Педагогические требования ко сну в дошкольных учреждениях. Гигиенические требования к организации сна детей

Гигиеническая организация сна

Продолжительность сна детей. Дети раннего грудного возраста почти непрерывно спят, просыпаясь только на период кормления. Новорожденный ребенок спит 20-21 час в сутки. В по­следующие месяцы потребность в сне несколько снижается и к 3 ме­сяцам не превышает 18 часов. Принятый в настоящее время в дет­ских учреждениях суточный режим предусматривает для детей 3-6 месяцев 17 часов сна, из которых 9"/2 часов приходится на ночной сон, а остальное время - на дневной сон. С возрастом время, отводимое как на ночной, так и на дневной сон, постепенно уменьшается. Частота дневного сна также уменьшается. Начиная с 3-4 лет на бодрствование и сон отводится примерно одинаковое время.

Подготовка ко сну. У ребенка легко образуются условные реф­лексы на засыпание. Условными раздражителями становятся все те действия и явления, которые непосредственно предшествуют, отходу ко сну. Иными словами, если ребенок каждый вечер перед сном умывается, чистит зубы, моет ноги, готовит постель, разде­вается и т. п., то все это вместе взятое вызывает условнорефлектор-ное торможение коры, понижение мышечного тонуса и общего об­мена веществ. В результате засыпание происходит быстрее и легче. Нарушение обычной обстановки отхода ко сну, наоборот, препят­ствует засыпанию. Для образования рефлекса на время, также способствующего быстрейшему засыпанию, укладывать детей надо всегда в одно и "то же время. Для создания у маленьких детей по­ложительного отношения к укладыванию движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь - тихой, ласковой. Не следует ребенка укачивать, петь ему песни, так как, привыкнув, он в дальнейшем без этого не сможет быстро засыпать. Надо устранять такие раздражители, как яркий свет, громкие разговоры, игру на музыкальных инструментах, ра­дио и телепередачи. После того как дети заснули, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Детей, пришедших в детский сад впервые и не привыкших еще к дневному сну, укладываюг в последнюю очередь, чтобы они видели, как ложатся другие.

Условия нормального сна. Свежий, прохладный воздух способ­ствует более быстрому засыпанию и спокойному глубокому сну. По­этому детям надо спать в хорошо проветренных помещениях с по-


Рис.. 33. Кровати для дошкольных учреждений:

/ - кровать для детей до 2-х лет; 2 - раскладная кровать.

стоянной сменой воздуха. В теплое время года дети спят днем на участке. В учреждениях с дневным пребыванием детей при от­сутствии веранды дети спят в групповых комнатах. В круглосуточ­ных учреждениях для каждой группы детей имеются ночные спаль­ни, площадь которых исчисляется из расчета 3 квадратных метра на ребенка.

Зимой дети спят на верандах в спальных мешках, а в помеще­ниях - под ватным или байковым одеялом. В весенний, летний и осенний периоды в прохладную погоду они спят под байковым или тканевым одеялом, а в жаркие дни - под одной простыней.

Персонал должен наблюдать за детьми во время сна. Ребенку не следует спать, укрывшись одеялом с головой, на животе, уткнув­шись носом в подушку. Нужно, чтобы на подушке лежала только голова, а не корпус ребенка. Не надо приучать детей спать всегда на одном (правом) боку. Длительное пребывание в одном и том же положении может привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. Детей, проснувшихся раньше времени, надо поста­раться вновь уложить.

Требования к оборудованию помещений. В спальнях и на веран­дах лучше всего иметь кровати с никелированными или хромиро­ванными спинками и тугой металлической сеткой. Они прочнее, не ломаются при перевозке (выезд на дачу), легче поддаются очист­ке и дезинсекции. Для детей первых двух лет жизни кровати долж­ны быть с откидными боковыми стенками или решетками, имеющи­ми высоту 50 см. В учреждениях, предназначенных для пребывания детей только днем, можно пользоваться облегченными раскладны­ми кроватями с каркасом из полых металлических труб (рис. 33). В таких кроватях полотно хорошо натянуто с помощью пружин и не прогибается под тяжестью ребенка, как это обычно бывает

в кроватях типа козел, на которых дети принимают неправильные позы, нередко приводящие к искривлению позвоночника. Облегчен­ная мебель для дневного сна в групповых комнатах ускоряет под­готовку и уборку помещений, позволяет старшим детям помогать при этом взрослым.

Кровать не должна стеснять ребенка, мешать ему принимать любое удобное для него положение. Поэтому желательно, чтобы ее длина на 20-25 см превышала рост ребенка, а ширина была в два раза больше ширины плеч. При расстановке кроватей в помещении, предназначенном для сна, желательно соблюдать расстояние меж­ду ними не менее 1 м; от наружной стены до ближайшего к ней ряда кроватей должно быть 70 см. Наиболее гигиеничны матрацы из волоса или морской травы. Подушки следует изготовлять из пу­ха или мягкого пера, небольших размеров (30Х30 см). Вполне отвечают гигиеническим требованиям подушки и матрацы из син­тетического материала - поролона.

Около каждой кровати надо ставить стул, на котором ребенок мог бы раздеваться, одеваться и складывать на время сна свою одежду. Для хранения ночной рубашки или пижамы на спинке кровати укрепляют «карман», сшитый из легко стирающегося мате­риала. Дети, с которыми систематически проводится закаливание, могут снимать верхнюю одежду в групповой комнате и идти в спаль­ню в трусах и тапочках; перед укладыванием трусы заменяют ноч­ной рубашкой или пижамой.

Об организации сна в домашних условиях. Воспитатели должны объяснить родителям, что и в домашних условиях следует выпол­нять все гигиенические требования, предъявляемые к организации и проведению сна ребенка. Родители должны знать, что детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, ко­фе, какао; нельзя рассказывать им страшные сказки, играть с ними в возбуждающие, подвижные игры, разрешать им смотреть теле­визионные передачи. Очень важно, чтобы и в домашних условиях дети имели свою индивидуальную кровать, так как сон в одной по­стели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для хорошего, спокойного отдыха, способствует легкому заражению ин­фекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства.

Бодрствование ребенка связано с активной деятельностью - возбуждением нервных клеток головного мозга, возникающим в основном под влиянием внешних раздражителей, поступающих в кору головного мозга через соответствующие рецепторы (глаз, ух кожа и т.д.).

Центральная нервная система детей раннего и дошкольном возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток большое значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон. Во время сна в организме ребенка происходи жизненно важные процессы: накопление питательных веществ глиальных клетках, восстановление работоспособности проводящих систем, переход информации в долговременную память, «ремонт» белковых структур и пр. У человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение) во время сна работают менее интенсивно, а центры, ведающие движениями тела, при нормальном сне заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.

В настоящее время зарегистрирована высокая нейрогуморальная активность головного мозга в отдельные периоды сна на фоне усиленного кровообращения и обмена веществ. На основе записи электрической активности головного мозга (электроэнцефалограмма) в структуре сна принято различать 2 фазы. Одна из них включает в себя периоды медленных колебаний - медленный сон, а другая - периоды быстрых колебаний - быстрый сон. У детей в структуре сна на первом году жизни преобладает быстрый сон, а со второго года жизни - медленный. В течение ночного сна эти фазы несколько раз циклически меняются.

В детском учреждении надо обеспечить необходимую для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение (табл. 11).

Таблица 11

Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес до 7 лет

Число периодов дневного сна

Длительность каждого периода дневного сна

Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном)

С 2.5-3 мес до 5-6 мес

2ч - 1.30 мин

17 ч 30 мин – 17 ч

С 5-6 мес до 9-10 мес

2 ч – 1ч 30 мин

16 ч 30 мин – 16 ч

С 9-10 мес до 1 года

2 ч - 1 ч 30 мин

14 ч 30 мин – 14 ч

1 год - 1 год 6 мес

2 ч – 1 ч 30 мин

14 ч 30 мин – 14 мин

1 год 6 мес – 2 года

14 ч 30 мин – 13 ч 30 мин

2 – 3 года

13 ч 30 мин – 12 ч 30 мин

13 ч 20 мин – 12 ч 35 мин

13 ч 10 мин – 12 ч 35 мин

12 ч 35 мин – 11 ч 35мин

12 ч 30 мин – 11 ч 30 мин

Детям, перенесшим тяжелые заболевания или страдающим хроническими болезнями, а также легковозбудимым, с быстрой утомляемостью надо спать в сутки на 1 - 1,5 ч больше. Удлинить сон таких детей можно укладывая их первыми и поднимая последними при дневном и ночном сне.

Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь - тихой, ласковой. Лучшее средство для быстрого засыпания - свежий, прохладный воздух, поэтому сон детей целесообразно организовать в хорошо проветренном помещении, при постоянном поступлении свежего воздуха через окна, фрамуги, форточки.

Укладывание и подъем детей проводят в спокойной обстановке. Ребенка, впервые пришедшего в детское учреждение и еще не привыкшего к новым условиям, надо укладывать в последнюю очередь, чтобы он увидел, как ложатся другие дети. Во время сна состояние теплового комфорта обеспечивают путем соответствующего подбора одежды (табл. 12).

Таблица 12

Подбор одежды в зависимости от температуры воздуха в помещениях (холодное время года)

Помещение

Температура воздуха

Групповая комната или спальня

От +15 до -16ºC

Байковая рубашка с длинными рукавами или пижама, теплое одеяло

Отапливаемая веранда

От +5 до -6 ºC

Спальный мешок, пижама, байковая косынка, носки

В теплое время года дети спят в легком белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни - в одних трусах. После укладывания детей воспитатель открывает фрамуги, окна, создавая сквозное проветривание на 5-7 мин. В течение всего сна для поддержания нужной температуры фрамуги и окна оставляют открытыми с одной стороны. Закрывают их за 20-30 мин до подъема детей. Воспитанники при укладывании и подъеме переодеваются в групповых помещениях или спальнях. дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16- 18°С, получая при этом воздушные ванны.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с головой, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Длительное пребывание в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности костно-связочного аппарата) привести к деформации черепа, позвоночника, таза.

Дети должны быстро засыпать и крепко спать, потому их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры и другие шумы. Когда дети крепко заснут, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Эти правила должны знать и родители. Кроме того, родителям необходимо объяснить, что детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки; недопустимы подвижные игры, а также просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым. Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства и является одной из побудительных причин возникновения онанизма.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя понятие «правильный режим»?

2. Каково значение правильного режима в охране нервной системы детей?

3. Что лежит в основе правильного режима?

4. Какие основные типы режимов существуют в дошкольных учреждениях?

5. Каковы функции медицинского и педагогического персонала при приеме детей и в период адаптации к условиям дошкольного учреждения?

6. Какие виды адаптации детей к дошкольному учреждению вы знаете?

7. Какие виды занятий проводят в дошкольном учреждении?

8. Какие факторы учитывают при организации занятий?

9. Как влияют факторы внешней среды на эффективность проведения занятий?

10. Что включают в себя гигиенические требования к проведению отдельных видов занятий?

11. Каковы особенности проведения занятий в различных возрастных группах?

12. Какие гигиенические требования предъявляются при работе с компьютером?

13. Какое влияние оказывает работа за монитором на организм ребенка?

14. Какова методика проведения упражнений для снятия зрительного утомления?

15. Какие задачи ставятся при трудовом воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста?

16. Какие требования предъявляются к организации трудовой деятельности?

17. Каково значение влияния открытого воздуха в сочетании с оптимальной двигательной активностью на функциональное состояние организма?

18. Какова продолжительность прогулок в зависимости от возраста и погодных условий?

19. Каковы правила подбора одежды для прогулок?

20. Каково значение игрушки в жизни ребенка?

21. Каким гигиеническим требованиям должны соответствовать игрушки? Как классифицируются игрушки?

22. Какие игрушки запрещены в детских садах?

23. Как необходимо хранить игрушки?

24. Какую обработку проходят игрушки при поступлении в дошкольное учреждение?

..

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Сон - это особая активность мозга, при которой у человека выключаются сознание и механизмы поддержания естественной позы, снижена чувствительность анализаторов. Сон представляет собой чередование различных функциональных состояний головного мозга, а не «отдыхом» для головного мозга, как считалось ранее. Во время сна перестраивается мозговая деятельность, которая необходима для переработки и консолидации информации, попавшей в период бодрствования, перевода ее с промежуточной в долговременную память.

Функции сна

  • обеспечивает отдых организма.
  • играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов.
  • способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.
  • это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).
  • восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.

По своим физиологическим проявлениям сон неоднороден и имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный).

При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. Медленный сон обычно занимает 75 - 80%.

При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми (в связи с чем этот вид сна и получил название "быстрый"). Быстрые движения глаз свидетельствуют о том, что спящий в этот момент видит сновидения. И если его разбудить спустя 10 - 15 минут после окончания быстрых движений глаз, он расскажет об увиденном во сне. При пробуждении в период медленного сна человек, как правило, не помнит сновидений. Несмотря на относительно большую активизацию физиологических функций в быстром сне, мышцы тела в этот период бывают расслабленными, и разбудить спящего значительно труднее. Быстрый сон имеет важное значение для жизнедеятельности организма. Если человека искусственно лишить быстрого сна (будить в периоды появления быстрых движений глаз), то, несмотря на вполне достаточную общую продолжительность сна, через пять - семь дней у него наступают психические расстройства.

Сон должен иметь достаточную для возраста продолжительность и глубину . Более продолжительное время полагается спать детям с ослабленным здоровьем, выздоравливающим после острых инфекционных заболеваний, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющимся детям. Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 часа до сна. Для сна благоприятны:

  • свежий, прохладный воздух в помещении (15-16)
  • постель должна быть не мягкой и не жесткой.
  • чистое, мягкое без складок и рубцов постельное белье
  • лежать лучше на правом боку или спине, что обеспечивает более свободное дыхание, не затрудняет работу сердца.

Следует приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка довольно легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем при этом является время отхода ко сну.

Детский сон поверхностный и чуткий. Они спят несколько раз в день.

У новорожденных сон занимает большую часть суток, а активированный сон, или сон с подергиваниями (аналог парадоксального сна взрослых), составляет большую часть сна. В первые месяцы после рождения быстро увеличивается время бодрствования, доля парадоксального сна снижается, а медленного увеличивается.

- 173.50 Кб

Министерство Здравоохранения и Социального развития.

Иркутский государственный медицинский университет.

Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков.

Преподаватель: Погорелова Ирина Геннадьевна

Реферат на тему:

«Сон, его физиологическая сущность.

Гигиенические требования к продолжительности и условиям организации сна».

Выполнила: Ванчикова Валентина

студ. 510 гр. Педиатрического ф-та.

Иркутск – 2011г.

Введение

1. Научные исследования сна и сновидений

2. Физиологические механизмы сна и сновидений

2.1 Структура сна

2.2 Функции сна

3. Сновидения

4. Гигиенические требования организации сна детей и подростков

Заключение

Список литературы

Введение.

СОН - состояние относительного покоя, возникающее у животных и человека через определенные промежутки времени, сопровождающееся понижением уровня работы отдельных органов и ряда функции организма. Сон является потребностью всех без исключения животных. Длительное, многодневное лишение сна приводит к ряду тяжелых нарушений в организме и оканчивается смертью. Установлена следующая потребность во сне людей различных возрастов: ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему- 13; в 5 лет- 12, в 7 лет-11,5 в 10-12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем - 8 часов, в 17 лет и старше - 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводит в состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Исходя из этого, я решила написать курсовую работу, в которой бы рассматривались важные вопросы, находящиеся на стыке нескольких наук, а именно: психологии, физиологии, медицины. Сон - явление очень интересное, важное и сложное. Именно поэтому для его раскрытия нужны знания и конкретные методики вышеперечисленных наук.

Во сне мы проводим около трети жизни. Но сожалеть об этом времени, считать его потраченным впустую, по меньшей мере, несправедливо. Ведь мы спим не только потому, что наше тело нуждается в отдыхе. Пробуждение после крепкого здорового сна можно сравнить с маленьким рождением – обновлением организма. Ведь только благодаря сну мы способны каждый день полноценно работать и активно отдыхать, ясно мыслить и чем-то увлекаться в жизни.

Что же такое сон? Отчего он возникает и насколько велика потребность в нём? И стоит ли придавать такое большое значение сновидениям? Попробуем немного приоткрыть тайну сна и ответить на эти вопросы.

"Кто познает тайну сна, познает тайну мозга". М. Жуве.

1. Научные исследования сна и сновидений

Вопреки извечному человеческому очарованию снами, они не рассматривались в качестве предмета широких научных исследований вплоть до второй половины XX века. Одной из причин этого было то, что научному интересу к процессам сна пришлось ждать возникновения экспериментальной психологии в девятнадцатом веке и развития её в двадцатом. Другой причиной оказался технический фактор: вплоть до недавнего времени инструментарий для исследования снов просто не был разработан. Сложные и чувствительные электронные приборы, используемые в современных исследованиях сна и снов, занимаются измерением, проверкой и записью тончайших нюансов электропотенциала и всех видов биологической активности. До их изобретения у ученых не было возможности отслеживать изменения биоэлектрического потенциала, происходящие в мозгу спящего, сопровождающие (и, может быть, порождающие) события, переживаемые человеком во сне.

В 1875 году Кейтон попытался измерить предполагаемую реакцию мозга на сенсорную стимуляцию. Подвергнув собаку анестезии, он вскрыл ей черепную коробку и обнаружил поверхность полушарии её мозга. Когда Кейтон подсоединил электроды к коре головною мозга собаки, у неё случился шок, и это не был электрошок. Собака была под анестезией, следовательно, возможности получать какую-либо сенсорную информацию у неё не было, и Кейтон не ожидал никаких физиологических изменений в её мозговой активности. По, вопреки ожидаемой стабильности потенциала, в мозгу собаки происходили непрерывные изменения, быстрые колебания напряжения. Произошедшее послужило явным доказательством того, что мозг не является только лишь аппаратом реакций па стимулы: нейтральным его состоянием оказался не полный покой, а активность.(2)

Сведения по проблеме сна были впервые обобщены лишь в 1896 г. М. М. Манасеиной. Первые клинико-морфологические исследования роли поражения отдельных областей мозга в происхождении патологической сонливости принадлежат французскому исследователю Гайе (С. J. A. Gayet, 1875) и австрийскому врачу Маутнеру (L. Mauthner, 1890). Большой вклад в физиологию и патологию состояний бодрствования и сна внес К. Эконома, показавший в 1926 г. на примере летаргического сна при эпидемическом энцефалите значение мезенцефально-гипоталамических структур в поддержании состояний бодрствования и сна. Позднее, в 30-40-х гг. 20 в., в экспериментах на животных было подтверждено важное значение структур мезенцефально- гипоталамического стыка в обеспечении бодрствования и преоптической зоны гипоталамуса - в генезе сна.

Принципиально новым этапом исследований в области проблемы сна явились работы И. П. Павлова и его сотрудников. В соответствии со своим учением о высшей нервной деятельности И. П. Павлов рассматривал сон как разлитое корковое торможение, считая, что внутреннее торможение и сна по физико-химической основе представляют собой один и тот же процесс.

В 1944 г. швейцарский физиолог В. Хесс обнаружил, что электрическое раздражение зрительных бугров вызывало у экспериментальных животных «поведенческий сон», не отличающийся по внешним проявлениям от естественного сна.

Следующий этап развития представлений о механизме сна связан с анализом роли ретикулярной формации ствола в механизмах деятельности мозга. В исследованиях Дж. Моруцци и X. Мегуна (1949) было обнаружено важнейшее значение восходящих активирующих влияний ретикулярной формации ствола мозга и гипоталамуса на вышележащие отделы в поддержании бодрствования. Сон при этом рассматривался как следствие временной блокады активирующих восходящих влияний с одновременным «включенном» таламокортикальных синхронизирующих процессов. Несколько позднее была показана роль каудальных отделов мозгового ствола в возникновении сна. Эти исследования положили начало развитию представлении об активной природе сна, что затем было подтверждено в опытах на животных, а также на человеке.(3)

Ханс Бергер, немецкий нейропсихиатр, при помощи новых приборов записал электрическую активность человеческого мозга. Результаты оказались не менее сенсационными, чем открытие, сделанное Кейтоном за 50 лет до него. В опытах с человеком Бергер ожидал получить такие же беспорядочные колебания напряжения, как и при проведении опытов с животными: кроликами, кошками, собаками, обезьянами. Но колебания напряжения у представителей человеческой расы оказались неожиданно ритмичными. Бергер назвал записи мозговых волн электроэнцефалограммой (ЭЭГ) и отметил, что, как только субъект был в состоянии лечь, закрыть глаза и расслабиться, колебания его мозговых волн становились регулярными, с периодичностью повторения примерно 10 раз в секунду. Это и был знаменитый "альфа-ритм" (названный так его первооткрывателем), свидетельствующий о состоянии расслабления (равно как и о погружении в медитацию). Бергер обнаружил, что частота (количество пиков в секунду) колеблется между 8-ю и 12-ю, и альфа-ритм исчезает, как только из внешнего мира поступает неожиданный стимул (например, звук щелчка пальцами). Наконец-то у науки появилось окно, открытие которого обещало пролить свет на природу сознания.

Но лишь после повторения этого опыта исследователями из Кембриджского университета, основополагающее открытие Бергера было принято, и тем самым положено начало энцефалографии как науки. Среди исследований связи между состоянием сознания и состоянием мозга (в которых Бергер также был пионером) была и первая электроэнцефалограмма спящего человека.

Исследования изменений ЭЭГ в процессе сна, впервые выявленных Бергером, были продолжены в 30-е годы в Гарвардском университете. На основе записей ЭЭГ бодрствования и сна пяти уровней там пришли к заключению, что сновидения имеют место во время более поверхностного сна. В подобной же серии исследовании в Чикагском университете изучалась разница между изменениями умственной активности у бодрствующего и у спящего субъекта. Был сделан вывод, что в фазе глубокого сна сны снятся очень редко. Эти исследования позволили предположить, что изучение сновидения могло бы стать более объективным и научным, если бы существовали какие-то способы удостовериться, видит данный человек сны, или нет - и если видит, то когда. Но прежде чем ученые реализовали эту возможность, прошло несколько десятилетий.

В конце 40-х было обнаружено, что стимуляция нервной структуры ствола мозга (основания мозга), называемой ретикулярной формацией, ведет к активизации коры больших полушарий. Стимуляция ретикулярной формации у спящей кошки, к примеру, приводила к пробуждению, а разрушение приводило, наоборот, к состоянию перманентной комы. А коль скоро главным источником активизации ретикулярной формации являются сенсорные сигналы, была предложена теория, согласно которой сон может порождать процессы торможения в ретикулярной системе. Так что погружение в сон может зависеть от снижения ретикулярной активности вследствие уменьшения количества поступающих сенсорных сигналов.

Засыпание не могло быть объяснено только этой теорией. Поэтому обнаружение через некоторое время в основании мозга, лобных долях и других его частях активных гипногенных центров, электро - или нейрохимическая стимуляция которых вела к засыпанию, не было неожиданностью.

К концу 40-х годов это было существенным достижением в научном изучении биологии сна. Сон рассматривался как конец континуума бодрствования. В другом конце этого континуума было состояние полного бодрствования, поделенное на промежуточные стадии: от расслабления, через состояние внимания и до состояния полной умственной подвижности, достигающей крайней степени в маниях или в панике. В каком месте этой шкалы вы находитесь, зависит от состояния вашей ретикулярной формации. При таком подходе сон становится банальностью, и степень погружения в него определялась по шкале бодрствования. Сновидения, отмечавшиеся чаще всего во время неглубокого сна, выглядели как занятные отклонения в сторону состояния частичного бодрствования при частичном функционировании аппарата мышления.

С течением времени эти взгляды были вытеснены новыми, возникшими в результате важных событий 50-х годов.

В 1953 году студент Чикагского университета Юджин Азеринский (Е. Aserinsky), работая под руководством Натаниэля Клейтмана (N. Kleitman), изучал картину сна у младенцев и сделал важное наблюдение. Он заметил, что периоды движения глаз и других проявлений активности регулярно перемежаются периодами относительно спокойного сна. Эти повторяющиеся периоды быстрых движений глаз (БДГ) легко наблюдать при помощи электродов, прикрепленных у глаз наблюдаемого. Получившуюся запись назвали электроокулограммой (ЭОГ). Одновременное снятие записей ЭЭГ и ЭОГ показало, что периоды БДГ соответствуют поверхностному сну. Больше того, когда субъекты (в данном случае - взрослые) бывали разбужены после БДГ-периодов, они обычно сообщали об очень ярких снах; после же пробуждения от других фаз сна они рассказывали, что видели сны только в одном случае из пяти (другие фазы называются не-БДГ-сон, или НБДГ).

Наконец-то у науки появился ключ к снам или, по крайней мере, к разрешению таких загадок, как частота и длительность сновидений, а также вопроса о том, бывают ли люди, невидящие снов, или они их просто не помнят.

Среди тех, кто работал в лабораториях Клейтмана, был медик-второкурсник Уильям К. Демент, защитивший по окончании медицинского колледжа докторскую диссертацию по физиологии под руководством Клейтмана. Демент для своей диссертации провел обширную серию экспериментов, направленных на дальнейшее прояснение того, какое отношение имеет БДГ-сон к сновидениям (БДГ-сон - термин, предложенный Дементом). Новые исследования Демента обнаружили множество основных характеристик БДГ-снов. Среди прочего было открытие связи между продолжительностью БДГ-сна перед пробуждением и длиной последующего отчета о сновидении: чем больше времени проведено в БДГ-сне, тем длиннее сновидение. Это дало первое (хотя и косвенное) доказательство существования соответствия между физическим временем и временем сновидения. Демент также предположил, что существует соответствие между движениями глаз и изменением направления взгляда во сне. Предположение, что БДГ являются следствием движений глаз спящего в его сновидении, вызвало в дальнейшем значительные дискуссии.(5)

Я хочу отметить, что следствием основополагающих работ Азеринского, Демента и Клейтмана в последующие 30 лет стали тысячи исследований сна и сновидений.

2. Физиологические механизмы сна и сновидений

Описание работы

СОН - состояние относительного покоя, возникающее у животных и человека через определенные промежутки времени, сопровождающееся понижением уровня работы отдельных органов и ряда функции организма. Сон является потребностью всех без исключения животных. Длительное, многодневное лишение сна приводит к ряду тяжелых нарушений в организме и оканчивается смертью. Установлена следующая потребность во сне людей различных возрастов: ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему- 13; в 5 лет- 12, в 7 лет-11,5 в 10-12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем - 8 часов, в 17 лет и старше - 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводит в состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией.

4. Гигиенические требования к организации сна школьников и подростков

Для сна, так же как и для других режимных моментов, в распорядке дня детей предусматривается определенное время.

Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения.

Бодрствование и сон - сопряженные состояния, т. е. активное бодрствование способствует глубокому сну и, наоборот, достаточный по длительности и глубине сон обеспечивает активное бодрствование. У новорожденного ребенка периоды сна и бодрствования аритмичны, они возникают хаотично. При этом самым сильным раздражителем, способным нарушить сон, является голодное возбуждение. Ребенок почти все время спит, но его сон беспокойный, неглубокий. Общая продолжительность сна у новорожденного составляет 16-20 часов в сутки. В конце 1-го месяца жизни у ребенка под влиянием естественных раздражителен в окружающей среде и на основе суточной потребности во сне формируется суточный ритм сна и бодрствования.

Количество раздражителей, поступающих в кору головного мозга, ночью резко сокращено по сравнению с дневным временем, вследствие чего происходит концентрация сна в ночном периоде, а бодрствования - в дневном. Для образования у ребенка ритмичности чередования состояний сна и бодрствования в дневную часть суток необходимо создание специальных условий для быстрого засыпания и крепкого сна в часы, предназначенные для сна, и активного состояния в часы, предназначенные для бодрствования. В результате специальных исследований, проведенных П. М. Щеловановым, Н. Л. Фигуриным и др., установлена суточная потребность ребенка во сне и продолжительность каждого отрезка дневного сна, изменяющегося с возрастом. Ребенок по мере взросления способен бодрствовать без признаков утомления все более длительное время, при этом уменьшается количество отрезков дневного сна. Так, ребенок в возрасте 5-9 месяцев спит днем 3 раза, после 9 месяцев - 2 раза, а с полутора лет на протяжении раннего и дошкольного возраста - 1 раз. Длительность ночного сна остается почти без изменений (10-11 час.). С возрастом сон изменяется не только количественно, но и качественно; он становится более глубоким, спокойным. Известно, что во время сна частично восстанавливается энергетический потенциал клеток центральной нервной системы, который расходуется во время бодрствования. В этом охранительное значение сна. Полноценный сон достигается при соблюдении ряда условий. В частности, ребенок должен спать в затемненном помещении, где нет шума, очень важно обеспечить ему достаточное время дневного сна (в соответствии с возрастом). Т. к., с точки зрения охраны здоровья, для ребенка вреден преждевременный перевод с двухразового дневного сна на одноразовый или вообще лишение дневного сна.

Более быстрому наступлению сна и его поддержанию способствует длительное воздействие какого-либо слабого ритмически действующего раздражителя. Полезен, особенно в первые 2 года жизни, сон на открытом воздухе. Движение свежего воздуха является слабым тактильным раздражителем для кожи, слизистых оболочек носа и верхних дыхательных путей, способствующим быстрому засыпанию. Свежий воздух является не только усыпляющим, но и оздоровительным фактором.

По мере развития ребенка происходят существенные качественные сдвиги в организации нервных процессов в течение сна. Они могут быть объективно оценены путем регистрации вегетативных и двигательных реакций, а также ЭЭГ. Значительное укорочение с возрастом периодов «беспокойного», или «активного» сна при сравнительно небольшом изменении продолжительности «спокойного» сна, установленное посредством количественной оценки частоты и ритмичности дыхания, сердечных сокращений и общей двигательной активности, корректирует с эволюцией биопотенциалов мозга ребенка. «Созревание» систем, обеспечивающих синхронизированный сон, сопровождается формированием механизмов реципрокного взаимодействия между медленными и быстрыми фазами сна. А. Н. Шеповальников (1971) считает, что быстрый сон новорожденного не аналогичен ФБС взрослого человека и в процессе возрастного развития лишь постепенно достигает его характеристик. Во время сна мозг может функционировать на уровне, соответствующем как бы его более низкой стадии онтогенетического развития. Например, у детей, во время сна могут появляться двигательные рефлексы, характерные для более раннего возрастного периода (поиск груди, в норме наблюдающийся у детей до 7-месячного возраста).

В процессе онтогенетического развития человека происходит количественное и качественное изменение электроэнцефалографического цикла сна и его отдельных компонентов. Эти изменения наиболее значительны в возрасте до 6 лет. Абсолютная продолжительность сна уменьшается к 20 годам, хотя индивидуальные различия в продолжительности сна сохраняются на протяжении всей жизни.

Новорожденные дети спят 20 – 22 ч в сутки. С возрастом продолжительность сна у человека снижается.

Сокращение продолжительности сна у детей на 2 – 4 часа и больше резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии клеток коры головного мозга – понижается их реактивность и падает величина условных рефлексов. Более длительное недосыпание вызывает очень высокие изменения реактивности коры головного мозга. Кортикальные клетки развивают то максимальный эффект, то, наоборот, не отвечают на раздражения (Н.И. Красногорский). Существенные изменения корковой динамики и вегетативной реактивности происходят при недосыпании и у практически здоровых детей 7 – 8 лет.

При сокращении ежедневной продолжительности сна до 8 – 9 часов у школьников 7 – 8 лет нарушается подвижность, уравновешенность, сила условных реакций, взаимодействие между первой и второй сигнальной системами. С увеличением продолжительности сна до 11,5 часов в сутки функциональное состояние центральной нервной системы у учащихся улучшается: условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные, быстро вырабатываются и оказываются стойкими, что свидетельствует об уравновешенности раздражимого и тормозного процессов, улучшается и взаимодействие между первой и второй сигнальными системами (Л.С. Богаченко).

Недосыпание неблагоприятно влияет и на учащихся старшего возраста. Отмечено, что при продолжительности ночного сна 7,5 – 8 часов показатели, характеризующие уровень работоспособности практически здоровых учащихся 12 – 13 лет (6-й класс), оказываются на 30% ниже обычных, свойственных детям с 9 – 10-часовым ночным сном (М.В. Антропова).

Аналогичная особенность присуща и подросткам 14 – 15 лет (9-й класс), недосыпание в 1,5 – 2 часа существенно изменяет обычную работоспособность их организма (М.В. Антропова). Показатели работоспособности оказываются более низкими и обнаруживают более резкое падение под влиянием учебных занятий, чем в дни, когда нарушения в режиме сна не было. Недосыпание в 2,5 и более часов приводит к тому, что спустя 2 часа от начала учебных занятий в первую смену учащиеся становятся практически неработоспособными. Все это свидетельствует о важности соблюдения продолжительности ночного сна, рекомендуемой для детей и подростков разного возраста.

Строго заведенный порядок в смене бодрствования и сна может увеличивать потребность во сне и без достаточного утомления клеток коры. Это для детского организма имеет существенное значение.

Потребность детей во сне тем больше, чем моложе ребенок. Вместе с тем потребность во сне зависит и от состояния здоровья и физического развития ребенка. Поэтому, устанавливая определенную продолжительность сна, следует учитывать и индивидуальную потребность детей.

Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, дети с туберкулезной интоксикацией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здоровые дети. Для школьников с указанными отклонениями в состоянии здоровья по заключению врача предусматривается дневной сон не менее часа и желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон.

Дневной сон показан и практически здоровым детям, о чем свидетельствуют экспериментальные исследования. Изучение динамики работоспособности учащихся 9 – 10-летнего возраста при различной организации их отдыха между учебными занятиями в школе и дома показало, что наилучшее влияние оказывает 3-х часовой отдых с введением одного часа сна. После такого отдыха дети затрачивали наименьшее время на приготовление уроков, и работоспособность их после выполнения всех учебных занятий была выше, чем в дни, когда 3-часовой отдых не включался дневной сон.

Для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и достаточную глубину. Неглубокий ночной сон, например со сновидениями, даже при достаточной продолжительности не обеспечивает хорошего отдыха организму.

Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обеспечить выполнением определенных правил. У ребенка легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условными раздражителями становится время отхода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпанию. Условным раздражителем становится весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умывание, чистка зубов, мытье ног, раздевание). Нужно приучить детей ложиться спать и вставать в одно и то же время; в последние часы перед сном следует проводить спокойные игры, 20 – 30-минутную прогулку, успокаивающую нервную систему. В комнате должен быть чистый, свежий воздух, что способствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15 – 16˚C. Необходимо исключить громкие разговоры, игру на музыкальных инструментах и яркое освещение в комнате, мешающие сну. Очень важно соблюдать правила личной гигиены и приема пищи перед сном. Постель должна быть чистой и не очень мягкой.

Наш мозг способен адаптироваться к периодам без сна, длящимся 2-3 дня. Но со временем недостаток сна приводит к раздражительности, иррациональности, галлюцинациям и помешательству. Мозг во время сна не отдыхает. Деятельность мозга продолжается.

Традиционно считается, что потребность во сне уменьшается с возрастом и что люди старше 65 лет спят в среднем не более 5 с половиной часов. Однако исследования показывают, что потребность во сне остается постоянной со времени наступления половой зрелости.

Продолжительность сна не связана ни с полом, ни с физической активностью, ни с диетой, ни с интеллектом. Это глубоко личная характеристика, связанная, возможно, с детскими привычками или психологией. Продолжительность сна обычно составляет 6-8 часов в сутки, но возможны изменения в довольно широких границах (4-10 часов). При нарушениях сна его длительность может составлять от нескольких минут до нескольких суток.

Продолжительность сна у новорожденных, взрослых и пожилых людей составляет 12-16, 6-8 и 4-6 ч в сутки соответственно. Длительность сна менее 5 ч (гипосомния) или нарушение физиологической структуры считаются факторами риска бессонницы.

Лишение сна является очень тяжёлым испытанием. В течение нескольких дней сознание человека теряет ясность, он испытывает непреодолимое желание уснуть, периодически «проваливается» в пограничное состояние со спутанным сознанием. Человек без сна может обходиться гораздо меньше времени, чем без пищи и воды. Человек, бодрствующий долгое время, проходит периоды сильной усталости, но может преодолевать их и продолжать функционировать без сна. Однако люди, в течение долгого времени лишенные сна, становятся все более дезориентированными и утомленными психически и физически. После примерно 10 дней полного отсутствия сна наступает смерть. Этот способ психологического давления недаром использовался при допросах, в настоящее время он рассматривается, как изощрённая пытка.

Чтобы сон мог наилучшим образом выполнить свою жизненно важную функцию, необходимы благоприятные условия. Но это тема для отдельного разговора…(4)


Заключение

СОН (somnus) - физиологическое состояние, при котором создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности организма, в частности центральной нервной системы. Является жизненной необходимостью: треть жизни человека проходит в состоянии периодически наступающего ежесуточного сна.

Во время сна отмечаются изменения мышечного тонуса (большинство мышц спящего человека расслаблено), резкое ослабление всех видов чувствительности - зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожной чувствительности. Безусловные и условные рефлексы заторможены. Уменьшается поступление к тканям крови, что сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 8-10% и понижением температуры тела.

Согласно современным представлениям, сон - это не только отдых, но и деятельность, направленная на переработку различной информации, накопленной за день. О том, что работа мозга во время сна не прекращается, можно судить по сохраняющейся в эти часы его биоэлектрической активности. Биопотенциалы отражают биохимические процессы, происходящие в его клетках, и свидетельствуют об активной деятельности мозга.

Если провести опрос на тему: «Какие сны Вы видите?», то найдутся, возможно, такие, которые ответят, что они никогда не видят снов. Однако это не так. Исследователи следили за уснувшим человеком, и как только у него наступал быстрый сон, тут же будили и спрашивали, что он видел во сне. Разбуженный неизменно вспоминал сон и рассказывал о нем. И действительно, когда смотришь на человека в фазе быстрого сна, можно сделать вывод, что спящий что-то переживает: у него учащается дыхание, изменяется сердцебиение, шевелятся руки и ноги, наблюдаются быстрые движения глаз, мышц лица. Исследователи предположили, что именно в такие моменты уснувший человек видит сон. Так и оказалось. А стоило того же человека разбудить во время медленного сна, и он уверял, что никаких снов не видел. Причина была простой - он их уже забыл, пока длился медленный сон. За 6-8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут несколько раз сменяется быстрым – на 10 минут.

В процессе индивидуального развития организма характер сна закономерно меняется. Так, у новорожденного ребенка суточная продолжительность сна составляет 16-20 ч, периоды сна и бодрствования чередуются аритмично. С возрастом потребность во сне постепенно снижается, структура сна, характерная для взрослого человека, формируется в основном в пубертатном периоде. В пожилом и старческом возрасте наблюдаются дальнейшее укорочение длительности ночного сна, уменьшение доли быстрого сна.

К основным расстройствам сна можно отнести повышенную сонливость (гиперсомнию) и бессонницу (инсомнию). Гиперсомния чаще всего возникает у людей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания (сыпной тиф, менингит, грипп), при анемии, поражениях нервной системы (например, при энцефалите). К гиперсомниям относится также нарколепсия. Бессонница встречается чаще. Она может сопутствовать различным заболеваниям, к числу которых относятся неврозы, психозы, органические заболевания головного мозга (особенно атеросклероз мозговых сосудов), болезни внутренних органов и эндокринных желез. Бессонница может быть трех видов: затрудненное засыпание, поверхностный, беспокойный сон с частыми пробуждениями и раннее окончательное пробуждение. Люди, страдающие бессонницей, обычно жалуются на резкое недосыпание, но объективные исследования показали, что длительность сна у них равна 5-55 ч (нормальный сон длится не менее 65 ч). Все дело в нарушении качества сна. Полная, или тотальная, бессонница, при которой преобладает бодрствование, лишь изредка прерывающееся дремотой, встречается чрезвычайно редко.

... ; Rathunde K., 1963; Roe A., Siegelman M., 1963). Из приведенного обзора литературы можно сделать вывод, что до настоящего времени подход к проблеме пограничных психических расстройств у детей, находящихся в условиях семейной депривации не носит характер систематической терапевтической помощи и поддержки, не разработаны принципы оценки состояния и уровня развития детей, находящихся в условиях...