Скажем нет вредным. Классный час "скажи нет вредным привычкам"


Обида – это чувство, связанное с переживанием неудач, недооценкой своей значимости окружающими людьми. Каждый человек, а особенно ребенок, мечтает о том, чтобы его ценили и уважали близкие люди. Такая потребность неодинаково выражена у разных личностей – у одних сильнее, у других слабее. Обидчивый ребенок в семье – это большие проблемы для родителей. С таким малышом сложно найти общий язык. Обидчивые дети остро реагируют на любую критику, а общение с ровесниками часто заканчивается конфликтом. Обида – это отрицательная эмоция, являющаяся результатом несправедливого отношения к личности.

Детская обидчивость – это ранимость и болезненные переживания ребенка по поводу своей внешности, способностей, характера. Дети обижаются чаще взрослых. Даже людям старшего возраста часто тяжело справляться с последствиями обид, пережитых в детстве. Малыш воспринимает все очень серьезно. Взрослые ошибаются, если думают, что по мере взросления все пройдет. На самом деле, детские проблемы оказывают воздействие в течение всей жизни. Обиды ребенка являются причинами комплексов во будущем. Существует мнение: если человек злится на весь мир, значит он переживал в детстве большие обиды.

Обида как метод манипуляции:

Когда ребенок доверяет родителям, он ожидает от них помощи. Однако слишком частые обиды переходят в форму капризов и сигнализируют об избалованности малыша, когда родители постоянно ему уступают. В результате ребенок постоянно проявляет раздраженность и обиду, чтобы добиться желаемого результата.

Какие опасности несут детские обиды:

С первыми обидами любой человек сталкивается в детском возрасте. Важно помнить: все, что является огромным эмоциональным событием в детстве, обязательно повлияет на дальнейшую судьбу. К таким событиям в психологическом смысле относится обида. Это состояние обладает мощной энергией, влияющей на жизнь человека в течение многих лет. Обида – это чувство, обусловленное злостью и беспомощностью, часто сопровождающее человека всю жизнь.

Причины детской обидчивости:

Как ребенок проявляет свою обиду?:

Открыто выражает свои эмоции: кричит, обзывает, дерется, плачет. В данном случае ребенок может стать отвергнутым окружающими людьми

Ребенок замыкается в своем мире. Такая реакция имеет место, если родители физически наказывают ребенка, в воспитании пользуются постоянными запретами. Пассивная реакция малыша на обиды становится причиной задержки психического и физического развития

Причиной многих детских обид является поведение самых близких ребенку людей – отца и матери. Не следует родителям выплескивать свои негативные эмоции на малыша. Если мама и папа поняли, что зря обидели своего ребенка, важно принести свои извинения. Основа авторитета родителей - не страх, а любовь, уважение и доверительные отношения в семье.

Какими бывают обиды?:

Материальные обиды:

Не подарили игрушку
не приобрели дорогую вещь
не принесли подарок
вручили плохой подарок
не дали денег

Психологические обиды:

Не уделяют должного внимания
больше любят младшего брата или сестру
обозвали плохими словами
избили
не повели в парк

На что чаще всего обижается ребенок?:

Несправедливые поступки окружающих
нарушение обещания родного человека
равнодушие родителей
отсутствие внимания к мнению ребенка
сравнение малыша с другими детьми
обман родителями своих детей
отсутствие веры родителей в своего ребенка

Многие обиды - это толчок к действиям. Особенно если они указывают на некоторые недостатки в характере и поступках. В таком случае необходимо с ребенком проанализировать его поведение. Тогда обиды помогут малышу стать лучше.

Дети обижаются на родителей - это серьезно:

Причина обид ребенка на родителей - дефицит его общения с ними. Взрослым необходимо находить достаточное количество времени на общение с малышом. Он должен делиться с родителями своими проблемами, выговариваться.
Часто дети преувеличивают значимость возникшей неприятности. Родителям необходимо объяснять малышу, что все проблемы можно решить, а обижаться по этому поводу не стоит.

Как вести себя родителям, если малыш обиделся:

Контролировать свои эмоции
проявлять спокойствие
обнять ребенка, взять его за руки, погладить по головке
посочувствовать малышу
заменить безоговорочное «нет» на частичное «да»

Игры для профилактики обидчивости ребенка:

Обида – это отношение личности к определенной ситуации. Ребенок копирует реакции своих родителей на жизненные случаи. Поэтому для родителей важно контролировать свое поведение. В целях профилактики детской обидчивости помогут веселые игры.

Догоняем обидчиков

В игре участвуют малыши и взрослые. Считалкой выбирают ведущего. Вокруг него бегают другие участники игры и дразнят его. Спустя некоторое время ведущему надоедает слушать обидчика, он пытается его догнать. После того, как обидчик будет пойман, игроки меняются. Эта игра развивает навыки управления эмоциями, а также учит ребенка смотреть на окружающую действительность глазами других людей, снижает обидчивость.

Поймай хвостик

В игре принимают участие несколько человек. Необходимо построиться друг за другом и взяться за руки. Первый – это "голова" змеи, а последний – "хвост". "Змея" начинает двигаться, а "голова" старается схватить "хвостик". Когда "хвост" будет пойман, необходимо поменяться ролями. Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли "хвоста" и "головы". Игра воспитывает уверенность в своих силах.

Веселые обзывалочки

Взрослый усаживается рядом с ребенком, держит в руках мячик. Предложите малышу говорить друг другу обидные слова. Важно перед началом игры обсудить, какие слова можно использовать. К примеру, разрешается использовать названия овощей, цветов, героев сказок, животных. Начинать «обзывалку» необходимо словами: «Ты … красный помидор!». В данной игре важно быстро реагировать на слова собеседника и шутить. Малыш должен понимать, что это только веселая забава, на которую не следует обижаться. Такая форма игры прекрасно снимет напряжение.

Советы психолога: как родителям вести себя с обидчивым ребенком:

Проявляйте свою доброжелательность в общении с ребенком
объясняйте малышу, что в поощрении и одобрении нуждается каждый человек, если он этого заслуживает
общайтесь с ребенком «на равных», поясняя, что у каждого есть свои интересы и цели
развивайте эмоциональную сферу малыша, обучая его способам реагирования на различные жизненные ситуации
читайте вместе с ребенком книги, смотрите мультфильмы, объясняющие причины обид и способы выхода из разных жизненных ситуаций
объясняйте малышу, когда допустимо обижаться, а когда нет
не стоит упрекать ребенка в обидчивости. Нельзя запретить малышу обижаться, нужно выработать приемы ослабления обидчивости
настраивайте ребенка так, чтобы он не копил в себе обиды, а проговаривал свои чувства
нельзя сравнивать малыша с другими, а также не высказывайтесь о его превосходстве над другими детьми
выясняйте причины обидчивости своего малыша
учите ребенка ставить себя на место других людей
учите малыша смотреть на жизненные ситуации с юмором

Чтобы ребенок правильно развивался необходимо принимать его как уникальную личность и таким, каким он является. Родители должны способствовать познанию малышом своего внутреннего мира, осознанию своих положительных и отрицательных качеств. В результате улучшится самооценка   ребенка и снизится уровень его обидчивости.

Важно обеспечить согласие между родителями и уделять достаточно внимания малышу. Тогда детских обид станет намного меньше.
Берегите детей!


Коррекционные игры для обидчивых детей.

Обида - эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку - более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей. У одних эта природная потребность выражена большей степени, у других - в несколько меньшей. Однако и те, и другие дети переживают те моменты, которые связаны с тем, как их воспринимают.
Детская обидчивость - это факты степени ранимости и уязвимости ребёнка в той или иной сфере представлений о себе (характер, внешность, способности и т. д.).
Обида, по сути, - это наше отношение к ситуациям. Дети нередко перенимают у родителей манеру реагировать на ситуации, действия и слова других людей. Поэтому родителям лучше следить за своим поведением. А для профилактики обидчивости подойдут специальные игры:

«Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований… Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: „Тух-тиби-дух“. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово „Тух-тиби-дух“ сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Попроси игрушку" - вербальный вариант

Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«Попроси игрушку» - невербальный вариант

«Прогулка с компасом»

Цель : формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «туриста не может общаться с „компасом“ на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий - других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий - силу, темп, резкость - и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».

«Я вижу...»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу..." Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

«Толкалки»

Цель: научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее:«Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: „Стоп“. Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Предметом коррекционно-развивающей работы для заявленной программы будут проблемные формы отношений со сверстниками: агрессия, застенчивость, обидчивость и демонстративность детей старшего дошкольного возраста (5-7лет)

Объектом коррекционной и развивающей работы является ребенок дошкольного возраста от 5 до 7 лет .

Предложенная коррекционно - развивающая программа имеет смысл - чем больше мы будем знать о проблемных формах отношений между детьми, тем эффективнее будет наша помощь детям, тем успешнее будет проходить социализация ребенка, уменьшится количество негативных соматических проявлений.

Программа адресована практическим психологам, работникам детских учреждений, учителям начальной школы.

Она может использоваться с целью профилактики проблемных форм коммуникативных отношений и как коррекционная программа указанных отклонений (агрессивность, застенчивость, демонстративность).

В блоке «Дополнительные элементы программы» (СКАЧАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ НИЖЕ) будет помещено описание использованных диагностических методик, арттерапевтичные техники, перечень музыкальных произведений для музыкальной терапии, художественных произведений для чтения во время реализации программы, информация о «Проблемных отношениях со сверстниками в общении», «Особенности детей с проблемным поведением в общении», «Формирование доброжелательного отношения к сверстникам». Предоставлен короткий справочный материал об уязвимости, агрессивности, застенчивости и демонстративности у детей.

Главная задача программы «Мир детских отношений» - формирование у ребенка умений и навыков бесконфликтности в общении, единства ребенка со сверстниками (как потенциал - с людьми), возможность видеть в других друзей и партнеров. Чувство «общности» и способность «почувствовать, увидеть другого» как фундамент, на котором строится гуманное отношение с людьми. Важным моментом программы считается привлечение внимания дошкольника к собеседнику в его различных проявлениях: внешности, настроения, движениях, действиях, поступках. Предложенные задания помогут детям пережить чувство единства друг с другом, научат отмечать достижения, переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Программа проста в реализации - не требует никаких специальных условий для внедрения. Не требует специального входного тестирования на определение агрессивности, застенчивости, впечатлительности, демонстративности, потому что эти проявления у детей в программе рассматриваются в плоскости чрезмерного эмоционального напряжения, а именно: агрессивность как предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность и презрение к ним; застенчивость как обостренное восприятие и ожидание критической оценки (как реальной так и надуманной) других - «я в глазах окружающих»; уязвимость как болезненное переживание игнорирования своей личности (чаще всего - надуманное) демонстративность как желание только положительного оценивания со стороны окружающих за счет унижения других. Речь идет о качествах, которые еще не «закостенели» в личности ребенка, а могут возникать (и возникают) ситуативно и требуют предупреждения, чтобы не стать характерологической особенностью ребенка.

Чтобы получить информацию о динамике, наметившейся в поведенческих реакциях детей во время общения после того, как они прошли курс по программе «Мир детских отношений», предлагаю провести анкетирование воспитателей. Цель - получение информации от взрослого, который ежедневно непосредственно общается с детьми. Информация должна отразить (как идеальный желаемый результат), степень уменьшения чрезмерного эмоционального напряжения, которое должно привести к снижению тревожности детей . Анкетирование с воспитателями проводится в начале работы по программе и после ее завершения. Преодоление деструктивного восприятия окружающих во время общения должно снизить тревожность ребенка в социуме и именно такой результат ожидает автор программы. В «Дополнительных элементах программы» размещена анкета для воспитателей на определение тревожности ребенка.

Работу с детьми могут проводить психологи, воспитатели, учителя. Программа состоит из следующих блоков:

Диагностический блок:

Получение информации об эмоциональном состоянии ребенка, его место в семье, восприятие им своего места в семье, душевное равновесие дошкольника. Знакомство с кабинетом , налаживание позитивных отношений между детьми.

Реконструктивно-формирующий блок:

Первый этап. Основная задача - формировать умение понимать другого. Дети повторяют действия или слова партнера. Учатся подмечать незначительные детали движений, мимики, интонации своих сверстников (игры по типу «Испорченный телефон», «Зеркало»).

Второй этап. Отрабатывается способность к согласованным действиям, ориентация на действия другого ребенка, приспособления к ним, задания на формирование согласованности в действиях (например, «Прогуляйтесь, как сороконожка»), внимание к сверстнику, умение действовать с учетом потребностей и возможностей ровесника.

Третий этап. Формирование у детей общих переживаний (как радостных, так и тревожных), чувство общей угрозы, созданное в игровых ситуациях, объединяет дошкольников, переориентирует внимание со своей персоны на собеседника.

Четвертый этап. Формировать эмпатийность. Вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь в сложных игровых ситуациях. Например, нужно помочь больному, перевести бабушку через дорогу и тому подобное.

Закрепляющий блок:

Пятый этап. Формирование умения выражать свое отношение к сверстнику, что, по правилам игры, должно быть только положительным (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достижения другого и т.д.).

Шестой этап. Проводится практическая работа, во время которой дети реально что-то делают друг для друга (открытки, оригами, совместное рисование).

Занятия по программе направлены на формирование у детей эмоциональной зрелости и раскованности, понимание значимости сверстника, «себя среди подобных», уменьшению тревожности и деструктивных реакций в поведении, уменьшение проблемности в коммуникативных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Методические формы и приемы организации работы подобраны с целью помочь формированию личности гуманной, духовной, доброй по отношению к себе и всем окружающим.

Методы, использованные в работе, помогают привить детям человечность, чувствительность через сформированное понимание того, что «я один из них», «мир не враждебен для меня». Сопереживание эмоций радости, горя, успеха, удовлетворения открывают ребенку мир «другого».

Формы и методы работы, способствующие выполнению программы:

1. Размышления (беседы) над этическими проблемами.

2. Драмотерапия (ролевое проигрывание ситуаций).

3. Упражнения на самопознание и познание сверстников - «мы с тобой одной крови».

4. Психогимнастика (этюды, пантомима, мимика) для воспроизведения отдельных (проблемных) форм отношений со сверстниками.

5. Графические тесты.

6. Тематическое и свободное рисование.

7. Оригами.

8. Подвижная игровая терапия.

9. Психогимнастика.

10. Минуты отдыха.

Организация занятий

Занятия проводятся с подгруппой детей (до семи человек) 1 раз в неделю. Срок проведения: сентябрь - февраль.

Занятия проводятся в первой половине дня.

Продолжительность занятия -25 - 30 минут.

В отдельных случаях занятия могут продолжаться до академического часа, если они включают творческую деятельность, не желательно регламентировать рамками времени. Продолжительность занятия зависит от внимания детей. За психологом (воспитателем, учителем) остается право на изменение, последовательность изучения тем, их расширения или уплотнения с учетом уровня подготовленности, индивидуальных потребностей и возможностей детей.

Дети во время занятий располагаются лицом друг к другу.

Включение в активное движение чередуется с статикой. Взрослый должен быть рядом, а не «над» ребенком.

Структура занятий выглядит следующим образом:

Приветствие.

Психомоторная разминка (с целью - обеспечение психоэмоционального вхождения детей в коррекционно-развивающую работу, создание ощущения группового взаимодействия, ситуации эмпатийности к сверстнику).

Беседа, размышления на этические темы направлены на осознание себя в социуме, роли окружающих, безопасность во взаимодействии, общительность, развитие коммуникативной составляющей и эмоциональный позитив в восприятии друг друга.

Заключительная часть (рефлексия) включает в себя упражнения и игры на снятие напряжения, психоэмоционального возбуждения, самоанализ «чему я научился на...», повторения слогана.

В заключительной части целесообразно использовать тактильные приемы на объединение группы (дети поздравляют друг друга с успехами, выражают удовольствие от совместной работы. Могут похлопать друг друга по спине, дружески пожать руку и т.д.). Такое совместное переживание способствует сплочению коллектива, появляется альтернатива «Я» - «МЫ».

На занятиях целесообразно внедрять музыкальное сопровождение - нейтральную, спокойную, музыку.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы:

1. Развивать у детей социальные эмоции и мотивировать налаживания межличностных отношений со сверстниками и взрослыми на основе товарищеских отношений.

2. Формировать у детей положительное отношение к окружающим и себе.

3. Формировать у детей умение установления положительных контактов.

4. Способствовать развитию коммуникабельности ребенка, совершенствовать конструктивные формы поведения.

5. Создать детям условия для снятия избыточного эмоционального напряжения: уязвимости, агрессивности, демонстративности, застенчивости .

6. Развивать умение понимать эмоциональное состояние окружающих и умение адекватно выражать свое.

7. Обучать основам релаксации (перечень - «Дополнительные элементы программы», «Музыкотерапия»).

Программу можно условно разделить на 3 блока:

Диагностический блок - 3 занятия.

Реконструктивно-формирующий блок - 13 занятий

Закрепляющий блок - 8 занятий.

Остановимся подробнее на каждом из вышеуказанных блоков.

Диагностический блок программы включает:

Знакомство с учебным кабинетом, налаживание психологического контакта с детьми ;

Игру, направленную на налаживание позитивных отношений между детьми, на воспитание внимательного отношения к окружающим, равноценности каждого участника;

Работа с проективными диагностическими методиками.

Реконструктивно-формирующий блок включает:

Ритуализацию правил группового взаимодействия;

Налаживание эмоционального позитива;

Формирование навыков самоконтроля, самооценки;

Формирование осознания детьми своей ответственности за коммуникативный позитив и понимание «стоимости другого, а не только себя».

Закрепляющий блок включает:

Содействие переноса приобретенных морально-этических навыков в социум;

Игровую коррекционно-развивающую работу с негативными проявлениями в поведении ребенка;

Закрепление навыков понимания эмоционального состояния ближнего;

Воспитание дружелюбия, доброжелательности, желания помогать.

Занятия закрепляющего блока имеют обобщающий и закрепляющий характер и включают в себя задания на повторение и подведения итогов проведенной работы.

I ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Занятие 15

Занятие 16

Занятие 17

Занятие 18

Занятие 19

Занятие 20

Используемая литература

1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга

для учителя и родителя/А.Б.Добрович.-1.,-М.: «Просвещение»,1987.- 2004с.

2. Любин Л.М. Психология воспитания: пособие для воспитателей/Л.М.Любин. - 1-е изд., - М.: «Просвещение», 1991. – 189 с.

3. Киреева Л.А. Психолого-педагогическая помощь: уч. пособие/Л.А.Киреева. - 1-е изд., -М.: «Просвещение», 1990.- 225с.

4. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: учебное пособие/Г.Л. Лендрет.- 1-е изд., М.: Международная педагогическая академия, 1994.-365с.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: практическое пособие для педагогов и психологов/К.Фопель.-1-е изд., М: «Генезис». -1998. -148с.

6. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия: практическое пособие для психологов/Д.Соколов., - М: Независимая фирма «Класс».-1998.- 120с.

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика./К.Рудестам. - второе издание., -М.: изд. группа «Прогресс», «УНИВЕРС», 1993.-355с.

8. Особина М.В.Секретный мир детей в пространстве общения: учебное пособие/М.В.Особина. -1-е изд., -С.Петербург: «Питер», 1999. – 135 с.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы: учебное пособие для психологов/ Л.Ф. Обухова. -1-е изд., М.: «Просвещение», 1989. -178с.

10. Чистякова М.И Психогимнастика: методика развития и коррекции психики детей/М.И.Чистякова. -1-е изд., -М.: «Просвещение», 1990.- 126с.

11. Проективные графические методики: практическое пособие для психологов/методические рекомендации составлены кандидатом психологических наук Е.В. Романовой и Т.И Сытько. -Санкт-Петербург, 1992. -79с.

12. Психодиагностика цветопредпочтением: руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера/под ред.Тимофеева В.И., Филимоненко Ю.И. - Ленинград, 1990. - 44с.

13. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со сверстниками: практ. пособие / Е.О.Смирнова.-1-е изд., -М.: « Прогресс», 1991.- 270с.

Людмила Раимова
Коррекционные игры для агрессивных и обидчивых детей.

Взрослые, как могут и как умеют, стараются примирить своих поссорившихся детей , но не всегда им это удаётся. Обидчивые дети будут использовать любую возможность, чтобы кого-то толкнуть, ущепнуть или обозвать. Своим поведением готовы разозлить взрослых или сверстников. Обнаружив признаки такого поведения у ребёнка, я предлагаю поиграть в игры , в которых агрессия будет выражаться в более приемлемой форме.

" Необидные слова "

Цель : помочь детям высказать друг другу необидные слова .

Ход игры : «Ребята, сейчас мы будем передавать мяч по кругу и называть друг друга разными необидными словами » (заранее обговаривается условие, какими словами можно пользоваться. Это могут быть названия растений, грибов, фруктов, овощей). Каждое обращение должно начинаться со слов : "А ты,. , одуванчик!" В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например : " А ты,. зайчик!" Игра проводиться в быстром темпе.

"Кулики-мулики-бики"

Цель : помочь детям восстановить радостное настроение.

Ход игры : «У меня есть одно волшебное заклинание против плохого настроения и чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное заклинание : " Кулики-мулики-бики ". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова три раза повторите. Дети, произнося сердито заклинание, через некоторое время не могут не смеяться.

"Нужные слова"

Первый ребёнок : старается оставить игрушку у себя и отдаёт тогда, когда захочет это сделать. Второй ребёнок : подбирает нужные слова, чтобы игрушку отдали". Затем дети могут поменяться ролями.

"Мне нравится. "

Цель : установить доверительные отношения между взрослым и ребенком. Ход игры :

Дети, сидя в кругу, по очереди называют то, что им нравится, начиная каждое высказывание словами : " Мне нравится. " Повторять одно и то же дважды нельзя.

"Мирилка"

Цель : научить детей быть менее обидчивыми . Ход игры : Один ребёнок сидит на стуле и наблюдает за тем, как двое его сверстников инсценировано обижают друг друга. Он должен подойти к ним, объяснить, как надо быть в такой ситуации и постараться помирить их. Взрослый должен следить, чтобы в игре не было слишком обидных слов .

«Отражение»

Цель : научить детей точно изображать своего персонажа.

Ход игры : Один ребёнок изображает, например зайчонка, а другой – должен повторять «отражать» все его действия. Задача игры - делать как можно более точное отражение своего персонажа.

"Держи мяч"

Цель : научить детей доверять друг другу .

Ход игры : Необходимо разбиться на пары и лечь на пол друг напротив друга. Ложиться нужно на живот так, чтобы голова оказалась рядом с головой партнера. Положить мяч между головами, затем постепенно нужно встать, сначала на колени, а потом на ноги. Пройтись по комнате". Для детей 4-5 лет правила упрощаются : например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

Цель : помочь детям почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры : Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", последний - "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

"Гляделки"

Цель : помочь детям настроиться на спокойный лад.

Ход игры : Ребята берутся за руки и смотрят друг другу только в глаза. Необходимо молча передавать разные состояния : грусти, веселья, злости и т. д. После игры обсудите с детьми , какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Коррекционные возможности логоритмики» Коррекционные возможности логоритмики Впервые методика развития ритмических способностей была обоснована швейцарским педагогом и музыкантом.

Мастер-класс для педагогов «У игры свои секреты. Изготовление бабочек для игры» Мастер класс. Тема: Выполнила:Арусланова Н. Н. Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Сказкотерапия для агрессивных детей Сказкотерапия для агрессивных детей. Довольно часто к психологам обращаются мамы и папы агрессивных детей. Одни родители жалуются на то,.

Проект «Игра для детей «Пчелкобол». Изготовление поделки-игры своими руками для детей «Пчелкобол» 1. Обоснование проблемы. Для своего проекта я выбрала проблему экологии и спорта в России. Следующий год в нашей стране объявлен Годом экологии.

"Домик для слова" Цель игры: научить ребёнка определять первый и последний звуки слова и количество слогов в слове. Оборудование: заламинированный.