Психозы у детей 2 лет. Симптомы психоза

Редко встречается до пубертатного периода. Несомненно, однако, что уже у детей дошкольного возраста и у младших школьников наблюдаются периодические эндогенные расстройства настроения, в большинстве случаев кратковременные, принимающие форму капризов, причуд непослушания, школьной неуспеваемости. Обычно их рассматривают как реактивные явления или как результат соматических недомоганий. Как отмечает Пипер, конституционально-депрессивное предрасположение и лабильность настроения наблюдаются и вне наследственного циркулярного круга.

Короткое фазовое течение свойственно также пубертатным циклотимиям. Поразительно, как в течение нескольких часов маниакально-экспансивный шалун и несносный сорванец превращается в угнетенного и сокрушающегося грешника. Роль энцефалопатии в возникновении, форме и течении психотических эпизодов в детском возрасте и в период пубертатных сдвигов часто бывает трудно определить.

Особенностями циркулярных психозов детского возраста вплоть до юности - помимо краткости отдельных фаз - являются сравнительно более частая (чем у взрослых) смена маниакальных и депрессивных эпизодов и некоторая атипичность клинической картины, в которой отражены опять-таки фазовые особенности. Так, например, на переднем плане могут быть импульсивные состояния и черты тревожно-страдальческой агрессивности, дурашливое, напоминающее гебефрению поведение, многообразные механизмы навязчивости. Сообщалось также об онероидно-делириозных или близких к аментивным картинах. Переживания изменения или отчуждения и их пубертатно-негативистическая форма выражения, галлюцинаторные и параноидные краевые симптомы могут затруднить отграничение от юношеской шизофрении, поскольку в этом возрасте смешанные картины вообще довольно часты.

Первичные расстройства настроения у детей переходят иногда в шизофренный процесс. Из 6 катамнестически исследованных случаев ранней мании в двух обнаружен был впоследствии переход в шизофрению, а в одном, в 32-летнем возрасте, - хроническая гипоманиакальность.

Шизофрения . С тех пор как определенные психозы, отличающиеся специфической наследственностью и совпадающие друг с другом в ряде признаков их клинической картины и течения, были объединены в понятие шизофренных, начались попытки обнаружить ранние формы этих заболеваний и связать их с уже описанными раньше формами "простого раннего слабоумия нормальных детей". Если прежде высказывались сомнения в возможности шизофренных психозов в детском возрасте, то теперь никто уже этого не оспаривает, хотя в клиническом определении этого понятия нет никакого единства.

В настоящее время диагноз шизофрении детского возраста ставится в Европе почти всегда в случае эндогенного изменения психики, которое с точки зрения симптоматики и динамики течения до известной степени может быть отграничено от других психозов. Некоторые авторы основывают этот диагноз на наличии прогрессирующего аффективного опустошения. В США диагнозом шизофрении часто злоупотребляют (что критиковалось уже самими американскими авторами), распространяя понятие шизофрении на массивные расстройства поведения, невротические развития или тяжелые криминальные действия в детском возрасте. В одной из больниц Нью-Йорка диагноз шизофрении был поставлен у 10% всех находившихся там детей.

Частота заболевания . По данным Блюрера (эти данные безусловно нуждаются в пересмотре в свете более современных нозологических представлений), у 4% больных шизофрения начинается до 15-го, а у 1% - до 1-го года жизни.

Распределение по возрастным группам следующее: инфантильная (до 10-летнего возраста), предпубертатная (10-14 лет) и юношеская (14-18 лет).

Симптоматология . На первом плане стоит потеря контакта с окружающим миром (аутизм), иногда при сохранности своеобразного аффективного отношения к отдельным лицам и вещам. Сюда относятся и аффективные расстройства: изменение основного настроения в сторону тревожной недоверчивости, лабильность настроения или эмоциональная притупленность, неадекватность аффектов и регрессия форм их выражения вплоть до появления филогенетически преформированных норм поведения. Часто наблюдаются пароксизмальные состояния тревоги, по содержанию связанные с переживаниями космических катастроф ("солнце рушится с неба") или со странными соматическими опасениями (10-летний больной: "мой пупок лопается, артерия разрывается" и т. п.). Чувство изменения проецируется вообще преимущественно в соматическую сферу. В двигательной области наблюдаются общая дисгармонизация (неповоротливость, угловатость), иногда каталептические явления или ритмические стереотипии. В области речи отмечается то повышенная говорливость, вербигерация, симптомы эхо (эхолалия, фонографизм), словесная вычурность и т. п., то мутизм. У детей могут обнаруживаться и все те особенности письма и рисунка, которые характерны для взрослых больных шизофренией.

Бредовые идеи при ранних формах шизофрении редки (Мишаукс объясняет это слабой у детей способностью образовывать понятия и психической неустойчивостью этого возраста). Бывают, однако, несистематизированные бредовые построения. При предпубертатной и юношеской шизофрении нередки галлюцинации (в разных областях чувств), но при инфантильной форме они являются исключением. Чем ближе клинически детский психоз к шизофрении взрослых, тем больше вероятность, что мы имеем дело с экзогенным психозом. Начало болезни часто сопровождается фобической или навязчиво-невротической симптоматикой. Пубертатные процессы налагают сильный отпечаток на содержание и течение психоза.

Для ранней шизофрении характерно глубокое расстройство переживания как своей личности, так и окружающего мира, дезинтеграция и регрессия возрастной психики, часто определяемая как слабоумие раннего детства.

Преморбидная личность заболевших шизофренией детей во многих случаях отличается слабой контактностью, робостью, недетской серьезностью, склонностью к уединению и тому подобными преимущественно шизоидными чертами. Баквин сообщает о рано проявляющейся сенсорной сверхчувствительности (например, к красному цвету), Камп отмечает преждевременное сенсорное развитие и преждевременную двигательную зрелость.

Этиология . Наследственные факторы имеют самое решающее значение и для возникновения ранних шизофрении. Бендер нашел гомологическое заболевание одного из родителей в 40% случаев, а обоих родителей - в 10%, что соответствует и нашим наблюдениям. Однако, по мнению Бендера, чтобы детская шизофрения проявилась, необходимо содействие экзогенных факторов (мозговых повреждений, психических травм). Многие англо-американские авторы часто указывали на ранние психические травмы, как на причину детской шизофрении . Однако родители детей, больных шизофренией, насколько позволяет судить наш опыт, совсем не являются людьми холодного, эмоционально-тупого типа с бездушно-сухими воспитательными принципами, как это утверждают Камерон и Старр. Исследования Корроза показывают, что психический "климат" не имеет решающего значения в возникновении детских психозов, не говоря уже о том, что столь глубокое изменение психики (значительная утрата контакта с действительностью, глубокая диссоциация возрастной психики и массивные явления регрессии у ребенка-шизофреника) психогенетически не может быть понято. Объявить инфантильную шизофрению просто-напросто крайне фазово-специфической формой бунта против воспитательного гнета значит дать натянутое и одностороннее толкование клиническо-эмпирических фактов.

Развитию болезненных явлений явно благоприятствуют процессы и изменения форм в разных фазах. Поразительно часто наблюдаются вспышки психоза вслед за каким-либо (неспецифическим) соматическим заболеванием, что отмечалось и другими исследователями. У детей, больных шизофренией, находили значительное увеличение меди в сыворотке крови.

Течение . На основании продольных исследований Бендера и др. можно сформулировать следующие прогностические правила. Чем раньше проявилась болезнь, тем хуже прогноз; это относится и к склонности к ремиссиям, и к глубине дефекта личности. Различий в течении болезни у обоих полов не установлено (однако, по нашим собственным наблюдениям, ранние формы шизофрении у мальчиков наблюдались в 3 раза чаще, чем у девочек). Легкие клинические формы шизофрении со сравнительно благоприятными прогнозом встречаются и до 10-летнего возраста в виде аутохтонных расстройств настроения, детской нервности, псевдоневротических состояний или кратковременных тревожно параноидальных окрашенных эпизодов. Значительные аномалии преморбидной личности ухудшают прогноз. Из 23 наших больных с острым началом психоза благоприятный исход оказался у 17, а из 27 с медленно прогредиентным началом - только у 7. Симптоматика начальной фазы также позволяет делать некоторые прогностические заключения. Ослабление контактности, неадекватность или притупленность аффекта, аномалии волевых функций и моторики, а также массивные нарушения в поведении чаще наблюдались в случаях с неблагоприятным исходом, чем в случаях с социальной или полной ремиссией. Хотя вспышка болезни до 10-го года жизни считается дурным предзнаменованием, все же и ранние шизофрении могут давать сравнительно благоприятный исход. Так, катамнестическое обследование 51 ребенка показало, что в 47% случаев имелась социальная или полная ремиссия (правда, в значительном большинстве это были дети от 11 до 14 лет).

Аутизм раннего детства . В 1943 г. Каннер впервые описал врожденные, распознаваемые уже на первом году жизни характерологические странности, центральный симптом которых состоит в своеобразном качественном изменении отношения к окружающему миру. У этих аутистических детей даже в младенческом возрасте взгляд устремлен куда-то вдаль, они не проявляют никакой потребности в эмоциональных контактах, приход или уход близких не производит на них никакого впечатления, словом, они живут "как бы в своей скорлупе". Впоследствии они поражают наличием навязчивостей и неизменностью своих игровых навыков, неумеренной привязанностью к отдельным объектам и изумительной ловкостью в выполнении некоторых двигательных функций (например, метание в цель, влезание на дерево и т. п.). Приблизительно у 1/3 таких детей наблюдается общее отставание в развитии речи, но большинство начинает говорить необыкновенно рано. Бессмысленное повторение имен, эхолалия и неправильное употребление местоимений также встречаются часто, равно как и странные импульсивные действия и криптогенные пароксизмы тревоги. По катамнестическим данным Каннера, это состояние в общем остается без изменений. Дети с отставанием в развитии речи сохраняют свою изолированность, дети же с нормальной речью достигают некоторой социальной приспособленности. Около 23% таких детей нуждается впоследствии в призрении. Перехода в шизофренные процессы, по-видимому, не бывает.

Это заболевание, ранее редко описывавшееся и нозологически сильно оспариваемое (Каннер за 19 лет наблюдал всего 150 случаев), в настоящее время диагностируется очень часто.

В течение последнего десятилетия при среднем годовом количестве около 500 детей в год (стационарных и амбулаторных, но без шизофренных заболеваний) мы обнаружили "аутистическое поведение" как ведущий симптом только в 23 случаях. Из них, по нашему мнению, "аутизм раннего детства" можно было диагностировать только у 10 детей, трех следовало считать аутистическими психопатами, а у остальных 10 детей аутизм был лишь побочным симптомом, сопутствовавшим слабоумию или энцефалопатии.

Несмотря на то что наследственность аутизма раннего детства не доказана и процессуальность при нем отсутствует, Бендер видит в этом состоянии наиболее раннюю форму детской шизофрении. Другие авторы объясняют эти состояния "эмоциональной блокадой" в самом раннем возрасте, обусловленной отсутствием эмоциональной теплоты со стороны матери, сухим педантизмом отца и т. п. Третьи же и эту гипотезу подвергают законному сомнению. Как бы то ни было, своеобразие клинической картины оправдывает признание за аутизмом раннего детства нозологической самостоятельности.

Лечение эндогенных психозов раннего детства . При шизофренных психозах, начиная с допубертатного и пубертатного периодов, рекомендуется инсулиновая и электросудорожная терапия. При аутизме раннего детства оба эти метода неэффективны, а при коротко фазовых, как правило, аффективных психозах без них можно обойтись. Что касается их ценности при шизофрениях у детей, то вследствие различия нозологических критериев и различной интенсивности лечения мнения расходятся. Согласно наблюдениям Марбургской клиники. шоковые методы лечения, которые показаны в таких случаях не в меньшей степени, чем для взрослых, могут сократить продолжительность отдельного острого приступа и, возможно, даже предотвратить опасность рецидива и потери контакта. Тем не менее удельный вес социальных полных ремиссий у леченых больных оказался не намного выше общего статистического (т. е. по отношению ко всем больным - как леченым, так и нелеченым).

Возможности применения психотерапии при всех детских психозах разнообразны. От нее, как и от лечебной педагогики, не следует отказываться прежде всего в начале лечения.

Столь же важно терапевтическое использование среды.

Что касается новейших психофармакологических средств, то в настоящее время трудно еще перечислить все их показания и терапевтическую эффективность. Как и все прочие терапевтические средства, они не гарантируют полного излечения, но имеют большую паллиативную ценность.

Женский журнал www.

В обиходе «детским психозом» молодые мамы называют детские истерики и кризисы роста. С медицинской точки зрения все гораздо сложнее и серьезнее: психозы у детей встречаются нечасто, поставить диагноз не так просто, но, в то же время, это заболевание нуждается в обязательном лечении и наблюдении.
Детский психоз – это не истошные крики и валяния по полу, которые случаются практически у каждого ребенка. Психотическое расстройство имеет определенную клиническую картину, а чтобы поставить правильный диагноз в детском возрасте, обычно нужна консультация не одного специалиста.

Одним из главных показателей помрачения рассудка у человека чаще всего служит его речь. В психозе человек не способен связно мыслить, и поток его речи ярко демонстрирует спутанность, хаотичность больного сознания.
Можно ли наверняка диагностировать психогению у малыша до трех лет, еще не посещающего детский сад, да и не умеющего толком говорить? Зачастую в этом затрудняется большее количество медицинских экспертов. В таком случае психоз у ребенка можно заметить только по его поведению. Также будет сложно определить, когда и по какой причине психика так серьезно пострадала.
Предметом спора врачей также являются помрачения рассудка, поражающие детей в предподростковом возрасте. Медицина классифицировала детские и взрослые психотические расстройства, однако большинство врачей считают, что и в предподростковом возрасте психика способна пострадать до состояния психогении. Клиническая картина при этом имеет разную симптоматику, отделяя подростковый, с рядом своих отличий, психоз от аналогичной патологии в раннем или взрослом периодах жизни.
Патологию важно отличать и от других расстройств психики в раннем возрасте, таких как неврозы и истеричность. При многих схожих симптомах именно психозы у детей ведут к разрушению адекватного сознания и потере реальной картины мира.

Симптоматика детских психозов

Психоз у детей проявляется по-разному, симптомы в разных формах патологии неоднородны. Однако чаще всего проявляется определенный набор признаков, таких как:

  1. Галлюцинации. Ребенок видит предметы, существ, события, которых не существует в действительности. Слышит голоса, ощущает запахи, испытывает тактильные ощущения ложного происхождения.
  2. Бред. Сознание больного спутано, что ярко проявляется в его речи. В ней нет смысла, связанности, последовательности.
  3. Неадекватное поведение, например, неуместное веселье, неконтролируемые проказы. Ребенок вдруг на ровном месте становится крайне раздражительным, начинает ломать игрушки, вещи, причиняет боль животным.
  4. Агрессия, злость. При посещении школы или садика разговаривает грубо и зло с другими детьми, способен обозвать или ударить, часто агрессивен и со взрослыми. На ничтожные поводы реагирует резким раздражением.
  5. Аппетит нестабилен: от сильной жадности к еде до полного отказа от нее.
  6. Ступор. Надолго застывает в одной позе, положение его тела и мимика не меняются, взгляд застывает, лицо выражает страдание, не реагирует на внешние раздражители.
  7. Резкая смена состояний. Ступор вдруг сменяется крайней возбудимостью, высокой двигательной активностью в сочетании с агрессивным настроем к окружающим.
  8. Аффекты. Эйфория, страх, частые приступы тоски, обиды, слезы вплоть до истерических рыданий.
  9. Плохо спит по ночам, но постоянно хочет спать днем. Головные боли, высокая утомляемость без внешних причин.
  10. Состояние, похожее на лихорадочное (в сочетании с симптомами нарушения сознания). У ребенка холодная кожа, сильная потливость, губы сухие, зрачки расширены.

Признаки разрушения сознания должны сразу вызвать тревогу у родителей. Ребенок в острой стадии заболевания не может посещать школу либо детский сад, нуждается в срочной госпитализации.

Но можно ли обычному человеку без медицинского образования отличить детские игры и фантазии от галлюцинаций и бреда? Ведь маленький мальчик, играя, представляет себя рыцарем, спасающим царевну от злого дракона. Помните, что в случае психопатии будет заметен ряд симптомов, указывающих на помрачение рассудка. Так психически больной будет в реальности видеть злое чудовище и вести себя соответствующе – выказывать сильный страх, агрессию и другие признаки искаженного восприятия мира.

У малышей симптомы психоза имеют ряд возрастных особенностей. К году у такого ребенка может быть частичное или полное отсутствие проявления эмоций, свойственного грудниковому возрасту. В 2, 4, даже в 6 месяцев малютка не улыбается, не «агукает». На фоне здоровых 8-9 месячных малышей больной выделяется тем, что не узнает семью, не проявляет интерес к окружающему миру, у него могут наблюдаться навязчивые однообразные движения.

В два года подверженный психотическому расстройству ребенок будет заметно демонстрировать отставание в развитии. У малыша 3 лет неадекватное восприятие реальности будет уже более очевидным.

У детей младшего возраста выделяют атипичный детский психоз. По симптоматике он сходен с аутизмом (одна из его разновидностей даже носит схожее название — «инфантильный психоз»). Может возникать даже у интеллектуально развитых ребят (хотя чаще все-таки встречается у умственно отсталых).

Заболевший будет плохо контактировать с людьми, демонстрировать задержку речевого развития. Для него могут быть характерными навязчивые одинаковые движения или неконтролируемое повторение чужих слов (эхолалия). Посещая детский сад, такие малыши резко не вписываются в общую группу, так как не понимают окружающих и с трудом адаптируются к малейшим изменениям.

Причины возникновения патологии

К физиологическим причинам возникновения психотических расстройств в раннем возрасте относятся:

  1. Дисфункции щитовидной железы.
  2. Последствия гормонального сбоя, период полового созревания.
  3. Высокая температура, вызванная иными заболеваниями.
  4. Побочные эффекты при химиотерапии, приеме лекарств.
  5. Менингит.
  6. Алкоголь, принимаемый беременной женщиной (внутриутробный алкоголизм плода) или при кормлении грудью.
  7. Генетическая наследственность.

У подростков часто срывы психики случаются как следствие попадания в стрессовую ситуацию. Серьезной психотравмой для них может стать смерть близкого человека, конфликтные ситуации в семье или с друзьями, резкая смена жизненных обстоятельств.


Психоз, возникший на фоне психотравмы у подростка, как и подобные проявления болезни у взрослых людей, может длиться недолго и исчезает с устранением стрессового фактора.
Но стоит помнить, что склонность к психотическим расстройствам может передаваться по наследству, и тогда течение заболевания бывает более тяжелым. Иногда дисфункция сознания достигает инвалидности, сохраняясь всю жизнь.

Психолог рассказывает о том, как поведение родителей может спровоцировать развитие психоза у ребенка

Разнообразие форм болезни

В зависимости от многих факторов, заболевание может протекать по-разному:

  • быстро и стремительно, с ярким проявлением симптомов;
  • долго, но с острыми периодическими всплесками;
  • быстро, но с невыраженными симптомами;
  • симптоматика развивается в течение длительного периода, проявляется неярко, вяло.

В зависимости от возраста пациентов выделяют также ранние (до подросткового возраста) и поздние (у подростков) формы патологии.

Психотические состояния, вызванные внешними временными факторами, обычно легче диагностируются и поддаются лечению. Острая фаза проходит, когда проблемы-провокаторы прекращаются, хотя для полного восстановления истощенной психики всегда требуется дополнительное время.

В случае долгого пребывания человека в травмирующей ситуации либо мозговых повреждений, вызванных биохимическим отклонениями (как врожденными, так и спровоцированными приемом лекарственных препаратов, болезнями и другими факторами) острое психотическое расстройство перерастает в хроническое. Затяжное помрачение рассудка крайне опасно для маленького человека. От дисфункции мозговой деятельности страдает интеллектуальное развитие, ребенок не может адаптироваться в социуме, общаться со сверстниками, заниматься любимыми делами.

Медикаментозное лечение и коррекционный психотерапевтический курс при тяжелых формах психических заболеваний обязательны. Особенно опасен острый психоз, когда все симптомы проявляются очень сильно и ярко, а нарастание патологических процессов идет стремительно.

Диагностика заболевания

Детальную диагностику психических отклонений лучше проводить в стационаре под постоянным наблюдением врачей. Для назначения эффективной терапии необходимо четко определить причину возникновения психотической реакции.

В осмотре, помимо психиатра, обязательно принимают участие отоларинголог, невропатолог, психолог, логопед. Кроме общего обследования организма, ребенок также проходит специальное тестирование умственного развития (например, компьютерный или письменный тест на уровень развития мышления в соответствии с возрастной группой, связанность речи, тесты в картинках и т.д.).

Терапия и профилактика психотических расстройств в раннем возрасте

Маленьким пациентам назначается курс медикаментов в сочетании с сеансами психологической коррекции.

Проявляемые симптомы и лечение, назначаемое ребенку, напрямую связаны, так как препараты необходимы лишь в тех случаях, когда болезнь привела к биохимическим нарушениям в организме. «Тяжелые» формы психотропных лекарств, такие как транквилизаторы, назначают только при наличии агрессивных состояний.

В случаях, когда болезнь носит затяжной, а не эпизодический характер, лечить юного больного необходимо под постоянным наблюдением психиатра.

Коррекционный эффект психотерапии особенно заметен, когда эмоциональный срыв произошел в результате пережитого стресса. Тогда при устранении фактора, вызвавшего дебют заболевания, и работая с внутренними установками и реакциями маленького пациента, психолог помогает ему справиться со стрессом и выработать адекватные реакции на негативные события в жизни.
Родителям необходимо помочь сыну или дочке соблюдать правила здоровой жизни.

  1. Ребенку необходим размеренный распорядок дня, отсутствие сильных потрясений и неожиданностей.
  2. Недопустимо проявлять к детям грубость и физическое насилие, а меры поощрения и наказания должны быть им понятны.
  3. Доброжелательная и позитивная атмосфера в семье, любовь и терпение между всеми ее членами помогают больному быстрее вернуться к нормальной жизни.
  4. Если стрессовая ситуация была связана с посещением образовательного учреждения, то есть смысл сменить школу или детский сад.

Всё это крайне важно для окончательного и устойчивого восстановления психики маленького больного.

Возникает вопрос, можно ли детям, перенесшим временное помрачение рассудка, надеяться на полное излечение и полноценную взрослую жизнь? Смогут ли они вырасти в адекватных членов общества, создать свои семьи, иметь детей? К счастью, да. При своевременной медицинской помощи и качественной терапии многие случаи ранней психогении излечиваются полностью.

Психоз у ребенка причисляют к смешанной группе сложных психических болезней, которые обнаруживаются в неспособности малышей отделить явь от фантазий, отличить реально существующую действительность от вымысла и отсутствием адекватности оценки происходящего. Другими словами, ребенок не умеет сообразно воспринимать среду, вследствие этого и ответное реагирование на нее является неадекватным. Данный недуг преимущественно, характеризуется нелегким протеканием, однако наблюдается очень редко.

Это нарушение способно значительно осложнить детское взаимодействие с окружающей реальностью и взаимосвязи в социальной сфере, не зависимо от формы недуга, которой подвержена кроха. Его воздействие обнаруживается проблемами в ходе организации процессов мышления и управлении действиями, поведением, эмоциями, в нарушении выстраивания отношений и верного применения языка, адекватных общественным нормам.

Детские психозы бывают ранними или поздними. Ранний – наблюдается у деток, находящихся в возрастном и грудном, дошкольном и школьном возрастных периодах, а поздний – в препубертаном и подростковом периоде.

Симптомы заболевания

Проявления психотического поведения носят разнообразный характер. К наиболее бесспорным признакам относят галлюцинации, которые выражаются в возможности крохи видеть, слышать, ощущать или осязать что-то, чего на самом деле нет. Еще одним явным признаком психической болезни у детей считается наличие бреда, который обнаруживается в неверной интерпретации смысла действительно существующего. Ребенок, подверженный данному состоянию, начинает бессмысленно сочинять слова, смеется над неприятными вещами, испытывает беспричинное раздражение.

Именно наличие галлюцинаций и состояние бреда для констатации диагноза психоза у малышей являются отличительными признаками. Так, например, у здоровой малышки сказка о Золушке породит мечту стать самой Золушкой и антипатию к злобной мачехе, а кроха, страдающая психозом, будет искренне верить, что она является в реальности Золушкой, а мачеха проживает с ней в одном жилище. Психиатры считают, что с уверенностью утверждать о наличии психической болезни можно только после того, как крохи начинают говорить, хотя косвенным признаком наличия данного недуга может служить и нарушенное поведение.

У детей психотическое состояние проявляется в снижении ясности сознания, затруднении ориентирования в пространстве, времени и собственной личности. У больных деток сильно выражены расстройства вегетативного и соматического характера. Такие симптомы психоза считаются положительными, так как добавляются они к первичному состоянию психики и после адекватного лечения проходят бесследно. В некоторых случаях возникают негативные нарушения, которые провоцируют тяжелые социальные последствия. У малышей формируется негативное видоизменение личности и черт характера, а нередко даже глубокое разрушение психики.

Дети, страдающие психозом, характеризуются пассивностью, вялостью. Они практически неинициативны. Постепенно у них усиливается состояние эмоциональной тупости, ребенок начинает отделяться от окружающих все больше, становится агрессивно-раздражительным, неуживчивым и грубым. По прошествии некоторого количества времени возникают расстройства интеллекта, а мыслительные процессы характеризуются отсутствием целенаправленности и бессодержательностью.

Нередко у детей может возникнуть реактивный психоз, который еще именуют психогенным шоком. Реактивный психоз – это расстройство психики, наступающее вследствие перенесения малышом тяжелой психологической травмы. Данная форма недуга характеризуется наличием трех признаков, отличающих ее от других типов :

— заболевание всегда является результатом перенесения тяжелого потрясения эмоционального характера;

— имеет обратимый характер (выраженность симптоматики слабеет с течением времени, то есть чем большее количество времени прошло со дня травмы, тем менее выражена симптоматика);

— проявления психоза и болезненные переживания имеют зависимость от характера травмы, другими словами между ними имеется психологически понятная взаимосвязь.
Профилактика и помощь детям с реактивными психозами, прежде всего, заключается в ликвидации травмирующего фактора. Медикаментозная терапия назначается в зависимости от выраженности симптоматики и особенностей состояния психики. Профилактика заключается в предохранении детей от воздействия травмирующих ситуаций и в грамотном воспитании, в котором нет беспричинных криков, и есть последовательность.

У ребенка психоз в 1 год отмечается в аутистическом поведении с отсутствием улыбки на лице и радостных эмоций.

В трехмесячном возрасте не наблюдается гуления, а в восьми — десятимесячном возрасте отсутствует лепет, возникают навязчивые похлопывания в ладоши, малыш абсолютно не интересуется окружающим миром и не следит за передвижением предметов, также он индифферентно относится к родне.

В соответствии с различными международными классификациями недугов аутистические расстройства определяются в круге психозов детского возраста или нарушений развития.

У ребенка психоз в 1 год, преимущественно, определяется дегенеративными признаками в форме дефектов в умственном развитии и отклонений в поведении. Многие психиатры в ходе проведения исследований сделали вывод, что уже с раннего детства существуют непрогредиентные состояния, которым присуща неравномерность в развитии или неуравновешенность.

Психоз у ребенка 2 лет

Часто родители или другие взрослые родственники малышей задаются вопросом: «у ребенка психоз, что делать». Нужно определиться с причинами, провоцирующими появление данного состояния. Нередко факторами, провоцирующими развитие психоза, может служить прием лекарственных препаратов, высокая температура, менингит или гормональный дисбаланс, травмы или интоксикация мозга, понижение иммунитета, дефицит витаминов группы В, нарушение электролиза. Зачастую психоз проходит, когда вышеописанные физические проблемы прекращают свое воздействие.

Также нередки случаи возникновения данного состояния у малышей без наличия сопутствующих заболеваний или вследствие «плохой» наследственности. Течение таких расстройств может быть быстрым или затяжным, либо эпизодическим на протяжении нескольких месяцев, нередко даже лет. Психиатры выдвинули предположение, что их возникновение провоцируется наличием биохимических отклонений, которые могут носить приобретенный характер либо быть врожденными. Есть дети, произведенные на свет с тяжелыми дефектами конституционного типа. В этом случае расстройство может быть еще в очень раннем возрасте спонтанно проявленным.

У ребенка психоз, что делать? При подозрении у двухлетней крохи наличия данного расстройства следует обратиться к специалистам следующего профиля: отоларингологу, логопеду и невропатологу, которые проведут обследование физического состояния крохи и ее психики, протестируют способности интеллекта, проверяет слух и речь. Если выявляется, что психоз у ребенка 2 лет появился как следствие физического недуга, то диагностика сводится к поиску его причины.

Лечение психозов у детей зависит от разновидности заболевания. Зачастую достаточно будет ликвидировать причину, спровоцировавшую психотическое состояние. В более сложных ситуациях можно использовать медикаменты, компенсирующие расстройства биохимического типа. Однако лечение ранних психозов считается малоэффективным. При агрессивном поведении в редких случаях возможно назначение транквилизаторов.

Психоз у ребенка 3 лет

Психоз у трехлетних детей представляет собой нарушение в их восприятии реальности и отсутствие осознания, что оно неверно, вследствие чего изменяются представления малышей, что ведет к возникновению иллюзорного мышления, которое характеризуется тем, что ошибочные убеждения трансформируются в непоколебимые. Это провоцирует странное поведение детей. Также наблюдает нарушения последовательности и связности мышления.

Детские психозы, кроме ранних и поздних, также бывают реактивными (порождают травмы) и острыми (возникают неожиданно и моментально развиваются).

Профилактика и помощь детям с реактивными психозами заключается в соблюдении распорядка дня, систематических физических упражнениях, наблюдении за изменениями в детском поведении. При всех расстройствах реактивной формы следует, в первый черед, если это возможно, ликвидировать причину недуга – психогенную ситуацию. Обычно аффективно-шоковое поведение, если не трансформируются в иное состояние, не требует врачебной помощи.

Лечение психозов у детей 3 лет, не спровоцированных травмами, определяется остротой течения, особенностями психопатологической симптоматики. Поэтому основным методом лечения принято считать применение медикаментозной терапии, которая должна базироваться на сугубо индивидуальном, нешаблонном подходе к маленькому пациенту и учитывать половую принадлежность, возраст, а также наличия иных недугов в анамнезе.
Назначается гормональная терапия (тиреоидные гормоны), мощная витаминотерапия и другие препараты, способные обеспечить облегчение симптоматики, особенно гиперактивности, нарушений сна и . Также существуют различные поведенческие ориентированные программы, направленные на ликвидацию проявлений дезадаптационного поведения и развития навыков копинга.

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский . Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

И у детей диагностируют не так часто как у взрослых и . Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к . К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом ( и(иже) с ней);
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать или ;

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие , которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие ;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является . В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в . Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, ;
  • агрессивность, конфликтность;
  • , противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

Детский психоз может развиться по самым различным причинам: спровоцировать острое состояние может высокая температура, инфекционные заболевания, эндокринные нарушения, нейроинфекции, стрессовые факторы, психические травмы и наследственная предрасположенность. Психоз проявляется бредом, галлюцинациями, странностями в поведении и нелогичной реакцией на события. Самостоятельное оказание помощи не рекомендуется, необходима квалифицированная помощь детского психиатра.

Консультанты клиники "IsraClinic" будут рады ответить на любые вопросы по данной теме.

Я подтверждаю, что принимаю условия согласия на обработку персональных данных.

Под психозом понимается острое состояние, во время которого у ребенка наблюдаются резкая смена настроения, неуместные эмоции (смех во время грустного рассказа, например), галлюцинации, бредовые мысли и идеи. Психоз у детей, как правило, не является самостоятельным заболеванием, а проявлением какого-то психического или органического расстройства. Какой бы ни была причина психоза у детей, это состояние значительно влияет на жизнь ребенка, снижая качество функционирования, формирование эмоций, контроль поведения.

Как правило, типичным проявлением психоза у детей является именно наличие галлюцинаций и бредовых мыслей. К примеру, ребенок может поверить в то, что он – герой мультфильма или сказки, воображать, что с ним рядом есть персонажи этого мультфильма, проявлять эмоции в соответствии с действиями воображаемых героев. Также ребенок может высказывать мысли, не соответствующие реальности.


Психоз у детей причины

Могут быть самыми различными. Некоторые из них оказывают кратковременное влияние на ребенка и устранение причины помогает быстро восстановить нормальное функционирование, тогда как часть причин требует длительного лечения и проработки. Среди наиболее распространенных причин психоза у детей выделим следующие:

  • Лекарственные препараты. Некоторые медикаменты могут вызвать психотическое состояние, которое проходит, если прекратить фармакотерапию.
  • Высокая температура. Во время болезни высокая температура может явиться причиной бреда и галлюцинаций у ребенка. После нормализации температуры психоз у детей быстро проходит.
  • Нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, миелиты и т.д.)
  • Эндокринные нарушения
  • Стрессовые ситуации (ссоры родителей, развод, авторитарное воспитание)
  • Психотравма (физическое или моральное насилие)
  • Наследственные причины. Если один из родителей страдает психотическими расстройствами, вероятность, что психоз передастся ребенку по наследству очень высок.

Отметим, что психозы могут проявляться у детей как в дошкольном, так и подростковом возрасте.

Диагностика и лечение психоза


Очень часто для постановки диагноза психоз требуется обследование нескольких специалистов – детского психиатра, невролога, клинического психолога, педиатра. Дополнительно могут быть назначены такие проверки, как МРТ, ЭЭГ, анализы крови, люмбальная пункция или электромиография. Эти проверки необходимы для подтверждения или исключения органической причины для психоза у детей.

После установления точной причины психотических приступов, назначается терапия. Если речь идет о психологической причине, могут быть назначены успокоительные препараты, консультации ребенка психологом либо семейная психотерапия. В ряде случаев требуется достаточно длительные занятия с психотерапевтом для стабилизации состояния – до полугода. Если речь идет об органической причине, назначается лечение в зависимости от диагноза, который вызвал психоз.

В Израиле в психиатрической клинике «IsraClinic» принято проводить комплексное обследование и лечение детей с психотическими приступами для постановки точного диагноза и назначения максимально эффективной терапии. Помимо фармакотерапии и психотерапии среди методик клиники есть арт-терапия, иппотерапия, гидротерапия или спорт-терапия, в зависимости от интересов и склонностей маленьких пациентов. Доказано, что такие вспомогательные методики терапии психозов дают устойчивые результаты. После лечения основные усилия врачей и родителей направлены на профилактику психоза, в частности, на физическое и психическое здоровье ребенка и его семьи.


Психозы у детей хорошо поддаются терапии, главное – своевременно обратиться в специализированный центр к хорошим специалистам.