Сверхценные идеи характеризуются.  Сверхценные идеи, примеры - Медицинский справочник

Под сверхценными идеями понимают суждения, которые возникают в связи с реальными событиями, но затем приобретают в сознании незаслуженно большое преобладающее значение, сопровождаясь исключительно сильным эмоциональным напряжением. Здесь налицо какой-то реальный факт, законным является и реагирование на этот повод, однако реакция оказывается чрезмерной по силе.

Данная мысль при всей ее незначительности превращается в главную тему переживаний больного, приковывающую к себе все остальные его мысли. Всецело сосредоточиваясь на этом событии, больной затрудняется в текущей (особенно умственной) работе, не может на ней должным образом сосредоточиться, в чем проявляется уже качественное видоизменение реагирования на первичное событие, т. е. его неадекватность.

В таких случаях одни больные в принципе несущественное усовершенствование радиосхемы оценивают как большое открытие и развивают в этом плане интенсивную деятельность; другие при несущественных нарушениях в работе желудка (при легком катаре) приходят к выводу о наличии у них злокачественной опухоли, начинают активно обследоваться у врачей и настаивать на лечении; третьи при незначительных проступках супруга погружаются в переживания идей супружеской неверности, не способные преодолеть охваченности этими тяжкими мыслями, и т. п.

Сверхценные идеи отличаются от бреда наличием законного направления реакции на реальные события в момент их совершения, а также тем, что эти идеи не становятся мировоззрением больного, так как порой (при «облегчении» ситуации) больной временно может отнестись к ним критически и успокоиться. Однако затем он опять сосредоточивается на этих мыслях, утрачивает критику. При бреде же суждения больного с самого начала коренным образом расходятся с реальной действительностью, разубедить его в этом невозможно, они становятся новым - патологическим мировоззрением больного.

Сверхценные идеи могут иметь самостоятельное клиническое значение, и тогда их дальнейшая динамика во многом будет зависеть от внешних обстоятельств: при их благоприятном развитии эти идеи постепенно тускнеют, эмоциональная напряженность спадает, а затем они полностью исчезают. Однако при неблагоприятном для больного развитии событий, например, в ситуации длительной хронической психотравматизации, они превращаются в идеи бредовые, т. е. оказываются этапом на пути формирования бреда. Так, при психогенном паранойяльном бредообразовании обычно все начинается со сверхценных идей изобретательства, ревности или ипохондрического характера, которые при усугублении психотравматизации превращаются соответственно в стойкие бредовые идеи изобретательства, ревности и ипохондрические того же конкретного содержания.

Употребление в клинической практике как синонима сверхценных идей термина доминирующие идеи нецелесообразно, так как последнее понятие отражает обычное в жизни человека преобладание какого-то главенствующего, основного интереса, будь то научный поиск, художественное творчество или изобретательство на производстве.

Во всех этих случаях человек безусловно охвачен делом, мыслью, идеей, но в этой охваченности нет ничего патологического, так как она совершенно необходима индивиду для достижения поставленной им конкретной цели и является обязательным условием успеха коллектива людей, т. е. адекватна и значению дела для данной личности и ее социальным результатам. Да и само понятие доминанты было разработано А. А. Ухтомским (1967) как понятие нормальной, а не патологической физиологии.

Бред - это не поддающееся коррекции установление связи отношений (между объектами - обстоятельствами, людьми, событиями) без оснований. Бредовые идеи, прежде всего, не соответствуют реальной действительности, вступают с ней в полное противоречие и, тем не менее, не поддаются коррекции. Высказывающий такую идею больной недоступен доказательствам окружающей действительности и своего прошлого жизненного опыта. Неколебимо уверенный в истинности своих идей больной находит эту убежденность в себе самом, он не доступен логическим контрсуждением и фактическим доказательствам, которые не в силах поколебать бреда. «С появлением таких ложных суждений, которые уже не могут быть проверены и исправлены, и такого действительного бреда психическая болезнь превращается в сумасшествие разума» [Гризингер В., 1881].

По мере развития бреда (т. е. совокупности бредовых идей) все более бросается в глаза неколебимая уверенность больного в его ложных суждениях и умозаключениях. Впрочем, такая убежденность в неправильных высказываниях может наблюдаться и у психически здоровых, которые порой с необычайным упорством отстаивают свои ошибочные суждения. Однако последние все же в конечном счете корригируются объективными доказательствами и прошлым опытом индивида. Кроме того, ошибки суждений психически здорового человека касаются внешних обстоятельств, тогда как бредовые идеи психически больного всегда относятся к самому больному. Ошибки суждений здорового, в основном обусловленные недостаточными знаниями о предмете, являются результатом логических просчетов в пределах здоровой психики. Бредовые же идеи, напротив, являются результатом болезненных отклонений в работе головного мозга, нарушений ВНД.

Бред всегда связан со всеми другими формами психической деятельности (другими мыслями, чувствами и волей) и обычно оказывает сильнейшее воздействие на всю психику больного, на поведение его и оценки различных обстоятельств и событий. С появлением бреда больной начинает уже по иному оценивать окружающую жизнь, особенно - отношения с людьми, и по мере его развития все дальше заходит и шире простирается эта переоценка больным его взаимоотношений с окружающими. Такая переоценка «ценностей» в сознании больного при разных формах бреда (и в особенности - при первичном) касается, в сущности, всех событий, т. е. становится универсальной и завершается формированием у больного с этого времени новой системы взглядов, совершенно нового - болезненного мировоззрения. «Безумные представления больных отличаются от ошибочных воззрений здоровых не только этим отношением их к самому больному…

они часто совершенно противоречат всем прежним воззрениям больного, который не может произвольно освободиться от них, они противостоят свидетельству чувств и рассудка, поверке и доказательствам» [Гризингер В., 1881]. Поэтому даже в тех случаях, когда психическая болезнь пациента относится к какой-то узкой теме, вроде бы к одной единственной ложной идее, затронутой, тем не менее, оказывается вся душевная жизнь такого больного, ибо, как писал В. Гризингер «..л этом случае… вся психическая индивидуальность бывает глубоко потрясенной». Таким образом, бредовая идея - это не соответствующее реальной действительности и не поддающееся коррекции ложное суждение, возникающее вследствие патологических расстройств деятельности головного мозга и всецело охватывающее личность больного.

Существует немало классификаций бреда по содержанию. Самой удачной из них является классификация В. Гризингера, который по этому признаку все случаи бреда подразделил на три группы:

  1. бред величия, куда он относил бредовые идеи изобретательства, знатного происхождения, любовного очарования, гениальности, реформаторства, особого богатства и др.;
  2. бред преследования, к которому он относил бредовые идеи преследования (собственно персекуторный бред), отношения, отравления, воздействия, одержимости, ревности, ущерба и др.;
  3. бред самоуничижения, в который он включал бред самообвинения, греховности, виновности, нигилистический, ипохондрический и др.

Перечисленные здесь категории бредовых идей можно называть формами бреда по содержанию. Интересен тот факт, что одни и те же формы бреда по содержанию сохраняются у разных народов в различные исторические периоды, что, несомненно, говорит об однородности их патофизиологических механизмов при меняющемся конкретном содержании. Это отчетливо видно на примере бреда воздействия, конкретное содержание которого закономерно менялось в течение последних 200 лет. Если 150-200 лет назад были весьма распространены идеи колдовства и одержимости дьяволом, «нечистой силой», то в настоящее время они почти не встречаются, вытесненные идеями электрического, радиоактивного, лучевого и космического воздействия.

Следовательно, конкретное содержание форм бреда по содержанию меняется от одной исторической эпохи к другой, следуя за наиболее значимыми событиями последней. Гораздо большее значение имеют более устойчивые, не зависящие от содержания конструктивные характеристики бредовых идей, поскольку подразделение бреда по содержанию мало что дает для понимания их патогенетических механизмов. Подразделение бреда по конструкции целесообразно начать с описания предварительно-конструктивных его особенностей.

Многие психические заболевания сопровождаются нарушениями процесса мышления. Одним из главных симптомов обсессивно-компульсивного расстройства, шизофрении и других болезненных состояний психики является появление бредовых и сверхценных идей. В чем отличие между этими нарушениями и что между ними общего? Об этом вы узнаете, прочитав данную статью.

История исследования и краткое определение

Термин «сверхценные идеи» был введен психиатром Вернике в 1892 году.

Подобного рода идеи представляют собой суждения, которые возникают у пациента под влиянием событий внешнего мира. При этом суждение имеет сильную эмоциональную окраску, оно преобладает в мышлении и подчиняет себе поведение человека.

Вернике разделял сверхценные идеи на две категории:

Нормальные, при которых переживания, испытываемые больным, соразмерны с событием, которые их вызвали;

Болезненные, главным признаком которых является чрезмерное преувеличение вызвавших их причин.

Важно отметить, что, сосредотачиваясь на сверхценной идее, пациент затрудняется выполнять другие задачи, испытывает трудности с концентрацией внимания.

Главные признаки

Что такое сверхценные идеи? Психиатрия выделяет несколько их главных характеристик:

Идеи возникают на основании реальных событий.

Субъективная значимость идей и вызвавших их событий для пациента чрезмерно велика.

Всегда имеют ярко выраженную эмоциональную окраску.

Пациент может объяснить идею окружающим.

Идея имеет тесную связь с убеждениями и системой ценностей пациента.

Пациент стремится доказать правильность своей идеи окружающим, при этом он может вести себя достаточно агрессивно.

Идея оказывает непосредственное влияние на поступки пациента и его повседневную деятельность. Можно сказать, что все, что делает человек, так или иначе связано с его идеей, носителем которой он является.

Проявив некоторые усилия, можно разубедить пациента в правильности идеи.

Пациент сохраняет способность объективно оценивать собственную личность.

Могут ли такие идеи возникать у здоровых людей?

Сверхценные и могут возникать и у здоровых людей, которые не страдают психическими расстройствами. В качестве примера можно привести ученых, которые страстно отдаются своему делу и преданы какой-либо научной идее, ради которой они готовы пренебречь собственными интересами и даже интересами близких людей.

Сверхценные идеи характеризуются постоянством, они не чужды сознанию и не делают своего носителя негармоничной личностью. Некоторые психиатры, например, Д. А. Аменицкий, называют подобного рода идеи «доминирующими». Если у человека есть доминирующая идея, он становится крайне целеустремленным и готов пойти на все ради того, чтобы доказать окружающим свою правоту.

Стоит отметить, что Д. О. Гуревич полагал, что доминирующие идеи нельзя назвать сверхценными в полном смысле этого слова: они могут лишь указывать на склонность к их появлению. Исследователь полагал, что сверхценные идеи всегда носят характер патологии и делают личность дисгармоничной, сказываясь на адаптационных возможностях и делая мышление непоследовательным и лишенным логики. Однако со временем доминирующая идея может обрести характер сверхценной, причем связано это с развитием какого-либо психического заболевания. При определенных обстоятельствах это может перерасти в бред: суждение начинает доминировать в психике, подчиняя себе личность пациента, и становится симптомом серьезного психического расстройства.

Сверхценные и бредовые идеи: имеется ли четкая граница?

Относительно вопроса взаимосвязи между бредовыми и сверхценными идеями единого мнения не существует. Можно выделить две основные позиции по данному вопросу:

Бред, сверхценные идеи и доминирующие идеи являются самостоятельными симптомами;

Каких-либо отличий между бредовыми и сверхценными идеями не существует.

Почему возникла подобная неопределенность и что думает на этот счет современная психиатрия? Сверхценные идеи и бред не имеют однозначного определения, и четкой границы между ними провести практически невозможно. По этой причине в научной литературе и исследованиях эти понятия нередко смешиваются между собой и считаются синонимичными. Например, главными признаками сверхценных идей считаются доминирующее место в психике, яркая эмоциональная окраска, возможность разубедить пациента в правильности идеи, а также ее понятность окружающим. Однако первые два признака характерны и для бредовых идей. Некоторые бредовые высказывания пациентов также могут казаться понятными и даже рациональными. Поэтому можно с полной уверенностью говорить лишь об одном дифференциальном признаке: возможности убедить пациента в том, что его идея является ошибочной. Синдром сверхценных идей характеризуется всем перечисленным, кроме непоколебимой убежденности пациента в собственной правоте. В случае бреда переубедить человека невозможно. Если пациент уверен в своих иррациональных убеждениях, то можно сделать вывод, что у него наблюдается бред.

Причины появления

Исследования показывают, что для появления симптома достаточно двух факторов:

Личностные особенности человека, то есть склонность к сверхценным идеям. Как правило, пациенты, у которых обнаруживаются сверхценные бредовые идеи, имеют и завышенные ценности. То есть для человека на протяжении всей жизни характерна некоторая увлеченность.

Определенная ситуация, которая служит «пусковым механизмом» для начала формирования сверхценной идеи. Нередко это бывают психотравмирующие ситуации: например, если родственник человека тяжело заболел, может возникнуть сверхценная идея, касающаяся заботы о собственном здоровье. При этом в преморбиде (доболезненном состоянии) личность должна иметь тревожные и ипохондрические черты.

Таким образом, синдром сверхценных идей развивается по тем же законам, что и любое расстройство невротического уровня. Личность с определенным преморбидом, попадая в психотравмирующую ситуацию, вырабатывает определенную идею, которая при этом не входит в противоречие с существовавшими ранее ценностями и убеждениями.

Сверхценные идеи, классификация которых приведена ниже, отличаются огромным разнообразием. Чаще всего встречаются следующие разновидности:

Идеи изобретательства. Пациент полагает, что может изобрести некое приспособление, которое изменит жизнь человечества. Деятельности по созданию своего изобретения человек готов посвящать все свое время. Интересно, что нередко подобная увлеченность приносит неплохие результаты.

Идеи реформаторства. Подобные идеи характеризуются тем, что пациент уверен в том, что знает, как изменить мир к лучшему.

Идея супружеской неверности. Человек уверен в том, что партнер ему неверен. При этом прилагается масса усилий для того, чтобы доказать данную мысль. В качестве доказательств неверности могут расцениваться слишком ухоженный внешний вид, пятиминутная задержка на работе или даже просмотр фильма, в котором играет симпатичный актер.

Ипохондрические сверхценные и Человек полагает, что болен опасным заболеванием. Если врачам не удается найти подтверждений этой мысли, то пациент будет обращаться в новые лечебные учреждения и проходить дорогие диагностические процедуры, чтобы доказать свою правоту.

Бредовые идеи: основные характеристики

В некоторых обстоятельствах сверхценная идея, примеры которой приведены выше, может обрести характер бреда. Бред представляет собой совокупность суждений, которые не имеют ничего общего с реальностью. Бредовые идеи всецело овладевают сознанием больного, при этом переубедить его невозможно.

Содержание бредовых идей всегда связано с событиями, которые окружают больного. При этом наполнение идей меняется от эпохи к эпохе. Так, в прошлых веках весьма распространены были мистические идеи, связанные с колдовством, одержимостью, порчей, сглазами или приворотами. В наши дни подобные идеи расцениваются как архаические формы бреда. В XIX веке у пациентов появились бредовые идеи, основным содержанием которых были самообвинение и мысли о собственной греховности. В начале ХХ века доминировали ипохондрические идеи, а также идеи обнищания. В наши дни у пациентов нередко имеются идеи преследования со стороны спецслужб, бредовый страх перед и даже идеи о том, что мир будет уничтожен из-за работы андронного коллайдера. Бред одержимости сменился бредом воздействия со стороны пришельцев с других планет.

Стоит отметить, что если возникновение сверхценных идей тесно связано с событиями из жизни пациента, то при наличии бреда определить, почему идеи имеют определенное содержание, не всегда представляется возможным.

Основные формы бреда

На основании механизмов развития бредовых идей выделяются три основных формы бреда:

Бредовое восприятие. При этом пациенты своеобразно оценивают воспринимаемое. Оно обретает новый смысл и внушает страх, тревогу и даже ужас.

Бредовое представление, выражающееся во внезапном появлении необычных мыслей или идей. Такие идеи могут не иметь ничего общего с реальностью: например, пациент решает, что он является мессией и должен спасти мир от неминуемой гибели. При этом под влиянием подобного рода представлений нередко происходит переоценка всей прошлой жизни пациента.

Бредовое озарение. Человек уверен в том, что постиг смысл всего сущего. При этом его объяснения реальности кажутся окружающим странными, вычурными и не обоснованными никакими фактами.

Бред может сопровождаться галлюцинациями: в этих случаях он носит название «галлюцинаторный бред». Сверхценные идеи галлюцинациями не сопровождаются никогда. Как правило, данный симптом встречается у пациентов, страдающих шизофренией.

Чаще всего в психиатрической практике встречаются следующие виды бредовых идей:

Кверулянтский бред. Пациент склонен к сутяжничеству, обращается в суды, чтобы доказать свою правоту, пишет многочисленные жалобы в различные инстанции. При этом жаловаться он может, например, на соседей, которые облучают его из своей квартиры или даже хотят убить.

Бред реформаторства. Основываясь на весьма своеобразных и необычных идеях, больной стремится изменить политическое устройство в стране (или даже в мире) или социальную структуру общества.

Бред изобретательства. Пациенты посвящают жизнь созданию некоего механизма, например, телепорта, машины времени или вечного двигателя. При этом принципиальная невозможность изобретения подобного рода приборов человека остановить не может. На покупку необходимых деталей может тратиться значительная часть семейного бюджета: человек с легкостью оставит своих детей без самого необходимого, лишь бы "воплотить в жизнь" свое творение.

Религиозный бред. У пациентов отмечается весьма своеобразное понимание религии. Например, человек с религиозным бредом считает себя сыном божьим или новой реинкарнацией Будды. При шизофрении человек даже испытывает убежденность в том, что Бог регулярно вступает с ним в контакт, дает советы и руководит им.

Мегаломания, или бредовые идеи величия. Человек переоценивает значение своей личности и полагает, что оказывает непосредственное влияние на происходящие в мире события. Такие пациенты могут полагать, что именно они вызвали землетрясение на другом континенте или спровоцировали падение самолета.

Эротический бред. При этом бред ревности присущ мужчинам, а любовный бред, или эротомания, чаще наблюдается у женщин. Бред ревности выражается в твердой убежденности в неверности партнера. При наличии сверхценной идеи с аналогичным содержанием человека можно убедить в том, что он ошибается, то при бреде сделать это невозможно. Пациенты могут быть убеждены в том, что партнер успел изменить им, выйдя на несколько минут за хлебом. При эротомании же пациент уверен в том, что другое человек испытывает к нему романтические чувства. Как правило, этот человек даже не знаком с пациентом: это может быть звезда шоу-бизнеса, политический деятель, актер и т. д. При любовном бреде имеется непоколебимая убежденность в том, что объект бреда посылает ему тайные знаки во время своих выступлений или сообщает зашифрованную информацию в своих публикациях или интервью.

Особое место занимают патологические преследователи: у пациентов при этом имеется стремление нанести вред своим воображаемым противникам.

Таким образом, можно отметить, что не всегда возможно по содержанию отличить, у какого пациента бред, а у какого - сверхценная идея. Психиатрия предлагает ориентироваться на то, какую роль занимает идея в сознании больного и имеется ли возможность заставить его усомниться в собственных убеждениях.

Хронический и острый бред

Выделяют две основные формы бреда — острую и хроническую. Естественно, что при хроническом бреде симптомы сопровождают пациента в течение длительного времени, сходя на нет под влиянием медикаментозного лечения. При остром же бреде симптомы развиваются внезапно и достаточно быстро.

Хронический бред имеет ряд довольно неприятных последствий, к которым можно отнести:

Мошенничество. Бредовые идеи могут заставить пациента обмануть окружающих, чтобы доказать собственную правоту. Нередко пациенты, которые верят в собственное мессианство, организуют целые секты, собирая с паствы довольно внушительные «взносы».

Ложные показания в суде: пациент убежден в том, что говорит правду, при этом он может с легкостью подтвердить свою правоту на детекторе лжи.

Бродяжничество: под влиянием бредовых идей пациент может начать вести маргинальный образ жизни.

Развитие индуцированного (наведенного) бреда у членов семьи больного. Близкие люди могут присоединяться к бредовым идеям пациента, особенно если они являются достаточно впечатлительными, внушаемыми людьми.

К тому же под воздействием бредовых идей больной может совершить тяжелое преступление, например, убить человека, решив, что тот покушался на его жизнь или жизни его близких. Нередко убийства совершаются пациентами, страдающими от бреда ревности, твердо уверовав в неверность партнера. При этом агрессия может быть направлена как на «изменившего» партнера, так и на того, с кем якобы произошла измена. Кроме того, под влиянием бреда человек может совершить самоубийство: нередко это происходит при бреде самообвинения. Поэтому если у пациента возникает бредовая сверхценная идея, лечение должно быть немедленным: в противном случае человек может нанести вред и себе, и окружающим людям. Как правило, терапия осуществляется в специализированных лечебных учреждениях, где пациент круглосуточно пребывает под наблюдением специалистов.

Сверхценные и бредовые идеи имеют много общего. Они занимают доминирующее место в сознании больного, заставляют его действовать определенным образом, сказываются на адаптации в социуме. Однако бред считается более тяжелым расстройством: если при наличии сверхценной идеи человека можно убедить в том, что он заблуждается, то бредовые убеждения исчезают только после медикаментозной терапии. При этом бред всегда возникает как один из симптомов серьезного психического расстройства, сверхценные же идеи могут появляться и у здоровых людей. И деи, имеющие характер сверхценности, со временем могут развиваться и приобретать черты бреда, поэтому их появление требует немедленного обращения к специалистам в области психиатрии и психотерапии.

К. Яс­перс предлагал использовать критерий понятности. При сверхценных идеях пере­живания и поведение больного определяются самой личностью больного, конкретной жизненной ситуацией, целями и ценностями конкретной личности. При бреде же ус­танавливается невыводимость бредовых идей и переживаний ни из личности, ни из ситуации, ни из мотивов, задач или целей личности. Итак, что может послужить ис­ходным мотивом, поводом для возникновения сверхценной идеи, скажем рев­ности? Что угодно. Улыбка, брошенная женой на вечере отдыха в сторону мужчи­ны, который сел за соседний столик, купленные ею дорогие французские духи, факт опоздания прихода домой с работы («задержали на собрании»), рука кавале­ра, которая скользнула чуть ниже талии во время очередного танцевального дви­жения. Но сверхценной идеей изначальный повод станет только в том случае, если в структуре личности имеются паранойяльные задатки, если имеется склон­ность к образованию сверхценных идей.

Предлагаем вашему вниманию тесты по психолопатологиям, частной психиатрии и др. направлениям в психологии .

Начальник жены нашего пациента был заядлым курильщиком. Дважды во время оче­редной пьянки руководящего состава цеха начальник открыто приглашал на танец жену нашего «героя». Вскоре Отелло стал предъявлять жене упреки в супружеской неверности. Он не спрашивал ее, он констатировал, утверждал: «Твои волосы «попальцево» пахнут табаком начальника. Он запускал руку в твои волосы и оставлял там следы. Я знаю запах этого табака. Я чувствую этот запах». Он обнюхивал жену и тут же высказывал новое суждение, подтверждающее изначально сформулированный вывод о наличии любовни- ка-начальника: «Пряжка твоего лифчика также пахнет его табаком, он своей рукой уже расстегивал твой лифчик».

Что это? Уже бред или еще сверхценная идея? Сверхценным идеям или бреду ближе поведение старика-ревнивца, который ежедневно засовывал во влагалище своей «молодя­щейся старухи» сырое куриное яйцо (пример, рассказанный на одной из лекций цикла усовершенствования доцентом кафедры психиатрии Казанской ГМА). Если к вечеру яйцо оставалось целым, оно, как замок девственности, гарантировало для старика суп­ружескую верность старушки. А вот если днем ей приходилось ходить быстрее обычного или, не дай бог, по ее словам «бегать до большего ветру» и яйцо лопалось, кроме того, что к вечеру у нее «слипалось все, что может слипнуться», она зарабатывала с десяток ту­маков «сумасшедшего старика».

Подпишись на новые материалы

Вот последнее определение бреда из «Медицинского энциклопедического сло­варя» 2002 г.: «Идеи и суждения, объективно ложные, не соответствующие дейст­вительности, возникающие на болезненной почве, полностью овладевающие сознанием больного и не корригируемые разубеждением и разъяснением». Три признака из перечисленных четырех можно отнести к объективным признакам больной душевной жизни (К. Ясперс). О содержании идей и их несоответствии действительности мы узнаем из речи или письма больного, об овладении ими его сознанием - из его поведения, а также речи. Некорректируемость бреда опреде­ляется по устойчивости и убежденности высказываний больного о своих идеях и суждениях. Каждый из этих признаков по отдельности можно увидеть и опоз­нать во многих других феноменах психической жизни, в фанатизме, сверхценных идеях, да и просто в твердых убеждениях психически здоровых людей. Почему, сложив вместе все признаки, мы не получили устойчивого, отличного от иных феноменов понятия бреда? Только ли дело в том, что мы не учли признак, опреде­ляемый, как болезненная «почва». Но в понятии «почва» мы обнаруживаем типич­ную логическую ошибку и нарушение законов формальной логики. Доказывать наличие бреда как главного признака душевной болезни через болезненность «почвы» есть круг в доказательстве, где тезис доказывается аргументом, который сам нуждается в доказательстве через использование тезиса. Необходимо сказать несколько слов о «паралогике». К. Ясперс писал, что паралогика не всегда имеет место быть, и в том же месте, он же подмечает, что «критическая способность не ликвидируется, а ставится на службу бреду». Аза полстолетия до него В.Х. Кандин­ский написал о том же самом; его слова мы уже цитировали в гл. 4: «...Ликантроп может судить так: я превращен в волка, однако я вижу у себя человеческие руки и ноги, значит, мои волчьи лапы для меня невидимы, а видимые человеческие руки и ноги - обман зрения. В самом деле, невидимость шерсти на теле здесь ничего не значит перед фактом ощущения ее присутствия на теле, равно как и перед еще более важным фактом чувства своего, «на волчий манер» измененного сознания».

Так или иначе наше рассуждение приходит к тому, чем заканчивал К. Ясперс:

«Истинный бред некорректируем из-за происшедшего в личности изменения, природа которого пока не может быть описана, а тем более сформулирована в понятиях; мы должны ограничиться предположениями». . В недавно появившейся книге В.Г. Ротштейна «Психиатрия. Наука или искусство?» мы встречаем рассуждение на ту же тему: «Бред - явление совершенно другого происхождения. К интерпретации окружающего он не имеет никакого,отношения...бредовая идея и аргументы, выдви­гаемые при споре с больным, оказываются в «непересекающихся плоскостях». Они просто не могут взаимодействовать друг с другом, и именно поэтому (а вовсе не из- за упрямства пациента или из-за нашей интеллектуальной беспомощности) переу­бедить больного нельзя» .

Приводим пример из самой обыденной жизни.

Женщина принесла заявление на принудительное освидетельствование мужа. В своей нехитрой исповеди она поведала, что муж, имея троих детей и являясь «биологическим отцом», съездил в санаторий, где познакомился с нравами отдыхающих - «все женщины вешались на мужчин». Предположим, что потрясение, испытанное мужем-однолюбом, стало толчком, поводом к развитию сверхценной идеи. Женщина далее повествует, что муж после санатория начал ее ревновать сначала к своим друзьям, затем к тем, кто ра­ботает на заводе, затем «ко всем усатым и всем соседям». На этом этапе мы имеем по формальным клиническим признакам все еще пока сверхценную идею. Но вот через како­е-то время начались, по ее словам, кошмары. Он отказался от своего отцовства, соста­вил на каждого ребенка свою историю, дату зачатия и нашел другого отца. Он придумал каких-то девочек-близняшек, которых эта женщина родила якобы еще в 9-м классе, ког­да на каникулах ездила к бабушке в Узбекистан. Он стал утверждать, что любовники его жены должны его убить. Каждый шум, любой сигнал машины он стал считать сигналом любовников и сам начал включать-выключать свет, стучать по стене посередине ночи».

Мы, прочитав всего одну страницу исповеди-заявления женщины, имели возможность по содержанию идеи, переданной словами жены больного, предпо­ложительно, с большой долей вероятности, оценить прочитанное как переход сверхценной идеи ревности в бредовую, а затем расширение ее и присоединение бреда преследования. В этом наблюдении имеется возможность опознать точный момент исчезновения сверхценного механизма и переход на полностью бредовое творчество, без заимствования сюжета из реальной жизни. Если исходить из ло­гики К. Ясперса, мы с самого начала имели дело с появлением бредовой идеи, по­этому формально сверхценный этап возникновения идеи следует считать псев- досверхценным «фасадом», за которым происходит становление полномасштаб­ного интерпретативного бреда. В тот день, когда больной стал утверждать, что много лет назад, обучаясь в девятом классе, его жена родила близняшек, есть на­чало оформления ретроспективного бредообразовапия - особого вида бреда с осо ­бым механизмом его возникновения. Возможность познания бреда по его содер­жанию, передаваемому в речи больного, в письменном его творчестве, в переска­зе родственников, К. Ясперс называл изучением объективных признаков больной душевной жизни, ибо мы - психопатологи - познаем феномен психического рас­стройства объективно, через плоды мышления больного, через содержание бреда. Но далеко не всегда содержание бреда является объективным признаком бреда.

Муж ревнует учительницу. Она пришла к врачу и жалуется, что у мужа бред ревнос­ти, он ревнует ее к Пушкину. Психиатр спрашивает, кому принадлежит столь извест­ная фамилия. Учительница отвечает, что великому русскому поэту, и рассказывает, что она много времени и сил действительно уделяет преподаванию поэзии Пушкина детям, ведет факультативный литературный кружок. Муж «закатывает истерики», ревнуя ее к А.С. Пушкину.

Совершенно ясно, что никакого отношения переживания мужа к бреду рев­ности не имеют. Это тот случай, о коем писал Маяковский, когда хотел бы, чтобы «не к мужу Марьи Ивановны», а к Копернику ревновал он свою любимую. А как быть, если имеется бред ревности и есть измена жены или мужа, например когда новый муж уже бывшей жены спал с нею на койке в маленькой комнатке каждую ночь, а старый муж спал рядом на раскладушке (из-за отсутствия иной жилпло­щади) и сообщал врачу-психиатру, среди прочих суждений, об измене жены и факты личного удостоверения им интимных отношений бывшей жены и ее лю­бовников? Это бред или из-за соответствия высказываний событиям действи­тельности он перестает быть бредом? Само психическое расстройство разворачи­вается не в письме родственницы больного и даже не в рассказе пациента о своих мыслях и умозаключениях, а внутри его больной души (психики). Как проник­нуть туда, как познать феномен изнутри? Наше сознание, сознание любого пси­хиатра, не может непосредственно проникнуть в сознание другого человека. Мы не можем, как утверждают некоторые шарлатаны, «читать чужие мысли», не мо­жем ощущать окружающий мир при помощи органов чувств других людей, не можем пользоваться их памятью и воображением. О том, что другой человек чувствует, о чем мыслит, мы можем знать только опосредованно, или тогда, когда происходящее внутри сознания другого человека имеет какие-либо внешние про­явления. Этому Ясперс предлагает учиться психиатру всю жизнь и называет необ­ходимое для познания внутренней жизни души действие врача-психиатра транс­понированием. Мы должны как бы переселить в своем воображении свою собст­венную душу, настроиться на волну переживаний пациента, попытаться интуитивно воспринять то, что таинственно скрыто от глаз постороннего челове­ка, что происходит в душе больного. Врач-психиатр в своем представлении пере­живает то, что и больной, он переживает это не непосредственно, а «как бы не­посредственно». Это и есть интуитивное восприятие феноменов чужой психичес­кой жизни. Во многих случаях это удается психиатру, и мы далее об этом поговорим. Но бред отличается от других нарушений мышления и психики чело­века именно тем, что проникнуть туда невозможно. Ясперс обозначил это измене­нием личности, природа которого пока не может быть описана. Автор этих строк вслед за некоторыми психиатрами, обозначает такой феномен инобытием и счи­тает это кардинальным феноменом эндогенных психозов, разложить который на отдельные симптомы принципиально невозможно. Все выше сказанное имеет отношение к так называемому интерпретативному бреду, или бреду толкования. В основе его появления лежит особая логика, которая может быть паралогикой, а может применять механизмы правильной логики (формально правильной логи­ки), безупречной с точки зрения законов логики, но любую из них может исполь­зовать инакая личность больного - точно так же, как любой из этих логик может пользоваться здоровая личность, продуцируя ошибочные умозаключения или, наоборот, открывая и создавая новые законы мира и бытия. Поскольку мы уже заговорили о бреде ревности, хотелось бы закончить эту тему. Бред ревности иногда называют синдромом Отелло, который описали Todd и Dewhurst в 1955 г. Они считали, что этот синдром возникает чаще всего на четвертом десятилетии жизни, что сначала появляется подозрение в неверности супруги или супруга. Иногда он возникает по сверхценному механизму. Следуют настойчивые и дли­тельные поиски доказательства измены, требование признать свою вину. В качес­тве доказательства нередко воспринимается отказ супруги или супруга от поло­вой близости. Встречается при алкоголизме, у параноиков, при шизофрении, . Блестящую дифференциальную диагностику разных видов ревности дали в качестве реабилитации литературного образа Отелло А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский. Вот отрывок из «Братьев Карамазовых»: «Ревность!«Отелло не ревнив, он доверчив, - заметил Пушкин...У Отелло просто разможжена душа и помутилось все мировоззрение его, потому что погиб его идеал. Но Отелло не ста­нет прятаться, шпионить, подглядывать: он доверчив.... Не то с настоящим ревнив­цем. Ревнивец чрезвычайно скоро (разумеется после страшной сцены вначале) может и способен простить. Разумеется, примирение произойдет лишь на час, потому что если бы даже и в самом деле исчез соперник, то завтра же он изобретет нового и приревнует к нему» .

Idée fixe ) - психологический термин, обозначающий суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств и выводимо из личности , её установок, но сопровождается неиссякаемым эмоциональным напряжением и преобладает в сознании над всеми остальными суждениями. Человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели.

Сверхценные идеи следует отличать от сверхценного бреда и паранойяльного бреда . При сверхценной идее сохраняется ясное сознание и способность к реалистической оценке (или, по крайней мере, её проблескам). Такого рода идеи могут наблюдаться в том числе у нормальных людей (например, в состоянии влюблённости), но с наибольшей регулярностью у страстных натур, фанатиков , людей с параноидным расстройством личности и при патологическом развитии личности .

Понятие «сверхценной идеи» было введено в 1892 году немецким психиатром Карлом Вернике .

Основные сведения [ | ]

Вернике отличал сверхценные идеи от навязчивостей , описанных его учителем К.-Ф.-О.Вестфалем .

Сверхценности всегда обладают сильно выраженной эмоциональной составляющей и тем, что переживаются они как нечто глубоко личностное (а значит, психическая самозащита от них невозможна).

В такое широкое понимание сверхценности попадают тревожная мнительность, болезненные сомнения, некоторые виды бреда [ ] . Сверхценные идеи занимают в сознании доминирующее положение, воспринимаются самим человеком как вполне обоснованные, что побуждает человека активно бороться за реализацию этих идей. Такие идеи принимают форму гипертрофированной, болезненной убеждённости в чём-либо. В отличие от бреда, эта убеждённость всегда имеет под собой реальные факты, которые переоцениваются, сверхоцениваются (ревность, любовь, изобретательство и др.). Окружающие, скептически относящиеся к сверхценным идеям больного или пытающиеся критиковать их, расцениваются больным, в лучшем случае, как заблуждающиеся, в худшем - как враги.

Сверхценные идеи формируются как при расстройстве личности (чаще параноидного и шизоидного типа), а также при приобрётенных психопатических состояниях у лиц гипертимического склада , могут также встречаться при шизофрении и аффективных психозах.

Например, малозначащие, относящиеся к далёкому прошлому проступки в период глубокой депрессии становятся сверхценными, вырастая в сознании больных до трагических размеров.

Нередко утверждается, что в неблагоприятных ситуациях возможен последовательный или спонтанный переход от сверхценных идей к бреду. Однако такого рода утверждение несовместимо с критерием К. Ясперса (см. ниже) о невыводимости паранойяльного бреда из прежнего опыта человека, из его личности и ситуации .

Порой человек, стремясь осуществить некоторые «сверхценные идеи», рискует своей жизнью или жизнью других людей.

Отличия сверхценной идеи от бреда [ | ]

Для сверхценной идеи характерны чётко определённые критерии, отличающие её от сверхценного и паранойяльного бреда .

При сверхценном (кататимном) бреде , который, согласно ведущим западным психиатрам К. Башу, Г. Биндеру и другим, является непсихотическим , а К. Ясперсом с самого начала выделялся как бредоподобный (в отличие от истинного бреда), исчезают все остатки критического отношения, сознание сужается, полностью доминирует аффективная установка. Но о психотическом уровне можно говорить лишь в том случае, если имеются описанные К. Конрадом признаки «протопатического поля переживаний». Сверхценный бред характерен для паранойяльного развития личности,

Сверхценные идеи напоминают лабиринты и зеркала, в которые мы все иногда заглядываем в определенных значимых ситуациях. Каждый человек очень дорожит своими чувствами, здоровьем, репутацией и всем иногда хотелось бы знать, о чем думает собеседник.

Изначально каждый живет по своему сценарию и у любого есть свои убеждения, которые покажутся странными для другого человека.

Каждый человек обладает своими сверхценными идеями: для кого-то важен порядок на рабочем столе, а кто-то слишком болезненно реагирует на шутки со стороны друзей и начинает подозревать их в неискренности или агрессии. Все - яд, дело только в дозе; все люди имеют свои сверхценные идеи, но не все умеют с ними жить.

Сверхценные идеи возникают тогда, когда человек начинает погружаться в переживания такого рода. Если человек обладает природной подозрительностью в общении с людьми, ему может показаться, что он точно знает мысли окружающих и с помощью логического мышлении создаст яркую историю о том, что же именно говорят за его спиной. Люди часто создают мифы, а затем живут в них, даже не подозревая об этом.

Например, синдром хронического неуспеха: человек внутренне ориентирован на неудачу и интуитивно выбирает наихудший вариант развития событий в собственной жизни. Он как бы программирует судьбу, это случается вследствие внутреннего ощущения безаппеляционной истины (сверхценная идея правоты). Человек точно знает, что мир вращается не в ту сторону, истина существует одна, и он ее постиг.

Сверхценные идеи по сути своей либо гипертрофированные природные потребности и инстинкты: страхи, убеждения и ценности, которые проецируются во внешний мир, либо слишком острое и болезненное восприятие реальности, которая контрастирует с представлениями человека.

Сверхценные идеи, возникают вследствие сильных чувств, переживаний и эмоциональных потрясений: чувства обиды, слепой любви и ревности, или вследствие непризнания и борьбы. Также может возникать неадекватное поведение, на фоне интенсивных психических переживаний и в силу большой эмоциональной заряженности.

Следует определить понятие «сверхценная идея» - глубокое убеждение или чувство, которое человек ценит , которым он дорожит сильно и безоценочно, стремится подтверждать и развивать свою идею.

Яркая отличительная черта, отличающая сверхценные идеи от бреда или синдрома навязчивых состояний - парадоксальная логичность. Личность, несущая в себе сверхценную идею справедливости, например, становится чрезвычайно осторожной в изложении своих мыслей и постоянно прислушивается к информации, которая поступает. Общаясь, находит, что в самом сообщении или интонации собеседника была неискренность или еще хуже обман, оскорбление или упрек. Важно то, что личность находит вполне рациональные аргументы неправоты собеседника и часто может заставить его чувствовать себя виноватым. Лишь после многократного повторения таких ситуаций присутствие сверхценной идеи становится очевидно для людей, окружающих такого человека.

Сверхценные идеи - это не только ошибочные, но и односторонние суждения или группы суждений, которые вследствие своей резкой аффективной /чувственной/ окраски начинают доминировать и управлять личностью. Мир как бы делится на черное и белое: то, что совпадает со сверхценной истиной и то, что противоречит ей. Интересно, что сверхценные идеи возникают вследствие потребности личности в них. Это определенный сценарий или план, какой должна быть жизнь, человек сам создает для себя очень жесткие рамки и затем боится заглянуть за пределы, которые были созданы.

Сверхценные идеи можно классифицировать как сильную защиту от внешней нестабильности жизни. Мир имеет множество красок, оттенков и полутонов, сильные личности видят много оттенков и им это нравится. Чем неустойчивей личность, тем сложнее ей воспринимать разнообразие, оно тревожно и неконтролируемо, а когда сверхценная идея полностью сливается с личностью остается только черное и белое, хорошее и плохое. Формально механизмы мышления при сверхценных идеях не нарушаются, однако логика мышления становится парадоксальной .

На начальных стадиях формирования сверхценных идей, путем веских логических доводов, нередко с большим трудом, все же удается убедить субъекта в ошибочности его суждения. Однако, после того, как идея поглощает личность, чужие доводы могут быть только ошибочными.

Сверхценные идеи, как правило, образуются вследствие эмоционального потрясения и взаимодействия со средой. На интенсивность формирования сверхценных идей влияют завышенные ценности. Ценности можно разделить на три основных уровня:

  • завышенные ценности;
  • «акцентуированные» (гиперактуализирующиеся в соответствующих условиях) ценности;
  • ценности-cоответствия общепризнанным нормам.

По характеру взаимодействия личности со средой различают 3 варианта взаимодействия личности и ситуации, завершившегося образованием синдрома сверхценных идей.

Первый вариант - завышенные ценности, которые присутствуют на протяжении длительного периода жизни и в определённых ситуациях трансформируются в сверхценные идеи. Ситуации, в которых сверхценные идеи актуализируются, как правило, имеют завышенное значение только для самой личности, окружающим же искренне непонятны причины настолько болезненных реакций.

К таким личностям относятся в основном глубоко психопатические личности (патологические ревнивцы, «вечные» ипохондрики, «борцы за правду» и другие).

Поскольку все люди разные, причины их поведения тоже разнообразны. В этой группе так же выделяют подгруппы:

  1. Личности с паранойяльно-завышенными ценностями (постоянные носители гипертрофированных ценностей или сверхценных идей). Болезненно неадекватные оценки (сверхценные идеи) провоцируются сильными потрясениями. Примерами могут быть сверхценные идеи, возникавшие после потери близких, незаслуженных обвинений, выявления имевшегося соматического заболевания и пр. .
  2. Личности с латентно-завышенными ценностями (сверхценности, которые периодически однотипно проявляются). Как правило, это личности с некоторыми психофизиологическими особенностями (конституциональными или приобретёнными к моменту психотравмы) которые способствовали образованию сверхценных идей. Такие люди чрезмерно внушаемы, инфантильны. Травмирующие моменты менее серьезны, чем в предыдущей подгруппе.
  3. Личности с болезненно разросшимися ценностями, привитыми определённой средой. Сверхценная идея проявляется в поддержании уже имеющихся мифов: среды, семейных, культурных и других.

Личности со сверхценными идеями внутренне дисгармоничны, их ценности дисгармоничны также и в реальном мире таким людям крайне неуютно. Патологические ценности и гипертрофированные оценки, которыми в последующем руководствуется личность, не могут приносить ни желаемых результатов, ни быть приняты обществом.

Второй вариант - сверхценные идеи являлись результатом взаимодействия личности с легко ранимыми («акцентированными») ценностями и субъективно значимой психотравмой .

У таких личностей отмечаются отдельные психопатические черты в определенных ситуациях, но всё же они способны строить свою жизнь и контролировать идеи в определенных жизненных ситуациях. Сверхценная идея проявляется лишь при сочетании субъективных ценностей и определенной ситуации. Сверхценные идеи таких личностей, являются следствием эмоционального нарушенного оценивания ситуации.

Третий вариант - сверхценные идеи вызываются объективно травмирующей ситуацией, своеобразно переработанной человеком до гиперболизированных оценок. Идеи актуализируются при реальной или мнимой угрозе личности. Однажды пережитое сильное эмоциональное потрясение влияет на жизнь, восприятие и поведениe личности в дальнейшем. Любое схожее событие вызывает сильные эмоции.

Так же важна форма проявления таких идей: выделяют мыслительные и эмоционально-образные сверхценные идеи.

Первая форма («интерпретативная») характеризуется преимущественно интровертированностью, внутренней напряжённостью и зачастую незримостью доминирования переживаний . Идея устойчива, есть некая канва, шаблон, т.е. сама идея, которая диктует личности, в каком ключе трактовать события - человек же логически позволяет себе в это верить и находит аргументы в пользу своих убеждений. Идея, как правило, целостна, это уже мировоззрение; личность склонна к постоянному анализу и бесконечно находит все новые и новые аргументы для поддержания идеи. Все факты и события тщательно анализируются и классифицируются, логика является основой такой сверхценной идеи. Однако такой анализ далеко не объективен и не имеет практической ценности. Негативная сторона сверхценных идей - шаблонное реагирование, все оценки подгоняются под уже имеющийся шаблон. Однако в данной форме отсутствует завершенность мысли, человек постоянно сомневается и ищет все новые доказательства своей правоты, интерпретируя все события своей жизни и не успевая почувствовать реальность.

Эмоциональную основу идеи составляет страсть - сильное, устойчивое и длительное чувство, которое, тем не менее, можно логически объяснить или хотя бы охарактеризовать. Поведение, связанное со сверхценной идеей, большей частью стеничное, целеустремлённое, планируемое, незначительные перемены становятся стрессовыми . В отдельных случаях с помощью логических доводов возможно снизить важность идеи.

Вторая форма («аффективная») отличается ярко проявляющейся напряжённостью переживаний и очевидностью их доминирования . Личность как бы поглощается идеей, и даже не пытается объяснить природу и важность идеи. Подкрепление идеи происходит при помощи воображаемых образов и предположений. Приводимые доводы ситуативны, непостоянны, а порой и противоречивы. Рассуждениями отчётливо управляет «эмоциональная» логика. Аргументами выступают сиюминутные эмоции, чувственные переживания при этом факты учитываются редко или искажаются. Ошибочность и противоречивость ярко проявляются в выводах, каких-либо суждениях. Поскольку ключевым фактором являются эмоции, убеждения весьма неустойчивы, периоды уверенности в истине сменяются неустойчивыми убеждениями, которые провоцируют страхи и ощущение беспомощности, неуверенности и потерянности, затем цикл повторяется.

Сверхценные идеи нередко переходят в навязчивые идеи. Навязчивыми идеями называются представления и мысли, непроизвольно вторгающиеся в сознание больного, который понимает всю нелепость их и в то же время не может с ними бороться .

Сверхценные идеи также неотъемлемый компонент синдрома навязчивых состояний. В состав этого синдрома, наряду с навязчивыми мыслями, входят навязчивые страхи (фобии) и навязчивые влечения к действиям.

Сверхценные идеи нарушают психическое равновесие и создают напряжение, которое личность затем пытается снять с помощью своеобразных ритуалов в форме повторяющихся навязчивых действий. Человек оправдывает необходимость и логичность своей сверхценной идеи и страдает от синдрома навязчивых состояний, которые приносят ему дискомфорт.

Сверхценные идеи характеризуются четырьмя основными факторами:

  1. Доминирование в психике: личность и идея сливаются, идея и самостоятельно выработанные правила начинают управлять поведением личности. Следование идее становится доминирующим, остальные потребности просто вытесняются из психики.
  2. Аффективная насыщенность, «психологическая понятность» идеи и отсутствие окончательной убеждённости, те идеи, которые понятны «исходя из переживаний, ситуации и личности больного» (В. М. Морозов, 1934). Эмоции неустойчивы. Личность сама неуверенна в своих убеждениях и поэтому постоянно ищет дополнительное подтверждение им.
  3. Ограничение психологической понятности сверхценных образований отсутствием «нелепого характера» содержания идеи (А. Б. Смулевич, 1972) расширяет понимание и границы сверхценности, нивелируя их самостоятельность . Идеи понятны и объяснимы - это, как правило, реальные факты, которые были гипертрофированы обостренным восприятием личности. Личность может приводить аргументы и теории, хотя часто они смотрятся довольно нелепо, но обладают своей довольно продуманной логикой.
  4. Четвёртый признак (отсутствие окончательной убеждённости) формулируется в литературе по-разному («колебания в уверенности», «допускаются сомнения», «возможность внесения коррекции», «возможность критического отношения» и др.) . Личности такого склада склонны к философствованию и рассуждению: это дает возможность и надежду на помощь им.

Сверхценные идеи - это искусственно созданная реальность с множеством лабиринтов. Большинство сверхценных идей - это защита от проблемы выбора, потребности в самостоятельности, страх перед общепризнанными рамками и боязнь быть не таким как все. Иногда это даже может стать способом бегства от себя, что даже может удасться. Однако следует помнить, что выход из одного лабиринта часто является входом в другой. Интересно так же то, что сверхценные идеи часто бывают отражением тени, которая была открыта Карлом Густавом Юнгом. Высокопорядочные люди, склонные к морализированию, часто подавляют агрессию в обществе и выражают ее через поучение других, проявляя агрессию к «инаковерующим».

Так же подозрительность, мнительность и недоверие часто проявляются у людей неуверенных в себе - они проецируют свою неуверенность на других. Однако возможен и противоположный аспект: возможно, человек сам склонен к обсуждению чужих поступков и ждет того же от окружающих.

Сверхценные идеи - результат совокупности множества факторов и стечений как психологических феноменов, так и индивидуальных свойств человека. Все люди совершенно различны и каждый относится к определенному психотипу со своими чертами характера. Характерологические черты свойственны всем людям и в соответствии с ними в определенных жизненных ситуациях могут возникнуть определенные сверхценные идеи. Таким образом, каждому типу личности соответствует определенный тип сверхценных идей. Выделяют такие личностные радикалы - основные пути взаимодействия личности со средой.

На характер сверхценных идей влияет так же ведущий радикал характера.

Можно выделить такие характерологические радикалы и соответствующие им сверхценные идеи:

1. Истероидный радикал - личность обладает слабой нервной системой, высокой переключаемостью внимания и интересов. Высокая потребность в признании, склонность к артистизму, ярким и экстравагантным поступкам. Людям такого характера характерно: стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих и отсутствие объективной правды как по отношению к другим, так и к самому себе (искажение реальных соотношений) . Ясперс охарактеризовал такое поведение как - «стремление казаться больше, чем это на самом деле есть».

Их эмоциональная жизнь неустойчива, чувства обычно поверхностны, привязанности непрочны и интересы неглубоки и неустойчивы. Вследствие этого они часто «меняют» свои принципы. Они меняются и подстраиваются под окружающую их обстановку стремясь всякий раз быть теми, кем их хотели бы видеть. В то же время для них жизненно важно быть оригинальными и первыми во всем, и это может провоцировать внутриличностный конфликт. Такие личности не терпят конкуренции и могут страдать патологической ревностью. Причем, ревность скорее не к любимому человеку, а из-за задетого самолюбия. Они злопамятны к тем, кто был к ним невнимателен или равнодушен. Эмоциональное строение таких личностей обычно инфантильно, поскольку действия легко поддаются сиюминутным порывам и они сложно переживают травмирующие события. Внешний, реальный мир для человека такого склада приобретает своеобразные, причудливые очертания; объективный критерий для него утрачен, или неинтересен и это часто дает повод окружающим обвинять его (в лучшем случае) во лжи и притворстве.

Одни события оцениваются для него очень важно и тонко другие же остаются незамеченными. Такие личности реагируют не на объективные факты, а на те детали, которые интересны только им.

Крайне тонко и остро воспринимая одно, личность истероидная оказывается совершенно нечувствительной к другому; добрый, мягкий, даже любящий в одном случае человек обнаруживает полнейшее равнодушие, крайний эгоизм, а иногда и жестокость в другом; гордый и высокомерный, он подчас готов на всевозможные унижения; неуступчивый, упрямый вплоть до негативизма, он становится в иных случаях согласным на все, послушным, готовым подчиниться чему угодно; бессильный и слабый, он проявляет энергию, настойчивость, выносливость в том случае, когда это потребуют от него законы, господствующие в его психике. Эти законы все же существуют, хотя мы их и не знаем и они нелогичны .

Потребность быть в постоянном признании и восхищении может провоцировать сверхценные идеи отношений. Идеи могут заключаться как в постоянной демонстрации своих возможностей и качеств. В таком случае человек уверен, что все внимание окружающих приковано к нему и реагирует соответственно. Второй вариант такой идее - это всеобщая зависть. Такие идеи провоцируют либо борьбу с мнимыми обидчикам либо подчеркнутую театральную надменность к людям. Следует отметить, что данному типу характерны аффективные сверхценные идеи, поскольку нервная система неустойчива и выводы сиюминутны. Так же они склонны ко лжи: некоторые личности прибегают ко лжи ради эпатажа, другие же могут этого даже не замечать. Это происходит вследствие постоянной театральности и человек уже перестает отличать миф от реальности. Такие личности даже могут сильно обижаться когда им перестают верить, поскольку они сами уже искренне верят в только что созданный миф.

2. Эпилептоидный радикал - обладает постоянным эмоциональным напряжением. Вследствие такого напряжения стремится все контролировать и управлять. Характеризуются раздражительностью, вплоть до ярости. Могут присутствовать навязчивые страхи, тоска и т.д. Очень активны, напряженно деятельны, настойчивы и даже упрямы, в общении - эгоистичны, нетерпеливы и крайне нетерпимы к мнениям других, резко реагируя на любые возражения. Их мышление инертно, вязко, новый опыт не воспринимается. Стремятся занимать позицию лидера. Им свойственны такие чувства как: крайняя раздражительность, доходящая до приступов ярости, во-вторых, приступы расстройства настроения (с характером тоски, страха, гнева).

Та или другая мысль надолго застревает в их сознании; можно определённо говорить о склонности эпилептоидов к сверхценным идеям. Их аффективная установка почти всегда имеет несколько неприятный оттенок раздражения и неприятия - на фоне таких эмоций развиваются бурные вспышки неудержимого гнева, ведущие к неадекватным действиям. Человек подозрителен, обидчив, мелочно придирчив, склонен к критике. Такие личности, как правило, всегда борятся за что-то и против кого-то. Очень важно подчеркнуть чрезвычайно характерную для эпилептоидов склонность к эпизодически развивающимся расстройствам настроения. Отличием от депрессивных состояний всякого другого рода, почти всегда является постоянное присутствие в них трех основных компонентов: агрессии, тоски и страха. Подобные расстройства настроения могут продолжаться недолго. Несмотря на всю свою необузданность, люди такого склада, остаются людьми очень прямолинейными, целеустремленными, односторонними и неспособными хотя бы на мгновение отрешиться от своих нередко эгоистических целей и интересов, полностью определяющих их в общем всегда очень напряженную деятельность. Их эффективность лишена богатства оттенков и определяется преимущественно постоянно имеющейся у них в наличии агрессивностью и напряжением по отношению к окружающим людям.

Сверхценные идеи заключаются в постоянной борьбе за свои интересы, потребности и права. Важно отметить, что требования всегда логичны и не терпят ни малейшей критики. Такой человек всегда за что-то борется и всегда четко видит врага - если же его нет, он его придумает.

3. Паранойяльный тип - характеризуется активностью, стратегическим складом ума. Самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они и оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на все его поведение. Как правило, доминирующей идеей является идея собственной значимости. Основные черты - это преувеличенное самомнение: склонен формировать команды, которыми и руководит. Сфера интересов крайне узка, они фокусируются только на своих интересах, все остальное их просто не интересует. Всех людей они воспринимают или как своих, или как чужих, в зависимости от того, поклоняются им люди или нет. Вся жизнь такого человека строится вокруг его «комплексов», его «сверхценных идей». Как правило, сверхценные идеи и страхи фокусируются на страхе быть «сверженным с трона». Любое несогласие, борьба, препятствия, с которыми они иногда сталкиваются, вызывают у них присущее им чувство недоверия, обидчивости, подозрительности. Всякий, кто общается с параноиком и позволяет себе вести себя, как считает нужным, становится его врагом; другой причиной враждебных отношений является факт непризнания со стороны окружающих дарований и превосходства параноика.

В борьбе за свои воображаемые права такой человек часто проявляет большую находчивость: очень умело отыскивает себе сторонников, убеждает всех в своей правоте, бескорыстности, справедливости и иной раз, даже вопреки здравому смыслу, выходит победителем из явно безнадёжного столкновения, именно благодаря своему упорству и мелочности. Но и потерпев поражение, он не отчаивается, не унывает, не сознает, что он не прав - наоборот, из неудач он черпает силы для дальнейшей борьбы. Сверхценные идеи логичны - такой человек способен увлечь людей за собой ради собственной выгоды.

4. Эмотивный радикал - наименее подвержен сверхценным идеям, поскольку психика такого человека очень подвижна. Любое незначительное событие увлекает его. Склонен, к пространственному мышлению. Чаще всего это веселые, открытые и даже простодушные люди. Эмоциональная переключаемость выражается в том, что малейшая неприятность омрачает их душевное расположение и приводит их в глубокое уныние, хотя и ненадолго, новая информация в корне меняет настроение. Хотя их настроение не меняется без причины, поводы могут быть чрезвычайно незначительны. На эмотива может действовать и дурная погода, и резко сказанное слово, и воспоминание о каком-нибудь печальном событии, и т.д.

Они обыкновенно прекрасно уживаются в создаваемых другими рамках хорошо налаженной жизни, но зато чрезвычайно быстро теряются в условиях, требующих находчивости и решительности, очень легко давая патологические реакции на неприятные переживания, хотя сколько-нибудь выводящие их из душевного равновесия . Важно отметить, что несмотря на легкость переключения внимания такие личности все же глубоко и тяжело переживают сильные эмоциональные потрясения. На фоне посттравматических состояний (катастрофы, аварии, потери близких и т.д.) также могут возникать сверхценные идеи.

5. Шизоидный радикал - творческие и оригинальные личности со своеобразным мышлением. При общении с таким человеком часто возникает ощущение, что он либо знает какую-то тайну или просто живет в каком-то другом мире и просто без особого интереса присутствует в этой реальности. Оригинальность и аналитический склад мышления заставляет личность постоянно анализировать внешние факторы, собственные переживания и их взаимодействие. Такие личности склонны к формированию далеко идущих выводов, правил, они живут в соответствии со своим оригинальным порядком.

Личности, обладающие ведущим шизоидным радикалом живут, пребывают в мире собственных идей и это благоприятная почва для формирования сверхценных образований. Им свойственны специфические идеи отношений. Личности с такими идеями склонны воспринимать все, что происходит в контексте отношения к себе. Любые совпадения воспринимаются как знак свыше имеющий к нему непосредственное отношения. Им свойственна аутистическая оторванность от внешнего, реального мира , отсутствие внутренней гармонии в психике и причудливая парадоксальность эмоциональной жизни и поведения. Поведение таких людей трудно понять, так как они редко раскрываются и описывают свои чувства. Таким личностям чрезвычайно трудно понять чувства и эмоции других людей. У них присутствует тонкое эстетическое чувство: они как правило принципиальны в общечеловеческих вопросах, также они могут проявлять эмоции в своем воображении, но понять реальные чувства реальных людей, в конкретный момент времени свыше их возможностей. Их эмоциональная жизнь вообще имеет очень сложное строение: естественные эмоции проходят психике необычный и сложный путь. Эмоция должна преодолеть целый ряд внутренних противодействий. Самые простые душевные движения причудливо взаимодействуют и с воспоминаниями и ассоциациями прошлого и надеждами на будущее, - все они сплетаются в причудливый узор переживаний.

Личность, будучи отчужденной от действительности, в то же время находится в постоянном и непримиримом внутреннем конфликте с самим собой. В поведении таких людей обращают на себя внимание непоследовательность и недостаточность связи между отдельными импульсами. Им сложно находится в общепризнанных рамках. Данным персонажам так же свойственна «аристократическая» сдержанность, а то и просто чопорность - и это не прихоть, в некоторых случаях это выработанное в течении жизни умение, защита и средство держать других людей на расстоянии во избежание разочарований, которые. неизбежны при близком общении. Это люди крайностей, не знающие середины - «все или ничего, они недоверчивы и подозрительны, они склонны к преувеличениям, в своих симпатиях и антипатиях большей частью проявляют капризную избирательность и чрезмерную пристрастность.

6. Гипертимный радикал - люди обладающие данным радикалам, как правило, в хорошем настроении подвижны и часто весьма одарены. Они обладают, гибким мышлением их психика многосторонняя. Часто душевно добры и отзывчивы. Это люди, быстро откликающиеся на все новое, энергичные и предприимчивые. К сожалению, у каждой медали две стороны: внешний блеск сливается с большой поверхностью и неустойчивостью интересов, которые не позволяют вниманию надолго задерживаться на одном и том же предмете, общительность переходит в чрезмерную болтливость, в работе им не хватает терпения, они склонны к построению воздушных замков. Так же их общение крайне неустойчиво - их обещаниям нельзя верить. Многие из них авторитарны и не приемлят противоречия их сиюминутным желаниям Многие сильно себя переоценивают. Остроумны, но часто пользуются своим умом задевая окружающих.

В жизни гипертимов возможны блестящие взлеты (хотя в деловых вопросах эти люди крайне ненадежны) и резкие падения, которые, впрочем, легко переносятся; гипертимы остаются находчивыми и изобретательными в любых затруднительных положениях. Их сверхценные идеи ситуативны, аффективны, и, как правило имея, яркую эмоциональную окраску, не провоцируют болезненных переживаний, а скорее имеют характер навязчивой идеи, впрочем и она доминирует в психике недолго. Группа сравнительно невинных болтунов при наличии более резко выраженного самомнения и некоторой раздражительности образуют естественный переход к другой, значительно более неприятной, разновидности описываемого типа, к так называемым «спорщикам». Это люди, которые все знают лучше других, чрезвычайно не любят слушать и особенно не терпят возражений, вызывающих у некоторых из них неудержимые гневные вспышки. Переоценивая свое значение, они склонны предъявлять совершенно неосуществимые притязания, а встречая непризнание и противодействие, легко вступают на путь упорной борьбы за свои мнимые права. В этой борьбе они обыкновенно не останавливаются ни перед чем под влиянием эмоций. Однако, с новыми эмоциями могут прийти и совершенно новые идеи.

7. Тревожный радикал - характеризуется наибольшим спектром сверхценных идей. К ним можно отнести и ипохондрические переживания связанные со здоровьем и мнительные переживания о том, что про них думают окружающие, страх ответственности и попросту страх принятия себя. Таким личностям трудно себя проявлять и отстаивать свое мнение.

Такие люди, как правило, постоянно чем-то расстроены, озабочены чем-то, жизнь кажется бессмысленной, во всем они отыскивают только мрачные стороны. Их прирожденный пессимизм способен омрачить любое событие. Они просто не способны радоваться событиям так как постоянно помнят о том что все конечно и о трудностях которые предстоят, прошлое же доставляет только угрызения совести по поводу действительных или мнимых ошибок, сделанных ими. Чрезвычайно осторожны. Они чрезвычайно чувствительны ко всяким неприятностям, кроме того, какое-то неопределённое чувство тяжести на сердце, сопровождаемое тревожным ожиданием несчастья, преследует постоянно многих из них. Некоторые опасаются будущего, другие же не могут отпустить прошлое. Такие люди часто мысленно возвращаются к давно ушедшим и незначительным для большинства людей других типов событиям и винят себя в них.

Постоянное чувство вины и самобичевание приводит к крайней подозрительности. Соответственно, им часто кажется, что окружающие относятся к ним с презрением, смотрят на них свысока. Это заставляет их сторониться других людей, замыкаться в себе. Иной раз они настолько погружаются в свои самобичевания, что совсем перестают интересоваться окружающей действительностью, делаются к ней равнодушными и безразличными . Вечно угрюмые, мрачные, недовольные и малоразговорчивые, они невольно отталкивают от себя даже сочувствующих им лиц. Однако, если все же удается создать теплую и сочувствующую атмосферу то они могут стать приветливыми и отзывчивыми. К сожалению, такие люди неспособны находится в таком состоянии продолжительное время. Оставив веселое общество, они снова принимаются за мучительное копание в своих душевных ранах.

Наиболее характерны для них сверхценные идеи, связанные с подозрением окружающих в обсуждении его персоны, страх перед будущим, как таковым, склонность интерпретировать все происходящее в наихудшем свете., Иногда подчас они стремятся изменить и даже сверхкомпенсировать свою «неполноценность», причем именно в тех сферах жизни (например, в общении), неудачи в которых переживаются ими особенно остро.

Какими бы не были идеи, они всегда изменяют и начинают управлять личностью. Можно предположить, что внутренняя свобода дает определенный иммунитет от формирования сверхценных идей - разумеется, данное утверждение не относится к реальным психотравмирующим событиям. Чтобы не погрязнуть в однотипных убеждениях, можно использовать технику А. Адлера для развития всестороннего мышления. Для этого не нужно много усилий - стоит лишь вспомнить какое-либо событие или диалог и придумать, как можно больше противоположных вариантов причин, почему все было именно так, а не иначе. Это упражнение интересно тем, что открывает совершенно новые взгляды на обыденные вещи. Чем разнообразнее становится жизнь, чем больше вариантов позволит себе увидеть человек, тем меньше для него будут значить идеи абсолютной истины в противоречии.

Литература:

  1. Брагин Р. Б. Психопатологические формы сверхценных идей // Краткие тезисы докладов Тамбовской областной научно-практической конференции психиатров. - Тамбов, 1977. - С. 62–63.)
  2. Брагин Р. Б. О механизмах образования сверхценных идей // Неврология и психиатрия: Республиканский межведомственный сборник. - Киев: Здоров’я, 1972. - Вып. 2. - С. 175–178.
  3. Брагин Р. Б. К взаимоотношению сверхценных и бредовых идей // Тезисы научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения профессора Петра Борисовича Ганнушкина (29–30 июня 1975 г.). - М., 1975. - С. 121–123.
  4. psylist.net
  5. Ганнушкин,«Избранные труды». typelab.ru

© Э.В. Карепова , 2009 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора