Что значит око за око, зуб за зуб? И как это соотносится с пожеланием Христа: Не противься злому.

Знаменитое библейское «око за око, зуб за зуб» имеет и другое название, принятое в юриспруденции, — талиона принцип. Что он подразумевает, как возник, как и где используется в наши дни?

Определение

Талиона принцип предполагает наказание за преступление, мера которого должна воспроизводить вред, который им причинен.

Он может быть материальным и символичным. В первом случае причиненное зло воспроизводится наказанием в точности, а во втором — равенство преступления и возмездия проводится в идее.

Появление принципа талиона связывают с ростом правосознания человека, когда неконтролируемая уже не соответствует требованиям правосознания. Таким образом, его целью является охрана правонарушителя и членов его рода от попыток причинения им чрезмерного ущерба со стороны потерпевшего и его семьи.

Наказание по принципу талиона в доисторические времена

Истоки идеи уравнять наказание преступника с ущербом, который им причинен, появились еще в первобытном обществе много тысячелетий назад. В примитивном виде этот принцип сохранился у некоторых народов до наших дней. Так, у жителей Гвинеи мужчина, жена которого была уличена в прелюбодеянии, имел право переспать с супругой виновного, а в Абиссинии брат или другой родственник человека, умершего в результате чьего-либо неосторожного падения с дерева, мог в тех же условиях сам спрыгнуть с высоты на невольного правонарушителя.

Принцип талиона в законах Хаммурапи

Этот вавилонский царь, известный своей мудростью и дальновидностью, создал свод правил, по которому должно было осуществляться правосудие в его стране и на территории завоеванных земель. В законах Хаммурапи есть 3 разновидности наказаний:

  • наказание по типичному талиону, т. е. по принципу «око за око»;
  • по символическому правилу (сыну, который ударил отца, отсекали руку, врачу за неудачную хирургическую операцию — палец и др.);
  • по зеркальному правилу (если крыша дома обвалилась и убила кого-то из членов семьи хозяина, предавали смерти родственника строителя).

Интересно, что за ложное обвинение человеку также могло грозить умерщвление. В частности такая кара предполагалась, если оклеветанный был подвергнут смертной казни.

В Иудее и в Древнем Риме

Известный богослов защищал принцип уравновешенного возмездия как единственно справедливый способ подвергнуть наказанию виновного. Он же являлся одним из первых иудейских мыслителей, кто рассматривал вопрос о возможности компенсации за ущерб.

Ответственность по принципу талиона была зафиксирована и в законах Древнего Рима. В этот же период в Иудее потерпевший мог выбирать между нанесением такого же ущерба виновному и денежной компенсацией, что было прописано в Ветхом Завете (ср. Исх. 21:30). Однако через некоторое время законоучители Талмуда решили, что достойным талионом за телесное повреждение может быть признана только денежная компенсация. Они обосновали это тем, что справедливость талиона нельзя рассматривать как истинную, так как глаз может быть меньшего или большего размера, зрячим или слабовидящим и т. п.

Таким образом, изначально нарушался талиона, а также предписанное в Ветхом Завете единство закона для всех.

В Библии

В Ветхом Завете принцип талиона был введен с целью остановить цепочку преступлений из-за кровной мести между семьями, которая могла продолжаться в течение многих десятилетий. Вместо нее применялся принцип равного возмездия. Причем этот закон предназначался для использования судьями, а не отдельными людьми. Именно поэтому ученые призывают не рассматривать библейский принцип правосудия «око за око» как призыв к отмщению, так как в ветхозаветной Книге Исхода (21:23-21:27) речь идет лишь о соответствии меры наказания тяжести совершенного преступления.

Позже Христос призвал «подставлять правую щеку», тем самым сделав революцию в сознании людей. Однако талиона принцип не исчез, а трансформировался в «золотое правило этики», в изначальной формулировке гласящее, что нельзя поступать с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой, а позже подававшееся в виде призыва к положительному действию.

В Коране

В исламе наказание по принципу талиона означает в некоторых случаях возможность возместить ущерб выкупом.

В частности Кораном предписано зеркальное возмездие за убитых (женщина — за женщину, раб — за раба), но если убийца был прощен родственником (обязательно мусульманином), то ему следует уплатить достойный выкуп потерпевшим. Последнее правило преподносится как «облегчение и милость», а за его нарушение полагается мучительная кара.

При этом поведение прощающего в суре 5 считается поступком, искупляющим грехи. Однако прощение в ней только рекомендуется, но не требуется. В то же время в последующих сурах можно найти идею о том, что воздаяние злом за зло само является таковым, поэтому мстящий сам себя приравнивает к злодею.

Таким образом, в исламе талион не отвергается столь же решительно, как в христианстве. Особенно резки требования делать различия при решении вопросов со «своими» и в отношении неверных, на обиду которых требуется отвечать тем же.

В русском праве

Идея талиона в нашей стране сохранялась вплоть до 18-го века. Так, в 1649 года наказание по принципу талиона означает, что должно поступать с преступником так же, как и он. В законе прямо сказано, что за выколотый глаз следует «самому ему то же учинить». Более того, преступников можно было пытать в праздники, так как творили лихие дела они во все дни недели.

Как ни странно, но талион сохранился и в законах Петра I. В частности в Артикуле воинском от 1715 года предписывалось прожигать каленым железом язык богохульников, за лжеприсягу отсекать два пальца, а за убийство отрубать голову.

Однако с течением времени такие формы талиона перестали применяться. Прежде всего это было связано с тем, что усложнились формы преступлений, и зеркальное наказание стало невозможным.

С точки зрения морали

Считается, что талиона принцип является первым в ряду норм, посредством которых люди задают наиболее общие формулировки о том, как должно регулироваться соотношение добра и зла. Иными словами, он предваряет появление Однако возникновение государства, которое приняло на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток прошлого и вычеркнуло его из списка базовых принципов регуляции на основе нравственности.

Теперь вам известно моральное содержание принципа талиона, а также его толкование и суть использования в разных религиозных и культурных традициях.

Видишь ли, что Спаситель, предписывая выше заповедь вырывать соблазняющее око, разумел не самое око, но такого человека, который дружбою своею наносит нам вред и ввергает нас в ров погибели? В самом деле, если здесь Он предлагает столь высокое правило, что не позволяет вырвать око даже у того, кто вырвал бы его у нас, то мог ли Он повелеть кому-либо вырвать око у себя самого? Если же кто порицает ветхий закон за то, что в нем предписывается воздавать такую месть, тот, по моему мнению, вовсе не имеет понятия о свойственной Законодателю мудрости, не соображается с обстоятельствами времени, и не знает, как иногда полезно бывает снисхождение. В самом деле, если ты размыслишь, кто были слышавшие это повеление, каково было расположение их духа, и в какое время они приняли этот закон, то признаешь мудрость Законодателя и увидишь, что как закон о мщении, так и закон о незлобии даны одним и тем же Законодателем, и оба предписаны вполне своевременно и с величайшею пользою. Если б эти высокие и великие заповеди Законодатель предложил с самого начала, то люди не приняли бы ни этих заповедей, ни прежних. Теперь же, те и другие предложив в приличное время, Он исправил ими всю вселенную. С другой стороны, Законодатель предписал - око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным. Таким образом Законодатель мало-помалу посеивает в сердцах благочестие, когда повелевает, чтобы обиженный за причиненное ему зло платил равным, хотя, по требованию правосудия, зачинщик преступления достоин был бы большего наказания. Но так как Ему угодно было правосудие растворить человеколюбием, то учинившего большее преступление Он осуждает на наказание гораздо меньшее, нежели какого он достоин, желая тем самым научить нас и среди самого страдания показывать великую кротость. Итак, приведя постановление ветхого закона и прочитав его от слова до слова, Спаситель опять показывает, что не брат учиняет обиду, но лукавый. Поэтому и присовокупляет: “А Я говорю вам: не противься злому” (Мф. 5:39) . Не говорит: “не противься брату” , но: злому, показывая тем, что обидчик все делает по наущению дьявола, и таким образом, слагая вину на другого, весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Что же, скажешь ты: ужели нам не должно противиться лукавому? Должно, но не так, а как повелел сам Спаситель, то есть, готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого. Не огнем ведь погашают огонь, а водою. А чтобы знать тебе, что и в Ветхом завете победа и венец остаются на стороне претерпевшего обиду, рассмотри, что происходит в этом случае, и увидишь, что преимущество остается на стороне обиженного. В самом деле, кто первый поднимает руку на совершение неправды, тот вырывает два глаза, - и у ближнего и у себя. Поэтому Он справедливо подвергается общей ненависти и бесчисленным обвинениям. Между тем обиженный, хотя и воздаст за причиненное ему зло равным, не сделает никакого зла, почему многие даже и сожалеют о нем, так как он чист от греха в этом деле, хотя и воздал равным за равное. И хотя несчастие у обоих одинаково, но суждение о них не одинаково, как у Бога, так и у людей, а следовательно, уже и несчастие не одинаково. Итак, Спаситель сначала сказал: “Гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, …а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной” (Мф. 5:22) ; здесь же требует еще высшего любомудрия, повелевая обиженному не только молчать, но и подставлять обижающему другую щеку (Мф. 5:39) , и таким образом еще сильнее побороть его своим великодушием. И это говорит Он не только для того, чтобы дать закон, повелевающий переносить обиды, но чтобы и во всех других случаях научить нас незлобию.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Исидор Пелусиот

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Законодатель обоих Заветов один. Но Иудеям, как необузданным, закон запрещал только дела, а Евангелие, преподавая нам учение как любомудрым, и самые мысли, от которых рождаются действия, преграждает как источники зла, не только строго наказывая за совершенные грехи, но и полагая надежные преграды к их совершению.

Если же угодно тебе, обратимся и к подлинным словам. Всего лучше слышать самое Писание. Господь говорит: речено бысть древним: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам: не противитися злу. Закон мерою наказания полагает равное страдание, дозволив обиженным делать столько же зла, сколько они сами потерпели, чтобы опасением потерпеть то же самое предотвратить злое дело. Вот объяснение, касающееся глубокой мысли законодателя.

А Евангелие кротостью страдающего препятствует пороку простираться в худшее. Поскольку справедливо полагался предел несправедливости мстящих, и дан был закон, чтобы не сделалось ничего худого, то воздавалось подобным за подобное. Всякий делал то же, в чем обвинял обидчика. Но это было не прекращением прежних худых дел, а вызовом новых, более ужасных, когда один раздражался и делал зло вновь, а другой стремился отомстить за старое и не знал никакого предела во зле.

Отмщение служило не концом, но началом больших бед, когда обидчик и отмщающий впадали в какой-то непримиримый раздор; и то, что было премудрого в законе, что законодатель установил для предотвращения грехопадений, они делали поводом ко греху. Итак, когда столько породилось зол, то Евангелие, угасив как огонь, их начало, остановило стремление зла вперед.

Письма. Книга III.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 38-41 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два

Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому

Тот, Кто сказал: «Око за око» , не хотел этим уничтожить и другое око, а хотел сохранить оба. Господь же наш, отвергая возмездие (vicissitudinem), пресекает самый зародыш грехов. Действительно, в законе полагается воздаяние [за греховное действие], в Евангелии же - благодать [милость прощения]. Там (искореняется) исчерпывается виновность, а здесь устраняется самый источник грехов.

Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два

Здесь описывается сын (vir) Церкви, подражатель Того, Который говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29) и Который подтверждает Свое учение тем, что, получив удар в щеку, говорит: Если Я сказал дурно, то изобличи Меня в зле, а если нет, то почему ты бьешь Меня? (Ин. 18:23) . Это есть то же самое, что и Давид говорит в псалме: я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом (Пс. 7:5) . И Иеремия восклицает в книге Плач Иеремии: Добро человеку, когда он понесет иго [или: будет сидеть] от юности своей. Он дает бьющему его щеку свою, он пресыщается поношениями [от других] (Плач. 3:27,30) . Это говорится против тех, которые думают, что Бог Закона - один, а Бог Евангелия - другой, но такое мнение не верно, потому что и там, и здесь одинаково учат кротости. - А соответственно таинственному значению (это) нужно понимать так: мы получаем повеление подставлять не левую свою щеку, когда получили удар в правую, а подставлять другую, т. е. другую правую. В самом деле, праведник не имеет левой [т. е. дурной] стороны. Если еретик нанесет нам оскорбление в споре и захочет поразить правый догмат, то пусть тогда противопоставляется ему другое свидетельство от Писаний, и мы должны до тех пор подставлять последовательно правые [учения], пока гнев врага ослабеет.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб (Исх. 21:24)

Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 38-39 Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую

Некоторые порицают древний Закон за то, что он повелевает вырывать глаз за глаз и зуб за зуб и объявляет вырвавшему глаз или зуб у кого-нибудь такое же несчастье, без всякого сострадания. Но Закон этот весьма человеколюбив, и повелел делать это для того, чтобы люди того времени, весьма склонные к нанесению ударов друг другу, не вырывали один у другого глаз и зубов, вследствие страха потерпеть то же самое. Христос, давая более человеколюбивые законы, удерживает это зло не страхом того же наказания, но будущим осуждением. Сказав выше, что иже речет (брату своему), уроде: повинен есть геенне огненной (Мф. 5:22) , Он дал понять, что больше будет наказан тот, кто ударит, а еще больше, кто изувечит. Поэтому Он повелел не сопротивляться злому. Под злым некоторые разумеют здесь того, кто ударил; но Златоуст разумеет – дьявола. Христос сказал это, научая, что по побуждению дьявола человек решился на это, и на него перенося гнев пострадавшего, возбужденный против причинившего страдание. Итак, что же? Не должно противиться дьяволу? Конечно; но не посредством мщения брату, – такое противление Он запретил, – но посредством терпения и великодушия. Не гневом тушится гнев, как и не огнем – огонь; но противоположное лечится противоположным.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Око за око и зуб за зуб. Законы, изложенные в Исх. 21:24 ; Лев. 24:20 ; Втор. 19:21 . Строгие, даже суровые, законы эти даны были «не для того, чтобы друг у друга вырывали глаза, но дабы удерживали руки свои от обид, ибо угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Хотя Закон же сам и пророки ограничивали действие этого закона, запрещая и обличая любомстительность (Лев. 19:18 ; Плач. 3:27-30 ; Притч. 24:29) , тем не менее закон этот был в действии и, будучи дан, как и другие подобные законы, по жестокосердию, или жестоковыйности, или грубости иудеев ветхозаветных, не согласился с высокой любовью христианской и потому требовал отменены или совершенствования.

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Закон велит: око за око, зуб за зуб (Исх. 21:24) , подразумевая, что человек, опасаясь лишиться своих частей тела, будет беречь их и у других людей и так никто не будет творить зло. Но поскольку горе миру от соблазнов (Мф. 18:7) , пока мы живем в сем мире, где верховодит дьявол, здесь неизбежно преизобилуют злословящие, мучители и гонители. И если мы начнем, следуя заповеди закона, всем им воздавать злом за зло, то станем все злыми и положение закона будет нарушено, который, желая злых сделать добрыми, сделал даже добрых злыми. По заповеди же Христовой, если не противиться злому, хотя бы злые и не претерпевали наказания, добрые все равно пребудут добрыми, и так через заповедь Христову исполняется и заповедь закона. Ибо исполняющий заповедь закона тем самым не исполняет заповедь Христа, а исполняющий заповедь Христа тем самым исполняет и заповедь закона.

Лопухин А.П.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Речь Иисуса состоит из изречения, в котором постулируется общий принцип, и пять конкретных примеров, иллюстрирующих его применение. Из этих примеров только один - и то лишь при самой прямолинейной буквальной интерпретации - касается случаев нанесения физического ущерба и относится к правовой сфере; второй относится к ней опять же только при буквальном толковании; следующие три не имеют к ней никакого отношения.

В целом можно говорить о том, что весь отрывок сконцентрирован не столько на интерпретации закона, сколько на установлении новых принципов взаимоотношений людей между собой в повседневной жизни. Используя цитату из закона в качестве отправного пункта, Иисус выводит слушателей к новым горизонтам, предлагает им новую ступень нравственного совершенства.

Важно помнить, что в Нагорной проповеди Иисус обращался не к судьям израильского народа, а к Своим ученикам. Ситуации, в которых есть обиженный и обидчик, Иисус рассматривает из перспективы обиженного, тогда как ветхозаветный закон рассматривал их из перспективы обидчика. Тем самым Он вводит новую и более высокую норму праведности, чем та, которая была характерна для Ветхого Завета.

Слова «не противься злому» имеют вербальное сходство с ветхозаветными предписаниями, согласно которым зло должно быть истреблено из среды народа израильского путем адекватного воздаяния злодею за совершенное преступление (Втор. 19:15-21) . При внешнем сходстве, однако, очевидно глубокое смысловое различие. Если Ветхий Завет именно в адекватном воздаянии видел главное средство борьбы с насилием и несправедливостью, то Иисус предлагает иной путь, прямо противоположный: зло должно истребляться не при помощи зла, а при помощи добра.

Кто такой «злой », о котором идет речь? Прежде всего следует сказать, что для обозначения злого здесь употреблено то же самое греческое слово πονηρος, которое в других местах употреблялось в отношении диавола. В данном случае злой - это не диавол: идею непротивления диаволу приходится сразу же исключить, так как она противоречит христианскому учению о необходимости противостоять диаволу (Иак. 4:5 ; 1 Пет. 5:9-10 ; Еф. 6:11) . Речь также не идет о некоем абстрактном зле, поскольку слово πονηρος употреблено с определенным артиклем, что указывает на конкретного носителя зла, на персонифицированное зло. В данном случае «злой » - это любой обидчик, любой человек, намеренно причиняющий зло другому.

Советы, которые дает Иисус, относятся не к правовой сфере, а к сфере межличностных отношений. Насколько буквально следует понимать эти советы? Еще древние толкователи обратили внимание на то, что пощечина обычно наносится по левой щеке, а не по правой: чтобы нанести удар по правой щеке, надо быть левшой. В этом видели указание на то, что слова Иисуса не следует понимать в буквальном смысле. Между тем в древнем Израиле именно удар в правую щеку тыльной стороной ладони считался наибольшим оскорблением (этот обычай до сих пор сохраняется в некоторых ближневосточных обществах).

Отметим также, что в параллельном месте у Луки высказывание дано в несколько ином, сокращенном варианте: Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:29-30) . Здесь нет речи о правой щеке; об отнятии верхней одежды ничего не говорится как о результате судебного процесса. В версии Матфея, напротив, угроза конфискации имущества рассматривается как следствие юридической процедуры, до которой рекомендуется дело не доводить. Эта рекомендация перекликается со словами Иисуса, приведенными выше в Нагорной проповеди: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мф. 5:25) . Вместо того чтобы в судебном порядке добавиться защиты от посягательств на свое имущество, ученику Иисуса предлагается просто отказаться от имущества.

Если первый образ (удар в правую щеку) говорит о непротивлении злу, а второй (отнятие одежды) - о добровольном отказе от защиты своих имущественных прав, то третий говорит об оказании услуг: тому, кто требует одной услуги, надо оказать и другую. Слова о том, что с хотящим пройти одно «поприще » (греч. μιλιον - миля) надо пройти два, отсутствующие в версии Луки, посвящены именно этому.

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.

Мир вам Уральский!К сожалению,я не потомок иудеев.По духу,да,еврей,так как мы язычники привились к Божьему народу,к Израилю,к природной маслине,как говорится в Послании к Рим.Кровь Христа проливалась и за наши грехи,и за еврейские.Бог весь мир назвал виновным,независимо от национальности.Обвинять евреев в собственных проблемах пытались многие ребята:Аман из книги Даниила,черносотенцы из России,мусульманские экстремисты,Адольф Гитлер и многие другие,подобные им(они плохо закончили).Сначала обвиняют,потом погромы,уничтожения,холокосты и так далее.Современные проблемы,спровоцированы не,какой-то нацией,а человеческим грехом,которым подвержены все на планете земля.Есть такая духовная болезнь,называется-антисиметизм.Вы случайно ей не заражены?И скажите пожалуйста,а какой вы вообще веры?С любовью,Александр!

В чем суть спора я так и не понял...статья ниочем....все вроде просто раньше око за око(но и тогда указывалось что в случае кражи или еще чего нада было возмещать в нескоко раз больше...а в случ непредумышленого убииства виновный мог уити в спец город для таких как он чтоб его не настигло око...то есть трезво расматривался каждый случай)сеичас все просто нада прощать.....а о чем вы спорите непонятно

Мир вам Уральский!Объясните пожалуйста,уважаемый Уральский,поподробнее следующие 2 пункта,особенно выделенные слова:Это наверное не потомки Авраама, после получения заповедей Моисея, уничтожали народы и изгоняли их с насиженных земель, из построенных теми городов, прикрываясь при этом БОЖЬИМ СЛОВОМ.Конечно это не про распявших на кресте НЕВИННОГО, ТЕМ САМЫХ ЛИШИВШИХ БЛАГОДАТИ СЕБЯ И СВОИХ ПОТОМКОВ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 20 ВЕКОВ РЕЧЬ ИДЕТ В МАТЕРИАЛЕ.

Это наверное не потомки Авраама, после получения заповедей Моисея, уничтожали народы и изгоняли их с насиженных земель, из построенных теми городов, прикрываясь при этом БОЖЬИМ СЛОВОМ?

Потомки Авраама через Исаака считают себя исключительным народом, правда и американский президент будучи негром по происхождению не так давно заявил об исключительности американской нации. Случайная параллель?

Но исключительность проявляется не в том, чтобы стоять на центральной площади и бить себя в грудь восхваляя и превознося свои как истинные так и мнимые заслуги.

Святость того или иного человека или народа проявляется через то, что люди НЕСУТ БЛАГО для всех, кого их взор касается.

А Что произошло после того, как Моисей почил?
Народ который он вел, начал гнать иные народы с насиженных мест и прогонять их из городов теми построенных. Гнать и УНИЧТОЖАТЬ. И это вместо того, чтобы осесть мирно на землях не занятых другими народами. Уже тогда сколько людей они погубили, только что получив заповедь "НЕ УБИЙ". Прочти сам о деяниях Иисуса Навина.

Конечно это не про распявших на кресте НЕВИННОГО, тем самых лишивших благодати себя и своих потомков более чем на 20 веков речь идет в материале.

Последний пророк, которого признали иудеи жил примерно 24 века назад, его имя Малахия. После этого последней попыткой Небес наставить на путь истинный народ иудейский был приход того, кого зовут Христом. Чем это закончилось известно. Больше этот упрямый и своенравный народ не имел возможности получить достойного пророка и учителя до сего дня, похоже и не получит пока.

Вскоре после распятия Учителя был разрушен Храм, а спустя не очень много времени и народ иудейский был изгнан с насиженных мест, так же как и сам он поступил с местным населением - поступили и с ним. Закон ОКО за ОКО и ЗУБ за ЗУБ сработал.

Многие века иудеи были лишены собственного государства и это единственный народ, который во многих государствах подвергался частым преследованиям на протяжении веков.
То есть они были лишены благодати божьей не только за прошлые деяния.

Наверное всё понятно стало?

Язычникам в те времена и не снились такие законы, которые Бог дал евреям при Моисее. это вкратце.

Это наверное не потомки Авраама, после получения заповедей Моисея, уничтожали народы и изгоняли их с насиженных земель, из построенных теми городов, прикрываясь при этом божьим словом.

Это не к потомкам Исаака обращался Господь через пророков, пытаясь их вразумить и не про потомков Иакова говорил Господь, что они жестокие и не с поворотливой шеей (упрямые).

Конечно это не про потомков 12 колен можно сказать, что между последним приходом к ним Пророка и Учителя и предпоследним явлением Пророка было время пустыни, когда народ был лишен Божьего слова. А это было предупреждение о надвигающемуся времени пустыни, т.е без живого божьего Слова, которое наступило после принесения кровавой жертвы и до сего дня продолжается.

Конечно это не про распявших на кресте НЕВИННОГО, тем самых лишивших благодати себя и своих потомков более чем на 20 веков речь идет в материале. Кстати в материале без единой ссылки на первоисточник.

Мир вам Уральский!1. Американцы сами называют себя исключительной нацией,так сказать самопровозглашённая исключительная нация.Евреев,БОГ НАЗВАЛ,ОСОБОЙ НАЦИЕЙ,это Его народ,это Его первенец,Он их избрал,Он заключил с ними Завет и так далее,много можно писать.В Писании множество мест,в которых говорится о особости еврейского народа,это особый народ,это единственный народ,который поклонялся Богу и знал Бога,а мы язычники привились к нему.2. Уничтожали народы евреи,именно по Слову Божьему.Бог им сказал их уничтожить.Мало того,те народы,которые они не уничтожили,потом вовлекали их в язычество,в поклонение иным богам и в те вещи,за которые Бог уничтожил эти народы:колдовство,сатанизм,гомосексуализм,скотоложество,инцест,принесение своих детей в жертву дьяволу и так далее.3. Иисуса распяли евреи и язычники,все вместе в этом участвовали,в том числе мы с вами тоже Его распяли.Потому-что мы с вами грешили и грешим и Иисус был вынужден умереть за грешников,в том числе и за нас.Благодати они себя не лишали,потому-что первая церковь была из евреев и на протяжении 2 тысяч лет были евреи,которые принимали Иисуса,как Мессию.И благодати невозможно лишиться,можно её отвергнуть,но лишиться нельзя.Тем более мои потомки не могут за меня лишиться благодати,как вы здесь написали о евреях.Достойные пророки,учителя у них были и после Иисуса и сейчас есть.Это спасённые евреи,которые стали учителями,пророками,апостолами и так далее,через которых Бог вразумляет спасённых евреев и они были изгнаны не из-за уничтоженных народом,а из-за своего непослушания,но это был план Божий,потому-что сейчас наше время,язычников для спасения.Придёт время и весь Израиль спасётся.Также это не единственный народ,который подвергался гонению во всех государствах.Ещё был один народ-народ Божий-христиане.Их гнали во всех странах мира.И евреев гонит не Бог,их гонит дьявол,всегда,во все времена.Посмотрите на те организации,которые гнали их,это всегда были организации управляемые дьяволом.Дьявол ненавидит евреев.Бог их любит.Бог сказал в своём слове:злословящий Авраама,будет проклят мною.Кто касается евреев,касается зеницы ока Моего.То есть,он так соединён со своим народом,что вся боль,убийства,пытки и гонения лично касаются Его.Это очень кратко об еврейском народе.Уважаемый Уральский,у вас сказано:то есть они были лишены благодати Божьей за прошлые деяния.У ВАС В КОРНЕ НЕ ВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ БЛАГОДАТИ,благодать-это незаслуженный дар,незаслуженное благоволение,незаслуженный подарок,ТО ЕСТЬ НЕ ЗА ДЕЛА(деяния).Начните изучать учение о благодати.С любовью,брат Александр!

Я так понял что ты потомок иудеев, поэтому так восхваляешь их.

Когда иные похвалят тебя-их тогда радуйся, а пока не чем хвалиться иудейскому народу. Кровь Христа и пророков до сих на них тяжким ярмом. Так они сами порешили 20 веков назад.

Да и современные проблемы мира во многом спровоцированы современными иудеям - магнатами финансового мира.
Они живут по принципу: " ЧЕМ хуже иным, тем лучше им".
Всего доброго на поприще познания истины.

Мир вам,уважаемый Уральский!Вы много написали мне в личке.У меня волосы дыбом встали от той каши,что находится у вас в голове.1. Вы говорите,что я не в теме про евреев,про их "губительную" роль на планете Земля.Эту тему я изучаю больше 20 лет и много я читал,слышал и про РОКФЕЛЕРОВ,ПРО МАСОНОВ И Т.Д. Про протоколы сионских мудрецов(что является фальшивкой)Писание говорит,что не какие-то евреи управляют мировым злом.Это делает дьявол,а не представитель какой-то нации.2. вы говорите о святых о Ное и т.д.,что они спустились с небес.Это не христианское учение.вы называете святыми Будду,Саи Баба.Саи Баба-это сатанист.Будда тоже из преисподней,это антихристианское учение они не обрели бессмертие,и мне вообще страшно что у вас в голове и в сердце.А святые,это все христиане,которые ПОКАЯЛИСЬ,РОДИЛИСЬ СВЫШЕ,ОМЫТЫ,ОЧИЩЕНЫ И ОСВЕЩЕНЫ СВЯТОЙ КРОВЬЮ ИИСУСА ХРИСТА И СВЯТЫМ ДУХОМ,ТОЛЬКО ПОЭТОМУ ОНИ СВЯТЫЕ.Уважаемый Уральский,я против вас лично ничего не имею,просто хочу донести вам истину.ВЫ НЕ НАХОДИТЕСЬ В ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ.ВЫ НЕ ХРИСТИАНИН В НОВОЗАВЕТНОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО СЛОВА.ВЫ БОЛЕЕТЕ АНТИСИМЕТИЗМОМ.ВАМ НУЖНО ПОКАЯНИЕ И РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ В НОВОЗАВЕТНОМ УЧЕНИИ,А НЕ В ТОЙ КАШЕ,ЧТО У ВАС В ГОЛОВЕ.С любовью,Александр!p.А ВСЁ ЧТО Я ВАМ ПИСАЛ ПРО ЕВРЕЕВ ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ ТОЖЕ-ВСЁ ПО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ!ЖЕЛАЮ ВАМ ТАКЖЕ СТРОИТЬ ЖИЗНЬ НА СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ.

Вы много написали мне в личке.У меня волосы дыбом встали от той каши,что находится у вас в голове.

Мне было неприятно обсуждать то, что написано в ЛС здесь на форуме.

Вообще-то это просто НЕ ПОРЯДОЧНО выносить личное на всеобщее обозрение без согласия автора . Личная переписка - это дело личное, будь более благоразумен в следующий раз.

Но если посчитал возможным на конфиденциальное ответить публично, позволь поднять брошенный мне камень и вернуть его в твой огород, откуда он прилетел.

1. Не бери на себя ответственность утверждать показывая на светильник, что это тьма, тем более если не получаешь информацию СВЫШЕ относительно тех или иных лиц или событий, иначе получается, что говоришь много, голословно и не обдуманно.
Для последователя Христа - это не позволительная роскошь, наполняющая его слова лукавством и поверхностным суждением.

2. Не пытайся утверждать, что каждый, кто примкнул к христианам - это светильник.
Христос просто сказал, что многие будут призывать его имя, а он скажет не знаю вас, поэтому моли Бога, чтобы не оказаться среди подобных.

3. О христианском учении. В современных церквях нет ЕДИНОГО ПОНИМАНИЯ УЧЕНИЯ ХРИСТА. Каждое течение, группа и даже индивидуум толкует Библию по своему. Поэтому если нет единого понимания, то нет единого христианского учения. Имеется учение Христа, которое многие воспринимают по своему, т.е. с сильными искажениями.

Более того многие христиане чаще цитируют Ветхий Завет, чем слова Христа, обрати внимание на свой комментарий, что указывает что они не совсем осознают ценность учения Христа, ставя слова иных выше слов УЧИТЕЛЯ.

4. Есть ЕДИНЫЙ ЗАКОН БОЖИЙ , он существует для всего человечества, он ЕДИН ДЛЯ ВСЕХ РЕЛИГИОЗНЫХ и вне религиозных групп, хотя многие его воспринимают ИНДИВИДУАЛЬНО, а значит усеченно и с большими искажениями или только в виде определенной религиозной доктрины. Поэтому с ним обстоит дело примерно так же, как и с едиными христианским учением - он каждым воспринимается не полностью и с искажениями. Воспринимающих учение Христа достаточно полно - единицы, аналогично и с ЗАКОНОМ Божьим, не путай с заповедями Моисея. Часть не вбирает целого, но целое много больше своей части.

5. Христос сказал просто ПО ПЛОДАМ узнаете их, он не сказал по писанию, а сказал по результатам деятельности, которая приносит плод. Поэтому суди о человеке, о событии, о группе людей и т.д. не потому, что кто-то об этом говорит или когда - то сказал, а суди по результату. Не может доброе древо давать кислые плоды и наоборот.

Проси у Бога милости, чтобы дал тебе различение и возможность отличать доброе от худого, в какие бы одежды они не рядились.

Если надумаешь продолжить дискуссию, то Л.С. к твоим услугам, пользуйся этим благом администрации сайта и не засоряй сооб. информацией которая носит личный характер.

Отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.

Талион в истории права

Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление - уравнять наказание с причиненным ущербом.

До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право , видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние , был в праве совершить такое же преступление с женой виновного.

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни , перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы .

Идея возмездия (без строгого проведения талиона) и в настоящее время служит исходным началом, к которому только приводят другие цели и задачи наказания.

Талион в религиозных и философских учениях

Принцип талиона в иудаизме

В иудейских законах роль принципа талиона весьма велика. Ветхий Завет содержит одну из древнийших известных формулировок этого принципа - фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (19:18).

Принцип талиона в христианстве

Данный принцип справедливости, еще до пришествия Иисуса Христа, в ветхозаветном обществе, способствует формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики». Если быть точнее, в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: "поступай с другим так, как хочешь, что бы поступали с тобой". Христианин призван останавливать зло на себе.

На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Матфий, 5:38-39

Данная форумлировка утверждает, что необходимо прощать врагов и тех, кто вредит христианину. Эта поговорка Иисуса часто толкуется как критика Ветхого Завета, и зачастую воспринимается как указание на то, что принцип «око за око» поощряет чрезмерную мстительность, а не пытается ограничить её.

Принцип талиона в исламе

Данный принцип весьма развит в Шариате , по которому воровство карается отрезанием руки, за изнасилование преступнику предлагается жениться на жертве и т. п.

Ичкерия

В реалиях Российской Федерации была предпринята попытка применить этот принцип на практике в Чеченской Республики Ичкерия . Когда в России был принят новый уголовный кодекс , в этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой УК , положения которого были скопированы с Уголовного кодекса Судана.

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом, И. И. Киселёв в интервью «Российской газете » отмечал следующее по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия :

Отдельная тема - законы Чеченской Республики Ичкерия. Остановлюсь лишь на одном из них, но принципиально важном - Уголовном кодексе, который утвержден указом Масхадова в августе 1996 года. В подавляющем числе своих положений кодекс противоречит даже объявленной Конституции Ичкерии. По этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путем отсечения головы, забивания камнями либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву. Другое варварское наказание - бичевание. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный доправовой вандализм «око за око, зуб за зуб». Перечень частей тела и тех ранений, за которые назначается наказание в виде воздаяния равным, в кодексе тоже детально прописан. К примеру, у виновного выкалывается зрячий глаз, если он выбил глаз жертве, отсекается рука у осужденного, если у потерпевшего отрезана рука в суставе, и т. д. Правом на варварское наказание наделяется прежде всего жертва преступления, но затем оно переходит к близким родственникам. Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести.

Принцип талиона в сатанизме

Принцип талиона, или «закон воздаяния», играет существенную роль в сатанизме , основные принципы которого были сформулированы Антоном Шандором ЛаВеем . Восстановление Lex talionis входит в состав так называемого «Пентагонального ревизионизма» - официальной социально-политической программы Церкви Сатаны .

Furies from Hell are diving down!
“Lex Talionis” is their cry!

Напрямую с принципом талиона (представая в некотором роде его менее буквальным вариантом) в сатанинском мировоззрении связан принцип активного противостояния врагам: «…если человек ударит тебя по одной щеке, СОКРУШИ его в другую! порази весь бок его, ибо самосохранение - высший закон!» («Сатанинская библия », 1969).

Принцип талиона и криминологические теории

Теряя свое значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им.

На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля , которые легли в основу классической школы уголовного права . Кант исходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью . Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование .

См. также

Литература

  • Апресян Р.Г. Талион: его восприятие и видоизменения в христианстве и исламе «Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур.» Отв. ред. М.Т.Степанянц. М.: Вост. лит-ра, 2004. С. 221–229

“Я лично прошел все стадии колебаний и сомнений и в одну ночь (в 7-м классе), буквально в одну ночь, пришел к окончательному и бесповоротному решению: отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и Православие. Словно гора свалилась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего”. Так писал о своем религиозном выборе человек, которого трудно заподозрить в мягкотелости и пацифизме – генерал А. И. Деникин. Он прошел несколько войн, включая гражданскую, был диктатором на огромной территории, не останавливался перед жесткими мерами по наведению порядка – и считал Ветхий Завет чрезмерно жестоким. Почему?

Вопрос о жестокости Ветхого Завета не нов, как и почти все в этом мире. Уже среди первых христиан были такие, кто утверждал: христианский Бог Любви не может иметь ничего общего с жестоким, мстительным и капризным “богом”, каким рисует его Ветхий Завет. И возможно, этот “бог“ на самом деле вообще не кто иной, как сатана. Наиболее последовательно излагал эти взгляды богослов по имени Маркион.