Коррекция внутренней картины здоровья и болезни. Понятие внутренней картины болезни и ее диагностика

На современном этапе в медицинском сообществе понятие болезни может быть определено в рамках трёх основных подходов:

Как некое изменение состояния организма;

Как мнение больного и полнота осознания им болезни;

Как интерпретация врача или клинический диагноз.

Обращением в медицинское учреждение, прошлые заболевания, понимание изменившихся ощущений, обследованием организма, выработка определённого взгляда на болезнь и процесс лечения - всё это влияет на процесс формирования человеком представлений о своём заболевании. Не маловажное значение для этого имеет доступная информация о заболевании. При возникновении заболевания, в результате работы психических механизмов, происходят изменения психики больного (Сирота Н.А., Ярославская М.А., 2011). В результате чего у пациентов складывается субъективное представление о своей болезни.

В научной литературе для описания субъективного восприятия заболевания употребляется большое количество терминов, которые были введены различными авторами, но часто они употребляются очень сходным образом. В отечественной психологии это «внутренняя картина болезни», «осознание болезни», «отношение к болезни», «реакция на болезнь», «переживание болезни», «стиль переживания болезни», в зарубежных изданиях - «аутопластическая картина болезни», «психосоциальная реакция на болезнь», «личностное значение болезни» (Штрахова А.В, 2008).

Аутопластическая картина болезни - создаётся самим больным на основе совокупности его ощущений, представлений и переживаний, связанных с его физическим состоянием.

Переживание болезни - общий чувственный и эмоциональный тон, на котором проявляются ощущения, представления, психогенные реакции и другие психические образования, связанные с болезнью.

Отношение к болезни - складывается из восприятия больным своей болезни, её оценки, связанных с ней переживаний и вытекающих из такого отношения намерений и действий (Татров А.С., 2010).

Внутренняя картина инвалидности - «комплекс представлений, чувств о себе как о социально-недостаточном субъекте, сформировавшихся в условиях инвалидизирующего заболевания, на основании которых у человека происходит трансформация самосознания, планирование своего поведения и преобразование дальнейшей перспективы своего существования в соответствии с возникшими изменениями» (Шинина Т.В., 2011).

В настоящее время самым употребляемым и известным является термин предложенный Р.А. Лурией «внутренняя картина болезни» (Ишмухаметов А., Исмаилова Н.И., 2011). Внутренней картиной болезни он назвал «все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, её причинах, все то, что связано для больного с приходом его к врачу, - весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из всех сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» (Свистунова Е.В., 2010). В.Е. Каган отмечает, что внутренняя картина болезни - это внутренняя картина здоровья в условиях болезни. Так как болезнь никогда не переживается сама по себе, а всегда связана с жизненным опытом человека, она определяется как частный случай внутренней картины здоровья (по Челпанову В.Б., 2009). По мнению Ананьева В.А., внутренняя картина здоровья это - совокупность интеллектуальных представлений о здоровье индивидуума, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а так же его поведенческих реакций. Основой формирования внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья является самопознание индивида. Внутренняя картина здоровья, являющаяся элементом самосознания, в ситуации болезни в результате социальной и психологической адаптации трансформируется во внутреннюю картину болезни (по Сироте Н.А., Ярославской М.А., 2011). Таким образом, внутреннюю картину болезни можно рассматривать как результат адаптации личности к условиям жизни, продиктованным заболеванием.

Во внутренней картине болезни часто содержаться такие переживания пациентов, связанные с их заболеванием, которые практически не доступны для экспериментального исследования. Она включает в себя знания о болезни, эмоциональные реакции, стратегии поведения, мотивационный компонент, психологические защиты, ощущения, чувства и переживания пациента. Поэтому можно говорить, что внутренняя картина болезни является целостной и неделимой (Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Фёдорова В.Л., 2008).

В основе понимания внутренней картины болезни лежит биопсихосоциальный подход. То есть на развитие, динамику и лечение любого заболевания оказывают влияние одновременно биологические, психологические и социальные факторы (Кожохина С.К., Копытин А.И., 2012).

Вoйтенко Р.М. предлaгает учитывать:

Биолoгические факторы (соматическая патология, инфекции, интoксикации, черепно-мозговые травмы);

Сoциогенные (изменения рoли больного в семье, референткой группе, изменение отношения oкружающих к бoльному);

Aутoпсихологические (снижение самоoценки, потеря жизненной перспективы, чувствo не полноценнoсти, беспокойство за свою судьбу и своих близких) (по Малкин-Пых И.Г., 2011).

Т. Парсонс предложил концепцию «роли больного», которую можно отнести к социогенным факторам. Попадая в ситуацию болезни, индивид получает новые права и обязанности. Ответственность за течение заболевания разделяется между больным и его окружением (по Орловой М.М., 2010).

Первоначально Лурия Р.А. рассматривает во внутренней картине болезни два уровня:

«сенситивный» - весь спектр ощущений, являющихся следствием болезни;

«интеллектуальный» - так называемая надстройка над этими ощущениями, которая представляет собой психоэмоциональную реакцию на собственную болезнь и возникает в результате размышлений больного о своём самочувствие (по Ж.А. Валеевой, Л.В. Яковлевой, 2010).

На основе этих уровней строятся представления о двух основных блоках внутренней картины болезни - сенсорно-эмоциональном и логическом. Сенсорно-эмоциональный блок формируется под влиянием впечатлений и переживаний, вызванных болезнью. А логический блок формируется благодаря концепциям, которые используются личностью для объяснения причин и механизмов развития заболевания, его прогноза и процесса лечения (Кожохина С.К., Копытин А.И., 2012).

Николаева Н.Н, в дальнейшем дифференцировала схему внутренней картины, добавив эмоциональный и мотивационный компоненты. Теперь в современной научной литературе внутреннюю картину болезни рассматривают как сложное, структурированное образование, включающее в себя четыре уровня психологического отражения болезни:

Уровень чувственный (сенситивный) - совокупность ощущений, являющихся результатом болезни.

Эмоциональный уровень - спектр эмоций, связанных с отдельными симптомами, заболеванием в целом и его последствиями.

Интеллектуальный уровень является результатом размышлений больного о своём состоянии, конкретном заболевании, его причинах и о возможных последствиях.

Мотивационный уровень - осознанное отношение больного к своему заболеванию, к изменению своего поведения и образа жизни в условиях болезни, а также разную степень желания действовать, чтобы вернуть или сохранить своё здоровье (по Е.В. Свистуновой, 2010, А.В. Штрахову, 2008).

Л.В. Боговин и А.С. Водолазская (2012) описывают три смысловых ракурса, в которых рассматривается отношение к болезни.

Эмоциональный компонент отражает совокупность чувств и переживаний, которые возникают как реакция на факт заболевания и на ситуацию связанную с болезнью.

Мотивационно-поведенческий компонент определяется имеющимися у индивида стратегиями поведения в ситуациях связанных с его заболеванием. Способствует адаптации или дезадаптации.

Когнитивный компонент, отражающий знание о болезни, понимание её роли и влияния на жизнь больного. Когнитивный аспект характеризуется понятием личностного значения болезни.

Болезнь может характеризоваться как враг, состязание, потеря, штраф, выигрыш или судьба. Согласно Lipowski, она может восприниматься, как угроза, потеря, облегчение или наказание (по М.М. Орловой, 2010).

Татров А.С. (2010) говорит о том, что болезнь как патологический процесс в организме участвует в построении внутренней картины болезни. Телесные ощущения приводят к возникновению чувственного уровня отражения картины заболевания. Роль биологического фактора в формировании внутренней картины болезни зависит от тяжести клинических проявлений заболевания. Страдающий тяжелым заболеванием, человек попадает в трудную жизненную и психологическую ситуацию, которая включает в себя: процедуры, приём лекарств, общение с врачами, перестройку отношений с близкими. Это накладывает отпечаток на собственную оценку болезни и формирует отношение к своему заболеванию.

Резникова Т.Н., Смирнов В.М. предложили свою модель внутренней картины болезни, основанную на понятии о церебральном информационном поле. Церебральное информационное поле - относительно стабильная функциональная мозговая структура, которая формируется на основе, относящейся к заболеванию. Материальный субстрат церебрального информационного поля - матрицы долгосрочной памяти, фиксирующие информацию о нарушении процессов жизнедеятельности организма. «Схема тела» занимает особое место в структурно-функциональной организации церебрального информационного поля, с помощью которой разные неприятные ощущения, вписываются в систему пространственных координат тела. Функциональным центром психологической зоны церебрального информационного поля является «модель болезни», включающая сенсорно-эмоциональную, логическую субмодели, а так же субмодели ведущих нарушений (синдромов). Создание модели болезни и потребность в преодолении болезни, ведёт к формированию программ, направленных на борьбу с болезнью. Желание освободиться от каких-либо проявлений болезни, организует эмоционально-мотивационное поведение, направленное на получение лечения. При этом создаётся «модель прогноза» заболевания, а на её основе - «модель ожидаемых результатов лечения». В дальнейшем возникает «модель получаемых результатов лечения». Ведущую роль в формировании внутренней картины болезни отводится личности. «Внутренняя картина болезни может отражать защитно-приспособительные, компенсаторные механизмы личности» (по Сироте Н.А., Ярославский М.А., 2011).

Факторы оказывающие влияние на формирование субъективного отношения к болезни были сгруппированы в две категории: социально-конституциональные и индивидуально-психологические. К социально-конституциональным факторам относятся пол, возраст, профессия человека. А к индивидуально-психологическими - свойства темперамента, особенности характера, качества личности (Белов В.Г., Колесников С.Д., Парфенова А.А., 2009).

Рассматривая субъективное представление о болезни О.П. Стукалина (2008) пишет, что оно складывается из наличия болезненных ощущений, эмоционального ответа на болезнь, информированности пациента о болезни, стратегий поведения по преодолению имеющихся нарушений. От субъективного представления о тяжести диагноза и от субъективной оценки его прогноза зависит эмоциональное состояние больного. Также это влияет и на стратегию поведения пациента в процессе лечении.

Как пишет Пахомов А.А (2009), характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период оказывают влияние на формирование внутренней картины болезни.

Внутренняя картина болезни выполняет защитные функции. Она формируется для снижения эмоционального дискомфорта и в целях преодоления связанных с заболеванием трудностей. Подчёркивается, что особенности внутренней картины болезни раскрывают стиль нарушенного личностного функционирования больного с учётом когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов, порождающих психотравмирующие жизненные ситуации (Кожохина С.К., Копытин А.И., 2012).

Не смотря на то, что обычно болезнь связывается с отрицательными переживаниями, отношение пациента к ней является амбивалентным. Как показывает практика, болезни может содержать и положительные стороны для больного. Страдающий хроническим заболеванием индивид имеет определённые преимущества над здоровыми людьми. Ссылаясь на своё заболевание, он может освободиться от той или иной ответственности, может избегать принятия важных решений (Татров А.С., 2010).

Любая болезнь не только влияет на присущие преморбидной личности психические процессы, состояния и психологические свойства, но и ведет к появлению такого «психологического новообразования», как внутренняя картина болезни, которое в той или иной степени участвует в регуляции психической деятельности и поведения больного, а иногда почти полностью это поведение определяет. Поэтому познание внутренней картины болезни (ВКБ), знание закономерностей ее формирования и функционирования, учет данных закономерностей в практической работе с больным являются важнейшими условиями эффективности этой работы и для врача, и для психолога.

Понятие «внутренняя картина болезни» появилось достаточно давно. До сих пор одним из лучших остается определение этого понятия, данное более 40 лет назад Р.А. Лурия: «Внутренней же картиной болезни и называют все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах, - все то, что связано для больного с приходом его к врачу, весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психологических переживаний и травм» . Нельзя сказать, что это понятие является общепринятым. Среди медицинских психологов широко распространенным его сделали работы В.В. Николаевой, к которым в данном разделе мы будем еще не раз обращаться . На наш взгляд, ей удалось очень удачно обобщить многочисленные более частные и отрывочные концепции, термины, структурные компоненты, относящиеся к ВКБ, хотя попытки комплексного подхода к этой проблеме были и раньше. Хорошим примером может быть раздел «Болезнь как переживание и поведение во время болезни» из интересной книги И.Харди, выдержавшей несколько изданий . Кратко рассмотрим основные положения из этой работы, связанные с нашей темой.

Центральным является вопрос о том, что означает болезнь для больного. Человек всегда по-разному ощущает, воспринимает патологические процессы, истолковывает их, объясняет, эмоционально реагирует на них. Возникновение болезни, реакция на нее, все чувства и поступки, связанные с болезнью, - это единое целое. Человек может бояться физических и психических последствий заболевания, особенно когда болезнь поражает наиболее важные органы, части тела (глаза, сердце, половые органы и т.д.). Возможно использование болезни для получения определенных привилегий, преимуществ. Больной может не придавать своему заболеванию должного значения или же воспринимать его как «заслуженное» (или несправедливое) возмездие, наказание.



И.Харди выделяет три варианта поведения больного в зависимости от его выносливости но отношению к связанным с болезнью трудностям и проблемам. Больной-борец относится к болезни как к врагу, которого надо победить, он делает все возможное в интересах выздоровления. Если полностью выздороветь не удается, он старается компенсировать свой дефект. Капитулирующий, сдающийся больной становится пассивным, беспомощным, его надо все время поддерживать. Есть и больные, которые не хотят взглянуть беде в глаза, слышать о больнице и лечении, стремятся обойти беду (реакция отрицания).

Все, о чем пишет И. Харди, можно назвать субъективной стороной заболевания. Разными авторами предложено много терминов для обозначения ее отдельных компонентов: аутопластическая картина болезни, переживание болезни, реакция адаптации, позиция к болезни, отношение к болезни, соматонозогнозия. Не имея возможности рассмотреть все эти термины, заметим, что содержание ряда из них понятно из самого названия (более подробно см. ). Предлагая эти термины, авторы обычно дают и более или менее развернутую типологию стоящих за ними явлений, выделяют типы отношения к болезни, реакций на болезнь, соматонозогнозий и т.п. Такие типологии позволяют в практической работе с больными выбирать тактику и способы воздействия, адекватные их ВКБ, хотя «алгоритмы» перехода от диагностики типа ВКБ к определенной тактике и способам воздействия на больного обычно отсутствуют. Приведем несколько примеров.

Р. Конечный и М. Боухал предлагают типологию, в которой наряду с оценкой больным тяжести своего заболевания использованы и другие основания классификации: погружение, уход в болезнь; получение удовлетворения от того, что болезнь освобождает от обязанностей; получение известной выгоды от болезни - материальной или моральной .

Определенный интерес представляет также классификация Баркера, выделившего 5 типов отношения к болезни:

1) избегание дискомфорта, часто сопровождаемое уходом в себя, аутизацией. Обычно это характерно для пациентов с узким кругом интересов, невысоким интеллектом, а также для пожилых людей при длительной болезни;

2) замещение. Больной сам находит новые средства достижения жизненных ценностей, заменяющие утраченные из-за болезни возможности. Этот тип отношения связан с высоким уровнем интеллекта;

3) игнорирующее поведение. Больной стремится подавить, вытеснить признание дефекта, ограниченность возможностей в связи с болезнью, что чаще возникает у лиц со средним интеллектом, но с высоким образовательным уровнем;

4) компенсаторное поведение, представленное четырьмя разновидностями: циклическое приспособление с периодами подъема и спада; фаталистическое отношение (главным образом к будущему); параноидное приспособление с тенденцией агрессивного переноса неадекватных переживаний на окружающих; выраженные агрессивные реакции;

5) невротические реакции. В ряде случаев оптимальной формой приспособления является игнорирование дефекта, но нельзя считать это универсальным выходом. Фактически здесь уже идет речь о реабилитации, подробное рассмотрение которой не входит в наши задачи.

З. Липовски пытается разграничить «реакции преодоления болезни» и «реакции на информацию о болезни». Последние зависят от «значения болезни» для пациента и могут быть следующими:

а) болезнь - угроза или вызов, а типы реакций - противодействие, тревога, уход в себя, борьба;

б) болезнь - утрата; соответствующие типы реакции - депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, привлечение к себе внимания, нарушение режима;

в) болезнь - выигрыш или избавление, а типы реакций при этом - безразличие, жизнерадостность, нарушение режима, враждебность по отношению к врачу;

г) болезнь - наказание: возникают реакции типа угнетенности, стыда, гнева (цит. по ).

Интересную типологию предлагают А.В. Квасенко и Ю.Г. Зубарев . Они различают нормальные психологические личностные реакции больного и психопатологические - такие, как депрессивные, фобические, истерические, ипохондрические и анозогнозические (в последнем случае факт болезни вообще не осознается). Депрессивные состояния в начале болезни чаще сопровождаются высокой тревожностью, а позже более распространен астенодепрессивный синдром (об астении см. выше). Истерические реакции проявляются в эмоциональной неустойчивости, театральности поведения, аффектах, гипертрофированных жалобах. Ипохондрические реакции обычно наблюдаются при хронических, хотя и не тяжелых, болезнях. Их появлению способствует тревожно-мнительный характер больного, его высокая чувствительность, неуверенность, неустойчивость и ригидность; при этом продолжительность реакции обычно не превышает нескольких дней или недель. Правда, иногда это состояние сохраняется годы, перерастая в ипохондрическое развитие личности. Фобические реакции состоят в появлении навязчивых и необоснованных страхов.

Более подробно остановимся на психологических личностных реакциях при отсутствии психической патологии.

1. Адекватная оценка болезни и отношение к ней, соответствующее ее реальной тяжести и опасности. Это характерно для пациентов, бывших до болезни сильными, уравновешенными, гармоничными личностями.

2. Переоценка опасности, тяжести болезни, ее последствий. В одних случаях выражены элементы тревоги, паники, снижение настроения; мысли и внимание человека прикованы к болезни. Пациент обычно проявляет большую активность. В других - доминируют сниженное настроение (но без повышенной тревожности), апатичность, монотонность, пессимистические прогнозы, прикованность внимания. Такие больные обычно выполняют все указания врача, ловят каждое его слово. К этому типу реагирования склонны те, у кого до болезни преобладали тревожно-мнительные черты, или же лица с выраженной негибкостью, «застревающие» на переживаниях (в частности, касающихся соматического здоровья).

3. Недооценка тяжести заболевания. Здесь возможны два варианта. Одни больные, в конце концов, привыкают к болезни, перестают концентрировать на ней свое внимание. Они соблюдают режим, благодушны. Правильнее, пожалуй, говорить в этом случае о снижении эмоционального компонента ВКБ, так как ее рациональное (на уровне знания) отражение в целом соответствует действительности. Другие больные отрицательно относятся к лечению, стремятся как бы «закрыть глаза» на все, связанное с болезнью, что можно объяснить психологической реакцией. В основном это наблюдается у стеничных личностей, стоящих ближе к ригидному типу (прямолинейность, бескомпромиссность суждений и убеждений, косность) с элементами «гиперсоциальности» (повышенная чувствительность к оценкам со стороны окружающих, строгое следование социальным нормам, высокая значимость общественно-трудовой деятельности).

4. Отрицание наличия болезни и ее симптомов с целью диссимуляции, а также из-за страха перед ее последствиями. И здесь выделяются два варианта. В одном случае признаки болезни слабо выражены, но опасны (например, это нередко бывает при туберкулезе, злокачественных опухолях), или же она является результатом поведения, осуждаемого моральными нормами (как при попытке скрыть заболевание сифилисом или СПИДом). В другом случае мы имеем дело с вытеснением мыслей о болезни, нежеланием говорить о ней по этой причине (например, при хронической почечной недостаточности, сопровождающейся общей вялостью и апатией).

Общей для всех описанных типов осознания болезни, отношения к ней и реакции больного является возможность успешной коррекции его мыслей, представлений и чувств в направлении к адекватному отражению реального положения дел. Причем лечащий врач должен уметь делать это сам, прибегая к помощи психиатров, психологов и профессиональных психотерапевтов (если таковые имеются) лишь при выраженных психопатологических реакциях.

Приведем в качестве примера еще одну, более частную классификацию типов переживания болезни, предложенную для больных туберкулезом .

1. Инфантильный тип, свойственный юношам и детям, видящим все в «розовом свете».

2. Реакции шока, характерные для возраста 20-30 лет.

3. Ипохондрический тип.

4. Тип Полной надежды.

5. Больные с истерическим типом (подсознательное стремление извлечь выгоды от болезни).

6. Религиозные больные (болезнь - удар судьбы).

7. Недовольство болезнью и стремление поскорее от нее избавиться.

8. Реакция стыда.

9. «Экономический тип» (на первом месте стоят затраты на лечение и тревога за благосостояние семьи).

10. Индифферентный тип («глухи к словам врача и идут своей дорогой»). :

Все рассмотренные подходы к систематизации многообразных проявлений разных компонентов внутренней картины болезни имеют большие ограничения и недостатки. В большинстве случаев просто не выполняются основные требования логики к любой классификации, начиная, например, с единства основания деления. К тому же они во многом «перекрывают» друг друга, хотя и используется разная терминология. С точки зрения возможностей практического использования, описанные подходы отличает еще один существенный недостаток: не предлагается достаточно простого и надежного способа диагностировать выделяемые в их рамках феномены. Предполагается, вероятно, что врач должен уметь их распознавать на основе наблюдения и беседы с больным. В этом отношении выгодно отличается классификация типов отношения к болезни, разработанная в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева . Достоинства этой типологии и наличие относительно простого диагностического «инструмента» обеспечили ей широкое внедрение в практику работы с больными. Методика «Тип отношения к болезни» применяется в десятках учреждений здравоохранения. Она часто используется и при проведении научных исследований (см., например, ).

В основу методики положена концепция психологии отношений (В.М. Мясищев). Отношение к болезни содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Первый включает знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на жизнь больного, а также прогноз на будущее. Эмоциональный компонент - это ощущение и переживание болезни и всей ситуации, связанной с ней. Зависящие от болезни реакции адаптации или дезадаптации, выработку стратегии поведения в связи с болезнью относят к поведенческому компоненту . Являясь значимым для человека, отношение к болезни влияет и на другие отношения личности.

При разработке типологии отношений к болезни использовалась классификация, предложенная А.Е. Личко и НЛ. Ивановым . Эта типология включает следующие типы.

1. Гармонический: трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать или недооценивать тяжесть болезни.

2. Тревожный: непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, ее возможных осложнений, успешности лечения.

3. Ипохондрический: сосредоточение на болезненных ощущениях, постоянные рассказы о них, преувеличение действительных и «выискивание» несуществующих болезней и страданий.

4. Меланхолический: удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, пессимизм.

5. Апатический: полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения.

6. Неврастенический: вспышки раздражения (особенно при неприятных ощущениях, при неудачах в лечении, неблагоприятных результатах обследования), нередко заканчивающиеся слезами.

7. Сензитивный: чрезмерная озабоченность по поводу возможного негативного отношения окружающих в связи с болезнью.

8. Эгоцентрический: «уход в болезнь», «выставление напоказ» своих страданий с целью завладеть вниманием окружающих.

9. Эйфорический: легкомысленное отношение к болезни и лечению, нарушение режима.

10. Анозогнозический: активное отвержение мыслей о болезни, отрицание очевидного в ее проявлениях, приписывание их случайным обстоятельствам.

11. Обсессивно-фобический: опасение в отношении маловероятных осложнений, вера в приметы, использование ритуалов.

12. Эргопатический: «уход в работу» (даже при тяжелой болезни), стремление продолжать работу во что бы то ни стало.

13. Паранойяльный: уверенность, что болезнь - результат чьего-то злого умысла, крайняя подозрительность в отношении к лекарствам, процедурам, медицинскому персоналу.

Эти типы объединяются в три блока. Первый включает те из них, при которых существенно не нарушается социальная адаптация (гармонический, эргопатический и анозогнозический типы). Во второй блок входят типы отношения к болезни, вызывающие психическую дезадаптацию и имеющие в основном интрапсихическую направленность реакций на болезнь (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический). Наконец, в третьем блоке объединены типы отношения к болезни, которые также ведут к дезадаптации, но отличаются интерпсихической направленностью реагирования, то есть проявляются, прежде всего, в межличностном взаимодействии. Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что для второго блока более характерны страдания и психологические проблемы самого больного, а для третьего - страдания людей, взаимодействующих с ним. Кроме того, опросник позволяет дифференцировать отношения к самой болезни, к ее лечению, врачам и медицинскому персоналу, к родным и близким, к работе и будущему и т.д.

Уровни внутренней картины болезни (по В.В. Николаевой).

Структура внутренней картины болезни (ВКБ), по В.В.Николаевой , включает четыре уровня:

- чувственный, или сенситивный, – комплекс субъективных болезненных ощущений;

- эмоциональный – эмоциональные реакции на вызванные болезнью ощущения и на последствия болезни в жизни человека;

- интеллектуальный – знания о болезни и ее рациональная оценка, глубина осознания остроты, тяжести, последствий заболевания;

- мотивационный – возникновение новых мотивов и перестройки преморбидной – доболезненной – мотивационной структуры и восстановлению здоровья (или отношение пациента к своему заболеванию и восстановлению здоровья).

Предложенная схема учитывает весьма важный факт, что болезнь – это не только болезненные ощущения и их переживание, но и изменение мотивации.

Для исследования ВКБ используют беседы с больным, анкеты, опросники, интервью и др.

Рассмотрим сущность и деонтологическую значимость каждого уровня ВКБ с точки зрения их важности в диагностике, лечении, уходе, общении с больными.

Чувственный уровень отражает весь комплекс субъективных ощущений больного, вызванных болезнью. Это могут быть боль, зуд, тошнота, головокружение и др. Субъективные ощущения пациенты динамичны, они то ослабевают, то снова набирают силу, нередко связаны с положением тела, приемом пищи, физической нагрузкой и др. Следует учитывать способность больного детально рассказать о своих болезненных ощущениях, поскольку подробный анамнез является залогом правильной диагностики. Беседуя с больным, следует быть максимально внимательным к его рассказу, проявляя терпение и выдержку. Недопустимы спешка, прерывание рассказа больного, повышенный тон и повелительный голос. Пациент ожидает не только помощи, но и внимания. Облегчать страдания можно с помощью не только лекарств или других медицинских манипуляций, но и рациональной психотерапии. Доброе слово, успокаивающая беседа, вселяющая надежду на благоприятный исход болезни, уверенные действия медицинского работника приносят неоценимую пользу.

Эмоциональный уровень отражает переживание больного своего заболевания. Он взаимосвязан с чувственным уровнем. Эмоциональное переживание болезненных ощущений, болезни в целом во многом зависит от остроты, продолжительности и характера субъективных проявлений. Чем острее ощущение болезни, тем ярче будет ее эмоциональная окраска. Ни одна болезнь, особенно вначале, не бывает источником положительных эмоций (радости, восторга, удовлетворения т.д.). Следовательно, речь может идти только об отрицательных эмоциях – о снижении настроения от боли, грусти, тоске из-за необходимости прерывать работу, жизненных сложностей из-за госпитализации и др. Эмоциональное состояние больного также динамично.

По мере стихания острых проявлений болезни на смену отрицательным эмоциям приходят положительные; пациент успокаивается, у него улучшается настроение, он радуется предстоящему выздоровлению и др. Положительные эмоции могут возникать и тогда, когда пациент узнает о меньшей опасности заболевания, например, врач отвергает инфаркт миокарда при болях в области сердца или устанавливает диагноз излечиваемой гонореи вместо предполагавшегося СПИДа и т.д. Медицинский персонал должен чутко и внимательно относится к любым эмоциональным переживаниям больного, не оставаясь безучастным к его жалобам и просьбам, проявлять сочувствие, по возможности нейтрализовать отрицательные эмоции. Следует использовать свой опыт, чтобы поднять настроение больного, успокоить, вселить надежду на благоприятный исход заболевания. Эмоциональные переживания больного динамичны, поэтому не следует ограничиваться впечатлениями от первых встреч с ним.

Интеллектуальный уровень включает представление пациента о своей болезни, основные знания о ее причинах, сущности, тяжести, течении и возможных последствиях. Естественно, что этот уровень зависит от общей культуры пациента и его интеллекта. За последние десятилетия культурный и интеллектуальный уровень пациентов заметно вырос. Можно отметить существенные различия в осознании своего заболевания некоторыми категориями больных. В частности, больные хроническими заболеваниями, часто обращаются за помощью в различные медицинские учреждения, о своем заболевании знают, как правило, много. Эти сведения они черпают из бесед с медицинскими работниками, из популярной и специальной медицинской литературы, СМИ и т.д. Такие пациенты охотно вступают в беседу, высказывают свое отношение (согласие и несогласие) к проводимым обследованиям и лечению. Естественно, медицинскому работнику любого уровня следует грамотно использовать знания больного о своем заболевании, в пределах разумного пользоваться опытом лечения, приобретенным пациентом, строить свои индивидуальные взаимоотношения на принципах партнерства, не отвергать категорически просьбы и сведения, которыми располагает пациент.

Мотивационный уровень играет важнейшую роль в формировании ВКБ. Это в свою очередь ставит определенные деонтологические задачи перед медицинским работником, который должен помочь больному в выборе путей борьбы с болезнью. Сирийский врач Абуль Фарадж, живший в XIII веке, говорил больному: «Нас трое – ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один – вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, мы ее одолеем». Эта древняя мудрость показывает, что в борьбе с болезнью многое зависит от больного, от его оценки собственной болезни, выбора путей борьбы с ней и умения медицинских работников привлечь пациента на свою строну. ВКБ есть отражение внутренней картины здоровья. Доказано, что люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях. Будучи больным, человек должен по возможности продолжать заботится о себе сам, продолжать какую-нибудь деятельность, не относящуюся к болезни. Помогать пациенту надо уметь. Поддержка не должна превращать человека в беспомощного ребенка.

Важно, считает ли вообще человек себя больным. К.Ясперс по этому поводу замечает, что то, что в целом могло бы считаться болезнью, меньше зависит от мнения врача, чем от суждения пациента и от господствующей в данной культуре установок. Болезнь, по Ясперсу, - это понятие общественное, а не научное. Нет общепринятого понятия и четкого ограничения болезни, которое можно обозначить совершенно объективно.



3. Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни (пол, возрастные особенности, профессиональный статус, особенности темперамента, воспитания, личности больного). Хотя и не определяющими ВКБ в основном, но вносящими в нее определенные нюансы факторами являются: пол, возраст, профессия, темперамент, воспитание и мировоззрение пациента.

Пол . Женщины лучше переносят болевые ощущения, вследствие физиологических особенностей. Кроме того, для них менее травматичными являются ограничения активности и подвижности (они все же менее озабочены работой). Однако субъективное переживание болезни у них усугубляется ограничением общения.

Возраст . А. Для детей и подростков, в общем, свойственен более повышенный фон настроения; тревога выражена меньше. Однако, заболевания вызывающие изменения внешности (эндокринные и др.), могут ими переживаться тяжелее, чем пациентами других возрастных групп. Частые аллергические высыпания, упорный фурункулез могут вызывать у них отчаяние и депрессию. Для подростков характерна «дисморфомания» - убеждение в своей некрасивости и даже уродстве (чрезмерные с их точки зрения полнота, худоба, «уродливая» форма носа, чрезмерно большая или малая грудь и т.д.). Они часто прибегают к самолечению или настойчиво добиваются пластических операций.

В зрелом возрасте . Наибольшую озабоченность вызывают инвалидизирующие заболевания, снижающие работоспособность, препятствующие увлечениям, сказывающиеся на благополучии близких. Ряд заболеваний (венерические, психические, геморрой и др.) часто считаются «постыдными» и вызывают большую тревогу. Люди лечатся при этом самостоятельно и прибегают к диссимуляции, что приводит к хронизации болезни или ее усугублению (особенно душевного расстройства).

У пожилых и старых людей наибольшую тревогу вызывают заболевания, угрожающие смертью. Инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них ни тем, что могут приводить к потере трудо- и работоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью. У ряда индивидуумов тревога может достигнуть степени психотической.

Профессиональный статус . Человек, особенно зрелого возраста, очень часто оценивает тяжесть болезни, исходя из влияния симптомов заболевания на его настоящую и будущую трудоспособность. Значимым становится профессионально обусловленная ценность того или иного органа. К примеру, оперный певец может более тяжело психологически относится к ангине или бронхиту, чем к гастриту и язве желудка. Это связано с тем, насколько существенно влияют симптомы болезни на качество исполнения профессиональных обязанностей. Для спортсмена или человека, занятого активным физическим трудом повышенно значимым может оказаться скорее остеохондроз позвоночника, нежели депрессия, а для человека творческой профессии – наоборот.

Особенности темперамента . По определению, темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний. К значимым для выработки определенного типа психического реагирования на заболевание параметров темперамента можно отнести эмоциональность, переносимость боли , как признак эмоциональности и ограничения движений и обездвиженности , отражающий параметр активности.

Боль как нейрофизиологический феномен формируется на основе интеграции «ноцицептивных» и «антиноцицептивных» систем и механизмов головного мозга. Субъективное чувство интенсивности ощущаемой боли оказывает существенное влияние на степень сосредоточения внимания человека на этом ощущении и, как следствие, на ее переносимости. Кроме того известно, что экстраверты и интраверты различно реагируют на боль. По мнению Айзенка, экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интраверты.

Разное восприятие боли у разных людей зависит от их различных «болевых порогов». У одного человека в силу психофизиологических особенностей может быть низкий порог, и он испытывает боль при незначительном повреждении или воздействии извне, тогда как у другого – высокий порог, и он чувствует боль только при серьезном повреждении. Нередко болевой порог коррелирует с уровнем эмоциональности. В рамках известных типов темперамента более низкие болевые пороги у холерика и меланхолика по сравнению с сангвиником и флегматиком.

Составной частью темперамента является параметр общей двигательной активности или импульсивности, т.е. режим двигательной активности, подвижность, скорость движений и прочие моторные характеристики человека обусловлены наследственными психофизиологическими факторами. Вследствие этого ограничение подвижности или обездвиженность, вызванные болезнью (прикованность к постели, необходимость соблюдать постельный режим), могут служить психологической фрустрацией для лиц, двигательный режим которых нацелен на быстроту действий, склонность к интенсивной физической нагрузке. Некоторыми исследователями плохая переносимость состояний вынужденного ограничения движений относится к свойствам экстраверсии или интраверсии.

Фактор воспитания . В определенных семьях воспитывается либо «стоическое», либо «ипохондрическое» отношение к болезни. «Стоическое» воспитание отвергает повышенное внимание к своему телу, и от подростка требуют, чтобы он продолжал вести тот же образ жизни, что и до болезни. «Ипохондрическое» воспитание предписывает повышенное внимание к своему телу, улавливание первых же признаков болезни, обращение к окружающим за помощью, что, естественно, иметь место в условиях стационара или при амбулаторном наблюдении.

Особенности личности . К личностным особенностям, как правило, относят ценностные ориентации человека, его морально-нравственные критерии и иные социально обусловленные феномены. Из личностных особенностей, влияющих на формирование отношения к болезни следует отметить мировоззрение и философскую позицию по вопросам жизни и смерти (смысла жизни и бытия после смерти). Психологические реакции на заболевание разнятся у глубоко верующих людей и воинствующих атеистов. Верующие люди более адекватно, психологически комфортно относятся к болезням, ведущим к смерти; им не свойственно агрессивное реагирование, а вера в загробную жизнь облегчает подготовку к уходу. Атеисты же нередко реагируют на появившуюся болезнь, которая может привести к утрате трудоспособности или даже к смерти, обидой. Они начинают искать виновника заболевания, создают вокруг себя враждебную обстановку и сами психологически неадекватно реагируют на все.

Выделяют несколько мировоззренческих установок в отношении происхождения заболеваний. Первая – болезнь может восприниматься:

Как кара;

Как испытание;

Как назидание другим;

Как расплата за грехи предков.

Все перечисленные трактовки происхождения болезней основаны на вере в связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением у него недуга. При этом подчеркивается пассивная роль индивида. Он не способен противостоять болезни за исключением возможности кардинально изменить свое поведение и искупить вину и замолить грех.

Другой мировоззренческой установкой является представление о болезнях как вызванных наследственными или средовыми причинами:

Болезнь как неизбежность;

Болезнь как стечение обстоятельств;

Болезнь как собственная ошибка.

В рамках этого мировоззрения все процессы (в том числе, и происхождение болезни) рассматриваются сквозь призму внешней или внутренней заданности. Многие люди убеждены в том, что «дурная наследственность» является фатальным фактором в генезе заболеваний. Все, что происходит с человеком трактуется представителями этой позиции, базируясь на наследственно-конституциональном принципе причинности («И твой отец так хромал», «Вся в мать - дальнозоркая»). Противоположная тенденция полностью отрицает значение наследственности и рассматривает возникновение болезни, основываясь на внешних факторах и поведении человека («Говорила тебе – не жуй жвачку – вот и заболел СПИДом»). Обе представленные позиции отражаю обывательскую платформу, и являются крайне стойкими и консервативными. Позиция «Сам виноват» обычно связана с «локусом контроля» человека.

Третья мировоззренческая платформа оценки происхождения заболеваний базирует на мистицизме:

Болезнь вследствие зависти;

Болезнь вследствие ревности.

В рамках подобного подхода источники болезней видятся в предвзятом отношении близких окружающих (соседей, знакомых, родственников, сослуживцев) к человеку. Процесс возникновения болезней рассматривается как экстраполяция «негативной энергии» ревнующего или завидующего на реципиента.

К особенностям личности, влияющим на выбор типа психологического реагирования на заболевание, относятся и околомедицинские суеверия . Спектр их широк и включает мистическое (иррациональное) истолкование истоков их болезни («сглазили», «навели порчу», «подействовал энергетический вампир» и т.д.). Мистическая концепция болезни носит характер убежденности, пациент не способен критически оценивать свои высказывания и требует от врача не лечения, а «снятия порчи» и пр. мистических манипуляций.

В личностные особенности, повышенно значимые для понимания механизмов становления типов психического реагирования на заболевание, входит и т.н. «антиципационная состоятельность ». Суть ее заключается в особенности предвосхищать ход событий, предвидеть поведение окружающих и собственные реакции в процессе изменения ситуации. К антиципационной состоятельности относится способность построения программы собственных действий, к примеру, в случае появления тяжелой болезни, которая может изменить обычный жизненный стереотип, привести к инвалидности или смерти. В антиципационную программу включается готовность к любому исходу болезни (худшему, нежелательному или лучшему, желательному). Пациент, обладающий антиципационной состоятельностью, создает несколько программ, распределяет между ними вероятности и готовит себя ко всему. Его размышления носят характер предположений типа: «Что я буду делать, если у меня выявят рак?», «Учитывая, что у меня возможно тяжелое заболевание, которое не позволит мне в дальнейшем профессионально заниматься моим любимым спортом, чем я буду заниматься?» и т.д. Если пациент не вырабатывает антиципационной программы, нацеливается лишь на один - желанный – исход событий («это – не онкологическое заболевание, врачи ошибаются»), то реальный факт болезни может стать для него серьезной психической травмой и вызвать неадекватный тип психологического реагирования на болезнь.

Уровень образования и культуры человека как личностные свойства также оказывают влияние на оценку субъективной тяжести болезни. Особо это относится к уровню медицинской образованности и культуры. Негативным в психологическом отношении оказываются крайности. Как низкая медицинская культура, так и высокая с одинаковой вероятностью способны вызвать психологически тяжелые реакции. Однако механизмы их будут разниться, в одном случае это будет связано с недостатком, в другом – с избытком информации о болезнях, их тяжести, течении и исходах.

Понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ) - возникающий у больного целостный образ своего заболевания - введено Р.А. Лурия.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) – это возникающий у больного целостный образ своего заболевания. На формирование «внутренней картины болезни» оказывают влияние различные факторы: характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период и др. Изучение «внутренней картины болезни» используется в медицинской психологии для выявления особенностей личности при различных заболеваниях и раскрытия их динамики в течение болезни.

Внутренняя картина болезни — это совокупность представлений пациента о болезни. Такие представления существенным образом влияют на медицинские, профессиональные, семейные и иные последствия соматического страдания.

Понятие внутренняя картина болезни охватывает разнообразные стороны субъективной стороны заболевания. Это сложное структурированное образование включает, по крайней мере, четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего:

— чувственный — комплекс болезненных ощущений;

— эмоциональный — переживание заболевания и его последствий;

— интеллектуальный — выработка представления и знания о болезни пациентом и её реальная оценка, размышления о её причинах и возможных последствиях;

— мотивационный — выработка определённого отношения к болезни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление.

Между истинным положением дел со здоровьем и «моделью бо­лезни» больного часто нет знака равенства. Значение болезни в вос­приятии больного может как преувеличиваться, так и приумень­шаться, вплоть до полного отрицания болезни как таковой.

Выделяют следующие типы реагирования на болезнь:

При адекватном типе реагирования {нормонозогнозия) больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка со­впадает с оценкой врача.

При гипернозогнозии больные склонны переоценивать значи­мость отдельных симптомов и болезни в целом, а при гипонозогнозии - склонны их недооценивать.

При диснозогнозии у больных наблюдаются искажение восприятия и отрицание наличия болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или из-за страха ее последствий. Анизогнозия - полное отрицание болезни как таковой; типична для больных с алкоголизмом и онкологическими заболеваниями.

Внутренняя картина болезни, характеризуя целостное отноше­ние к заболеванию, тесно связана с осознанием больным своей бо­ лезни. Степень осознанности своего заболевания во многом зависит от образованности и общего культурного уровня пациента, хотя пол­ного соответствия здесь часто не наблюдается (как, например, при анизогнозиях). Даже при психических заболеваниях больной не мо­жет не давать естественных, психологически понятных и характерных для его личности реакций на свое заболевание. Причем при этом у некоторых больных имеется иногда смутное и неотчетливое осозна­ние своей болезни, но бывает и так, что отчетливое осознание болез­ни может сочетаться с безразличным, тупым отношением к ней.

Степень осознанности своей болезни больным может нару­шаться при некоторых очаговых поражениях мозга. Например, по­ражениям задних отделов левого полушария чаще сопутствует адекватная внутренняя картина болезни, в то время как при пора­жении задних отделов правого полушария наблюдалось сочетание адекватного когнитивного уровня осознания внутренней картины болезни с неадекватным эмоциональным представлением больных о своих перспективах, расхождение между планами на будущее и реальными возможностями. Неадекватная внутренняя картина бо­лезни (неполное представление о своем состоянии) в сочетании с недостаточным ее эмоциональным переживанием характерна для лиц с поражением левой лобной области, а поражение правой лоб­ной доли мозга также сопровождается расхождением между когни­тивными и эмоциональными планами внутренней картины болез­ни.

Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц подробно анализируют историю понятий «внутренняя картина болезни» и «параметры внутренней картины болезни» .

В истории психологии и медицины внимание к понятию внутренней картины болезни связано с 50-ми гг. XX в. Во время войны наблюдались массовые явления отсутствия хронических болезней (болезней мирного времени), разный темп заживления ранений у военных и гражданских лиц, у людей, которые хотели жить и которые не стремились к жизни. После войны у людей длительное время сохранялся военный синдром, типичный для участников любых войн. Суть его в том, что у человека, пережившего военные сражения, через определенные промежутки времени происходило обострение самосознания, ему начинали сниться кошмары, он заново начинал все переживать. Эффективное средство для снятия синдрома войны - психотерапия, в критических ситуациях - применение мощных психотропных средств. Позднее появились работы, которые использовали понятие, введенное для исследовательских целей А.Р. Лурией и А. Гольдшейдером, - понятие внутренней картины болезни.

Сегодня в описании этого понятия можно видеть научную и научно-практическую проблему, в центре которой находятся не только медицинские, но и психологические аспекты внутренней картины болезни. В одних случаях она направляет поведение на преодоление болезни, а в других, наоборот, является тем фактором, который создает отрицательные эмоции и усугубляет течение болезни.

Наличие внутренней картины болезни как отношение человека к собственному заболеванию связано с реальными или мнимыми поражениями органов человека. Внутренняя картина болезни обязательно характеризуется присутствием наблюдателя и сочувствующего человека, т.е. внутона обязательно связана с внешним или внутренним диалогом человека. Это переживание, которое ориентировано на другого: на себя как на другого, обладающего внутренней картиной здоровья, или на другого человека, как присутствующего, как лечащего.

Внутренняя картин болезни не зависит от течения самой болезни, т.е. может воспроизводиться в виде фантомных болей или создаваться при объективном отсутствии медицинских симптомов. Она предполагает восприятие человеком самого себя как страдающего, как требующего участия другого человека - лечащего. Внутренняя картина болезни обладает высокой степенью устойчивости, так как является естественным продолжением одного из устойчивых образований сознания человека - внутренней картины здоровья.

Внутренняя картина здоровья - это самоощущение человека, переживание себя как существующего, как обладающего силой, непроницаемостью для других (плотностью). Так, если слепоглухонемого ребенка с рождения все время носить на руках, его тело не приобретет даже автономной терморегуляции, так как он не был отдален от матери, у него не была запущена в действие присущая ему как человеческому существу внутренняя картина здоровья. Внутренняя картина здоровья - это и переживание своей возможности к автономному существованию, переживание своей силы, одновременно сила духа и сила тела.

Внутренняя картина болезни - отражение внутренней картины здоровья. Люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях. Когда было зафиксировано существование внутренней картины болезни и ее характеристики, в современной медицине стало развиваться представление о влиянии мыслей о смерти на здоровье человека, которое стало определять многие действия врачей (например, решение вопроса о том, надо ли сообщать человеку информацию о степени тяжести его болезни, о прогнозе заболевания).

В результате большого числа исследований, описанных в книге Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти», было показано, что современный человек страшно боится смерти и он настолько инфантилен, что стремится оттолкнуть смерть на границу сознания, хотя она становится доступной, «прирученной». Каждый знает, как достичь собственной смерти. Даже дети знают, как лишить жизни себя и другого человека. В то же время считается приличным уходить от разговоров о смерти. В концепции смерти сама смерть воспринимается как несуществующая. В свое время поэт Н. Коржавин писал о том, что «если смерти нет, то и жизни нет».

Вытеснение смерти из сознания человека приводит к тому, что во внутренней картине болезни, когда возникает болезнь, отсутствует реальный образ того, с чем человек должен бороться. Чтобы во внутренней картине болезни выстроить такую концепцию смерти, где есть борьба с ней, человек должен видеть источник собственной силы в себе. Он один на один не может бороться со смертью. Для этого должен присутствовать тот внутренний наставник, который создаст дополнительный источник сил для человека, чтобы он мог воздействовать на собственную жизнь и смерть.

Впервые работа с внутренним наставником применена в психоаналитической школе К.Г. Юнга. Он говорил о том, что иногда во время медитации или состояния задумчивости возникают образы, существующие как бы самостоятельно, независимо. Он уделял большое внимание установлению связи с этими, как он считал, положительными источниками бессознательного.

Один из способов, позволяющих соприкоснуться с внутренним наставником, - символ-драма , или направляемый сон наяву, - особая работа с воображением. Установление контакта с внутренним наставником - одно из условий личностного роста и самопознания человека.

Как отмечают К. и С. Саймонтоны, пациенты часто лучше реагируют на озарение, которое приходит к ним во время разговора с внутренним наставником, чем на наблюдение врача. Они считают, что, так как внутренний наставник является частью их собственной личности, доверие к нему как к руководителю - это шаг на пути принятия на себя ответственности за собственное физическое и психическое здоровье.

Когда человек начинает вступать в отношения со своей смертью, смерть начинает материализовываться, и тогда человеку легче сопротивляться. Это доказано работами многих психотерапевтов.

Изучение понятия внутренней картины болезни представлено в работах как отечественных, так и зарубежных авторов 1 . Это одна из основополагающих идей, связанных с необходимостью изучения ответственности человека за собственное заболевание - аутопатологии. Болезнь понимается как реализация в определенных жизненных условиях специфического личностного профиля человека, который является индивидуальным для каждого человека, определяется его конституцией, наследственностью. В этом смысле можно говорить об аутопатологии.

В истории изучения внутренней картины болезни было много вариантов понимания субъективных характеристик заболевания, дни обозначались разными авторами несхожими терминами, но все описывали одно и то же явление, в табл. 8.1 эти данные систематизированы и позволяют выделить те специфические особенности явления, которое сегодня терминологически обозначается, как внутренняя картина болезни.

Таблица 8.1

Отражение болезни в психике человека

Характеристика содержания переживания больного

Аутоклассическая картина болезни.

А. Гольдшейде р (1926 г.)

создается самим больным на основе его ощущений и переживаний, связанных с его физическим состоянием

два уровня картины болезни:

  • 1) сенситивный - основан на ощущениях;
  • 2) интеллектуальный - результат размышлений о своем физическом состоянии

Внутренняя картина болезни.

А.Р. Лурия (1944 и 1977 гг.)

все то, что испытывает и переживает больной: его общее самочувствие, са- монаблюдеие, представление о своей болезни. Сочетание восприятий и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических травм и переживаний

те же уровни переживания. Особое значение отводят ее интеллектуальной части

1 См., например: Ясперс К. Общая психопатология. - М., 1997.

Окончание табл. 8.1

Переживание

В.В. Ковалев (1973 г.)

общий чувственный и эмоциональный фон, на котором проявляются ощущения, представления связанные с болезнью

шесть типов переживания болезни: депрессивный, дистимический, ипохондрический, фобический, истероидный, эйфориче- ски-анозогнозический

Реакция адаптации.

Е.А. Шевалев (1936 г.)

комплекс приемов, вырабатываемых личностью в целях преодоления сознания неполноценности, переживаний ограничения своих физических и психических возможностей для преодоления изменившегося самочувствия и различных проявлений болезни

реакции компенсаторного типа псевдоаутичного, псевдокомпенсаторного характера. Они определяются концепцией болезни, которую создает пациент

Позиция к болезни. Л.П. Фрумкин,

И.А. Мизру- хин (1970 г.)

реакция личности по отношению к болезни

наиболее важна реакция больных на существенные симптомы, обращающие патогенетическую сущность болезни

Отношение к болезни.

Л.Л. Рохлин (1971 г.)

сознание болезни, т.е. гнозис болезни. Сдвиг в психике, отношение к заболеванию

важные составляющие - восприятие своей болезни, ее оценка и переживания по ее поводу

Сегодня понятие внутренней картины болезни в отечественной психологии и медицине становится одним из способов мышления о психосоматической проблеме. Оно охватывает разнообразные стороны субъективной стороны заболевания и, по мнению В.В. Николаевой, включает в себя несколько уровней отражения болезни в психике заболевшего человека. Это:

  • чувственный уровень ощущений;
  • эмоциональный - связан с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия;
  • интеллектуальный, или когнитивный, - связан с представлением, знанием больного о своем заболевании, размышлениями о его причинах и возможных последствиях, т.е. собственная концепция болезни, которую человек начинает развивать по отношению к заболеванию;
  • мотивационный - связан с отношением больного к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезнии актуализации деятельности по возвращению и сохранению внутренней картины здоровья.

Между этими компонентами возможны различные соотношения. В современных работах по изучению внутренней картины болезни анализируются переживания человека как особый вид активности, возникающий при формировании внутренней картины болезни . Суть этой активности состоит в том, чтобы преодолеть диссонанс, вызванный болезнью, как в организме, так и психике человека. Этот диссонанс еще называют соматопсихическим.

Переживание, связанное с построением внутренней картины болезни, направлено на упорядочение своего внутреннего мира, чтобы восстановить душевное равновесие, нарушенное болезнью справиться с критической ситуацией. Внутренняя картина болезни и отражает достижение этого равновесия за счет переживания.

Ряд современных авторов предлагают модель внутренней картины болезни , которая развивает идеи А. Лурия и А. Гольдшейдера о ее составляющих. Они связывают содержание внутренней картины болезни с элементом самосознания человека, сформированном в результате самопознания. Составляющие этой модели как любое теоретическое знание может помочь в понимании изменений структуры личности, которые определяются новыми, часто трагическими условиями жизни, продиктованными болезнью.

В модели внутренней картины болезни выделяется прежде всего функциональная структура, которая основывается на долговременной памяти человека, сохраняющей информацию о болезни, всех ограничениях, которые она накладывает на деятельность организма и личности, в центральных отделах мозга и таким образом создает церебральное информационное поле болезни. Это поле существует благодаря матрицам долговременной памяти и может оказывать влияние на все информационные системы мозга, в том числе те, которые отвечают за принятие решения с учетом этой информации.

Считается, что наиболее стабильным элементом в информационном поле мозга является самосознание, «Я» человека. По отношению к нему ранжируются все остальные виды информации как более близкие к «Я» или более далекие от него.

Авторы модели предполагают, что церебральное информационное поле болезни способно влиять на информационные процессы мозга, контролирующие состояние внутренней среды организма и поведения, которое ведет к адаптации или дезадаптации. Психологическая зона информационного поля болезни формируется на основе доминирующих мотиваций, эмоций и связанных с заболеванием представлений.

Благодаря деятельности «схемы тела» (важнейшего мозгового аппарата, одним из главных звеньев которого является таламо- париетальная система) ощущения человека и состояние его организма получают пространственную отнесенность, и человек может определить их эмоциональный тон. Он может сказать, где болит и как болит. «Схема тела» постоянно формирует и сопоставляет движущийся и неподвижный образы тела, а также образы будущих движений. Благодаря «схеме тела» человек овладевает движениями, воспринимает других людей, совершенствует двигательные навыки. Образы тела становятся предметом самопознания и самосознания («Какой я?», «Как выгляжу?», «Каким я могу стать?» и т.п.).

При нарушении этих процессов может возникнуть недооценка или переоценка заболевания. На восприятие образа тела и его состояния существенно влияет и функциональная асимметрия мозга.

Существуют несколько уровней развития «схемы тела»: физиологический, психологический и социальный. Физиологический связан с переживанием ощущений, идущих от организма (приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно и т.п.). Психологический определяется представлениями, воображением, мышлением человека о свойствах его тела, что создает пристрастность в восприятии одних органов и игнорирование других. Социальный включает в себя моральные оценки, стандарты моды, ролевые ожидания, что рождает такое явление, как социальную престижность заболевания, выражающуюся даже в метафорах, например «царская болезнь».

«Схема тела», по мнению ее авторов, является основой структуры «Я». Для понимания внутренней картины болезни следует иметь в виду, что психологический образ тела имеет большее значение, чем сенсорный, так как в большей степени определяет поведение больного человека и имеет большое значение для прогноза заболевания и формирования жизненных планов.

Кроме «схемы тела», больной формирует информационную модель болезни. Она в зависимости от болезни может развиваться очень быстро или очень медленно. В нее обычно входят два блока: сенсорно-эмоциональный и логический. Сенсорно-эмоциональный основан на непосредственных впечатлениях и переживаниях, вызванных болезнью, а в логический блок включается еще информация, которую больной использует для понимания причин возникновения болезни и описания ее признаков, т.е. концепция болезни.

Во внутренней картине болезни концепции болезни могут быть реальные или ложные. Реальные модели тоже отличаются степенью адекватности в отражении расстройства и динамики заболевания. Среди ложных моделей встречаются мнимые болезни или симуляции. При аггравации модель болезни частично фиктивная, а при симуляции и ятрогении - полностью фиктивная. У симулянта нет церебрального информационного поля болезни, а ее психологическое поле является фиктивным, тогда как у больного с психогенным расстройством основой фиктивной модели болезни является матрица долговременной памяти, сформированная в результате внушения или самовнушения. Они-то и содержат психогенную информацию.

Модель прогноза заболевания - одна из составляющих внутренней картины болезни, так же, как и модель ожидаемых результатов лечения. Она носит явно адаптационный характер и формируется на основе тех медицинских знаний, которые хочет, может и умеет использовать больной человек. Модель прогноза заболевания может включать в себя ориентацию как на выздоровление, так и на смерть или на инвалидность.

Модель ожидаемых результатов лечения создается самим больным, но в отличие от других, образующих внутреннюю картину болезни в ней большое значение имеет воздействие врача или окружающих людей, которые оказывают на человека влияние. Эта модель во многом определяет отношение больного к врачу - степень доверия, уровень открытости и т.п.

Во время лечения у больных формируются психологические модели полученных результатов лечения. Это то эмоциональное содержание оценки результатов лечения, которое связано со сличением модели ожидаемых результатов и моделью полученных результатов.

Эмоции могут быть причиной свертывания или разрушения модели ожидаемых результатов лечения, что приведет к отказу от лечения данным методом или от лечения вообще, может стать причиной депрессии. Эмоциональное отношение к болезни играет очень большую роль в формировании внутренней картины болезни.

Конечно, чтобы получить данные о внутренней картине болезни как психологу, так и врачу, надо иметь теоретическое представление о ее компонентах и возможных структурно-функциональных отношениях между ними. Конкретный сбор информации о внутренней картине болезни начинается с выслушивания жалоб больного в беседе с ним . Выясняется прежде всего, что заставило больного обратиться к врачу: дискомфорт, тревога за состояние здоровья невозможность трудиться и т.п.

Всегда важно помнить о том, что язык жалоб больного отличается от объективных медицинских критериев. Понимание внутренней картины болезни, как и психотерапевтический контакт, возможны, если врач и больной говорят на одном языке. Во время беседы врач и психолог получают информацию о модели ведущих симптомов. Во всех случаях важен врачебный деонтологический подход при исследовании внутренней картины болезни.

При выявлении внутренней картины болезни нужно изучать уровни осознания ее элементов и источники их формирования: личный опыт переживания; суждения других больных с аналогичным заболеванием; использование научной и научно-популярной литературы; впечатления и мнения окружающих людей немедицинских специальностей и т.п. Для более глубокого научения внутренней картины болезни желательно изучить ее динамику в онтогенетическом аспекте - с детства до момента заболевания.

Внутренняя картина болезни тесно связана с механизмом принятия решения и системой ценности личности. Для больного ценность симптомов болезни имеет не клинический, а личностный характер, поэтому они во внутренней картине болезни имеют место, отличное от клинической картины болезни.

Для психотерапевтической работы изучение этого различия является существенным основанием для принятия решения о стратегии воздействия на больного с целью создания у него адекватной «схемы тела». Для изучения «схемы тела» применяются как вопросы о чувстве телесного дискомфорта, его локализации, интенсивности и динамике, так и нейропсихологические методики, которые дают возможность выявить поражения теменных, теменно-височных или лобных отделов мозга. Эти данные полезно сопоставлять с результатами электроэнцефалографии.

Внутреннюю картину болезни надо исследовать как динамическое образование, все элементы которого обладают определенной эмоциональной окраской и могут перестраиваться под воздействием разных источников информации. В изучении внутренней картины болезни обязательно надо определять тип эмоционального отношения человека к своему телу и проявлениям болезни. При этом желательно дифференцировать стабильный фоновый тип эмоциональных отношений и эмоциональное отношение к конкретному заболеванию в целом и его отдельным симптомам. Это важно для выявления аггравантов, симулянтов и других лиц, не адекватно реагирующих на болезнь.

В модели прогноза надо обратить внимание на исследование психологического отсчета времени, которое возникло у больного в связи с болезнью в целом или при появлении ее отдельных симптомов. Это важный момент в проецировании болезни в будущее. В этой же модели надо знать и представление больного об ожидаемом результате лечения, времени его появления и путях достижения желаемого результата. Это дает возможность определить наличие у больного веры в целях лечения, узнать источники его надежды на выздоровление.

Внутренняя картина болезни может существовать в виде образа или логического утверждения. В любом случае, если это требуют задачи лечения, на нее может быть оказано воздействие психотерапевтическими средствами с целью создания оптимальных медикопсихологических условий лечения больного человека. Так, у некоторых групп больных с длительно текущими заболеваниями центральной нервной системы внутренняя картина болезни содержит модели синдромов, прогноза, ожидаемых и полученных результатов лечения. Большое место в ней занимает тревога, если внутренняя картина болезни формировалась без психотерапевтического влияния врачей. Если тревога выражена, то внутренняя картина болезни нестабильна, в ней превалирует отрицательная модель прогноза.

При некоторых поражениях центральной нервной системы нередко появляется неадекватное представление о состоянии своего тела, его размерах, строении, соотношении разных его частей. У больных неврозами внутренняя картина болезни характеризуется разнообразными психологическими механизмами защиты, которые «корректируют» любую информацию о болезни.

Большинство практически здоровых людей сохраняют внутреннюю картину болезни после перенесенного заболевания в своей памяти в обобщенном, свернутом виде. Это имеет адаптивное значение и позволяет в то же время строить адекватные отношения с больными людьми.

Если у психически здоровых людей внутренняя картина болезни мгновенно реагирует на изменение их состояния и является регулятором поведения, то у олигофренов она строится иначе. Внутренняя картина болезни олигофренов, страдающих соматическими и неврологическими расстройствами, бедна, статична, инертна и не способна участвовать в механизме регуляции поведения. В ней выпадают отдельные симптомы, нет проекции в будущее. Тревога относительно заболевания встречается крайне редко. Большинство из них осознают свой психологический дефект, свое низкое место в системе социальных отношений и переживают его.

Уровень интеллекта играет важную роль в построении структуры внутренней картины болезни. Знание о внутренней картине болезни дает возможность анализировать отношение его к болезни и позволяет определить его возможности в самостоятельной борьбе с нею, которую он может вести, используя внутреннююй картину здоровья как ресурс своего личностного индивидуального существования. Именно о них упоминали К. и С. Саймонтоны, обращаясь к своим читателям с просьбой поощрять здоровье, а не болезнь, т.е. не лишать больного возможности самому заботиться о себе, обязательно обращать внимание на любое улучшение состояния; заниматься с больным какой-то деятельностью, не относящейся к болезни; продолжать проводить время с больным, когда он начнет поправляться. Лучше помогать, чем спасать, только делать это надо умело. Для этого и надо психологам и врачам работать вместе, пользоваться информацией друг друга и не бояться признаться в своей некомпетентности, когда речь идет о недостатке этой информации.