Сон – время особого влияния на нас падших духов. Вопросы священнику

Неосознанные блудные проявления во сне от духовной деятельности

У некоторых христиан есть такое мнение, что блудный сон является только искушением вражьим и за это они не отвечают.

Максим Исповедник (Главы о любви, сотн.2, 75): «Некоторые говорят, что демоны, касаясь во время сна срамных членов нашего тела, возбуждают страсть блуда: затем возбужденная страсть памятью приводит на ум образ женщины.

Другие же думают, что сами демоны представляются уму в образе жен; потом, касаясь срамных членов тела, возбуждают похотение жен; и бывают мечтания в этом роде.

Иные еще думают, что страсть, преобладающая в приближающемся демоне, возбуждает таковую же и в человеке, и таким образом душа воспламеняется к помыслам, и привносит образы посредством памяти.

Так и о других страстях мечтаниях одни говорят, что в них бывает дело так, а другие, что этак. Впрочем, ни одним из вышесказанных способов демоны не сильны возбудить какую-либо страсть, ни во время бодрствования тела, ни во время сна, если душе присущи любовь и воздержание».

Но давайте разберемся подробней. Действительно часто враг действует во время сна, возбуждая наше воображение и память, в которых уже находится множество различных образов, и мозг, получая раздражения от образов, анализирует характер раздражений и реагирует подачей сигналов определенным системам, которые отвечают за половую потребность и происходит возбуждение или «истечения». Стоит обратить внимание, что такие ночные искушения не всегда являются вражьим действием, а зачастую это результат нашего нерадения о внешнем наблюдении на протяжении дня или переедание и др.

Что касается искушений во сне, то:

«Нехорошие ночные грезы иногда вменяются в вину, а иногда остаются без всякого вменения…»

Вначале укажем причины, которые не являются результатом телесной деятельности, а духовной. Так что же вменяется в грех?

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: искушения во сне): «В другой раз человек засыпает с нехорошими мыслями. (Эти мысли предлагают ему и бесы блуда на том именно основании, или в такой надежде, что затем одной душе его, когда тело заснет и прекратится сознательная деятельность души и тела, - одной душе труднее будет бороться с искушением, которого задатки уже полагаются)…

…Но и пороки в характере духовном, как самомнение и обсуждение ближнего, иногда наказывают человека искушением во сне: тогда опять естественная страсть дает о себе знать, чтоб человек научился смирению, чтобы не почитал себя высоким.

…Может быть еще искушенный во сне и не помолился перед сном своему ангелу-хранителю, не осенял своим (нагрудным) крестом место своего ночлега, или постель, не крестился снова и не возносился мыслью к Богу после того, как пробуждаясь ночью вставал и снова засыпал».

Также можно назвать еще одну причину: нехранение очей во время бодрствования. Так, днем ум через воображение и память запечатлевает образы, которые были соблазном человеку, и эти впечатления собираются в сердце. Во время сна воображение и память воспроизводят образы и как следствие - блудный сон.

Что не вменяется в грех?

«Но вот когда не было ни прямых поводов к искушению во сне, ни опущений молитвенных, за которые могло бы оно постигнуть нас; когда оно последовало от минутного лишь обращения мысли нашей к другому полу, притом - невольного обращения; когда оно застигло нас даже после поста и молитвы; словом, когда оно случилось, как естественное телесное движение (от множества влаг) (например, близость половой и мочевой систем, которая в большей мере проявляют себя под утро, - от сост.) или же очевидно по одной зависти дьявольской: - в этих-то случаях нет греха и чувству целомудрия нечего тревожиться от сонных грез: «яже суть безгрешна», сказано в церковных наставлениях. Пусть иным снилось бы и прямое совокупление с посторонним телом, иногда даже с умершим (например, вдове с ее мужем): опечаливать себя после этих скверных сновидений не следует.

Только кто может - должен очистившись телесно (в случае самого истечения) прочесть «молитвы от осквернения». В затруднительном же случае может осквернившийся (как советуют святые подвижники) положить поклоны, например, семь раз по семь или… можно столько же прочесть молитву Иисусову. Надобно однако заметить, что сонное искушение собственно по зависти дьявола, без тех или иных поводов со стороны человека, не может повторяться часто. А твердые в правилах целомудрия или супружеского воздержания и совсем не подвергаются ему».

Варсонофий Великий и Иоанн (Руководство к духовной жизни): «Вопрос 95 Иоанна:… Возможно ли диаволу произвести (сонное мечтание) в человеке единственно по зависти и тогда, как он не превозносится и не предается сластолюбию? И как узнать, если бывает ночью движение плотское, естественное ли оно, или нет? Случается ли естественное движение у совершенных?

Ответ: Диавол может произвести с нами искушение и по зависти; но когда с нашей стороны не содействует этому возношение или сластолюбие, не может часто повторять его. Как строющий дом, если не найдет потребных материалов, трудится напрасно; подобно тому и диавол. Признак же естественного движения есть, когда кто видит, что движение приключается ему не от превозношения, не от сластолюбия и не по зависти диавольской. Бывает же это не по зависти диавольской, а от естества тогда, когда кто подвергнется этому, уснув с надеждою, после многих молитв, призывая Святую и Единосущную Троицу и ограждая себя крестным знамением. Совершенные же не подвержены и этому; ибо угасили и естественное движение, скопивши себя духовно Царствия ради Небесного, то есть умертвили уды свои».

С одной стороны мы не вполне можем контролировать блудные сны и управлять теми образами, которые приходят во сне, а также осквернения, происходящие во сне, т. к. мы не властны над физиологическими процессами. Но св. отцы говорят о том, что человек должен духовно приготавливать себя перед сном и быть очень внимательным к своим мыслям, когда засыпает:

«Память о смерти да засыпает и да восстает с тобою, и вместе Иисусова молитва, ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания. …Повергшись на постель, особенно будем трезвиться; потому что ум наш без тела борется тогда с демонами (ибо демон блуда гораздо более других высматривает время, когда человек телесно не может укрепиться против него молитвою; и тогда сей нечистый нападает на нас); и если он сластолюбив, то охотно делается предателем».

Иоанн Лествичник (Лествица, сл.26): «Есть бес, который, как только мы возляжем на одр, приходит к нам и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями».

Исходя из вышесказанного, человек, у которого часто бывают блудные сны, должен молиться, например, так: «Господи, избави меня от блудных снов! И пока я нахожусь в сознании, я выражаю Тебе свою волю - я отрекаюсь от всех блудных и нечистых снов и отрицаюсь служению врагу моему, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И если мне все же приснится блудный сон по нечистоте моей, то я прошу меня простить уже сейчас. Прости меня, Господи, за нечистоту мою!». Такую или подобную молитву нужно повторять каждый раз перед сном, пока сны не прекратятся, по крайней мере, пока их не будет неделю.

Когда просыпаемся, также необходимо быть внимательным и с первых секунд по пробуждении начинать молиться, а не вспоминать, о чем был сон и не нежится в постели.

Иоанн Лествичник (Лествица, сл.15): «Не дозволяй себе днем помышлять о бывших во сне мечтаниях, ибо у бесов и то есть в намерении, чтоб сновидениями осквернять нас, бодрствующих».

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, Грех - возобновление в памяти сонного соблазна): «Например, яснее представляется сознанию, по короткости сна, тот сонный соблазн, который последовал во время послеобеденного отдыха. И вот кто, пробудившись, не воспротивится возобновлению в памяти того, что грезилось приятно для плоти: тот развращает свою душу и вызывает себя на грех. Это действия сознательные, свободные, и следовательно, вполне вменяются».

Как относиться к таким снам?

Нравственное Богословие Е. Попова (там же): «…и всем верным средством к тому, чтоб реже или совсем не испытывать нам дьявольских искушений во сне признается: не обращать на них внимания, забывать их, если особенно они бывают в одном сонном представлении, без телесного осквернения».

Почему же так происходит, что мы яко бы и не желаем блудных снов, а они все равно происходят?

Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн.6, гл.11): «Качество помыслов, которое среди развлечений дня не совсем тщательно охраняется, обнаруживается во время ночного покоя, и потому, когда случилось сказанное наругание, то в этом не сон должно почитать виновным, а нехранение внимания в предшествующее время и видеть в сем обнаружение скрывающейся внутри болезни, которую ночной час не породил впервые как не бывшую прежде, а только скрытую во внутренних фибрах души вывел на поверхность кожи во время подкрепления тела сном, обнаруживая внутренний лихорадочный жар страсти, который сами мы возжгли, питаясь в продолжение всего дня недобрыми помыслами. Так и телесные болезни не в то время порождаются, в какое видимо обнаруживаются, но наживаются в предшествующее тому время, когда кто, без осторожности питаясь всякою вредною для здоровья пищею, собирает в себя болезнеродные соки».

По тому, какие у человека сны, он может судить, насколько сильна эта страсть и в какой мере он чист умом и сердцем.

Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн.6, гл.10): «Какой признак совершенной и всецелой чистоты. Очевидным знаком такой чистоты и полным доказательством будет то, если у нас, когда покоимся и погружаемся в сон, не возникает никакого обольстительного мечтания, или хоть возникает, но не может возбуждать никаких движений похоти. Ибо хотя такое возбуждение и не вменяется в полную вину в грехе, однако ж служит знаком еще не очищенного сердца, обнаружением порока, еще несовершенно истребленного, когда обольщения производится такими обманчивыми мечтами».

Иоанн Лествичник (Лествица, сл.15): «Если признак истинной чистоты состоит в том, чтобы и в сонных мечтаниях пребывать без движения; то конечно предел блуда означает то, чтобы и наяву от одних помыслов терпеть истечения».

Иоанн Лествичник (Лествица, сл.15): «Начало чистоты бывает, когда помысл не слагается со блудными прилогами и без мечтаний случаются по временам во сне истечения; средина чистоты, когда естественные движения происходят только от довольства пищею и бывают свободны от мечтаний и истечений; конец же чистоты - умерщвление тела, предваряемое умерщвлением нечистых помыслов…»

Также следует ответить на вопрос о том, можно ли приступать к Святому Причащению после ночного искушения?

Авва Феона (Собеседования второе, Иоанна Кассиана, гл.5,6, примеч.): «Со всем тщанием, сколько для нас возможно, мы должны стараться, чтобы сохранить неоскверненною чистоту целомудрия, особенно в то время, когда хотим приступить к святому Жертвеннику, и с бдительною осмотрительностию надобно остерегаться, чтобы чистота плоти, сохраненная в предыдущее время, не была нарушена особенно в ту ночь, когда мы готовимся к Святому Причащению. Но если злейший враг, чтобы лишить нас Небесного врачевства, обольстит усыпленный дух, только так, что не осквернится никаким, достойным порицания, разжжением, никаким согласием его на услаждение, но произойдет истечение по естественной ли необходимости или по действию диавола без чувства удовольствия, для воспрепятствования нашему освящению, то мы можем и должны благонадежно приступить к благодати Спасительной Пищи (Евхаристии). Если же по нашей вине произойдет истечение, то, слушаясь своей совести, убоимся того, что Апостол говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11, 27–29), то есть эту Небесную Пищу не отличая от маловажной, обыкновенной пищи и не считая ее такою, которую бы надобно принимать только с чистым духом и телом. Потом Апостол прибавляет: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (ср.: 1Кор.11, 30), именно - духовные немощи и смерти происходят от такого Причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, то есть подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости. Потом следует: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор. 11, 31), то есть если бы мы считали себя недостойными принятия Таинств всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание, чтобы, исправившись чрез покаяние, мы могли достойно приступить к ним и не наказывались от Господа, как недостойные, жестокими бичами немощей для того, чтобы, хоть таким образом сокрушаясь, мы прибегли к уврачеванию наших ран, чтобы иначе, быв признаны недостойными краткого вразумления в этом веке, не были осуждены в Будущем вместе с грешниками этого мира. Это ясным учением заповедуется и в книге Левит: «мяса сего, если оно прикоснется к чему-либо нечистому, не должно есть, но должно сжечь его на огне; а мясо чистое может есть всякий чистый; если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего» (Лев.7,19–20). И в книге Второзаконие повелевается нечистого отлучать от лагерей: «Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан» (Втор.23, 10–11). Но чтобы яснее доказать, что иногда и по действию врага приключается нечистота, то скажу, что мы знали брата, который хотя постоянно сохранял чистоту сердца и тела, приобретенную высшею осмотрительностию и смирением, в другое время не искушался ночными обольщениями, а когда готовился к принятию Причастия Господня, то во сне осквернялся нечистым истечением. Когда он в течение многого времени по благоговению удерживался от Святых Тайн, - наконец предложил старцам этот вопрос, надеясь получить от их врачебного совета средство против искушения и своей болезни. Но когда духовные врачи исследовали первую причину этой болезни, которая обыкновенно происходит от обильного принятия пищи, и узнали, что ее нет у упомянутого брата, что это искушение произошло не от пресыщения; потому что особенная исключительность брата по известной строгости в праздничные дни, в которые случалось истечение, не дозволяла им это думать, то они обратились к исследованию второй причины этого недуга, изыскивая, может быть, не по вине ли души истощенная постом плоть подвергалась нечистому истечению, которым даже и весьма строгие воздержники, хоть немного превознесшиеся чистотою своего тела, оскверняются за гордость, именно за то, что подумали, будто они человеческими силами приобрели особенный дар Божий, то есть чистоту тела. Будучи спрошен, не думал ли он, что своим тщанием приобрел эту добродетель, так что не нуждался в помощи Божией, брат, с совершенным отвращением отвергая эту нечестивую мысль, смиренно утверждал, что он и в прочие дни не мог бы сохранить чистоту тела, если бы благодать Божия не вспомоществовала во всем. Тогда, обратившись к третьей причине, увидели сокровенные козни злодейства диавольского и, доказывая, что тут нет вины ни души, ни плоти, присудили, что ему должно вполне благонадежно приобщаться Святых Тайн, чтобы при долгом уклонении от этого не был опутан хитрыми сетями злобного врага и, не имея возможности быть причастником Тела Христова и освящения, он чрез этот обман навсегда не лишился спасительного врачевства. Таким образом обнаружилась вся проделка диавола, так что силою Тела Господня тотчас прекратилось обычно приключавшееся прежде истечение. В этом ясно открылась хитрость врага и подтвердилось мнение старцев, которые учили, что это нечистое истечение большею частию происходит не от вины души, а от злоумышленной проделки врага. Итак, чтобы обольстительное мечтание во сне, производящее нечистое извержение, прекратилось навсегда или по крайней мере (скажу по смирению или общему всем состоянию) на известные месяцы… Первые три причины (из указанных в предыдущем подразделе), заключая явную вину, не дозволяют приступить после истечения к Святому Причащению; а последние три причины бывают безвинны, особенно если от пострадавшего лица не подано повода к тому нечистыми произвольными помыслами, согласием с обольстительными мечтаниями, возбуждаемыми бесом. В таком случае невозбранительно приступить к Святому Причащению. Августин, епископ Английский, спрашивал святого Григория Великого: «После истечения во сне можно ли приступить к Причащению Святого Тела Христова, а священнику совершать Евхаристию?» Святой Григорий Великий, объяснив, что истечение во сне случается иногда от опьянения, иногда от избытка влаги (семенной) или от слабости, иногда от нечистых помыслов, отвечал, что когда случится истечение во сне от избытка влаги или от слабости, то не должно смущаться, потому что человек больше бессознательно пострадал, а не произвольно сделал. А когда кто по жадности принял пищи сверх меры и оттого вместилища переполнились влагою, то человек, хотя и допустил вину, но невозбранно может приступить к Святым Тайнам, а священник совершить литургию, когда это требует праздник или когда необходимо для других совершить Евхаристию, а другого священника нет в том месте. А если есть другие священники, которые могут совершить Таинство Евхаристии, то ночное искушение, случившееся от излишнего упиения, хотя не должно возбранять принятие Святых Таин, но, по смирению, все же надобно удержаться от совершения Бескровной Жертвы, если, впрочем, дух у спящего не возмутился нечистыми мечтами воображения. У иных случается истечение во время сна без нечистых мечтаний. В таком случае дух не оскверняется и по пробуждении от сна не припомнит, что видел во сне, а только помнит, что до сна подвергся пресыщению. А если истечение во сие происходит от нечистых помыслов во время бодрствования, то человек не без вины бывает. Пусть всякий усматривает, от какой причины произошло нечистое мечтание; кто о чем думал в сознательном состоянии, то потерпел и в бессознательном. Надобно также рассматривать и самое помышление, как оно происходило, от прилога ли, или с услаждением, или, что еще важнее, с согласием ли на грех».

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни. Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека. Прямое назначение сна — отдых, восстановление физических и душевных сил. Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии. Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается. Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования. Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками. Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек. Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Падшие духи имеют свободный доступ к находящейся в сонном состоянии душе, не огражденной молитвенными мыслями и памятью Божией. Демоны используют время сна для того, чтобы смутить, запугать, осквернить душу человека, развить его страсти.

Кто из нас не знаком с ночными кошмарами, которые входят в арсенал бесовских страхований? Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Бесы пытаются во снах пророчествовать о будущем, предсказывают скорую кончину нам и нашим близким, показывают в неприглядном виде знакомых, в том числе священнослужителей и даже духовника, являются в виде усопших родственников. Во сне они показывают нашей душе соблазнительные картины и через это вовлекают ее в блуд, тщеславие, гнев, жадность, неприметным образом взращивая эти страсти и оскверняя душу. «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание ».

Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне?» Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его. Так же и появление образа, даже греховного, во сне — грехом не является. На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой. Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии. В первую очередь сказанное касается блудных грехов. Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии. Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями . Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.

Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…» Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне. Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.

А сейчас мы переходим к самому важному. Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям. Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства. В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем. Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне. Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов. Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает , если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия . Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Появление во снах страхований и бесов в их собственном виде, а также в образах змей, нечистых животных и чудовищ, а вслед за ними и зрелищ адских мучений — обычное явление в жизни каждого усердного христианина, не равнодушного к своему спасению. Они не содержат в себе опасности впадения в прелесть, но активизируют духовную жизнь, укрепляют в вере, побуждают к усердной молитве, уверяют в силе крестного знамения. Такие сновидения уже нельзя считать рядовыми снами. Душа при этом переходит в особое состояние – состояние видения. Оно характерно тем, что тело пребывает в состоянии сна, а сознание начинает работать очень ясно . Виденное остается в памяти на долгие годы, часто на всю жизнь, оставляя сильное впечатление, тогда как обычные сны «пустопорожни и беспорядочны», и мы утром не всегда можем их вспомнить.

Состояние видения не следует смешивать с пограничным состоянием, которое бывает иногда при пробуждении: тело продолжает спать, а сознание начинает проясняться. Мы фрагментарно слышим и понимаем окружающее, но не можем пошевелиться. Однако при этом нет никакого объекта видения. Не смотря на странные ощущения, ничего, относящегося к духовной жизни, это состояние в себе не несет и значимых впечатлений после себя не оставляет.

Переход в состояние видения происходит легче во сне, чем наяву, поэтому неудивительно, что пророкам видения приходили большей частью во время сна. Сны пророка Даниила, Иосифа Прекрасного, праотца Иакова, а также фараона, хлебодара, виночерпия и Навуходоносора хотя и называются в Писании снами, фактически были видениями. Видения бывают разной силы . То, что видим мы, едва отличается от простого сна и относится к самому низшему их разряду. Различаются видения и по своему происхождению. Они могут быть от Благодати и от демонов. Видеть злых духов в их гнусном облике в некотором смысле есть дар Божий , так же, как даром Божиим является простое зрение, с помощью которого мы видим и плохое и хорошее. При всей своей пугающей безобразности и ужасности, эти видения соответствуют истине и дают нам возможность правильного поведения и верной оценки происходящего.

Намного опаснее сны с участием Господа, Божией Матери, ангелов или святых. Эти видения могут быть вызваны демонами и содержать в себе ложь . Настоящих небожителей мы не видели, поэтому нам трудно опознать подделку. При этом возникает и недоумение: можно ли осенять их крестным знамением, как бесов? Вдруг они настоящие, и наше действие будет выглядеть как оскорбление? В этом случае крестным знамением с молитвой нужно осенить самого себя, а явившегося попросить прославить Святую Троицу . После этого бес уже не сможет причинить нашей душе вреда, хотя события могут развиваться по-разному. Видения, вызванные демонами, старец Паисий Афонский метко назвал «бесовским телевизором». Нужно быть твердо уверенным, что Господь, Божия Матерь, Ангелы, хотя и заботятся о всех христианах, но новоначальным не являются. Новоначальным это неполезно, в первую очередь, по причине их неконтролируемой гордости . Сколько лет потребуется неофиту, чтобы заметить свою гордость, понять ее глубину, найти средства борьбы с ней и загнать ее хоть в какие-то рамки? Подобные явления бывают как единичные исключительные случаи при обращении человека к вере или при чудесном спасении его от смертельной опасности.

Перешедшие в Православную веру из других религий зачастую не хотят признавать себя новоначальными, но считают свое христианство продолжением того, чем они занимались раньше. Это глубоко ошибочно. Православие не соединимо ни с какими другими религиями, поскольку считает их заблуждениями и ересями. Единственность истинной веры и истинной Церкви являются догматами Православного христианства. Истина же не может быть продолжением заблуждений. Таким людям надо начинать свой путь с самого начала, то есть с приходского храма, а не с монастыря. И чем больших «успехов» они успели достичь в прежней религиозной практике, тем труднее им придется в христианстве.

Благодатные видения не зависят от воли человека. И напротив: те видения, которые вызываются по собственному желанию – не благодатные. Следует крайне осторожно подходить к духовным явлениям, не сопровождавшимся молитвою и крестным знамением. Видения, которые мы не решаемся однозначно приписать демонам, надо «не принимать и не отвергать», откладывая окончательное суждение о них на будущее .

Во многих книгах о духовной жизни мы встречаем указание «не верить снам» . Что же это означает? Не верить снам значит не руководствоваться ими в жизни, не строить по ним отношения с ближними, не искать в них пророчества о будущих событиях, хотя бы сновидения иногда и исполнялись. Исполнение сновидений не является безспорным доказательством их благодатного происхождения, это может происходить и по действию бесовскому . Но в то же время по снам мы можем верно судить о живущих в нас страстях, изучать воздействие на себя падших духов. «Сновидения можно считать свидетелями о нравственном нашем состоянии, которое в бодрственном нашем состоянии не всегда видится. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны: душа там бывает игралищем греха. У человека, обратившегося на путь спасения и стремящегося к очищению сердца, сны бывают и хорошие, и плохие, в зависимости от того, какое качество преобладает в его душе или с каким настроением он уснет».

По тому, часто ли нам снятся храмы, богослужение, священнослужители, священные предметы, часто ли мы вспоминаем во сне о молитве, сопротивляемся страстям и ощущаем себя во сне верующим человеком, можно судить о том, насколько глубоко мы прониклись церковной жизнью. Именно сны часто открывают нам глаза на живущие в глубине нашего сердца грехолюбие и маловерие, которые в бодром состоянии мы прячем не только от посторонних, но и от самих себя.

Частым гостем в сновидениях верующего человека, наряду с блудным бесом, является бес богохульный. Он показывает нам в извращенном виде то, что связано с Богом и Церковью. Например, мы видим во сне храмы без крестов или зайдя в храм, попадаем в кинотеатр, на иконах вместо ликов святых видим страшные рожи. В таком сновидении все люди могут свободно заходить в алтарь, хор — петь современные песни, богослужение вместо священника совершать пономарь и т. д. Более того, демон устраивает во сне ситуации, вынуждающие нас отречься от веры. Во сне мы можем даже претерпеть мучения за веру.

К хульным сновидениям относиться нужно так же, как и к хульным помыслам, то есть не считать их своими. Необходимость в покаянии при этом зависит от того, зрителями хулы мы были или участниками. В последнем случае на Исповеди надо покаяться в хульных снах, не пересказывая, однако, их содержания. Духовнику же можно и нужно рассказывать все, что мы считаем важным и о чем он спросит, без утайки.

Справедливо мнение, что бес не может подделать изображение Креста, но касается это только Креста правильной формы и пропорций. Искаженные же и перевернутые кресты у него хорошо получаются. Поэтому если в видении мы видим крест, его надо хорошенько рассмотреть. Дав заранее себе такую установку, мы можем надеяться, что различим подделку. Если же мы Крест не рассмотрели, но просто помним, что он был, — это еще не говорит об истинности видения.

Как мы уже отмечали, сон – время особого влияния на нас падших духов . Телесные силы после ночного сна восстанавливаются, душа же бывает наутро весьма расстроена демоническими воздействиями. Ее надо привести в порядок с помощью утренней молитвы, а потом уже приниматься за дела. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости, когда молитва глубоко входит внутрь нас и оказывает действие в продолжение всего дня. Подобным же образом воздействуют в это время мысли греховные и суетные. Поэтому опытные делатели молитвы советуют сразу после подъема, прежде утреннего правила, уже во время умывания и утренних процедур, начинать читать Иисусову или другие краткие молитвы.

Сказанное в этой главе относится отнюдь не к подвижникам благочестия, которые уже живут по законам Духа, а к современным православным христианам. Для новоначальных, которые не имеют духовной рассудительности, сны, в целях безопасности, лучше оставлять без внимания и забывать их , по совету Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова. Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни. В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва. Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Феофан и свт. Игнатий включили главы о жизни души во время сна в свои духовные произведения, очевидно полагая, что вопрос этот немаловажный. Надо думать, что сведения по этой теме они получали не только из творений других авторов, но и из собственных наблюдений за этим состоянием.

Игумен Борис (Долженко) «К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»
Православный Вестник «Русь-Фронт»

Просмотрено (5882) раз

Блудный сын

Блудный сын
Из Библии. В Евангелии от Луки (гл. 15) есть притча о блудном сыне, в которой рассказывается о том, что однажды некий человек разделил имущество свое между двумя своими сыновьями; младший, забрав свою долю, ушел из дома и, скитаясь в чужих краях, расточил имение свое.
Дойдя до крайней степени нужды, он решил вернуться в отчий дом. Отец принял его, обнял и поцеловал. Сын, робея, сказал (ст. 21): «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».- Но отец, видя его искреннее раскаяние, велел одеть его в лучшие одежды и устроил для него пир, сказав (ст. 24): «Станем есть и веселиться!. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся».
Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях..

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Блудный сын

Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11-32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его поцеловал; и сын сказал ему: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: "Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Блудный сын" в других словарях:

    Блудный сын. В некоторых случаях «ошибка» или «недоразумение» в области словотворчества или индивидуального, нового словоупотребления современного писателя вызывается недооценкой тонких семантических и стилистических оттенков старой фразеологии.… … История слов

    См … Словарь синонимов

    - «БЛУДНЫЙ СЫН», СССР, Литовская киностудия, 1985, цв., 90 мин. Психологическая драма. По повести Р.Кашаускаса «Зеленеющие холмы». Прожив десять лет в городе, Вилюс возвращается на хутор, где по прежнему живет его старший брат Пятрас, главный… … Энциклопедия кино

    - «Возвращение блудного сына», Рембрандт Притча о блудном сыне одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Новом Завете. Она учит добродетелям покаяния и прощения. По мнению митрополита Сурожского Антония, данная притча «лежит в самой сердцевине… … Википедия

    Первый проект под названием Блудный сын образовался в 1993 г. в Первомайском районе Москвы. В состав вошли: Андрей Гаврилов (гитара, вокал), Андрей Ковалев (гитара, вокал) и Вис Вита лис (бас, вокал). Втроем, без барабанщика они играли… … Русский рок. Малая энциклопедия

    "Блудный сын" - БЛУ́ДНЫЙ СЫН (Le Fils prodigue), одноактный балет. Комп. С. С. Прокофьев, сцен. Б. Кохно. 21.5.1929, Русский балет Дягилева, Т р Сары Бернар, Париж, балетм. Дж. Баланчин, худ. Ж. Руо, дирижёр Прокофьев; Блудный сын – С. Лифарь, Отец – … Балет. Энциклопедия

    Блудный сын - крыл. сл. Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11 32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (иноск.) нравственно блуждающий, распутный Ср. Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатолия. Гр. Л. Толстой. Война и мир. 1, 1. Ср. Я сознаю теперь вполне, что я блудный сын. Писемский. Взбаламученное море. 1, 18. Ср. Da … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ◘ блудный сын - Из евангельской притчи о непокорном блудном сыне, который ушел из дому, промотал свою долю наследства, после скитаний вернулся с раскаянием в отчий дом и был прощен. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Блудный сынъ (иноск.) нравственно блуждающій, распутный. Ср. Вы никогда не думали о томъ, чтобы женить вашего блуднаго сына Анатолія. Гр. Л. Толстой. Война и миръ. 1, 1. Ср. Я сознаю теперь вполнѣ, что я блудный сынъ. Писемскій. Взбаламученное… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Блудный сын , К. Дебюсси. К. Дебюсси, Блудный сын, Партитура, Для 3 х голосов и оркестра Тип издания: Партитура Инструменты: 3 голос, оркестр Воспроизведено в оригинальной авторской орфографиииздания 1884 года.…

Детальное описание из нескольких источников: «молитва от блуда во сне» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни.

Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека.

Прямое назначение сна – отдых, восстановление физических и душевных сил.

Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии.

Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается.

Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования.

Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками.

Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек.

Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.

Так же и появление образа, даже греховного, во сне – грехом не является.

На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.

Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии.

В первую очередь сказанное касается блудных грехов.

Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии.

Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.

Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.

Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне.

Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.

А сейчас мы переходим к самому важному.

Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.

Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.

В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.

Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне .

Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов.

Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни.

В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва . Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, стр.347

Комментарии Перейти к форме написания комментария

Молитва от блуда во сне

Молитвы от страсти блуда

О Мати Господа, моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь.

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,

4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,

8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,

11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,

13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.

14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,

16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Виталие, дух твой.

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Виталие, моли непрестанно о всех нас.

Ублажаем тя, преподобне отче Виталие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Агница Твоя, Иисусе, Фомаида, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Храм твой всечестный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти: дево мученице, Фомаидо великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

О, всехвальная мученице Фомаидо! За чистоту супружества даже до крове подвизавшися и целомудрия ради душу свою положивши, достойна пред Господем обрелася еси, во еже в лице преподобных дев почтенней тебе быти. Услыши нас молящихся тебе, и якоже древле боримии от плоти целительницу тя имеяху, по дарованной тебе от Бога благодати, сице и ныне прибегающим ко предстательству твоему подаждь отраду и свобождение от плотския брани, и целомудренное житие и незазорное в супружестве и девстве пребывание твоими богоприятными молитвами всем исходатайствовати потщися, яко да телеса наша храм живущаго в нас Святаго Духа будут. О, преизбранная в женах и верная рабо Христова! Помози нам, да не погибнем со страстьми и похотьми нашими, но да управимся умом нашим и укрепимся сердцем нашим во всяком благочестии и чистоте, славяще твою помощь и предстательство, благодать же и милость Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Преп. Таисия была весьма прекрасна и прославилась повсюду красотою своего лица. Прельщая поклонников своих, она доводила их до разорения, нищеты, ссор из-за нее. После беседы с преподобным Пафнутием, преп. Таисия пребывала три года в затворе в женском монастыре, замаливая свой грех блуда, пока видение преп. Павлу Препростому не объяснило, что грех бывшей блудницы Таисии прощен.

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Таисие, дух твой.

За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победила еси: но молитвами твоими противных шатание разори.

Другаго тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, священными песньми восхваляюще, грешнии, молим ти ся прилежно: моли Христа Бога, яко да исцелит вся наша страсти и подаст велию милость.

Труды и подвиги со страстьми по чистоте твоей видя, святе, кто не дивится? Глад бо, темницу и раны приемля, не поработился еси сластем ляховицы, но, яко царь, страстьми обладаяй, ныне и тогда возпрославился еси от Всевидящаго человеческая сердца, от Негоже во искушениих всем пособствовати благодать прием, пособствуй и нам, твою память чтущим, Моисее преподобне.

В Вышних, Единаго Бога ища, земная вся презрел еси, о телеси своем нерадив, на муки мужески себе вдал еси, глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси, биения, кровеизлияние и удов отрезание, чистаго ради девства твоего, мужески понесл еси. И ныне с девственными лики предстоя Пресвятей Троице, от всех искушений моли избавитися вопиющим ти: радуйся, Моисее, отче блаженейший.

Преподобный Моисей Мурин – покаявшийся убийца и разбойник – помощник в трезвости и целомудрии. Ему молятся для преодоления страсти пьянства и блуда, и также об обращении ко Христу душ, согрешивших тяжкими преступлениями.

Пустынный житель, и в телеси Ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Моисее: постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Мурины заушив и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси, якоже солнце светлое, светом жития твоего и учением наставляя души наша.

Когда блудница под видом странницы пришла к преп. Мартиниану, он встал на горящий хворост, чтобы победить искушение. Блудница, увидев его подвиг, покаялась.

Яко подвижников благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра.

От конец даже до конец пройде вещание красных добродетелей и Божественных подвиг твоих: млад сый возрастом, в пустынях возжелал еси пожити, пения Христу, псалмы и молитвы воспущая присно: день же и нощь возрастая в болезнех и слезах, чисте житие твое скончал еси и, мудре, злоночальнаго посрамил еси, ты бо змия попрал еси.

Св. Евфимий обладал благодатным даром избавлять от плотской страсти.

Избран быв Богови от юности, святителю Евфимие, и, сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, иже тебе Богом врученныя; темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различныя недуги. Того моли о нас, совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем.

Яко архиереем сопрестольник и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие, не престай сохраняя отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся, да велегласно тебе вси вопием: радуйся, святителю Богомудре!

Отче святителю Евфимие! Ты от юности твоея Христа возлюбил еси и благодатию Его укрепляем, вся плотская мудрования умертвил еси, чистым житием и кротким нравом угодил еси Господеви, и по благодати Его на престоле святительства подвизался, явился еси пастве Христове Великаго Новаграда пастырь добрый, полагаяй душу твою о стаде твоем. Темже и по смерти твоей прослави тя Пастыреначальник Христос подаянием чудес, от тебе истекающих, образ добродетельнаго жития в Тебе нам показуя. Темже и аз грешный и унылый, к к раце мощей Твоих припадая, молюся тебе усердно: даждь ми руку помощи, воздвигни мя молитвами твоими из глубины греховныя, се бо волнами страстей плотских и уныния, и иными тьмочисленными житейскими треволнении обуреваюся и погибаю. Буди убо мне, многогрешному, теплый ко Христу предстатель и молитвенник, да и аз, от потопления греховнаго избавлен, ко пристанищу непорочнаго жития благодатию Христовою достигну, и чистым житием прославлю Спасителя моего, кровию Своею мене искупившаго: и тако житие скончав, получу живот вечный во Царствии Небеснем, идеже славится пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо; прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего Всенепорочную и святую Матерь, Молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Агницу Христову и дщерь песньми восхвалим ныне Марию приснопамятную, явльшуюся египетское овча, и прелести сих всея избеже, и едина принесеся Церкви совершенное возвращение, воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества. Темже и возвыси ея и житие и деяние Един Вседержитель, Марие преславная.

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову, тленных и красных, и временных забытием претекла еси, яко слова ученица: пощением страсти первее умертвивши, страдальчески второе врага посрамила еси. Тем Христос сугубых венца сподоби тя, славная Евдокие: преподобная страстотерпице, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Во страдании твоем добре подвизавшися, и по смерти нас освящаеши чудес излиянии всехвальная, верою прибегающыя в божественную церковь твою. И торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие, да избавимся недуг душевных, и чудес благодать почерпем.

Несколько слов против блудной страсти

2. Причастие – 1 раз в неделю, то есть участие в таинстве Святого Причащения; при условии, что человек уже не допускает физического блуда и других тяжких грехов. Перед Причастием необходима исповедь (участие в таинстве покаяния).

3. Противодействие блудным помыслам и блудным ощущениям с помощью Иисусовой молитвы и противоречия. Это значит, что сначала надо без промедления, резко, решительно, с ненавистью и злостью противоречить приходящим блудным помыслам и ощущениям, то есть несколько раз подряд произносится слово «НЕТ», а затем надо сразу же, тоже несколько раз подряд, но уже без агрессии, произнести Иисусову молитву; дальше противоречие и молитва повторяются заново, и так делается до тех пор, пока искушение не остановится. Борьба ведётся мысленно или вслух. Само собой разумеется, что таким же способом надо бороться с любой информацией, которая имеет отношение к блудной страсти. И точно так же нужно противодействовать блудным желаниям, намерениям и другим блудным состояниям души, то есть душевному блуду.

Бывают случаи, когда блудная страсть разжигается в душе и в теле настолько сильно, что такие способы борьбы, как пост, терпение, молитва, покаяние, смирение, милостыня и другие способы, сами по себе, без регулярного участия в таинстве Святого Причащения, уже мало помогают. В связи с этим, Причастие, думаю, является самым необходимым оружием в борьбе против блудной страсти.

Таким образом, главное оружие здесь в борьбе против блудной страсти – это регулярное участие в Таинстве Святого Причащения. Кроме Причастия, ещё потребуются Иисусова молитва и противоречие – эти средства борьбы тоже крайне необходимы, они, я считаю, в данном случае, должны быть основными после Причастия, об этом я подробно расскажу в третьем пункте. Особое внимание следует уделить изучению Нового Завета и святоотеческой литературы. Ещё в борьбе помогают: чтение любимого акафиста или определённая молитва, или размышления о какой-нибудь православной иконе, или размышления о каком-то православном храме. Можно ненадолго заняться точной наукой, скажем, математикой или физикой, чтобы ум не развлекался. Можно непрерывно произносить только Иисусову молитву, не произнося слов противоречия (очень хорошо помогает преодолевать блудные помыслы, при засыпании и пробуждении от сна). Но ещё раз скажу, что основная борьба, после Причастия, как я думаю, должна проявляться в том, что сначала человек противоречит врагу, а затем без промедления произносит Иисусову молитву.

Если человек сразу начал усердно бороться, то по моим подсчётам, примерно, после 3го-4го Причастия блудная страсть сильно ослабевает – эти цифры, конечно, приблизительны, так как скорость выздоровления зависит от конкретного случая. Выздоровление тут означает, что человек уже избавился от сильного блудного разжжения (блудного влечения), то есть сильных блудных ощущений в душе и в теле, и в состоянии уверенно вести борьбу против блудной страсти, не впадая в телесный блуд. Но в первые 3-4 недели борьбы блудные помыслы, ощущения, желания могут ещё изрядно побеспокоить, особенно на второй и третьей неделе. Поэтому, будьте очень внимательны. Постарайтесь, насколько это возможно, исключить из своей жизни информацию блудного характера. Необходимо воздерживаться от объедения, от спиртного лучше совсем отказаться (конечно, могут быть исключения), также следует максимально ограничить использование телевидения и интернета, на противоположный пол советую вовсе не смотреть, потому что всё это лишний повод для нехороших воспоминаний, то есть не допускайте действий, которые укрепляют и поддерживают блудную страсть. Как только почувствовали движение блудной страсти, сразу сосредоточьтесь и уверенно, со злостью и ненавистью говорите: «НЕТ, НЕТ, НЕТ. », после этого произносите Иисусову молитву. У вас могут возникнуть помыслы, что физический блуд преодолеть невозможно, или, что сегодня можно последний раз согрешить, а завтра с лёгкостью одержать победу, – не слушайте их – это всё ложь, беспощадно уничтожайте такие помыслы.

При помощи Иисусовой молитвы и противоречия можно быстро подавлять блудные помыслы и ощущения. Основной принцип этой борьбы – следующий: как только начинается блудное искушение, сначала надо противоречить врагу, то есть несколько раз подряд произносится слово «НЕТ», а затем сразу же, тоже несколько раз подряд надо произнести Иисусову молитву и т.п. Можно произнести 4 раза слово «НЕТ» и 4 раза произнести Иисусову молитву, можно и в другом соотношении: 4 раза произнести «НЕТ» и 3 раза произнести Иисусову молитву или 3 и 4, или 5 и 3, или 4 и 5, или 5 и 4, или 7 и 3, или 4 и 9 и т.п. – кому как удобно. Например вы произнесли 4 раза слово «НЕТ», затем сразу произнесли 4 раза Иисусову молитву, дальше сразу опять произносите 4 раза «НЕТ» и 4 раза Иисусову молитву и так далее до тех пор, пока враг не отступит, затем можно сделать перерыв до следующего боя, но лучше таким способом постоянно беспокоить врага, насколько это возможно, даже если нет блудного искушения. Данная борьба ведётся мысленно или вслух («вслух» здесь означает использование речевого аппарата – шёпот, голосовая речь и т.п.).

Противоречить во время искушения старайтесь без промедления, резко, решительно, со злостью, с сильной ненавистью ко греху, настойчиво и терпеливо, без смущения и сомнений в душе; Иисусову молитву, думаю, следует произносить уже без агрессии, но тоже решительно, настойчиво, с терпением, без смущения и сомнений, и конечно со смирением и вниманием. Скорость произнесения слов противоречия и молитвы может быть разной, в зависимости от ситуации. Но тут надо сказать, что, если слова противоречия можно произносить быстро, или со средней скоростью, или медленно, то Иисусову молитву, я считаю, слишком быстро произносить не следует. Понятно, что, в общем, под противоречием я подразумеваю жёсткое подавление блудных помыслов и ощущений, с помощью слова «НЕТ», но никак не собеседование с ними или промедление в них, – не следует задерживать, фокусировать на них своё внимание во время борьбы. То же самое касается и любой другой опасной информации; таким же образом нужно противоречить и душевному блуду; ещё данное противоречие, также как Иисусову молитву, думаю, можно применять с целью упреждения противника, даже если нет никакого беспокойства, связанного с блудной страстью. Относительно того, как правильно совершать Иисусову молитву, советую обращаться к сочинениям Игнатия Брянчанинова.

В общем, во время бодрствования борьбу надо вести с помощью противоречия и молитвы предельно агрессивно, чтобы нанести врагу максимальный ущерб. А перед сном и после пробуждения или во время болезни борьба ведется без резких усилий тоже с помощью противоречия и Иисусовой молитвы или с помощью только Иисусовой молитвы – достаточно будет просто внимательно вслушиваться в каждое слово данной молитвы. Также при засыпании и пробуждении во время искушения можно переключать мысли на разные темы, никак не связанные с блудной страстью и, тем самым, например, избегать блудных помыслов. Но хочу сказать, что не следует слишком уж уклоняться от прямого боестолкновения, то есть прекращать Иисусову молитву и противоречие, и подолгу размышлять на какие-то темы, поскольку блудная страсть реально ослабевает в том случае, когда человек наносит ответные удары или сам активно нападает, а не игнорирует противника.

1. Наличие у человека сильного желания преодолеть физический блуд. Сюда также, особенно на начальном этапе борьбы, следует добавить раскаяние в грехах и обращение к Богу с просьбой о помощи.

2. Регулярные Причастие и исповедь.

3. Активное противодействие с помощью противоречия и Иисусовой молитвы главным причинам, которые усиливают или приводят в движение блудную страсть, – это в основном касается информации, связанной с блудной страстью (блудные помыслы, ощущения, визуальная информация и т.п.). А также данное противодействие должно быть направлено и против душевного блуда – под душевным блудом подразумевается интерес к информации блудного характера, блудные желания, намерения и т.д.

Ясно, что за это время, начиная с первого пункта и далее, падений (физического блуда) быть не должно. Также в этот период уже следует усердно бороться против блудной страсти, против её проявлений и причин, которые эту страсть усиливают или приводят в движение как сказано выше (часть 1, пункт III). Что касается времени для подготовки к Причастию – тут уж кто как может. Можно за три дня, можно за неделю всё правило вычитать, но лучше не затягивать. Правило ко Причастию сейчас обычно состоит из трех канонов и последования ко Святому Причащению, но, насколько мне известно, обязательным является прочтение только последования ко Святому Причащению. Теперь по поводу дополнительного поста перед Причастием: здесь, как я понимаю, на сегодняшний день чёткого правила для мирян не существует. Например, одни считают, что, даже если человек регулярно причащается, то перед Причастием надо обязательно соблюдать дополнительный пост хотя бы один день – другие считают, что тем, кто соблюдает все установленные Церковью посты (это 4 многодневных поста и однодневные посты, в том числе и евхаристический пост), при регулярном причащении, дополнительный пост уже не требуется. Понятно, что все обычные установленные Церковью посты надо по мере своих сил соблюдать.

Также необходимо примириться с личными врагами, если это невозможно сделать, то нужно хотя бы со своей стороны простить их, помолиться о них. Утреннее и вечернее молитвенные правила, исходя из ситуации, скажем, если нет сил, и времени, можно сокращать и читать только любимые молитвы. Если вы собираетесь причащаться в воскресенье, то в субботу не забудьте сходить на вечернюю службу, конечно, бывают случаи, когда по серьёзным причинам не удаётся пойти на вечернее богослужение и человек идёт только на литургию. Имейте в виду, что в Великий Пост литургия совершается не каждый день. Есть ещё установленные Церковью дни в течении года, когда литургия не совершается. Вообще, о том, как надо готовиться к исповеди и к Причастию сейчас можно найти достаточно много информации, в крайнем случае можно спросить у православного священника.

Как я уже сказал в первой части, если человек сразу начал усердно бороться, то по моим подсчётам, где-то после 3го-4го Причастия, блудная страсть сильно ослабевает. Вы очень удивитесь, когда поймете, что от физического блуда можно воздерживаться 4, 5, 6 недель и год, и два и более. Когда вы почувствуете, что блудная страсть совсем ослабла, интервал между Причастиями можно постепенно увеличить до одного месяца, больше не рекомендую. Естественно, что причащаться необходимо в течение всей жизни.

Следует проявлять особое внимание во время болезней, стрессовых состояний и разных житейских неурядицах, чтобы не пропустить внезапный удар, который может привести к падению.

Не надо ставить над собой никаких экспериментов, полагая, что можно немного согрешить, а потом легко вернуться в прежнее состояние; не надо проверять свои репродуктивные органы на работоспособность, даже если вы собираетесь вступать в брак – такого рода занятия, да и просто размышления о подобных вещах, могут закончиться тяжёлым падением, поэтому любые даже самые безобидные помыслы, намерения или действия, которые могут стать причиной падения, следует жёстко пресекать.

Информацию о Иисусовой молитве можно найти, как у Святых Отцов первых веков христианства, так и у Святых Отцов, живших после них. Изучайте их книги, когда будете заниматься этой молитвой, особенно сочинения тех святых подвижников, которые жили уже в Новое и Новейшее время, чтобы двигаться в правильном направлении – понятно, что речь идёт о произведениях, тех святых, которые преуспели в Иисусовой молитве. Руководствуйтесь данными произведениями независимо от того, занимаетесь ли вы Иисусовой молитвой постоянно или произносите её лишь изредка.

Говорят, что в древности христиане причащались каждый день. В наше время для православных христиан (мирян), живущих в России, это почти нереально: многие работают, кто-то учится, у кого-то семья, кто-то болеет и т.д. Но если вдруг вам захотелось причащаться каждый день или через день – в общем, больше одного раза в неделю, – в таких случаях, опять же рекомендую посоветоваться с опытным православным священником. Мне как-то удалось причаститься 2 раза за одну неделю – скажу честно, было тяжело. Вообще, насколько я знаю, чрезмерные усилия и подвиги здесь очень опасны, потому что они могут привести к тщеславию, к гордости или к сильному переутомлению и истощению. Можно причащаться 1 раз в неделю, если хорошо рассчитать время и силы – по-моему, это самый оптимальный вариант на первое время, когда человек борется против физического блуда. Можно причащаться 2 раза в месяц, если ваша душа окрепла, и вы в состоянии уверенно вести борьбу. Можно и 1 раз в месяц, если блудная страсть совсем утихла и у вас много работы или важных дел, но желательно этот интервал в один месяц уже не увеличивать, так как это небезопасно. Тем людям, которые очень заняты, я советую равномерно распределять всё правило на одну или несколько недель, в зависимости от того, когда вы будете причащаться. Не обязательно начинать вычитывать правило за 2 дня до Причастия, можно и за неделю, можно и за две или даже за три недели до Причастия.

В такой ситуации человеку приходится довольно трудно, поскольку он уже забыл, каким образом избавился от физического блуда. И блудная страсть опять представляется ему чем-то новым, непонятным и непреодолимым. На самом деле это не так, и здесь нет ничего непонятного и непреодолимого, и это не безнадёжный случай. Потому что, как только человек начинает регулярно причащаться, исповедоваться, молиться и т.д. – в общем, оказывать упорное сопротивление греху, он вскоре может добиться успеха в борьбе против блудной страсти.

По теме мысленной брани рекомендую изучать такие произведения, как Лествица, Добротолюбие, сочинения И. Брянчанинова – эти книги хоть и предназначены для монахов, обычным людям они тоже весьма полезны, но читать их следует с большой осторожностью, чтобы не взять на себя непосильных подвигов, несвойственных для мирян.

Однажды ученики спросили авву Кира Александрийского о нечистых помыслах. Старец отвечал: «Если ты не имеешь помысла, то ты без надежды - ибо если не имеешь помыслов, то имеешь дело. Это значит: кто не борется с грехом в уме и не противится ему, тот совершает его телесно, а такой не возмущается помыслами» («Древний патерик». Глава 5; 5).

Человек порой радуется: «Меня перестали волновать нечистые мысли, я от них свободен, слава Богу». А другой даже подумает: «А я уже, наверно, стал бесстрастным, и мне совсем недалеко до святости». Но давайте послушаем, что говорят египетские старцы: «Не имея помысла - ты без надежды». Почему? Потому что, не имея помысла, ты «имеешь дело», то есть - грешишь на деле, грешишь телесно.

Борьба с плотской страстью проходит в соответствии с важным законом: если человека искушают нечистые помыслы, то чаще всего он уже не грешит делом. Такой всеми силами старается сопротивляться страсти. И наоборот: если требование страсти исполняется на деле практически, когда человек сдается в духовной борьбе, то нередко наступает затишье от греховных помыслов. Дьявол не делает лишних усилий: зачем искушать человека помыслами, если он и так согрешает делом? Ему проще успокоить грешника: «Голубчик, живи дальше так же, ничего не меняй, а я рядышком буду стоять».

А если и грех не совершается, и нечистые мысли не беспокоят? В таком случае нужно серьезно призадуматься: а почему? Однозначно, Господь дал особую благодать по Своей любви. Покрыл нас, чтобы мы не впали в уныние от постоянных нарушений Его заповедей, а может, чтобы немного отдохнули в духовной борьбе, а самое главное - чтобы всегда и за все учились Его благодарить.

Если эта тишина наступает, то чаще всего ненадолго, чтобы мы не расслаблялись. Как говорится, на то и щука, чтобы карась не дремал. А вот святые достигали мирного духа и внутренней тишины как некоего «устойчивого состояния». Но путь к этому всегда лежал через годы напряженной духовной борьбы и понесенных трудов.

Отступить и прекратить грех на деле - это трудно, но все-таки возможно. Главные сражения будут впереди, когда человека начнут мучить потоки навязчивых мыслей и воспоминаний, причем самых ярких и подробных в деталях, как будто в кино на большом 3D экране просматриваешь. Главный оператор и сценарист здесь диавол. Это он умело извлекает из нашей памяти самое приятное для переживания и этим умело держит нас рядом с собой на коротком поводке. Мы ведь не сопротивляемся блудным воспоминаниям и потому, совершая грех в мыслях и чувствах, - остаемся рабами греха (см. Ин.).

…Когда во время Великого поста мы перечитываем житие преподобной Марии Египетской, то видим, какую тяжелейшую борьбу от помыслов попустил ей Бог. Они, «будто дикие звери», набрасывались и терзали ее, решившуюся приносить покаяние в своей нечистой блудной жизни. В голове звучала музыка, язык ощущал аромат вина и вкус мяса, ее тело разжигалось от прошлого разврата и блуда.

В изнеможении она, бездыханная, падала на землю, дрожала от холода, сгорала от жары, но выдержала этот искус. Боролась преподобная Мария примерно столько же, сколько грешила: за год греха - год страданий. Только после почти 20-летнего сверхъестественного подвига она сподобилась внутренней тишины в своем сердце.

Боролась преподобная Мария примерно столько же, сколько грешила: за год греха - год страданий

…А вот случай из нашей жизни. Подходит как-то раз ко мне девица лет восемнадцати, вызывающе одетая и слегка нетрезвая:

Батюшка, мне нужно с Вами поговорить. На душе очень тяжело.

Честно скажу, с выпившими людьми беседовать не люблю.

Однако отвечаю: «Ну давай поговорим».

Оказалось, у нее год назад умерла мама. После такой потери она не смогла, а лучше сказать - не захотела устоять в твердых принципах жизни. Началось нравственное падение. Девчонка вступила на путь, где голову закружили всевозможные соблазны - легкие деньги за блуд, пьянство в компаниях с молодыми людьми, жизнь в ночных клубах и барах. Теперь расплата - она мучается: «Мне очень тяжело. Что делать?»

Я говорю: «Первое, что ты должна сделать, это немедленно прекратить свои греховные занятия. Сначала самые явные - блуд, пьянство, курение, гулянки…» А она в ответ: «Но сейчас все так живут. И мне так же хочется... А как же молодость, для чего она дана?»

Интересный вопрос: а действительно, для чего дана молодость?

Перед нами вживую Мария Египетская в первой части своей жизни или трагическое начало евангельской притчи о блудном сыне или дочери... Как говорят молодые люди, а может быть, им кто-то другой шепчет - бери от жизни все и сразу; ешь, пей, веселись - ибо живем один раз, а завтра умрем.

Человек изначально не хочет бороться, потому что борьба действительно тяжкая: в 18 лет не ходить на дискотеки, не смотреть похотливо на парней, с ними не целуйся, не гуляй, не танцуй?! А много вы знаете таких молодых людей, которые устоят перед соблазнами нашего времени? Покажите мне их, я про них расскажу другим. Молодой и красивой действительно проще сказать: «Нет, я так строго жить не могу», - но после такого ответа мы, как в море корабли, разойдемся в разные стороны. Так оно, к сожалению, и получилось. Прошло уже несколько лет, а ее я в храме больше не видел.

Надо крепко усвоить: тем, кто пал, - бороться труднее; тем, кто удержался, по милости Божией, - намного легче. Поэтому молодежи (еще внимающей словам священника) говорим: НЕ БЛУДИТЕ!!! Если ты оступишься, то возвращение к Богу пройдет через колючие тернии и острые камни! За грех блуда придется расплачиваться годами скорбей и пожизненными, если не муками, то упреками совести. Лучше не экспериментировать со своею душой. Никакого счастья на грехе не построить. Но жаль, что наш голос мало кто слышит.

Если ты оступишься, то возвращение к Богу пройдет через колючие тернии и острые камни!

Возвращаясь к наставлению преподобного Кира Александрийского, повторим: если нас не борют греховные помыслы, то либо мы уже действительно потрудились для Бога и достигли высот духовной жизни (а есть ли ныне такие?), либо живем в грехе, но этого не чувствуем, потому помыслы нас и не беспокоят. Поэтому делаем правильный вывод: искушение помыслами и борьба с ними возможны только для того, кто не грешит на деле. А мы, я на это очень надеюсь, таковыми и являемся.

Христиане, не первый год пребывающие в Церкви, должны вести борьбу именно с помыслами, но никак не с делами. В грехах на деле нужно решительно и безжалостно к себе покаяться. В древности тяжкие грехи исповедовали публично. Об этом почитайте в «Лествице» (Ступень 4 «О разбойнике покаявшемся»). Те из вас, кто ругались матом, выпивали, блудили, дрались, обманывали, воровали - в этом глубоко раскайтесь, выполните положенную за эти грехи епитимию и их забудьте. А лучше потопите в океане милосердия Божия. Не смотрите с тоской в прошлое - его не вернуть; не ковыряйте заживающую рану вашей души; ретроспектива не нужна и не полезна. С надеждой и верой смотрите вперед. Бог будет судить жизнь, которая началась после нашего сознательного покаяния и вступления в Церковь. Одним словом, мы будем судимы - какие мы христиане. Переноситесь в область мыслей и чувств, потому что здесь навести порядок - до конца жизни не хватит времени. А если человек, начавший христианский путь, опять согрешит на деле - это все равно что строить дом пять лет, а потом взять и его поджечь. За полчаса все труды сгорят. Для христианина это вещь недопустимая.

Давайте будем помнить и исполнять слова апостола Павла: «...невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6, 4-6)».