Почему уши у зайцев. Зачем зайцу длинные уши

Почему у зайца и кролика длинные уши, зачем кролику и зайцу нужны такие длинные уши. В этой статье подробно написано зачем и почему у кроликов и зайцев длинные уши.

Понятно, что в первую очередь уши нужны именно чтобы слышать. Внешняя часть уха выполняет роль рупора, не только улавливающего, но еще и усиливающего внешние звуки. И чем больше ушная раковина, тем острее слух ее обладателя. Не зря, стараясь лучше расслышать тихий голос, мы прикладываем к уху ладонь, увеличивая, таким образом, площадь поверхности ушной раковины. В продолжение эксперимента можно слегка «смять» пальцами свое ухо и убедиться в явном ухудшении слуха.

Для зайца же быстрое распознавание опасности и спасительное бегство – одни из основных способов выживания. Поэтому и уши его так велики. Рекордсмен по длине ушей – американский заяц или «кожаный кролик» — уши взрослого зверька больше его самого.

Помимо простого улавливания звуковых волн, внешнее ухо отвечает еще и за отсечение лишних шумов, мешающих распознавать жизненно необходимую информацию. Работая как резонатор, ухо усиливает только те звуки, частоты которых совпадают с его собственными.

Наличие двух ушей, расположенных по обе стороны головы обеспечивает, так называемый, бинарный эффект – умение определять направление на источник звука. Еще точнее определить местоположение объекта помогает подвижность ушных раковин: поворачиваясь навстречу фронту звуковой волны, ухо как будто указывает направление, откуда может исходить опасность.

Основной способ избежать этой опасности – бегство. И здесь, помимо быстрых ног и особых приемов, сбивающих с толку преследователя, зайцу помогают… уши. Именно длинные (а не круглые!) уши плотно прижимаются к телу, обеспечивая лучшую аэродинамику.

Но даже этим функция длинных ушей не исчерпывается: большие уши спасают бегущего зайца от перегрева, активно излучая тепло без потери ценной влаги. Это качество дает зайцу существенное преимущество перед хищниками: именно из-за перегрева те быстро устают и прекращают погоню.

Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок эволюции.

Вчера, 17:40
" Описанное соответствует действительности до начала 30-х, когда Блюхер был назначен командующим Дальневосточным фронтом.
До этого он показал себя отличным полководцем и крепким хозяйственником. Но на должности командующего в мирное (пока) время хозяйственник в нём победил командующего. В частности, сосредоточившись на хозяйственных делах, он сильно запустил боевую подготовку вверенных ему войск. Вместо этого солдаты занимались хозяйственным и делами (как в СССР перед его развалом). В это же время на него писалось множество доносов, якобы он ведёт какие-то сепаратные переговоры с японцами. Надо упомянуть также, что конфликт у озера Хасан возник из-за территориальных претензий со стороны марионеточной Маньчжурии. Те требовали сместить границу, передав им нескольких сопок, с которых контролировалась прилежащая дорога на нашей территории. На тот момент граница проходила по их вершинам. Блюхер самовольно, без согласования даже со своим штабом, провёл там инспекцию, обнаружил, что граница смещена на несколько метров вглубь Маньджурии, и вместо того, чтобы просто всё исправить, затеял тёрки с пограничниками, обвинив их в возникновении конфликта. Из-за плохой подготовки войск и неорганизованности потери во время боёв оказались значительно больше, чем могли бы. Да и сам Блюхер вёл себя во время этих событий несколько ">В 1938 году до него всё-таки добрались, и арестовали. Поводом послужило обвинение в связях с японцами - тут и доносы о его якоы намерении отделить Дальний Восток, и бардак в армиях Дальневосточного фронта и неудачи возле Хасана. Но через два месяца содержания в Лефортово ему вдруг сделалось плохо, и он умер прямо в кабинете врача. Вскрытие показало, что произошла закупорка легочной артерии тромбом - последствие того давнего ранения 1915 года, когда его комиссовали. Дело закрыли, но обвинение не сняли.
Реабилитировали его при Хрущёве, как невинную жертву произвола Сталина.">Надо сказать, не всё в этом диафильме правда. Описанное соответствует действительности до "

22 марта 2019 15:06
"
Но это полбеды. Главное, что полностью извращён смысл сказки. На последнем кадре: "... А мышка - шмыг в кусты!" Почему "шмыг"-то?
Смысл сказки в том, что даже от самого маленького/слабенького члена коллектива часто зависит успех общего дела. Почему мышке надо куда-то убегать? Она честно внесла свой вклад в общую победу!

А тут получился какой-то комикс "шоб поржать".">Да уж... "Покотились", видимо, от слова "окотились", т.е. нарожали "

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.

Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, - говорит лось. - Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
- Кому вот эти рога дать? - спрашивает лось жену.

Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
- Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
- Хорошо, - говорит лось. - А вот эти, большие, кому?

Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
- Эти мне дай, мне, зайцу!
- Что ты, братец? - удивился лось. - Куда тебе такие рога?
- Как - куда? - говорит заяц. - Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
- Ну что ж, бери! - сказал лось и дал зайцу рога.

Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц - и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.

А лось с женой хохочут.
- Нет, брат, - говорит лось. - Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.

Мансийская народная сказка в пересказе

Давным-давно жил Заяц.
Уши у него в те далёкие времена были совсем-совсем коротенькие, как у котёнка Пуфика.
В одно прекрасное летнее утро встал Заяц, умылся и уже совсем было собрался бежать в лес, как вдруг кто-то громко забарабанил в дверь.
- Кто там? - испуганно спросил Заяц.

Именем великого Льва, открывай!-услыхал он в ответ грубый голос.
Заяц очень испугался и поскорее открыл дверь. В комнату вошёл Шакал с длинной саблей на боку.
- Соби-р-райся немедленно!-прорычал он грозно.- Тебя вызывает сам великий Лев!
Заяц ещё больше испугался.
- Зачем я понадобился его величеству Льву? - робко спросил он Шакала.
- Ты ещё р-р-разговаривать? - зарычал Шакал.- Собир-р-райся живо, не то р-р-разорву!
Бедный Заяц поскорее запер свой домик и отправился в путь.
Несколько часов они бежали по лесной тропинке. Впереди- Заяц, сзади- Шакал. Наконец достигли большой поляны, на которой стоял сверкающий золотом дворец Льва.
Зайца повели по длинным коридорам, и вот он попал в огромный зал, где на высоком золотом троне в короне сидел грозный царь Лев.

Как увидел его Заяц, так от страха и замер на месте.
- А ну-ка, подойди поближе!-громовым голосом закричал ему Лев.- Да не бойся, я тебя не съем! Пока не съем! - И он весело рассмеялся.
- Подойди, подойди поближе, не бойся. Его величество сегодня в хорошем настроении,- раздался вдруг тихий, вкрадчивый голос. И Заяц только тут заметил, что возле трона Льва стоит рыжая Лиса - придворный советник.
- Ха-ха-ха! - снова засмеялся Лев.-Я не верю, что этот трусливый заяц сможет найти мне волшебный цветок!
- Попробуем, ваше величество! - тихо сказала Лиса.- Найдёт - хорошо, не найдёт - пошлём другого,
- Ладно! - согласился Лев и зарычал, обращаясь к Зайцу.- Слушай мой царский приказ: найди где хочешь волшебный цветок-колокольчик. От обычных колокольчиков он отличается тем, что всё время тихонечко звенит. Старая Сова, мой придворный звездочёт, сказала мне, что кто его первый понюхает, у того исполнится любое желание. Найдёшь цветок - награжу тебя по-царски, не найдёшь - проглочу живьём. Да смотри, не вздумай нюхать его прежде меня!

Сроку тебе -месяц. Если ровно через месяц не явишься в мой дворец - шакалы разорвут всех зайцев в лесу. Запомни это и не опаздывай!
Лев ещё раз грозно взглянул на перепуганного Зайца, громко рассмеялся и отпустил его.
Наш Заяц кубарем выкатился из дворца и помчался подальше от него в свой родной лес.

Сел он там под большую ёлку, погоревал, поплакал, а потом вспомнил, что у него только месяц сроку, и скорее принялся искать волшебный колокольчик.

Однажды очутился он на большой поляне. Вся она была усыпана голубыми колокольчиками.

«Может быть, среди них есть волшебный?»-подумал Заяц. Встал на цыпочки и прислушался, не звенит ли колокольчик. Он так напряжённо слушал, что его уши даже немного выросли. Однако никакого звона не услышал. Тогда он тяжело вздохнул и побежал дальше.

Так он всё бежал и бежал вперёд, всё слушал, не раздастся ли где заветный звон. Уши у него, оттого что он постоянно прислушивался, всё росли и росли и скоро стали совсем- совсем длинными.
Но все поиски были безуспешными, хотя времени прошло уже очень много - скоро и месяцу конец.

Наш Заяц совсем измучился. И вот как-то сел он отдохнуть под большим деревом. Сел и заплакал.

Несчастный я, горемыка,- причитал Заяц.- Не везёт мне в жизни. Видно, придётся погибать ни за что ни про что. Вот отдохну немного и пойду домой, чтобы не опоздать. А то шакалы всех зайцев съедят...
Сидит так и плачет.

Ты чего это нюни распустил?"-вдруг спросил его чей- то весёлый голос.- Брось реветь: слезами горю не поможешь. Что стряслось-то с тобой?
Вытер Заяц глаза лапкой и видит: сидит перед ним на веточке Муравьишка, смотрит на него и во весь рот смеётся.

Как же мне не плакать,- говорит ему Заяц,- когда мне жить-то осталось всего три дня.
И он рассказал Муравьишке о том, что с ним произошло.
- Глупый ты, Заяц, глупый,- покачал головой Муравьишка.

Да разве одному можно такое дело сделать - волшебный колокольчик найти.
- Нельзя, нельзя!-согласился Заяц и ещё сильнее заплакал.
- Придётся мне, видно, с жизнью расставаться. Ничего не поделаешь....
- Не реви!-сердито закричал на него Муравьишка.- И так уже мокро! Что один не сделает, сделаем все вместе. Жди меня здесь, никуда не уходи.- И Муравьишка убежал по тропинке в глубь леса.

И прежде чем Заяц успел что-либо понять, к полянке со всех сторон стали слетаться самые разнообразные насекомые. Прибежал и Муравьишка.

Кажется, все в сборе,- сказал он и влез на высокую ромашку.- Я собрал вас здесь,- закричал он,-по очень важному делу. Видите этого Зайца? Так вот, грозный царь зверей, Лев, съест его, если мы не поможем ему. Нужно немедленно найти звенящий цветок-колокольчик. Кто знает, где он растёт?

На полянке стало тихо. Пчёлы, бабочки, жучки, мушки переглядывались и недоумённо пожимали крылышками. Никто из них не видал и даже не слыхал о таком необыкновенном цветке. Только одна старая пчёлка сказала:
- Я знаю, где растёт волшебный колокольчик. Но это очень далеко, в самом конце леса, возле большой реки.

Ничего, что далеко!-радостно закричал Муравьишка.- В дорогу! Скорее в дорогу! Светлячки, вперёд! - скомандовал он.- Вы будете освещать путь, идти придётся всю ночь.
Тысячи светлячков сразу бросились вперёд, за ними поскакал Заяц: на его коротком хвосте удобно устроился Муравьишка. Следом летели бабочки, жучки, пчёлы, мушки - всем хотелось увидеть волшебный цветок.

Всю ночь неслись они вперёд. И к утру наконец добрались до широкого луга возле реки, сплошь покрытого голубыми колокольчиками.

Здесь! - сказала старая пчела.-А который из них волшебный, ищите сами.
Вошёл Заяц в цветы, поднял вверх уши, которые теперь уже были длинные, и прислушался.
Тихо вокруг, только травинки шелестят от ветерка. Вдруг Заяц услышал далёкий-далёкий звон, нежный, хрустальный. Но откуда идёт он? Бросился Заяц вперёд, потом вправо, влево,- не может найти звенящий колокольчик. Сел он и горько-горько заплакал.

Почему ты опять ревёшь? - рассердился Муравьишка.- Забыл разве, что ты не один? Все вместе мы сейчас найдём колокольчик.- И он обратился к отдыхающим насекомым:- Быстро послушайте каждый колокольчик и отыщите тот, который звенит.
Все пчёлы, жуки, бабочки полетели в разные стороны.

Ждать Зайцу и Муравьишке пришлось совсем недолго.
- Идите сюда! Он здесь!-услыхали они.
На лепестках обычного голубенького колокольчика сидела маленькая белая бабочка.
- Тише! Слушайте!-сказала она.

Все замерли, и в наступившей тишине раздался нужный, мелодичный звон. Без сомнения, это был волшебный цветок, который они искали.
- Ура! Ура! Ура! - радостно закричал Заяц.- Волшебный цветок найден! - И он осторожно сорвал звенящий колокольчик.
- Спасибо вам, друзья, за помощь! - горячо поблагодарил Заяц Муравьишку, бабочек, пчёл и остальных насекомых.- Я в долгу не останусь. Я придумал, как избавить вас и всех зверей от жадного и жестокого Льва. Пусть все живут радостно и счастливо. А пока до свидания.

Ровно в назначенный день был он у ворот дворца Льва с цветком в лапке. Навстречу ему выбежала Лиса: она давно уже караулила Зайца.

Что с тобой случилось? - спросила она притворно-ласково.- Уж не заболел ли? На себя не похож. У тебя стали такие длинные уши, что просто страшно смотреть...
Заяц ничего не ответил, а показал колокольчик и гордо сказал:
- Я принёс волшебный цветок!

Давай его мне! - обрадованно закричала Лиса.- Я сама отнесу его Льву.- Она схватила цветок и нырнула во дворец.
А Заяц тихонько пошёл за ней. Он видел, как Лиса в тёмном коридоре несколько раз подряд понюхала цветок. Потом на цыпочках вбежала в зал.
- О, повелитель! - сказала она, приблизившись к трону Льва.- Тот Заяц пришёл. Он принёс волшебный цветок...
- Давай его сюда! - оглушительно зарычал Лев и, соскочив с трона, вырвал цветок из лап Лисы.

Хочу быть царём всего мира, хочу, чтобы мне повиновались рыбы, птицы и звери всей земли! - воскликнул он и понюхал цветок.
- Хи-хи-хи! - засмеялась Лиса.-Это я буду царицей всей земли! Я понюхала цветок прежде тебя!
Она стукнула себя лапкой в грудь и закричала пронзительным голосом:
- Хочу быть царицей всех рыб, птиц и зверей. И ещё хочу, чтобы Лев был моим слугой!
Но ничего этого не случилось. А Лев, как только понял, что Лиса его обманула, страшно зарычал, бросился на неё и в один миг проглотил.
Заяц смотрел на них из-за широкой колонны и весело хохотал. А потом сказал:
- Хочу, чтобы Лев и этот дворец исчезли и чтобы в лесу никогда больше не было никаких царей.

И сразу же исчезли и дворец, и Лев.
Оказывается, Заяц сам первый понюхал волшебный цветок, и его желание исполнилось.
С тех пор лесные звери и птицы живут свободно. А у зайцев остались длинные и чуткие уши.

Светлана Жук
Экологический проект «Почему у зайца длинные уши»

Т ип: краткосрочный, исследовательский, тематический.

Педагогические цели:

приблизить родителей к проблемам воспитания и развития детей, повысить педагогическую культуру родителей; развитие интеллектуальной и нравственной сфер у детей, создать условия для ознакомления с жизнью зайцев, назначением ушей, формировать у детей активную жизненную позицию, приобщать к природоохранной деятельности.

Задачи:

1. Развивать элементарные представления о зайцах и кроликах.

2. Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зайцах (зайка – заинька - зайчишка);

3. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;

4. Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;

5. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог;

6. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

7. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

8. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

9. Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.

Гипотезы исследования:

1. Предположим, что зайцу нужны уши для защиты от врагов.

2. Что, если, зайцу уши нужны для красоты.

Для подтверждения или опровержения гипотез использовались следующие методы:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить у взрослых.

3. Позвонить бабушке в деревню

4. Посмотреть книги.

5. Обратиться к компьютеру

6. Понаблюдать

В ходе изучения собранной информации удалось выяснить следующее.

Те зайцы, что живут на природе, серьезно отличаются от кроликов, которых мы себе заводим в качестве домашней живности. Они крупнее, не такие красивые и имеют гораздо более длинные уши. Почему?

Первое, что приходит на ум - что бы лучше слышать. И действительно, чем больше по размеру внешняя часть уха, тем лучше получается улавливать звуковые колебания, включая даже шорохи. Это можно проверить самостоятельно, поднеся ладонь к уху - благодаря увеличенной поверхности ушной раковины ваш слух обострится.

Поскольку заяц ничего не может противопоставить своим врагам, единственное, что ему доступно, так это спасаться бегством. В этом ему помогают длинные уши, так как они способны выхватывать из тишины даже самые тихие звуки, позволяя косому удрать от хищника или охотника.

А почему уши вытянутой формы, а не округлой? При беге заяц прижимает их как можно ближе к туловищу, уменьшая сопротивление воздуха, тем самым позволяет себе увеличить скорость бега. Однако есть и другая особенность, связанная с ушами зайца. Организм человека или любого другого живого существа выделяет какое -то количество тепла, которое сопровождается выводом влаги из организма. Соответственно, животное быстрее устает. В заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что помогает ему, когда он скрывается от преследователей. В холод же, наоборот, он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.

Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.

Реализация тематического планирования в течение

недели: в формах организации и видах деятельно сти

Рассматривание кролика, зайца (возможно живого)-

«В гости зайка к нам пришел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Зайчиха и зайчата».

Беседа по теме «Зачем зайцу длинные уши».

Исследовательская деятельность «Что любит кушать кролик».

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка».

Знакомство со стихотворением В,Волиной «Зайка серый умывается…».

Отгадывание загадок.

Рисование «Угощение для зайчика».

Лепка «Морковка для кролика».

Конструирование «Заюшкина избушка».

Аппликация «Заюшка».

Подвижные игры: «Зайка серенький сидит…», «Солнечные зайчики», «Заинька, выходи», «Зайка серенький умывается…».

Игра- инсценировка по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды

Просмотр документального фильма про зайца

Подбор наглядного материала (картинок, книжных и журнальных иллюстраций)

Постановка проблемных вопросов.

Использование дидактических игр по теме.

Дидактическая игра «Отгадай животное по описанию».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Организовать деятельность детей, направленную на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о жилище разных животных, выявление взаимосвязи между внешним видом, образом жизни животного и особенностями его «домика».

Дидактическая игра «Найди маму».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения группировать животных по признаку «одна семья животных».

Дидактическая игра

«Накорми животное».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить характерную еду для каждого животного.

Дидактическая игра

«Где чей хвост?"

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения сопоставлять часть и целое.

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Родительское собрание на тему «Формирование проектно-исследовательской деятельности».

Консультация для родителей «Что такое метод проектов?».

Задействовать родителей в организации знакомства с живым кроликом или зайцем.

Подбор информации по вопросу «Зачем зайцу длинные уши?».

Посещение «Зоопарка».

Чтение художественной литературы по теме.

Помощь в организации выставки по теме.

Заключительным этапом является презентация проекта.

Презентация семейной газеты «Зачем зайцу длинные уши?»

Итоговое мероприятие «Угостим зайку морковкой».

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: собрать и проанализировать.

Детский проект "Почему весной у деревьев лунки?" (6 - 7 лет) Здравствуйте! Представляются: Доронина Таня Волощенко Артём «Центр развития.

Фотоотчет художественного творчества детей. Лепка Тема: «Улитка длинные рожки» Елена Владимирова. Цель: Расширение и уточнение знаний детей.

Задачи: - учить лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и голова, характерные признаки – длинные уши, делить.