Что такое грудная клетки и черепная коробка? Череп: строение костей головы.

От особенностей строения головы зависит наша внешность. Черепная коробка человека - сложная система, состоящая из разных зон, выполняющая различные функции. Кости черепа дают основу лицу, скелету, начало пищеварительной и дыхательной системам. Далее подробно рассмотрим из каких костей и зон состоит человеческий череп.

Череп человека состоит из 29 костей разной формы и размера, соединенных между собой швами. В качестве исключения выделяется нижняя челюсть.

Кстати, форма головы напрямую зависит от строения нижней челюсти.

Некоторые черепные кости полые, они соединены с носовой полостью. Благодаря такому строению черепная коробка не тяжелая, однако очень прочная.

Черепную коробку относят к опорно-двигательному аппарату и костной системе. В нем два больших отдела, которые отвечают за определенные участки - это лицевой и мозговой.

Ниже рассмотрим анатомию этих двух отделов черепа подробнее. А пока посмотрим рисунок со схемой, демонстрирующей атлас черепной коробки человека.

Описание строения костей мозгового отдела человеческого черепа

В состав мозгового отдела входят:

  • пара височных;
  • пара теменных;
  • лобная;
  • клиновидная;
  • решетчатая;
  • затылочная.

Верхняя мозговая часть черепа выполняет защитную функцию, поэтому кости здесь довольно массивные.

Клиновидная и решетчатая соединяют между собой мозговой и лицевой отделы.

Боковую и верхнюю зоны черепной коробки замыкает теменная парная кость, которая имеет вид неправильного четырехугольника с бугром по центру.

Лобная кость черепа непарная, она соединяется с передней теменной частью только швами.

Надбровные дуги расположены на двух лобных буграх, которые считаются частью чешуи - передней зоны.

Глазные ямки и носовая часть расположены на лобной кости. Она охватывает решетчатую вырезку, соединяется с носовыми ходами и одноименной пазухой.

Затылочная кость черепной коробки образует свод, который охватывает его сзади и снизу.

Большое затылочное отверстие имеет четыре границы. Они образуют канал, в который входят нервы, сосуды, спинной мозг.

Внутренний и наружный бугры образуются чешуей затылочной кости.

Основание и боковая часть формируются за счет височной области. В этой зоне располагаются органы слуха и равновесия.

Важно! Височная область состоит из самых хрупких костей.

Формируется эта область из нескольких отделов:

  • чешуя;
  • сосцевидная часть;
  • барабан;
  • пирамида.

Кость, соединяющаяся со всеми другими называется клиновидной. Строение ее сложное, поскольку она пропускает через себя нервные окончания. К этой части крепятся мышцы жевания, глазницы.

Продырявленная и глазничная пластины относятся к решетчатой кости. Глазничную пластину можно увидеть невооруженным взглядом, а продырявленная прячется за ней и другими частями. От продырявленной пластины начинает тянуться носовая перегородка.

Мозговой отдел черепа с видом сбоку представлен в следующем рисунке.

Череп: вид справа

Строение костей лицевого отдела черепа

К лицевому отделу относят парные и непарные кости, которые служат основой скелета и жевательного аппарата. Другие кости по размеру меньше, они составляют полость лицевого черепа.

Кости лицевого отдела черепной коробки бывают разных типов, парные и непарные. Имеются две челюсти - верхняя и нижняя. В этот отдел входят мелкие косточки, которые формируют ротовую и носовую полость, глазницы. Череп имеет следующее строение лицевого отдела:

Непарные кости, входящие в состав лицевого отдела:

  • Сошник считается плоской костью, выглядит как трапеции, формирует вместе с решетчатой носовую полость;
  • Единственной подвижной зоной черепа является нижняя челюсть. Ее основные функции - жевание и речеобразование. По своей структуре она похожа на подкову;
  • Под мышцами языка находится подковообразная косточка небольших размеров, она называется подъязычная.

Парные кости входящие в состав лицевого отдела имеют названия:

  • Слезная - плоская, имеет форму четырехугольника. Частично помогает формировать изнутри стенку глазницы, а снаружи - полости носа;
  • В состав верхней челюсти входят по четыре отростка и поверхности, а также тело. Имеет придаточную воздухоносную пазуху;
  • В состав нижней носовой раковины входят три отростка: решетчатый, носовой и верхнечелюстной. Она разделяет носовые ходы - нижний и верхний;
  • Носовая - плоская, имеет форму четырехугольника. С одной стороны, она соединяется себе подобной костью, а с другой - лобной и решетчатой. за счет хрящевой ткани;
  • Боковую стенку глазницы, а так же подвисочной ямки образует скуловая кость. С верхней челюстью соединяется одноименным отростком;
  • Задняя часть полости носа и нёбо формируется за счет нёбной косточки.

Лицевой отдел черепа в разрезе можно изучить по фото.

На фото вы можете рассмотреть кости и швы реальной черепной коробки.

Швы и суставы, как соединительная ткань

Швы черепа фиброзные. При соединении его частей выделяют всего один сустав, подвижный, — это височно-нижнечелюстной.

Благодаря этому суставу человек может выполнять жевательные, речевые движения. Он движется по всем направлениям: в стороны, вверх, вниз, вперед или назад.

В анатомии швы, которые соединяют между собой кости подразделяются на три типа:

  • чешуйчатые;
  • плоские;
  • зубчатые.

Все части лицевого отдела соединены ровными, плоскими швами. Теменную и височную кости соединяет чешуйчатый шов. Венечным швом объединены теменная и лобная часть. Швы четко видно на фото черепа сзади.

Подробно о том, сколько костей в черепе человека, как они называются на латыни и о схеме их расположения можно изучить в видео для студентов медицинских учебных заведений.

Так же смотрите фильм об анатомии костей черепа.

Функции черепа

Костные образования выступают в роли защитных ячеек для глазниц, полости носа. В целом их можно считать своеобразным каркасом, который защищает органы чувств и головной мозг.

  • Защитная функция;
  • Мимическая;
  • Жевательная;
  • Речеобразовательная;

Расовые особенности строения

Одинаковых людей на планете не бывает. Отличить человека за расовой принадлежностью можно не только по цвету кожи или акценту. Строение черепа играет немаловажную роль в расовом отличии. Каждая раса имеет конкретную анатомию, а именно:

  • Европеоидная (рис А) .

Скелет лицевой части сильно выпирает вперед. Нос укоренен глубоко, а оттянуты немного назад. Чаще всего сильно развиты клыковые ямки.

  • Монголоидная (рис. Б) .

Ее еще называют азиатско-американскаяй раса. Особенность в большом лицевом угле по сравнению с европеоидной. Более плоские носовые и скуловые кости. Неглубокая посадка носа. шире. Клыковые ямки не глубокие. Черепная коробка состоит из крупных, широких костей, что отражается на его размере.

  • Негроидная (рис С) .

Умеренно. Не глубокая посадка носа, кости которого уплощены, поставлены широко. Лицевой угол меньше, чем у предыдущих рас.

Детский череп

Специфическую анатомию имеет детский череп. С возрастом его строение меняется.

К примеру, только родившийся ребенок имеет роднички - неплотно закрытые участки. Самыми заметными принято считать передний и задний. Большой родничок закрывается ближе к 12 месяцам, а маленький - к 1,5.

Если у ребенка наблюдаются хоть малейшие отклонения от принятой нормы этого срока следует обращаться к специалисту.

Какие же еще особенности у детского черепа? Швы у ребенка на черепной коробке соединительнотканные. Благодаря такому соединению ребенок движется по родовым путям без последствий, а также при развитии мозга растет вместе с ним. Швы полностью окостеневают только в 30 лет. Детские кости головы имеют возможность изменять свою форму. Он растет до 13 лет, приостанавливается, в то время когда остальные кости продолжают этот физиологический процесс.

Половые различия строения черепа

Антропометрические данные отличают женское строение черепа от мужского. Но практически невозможно найти отличия в черепной коробке мальчика и девочки до переходного возраста.

Строение костей головы человека мужского пола более массивное и крупное. Передняя часть имеет более развитый вид, чем у женщин. Женская кость имеет меньшую плотность, поэтому она легче. В большинстве случаев принято считать, что половые различия в строении головы лишь условность.

Формы черепной коробки

Описание форм черепа:

  • обычная форма - черепной указатель;
  • аномалия в виде башни - акрокефалия;
  • раннее срастание швов - краниостеноз.

черепная коробка

Альтернативные описания

Административная должность в России

В Московском государстве - выборный глава городского самоуправления

В пангинги верхняя часть колоды (карточный термин)

Глава Рады в Украине

Городской начальник в дореволюционной России

Единица счета скота

Ее можно вешать, ломать и потерять

Лучше, когда этих частей тела две

Сырный шар

Часть тела, туловища

Что отлетает в корзину при гильотинировании

Часть тела

Что отсекает гильотина?

Именно из этой части тела родилась Афина

Фильм Бориса Барнета «Бесценная...»

Через какой орган уходит 80% тепла человека?

Назовите тот дурной объект, из-за которого волчьи кормильцы часто не могут получить долгожданного отдыха

Орган человека, в котором могут завестись тараканы

. «... моя садовая»

Орган человека, в котором может быть каша

Ее можно мылить, а можно ломать

Что болит при мигрени?

Какой орган отрубали бессмертным горцам в фильме?

Роман российского писателя А. Беляева «... профессора Доуэля»

Ушастая часть тела

Она кружится от шампанского

Объект внимания парикмахера и палача

Положение хлеба относительно других продуктов

Выше нее не прыгнешь

Часть тела, которой некоторые люди думают, а некоторые ею только едят

Дурной орган, который ногам покоя не дает

Орган, который можно дать на отсечение

Часть тела, способная соображать

Жертва мигрени

Не болит у дятла

Одна - хорошо, а две - лучше

Отсутствующий орган у всадника (Майн Рид)

Часть тела, которую теряют от любви

Перед поезда

Начало рыбьей порчености

Хранилище мозгов

Роман немецкого писателя Г. Манна

Персонаж оперы Н. Римского-Корсакова «Майская ночь»

Название военной и административной должностей в России, XVI-XVII вв.

Ума палата

Растет на шее

Садовая

В нее боксеры кушают (анекд.)

Дурная работодательница ног

Черепная коробка и все остальное

Черепная коробка со всей начинкой

Та, что обычно своя на плечах

Отсекаемая гильотиной «деталь»

Противник Руслана в бою у Пушкина

. «мозговой центр»

Часть тела, где копошатся мысли

. «котелок», в котором ворочаются мысли

Сторона поезда

. «или грудь в крестах, или... в кустах»

Черепок с мозгами

Вместилище опилок Винни Пуха

Раньше называлось мозговницей

Самая умная часть тела

. «коробка» для ума

Умный человек (одобрительно)

Что на плечах у нас?

Черепная коробка

Часть туловища

Ум, рассудок

Административная должность в России

. (разг.) начальник

Именно из этой части тела родилась Афина

. "Дурная... ногам покоя не дает"

. "Или грудь в крестах, или... в кустах"

. "Котелок", в котором ворочаются мысли

. "Мозговой центр"

. "... моя садовая"

. "коробка" для ума

Ж. глава, часть тела, состоящая из черепа с мозгом, из мышц, покровов с волосами и пр. башка, мозговница. Разницу между головой и главой, см. глава. Голова состоит из головы собственно и лица: голова делится на лоб или чело, темя, маковку, затылок, и виски или косицы. Не рок головы ищет, сама голова на рок идет. Свою голову положу, да твою-то с плеч снесу. Кистенями постукивают, так головы трещат. Легко ранили, и головы не нашли. Не бей по голове, колоти по башке. Хоть на голове-то густо, да в голове пусто. Кабы на Тарасовой голове да капуста росла, так был бы огород, а не плешь. Кто ворожит, на того головою наложить. похмелья, да с голоду, разломило буйну голову. Головка воровка: денежки пропила, а сама болит да болит. Рука согрешит, а голова в ответе. Подумаешь умом, головушка кругом! Не верти головой, не миновать. Кабы тебе на свою голову! напророчить злое. За это головой ручаюсь. Хоть голову на плаху. Вот меч (топор), вот голова моя. Сломя голову, спешно. Очертя голову, отчаянно. Видно, он о двух головах. Не татарин выскочил, не голову снял, не велика беда. Тут и о двух головах пропадешь. Была бы голова на плечах, а хлеб будет. Была бы голова, будет и борода. Не отболит (не отвалится) голова, вырастет и борода. Была бы голова, будет и булава. Была бы булава, найдется и голова. Была бы голова, будут и рога, кичение, гордость. Была бы голова, будет и петля. Была бы голова, а шелуди будут. Одна голова на плечах, да и та на ниточке. На тулово без головы шапки не пригонишь. Тяжело голове без плеч, худо и телу без головы. Куда голова, туда и животы. Не всяк умен, кто с головою. Баба ворожила, головой наложила, по заклятию. Прилетела на свою голову, о птице, залетевшей в избу; стараются поймать ее и сорвать голову. Две головы и шесть ног: четыре ноги ходят, а две смирно лежат? вершник. Голова также лицо, особа, особь, душа, человек, животное. Одна голова не бедна, а и бедна, да (так) одна. Ну голова, что ты наделал! Жить (одной) головою, одиноко, бессемейно. Как живется, голова? нас подати с головы сходит по стольку-то. Много ль голов скота держите? Сваливать с больной головы на здоровую, наваливать на кого чужую вину. Жить за чужой головою, ответом, защитой, порукой. На службе легче ответ с чужой головы. *Ум, разум, смысл или рассудок, умственные способности вообще. Это голова, каких мало. Эта голова шебала. кобылы большая голова нехай (пускай) себе думает! зап. о беззаботном. него голова трухой набита. Ему ничего путного нейдет в голову. Легче руками работать, чем головой. Взять или забрать себе что в голову, верить чему, упорно хотеть. Выкинуть что из головы, из думки, мыслей. тебе выбью дурь эту из головы. Очертя голову, безрассудно. Работать головою: ломать над чем голову. Голова трещит от дел. Голову ломит или разломило, болит. Потерять голову, с немецк., потеряться, не найтись, не знать что делать. Головою не знаю, не видал, вовсе не знаю. Нрав или сердце, качества нравственные. Упрямая голова, буйная, удалая, бешеная. Он пропал и с головою, погиб. Взять что на свою голову, сделать что в свою голову, самовольно или па свой ответ. Работать на (в) зну (злу?) голову, до поту, до изнеможения. добрую голову сто рук. Сколько голов, столько умов. Сто голов, сто умов. Что голова, то ум (разум). Голова у ног ума не просит. Умная (добрая, путная) голова сто голов кормит, а худая и одной (и себя) не прокормит. Хорош город домами, да плох головами. Без мужа, что без головы; без жены. что без ума. Муж голова. жена душа. Гнать в хвост и в голову. Повесил головушку на праву сторонушку. Не вешай головушки, не печаль хозяина. Он идет в первую голову, первым. Наложить головою, строго заказать. Клад положен на столько-то голов, с зароком. головы-на-голову, поголовно. Выдать кого головою, стар. за долги или обиду заставить просить униженно прощенья, или отдать на расправу. Разбить войско наголову, побив его, рассеять. Поплатиться (покрыть дело) головою, повершить смерть своею. Покрыть девке голову, выдать замуж; о мужчине: накрыться, надеть шляпу. Бежать, торопиться сломя голову, опрометью, изо всех сил. Срезать кому голову, пристыдить. Вскосматить голову, волос. Намылить или вымыть кому голову, с немецк. пожурить. Под головою, под подушкой на ложе. Пропадать за глупою головою, за глупым мужем. Гладить кого по головке, баловать. Хорошенькая головочка. Болит головушка. Бедная моя головонько! Эка головища какая! Упал торчмя головою. Голова делу, начальник, коновод. Встарь бывали головы: стрелецкие, обозные, таможенные, письменные, соляные и пр. Стрелецкий (или -кая) голова был в чине полковника. Ныне головой зовется старший местный начальник, по выборам, у купцов или граждан и у податных состояний. Городской голова, председатель городской думы. Ремесленный голова, председатель ремесленной управы. Волостной голова, управляющий волостью, Головиха ж. жена головы. Голова всему делу правда. Без головы и дом (и волость) не стоит. Здоровье всему голова. Браги ендова всему голова. Пиво не диво, и медь не хвала: а всему голова, что любовь дорога, о пирушке. По разуму в головы сажают. Не одним головой свет стоит, говор. о волостном голове. Не об одной голове или не одной головой свет стоит. Русь святая белу свету голова. Приставь голову к плечам. Голова хвоста не ждет. Голова также верх или вершина, начало: голова реки, сиб. вершина реки; голова хлебного вороха, чело, очелок. Голова в суслоне, арх. тринадцатый сноп, служащий вершиной, покрышкой. Голова борти, улья, олек, верхняя часть, противопол. пятка. Голова лаптя, голова(я)шка, где пальцы. Главная часть, верх или главный конец вещи: напр. верхняя часть руля, скрипки, гитары, где вставлены колочки; набалдашник; верхняя часть горного бура, промывального стана, рудной жилы и пр.; лучший соболь, куница в связке, он же головка; отборный товар, напоказ, верхи; первое и более крепкое вино, при гонке горелки, головица. Иногда вещь, уподобляемая по виду голове, как напр. голова сахару; головка луку, чесноку: головка капусты южн. кочан, вилок; насадок на чем, шляпка; головка булавки. Головка пчеловод. медок, медки, зрецовое гнездо, донышко, также приломок, науз с медом, для раннего прикорма пчел или нового роя. Головка ниж. смол. бабья головная повязка, платок, косынка. Голова белой рыбы. белорыбицы, на Днепре,

Какой орган отрубали бессмертным горцам в фильме

На что мы шляпу надеваем

Название военной и административной должностей в России, XVI-XVII вв

Одна хорошо, а две лучше

Отсекаемая гильотиной "деталь"

Персонаж оперы Н. Римского-Корсакова "Майская ночь"

Роман российского писателя А. Беляева "... профессора Доуэля"

Фильм Бориса Барнета "Бесценная..."

Через какой орган уходит 80% тепла человека

Что болит при мигрени

Что на плечах у нас

Что отсекает гильотина

На что мы шляпу надеваем?

. «дурная... ногам покоя не дает»

Единица счёта скота

Является скелетом головы. Соответственно особенностям развития, строения и функции различают 2 отдела черепа: мозговой череп и лицевой череп, образующий костную основу дыхательного аппарата и пищеварительного канала.

Рис. 25. Череп сбоку:
/ - лобная кость, 2 - теменная кость, 3 - затылочная кость, 4 - чешуя височной кости, 5 - сосцевидный отросток височной кости. 6 - наружный слуховой проход, 7 - скуловая кость, 8 - скуловая дуга, 9 - глазница, 10 - носовая кость, 11 - верхняя челюсть, 12 - носовая полость, 13- суставной отросток нижней челюсти, 14 - венечный отросток нижней челюсти, 15 - угол нижней челюсти, 16 - подбородочная бугристость, 17 - слезная кость, 18 - большое крыло клиновидной кости, 19 - затылочный шов, 20 - чешуйчатый шов, 21 - венечный шов

Мозговой череп состоит из крыши и основания. Кости крыши относятся к покровным костям. Каждая из двух теменных костей представляет четырехугольную пластинку с четырьмя зубчатыми краями. Теменные кости образуют теменной бугор. Спереди от теменных костей лежит лобная. Большая ее часть представлена чешуей, наиболее выпуклые части которой - лобные бугры, а ниже расположены глазничные части. Между глазницами находится ее носовая часть, примыкающая к носовым костям, а снизу вырезка, заполненная решетчатой костью. Сзади теменных костей расположена затылочная кость, участвующая в образовании основания черепа и в соединении черепа с позвоночником. По бокам крыши черепа находятся две височные кости, которые также участвуют в образовании основания черепа. В каждой из них находятся орган слуха и вестибулярный аппарат. В основании черепа располагается клиновидная кость. Кости основания черепа, развившиеся из хряща, соединяются хрящевой тканыо, которая с возрастом также заменяется костной. Кости крыши, развившиеся из соединительной ткани, соединяются соединительноткаными швами, которые к старости становятся костными. Это относится и к лицевому черепу.


Лицевой череп включает две верхние челюсти, скуловые, слезные, решетчатые, небные, носовые кости, нижнюю носовую раковину, сошник, нижнюю челюсть и подъязычную кость.

Возрастные особенности черепа. Мозговой и лицевой череп образуются из мезенхимы. Кости черепа развиваются как первичным, так и вторичным путем.

Череп детей значительно отличается от черепа взрослых величиной по сравнению с размерами тела, строением и пропорциями отдельных частей. У новорожденного мозговой череп в 6 раз больше лицевого, а у взрослого - в 2,5 раза. Следовательно, у новорожденного лицевой череп относительно меньше мозгового. Эти различия с возрастом исчезают.

У детей с возрастом изменяется не только форма черепа и составляющих его костей, но и число этих костей.

Череп растет неравномерно от рождения до 7 лет. Затылочная кость выпячивается и вместе с теменными костями растет особенно энергично.

Череп растет наиболее быстро на первом году жизни. У новорожденного объем черепа равен 1/3 - взрослого, в 6 месяцев - а в 2 года-2/3. В течение первого года толщина стенок черепа увеличивается в 3 раза. Роднички закрываются и замещаются костными швами на 1-2 годах жизни: затылочный - на 2-м месяце, клиновидный - 2-3 месяцах, сосцевидный - в конце 1-го или начале 2-го года, лобный - на 2-м году. К 1,5 годам роднички полностью зарастают и к 4-м годам образуются черепные швы.

С 3 до 7 лет основание черепа с затылочной костью растет быстрее, чем свод. В 6-7 лет полностью срастается лобная кость. К 7 годам основание черепа и затылочное отверстие достигают относительно постоянной величины и происходит резкое замедление в развитии черепа. С 7 до 13 лет рост основания черепа еще больше замедляется, а рост крыши черепа несколько усиливается в 6-8 и в 11 -13 лет. Рост свода завершается в основном к 10 годам. Емкость черепа к 10 годам равна 1300 см3 (у взрослого - 1500-1700 см3). В росте черепа наблюдаются три волны ускорения: до 3-4, с 6 до 8 и с 11 до 15 лет. С 13-14 лет особенно интенсивно растет лобная кость, преобладает развитие лицевого черепа во всех направлениях и складываются характерные черты физиономии. В 18-20 лет заканчивается образование синостоза между телами затылочной и клиновидной костей, что прекращает рост в длину основания черепа. Полное слияние костей черепа происходит в зрелом возрасте.

Развитие черепа продолжается от наступления половой зрелости до 20-30 лет. После 30 лет швы черепа постепенно становятся костными. Развитие нижней челюсти зависит от работы жевательных мышц и состояния зубов. В ее росте наблюдаются две волны ускорения: до 3 лет и с 8 до 11 лет.

Все размеры головы увеличиваются у школьников очень медленно. Во всех возрастах у мальчиков средняя окружность головы больше, чем у девочек. Наибольший прирост головы наблюдается с 11 до 17 лет, т. е. в период полового созревания: у девочек к 13-14 годам, а у мальчиков - к 13-15.

Отношение окружности головы к росту с возрастом постепенно уменьшается. В 9-10 лет окружность головы равна в среднем 52 см, в 17- 18 лет - 55 см. Емкость полости черепа у женщин в среднем меньше, чем у мужчин, примерно на 100 см3.

Существуют индивидуальные особенности черепа. Различают две крайние формы черепа: длинноголовую и короткоголовую.

В современной нам экосистеме нет суперхищников. Нам трудно представить себе животное длиной 14 метров и весом под 10 тонн, нападающее на травоядных животных сопоставимого размера. Именно таким был самый знаменитый хищник всех времен – тираннозавр. В изучении палеобиологии тираннозавров и других динозавров за последние годы были сделаны выдающиеся открытия. Каждый год описываются десятки новых видов динозавров. Эта книга – невероятно интересное и подлинно научное путешествие длиной 100 миллионов лет, от среднеюрского до конца мелового периода. В ней известный специалист по тираннозаврам Дэвид Хоун дает наиболее полное представление об эволюции и всех сторонах жизни этих удивительных древних рептилий и их современников в свете новейших палеонтологических исследований.

Книга:

Черепная коробка

<<< Назад
Вперед >>>

Черепная коробка

Двигаемся вглубь черепа: мозг целиком заключен внутри совокупности костей, называемой черепной коробкой, расположен примерно между глазами и почти подвешен внутри черепа. Поскольку мозг прилегает очень плотно к черепной коробке, ее внутренние размеры и форма эффективно отражают форму и размеры самого мозга. Слепок, сделанный с внутренней поверхности черепной коробки (или в наши дни 3D-сканирование), может продемонстрировать ряд важных особенностей, и мы знаем, как выглядел мозг тираннозавра по результатам сканирования черепа Сью . Такой снимок может отражать структуру внутреннего уха и, значит, позволяет установить даже типы звуков (высоко– или низкочастотные), на которые были настроены уши. К сожалению, для тираннозавров эта информация сейчас неизвестна, но имеется принципиальная возможность ее получить. Я бы ожидал, что тираннозавры в целом имели широкий слуховой диапазон: крупных интересовали бы высокочастотные звуки мелкой добычи и низкочастотные других тираннозавров, в то время как небольшие тираннозавры, возможно, в основном сосредотачивались бы на более высоких звуках, при этом низкие могли указывать на опасность, поэтому их все равно старались бы не пропустить.

Отдельные части мозга представлены у животных в строгом порядке, так что довольно легко определить, где они располагались и увеличены ли особо какие-либо конкретные области. Тираннозавр отличается увеличенной обонятельной луковицей и, следовательно, должен был обладать особенно хорошим нюхом, что, скорее всего, верно и для других тираннозавров. В черепной коробке имелись отверстия, через которые внутрь входили нервы и кровеносные сосуды, а сзади располагалось огромное отверстие для главного нервного ствола, отходящего от мозга к остальному телу. Под этим отверстием находился большой костяной шар на ножке, затылочный мыщелок, служивший местом сочленения черепа с остальным телом и являвшийся главным элементом, связывающим тело с головой.

Обычный и очень упрощенный способ оценки уровня интеллекта – сопоставлять размер мозга с размером тела. Чтобы управлять большим телом, требуется больший мозг, поэтому у более крупных животных мозг объемнее, чем у мелких, и если мозг больше, чем ожидается от животного данного размера, это может указывать на более умное животное (у человека, например, непропорционально большой мозг). Тираннозавры не являются исключением, так что вряд ли обладали исключительным интеллектом, но это не означает, что они были глупы. В конце концов огромное множество животных с мозгом сравнимого размера могут выполнять довольно трудные задания и демонстрировать сложное и впечатляющее поведение, такое как решение различных задач.

Переходим к мандибуле (совокупности костей, составляющих нижнюю челюсть): у древних тираннозавров она была довольно тонкой, но у поздних форм стала более прочной и высокой, как и череп. Это также должно было увеличивать способность данной части черепа выдерживать серьезные нагрузки при кусании. Зубные кости могут быть слегка вогнуты по верхнему краю и, вероятно, соответствуют немного выпуклому изгибу верхнечелюстной кости, и это, подобно кривым ножницам, призвано было выравнивать нагрузку во время работы челюстей. В ископаемых останках тираннозавров две стороны мандибулы часто встречаются отдельно, и они не соединены сросшимися передними частями зубных костей, как у многих других животных (включая человека), зубные кости также не срастались с костями в задней части мандибулы. Такое строение иногда приводит к предположению, что две стороны мандибулы могли немного расходиться, и что зубные кости могли выгибаться наружу относительно остальных челюстных костей. Это позволяло бы увеличивать раскрытие пасти и, таким образом, облегчить заглатывание крупных кусков пищи. Однако в реальности эти разнообразные кости должны были весьма крепко удерживаться вместе группами связок на концах зубных костей (следы прикрепления этих связок явственно видны на хорошо сохранившихся костях) и другими, расположенными глубже в пасти. Хотя, вероятно, имелся небольшой люфт, помогавший распределять усилие мощного укуса, эти кости не двигались по отдельности и форма челюсти не менялась.

Связки, соединяющие одни кости с другими, и сухожилия, крепящие мышцы к костям, оставляют на костях следы в местах своего прикрепления. Добавив к этим данным наши знания о конфигурации мышц у современных архозавров, возможно определить, где прикреплялись важнейшие группы мышц и каковы были их основные функции. С мышцами головы все вполне очевидно: несколько крупных групп мышц на тыльной части черепа смыкали челюсти и обеспечивали укус, а намного более слабая группа размыкала челюсти. Другие мышцы на задней части головы соединялись с шеей и позволяли голове изменять положение и ориентацию.

Несколько групп мышц соединяли мандибулу с остальным черепом, обеспечивая размыкание и смыкание челюстей. Те, которые шли от затылочной части черепа к задней части мандибулы, действовали как депрессоры, опускающие мышцы, открывая пасть. Мышцы способны только сокращаться, становясь короче (чтобы удлиниться, им нужно расслабиться, позволяя другой группе мышц выполнить работу по возвращению их в исходное состояние). Таким образом, соединение самого заднего конца челюсти и места позади точки ее сочленения с остальным черепом позволяет открыть пасть посредством сокращения. Поскольку это не требует большого усилия (мандибула также оттягивается книзу действием силы тяжести, так что, открывая челюсть, не приходится сильно напрягаться), здесь нужен сравнительно небольшой мускул. Вот почему – не то чтобы я советовал это пробовать – у животных вроде крокодилов и львов можно удерживать пасть в закрытом состоянии даже одной рукой, поскольку сила необходима для закрывания, а не для открывания пасти.

Мышцы, закрывающие челюсти, прикрепляются перед точкой сочленения и являются значительно более крупными и многочисленными, чем открывающие мускулы; связаны они могут быть с макушкой черепа или нёбом. Это придает серьезную мощь смыканию челюсти, и позднейшие тираннозавры с их буквально костедробительным укусом, несомненно, имели в этом месте весьма развитую мускулатуру. Однако, в отличие от млекопитающих, мышцы в основном проходили внутри черепа и прикреплялись также внутри. Так, если вы стискиваете зубы, у вас на щеках вздуваются напряженные мускулы, но у динозавров такого не происходило, разве местами могли выступать небольшие желваки. Также эта черта придает голове динозавра вид, отличный от головы млекопитающего.

Единственной свободно перемещающейся парой костей в черепе тираннозавра должны были быть гиоиды – подъязычные кости, которые не скреплены ни с какой другой костью тела. Насколько я знаю, они у тираннозавров пока не обнаружены. Обычно пара гиоидных костей срастается вместе в нечто, напоминающее по форме букву Y, и когда эти кости присутствуют в окаменелых останках (они редко сохраняются у ископаемых групп), то располагаются между зубными костями. У современных животных гиоиды функционируют как опора языка, но они могут быть тонкими и хрупкими, что, вероятно, объясняет, почему они до сих пор не найдены.

Мышцы – смыкатели челюсти не могут располагаться спереди головы, потому что они будут попадать в поле зрения, мешать функционированию глаз и носа и к тому же делать пасть слишком маленькой, поэтому прикрепляются в задней части головы. Однако в соответствии с базовым принципом рычага чем больше удаляешься от точки приложения силы, тем меньше силы передается. Поэтому тираннозавры с пропорционально длинными головами, подобные алиораму , вряд ли обладали такой же силой укуса, как животное с равным количеством мышц, но более короткой головой. Также отсюда следует, что самый мощный укус должен приходиться на заднюю часть челюстей, но, скорее всего, это нивелировалось тем, что челюсти вряд ли открывались настолько широко, да и, вероятно, было сложно засунуть что-либо так глубоко в пасть. Словом, самые сильные укусы должны были осуществляться где-то в середине верхнечелюстной кости, где достигается равновесие между мощностью и практической возможностью. Неудивительно, что самые большие зубы в челюсти тираннозавра росли на передней трети верхнечелюстной кости сверху и в середине зубной кости на нижней челюсти.

<<< Назад
Вперед >>>

Черепная коробка

Как я уже говорил в своем предварительном обзоре, анатомы различают мозговую и лицевую части черепной коробки. То, что располагается ниже линии, проходящей через брови, основание носа и отверстия ушных раковин, принадлежит лицевой части черепной коробки. Ядро лицевой части черепной коробки образуют верхняя и нижняя челюсти. С обеих сторон в виде ушек прилегают скуловые дуги; в середине возвышается костное основание носа, которое увеличивается носовым хрящом. Костное основание носа и носовой хрящ определяют характерную форму носа. На границе между мозговой и лицевой частями черепной коробки располагаются пазухи для глаз. Несколько глубже с обеих сторон находятся внешние слуховые каналы. Сама по себе ушная раковина состоит из одного только хряща. Таким образом вкратце можно охарактеризовать строение черепной коробки. Мозг отвечает за все духовные процессы, работа челюстей обеспечивает удовлетворение сильнейшей животной потребности, утоляет голод. Да здравствует дух, да здравствует материя!

Если сравнить череп орангутанга (рис. 9) с человеческим черепом и проследить развитие современных людей от их предков (рис. 10), то можно видеть, что при развитии от животных к пра-людям и от пра-людей к людям современным (рис. 11) мозговая часть черепной коробки все увеличивается, тогда как челюсти неуклонно сокращаются, занимая в черепе современного культурного человека достаточно скромное место.

Рис. 9. Череп взрослой мужской особи

Рис. 10. Череп пра-человека (череп мужчины орангутанга (по «Антропологии» Мартина). «Ла Ферраси», музей г. Бойла).

Современный культурный человек в силу своего более интеллектуального развития не нуждается больше в огромных челюстях для разжевывания пищи. Поэтому для культурного человека характерно значительное развитие мозговой части черепной коробки и слабо развитые челюсти. Для пра-человека, находящегося на стадии развития дикаря, все наоборот: небольшая мозговая часть черепной коробки и большие челюсти с мощными зубами.

Выраженность мозговой части черепной коробки и незначительное развитие челюстей говорит о высоком развитии мозга, тогда как мощные челюсти и небольшая мозговая часть черепной коробки о застывании в «диком» состоянии. Если мы находим эти признаки у всех или почти всех членов какой-либо расы, то мы получаем существенные физиогномические основания для оценки этой расы. Но нужно быть очень осторожным при обнаружении этих признаков у отдельного индивидуума. Чем больше мозговая часть черепной коробки, тем больше мозг. Это очевидно. Мы знаем, далее, что мозг европейца больше, чем у представителей низших рас. Внутри одной и той же расы мы находим, что представители интеллектуального труда обладают более развитой мозговой частью черепной коробки и, соответственно, большей массой мозга, чем представители физического труда. Матигла нашел у поденных рабочих средний вес головного мозга около 1410 грамм, у лиц, занятых физическим трудом, - 1450 грамм, и у высших служащих, врачей и т. и. - около 1500 грамм (цитирую по Мартину). Эти наблюдения говорят, казалось бы, о том, что с большим объемом мозговой части черепной коробки и с большим объемом мозга автоматически связана и духовность, интеллигентность человека. Но все не так просто. Однако можно было бы думать, что вследствие интенсивной интеллектуальной работы наступает гипертрофия о тдельных частей мозга, как это происходит при постоянной работе какой-либо мышцы, и этот рост мозга влияет и на черепные кости. Кости черепа в первые двадцать лет жизни гораздо более пластичны, чем обычно предполагают.

Насколько велика пластичность детского черепа, часто убеждаются ортопеды. Когда стерно-кляйдо-мастоидеус укорочена и вследствие этого формируется кривошея, то сильное растяжение мышцы тормозит развитие всей больной половины лица, в то время как здоровая сторона развивается нормально. Возникает выраженная асимметрия лица. Средняя линия проходит не прямо, но по дуге, выпуклость которой направлена в сторону здоровой половины лица. Если укороченную стерно-кляйдо-мастоидеус вовремя перерезать и, таким образом, удлинить, то давление на черепные кости больной половины в течение трех-четырех лет прекращается и болезненная асимметрия лица исчезает. Кривошея является, как правило, врожденной. Иногда бывает так, что кривошея развивается в возрасте 12–13 лет. Тогда, несмотря на поздний возраст, развивается лицевая асимметрия. Все это свидетельствует о большой пластичности костей черепа в детском возрасте (рис. 12 и 13).

Рис. 11.Череп взрослого европейца(по «Антропологии» Мартина).

На предположении о пластичности крышки черепной коробки Галль построил свою физиогномику. Он полагал, что отдельные душевные функции локализованы в совершенно определенных участках головного мозга, и при интенсивном развитии, например, полового влечения, любви к детям, понимания музыки и т. д. соответствующие участки мозга оказываются гипертрофированы и крышка черепа на этом месте выпячивается.

Поэтому путем ощупывания крышки черепа можно - согласно учению Галля - разгадать душевный склад и характер человека. Врачу, знакомому с современными представлениями о топографии мозговых центров, достаточно беглого взгляда на «шахматную доску» Галля, чтобы понять, что его учение неприемлемо. Непонятно даже, как в свое время это учение могло привлечь к себе всеобщее внимание. Долгое время этим занятиям посвятил себя даже сам Гёте. Но наибольшее влияние учение Галля оказало на искусство своего времени. Чтобы констатировать у известных людей все центры Галля, реальной величины их лбов, как правило, не хватало, так что художникам приходилось увеличивать им лбы. Классическим примером может служить бюст Гёте работы Давида (рис. 16). Сравнение бюста Гёте работы Давида с изготовленной Шадо в 1816 г. посмертной гипсовой маской Гёте (рис. 17) показывает, какое отрицательное влияние на искусство имела теория Галля. В то же время было бы неверным отказывать теории Галля во всяком положительном смысле. Идея, что определенные душевные функции представлены топологически определенными центрами коры головного мозга, была для своего времени новой.

То, что определенные центры коры головного мозга могут быть развиты сильнее других, и сегодня представляется вполне вероятным. Но то, что при этом соответствующие им участки крышки черепа выпячиваются, кажется сомнительным.

Рис. 12. Кривошея. Перед операцией. Сильная асимметрия лица.

Рис. 13. 1 год после операции. Асимметрия по большей части редуцировалась.

Френологические органы по Галлю:

1. Половое влечение. 2. Любовь к детям. 3. Стремление к единству. 4. Потребность в привязанности. 5. Стремление к борьбе. 6. Стремление к разрушению. 7. Стремление к утаиванию. 8. Стремление к достижению. 9. Стремление к созиданию. 10. Ощущение себя. 11. Потребность в одобрении. 12. Осторожность. 13. Доброжелательство. 14. Религиозность. 15. Устойчивость. 16. Совестливость. 17. Надежда. 18. Чувство чудесного. 19. Чувство красоты. 20. Юмор. 21. Стремление к подражанию. 22. Чувство предметности. 23. Образность. 24. Чувство пространства или формы. 25. Чувство тяжести. 26. Ощущение цвета. 27. Чувство места. 28. Понимание числа. 29. Чувство порядка. 30. Ощущение факта. 31. Потребность питаться. 32. Ощущение звука. 33. Чувство слова. 34. Способность сравнения. 35. Способность к выводу.

Рис. 16. Бюст Гёте работы Давида. 1829

Рис. 17. Посмертная гипсовая маска Гёте. Шадо, 1816

Ретциус в Стокгольме и Мёбиус полагали, что они обнаружили выпячивание на черепах у музыкантов, Кёнига, Бетховена и Брамса на том месте, которое, согласно Галю, соответствует т. н. «музыкальному органу». Сегодня можно считать вероятным, что головной мозг является реальной формообразующей силой по отношению к черепу (Е. Landau, «Anatomie des Grosshirns», Yerlag von E. Bircher, 1923, S1-11). На внутренней стороне черепа определенные части головного мозга проявляются очень четко; Impressiones digitatae передних и средних черепных ямок точно соответствуют прилегающим извилинам передних отделов лобных и височных долей (Hugo Spatz и G. Stroescu, «Nervenarzt», 1934, S 432–434). На внешней же стороне черепа Ландау лишь на незначительном количестве участков нашел выпячивания, которые действительно соответствовали изгибам мозговых извилин, но эти участки располагаются на черепных ямках и обнаружить их путем пальпации практически невозможно. Поэтому делать какие-либо выводы на основе внешней пальпации о развитии головного мозга вряд ли возможно. Я должен предпослать эти соображения обсуждению вопроса о «лбах мыслителей». Особенно хочу здесь поблагодарить за сообщение новейших данных в этой области профессора Гуго Шпатца.