Опора тела и движение. Какой каркас поддерживает тело человека и что служит человеку надежной опорой

Скелет выполняет важнейшие функции. Он служит опорой тела, к нему прикрепляется большинство органов. Он осуществляет их механическую защиту- для мозга, сердца, легких и пр. он образует прочные костные полости. Кости выполняют роль рычагов в аппарате движения. Большое значение имеет их участие в минеральном обмене. Кости человека и животных очень похожи. Все знают, как они выглядят.

Рис. 21. Костные клетки (1) и костная ткань (2).

Каждая кость представляет собой сложный орган. Основу ее составляет костная ткань. Если рассмотреть ее под микроскопом (рис. 21), легко обнаружить клетки своеобразной формы, соединенные между собой многочисленными отростками. Клетки вырабатывают белок межклеточного вещества оссеин.

Именно межклеточное вещество, составляющее по объему большую часть костной ткани, обеспечивает ее механические свойства. Кость неоднородна по строению. Наружный слой ее плотный, а внутренний имеет ячеистую, губчатую структуру. Снаружи она покрыта мягкой пленкой - надкостницей (периостом). Через нее в кость проникают кровеносные сосуды и нервы. Во внутреннем ее слое, прилежащем к плотному веществу, размножаются и растут клетки, за счет которых происходит рост кости. При переломах они образуют спайку - костную мозоль, благодаря которой происходит сращение отломков. Таким образом, за счет надкостницы осуществляется питание; рост и восстановление костей при переломах. Форма костей (как, впрочем, и других органов) определяется их ролью, их функцией (рис. 22). По форме кости, очень различны, однако по принципу их строения можно выделить две группы: плоские и трубчатые кости. Первые служат для защиты и прикрепления органов. Например, кости черепа защищают мозг кости таза - внутренние органы; трубчатые кости образуют конечностей (рук и ног). Они представляют рычаги движения и поэтому вытянуты в длину и служат одновременно для прикрепления органов (например, ). Концы их утолщены и состоят сплошь из губчатого вещества (лишь снаружи они покрыты тонким слоем вещества плотного), и их суставные поверхности всегда покрыты хрящом, участвующим в образовании сустава. Средняя часть кости, называемая телом, представляет трубку цилиндрической формы и состоит только из плотного вещества. В полости ее у взрослых содержится желтый костный мозг, который образован жировой тканью, а в ячейках губчатого вещества во всех костях (и в трубчатых, и в плоских) находится красный костный мозг, являющийся важным органом, он выполняет кроветворную функцию. Здесь развиваются и созревают клетки крови. Общее количество красного костного мозга составляет 1,3-1,5 кг (!), т. е. по объему и весу он лишь немного меньше печени. Многие заболевания крови возникают в результате нарушения его нормальной деятельности. Кровопотери активизируют функции костного мозга.


Рис. 22. Форма костей: 1 - длинная трубчатая кость; 2 - плоская кость; 3 - короткая губчатая кость.

Кость как орган, несущий часто весьма значительную механическую нагрузку, обладает очень высокой прочностью. Ее твердость удивительно велика - она в 30 раз тверже кирпича и в 2,5 раза тверже гранита (!). По прочности и упругости она соответствует железобетону! Эти ее свойства обеспечиваются как химическим составом, так и особенностями внутренней структуры. У взрослого человека (в молодом и зрелом возрасте) кости содержат 30% органических и 70% неорганических веществ (фосфорнокислого и углекислого ). От этих соотношений зависит ее твердость и гибкость, что легко продемонстрировать следующими классическими опытами. Если растворить соли кальция, положив кость в соляную кислоту, она становится такой мягкой, что ее можно завязать узлом. Если же удалить из нее органические вещества (например, путем прокаливания), то она становится твердой и очень хрупкой. Кроме того, прочность кости обеспечивается ее внутренней структурой, а именно строением и расположением костных перекладин губчатого вещества в соответствии с направлением сил давления и растяжения. Чем больше нагрузка - тем прочнее кости. Например, в теле человека в связи с его вертикальным положением наибольшая нагрузка падает на большую берцовую кость голени и она способна выдержать вес в 1560 кг (!), т. е. эта кость имеет запас прочности, приблизительно в 23 раза (!) превышающий обычную нагрузку (при весе тела 70 кг).


Скелет
— это конструкция из 212 костей. Он служит опорой телу и оберегает его чувствительные органы: они укрыты костными оболочками, убраны в коробки из костей, в костные капсулы и каналы.

Скелетом называется конструкций из 212 костей. (В теле ребенка их 300. Пока он растет, некоторые кости срастаются.) Скелет создает опору телу и оберегает его чувствительные органы: они укрыты костными оболочками, убраны в коробки из костей, спрятаны в костных капсулах и каналах. Основой скелета служит соединительная ткань, укрепленная солями кальция. Материал этот тверд, как бетон. Однако скелет отличается не только прочностью, но и поразительной легкостью. У взрослого человека его вес составляет менее 20% веса тела.

Образно говоря, основа скелета — башня о 38 этажах. Называется она позвоночником. Он состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4 — 5 копчиковых позвонков. Появился он около 500 млн. лет назад. Впоследствии все, что бы ни изобретала природа, она прикрепляла к позвоночнику: гигантский хвостовой плавник кита, ноги-колонны слона, массивный череп бизона... Тем не менее позвоночник гибкий, как стальная пружина. Может быть, вы видели в цирке «женщину-змею»: потешая публику, она выгибается всем телом назад и затылком касается пяток.

Внутри позвоночника есть сквозная полость — позвоночный канал, выстланный волокнистой соединительной тканью — твердой мозговой оболочкой. Здесь, в этой полости, разлита светлая, прозрачная жидкость — ликвор, или спинномозговая жидкость. В нее погружен спинной мозг — придаток головного мозга, напоминающий косичку. Бесчисленными нервными волокнами спинной мозг связан с разными органами тела. Нижний конец позвоночника прочно прикреплен к кольцу из трех костей — тазу . Он, в свою очередь, покоится на тонких «колоннах» — трубчатых костях ног. Опираются эти «колонны» на широкие «плиты» — стопы ног.

Впрочем, стопа больше похожа не на плиту, а на свод. Ее конструкция так же сложна, как крестовые ребристые своды готических церквей: из 30 костей сложена вся нога человека, и 26 из них ушло на создание стопы.

Верхний позвонок позвоночного столба называется атлантом. Когда-то так звали сказочного героя, который держал на своих плечах небесный свод. Подобно этому титану, первый шейный позвонок — атлант держит голову человека. Скелет головы, или череп, состоит из 24 костей, большей частью из плоских костных пластинок. Сложенная из них черепная коробка очень прочная: ее трудно пробить. Стенки ее покрыты густой паутиной из волокон соединительной ткани. Внутри нее находится центр управления тела — головной мозг, который покоится на жидкой подушке. Несколькими «этажами» ниже к позвоночнику подвешена грудная клетка: подвижная конструкция из 24 узких, дугообразно изогнутых пластин — ребер — и одной широкой планки — грудины. Этот костный каркас защищает сердце и легкие. При каждом вздохе грудная клетка вздымается; подталкивают ее дыхательные мышцы. Объем грудной полости всякий раз увеличивается на несколько литров.

К грудной клетке крепится скелет рук. Они очень подвижны. Каждая из них подвешена к плоской треугольной кости — лопатке, которая глубоко вдавлена в мышцы спины. С грудной клеткой лопатку соединяет тонкая трубчатая кость, выдающаяся вперед, — ключица. Она опирается на грудину. Скелет руки, как и ноги, состоит из 30 костей, из них 26 образуют кисть. Она своим строением напоминает, что наши предки жили на деревьях и им приходилось цепляться за ветки и карабкаться по стволам. Как и у наших далеких предков, у нас очень подвижен большой палец руки, остальные пальцы довольно длинные и весьма прочно соединены костями запястья.

Из чего состоит кость?

Кость состоит из компактного вещества на основе кальция и фосфора, губчатого вещества, живых костных клеток-остеоцитов, кровеносных сосудов и нервов. В середине кости находится костномозговая полость, содержащая костный мозг. В костях младенцев, а также в некоторых костях взрослого человека костный мозг производит новые клетки крови - красные кровяные тельца (эритроциты), белые кровяные тельца (лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты). Эта функция костного мозга является жизненно необходимой, так как эритроциты переносят кислород через весь организм, лейкоциты защищают от инфекций, а тромбоциты отвечают за свертывание крови. Кроме того в костях содержатся минералы, необходимые для нормальной работы организма - 99% всего кальция откладывается в скелете.

Кости - живые

С самого рождения кости постепенно вытягиваются и увеличиваются, достигая своего окончательного размера к двадцати годам. Для развития костей необходимы минеральные соли, в частности кальций и фосфор. Витамин Д также необходим для роста, именно он помогает удержать в костях кальций. Не получающий кальция и витамина Д ребенок может заболеть рахитом - болезнью, распространенной в развивающихся странах.

Кости кистей рук и стоп устроены похоже. Их большая гибкость обеспечивается комплексом суставов. Кисть состоит из 27 костей, которые включают 8 костей запястья, 5 костей пястья, расположенных между костями запястья и фалангами пальцев, и 14 фаланг пальцев. В стопе 26 костей: 7 костей предплюсны (кости, расположенные над стопой), 5 костей плюсны (кости между предплюсной и фалангами) и 14 фаланг пальцев.

Грудная клетка

Грудная клетка состоит из двенадцати пар ребер, которые крепятся к позвоночному столбу: 7 пар истинных ребер, 3 пары ложных ребер, прикрепленных к грудине (кости, расположенной спереди грудной клетки), и 2 пары колеблющихся ребер, которые не закреплены. Грудная клетка вмещает жизненно важные органы: сердце, легкие и печень.

Позвоночный столб

Позвоночный столб, или просто позвоночник - один из главных отделов скелета, потому что служит опорой для головы и туловища. Позвоночник состоит из 33 позвонков: 7 шейных позвонков, расположенных на уровне шеи, 12 грудных позвонков - в верхнем и среднем отделах спины, 5 поясничных позвонков - в нижнем отделе спины, 5 крестцовых позвонков (на уровне крестца) и 4 (или 5) копчиковых позвонков, находящихся на уровне копчика. Позвонки разделены между собой межпозвоночными дисками, состоящими из хрящевой ткани и поглощающими удары. Чтобы не повредить позвонки, следует сохранять прямую осанку, развивать мышцы спины и живота и избегать поднимать слишком тяжелые предметы. Главная опора человеческого тела, позвоночный столб может подвергаться деформациям, например, сколиозу. Сколиоз - боковое искривление позвоночника - встречается у девочек в восемь раз чаще, чем у мальчиков и возникает в период роста.

Черепная коробка выполняет важную функцию, защищая мозг и органы чувств. Она состоит из 8 костей: 1 лобной, 2 теменных, 2 височных, 1 затылочной, 1 клиновидной и 1 решетчатой кости. Лицевой отдел включает еще 14 костей, в том числе 2 кости верхней челюсти,

Переломы

Чтобы вылечить перелом, две части кости нужно выровнять точно в их изначальном положении. Затем зону перелома покрывают гипсом, чтобы кость могла срастись. В сложных случаях используют винты и пластины, чтобы зафиксировать части сломанной кости. Заживление происходит естественным образом: костные клетки дают белки и кальций для формирования новых тканей, которые покрывают обе части сломанной кости, в результате чего кость постепенно срастается.

Самая длинная кость скелета - бедренная - соответствует четверти роста человека.

Ольга Языкова
Конспект занятия «Скелет - опора тела и движения»

Интегрированные цели :

Формировать элементарные знания об опорно - двигательном аппарате человека (скелете , мышцах)

Раскрыть значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц .

Познакомить с правильной осанкой.

Формировать установку на здоровый образ жизни;

Познакомить с упражнениями, укрепляющими мышцы спины.

Активизация словаря : скелет , череп, позвоночник, мышцы, осанка.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

Проходите, проходите

Очень рада видеть вас

С интересной новой темой

Познакомимся сейчас

На свои места садитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Определение темы занятия , постановка целей.

Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку, а заодно узнаем тему нашего занятия

Кроссворд : (слайд №1)

1. Что приводит в движение кровь ?

2. Что течёт по венам?

3. Орган, который помогает переваривать пищу.

4. С помощью этих органов мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.

5. Орган дыхания.

6. Куда сначала попадает пища?

– Какое ключевое слово в нашем кроссворде? (скелет ) Правильно, ребята. И тема нашего занятия «Скелет - опора тела и движение » (слайд №2)

(слайд №3) Сегодня на занятии мы с вами узнаем что такое скелет , из каких частей он состоит; выясним, для чего служит каждая часть и весь скелет полностью ; узнаем, что приводит скелет в движение ; выясним как связаны скелет , осанка и наше здоровье.

3. Основная часть.

– Давайте с вами пофантазируем, что было бы, если бы у человека не было костей, на что могло быть похоже наше тело (желе, кисель, медуза, слизняк)

– Действительно, человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета . Скелет - это наша опора , благодаря которой мы сохраняем свою форму.

– Кости, составляющие скелет , поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов.

- Послушай те стихотворение :

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

Какой-нибудь амебы,

У стрекозы и мотылька,

А нам он нужен, чтобы

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом,

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета .

Скелет опорой служит днем ,

А ночью отдыхает!

Н. Кнушевицкая.

- Скелет состоит из костей , больших и совсем крошечных. И у всех их одинаковое количество - более 200 штук.

Потрогайте свою руку, ногу, руку и ногу рядом стоящего товарища, что вы чувствуете? (кость)

(слайд №4) Ребята, кто назовет основные части скелета ? (череп, скелет верхних конечностей , позвоночник, грудная клетка, скелет нижних конечностей .)

– На вид скелет хрупкий , но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой , но и защищает внутренние органы.

Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг) (слайд №5)

Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы : сердце, легкие от повреждений) (слайд №6)

Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела , а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой, проходит посредине спины. (слайд №7)

Корень, ствол у дерева –

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека–

Это позвоночник.

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (слайды № 8) А вы знаете, что кости верхних и нижних конечностей очень хрупкие, особенно у детей. Поэтому нужно быть осторожным : не прыгать с высоких предметов, не лазать по деревьям, по обрывам, быть осторожными в гололед. Какую функцию выполняют верхние и нижние конечности? (с их помощью осуществляются разнообразные движения )

- О худых людях говорят : "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (нет) . Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать.

Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги? Почему они такие сильные и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать? Конечно, скелет , но еще и мышцы – это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку нужны мышцы (слайд №9) Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны .

Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку (показ, дети повторяют) . Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и повертите его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней (слайд №910, а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками.

- Скелет и мышцы растут и развиваются - это опорно -двигательная система нашего организма (слайд №11)

Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать? (физкультура и спорт) . Правильно, давайте и мы с вами проведем сейчас физминутку для здоровья.

Физминутка

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Начинаем приседанья

Раз, два, три, четыре, пять

А теперь три раза нужно

как лягушки проскакать.

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А теперь их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку (слайд №12) А кто знает, что такое осанка? (слайд №13)

Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы.

- (слайд №14) Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.

Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Давайте сначала подумаем, каким мы представляем здорового человека (слайд №15)

Выберите слова для описания здорового человека :

Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)

(слайд №16) Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Каковы же причины плохой осанки? (ответы детей)

А как, по вашему мнению, выработать правильную осанку?

Правила сохранения правильной осанки : (Ответы детей) (слайд №17)

1. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

2. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

3. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

4. Сидеть с максимально выпрямленной спиной.

5. Избегать неудобных поз и каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка если вы будете выполнять эти правила, то осанка у вас будет красивой и правильной.

4. Опытно-экспериментальная деятельность :

А сейчас мы с вами проведем эксперимен

Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всей группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ребенка спина не искривлена.

Какой можно сделать вывод? (Дети делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу : с портфелем или с ранцем)

Третий ребенок держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

Хотите проверить, правильная ли у вас осанка?

– Встали, повернулись ко мне спиной, руки сложили вместе ладошками и приставили к позвоночнику. Ладошки не должны разомкнуться. У Никиты хорошая осанка, а вот Наташе надо поработать над своей осанкой.

– Можно по-другому проверить свою осанку.

Тренинг : Проводится игра «Пройди с мешочком на голове»

Я повторяю по утрам :

Мой позвоночник гибок, прям

Когда лежу, стою, сижу –

За позвоночником слежу

Я позвоночник сберегу

И от болезни убегу.

Существуют специальные упражнения по укреплению мышц туловища. Как мы уже говорили, наши мышцы становятся крепче благодаря физическим упражнениям. И поэтому у спортсменов и атлетом самые сильные мышцы. Что кроме упражнений может укрепить наш скелет , и позвоночник в том числе? Какие продукты нужно употреблять? Те, в которых в большом количестве соли кальция - творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины.

А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? (да) . Что для этого нужно делать? (заниматься физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры , обязательно делать по утрам зарядку) словом вести активный образ жизни.

У нас сегодня на занятии присутствует Ирина Этвиновна, специалист по лечебной физкультуре. Она покажет нам упражнения, которые помогут укрепить мышцы нашего туловища, чтобы наша осанка всегда была правильной и красивой, а мы были здоровы и полны сил и энергии.

5. Итог занятия : Ребята, вам интересно было сегодня на занятии ? О чём мы сегодня говорили? (о строении и функциях скелета человека и его мышц , узнали об их роли в нашем организме) Что такое осанка? От чего она зависит? Вспомните правила, которые помогут сохранить нашу осанку правильной.

А завершить наше занятие я бы хотела стихотворением :

Каждый твёрдо должен знать :

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни - ведь здоровье

В магазине не купить!

Спасибо вам за работу и доброго вам здоровья!

Тело кораллового полипа обычно имеет цилиндрическую форму и не подразделяется на туловище и ножку. У колониальных форм коралловых полипов основание погружено в общее тело колонии — ценосарк, а у одиночных форм превращается в прикрепительную подошву.

Щупальца этих организмов всегда полые, расположены в один или несколько тесно сближенных венчиков.

Различают две большие группы коралловых полипов — восьмилучевые (Octocorallia) и шестилучевые (Hexacorallia).
У первой группы всегда восемь щупалец и они снабжены по краям маленькими выростами — пиннулами, у второй группы число щупалец больше и, как правило, кратно шести.

Щупальца шестилучевых кораллов почти всегда гладкие, без пиннул. Верхняя часть полипа, между щупальцами, называется ротовым диском. В его середине расположено щелевидное ротовое отверстие.

Внутреннее строение коралловых полипов гораздо сложнее, чем у гидроидных и сцифоидных полипов. Рот ведет в сжатую с боков глотку, выстланную эктодермой. Обычно вдоль одного из краев глотки проходит желобок, несущий клетки с очень длинными ресницами — сифоноглиф. Иногда сифоноглифов два, в таких случаях они располагаются на противоположных узких краях глоточной трубки. Реснички беспрерывно двигаются и гонят воду внутрь кишечной полости. Последняя разделена продольными перегородками (септами) на камеры.

В верхней части тела кораллового полипа (в области глотки) септы полные (прирастающие одним краем к стенке тела, другим — к глотке) или неполные (не достигающие глотки).

В септах есть отверстия, посредством которых все камеры сообщаются между собой.
В нижней части кораллового полипа (ниже глотки) септы прирастают только к стенке тела. Вследствие этого центральная часть гастральной полости — желудок — остается неразделенной.

Свободные края септ утолщены и называются мезентериальными нитями. Они играют важную роль в переваривании пищи, так как в них сосредоточено множество железистых клеток, выделяющих пищеварительные ферменты.

У кораллов с одним сифоноглифом две мезентериальные нити, расположенные на паре противостоящих септ, не утолщены и несут клетки с длинными сильными ресничками. Находясь в постоянном движении, реснички гонят воду из гастральной полости кораллового полипа наружу.

Совместная работа двух мезентериальных нитей и сифоноглифа (или двух противолежащих сифоноглифов, как у актиний), обеспечивает постоянную смену воды в гастральной полости. В результате туда постоянно поступает свежая, богатая кислородом вода, а вместе с ней бактерии, планктонные организмы, частицы детрита, которыми питаются коралловые полипы. С обратным током воды выносятся наружу углекислый газ, продукты обмена и непереваренные остатки пищи.

Число септ и камер у коралловых полипов всегда совпадает с числом щупалец, полость которых представляет собой продолжение соответствующих камер гастральной полости. Таким образом, у восьмилучевых кораллов всегда имеется восемь септ и камер, у шестилучевых — шесть.

Септы закладываются постепенно и всегда парами.

Как и все кишечнополостные, кораллы радиально-симметричны. Однако во внутренней их организации есть и черты билатеральной симметрии (сжатые с боков глотка и сифоноглифы). через продольную ось глотки можно провести только одну плоскость симметрии, которая делит тело кораллового полипа на две зеркальные половины.

Камеры, лежащие против узких краев глоточной трубки, отличаются от остальных расположением мускульных валиков. Эти камеры и образующие их септы называют направительными, по которым условно определяют "спинную" и "брюшную" стороны тела кораллового полипа.
Мышечные клетки коралловых полипов обособляются от экто- и энтодермы и переходят в мезоглею, формируя в стенках тела слой продольных и поперечных мышц.

Кроме того, в мезоглее каждой септы на одной из сторон располагается тонкий слой поперечных, а на другой — мощный валик продольных мышц.

Коралловые полипы

Мезоглея представлена у большей части шестилучевых кораллов тонкой опорной пластинкой. Зато у восьмилучевых кораллов она достигает значительного развития, особенно в стволе и ветвях колонии.

Студенистое вещество мезоглеи укреплено коллагеновыми элементами и заполнено огромным количеством скелетных известковых иголочек — спикул, или склеритов.
Таким образом, мезоглея составляет прочную опору колонии кораллов. Одновременно она участвует в транспорте пищевых веществ, так как пронизана густой сетью энтодермальных каналов, связывающих отдельные кишечные полости коралловых полипов в одну полость.

Эти же каналы играют важную роль в ритмической смене активного и пассивного состояния колонии коралловых полипов.

Значительного развития у многих коралловых полипов достигает скелет.

У восьмилучевых кораллов — это внутренний, мезоглеальный скелет, состоящий из склеритов, которые развиваются в специальных клетках — склеробластах. Иногда склериты сливаются между собой или объединяются органическим рогоподобным веществом, образуя скелет колонии кораллов. Он может состоять и из чистого рогового вещества.

Среди шестилучевых кораллов есть бесскелетные формы (актинии и периантарии).

Чаще, однако, скелет имеется, причем он может быть либо внутренним (в виде стержня из рогоподобного вещества), либо наружным (известковым), но всегда эктодермального происхождения.
Но ни известковый, ни органический скелет не в состоянии поддерживать постоянства формы тела коралловых полипов.

Это обеспечивается иным способом. У всех полипов имеется своеобразный гидроскелет, который достигает наибольшего совершенства у коралловых полипов.

Благодаря постоянному току воды, создаваемому сифоноглифами, в гастральной полости возникает повышенное давление, без которого коралловый полип имел бы форму пустого двухслойного мешка.

Полип расправляется под давлением жидкости, наполняющей гастральную полость. В таком состоянии он может находиться очень долго и почти без затрат энергии.

Между тем у остальных животных такое напряженное состояние не может быть длительным, так как мышцы устают, животное должно изменить положение тела или переместиться в пространстве.
Но не надо думать, что единожды расправившись, коралловый полип будет сохранять свою форму бесконечно долго.

Периодически она нарушается сокращением какой-либо группы мышц. Сжатие кольцевых мышц, например, удлиняет тело полипа и делает его тоньше, сокращение продольных мышц щупалец приводит к их изгибанию и т.д.

В случае опасности сокращаются все мышцы сразу, вода из гастральной полости выдавливается наружу и полип сжимается или втягивается внутрь колонии.

Колонии коралловых полипов, как правило, не бывают полиморфными, но у некоторых восьмилучевых кораллов наблюдается диморфизм — два типа строения полипов.

Для всех кораллов характерно только полипоидное состояние. Медуз они не образуют. Половые железы развиваются в энтодерме септ коралловых полипов.

Статьи по теме: 

актиния

Коралловый полип со щупальцами

Альтернативные описания

. (морской анемон) беспозвоночное морское животное класса коралловых полипов

Коралловый полип, морская анемона

Морское животное, коралловый полип

Простейшее, низшее морское многоклеточное

Представитель отряд кишечнополостных

Судя по названию своему, это животное должно излучать, а на самом деле оно может только сделать больно

Телохранитель рака-отшельника

Простейшее, морская анемона

Коралловый полип

Полип с щупальцами

Морская анемона (полип)

Морской полип-анемона

Безскелетный полип-«цветок»

Коралловый полип, похожий на цветок

Морской «цветок» с «щупальцами»

Полиповый «цветок»

Сожительница рака-отшельника

Коралловый полип, лишенный скелета

Морской «цветок» со «щупальцами»

Морское кишечнополостное животное класса коралловых полипов

Вопрос: Мельчайшие неклеточные представители живой природы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки, размером 15–350 нм и более.

Медузы, кораллы, полипы

Размножаются не только в живых клетках, но и на винчестерах компьютеров?

Ответ: вирусы
Вопрос: Закономерность развития живой природы, определяющая приспособляемость организмов к изменяющимся условиям жизни, основанная на взаимодействии изменчивости, наследственности и выживаемости организмов
Ответ: отбор
Вопрос: Учение о происхождении и развитии видов животных и растений путем естественного отбора, о законах развития живой природы
Ответ: дарвинизм
Вопрос: Эволюционная теория развития живой природы французского естествоиспытателя Ж.

Б. Ламарка

Ответ: ламаркизм
Вопрос: Научная дисциплина, изучающая периодические явления в развитии живой природы, обусловленные сменой времен года
Ответ: фенология

Акти́нии , или морские анемо́ны (лат. Actiniaria) - отряд морских стрекающих из класса коралловых полипов (Anthozoa ). Представители лишены минерального скелета. Как правило, одиночные формы. Большинство актиний - сидячие организмы, обитающие на твёрдом морском грунте.

Немногие виды (например, Nematostella vectensis ) перешли к роющему образу жизни в толще донных осадков.

Строение тела

Цилиндрическое тело актиний варьирует в диаметре от нескольких мм до 1,5 метров.

Прикрепляются к твёрдым субстратам с помощью «подошвы». У форм, обитающих на мягких грунтах (например, на песке), специальных органов прикрепления не формируется.

На полюсе тела, обращённом от субстрата, располагается щелевидный рот, окружённый венчиком щупалец.

Актинии лишены минерального скелета: опорную функцию у них берёт на себя кишечная полость, которая изолируется от окружающей среды при смыкании ротового отверстия. Скоординированная работа этого гидроскелета и мышц стенки тела оказывается довольно эффективна: среди актиний есть представители, способные передвигаться в толще грунта.

Многие актинии ярко окрашены (например, в жёлтые и красные цвета).

Экология и питание

Питаются различными мелкими беспозвоночными, иногда рыбами, сперва убивая или парализуя добычу «батареями» стрекательных клеток (книдоцитов), а после подтягивая ко рту с помощью щупалец.

У человека могут вызвать болезненные ожоги.

Некоторые актинии живут в симбиозе с раками-отшельниками или другими беспозвоночными, а также с некоторыми видами рыб (например, с рыбами-клоунами).

Распространение

Распространены широко. Большинство обитает в тропических и субтропических водах.

См. также

Литература

  • Догель В. А. Зоология беспозвоночных, 5 изд. - М., 1959.
  • Жизнь животных, т.

    1. - М., 1968, с.

  • Рупперт Э. Э., Фокс Р. С., Барнс Р. Д. Протисты и низшие многоклеточные // Зоология беспозвоночных.

    Функциональные и эволюционные аспекты = Invertebrate Zoology: A Functional Evolutionary Approach / пер. с англ. Т. А. Ганф, Н. В. Ленцман, Е. В. Сабанеевой; под ред. А. А. Добровольского и А. И.

    Грановича. - 7-е издание. - М.: Академия, 2008. - Т. 1. - 496 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7695-3493-5.

  • Актинии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т.

    (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

CC© wikiredia.ru

Класс Коралловые полипы относится к кишечнополостным и включает около 6 тысяч видов.

В их жизненном цикле отсутствует стадия медузы. Коралловые полипы в зависимости от вида могут быть как одиночными, так и колониальными. Размеры одиночных форм могут достигать метра и более в диаметре, а отдельные экземпляры колоний могут быть величиной менее сантиметра.

Коралловые полипы преимущественно обитают в тропических морях на небольшой глубине.

Характерным признаком колониальных коралловых полипов является наличие у них известкового или рогового скелета.

Полипы с известковым скелетом формируют коралловые рифы. У одиночных коралловых полипов такого скелета нет, они могут передвигаться по дну, зарываться в бентос и даже немного плавать изгибаясь.

Кораллами называют скелет колониальных форм. Древние кораллы сформировали огромные залежи известняков, которые сейчас используются в строительстве.

Скелетные структуры кораллового полипа формируются в нижних частях либо эктодермы, либо мезоглеи.

В результате получается, что отдельные особи колонии сидят в углублениях на общем скелете. Связь между полипами осуществляется за счет слоя живой ткани на поверхности коралла.

В кишечной полости имеются неполные радиальные перегородки (восемь, или количество кратное шести).

Полость имеет двустороннюю симметрию, а не радиальную. Ротовое отверстие окружено многочисленными щупальцами. Колониальные формы питаются планктоном (рачками и другими членистоногими). Одиночные коралловые полипы, такие как актинии, питаются более крупными животными (рыбами, ракообразными).

У коралловых полипов есть мускульные клетки и мышечная система.

Около ротового отверстия имеется более густое сплетение нервных клеток.

Коралловые полипы размножаются бесполым и половым путем.

Бесполое размножение осуществляется почкованием. У некоторых одиночных полипов кроме почкования возможно продольное деление особи на две части. При половом размножении половые клетки образуются в энтодерме, обычно на перегородках кишечной полости.

Сперматозоиды покидают мужскую особь и заплывают в кишечную полость женской, где происходит оплодотворение. Из зиготы развивается плавающая личинка (планула), которая выплывает наружу и через какое-то время оседает на новом месте, давая начало новому полипу.

Актинии - это отряд коралловых полипов, преимущественно одиночных.

Они отличаются мешковидной формой тела, отсутствием минерального скелета, многочисленными щупальцами, разнообразной яркой окраской. Некоторые актинии вступают в симбиоз с раками-отшельниками, живущих в раковинах, оставшихся от моллюсков.

В этом симбиозе рак использует актинию как средство защиты от хищников (стрекательные клетки кишечнополостных). Актиния с помощью рака передвигается, что позволяет ей больше улавливать пищи.

Коралловые полипы чувствительны к загрязнению водоемов. Так снижение кислорода в воде приводит к их гибели.

90. Рассмотрите рисунок, изображающий скелет человека. Подпишите названия костей.

91. Дополните предложение.

Опорно-двигательный аппарат человека составляют кости скелета, их соединения и мышцы.

92. Ответьте письменно на вопрос: каково значение скелета?

Он служит опорой телу и его органам. Кости туловища и конечностей являются рычагами, с помощью которых осуществляются движения тела в пространстве. Скелет создает и структурную форму тела, определяет его размеры. Части скелета - такие, как череп, грудная клетка, таз - образуют вместилища для жизненно важных органов (головного мозга, сердца, легких, желудка, половых и других органов). Выполняет скелет и другие функции, например участвует в обмене веществ.

93. Выполните практическую работу «Внешнее строение костей».

1. Рассмотрите образцы или муляжи костей, выданные вам учителем.

2. Определите, к какой группе костей (трубчатых, плоских или смешанных) относятся данные объекты. Обоснуйте ваш ответ.

3. Зарисуйте в тетради и подпишите изученные объекты.

4. При отсутствии образцов или муляжей костей для выполнения данной работы воспользуйтесь рисунком. Определите, к каким группам относятся изображённые на рисунке кости, и подпишите их.

94. Дополните предложения.

1. Гибкость и упругость придают костям органические вещества.

2. Твёрдость придают костям минеральные вещества.

95. Почему у пожилых людей кости становятся более хрупкими, чаще возникают переломы?

Потому что с возрастом органических веществ становится меньше, поэтому у пожилых людей кости более хрупкие и ломкие.

96. Изучите в учебнике раздел «Строение кости». Рассмотрите рисунок. Напишите названия структур, обозначенных цифрами.

97. Как осуществляется рост кости в длину и толщину?

Рост костей в толщину происходит за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы. В длину молодые кости растут за счет хрящей, расположенных между телом кости и ее концами.

98. Рассмотрите рисунок. Подпишите изображенные на рисунке типы соединения костей, обозначенные цифрами.

99. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей сустава, обозначенных цифрами.

100. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия костей черепа. Раскрасьте цветным карандашом кости лицевого отдела.

101. Перечислите отделы позвоночника и укажите число по звонков в каждом отделе.

102. Рассмотрите рисунки. Напишите названия костей верхней и нижней конечностей, обозначенных цифрами.

Кости верхней конечности

1. Ключица; 2. Лопатка; 3. Плечевая кость; 4. Локтевая кость; 5. Лучевая кость; 6. Кости пясти; 7. Кости запястья; 8. Фаланги пальцев.

Кости нижней конечности

1. Тазовая кость; 2. Бедренная кость; 3. Большая берцовая кость; 4. Малая берцовая кость; 5. Кости предплюсны; 6. Кости плюсны; 7. Фаланги пальцев.

103. Рассмотрите натуральный позвонок. Зарисуйте его и подпишите основные части.

104. Подчеркните названия костей, составляющих грудную клетку.

Рёбра, шейные позвонки, грудина, крестец, грудные позвонки, ключицы.