Индивидуальная психотерапия. Задачи индивидуальной психотерапии

Такая форма работы подразумевает собственно психотерапию в обычном понимании - это работа врача-психотерапевта и человека, обратившегося за помощью. "Индивидуальная" - то есть приватная, в обстановке доверительного контакта, которому никто не мешает. Нет других пациентов, нет наблюдателей. Очевидно, что в такой атмосфере можно с большей долей вероятности установить доверительные отношения, а это является залогом эффективности психотерапии. Используя именно индивидуальный вариант терапии, психотерапевт не ограничен в применении методов лечения.
Такая форма психотерапевтического взаимодействия позволяет эффективно проводить работу в любых направлениях, будь то психоанализ или гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия или гипнотическое воздействие . Несмотря на развитие в последние десятилетия групповой формы работы, индивидуальный вариант остается безусловно самым удобным и самым эффективным. В такой атмосфере клиент психотерапевта может без стеснения доверить специалисту свои личные психологические проблемы и связанные с этим телесные недуги .
Я в своей работе использую когнитивно-поведенческую психотерапию как основной метод лечения. Но элементы других подходов и методик - например гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования, гипно-суггестивные техники, психоанализ - также имеют место. Эти включения применяются по-необходимости и в каждом отдельном случае мною решается индивидуально - что и в каком виде будет применяться. Более того, я глубоко убежден, что используя только одну методику или подход, крайне затруднительно (по крайней мере на современном этапе развития психотерапии) быть эффективным в большинстве случаев невротических расстройств. Лучшим примером является психотерапия и вообще лечение панического расстройства. Панические атаки , которые являются основным и очень мучительным проявлением данного расстройства не являются отдельным заболеванием. Их природа бывает различна, и в зависимости от причин (или комплекса причин) - выстраивается психотерапия и если необходимо - медикаментозное лечение. Избавиться от болезненных проявлений панических атак помогает поведенческая терапия , но этого недостаточно для коррекции тех проблем, которые "терзают" человека на подсознательном уровне, которые явились основой для возникновения таких мощных "выбросов" нервного напряжения, как панические атаки. То есть для планомерного лечения такого невроза, как паническое расстройство , применяется уже когнитивная психотерапия, экзистенциальная терапия (логотерапия) и психоанализ.

Индивидульная, или "личная" психотерапия, отличается от семейной терапии тем, что объектом становится личная психологическая адаптация субъекта, а не усиление адаптационных способностей пары к благополучному сосуществованию.

Индивидуальная психотерапия относится к такой методике лечения, при которой процесс проходит только в присутствии врача и пациента. Применяется практически при любых различных течениях и концептуальных направлениях психотерапевтического воздействия служит альтернативным вариантом прочих видов — семейной, групповой терапии.

Как работает врач

Для понимания процесса лечения нужно определить, какие этапы индивидуальной психотерапии существуют. Их всего три.

Психотерапевт должен определить жизненный стиль пациента. Для этого он просит рассказать о себе, особенное внимание уделяется воспоминаниям детских лет. Какие были его отношения с родителями, сверстниками. Не было ли гиперопеки, отсутствия внимания.

Согласно психотерапевту Адлеру, неважных воспоминаний не существует, человек воспроизводит в памяти именно те события, которые у него ассоциируются с проблемой в настоящем времени.

Во время беседы следует обращать внимание не только на слова, но и то с какой интонацией их произносит клиент, важна также поза и мимика во время повествования.

На этом этапе должна возникать доверительная и дружественная атмосфера человека и врача. Психотерапевт собирает воедино всю информацию и помогает вывести воспоминания, которые по каким-то причинам забылись. Одновременно идет установка визуального и эмпатического контакта.

На втором этапе врач оказывает помощь в осознании человеком себя и своего поведения. При таком отклонении, как невроз происходит выход на первый план фиктивных целей, которые начинают диктовать настоящее поведение и приводить к возникновению жизненных проблем. Осознать их наличие уже является первым шагом на пути к улучшению психического состояния.

Основная проблема — правильно увидеть себя и свое место в этой жизни и мире, те ошибки, которые были совершены, и способы их преодоления. Для этого необходима тесная и дружеская связь психотерапевта и пациента. Врач должен дать ему подробные объяснения, которые были бы основаны на опыте обратившегося к нему человека.

Невозможно оказание помощи без желания, терпения и понимания клиента, и любые положительные сдвиги следует рассматривать не как успехи того, кто консультирует, а как личную победу больного над своими проблемами. Врач только корректирует этот процесс, и плавно подводит к нему.

На третьем этапе необходимо сформировать у человека интерес к окружающим людям и обществу. Основной задачей стоит переключение невротика с его персоны на социум. Адлер давал задание своим пациентам ежедневно делать кому-нибудь что-то приятное.

Каким способом можно достичь цели?

Для работы в индивидуальной психотерапии существуют определенные техники, при помощи которых достигается результат:

  1. Раннее воспоминание. Для этого врач старается выявить самое раннее воспоминание пациента, основываясь на том, что если оно содержится в памяти, то значит играет важную роль в настоящей жизни, относится к ее основному стилю. Так можно выявить исходное положение, ту матрицу, которая создает проблемы.
  2. Жизненная история. Человек описывает основные этапы всей своей жизни, особенно подчеркивая все поворотные ее пункты. Такая техника позволяет понять, по какому сценарию живет личность и все его драмы.
  3. Анализ снов. Не все психотерапевтические школы признают важность такого подхода. Но Адлер считает, что именно во снах проявляется потребность реализации. Они относятся не столько к самой проблеме, сколько к желанию ее решения.
  4. Практика по устранению негатива путем его усиления. Любая симптоматика имеет продолжение благодаря постоянным мыслям человека о ней. Так получается замкнутый круг. Врач предлагает усилить все признаки во много раз и в максимально неприглядном виде. Обычно после нескольких подобных сеансов проблемные проявления проходят бесследно. Для этого существуют вербальные и невербальные способы.

Методики и их применение в индивидуальной терапии

Существуют также и различные методы работы врача с пациентом. Их выбор зависит от предпочтений самого психотерапевта и индивидуальных особенностей больного.

Рациональная психотерапия

Эта методика заключается в том, чтобы привлечь разум и логическое мышление человека. Довольно часто используется для того, чтобы потом заниматься далее более усложненными способами лечения.

Если метод не работает, то врач прибегает к использованию реориентации. Это позволяет пациенту не избегать своих проблем, а ориентирует его на другие стороны жизни, которые на самом деле важны. Это помогает адаптироваться личности и получить новый виток развития.

Суггестивная терапия

Суггестивное воздействие заключается в возможности врача ее оказывать. При условии, что пациент воспринимает ее без осмысления и критического отношения. Есть скрытая и явная суггестия.

При скрытой суггестии иногда применяется лекарственное средство, которое может вызывать некоторые изменения в организме без вреда для здоровья (тепло, покраснение кожных покровов и пр.). Иногда дается плацебо для усиления воздействия. Гипнотическое внушение также относится к суггестивной психотерапии.

Кроме того, нередко используются методики психоанализа и тренинговые способы воздействия (особенно актуальные при сексуальных отклонениях).

В И. п. в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач—пациент. В организационном аспекте И. п. отлична от групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и ),коллективной и семейной психотерапии .Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные И. п.

И. п. проводится одним психотерапевтом, редко двумя ( ) или несколькими котерапевтами .Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, фармако-, физио- или социотерапией .Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит И. п. у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.

Сочетание с групповой психотерапией, центрированной на групповой динамике ,или семейной психотерапией, фокусирующейся на семейной микрогруппе как целостном субъекте системного психотерапевтического вмешательства ,может предлагаться пациенту только после тщательной проработки психотерапевтических целей ,учитывающей как лечебный потенциал разных форм психотерапии, так и их возможный антагонистический эффект.

История становления и развития И. п. предшествует истории возникновения других форм психотерапии, например групповой или семейной, независимо от их направления, и связана с общей историей психотерапии.

Структура целей различных современных форм психотерапии применительно к И. п. представлена на основании разработок Орлински, Ховарда (Orlinsky D. Е., Howard K. I., 1986) в табл. 1.

Таблица 1. Цели современных форм психотерапии

Цели для сеанса психотерапии (для терапевтического процесса): конкретно и краткосрочно

Углубление самоэксплорации

Уменьшение страха при обсуждении запретной темы

Микрорезультаты (после сеанса): конкретно и краткосрочно

Прекращение избегания повседневных ситуаций, которые ранее избегались

Улучшение способности понимания причинных связей конкретной социальной конфликтной ситуации

Макрорезультаты (после сеанса): глобально и долгосрочно

Позитивная самохарактеристика

Соответствующая сила «Я»

Адекватное ожидание собственной эффективности

Улучшение способности к коммуникации

Стабильная и генерализованная ситуационная компетентность

Выделение общих факторов лечебного действия И. п. в значительной степени определяется теоретическими взглядами исследователей. Так, Мармор (Marmor J., 1978) при наблюдении за психотерапевтами различных направлений ( , ,гештальт-терапия и др.) отметил восемь основных факторов, присущих всем психотерапевтическим методам в той или иной степени:
1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом как основа, на которой строится психотерапия;
2) первоначальное ослабление напряжения, основанное на способности пациента обсуждать проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;
3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;
4) оперантная модификация поведения больного за счет одобрения или осуждения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом;
5) приобретение социальных навыков на примере психотерапевта;
6) и внушение — явное или скрытое;
7) применение или репетирование более адаптивных методик при условии —
8) эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.

Важной общей характеристикой И. п. является последовательность его фаз (Kanfer F. H., Grimm L. G., 1980), с которыми связаны конкретные цели и средства их достижения (табл. 2).

Таблица 2. Фазы психотерапевтического процесса

Средства

Определение показаний

Диагностическое обследование.

Выбор терапевтического метода

Беседа/анамнез

Личностные и клинические тесты

Медицинское обследование

Построение терапевтических отношений

Ролевое структурирование (объяснение и облегчение принятия пациентом его роли как пациента)

Формирование позитивных ожиданий при изменениях

Построение терапевтического союза

Передача знаний об общей концепции этиологии

Реализация уважения и эмпатии

Разъяснение правил психотерапии

Терапевтический контракт

Проведение терапевтического обучения

Систематическая модификация поведения (поведенческая терапия)

Анализ и учет опыта при определении мотивов поведения и переживаний (психоанализ)

Реструктурирование представлений о себе (разговорная психотерапия)

Применение специальных психотерапевтических техник

Непрерывное наблюдение и анализ психотерапевтического сеанса

Оценка результата терапии

Психодиагностический учет степени достижения терапевтической цели

Обеспечение генерализации результатов терапии

Формальное завершение терапевтических отношений

Диагностические методы

При определенных условиях — редуцирование терапевтических контактов

Договоренность о завершении терапии по взаимному соглашению

И. п. представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации. При И. п. особенно важна роль психотерапевта. Согласно исследованиям Бютлера (Beutler L. E.et al., 1994), характеристики психотерапевта, влияющие на процесс психотерапии, могут разделяться на объективные: возраст, пол, этнические особенности, профессиональная основа, терапевтический стиль, психотерапевтические техники и субъективные: личностные копинговые особенности, эмоциональное состояние, ценности, отношения, убеждения, культурные взаимоотношения, терапевтические взаимоотношения, характер социального влияния, ожидания, философская терапевтическая ориентация.

По срокам проведения И. п. может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей, психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Современной тенденцией почти всех концептуальных и методических направлений является стремление к краткосрочности, базирующееся на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, конкуренции в снижении материальных затрат без снижения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих пациентов от развития «психотерапевтического дефекта», «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Долговременные формы И. п. наиболее характерны для психодинамической (психоаналитической) психотерапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте психотерапевтических занятий 2-3 раза в неделю. Продолжительность лечения зависит, в частности, от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса ( фокусируется на разрешении главного конфликта). Частые встречи с пациентом позволяют психотерапевту проникнуть в его внутреннюю жизнь, ведут к более полному развитию переноса ,а также поддерживают больного на протяжении всего периода лечения. В ходе долговременной психотерапии расширяется самопознание пациента, выявляются и разрешаются внутриличностные бессознательные конфликты, формируется понимание механизмов психической деятельности, что позволяет завершать процесс лечения. Урсано, Зонненберг, Лазар (Ursano R. J., Sonnenberg S. M., Lazar S. G., 1992) выделяют следующие критерии окончания терапии. Пациент:

1) чувствует ослабление симптомов, которые воспринимаются как чуждые;

2) осознает свои характерные защитные механизмы;

3) способен принять и признать типичные для себя реакции переноса;

Основные формы психотерапии

1. Индивидуальная психотерапия

Психотерапевтический процесс протекает в диаде: терапевт - клиент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта. Помимо психологической техники и условий ее реализации. По срокам проведения индивидуальная терапия может делиться на кратковременную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий: краткосрочной считается терапия до 20 сессий. В настоящее время почти все психологические направления стремятся к краткосрочности за счет увеличения интенсивности, уменьшения материальных затрат без уменьшения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих клиентов от развития "психотерапевтического дефекта", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психоаналитической терапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте занятий 2-3 раза в неделю.

2. Групповая психотерапия

Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики. Использование любого психотерапевтического метода в группе больных не является групповой терапией. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы. В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают определенные групповые феномены, такие, как распределение ролей, выделение лидера и т.п. В терапевтической группе тоже наблюдаются феномены, которые называются лечебными факторами:

Сплоченность членов группы - условие, способствующее достижению терапевтического успеха. Характеризует прочность и единство межличностных взаимодействий в группе.

Внушение надежды группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в разном темпе (отстающие тянутся вперед).

Обобщение - до прихода в группу люди считают собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.

Альтруизм - осознание тог, что каждый участник группы может быть полезным и необходимым другим.

Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.

Множественный перенос - эмоциональная привязанность участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.

Межличностное общение - группа является своеобразным испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций участников и апробации новых способов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи, поддержки.

Развитие межличностных умений - участники совершенствуют свои умения общаться в группе.

Имитирующее поведение - подражание ведущему, участников группы друг другу. Сначала - для получения одобрения, затем наступает активное экспериментирование. В результате расширяется поведенческий репертуар каждого участника.