхностей световые лучи и впервые защищали глаза от УФ-излучения. Благодаря этому изобретению, ношение солнцезащитных очков становилось еще более комфортным, а главное, безопасным.

В середине ХХ века производство солнцезащитных очков достигло своего пика. Вопрос качественных линз был решен, теперь за дело взялись дизайнеры. С того момента начинают изобретаться многочисленные оправы, меняется стиль, форма, а очки становятся не только предметом для защиты глаз от солнца, но и трендовым аксессуаром.

Самые известные модели оправ:

Авиаторы

Дэвид Боуи в очках-"авиаторах"

Джек Николсон в "авиаторах"

Легендарная форма очков, придуманная для пилотов. Эти первые современные солнцезащитные очки гарантировали защиту от солнца летчикам, да и выглядели не в пример лучше предшественников. Благодаря своему виду быстро стали популярными не только среди пилотов, но и среди знаменитостей. Отличаются линзой каплеобразной формы и тонким металлическим ободком.

Броулайнеры (клабмастеры)

Джеймс Дин в очках формы "броулайнеры"

Такие очки обожали голливудские красавцы 50-х годов вроде Джеймса Дина. Они отличаются комбинированной оправой, в области бровей пластиковыми вставками, а нижняя часть линз обрамлена в тонкий металлический ободок. Броулайнерами они называются потому, что верхняя линия очков практически прямая, подчеркивающая линию бровей. По сути это модифицированные «авиаторы».

Вайфаеры

Кадр из ффильма "Завтрак у Тиффани"

Такая форма оправ появилась через 20 лет после авиаторов. Вайфаеры стали первыми неметаллическими очками и тут же полюбились голливудским звездам. Особенно часто их можно встретить на героях фильмов 50-60-х годов, например, очки именно такой формы носила Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани». Они отличаются трапециевидной формой. Являются одной из наиболее популярных форм очков в мире.

История солнцезащитных очков длинна и запутана. Мы попытались разобраться, как человечество пришло к современным вариантам, начав с кожаной повязки с прорезью посередине.

Первые солнцезащитные очки

История солнцезащитных очков уходит в глубокую древность. Своеобразные предшественники современных очков изготавливались из драгоценных и полудрагоценных камней, коры, тканей и других материалов, которые сегодня сложно представить на месте привычных линз. Первое приспособление для защиты глаз было найдено в гробнице Тутанхамона. Изготовлено оно было из двух очень тонких изумрудных спилов, соединенных бронзовой пластинкой. Полагают, что такие очки мог носить не только фараон Древнего Египта, но и другие привилегированные члены общества, так как похожие изобретения были найдены и в других захоронениях.

В Древнем Риме в качестве линзы нашел применение изумруд. Римский император Нерон использовал отшлифованный камень как лорнет, чтобы смотреть на гладиаторские бои. Для чего именно он это делал, однозначно ответить сложно. Например, некоторые историки связывают это с магическими свойствами изумруда, которыми наделяли камень в древности. По мысли того времени, изумруд позволял смягчать жестокость увиденного. Однако большинство скептиков все-таки склонны доверять более практичной версии: Нерон использовал такой лорнет, чтобы в солнечный день было легче разглядывать происходящее на арене.


«Темные очки» использовались и в Древнем Китае. Их носили судьи, правда не для того, чтобы в погожий день разгуливать по улицам и переулкам, а чтобы во время процесса скрыть свой взгляд и тем самым сделать свои эмоции менее понятными окружающим.

Первые солнцезащитные очки, которые защищали от снежной слепоты, использовались жителями Крайнего Севера и представляли собой куски древесной коры и другие материалы (в том числе кости) с прорезанными в них узкими щелями для глаз.

Также известны более поздние образцы из кости мамонта и других животных.

В своем романе «Сон в начале тумана» Юрий Рытхэу пишет: «Солнце вставало рано. Длинные тени от торосов и береговых скал быстро укорачивались. Ослепительно блистал снег. Чтобы не заболеть снежной слепотой, охотники пользовались специальными очками — тонкими кожаными полосками с узкими прорезями для глаз. Такие окуляры сильно ограничивали кругозор, зато можно было не опасаться коварных солнечных лучей».

Металлические защитные очки ненцев уменьшают, а не фильтруют световой поток

А Владимир Обручев в своем знаменитом романе «Земля Санникова» пишет: «С раннего утра весеннее яркое солнце ослепительно засверкало по снегам необозримой равнины Ледовитого моря, расстилавшейся на запад, север и восток от северного мыса Котельного острова. Всем пришлось надеть снеговые очки, чтобы не получить мучительной болезни глаз, которой на Крайнем Севере многие подвергаются весной.

Солнце стоит еще низко, бесчисленные снежинки равнин, особенно после выпадения свежего снега, отражают лучи его миллионами крошечных зеркал своих ледяных пластинок, и получается такой яркий блеск, что глаза воспаляются. Человек слепнет на несколько дней и испытывает колющие боли, не дающие покоя. Даже самые темные очки недостаточны, если не украшены с обеих сторон ажурной сеткой из перламутра, мелкого жемчуга или бисера, закрывающей промежуток между лицом и стеклом. Туземцы носят самодельные очки, представляющие просто дощечку с узким прорезом, пропускающим минимум света, но и они не всегда спасают»

Еще существовал вариант очков из ткани, коры, древесины, а позже и метала. Они представляли собой своеобразные повязки, полностью закрывающие глаза, но с горизонтальной прорезью посередине. Такие очки сильно сужали область зрения, но зато в них можно было спокойно работать и при ярком солнце, и в окружении ослепляющих белизной снегов.

Как появились современные очки

В начале 20 века киноактеры часто носили темные очки, но не только для того, чтобы их не узнавали. Прежде всего, потому что их глаза постоянно краснели от мощных дуговых ламп на съемочной площадке, так как эти лампы излучают яркий свет, содержащий ультрафиолет.

Массовое производство дешевых солнцезащитных очков началось в Америке в 1929. Сэм Фостер Грант продавал их на пляжах в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси.

Поляризованные очки появились в 1936, когда Эдвин Лэнд изобрел линзы с поляроидным фильтром.

Точкой отсчёта таких очков принято считать середину XVIII века, когда английский оптик Джеймс Эскью в 1752 году изобрел синее стекло. К сожалению для самого Эскью, его изобретение не произвело никакого впечатления на публику, и он сумел продать всего две пары. Настоящий прорыв произошел чуть позже, когда Наполеон заказал к своей Египетской экспедиции первую промышленную партию солнцезащитных очков.

Император приказал каждому солдату носить их ежедневно, чтобы защитить непривыкшие к столь яркому южному солнцу глаза европейцев. Сделаны очки были из затемненного сажей и лаком стекла и сильно искажали картинку. Однако со своей первоначальной задачей линзы более или менее справлялись. Есть подтверждения, что те солдаты, которые пренебрегали требованием императора, заработали себе по итогам многочисленные заболевания глаз. С тех пор оптики по всей Европе начали активно работать над изобретением комфортных цветных линз, которые бы одновременно могли защищать глаза от солнечного света и были бы достаточно прозрачными, чтобы не искажать картинку. Так постепенно начало появляться синее и зеленое стекло, которое по качеству было хоть и далеко от идеала, но уже лучше чем то, что предлагал Эскью.

В XIX веке очки с окрашенными линзами начали использовать не только военные. Они применялись для защиты глаз пассажиров первых железных дорог от дыма с ослепляющими искрами и угольной пылью. Примечательный для нашего повествования факт: в это же самое время врачом-офтальмологом Альбертом Фогтом было обнаружено, что ультрафиолет оказывает негативное влияние на глаза человека.


Новый толчок к изобретению солнцезащитных линз дали военные. Во время Первой мировой войны шли активные исследования по разработке цветных линз для пилотов, которым было жизненно важно защищать глаза от солнечного света. Существует легенда, что авиаторы даже сами покрывали прозрачные линзы очков акварельной каской, чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь.

Исследования в данной области привели к тому, что на рынке постепенно начали появляться уже вполне сносные солнцезащитные очки, которые позволяли человеку с комфортом находится на улице даже в полдень. В 1929 году американцем Сэмом Фостером была основана компания Foster Grant, которая запустила массовое производство и продажу доступных солнцезащитных очков. В оборот такие очки с темными линзами сразу взяли голливудские звезды, которым они помогали не только прятаться от поклонников, но и защищали от солнца их раздраженные светом мощных дуговых ламп глаза. Дело в том, что раньше на съемочных площадках часто использовались осветительные приборы, которые излучали яркий свет, содержащий ультрафиолет.

Настоящий прорыв произошел в 1937 году, когда в продажу поступили первые высококачественные антибликовые очки компания Bausch + Lomb под брендом Ray-Ban. Изобретены они были, памятуя о жалобах пилотов времен Первой мировой войны, которые страдали от слепящего солнца. Компания презентовала новый вид стекол с зелеными линзами, которые, не ограничивая обзор, защищали глаза от солнца и впервые притупляли блики. Поспупившие в продажу очки каплевидной формы с тех самых пор и именуют «авиаторами».

Параллельно этому американский учёный и основатель корпорации Polaroid Эдвин Лэнд изобрел поляризационные линзы, которые идеально блокировали отраженные от различных поверхностей световые лучи и впервые защищали глаза от УФ-излучения. Благодаря этому изобретению, ношение солнцезащитных очков становилось еще более комфортным, а главное, безопасным.

В середине ХХ века производство солнцезащитных очков достигло своего пика. Вопрос качественных линз был решен, теперь за дело взялись дизайнеры. С того момента начинают изобретаться многочисленные оправы, меняется стиль, форма, а очки становятся не только предметом для защиты глаз от солнца, но и трендовым аксессуаром.

Самые известные модели оправ:

Авиаторы

Очки «Авиаторы» с зеркальным покрытием

Модель AN6532, прообраз «Авиатора»

Легендарная форма очков, придуманная для пилотов. Эти первые современные солнцезащитные очки гарантировали защиту от солнца летчикам, да и выглядели не в пример лучше предшественников. Благодаря своему виду быстро стали популярными не только среди пилотов, но и среди знаменитостей. Отличаются линзой каплеобразной формы и тонким металлическим ободком.

«Авиаторы», или «капельки» — это модель с большими каплеобразными линзами и тонкой металлической оправой. Во второй половине 1930-х и начале 1940-х годов группа американских фирмам Bausch & Lomb, American Optical, The Chas. Fischer Spring Co., Wilson Optical и Rochester Optical Co. выпускали по военному заказу защитные очки под названием AN6532 (Army/Navi, порядковый номер заказа 6531) в огромных количествах (несколько миллионов штук) для лётчиков и моряков. Несмотря на утилитарность, эти очки имели передовые свойства: каплеобразные и выпуклые линзы, пластиковые носоупоры и упор на лоб, пружинные дужки. Обычно применявшиеся в это время очки были круглые и имели только один упор на переносицу.

Впоследствии появились варианты без лобовой перекладины и с пластмассовыми заушниками (известный обладатель таких очков генерал Дуглас Макартур). Так как в те годы всё военное было в моде, эти очки стали популярны в народе и две фирмы вовремя сориентировались и стали в 1940-50-е годы продвигать подобные очки для гражданского использования. Bausch & Lomb возродила довоенный бренд Ray-Ban и название за очками закрепилось «Авиатор», а American Optical создала хоть и менее известный, но столь же харизматичный «Пилот».


Джеймс Дин в очках формы "броулайнеры"

Броулайнеры (клабмастеры)

Такие очки обожали голливудские красавцы 50-х годов вроде Джеймса Дина. Они отличаются комбинированной оправой, в области бровей пластиковыми вставками, а нижняя часть линз обрамлена в тонкий металлический ободок. Броулайнерами они называются потому, что верхняя линия очков практически прямая, подчеркивающая линию бровей. По сути это модифицированные «авиаторы».


Кадр из ффильма "Завтрак у Тиффани"

Вайфареры
Вайфареры — это очки в роговой или пластмассовой оправе, выпущенные фирмой Bausch & Lomb под своим брендом Ray Ban в 1952. Они имеют трапециевидную форму, сверху шире, и черную или цветную оправу

Такая форма оправ появилась через 20 лет после авиаторов. Вайфаеры стали первыми неметаллическими очками и тут же полюбились голливудским звездам. Особенно часто их можно встретить на героях фильмов 50-60-х годов, например, очки именно такой формы носила Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани». Они отличаются трапециевидной формой. Являются одной из наиболее популярных форм очков в мире.

Градиенты
Градиенты сверху темнее, внизу светлее. Поэтому чем выше, тем больше защита от яркого света.

Градиенты хороши тем, что их можно носить даже в помещении, например, в ночном клубе, не боясь споткнуться. Они также годятся для летчиков и водителей — нижняя часть для панели приборов, а верхняя, чтобы смотреть в окно.

Двойные градиенты сверху и внизу темнее, а в середине светлее.


Джон Леннон в "тишейдах"

Тишейды (ленноны)

«Леннонами» сегодня принято называть небольшие металлические очки с круглыми световыми проемами. Своим названием они, как нетрудно догадаться, обязаны Джону Леннону - одному из самых известных пользователей круглых очков за всю их историю. В 60-70-е годы прошлого столетия, подражая своему кумиру, многие молодые люди стремились иметь нечто подобное. Очки Леннона были, кстати сказать, никелированными. Однако сегодня, говоря о «леннонах», мы имеем в виду в первую очередь их форму, а не материал (так что те, кто страдает аллергией на никель, могут вздохнуть спокойно).

После того как в 1980 году лидер ливерпульской четверки, призывавший людей заниматься любовью, а не войной, был убит, круглые очки стали символом мира и движения хиппи. Скандального музыканта Оззи Осборна, который также оказался неравнодушен к круглым очкам, причислить к «детям цветов», конечно, не получится, однако нельзя не отметить, что благодаря ему круглые очки стали еще и достоянием андеграунда, представители которого именуют очки а-ля Осборн «оззи». Впрочем, у тех, чье детство пришлось на 1990-е годы, «ленноны» ассоциируются отнюдь не с упомянутыми выше музыкантами, а скорее с юным волшебником Гарри Поттером. Этому персонажу принадлежит немалая заслуга в том, что круглые очки пробрели большую популярность у подростков-очкариков, которые перестали наконец чувствовать себя аутсайдерами.

В наше время тишейды бывают разноцветныe или с зеркальным покрытием, более крупных размеров, а также, как и другие очки, с пластмассовыми линзами.


Модель в очках "панто"

Панто

Как и тишейды имеют круглые линзы, но отличаются от последних положением дужек к оправе: те расположены выше середины. Плюс, часто линзы у панто немного сужаются книзу, походя на каплю. Пик популярности пришелся на 60-е годы.


Кадр из фильма "Тельма и Луиза" (на героине Сьюзен Сарандон очки в форме "кошачий глаз")

Очки Броулайн
Броулайн (по терминологии фирмы Ray Ban — Clubmaster 2156, 3016, 4132) появились в 1950-е в Америке. Название связано с тем, что утолщенная верхняя часть оправы повторяет линию бровей. Обычно нижняя часть оправы и перемычка металлические, а верхняя пластмассовая, но иногда пластмассовая перемычка может входить в состав верхней части.

«Кошачий глаз»
«Кошачий глаз» — очки в толстой роговой оправе с заостренными верхними углами. В основном их носят женщины[источник не указан 1377 дней].

Разновидность «кошачьего глаза» — так называемая «стрекоза» (большие круглые или квадратные линзы в толстой оправе). В наше время это скорее стиль ретро.

Очки cat-eye обожали все голливудские иконы от Мэрилин Монро и Одри Хепберн до Грейс Келли и Софи Лорен. Их отличает приподнятый и заостренный верхний внешний угол и довольно толстая оправа. Еще вариант подобный формы может называться «бабочкой» - такие очки более вытянуты и острее смотрят вверх.


Гранды

Гранды с огромными линзами чаще всего используются просто для красоты. Это самые дешевые очки с разноцветными линзами и оправами.

Гранды предохраняют не только от загара (чем крупнее, тем лучше), но и от посторонних взглядов.

Такие пучеглазые очки обожали Жаклин Кеннеди и Бриджит Бардо. Они прекрасно защищали от солнца и навязчивых поклонников. Отличаются круглой формой, закрывают значительную часть лица (брови и часть щек) и имеют выпуклые линзы.

Насадочные линзы
Насадочные линзы, также «флипы» или «клипы» — это гранды, которые прикалываются поверх оптических очков в качестве солнцезащитных (редко наоборот) и поднимаются в помещении

Дырочные
Дырочные, или перфорированные, уменьшают (а не фильтруют) световой поток с помощью не затемненных линз, а сетки с мелкими отверстиями, как у северных народов. Этим они напоминают занавеску на окне. Иногда перфорированные очки делаются также с линзами в дополнение к сетке — иначе они не защищают от ультрафиолета.

Кроме того, есть сведения, что эти мелкие отверстия обладают эффектом диафрагмы, наподобие камеры-обскуры, то есть повышают остроту зрения при нарушениях рефракции. Но, ограничивая поле зрения, для тонкой и точной работы они не годятся.

По степени защиты темные очки делятся на 5 категории по светопропусканию в видимой части спектра (источник):

Прозрачные 0 категория 100 — 80% светопропускания — рецептурные диоптрийные очки для ношения в помещении, в сумерках или ночью, водительские ночные очки, спортивные и защитные очки от снега и ветра.
Светлые 1 категория 80 — 43% светопропускания — очки для пасмурной погоды и как модный аксессуар.
Средние 2 категория 43 — 18% светопропускания — подходят для ношения в городе и для вождения автомобиля в среднеяркую погоду, в переменную облачность.
Сильные 3 категория 18 — 8% светопропускания — для защиты от яркого дневного солнца и для вождения автомобиля при сильном освещении.
Максимальные 4 категория 8 — 3% светопропускания — для максимальной защиты в условиях высокогорья, на горнолыжных курортах, в снежной арктике летом. Не предназначены для вождения автомобиля, так как в них плохо видно при переходе из света в тень.
Вне нормы — менее 3% — чрезвычайно тёмные ледниковые или арктические очки и специальные очки для защиты от излучений, например для сварки.

Сверху вниз: очки 1, 2, 3 и 4-й категории, а также сварочные очки

Специальные очки


Очки для моряка

Очки для космонавта

Очки для военных

Очки для защиты от лазерного излучения

Очки для газосварки
Спортивные очки

К спортивным очкам предъявляются особые требования. Они должны удобно и прочно сидеть на лице, иметь носоупоры и не должны запотевать; иногда могут иметь подвязывающую ленту на затылке (например, в лыжных видах спорта). Очки рекомендуют подбирать с помощью примерки разных моделей, так как удобная посадка конкретной модели зависит от индивидуального строения лица. Велоспорт, пробеги, триатлон, пляжный волейбол — вот далеко не полный перечень видов спорта, спортсмены которых активно используют солнцезащитные очки.

Очки для водных видов спорта, кроме того, должны иметь повышенную плавучесть и не запотевать.

Альпинисты и полярники путешествуют по снегу и льду, свет от которых сильно отражается (включая ультрафиолет) — особенно на большой высоте. Поэтому они используют так называемые снеговые очки — большие круглые затемненные линзы с кожаной обшивкой, не пропускающей свет по краям.


Базз Олдрин перед посадкой на Луну

Забрало шлема защищает глаза космонавта
Космические очки
В космосе нужна особая защита, так как там ультрафиолетовые и инфракрасные лучи не поглощаются атмосферой, как на Земле. Но солнцезащитные очки как внутри космического корабля, так и в открытом космосе не обязательны, поскольку и окна космического корабля, и забрало шлема слегка затемнены и снабжены тонким золотистым фильтром для отражения избытка лучей. Но некоторым космонавтам нужны очки с диоптриями, так как в условиях невесомости их зрение может временно снизиться.

Такие очки должны быть лёгкими, хорошо держаться и не спадать с головы, так как поправить их в скафандре может быть затруднительно. Считается[кем?], что оправа космических очков должна весить не больше 10 мг и не содержать ни винтов, ни шарниров, которые могут разболтаться: отлетевшие детали в невесомости не падают, а остаются висеть в воздухе и могут попасть в лёгкие человека и внутрь приборов.

Конструкция очков


Очки 1980-90-х годов с металлическим хромовым зеркальным покрытием

Очки 2000-х годов с интерференционным зеркальным покрытием. В сравнении с предыдущими разница малозаметна, но она есть: при искусственном освещении отражение имеет радужные оттенки

Лыжные очки с более характерным интерференционным покрытием — эффект масляной плёнки

Поляроид

Фотохромная линза на свету, частично прикрытая бумагой. Между светлой и темной частью виден второй уровень цвета, так как фотохромные молекулы расположены на обеих поверхностях линзы

Спортивные очки 1990-х годов с неодимовыми линзами

Неофановые очки с дополнительным затемнением

Существует несколько способов ограничения светового потока при помощи линз:

поглощение:
тонирование или затемняющая окраска стекла;
фотохромный эффект (линзы-хамелеоны) — внесение в линзу вещества темнеющего на солнечном свету;
поляризационный светофильтр — поглощение специальными плёнками или стеклом с кристаллами отражённого света от плоских поверхностей;
отражение:
зеркальное покрытие на основе нанесения на наружную поверхность линзы одного тонкого полупрозрачного слоя какого-либо не окисляющегося металла (хром, серебро, золото, платина);

Очки с нейлоновой полуоправой и сменными линзами
интерференция света при помощи многочисленных сверхтонких покрытий на линзах, которые по-разному преломляют лучи и создают эффект разноцветных зеркал. На этом же принципе основано антибликовое покрытие с обратной стороны линз.

Также существует ещё один способ снижения яркости света — применение неодимового (неофанового) стекла с оксидами редкоземельных элементов: оксида неодима или оксида дидима (смесь неодима и празеодима). Такие линзы имеют фиолетовый, коричневый и серый цвет и способны резко поглощать жёлтые лучи, из-за чего защитные очки с ними надевают во время работы стеклодувы. Ультрафиолетовые лучи такие стёкла тоже хорошо поглощают и в принципе могут использоваться для защиты от солнечного света. Из-за поглощения жёлтых лучей они усиливают видимость(как бы подсвечивают) красных, оранжевых, зелёных предметов и могут применяться водителями, поскольку обостряют видимость сигнальных огней

Широкие дужки ограничивают световой поток по краям

Исторически первыми применялись окрашенные линзы. Во второй половине 20-го века начали производиться линзы с металлическими зеркальными покрытиями. В 1960-70-х годах появились первые фотохромные, в 1980-х в массовом производстве поляризующие линзы и, наконец, тогда же изобретены самые высокотехнологичные линзы с интерференционным напылением. Последние изначально из-за необычно красочного внешнего вида представлялись как эксклюзивные и стоили дорого, несколько сотен долларов за пару очков.Сегодня, с развитием технологий и удешевлением производства, они стали массовыми и недорогими, и практически все современные зеркальные и зеркально-цветные линзы делаются интерференционными, совершенно вытеснив металлическое напыление.

Задняя сторона очков без антибликового покрытия (слева) и с покрытием (справа). Обратите внимание на окрашенные синие блики линз с покрытием

Поляризованные линзы делаются с применением веществ, которые имеют способность отфильтровывать плоскополяризованные лучи, чтобы уменьшить блики от горизонтальной, или почти горизонтальной, отражающей поверхности (например, воды, снега, мокрого асфальта) или рассеянный свет неба. Такие линзы можно делать из стекла, но в основном их производят из пластика, например с покрытием из поляроидной пленки. Поляроидная пленка задерживает 40-60% света, поэтому такие очки одновременно являются солнцезащитными.

Фотохромные линзы, иначе называемые «хамелеонами», темнеют от ультрафиолета. В помещении, где ультрафиолета нет, они постепенно светлеют. Фотохромные линзы делают из стекла, поликарбоната и других пластмасс.

Тёмные (сверху) и прозрачные (внизу) очки с диоптриями

Искусственное освещение на эти линзы обычно не действует, если в нем нет коротких ультрафиолетовых волн, которые излучает Солнце. От видимого света такие линзы темнеют гораздо меньше, так что для вождения они неудобны — оконное стекло автомобиля ультрафиолет не пропускает. Тем не менее, некоторые варианты фотохромных линз достаточно хорошо темнеют и в салоне автомобиля.

Фотохромные линзы обычно темнеют и светлеют меньше, чем за минуту, но полный переход из одного состояния в другое происходит от 5 до 15 минут, отсюда вытекает ещё один недостаток такого типа линз: при выходе на улицу, когда глаза ещё не приспособились к яркому свету, очки некоторое время не выполняют свою функцию.

В одних и тех же линзах могут одновременно применяться окраска, поляризация, градация, фотохромный эффект и зеркальное покрытие в тех или иных сочетаниях. Градация или градиентное затемнение — это когда линза сверху темнее, а внизу светлее. Очки с диоптриями тоже бывают достаточно темными или с эффектом «хамелеона», чтобы использовать их в качестве солнцезащитных. Вместо этого можно носить так называемые насадочные линзы — темные поверх оптических или наоборот.

Солнцезащитные очки с линзами разных цветов
Цвет линз зависит от модели, стиля и цели использования, чаще всего используются серые, зелёные, коричневые и жёлтые цвета.

Серые или дымчатые и серозелёные линзы поглощают все цветные лучи почти одинаково, сохраняют естественные цвета и считаются нейтральными.
Зелёные линзы раньше использовали повсеместно, но оказалось, что они, пропуская самые яркие лучи спектра, меньше всего достигают цели. Теперь зелёные линзы используются в специальных очках для больных глаукомой
Коричневые линзы немного искажают цвета, но увеличивают контраст.
Голубые и синие синие линзы больше всего задерживают желтые и оранжевые лучи (самые яркие); линзы используются при среднем и ярком свете, так как они увеличивают контраст, но не искажают цвета.
Оранжевые линзы увеличивают контраст и ощущение глубины, но искажают цвета.
Желтые также увеличивают контрасты, но почти не затемняют; потому такие линзы используются теми, кому нужно более чёткое видение в пасмурную и туманную погоду.


Янтарные линзы рекомендуются при искусственном освещении после темноты.
Розовые делают окружающий мир красочнее и обостряют резкость контрастов (знаменитое словосочетание «розовые очки»)
Фиолетовые линзы чаще всего используются просто для красоты.
При работе с компьютером можно использовать слегка затемнённые линзы, чтобы увеличить контраст.
Прозрачные линзы используются для защиты глаз от ветра, пыли и химикатов. В некоторых очках предусматривается замена линз, чтобы ими можно было пользоваться как при слабом утреннем и вечернем свете, так и в яркий полдень.
Линзы с зеркальным покрытием и с отражающим покрытием интерференционного типа может быть цветным, причём цвет зеркала не зависит от цвета линзы. Например, могут быть серые линзы с синим зеркалом или коричневые линзы с серебряным зеркалом. Эта зеркальная поверхность мало поглощает тепловые солнечные лучи и нагревается меньше линз без зеркала.

Металлические зеркальные покрытия бывают серебристые и металлически-жёлтые. Например на шлемах космических скафандров защитный светофильтр изготовлен напылением золота и имеет жёлтый цвет.

Интерференционные покрытия отличаются от обычных зеркальных гораздо бо́льшим цветовым разнообразием, так как их цвет зависит не только от применяемых веществ, но от количества и толщины преломляющих слоёв. В зависимости от толщины и количества они отражают ту или иную цветовую часть спектра от общего подающего светового потока и потому могут быть любых цветов от зеркально-серебристого до тёмно-фиолетового, а некоторые линзы переливаются цветами при рассматривании с разных сторон (эффект типа радужного отражения от масляной или бензиновой плёнки на воде).

Недостаток зеркальных и интерференционных покрытий в том, что оно обычно легко покрывается царапинами и теряют не только внешний вид, но и свою светозащиту и прозрачность

Солнцезащитные очки остаются важным изделием, без которого не проходит ни один показ мод. Они были и остаются неотъемлемой частью