Отец григорий григорьев храм в юкках. Ведущий Михаил Проходцев

Что такое душевная болезнь с церковной точки зрения? Может ли священник брать на себя функции врачевателя душ — не просто как пастырь, но и как лекарь, призванный дать измученному болезнью отдохновение от недуга уже здесь, в земном мире? Об этом мы поговорили с доктором медицинских наук, настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии протоиереем Григорием Григорьевым.

Бесноватых мало, большинство - просто больны

— Отец Григорий, раньше все психические отклонения принято было списывать на одержимость…

— Я думаю, что бесоодержимость в чистом виде — чрезвычайно редкое явление. Чаще она накладывается на психическое заболевание и сочетается с ним. Проработав 40 лет в психиатрии, действительно одержимых я встречал не более 10 раз. Для меня бесоодержимость — это непостижимый Божий Промысл. Три момента в нашей жизни зависят только от Бога: рождение, смерть и вхождение беса. Как в случае с гадаринским бесноватым демоны спрашивают разрешения войти в стадо свиней у Бога, так и во всех прочих случаях: без воли Бога в человека бесам не вселиться. Думаю, одержимость — это попущенная Господом крайняя форма лечения, которая исцеляет, прежде всего, от атеизма. Потому что тот, кто пережил бесноватость, никогда уже не будет атеистом. Так происходит приближение к Богу. Конечно же, при условии покаяния человека.

— Давайте тогда попробуем разобраться с тем, что такое психическое расстройство.

— Великий советский психиатр Дмитрий Евгеньевич Мелехов, считающийся основоположником социальной психиатрии, был глубоко верующим человеком. Уже после его смерти была опубликована книга «Психиатрия и проблемы духовной жизни». Мелехов выделял три вида психических заболеваний. Первый: заболевания, связанные с повреждением мозга, видимым или невидимым — травмы, опухоли, интоксикации. Например, при приеме алкоголя и наркотиков наступает химическое повреждение. В случае таких болезней нужна медикаментозная помощь. Второй вид — когда нет никакого физиологического субстрата. Эти заболевания Мелехов назвал духовными расстройствами. И третий вариант — смешанный тип расстройств. Так вот, духовные расстройства тем и отличаются, что медикаментозный метод тут не особо эффективен. Лечат, а толку мало. И тогда, по словам Мелехова, помогают церковные Таинства, молитва. Поэтому, считает он, у постели душевнобольного должен всегда быть и врач-психиатр, и священник.

Медико-церковное соработничество

— Что в таком случае окормление душевнобольных?

— Это когда врач и священник работают вместе. Врач проводит медицинскую часть работы. Но медикаментозное лечение — лишь «наложение изоленты на искрящие-ся провода», аварийное отключение больных участков. Священник проводит духовную работу, прежде всего совершением церковных Таинств: Соборования, Исповеди, Причастия. Раньше в России во всех психиатрических лечебницах строились больничные храмы. Священник и врач становились соработниками. В одной только Военно-медицинской академии более 50 клиник. И при каждой был свой храм. Литургии совершались каждый день.

— А как понять, где духовная составляющая заболевания, а где нужно и «провода изолентой» обмотать?

— Священников приглашали к больным, когда длительное медикаментозное лечение не давало результатов. И после того как священник совершал церковные Таин-ства, смотрели — изменилось состояние больного или нет. Приведу такой пример: мой приснопамятный духовный отец, протоиерей Василий Лесняк, был настоятелем Шуваловского храма и тоже сотрудничал с психиатрами. Однажды пришла к нему женщина и говорит: «Мой сын лежит в больнице имени И. И. Скворцова-Степанова уже несколько месяцев. Его не могут вывести из состояния острого психоза. Медикаменты не действуют. Врачи посоветовали обратиться к вам — а вдруг». Батюшка помолился в алтаре — и говорит: вот тебе, мать, просфорка; если сын её у тебя возьмет, то я ему смогу помочь, если нет — не смогу. Когда мать пришла к сыну, он вышел ей навстречу и сам потребовал: давай, что ты там принесла. Его через несколько дней выписали. И он сам пришел в церковь к отцу Василию. У него было духовное заболевание.

— Значит, отличить духовную болезнь от душевной можно лишь экспериментальным путем?

— А здесь по-другому невозможно. Даже при медикаментозном лечении лекарства подбираются экспериментально. Кому-то подойдет одно лекарство, кому-то другое. Критерием выступает сам пациент.

Навигатор и Царствие Небесное

— Что способствует возникновению психического заболевания? Среда, плохое детство?

— У каждого человека от рождения есть генетически заложенные слабые места. У кого-то желудок, у кого-то сердце, суставы, а у кого-то мозг. Как показывает опыт, настоящие психические болезни все-таки чаще закладываются генетически. Неблагоприятное детство помогает эти слабые места проявить. А благоприятное — значительно замедляет и тормозит их развитие. В данном случае «болячки», как правило, не проявляются в младшем возрасте, но могут проявиться во время гормональной перестройки и в других стрессовых ситуациях. В тепличных условиях человек может и не испытывать никаких проблем. Но тепличных условий всю жизнь не бывает. Поломки рано или поздно вылезут наружу.

— Где граница между болезнью и простой эмоциональной неуравновешенностью?

— Болезнь носит неуправляемый характер. Она всегда мешает человеку тем, что выходит из-под контроля. Например, когда человек пьет, но в любой момент может надолго остановиться — это предболезнь. Запой — уже болезнь, психофизиологическая патологическая зависимость. Так и здесь: когда больной сам с собой ничего не может сделать и ситуация выходит из-под контроля, вызывая угрозу для его жизни и окружающих людей — это болезнь. Также важнейшим признаком психического заболевания является снижение критической самооценки. Больной себя, как правило, таковым не считает. Чем глубже психическое заболевание — тем ниже уровень критической самооценки.

— Как возникает расстройство?

— Сначала снижается психологическая защита — наш духовный иммунитет. Это наши положительные воспоминания. «Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, — может быть, лучшее воспитание и есть, если много таких воспоминаний набрать с собою в жизнь, то и спасён человек», — говорит Достоевский устами Алёши Карамазова. Если в памяти достаточно много ярких, светлых, положительных моментов, то при стрессах человек в них скрывается, словно подводная лодка, уходящая от шторма в океанскую пучину, и думает о хорошем. Духовная благодать всегда наведет навигатор души на Царствие Небесное.

— Можно ли остановить развитие психического расстройства?

— Да, конечно. Я знаю немало случаев, когда человек стоял на грани психиатрии и болезнь с Божией помощью отступала.

Ремиссия в Церкви?

— От чего же это зависит?

— От человека и обстоятельств. Православному, в первую очередь, должна помогать вера. Он должен, кроме всего прочего, полностью положиться на Бога. Ведь что такое вера? Это верность заповедям Божиим и доверие Богу. Какие бы высокие горы пред тобой ни выросли, какие бы болота ни возникли, нужно верить. Главное тут — не свернуть с выбранного трудного пути. Если главная цель — поиски Царствия Небесного и доверие Богу, трудности не будут фатальны. Они явятся предвестниками той радости, которую никто не отнимет от нас. И радости этой не будет конца. А вот если у человека нет высших нравственно-духовных ценностей, он ломается. Вера — иммунитет от любых психических болезней. Психические расстройства — очень часто показатель больной веры, её недостатка, нехватки верности и доверия к Богу.

— Это подтверждается практикой?

— Да, мне нередко встречались очень сложные случаи психических заболеваний, когда пациенты в процессе воцерковления почти полностью отказались от лекарств, перейдя на минимальную дозировку. Говоря о положительных результатах, я подразумеваю длительную ремиссию — 10-15-20 лет и больше.

Таблетки и штурвал

— Вы сказали, что психическое расстройство — показатель больной веры? Получается, оно всегда — следствие греха?

— Поломка в ЦНС может стать благоприя-тной почвой для его развития. Мозг — это большая эндокринная железа. Современной науке известно, что он может вырабатывать более полутора тысяч гормонов радости и только пять гормонов стресса. Горе у всех одинаково, а радость у каждого своя. Когда человек попадает в зону стресса, у него резко повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую (как плохую, так и хорошую) информацию. Это как обоюдоострый меч: будешь думать о хорошем — случится хорошее. О плохом — случится плохое.

— Как это работает?

— Если во время шторма поставить штурвал верно — корабль продвинется к цели, а если не поставить — разобьется о скалы. Зона стресса — это стимул. Стресс включает механизм радости: погналась собака, перепрыгнул через забор — рад, что убежал. Если зона радости не включится, произойдет психическое истощение, астения. Депрессия да и другие психические заболевания могут развиться, когда при стрессах длительно не включается зона радости. «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22), — говорит Господь. Если бы мы не сходили с дороги законов Божественной любви, то находились бы в постоянной радости, данной нам Богом. Как в сказке о рыбаке и рыбке: если бы навигатор души старухи был настроен на Царство Небесное, она бы всегда и всему радовалась.

Техника безопасности духовника

— У вас огромный опыт работы с психически больными людьми. Что может сделать священник кроме, стандартного наставления в вере?

— Провести Таинства Соборования, Причастия. Душепопечение в этом случае должно исключать копание в грехах. Нель-зя такого человека погружать в покаянное состояние. Таким образом отцы довели до смерти Гоголя. Он страдал маниакально-депрессивным психозом, а духовник всё талдычил: кайся, кайся. Что и привело к гибели писателя. Ему бы пить медикаменты и набираться положительных эмоций, и всё бы могло пойти по-другому. И причащаться, конечно, как можно чаще.

— Возможно, ваша точка зрения будет весьма непопулярна в среде рядовых священников…

— Что такое исповедь в нашей современной Церкви? Вот представьте, приходит к психиатру больной и говорит: доктор, у меня, крыша едет. А тот протягивает ему учебник психиатрии — возьмите, разберитесь, что у вас в голове происходит, и возвращайтесь. Врача снимут с должности и отдадут под суд, потому что пациент суицид совершит, скорее всего. Так и здесь.

Священнику важно знать, что приводит психически больных людей к покаянному состоянию — это не только безумие, но и преступление. К сожалению, священник сегодня не несет никакой ответственности, кроме моральной. Он надает глупых советов, человек совершит преступление, сведет счеты с жизнью или попадет в психиатрию, а тот лишь руками разведет: на всё воля Божия, Господь так управил. Это не Господь управил, а человеческая безответственность, глупость и невежество. С моей точки зрения, пришло время, когда надо молиться о восстановлении института духовничества, чтобы не всякий клирик мог проводить Таинство Исповеди.

— В принципе принимать Исповедь у психически больных людей возможно? Все-таки это Таинство.

— Исповедь возможна и необходима при любых заболеваниях, в том числе и психических. Но только священник должен рассказывать кающемуся о заповедях в духе любви: «Первая заповедь Божия: „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя“ (Мф. 22, 37, 39). Не возлюбишь себя — не возлюбишь ни ближнего, ни Бога». А что значит возлюбить себя? Настроить навигатор души на Царство Небесное. Критерий удачной настройки: ощущение себя как у Христа за пазухой, то есть чувство полной защищенности и доверия к Богу. Что это, как не счастье? В таком положении человек желает того же и всем остальным. Влюбленный хочет, чтобы все вокруг были счастливы. Не доверяя Богу, мы не можем выполнить первую заповедь по определению. И остальные заповеди без любви к Богу бессмысленны, потому что они — лишь проверка отношения к Богу и человеку. Когда человек осознает это, он и начинает исповедоваться — в отсутствии любви к Богу, ближнему, в осуждении. Это и есть покаяние в духе любви.

— Понятно. Говоря простым языком — пусть священник расскажет о заповедях, а в душу не лезет.

— Отцы, — говорю я священникам, — вы не понимаете: в советское время, когда была суперпсихиатрия, когда все больные лежали в спецучреждениях, даже тогда, от их рук погибали в СССР десятки психиат-ров в год. Если вы на Исповеди или просто в беседе что-нибудь не то скажете больному шизофренией, да еще и попадете в структуру бреда, особо бреда воздействия, когда больной будет уверен, что именно вы его повредили, — знайте, что главной целью его жизни станет ваше уничтожение. Причем совершит такое преступление он в самом что ни на есть экстраординарном виде. Душевнобольные в этом деле очень изобретательны. Об этом надо помнить всегда. Вот тут батьки и начинают задумываться.

— Приходилось ли вам окормлять больных в психоневрологических интернатах? Какова специфика такого служения?

— Да, приходилось. В данном случае следует проявлять крайне тактичный подход: «К людям помягше — на проблемы поширше». Здесь следует проявлять крайнюю икономию — причащать без специальной подготовки. Всех подряд причащать. Важно, чтобы визит священника утешил больного и вызвал положительные эмоции.

23 декабря 2006 г. исполнилось 50 лет выдающемуся ученому-медику нашей страны, признанному авторитету в области эмоционально-эстетической и духовно ориентированнной психотерапии на православной основе профессору, доктору медицинских наук Григорьеву Григорию Игоревичу.

Григорьев Г. И. - известный российский психотерапевт, психиатр-нарколог и медицинский психолог, ученик доктора медицинских наук доцента О. Н. Кузнецова и Народного врача СССР, Заслуженного врача Украинской ССР, старшего научного сотрудника А. Р. Довженко.

В 1993 г. в ученом совете Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева защитил кандидатскую диссертацию (специальность 14.00.45 - наркология) по теме: «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».

В 2004 г. в ученом совете Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России защитил докторскую диссертацию (специальность: 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях и 19.00.04 - медицинская психология) по теме: «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой психотерапии».

В 2005 г. ВАК Минобразования России присвоил ему ученую степень доктора медицинских наук, а в 2006 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии. Действительный член Петровской академии наук и искусств (1997), член Союза писателей России (1998). Награжден медалью «В память о народном враче СССР А.Р. Довженко» (1998), а также Орденами «За медицинские заслуги» II степени (2005) и I степени (2006), и Орденом Признания (2007).

После окончания средней школы в 1973 г. поступил, а в 1979 г. закончил военно-морской факультет Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова в Ленинграде. В 1979-1984 гг. проходил службу на Краснознаменном Тихоокеанском флоте во Владивостоке в должностях: начальника медицинской службы большой дизельной подводной лодки, начальника кабинета психоневрологии, психотерапии и наркологии поликлиники флота, старшего психоневролога флота. Участник дальних походов и ликвидатор трех аварийных ситуаций на подводных лодках. Один из первых на Военно-морском флоте СССР организовал службу психологической защиты Краснознаменного Тихоокеанского флота. Награжден нагрудным знаком «За дальний поход на подводной лодке» (1980), медалями «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» (1984), «Тихоокеанскому флоту 275 лет» (2004), «Ветерану холодной войны на море» (2005) и «Подводному флоту России 100 лет» (2007).

Профессиональную и научную деятельность продолжил в Ленинграде в должности врача-психотерапевта, психиатра-нарколога Клинической больницы Управления Делами Академии Наук СССР (1985-1989). В 1988 г. на базе Центра научно-технической деятельности и социальных инициатив при АН СССР, выступил одним из инициаторов по созданию в России международной общественной организации - Международного института резервных возможностей человека (МИРВЧ), с филиалами в Белоруссии и Литве; Клиникой ассоциации наркологов и Психотерапевтическим наркологическим реабилитационным центром, тем самым заложил основы современной общественной инфраструктуры кризисно-реабилитационной психотерапевтической наркологической помощи населению на духовно-нравственной православной основе.

С 1988 г. по настоящее время является директором МИРВЧ и главным специалистом врачом-психотерапевтом, психиатром-наркологом, психиатром высшей квалификационной категории, председателем ученого совета Международного института резервных возможностей человека. При его личном участии прошли высокоэффективное лечение более 120 тысяч больных алкоголизмом, никотинизмом, наркоманиями, игроманиями, болезненным влечением к пище и другими нервно-психическими заболеваниями, что принесло обществу немалый экономический и духовно-нравственный эффект.

Для научной систематизации, обобщения, обработки и анализа имеющихся данных, а также информационного обеспечения лечебного процесса под его непосредственным руководством была создана уникальная по объему информации автоматизированная система учета больных (АСУ ПЗ), прошедших лечение в системе МИРВЧ. В результате глубокого научного анализа существующей базы данных в Международном институте резервных возможностей человека были выполнены и защищены в ученых советах психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России три диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук и шесть диссертаций на соискание ученой степени кандидатов медицинских и психологических наук. В результате проведенной большой научно-практической работы в МИРВЧ появилась собственная духовно ориентированная на православной основе психотерапевтическая школа.

С 1991 г. по настоящее время является председателем Общества трезвости и милосердия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, продолжающего традиции дореволюционного (1897) Всероссийского Общества трезвости, созданного на базе Международного института резервных возможностей человека по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (1991), а также по благословению приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева) и ныне здравствующего Владыки Владимира (Котлярова), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского (1996). И сегодня, в Свято-Александро-Невском обществе трезвости под духовным окормлением священников Собора Феодоровской иконы Божией Матери (настоятель - кандидат богословия протоиерей Александр Сорокин) происходит исцеление людей от пьянства, наркоманий, других нервно-психических и психосоматических заболеваний.

Исполнял обязанности Первого вице-президента Санкт-Петербургской ассоциации наркологов (1990-1995), много внимания уделял повышению качества наркологической помощи в своем регионе, являлся членом лицензионно-аккредитационной комиссии по наркологии Комитета здравоохранения Администрации Санкт-Петербурга (1993-1995), членом Межведомственной Комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками (1994-1995).

Проявил себя и как талантливый организатор образовательной деятельности в сфере медицинской психологии и психотерапии патологических зависимостей. С 1990 г. по 2000 г. работал по совместительству асистентом кафедры реабилитации в Ленинградском ГИДУВе (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава). В 2005 г. был избран по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии СПб МАПО, где преподает по настоящее время курс «Психотерапия патологических зависимостей».

Основным направлением научных исследований и практической лечебной деятельности является разработка направления эмоционально-эстетической стрессовой и духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе при лечении патологических зависимостей. Впервые в научной литературе описал синдром духовной зависимости при героиновой наркомании в 1994 году. Автор концепции психологического «ключа» психофизической саморегуляции эмоциональной памяти (система «манков» К. С. Станиславского), при неврозах и других психосоматических заболеваниях, путем мобилизации резервных возможностей человеческого организма в условиях психоэмоционального стресса. Данные методы подробно описаны в «Психотерапевтической энциклопедии», изданной под редакцией главного психотерапевта России, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Б. Д. Карвасарского (1999, 2000, 2005, 2007).

Является членом редколлегии Всероссийского научно-практического рецензируемого журнала «Вестник психотерапии» (издается с 1990 г.), в котором публикуются статьи по медицинским, духовным, психологическим, социологическим, биологическим и смежным наукам в области психиатрии, наркологии, психотерапии, коррекционной психологии и психоанализа. Является руководителем ряда международных психотерапевтических программ, конференций и семинаров.

Автор более 250 научных работ, семь из которых опубликованы за рубежом (Норвегия, Швеция, Литва, Белоруссия); автор и соавтор четырех патентов Российского патентного ведомства; альбома «Психофизическая саморегуляция»; трех художественных книг («На древней земле», 1989; «Накануне чуда», 1991; «Сказка про Алю и Аля», 1991); четырех учебно-методических работ, пяти монографий («Клинические аспекты психопатологии, психофармакологии и эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии», 1999; «Кризисно-реабилитационная помощь (методом эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии) при героиновой наркомании: концепция, принципы, эффективность и механизмы воздействии», 2003; «Духовно ориентированная психотерапия в форме целебного зарока: теоретические основы, организационная структура и информационно-аналитическое обеспечение», 2004; «Психодиагностика и психокоррекция», 2007; «Духовно ориентированная психотерапия», 2007).

Соредактор девяти тематических сборников научных трудов по проблемам неврозов, психотерапии патологических зависимостей и медицинской психологии.

Под его руководством защищены пять кандидатских диссертаций, подготовлены к защите еще пять кандидатских и две докторские диссертации.

ИМЯ ПРОТОИЕРЕЯ ГРИГОРИЯ ГРИГОРЬЕВА ХОРОШО ИЗВЕСТНО НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ. Мы не раз публиковали интервью и беседы с ним. Отец Григорий — доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи Выборгской епархии в д. Юкки. Он является профессором Санкт-Петербургской православной духовной академии, деканом факультета психологии и философии человека, заведующим кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии. Перечисление всех его титулов, званий, наград и служений заняло бы немало места, однако, думаем, одним из главных направлений сегодняшней деятельности отца Григория является его активное участие в работе православного телеканала «Союз» (программа «Точка опоры»). Просмотры видео с его участием бьют все рекорды.

23 декабря отцу Григорию исполнилось 60 лет, с чем мы его искренне поздравляем. Очередное интервью с нашим собеседником посвящено больной и актуальной теме: депрессии и путям её преодоления.

Депрессивная старуха

— Отец Григорий, сегодня очень многие, в том числе верующие люди, страдают от депрессий. Какое определение этому явлению вы могли бы дать с богословской и медицинской точки зрения?

— Определений много. Но если мы говорим о настоящей депрессии, то это когда у человека нет желаний. Иначе говоря, если бы кто-то поймал золотую рыбку, и она выполнила бы все его желания и желаний у человека уже не осталось, то он впал бы в депрессию. Вот как мы видим в сказке о золотой рыбке. Старуха входит в депрессию: сначала ей нужно корыто, потом — изба, потом — она хочет стать боярыней, потом — царицей, а потом она уже хочет стать владычицей морскою, и чтобы рыбка ей служила и была у неё на посылках, то есть хочет унизить рыбку. Это начало очень серьёзной депрессии. Те приобретения, которые получала старуха с помощью золотой рыбки, не долго её радовали, а наоборот, терялась радость жизни, и она входила в депрессию. Если у человека исчезает жизненная мотивация, если он теряет интерес и смысл жизни, если он не видит своей дороги, значит, он идёт по пути, который приведёт его к депрессии.

— Хорошо, а откуда депрессия берётся? Каким образом человек, внешне благополучный, в это состояние впадает?

— Я рассказал про золотую рыбку, но этот случай скорее сказочный. На практике всё бывает совершенно по-другому. Вот Господь Бог дал человеку дорогу — дорогу радости, любви, дорогу Божьих заповедей, и сказал: «Проходи через мир по этой дороге, никуда с неё не сворачивай, и когда тебе покажется, что ты столкнулся с непреодолимыми препятствиями, ничего не бойся, Я буду рядом с тобой!» Невозможное человеку возможно Богу. Ведь вера в Него — это не только соблюдение заповедей Божьих, движение по этой дороге, но и доверие Богу, благодарение Бога за всё.

Для чего нужны стрессы

— Но если человек идёт такой дорогой, как у него может возникнуть депрессия?

— Депрессия возникает, когда мы хотим с этой дороги свернуть или обойти эти трудности. Всё, что уводит нас с дороги Божественной любви, с дороги Божьих заповедей — начало пути в депрессию. Иначе говоря, трудности — это путь к Богу. Святые отцы иногда вопрошали друг друга: «Ну, как прошёл день?» — «Да, отвратительно прошёл, никто не оклеветал, напраслину не навёл, грязью не облил, что-то мы плохо молимся — надо усилить молитву!» Потом радостные и счастливые встречаются: «Нас обильно унавозили, и теперь мы расцветём пышным цветом!»

— То есть нам нужно научиться радоваться трудностям?

— Да, может, это трудно понять, но это так. Не трудностям радоваться, а той благодати, которая придёт вслед за ними. Если это перевести на медицинский язык, то суть такова: в головном мозгу человека, в центральной нервной системе, есть центры, которые вырабатывают гормоны стресса, и есть нервные клетки, которые вырабатывают гормоны радости. Зона мозга, которая вырабатывает гормоны радости, в семь раз больше, чем зона, вырабатывающая гормоны стресса. Гормонов радости известно более полутора тысяч, гормонов стресса — всего пять. Гормоны стресса, словно стартер, запускающий двигатель машины, стимулируют зону радости, как бы заводят её, включают. Человек устроен так, что головной мозг — самый ленивый физиологический орган. Он бы всё время ел и спал. Но для того, чтобы побудить его к действию, существует стимулирование. «Стимул», по-древнему — это остроконечная палка, обитая железом, которой погонщик тыкал вола, чтобы тот бежал. И вот, когда человек находится в блаженной дрёме, в плену уныния и депрессии, появляется стимул. Если он хорошо отстимулирует человека, то в одно мгновение проходит уныние и депрессия, просыпается зона радости, в человеке открывается второе дыхание, он преодолевает трудности, встречается с Богом и получает благодать.

— Значит, задача стресса — пробудить зону радости?

— Да, это пусковой механизм. Поэтому для людей духовных стрессы были предвестниками благодати. Если во время стресса думать все время о хорошем, то хорошее материализуется по принципу: чем больше стресс, тем больше благодать. И когда долго не было стресса, люди понимали: что-то не так. Самая трудная в мире дорога — дорога в Царствие Небесное. Когда навигатор души человека установлен курсом на Царствие Небесное, тогда все трудности превращаются в радости. Собственно говоря, депрессия и уныние — это сигналы того, что человек сбил навигатор своей души с небесного курса и установил на царствие подземное, на другое ведомство, на державу хаоса, на державу лукавого духа, на державу смерти. Поэтому, если он переведёт его на Царствие Небесное, он окажется как у Христа за пазухой, окажется в Царствии Божьем. Именно на дороге в Царствие Небесное будут стрессы, трудности и препятствия, а дорога в ад — это широкая, спокойная, вымощенная благими намерениями, и, казалась бы, лёгкая дорога. То есть, по сути дела, депрессии — это результат выбора лёгких жизненных путей.

Два вида депрессий

ОСЕНЬЮ ПРОШЛОГО ГОДА Святейший Патриарх
наградил о. Григория крестом доктора богословия

— А как связаны между собой депрессия и уныние? Что из чего вырастает?

— Можно сказать, что уныние — это предстадия депрессии. И уныние, и депрессия — это формы лукавого духа, формы гордыни человеческой. И, конечно, это всё вместе приходит. Ведь не зря уныние и депрессия находятся в лествице развития греха перед главным грехом гордыни. Это как бы предпоследняя ступень. Уныние и депрессия произрастают из греха гордыни. У человека исчезают все желания, и он оказывается во внутренней пустоте, в депрессии, и, конечно, депрессия всегда начинается с обид на Бога. На фоне гордыни возникают мысли, что мир несправедлив. Такой человек чувствует себя бедной сиротой. Ему кажется, что его никто не любит, не ценит, к нему все несправедливы. И, по сути дела, по образному выражению Паисия Святогорца, он начинает превращаться из пчелы в муху и начинает находить помойки в любом цветущем саду.

— Как можно различать депрессии и психические заболевания?

— Депрессии бывают, я бы сказал, двух видов: депрессии невротического круга малой психиатрии, где человека надо побуждать, поднимать, тащить, вовлекать, будить, доставать, не оставлять его одного, и депрессии психотического круга — большой психиатрии. При психических болезнях есть реальная опасность для жизни и, возможно, нужна госпитализация и медикаментозное лечение на начальном этапе. Когда острый период будет купирован, тогда надо человека вовлекать в полноценную реальную жизнь по преодолению трудностей. Не редко бывают психотические депрессии при психических заболеваниях, но чаще невротические депрессии при различных видах неврозов. Я бы так сказал, что невротические депрессии как бы «ложные». Ложные — это преддепрессия, это цветочки. А бывает депрессия психотическая истинная, когда у человека возникает мысль, что надо уходить из жизни — это высшее проявление гордыни. Протест против мира, против Бога, против Вселенной, против всех людей, потому что этого человека не оценили. Вот здесь нужно психиатрическое лечение.

— Интересно, что это не только наша проблема, но и всей благополучной Европы...

— Есть последние данные, что по депрессиям и самоубийствам первое место занимает Голландия. 30% населения Европы болеют болезнями мозга и психическими заболеваниями. И это всё показатель того, что с повышением уровня жизни, улучшением качества физического здоровья и материального благополучия количество депрессий увеличивается, как это ни странно.

Помоги другому — и Господь поможет тебе!

— Мне кажется, многие люди преувеличивают свои трудности и легко впадают в панику, открывая путь негативным эмоциям...

— Нам всем на один день нужно в Алеппо — и депрессии пройдут мгновенно! При больших потрясениях нужна огромная благодать, а чтобы её получить, придётся преодолевать большие трудности. Сам Господь сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые!» Он имел в виду: придите ко Мне на Таинство Причастия, придите ко Мне, чтобы принять Мои Тело и Кровь, разожгите огонь своей души — и вся депрессия уйдёт.

— А что бы вы посоветовали тем людям, которые в этот момент находятся в унынии и депрессии?

— Я бы рекомендовал причащаться раз в неделю, а когда депрессия — несколько дней подряд, и посмотреть, как будет меняться внутреннее духовно-нравственное состояние. Возможно, что от депрессии не останется и следа, потому что вставать в храм тяжело, преодолевать дорогу — тяжело, стоять на литургии — тяжело для человека, который к этому не приучен. И вот это был бы реальный выход из депрессии. Поэтому Господь и даёт нам Духа Утешителя, и радости нашей никто не отнимет от нас. Если радость нашу от нас можно отнять, то мы тогда не получили того Духа Утешителя, о котором нам говорит Господь.

— Вы имеете в виду Духа Святого?

— Да, я долго думал, кто такой Дух Утешитель. Я думаю, что Дух Утешитель не только утешает страдающего человека, но и даёт ему возможность утешать других людей. Утешая других, мы получаем благодать. Для того, чтобы выйти из депрессии, надо найти человека, которому хуже, чем тебе, и помочь ему — и депрессия моментально пройдёт. Такие люди всегда есть рядом. Иногда в трудной жизненной ситуации Господь промыслительно устраивал, что я встречал людей, которым было значительно хуже, чем мне. Так было часто в моей жизни. И когда я видел человека, которому хуже, чем мне, и который просил моей помощи, я ему никогда не говорил: «Ну что ты ко мне пристал?» Я понимал, что это спасательный круг, который мне даёт Господь. Начинаешь помогать этому человеку — и депрессия уходит. И, конечно, надо смеяться над своими трудностями: как же так, я заблудился в трёх соснах, как же так, я потерял курсовую настройку на Царствие Небесное! Как же так, сбился навигатор моей души! Юмор очень помогает.

Мы не понимаем своих возможностей!

ЕПИСКОП Выборгский и Приозерский Игнатий —
всегда желанный гость в юкковском храме

— В юморе есть оптимизм и радость. Вы согласны с тем, что Господь сотворил нас для радости?

— Учёные расшифровали схему генома — это как галактика! Человек словно Вселенная состоит из множества галактик, он имеет колоссальные возможности, человек сотворён для радости жизни! Просто мы не понимаем своих возможностей, которые реализуются на дороге Божьих заповедей, в результате встречи с Богом. И это происходит через преодоление трудностей. А дальше включается закон: посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу. Это сказал великий английский писатель Уильям Теккерей в своём романе «Ярмарка тщеславия».

— Хорошо, а как тогда быть человеку, который хочет помочь другому, но у него нет для этого сил? Что делать в таких случаях?

— Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». В таком случае надо разжигать костёр своей души, приближаться к Богу. Когда костёр в лесу начинает угасать, комары налетают на него со всех сторон. Надо раздувать костёр своей души, чаще причащаться и просить Бога, чтобы Он дал Духа Утешителя. И вот когда костёр души разгорится и придёт Дух Утешитель, тогда очень легко будет помочь человеку. Потому что человеку помогаем не мы, а Сам Господь. Наша задача — помочь человеку, попавшему в пучину депрессии, опять направиться к Богу, вывести его на дорогу заповедей Божьих. В этой помощи мы должны оставаться, как прозрачное стекло, чтобы никому не препятствовать к встрече Богом.

Для чего строят «искусственный мозг»

— Отец Григорий, я слышал, что на юго-западе Швейцарии, в Лозанне, учёные создают так называемый искусственный мозг, для чего?

— Да, он будет занимать много гектаров земли. Тысячи человек в этой команде. Они «вручную» собирают миллионы нейронов и миллиарды нейронных связей. Для чего строят искусственный мозг? На сегодня, как я уже говорил, в Европе около 30% населения болеют психическими заболеваниями, в том числе депрессиями. На этой экспериментальной модели хотят выявить причины этих нарушений, разобраться, почему в мозгу развиваются подобные патологические состояния. Бывает так, что зона стресса не включает зону радости, потому что человек, столкнувшийся со стрессом, уходит от него, прячется. Ему надо идти навстречу трудностям, как в той песне: «Не созданы мы для лёгких путей». К Богу ведут только трудные дороги. Это одна сторона. Другая сторона — это когда нарушаются связи между отдельными участками мозга.

— В чём же тогда смысл медикаментозного лечения?

— Медикаментозное лечение, или лечение психотропными препаратами — это аварийное отключение больных участков. При помощи наркоза мы их временно отключаем. У человека с психическими заболеваниями, если отключатся эти аварийные участки, поведение практически не изменится. А если это лечение назначить человеку с неврозом, то он будет чувствовать себя, как зомби, как будто под наркозом, то есть реакция на медикаменты покажет глубину повреждения личности человека. Кстати говоря, одна из причин неврозов — это накопление отрицательной информации, отрицательных воспоминаний. Когда я служил на подводной лодке, на ней было много приборов. От работы приборов намагничивается корпус подводной лодки, и это магнитное поле сбивает работу приборов и они начинают глючить. Подходил корабль, набрасывал провод, пропускал ток, снимал наведённое магнитное поле, и приборы после этого работали нормально.

Валериана плюс причастие

— И всё-таки поясните, откуда берутся депрессии?

— У человека, как и у корабля, есть приборы, это пять органов чувств — зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, и если у него накапливаются отрицательные воспоминания, то он, как мы говорили, превращается из пчелы в муху. Почему они накапливаются? За уничтожение отрицательной информации в памяти отвечает внутренний эндогенный алкоголь. Всплески выработки алкоголя происходят при стрессах и эмоциональных потрясениях, которые человеку необходимы. В норме у здорового человека в организме вырабатывается 10-12 граммов 80-процентного спирта, бокал вина, который будет стирать незначительные стрессы, небольшие отрицательные воспоминания. Но если это будут большие отрицательные воспоминания, то они не будут стёрты, нужно эмоциональное потрясение, большой стресс, тогда в организме может выделиться бутылка водки и даже больше — и тогда всё будет стёрто.

— Что можно предпринять в таком случае?

— Есть медикамент, который усиливает выработку внутреннего алкоголя — это экстракт валерианы. Валерина усиливает выработку внутреннего эндогенного алкоголя, и человек начинает пьянеть от своего внутреннего алкоголя и практически быстро забывать плохое. Но экстракт валерианы, как все травы, надо принимать длительно — только тогда будет эффект. При унынии и депрессии суточная доза может быть до двух тысяч миллиграмм, а потом, когда человек выйдет из депрессии, дозу можно уменьшить. К валериане нет привыкания, и к ней не развивается зависимость. Вот поэтому одним надо давать валериану, другим — психотропные средства, а главное — всем надо причащаться. Причастие тоже покажет, в какой степени духовный компонент подсоединился к этому патологическому состоянию. Когда человек всё время находится в зоне стресса своего мозга, у него повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую информацию. И если при этом думать о хорошем, то сбудется хорошее. А если думать о плохом — сбудется плохое. Если навигатор своей души человек выставляет курсом на Царствие Небесное он всё время думает о хорошем в любых жизненных ситуациях. Если же при стрессе думать о плохом, то он входит в прямой контакт с отрицательными силами. Такому человеку ни в коем случае нельзя заниматься изучением своих грехов, установлением их связей с произошедшими событиями. Ведь получается, что человек, таким образом, пытается проникнуть в помыслы сатаны, а это может привести к страшному повреждению — гордыне ума.

— А как же тогда увидеть свои грехи?

— Для этого надо войти в благодатное состояние. Только через благодать Божью мы видим свои грехи, а Господь скрыл их до поры до времени для нашего духовного подкрепления. Младенца сначала кормят жидкой пищей, а когда он укрепляется, ему дают уже более твёрдую пищу. Так делает и Господь. То есть видение своих грехов происходит не через их изучение, а через встречу с Богом. Появляется свет — и в этом свете мы видим свою собственную тьму. Сегодня многие люди, которые пытаются по книгам изучать свои грехи и устанавливать связи своих грехов с жизненными событиями, уподобляются студентам мединститутов, которые пытаются изучать психиатрию по книгам и ставят себе все диагнозы, которые они там прочитывают. Но ведь это совсем не так, и профессор всегда исключает эти диагнозы.

Охотники за положительными эмоциями

— Но что же тогда делать человеку, находящемуся в депрессии?

— Находящемуся в депрессии я советую собирать светлые, радостные эмоциональные воспоминания... Идёте по улице — остановитесь и посмотрите, как солнышко садится за горизонт. Видите небо голубое — остановитесь, посмотрите! Ведь мир прекрасен! Я всю жизнь охотился за положительными воспоминаниями. И когда нам бывает трудно, туда можно спрятаться. Вот как прячется подводная лодка во время шторма: она заныривает в глубину. Но для этого душа должна вместить Господа Бога. Тогда волна шторма не взбаламутит душу до дна. Будет часть души, которая не подвержена шторму. И именно в этом месте хранятся все положительные воспоминания. Почему у многих людей нет таких положительных воспоминаний? Не потому, что их нет, а потому что хранить негде.

— Получается, проблема в нашей душе?

— «Широк, очень широк русский человек — я бы сузил его», — говорил Фёдор Михайлович Достоевский. В нашем широком сердце вмещаются и Бог, и дьявол. Когда сильный ветер дует над широким и неглубоким водоёмом, вода там перемешивается до самого дна и появляется муть. Как-то осенью я ехал по нашей дамбе, дул сильный ветер, и весь Финский залив был коричневым. Тогда я понял, почему его называют «Маркизовой лужей». Так и душа человека. В душе современного человека живёт и Бог, и сатана. Надо сужать душу до одного Бога, а душу мы можем сузить только регулярным причащением. Душа сужается — и появляется глубина. И когда мы попадаем в шторм моря житейского, то эмоции наши кипят, и гормоны стресса запускают выработку гормонов радости. Главный из них внутренний эндогенный алкоголь, который всё плохое стирает. И тогда в глубине души у нас царит тишина. И в этой тишине можно услышать голос Бога, который есть самый тихий звук во Вселенной. Это и есть та дорога в Царствие Небесное, которое внутри нас есть. Ведь Господь так и сказал Своим ученикам: «Ищите прежде всего Царствие Небесное и правду Его, а остальное всё приложится». — «А где искать это Царствие Небесное?» — спросили Господа ученики, ведь они были простыми галилейскими рыбаками. И Он им ответил: «Не придёт Царствие Небесное приметным образом, и не скажут — вот оно, здесь или там. Ибо Царствие Небесное внутри вас есть». И ещё Он дал другую подсказку: «Если не будете, как дети — не войдёте в Царствие Небесное». Я хочу сказать, что критерием проверки, что человек находится на дороге Божественных заповедей любви, является то, что он живёт, как у Христа за пазухой. Это обязательное условие. Если человек, как ему кажется, выставил навигатор своей души на Царствие Небесное, но не живёт по Божественным заповедям любви, как у Христа за пазухой, то он неправильно выставил свой навигатор и срочно должен его переставить.

Иван-дурак — совсем не дурак!

— Получается, Царству Небесному надо учиться у детей!

— Когда плачущему ребёнку дают конфетку, он мгновенно забывает плохое и входит в состояние радости. И мы должны так же себя вести. Дети всегда — пчёлы, и они всегда найдут цветок, даже на помойке, для них весь мир — это цветущий сад. Я бы сказал, что образ человека Божьего — это образ Ивана-дурака из русской сказки, потому что в нём нет лукавого духа. Лукавый дух — это дух смерти, противоположный духу любви. В Иване-дураке не было лукавства. И поэтому лукавыми людьми он воспринимался, как дурак. Апостол Павел сказал: «Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый...» Однако Иван-дурак не был дураком, потому что он становится в конце сказки царём. А братья его не были умными, так как получили десять шапок серебра вместо царства.

— Ну да, он — наивный, как ребёнок, а любовь — ведь всегда проста и наивна.

— Вспомним слова Апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Вы только вдумайтесь: всему верит... всё переносит — это же образ разводного лоха! Ведь что такое мудрость человека? «Я никому не верю, я жить не хочу, я в депрессии». Иногда люди говорят про кого-то: ну как же, они такие успешные! Знаете, чтобы так сказать, надо знать, о чём думают эти «успешные» без Бога в долгие бессонные ночи, какие у них мысли, когда они просыпаются, какие адские бездны и хаос скрываются в их душах! Это всего лишь внешний лакированный гроб. А если гроб открыть, то вы увидите другую картину. Это не значит, что богатые не могут войти в Царство Небесное. Если для человека главным является Царство Небесное, то ничто ему не повредит: ни богатство, ни деньги, ни власть. Главное, навигатор должен быть верно выставлен. В духовной жизни важна не скорость избавления от грехов и не виденье грехов, а важна твёрдая курсовая устойчивость, правильно выбранный вектор движения. Конечная точка нашей жизни — это Царство Небесное, которое внутри нас есть.

— Что бы вы пожелали читателям?

— Я думаю, что все психические болезни связаны с утерей высших нравственных и духовных ценностей в обществе в широком смысле этого слова. А отсутствие радости у православных людей — с редким причастием. Ранние христиане первые триста лет причащались каждый день. Да, конечно, мы не имеем такой практики — причащаться каждый день. Однако сказано: шесть дней работай, а седьмой — отдай Богу. Я лично считаю — вынь да положь! Конечно, ежедневное причастие должно происходит по благословению своего духовного отца. Прихожане Юкковского храма причащаются минимум один раз в неделю. И многие священники Выборгской епархии так делают. И вы знаете, люди при регулярном причастии достаточно быстро выходят из депрессии: появляется смысл и радость жизни, а самое главное — радость от трудностей. Ведь трудностей у нас хватает. Трудности — это чистое золото, испытания — это чистые алмазы. И когда наша жизнь засыпает нас трудностями, это означает, что Господь нас облагодетельствовал. Трудности быстро пройдут, и это всего лишь зимняя буря, которая быстро растает, и будет замечательный весенний разлив рек. Найдите этот костёр Божественный любви, как замерзающий путник в зимнем лесу, двигайтесь к этому пламени — и ваша душа растает от льда бесчувствия!

— Спасибо, отец Григорий, за интересную беседу! С днём рождения вас! С юбилеем!

Интервью подготовил Арсений НОВИКОВ
Фотографии из архива о. Григория

Доктор медицинский наук, профессор, студент Санкт-Петербургской духовной академии диакон Григорий Григорьев рассказал корреспонденту сайта о сотрудничестве между Церковью и медициной в деле лечения и профилактики зависимостей, а также о том, как работают общества трезвости в Петербурге, что такое зарок и чем, как правило, болеют врачи.

— Отец Григорий, прежде всего, хотелось бы спросить, как и когда Вы ощутили призыв к социальному служению в целом и работе с лицами, страдающими алкогольной зависимостью?

— Я закончил Военно-медицинскую академию в 1979 году и с 1975 года занимался психиатрией и лечением зависимостей. Потом я служил на Тихоокеанском флоте сначала врачом на подводной лодке, потом старшим психоневрологом Тихоокеанского флота, и там мне пришлось непосредственно заниматься этой проблемой. Это была моя специальность. В 1982 году я крестился. Уже тогда я понимал необходимость при исцелении самых разных зависимостей лечить не только тело и психику человека, но и дух. И я понял, что современной наркологии и психиатрии не удается добиться стойких результатов, потому что духовная часть человека остается незатронутой в результате проведенного лечения.

В 1988 году группа ученых при Академии наук создала организацию под названием «Международный институт резервных возможностей человека», чтобы объединить специалистов разных квалификаций с целью углубления знаний в сфере патологических зависимостей. Это не только алкоголь, курение, наркотики — этих зависимостей великое множество. В 1989 году мы воссоздали Всероссийское Александро-Невское общество трезвости, которое до революции работало в нашем городе под руководством священника Александра Васильевича Рождественского. Мы получили благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия. В то время возглавлял общество ныне покойный мой духовный отец протоиерей Василий Лисняк. С самого начала мы работали с ним вместе: я как врач проводил свою часть работы, отец Василий принимал людей в храме. Моя задача заключалась в проведении медицинской работы и воцерковлении желающих: тех, кто пожелает, привести в храм, чтобы люди продолжили исцеление в храме. Под исцелением в храме я, в первую очередь, понимаю восстановление отношений современного человека с Господом Богом, с любящим Отцом. Я объяснял, что сиротой быть плохо, что есть любящий Отец, и с Ним жизнь становится совершенно другой. Нас поддерживал и помогал в работе приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев). Он был сопредседателем этого общества трезвости.

Еще в 90-е годы они с отцом Василием говорили, чтобы я принимал сан. Но я никогда не предпринимал активности в этом направлении, полагался на Божий Промысел. Я был готов к этому, никогда от этого не уходил, но и не стремился. Я считал, что если Господу угодно будет, Он меня призовет. В 1995 году и митрополит Иоанн и протоиерей Василий преставились. Сан диакона я принял в августе 2010 года.

Все это время мы работали вместе с Церковью. Сначала это был Спасо-Парголовский собор Петербурга, где был настоятелем сначала отец Василий Лисняк, потом протоиерей Михаил Сичейко, вместе с ним мы работали много лет.

Спасо-Парголовский собор

Потом наши дороги сошлись с протоиереем Владимиром Сорокиным и отцом Александром Сорокиным, настоятелем Федоровкого собора Петербурга.

Федоровский собор

Последние семь лет мы работаем в Федоровском соборе, где у нас находится несколько обществ трезвости, в том числе Александро-Невское, братство отца Иоанна Чурикова, основанное еще до революции, братство, выросшее на базе анонимных алкоголиков. Фактически от анонимных алкоголиков там ничего не осталось. Их постепенно воцерковляют. Существует два направления: одно православное у отца Александра, другое — неправославное, они не посещат православный храм, не причащаются. У нас раз в месяц служится литургия, преимущественно для наших пациентов, на которой произносится лечебный зарок. Это специальное лечебное мероприятие для наших пациентов. Но это не значит, что на эту литургию не могут прийти другие люди. Оказывается, что люди, далекие от храма, легче воцерковляются среди таких же, как они, людей, которые ничего не знают и не понимают в службе. В таком окружении они не так дискомфортно себя чувствуют, как среди церковных людей, которые не всегда проявляют терпимость. Могут и замечания сделать такие, что человека из храма вынесет, всякое бывает в нашей жизни.

Я этим вопросом занимаюсь практически всю жизнь и как врач, и как ученый. В 1993 году я защитил кандидатскую диссерацию по лечению алкогольной зависимости, в 2004 году - докторскую диссертацию по лечению героиновой зависимости, в 2006 году Минобразования России мне присвоило звание профессора по кафедре медицинской психологии. Я преподаю медицинскую психологию в Медицинской академии последипломного образования, т.е. я занимаюсь подготовкой врачей-психологов, которые проходят специализацию в области наркологии, психотерапии зависимостей. Можно сказать, что всю сознательную жизнь — более 35-ти лет — я занимаюсь этой проблемой. За эти годы у меня было пролечено свыше 125 тысяч больных с разными зависимостями.

Моя задача — строить мост между Церковью и медициной. Это очень непростая задача, потому что до революции этой работой, отрезвляющей общество, занимались священник, врач и учитель. Это были три столпа, на которых стояло общество, три составные части единого каната. Сейчас, когда Церковь отделена от государства, это сложно соединить. На последних Рождественских чтениях в Москве мне пришлось вести секцию, связанную с реабилитацией и адаптацией людей с алкогольной зависимостью. Моей задачей было объединение разных направлений. Когда православные люди собираются в большом количестве, как правило, происходит выяснение отношений друг с другом, всевозможные наезды, высказывание претензий. И впервые в этом году мы предложили объединить разные пути. Как сказал апостол Павел «…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Мы должны объединиться вокруг Чаши, вокруг приведения ко Христу наших пациентов. А дороги, которыми они идут, находятся на совести врачей, психологов, учителей.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как происходит зарок.

— Смысл совместной работы врача и священника в следующем: в лечении любой зависимости существует три основных этапа помощи. Первый этап - это неотложная медицина, когда человек находится в состоянии острого отравления, интоксикации, ему проводится медикаментозное лечение. Можно сказать, неотложная медицинская помощь, своего рода реанимация, когда человек выводится из состояния запоя и приводится в состояние физиологической нормы. После того, как физиология восстанавливается, у человека появляется проблема с перепадами настроения, т.е. с одной стороны физиология восстанавливается, но с другой стороны душа праздника просит, у человека нет радости жизни, появляется тяга. Снятием тяги и восстановлением радости жизни занимается психология и психотерепия. Третья часть помощи - духовная. У зеленого змия три головы: психическая, физическая и духовная зависимость.

Психическая зависимость - это потеря радости жизни. Для того чтобы человеку помощь преодолеть психическую зависимость, надо помочь человеку вернуть радости жизни, чтобы ощущение праздника, которое было в детстве, а потом исчезло, опять вернулось. Физическая зависимость - это тяга. Духовная зависимость - это в первую очередь, мысли, которые лезут в голову. Человек может не пить, может в нормальном состоянии идти по улице, вдруг у него появляется мысль «Пивка попить», и сам не зная почему, пойдет пить пиво. Когда он выпивает один глоток, внутренний голос говорит: «Надо добавить». Я говорю про больных людей, тех, у которых есть зависимость. Не у всех пьющих людей может быть такое состояние. Получается по тому же апостолу Павлу «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Как будто волей человека кто-то управляет. Это именно та зона, где медицина абсолютно бессильна. Человек может не пить много лет, но ему снится сон, в котором он пьет. Вот эта зона для медицины недосягаема. Это называется зона подсознания, для нас это - зона духовной жизни. И здесь Церквь с ее таинствами, в первую очередь Таинством Исповеди и Причастия, оказывает неоценимую помощь.

Зарок - это добровольное обращение человека к Богу за помощью. Кто обращается за помощью? Кто сам не может преодолеть зависимость. Если человек считает, что он может обойтись сам, то смысла обращения к Богу нет. Но когда человек осознает, что сам он не может остановиться, он обращается за помощью к Богу. Конечно, прежде чем это произойдет, с человеком надо провести большую подготовительную работу по объяснению, почему самому человеку не удается преодолеть эту зависимость. По сути провести начальную катехизацию, дать начальные знания в области православия.

Зарок - это обращение человека к Богу за помощью: «Господи, я обещаю не пить, если Ты дашь мне для этого силы. Моих сил не хватает». Фактически это форма покаяния, я бы даже сказал, это покаянный вопль, когда человек кричит: «Господи, помоги! Я хочу переменить свою жизнь, свой ум, но своих сил для этого не хватает».

Иногда те, кто занимаются в обществе трезвости, принимают обеты. Тут принципиальной разницы нет. Но если эту проблему обозначить исторически, то обеты обычно приносили родственники тех, кто давал зарок - их жены, дети. Обет - это обещание сделать во Славу Божию доброе дело. Например, болеет ребенок, мать молится и говорит: «Господи, поправится ребенок — я построю часовню». Она принимает на себя обет сделать доброе дело. Зарок - это обет, но в другую сторону, не делать злого дела. Но принципиального расхождения здесь нет.

Всех людей, которых лечим, мы заносим в базу данных. Эта база данных — как планета. Мы наблюдаем людей после лечения на протяжении 20 лет, 10 лет, 5 лет. И мы можем по каждому человеку получить исчерпывающую информацию. База данных может выдать 30 тысяч табличных данных, т.е. любая поставленная научная задача может получить точное подтверждение статистикой. Причем, не той статистикой, от которой все плюются. Статистика плохая тогда, когда ей манипулируют, а когда ее используют для того, чтобы реально разобраться в том, что ты делаешь, — это огромное подспорье в работе.
У нас есть возможность наблюдать тех людей, которые после медицинского лечения пришли или не пришли в храм. Это очень интересная разница. Если любого человека спросить, приход в храм будет улучшать процент эффективности лечения, он ответит положительно. Я могу сказать, что приход в храм не повышает значительно процента эффективности, но изменяет качество ремиссии. Когда человек не пьет, он может бросаться на людей, а может радоваться жизни. И тот и другой не пьет — хороший результат. Но одному родственники говорят: «Лучше бы ты пил, ты нас всех уже достал», а другой не пьет и рядом с ним всем хорошо становится. Церковь повышает качество ремиссии. Годовая ремиссия у группы, не пришедшей в храм, будет колебаться от 70 до 80 процентов, у пришедших в храм будет на 1-2 процента выше. Это несущественно, но очень существенно качество ремиссии.

Вообще, в чем состоит главная психотерапевтическая задача лечения человека? Алкоголизм и другие зависимости относятся к группе психических заболеваний, а любое психическое заболевание начинается со снижения критической самооценки. Чем глубже человек входит в болезнь, тем меньше он себя считает больным. У него не может появиться желания лечиться, как правило, он приходит на контакт с врачом под давлением родственников, близких людей, начальника, и он не считает себя больным. Задача врача провести такую беседу, чтобы после нее человек сам себя назвал больным. Как только он сам почувствует себя больным, у него критическая самооценка начнет восстанавливаться, у него появится желание лечиться и он сможет крикнуть к Богу, попросить Его о помощи. Если он себя больным не считает, о чем просить? Зачем же здоровый человек будет обращаться к Богу за помощью от болезни. Вот в этом и состоит психотерапевтическое искусство: убедить человека. Для этого, конечно, надо иметь Божий дар. В данном случае, это дар сострадания, в первую очередь, дар со-переживания. Конечно, такой человек должен подавать пример трезвой и здоровой жизни, потому что если он сам принимает спиртные напитки, ему просто не поверят. Я, как профессионал в этой области, не принимаю больше 30-ти лет. Но это не значит, что я против спиртных напитков или осуждаю тех людей, которые принимают. Есть люди, которые пьют в меру, это их личное дело. Но я знаю, что мне этого точно нельзя делать, потому что я занимаюсь зависимостями. Я вспоминаю старца Паисия. К нему отец приводит ребенка, долго карабкается по горе, говорит: «Сын много сахара ест. Отче, благословите, чтобы он сахара не ел». Старец говорит приходить через три дня. Там дорога дальняя, отец с ребенком уходит, возвращается через три дня, опять карабкается по горам. Старец говорит: «Благословляю, не ешь сахара». Отец спрашивает, почему он не сказал этого три дня назад. Старец отвечает: «Три дня назад я сам ел сахар». Люди, в которых живет лукавый дух, моментально почувствуют лукавый дух в том, кто с ними работает. Наркоманы и алкоголики все плохое моментально чуют. И никакого доверия вообще не будет.

— Не так давно под влиянием так называемого «дела Егора Бычкова» развернулась широкая общественная дискуссия о том, какие методы борьбы с зависимостью допустимы, а какие нет. Существуют ли методы лечения алкоголизма, несовместимые с православной позицией?

— В советское время лечением алкоголизма занимался очень известный человек по фамилии Столбун. Его концепция была основана на том, что зависимость - это больная личность. И для исцеления зависимости надо раздавить личность, а потом создать новую. Все лечение строилось на унижении, оскорблении, размазывании человека. Это унижение доходило до неприемлемых форм, считалось, чем сильнее раздавишь, тем лучше. Такие методы недопустимы. Все методы, существующие в мире и в нашей стране, могут быть выстроены вокруг двух дорог: дорога страха и дорога любви. Какая-то группа методов лечения, в том числе медикаментозных, выстраивается вокруг дороги страха. Смысл заключается в том, что проводится лечение, в результате которого человеку нельзя принимать спиртные напитки под страхом физической смерти. Насколько удается убедить или испугать человека, настолько он и не пьет. Такая дорога достаточно применима. Есть и другой путь - путь любви. Страх может остановить человека на некоторое время. Если поставить пьяного человека к стенке и дать автоматную очередь над головой, то он отрезвеет. У страха есть некий физиологический компонент, который можно использовать, но все время человек будет ждать, когда закончится лечение страхом. И когда этот срок подойдет к концу, внутренний голос человеку скажет, что надо отметить, и опять начнется подача. Страх может быть начальным фундаментом, но исцеляет только любовь и отношения с Богом.

Метод зарока - это метод любви, который помогает человеку восстановить отношения с Богом. На личность человека воздействовать против его воли невозможно. Но все, что связано с подавлением и уничтожением личности и оскорблением человеческого достоинства, это все неприменимо. То, что делал Бычков, с моей точки зрения, не являлось оскорблением достоинства.

С точки зрения наркологии, он все делал правильно: голод, изоляция, сухая ломка - без помощи медикаментов, которой в советское время всегда отдавалось предпочтение. Сухая ломка - это как грипп с температурой, когда ее не сбивают. Если температуру все время сбивать, человек дольше болеет гриппом. Так и с ломкой. Ломка - это своего рода тренировка иммунитета. Медикаментозную помощь надо применять, когда жизни угрожает реальная опасность. Вообще, надо ломаться насухо, тогда у человека остается хотя бы какое-то ощущение ужаса от приема наркотиков. Если же его просто усыпить, а потом разбудить без ломки, то здесь не будет воспитательного компонента. Егор Бычков все делал правильно. Наручники там были по договоренности с пациентами, они сами на это шли, сами об этом просили.

Другой вопрос, что Бычков не учел того, что задевает много людей, в том числе тех, кто торгует наркотиками. Он должен был позаботиться об этом. Все-таки наручники не надо было применять. Можно было делать то же самое, но без наручников. Он по своей доверчивости или наивности себя подставил. Но в целом, все что делал Егор Бычков, было хорошо и правильно. Он никого не оскорблял, не унижал - это самое главное. И насильно там он никого не держал, люди всегда могли уйти оттуда. А как это все преподнесли… права человека - вещь хорошая, но нужно, чтобы права человека не мешали правам его близких, потому что здесь граница между правами и произволом стертая.

Все медицинские методы физиологичны и атеистичны. Там никакого мистицизма нет. Наркология атеистична, она абсолютно физиологична. Наши наркологи в какой-то степени люди несчастные, потому что их изначально при профессиональной подготовке настраивают на то, что зависимости неизлечимы. Т.е. они знают, что не могут помочь, что они оказывают временную помощь. Когда человек все время говорит, что поможет, а на самом деле помочь не может, для него это является огромной нагрузкой и нередко сам врач запивает. Вот почему среди наркологов очень высокий процент попадания в зависимость. И здесь без сострадания — как сказал А.С. Пушкин «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь» — человек превращается в такого барана, который может дать шерсть, жир. Вырабатывается такая концепция «Больше запоев - больше капельниц», а потом оказывается, что результат никому и не нужен. Платят за запои, а не за положительный результат.

Профилактическая медицина появилась в свое время в Китае. Была деревня, в ней - врач. Здоровые жители платили врачу налог, а когда кто-то заболевал, врач лечил его за свой счет. Тогда врач был заинтересован, чтобы никто не болел. И он пытался выявить болезнь до проявления функциональных расстройств. Вот откуда пошла пульсодиагностика, раннее выявление, откуда пошла поговорка «Болезнь надо лечить за три года до начала, а не за три дня до смерти».

— Насколько распространен так называемый «синдром эмоционального выгорания» среди специалистов, которые работают с такой непростой социальной категорией, как лица, страдающие алкоголизмом?

— Если мы изучим жизнеописания всех знаменитых врачей, то увидим некую закономерность: как правило, онколог умирает от рака, кардиолог от инфаркта, у дерматолога самого экзема или псориаз, у психиатра - им платили надбавку 25 % за индуцированный психоз - повреждается психика, когда он долго работает с психическими больными. У нарколога, стало быть, заболевание - это пьянство и другие зависимости. Все это имеет место, и имеет место тогда, когда мы говорим об атеистический физиологической науке. Когда мы говорим об исцелении с Божией помощью, когда человек делает это не от себя, а является лишь проводом, эта опасность во много раз уменьшается. Я бы не сказал, что она полностью исчезает, но уменьшается. Всем людям, кто этим занимается, нельзя ни капли принимать, потому что если начать принимать, то доза моментально будет вырастать. Зона очень высокого риска. Поэтому воцерковление врачей наркологов и психиатров - очень важный вопрос.

Я вообще против понятия «православный врач». Это понятие неправильное, с моей точки зрения, потому что «православный врач» — он хороший или плохой? Врач должен быть врачом. И медицина не может быть православной. Но при этом врач может быть православным человеком. Это другое дело. Названием «православный» можно прикрыться и не заниматься профессиональной деятельностью.

Мы знаем, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми. Например, Николай Иванович Пирогов, основоположник всей хирургической науки, в Дневнике хирурга («Вопросы жизни. Дневник старого врача» — ред.) написал: «Всякий человек, до 37-ми лет являющийся атеистом, есть подлец. Этаким подлецом я был до 37-ми лет».

Член-корреспондент
Санкт-Петербургской академии наук Н.И. Пирогов

Иван Петрович Павлов был старостой Знаменской церкви у Московского вокзала в Петербурге, где сейчас площадь Восстания. Однажды, будучи лауреатом Нобелевской премии и заведующим кафедрой физиологии в Военно-медицинсокй академии, он стоял и кретился перед входом в храм. К нему подошел рабочий Путиловского завода и говорит: «Дед, темнота! Что ты крестишься? Академик Павлов доказал, что Бога нет. Дурья твоя башка!» Тот отвечает: «Это ты дурья башка. Я, академик Павлов, говорю, что Бог есть!» Поразительно, но все атеистическое учение базировалось на теории Павлова и как бы опровергало Бога. А Павлов-то как раз другое доказывал.

Академик И.П. Павлов

Профессор Сеченов был священником.

Профессор И.М. Сеченов

Боткин был глубоко верующим профессором.

Профессор С.П. Боткин

Но они никогда не декларировали себя как православных врачей. Он был профессор Боткин. Или академик Павлов. Он не декларировал себя как православного физиолога, он был физиолог. Но он был православный человек. И Павлов мог позволить себе в советское время то, что никто другой не мог: когда он в составе партийно-правительственной делегации в каком-то городе встречал священника, он мог подойти и взять благословение.

А у нас сейчас за этой вывеской «православный врач» скрывается внутренняя пустота. И может получиться, что человек и не врач, и не православный.

— Я бы сказал, что в этом вопросе как такового сотрудничества нет. Есть понимание необходимости этого сотрудничества. Есть желание наладить это сотрудничество. Но пока дальше декларативных высказываний дело не идет.

Если сейчас проблема наркомании вызывает общественный резонанс, то проблема алкоголизма, табакокурения и других зависимостей даже общественного резонанса не вызывает ни внутри государства, ни внутри Церкви. Это та нива, которая еще не созрела для жатвы, к великому сожалению. То, что наркомания идет впереди всех зависмостей - это ирония судьбы, я считаю. Потому что никогда наркомания не начинается без алкоголя, курения, и все зависимости переходят одна в другую. Я думаю, что нам предстоит все это делать. Работа церкви в этом направлении начинается с личного примера священника. Никогда церковь не будет эффективно работать, пока она в какой-то степени не отрезвеет. Я не говорю, что в Церкви надо вводить запреты или ограничения. Но апостол Петр говорил: «не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8:13)». Неплохо бы нашим священнослужителям подавать пример пастве. Если священник пьет понемногу, то люди, которые пьют помногу, будут смотреть на него и сламываться. Если священник не будет пить, то вся его паства отрезвеет.

Мы знаем такой пример, когда в 1861 году в Литве, входившей в состав Российской империи, был епископ Мотеюс Валанчюс. Он был католиком.

Он начал жестко запрещать священнослужителям Католической Церкви прием спиртных напитков. После того как отрезвели священнослужители, они взялись за своих прихожан. За три года 90% населения Литвы дали обеды и зароки трезвости. Фактически вся винная торговля рухнула. Сейчас это все связано с бизнесом, доходами, и государство болезненно воспринимает эту тему. Церковь, налаживая мосты с государством, не может идти на обострение ситуации. Политически эта ситуация не созрела. Зато она перезрела как угроза национальной безопасности, как угроза вырождения нашего народа. Народ реально погибает.

Люди сейчас плохо представляют, что в мире большая часть людей не принимает спиртные напитки. 27 мусульманских стран имеют религиозный запрет. Индуизм имеет запрет. Девяносто пять процентов населения Китая, восемьдесят процентов населения Африки не принимают спиртного. В общем, три четверти человечества не принимает спиртные напитки. Принимает, в основном, белая раса - это 10 % населения земного шара, остальные 90% — это желтая и черная расы. Нам придется понять все это и менять свою позицию. Пусть не сейчас. Но придется это делать, иначе мы проиграем в противостоянии всем религиозным конфессиям, которые пропагандируют трезвость. Кстати, сектанты в первую очередь критикуют православие за спаивание русского народа. Конечно, православие не имеет никакого отношения к спаиванию русского народа, но эти упреки в наш адрес выдвигаются.

Мы сейчас пытаемся создать Союз обществ трезвости, чтобы объединить всех людей, кто знает эту тему и с ней работает. Под руководством владыки Пантелеимона (Шатова) ведется работа по созданию координационного центра на канонической территории РПЦ. У нас есть около пятидесяти священнослужителей в разных частях нашей многоконфессиональной страны. В первую очередь это люди, которые сами не употребляют ни капли спиртных напитков.

— Как обучение в Санкт-Петербургских духовных школах поможет Вам в пастырском и социальном служении?

— Это настолько интересное обучение, здесь так много знаний! Духовная школа в первую очередь систематизирует знания, помогает расставить приоритеты. Когда человек получает крупицы знаний, они не всегда у него объединяются, а здесь наводится порядок и это приближает к Богу. В этом смысле знание является светом, путем, дорогой, приближающей человека к Богу. Я считаю, что тот курс, который взят нашим священноначалием на обязательное обучение всех священнослужителей, единственно правильный. Я считаю, что все священнослужители в приемлемой для каждого из них форме должны пройти обучение. Санкт-Петербургская духовная школа - наиболее уважаемая в мире, сложившаяся. Это одна из лучший мировых школ. Я для себя почел за честь учиться в этой духовной школе. Когда я подавал документы, выяснилось, что за все 200 лет истории академии действующий профессор в ней еще не обучался. Я первый, но может быть, не последний.

Живя в свете, полном пороков, отрицательных явлений и эмоций, очень трудно сохранять мир в душе. Но следует помнить, что человеческая гневливость, переходящая в иные грехи, неспособна удовлетворить глубинных потребностей нашего сердца и привести к подлинному успеху. Поэтому постараемся в дни Святой Четыредесятницы побороть в себе страсть гнева, прося Господа о том, чтобы тихим прикосновением Своей благодати Он вселил мирный дух в наши сердца.

Моя задача - строить мост между Церковью и медициной. Это очень непростая задача, потому что до революции этой работой, отрезвляющей общество, занимались священник, врач и учитель. Это были три столпа, на которых стояло общество, три составные части единого каната. Сейчас, когда Церковь отделена от государства, это сложно соединить. На последних Рождественских чтениях в Москве мне пришлось вести секцию, связанную с реабилитацией и адаптацией людей с алкогольной зависимостью. Моей задачей было объединение разных направлений. Когда православные люди собираются в большом количестве, как правило, происходит выяснение отношений друг с другом, всевозможные наезды, высказывание претензий. И впервые в этом году мы предложили объединить разные пути. Как сказал апостол Павел «...надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Мы должны объединиться вокруг Чаши, вокруг приведения ко Христу наших пациентов. А дороги, которыми они идут, находятся на совести врачей, психологов, учителей.

Смысл совместной работы врача и священника в следующем: в лечении любой зависимости существует три основных этапа помощи. Первый этап - это неотложная медицина, когда человек находится в состоянии острого отравления, интоксикации, ему проводится медикаментозное лечение. Можно сказать, неотложная медицинская помощь, своего рода реанимация, когда человек выводится из состояния запоя и приводится в состояние физиологической нормы. После того, как физиология восстанавливается, у человека появляется проблема с перепадами настроения, т.е. с одной стороны физиология восстанавливается, но с другой стороны душа праздника просит, у человека нет радости жизни, появляется тяга. Снятием тяги и восстановлением радости жизни занимается психология и психотерепия. Третья часть помощи - духовная. У зеленого змия три головы: психическая, физическая и духовная зависимость.

Психическая зависимость - это потеря радости жизни. Для того чтобы человеку помощь преодолеть психическую зависимость, надо помочь человеку вернуть радости жизни, чтобы ощущение праздника, которое было в детстве, а потом исчезло, опять вернулось. Физическая зависимость - это тяга. Духовная зависимость - это в первую очередь, мысли, которые лезут в голову. Человек может не пить, может в нормальном состоянии идти по улице, вдруг у него появляется мысль «Пивка попить», и сам не зная почему, пойдет пить пиво. Когда он выпивает один глоток, внутренний голос говорит: «Надо добавить». Я говорю про больных людей, тех, у которых есть зависимость. Не у всех пьющих людей может быть такое состояние. Получается по тому же апостолу Павлу «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Как будто волей человека кто-то управляет. Это именно та зона, где медицина абсолютно бессильна. Человек может не пить много лет, но ему снится сон, в котором он пьет. Вот эта зона для медицины недосягаема. Это называется зона подсознания, для нас это — зона духовной жизни. И здесь Церквь с ее таинствами, в первую очередь Таинством Исповеди и Причастия, оказывает неоценимую помощь. Зарок — это добровольное обращение человека к Богу за помощью. Кто обращается за помощью? Кто сам не может преодолеть зависимость. Если человек считает, что он может обойтись сам, то смысла обращения к Богу нет. Но когда человек осознает, что сам он не может остановиться, он обращается за помощью к Богу. Конечно, прежде чем это произойдет, с человеком надо провести большую подготовительную работу по объяснению, почему самому человеку не удается преодолеть эту зависимость. По сути провести начальную катехизацию, дать начальные знания в области православия.

Зарок - это обращение человека к Богу за помощью: «Господи, я обещаю не пить, если Ты дашь мне для этого силы. Моих сил не хватает». Фактически это форма покаяния, я бы даже сказал, это покаянный вопль, когда человек кричит: «Господи, помоги! Я хочу переменить свою жизнь, свой ум, но своих сил для этого не хватает».

Иногда те, кто занимаются в обществе трезвости, принимают обеты . Тут принципиальной разницы нет. Но если эту проблему обозначить исторически, то обеты обычно приносили родственники тех, кто давал зарок - их жены, дети. Обет - это обещание сделать во Славу Божию доброе дело. Например, болеет ребенок, мать молится и говорит: «Господи, поправится ребенок - я построю часовню». Она принимает на себя обет сделать доброе дело. Зарок - это обет, но в другую сторону, не делать злого дела. Но принципиального расхождения здесь нет.

Метод зарока - это метод любви , который помогает человеку восстановить отношения с Богом. На личность человека воздействовать против его воли невозможно. Но все, что связано с подавлением и уничтожением личности и оскорблением человеческого достоинства, это все неприменимо.

Вылечить алкоголизм , именно вылечить, а не приостановить на некоторый промежуток Вам помогут

Мы знаем, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми. Например, Николай Иванович Пирогов , основоположник всей хирургической науки, в Дневнике хирурга («Вопросы жизни. Дневник старого врача» - ред.) написал: «Всякий человек, до 37-ми лет являющийся атеистом, есть подлец. Этаким подлецом я был до 37-ми лет».

Иван Петрович Павлов был старостой Знаменской церкви у Московского вокзала в Петербурге, где сейчас площадь Восстания. Однажды, будучи лауреатом Нобелевской премии и заведующим кафедрой физиологии в Военно-медицинской академии, он стоял и крестился перед входом в храм. К нему подошел рабочий Путиловского завода и говорит: «Дед, темнота! Что ты крестишься? Академик Павлов доказал, что Бога нет. Дурья твоя башка!» Тот отвечает: «Это ты дурья башка. Я, академик Павлов, говорю, что Бог есть!» Поразительно, но все атеистическое учение базировалось на теории Павлова и как бы опровергало Бога. А Павлов-то как раз другое доказывал.

Профессор Иван Михайлович Сеченов был верующим ученым.

Но они никогда не декларировали себя как православных врачей. Он был профессор Боткин. Или академик Павлов. Он не декларировал себя как православного физиолога, он был физиолог. Но он был православный человек. И Павлов мог позволить себе в советское время то, что никто другой не мог: когда он в составе партийно-правительственной делегации в каком-то городе встречал священника, он мог подойти и взять благословение.