Если в работе мцко некорректный вопрос. Зачем нужны проверки мцко

Единый государственный экзамен в Москве теперь сдают не только школьники, но и родители. Папы и мамы, как и дети, проходят все испытания - от рамок на входе до сертификата с оценкой. Поэтому денек адреналина со строгими экзаменаторами им обеспечен. Услуга платная, но желающих оказаться в шкуре выпускника немало.

Все по-взрослому

Пробный ЕГЭ в столичном Центре независимой диагностики некоторые родители писали и раньше, когда приводили на тестирование детей. Мол, хотим оказаться на месте учеников и сдать экзамен. А ведь некоторые задания из ЕГЭ порой загоняют в тупик даже взрослых, в том числе самых опытных педагогов.

Первую масштабную проверку папам и мамам устроили этой зимой на всероссийской акции. Весь февраль родители могли бесплатно проверить свои знания. За три недели это сделали более 200 человек. С русским языком справились 64%, а с математикой базового уровня - 70%. Профильная математика тем временем оказалась по силам далеко не всем: большинство пап и мам выполнили всего треть работы.

С марта за сдачу экзамена родителям надо заплатить - 1380 рублей за предмет. Но, как рассказали в пресс-службе Московского центра качества образования, желающие сдать экзамен не исчезли, правда, число их пока невелико.

Правила проведения экзамена как на настоящем ЕГЭ. На входе в Центр независимой диагностики - рамки металлоискателя, а в аудиториях - видеокамеры и независимые наблюдатели. Под запретом мобильные телефоны, электронные гаджеты и шпаргалки. В общем, списать явно не удастся. На выполнение заданий отводится столько же времени, сколько и учащимся. На географию, например, положено 3 часа, а на русский язык - три с половиной. Работы новоиспеченных "выпускников" проверяют члены предметных комиссий, а оценки называют в течение десяти дней. Результат приходит на электронную почту. При желании сертификат могут распечатать и выдать на руки.

Проверка боем

Сдать экзамен можно по основным предметам школьной программы. Чаще всего родители выбирают английский язык, математику, химию, русский язык, информатику, историю и географию. В городском совете родительской общественности идею "взрослого" ЕГЭ поддерживают. Говорят, подобные тренировки для ума помогают окунуться в атмосферу настоящего экзамена и посмотреть на все глазами выпускника. Пройти тестирование по русскому языку решились четыре представителя совета. Все в итоге получили больше 90 баллов. Например, Елене Сидориной до сотни не хватило всего шесть баллов. По ее словам, специально не готовилась, хватило старого "багажа". Обстановку на экзамене описывает тремя словами: волнительно, интересно и не страшно. "Хотела попробовать свои силы и посмотреть, как все устроено изнутри, - поделилась впечатлениями с "РГ" Сидорина. - Чем больше родителей решатся побывать в шкуре своего ребенка, тем им будет проще настроить его к ЕГЭ". У большинства пап и мам, уже сдавших ЕГЭ, дети учатся в одиннадцатых классах. Дочь Ирины Пейсиковой - без трех месяцев выпускница. Пришла в Центр диагностики, чтобы проверить, сможет ли сдать ЕГЭ, опираясь на знания еще из своей школьной жизни.

В интернете продолжается сбор подписей за отмену пяти Всероссийских проверочных работ (ВПР) для 11-классников. Петиций несколько, одну из них подписали уже десятки тысяч человек. На школьных подростковых форумах бурно обсуждают очередные нововведения, родители и учителя волнуются – считают, что теперь много времени придется потратить на подготовку к ВПР – чтобы вспомнить за пару месяцев до госэкзаменов те предметы, которые в будущем не пригодятся по выбранной специальности (и по которым не нужно сдавать ЕГЭ).

В Рособрнадзоре пока рекомендуют не учитывать результаты Всероссийских проверочных работ при выставлении оценок в аттестат и уверяют, что поводов для опасений нет. Обо всем этом подробнее – в интервью заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева обозревателю МИА "Россия сегодня" Анастасии Мельниковой.

– Зачем в школах вводятся Всероссийские проверочные работы (ВПР) по пяти неосновным предметам?

– Зачем мы вводим ВПР? Зачем хотим, чтобы работу по химии или биологии написали все выпускники школы, в том числе считающие себя гуманитариями? Отнюдь не для того, чтоб усложнить им жизнь. Сделано это для того, чтобы увидеть реальную картину с состоянием образования в школе. ЕГЭ здесь не показателен, ведь ребята, избравшие для себя определенные предметы на ЕГЭ, мотивированы, они будут дополнительно заниматься. Их результат - это не только результат работы школы, учителя. ВПР тут будет более точным индикатором и "тревожным звоночком", если в школе, регионе, муниципалитете есть проблемы с преподаванием отдельных предметов.

Сейчас школы сами проверяют, как учащиеся освоили предметы, не входящие в ЕГЭ или ГИА-9, сами проводят контрольные работы. Проводят они их по собственным заданиям. Никто не контролирует, как эти задания составлены, каков их уровень сложности, как оценивается их выполнение.

Вводя ВПР, мы предложили школам единый стандарт оценки. А федеральные и региональные органы образования, да и сами директора школ, и, что немаловажно, родители могут увидеть реальную картину - чему смогли или не смогли в их школе научить.

– Сообщалось, что для выпускников это станет "неким механизмом, направленным против "натаскивания к ЕГЭ", но ведь ЕГЭ-то остается, только теперь прибавляются еще и контрольные. Ученики, будущие выпускники, их родители и учителя – в переживаниях…

– Не надо страхов и ажиотажа, переживать незачем. Речь идет всего лишь о контрольных работах по итогам изучения соответствующего предмета. Такие контрольные работы проводились и проводятся школами по всем предметам, это совершенно естественная часть образовательного процесса.

ВПР не влияют на аттестат, по их результатам не принимаются никакие жизненно важные для выпускника решения, к ним (ВПР) не нужно как-то специально готовиться – просто нужно учиться. Мы не рекомендуем школам учитывать результаты ВПР при выставлении оценок в аттестат.

– Решение об участии принимает школа. Если такое решение принято, то дальше директор должен выпустить распоряжение, на основании которого определяется, кто и как участвует в контрольной работе.

– А если школа пишет контрольные, но кто-то из 11-классников отказывается (раз это дело добровольное). Например, хочет сосредоточиться только на подготовке к тем предметам, по которым будет сдавать ЕГЭ – такой вариант возможен?

– Права и обязанности всех участников образовательного процесса определены законом "Об образовании в Российской Федерации".

В законе есть описание полномочий школы по организации различных форм аттестации. Если учитель в классе объявляет, что в такой-то день состоится контрольная работа, то ученики ведь не принимаются оспаривать это решение?

Если ученик собирается поступать в технический вуз, разве это означает, что он должен вообще отказаться от изучения основ истории своей страны? Или основ функционирования своего собственного организма, или элементарных законов природы? Давайте не будем превращать выпускников в "специалистов, подобных флюсу" (Козьма Прутков - ред.).

– Кто говорит об отказе от изучения? Все школьники и так изучают остальные предметы – годами. Если вы ссылаетесь на Козьму Пруткова, приведу еще одно его высказывание: "Ничего не доводи до крайности". Ну а вопрос о добровольном участии учеников в ВПР задан в связи с вашим же недавним интервью, в котором вы, цитирую, сказали буквально следующее: "Участие школ [в проведении ВПР] – добровольное. Более того, добровольно участвуют и сами ученики".

– И вам я могу повторить то же самое. В общем, ВПР – это совсем не ЕГЭ. Но там действительно проверяются наиболее значимые аспекты каждого предмета – то, что важно для дальнейшей жизни и общего развития.

– Будут ли ВПР в будущем обязательными?

– На данный момент мы говорим о ВПР 2017 года, которые проводятся по решению школы. Остальные решения могут быть приняты только после всестороннего обсуждения со всеми заинтересованными сообществами.

– Как будут выбираться предметы для контрольных – ведь у всех выпускников, помимо обязательных ЕГЭ, – совершенно разные госэкзамены?

– Сейчас мы говорим о режиме апробации. Будущее покажет, какая организационная форма проведения ВПР окажется наиболее эффективной.

– Какие еще проверочные работы планируется в этом учебном году проводить в других классах?

– В этом году учащиеся 4-х классов всех школ напишут Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Для 5-х классов ВПР по русскому языку, математике, истории и биологии пройдут в режиме апробации, то есть на добровольной основе. В ноябре мы также провели ВПР по русскому языку для 2-х и 5-х классов, в которых приняли участие примерно четверть школ страны.

– Как участие школ в проведении ВПР отразится на их рейтингах?

– Уровень результатов никак не будет учитываться ни в каких рейтингах. Может быть в дальнейшем, при проведении школой самооценки своей работы, имеет смысл учитывать массовость участия в ВПР, поскольку результаты ВПР позволяют сделать школу прозрачной, дать больше информации о ее работе для родителей и общественности.

– Сколько школ в этом учебном году решились на проведение ВПР?

– В мае, когда мы проводили ВПР в 4-х классах, в них участвовали 37 тысяч школ, около 1,3 миллиона детей. Это подавляющее большинство школ России (примерно 9/10). С учетом того, что участие было добровольным, это впечатляющий показатель. У нас пока нет данных, сколько школ проведут ВПР в 5 и 11 классах весной, но мы надеемся, что участие будет не менее активным.

– И все-таки – в апреле 2017 года некоторые школы проведут ВПР: где-то плохо напишут контрольные по химии, где-то по физике, и что дальше? Учителей уволят? Где-то будут отличные результаты – а в этом случае что последует? Премии-поощрения?

– Никто никого не уволит. Но если директор решится провести работу объективно, то он, а также все учителя и все родители получат весьма ценную информацию, с которой дальше смогут работать.

Это совершенно естественный путь, известный школе с незапамятных времен. Ничего нового тут нет, контрольные работы проводились всегда. Особенность ВПР только в том, что школа и родители получают возможность увидеть свои показатели в сравнении со всей страной. И если ребенка чему-то не смогли научить – нужно работать с этой школой, с учителем, заниматься его переподготовкой и повышением квалификации, чтобы ученик любой школы мог получить полноценное образование.

– Зачем какие-то дополнительные экзамены или новые требования вводятся именно в 11 классе? Будущим выпускникам и так тяжело, это очень ответственный, напряженный год, который фактически оказывает влияние на всю жизнь. Зачем еще больше загружать одиннадцатиклассников? Уж чему научили – то и получится на выходе. Может, стоит все же начинать реформы в младших и средних классах, чтобы постепенно подготавливать будущих выпускников к новым реалиям?

– ВПР задают тот приемлемый уровень требований, в рамках которого дети и учителя могут, наконец, найти компромисс и не отказываться вообще от изучения "ненужного" предмета, а взять из него все самое значимое, важное с точки зрения дальнейшей жизни и общего развития. Это путь к большей честности в образовании, возможность для выпускников с полным правом говорить о получении общего среднего образования, а не специализированной подготовки по трем предметам ЕГЭ.