Гигиенические требования к организации сна бодрствования питания. Санитарно-эпидемиологические требования для дошкольных учреждений — Российская газета

- 173.50 Кб

Министерство Здравоохранения и Социального развития.

Иркутский государственный медицинский университет.

Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков.

Преподаватель: Погорелова Ирина Геннадьевна

Реферат на тему:

«Сон, его физиологическая сущность.

Гигиенические требования к продолжительности и условиям организации сна».

Выполнила: Ванчикова Валентина

студ. 510 гр. Педиатрического ф-та.

Иркутск – 2011г.

Введение

1. Научные исследования сна и сновидений

2. Физиологические механизмы сна и сновидений

2.1 Структура сна

2.2 Функции сна

3. Сновидения

4. Гигиенические требования организации сна детей и подростков

Заключение

Список литературы

Введение.

СОН - состояние относительного покоя, возникающее у животных и человека через определенные промежутки времени, сопровождающееся понижением уровня работы отдельных органов и ряда функции организма. Сон является потребностью всех без исключения животных. Длительное, многодневное лишение сна приводит к ряду тяжелых нарушений в организме и оканчивается смертью. Установлена следующая потребность во сне людей различных возрастов: ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему- 13; в 5 лет- 12, в 7 лет-11,5 в 10-12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем - 8 часов, в 17 лет и старше - 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводит в состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Исходя из этого, я решила написать курсовую работу, в которой бы рассматривались важные вопросы, находящиеся на стыке нескольких наук, а именно: психологии, физиологии, медицины. Сон - явление очень интересное, важное и сложное. Именно поэтому для его раскрытия нужны знания и конкретные методики вышеперечисленных наук.

Во сне мы проводим около трети жизни. Но сожалеть об этом времени, считать его потраченным впустую, по меньшей мере, несправедливо. Ведь мы спим не только потому, что наше тело нуждается в отдыхе. Пробуждение после крепкого здорового сна можно сравнить с маленьким рождением – обновлением организма. Ведь только благодаря сну мы способны каждый день полноценно работать и активно отдыхать, ясно мыслить и чем-то увлекаться в жизни.

Что же такое сон? Отчего он возникает и насколько велика потребность в нём? И стоит ли придавать такое большое значение сновидениям? Попробуем немного приоткрыть тайну сна и ответить на эти вопросы.

"Кто познает тайну сна, познает тайну мозга". М. Жуве.

1. Научные исследования сна и сновидений

Вопреки извечному человеческому очарованию снами, они не рассматривались в качестве предмета широких научных исследований вплоть до второй половины XX века. Одной из причин этого было то, что научному интересу к процессам сна пришлось ждать возникновения экспериментальной психологии в девятнадцатом веке и развития её в двадцатом. Другой причиной оказался технический фактор: вплоть до недавнего времени инструментарий для исследования снов просто не был разработан. Сложные и чувствительные электронные приборы, используемые в современных исследованиях сна и снов, занимаются измерением, проверкой и записью тончайших нюансов электропотенциала и всех видов биологической активности. До их изобретения у ученых не было возможности отслеживать изменения биоэлектрического потенциала, происходящие в мозгу спящего, сопровождающие (и, может быть, порождающие) события, переживаемые человеком во сне.

В 1875 году Кейтон попытался измерить предполагаемую реакцию мозга на сенсорную стимуляцию. Подвергнув собаку анестезии, он вскрыл ей черепную коробку и обнаружил поверхность полушарии её мозга. Когда Кейтон подсоединил электроды к коре головною мозга собаки, у неё случился шок, и это не был электрошок. Собака была под анестезией, следовательно, возможности получать какую-либо сенсорную информацию у неё не было, и Кейтон не ожидал никаких физиологических изменений в её мозговой активности. По, вопреки ожидаемой стабильности потенциала, в мозгу собаки происходили непрерывные изменения, быстрые колебания напряжения. Произошедшее послужило явным доказательством того, что мозг не является только лишь аппаратом реакций па стимулы: нейтральным его состоянием оказался не полный покой, а активность.(2)

Сведения по проблеме сна были впервые обобщены лишь в 1896 г. М. М. Манасеиной. Первые клинико-морфологические исследования роли поражения отдельных областей мозга в происхождении патологической сонливости принадлежат французскому исследователю Гайе (С. J. A. Gayet, 1875) и австрийскому врачу Маутнеру (L. Mauthner, 1890). Большой вклад в физиологию и патологию состояний бодрствования и сна внес К. Эконома, показавший в 1926 г. на примере летаргического сна при эпидемическом энцефалите значение мезенцефально-гипоталамических структур в поддержании состояний бодрствования и сна. Позднее, в 30-40-х гг. 20 в., в экспериментах на животных было подтверждено важное значение структур мезенцефально- гипоталамического стыка в обеспечении бодрствования и преоптической зоны гипоталамуса - в генезе сна.

Принципиально новым этапом исследований в области проблемы сна явились работы И. П. Павлова и его сотрудников. В соответствии со своим учением о высшей нервной деятельности И. П. Павлов рассматривал сон как разлитое корковое торможение, считая, что внутреннее торможение и сна по физико-химической основе представляют собой один и тот же процесс.

В 1944 г. швейцарский физиолог В. Хесс обнаружил, что электрическое раздражение зрительных бугров вызывало у экспериментальных животных «поведенческий сон», не отличающийся по внешним проявлениям от естественного сна.

Следующий этап развития представлений о механизме сна связан с анализом роли ретикулярной формации ствола в механизмах деятельности мозга. В исследованиях Дж. Моруцци и X. Мегуна (1949) было обнаружено важнейшее значение восходящих активирующих влияний ретикулярной формации ствола мозга и гипоталамуса на вышележащие отделы в поддержании бодрствования. Сон при этом рассматривался как следствие временной блокады активирующих восходящих влияний с одновременным «включенном» таламокортикальных синхронизирующих процессов. Несколько позднее была показана роль каудальных отделов мозгового ствола в возникновении сна. Эти исследования положили начало развитию представлении об активной природе сна, что затем было подтверждено в опытах на животных, а также на человеке.(3)

Ханс Бергер, немецкий нейропсихиатр, при помощи новых приборов записал электрическую активность человеческого мозга. Результаты оказались не менее сенсационными, чем открытие, сделанное Кейтоном за 50 лет до него. В опытах с человеком Бергер ожидал получить такие же беспорядочные колебания напряжения, как и при проведении опытов с животными: кроликами, кошками, собаками, обезьянами. Но колебания напряжения у представителей человеческой расы оказались неожиданно ритмичными. Бергер назвал записи мозговых волн электроэнцефалограммой (ЭЭГ) и отметил, что, как только субъект был в состоянии лечь, закрыть глаза и расслабиться, колебания его мозговых волн становились регулярными, с периодичностью повторения примерно 10 раз в секунду. Это и был знаменитый "альфа-ритм" (названный так его первооткрывателем), свидетельствующий о состоянии расслабления (равно как и о погружении в медитацию). Бергер обнаружил, что частота (количество пиков в секунду) колеблется между 8-ю и 12-ю, и альфа-ритм исчезает, как только из внешнего мира поступает неожиданный стимул (например, звук щелчка пальцами). Наконец-то у науки появилось окно, открытие которого обещало пролить свет на природу сознания.

Но лишь после повторения этого опыта исследователями из Кембриджского университета, основополагающее открытие Бергера было принято, и тем самым положено начало энцефалографии как науки. Среди исследований связи между состоянием сознания и состоянием мозга (в которых Бергер также был пионером) была и первая электроэнцефалограмма спящего человека.

Исследования изменений ЭЭГ в процессе сна, впервые выявленных Бергером, были продолжены в 30-е годы в Гарвардском университете. На основе записей ЭЭГ бодрствования и сна пяти уровней там пришли к заключению, что сновидения имеют место во время более поверхностного сна. В подобной же серии исследовании в Чикагском университете изучалась разница между изменениями умственной активности у бодрствующего и у спящего субъекта. Был сделан вывод, что в фазе глубокого сна сны снятся очень редко. Эти исследования позволили предположить, что изучение сновидения могло бы стать более объективным и научным, если бы существовали какие-то способы удостовериться, видит данный человек сны, или нет - и если видит, то когда. Но прежде чем ученые реализовали эту возможность, прошло несколько десятилетий.

В конце 40-х было обнаружено, что стимуляция нервной структуры ствола мозга (основания мозга), называемой ретикулярной формацией, ведет к активизации коры больших полушарий. Стимуляция ретикулярной формации у спящей кошки, к примеру, приводила к пробуждению, а разрушение приводило, наоборот, к состоянию перманентной комы. А коль скоро главным источником активизации ретикулярной формации являются сенсорные сигналы, была предложена теория, согласно которой сон может порождать процессы торможения в ретикулярной системе. Так что погружение в сон может зависеть от снижения ретикулярной активности вследствие уменьшения количества поступающих сенсорных сигналов.

Засыпание не могло быть объяснено только этой теорией. Поэтому обнаружение через некоторое время в основании мозга, лобных долях и других его частях активных гипногенных центров, электро - или нейрохимическая стимуляция которых вела к засыпанию, не было неожиданностью.

К концу 40-х годов это было существенным достижением в научном изучении биологии сна. Сон рассматривался как конец континуума бодрствования. В другом конце этого континуума было состояние полного бодрствования, поделенное на промежуточные стадии: от расслабления, через состояние внимания и до состояния полной умственной подвижности, достигающей крайней степени в маниях или в панике. В каком месте этой шкалы вы находитесь, зависит от состояния вашей ретикулярной формации. При таком подходе сон становится банальностью, и степень погружения в него определялась по шкале бодрствования. Сновидения, отмечавшиеся чаще всего во время неглубокого сна, выглядели как занятные отклонения в сторону состояния частичного бодрствования при частичном функционировании аппарата мышления.

С течением времени эти взгляды были вытеснены новыми, возникшими в результате важных событий 50-х годов.

В 1953 году студент Чикагского университета Юджин Азеринский (Е. Aserinsky), работая под руководством Натаниэля Клейтмана (N. Kleitman), изучал картину сна у младенцев и сделал важное наблюдение. Он заметил, что периоды движения глаз и других проявлений активности регулярно перемежаются периодами относительно спокойного сна. Эти повторяющиеся периоды быстрых движений глаз (БДГ) легко наблюдать при помощи электродов, прикрепленных у глаз наблюдаемого. Получившуюся запись назвали электроокулограммой (ЭОГ). Одновременное снятие записей ЭЭГ и ЭОГ показало, что периоды БДГ соответствуют поверхностному сну. Больше того, когда субъекты (в данном случае - взрослые) бывали разбужены после БДГ-периодов, они обычно сообщали об очень ярких снах; после же пробуждения от других фаз сна они рассказывали, что видели сны только в одном случае из пяти (другие фазы называются не-БДГ-сон, или НБДГ).

Наконец-то у науки появился ключ к снам или, по крайней мере, к разрешению таких загадок, как частота и длительность сновидений, а также вопроса о том, бывают ли люди, невидящие снов, или они их просто не помнят.

Среди тех, кто работал в лабораториях Клейтмана, был медик-второкурсник Уильям К. Демент, защитивший по окончании медицинского колледжа докторскую диссертацию по физиологии под руководством Клейтмана. Демент для своей диссертации провел обширную серию экспериментов, направленных на дальнейшее прояснение того, какое отношение имеет БДГ-сон к сновидениям (БДГ-сон - термин, предложенный Дементом). Новые исследования Демента обнаружили множество основных характеристик БДГ-снов. Среди прочего было открытие связи между продолжительностью БДГ-сна перед пробуждением и длиной последующего отчета о сновидении: чем больше времени проведено в БДГ-сне, тем длиннее сновидение. Это дало первое (хотя и косвенное) доказательство существования соответствия между физическим временем и временем сновидения. Демент также предположил, что существует соответствие между движениями глаз и изменением направления взгляда во сне. Предположение, что БДГ являются следствием движений глаз спящего в его сновидении, вызвало в дальнейшем значительные дискуссии.(5)

Я хочу отметить, что следствием основополагающих работ Азеринского, Демента и Клейтмана в последующие 30 лет стали тысячи исследований сна и сновидений.

2. Физиологические механизмы сна и сновидений

Описание работы

СОН - состояние относительного покоя, возникающее у животных и человека через определенные промежутки времени, сопровождающееся понижением уровня работы отдельных органов и ряда функции организма. Сон является потребностью всех без исключения животных. Длительное, многодневное лишение сна приводит к ряду тяжелых нарушений в организме и оканчивается смертью. Установлена следующая потребность во сне людей различных возрастов: ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему- 13; в 5 лет- 12, в 7 лет-11,5 в 10-12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем - 8 часов, в 17 лет и старше - 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводит в состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией.

  • §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
  • §6. Вегетативная нервная система
  • Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
  • §1. Условные и безусловные рефлексы
  • §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
  • §3. Типы высшей нервной деятельности
  • §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
  • §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
  • Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем
  • §2. Зрительный анализатор
  • §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
  • §4. Слуховой анализатор
  • Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
  • §1. Работоспособность детей и подростков
  • §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
  • §3. Гигиена письма и чтения
  • §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
  • Глава VI Режим дня детей и подростков
  • §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
  • §2. Гигиена сна
  • §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
  • §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
  • §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
  • §6. Режим дня учащихся пту
  • §7. Режим дня в пионерском лагере
  • Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
  • §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
  • §1. Эндокринная система
  • §2. Половое созревание
  • Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
  • §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
  • §2. Части скелета и их развитие
  • §3. Мышечная система
  • §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
  • §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
  • §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
  • §7. Школьная мебель и ее использование
  • §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
  • Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
  • §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • §1. Строение и функции органов пищеварения
  • §2. Обмен веществ и энергии
  • §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
  • §1. Кровь и ее значение
  • §2. Система кровообращения
  • §3. Движение крови по сосудам
  • §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
  • §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
  • Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
  • §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
  • §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • §1. Строение и функция почек
  • §2. Строение и функция кожи
  • §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
  • §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
  • §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
  • §1. Понятие о здоровье
  • §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
  • §3. Инфекционные заболевания
  • §4. Защита организма от инфекции
  • Глава XIV Гигиена физического воспитания
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
  • §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
  • §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
  • §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
  • §1. Организация трудовой деятельности учащихся
  • §2. Профессиональная ориентация учащихся
  • Глава XVI Профилактика вредных привычек
  • §2. Гигиена сна

    Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имею­щий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения. Новорожденные дети спят 20-22 ч в сутки. С возрастом про­должительность сна у человека снижается (табл. 5).

    Таблица 5: Продолжительность сна детей и подростков (в ч)

    Сокращение продолжительности сна у детей на 2-4 ч и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость организ­ма различным инфекциям, быстрее наступает утомление. Потреб­ность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем потребность в сне зависит и от состояния здоровья, и от физиче­ского развития. Поэтому, устанавливая определенную продолжи­тельность сна, следует также учитывать и индивидуальные осо­бенности детей. Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, с туберкулезной интоксика­цией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утом­ляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здо­ровые. Для школьников с указанными отклонениями в состоянии здо­ровья по заключению врача предусматривается дневной сон не менее часа, желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон. Дневной сон показан также практически здоровым младшим школьникам. Для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и до­статочную его глубину. Неглубокий ночной сон, даже при доста­точной продолжительности, не обеспечивает хорошего отдыха ор­ганизму. Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обе­спечить выполнением определенных правил. Нужно приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка легко образуются условные рефлексы на об­становку сна. Условным раздражителем становится время от­хода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпанию. Условным раздражителем становит­ся весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умыва­ние, чистка зубов, мытье ног, раздевание). Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усилен­ную умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение нерв­ной системы. Лучше всего перед сном на 20-30 мин выйти на прогулку. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 ч до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь давать детям не ре­комендуется. Свежий, прохладный воздух в помещении, где спят дети, спо­собствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15-16°С.

    §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем

    Определились три основные формы продленного пребывания учащихся в школе: группы (одновозрастные и разновозрастные), классы и школы. Группы продленного дня обеспечиваются помещением, отвечаю­щим гигиеническим требованиям, необходимой мебелью, пособия­ми для внеклассной работы (книги, настольные игры и т. д.). Школы с продленным днем, так же как и школы-интернаты, одно­временно с высоким уровнем общественного воспитания призваны содействовать хорошему физическому развитию и укреплению здоровья детей. Поэтому в таких школах особенно необходимо широко проводить оздоровительные мероприятия в отношении всех учащихся и особенно в отношении детей с ослабленным здоровь­ем. Режим дня организуется таким образом, что общешкольные помещения (столовая, актовый и гимнастический залы, веранды, кабинеты и лаборатории), а также пришкольный участок исполь­зуются поочередно разными классами. Это ни в какой мере не нарушает гигиенических требований, поскольку возрастные осо­бенности детей, в частности особенности высшей нервной дея­тельности, диктуют именно дифференцированное построение ре­жима дня в I, II-III, IV и V-VIIIклассах. Исходными для та­кого построения являются нормативы продолжительности учебных и неучебных занятий и отдыха учащихся младших и средних классов. В школах с продленным днем широко, во всех его элементах, должно быть поставлено физическое воспитание учащихся как одно из важнейших средств, содействующих росту, развитию и высокой работоспособности организма. Гимнастика до уроков, физкультурные паузы во время учеб­ных занятий, ежедневные дополнительные непродолжительные (20-25 мин) занятия физическими упражнениями в начальных классах, подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе в часы отдыха, работа спортивных секций и секций общей физической подготовки - все это должно найти свое место в ре­жиме школ с продленным днем. Все больше завоевывает себе место в учебном расписании часовая динамическая пауза или спортивный час после учебных занятий в группах продленного дня. Для детей 6 лет после вто­рого, а иногда третьего урока предусмотрено проведение дина­мической паузы - занятия продолжительностью не менее 40 мин. В это время с детьми проводятся подвижные игры и спортивные развлечения в любое время года на открытом воздухе под ру­ководством учителя. Динамическая пауза в дни, когда этому занятию в расписании предшествует урок физической культуры, проводится своеобразно: первые 25-30 мин дети самостоятельно играют и выполняют различные физические упражнения, а в тече­ние последних 10-15 мин организуется общая для всех ребят игра средней подвижности с учетом времени года и погодных условий. В режиме групп, классов и школ продленного дня предусмат­риваются также время и условия для творческой деятельности и эстетического воспитания учащихся, занятий музыкой, пением, хо­реографией, работы в различных технических кружках. В течение дня учащиеся I-II классов нуждаются не только в активном отдыхе, но и в сне. Дневной сон в течение 1-1,5 ч, проходящий в гигиенически полноценных условиях, обеспечивает восстановление работоспособности организма 7-10-летних детей в большей мере, чем активный отдых. После сна показатели ра­ботоспособности у детей оказываются на 26% выше, чем после отдыха без сна. Благодаря этому учащиеся затрачивают меньше времени на приготовление уроков. Для детей 6 лет в школе продленного дня также обязателен двухчасовой дневной сон. Таким образом, помимо учебных занятий с учителем и само­стоятельного выполнения учащимися заданий под контролем вос­питателя, а также общественно полезного труда, включающего и работы по самообслуживанию, в режиме школ с продленным днем важно не только предусмотреть, но и обеспечить для учащихся начальных классов дневной сон (1 ч), пребывание на воздухе [(3 -3,5 ч), состоящее из трех раздельных прогулок, творческую деятельность или свободное время (1-1,5 ч); для учащихся III-VIIIклассов 2-2,5-часовое пребывание на воздухе, 1,5-2-ча­совую творческую деятельность или свободное время. Примерное дифференцированное построение режима дня приведено в табли­це 6. В этой примерной схеме режима дня количество уроков, продолжительность самостоятельных учебных занятий, общест­венно полезного труда для каждой возрастной группы учащихся находятся в соответствии с гигиеническими рекомендациями. Пре­дусмотрено время для дневного сна учащихся I-II классов и де­тей с ослабленным здоровьем, выделены 2 ч для активного отдыха на открытом воздухе и творческой деятельности (табл. 6).

    Таблица 6: Примерная схема режима дня учащихся в школах продленного дня (в ч)

    Для детей 6 лет - учащихся первых классов, посещающих группу продленного дня, рекомендовано следующее построение режима:

    8.30-9.00 сбор детей, утренняя гимнастика 9.00-9.35 первый урок 9.35-9.55 первая перемена (горячий завтрак) 9.55-10.30 второй урок 10.30-10.50 вторая перемена 10.50-11.30 динамическая пауза (занятие подвижными играми, прогул­ка) 11.30-12.05 третий урок 12.05-12.25 третья перемена 12.25-13.00 четвертый урок (или прогулка) 13.00-13.30 обед 13.30-15.30 сон 15.30-15.45 уборка постелей, туалет 15.45-16.20 занятия по интересам, тихие игры 16.20-16.40 полдник 16.40-18.00 прогулка, подвижные игры на воздухе

    Особого внимания в школах с продленным днем требуют уча­щиеся с ослабленным здоровьем: с туберкулезной интоксикацией первой степени, реконвалесценты после тяжелых заболеваний, страдающие ревматизмом и находящиеся в межприступном периоде, с пониженным физическим развитием и содержанием гемо­глобина ниже нормы, высоковозбудимые и быстро утомляющиеся. Учащимся с ослабленным здоровьем рекомендуется ежедневно спать 1 -1,5 ч на свежем воздухе и гулять не менее 3-3,5 ч. Це­лесообразно обеспечить таких детей специальным питанием. Оздоровительный режим в течение 6-12 дней показан также учащимся, перенесшим кратковременные заболевания (ангина, грипп, острые респираторные заболевания).

    И подростков и обеспечения её деятельности имеет правильная в гигиеническом отношении организация сна. Нормально проводимый сон обеспечивает полный отдых организма, в особенности центральной нервной системы, органов чувств и мышечной системы. В свете учения великого русского физиолога И. П. Павлова сон представляет собой распространение торможения по коре больших полушарий и затем на нижележащие центры головного мозга, регулирующие деятельность скелетной мускулатуры. Этот процесс вызывает расслабление скелетных мышц (понижение их тонуса, т. е. напряжения).

    Однако во время сна, конечно, далеко не вся центральная нервная система находится в состоянии торможения. Центры, регулирующие дыхание и сердечно-сосудистую деятельность и другие внутренние органы, функционируют и во сне. Кроме этого во время сна в центральной нервной системе (в коре больших полушарий) иногда сохраняются очаги возбуждения у одних индивидуумов в большей мере, у других - в меньшей - в зависимости от целого ряда условий (общее состояние нервной системы, условия проведения сна, характер времяпровождения, предшествующего наступлению сна, и др.). Эти очаги возбуждения в центральной нервной системе обусловливают наблюдающиеся иногда во время сна двигательное беспокойство, вскакивание, вскрикивание, разговор, снохождение. Иногда такого рода явления связаны с начинающимся инфекционным заболеванием, иногда с наличием глист, иногда с переутомлением. Особенно часто они наблюдаются у нервных детей. Сновидения также являются последствием возникающих в коре больших полушарий очагов возбуждения и нередко свидетельствуют о том, что вместо глубокого, крепкого сна мозговая кора находится в состоянии промежуточном между бодрствованием и полноценным сном.

    Основным гигиеническим требованием при проведении сна детей и подростков является нормирование его продолжительности в соответствии с их возрастом. Продолжительность сна ребёнка и подростка того или иного возраста зависит от особенностей его организма, в первую очередь от степени развития его нервной системы. Чем моложе ребёнок, тем продолжительность сна его должна быть большей.

    Ложиться спать дети и подростки должны всегда в одно и то же время. Чёткий режим чередования сна и бодрствования приводит к тому, что в установленное время они гораздо легче засыпают. Недостаточная продолжительность сна вызывает у детей и подростков вялость, быструю утомляемость, понижение психических функций, истощение нервной системы и резкое снижение сопротивляемости организма.

    Сон - это широко распространившееся по коре больших полушарий торможение. Следовательно, всё то, что мешает торможению распространяться по коре больших полушарий, будет препятствовать наступлению сна. Основным препятствием иррадиации торможения является возникновение в коре больших полушарий сильных очагов возбуждения. Именно поэтому перед сном надо избегать всего того, что может усилить возбуждение нервной системы.

    Для правильной в гигиеническом отношении организации сна детей и подростков необходимо, чтобы время после ужина протекало в спокойной обстановке, исключающей возможность возбуждения и тем более перевозбуждения нервной системы. Несоблюдение этого влечёт за собой неспокойный сон. Необходимо иметь в виду, что в течение первого часа сна ещё имеет место некоторое остаточное возбуждение центральной нервной системы ребёнка (подростка) и всего его психомоторного аппарата. Добавочные раздражители перед укладыванием ко сну усиливают возбуждение центральной нервной системы.

    Непосредственно перед укладыванием ко сну следует избегать усиленной умственной работы, чтения книг, вызывающих тяжёлые переживания или чрезмерно развивающих фантазию (обычно после такого чтения бывают «страшные» сны), шумных игр, связанных с сильными движениями, и т. п. Время перед сном целесообразно использовать для прогулки на свежем воздухе в течение 15-20 минут. Можно это время использовать также для чтения художественной литературы, для спокойной музыки, бесед с родителями и пр.

    В равной мере не следует допускать, чтобы дети ужинали непосредственно перед отходом ко сну. При переполнении желудка диафрагма приподнимается кверху и тем самым оказывает давление на сердце и лёгкие, нарушая их нормальную деятельность, последствием чего бывает неспокойный сон, сопровождающийся тревожными сновидениями. Нельзя также непосредственно перед сном давать детям возбуждающих нервную систему веществ - шоколада, натурального кофе и крепкого чая. Ужин детей должен быть лёгким и проводиться не позже как за 1 час до укладывания ко сну.

    Не менее важно создать обстановку для спокойного сна детей. Комната, в которой спят дети и подростки, перед укладыванием ко сну должна быть хорошо проветрена.

    Во время сна дыхание у детей ровное и более поверхностное, чем во время бодрствования, а потому наличие свежего доброкачественного воздуха обязательно. Следует приучать детей и подростков в тёплую пору года спать при открытой форточке или фрамуге. Спать в жарком помещении вредно, тем более, что сама постель обычно согревает тело, а при высокой температуре комнатного воздуха затрудняется теплорегуляция организма. Температура воздуха в спальной комнате не должна превышать 15-16° С и должна быть по возможности ровной в течение всего времени сна.


    ^ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ

    Успешное решение задач воспитания и обучения детей невозможно без оснащения дошкольных учреждений современными учебными пособиями и игрушками. Игрушка сопровождает ребенка с первых месяцев жизни и оказывает большое влияние на его развитие. Поэтому необходим серьезный подход к подбору и применению игрушек, уходу за ними.

    Игрушка необходима ребенку для игры - ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Она является символом окружающего материального мира, удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, разнообразных движениях. Решению различных дидактических задач способствуют ярко выраженные в игрушках цвет, форма, назначение, величина, материал. Эмоциональное отношение к игрушке воспитывает нравственные качества. В игре формируется детский коллектив, при уходе за игрушками рождается интерес к труду, игрушка развивает эстетический вкус, возбуждает фантазию.

    Таким образом, при умелом применении игрушка может стать действенным средством всестороннего воспитания, обогатить жизнь ребенка.

    Игрушка должна быть идеологически выдержанной, функциональной, действующей, способствовать развитию умственных возможностей ребенка, его фантазии, воображения, выглядеть правдоподобно, давать правильное представление об изображаемом предмете. Необходимо соответствие игрушки полу и возрасту ребенка. Высокие требования предъявляются к художественному оформлению игрушки.

    Существуют различные классификации игрушек. Наиболее распространено разделение игрушек по принципу игрового назначения: сюжетно-образные, дидактические, технические, спортивные, театральные, музыкальные, строительные и игрушки-забавы . С гигиенических позиций классифицируют игрушки по материалу, из которого они изготовлены, и возрастной адресованности.

    С учетом важной роли игрушки во всестороннем развитии ребенка в настоящее время определены требования. Предупредительный санитарный надзор за игрушками и другими товарами для детей осуществляется на уровне министерства просвещения и здравоохранения РФ.

    В соответствии с приказом Минобразования РФ (№ 1917 от 26.06.2000 г.) утвержден временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. В соответствии с документом производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально психолого-педагогического заключения не допускаются. Игрушки не должны оказывать негативного влияния на здоровье, эмоциональное состояние ребенка, провоцировать ребенка на агрессивные действия, вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, вызывать нездоровый интерес к сексуальны м проблемам.

    Министерство образования РФ утверждает нормативно-техническую документацию (ГОСТы, ОСТы, ТУ) по изготовлению игрушек, а также согласует все новые образцы сырья и материалов и опытных образцов изделий с привлечением институтов гигиенического профиля, медицинских институтов и крупных санитарно-эпидемиологических станций.

    Гигиенические требования, предъявляемые к игрушкам, касаются материалов, конструкции, маркировки, упаковки, хранения, транспортировки, эксплуатации. Все требования устанавливаются с учетом возраста ребенка.

    Материал, из которого изготавливают игрушки, должен быть исследованы на токсичность, отношение к микробной флоре, огнестойкость, возможность легкого ухода.

    В вытяжках из игрушек для детей старше 3 лет цинка не должно быть более 5 мг/л, мышьяка - 0,05 мг/л, свинца - 0,03 мг/л, кадмия - 0,001 мг/л, селена - 0,001 мг/л, ртути - 0,0005 мг/л, стирола - 0,1 мг/л.

    Применение мягких игрушек в детских учреждениях ограничено санитарными правилами. Поверхность игрушек легче инфицируется, их труднее обрабатывать, поэтому рекомендуется использовать мягкую игрушку только в качестве дидактического пособия в группах дошкольного возраста.

    Запрещается использование в производстве игрушек целлулоида, материалов с меховой поверхностью, которая вспыхивает при приближении огня и по поверхности которых пламя распространяется со скоростью более 500 мм/с.

    В детских садах запрещены игрушки: стеклянные, фарфоровые, фаянсовые, елочные украшения, бумажные (папье-маше), матерчатые, ватные, мягкие (с 3 лет).

    Музыкальные игрушки типа свистулек, дудочек использовать не рекомендуется, поскольку они легко могут стать переносчиками инфекции.

    Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

    Окраска игрушек должна быть прочной. В условиях дошкольного учреждения возможно провести определение прочности фиксации красок. Для этого игрушку моют горячей водой (60 °С) с мылом не менее 3 мин, затем определяют состояние красок. Если изменился внешний вид игрушки (потускнела краска, стала липкой поверхность), значит фиксация краски неудовлетворительна.

    Масса игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных и механизированных) не должна превышать 100 г для детей до 3 лет, 400 г - для детей до 7 лет, 800 г - для детей 7- 10 лет. Масса игрушек типа «погремушка» должна быть не более 100 г.

    Конструкция игрушек должна отвечать требованиям безопасности, исключать травматизм. Игрушка должна быть удобной, иметь гладкие, ровные поверхности и хорошо заделанные края (особенно у металлических игрушек), у нее не должно быть выступающих острых углов, мелких, легко отделяющихся частей.

    Для исключения поражения детей током напряжение микроэлектродвигателей, используемых в игрушках для детей до 7 лет, допускается не более 12 В. Напряжение питания игрушек, подключенных к сети переменного тока, должно быть до 12 В и подаваться с понижающего трансформатора, установленного отдельно от игрушки. Не допускается применение автотрансформатора.

    При хранении игрушек должны соблюдаться следующие условия:

    Доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;

    Общий порядок в расположении игр, сохранение привлекательности каждой игрушки;

    Поддержание самими детьми порядка в игровом хозяйстве, ккуратное обращение с игрушками.

    Игрушки для детей раннего возраста хранят в закрытых шкаI)ах, а для детей дошкольного возраста - в доступных для детей местах: на столах, полках, стеллажах. Крупные игрушки размещают на полу, на нижних полках, мелкие - на полках повыше, но К, чтобы каждую игрушку ребенок мог взять сам.

    Крупные строительные материалы обычно раскладывают по геометрическим формам на открытых стеллажах или полках. Настольный строительный материал хранят на полках в той упаковке, в которой он был приобретен, если он не используется в данный момент.

    Дидактические игрушки и настольно-печатные игры удобнее хранить в шкафу, разложив их по видам на одной или нескольких полках.

    В целях предупреждения инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. Игрушки требуют ежедневного ухода. Для снижения миграции химических веществ, избавления от неприятного запаха необходимо промывать вновь приобретенные игрушки. Согласно санитарным правилам, все игрушки, за исключением мягконабивных, перед поступлением в групповые необходимо мыть в течение 15 мин проточной водой (37 °С) с мылом и затем высушивать. Во время мытья резиновых, пенополиуретановых, пенолатексных, пластизольных игрушек необходимо их тщательно отжимать.

    Последующая санитарная обработка: в группах раннего возраста их моют 2 раза в день горячей водой (50 °С) щеткой, мылом в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой (37 °С) и высушивают.

    В группах дошкольного возраста игрушки моют в конце дня. Кукольную одежду стирают и проглаживают горячим утюгом по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

    Санитарно-эпидемиологическими правилами для проведения дезинфекции игрушек рекомендуется, в соответствии с инструкцией по их использованию, следующие препараты: доместос, гипохлорид натрия, лиолит.

    ^ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СНА ДЕТЕЙ

    Бодрствование ребенка связано с активной деятельностью - возбуждением нервных клеток головного мозга, возникающим в основном под влиянием внешних раздражителей, поступающих в кору головного мозга через соответствующие рецепторы (глаз, ух кожа и т.д.).

    Центральная нервная система детей раннего и дошкольном возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток большое значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон. Во время сна в организме ребенка происходи жизненно важные процессы: накопление питательных веществ глиальных клетках, восстановление работоспособности проводящих систем, переход информации в долговременную память, «ремонт» белковых структур и пр. У человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение) во время сна работают менее интенсивно, а центры, ведающие движениями тела, при нормальном сне заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.

    В настоящее время зарегистрирована высокая нейрогуморальная активность головного мозга в отдельные периоды сна на фоне усиленного кровообращения и обмена веществ. На основе записи электрической активности головного мозга (электроэнцефалограмма) в структуре сна принято различать 2 фазы. Одна из них включает в себя периоды медленных колебаний - медленный сон, а другая - периоды быстрых колебаний - быстрый сон. У детей в структуре сна на первом году жизни преобладает быстрый сон, а со второго года жизни - медленный. В течение ночного сна эти фазы несколько раз циклически меняются.

    В детском учреждении надо обеспечить необходимую для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение (табл. 11).

    Таблица 11

    ^ Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес до 7 лет


    Возраст

    Число периодов дневного сна

    Длительность каждого периода дневного сна

    Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном)

    С 2.5-3 мес до 5-6 мес

    4 - 3

    2ч - 1.30 мин

    17 ч 30 мин – 17 ч

    С 5-6 мес до 9-10 мес

    3

    2 ч – 1ч 30 мин

    16 ч 30 мин – 16 ч

    С 9-10 мес до 1 года

    2

    2 ч - 1 ч 30 мин

    14 ч 30 мин – 14 ч

    1 год - 1 год 6 мес

    2

    2 ч – 1 ч 30 мин

    14 ч 30 мин – 14 мин

    1 год 6 мес – 2 года

    1

    3 ч

    14 ч 30 мин – 13 ч 30 мин

    2 – 3 года

    1

    3 ч

    13 ч 30 мин – 12 ч 30 мин

    3 - 4 года

    1

    2 ч 50 мин

    13 ч 20 мин – 12 ч 35 мин

    4 – 5 лет

    1

    2 ч 50 мин

    13 ч 10 мин – 12 ч 35 мин

    5 – 6 лет

    1

    2 ч

    12 ч 35 мин – 11 ч 35мин

    6 – 7 лет

    1

    2 ч

    12 ч 30 мин – 11 ч 30 мин

    Детям, перенесшим тяжелые заболевания или страдающим хроническими болезнями, а также легковозбудимым, с быстрой утомляемостью надо спать в сутки на 1 - 1,5 ч больше. Удлинить сон таких детей можно укладывая их первыми и поднимая последними при дневном и ночном сне.

    Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь - тихой, ласковой. Лучшее средство для быстрого засыпания - свежий, прохладный воздух, поэтому сон детей целесообразно организовать в хорошо проветренном помещении, при постоянном поступлении свежего воздуха через окна, фрамуги, форточки.

    Укладывание и подъем детей проводят в спокойной обстановке. Ребенка, впервые пришедшего в детское учреждение и еще не привыкшего к новым условиям, надо укладывать в последнюю очередь, чтобы он увидел, как ложатся другие дети. Во время сна состояние теплового комфорта обеспечивают путем соответствующего подбора одежды (табл. 12).

    Таблица 12

    ^ Подбор одежды в зависимости от температуры воздуха в помещениях (холодное время года)

    В теплое время года дети спят в легком белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни - в одних трусах. После укладывания детей воспитатель открывает фрамуги, окна, создавая сквозное проветривание на 5-7 мин. В течение всего сна для поддержания нужной температуры фрамуги и окна оставляют открытыми с одной стороны. Закрывают их за 20-30 мин до подъема детей. Воспитанники при укладывании и подъеме переодеваются в групповых помещениях или спальнях. дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16- 18°С, получая при этом воздушные ванны.

    Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с головой, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Длительное пребывание в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности костно-связочного аппарата) привести к деформации черепа, позвоночника, таза.

    Дети должны быстро засыпать и крепко спать, потому их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры и другие шумы. Когда дети крепко заснут, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Эти правила должны знать и родители. Кроме того, родителям необходимо объяснить, что детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки; недопустимы подвижные игры, а также просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым. Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства и является одной из побудительных причин возникновения онанизма.

    Контрольные вопросы

    1. Что включает в себя понятие «правильный режим»?

    2. Каково значение правильного режима в охране нервной системы детей?

    3. Что лежит в основе правильного режима?

    4. Какие основные типы режимов существуют в дошкольных учреждениях?

    5. Каковы функции медицинского и педагогического персонала при приеме детей и в период адаптации к условиям дошкольного учреждения?

    6. Какие виды адаптации детей к дошкольному учреждению вы знаете?

    7. Какие виды занятий проводят в дошкольном учреждении?

    8. Какие факторы учитывают при организации занятий?

    9. Как влияют факторы внешней среды на эффективность проведения занятий?

    10. Что включают в себя гигиенические требования к проведению отдельных видов занятий?

    11. Каковы особенности проведения занятий в различных возрастных группах?

    12. Какие гигиенические требования предъявляются при работе с компьютером?

    13. Какое влияние оказывает работа за монитором на организм ребенка?

    14. Какова методика проведения упражнений для снятия зрительного утомления?

    15. Какие задачи ставятся при трудовом воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста?

    16. Какие требования предъявляются к организации трудовой деятельности?

    17. Каково значение влияния открытого воздуха в сочетании с оптимальной двигательной активностью на функциональное состояние организма?

    18. Какова продолжительность прогулок в зависимости от возраста и погодных условий?

    19. Каковы правила подбора одежды для прогулок?

    20. Каково значение игрушки в жизни ребенка?

    21. Каким гигиеническим требованиям должны соответствовать игрушки? Как классифицируются игрушки?

    22. Какие игрушки запрещены в детских садах?

    23. Как необходимо хранить игрушки?

    24. Какую обработку проходят игрушки при поступлении в дошкольное учреждение?

    25. В чем заключается ежедневный уход за игрушками?

    26. Каково значение сна?

    27. Какой должна быть продолжительность сна для детей различного возраста?

    28. Какие гигиенические требования предъявляются к подготовке ребенка ко сну?

    29. Как осуществляется подбор одежды в зависимости от температуры воздуха в спальных помещениях?

    ^ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

    ПОНЯТИЕ О РАЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ, ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ У ДЕТЕЙ

    Одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей, является полноценное в количественном и качественном отношении питание.

    Продукты питания в организме ребенка выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую функцию. В процессе переваривания сложные составные части пищи расщепляются и через стенки кишечника всасываются в кровь, кровь доставляет питание всем клеткам организма. В результате сложных изменений, происходящих в клетках, пищевые вещества превращаются в составные части самой клетки. Этот процесс называется ассимиляцией . В процессе ассимиляции клетки обогащаются не только строительным материалом, но и заключающейся в нем энергией.

    Наряду с процессом ассимиляции в организме непрерывно идет и процесс распада - диссимиляция органических веществ, в результате которого освобождается скрытая (химическая) энергия, при необходимости превращающаяся в другие виды энергии: механическую и тепловую.

    Каждая отдельная реакция возможна только в присутствии специального ускорителя - катализатора, называемого ферментом, или энзимом . В состав ферментов входят более простые компоненты - коферменты , многие из которых содержат витамины и минеральные вещества.

    ^ Основной обмен . Все процессы, протекающие в организме, требуют определенных затрат энергии, образование которой обеспечивается введением пищевых продуктов. Расход энергии в количественном отношении и поступление ее в организм выражают в тепловых единицах - калориях. Большая калория равна количеству тепла, необходимого для повышения температуры 1 л воды на 1 ºC.

    В настоящее время все чаще энергетическая ценность пищи определяется не в калориях, а, согласно Международной системе исчисления (СИ), в джоулях - Дж. По этой системе одна калория равна 4,1868 Дж. В тексте учебника приводятся два исчисления энергетической ценности пищи - в килоджоулях и килокалориях. В среднем сгорание в организме 1 г белка дает энергии 16,75 кДж (4 ккал), 1 г жира - 37,68 кДж (9 ккал) и 1 г углеводов - 15,7 кДж (3,75 ккал).

    Минимальное количество энергии, необходимое для обеспечения потребности организма, находящегося в состоянии полного мышечного и нервного покоя, является энергией основного обмена. Основной обмен на единицу массы тела у детей значительно повышен, так как и процессе роста и формирования новых клеток и тканей энергии затрачивается тем больше, чем моложе ребенок. При физической и умственной работе обмен увеличивается, при этом общее количество пищевых веществ, требующихся для его поддержания, возрастает.

    Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном количестве витамины. Они не только предохраняют организм от болезней, связанных с их дефицитом (цинга, пеллагра, рахит и др.), но являются составными элементами тканей. Без витаминов, продуктов их биотрансформации, коферментных форм задерживаются все реакции, протекающие в организме, нарушается нормальный обмен веществ, страдают пищеварение, кроветворение, снижаются работоспособность и выносливость.

    По мере роста и развития ребенка потребность в питательных веществах возрастает. Вместе с тем организм детей младшего возраста может усвоить далеко не всякую пищу. Состав пищи должен соответствовать физиологическим и биохимическим особенностям организма ребенка, а по своему количеству и качеству отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его потребность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном количестве нужные ребенку белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду).

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Сон - это особая активность мозга, при которой у человека выключаются сознание и механизмы поддержания естественной позы, снижена чувствительность анализаторов. Сон представляет собой чередование различных функциональных состояний головного мозга, а не «отдыхом» для головного мозга, как считалось ранее. Во время сна перестраивается мозговая деятельность, которая необходима для переработки и консолидации информации, попавшей в период бодрствования, перевода ее с промежуточной в долговременную память.

    Функции сна

    • обеспечивает отдых организма.
    • играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов.
    • способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.
    • это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).
    • восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.

    По своим физиологическим проявлениям сон неоднороден и имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный).

    При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. Медленный сон обычно занимает 75 - 80%.

    При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми (в связи с чем этот вид сна и получил название "быстрый"). Быстрые движения глаз свидетельствуют о том, что спящий в этот момент видит сновидения. И если его разбудить спустя 10 - 15 минут после окончания быстрых движений глаз, он расскажет об увиденном во сне. При пробуждении в период медленного сна человек, как правило, не помнит сновидений. Несмотря на относительно большую активизацию физиологических функций в быстром сне, мышцы тела в этот период бывают расслабленными, и разбудить спящего значительно труднее. Быстрый сон имеет важное значение для жизнедеятельности организма. Если человека искусственно лишить быстрого сна (будить в периоды появления быстрых движений глаз), то, несмотря на вполне достаточную общую продолжительность сна, через пять - семь дней у него наступают психические расстройства.

    Сон должен иметь достаточную для возраста продолжительность и глубину . Более продолжительное время полагается спать детям с ослабленным здоровьем, выздоравливающим после острых инфекционных заболеваний, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющимся детям. Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 часа до сна. Для сна благоприятны:

    • свежий, прохладный воздух в помещении (15-16)
    • постель должна быть не мягкой и не жесткой.
    • чистое, мягкое без складок и рубцов постельное белье
    • лежать лучше на правом боку или спине, что обеспечивает более свободное дыхание, не затрудняет работу сердца.

    Следует приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка довольно легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем при этом является время отхода ко сну.

    Детский сон поверхностный и чуткий. Они спят несколько раз в день.

    У новорожденных сон занимает большую часть суток, а активированный сон, или сон с подергиваниями (аналог парадоксального сна взрослых), составляет большую часть сна. В первые месяцы после рождения быстро увеличивается время бодрствования, доля парадоксального сна снижается, а медленного увеличивается.