Сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Механизмы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений Реализация сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан »

(ИРО РТ) г. Казань

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией , которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. В статье рассмотрены признаки сети в образовательном процессе, ключевые характеристики, особенности сетевого взаимодействия в образовании. Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия.

В настоящее время эффективная реализация основных образовательных программ общего образования предполагает сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, способствующее наращиванию их материально-технических, информационно-методических и кадровых ресурсов. Единые квалификационные требования к работникам образования направлены на повышение их трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, результативности труда, наиболее полное использование профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.

Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг. «Киләчәк» в рамках задачи формирования единого электронного образовательного пространства предусматривает создание условий для развития сетевой активности учителей образовательных учреждений. Ключевым фактором в создании единого научно-образовательного пространства является развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ являются основной технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия. В этих условиях наиболее полно реализуется концепция сетевого взаимодействия как единого информационного пространства, научно-образовательной среды, обеспечивающей равные права и возможности учреждений науки и образования, научно-педагогических работников , учащихся и студентов.


В настоящее время сетевое взаимодействие в сфере образования рассматривается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов. Семинары, круглые столы , конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия - уже известные формы работы. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т. п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов, способ стимулировать педагогическую инициативу. Участие в работе сетевых сообществ дает прекрасную возможность для руководителей образовательных учреждений, министерств, ведомств быть в курсе проблем, наболевших вопросов в педагогической среде и оперативно реагировать на них, срабатывать на опережение по законотворческим решениям.

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х г. г. и связывают с именем и созданной им образовательной сети «Эврика». Применительно к сфере образования выделил характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес традиционному. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персоны - это авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент – «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а появляются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на особенностях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности , предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Идея сетевого взаимодействия, нашла свое развитие и в сфере дополнительного профессионального образования . Рассматривая феномен сетевых образовательных программ для педагогов , отмечает их особое значение в развитии исследовательского потенциала и профессионализма. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия. Сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей. Сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие. Сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).


Использование возможностей интернета и средств ИКТ существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия. При традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и тоже время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время.

Темпы развития сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования представляются далеко не равномерными. Наиболее активно происходит развитие сетевого взаимодействия на уровне образовательных учреждений общего образования. Действует сетевое взаимодействие вузов по основным направлениям Болонского процесса на основе ИКТ. Координатором этого проекта является Национальный фонд подготовки кадров. Информационную поддержку проекта осуществляет ГНИИ ИТТ «Информика» . Для решения задач профессиональной подготовки педагогических кадров в 2010 году в Российском государственном педагогическом университете им. создано Сетевое объединение вузов «Педагогические кадры России».

Становление сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации отвечает «вызовам» информационного общества, определяющим тенденции развития системы образования. В процессе взаимодействия совершенствуется профессиональное мастерство, достижения отдельных преподавателей и образовательных учреждений становятся достоянием профессионального сообщества, повышается качество образования и, конечно, стимулируется педагогическая инициатива. Первый этап становления сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогов начинается с момента создания ресурсного центра, инициирующего разработку различных программ повышения квалификации педагогов. По мнению специалистов в качестве ресурсных центров постдипломного образования способны выступить педагогические университеты с целью обеспечения непрерывности педагогического образования, что позволит слушателям получать, обновлять и пополнять профессиональные знания, умения, обогащать и развивать профессиональный опыт. Это отражает как процессы адаптации специалиста к динамике изменений в профессиональной сфере, так и потребность в профессиональной самореализации.

Тема сетевого взаимодействия неновая. Детские сады и раньше сотрудничали со школами и другими организациями на договорной основе или на основе личных контактов. Руководителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо знать, какие изменения произошли в нормативно-правовой базе, какие документы необходимы для организации сетевого взаимодействия.

Чтобы помочь руководителям ДОУ разобраться в нормативно-правовой базе, видах и вариантах сетевого взаимодействия, «Академия профессионального развития» провела 26 октября вебинар «Сетевое взаимодействие образовательной организации в контексте реализации ФГОС ДО».

Вебинар провела Ольга Евгеньевна Веннецкая, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, Почётный работник СПО, участник разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребёнка к школе (2008), руководитель инновационных площадок РАО.

Ольга Веннецкая считает, что сетевое взаимодействие поможет расширить образовательное пространство и реализовать стандарт дошкольного образования.

В 2006 году Ольга Евгеньевна защитила кандидатскую диссертацию «Педагогические условия организации формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». В диссертации исследуется проблема развития двигательной активности детей в детском саду при участии других социокультурных учреждений.

- Взаимодействие социокультурных учреждений в образовательном процессе учреждения даёт возможность создать условия для развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста, - считает Ольга Веннецкая.

Исследование проходило с 1999 по 2005 годы. В эксперименте приняли участие 217 детей, 70 педагогов, 200 родителей, 40 медработников, 30 руководителей спортивных организаций и 100 студентов педагогического колледжа города Сарапула Удмуртской Республики.

​​​​​​​- Двигательная деятельность детей в модели образовательного процесса наполнена новым содержанием, поэтому стала разнообразной, интересной и, как результат, предпочитаемой детьми, - заключает Веннецкая.

На вебинаре Веннецкая поделилась знаниями и опытом с педагогами из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Челябинска и других городов России. Она объяснила участникам, почему так необходимо сегодня сетевое взаимодействие.

Нормативно-правовые акты


Сама образовательная политика РФ ориентирует на сетевое взаимодействие образовательных организаций с социокультурными и другими организациями.

По программе развития образования планируется к 2018 году создать современные условия предоставления дошкольного образования для всех детей с учётом ФГОС.

Не каждое дошкольное учреждение в состоянии реализовать задачи ФГОС из-за дефицита кадров, финансовых или материально-технических ресурсов.

Ольга Веннецкая отмечает, что в законе «Об образовании» 1992 года говорилось о том, что ДОУ самостоятельно организует образовательный процесс, в новом же законе говорится о совместной с другими учреждениями организации образовательного процесса. Современная образовательная ситуация также предполагает организацию сетевого взаимодействия.

Тенденции в российском образовании

Глобализация

Развитие высоких технологий и переход к информационному обществу коснулись и образования. Родители понимают, что один детский сад не даст того образования, которое требуется человеку XXI века - чем шире образовательный процесс, чем больше в нём задействовано образованных взрослых, тем эффективнее для ребёнка проходит социальная адаптация. В условиях глобализации возникает вопрос индивидуализации образования.

Индивидуализация

ФГОС дошкольного образования ставит задачу построения образовательного процесса с учётом индивидуальных способностей и потребностей ребёнка, который становится субъектом образования. Индивидуализация дошкольного образования требует создания необходимых условий для раскрытия потенциала ребёнка.

Конкуренция

Демографический прогноз Росстата до 2035 года показывает негативные тенденции в демографии. Уже в 2018 году ожидается снижение коэффициента рождаемости. Детей будет меньше, и родители буду выбирать тот детский сад, который заявит о себе, предложит лучшие условия для развития ребёнка и разнонаправленный образовательный процесс.

Интеграция

Принцип интеграции в образовании означает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, следовательно, физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое направления развития не рассматриваются по отдельности.

Непрерывность

Преемственность предполагает непрерывность личностно-ориентированного подхода. Непрерывное образование означает постоянное совершенствование знаний, умений и навыков человека, для этого ему ещё в дошкольном возрасте необходимо развить самостоятельность, активность и формировать мотивацию к учению. Чтобы этого добиться, не следует ограничивать ребёнка в одном образовательном процессе.

Виды сетевого взаимодействия

Ольга Веннецкая выделяет два вида сетевого взаимодействия:

  1. «Вертикаль» предполагает взаимосвязь содержания образования и методов работы с разными возрастными группами, объединение организаций вокруг базовой школы или детского сада, то есть формируется центр на основе потенциала учреждения основного образования. Такое сотрудничество подкрепляется концепцией, общей программой, положением и договором о совместной деятельности.

Примеры: сотрудничество ДОУ с педагогическим колледжем, общеобразовательной школой и производственными предприятиями.

  1. «Горизонталь» - объединение образовательных организаций на основе интеллектуальных и методических ресурсов. Участники взаимодействия создают единое образовательное пространство с единым уставом, концепцией, программой и учредительным договором.

Примеры: партнёрство дошкольных организаций, объединённых по одной теме и использующих ресурсы друг друга, взаимодействие ДОУ с родителями, организациями дополнительного образования и социокультурными организациями.

5 вариантов сетевого взаимодействия

Ассоциация

Ольга Веннецкая предлагает рассматривать ассоциацию как объединение опыта:

- Обмениваясь опытом, мы поднимаем знания, мы знакомимся с новым опытом других педагогов, то есть ассоциация в принципе сама по себе является горизонтальным сетевым взаимодействием, которое позволяет обобщить то, что наработано уже и применить это в своей образовательной практике.

Ассоциация - это объединение на договорной основе нескольких образовательных организаций, которые ориентируются на развитие и сотрудничество.

Корпорация

Корпорация предполагает головное объединение. Например, объединение директоров дошкольных организаций, вокруг которых сосредотачиваются маленькие структурные отделения.

Пример : корпоративный детский сад.

Франчайзинговые сети

- Слово «франчайзинг» к нам также пришло из бизнеса и предполагает, что у какого-то предприятия есть конкретный проект , - объясняет Веннецкая. - Этот проект они уже запатентовали, и они его могут продавать другим предприятиям.

Эксперт рассказала, как это может быть реализовано в дошкольном образовании:

- У вас в дошкольной образовательной организации есть педагог, который, например, обучает детей плаванию или учит детей рисовать нетрадиционным способом. Вы можете делиться этой методикой с другими образовательными организациями, заключив при этом договор на франчайзинговую сеть, в которой все понимают, что головной участник этой сети находится в данной образовательной организации. Он может организовать курсы по подготовке к данной технологии, семинары для родителей и в то же время он может распространять свою конкретную технологию среди других образовательных организаций.

Специальные проекты

Проекты, как правило, кратковременные. Договор о сотрудничестве заключается на реализацию конкретного проекта. Например, если на территории детского сада нет спортивной площадки, то руководство ДОУ может использовать площадку другого детского сада или школы.

Консорциум

Консорциум предполагает объединение нескольких образовательных организаций, которые разрабатывают свою конкретную программу обучения.

На сегодняшний день в условиях глобализации образования детские сады объединяются со школами и разрабатывают образовательную программу, которая предполагает обучение как детей начальной, средней школы, так и детей дошкольного возраста.

- Я хочу обратить ваше внимание на разработку образовательной программы в рамках консорциума. Образовательная программа для объединённой группы в консорциуме одна, но она имеет модульные основы, - отмечает Веннецкая. - Объясняю, почему одна: среда одна, кадры одни, следовательно, вам нужно разработать модуль дошкольной образовательной организации (в рамках чего и как вы реализуете стандарт), начальной школы и средней школы. И эта программа будет состоять из нескольких модулей, но она будет направлена на единство подходов, единство средств, единство условий.

Этапы создания образовательных программ сетевого взаимодействия


В договоре о сетевой форме реализации образовательной программы указывают:

  • вид, уровень и направленность образовательной программы;
  • статус обучающихся и правила приёма;
  • условия и порядок осуществления образовательной деятельности, распределение обязанностей между организациями, порядок реализации программы, характер и объём ресурсов каждой организации;
  • срок действия договора.

Сетевые образовательные программы разрабатываются в четыре этапа:

  1. Анализ. Изучение запросов родителей, достижений детей, кадрового потенциала, материально-технического и нормативно-правового обеспечения. На этом этапе выявляются существующие проблемы.
  2. Разработка. Проектирование программы, подготовка РППС и образовательного содержания.
  3. Реализация. Проведение занятий по программе, отслеживание результатов и корректировка планов.
  4. Итог. Анализ опыта сотрудничества.

Как оценить эффективность сетевого взаимодействия?


Вопросы участников

Вопрос: А какой вариант, если ДОУ и учреждение дополнительного образования?

Ответ: Если ДОУ и учреждение дополнительного образования, то это может быть вариант ассоциации, а может быть вариант консорциума - в зависимости от того, какой тип вы определите: горизонтальный или вертикальный.

Ассоциацией будет сотрудничество детского сада и организации дополнительного образования для дошкольников - горизонтальное сетевое взаимодействие. Если ДОУ сотрудничает с организацией дополнительного образования для детей всех возрастов, то это будет консорциум - вертикальное сетевое взаимодействие.

Вопрос: Ограничен ли спектр программ, которые могут быть реализованы по сети?

Ответ: Спектр программ в сетевом взаимодействии не может быть ограничен, однако, для реализации каждой программы должны быть созданы условия в соответствии с ФГОС, если таковых нет, значит, не может быть реализована образовательная программа.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

2

1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ)

В статье рассматриваются сущность, причины, компоненты и эффекты сетевого взаимодействия как современной высокоэффективной инновационной технологии в педагогическом образовании. В статье представлены некоторые результаты исполнения проекта, разворачивающегося на территории Красноярского края «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» в соответствии с Государственным контрактом №05.043.12.0031 от 18.06.2014г., реализуемого Сибирским федеральным университетом. В статье авторами описаны результаты собственных исследований в области совершенствования сетевого взаимодействия в сфере образования как развивающегося процесса в теории и практике.

сетевой партнер

педагогическое образование

сетевое взаимодействие в образовании

1. Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Лобанова О.Б., Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Коршунова В.В. Деятельностный подход в обучении будущих учителей начальных классов (прикладной бакалавриат) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 6; URL: http://www..12.2014).

2. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. …канд. пед. наук. – Омск, 2009. – 150 с.

3. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в со- временных условиях // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод. пособие. – М.: АПКиППРО, 2007.

4. Гончарова Н.Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Новокузецк, 2009. – 23 с.

5. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э., Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-39 (дата обращения: 08.12.2015).

6. Доклад «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.saripkro.ru/index.php (дата обращения: 08.12.2015).

7. Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие как механизм интеграции образования, науки, производства и оценка его результативности: автореф. дис. …канд. экон. наук. – Новосибирск, 2013. – 22 с.

8. Нетерина Е.А. Сетевое взаимодействие – основа динамического развития вузов // Высшее образование в России. – 2013. - №4. – С.128-133.

9. Панкратова Т.Б. Сетевое взаимодействие учреждений высшего профессионального образования и службы занятости по адаптации выпускников на рынке труда: дисс. …канд. пед.наук. – Томск, 2011. – 170 с.

10. Прудников В.В. Развитие инновационной среды на основе сетевых форм и способов интеграционного взаимодействия бизнеса и образования: автореф. дис. …канд. экон. наук. – Орел., 2013. – 22 с.

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок и идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом .

В настоящее время Институтом педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» реализуется проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» в рамках исполнения работ в соответствии с Государственным контрактом №05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. В рамках проекта по разворачиванию в Красноярском крае новых программ подготовки учителей начальных классов командой преподавателей ИППС СФУ, Лесосибирского педагогического института СФУ и Красноярского педагогического колледжа № 1 им. М. Горького была разработана и реализуется принципиально новая модель подготовки бакалав-ров - учителей начальных классов. Модель разработана на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего и среднего профессионального образования под руководством доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО О.Г. Смоляниновой . Командой преподавателей были подготовлены пять образовательных модулей, которые апробируются с сентября 2014 г.: «Гуманитарный и экономический цикл», «Математический и естественнонаучный цикл», «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Психология и педагогика развития детей», «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». Вопрос сетевого взаимодействия был поднят экспертами модулей образовательной программы - участниками курсов повышения квалификации: в модулях слабо отражен сетевой принцип организации образовательного процесса. Возникла необходимость более глубокого исследования вопроса реализации сетевого взаимодействия в педагогическом образовании.

Современные исследования Бугровой Н.С., Гончаровой, Н.Ю., Маковеевой В.В., Нетериной Е.А., Панкратовой Т.Б. и др. раскрывают историю появления термина «сетевое взаимодействие» в педагогике, компоненты, условия, формы, результаты и эффекты сетевого взаимодействия. В последние годы в диссертационных исследованиях отражены различные аспекты сетевого взаимодействия: сетевое взаимодействие педагогов в различной форме (в Интернете, повышении квалификации сообществом нескольких учреждений, распространении инновационного опыта) (Гончарова Н.Ю.); сетевое взаимодействие учреждений высшего профессионального образования и службы занятости (Панкратова Т.Б.); механизмом интеграции бизнеса и образования (Маковеева В.В., Прудников В.В.).

Под понятием «сеть», «сети» следует понимать систему, совокупность, множество, однородность, пространство, переплетённость. По мнению Е.В. Василевской, сетевая организация - это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путём включения всё новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придаёт данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети - значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счёт других узлов сети приобретает дополнительные ресурсы .

Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов .

Причины, по которым говорят о необходимости сетевого взаимодействия, достаточно прозрачны: есть проблемы образования, которые сложно решить в отдельном образовательном учреждении, их более успешно можно решить в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В.В. Маковеева в своем диссертационном исследовании выделяет следующие преимущества сетевого взаимодействия: отсутствие территориальной ограниченности, фокусирование участников на развитие ключевых компетенций, привлечение к совместной деятельности компетентных партнеров, возможность формирования объединений для реализации сложных проектов с множеством участников, высокий уровень инновационной активности и др. . Как отмечают Т.В. Глубокова и И.Э.Кондракова, при сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций .

Согласно научным и научно-методическим исследованиям, мы можем определить следующие организационно-педагогические условия сетевого взаимодействия образовательных учреждений: формирование заказа на подготовку специалистов, совершенствование содержания и структуры преемственных образовательных программ с ориентацией на заказчика, развитие различных форм информационного обеспечения обучающихся в учреждениях профессионального образования, стимулирование педагогов к сетевому взаимодействию, поддержка педагогов в области применения ИКТ в педагогической деятельности в режиме сетевого взаимодействия, применение дистанционных технологий в повышении квалификации педагогов.

Также назовем компоненты сетевого взаимодействия как целостного педагогического процесса: практико-ориентированные курсы; учебно-воспитательный процесс, ориентированный на формирование профессиональной карьеры; организация производственной практики; содействие в организации самостоятельной работы студентов; пространственно-предметный компонент (сайт, технические средства, пособия, точки удаленного доступа).

Обозначим этапы реализации сетевого взаимодействия: обоснование необходимости реализации проекта, формирование адаптационных навыков участников проекта, конкретизация подходов к профессиональной подготовке специалистов, сетевая деятельность педагогов, мониторинг, анализ результатов.

На основе разработанного в диссертационных исследованиях В.В. Маковеевой и В.В. Прудниковым комплекса критериев оценки интеграционного потенциала и показателей оценки результативности сетевого взаимодействия мы можем определить комплекс критериев оценки субъектов образовательной деятельности реализуемого нами проекта.

  1. Наличие соответствующих области деятельности сетевого взаимодействия образовательных программ, технологий, профессорско-преподавательского состава, инфраструктуры, внешних связей, партнеров, опыта работы по подготовке и переподготовке кадров, признания академическим сообществом на национальном уровне.
  2. Наличие соответствующих области деятельности сетевого взаимодействия научных направлений, монографий, статей, научных лабораторий.

Показателями оценки образовательной деятельности, таким образом, становятся: количество реализуемых образовательных программ, количество созданных электронных ресурсов, количество человек, обучающихся по целевой подготовке, количество сотрудников, участвующих в реализации совместных образовательных программ, количество проведенных олимпиад, конкурсов, конференций.

Показателями научно-исследовательской деятельности являются: количество статей, подготовленных на базе результатов выполненных проектов; количество монографий, число интегрированных подразделений, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность.

Реализация образовательного проекта в Красноярском крае сформировала сетевое взаимодействие образовательных учреждений, которое позволяет получать некоторые частные и совокупные эффекты, представленные в табл. 1 (по Нетериной Е.А.).

Таблица 1

Эффекты, получаемые участниками сетевой структуры

Возможные виды эффектов

Характеристика эффектов

Информационные

Непрерывность обмена, улучшение качества информационного обмена, передачи знаний, опыта:

Специалисты СПО и ВПО обеспечивают студента, вышедшего на практику методической поддержкой, представленной в виде рекомендаций, возможностью получения консультаций, как в очном так и в дистанционном формате, в том числе через е-портфолио;

Специалисты СПО и ВПО обмениваются результатами собственного интеллектуального труда в виде разработок практических, семинарских занятий, лекционных материалов.

Ресурсные

Возможности доступа к разнообразным ресурсам (идеям, знаниям, технологиям, человеческим, финансовым и др. ресурсам), рассредоточенным по всему миру, использование образовательных ресурсов:

Электронной библиотечной системы СФУ: доступ к учебно-методическим электронным материалам по дисциплинам «Математика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности учителя», «Е-портфолио в развитии и оценивании образовательных материалов» и др.

Образовательных ресурсов дистанционных технологий Moodle СФУ: электронные курсы «Технология е-портфолио», «Информационные технологии в профессиональной деятельности учителя».

Инфраструктурные

Возможности использования объектов инновационной, производственной, информационно-коммуникационной, социальной инфраструктуры участников сетевого взаимодействия:

Взаимодействие со школами и педагогическими колледжами при организации и проведении совместных проектов и событий, региональных олимпиад по математике и информатике и др., конференций (в том числе в дистанционном режиме), проведение вебинаров и консультаций;

Организация работы школьного куратора и (или) супервизора, который помогает студенту реализовать задачи, поставленные перед ним на период практики, оказывает содействие в написании отчета по практике;

Организация методического сопровождения учителей школ в процессе прохождения практик студентами со стороны преподавателей ИППС СФУ и методистов системы СПО, курсы повышения квалификации супервизора.

Временные

Ускорение процессов мобилизации и передачи информации, знаний, опыта, технологий, а также обратной связи в процессах коммуникации. Повышение оперативности принятия решений.

Управленческие

Создание распределенных структур, где по-новому распределены функции и ответственность: формирование межвузовской и межфункциональной команды, обладающей высокими компетенциями. Сетевое взаимодействие в процессе освоения модуля происходит с образовательными учреждениями общего образования г. Красноярска, с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования: ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» филиал Лесосибирский педагогический институт, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж», КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж», КГБОУ СПО «Минусинский педагогический колледж им. А.С. Пушкина», КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж», а также с образовательными организациями ККИПКиПП РО «Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и МБУ «Красноярский информационный методический центр».

Социальные

Расширение спектра возможностей академической мобильности студентов и преподавателей: прохождение курсов повышение квалификации в г. Красноярске, участие в событиях образовательных учреждений г.г. Красноярска, Енисейска, Ачинска, Канска, Минусинска.

Улучшение имиджа участника сети. Повышение известности ученых вуза. Мотивация к самосовершенствованию сотрудников вуза. Повышение престижности вуза.

Совокупные

Экономические

Финансовое участие бизнес-сообщества как в совместных научных исследованиях и разработках так и в образовательных проектах: конкурс «Профессиональная мобильность», организованный благотворительным фондом М. Прохорова

К нерешенным проблемам сетевого взаимодействия можно отнести:

  • слабо отработанные механизмы эффективного обмена знаниями, идеями, опытом, улучшенными практиками и технологиями (предоставление ресурсов для общих целей);
  • взаимодействие организуется по административным каналам (должно актуализироваться объективной потребностью в коммуникации, лидер - любой человек или организация, обладающие необходимыми ресурсами);
  • низкий уровень заинтересованности бизнес-сообщества как в совместных научных исследованиях и разработках, так и в образовательных проектах.

Проблема предоставления ресурсов для общих целей будет решена, если участники сетевого взаимодействия в равной степени получат возможность доступа к средствам современных информационно-коммуникационных технологий, являющихся технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия. Так же остается вопрос экономический - соответствующая оплата за разработанные материалы, урегулирование вопроса авторского права.

Проблема управления сетевыми формами, безусловно, существует и связана больше с традиционно сложившимися в вузах организационными структурами, т.к. сетевые формы, по мнению ученых, не относятся к иерархическим структурам, для них характерна множественность лидеров или рассредоточенное лидерство. Менеджеры в сетях взаимодействия больше выполняют координационные и направляющие функции, чем административные, должен измениться и подход к управлению: от управления «по отклонению» к управлению «по результату» .

Что касается экономических эффектов сетевой педагогической структуры и низкого уровня заинтересованности бизнес-сообщества в совместных научных исследованиях, разработках и образовательных проектах, можно обратиться к диссертационному исследованию Прудникова В.В. , где представлена модель интеграционного взаимодействия бизнеса и образования, в которой обозначены направления решения данной проблемы: создание современных образовательных программ по подготовке высококвалифицированных кадров на основе признанных международных стандартов, участие бизнеса в строительстве кампусов, создание национальной поддержки глобального образования российских студентов, реализация сетевых образовательных программ.

Рецензенты:

Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск;

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Осяк С.А., Газизова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Храмова Л.Н., Коршунова В.В. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18081 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В данной программе мы описали эффективные модели и механизмы взаимодействия дополнительного и общего образования по огранизации внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения ФГОС. Программа основывается на реализаии основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

структурное подразделение дополнительного образования детей

«Вдохновение» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 11

города Кинеля городского округа Кинель Самарской области

Программа

«Механизмы и модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11

г. Кинеля и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС».

2013г.

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

о структурном подразделении дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы: 1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. 2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. 3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. 4. Единство обучения, воспитания, развития. 5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;

Формирование условий для создания единого образовательного пространства;

Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

Создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возрастам

Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

Обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

В школе появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.

Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Программа основывается на реализации основных положений о внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Направление деятельности

Эффективные модели и механизмы взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений основного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения на всех уровнях образования.

Основная идея программы:

Сохранение единого образовательного пространства в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики; приобретение обучающимися комплекса личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию.

Обоснование возможности реализации программы

Интеграция учреждений основного и дополнительного образования как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в положениях (ст. 19.3), регламентирующих порядок организации внеурочной деятельности: « При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей ».

Таким образом, на сегодняшний день можно считать нормативно закрепленной необходимость формирования новой системы отношений между учреждениями дополнительного образования детей и общеобразовательными учреждениями.

Опыт обновления системы этих отношений уже накоплен во многих регионах России. В практике деятельности образовательных учреждений начинают складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов. Это обеспечивает для обучающегося более широкий спектр возможностей самостоятельного и ответственного выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных учреждений, реализующих указанные программы.

Структурное подразделение дополнительного образования «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. – является центром дополнительного образования и организации содержательного досуга детей.

Направленности деятельности СП ДОД органично сочетаются с направлениями развития личности ребенка, определенными ФГОС.

Согласно ФГОС в примерных учебных планах внеурочной деятельности в начальной школе выделяется 10 часов в неделю, в средней школе (5 класс) – 6 часов в неделю и при этом определены её 6 направлений. При таком подходе ОУ сложно в полной мере самостоятельно обеспечить организацию образовательного процесса и отбор содержания курсов по заданным направлениям внеурочной деятельности. Стратегически грамотным решением руководителей ОУ будет построение сетевого взаимодействия со структурными подразделениями дополнительного образования детей. Это позволит не только сохранить систему дополнительного образования детей, но и придать ей новый импульс для поступательного развития. Таким образом, образовательные учреждения и структурные подразделения дополнительного образования детей города могут составить целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.

При этом дополнительное образование может дать школе:

Возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

Специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности;

Материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

Уникальные педагогические технологии развития творческих способностей ребенка.

Программы дополнительного образования детей:

  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
  • делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
  • повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Обоснование значимости реализации программы для развития системы образования в Кинельском образовательном округе:

Образовательное взаимодействие структурного подразделения дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений обусловлено общими целями и задачами образования, общественными запросами и определяется стратегией образовательной политики, сформулированной в ФГОС. Интеграция в образовании позволяет заинтересованным сторонам действовать совместно для достижения конкретных результатов и удовлетворять разнообразные интересы и потребности детей, родителей, общества и государства, дополнять друг друга в рамках партнерского объединения.

Условия успешного взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности:

Разработка нормативно-правовой базы взаимодействия СП ДОД и ОУ;

  • изучение социального заказа образовательных учреждений, учащихся и их родителей на определенные направления внеурочной деятельности (на дополнительные образовательные услуги в рамках внеурочной деятельности);
  • разработка и внедрение программ внеурочной деятельности по основным направлениям;
  • создание единой базы занятости детей в дополнительном образовании (совместно с образовательными учреждениями);
  • организация научно-методического сопровождения внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС;
  • мониторинг организации внеурочной деятельности на основе внедрения модели включения во внеурочную деятельность и фиксации достижений обучающихся.

Цель:

Разработка и апробация механизмов и моделей взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Задачи:

  • разработать нормативно-правовую базу взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования;
  • разработать механизмы и модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования;
  • организовать научно-методическое сопровождение внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС;
  • конкретизировать организационно-педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности, определенной ФГОС;
  • разработать программно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей в рамках ФГОС;
  • разработать эффективную систему мониторинга проекта.

Объем и источники финансирования реализации программы

Способы финансирования зависят от реализуемой модели организации внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и структурного подразделения дополнительного образования детей.

Предполагаемые результаты реализации программы

На окружном уровне :

  • организация и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам организации внеурочной деятельности;
  • распространение инновационного педагогического опыта в области интеграции.

На уровне образовательного учреждения :

  • создание модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС;
  • координация взаимодействия учреждений общего образования, структурного подразделения дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся
  • разработка и апробация образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;
  • обобщение передового педагогического опыта по теме.

На уровне обучающихся :

  • достижение личностных и метапредметных результатов в освоении основной образовательной программы;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие мотивации к творческому труду, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни

Ресурсы программы.

1. Кадровое обеспечение программы

Рабочая группа

Функции

Административно-координационная

Обеспечение условий для организации внеурочной деятельности;

Координация деятельности всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации ФГОС;

Обеспечение своевременной отчетности о результатах апробации программы;

Оценка эффективности проделанной работы, внесение корректив;

Проведение мониторинга результатов апробации программы;

Консультативно-методическая

Обеспечение предоставления всех необходимых для апробации содержательных материалов;

Изучение всеми участниками апробации документов ФГОС;

Проведение семинаров и совещаний с участниками апробации программы в рамках инструктивно-методической работы на опережение;

Распространение опыта участников апробации программы на окружном уровне;

Оказание консультативной и методической помощи учителям и педагогам ДО, апробирующим ФГОС.

Привлеченные педагоги дополнительного образования

Изучают документы ФГОС нового поколения;

Разрабатывают программы организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Принимают участие в методическом взаимодействии в вопросах совместной реализации ФГОС.

Обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями).

Учителя образовательного учреждения

Изучают документы ФГОС нового поколения.

Используют новые технологии в воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения,

Помогают в организации внеурочной работы совместно с педагогами ДО.

Обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями)

2. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходима кооперация ресурсов и обмен ресурсами СП ДОД и образовательных учреждений.

Для организации внеурочной деятельности обучающихся школа предоставляет СП ДОД «Вдохновение» спортивный зал со спортивным инвентарем, учебные кабинеты, специализированные кабинеты, библиотеки.

3. Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный государственный образовательный стандарт.
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года;
  • Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года;
  • Устав ОУ;
  • Локальные акты школы по введению ФГОС;
  • Должностные инструкции;
  • Программы воспитательной работы по направлениям.

4. Научно-методическое обеспечение:

  • Перспективный план прохождения курсовой переподготовки педагогических кадров СП ДОД И ОУ;
  • Семинары по введению ФГОС;
  • Семинары с педагогическим коллективом (обмен опытом) по отдельному плану;
  • Выпуск методической продукции;
  • Создание банка данных по программе.

Основные принципы

интеграции общего и дополнительного образования

в рамках внеурочной деятельности:

  • принцип системности , который позволяет выстроить внеурочную деятельность учащихся в определенной логической последовательности, эффективно используя все компоненты образовательной среды;
  • п ринцип дополнительности , который позволяет удовлетворить потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей за пределами образовательных программ, являющихся профилированными для данного образовательного учреждения (организации), обеспечивая движение воспитанника вперед в образовательном пространстве;
  • принцип опоры на ведущую деятельность , в соответствии с которым интеграция общего и дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности на различных возрастных этапах должна соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями «самодеятельности» и рефлексии над собой и своим поведением и деятельностью;
  • принцип творческой и социальной активности обучающегося во внеучебной деятельности, реализующийся через создание установки на социальную и творческую активность, формирование убеждений обучающихся, организацию условий для включения обучающихся в творческую и социально значимую деятельность.

Функции дополнительного образования в общеобразовательной школе:

образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

воспитательная – создание условий для развития духовности на основе отечественных и общечеловеческих ценностей, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая педагогическую поддержку подростков в процессе профессионального самоопределения.

оздоровительная – овладение приемами и способами здорового образа жизни;

интеграционная – создание единого образовательного пространства округа;

функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

практическая (культурно-досуговая) – организация и проведение массовых культурно-досуговых, концертно-развлекательных, художественно-познавательных мероприятий, фестивалей, выставок и т.д.

Механизмы взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования

Программ дополнительного образования детей по основным

Направлениям развития личности во внеурочной деятельности.

2. Организационные механизмы :

  • разработка и апробация оптимальной модели взаимодействия СП ДОД и образовательных учреждений по организации внеурочной деятельности (регламентируется договором о творческом сотрудничестве, планом совместной работы СП ДОД и ОУ в рамках реализации ФГОС);
  • разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;
  • методическое сопровождение внеурочной деятельности;
  • кооперация ресурсов и обмен ресурсами СП ДОД и ОУ (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
  • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
  • взаимообучение специалистов, обмен опытом;

3. Финансовые механизмы:

  • на договорной основе (договор гражданско-правового характера, срочный трудовой договор и др.) по проведению занятий в рамках объединений, кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям развития личности во внеурочной деятельности на базе ОУ или СП ДОД;
  • за счет выделения ставок педагогам дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию программ внеурочной деятельности широкого спектра в общеобразовательном учреждении.

Модели организации дополнительного образования детей в современной школе

Модель

Характеристика

Модель №1

Самая распространенная модель.

Случайный набор кружков, секций, объединений, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей: стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается.

Дополнительное образование имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Модель №2

Внутренняя организованность каждой из имеющихся структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т.п.)

Модель №3

Тесное взаимодействие ОУ с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования или учреждением культуры. (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной и музыкальной школой, библиотекой, музеем и др.), исходя из совместной программы деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования.

Обучение по дополнительным образовательным программам влияет на рост интереса обучающихся к предметам основной школы, а главное создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников.

Модель №4

Организация дополнительного образования детей в учебно-воспитательных комплексах (УВК). Модель очень эффективная с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей. В УВК создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования. Чаще всего УВК существует в виде стационарного соединения в единую организационную структуру основного и дополнительного образования. В самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования -художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества.

Этап реализации программы

Формы реализации

Прогнозируемые результаты

1 этап – подготови-тельный (апрель-сентябрь 2013г.)

  • анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме проекта
  • изучение социального заказа образовательного учреждения, учащихся и их родителей на определенные направления внеурочной деятельности (на дополнительные образовательные услуги в рамках внеурочной деятельности);
  • анализ ресурсного потенциала СП ДОД в предоставлении дополнительных образовательных услуг;
  • оценка ресурсов ОУ в реализации внеурочной деятельности;
  • обобщение инновационного опыта педагогов СП ДОД и ОУ по реализации основных направлений внеурочной деятельности
  • выбор организационной модели интеграционного взаимодействия СП ДО и учреждений общего образования;
  • определение механизмов финансирования реализации дополнительных общеобразовательных программ в
  • создание нормативной базы реализации дополнительных общеобразовательных программ в условиях интеграционного взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования;
  • решение вопросов кадрового сопровождения дополнительных программ;
  • составление плана интеграционного взаимодействия образовательных учреждений и разработка расписания;
  • планирование организации мониторинга процесса и результатов освоение дополнительных образовательных программ.
  • маркетинговое исследование образовательного заказа на определенные направления внеурочной деятельности;
  • самообследование СП ДОД и ОУ с целью оценки образовательных ресурсов необходимых для реализации внеурочной деятельности;
  • общешкольные родительские собрания;
  • педагогические советы в СП ДОД и ОУ «ФГОС: проблемы и перспективы развития»;
  • обучение на курсах повышения квалификации для учителей ОУ и педагогов дополнительного образования.

Разработка модели взаимодействия общеобразовательных учреждений и СП ДОД в условиях реализации ФГОС.

Корректировка образовательных программ СП ДОД, циклограммы его деятельности, расписания занятий;

  • разработка нормативно-правовых документов:
  • разработка договора о сотрудничестве ОУ и СП ДОД в условиях реализации ФГОС;
  • создание методических рекомендации по организации внеурочной деятельности с учетом специфики организационной модели интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.

2 этап – реализации (сентябрь 2013 г. – май 2016 г.)

  • разработка и апробация программ внеурочной деятельности;
  • консультационно-методическое сопровождение реализации программы;
  • организация социального партнерства с вузами, образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования детей, предприятиями и организациями, а также учреждениями науки, культуры и спорта;
  • информационное обеспечение интеграционного взаимодействия образовательных учреждений;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Педагогическая лаборатория педагогов СП ДОД , работающих в условиях интеграционного взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования;

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов УДОД, работающих в условиях интеграционного взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования;

  • мониторинг результативности и качества внеурочной деятельности обучающихся;

Создание банка методик оценки результативности внеурочной деятельности обучающихся;

Создание банка методических мате-риалов по организации внеурочной деятельности средствами дополни-тельного образования детей;

Создание единой базы занятости детей в дополнительном образовании;

Создание информа-ционного ресурса в сети Интернет по обмену творческим педагоги-ческим опытом в области организации внеурочной деятельности.

3 этап - обобщающий (июнь 2016 г.)

Трансляция опыта внедрения программы «Механизмы и модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС».

окружная конференция

Распространение передового опыта

Распространение печатной и электронной продукции

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов .

Уровни оценки результатов

Критерии оценки

Средства оценивания и диагностики

На окружном уровне

Педагогические чтения, семинары по проблемам организации внеурочной деятельности

Публикации педагогов, направленные на диссеминацию инновационного педагогического опыта в рамках реализации ФГОС.

Собеседование, выступления на МО, педсоветах, конференциях различного уровня.

На уровне ОУ

Соответствие модели взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС социальному заказу

Социологический опрос

Количество образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;

Аналитические справки, отчеты

Доля обучающихся общеобразовательных школ, охваченных программами внеурочной деятельности, реализуемых педагогами ДО.

Аналитические справки, отчеты

Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности;

Анкетирование

Удовлетворенность учреждений общего образования организацией внеурочной деятельности СП ДОД.

Анкетирование

На уровне обучающихся

Удовлетворенность детей организацией внеурочной деятельности

Анкетирование

Соответствие требованиям к результатам освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные результаты)

Портфолио*, мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей в конце каждого учебного года

Уровень коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников

Диагностика коммуникативных и социальных качеств личности школьников*

Уровень социальных знаний школьников (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

Мониторинг социальных знаний школьников*

Уровень и направленность мотивации личности

Диагностика мотивационной структуры личности*.

* мониторинг ведется совместно с педагогами ОУ, психологом ОУ

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции, компенсации

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты внедрения Программы можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

Отсутствие достаточного финансирования

Привлечение средств спонсоров, социальных партнеров; привлечение внимания общественности к данной проблеме посредством взаимодействия со СМИ.

Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов.

Отсутствие или недостаточное количество необходимых специалистов

Привлечение педагогов, тренеров учреждений культуры и спорта, сетевое взаимодействие. Социальное партнерство

Дефицит учебно-методических пособий

Ресурсы Интернет-пространства

Недостаточная методическая подготовка педагогов

Курсовая подготовка, привлечение специалистов Областного центра развития дополнительного образования для проведения курсов, семинаров, проведение методических занятий, консультирование, выпуск методических пособий.


МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области

Актуальные вопросы

реализации ФГОС в условиях

сетевого взаимодействия

(доклад на конференции 28.08.14г.)

Докладчик Шелудченко А.В.

2013 – 2014 учебный год

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня выступает в качестве инновационной технологии, позволяющей образовательным учреждениям динамично развиваться и соответст­вовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Организация сетевого взаимодействия отвечает этой тенденции и способствует реализации основного принципа современного образования.

Введение в школы Российской Федерации профильного обучения (слайд №2) - это попытка признать, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами, а профильная школа - это способ дифференциации обучения .

Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений. (слайд №3) Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого Федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый и профильный) и нового Базисного учебного плана приводит к возникновению разнообразных моделей организации профильного обучения. (слайд №4) Образовательными учреждениями района были сформированы профильные классы, предлагающие обучающимся единый учебный план того или иного профиля. Выпускники этих классов показали достаточно высокие результаты на ЕГЭ. Но для небольших школ, где 10-е классы малочисленны, набор в профильные классы вызывает трудности.

Кроме того, введение профильного обучения предполагает(слайд №5) соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. И не всегда необходимые условия могут быть созданы в пределах одной школы. Верным путём достижения указанных целей является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.

(слайд №6) Сетевое взаимодействие школ представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня с использованием ресурсов нескольких школ. Сетевое взаимодействие в Суджанском районе (слайд №7) осуществляется на базе трёх школ: МКОУ «Гончаровская СОШ», МКОУ «Суджанская СОШ №1» и МКОУ «Суджанская СОШ №2». В этом году элективные курсы в данных учебных заведениях посетили около 120 обучающиеся школ района. Организационной работой в сети образовательных учреждений занимается координационный совет, в состав которого входят представители Управления образования и администрация школ.

Сетевая организация профильного обучения строится на следующих принципах: (слайд №8)

    удовлетворения запросов и потребностей учащихся;

    добровольности;

    открытости;

    взаимодействия;

    объединения и доступности образовательных ресурсов;

    практической направленности и целесообразности;

    роста уровня результатов выпускников;

    усиления социальной роли школ;

    формирования ключевых компетенций старшеклассников;

    роста профессиональной компетентности и мастерства учителей;

(слайд №9) В условиях сетевого обучения старшеклассники, поставленные в ситуацию выбора индивидуального образовательного маршрута, должны принять решение, которое в будущем обеспечит успешное продолжение образования.

Сегодня социальная ситуация диктует необходимость в организации сетевого взаимодействия, диалога между образовательными учреждениями.

Ситуация также усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. К тому же выбор профиля, к сожалению, у отдельных учащихся случаен. (слайд №10)

В связи с тем, что образовательная деятельность в рамках сетевого взаимодействия выходит за пределы отдельно взятой школы, меняется и традиционный характер организации образовательного процесса. (слайд №11)

Анализируя ученические предпочтения на предмет возможности реализации данного социального заказа в школе определяется набор предметов конкретного профиля. Таким образом, с ама жизнь, её социальные, экономические, информационные стороны диктуют необходимость появления сетевого взаимодействия . Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование».

Какой же эффект (слайд № 12) мы ждем от сетевого взаимодействия? Ответ таков: создание условий для осознанного выбора направления дальнейшего обучения и повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию (слайд №13) на основе вариативности образовательных программ с учётом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории называется ВАРИАТИВНОСТЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ .

Инновационно - активная (слайд №14) школа - это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Главными критериями инновационно - активной школы можно считать:

стабильный высококвалифицированный пед. коллектив;

высокий уровень качества образования;

значительный воспитательный потенциал;

корпоративный дух педагогического коллектива;

Таким образом, сегодня инновационно - активная школа - это: (слайд №15)

школа новых воспитательных и образовательных технологий, сочетающая новаторские программы и лучшие достижения отечественной педагогики на базе государственных образовательных стандартов нового поколения ;

школа, которая развивается вместе с российским государством;

школа, где интересно учиться школьникам и работать творческим педагогам;

это стартовая площадка для конкурентоспособной и творческой личности;

школа, где успешным становится каждый ученик;

школа, которая воспитывает самостоятельную и ответственную личность и готовит выпускников к активной жизни;

школа, формирующая гражданское и национально-культурное сознание личности;

школа, активно использующая информационные технологии в обучении и воспитании личности.

Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся.

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) (слайд №16) понимается совокупность учебных предметов отдельно взятого ученика.

Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется прежде всего ресурсами, которыми располагает школа и её партнеры, муниципальная система образования в целом. (слайд №17)

При составлении ИУП следует обратить внимание на то, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации. (слайд №18)

В последние десятилетия изменились приоритетные ценности образования: школа начинает переориентироваться на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско - правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов.

То есть у каждого школьника должны быть сформированы « Ресурсы успеха ученика» (слайд №19) :

«знаю» - объём и качество знаний;

«умею» - предметные и общеучебные навыки;

«могу» - психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы; и самый важный ресурс - «хочу».

И когда у каждого из наших учеников в большей или меньшей степени будут эти ресурсы, то высказывание знаменитого мыслителя Сенеки (слайд №20): «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» будет адресовано не им.

А всем нам, педагогам 21 века, века инноваций и технологий, учителям третьего тысячелетия, (слайд №21) нельзя забывать простую истину «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса».

Не бойтесь перемен, эти новшества в области образования принесут нашим детям только пользу. Три базовые школы муниципального образовательного округа предлагают старшеклассникам района 6 предметных элективных курсов, которые ведут высококвалифицированные педагоги. (слайд №22)

Результаты от этих занятий уже есть: во-первых, школьники получают прочные знания и теряют страх перед ГИА; во-вторых, становятся призёрами и победителями предметных олимпиад; в-третьих, дети из малокомплектных сельских школ, общаясь со сверстниками, перестают теряться в аудитории;

в-четвёртых, запись в аттестате об освоении программы того или иного элективного курса даёт дополнительные бонусы при поступлении в вуз. И самое важное – удовлетворенность собственными достижениями приводит к повышению самооценки, то есть школьник становится успешным человеком. А минусов в сетевом взаимодействии нет…