Метод десенсибилизации. Систематическая десенсибилизация

Систематическая десенсибилизация, также известная как градуированная терапия экспозиции, представляет собой тип когнитивной терапии поведения, разработанный южноафриканским психиатром Джозефом Вольпе. Он используется в области клинической психологии, чтобы помочь многим людям эффективно преодолевать фобии и другие тревожные расстройства. Метод основан на классическом обучении и включает элементы как когнитивной психологии, так и анализа прикладного поведения. При использовании аналитиками поведения он основан на радикальном бихевиоризме и функциональном анализе, поскольку включает в себя принципы противодействия, такие как медитация (личное поведение) и дыхание (общественное поведение). Однако, с точки зрения науки, познания и чувства вызывают двигательные действия.

Процесс систематической десенситизации происходит в три этапа. Первым шагом является идентификация тревоги, вызывающей иерархию стимулов. Второй - обучение методам релаксации или преодоления. Когда индивидуума учат этим навыки, он должен использовать их на третьем этапе, чтобы реагировать на ситуации или преодолевать их в установленной иерархии страхов. Цель процесса заключается в том, чтобы человек научился преодолевать боязнь на каждой ступени.

Существует три основных фазы, которые выделил Вольпе, чтобы успешно десенсибилизировать человека.

  1. Установите иерархию стимулов беспокойства. Индивид должен сначала идентифицировать предметы, которые вызывают проблемы. Каждому элементу, провоцирующему тревогу, дается субъективное ранжирование по степени тяжести вызванного беспокойства. Если человек испытывает сильную боязнь во многих разных триггерах, каждый предмет рассматривается отдельно. Для всех стимулов создается список для ранжирования событий от наименьшего беспокойства до вызывающего наибольшую тревогу.
  2. Исследуйте ответ пациента. Релаксация, такая как медитация, является одним из видов лучшей стратегии преодоления. Вольпе научил своих пациентов релаксационным ответам, потому что невозможно одновременно расслабиться и беспокоиться. В этом методе больные практикуют расслабление различных частей тела, пока пациент не достигнет спокойствия. Это необходимо, потому что дает возможность контролировать свой страх и не позволяет ему увеличиваться до невыносимых уровней. Для того чтобы пациент мог изучить соответствующие способы преодоления проблемы, требуется всего несколько сеансов. Дополнительные стратегии борьбы включают в себя антистрессовые лекарства и дыхательные упражнения. Другим примером релаксации является когнитивная переоценка воображаемых результатов. Терапевт может побудить пациентов исследовать то, что они представляют себе, когда подвергаются воздействию вызывающего тревогу стимула, а затем позволяет заменить воображаемую стрессовую ситуацию любым положительным результатом.
  3. Подключите триггер к несовместимой реакции или методу преодоления путем противодействия. На этом этапе пациент полностью расслабляется и затем помещается в ситуацию рядом элементом, который занимает низшую строчку иерархию тяжести стимулов тревоги. Когда пациент снова достиг состояния безмятежности после того, как ему были представлены первые стимулы, применяются другие триггеры более высокого уровня. Это поможет пациенту преодолеть свою фобию. Терапия длится до тех пор, пока все элементы иерархии стимулов беспокойства не будут применены без проявления тревоги у больного. Если в любой момент во время упражнения механизмы преодоления неудачи перестали работать или пациент не может завершить его из-за серьезного беспокойства, процедура прекращается и возобновляется после того, как больной успокоится.

Человек может обратиться к терапевту из-за их большой фобии змей. Специалист помогает клиенту использовать три этапа систематической десенситизации:

  1. Установить иерархию стимулов беспокойства. Терапевт начинает с просьбы пациента определить ее. В этом списке будут указаны различные способы взаимодействия с объектом фобии, вызывающие разные уровни беспокойства. Например, змея, изображенная на картинке, может вызвать не так много страха, по сравнению с живой и ползающей по телу пациента. Последняя ситуация становится самой высоким в иерархии страха.
  2. Изучить механизмы преодоления или несовместимые ответы. Терапевт будет работать с клиентом, чтобы исследовать соответствующие методы борьбы и релаксации, такие как медитация и релаксация глубоких мышц.
  3. Подключить стимул к несовместимой реакции или методу преодоления. Пациенту будут представлены все более неприятные уровни стимулов боязни - от низшего до самого высокого - с использованием ранее примененных методов глубокой релаксации (то есть прогрессирующей мышечной релаксации). Представляемые стимулы для борьбы с фобией могут включать: изображение змеи; нахождение маленького ужа в соседней комнате; змея на виду; касание объекта и т. д. На каждом этапе воображаемой прогрессии пациент удаляется от фобии через воздействие раздражителя, при этом находясь в состоянии расслабления. По мере того, как иерархия страха полностью охватывается на процедурах, беспокойство постепенно исчезает.

Использование со специфическими фобиями

Специфические фобии - это один из видов психических расстройств, которые часто лечатся с помощью систематической десенситизации. Когда люди испытывают такие беспокойства (например, страх высоты, собак, змей, замкнутых пространств и т.д.), они склонны избегать стимулов тревоги. Это может временно уменьшить беспокойство, но не обязательно станет адаптивным способом борьбы с ним.

В этом отношении поведение пациентов, избегающих стимулов фобии, может стать подкрепленным концепцией, определяемой принципами оперантного кондиционирования. Таким образом, целью систематической десенситизации является преодоление поведения избегания путем постепенного воздействия на пациентов стимулом страха до тех пор, пока этот раздражитель не перестанет вызывать беспокойство. Вольпе обнаружил, что систематическая десенсибилизация была успешной в 90% случаев при лечении фобий.

История

В 1947 году Вольпе обнаружил, что кошки в Университете Уитса могут преодолевать свои страхи постепенным и систематическим воздействием. Он изучил работу Ивана Павлова по искусственным неврозам и исследования Уотсона и Джонсона по устранению детских страхов. В 1958 году Вольпе провел серию экспериментов по искусственной индукции невротических нарушений у кошек. Он обнаружил, что постепенное успокаивание больных животных было лучшим способом лечения их нарушений. Учёный заставал невротических кошек врасплох в разных ситуациях кормления. Вольпе знал, что такое лечение не будет распространяться на людей, и вместо этого применил в качестве терапии постепенное расслабление, чтобы облегчить симптомы тревоги.

Он также обнаружил, что если представлял клиенту реальный стимул, вызывающий беспокойство, методы релаксации не срабатывали. Трудно было принести полный список объектов в его офис, потому что не все возбуждающие беспокойство стимулы являются физическими предметами. Вольпе вместо этого начал заставлять своих клиентов представлять себе тревогу, которую вызывает объект, или смотреть на картины тревожного стимула, подобно процедуре, который делается сегодня.

Недавнее использование

Десенсибилизация широко известна как один из наиболее эффективных методов терапии. В последние десятилетия он все меньше используется в области лечения тревожных расстройств. С 1970 года число академических исследований систематической десенсибилизации снизилось и в настоящее время основное внимание уделяется другим методам лечения.

Кроме того, с 1980 года количество клиницистов, использующих системную десенсибилизацию, также уменьшилось. Специалисты, которые продолжают регулярно использовать этот метод, были обучены до 1986 года. Считается, что уменьшение популярности способа среди практикующих психологов связано с появлением других, таких как наводнение и имплозивная терапия.

Применение в учебных заведениях

От 25 до 40 процентов студентов испытывают тревогу. Они могут страдать от низкой самооценки и вызванных стрессом симптомов в результате беспокойства во время тестов.

Принципы систематической десенситизации могут использоваться для уменьшения их тревоги. Детям было бы полезно практиковать методы релаксации, напрягая и расслабляя различные группы мышц.

При работе со школьниками старшего возраста и студентами объяснение сути десенсибилизации помогает повысить эффективность процесса. После того как подростки изучат методы релаксации, они могут смоделировать тревогу, которую вызывают стимулы. Эти предметы иногда включают в себя непонимание на занятиях или правильное обозначение ответов. Преподаватели, школьные консультанты или психологи способны обучать детей методам систематической десенситизации.

  • 1.3.1.Общие закономерности развития и индивидуальные формы их реализации
  • 1.3.2.Типологический анализ онтогенеза: от возрастных особенностей развития к индивидуальным
  • 1.3.3.Типологический подход в возрастной психологии развития
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 2психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства
  • 2.1.Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста
  • 2.1.1.Проблема речевого развития ребенка
  • 2.1.2.Проблема достижения ребенком автономии действий
  • 2.1.3.Проблема ограничения самостоятельности и инициативы
  • 2.1.4.Проблема овладения навыками самообслуживания
  • 2.2.Психологические трудности дошкольника
  • 2.2.1.Краткая характеристика дошкольного возраста
  • 2.2.2.Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений
  • 2.2.3.Психологические проблемы дошкольников с ослабленным нервно-психическим здоровьем
  • 2.3.Проблема готовности ребенка к школьному обучению
  • 2.4.Проблемы младшего школьного возраста
  • 2.4.1.Кризис семи лет и консультативные проблемы младшего школьного возраста
  • 2.4.2.Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста за психологической консультацией
  • 2.4.3.Особенности обследования психического развития младших школьников в ходе консультирования
  • 2.4.4.Взаимоотношения психолога-консультанта со школой и медицинскими учреждениями
  • 2.5.Особенности психологического консультирования детей подросткового возраста
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 3 психологическое обследование ребенка в практике консультирования
  • 3.1.Принципы, этапы и общие правила психологического обследования ребенка
  • 3.1.1.Комплексное психологическое обследование ребенка
  • 3.1.2.Основные этапы индивидуального психологического обследования ребенка
  • 3.1.3.Правила проведения индивидуального психологического обследования ребенка
  • 3.2.Тестовое и клиническое обследование
  • 3.2.1.Основные правила тестирования в рамках комплексного психологического обследования ребенка
  • 3.2.2.Особенности стратегии клинического обследования ребенка
  • 3.3.История развития ребенка
  • 3.3.1.Понятие и значение психологического анамнеза
  • 3.3.2.Принципы составления психологического анамнеза
  • 3.3.3.Схема составления психологического анамнеза
  • 3.4.Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 4 проблемы коррекции психического развития в детском возрасте
  • 4.1.Коррекция психического развития ребенка: цели, задачи, подходы
  • 4.1.1.Коррекция, интервенция и психотерапия
  • 4.1.2.Определение целей и задач коррекции
  • 4.1.3.Эффективность психологической коррекции
  • 4.1.4.Этапы коррекционной работы с детьми
  • 4.2.Принципы построения коррекционных программ
  • 4.3.Методы коррекционной работы
  • 4.3.1.Метод игротерапии
  • Психоаналитический подход
  • Гуманистически ориентированный подход
  • Игровая комната. Ее оборудование
  • Игрушки и игровые предметы
  • Показания для проведения индивидуальной и групповой форм игровой коррекции
  • Требования к составу группы игровой коррекции
  • Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы игротерапии
  • 4.3.2.Арттерапия как метод психологической коррекции
  • 4.3.3.Методы коррекции поведения. Поведенческий подход
  • Метод систематической десенсибилизации
  • Метод поведенческого тренинга
  • 4.3.4.Метод социальной терапии. Статусная психотерапия
  • 4.4.Взаимодействие психолога с родителями, воспитателями и учителями в процессе консультирования
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 5 методические материалы для диагностической и коррекционной работы
  • 5.1.Обзор методик диагностики семейных отношений в практике возрастно-психологического консультирования
  • Адаптированный вариант детской методики для изучения межличностных отношений Рене Жиля
  • Модификация оценочно-самооценочной методики
  • Детский апперцептивный тест (кат)
  • Методика «Модель личностной сферы»
  • Самооценка ребенка и оценка ребенка родителем
  • Модификация методики «Архитектор - строитель»
  • 5.1.1.Диагностика эмоциональных взаимодействий детей и родителей
  • Основные характеристики особенностей эмоциональной стороны взаимодействия Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях
  • Эмоциональное взаимодействие и психическое развитие ребенка
  • Эмоциональное взаимодействие и отклонения в личностном развитии ребенка
  • Структура эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия
  • Родительская чувствительность
  • Эмоциональное отношение
  • Особенности поведения родителя, определяемые эмоциональным отношением
  • Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
  • Средние (м) и критериальные (n) показатели эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (относительно диады мать- ребенок на выборке из 104 матерей дошкольников)
  • 5.1.2.Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Бене-Антони
  • Исследуемая тестом позиция ребенка по отношению к семье
  • Тестовый материал
  • Процедура проведения теста
  • 1. Выяснение состава семьи ребенка
  • 2. Выставление семейного круга ребенка
  • 3. Опрос
  • 4. Оформление результатов
  • Направления интерпретации результатов теста
  • 1. Относительная психологическая значимость различных членов семьи
  • 2. Эгоцентрические ответы
  • 3. Амбивалентность
  • 4. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им
  • 5. Защиты
  • Модификация теста Бене-Антони
  • 5.1.3.Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования
  • Процедура диагностики
  • Основные параметры анализа «Родительского сочинения»
  • 1. Особенности поведения родителя в процессе выполнения задания
  • 2. Формальные показатели родительского сочинения
  • 3. Содержательные показатели
  • Заключение
  • I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности общения и взаимодействия
  • II. Психологические особенности ребенка
  • III. Родитель как воспитатель
  • 5.1.4.Проба на совместную деятельность Обоснование необходимости использования
  • Процедура диагностики
  • Анализ реального детско-родительского взаимодействия
  • 1. Лидерство - распределение ролей «ведущий» - «ведомый»
  • 2. Целенаправленность и последовательность руководства
  • 3. Особенности предъявления инструкции
  • 4. Ориентация на действия партнера
  • 5. Особенности контроля
  • 6. Особенности оценивания
  • 7. Особенности принятия руководства ведомым
  • 1. Стремление к взаимодействию
  • 2. Дистанция при взаимодействии
  • 3. Эмоциональное принятие - отверженце
  • 4. Отношения защиты - обвинения
  • 5. Эмоциональные проявления
  • Протокол наблюдения за характером детско-родительского взаимодействия при выполнении «Пробы на совместную деятельность»
  • 5.2.Тренинг личностного роста с подростками как дополнение консультативной практики возрастного психолога
  • 5.2.1.Истоки методики
  • 5.2.2.Принципы тренинга личностного роста с подростками
  • 5.2.3.Упражнения на испытания как один из типов упражнений для тренинга личностного роста с подростками
  • 1. Упасть в руки партнера
  • 2. Поднять стоящего на стуле
  • 3. Падение со стола (с подоконника)
  • 4. Прыгнуть с закрытыми глазами
  • 5. Перенести девушку через «горный поток»
  • 6. «Три прыжка»
  • 5.3.Обучение родителей гуманистической игротерапии с детьми
  • Принципиальные основания терапии детско-родительских отношений
  • Цели терапии детско-родительских отношений
  • Игровые сессии, центрированные на ребенке
  • Основные умения в терапии дро
  • 1. Умение структурировать
  • 2. Эмпатическое слушание
  • 3. Использование воображения в игре, центрированной на ребенке
  • 4. Умение устанавливать ограничения
  • 1. Приобретение игрушек
  • 2. Определение места для домашних игровых сессий
  • 3. Расписание игровых сессий
  • 4. Непредвиденные перерывы
  • 5. Обязательства
  • 6. Изменения в детской игре
  • Домашние сессии и обобщение игровых умений
  • Супервизия домашних игровых сессий
  • Обобщение игровых умений
  • Дополнительные родительские умения
  • Типичные проблемы домашних игровых сессий
  • 1. Проблемы проведения сессий в домашних условиях
  • 2. Проблемы динамики сохраняют свое значение в домашних условиях
  • Заключительный этап терапии дро
  • Признаки целесообразности завершения терапии
  • Процесс завершения
  • Альтернативные варианты терапии дро Групповая терапия
  • Терапия дро в домашних условиях
  • Терапия дро как профилактическая программа
  • Разнообразие показаний для применения терапии в дро
  • Описание консультативных случаев
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 1 7
  • Глава 2 психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства 52
  • Глава 3 108
  • Глава 4 132
  • Глава 5 225
  • Метод систематической десенсибилизации

    Модель классического обусловливания послужила основой для разработки таких методов коррекции поведения, как аверсивная терапия, метод систематической десенсибилизации, имплосивная («шоковая») терапия. Аверсивная терапия использует механизм подавления (вытеснения) поведенческой реакции за счет отрицательного подкрепления нежелательного поведения. Метод систематической десенсибилизации и имплосивная терапия основываются на механизме актуализации (освобождения) подавленной реакции. Имплосивная терапия, основанная на «наводнении» и шоке, вызванном чрезмерностью отрицательных стимулов и генерализации торможения реакций страха и тревожности, выглядит непривлекательно для детских психологов, предпочитающих избегать любой вероятности дополнительной травматизации клиента в процессе терапии. Метод систематической десенсибилизации является одним из наиболее авторитетных методов поведенческой терапии.

    Метод систематической десенсибилизации был разработан в конце 50-х гг. Д.Вольпе для преодоления состояний повышенной тревожности и фобических реакций. С тех пор метод приобрел известность и находит широкое применение в психологической и психотерапевтической практике. Метод был разработан в контексте поведенческого подхода и стал первой попыткой распространения идей бихевиоризма на практику психотерапевтической и психокоррекционной работы.

    На основе данных, полученных в экспериментах с животными, Д. Вольпе показал, что происхождение и угасание невротической тревожности, подавляющей адаптивное поведение, могут быть объяснены с позиций теории классического обусловливания. Возникновение неадекватной тревожности и фобических реакций, по мнению Д. Вольпе, основано на механизме условно-рефлекторной связи, а угасание тревожности - на механизме контробусловливания в соответствии с принципом реципрокного подавления. Суть этого принципа состоит в том, что если реакцию, противоположную тревожности, можно будет вызвать в присутствии стимулов, обычно вызывающих тревожность, то это приведет к полному или частичному подавлению реакций тревожности. Д.Вольпе реализовал идею сверхобусловливания в работе с клиентами, испытывающими страхи и фобии, сочетая состояния глубокой релаксации клиента с предъявлением ему стимулов, в обычной ситуации вызывающих страхи. При этом решающее значение имел порядок предъявления и подбор стимулов. Стимулы подбирались по интенсивности так, чтобы реакция тревожности была подавлена предшествующей релаксацией. Иначе говоря, конструировалась иерархия стимулов, вызывающих тревожность, в последовательности от стимулов минимальной интенсивности, вызывающих у клиента лишь легкое беспокойство и тревогу, до стимулов высокой интенсивности, провоцирующих сильно выраженный страх и даже ужас. Этот принцип - принцип систематического градуирования стимулов, вызывающих тревожность - и дал название новому психокоррекционному методу: метод систематической десенсибилизации по аналогии с методом систематической десенсибилизации аллергенов, применяемых в медицине. Метод систематической десенсибилизации - это метод систематического постепенного уменьшения сенситивности, т. е. чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность. Снижение сенситивности приводит к последовательному систематическому уменьшению уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод систематической десенсибилизации может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

    Метод систематической десенсибилизации показан для применения в следующих случаях.

    1. При возникновении повышенной тревожности в ситуациях, где объективная опасность или угроза физической и личностной безопасности человека отсутствует. Тревожность характеризуется высокой интенсивностью и продолжительностью, тяжелыми аффективными переживаниями и субъективными страданиями.

    2. При возникновении психофизиологических и психосоматических расстройств вследствие высокой тревожности (мигреней, головной боли, дерматозов, желудочно-кишечных расстройств и т.д.). В этих случаях, составляющих пограничную для детской и клинической психологии область, необходима комплексная помощь ребенку, включая медицинскую, психологическую и психотерапевтическую помощь.

    3. При дезорганизации и распаде сложных форм поведения вследствие высокой тревожности и страхов. Примером могут служить неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой или «провал» на утреннике в детском саду малыша, выучившего стихотворение, но не сумевшего его продекламировать в нужный момент. В тяжелых случаях ситуативные «срывы» в поведении ребенка могут перейти в хронические и приобрести форму «выученной беспомощности». Здесь до начала использования метода систематической десенсибилизации необходимо снять или уменьшить воздействие стрессора, дав ребенку отдых и оградив его от повторения проблемных ситуаций вызывающих страх и тревогу.

    4. При возникновении реакций избегания, когда ребенок, стремясь избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с тревожностью и страхами, предпочитает избегать любых травмирующих стимулов и ситуаций. В этих случаях избегание представляет собой защитную реакцию на стрессор. Например, ученик прогуливает уроки, стремясь избежать опроса и контрольных работ при объективно высокой степени усвоения учебного материала; или ребенок постоянно говорит дома неправду даже на вопросы о его вполне безупречных поступках, потому что испытывает страх и тревожность потерять расположение родителей. Со временем ребенок начинает испытывать страх уже перед самой возможностью возникновения страха («бояться страха»). Длительное сохранение такого состояния может привести к депрессии.

    5. При замещении реакций избегания дезадаптивными формами поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева. В младшем школьном и подростковом возрасте могут наблюдаться обращения подростка к психоактивным веществам (алкоголю, наркотикам), побеги из дома. В более мягком социально приемлемом варианте дезадаптивные реакции принимают форму причудливого эксцентричного или демонстративно-истероидного поведения, направленного на то, чтобы стать центром внимания и получить необходимую социальную поддержку. Дезадаптивное поведение может выступать в форме особых ритуалов, «магических действий», позволяющих избежать столкновения с вызывающими тревожность ситуациями. В случае возникновения дезадаптивных реакций метод систематической десенсибилизации должен быть использован в комплексе с другими видами психотерапии.

    Классическая процедура систематической десенсибилизации осуществляется в три этапа:

    1) тренировка умения клиента переходить в состояние глубокой релаксации;

    2) конструирование иерархии стимулов, вызывающих тревожность;

    3) этап собственно десенсибилизации.

    Первый - подготовительный -этап ставит задачу научить клиента способам регуляции состояний напряженности и релаксации, покоя. Здесь могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное и прямое внушение, а в исключительных случаях - гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения. Использование игр и игровых упражнений позволяет значительно увеличить возможности эффективного воздействия на ребенка с целью вызвать у него состояние покоя и релаксации. Это и выбор сюжета игры, и распределение ролей, и введение правил, регулирующих переход от активности к релаксации. Использование игровой формы позволяет также в специальных упражнениях организовать овладение отдельными элементами аутогенной тренировки даже детьми дошкольного возраста.

    Задача второго этапа состоит в конструировании иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают. Конструирование такой иерархии осуществляется психологом на основании беседы с родителями ребенка, позволяющей выявить объекты и ситуации, вызывающие тревожность и страхи у ребенка, данных психологического обследования ребенка, а также наблюдения за его поведением. Различают два типа иерархий в зависимости от того, как в них представлены элементы - стимулы, вызывающие тревожность: иерархия пространственно-временного и иерархия тематического типа. В иерархии пространственно-временного типа варьируется один и тот же стимул в зависимости от интенсивности вызываемой тревожности. Таким стимулом может быть предмет, человек или ситуация. Например, объект или человек (доктор, Баба-Яга, собака, темнота) и ситуация (ответ у доски, расставание с матерью, выступление на утреннике и т.д.) представлены в различных временных и пространственных измерениях, в силу чего вызывают тревожность разной интенсивности. Временное измерение характеризует отдаленность события во времени и постепенное приближение времени наступления события. Пространственное измерение - уменьшение расстояния и приближение события или объекта, вызывающих страх. Иначе говоря, при конструировании иерархии пространственно-временного типа создается модель постепенного приближения ребенка к вызывающему страх событию или предмету. В иерархии тематического типа стимул, вызывающий тревожность, варьируется по физическим свойствам и предметному значению. В результате конструируется последовательность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией, одной темой. Таким образом, создается модель достаточно широкого круга ситуаций, объединенных общностью переживания ребенком тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии тематического типа способствуют обобщению умения ребенка подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической работе обычно используются иерархии обоих типов: и пространственно-временного, и тематического. За счет конструирования стимульных иерархий обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиента.

    На третьем этапе - собственно десенсибилизации - организуется последовательное предъявление клиенту, находящемуся в состоянии релаксации, стимулов из ранее сконструированной иерархии, начиная с низшего элемента, практически не вызывающего тревожности, и переходя к стимулам, постепенно увеличивающим тревожность. При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погружается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Отметим, что идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и релаксации не будет сохраняться у клиента даже при предъявлении высшего элемента иерархии. При работе со взрослыми клиентами и подростками стимулы предъявляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в воображении. При работе с детьми оперирование образами и представлениями в воображении оказывается весьма затруднительным, поэтому метод систематической десенсибилизации используется «in vivo», т. е. стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются ребенку в форме реальных физических объектов и ситуаций. Оптимальной формой подобного предъявления стимулов детям дошкольного и младшего школьного возраста является игра. В игре обеспечивается необходимая визуализация «пугающих» страшных объектов и ситуаций и вместе с тем сохраняется свобода и произвольность ребенка в отношении этих объектов и ситуаций, поскольку они реализуются в воображаемой, «мнимой» ситуации, полностью подвластны ребенку и не представляют ни малейшей реальной угрозы. Игра создает возможность сохранения положительного эмоционального настроя и, соответственно, релаксации за счет переживания удовольствия от самой игры, которая может быть сохранена ребенком даже при встрече с ситуациями, вызывающими страх и тревожность.

    В детском возрасте тревожность и страхи перед определенными ситуациями и объектами могут быть обусловлены отсутствием у ребенка адекватных способов поведения в этих ситуациях. В таких случаях метод систематической десенсибилизации дополняется техниками научения, разработанными в рамках теории социального научения (А. Бандура), - техникой моделирования социально-желаемых образцов поведения и техникой социального подкрепления. Благодаря наблюдению моделей адекватного поведения взрослого или сверстника в ситуации, вызывающей страхи у ребенка, и организации социального подкрепления попыток подражать поведению модели, удается не только преодолеть фобии и излишнюю необоснованную тревожность, но и расширить поведенческий репертуар ребенка, повысить его социальную компетентность. Предусматривается определенная последовательность включения ребенка в трудную для него ситуацию. Сначала ребенок только наблюдает за поведением взрослого или сверстника, не обнаруживающих ни малейших признаков страха и испуга. Затем сам включается в совместную деятельность со взрослым или сверстником, в которой постоянно подкрепляются все его даже незначительные достижения и, наконец, пытается самостоятельно имитировать модель «бесстрашного» поведения при эмоциональной поддержке психолога и сверстников - участников группы.

    Принцип систематической десенсибилизации находит также выражение в постепенном переходе от одного вида деятельности к другому так, чтобы обеспечить последовательное приближение ребенка от воображаемой «пугающей» ситуации к реальной ситуации, вызывающей тревожность. Например, достаточно хорошо оправдывает себя такая последовательность коррекционной работы: сочинение сказок и историй о бесстрашном герое, преодолевающем все трудности и испытания, затем тематическое рисование, игра-драматизация, разыгрывание сначала условных, а затем и реальных ситуаций, моделирующих адекватное поведение в ситуациях, прежде вызывавших страх у ребенка.

    В заключение подчеркнем, что хотя метод систематической десенсибилизации при работе с детьми применяется не очень часто, сам принцип систематической десенсибилизации и важнейшие элементы этого метода органически включены в психокоррекционную работу с детьми - ив метод игровой коррекции, и в арттерапию, - занимая достойное место в арсенале средств оказания психологической помощи в развитии детей.

    Для решения психологических проблем и устранения психических расстройств используют различные методы психотерапии. Одной из них является десенсибилизация, которая бывает специфической и систематической. Она является одним из направлений поведенческой психотерапии, когда человек обучается новому поведению в пугающей для себя ситуации.

    У каждого человека есть страхи. Панические атаки являются самыми неконтролируемыми. В критической ситуации человек не задумывается ни над чем, он просто подчиняется своим инстинктам и внутренним порывам, которые говорят «Бежать!». Однако не каждая ситуация должна сопровождаться таким исходом. Существует множество видов социальных фобий, которые ничем не угрожают человеку. Здесь рекомендуется справляться с собственными страхами, чтобы они не управляли человеком.

    На сайте психотерапевтической помощи сайт рассмотрим один из методов – десенсибилизацию, которая позволяет устранить многие тревожные состояния, страхи, панические атаки и даже аллергические реакции организма.

    Что такое десенсибилизация?

    Что такое десенсибилизация? Термин происходит от латинского слова, который обозначает «снижение чувствительности». Он был заимствован из области фотографий, где происходит процесс снижения чувствительности фотопленки. Также он известен в медицине, где используется специфическая десенсибилизация для устранения еских реакций организма путем постепенного введения аллергенов, чтобы организм приучался правильно на них реагировать.

    Десенсибилизация является психотерапевтическим методом, разработанным Ф. Шапиро, который позволяет лечить индивидов от ситуаций, когда они испытывают сильные эмоциональные переживания. Страх, тревога, негативная напряженность являются самыми распространенными ощущениями, с которыми борется десенсибилизация.

    Ученый говорил о том, что после пережитой психологической травмы человек начинает неправильно, автоматически и искаженно интерпретировать посылы, которые ассоциируются с данной пугающей ситуацией. В момент страха посылы закладываются в удаленных уголках подсознания, к которым человек не имеет доступа. Теперь он просто начинает автоматически реагировать на какие-то раздражители, которые тем или иным образом напоминают травмирующее событие. Человек уже не выбирает, а просто реагирует, действуя автоматически.

    Метод десенсибилизации направлен на снижение внутренней негативной напряженности, страхов, тревоги, чтобы человек более адекватно реагировал на тревожные предметы, пугающие события.

    Методы десенсибилизации

    Суть метода десенсибилизации заключается в устранении мышечных зажимов, которые возникают в теле человека, который боится. Цель – устранить напряжение, чувство страха и тревоги на раздражители, которые пугают. Здесь следует понимать, где концентрируются зажимы в теле человека, чтобы иметь возможность ими управлять.

    В момент страха тело человека меняется: возникают зажимы в определенных группах мышц. Это является естественной реакцией организма на пугающую ситуацию, когда он готовится обороняться или убегать. Зажимы возникают в воротничковой зоне, мышцах кистей рук и вокруг глаз, а также в диафрагмальной области. Чем продолжительнее происходит воздействие пугающей ситуации, тем больше становится мышечный зажим.

    Главной задачей метода десенсибилизации является устранение данных зажимов путем их расслабления, особенно в момент страха. Техника включает в себя повторное проживание пугающей ситуации, при которой человек приучается снимать свои мышечные зажимы.

    Методик десенсибилизации существует много, однако суть их одна. Отличаются лишь техники и обстановка, в которой проводится десенсибилизация.

    Типичная методика десенсибилизации заключается в представлении человеком или попадании в тревожную ситуацию с последующим расслаблением мышц. Все это происходит под наблюдением психотерапевта. Человек приучает свое тело к расслаблению в ситуации, где присутствует пугающий его раздражитель. Если человек может расслабиться, тогда пугающий фактор приближают к нему. В случае возникновения сильного зажима, то раздражитель отодвигают. Таким образом, человек постепенно научается оставаться расслабленным в ситуации, которая его может тревожить или пугать, что происходит путем тренировок и мышечного расслабления.

    Здесь можно использовать дыхательные практики, когда человек старается сохранить спокойное и ровное дыхание при представлении или в момент развития пугающей ситуации. Если человек может оставаться спокойным на уровне дыхания, это способствует устранению зажимов.

    Десенсибилизация путем движения глаз является кратковременной и самой распространенной за счет своей простоты. Ею можно пользоваться в любой момент, особенно когда человек непосредственно сталкивается с пугающим или тревожным событием.

    Систематическая десенсибилизация

    Одним из направлений рассматриваемой методики является систематическая десенсибилизация, предложенная Д. Вольпе. Его разработка основывается на следующем постулате.

    Все неадекватные и неконтролируемые реакции человека являются следствием страха или тревоги. Человек испытывает их так же ярко, если воображает пугающую ситуацию, как если бы он реально попал в нее. Здесь можно использовать метод поглощения: пугающий посыл поглощается посылом, который ассоциируется с чем-то положительным, хорошим. Если животные испытывают удовольствие от еды, то человек может снимать зажимы расслаблением. Таким образом, умение человека вызывать у себя ощущение расслабления в момент пугающей ситуации позволяет ему осуществить десенсибилизацию.

    Суть метода заключается в следующем: человек расслабляется, после чего в его воображении начинают провоцировать различные пугающие картины. Все начинается с самых легких представлений или внешних раздражителей, постепенно их усиливая и делая устрашающими. Человек на каждом этапе должен сохранять спокойствие или приучаться к расслаблению. Окончательный этап заключается в том, что человек в самой пугающей ситуации чувствует себя расслабленным.

    Систематическая десенсибилизация может оказаться неэффективной в ситуации, когда у человека имеются вторичные выгоды от его страха. Так, женщина может страдать агорафобией, что позволяет ей удерживать мужа, который ее жалеет. Она в данном случае не сможет пройти все этапы десенсибилизации, поскольку каждый раз будет возникать зажим из-за того, что в случае исчезновения женщина лишится мужа.

    Специфическая десенсибилизация

    Специфической десенсибилизацией занимался Джекобсон, который разделял сеанс на 3 этапа:

    1. Изучение приемов мышечной релаксации.
    2. Построение иерархии событий, которые пугают.
    3. Десенсибилизация – релаксация в момент устрашающего события.

    Самым важным этапом является построение иерархии. Поскольку у каждого человека есть множество различных пугающих ситуаций или явлений, предметов, то следует создать иерархию, где четко указано, какие страхи являются менее пугающими, а какие – наиболее страшными. Это позволит проработать сразу несколько страхов, сохраняя мышечное расслабление в любой ситуации.

    В иерархию заносятся страхи, с которыми человек реально может столкнуться или уже сталкивается периодически. На этапе десенсибилизации процесс контролируется психотерапевтом, который меняет ситуации, которые прорабатываются.

    За один сеанс может прорабатываться до 4 пугающих событий. Сначала берется менее пугающее событие. Человек представляет его 5-7 секунд, после чего переходит к методикам расслабления, что длится 20 секунд. Так происходит несколько раз, пока человек полностью не расслабится при представлении или виде пугающего явления. Затем так же прорабатывается другой страх, который является более пугающим.

    Если человек не может расслабиться на каком-то этапе, тогда психотерапевт переходит к предыдущей ситуации, менее страшной. Здесь главной остается обратная связь, когда клиент открыто заявляет психотерапевту о том, смог он расслабиться или продолжает бояться.

    Десенсибилизация эффективна как при монофобиях, так и при многочисленных страхах. Есть ситуации, в которые человеку трудно попасть, поэтому их проработка будет затрудненной. Однако при наличии множественных страхов проработка происходит сразу нескольких фобий.

    Десенсибилизация движениями глаз

    В техники десенсибилизации относят проработку ситуацию движениями глаз (глазными яблоками). В момент страха информация деструктивно обрабатывается, что не позволяет мозгу ее нормально воспринять, из-за чего возникают ночные кошмары. Именно на этапе быстрого сна возникает эффект быстро бегающих глаз.

    Метод движениями глаз позволяет обратиться к тем отделам мозга, которые недоступны сознанию человека. Десенсибилизация движениями глазных яблок включает 8 этапов:

    1. Первый этап заключается в оценке безопасности и способности клиента справиться с ситуацией. Здесь его обучают различным методам расслабления, помогают в решении травмирующих воспоминаний и устранении .
    2. На втором этапе проявляются паттерны поведения и болезненные симптомы. Психотерапевт объясняет клиенту, какие движения глаз являются менее болезненными.
    3. На третьем этапе выявляется как отрицательное убеждение (которое помогает в закреплении страха), так и положительное (которое человек хотел бы иметь о себе).
    4. На четвертом этапе происходит процесс десенсибилизации. Человек представляет себе травмирующую ситуацию, после чего либо самостоятельно, либо путем движения руки психотерапевта совершает движения глазами из одной стороны в другую. Следует совершить до 30 полных движений, после чего отмести травмирующее событие. Так происходит до тех пор, пока клиент сам не отметит снижение тревожных переживаний до 1 бала.
    5. Пятый этап заключается в инсталляции нового убеждения на основе пережитого опыта. Клиент сам начинает понимать, что может чувствовать и вести себя иначе.
    6. Шестой этап заключается в сканировании своего тела на выявление зажимов. Человек снова представляет себе травмирующую ситуацию с учетом того положительного убеждения, который он себе сформировал. Мысленно он проходится от макушки до пят, чтобы выявить мышечные зажимы. Если они имеются, тогда методика движения глазами повторяется до тех пор, пока негативные зажимы полностью не исчезнут.
    7. На седьмом этапе человек обучается полному сохранению равновесия, что может произойти через гипноз или иные техники.
    8. На восьмом этапе происходит переоценка всего пережитого и проработанного, чтобы понимать, необходимо ли переходить к новым целям.

    Длительного одного сеанса занимает 1-2 часа. Количество сеансов в неделю – не более 2.

    Десенсибилизация в психологии

    Методы десенсибилизации довольно часто используются в психотерапевтической деятельности. Они могут быть неявными или явными, когда психолог непосредственно прибегает к десенсибилизации. Так, ярким примером является когнитивно-поведенческая психотерапия в психологии, когда человека вводят в травмирующую ситуацию после установления контакта с психотерапевтом, которому он теперь доверяет.

    Другой пример – сеансы психоанализа, когда клиент располагается на кушетке, где уже происходит мышечное расслабление. Человек рассказывает о своих переживаниях, при этом остается мышечно расслабленным, что и позволяет ему прорабатывать собственные переживания, даже не замечая этого.

    Итог

    Каждая психотерапевтическая техника является полезной при работе с клиентами. Десенсибилизация используется как при работе со взрослыми, так и при устранении различных страхов у детей. Тревога, страх, паническая атака, беспокойство – все это приводит к негативным итогам, когда человек желает убежать от ситуации, а не решить ее. Десенсибилизация позволяет становиться смелыми и открыто смотреть в глаза собственному страху.

    В некоторой степени это может помочь в продолжительности жизни, поскольку всем известны случаи, когда на фоне тревожных переживаний или страха человек становился больным и даже погибал. Чтобы стрессовые и пугающие ситуации не лишали вас радости жизни, следует воспользоваться предложенными техниками и методами десенсибилизации.

    Метод систематической десенсибилизации заслуженно при­числяют к наиболее часто используемым методам поведенческой психотерапии. По подсчетам М.Е.Венгле, больше трети публи­каций на тему поведенческой психотерапии так или иначе свя­заны с этим методом. Начиная с 1952 г., когда (еще в Южной Африке) появились первые публикации Джозефа Вольпе, по­священные этому методу, систематическая десенсибилизация чаще всего используется в терапии нарушений поведения, так или иначе связанных с классическими фобиями (боязнь пауков, змей, мышей, замкнутого пространства и т.д.) или социальны­ми страхами.

    Суть метода сводится к тому, что в процессе терапии создают­ся условия, при которых клиент таким образом конфронтируется с ситуациями или стимулами, которые у него вызывают реакции страха, что страх не возникнет. При многократном повторении такого рода конфронтации добиваются либо угашения реакции страха (в результате реципрокного торможения), либо ее замеще­ния иной реакцией, со страхом несовместимой (ярости, злости, сексуального возбуждения, релаксации). Во втором случае осно­вой десенсибилизации становится принцип контробусловливания, открытый Вольпе.

    Принципиально существуют два пути достижения десенсибилизации.

    Первый путь заключается в том, что терапевт очень береж­но и осторожно изменяет некоторые характеристики ситуаций или объектов, вызывающих у клиента страх, начиная с такой интен­сивности стимулов, при которой клиент сам в состоянии контро­лировать реакции страха. Часто при этом используют моделирова­ние - т.е. терапевт или ассистент демонстрирует, как он сам без страха справляется с такими ситуациями. Речь здесь, таким обра­зом, идет о том, чтобы составить иерархию стимулов, различаю­щихся по степени опасности, и впоследствии систематически учить

    клиента справляться с этими ситуациями, последовательно уве­личивая степень опасности.

    Пример. Женщина обращается за помощью к психотерапевту после того, как она на полном ходу в панике выпрыгнула из автомобиля, увидев, как по ее ноге ползет паук. Она и раньше очень боялась пауков, на после этого случая решила, что с ней что-то не в порядке.

    После предварительной поведенческой диагностики с женщиной состав­ляют и детально обсуждают план терапии, основанной на методике систе­матической десенсибилизации. В качестве цели определяется следующее: клиентка должна быть в состоянии дать пауку проползти по ее руке и пред­плечью, сама снять его и выпустить на волю.

    В ходе анализа выстраивают следующую иерархию стимулов:

    1. А. Видеть, как маленький паучок ползает в другом конце комнаты.

    Б. Видеть, как большой лохматый паук ползает в другом конце комнаты.

    2. А. и Б. Видеть, как маленький (А) или большой лохматый паук (Б) ползет в моем направлении.

    4. Накрыть паука стаканом и подсунуть под стакан плотный лист бумаги.

    5. Поднять пойманного в стакан паука и поносить по комнате.

    6.Просунуть в стакан палец и потрогать паука.

    7.Дать пауку возможность поползать по кисти руки.

    8. Дать пауку поползать по кисти руки, потрогать его пальцем.

    9. Накрыть паука ладонью на своей руке.

    10. Поймать паука в кулак и выпустить на улицу.

    Этот план последовательно осуществляется, причем ассистент тера­певта сам с улыбкой демонстрирует, как это может быть сделано. При по­явлении признаков панических реакций конфронтация моментально пре­кращается и степень опасности ситуации снижается.

    Второй путь десенсибилизации заключается в том, что си­туация, которая раньше вызывала страх, связывается с чувством, которое со страхом несовместимо, например, с чувством спокой­ствия. В итоге ситуации, которые раньше вызывали страх нараста­ющей силы, после контробусловливания начинают вызывать на­растающей силы релаксацию.

    Перед конфронтацией с опасными стимулами пациента так или иначе приводят в состояние, препятствующее возникновению страха. Для этого чаще всего используют состояние релаксации. Конечно, прежде чем использовать это состояние, пациента нужно обучить приемам релаксации (например, с использованием аутотренинга или прогрессивной мышечной релаксации по Якобсону). Иногда (впрочем, довольно редко, чтобы не возникло привыкание к вне­шним терапевтическим вмешательствам) в этих же целях исполь­зуют гипноз или медикаменты. В работе с детьми в качестве подав-

    ляющей страх реакции часто используют чувства радости, интере­са, удовольствия от пищи. В терапии взрослых в последнее время все чаще используется чувство уверенности в себе.

    Далее с клиентом оговаривают простой знак, с помощью ко­торого он будет сообщать терапевту, что состояние релаксации достигнуто (например, клиент будет поднимать указательный па­лец правой руки). После этого клиент располагается в удобной для него позе, расслабляется и поднимает указательный палец. В этот момент терапевт читает первое описание (наименее страш­ной) ситуации. Клиент добивается релаксации, представляя себя в этой ситуации. Когда это удается, при помощи оговоренного знака клиент показывает, что можно читать следующую, более страшную ситуацию. Если расслабиться клиенту не удается, то возвращаются на ступеньку назад. Сеансы продолжают до тех пор, пока клиенту не удастся оставаться спокойным при неоднократ­ном прохождении всей цепочки ситуаций.

    В этой стандартной форме десенсибилизации используется спо­собность клиента к имажинации - способности живо представ­лять в воображении свое участие в той или иной ситуации. Пред­полагается, что воображаемая ситуация и реальное участие кли­ента в ситуации тесно связаны друг с другом. Если нам удастся добиться спокойствия в воображаемой ситуации, то это спокой­ствие будет перенесено в ситуацию реальную. «Чего мы боимся в реальной жизни, того мы боимся и в воображении. Следователь­но, то, чего мы перестали бояться в воображении, не будет стра­шить нас и в реальности». Однако иногда это не срабатывает. Имажинация и реальная жизнь для некоторых клиентов означают не­сколько разные реальности, и приходится проводить десенсиби­лизацию в реальных условиях.

    Тренировка «in vivo», т.е. в реальной жизни, часто оказывается довольно сложным делом, но без нее иногда процесс терапии завершить невозможно. Используя тот же принцип, что и при имажинативной десенсибилизации, клиента конфронтируют с неко­торыми реальными событиями возрастающей сложности, момен­тально уводя его из ситуации, в которой ему не удается успо­коиться, либо снижая интенсивность переменных ситуаций.

    Пример. Страх управления автомобилем устраняют, добиваясь от клиента спокойствия сначала при взгляде на автомобиль или при планиро­вании автомобильной поездки, затем просят его просто посидеть в припар­кованном автомобиле, попробовать проехать по загородному шоссе на малой скорости и т.д. С клиентом моментально возвращаются на предыду­щий этап, если успокоиться ему не удается.

    В качестве основного метода систематическую десенсибилиза­цию используют при любого рода страхах и фобиях, чрезмерных

    чувствах стыда или вины, сексуальных функциональных нарушени­ях, навязчивостях, депрессии и заикании. Часто десенсибилиза­ция комбинируется с другими методами поведенческой психоте­рапии, например в тренинге социальных навыков, при терапии застенчивости или неконтролируемой агрессивности.

    После окончания терапии клиент, прошедший все этапы десенсибилизации, обычно вполне способен самостоятельно планировать и осуществлять десенсибилизацию применительно к вновь возникающим или остаточным страхам. Для этого клиент само­стоятельно составляет иерархизированный перечень событий или ситуаций, в которых он будет тренироваться в расслаблении. Да­лее он стремится к расслаблению либо представляя себе эти ситу­ации, либо реально в них участвуя. Если десенсибилизация про­водится в отсутствие психотерапевта, то ее часто называют само­десенсибили-зацией.

    Иерархизация

    Как видно из предшествующего текста, систематической де­сенсиби-лизации предшествуют две процедуры, которые иногда используются и в качестве самостоятельных методов в комплекс­ных поведенческих программах. Это - иерархизация и обучение произвольной релаксации. Суть иерархизации состоит в том, что в терапевтических целях совместно с клиентом отыскиваются по­следовательно усложняющиеся ситуации или цепочки поведенчес­ких актов. Начиная с крайне простых навыков или ситуаций, клиент сам или с помощью терапевта последовательно вв1бирает все более комплексное и сложное поведение, все более сложные или опасные ситуации, составляя таким образом некоторую иерархию.

    При терапии сложных комплексных социальных страхов, в процессе систематической десенсибилизации, клиенту предлага­ется вспомнить, отобрать и расположить в порядке их «трудно­сти» различные социальные ситуации, вызывающие страх или иные поведенческие затруднения.

    Традиционно различают два типа иерархий - тематическую и прост-ранственно-временную. В случае тематической иерархизации ранжированию подвергаются ситуации или события из разных сфер жизни, объединенных одной «темой». Если речь, например, идет о страхе оказаться в ситуации, требующей определенных дости­жений (страх ошибки, страх показаться неполноценным), то для

    иерархизации могут быть отобраны ситуации экзамена, отчета на рабочем совещании, сдачи работ заказчику, присутствия на ро­дительском собрании в школе.

    Пространственно-временная иерархизация, напротив, касается одной и той же ситуации, в которой меняются пространственные или временные характеристики. При страхе показаться неполно­ценным может быть выбран тот же экзамен, но будет изменяться время, через которое он произойдет (через полгода, через месяц, через неделю, завтра, через час, вот сейчас нужно будет ответить). Для терапии страха собак может быть изменена дистанция, отделя­ющая пациента от собаки, или другие пространственные характе­ристики (например, собака может быть заперта в квартире).

    В тренинге социальных навыков часто используют иерархизацию по социально-психологическим параметрам партнеров. Для этого меняют некоторые характеристики партнера, стиль взаимо­действия или характер межличностных отношений. Изменять в этом случае можно место действия, число партнеров, степень автори­тарности, агрессивности или доброжелательности партнера и т.д.

    Вне зависимости от типа иерархизации полученные ситуации ранжируются по степени их трудности. Полученная иерархия да­лее используется для десенсибилизации или может быть включе­на в иные методы терапии (моделирование, сукцессивное фор­мирование поведения, тренинг социальных навыков и пр.).

    Эффект иерархизации в этом случае заключается в том, что перед клиентом возникает ясная перспектива последовательных действий, каждое из которых будет подкрепляться успехом.

    Основные понятия

    Фобия - иррациональный страх перед не представляющими опасно­сти предметами или ситуациями. Невротические социальные страхи (фо­бии) возникают перед ситуациями социального взаимодействия.

    Иерархизация - процесс отбора, анализа и ранжирования по степени трудности или опасности ситуаций или навыков с изменением их простран­ственно-временных, содержательных или социально-психологических ха­рактеристик.

    Систематическая десенсибилизация - терапевтические меропри­ятия, при которых клиент последовательно конфронтируется с вызываю­щими страх и иерархически организованными событиями или стимулами таким образом, что в процессе конфронтации эти события или стимулы страх не вызывают. Метод часто комбинируют с методами иерархизации и контр-обусловливания. Часто саму эту комбинацию называют системати­ческой десенсибилизацией.

    Синоним: систематическая десенситизация.

    Контр-обусловливание - метод поведенческой психотерапии, заключающийся в том, что страх последовательно замещается эмоцией, со страхом не совместимой (злостью, сексуальным возбуждением; в совре-


    менных формах - релаксацией, удовольствием от пищи, чувством уве­ренности в себе). После серии сеансов формируется условная связь ситу­ации, которая раньше вызывала страх, с новой эмоцией, замещающей страх.

    Реципрокное торможение - уменьшение силы одной реакции под воздействием одновременно вызванной альтернативной реакции. Принцип реципрокного торможения лежит в основе систематической десенсиби­лизации и контробусловливания. Реципрокное торможение в этих мето­дах заключается в том, что реакция страха тормозится одновременно воз­никающей эмоциональной реакцией, со страхом не совместимой. Если это торможение происходит систематически, то ослабляется условная связь между ситуацией и реакцией страха.

    Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования. - М., 2000. - С. 340 - 343 (Реинтерпретация «случая маленького Ганса» в духе классического обусловливания страхов).

    ЛазарусА. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии. - М., 2000 (Описание метода систематической десенсибилизации одним из самых известных учеников Дж. Вольпе. Использование образов в де­сенси-билизации).

    Уолп Д. (Вольпе Д.). Психотерапия посредством реципрокного тор­можения // Техники консультирования и психотерапии: Тексты / Под ред. У. С. Сахакиан (Описание метода «из первых рук»). - М., 2000. - С. 349-382.

    Психотерапия. Учебное пособие Коллектив авторов

    Систематическая десенситизация (десенсибилизация)

    Теоретическое обоснование и создание этого метода связано с именем Дж. Вольпе. Метод основан на принципе реципрокного подавления, который сформулирован следующим образом: страх может быть подавлен, если заменяется активностью, которая антагонистична страху. «Если в присутствии вызывающих тревогу стимулов может быть осуществлена реакция, подавляющая тревогу, то она ослабит связь между этими стимулами и реакцией тревоги» (Вольпе Дж., 1962).

    При систематической десенситизации негативное поведение (тревога, напряжение) замещается позитивно окрашенной реакцией (релаксацией, спокойствием, чувством контроля над событиями и др.). Поэтому ряд авторов называют систематическую десенситизацию техникой замещения.

    При систематической десенситизации клиент постепенно, но с нарастающей интенсивностью соприкасается с ситуациями, вызывающими страх, выполняя адаптивное поведение, которое несовместимо с тревогой. Пациент обучается реагировать на эти ситуации другим поведением, а не только тревогой, страхом. В результате он становится десенситизированным по отношению к ним.

    Работа с клиентом начинается с интервью. Интервью проводится в атмосфере, создающей и углубляющей взаимное понимание, раппорт.

    Задачи интервью проанализировать историю болезни пациента, чтобы сделать понятным для обоих участников взаимодействия факторы, которые способствовали и способствуют сохранению тревоги, страхов. Эта информация, проясняя модель болезни пациента, также позволяет решить, какой из методов терапии страхов будет избран.

    В процессе интервью согласовывается цель терапии, последовательность работы с определенными симптомами, определяется, с какими страхами в первую очередь надо начать работу (эта задача актуальна при наличии у пациента полиморфных фобий).

    Цель терапии – уменьшение тревоги или фобических реакций у клиента до уровня, позволяющего ему выполнение своих обязанностей. Поведенческий психотерапевт не ставит перед собой такие задачи, как реконструкция личности пациента, достижение им более высокого уровня эмоционального и психологического функционирования и др. Эти задачи находятся вне компетенции поведенческого терапевта.

    К техникам замещения следует отнести и аверзивные техники. Их выделяют в особую подгруппу, поскольку они замещают негативное, преимущественно с точки зрения окружения, но положительно окрашенное, приятное для пациента поведение, такое как алкогольная или лекарственная зависимость, девиантное сексуальное поведение и др.

    Техники замещения показаны для работы с преувеличенными, нереалистическими негативными реакциями на объективно нейтральные или даже позитивные ситуации и объекты (неуправляемые тревога, страх, напряжение, отвращение, чувство потери контроля и др.), но чаще всего они используются для работы с тревогой и страхами.

    В самой процедуре систематической десенситизации можно выделить три этапа: овладение методикой мышечной релаксации; составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенситизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).

    Остановимся на каждом этапе подробнее.

    Первый этап – овладение одним из вариантов методики мышечной релаксации. Тренировка в мышечной релаксации проводится убыстренным темпом сравнительно с классической методикой Джекобсона.

    Второй этап методики – составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. Практическое значение иерархии состоит в том, что она позволяет работать со страхами малыми шагами в определенное время. Если сравнить процедуру избавления от страха с подъемом по лестнице, то иерархия делает лестницу доступной для подъема.

    Составление шкалы начинается со следующей инструкции. Подумайте о наиболее сильном, приближающемся к панике, страхе, с которым мы будем работать, страхе, который вы реально испытывали или можете вообразить, и оцените его в 100/10 баллов. А теперь подумайте о ситуации, в которой этот страх полностью отсутствует, вы спокойны, и поставьте 0 баллов. Затем вспомните ряд других конкретных ситуаций, в которых вы испытали этот же страх, но другого уровня.

    Пациенту предлагается записать максимальное число ситуаций, в которых он испытывал страх. Список ситуаций должен быть достаточно длинным, чтобы потом пациент имел возможность проранжировать их по 100– или 10-балльной шкале. Меньшая шкала не должна использоваться. Обязательным условием составления списка ситуаций является реальное переживание страха в такой ситуации в прошлом, то есть ситуация не должна быть придуманной (сконструированной).

    Составление иерархии ситуаций страха в ряде случаев может быть очень быстрой процедурой. Это бывает тогда, когда страхи простые и их возрастание связано с одним параметром, например, с высотой. При других фобиях ведущий параметр так же легко выделяется, например, страх пауков – с расстоянием до насекомого. Но часто фобии варьируют больше, чем по одному параметру. Даже «простые» фобии могут различаться по нескольким характеристикам. Уже упомянутый страх пауков может зависеть от расстояния, размеров насекомого, его окраски и др. Чаще всего интенсивность страха зависит от многих параметров объекта или ситуации страха. В таких случаях иерархию составляют, основываясь не на внешних характеристиках, а на оценке интенсивности возникающего у пациента страха. Поэтому при сложных фобиях иерархия ситуаций – это чаще всего субъективная шкала страха . Такая шкала делает понятным, почему в одном списке пациента могут оказаться ситуации, вроде бы имеющие между собой мало общего, например, нахождение в лифте и надевание на шею узкого ожерелья. Примеры таких иерархий представлены ниже.

    Фобии, связанные со смертью:

    1. Нахождение рядом с гробом покойника – 100.

    2. Участие в похоронах на небольшом расстоянии от гроба – 90.

    3. Участие в похоронах на отдалении от гроба – 80.

    4. Получение известия о смерти молодого человека от сердечного приступа – 70.

    5. Проезд мимо кладбища (в зависимости о расстояния) – 55–65.

    6. Столкновение с похоронной процессией – 40–50.

    7. Столкновение с человеком, несущим похоронный венок – 30–40.

    8. Получение информации о смерти пожилого человека – 25.

    9. Посещение больницы – 20.

    10. Проезд или проход мимо больницы – 10.

    11. Столкновение с санитарным транспортом – 5.

    В связи с тем что у пациента могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся на определенное число тематических групп. Для каждой группы пациент должен составить список ситуаций от самых легких до самых тяжелых, вызывающих выраженный страх.

    Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с врачом. В случае, если шкала будет иметь пропуски, то есть отсутствуют ситуации, оцениваемые определенным баллом, надо предложить пациенту еще раз вспомнить и записать ситуации, которые будут сопровождаться страхами такого уровня (например, при пропуске в шкале ситуаций, оцениваемых примерно на 5 и 6 баллов). После заполнения всей шкалы (или нескольких при полиморфных фобиях) второй этап заканчивается.

    Третий этап – собственно десенситизация. Обсуждается общий план лечения, содержание контрольных сцен и методика получения обратной связи от пациента о наличии у него тревоги после предъявления проблемных ситуаций. Чаще всего информация о наличии тревоги дается путем подъема указательного пальца правой руки. Такой способ получения обратной связи используется, поскольку во время сеанса все разговоры запрещены. Пациент должен сообщать о наличии у него малейшей тревоги после любого представления ситуации.

    Контрольной является сцена, связанная в прошлом опыте клиента с состоянием глубокого покоя и расслабления. Например, представление себя лежащим на пляже, на берегу моря или реки или лежащим в постели в состоянии полного расслабления или сидящим в таком состоянии в кресле и т. д. Контрольная сцена используется, чтобы снять появившуюся тревогу и отвлечь внимание пациента от фиксации на предъявляемой сцене. Обучение представления контрольных сцен используется для облегчения представления проблемных ситуаций из списка.

    Пациент представляет ситуацию 5–7 с, дает обратную связь о наличии тревоги, если она имеется, поднимая указательный палец правой руки. Тогда предъявляется контрольная ситуация в течение примерно 20 с, и весь цикл повторяется вновь. При отсутствии тревоги цикл включает расслабление, предъявление ситуации. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога не возникает после трех предъявлений, то переходят к следующей более трудной ситуации из списка.

    В течение одного занятия пациенту дается 2–4 ситуации из списка.

    Если при переходе к более трудной ситуации из списка у пациента вновь возникает тревога, то работают и заканчивают сеанс на успешной сцене.

    Пациент инструктируется воображать сцены как можно ярче и живее, как будто он находится в ней реально, сохраняя при этом состояние глубокой релаксации. Чтобы облегчить представление сцены, терапевт предлагает пациенту зрительно вспомнить ее, постараться увидеть отдельные ее детали, максимально наполнить цветом и светом, как будто она находится прямо здесь, перед глазами, попробовать вспомнить все запахи и звуки, которые сопровождали ее, оживить те ощущения в теле, которые отмечались при столкновении с этой ситуацией или объектом. Обучение умению включать наибольшее число модальностей восприятия для восстановлении наиболее полного образа сцены обычно проводится на контрольных сценах. Если эта задача решена на контрольных сценах, то представление сцен, вызывающих страхи, протекает без особых трудностей.

    Средняя продолжительность сеанса около 30 мин. Врач должен планировать сеанс так, чтобы иметь время на беседу для обсуждения сложностей, которые возникают у пациента. Частота сеансов – в среднем 2 сеанса в неделю.

    Чтобы уменьшить возможность пациента не сигнализировать о наличии тревоги, полезно через определенные интервалы напоминать ему: «Помните, что при появлении малейшей тревоги, вы должны сигнализировать о ней». Однако отношение терапевта к самому факту частоты предъявления тревоги должно быть нейтральным, не создавать у пациента желания усиливать определенное поведение. Любой сеанс должен заканчиваться всегда на позитивном опыте, на сцене, которая успешно преодолена.

    В начале этапа собственно систематической десенситизации пациент должен особо инструктироваться избегать искушения проводить одновременно с десенситизацией в воображении десенситизацию в реальной жизни.

    Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

    ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ* К СМЕРТИ Еще одна концепция, на которую терапевт может опереться, имея дело с тревогой смерти, – концепция «десенсибилизации». «Десенсибилизация к смерти» вульгарное выражение с уничижительным оттенком, поскольку в нем глубочайшее человеческое

    Из книги Мысленным взором автора Лазарус Арнольд

    Систематическая десенситизация В 1955 году, когда я учился в аспирантуре в Южной Африке, в Йоханнесбурге, доктор Джозеф Вольпе, профессор психиатрии медицинского факультета Университета Темпле научил меня технике «систематической десенситизации». Этот метод преодоления

    Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

    Систематическая десенситизация Официальное начало поведенческой терапии связывается с именем Джозефа Вольпе. Вольпе определял невротическое поведение как «закрепившуюся привычку неадаптивного поведения, приобретенного в результате научения». Принципиальное

    Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

    Систематическая классификация ощущений Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, мы можем разбить их на три основных типа:1) интроцептивные;2) проприоцептивные;3) экстрацептивные.Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма,

    Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

    Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

    Внутренняя десенсибилизация в естественных условиях После того как любое упражнение будет вызывать ощуще­ние тревожности, не превышающее 25 баллов, приступайте к десенсибилизации в условиях реальной жизни. Если у вас нет медицинских противопоказаний, попро­буйте

    Из книги Мозг и душа автора Амен Дэниел

    Десенсибилизация движением глаз и репроцессингом (ДДГР) Десенсибилизация движением глаз и репроцессингом (ДДГР) - еще один мощный инструмент разделения эмоциональных связей между прошлым и настоящим. ДДГР помогает оправиться от детских травм, травм после

    Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

    Систематическая десенситизация in vivo (в реальной жизни) Систематическая десенситизация в воображении имеет ряд преимуществ сравнительно с систематической десенситизацией in vivo (в реальной жизни).Во-первых, она вызывает тревогу гораздо меньшей степени, чем погружение в