Что будет если съесть испорченную еду. Последствия после съедения плесени

В многовековой практике воспитания детей сложились свои нормы. Мы четко знаем, когда мы можем требовать от ребенка опрятности, послушания, ответственности за порученное дело, исходя из возможностей ребенка.

Каждый ребенок - личность, которая развивается индивидуально. Не стоит злиться, если ваш малыш справляется чем-то менее удачно, чем его сверстники. Есть много факторов, влияющие на детскую самостоятельность, такие как: врожденные способности, темперамент, интересы, с вашей стороны поощрения и наказания ребенка. Старайтесь смотреть не на возрастные нормы, а на то, что было с самостоятельностью вашего ребенка неделю, месяц, год назад. И если совокупность самостоятельных действий вашего малыша растет – значит его развитие проходит нормально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельность.

Все понимают это слово по – разному. Некоторые подразумевают под этим делать какое-то действие без подсказки и без помощи других людей; некоторые считают, что это означает – рассчитывать только на свои силы; не зависит от мнения окружающих; умение распоряжаться собой своим временем и своей жизнью. Да, и те кто так считает – безусловно правы. Однако, такое определение «самостоятельности» указывает на зрелость личности, но как же применить это ребенку, скажем 2-3 лет??? Правы ли те психологи, которые утверждают, что полная самостоятельность не доступна ребенку?

Самостоятельность у детей, как правило зарождаются в раннем возрасте. Но определить ее и помочь ей развиться – это очень не простая задача. Вред может нанести, как переоценка, так и недооценка детской самостоятельности, которая только начинает зарождаться. Абсолютной и единой для всех самостоятельности нет. Нельзя оценивать по одним и тем же критериям самостоятельность людей разного возраста, разных социальных групп, разного уровня психологического и умственного развития. Например, можно ли сравнить Аборигена и Африки и ученого – этнографа, который изучает его жизнь. Однако, если их на день поменять местами, беспомощными окажутся оба.

Если мы возьмем малышей в детском саду: одни, когда приходят в детский сад переодеваются и переобуваются сами, хоть и дается это нелегко. Другие – терпеливо ждут, пока освободиться воспитательница. Но в процессе занятии мы можем заметить, что 2 группы, которых мы условно разделили на «самостоятельных» и «не самостоятельных» способны поменяться местами.

Подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по – разному, и результат достижений всегда индивидуален.

Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный личный опыт ребенка и становиться качеством его личности.

Самостоятельность не означает полной свободы действий.

Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому что ребенок не понимает, что значит «правильные и неправильные действия». Малыши порой совершают шкоду, а все для того, что бы порадовать маму новыми успехами. Пусть вас не сильно удивляет, если вы обнаружите пропавшую еду со стола в собачьей миске. Малыш решил покормить собаку. Не ругайте за это ребенка, восхититесь его самостоятельностью и покажите ему, чем он может покормить собаку в следующий раз.

Если же давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание, то он постепенно оставит попытки добиваться чего – либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем и требовать от родителей (и не только от них) исполнения своих возрастающих потребностей.

В заключение сформулируем правила, которые помогут родителям развивать самостоятельность ребенка.

  1. Организуйте для ребенка деятельность, которой он может добиться успеха, и не требуйте выполнения пока еще трудного или непонятного ему задания.
  2. Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
  3. Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  4. Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения, отвечать за себя, стимулируя возникновения у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
  5. Подсказывайте, когда ребенок может помочь кому – либо – защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п.
  6. Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе, даже критикуя или запрещая нежелательные действия (плох поступок, а не сам ребенок).
  7. В любой ситуации оставайтесь любящими родителями – это главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.

Как часто можно услышать от мам подростков, что чадо вообще ничего не может сделать самостоятельно: и за домашним заданием с ним сиди, и еду в тарелку ему положи, и вещи в его шкафу разбирай. Как предотвратить такую ситуацию? Делимся полезными рекомендациями.

Конечно, чем раньше вы начнёте воспитывать в ребёнке самостоятельность, тем лучше. С подростком сложнее, ведь он уже привык жить так, а не иначе, хотя и это поддаётся коррекции. Воспользуйтесь несколькими несложными советами психологов и педагогов, и вскоре ваш ребёнок докажет, что многое может сделать и без вашей помощи.

1. Ловите момент

Обычно в возрасте около 1,5-2 лет девизом малыша становится «Я сам!». Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность… или навсегда отбить у него охоту делать что-то самому. Если кроха просит об этом, позвольте ему проверить свои силы в разных ситуациях, попробовать действовать самостоятельно или хотя бы помочь вам (если речь о чём-то, с чем он точно не справится). Сейчас вам не нравится, как малыш кормит кота (весь пол, конечно, усыпан сухариками и залит водой), но через несколько лет вы сами будете об этом просить и утверждать, что это - его прямая обязанность. И где же логика?

В возрасте постарше дети охотно занимаются тем, что им нравится, поэтому работу над самостоятельностью начинайте именно с таких «поручений».

2. Наберитесь терпения

Чем младше ребёнок, тем дольше он будет пытаться сделать что-то сам: пять минут натягивать носок, 10 минут протирать стол, 15, а то и больше - собирать игрушки и расставлять книги по местам. А вы могли бы сделать это всё за минуту? Спокойно! В ваших умениях никто и не сомневается, а вот карапузу понадобится достаточно времени на тренировки, поэтому — запаситесь терпением и не мешайте ему. Планируйте день так, чтобы у малыша был запас времени на все действия, которые он намерен совершить сам.

3. Помогайте только по необходимости

«Опять задом наперёд надел, давай сюда!», «Ну кто так рисует? Дай я тебе покажу, как надо!», «Не пиши в тетради сам, давай лучше вместе, а то опять криво выйдет…» - знакомые фразы? Чаще всего в таких ситуациях ребёнок просто хотел получить ещё один шанс, снова попробовать, отточить своё мастерство, но ему не дали это сделать. Он и не просил о помощи, а вы уже готовы предложить свои услуги.

После нескольких случаев смышлёный кроха поймёт, что может вообще ничего не делать — за него всё сделают старшие. Оказывается, так удобно ничего не уметь! И лет через 10-15 это превратится в «Мам, напишешь мне курсовую, диплом, диссертацию? Я всё равно сделаю хуже, чем ты!». Чтобы такого не случилось, не выхватывайте у малыша карандаши и ручки, не отбирайте посуду, которую он собирался помыть, дайте шанс заново переодеться. Ненавязчиво предложите помощь или просто сообщите, что он может попросить вас о ней в любой момент, когда это будет нужно.

4. Забудьте о перфекционизме

Ребёнок вряд ли сделает что-то идеально, рассчитывать на это не приходится. И пройдёт какое-то время, пока он научится делать определённые вещи хорошо. Чтобы не тратить лишние нервы, пересмотрите свои взгляды на жизнь: возможно, нет ничего катастрофичного в рубашке, не заправленной в брюки, неполной миске кошачьего корма или не идеально белоснежной чашке? А если так, то зачем лишний раз указывать малышу, что он не справился с заданием? Ни в коем случае не бросайтесь тут же переделывать то, что у него не совсем получилось, — это может плохо сказаться на самооценке крохи. Если это необходимо, доделайте чуть погодя и так, чтобы ребёнок не видел.


5. Поощряйте и хвалите

В процессе воспитания самостоятельности «кнута» быть не должно, только «пряники». Если у карапуза получилось самостоятельно одеться, умыться, убрать игрушки или сделать домашнее задание, похвалите его от чистого сердца. Разрешите поиграть или посмотреть мультики, подарите небольшой сувенир, книжку или шоколадку, в присутствии ребёнка расскажите родственникам и знакомым о его достижениях. Только не увлекайтесь и не перегибайте палку: размер и форма поощрения должны соответствовать ценности проделанной работы, иначе малыш будет делать всё только ради похвалы и подарков.

6. Придумайте для ребёнка обязанности

Если подростком любые обязанности воспринимаются как тяжкая ноша, то для дошкольника и младшего школьника это — шанс поравняться со взрослыми и ощутить свою значимость. Придумайте для малыша посильные обязанности. Пусть он ухаживает за домашним питомцем, моет свои ботинки, поливает цветы, вытирает пыль или протирает полотенцем посуду. Следите, чтобы больше никто этим не занимался, иначе у вашего чада уже не будет такого повода для гордости.


7. Уважайте частное пространство и личное мнение

Как известно, самостоятельность вырастает из ощущения, что ты - личность. А у каждой личности должно быть своё пространство и своё мнение. Чтобы ребёнку чаще хотелось делать что-то самому, уважайте его собственность и частные владения.

Самостоятельность – бесценное качество, важное для успешной и эффективной учебы и работы. Какой родитель не хотел бы, чтобы его ребенок по собственной инициативе садился за выполнение домашнего задания, читал внеклассную литературу, помогал по дому? И самое главное то, что закладывается это качество именно взрослыми в процессе воспитания. Как же развить в ребенке самостоятельность? Об этом и пойдет речь в статье.

Когда начинать

Прививать умение и желание делать что-либо самостоятельно нужно уже с раннего возраста. В этот период малыши испытывают так называемый кризис трех лет. Он вызван изменениями в восприятии ребенка, его осознанием собственного Я. Дети начинают отстраняться от значимого взрослого (в первую очередь, мамы), стремятся заявить о себе как о самостоятельной личности, противоречат и проявляют негативизм, часто произносят фразу «Я сам/сама!».


Предоставлять ребенка самому себе

Давайте малышу личное пространство, в котором он сможет поступать согласно собственным желаниям. Можно выделить уголок в комнате, организовать мини-домик (шалаш, палатку). Важно, чтобы у детей обязательно были личные вещи (игрушки, книжки), которыми они распоряжаются.


Разрешать самостоятельно выполнять задачи

Если ребенок хочет подмести пол, достать кружку или построить замок из конструктора, не препятствуйте этому. Да, это будут его первые самостоятельные поступки. Взрослому рекомендуется только предложить, но не навязывать свою помощь, а по окончании действия конструктивно оценить результат.


Давать первые поручения

Не бойтесь просить ребенка что-то принести или сделать: полить цветы из лейки, вынести мусор, поставить книгу на полку и т.д.


Это не значит, что в три года нужно ребенка отпустить в свободное плавание, заставлять все делать самостоятельно и лишить присмотра. Взрослый всегда должен быть рядом, чтобы при необходимости помочь.

Упустили момент…

Но что делать, если кризис трех лет давно миновал, а навыки самостоятельности так и не развились? Начать воспитывать это качество не поздно даже в подростковом возрасте, только рекомендации будут уже иными.

Предоставление свободы действий

В первую очередь нужно убедиться, что у ребенка есть возможность проявлять самостоятельность. Это должно выражаться в:

  • разрешении выбирать для себя одежду, книги, игрушки, фильмы и пр.;
  • самостоятельном планировании свободного времени без навязывания занятий неинтересных ребенку, но предпочтительных для взрослого;
  • наличии постоянных закрепленных обязанностей (вынос мусора, уборка своей комнаты и пр.);
  • свободе выбора способа действия, например, ездить в школу на трамвае, а не на автобусе; мыть сначала тарелки, а потом кружки;
  • возможности организовать личное пространство по своему желанию (вещи в комнате ребенка расставлены так, как ему больше нравится; на кровати сидят мягкие игрушки; на стенах висят плакаты и т.п.);
  • распоряжении карманными деньгами.

То есть контроль со стороны родителей должен быть разумным и оставлять детям свободу действий.

Планирование времени и распорядок дня

Для развития самостоятельности важны навыки планирования и рационального распределения времени. Если школьник точно знает, что только после полного выполнения домашнего задания ему будет позволено погулять или поиграть, то он охотнее будет приниматься за это без дополнительных напоминаний.

В противном случае он потеряет свое время, а желаемого так и не получит.

Мотивация

Вряд ли ребенок захочет делать что-то самостоятельно и проявлять инициативу, если он не заинтересован в действии. Поэтому важно стимулировать любознательность, заинтересовывать его. В этом помогут:

  • личная увлеченность, наличие у родителей хобби, которое они готовы разделить с детьми;
  • познавательная литература в доме: энциклопедии, брошюры, коллекции, специализированные книги по разным тематикам и др.;
  • доступ к другим полезным ресурсам: документальные фильмы, список полезных сайтов, абонемент в библиотеку и др.

Кроме того, важно отмечать значимость каждого действия. Согласитесь, никому не нравится выполнять работу, которую он считает бесполезной. Если не получается вызвать естественный интерес, объясняйте ребенку, зачем нужно делать ежедневную уборку, изучать теорию вероятностей и правила русского языка, помогать бабушке в деревне. Акцентировать внимание стоит на важности, полезности, практическом применении.

Поощрения

Как минимум, инициатива не должна быть наказуемой. Как максимум, она должна поощряться.


В качестве «премирования» можно использовать систему бонусов или баллов, которые обмениваются на какие-то вещи или вкусности; постепенное увеличение карманных денег (например, на 20 рублей за прочтение школьной книги по своей инициативе); разрешение подольше погулять или поиграть в видеоигру; поход в интересное место; временное освобождение от домашней обязанности.

Упражнения

Развивать самостоятельность также помогают следующие очень простые упражнения:


Поиск нового маршрута

Правила игры: каждый день нужно добираться до школы новым способом. Ребенок должен сам придумывать этот маршрут без подсказок со стороны родителей. Вечером это обсуждается, подводятся итоги. Можно упражняться таким образом всей семьей (например, для взрослых поиск нового маршрута до работы), чтобы дети чувствовали увлеченность родителей.


“Расскажи, чем ты планируешь заниматься завтра”

Несколько вечеров подряд задавайте школьнику этот вопрос и внимательно выслушивайте ответ. Особенно отмечайте проявления самостоятельности и одобряйте их.


“Где ты будешь это использовать?”

Для этого упражнения понадобится предмет, с которым ребенок еще не знаком. Например, специализированный инструмент, деталь автомобиля. Задача: найти применение и рассказать о нём. Если в семье несколько детей, то можно устроить соревнование, кто найдет больше правильных вариантов использования. Такая игра подталкивает ребенка к самостоятельному поиску информации и решению задач.


Самостоятельность – чудесное качество, которое каждый родитель хочет видеть в своем малыше. Безусловно, нужно приложить большие усилия для того, чтобы развивать в ребенке самостоятельность, способность осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий. Да, возможно, процесс формирования новых или развития уже имеющихся качеств займёт не один день. Однако, помните, что в долгосрочной перспективе это принесет свои плоды и реальный результат.


Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности : игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности . Каждый вид деятельности оказывает влияние на освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности, на поиск адекватных способов самовыражения в деятельности. Главную роль в формировании самостоятельности ребёнка занимает семья. Чтобы семья смогла воспитывать и развивать самостоятельность, взрослые члены семьи должны развивать в отношениях между собой общую родительскую позицию, единство воспитательных подходов.

Сегодня государству нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора.

Самостоятельность – это умение действовать отдельно, независимо от чьей – либо помощи, способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.

Что же можно предпринять родителям, чтобы ?

Во-первых , родителям необходимо помнить, что ребенок определенного возраста должен сам выполнять все те обязанности, которые отвечают его годам: самостоятельно одеваться, убирать кровать, собирать игрушки или шнуровать ботинки.

Во-вторых , если хотите добиться самостоятельности ребенка , то и воспринимать его нужно как взрослого. Общение на равных, совместное принятие решений, личные права и обязанности, а так же штрафы за их невыполнение – все должно быть по-взрослому.

В-третьих , чтобы ребенок самостоятельно выполнял ту или иную работу, он должен четко понимать, зачем он это делает и почему кто-то другой не может убрать за него кровать, вынести мусор, полить огород и т. д. Объяснив своему чаду, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, за которые он несет ответственность, ребенок поймет, что не только его одного заставляют что-то делать по дому против его воли, но каждого родителя тоже.

В-четвертых , развить самостоятельность у детей помогает стимулирование. Так, например: убирать за собой кровать и мыть обувь ребенок должен безвозмездно, а поливать или копать огород за вознаграждение.

В-пятых , спортивные секции по интересам для мальчиков и девочек превосходно учат детей самостоятельности и дисциплинированности.

В-шестых , если условия, возможности и желания позволяют, можно завести для своего ребенка домашнее животное, но при условии, что именно сын или дочь будут за ним ухаживать, убирать и выгуливать. Самым оптимальным вариантом домашнего питомца будет собака, так как с ней еще и весело, ее можно дрессировать и играть с ней.

Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности выполнять эти обязанности, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.
И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.

Что нужно сделать, чтобы ребёнок выполнял домашние обязанности?
1. Определить круг обязанностей. Их должно быть не менее трёх ежедневных обязанностей.

2. Показать, как справляться с заданием, подробно описав и продемонстрировав его выполнение.

3. Введение штрафных санкций за невыполнение заданий.

Помните! Ребёнок, выполняя домашние поручения, делает это для вас, а не для себя!

В приучении ребёнка к самостоятельности очень важна последовательная позиция родителей, постановка реальных целей, выполнение обещаний и поощрение за выполненную работу . Поручения должны усложняться по мере взросления ребёнка.

Вот и золотое правило - не отказывать ребёнку, если он просит что-то сделать сам . Да, он не умеет пока хорошо. Но когда вырастет и будет уметь, то уже не захочет. Однако зачастую это правило трактуется как «ладно, делай сам, пусть мне за тобой потом ещё убирать и переделывать». А ведь даже самый маленький ребёнок может приносить реальную пользу! Начать можно с простого подай-принеси. Ребёнок может помочь с поиском предметов под диванами, выгрузкой постиранного белья из машинки, собиранием крупного мусора вручную и поливом некоторых растений на огороде. И не стоит думать, будто развитие самостоятельности у детей связано с жуткими затратами маминых времени и нервов. Просто стоит помнить несколько моментов:

· Не гонитесь за результатом . Придёт время, и малыш всему научится. Идёте на прогулку? Так и объясните: «Ты уже хорошо одеваешься, а теперь надо не только хорошо, но ещё и быстро. Сейчас я тебе помогу, но потом ты будешь тренироваться. Чем больше будешь одеваться сам, тем научишься быстрее всё делать. Постараешься, и будешь быстрее мамы одеваться!»

· Не требуйте регулярности . Дети - существа настроения. Не стоит ждать, что сделав однажды сам, ребёнок всегда будет делать это самостоятельно.

· Играйте с пользой . Если можете выбирать между игровым действием и аналогичным реальным, всегда выбирайте реальное. Немного приостановите свой автопилот , и вы найдёте массу возможностей для ребёнка помочь по хозяйству. Пусть это будет сущая мелочь, но вам станет не только легче, но и гораздо приятнее.

Для ребёнка же самостоятельность - это не только бесценный опыт самого действия, но и психологическая уверенность в собственных силах. Сегодня малыш сам соберёт рюкзак с карандашами-игрушками в поездку, а в будущем - с лёгкостью отправится в кругосветное путешествие.

· Спрашивайте мнение у вашего ребенка , как у взрослого члена семьи. Давайте ребенку проявлять самостоятельность даже при выборе одежды, прически.

· Хвалите ребенка . Развитие самостоятельности начинается уже с трех лет, когда ваше чадо начинает копировать ваши действия.

· Не пытайтесь облегчать жизнь ребенку, чересчур помогая ему . Пусть ваш ребенок почувствует себя самостоятельным. Гиперопекой называется поведение родителя, когда он под каким-либо страхом, гасит активность ребенка и не дает ему расцвести как самостоятельному человеку.

· Не следует ограждать ребёнка от проблем. Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий.

· Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребёнка умения найти самому занятие, не привлекая к этому взрослы х.

Родители должны показать ребёнку те возможности, которые у него есть в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. Необходимо научить самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

И последнее, что мне хотелось бы отметить. Все эти рекомендации по развитию самостоятельности ребенка будут малоэффективны, если родители не научатся стоять на своем и выполнять обещанные поощрения или наказания. Один раз потеряв для себя что-то ценное, дети тут же учатся не повторять прошлых ошибок.

Ели ребенок настойчиво отказывается выполнять свои обязанности, попробуйте не выполнить какую-либо его просьбу и обязательно объясните, что равноправие это основа семьи – хочешь, чтобы помогли тебе, придется помогать другим.

Читайте в этой статье:

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал самостоятельным и делал все сам, помогал не по принуждению, а по собственному желанию. Однако таким счастьем похвастаться могут далеко не все родители, хотя вроде бы вкладывали свои силы в воспитание, учили доброте и пониманию, а результата нет. В итоге многие из них задумываются, возможно, что-то они делали неправильно и не так учили. Главное, помнить, что если даже какое-то время ничего не получается, не стоит отчаиваться, поскольку изменить ситуацию можно в любом возрасте. Как развить в ребенке самостоятельность?

Первые попытки и первые шаги

В каком возрасте лучше всего развивать самостоятельность? Начинать лучше всего с самого раннего возраста, когда ребенку еще 1,5-2 года. Именно в это время у малыша появляется стремление все делать самому, хотя получается у него это не всегда. Главное, не стоит ему мешать в этом, например, когда он сам пытается открыть дверь или взять какую-то нужную ему вещь. Может быть, с первого раза у него и не получится сделать то, что он хочет, но через некоторое время, покапризничав, но поняв, что мама с папой ему в этом не помогут, он все же справится с этой сложной для него задачей.

Если, к примеру, вы решили слепить вареники, и ваше чадо стремится вам в этом деле помочь, не стоит прогонять его с кухни, дайте ему немного теста, и пусть он лепит с вами. Кроме того, это отличное упражнение для рук, мелкой моторики, что позволит в дальнейшем без труда застегивать пуговицы или завязывать шнурки, а уже в школьном возрасте держать ручку.

Непослушные пуговицы

Многие родители, одевая малыша, сами стараются застегнуть пуговицы на одежде, пытаясь ускорить этот процесс. Однако нужно позволить сделать это ребенку, иначе он вряд ли когда-то научится самостоятельности в этом. Он будет всегда думать, что есть кто-то, кто это сделает за него. Некоторые мамы могут сказать, что нет времени на это, когда нужно успеть отвезти ребенка в детский сад и успеть на работу, однако это необязательно делать с утра, можно заняться застегиванием пуговиц вечером. А для тренировки можно подобрать какую-нибудь вещь с большими пуговицами. После того как малыш осилит их, можно подобрать пуговицы поменьше, но не стоит давать сразу мелкого размера.

Что касается шнурков, начинать нужно в возрасте примерно 2-3 лет, пообещав ребенку за то, что он завяжет их, какой-нибудь приз, пусть небольшой и не ценный, но он должен присутствовать обязательно. Некоторые могут подумать, что если ребенка постоянно просить что-то делать за награду, то без нее он вовсе ничего не будет делать. Однако чем меньше малыш, тем больше его нужно мотивировать, подталкивать и хвалить, чтобы он стремился достигать чего-то большего. Научились завязывать шнурки и застегиваться — можно приступать к чему-то посложнее, например, к мытью посуды, поливанию цветов и так далее.

Учимся мытью посуды

Вечный вопрос во многих семьях, кому же сегодня мыть посуду. Идеальным вариантом, конечно, является мытье по очереди, однако не всегда он выполним, так как мужская часть нередко уходит от выполнения данных обязанностей. Чаще всего эта обязанность ложится на плечи женской половины семейства, она же, в свою очередь, не против переложить мытье посуды на ребенка. И не стоит ждать, пока он вырастет, можно начинать обучать ребенка с раннего возраста, когда еще он сам стремится что-то делать. Главное, не забывать о безопасности, поэтому начинать лучше всего с пластиковой посуды.

При первой попытке развить у ребенка самостоятельность в этом вопросе нужно быть готовым к тому, что к концу процесса чадо будет мокрым от ушей до ног. Поэтому одеть его стоит в простенькую одежду, которую не жалко испортить. Для одних детей достаточно трех занятий для других больше, но с возрастом ребенок будет уже сам делать это осознанно и тогда, когда его об этом попросят.

Первый поход в магазин за покупками

Когда ребенок немного подрос, примерно лет в 5, можно начинать отправлять его в магазин, к примеру, за хлебом. Однако и тут не стоит забывать о вознаграждении, в качестве которого может быть, например, мороженое, купленное на сдачу. Не стоит отправлять ребенка одного в первый раз, лучше всего сходить вместе с ним, и пусть он купит продукты при вас. Не стоит отказывать ребенку, если он просит самостоятельно купить что-то.

Таким образом, любую обязанность можно сделать увлекательным развлечением. Причем не стоит забывать о том, что после выполнения определенной работы нужно давать ребенку отдохнуть, например, сходить погулять, или порисовать, или что-то еще, что нравится делать малышу. В противном случае, если задания будут сменять друг друга, не давая ребенку перевести дух и расслабиться, он устанет и у него пропадет стимул, а качество работы, естественно, снизится.

Как приучить ребенка делать уроки

Следующий этап самостоятельности — это выполнение уроков. Ребенка нужно приучить с первого дня школы, что уроки он делает самостоятельно, для начала на черновике и после проверки родителями переписывает их в учебную тетрадь. У малыша, конечно, могут возникнуть сложности с решением той или иной задачи, однако, прежде чем делать все за него, нужно попросить, чтобы он все же сделал свой вариант, пусть он будет и неправильным, а вечером разобрать задачу и решить ее вместе. Если ребенок будет всегда откладывать выполнение уроков на вечер, то результата от этого не будет, поскольку родители будут разрываться между помощью ребенку и выполнением своих домашних обязанностей. В первом классе ребенок, как правило, еще плохо соображает, а мама к вечеру устает, и получается, что начинаются крики и срывы, а это точно не помогает выполнению школьных уроков.

Учимся самообслуживанию

Следующим шагом к самостоятельности является самообслуживание, обучать которому нужно примерно в том возрасте, когда ребенок пошел в первый класс. К примеру, пришел он после школы, разогрел себе ужин и помыл после этого посуду за собой. Это для малыша настоящий подвиг, и потому его нужно обязательно похвалить за это. Для начала, когда еще страшно подпускать ребенка к плите, можно начать с микроволновой печи, здесь ребенок точно не обожжется, и родители будут спокойны за безопасность своего чада, а с возрастом можно перебраться и на плиту, особенно если придет время учиться готовить.

Что касается готовки, если ребенок изъявит желание сам что-то приготовить, не стоит ему этого запрещать, лучше всего прикупить книгу с рецептами и подобрать более легкие в приготовлении блюда, и пусть чадо осваивает азы этого дела. Лучший способ научить ребенка готовить, особенно это касается девочек, — брать его с собой на кухню во время приготовления ужина или обеда. Делать это лучше лет с 4 или 5.

Если малыш привыкнет помогать маме на кухне с раннего возраста, его не придется заставлять что-либо делать, когда он будет постарше.

Чтобы понять, как развить самостоятельность в своем ребенке, нужно запомнить, что главными критериями ее являются выбор и ответ за него. При удачном выборе следует похвала или поощрение, а если нужно, то и совет. Если даже ребенок ошибся, ничего страшного в этом нет, поскольку ошибки совершает каждый. Просто в следующий раз нужно все более тщательно взвесить и, если необходимо, посоветоваться с родителями.

Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка за совершенную ошибку, поскольку результата никакого не будет. Нужно просто проанализировать случившееся и подумать над тем, как решить данную проблему. Если вы понимаете, что решение малыша ошибочно в корне, нужно постараться переубедить его, однако делать это нужно очень мягко. И если даже после этого чадо стоит на своем, пусть сделает так, как ему хочется, и поймет сам, что он был неправ. При удачно сделанной работе не стоит бояться перехвалить ребенка, поскольку это даже большего стоит для него, нежели какой-то ценный презент. Никогда не стоит забывать говорить малышу о том, что без него вам было бы сложно справиться и он бесценный помощник. И конечно, обязательно нужно считаться с желаниями ребенка — и это принесет свои плоды.