Что такое универсальный дизайн для инвалидов. Для чего нужно проектирование доступной среды? Что такое «Универсальный дизайн»

Реализация на практике любого технического решения всегда должна начинаться с проектно-исследовательских работ. Это позволит избежать ошибок и бесполезной траты денежных средств. Создание комфортных условий в рамках государственной программы «Доступная среда» – не исключение.

«Доступная среда» – какая она?

Давайте подробнее рассмотрим, как должна выглядеть комфортная среда не только на бумаге, а и в реальности, почему проектирование имеет такое важное значение в её создании, и кто может создать качественный проект.

Программа по обеспечению равных возможностей для маломобильных групп населения «Доступная среда» была принята в 2011 году. Одним из механизмов её реализации является оборудование специальными средствами помещений и уличного пространства для комфортного в них пребывания всех категорий граждан. Данное требование регламентировано Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и рядом других нормативных документов.


К специальным средствам относятся наклонные пандусы, тактильная плитка и указатели, индукционные системы для лиц с нарушением слуха, системы вызова и оповещения и многое другое. Только вряд ли можно утверждать, что люди с проблемами здоровья полностью перестали ощущать дискомфорт в общественных местах. Почему так происходит, и можно ли изменить сложившуюся практику?

Можно, если обратиться в Тифлоцентр «Вертикаль» – компанию с огромным опытом по созданию комфортной среды. Компанию, ассортимент продукции которой составляет несколько десятков наименований средств адаптации, в том числе, разработанных собственными специалистами и опробованных на практике. Компанию, имеющую широкую дилерскую сеть по всей территории России и за её пределами.

У каждого своя специфика

Нормативно-правовая база трактует формулировку «Маломобильные группы населения» достаточно широко. Это лица старше 60 лет, инвалиды трудоспособного возраста, дети-инвалиды, дети до 8-10 лет, пешеходы с детскими колясками, временно нетрудоспособные граждане. Сюда можно отнести беременных женщин и пешеходов с большими тяжёлыми сумками. Однако, в сознании большинства выработан стереотип, что маломобильный человек – это исключительно инвалид-колясочник. Даже на всех графических указателях, в том числе, дорожных знаках 8.17 «Инвалиды» и 8.18 «Кроме инвалидов» изображён человек на коляске.


Поэтому если где-то и ведутся работы для удобного перемещения инвалидов и представителей других маломобильных граждан, то рассчитаны они, опять же, в основном на колясочников. Это правильно, но давайте будем объективны: на свободное и беспрепятственное передвижение одинаковые права имеют все описанные выше группы людей.

Начнём с того, что категорий инвалидов не одна и не две. Гораздо больше. Колясочники, люди с поражением опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся при помощи костылей, тотально незрячие, слабовидящие, слабослышащие, тотально глухие, слепоглухие. У всех свои требования к созданию комфортной среды. Например, то, что доступно слабовидящему, не доступно тотально незрячему, тактильная плитка и разметка не нужны колясочнику или опорнику с нормальным зрением, а индукционные системы для людей с нарушениями слуха бесполезны для абсолютно глухих. Поэтому особенности проектирования доступного пространства, скажем, для тотально слепых и слабовидящих людей имеют свою специфику и должны отличаются друг от друга.

То есть для того, чтобы создать по-настоящему комфортную среду, мало сделать её доступной для одних лишь инвалидов-колясочников, незрячих или глухих.

Что такое «Универсальный дизайн»?

Это когда продукт или объект может использоваться всеми людьми без необходимости в какой-либо его доработке. В нашем случае это означает отсутствие конфликтов интересов разных категорий маломобильных групп населения. Например, когда установленный с благой целью пандус не становится никому дополнительной преградой, а помещение одинаково адаптировано как для полностью здоровых, так и инвалидов всех категорий и родителей с детскими колясками.

Но что мы чаще всего наблюдаем? Те же пандусы, установленные «для галочки» и больше похожие на горки для скоростного спуска. Беспорядочно уложенную тактильную плитку – многие почему-то считают, что чем её больше, тем лучше, хотя у незрячих существует своя система ориентирования. Есть разные типы тактильной плитки и указателей для определённых условий, есть однонаправленное и двунаправленное движение. Только все ли строители знают об этом, задай им такой вопрос?

А кто сходу может сказать, почему угол наклона пандуса, согласно ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», не должен превышать 5 градусов, а расстояние между поручнями пандуса составлять 90 см – не больше и не меньше? Для того, чтобы инвалид на коляске мог без посторонней помощи спускаться и подниматься, придерживаясь двумя руками.

Налицо халатное отношение к реализации программы: хотели пандус – получите. А кто и как будет им пользоваться, уже не наши проблемы.

Как избежать ошибок?

Универсальный дизайн – главное правило при создании комфортных условий маломобильным людям. Их можно добиться лишь с учётом совокупности всех требований доступности. Но кто должен за это отвечать?

Заказчик, к примеру, собственник здания, не обязан знать, что нужно для создания доступной среды. Но проектировщик, подрядчик – тот, кто эту доступную среду обеспечивает, – должен. Он должен иметь подробное представление о технологиях обеспечения доступности, о способах и возможностях передачи информации маломобильным категориям граждан, о доступности абилитационного оборудования и для какой категории это оборудование предназначено.

Чаще всего подрядчики при выполнении работ самостоятельно подбирают изделия по интернету. Но без знания специфики никто из них не достигает нужной цели. Обращение к инвалидам за консультацией тоже не всегда может оказаться полезным. Потому, что сколько инвалидов – столько и мнений: колясочникам не нужны указатели, а незрячие не знают об индукционных системах.

Чтобы избежать ошибок, создание комфортного пространства нельзя выполнять без предварительного проектирования. Любая работа должна включать: а) концепцию; б) планирование; в) смету. Только после этого можно приступать к практической реализации проекта и освоению денежных средств.

За равные права и возможности

Возникает резонный вопрос – где найти организацию, которая выполнит все необходимые работы на основании проекта? Тифлоцентр «Вертикаль» уже около 15 лет изучает все особенности комфортной среды для всех маломобильных категорий людей. Наши специалисты участвовали в подготовке большого количества социально значимых объектов в плане доступности для инвалидов. Жилые и административные здания, аэропорты, вокзалы, музеи – список далеко не полный.

Тифлоцентр «Вертикаль» осуществляет полный цикл производства специального оборудования для удобства маломобильных категорий граждан – от разработки дизайна и проектирования до установки и монтажа. Заказать проектные работы можно по телефону: 8-800-555-34-73 или по электронному адресу: [email protected] .

Тифлоцентр «Вертикаль»: за равные права и равные возможности!

Универсальный дизайн в социокультурной адаптации «особых» посетителей музейными средствами

Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – № 166. – С. 133-143.

Сегодня исследователи отмечают «лавинообразное нарастание числа музеев, количества посетителей, специалистов в музейной сфере» . Возможно, в определенной степени это связано с изменением функций и структуры музейного сообщества, «с глубокими трансформациями, происходящими с самим музейным организмом» . Современный музей – это не только институт исторической памяти, но и активный агент социальных процессов, для которого характерно усиление практической направленности его деятельности . Обладая выработанной системой критериев и устойчивым положительным образом , музей играет все более значительную роль «в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации» .

По данным, приводимым Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии основной целевой аудиторией музейных мероприятий в нашей стране являются дети, а на втором по численности месте – социально незащищенные группы населения . Среди участников музейных программ значительную долю составляют люди с психофизическими нарушениями: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с задержкой психического развития, а также социально незащищенные и маргинальные группы людей, нуждающиеся в социальной и культурной адаптации . Адаптация этих групп населения к условиям современной жизни с помощью различных культурных практик все чаще понимается музеями как одно из важных направлений деятельности. Это позволяет предположить, что «практика, связанная с активным использованием музеев в решении социальных проблем, является одним из механизмов, определяющих вектор их дальнейшего развития» .

В сентябре 2008 г. Российской Федерацией была подписана Конвенция о правах инвалидов, признанная в странах-членах ООН. В ней зафиксированы стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной ассамблеи ООН в 1993 г. Статья 30 Конвенции декларирует право инвалидов на участие в культурной жизни, в проведении досуга и отдыха и занятия спортом. Ратификация этого документа предполагает создание в России безбарьерной среды – комплекса архитектурных, транспортных и сервисных международных стандартов, которые обеспечивают равную для всех, в том числе для инвалидов, доступность общественного транспорта, торговых и лечебных заведений, а также и культурных мероприятий и услуг. Совершенствование системы социальной поддержки и реабилитации инвалидов, формирование безбарьерной городской среды являются, по мнению руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы, «одним из основных показателей эффективности социальной политики государства, мерилом нравственного здоровья общества» .

В музеях России достаточно давно практикуется проведение специальных мероприятий для особой категории посетителей, реализуются проекты социальной и культурной адаптации, программ острой социальной направленности, однако такая работа должна иметь нормативную основу и носить систематический характер. Приказом по департаменту культуры Москвы № 607 от 16.12.2009 «Об обеспечении работы московских музеев с инвалидами различных категорий» были введены в действие , которые стали обязательными для исполнения во всех городских музеях. Основой «Методических рекомендаций» являются разработанные реабилитологами Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» методы социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами .

В качестве института социокультурной адаптации современный музей может не только обеспечить инвалидам свободный доступ к своим экспозициям, но и «создать условия для самореализации, предоставить возможность неформального общения, расширения кругозора, обмена впечатлениями, привлечь к активному образу жизни» . Выявление актуального потенциала культурного наследия музея обусловлено новыми музейными технологиями, основанными на культурологических парадигмах . Вариативность и диалогичность музейно-педагогической технологии характеризуют их как гуманитарные. В частности, это подразумевает способность музейного педагога «изменять план и маршрут занятия, способы и приемы общения, виды деятельности обучающихся в зависимости от состояния, запросов аудитории, ее существенных реакций на происходящее» . Современная музейная деятельность, расширяя свои границы и утверждаясь в ранее не свойственных для нее областях, предоставляет большие возможности для занятий с «особыми» посетителями. Активная трансформация самого музейного пространства, появление гибридных форм на границе музея и театра делают возможным нетрадиционный способ подачи информации. Четкого определения этого процесса пока не существует. В работах специалистов он называется по-разному: «игровые стратегии», «театрализация», «аттракционизация», «edutainment» .

Использование в музейной практике игровых стратегий дает зрителю уникальный опыт переживания музейной экспозиции, позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия. Подобный подход, при котором «должны сочетаться по-знавательность и художественные образы, интерактивность, игровые моменты, зрелищность» , способен трансформировать зрительское восприятие информации. Те знания, которые «особые» посетители не могут освоить с помощью классических педагогических методик, можно передать в альтернативном формате. В музеологии осуществляется активный поиск средств, форм, методов, подходов, которые могли бы способствовать решению этих задач. В частности, к категории современных технологий относится заимствование из смежных сфер апробированных способов взаимодействия с аудиторией, нуждающейся в особых подходах. Одной из таких форм является зарекомендовавшая себя достаточно продуктивно в социальной педагогике технология создания универсального дизайна, учитывающего возможности различных категорий посетителей. На музейной экспозиции, спроектированной с учетом принципов универсального дизайна, для участников программ становится осуществимой возможность использования всего спектра ресурсов восприятия.

Следует отметить, что концепция и собственно определение «универсальный дизайн» в настоящее время находятся в стадии формирования. Практики и исследователи процесса, а также специалисты из смежных областей дискутируют на тему того, что входит в это понятие . Согласно формулировке Лори Рингерт, директора отдела научных исследований школы общественного здравоохранения (Университет штата Северная Каролина), научного сотрудника Канадского центра по изучению инвалидности, универсальным дизайном, или «дизайном для всех», следует считать «дизайн среды, средств коммуникации, продуктов и услуг, способствующий их применяемости всеми людьми, вне зависимости от возраста, размера тела или способностей последних» .

По определению статьи 2 Конвенции о правах инвалидов, универсальным является «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна». С другой стороны, неотъемлемым свойством универсального дизайна является его «гибкость», позволяющая совмещение со вспомогательными технологиями и применение дополнительных (ассистивных) устройств, если это необходимо для конкретных пользователей . При проектировании в русле универсального дизайна учитываются не параметры некоего «среднестатистического пользователя», а интересы и потребности людей с различными интеллектуальными и физическими возможностями. В данном случае механизм универсального дизайна способствует безопасности, удобству и возможности более продуктивной эксплуатации пространства.

Универсальный дизайн – это нечто значительно большее, нежели просто определенный архитектурный стиль. Главная цель универсального дизайна – создание равных возможностей для участия всех людей в социокультурной жизни общества. В «Записке по вопросам системы вспомогательных технологий», составленной Министром по делам ветеранов США Г. Мэнсфилдом, универсальный дизайн определяется как «образ мышления о самом процессе дизайна, а также о том, как обеспечить комфорт и удобство для всех людей» .

Принято считать, что генезис универсального дизайна берет свое начало в 1970-е годы XX в., когда возникает движение за независимое проживание, сформировавшееся на основе социальных движений в защиту прав потребителей, гражданских прав и групп самопомощи . В границах концепции независимого проживания человек с инвалидностью позиционируется не с медицинской, а с социальной точки зрения: как потребитель услуг, а не пациент. Таким образом, акцент смещается с представлений об ограниченности или неполноценности человека к представлениям о несовершенстве окружающей среды и наличии в ней разнообразных препятствий и барьеров. С течением времени множественные определения модели доступности трансформировались, развиваясь в направлении к универсальному дизайну или дизайну с учетом потребностей всех людей. Эта дефиниция пришла на смену таким терминам, как «доступный дизайн», «приспособляемый или адаптируемый дизайн», «безбарьерный дизайн». Подобные определения подразумевают обращение к потребностям определенной обособленной группы потребителей, а не разработку дизайна, который изначально учитывает различия между способностями разных людей. Таким образом, посредством универсального дизайна должно достигаться равенство участия в жизни общества всех его членов, независимо от их возраста, навыков, ресурсов и функциональных возможностей.

В последние годы понятие «универсальный дизайн» получило широкое распространение. Его роль в процессе обеспечения равенства для людей с ограниченными возможностями трудно переоценить, поскольку он призван к созданию «общества всеобщего включения». Критерием аутентичности универсального дизайна являются семь принципов, разработанных в Государственном университете штата Северная Каролина, США .

Принципы универсального дизайна раскрывают его сущность, задают алгоритм будущих решений, а также используются для оценки новых и уже внедренных проектов:

1. Дизайн предполагает равноправие в использовании для людей с разными физическими и интеллектуальными возможностями. Его характеризует отсутствие «сегрегации или стигматизации кого бы то ни было из числа пользователей» .

2. Дизайн предусматривает возможность выбора способов применения, является гибким в использовании и соответствует широкому диапазону индивидуальных возможностей.

3. Дизайн предполагает простое и интуитивное использование, подкрепленное обеспечением эффективной поддержки и обратной связи в ходе выполнения задачи и после завершения процесса.

4. Дизайн эффективен при трансляции необходимой пользователю информации, независимо от его сенсорных способностей, дублируя представленную информацию с помощью изобразительных, вербальных, тактильных средств.

5. В случае ошибочных или непреднамеренных действий дизайн минимизирует их неблагоприятные последствия путем устранения или изоляции опасных элементов, а также благодаря сохранению работоспособности системы при отказе отдельных элементов.

6. Использование дизайна предполагает низкое физическое усилие потребителя и сохранение его физических сил при сведении к минимуму повторяемости действий и объема продолжительных физических усилий. При этом предусматривается возможность пребывания пользователя в нейтральном положении.

7. Дизайн обеспечивает соответствующий размер и место для доступа, досягаемости, манипулирования и использования компонентов в пределах комфортной досягаемости для пользователя, а также для вспомогательных приспособлений или оказания помощи со стороны другого человека.

Существенной особенностью разработок, выполненных в соответствии с принципами универсального дизайна, является их многофункциональность: они могут использоваться как инвалидами, так и людьми, чьи возможности временно ограничены по каким-либо причинам. Например, интерфейсы для людей, которые не могут фокусировать движения рук, пригодны для использования людьми в спецодежде или в тяжелых зимних перчатках; системы, предназначенные для «маленьких людей», будут востребованы детьми и т. д. Таким образом, в основе философии универсального дизайна лежит идея создания более безопасной и эргономичной среды, отвечающей интересам всех потребителей, а не созданной специально для людей с особыми потребностями.

В музейной практике универсальный дизайн, призванный обеспечить доступность этого учреждения для инвалидов, одновременно повышает комфортность и для других посетителей, которые могут пользоваться пандусами, лифтами, этикетками с укрупненным шрифтом , а также предметами из экспозиций тактильного доступа. Музейное пространство, смоделированное по принципам универсального дизайна, доступно посетителям «всех возрастных групп, обладающим различными навыками, ресурсами и функциональными способностями» .

В 2011 г. в Государственном музее истории религии был открыт детский отдел «Начало начал» с экспозицией тактильного доступа. «Начало начал» знакомит целевую аудиторию с историей религии, апеллируя к эмоциональному восприятию детей. Традиционная методика образования подразумевает обращение к разуму ребенка, но для него более характерен другой способ познания мира, когда реальность осваивается с помощью тактильных ощущений, ассоциативных рядов, воображения. Это особенно актуально для детей с нарушениями в развитии. Критерии универсального дизайна, отвечающего потребностям «особых» категорий посетителей, были концептуально учтены в процессе проектирования детского отдела музейной экспозиции, поэтому реализация этих принципов не требует последующей адаптации или переоборудования пространства.

Архитектоника «Начала начал» позволяет проводить музейно-педагогические занятия как для обычных детей, так и для посетителей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушением опорно-двигательного аппарата; слабовидящих и незрячих. Это отвечает первому принципу универсального дизайна: равноправие в использовании для людей с разными возможностями. Размеры залов и дверных проемов делают возможным присутствие на программе четырех-пяти участников-колясочников. В этом случае учитываются такие факторы, как ширина траектории передвижения, наличие пандусов, а также безбарьерного санузла, размеры дверных проемов, возможность маневра в помещении и т.д. Подъездная зона музея оснащается переносными пандусами, а сама экспозиция находится на первом этаже, рядом с гардеробом и местами общественного пользования, предназначенными для инвалидов. Таким образом, в соответствии с седьмым принципом обеспечивается размер и место для доступа и использования.

Одним из отличительных свойств универсального дизайна является его эффективность при трансляции необходимой пользователю информации путем ее дублирования с помощью изобразительных, вербальных, тактильных средств (принцип четвертый). Определяющими при этом являются аспекты, касающиеся движения, зрения, слуха и т.д. Так, работа со слабовидящими и незрячими участниками программ предполагает поиск нетрадиционных способов передачи культурологического сообщения. При полной или частичной утрате зрения человек «лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90% всей поступающей информации проходит через зрительный орган» . Таким образом, особое значение для людей, лишенных возможности познавать мир визуально, приобретают компенсаторные чувства: осязание, слух, обоняние . Возможности для дублирования информации, способствующего ее восприятию, предоставляет пространство «Начало начал».

Детский отдел экспозиции расположен в двух залах, имеющих анфиладное устройство. Небольшая площадь (30 и 50 кв. м), наличие комфортных сидений в обоих залах предполагают сохранение физических сил потребителя при передвижениях в ходе программы (см. принцип шестой).

Первый зал представляет собой условное жилище простейшей круглой формы. Понятие «дом» – один из ключевых символов культуры, с которым соотносятся важнейшие категории мировосприятия. Дом, жилище – «микрокосм», который окружает любого человека в обыденной жизни. Это понятие является близким и понятным для восприятия, легко позволяет, в соответствии с третьим принципом универсального дизайна, понять предназначение помещения вне зависимости от опыта, знаний, навыков аудитории. В этом зале экспозиции участник программы ориентирован на тактильное взаимодействие с предметами-копиями музейных экспонатов, изготовленных на высоком уровне качества, с полной передачей цвета и осязательных качеств поверхности оригинала. Слабовидящие и незрячие имеют возможность изучить и сравнить фактуру и природные особенности разнообразных материалов, из которых выполнены предметы экспозиции (дерево, лыко, металл, мех, кожа и т.д.), а также стен помещения. Важно, что многие предметы экспозиции тактильного доступа изготовлены из натуральных материалов, которые пригодны для идентификации. По мнению специалистов, при глубоких нарушениях зрения и слепоте «другие анализаторы могут отражать ту же сторону предмета и те же его качества, что и зрение» . Осязание помогает выяснить форму, величину, иные свойства предмета и сформировать его достаточно четкий образ, что особенно важно для слабовидящих и незрячих. Технические возможности пространства позволяют периодически включать необходимое для слабовидящих посетителей щадящее освещение.

Во втором зале, оснащенном тремя видеопроекторами, информация воспринимается детьми через сильные слуховые и зрительные (для слабовидящей аудитории) впечатления. Технические возможности пространства, масштаб мультимедиа и размеры реквизита позволяют «особым» посетителям быть активными участниками образовательной программы. Функциональное соотношение двух залов, принципиально отличающихся по способу подачи материала, способствует эффективному усвоению знаний. Работа с разными каналами восприятия информации позволяет обратиться к воображению участников и создает атмосферу полного погружения в происходящее. Занятия, которые строятся в соответствии с игровыми практиками и методами, содействуют формированию социальных навыков у «особых» детей, так как требуют взаимодействия участников. Программа соответствует реальным возможностям и потребностям детей, поскольку отвечает их физическим особенностям, возрасту, уже приобретенным социальным навыкам. Наличие экспозиции тактильного доступа и технические ресурсы пространства «Начала начал» способствуют реализации второго принципа универсального дизайна: гибкость в использовании и соответствие широкому диапазону индивидуальных возможностей. При разработке методологии обратной связи были учтены особенности различных участников: помимо вербальной связи, существует возможность выполнения творческого задания (для этого в «Начале начал» спроектированы два откидных рабочего стола).

Все оборудование, декоративно-бутафорские элементы, инсталляции и тематические экспонаты интерьера изготовлены из материалов, безопасных в эксплуатации. На материалы предоставлены сертификаты, подтверждающие возможность использования их участниками, подверженными астме или аллергии. Это минимизирует риски для посетителей пространства, что отвечает пятому принципу универсального дизайна.

Таким образом, семь принципов, характеризующих универсальный дизайн, реализуются в детском отделе постоянной экспозиции «Начало начал».

По мнению экспертов, специализированные экспозиции, созданные в музее исключительно для посетителей с особыми возможностями, «сужают» для них музейное пространство и ограничивают его. «Как ни ценны отдельные специальные занятия для отдельных групп инвалидов или отдельные специально для них созданные музейные выставки, – отмечает генеральный директор Института «Реакомп» С.Н. Ваньшин, – гораздо более продуктивно «открыть» для них музейную экспозицию, предоставив возможность познавать ее вместе со всеми другими посетителями» .

Делая «Начала начал» доступным для инвалидов, универсальный дизайн не нарушает интересы обычных экскурсантов, поскольку существующее экспозиционное решение адресовано разным группам посетителей музея и не нуждается в традиционной адаптации или специализации для слабовидящих и незрячих , а также для участников-колясочников. Более того, в данном случае «доступность» экспозиции для слепых является дополнительным фактором, повышающим включенность в программу обычных посетителей, поскольку она не просто создает безбарьерную среду для инвалидов, но и улучшает качество обслуживания других экскурсантов. В этом – отличительное свойство универсального дизайна, основополагающее решение которого должно удовлетворять требования всех потребителей.

Занятия со слабовидящими и незрячими детьми имеют ряд особенностей, которые сохраняют свою актуальность при реализации принципа универсального дизайна . Прежде всего, группы не должны быть большими; лучше, если количество детей не превышает 10 человек. Желательно, чтобы в занятии были задействованы одновременно два педагога, поскольку каждому ребенку нужно индивидуальное внимание, для него важно персональное, адресное обращение к нему лично. Необходимо ограничить количество экспонатов и предусмотреть время, нужное для того, чтобы каждый ребенок «поработал» с ними, поэтому следует заранее позаботиться о кратности экспонатов. Большое значение имеет предварительное составление психолого-педагогического портрета группы, который разрабатывается в соавторстве с практикующим в данной группе социальным педагогом, а также учет его рекомендаций. В целом, при проведении занятия следует «апеллировать к сохраненным возможностям ребенка, задействовать и максимально использовать все виды его чувствительности – слух, осязание, обоняние, зрение» .

Содержание и условия реализации проекта отвечают потребностям целевой аудитории, поскольку экспозиция «Начала начал» позволяет адресоваться не только к интеллекту ребенка, но и к его эмоциям. Это дает ребенку возможность постигать информацию, скрытую от рационального сознания. Впоследствии полученные впечатления будут стимулировать интеллектуальную переработку транслированного подобным образом сообщения. Такой подход идентичен актуальной модели музейной коммуникации, которая подразумевает «множественность способов освоения реальности, включая нерациональные, – интуицию, воображение, эмпатию» .

Современный музей, сохраняя традиционные составляющие коммуникативной функции – образовательную, воспитательную, рекреационную, – в последнее время активно добавляет к ним новую – адаптационную. Этому способствуют изученные и доказанные экспертами в области музейной деятельности «гибкость» музея как культурной формы, его «адаптивность» как социокультурного института, его «долголетие» как исторического явления» . Реализуя адаптационную функцию, музей содействует социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. В этом случае музейное пространство становится реабилитационным полем для «особых» людей, расширяет информационные и коммуникативные возможности участников, доставляет им мгновения душевного покоя и радости.

Одним из значимых условий в адаптационном процессе представляется построение музейной экспозиции в соответствии с принципами универсального дизайна. Это обеспечивает ее доступность для всех категорий участников, определяет стратегии использования музейного пространства и моделирует, таким образом, педагогически осмысленную и психологически аранжированную комфортную среду, привлекательную как для общества в целом, так и для аудитории с ограниченными возможностями.

Данная статья не претендует на однозначность позиций и окончательность выводов в области исследования адаптационных возможностей музея.

Представленный материал позволяет сформулировать некоторые предварительные заключения:

Для современного музея характерно усиление практической направленности его деятельности; основные тенденции музейного развития демонстрируют его социальную ориентированность.

Среди посетителей музейных программ значительную часть составляют люди с особыми потребностями. Изменение структуры посетителей музея и внимание к новым сегментам этой структуры предполагает создание специальных методик взаимодействия с ними, а также комфортной среды пребывания, адекватной возможностям этой аудитории.

Реализация этих условий возможна на музейной экспозиции, спроектированной с учетом принципов универсального дизайна, учитывающего возможности различных категорий посетителей.

Таким образом, разработка идей универсального дизайна, которая должна иметь как методологическое, так и технологическое осмысление, в современном музее не только является актуальной научной проблемой, но и требует практических навыков создания и освоения этого пространства. В этом контексте экспозиция «Начало начал» Государственного музея истории религии может быть рассмотрена как один из примеров решения данного вопроса. Проект получил одобрение экспертов и был представлен музейному сообществу на Всероссийских научно-практических семинарах: «Особые» дети в музее» (на базе ГМИР), 2012 г.; «Арт-терапия в музее» (на базе РЭМ), 2012 г., 2013 г. Заключения, сделанные сотрудниками Отдела образовательных программ и музейной педагогики ГМИР в рамках профессиональной практической деятельности , позволяют предположить правильность избранного вектора во взаимодействии с «особой» аудиторией музейных программ.

И.Н. Донина

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баканурский А.Г. Театрализация музейного пространства // Художник и музей: пути взаимодействия: Материалы научной конференции. Одесса, 2013.

2. Бойко А.Г. Музейно-педагогическая технология в системе художественно-педагогического образования // Проблемы искусства в XXI веке: задача школы. СПб., 2010.

3. Ваньшин С.Н. Доступность для всех // Музей. 2012. № 2.

4. Ваньшин С.Н., Ваньшина О.П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: Методическое пособие. М.: ГДМ, 2009.

5. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / под ред. В.А. Феоктистовой. М.: Логос, 1993.

6. Гусева Г.Б. Незрячие дети рисуют // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2011. № 2-3.

7. Гусева Г.Б. Рисуют незрячие дети: авт. прогр.: метод. пособие. Саратов: СГХМ им. А.Н. Радищева, 2011.

8. Донина И.Н. Гуманистический потенциал музейно-педагогических программ для детей с особыми потребностями (из опыта Государственного музея истории религии) // Горизонты образования: Психология. Педагогика: научно-методический журнал. Севастополь, 2012. № 3 (36).

9. Дмитриева О.С. Музеи и аттракционы: альтернатива в режиссуре музейного пространства // Триумф музея? СПб., 2005.

10. Дриккер А.С. Музей в современном мире // Вопросы музеологии. 2011. № 1(3).

11. Евмененко Е.В., Трущелева А.В. Психология лиц с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие. Ставрополь: СГПИ, 2008.

12. Занятие со слепыми детьми «Превращение насекомых» на базе живой экспозиции Дарвиновского музея: методическое пособие. М.: ГДМ, 2009.

13. Именнова Л.С. Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы. Автореф. дис. ... д-ра культурологии. М., 2011.

14. Инновационные разработки. Музеям – от реабилитологов. Электронная версия. Метод доступа: http://www.rehacomp.ru/indevelop/musium/

15. Клюкина А.И. Музей и социализация инвалидов // Музей. 2012. № 2.

16. Корнилина М. Музейные сервисы для слепых. Центральный музей Всероссийского общества слепых им. Б.В. Зимина // Музей. 2012.

17. Костылева Е. Ночь в музее. Работа со слепыми в Эрмитаже // Эрмитаж. 2010. № 1-2.

18. Лобанова В. Музей как фактор развития территории // Музей и регион. М., 2011.

19. Мальцева Ю.М. Взаимодействие театральных и музейных практик в эпоху Постмодерна // Музей и культурное наследие: постмодерн. СПб., 2009.

20. Мамаевская Л. Я вижу солнце! // Музей. 2012. № 2.

21. Мастеница Е.Н. Многомерный феномен музея // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций: Материалы международной конференции. М., 2010.

22. Международная конференция «Универсальный дизайн, дружественная архитектура и публичное пространство». Рига, 2012 г. Электронная версия. Метод доступа: http://www.ud2012.no/home.cfm

23. Никонова А.А. Роль музея в формировании культурной идентичности // Вопросы музеологии. 2010. № 2.

24. Равные права - равные возможности // Страна и мы вместе: Социальный информационноаналитический журнал. 2011. № 3.

25. Рингерт Лори. Введение в универсальный дизайн: Канадско-российская программа по инвалидности. 2006. Электронная версия. Метод доступа: http://belvoi.ru/bez bareer/Vvedenie V disain.doc

26. Сапанжа О.С. Турист в современном музее: философия просвещения, технология просвещения // Вопросы музеологии. 2010. № 2.

27. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире// Вопросы музеологии. 2011. № 1(3).

28. Тавлинцева Е.Ю. Эпоха великих гастрономических открытий (экскурсия для слепых и слабовидящих людей в музее «Английское подворье») // Материалы Круглого стола «Реабилитация инвалидов музейными средствами». М., 2011.

29. Третья Международная конференция «Равные права - Равные возможности. Универсальный дизайн: новые концепции и лучшие примеры». Секция «Современные методы адаптации музейных экспозиций для посетителей с разными видами инвалидности». М., 2011. Электронная версия. Метод доступа: http://www.dszn.ru

30. Шляхтина Л.М. Современное музееведение и стратегия развития музеев XXI века // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций: Материалы международной конференции. М., 2010.

31. Шляхтина Л.М. Современный музей: идеи и реалии//Вопросы музеологии. 2011. № 2 (4).

32. Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России // Исторические очерки. СПб., 2006.

33. Шолкина К.Е. Занятие для слабовидящих детей на экспозиции «Начало начал» музея истории религии // Круглый стол. Освоение пространства. Путешествия «особых» людей. Кронштадт, 2012.

34. Щепеткова И.А. Феномен «театрализации музея» // Триумф музея? СПб., 2005.

35. Assistive Technology Network Issue Brief (California) on Assistive Technology and Universal Design // Лори. Введение в универсальный дизайн: Канадско-российская программа по инвалидности. 2006.

36. DeJong G. (1985) Economic and Independent living. Lawrence? KS: Research and Training Center of IL, University of Kanzas. Электронная версия. Метод доступа: http://www.rtcil.org/ products/RTCIL%20publications/IL%20Philosophy/Economics%20and%20Independent%20Living%20DeJong.pdf

37. DeJong G. (1979). Independent living: from social movement to analytic paradigm. Arch Phys Med Rehabil.

38. Jeffrey, Jerome. Simple Solutions: Home Automation Technology for Easy, Safe, and Accessible Living // Design Research and Methods Journal. 2011.Vol 1. No 1. Center for Universal Design Archives. Электронная версия. Метод доступа: http://design-ev.ncsu.edu/openjournal/index.php/redlab/article/view/95

39. Thematic report. Universal design. Publication number: Электронная версия. Метод доступа: http://universell-utforming.miljo.no/file upload/universalutformingeng-russisk.pdf.
North Carolina State University. College of Design. Center оf Universal Design and services or assistance. Электронная версия. Метод доступа: http://www.ncsu.edu/project/design-projects/udi/contact/

41. Universal Design... What It Is and What It Isn"t. Электронная версия. Метод доступа: http://trace.wisc.edu/docs/whats ud/whats ud.htm

42. White R. That"s Edutainment Электронная версия. Метод доступа: http://www. whitehutchinson.com/leisure/articles/eduteiment.shtml

1. Bakanurskij A. G Teatralizatsija muzejnogo prostranstva // Hudozhnik i muzej: puti vzaimodejstvija:. Materialy nauchnoj konferentsii. Odessa, 2013.

2. Bojko A. G Muzejno-pedagogicheskaja tehnologija v sisteme hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovanija // Problemy iskusstva v XXI veke: zadacha shkoly. SPb., 2010.

3. Van"shin S. N. Dostupnost" dlja vseh // Muzej. 2012. № 2.

4. Van"shin S. N., Van"shina O. P. Sotsiokul"turnaja reabilitatsija invalidov muzejnymi sredstvami: Metodi-cheskoe posobie. M.: GDM, 2009.

5. Vospitanie slepyh detej doshkol"nogo vozrasta v sem"e / Pod red. V. A. Feoktistovoj. M.: Logos, 1993.

6. Guseva G B. Nezrjachie deti risujut //Korrekcionnaja pedagogika: teorija i praktika. 2011. № 2-3.

7. Guseva G B. Risujut nezrjachie deti: Avt. progr.: Metod. posobie. Saratov: SGHM im. A.N. Radishcheva, 2011.

8. Donina I. N. Gumanisticheskij potentsial muzejno-pedagogicheskih programm dlja detej s osobymi pot-rebnostjami (iz opyta Gosudarstvennogo muzeja istorii religii) // Gorizonty obrazovanija: Psihologija. Pedagogika. Nauchno-metodicheskij zhurnal. Sevastopol", 2012. № 3 (36).

9. Dmitrieva O. S. Muzei i attraktsiony: al"ternativa v rezhissure muzejnogo prostranstva // Triumf muzeja? SPb., 2005.

10. Drikker A. S. Muzej v sovremennom mire // Voprosy muzeologii. 2011. № 1(3).

11. Evmenenko E. V., Trushcheleva A. V. Psihologija lic s narushenijami zrenija: Uchebno-metodicheskoe posobie. Stavropol": SGPI, 2008.

12. Zanjatie so slepymi det"mi «Prevrawenie nasekomyh» na baze zhivoj ekspozitsii Darvinovskogo muzeja: Metodicheskoe posobie. M.: GDM, 2009.

13. Imennova L. S. Muzej v sociokul"turnoj sisteme obwestva: missija, tendencii, perspektivy. Avtoref. dis. ... d-ra kul"turologii. M., 2011.

14. Innovatsionnye razrabotki. Muzejam - ot reabilitologov. Elektronnaja versija. Metod dostupa: http://www.rehacomp.ru/indevelop/musium/

15. Kljukina A. I. Muzej i sotsializatsija invalidov // Muzej. 2012. № 2.

16. KornilinaM. Muzejnye servisy dlja slepyh. Tentral"nyj muzej Vserossijskogo obshchestva slepyh im. B.V. Zimina // Muzej. 2012.

17. Kostyleva E. Noch" v muzee. Rabota so slepymi v JErmitazhe// Ermitazh. 2010. № 1-2.

18. Lobanova V. Muzej kak faktor razvitija territorii // Muzej i region. M., 2011.

19. Mal"ceva Ju. M. Vzaimodejstvie teatral"nyh i muzejnyh praktik v jepohu Postmoderna//Muzej i kul"turnoe nasledie: postmodern. SPb., 2009.

20. Mamaevskaja L. Ja vizhu solnce!//Muzej. 2012. № 2.

21. Mastenica E. N. Mnogomernyj fenomen muzeja// Nasledie v jepohu sociokul"turnyh transformacij. Ma-terialy mezhdunarodnoj konferentsii. M., 2010.

22. Mezhdunarodnaja konferentsija «Universal"nyj dizajn, druzhestvennaja arhitektura i publichnoe pros-transtvo». Riga, 2012 g. Elektronnaja versija. Metod dostupa: http://www.ud2012.no/home.cfm

23. Nikonova A. A. Rol" muzeja v formirovanii kul"turnoj identichnosti // Voprosy muzeologii. 2010. № 2.

24. Ravnye prava - ravnye vozmozhnosti//Strana i my vmeste: Sotsial"nyj informatsionno-analiticheskij zhurnal. 2011. № 3.

25. Ringert Lori. Vvedenie v universal"nyj dizajn: Kanadsko-rossijskaja programma po invalidnosti. 200б. Elektronnaja versija. Metod dostupa: http://belvoi.ru/bez_bareer/Vvedenie v disain.doc

26. Sapanzha O. S. Turist v sovremennom muzee: filosofija prosveshchenija, tehnologija prosveshchenija // Voprosy muzeologii. 2010. № 2.

27. Soboleva E. S., Jepshtejn M. Z. Jevoljucija kontsepcii muzeev v menjajushchemsja mire // Voprosy muzeologii. 2011. № 1(3).

28. Tavlinceva E.Ju. Jepoha velikih gastronomicheskih otkrytij (jekskursija dlja slepyh i slabovidjawih ljudej v muzee «Anglijskoe podvor"e»)// Materialy Kruglogo stola «Reabilitacija invalidov muzejnymi sredstvami». M., 2011 g.

29. Tret"ja Mezhdunarodnya konferentsiya «Ravnye prava - Ravnye vozmozhnosti. Universal"nyj dizajn: novye kontsepcii i luchshie primery». Sektsija «Sovremennye metody adaptatsii muzejnyh ekspozicij dlja posetitelej s raznymi vidami invalidnosti». M., 2011. Elektronnaja versija. Metod dostupa: http://www.dszn.ru

30. Shljahtina L. M. Sovremennoe muzeevedenie i strategija razvitija muzeev XXI veka // Nasledie v epohu sotsiokul"turnyh transformatsij: Materialy mezhdunarodnoj konferentsii. M., 2010.

31. ShljahtinaL. M. Sovremennyj muzej: idei i realii// Voprosy muzeologii. 2011. № 2 (4).

32. Shljahtina L. M., Mastenitsa E. N. Muzejno-pedagogicheskaja mysl" v Rossii // Istoricheskie ocherki. SPb., 200б.

33. Sрolkina K. E. Zanjatie dlja slabovidjshchih detej na ekspozishchii «Nachalo nachal» muzeja istorii religii // Kruglyj stol. Osvoenie prostranstva. Puteshestvija «osobyh» ljudej. Kronshtadt, 2012.

34. ShchepetkovaI. A. Fenomen «teatralizacii muzeja» // Triumf muzeja? SPb., 2005.

35. Assistive Technology Network Issue Brief (California) on Assistive Technology and Universal Design. Cit. po: Ringert, Lori. Vvedenie v universal"nyj dizajn: Kanadsko-rossijskaja programma po invalidnosti. 2006.

36. DeJong G. (1985) Economic and Independent living. Lawrence? KS: Research and Training Center of IL, University of Kanzas. Elektronnaja versija. Metod dostupa: http://www.rtcil.org/ products/RTCIL%20publications/IL%20Philosophy/Economics%20and%20Independent%20Living%20DeJong.pdf

37. DeJong G (19У9). Independent living: from sotsial movement to analytic paradigm. Arch Phys Med Re-habil.

38. Jeffrey Jerome. Simple Solutions: Home Automation Technology for Easy, Safe, and Accessible Living // Design Research and Methods Journal Vol 1, No 1 (2011). Center for Universal Design Archives. Jelektronnaja versija. Metod dostupa: http://design-ev.ncsu.edu/openjournal/index.php/redlab/article/view/95

39. Thematic report. Universal design. Publication number: Elektronnaja versija. Metod dostupa: http://universell-utforming.miljo.no/file_upload/universalutformingeng-russisk.pdf.

40. North Carolina State University. College of Design. Tenter of Universal Design and services or assistance. Elektronnaja versija. Metod dostupa: http://www.ncsu.edu/project/design-projects/udi/contact/

41. Universal Design... What It Is and What It Isn"t. elektronnaja versija. Metod dostupa: http://trace.wisc.edu/docs/whats_ud/whats_ud.htm

42. White R. That"s Edutainment elektronnaja versija. Metod dostupa: http://www.whitehutchinson.com /leisure/articles/eduteiment.shtml

Под универсальным дизайном скрывается понятие создания всеобщей доступности окружающего пространства независимо от наличия инвалидности.

Это включает в себя возведение комфортабельных домов жилого и социального назначения, которые удобно было бы эксплуатировать всем слоям населения.

Главная идея проекта «Доступная Среда» заключается в адаптации окружающего пространства в удобный формат не только для людей с ослабленным здоровьем, но и всех остальных членов общества. Придание объектам дополнительной доступности в сочетании с внешней эстетичностью.

Универсальному дизайну свойственно создание внешнего облика и эффективного применения какого-либо продукта, которому не потребуется дополнительная адаптация.

Главные принципы и требования доступности среды уже закладываются на этапе проектирования, что значительно экономичней.

Это позволяет адаптировать объекты под нужды инвалидов с максимальной оптимизацией в пространстве инвалидного оборудования. Так подъёмник для инвалидов вертикальный будет эффективней функционировать, если он изначально встроен в интерьер.

К тому же нельзя забывать об эстетической составляющей. Сегодня универсальным дизайном руководствуются всё больше застройщиков и социальное общество в целом.
Объекты, созданные с применением универсального дизайна, адаптированы для всех социальных групп населения.

Примером могут служить общественный транспорт, оборудованный пандусом, подъезды, в которых смонтирован подъёмник для инвалидных колясок.

Основы универсального дизайна.

  • Принципиальными для универсального дизайна являются следующие правила:
  • Равное использование объектов вне зависимости от физических возможностей. При том, не делается различий между социальными группами, а неприкосновенная частная жизнь и безопасность гарантируется каждому индивидууму.
  • Перед производителями ставится задача учитывать индивидуальные особенности потребителя. Они должны выпускать свою продукцию в нескольких вариациях.
  • Дизайн продукта, в не зависимости от его предназначения, должен быть понятен потребителю. То есть, человеку с любым уровнем образования и даже с умственными особенностями было понятно, как им пользоваться.
  • Информация о продукте должна быть доступна всем. Метод донесения её до потребителя может быть вербальным, визуальным и тактильным. Восприниматься информация должна в любой внешней среде, потребителем с любыми индивидуальными особенностями.
  • Каждому человеку свойственно допускать ошибки. Универсальный дизайн должен минимизировать негативные действия при нарушении принятых правил эксплуатации какого-либо продукта.
  • При пользовании какими-либо элементами универсального дизайна не должно прилагаться дополнительных физических усилий. Этого можно добиться удобным расположением человека по отношению к используемому объёкту, уменьшив время силового воздействие на объект и сократить количество одинаковых манипуляций.
  • Объём пространства при эксплуатации объекта должен быть комфортным для человека, пользующегося им. Одновременно, инвалид, или другой человек, не должен мешать остальным людям. К примеру, смонтированный подъёмник не должен быть помехой тем, кому он не нужен.

Применяя эти правила, можно сделать универсальный дизайн максимально эффективным, а окружающую среду комфортной для всех членов социума.

Чистый С.В., вице-президент Национального

благотворительного фонда «Город без барьеров»

Универсальный дизайн в России

(на примере создания безбарьерной среды

в дорожной инфраструктуре города Москвы)

Я заранее хочу извиниться перед таким авторитетным архитектурным сообществом, которое собралось в этом зале за то, что в моём докладе речь пойдёт не об объёмах и пространствах, с которым, как говорил на одной из своих лекций Чобан, должна работать архитектура, а о массе мелочей, которые собственно и создают атмосферу города, его уют, комфорт и неповторимую ауру. Я буду говорить об ниверсальном дизайне и не только о нём.

В последнее время во многих городах наблюдается увеличение объема реализуемых программ благоустройства и дорожного строительства. Однако при их анализе, становится совершенно очевидно, что количественное наращивание инвестиций в городскую инфраструктуру рано или поздно сталкивается с проблемой качества таких инвестиций. Качества, прежде всего, с точки зрения учёта гуманитарного и социального факторов.

Качество инвестиций в городскую инфраструктуру

Основными чертами качества современного этапа развития городской инфраструктуры являются: учёт социального фактора, экологичность, энергосбережение, сохранение исторической среды. Но с 26 сентября 2012 г., после вручения на генеральной ассамблее ООН грамоты о ратификации Российской Федерацией конвенции ООН «О правах инвалидов» к числу этих парадигм прибавилось ещё одна – создание доступной среды для маломобильных групп населения, что в мировом сообществе получило название универсального дизайна или дизайна для всех.

Инвестиции без учёта этих аспектов воспринимаются населением как акт враждебного, недружественного поглощения привычной жизненной обстановки агрессивной внешней средой, разрушающей основы его традиционного уклада.

Буквально несколько слов о том,

Что такое универсальный дизайн .

Это организация пространства, обстановок, программ и услуг, призванные сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна для каких-либо целевых групп. (Рон Мейс основатель теории и практики Универсального дизайна.)

Принципы Универсального дизайна в градостроительстве.

Слайд 3

1. Равенство в использовании людьми с разными физическими возможностями.

2. Гибкость в применении, т.е. дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.

3. Проста и интуитивная доступность любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.

4. Легко воспринимаемая информация, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя и эффективные подсказки

5. Допустимость ошибки, когда сводится к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий.

6. Минимальное физическое усилие, когда потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться окружающей средой,

7. Габариты и конфигурация пространства удобные для подхода, доступа, манипуляций и использования любым человеком, не зависимо от его роста, фигуры или степени подвижности.

Как много тех, для кого необходим универсальный дизайн?

Слайд 5

Привожу данные для России:

  • 11% населения жизненно заинтересованы в безбарьерности. Это прежде всего инвалиды.
  • 30% населения рассматривает безбарьерную среду, как необходимую поддержку в жизни. Это люди пожилого возраста (17%), дети в возрасте до 4 лет в сопровождении взрослого (7%), люди с временными ограничениями мобильности (6%).

Первые две группы составляют около 41 % населения страны или 58 млн человек!!!

  • Наконец, для 100% населения безбарьерная среда даёт просто улучшение комфорта проживания и передвижения.

В Европе масштабные работы по адаптации среды для инвалидов начались с конца 80-х начала 90-х г.г. прошлого века после проведения в 1981 г. – года инвалида и принятия в 1982 г. Генеральной ассамблеей ООН Всемирной программы действий в отношении инвалидов (резолюция 37/52 от 03.12.1982 г.). В России, несмотря на то, что современная нормативная база в этой сфере действует уже более 20 лет (ВСН 62-91 и СНиП 3501-2001), только в Москве несколько лет назад была начата масштабная работа по реализации положений Конвенции ООН.

Вместе с тем анализ такого «залпового» подхода показывает, что эффективность использования средств низкая. И как показывает мировой опыт, столь высокие темпы работ по созданию доступной среды, имеют и свои отрицательные стороны, Вот только некоторые из них, применительно к проблематике ремонта и благоустройства городских территорий и общественных городских пространств:

Использованные решения и, особенно, материалы, к сожалению, часто не переживают даже одной зимы. По оценкам экспертов нашей ассоциации, – более 40% элементов адаптации утрачивают в существенной части свои потребительские свойства в течение двух – трёх лет;

Некомплексный подход к адаптации городских территорий и кварталов нивелирует ценность проделанной работы.

Выполнение мероприятий по адаптации, как самостоятельных работ повышает стоимость решения данного вопроса, по оценкам экспертов до 10 раз;

Эстетический уровень применяемых решений, особенно в адаптации дорожно-транспортной сети, вызывает раздражение жителей;

Многие из применяемых решений по адаптации среды для инвалидов сами становятся местом повышенного травматизма, особенно в зимнее время.

Можно выделить следующие причины, повлекшие возникновение данной ситуации:

  • низкое качество проектирования безбарьерной среды. Главная причина низкого качества проектирования безбарьерной среды - недостаток квалификации проектировщиков и строителей в этой области. Целевая переподготовка архитекторов по данному направлению практически не осуществляется. С сожалением приходится констатировать также неэффективность многочисленных мероприятий по обучению специалистов для целей создания безбарьерной среды, проводимыми органами социальной защиты, как правило, для своих же сотрудников, а не для тех, кто создаёт безбарьерную среду – строителей и проектировщиков.

Пример

в Москве специалистами Национального благотворительного фонда «Город без барьеров» - ассоциированного члена рабочей группы Европейского союза по доступной среде были проверены ряд проектов 2011 и 2012 г.г, на благоустройство знаковых парков и площадей Москвы, выполняемых по городскому заказу членами нашей ассоциации. По всем имеются настолько существенные замечания, что в случае их реализации в неизменном виде, работы по адаптации пришлось бы проводить за дополнительные средства в течение достаточно продолжительного времени.

***********************************************************************

  • низкое качество работ по созданию безбарьерной среды в новом строительстве и реконструкции транспортно-пешеходной инфраструктуры и территорий. Это означает, что новые барьеры каждый день создаются индустриальным способом по типовым и нетиповым проектам. А подавляющее большинство новых и реконструируемых объектов сдаются с существенными и многочисленными отклонениями от действующего 35-го комплекса строительных норм и правил по безбарьерности.
  • отсутствие в городе (в отличие от Европы) профессионального координационного органа по созданию безбарьерной среды.

Справка.

В своё время в Москве была отвергнута идея создания специализированной инспекции по этому вопросу. Считалось, что существующие контрольные органы способны решать эти вопросы. Но опыт нескольких лет в этом отношении – негативный по признаку полученного результата. Ничего не дала и проводимая в последние 3 года процедура согласования технических заданий на проектирование с Департаментом социальной защиты населения, поскольку на стадии проекта и рабочей документации, а тем более при приёмке работ, фактически никакого квалифицированного контроля по вопросу доступной среды не происходит. Кадровый потенциал для этого отсутствует. Да и предметом проверки является соответствие работ проекту, а не действующим нормам.

Вопрос качества адаптации городской среды ставится в различных программах Правительства Москвы и звучит с высоких трибун уже более 5 лет. Однако ничего не делается для преодоления данной ситуации. Очевидно, что Департамент социальной защиты населения, как координатор программы создания доступной среды, не владеет необходимыми для этого рычагами.

В большинстве европейских городов сформированы профессиональные общественные организации по адаптации городской среды для инвалидов, как правило, при государственных органах, ответственных за развитие городов и строительного комплекса. Наверное, можно надеяться, что и в Москве равно как и в большинстве других российских городов рано или поздно лидерство в деле создания безбарьерной среды на принципах универсального дизайна перейдёт к профессиональному проектному и строительному сообществу.

Слайд 10

Для этих целей Европейской комиссией в рамках постоянно-действующей конференции «Еврогорода» была создана специальная рабочая группа по вопросам адаптации городской среды для инвалидов «City for all». Эта группа объединяет более 80 городов Европы, которые хотят и решают данные вопросы на систематической основе. Эта группа стала своеобразным мозговым центром всей практической работы в Евросоюзе по данному направлению.

От Российской федерации ассоциированным членом этой рабочей группы (статус для страны, не состоящей в ЕС) является Национальный благотворительный Фонд поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров». На нашем сайте «сайт» Вы сможете найти лучшие и худшие практики Европы и России и все интересующие Вас документы, материалы, механизмы, получить консультацию.

Создание доступной среды

– это крупнейший и новый для нашей страны инфраструктурный проект.

Учиться приходится «на ходу». Много ещё неизвестно. Например, сколько стоит сегодня именно качественная безбарьерная среда?

А сколько стоит адаптация уже созданной кем-то барьерной среды?

И проще всего сделать это на примере для конкретной территории.

Расчёт стоимости работ по комплексной адаптации городской среды

для инвалидов района Крылатское (Москва)

Виды объектов

Ед. изм. Кол-во Стоимость адаптации 1-го барьера Всего расходов

в млн руб

Квартиры инвалидов-колясочников
Подъезды
Дворы в жилой зоне по 2 гектара
Тротуары
Переходы (в том числе ограждения)
Съездов с тротуаров на внутриквартальные подъезды
Отдельно стоящие социальные объекты (школы, детские сады, медицинские учреждения, органы власти, торговые центры, рестораны, спортивные сооружения)
Итого

14 444,0

Учитывая, что район занимает около 1 тыс. га, удельные объёмы инвестиций, рассчитанные на основе специально выполненного проекта комплексной адаптации района Крылатское в Москве, будут составлять около 14 млн. руб. на гектар территории жилой застройки. И в этих цифрах только часть затрат. Например, нет расходов на адаптацию транспорта и квартир других категорий инвалидов, кроме колясочников.

При работе над этим проектом авторы нанесли точки проживания инвалидов на карту, прорисовали основные маршруты их движения к социально-значимым объектам, магазинам, метро и т.д. Если применять принцип – адаптировать всё подряд – то расходы столь велики, что непосильны даже для такого богатого по Российским меркам города, как Москва. Для Москвы в целом - это примерно два годовых бюджета города.

Поэтому можно с улыбкой воспринимать реляции на тему – что, мол мы решим эту проблему на 3-5 лет. Или будет решение соответствующего качества.

В этой ситуации целесообразно ставить вопрос о поиске другого решения по снижению затрат на адаптацию среды для инвалидов, о принципах политики и этапах создания доступной среды, о направлениях эффективного вложения средств для решения данных задач.

Например, в качестве одного из вариантов такого решения можно предложить сделать адаптированные для инвалидов так называемые «транспортно-пешеходные коридоры». Затем адаптировать только пути от квартир инвалидов и от социально значимых объектов до этого коридора. Это позволило бы снизить расходы на адаптацию в 5-6 раз, но сохранить принцип комплексности адаптации территории. Есть и другие решения.

Но надо помнить, что аксиомой является то, что специально адаптировать городскую среду стоит на порядок дороже, чем не создавать барьеров при новом строительстве и благоустройстве.

Воспроизводство барьеров и адаптация среды

– это гонка с известным исходом?

Наверное, ответы на этот вопрос оптимиста и пессимиста будут разными.

Для начала, давайте подумаем: сколько стоит безбарьерная среда при новом строительстве и ремонте общественных пространств города?

Точка зрения оптимиста :

А сколько стоит не создавать барьеры?

По расчётам наших немецких коллег, удорожание строительства составляет 2,84% если заниматься доступностью на стадии проектирования. Например, сколько стоит не строительство пандуса, опускание лифта сразу на отметку уровня тротуара? Но это создаёт качественно более комфортную среду для всех!

Структура расходов на создание безбарьерной среды при новом строительстве.

Среднее значение по видам объектов

Подготовка территории

Ванная/туалет

Восприятие

В п р о ц е н т а х

ДЗ КВ ДЗ КВ ДЗ КВ ДЗ КВ ДЗ КВ
Общественные сооружения
Жилые дома
Рабочие места
Среднее значение (всего)

ДЗ – доля в общих затратах на адаптацию.

КВ – прирост стоимости СМР на адаптацию.

А как обстоят дела с новым строительством и ремонтом в реальности?

Точка зрения пессимиста. Рассмотрим это на примере адаптации дорожно-транспортной инфраструктуры, которая является стержнем, связующим звеном всей работы и «лицом» города по созданию безбарьерной среды. И это направление несёт на себе все черты перечисленных выше «болезней».

Приступая к анализу применения положений СП 59.13330 при создании доступной среды в дорожно-транспортной инфраструктуре, важно понимать, что является объектом для адаптации и какие средства решения проблем предлагаются нам в Своде правил для их разрешения.

Таблица 1. Схема анализа доступности дорожно-тротуарной инфраструктуры города

Конструктив-ные элементы

Пути движения

Оборудова-

Системы активной навигации и информации

Системы пассивной навигации

Поверхности горизонтальные

Тротуары

Столбы освещения

Таблички тактильные

Тактильные (материалы)

Поверхности наклонные (пандусы)

Переходы наземные

Водосточные трубы

Сервисные обозначения

Контраст

Переходы подземные

Решётки ливневой канализации

Выступающие части и углы зданий

Лестницы (ступени)

Скамейки

Ограждения территории искусственные

Стоянки автомашин

Таксофоны

Акустические системы

Поручни (перила)

Остановки транспорта

Банкоматы

Тактильные планы

Деревья и кустарник

Входы в здания

Светофоры

Системы GPRS навигации

Порядок расположения оборудования

Лифты и подъёмники

Инфоматы

Памятники

Разрешите проиллюстрировать это на примере Пересечения Комсомольского проспекта и 3-й Фрунзенской улицы.

Для анализа был выбран сложный перекрёсток, в котором от центра исходят 12 полос движения, имеется бульвар, островки безопасности, резервные полосы и сложная инфраструктура инженерных и информационных коммуникаций.

В качестве отправной точки для сравнения необходимо ясно представлять схему идеального перехода.

Схема 2. Идеальная организация зоны понижения уровня тротуара перед переходом.

В соответствии и Нормами и правилами проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02 (п. 4.4.2.) : «Бортовые камни должны иметь нормативное превышение над уровнем проезжей части не менее 150 мм, которое должно сохраняться и в случае реконструкции поверхностей покрытий.». А в соответствии с ГОСТ 666-81 «Камни бортовые» высота надземной части бортового камня составляет 20 см. Учитывая сложившуюся практику в городе и фактическое состояние на данном участке была принята нормативная высота бортового камня в 20 см.

В этом случае, начало зоны перехода начинается с укладки тактильной плитки с конусообразными рифами, которая предупреждает о начале понижения уровня тротуара. В соответствии с п. 4.1.10 такие предупреждающие тактильные средства следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения входа и т.п. Затем следует зона понижения из расчёта 1/10 с учётом относительно стеснённых условий сложившейся застройки Комсомольского проспекта. При остаточной высоте перепада между дорожным полотном и пониженным бордюрным камнем в 1,5 см (п.4.1.8.) необходимо понизить уровень тротуара от 20 см до 1,5 см. т.е. на 18,5 см. Длина такого пандуса должна быть от 1,85 до 2,22 м. В данном примере мы взяли максимально допустимую величину уклона 1/10.

После окончания пандуса внизу следует 80-и сантиметровый горизонтальный участок, свободный от тактильных указателей. Существует два аргумента для выполнения такой зоны. Образно выражаясь – взгляд при движении снизу вверх и наоборот.

Взгляд «снизу». В соответствии с п. 4.1.10 тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию, следует размещать за 80 см до начала опасного участка, каковым, бесспорно, является пандус. При движении от пешеходного перехода к такому пандусу тактильная полоса размещается за 80 см.

Взгляд «сверху». Такая «нейтральная» зона необходима для обеспечения безопасности при выходе с пандуса к переходу. А в соответствии с п. 4.1.15 следует предусматривать свободную зону в нижнем окончании пандуса не менее 1,5*1,5 м, а в зоне интенсивного движения 2,1*2,1 м. Применяемые размеры полосы свободного пространства (0,8 м) при соблюдении ширины всего пути движения - 2 м является своеобразным компромиссом применения этой нормы на тротуарах.

Таким образом, общая длинна зоны понижения уровня тротуара перед переходом должна составлять как минимум 5,45 м. Вопрос в том, как реализовать действующие нормы СП 59.13330 в условиях сложившегося города и его узких тротуаров. Но об этом говорится ниже.

Вернёмся к анализу реальной ситуации, обратив внимание на типовые ошибки при адаптации таких переходов.

Разрешите проиллюстрировать это на примере одного «близкого» ко всем нам объекта - Тверской площади.

Так, в Москве практически все префектуры округов в 2012 г. отчитались о выполнении программы адаптации дорожно-тротуарной сети в районе социально-значимых объектов. Трудно сказать, входило ли в число этих объектов и в эту программу адаптация Тверской площади и фрагмента Тверской улицы рядом и напротив здания Правительства Москвы. Ни адресный список объектов, ни отчётов не публиковалось. Это знаковое место интенсивно реорганизовывалось два года подряд. Однако в результате оно и в настоящее время не может быть отнесено к территориям с доступной средой для инвалидов ни по соответствию действующим нормативным документам, ни разумным требованиям универсального дизайна. К основным замечаниям по этому объекту относятся следующие:

  • отсутствие следов адаптации на стороне здания Правительства Москвы (не адаптированы переходы через проезжую часть, нет тактильных наземных указателей. Существующий в одной стороны узкий панду, скорее, можно отнести к элементам повышенной опасности, чем доступной среды) фото 1 и 2;
  • края тротуара сливаются с дорогой и окружающей застройкой) фото 1,2, 4,7,9,
  • подземный переход имеет травмоопасные элементы – окончание поручней и ступени на выходе; фото 3,4,5,
  • поручни выполнены без необходимого завершающего горизонтального участка в 30 см после края последней ступени лестницы (это очень важно, т.к. нет точки опоры при спуске с последней ступени); фото 3.4.5.
  • тактильные средства информации около подземного перехода вместо 0,8 м от препятствия уложены вплотную, что создаёт ложное представление у слепых о расстоянии до опасного участка; фото 3,
  • ступени лестницы имеют различную высоту; фото 5
  • имеются опасные для всех одиночные ступени на путях движения ненормативной высоты; фото 3
  • боковая поверхность первой и последней ступеней не выделены контрастным цветом; фото 5
  • препятствия на пути движения (будки, столбы, киоски и др.) не выделены ни тактильными, ни цветовыми индикаторами, ни поручнями и по своей окраске сливаются с окружающим фоном; более того, часть направляющих тактильных указателей прямо указывают на проход «в глухую стену» киоска электронной оплаты услуг; фото 1,2,7,8,9,
  • территория сквера вокруг памятника и фонтана не содержит достаточных элементов навигации для плохо видящих, более того, имеются ступени ненормативной высоты (около 5 см при норме 12-15) выполненные из плит того же качества и цвета, что и основное покрытие участка; фото 10,
  • не оборудованы и не отмаркированы места отдыха для инвалидов, площадки для отдыха находятся на путях движения, а не с в специально созданных для этого карманах;
  • столбики ограждения тротуара окрашены в серый цвет и сливаются с асфальтом и в тёмное время суток могут быть опасны для плохо видящих людей;
  • нормативная ширина тротуара между сквером и боковым проездом не соответствует по ширине требованиям встречного передвижения колясочников с учётом тактильной маркировки опасной зоны в местах расположения столбиков ограждения, не смотря на наличие достаточного пространства для этого;
  • отсутствует доступная информация о данной территории и так далее и так далее.

Любопытно, какое решение примет балансодержатель территории? Оставить всё, как есть или «адаптировать» третий раз? У нас имеется по этому поводу конкретное предложение – создать безбарьерную среду за счёт лиц, принимавших конкретные решения, начиная с утверждения технического задания на проектирование.

В случае, если остальные объекты адаптированы на таком же уровне, то пора уже ставить задачу адаптации адаптированных объектов. Где эти контрольные и надзорные механизмы? Где эти позитивные и негативные стимулы? Система не работает на создание доступной среды. Строительная индустрия массово создаёт всё новые и новые барьеры, а за ней кто-то с лопатой старается изо всех сил что-то адаптировать. Почему же тогда такая уверенность в том, что пролонгация тех же механизмов в очередной программе приведёт к иному и позитивному результату?

Завершить нам бы хотелось на том, что приступая к созданию безбарьерной среды надо каждому себя спросить: является ли цель, которую мы должны достичь по созданию безбарьерной среды, нашей обшей целью??? Ответа на этот вопрос у нас пока нет..

ФОТОГРАФИИ