Санация полости рта – что это такое и для чего она нужна? Этапы проведения санации. Методы и организационные формы санации полости рта

Санация полости рта - комплекс мероприятий по оздоровлению органов полости рта. Включает лечение кариеса и устранение дефектов тканей зуба некариозной природы путем пломбирования, удаление зубного камня, лечение заболеваний пародонта, удаление разрушенных зубов и корней, не подлежащих консервативному лечению, ортодонтическое и ортопедическое лечение.

Санацию полости рта обязательно проводят лицам, которым предстоит плановая операция, а также направляющимся в длительные командировки, в геологические экспедиции и др. Детям cанаци. полости рта осуществляют и перед плановой госпитализацией. В зависимости от преобладания того или иного стоматологического заболевания лечение можно начинать как с пломбирования зубов, так и с устранения воспаления десневого края.
Удаление зубов и операции в полости рта, как правило, производят после завершения лечения зубов и пародонта. Пациентов с чрезмерно возбудимой нервной системой рекомендуется специально готовить к санации полости рта, назначая им за 3-5 дней комплекс седативных средств, или проводить санацию под общей анестезией. Мероприятия по санации полости рта обязательно включают обучение навыкам гигиены полости рта с рекомендациями по выбору зубной щетки, вида зубной пасты (гигиеническая, лечебная, профилактическая и др.), использования флосса (зубной нити) и эликсиров.

Выделяют cанацию полости рта по обращаемости, т.е. инициативе пациента, и плановую. Плановую cанацию полости рта осуществляют по месту работы в медико-санитарных частях или в поликлиниках. В первую очередь полость рта санируют лицам, работающим на вредных производствах или на производствах с такими условиями труда, которые способствуют интенсивному развитию конкретного стоматологического заболевания, например кариеса зубов у рабочих кондитерских и мукомольных предприятий; кислотного некроза эмали у лиц, контактирующих с парами кислот; гингивита у рабочих парниковых хозяйств и др.
Плановая санация показана также лицам, страдающим различными хроническими соматическими заболеваниями, во избежание формирования очагов одонтогенной инфекции. Плановую cанацию полости рта проводят всем детям в организованных коллективах детских садах, школах, интернатах, санаториях, пионерских лагерях, а также в педиатрических стационарах.

Организационные формы плановой санации полости рта определяются условиями работы стоматолога, проводящего ее. Наиболее эффективной является санация, проводимая в стоматологических кабинетах школ, детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, ПТУ. Такая форма называется децентрализованной и строится по участковому принципу. Участковый врач осуществляет санацию в течение ряда лет, следят за развитием зубочелюстной системы, реализует программу профилактики.
К децентрализованной форме относят и плановую санацию, проводимую в передвижных стоматологических кабинетах бригадным методом, однако качество лечения в этих условиях значительно снижается. При централизованной форме плановую санацию полости рта осуществляют в поликлинике, куда приглашают детей и взрослых. Ее проводят врачи на своих рабочих местах, используя для диагностики и лечения заболеваний стационарную аппаратуру.

Максимальный охват плановой cанацию полости рта прикрепленного населения достигается постепенно и при высокой заболеваемости занимает (из расчета 4 врача на 10 000 взрослого и 4,5 врача на 10 000 детского населения) 3-5 лет. Работу планируют с учетом необходимости осмотреть и оказать помощь лицам, ранее санированным, но уже нуждающимся в повторных плановых осмотрах.

Охват плановой cанации полости рта школьников осуществляется по определенной схеме: каждый первый год работы первично санируют детей 1, 5, 9-х и 11-х классов. Это объясняется тем, что у первоклассников прорезались первые 6-8 постоянных зубов, в отношении которых важно предпринять лечебные и профилактические меры; у подавляющего числа пятиклассников прорезываются все постоянные зубы; а 9-й и 11-й классы являются выпускными. Каждый последующий год, первично санируя детей указанных классов, повторно санируют детей 2, 6, 10-х классов. На третий год работы врач-стоматолог полностью завершает первичную санацию школьников и продолжает наблюдать за детьми, взятыми на обслуживание в предыдущие годы. В детских дошкольных учреждениях cанацию полости рта начинают с младшей группы (дети в возрасте 3 лет), т.к. у этой возрастной категории детей наблюдаются преимущественно начальные неосложненные формы стоматологических заболеваний, лечение которых достаточно результативно.

Эффективность плановой cанацию полости рта (при максимальном охвате прикрепленного контингента) оценивают по нескольким показателям: числу (проценту) санированных из лиц, нуждающихся в санации, соблюдению сроков повторных осмотров и cанацию полости рта прикрепленного контингента, а также снижению числа лиц, нуждающихся в санации, выявленных при повторных осмотрах, уменьшению количества выпавших пломб, рецидивов кариеса и его осложнений, удаленных зубов на 1000 прикрепленных для санации.

У организованных групп и особенно детей играет весьма важную роль в общем оздоровлении организма. Плановая профилактическая санация в современном понимании представляет собой комплекс лечебных вмешательств в общей системе профилактических мероприятий, направленных на оздоровление организма ребенка и снижение . Важнейшей задачей плановой санации является борьба с и его осложнениями. Она включает в себя также оздоровление слизистой оболочки полости рта.

В соответствии с современными требованиями санированным считают ребенка, у которого запломбированы все пораженные кариесом молочные и постоянные , удалены не подлежащие лечению зубы и корни, а также устранены воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Плановая санация слагается из комплекса организационных мероприятий, требующих для своей реализации усилий целого коллектива различных специалистов и средних медицинских работников.

Организация стоматологической помощи детям и подросткам и осуществление лечебно-профилактических мероприятий проводятся в тесном контакте с администрацией или другого детского учреждения, с преподавателями и воспитателями.

С целью планового и организованного проведения необходимых лечебно-профилактических мероприятий в общеобразовательных школах Министерство просвещения СССР и Министерство здравоохранения СССР в 1969 г. издали специальный приказ, который обязывает администрацию школ создавать необходимые условия для проведения лечебно-профилактической работы среди школьников. В соответствии с этим приказом школы совместно с органами составляют план-график проведения лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, в котором предусмотрено освобождение (при необходимости) учащихся от уроков для осуществления медицинского осмотра и лечебных мероприятий. На основании этих документов городской или районный отделы народного образования должны издавать внутренние приказы о выделении специальных дней в течение учебного года для проведения плановой санации полости рта.

Опыт работы Р. Г. Синицына, Л. И. Пилипенко, В. Н. Кузнецова (1971) показывает, что для оказания полноценной плановой стоматологической помощи детям и подросткам школьного возраста необходимо выделять не менее двух дней в учебном году. Эти дни должны быть предусмотрены для каждого класса в отдельности и учтены при составлении учебного плана и расписания занятий. Составленный график санации полости рта у детей согласовывается с завучем школы и подписывается директором (или завучем) и лицом, ответственным за ее проведение (главный поликлиники, заведующий стоматологическим отделением.).

Существуют три формы проведения плановой санации полости рта: централизованная, децентрализованная, смешанная.

При централизованной форме дети организованно с классным руководителем или воспитателем приходят в лечебное учреждение, в котором осуществляются все необходимые лечебно-профилактические мероприятия, включая рентгенологическое обследование, ортопедическое, ортодонтическое лечение. Эту форму целесообразно применять при наличии детской стоматологической поликлиники или отделения (не менее 5 - 6 кресел) и тогда, когда школы или детские сады расположены близко от лечебного учреждения. Централизованная форма санации удобна тем, что она позволяет провести все виды стоматологической помощи. Кроме того, под наблюдением педагогов, средних медицинских работников в ожидании приема дети читают книги, участвуют в беседах, изучают стенды, плакаты. В этом случае уместно провести беседу по , о значимости плановой санации и своевременного лечения зубов. Такая обстановка воспитывает у детей уважение к врачу, дисциплинирует их, способствует росту санитарной культуры. Постепенно ребенок привыкает к обстановке и начинает понимать, насколько важно это мероприятие.

При децентрализованной форме санации дети лечатся непосредственно в школе или детском саду. Она используется чаще при отдаленности детских учреждений от поликлиники. Эта форма позволяет изучить обстановку на месте, наладить непосредственный контакт со школьным врачом, выяснить общее состояние здоровья ребенка, однако условия работы стоматолога и в этом случае не позволяют осуществить весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Исключены рентгенологическое обследование, сложное хирургическое вмешательство, ортодонтическое лечение и др. Детей, нуждающихся в этих видах помощи, приходится направлять в . Однако и эта форма санации полости рта вполне приемлема, если ее правильно организовать. Опыт работы ряда стоматологических учреждений показывает, что в данном случае наиболее рациональным и эффективным является бригадный метод обслуживания в составе двух врачей и медицинской сестры. Сестра обеспечивает вызов детей с урока, ведет документацию, готовит пломбировочный материал и инструментарий. После завершения основных санационных мероприятий в школу следует направить хирурга-стоматолога и медицинскую сестру, которые выполняют намеченные небольшие хирургические вмешательства и завершают работу по санации.

При смешанной форме учащиеся одних школ санируются централизованно в поликлинике, другие - в школе или вначале осматриваются в школе, а затем нуждающиеся в лечении направляются в поликлинику. Эта форма наиболее приемлема в сельской местности. Недостаток ее в том, что определенная часть детей не попадает к врачу.

Медицинская сестра должна установить личный контакт с каждым классным руководителем, который непосредственно следит за ходом санации своих учащихся. Большую помощь может оказывать санитарный актив, в частности сандружинницы обеспечивают равномерное поступление учащихся в кабинет, следят за порядком, помогают медицинской сестре готовить инструментарий, замешивать пломбировочные материалы и т. п. Если организован хороший контакт с классным руководителем и учащимися, в этом случае удается охватить плановой санацией максимальное количество детей.

  • Вопрос 5)Ортодонтические аппараты. Конструктивные элементы, принципы конструирования аппаратов; классификации аппаратов
  • Вопрос 6). Ошибки и осложнения при аппаратурном лечении зчад. Предупреждение осложнений. Значение гигиены полости рта в предупреждении осложнений
  • 3) Осложнения,возникающие в результате действия других факторов
  • Вопрос 7. Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение дистальной окклюзии
  • 8) Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение мезиальной окклюзии.
  • 9.) Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение глубокой резцовой окклюзии
  • Вопрос 10) Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение
  • Вопрос 11). Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий зубных дуг.
  • Вопрос 13). Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий положения отдельных зубов
  • 16)Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение перекрестной окклюзии
  • 1. Путь проникновения инфекции:
  • Терапевтический раздел.
  • 2. Особенности клинического течения кариеса временных зубов. Методы лечения, выбор пломбировочных материалов.
  • 3. Хронический периодонтит временных и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, классификация, дифференциальная диагностика, лечение. Выбор пломбировочных материалов для пломбирования каналов.
  • 4. Особенности строения слизистой оболочки полости рта у детей. Повреждения сопр травматического происхождения. Этиология, патогенез, клиническая картина, дифференциальная диагностика, лечение.
  • 5. Дифференциальная диагностика кариеса. Дополнительные методы диагностики кариеса у детей.
  • Для диагностики кариеса используются следующие тесты.
  • 7. Хронический рецидивирующий афтозный стоматит. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 8. Многоформная экссудативная эритема. Этиология, патогенез, клинические проявления в полости рта, дифференциальная диагностика, тактика врача стоматолога.
  • 10. Хейлиты и глосситы у детей. Этиология, патогенез, клиническая картина, дифференциальная диагностика, лечение.
  • 11. Этиология, патогенез, классификация, диагностика кариеса. Клинические закономерности развития и течения кариеса у детей различного возраста. Степени активности кариеса зубов по т. Ф. Виноградовой.
  • 12. Начальный кариес временныtх и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, кариес в стадии пятна и похностный.
  • 13. Средний кариес временных и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение. Пломбировочные материалы.
  • Пломбировочные материалы
  • 15. Современные подходы к комплексному лечению кариеса временных и постоянных зубов у детей.
  • 16. Плановая санация полости рта у детей. Диспансерное наблюдение. Организационные формы и методы, учет и отчетность.
  • 17. Гипоплазия и флюороз твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 18. Наследственные нарушение развития тканей зубов. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 19. Классификация методов лечения пульпитов временных и постоянных зубов у детей. Показания, противопоказания, выбор лекарственных препаратов.
  • 20. Острые и хронические пульпиты временных и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 16. Плановая санация полости рта у детей. Диспансерное наблюдение. Организационные формы и методы, учет и отчетность.

    Для успешного проведения плановой санации очень важно правильно организовать учет и отчетность. Основным учетным документом, в котором отражаются итоги стоматологической санации, является санационная карта (форма № 267). Она заводится на каждого ребенка и сохраняется в течение всего периода пребывания его в школе или детском саду. В ней отражают все проведенные лечебно-профилактические мероприятия.

    Плановую cанацию полости рта проводят всем детям в организованных коллективах детских садах, школах, интернатах, санаториях, пионерских лагерях, а также в педиатрических стационарах.

    Организационные формы плановой санации полости рта определяются условиями работы стоматолога, проводящего ее. Наиболее эффективной является санация, проводимая в стоматологических кабинетах школ, детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, ПТУ. Такая форма называется децентрализованной и строится по участковому принципу. Участковый врач осуществляет санацию в течение ряда лет, следят за развитием зубочелюстной системы, реализует программу профилактики. К децентрализованной форме относят и плановую санацию, проводимую в передвижных стоматологических кабинетах бригадным методом, однако качество лечения в этих условиях значительно снижается. При централизованной форме плановую санацию полости рта осуществляют в поликлинике, куда приглашают детей и взрослых. Ее проводят врачи на своих рабочих местах, используя для диагностики и лечения заболеваний стационарную аппаратуру.

    Максимальный охват плановой cанацию полости рта прикрепленного населения достигается постепенно и при высокой заболеваемости занимает (из расчета 4 врача на 10 000 взрослого и 4,5 врача на 10 000 детского населения) 3-5 лет. Работу планируют с учетом необходимости осмотреть и оказать помощь лицам, ранее санированным, но уже нуждающимся в повторных плановых осмотрах.

    Охват плановой cанации полости рта школьников осуществляется по определенной схеме: каждый первый год работы первично санируют детей 1, 5, 9-х и 11-х классов. Это объясняется тем, что у первоклассников прорезались первые 6-8 постоянных зубов, в отношении которых важно предпринять лечебные и профилактические меры; у подавляющего числа пятиклассников прорезываются все постоянные зубы; а 9-й и 11-й классы являются выпускными. Каждый последующий год, первично санируя детей указанных классов, повторно санируют детей 2, 6, 10-х классов. На третий год работы врач-стоматолог полностью завершает первичную санацию школьников и продолжает наблюдать за детьми, взятыми на обслуживание в предыдущие годы. В детских дошкольных учреждениях cанацию полости рта начинают с младшей группы (дети в возрасте 3 лет), т.к. у этой возрастной категории детей наблюдаются преимущественно начальные неосложненные формы стоматологических заболеваний, лечение которых достаточно результативно.

    Эффективность плановой cанации полости рта (при максимальном охвате прикрепленного контингента) оценивают по нескольким показателям: числу (проценту) санированных из лиц, нуждающихся в санации, соблюдению сроков повторных осмотров и cанацию полости рта прикрепленного контингента, а также снижению числа лиц, нуждающихся в санации, выявленных при повторных осмотрах, уменьшению количества выпавших пломб, рецидивов кариеса и его осложнений, удаленных зубов на 1000 прикрепленных для санации.

    Диспансеризация - предусматривает систему охраны здоровья, заключающуюся в активном наблюдении за здоровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного физического развития, предупреждении заболеваний путем проведения соответствующих социальных, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.

    Организация диспансеризации

    Система стоматологической диспансеризации базируется на следующих положениях:

    Диспансеризация является основой стоматологической помощи населению;

    Цель диспансеризации - ликвидация некоторых заболеваний зубов и органов полости рта;

    Диспансеризация должна строиться на принципах охвата организованного населения, в первую очередь детей раннего возраста, и начинаться с лечения болезней, которые могут быть причинами кариеса зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта;

    Необходимо устранять местные неблагоприятные факторы в полости рта, проводить общие оздоровительные мероприятия совместно с педиатром;

    Диспансерное наблюдение за стоматологическими больными и лицами с факторами риска осуществляют врачи (детские и взрослые) - стоматологи-терапевты, хирурги, ортодонты, ортопеды;

    Наиболее рациональным стоматологическим учреждением в качестве организационного центра для проведения диспансеризации является стоматологическая поликлиника.

    Стоматологическая диспансеризация строится на основе санации полости рта, устранений сопутствующих заболеваний, профилактической работы в организованных детских коллективах - яслях, детских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индивидуальной профилактики и динамического наблюдения за пациентами.

    В проведении стоматологической диспансеризации детей выделяют три фазы.

    В первой фазе диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, дообследование в данном или другом лечебном учреждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и устанавливают группу диспансерного наблюдения.

    Различают 3 диспансерные группы наблюдения детей:

    1-я группа - здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой оболочки полости рта; 2-я группа - практически здоровые лица, имеющие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов; 3-я группа - дети с хроническими заболеваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их течении.

    Во второй фазе диспансеризации формируются контингента по группам наблюдения, определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рационально распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетворяются потребности диспансеризуемых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.

    Задачи третьей фазы - определение характера и частоты динамического наблюдения за каждым ребенком, коррекция диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в состоянии здоровья, оценка эффективности диспансерного наблюдения.

    Медицинские учреждения различаются по степени участия их в диспансеризации: 1-й уровень - стоматологические кабинеты обще-профильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гимназий, детских садов, средних учебных заведений и т.д.; 2-й - стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматологических поликлиник для взрослых); 3-й - детские стоматологические поликлиники; 4-й уровень - отделения челюстно-лицевой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университетов, академий.

    Основные задачи диспансеризации - выявление ранних форм заболевания и факторов риска, проведение комплексных лечебно-профилактических и социально-гигиенических мероприятий, позволяющих сохранить функции зубочелюстной системы, осуществлять динамическое наблюдение. Основной объем работы по диспансеризации возложен на врача-пародонтолога. Наиболее эффективно диспансеризация осуществляется в тех учреждениях, где функционируют кабинеты по лечению заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта.

    Выделяют следующие диспансерные группы:

    Д1 - здоровые - не нуждаются в лечении;

    Д2 - практически здоровые, у которых наблюдается стабилизация процесса. К этой группе также относятся дети, не имеющие клинических признаков заболеваний пародонта, с выявленными факторами риска;

    Д3 - нуждающиеся в лечении - наиболее многочисленная диспансерная группа. В этой группе выделяют 2 подгруппы: с активным течением заболевания и в фазе ремиссии.

    Врач-пародонтолог, принимая на диспансерный учет ребенка с заболеваниями пародонта, должен провести комплекс исследований, сформулировать диагноз, наметить план лечения и осуществлять дис-пансеризацию.

    Осмотр детей, не имеющих выраженных симптомов патологии, но с повышенным риском заболевания, после устранения причины проводят 1 раз в год;

    Осмотр детей с гингивитами всех форм и стадий, а также оперированных по поводу различных видов пародонтом проводят 2 раза в год;

    Осмотр детей с генерализованным и локализованным пародонтитом проводят 3 раза в год и при необходимости лечат;

    Дети с идиопатическими заболеваниями пародонта и тяжелой формой пародонтита и пародонтоза на фоне общесоматических заболеваний (диабет, болезни крови и др.) проходят осмотр 3-4 раза в год. Совместно с пе-диатром им проводят интенсивное общее и местное лечение, включая в лечебный комплекс средства патогенетической терапии.

    Основным критерием для снятия детей с заболеваниями пародонта с диспансерного учета является полное выздоровление ребенка в результате устранения причинных и предрасполагающих факторов либо стойкая, продолжающаяся много лет ремиссия.

    Систематически проводят оценку эффективности диспансеризации (стабилизация процесса, ремиссия, состояние без изменения, ухудшение).

    1. Санация полости рта - это профилактика

    а) комплексная

    б) первичная

    в) вторичная

    г) третичная

    д) смешанная

    2. Плановая санация полости рта у детей стоматологической поликлиники - это метод санации

    а) централизованный

    б) бригадный

    в) децентрализованный

    г) по обращаемости

    д) смешанный

    3. Первичным медицинским документом при плановой санации является

    а) бланк заказа

    б) амбулаторная карта

    в) диспансерная карта

    г) санационная карта

    д) паспорт класса

    4. Преимущество централизованного метода плановой санации -

    а) возможность 100% охвата плановой санацией школьников

    б) консультация специалистов-стоматологов

    в) лечение в условиях хорошо оснащенного медицинского учреждения

    г) хороший контакт с администрацией школы

    д) одновременно максимальная санация класса

    5. При диспансеризации детей у стоматолога необходимо учитывать

    а) возраст ребенка

    б) уровень гигиены полости рта

    в) характер течения стоматологических заболеваний

    д) общее состояние здоровья

    6. Формирование диспансерных групп проводится с учетом:

    а) общего состояния здоровья

    б) гигиены полости рта ребенка

    в) степени активности кариеса

    г) тяжести заболеваний краевого пародонта

    7. Санация полости рта проводится в этап диспансеризации:

    а) первый

    б) второй

    в) третий

    г) четвертый

    д) пятый

    8. Дошкольники, имеющие кариес зубов относятся к диспансерной группе

    а) первой

    б) второй

    в) третьей

    г) четвертой

    9. Дети с очаговой деминерализацией после консервативного лечения относятся к диспансерной группе

    а) первой

    б) второй

    в) третьей

    г) четвертой

    10. Прирост интенсивности кариеса - показатель эффективности диспансеризации

    а) организационной

    б) медицинской

    в) экономической

    г) социальной

    ТЕМА 8

    Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний у детей.

    1. Ситуационный анализ включает:

    а) Эпидемиологическое обследование населения ключевых возрастных групп

    б) Санитарное просвещение

    в) Характеристику сети стоматологической службы

    г) Обучение персонала

    д) Демографические данные

    2. В задачах ВОЗ к 2020 г. КПУ не превысит 1,5 у детей в возрасте (лет):

    3. К 2020 г. среднее количество секстантов со здоровым пародонтом 5,0 будут иметь дети в возрасте (лет):



    4. Выбор методов профилактики зависит от:

    а) Финансирования

    б) Обеспечения персоналом

    в) Ситуационного анализа

    г) Диспансеризации детей у стоматолога

    д) Поставленных целей и задач

    5. Основной метод профилактики стоматологических заболеваний в коммунальных программах:

    а) Санация полости рта

    б) Чистка зубов

    в) Применение препаратов фтора

    г) Санитарное просвещение

    д) Предупреждение и устранение аномалий прикуса

    6. За внедрение программы профилактики отвечают:

    а) Главные стоматологи различных уровней

    б) Властные структуры

    в) Управление образованием

    г) Кафедра стоматологии детского возраста

    д) Роспотребнадзор

    7. При группировке детей в профилактические группы учитывается:

    а) Гигиеническое состояние полости рта

    б) Распространенность кариеса

    в) Интенсивность кариеса

    г) Состояние тканей пародонта

    д) Состояние прикуса

    8. В профилактическую группу А входят дети с:

    а) хорошей гигиеной полости рта

    б) плохой гигиеной полости рта

    в) КПУ от 0 до 3

    г) КПУ свыше 3

    д) гингивитами

    9. Кратность посещения кабинета профилактики детьми группы «Б» (раз):

    10. Эффективность первичной профилактики кариеса это:

    а) Стабилизация кариозного процесса

    б) Снижение числа осложненных форм кариеса

    в) Снижение количества пораженных секстантов пародонта

    г) Улучшение гигиены полости рта

    д) Увеличение числа детей с интактными зубами

    ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

    Тема 1 1 - а; 2 - в; 3 - г, д; 4 - ,а, б, в, г; 5 - б,в; 6 - б; 7 - в; 8 - а; 9 - г; 10 - б. Тема 2 1 - б, в; 2 - а; 3 - а; 4 - е; 5 - в; 6 - б; 7 - г; 8 - г; 9 - а; 10 - г.
    Тема 3 1 - г, д; 2 - а, в, д; 3 - б, в; 4 - а, б; 5 - а, б, д; 6 - в; 7 - б; 8 - д; 9 - а; 10-в. Тема 4 1 - а, 2 - а, б, в, г, д, 3 - а, б, в, г, д, 4 - в, 5 - б, 6 - б, г, 7 - а, б, в, г, 8 - а, в, г, 9 - а, б, в, г, 10 - в.
    Тема 5 1 - а, б, в, г, д, 2 - а, б, в, д, 3 - а, б, в, г, д, 4 - а, в, г, д, 5 - а, г, 6 - а, б, в, г, 7 - а, б, в, г, 8 - в, 9 - б, г, д,10 - б, в, г. Тема 6 1 - б, 2 - а, б, 3 - б, в, г, д, 4 - а, в, д, 5 - б, в, д, 6 - а, в, г, 7 - б, в, 8 - г, 9 - а, б, в, г, 10 - г.
    Тема 7 1 - в; 2 - а; 3 - г, 4 - б, в, д; 5 - а, в, д; 6 - а, в, г; 7 - б, в, г; 8 - в; 9 - в; 10 - б. Тема 8 1 - а, в, д; 2 - в; 3 - г; 4 - а, б, в, д; 5 - г; 6 - а; 7 - в; 8 - в; 9 - д; 10 - д.
    Тема 9 1 - D; 2 - E, F; 3 - D; 4 - C; 5 - E; 6 - C, D

    Санация в медицине включает в себя проведение лечебных процедур, направленных на оздоровление организма. Основной целью мероприятий является удаление инфекции, которая мешает заживлению и нормальному функционированию.

    Санация полости рта

    Один из показателей здоровья человека – белоснежная улыбка. По данным СТАР полость рта нуждается в санации у 87% населения.

    В плачевном состоянии, то сразу появляются заболевания почек, сердца, бронхов и других органов. Представляют опасность и токсины, которые вырабатываются вредными бактериями в ротовой полости. Они оказывают системное воздействие на организм в целом, изменяя его реакцию на все процессы, что в итоге приводит к развитию серьезных болезней и осложнений. Поэтому важно проводить мероприятия по удалению инфекции.

    Санация в стоматологии – сочетание лечебно‑профилактических процедур, направленных на оздоровление ротовой полости, устранение источника воспаления различной этиологии и предупреждение стоматзаболеваний.

    Посещать стоматолога необходимо 2 р./год. В первый визит проводится осмотр и составляется предварительная карта проведения лечебных процедур. Сначала проводятся терапевтические процедуры, при необходимости назначается хирургическое удаление разрушенных или ретинированных зубов.

    Для поддержания нормального функционирования зубочелюстной системы, а также сохранения здоровья зубов и десен рекомендуется посещать стоматолога не менее двух раз в год.

    Различают три вида санирования:

    1. плановое;
    2. периодическое – во время диспансеризации;
    3. индивидуальное обращение.

    Плановое

    Плановая санация проводятся в детских заведениях: детских садах, интернатах, учебных заведениях различного уровня аккредитации, санаториях, летних лагерях, а также на некоторых предприятиях и перед хирургической операцией. При беременности процедура санации должна выполняться неукоснительно.

    Плановые мероприятия необходимо проводить в обязательном порядке людям, страдающим соматическими заболеваниями.

    Периодическая одномоментная санация ротовой полости выполняется в организованных коллективах и определенных группах населения (беременные, призывники, инвалиды). Считается наиболее результативной при профилактике стоматологических заболеваний.

    Инфекция во рту является постоянным источником инфицирования каждого органа в организме. Санация полости рта перед операцией снижает риск развития гнойных осложнений, поэтому проводится в обязательном порядке. Стоматологи утверждают, что своевременное выявление очага воспаления и его лечение является непременным условием выздоровления при многих инфекционных заболеваниях. Научные исследования доказали факт взаимосвязи пародонтопатогенной микрофлоры и развития атеросклероза сосудов головного мозга.

    Существует ряд заболеваний, при которых санирование полости рта проводится не реже 2 раз/год:

    • диабет;
    • аллергические проявления;
    • сердечно – сосудистые заболевания;
    • ревматоидный артрит;
    • болезни ЛОР – органов и дыхательной системы.

    Проведение санации

    Часто санация ротовой полости проходит в несколько стадий и не за одно посещение стоматолога.

    Санирование включает в себя несколько этапов:

    • осмотр на наличие различных болезней;
    • профессиональное снятие зубных отложений и мягкого налета;

    Снятие зубных отложений

    • при необходимости назначается панорамный снимок или рентгенодиагностика;
    • лечение кариозных полостей и мягких тканей пародонта;
    • лечение болезней десен;
    • удаление зубов;
    • протезирование и ортодонтические процедуры;
    • по желанию пациента проводится отбеливание зубов.

    Все мероприятия по санации проводятся с обязательными консультациями по правильному уходу за полостью рта, выбору пасты, щетки, зубной нити и ополаскивателя, учитывая индивидуальные особенности.

    Все процедуры выполняет стоматолог – терапевт, при необходимости он направляет пациента к хирургу или ортодонту.

    Возможна ли полноценная санация полости рта ? Поддержать здоровье ротовой полости и предупредить образование очагов инфекции поможет правильный уход с использованием лечебных или профилактических паст, ополаскивателей, зубных нитей, визуальный осмотр языка, десен и зубов.

    Санация полости рта у детей

    Посещение стоматолога в детском возрасте должно происходить уже в первый год жизни. Следующий визит обязательно планируется перед посещением детского сада. Санация полости рта зависит от степени и интенсивности развития основного заболевания. В терапевтической стоматологии это индекс интенсивности кариеса. Способ позволяет рассчитать интенсивность разрушения моляров и создать план эффективных лечебно – профилактических мер. Схема используется для детей в возрасте 6 -12 лет, когда происходит смена прикуса.

    Допустимые сроки, при которых минимизируется развитие тяжелых форм кариеса:

    • I степень – 13 месяцев;
    • II степень – 7 месяцев;
    • III степень – 3, 5 месяца.

    Основные причины разрушения зубов у детей:

    1. наличие хронических заболеваний;
    2. перенесенные женщиной в 1 триместре беременности гестоза или бактериальных инфекций;
    3. прием медикаментов во время беременности;
    4. неправильный уход за ротовой полостью или его отсутствие.

    При проведении ортодонтических процедур, которое может длиться 2,5 -3 года, санирование зубов проводится в обязательном порядке. За это время возможно придется посетить стоматолога до 8 раз.

    Для предупреждения негативных последствий от посещения клиники, а также при некоторых болезнях ЦНС, аллергических реакциях, боязни манипуляций, большом объеме стоматологической работы допускается санация полости рта под наркозом. Во время проведения манипуляций нервно – психическое состояние маленького пациента расслаблено, отсутствуют болевые и тактильные ощущения, что делает весь процесс спокойным и комфортным.

    Санация полости рта при беременности

    Санация зубов при беременности проводится обязательно. Рекомендуется пройти процедуры по оздоровлению ротовой полости до зачатия.

    Важно! Посещение стоматолога во время беременности позволит сохранить зубы матери здоровыми, и предупредит негативное влияние инфекций на здоровье ребенка.

    В период вынашивания малыша, в организме женщины происходят существенные перемены гормонального фона, что провоцирует воспаление десен. Кроме того, меняется кислотно-щелочной баланс, минеральный состав слюны. Это приводит к потере кальция, ослаблению плотности зубной ткани, в результате эмаль истончается и зубы разрушаются.

    Если санация полости рта при беременности не была проведена, патогенная инфекция попадает в организм будущей матери, изменяя свойства грудного молока (оно становится горьким), и становится причиной развития кариеса еще только заложенных молочных зубов. Научно доказано, что вредная микрофлора находится и активно развивается в бороздках языка даже беззубого младенца.

    Результаты исследований показывают, что практически каждая беременная страдает от кровоточивости десен, из воспаления. Если вовремя не обратить к стоматологу, то гингивит может постепенно перейти в более серьезную форму – пародонтит, который вылечить проблематично. Постоянное нахождение вредной микрофлоры во рту женщины провоцирует негативные последствия на формирование всех жизненных процессов будущего ребенка. Поэтому, санация при беременности просто необходима.

    Стоит учитывать, что манипуляции по лечению проводятся только во втором триместре. Во втором и третьем выполняются только процедуры, связанные с острой болью.

    Проведение осмотра и комплекса мероприятий по оздоровлению полости рта проходят без вреда для здоровья малыша. Существуют отдельные противопоказания по экстракции зубов, если же возникла такая необходимость, то врач использует специальное обезболивание для беременных.

    Лечение зубов

    Полная санация полости рта считается проведенной, если запломбированы все кариозные полости и ликвидированы воспалительные процессы. Эта безопасная процедура позволит сохранить зубы здоровыми, а улыбку красивой.