«Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» Е. Ильина сквозь призму теории гендера

Психофизиология пола, основные отличия между мужчинами и женщинами


Введение

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность проблемы определяется тем, что затянувшийся кризис во всех сферах жизни российского общества обостряет взаимоотношения мужчин и женщин в связи с изменением традиционного полоролевого баланса, просуществовавшего в России значительно дольше, чем во многих западных странах. В связи с этим появляется большое количество различных междисциплинарных исследований в области психологии и психофизиологии женщин и мужчин, предметом которых являются: особенности психофизического, личностного, когнитивного развития представителей разных полов; психологические проблемы, возникающие вследствие асимметрии гендерной социализации, полоролевых стереотипов, в связи с особенностями возрастного развития (например, менопауза) и физиологических функций (кормление грудью). Психофизиология является областью междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. Первоначально термин "психофизиология" использовался наряду с понятием "физиологическая психология" для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (И. Мюллер, Э.Г. Вебер, Г.Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.). Главной задачей психофизиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и стимуляции мозга) в исследовательской практике получили широкое распространение электрофизиологические методы (электроэнцефалография и др.) а также математические способы обработки экспериментальных данных. Особое направление представляет дифференциальная психофизиология пола, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий мужчин и женщин.

Вслед за зарубежными исследованиями и в отечественных концепциях кроме понятия пола появляется и активно изучается понятие гендера. Гендер означает социальный пол (в отличии от биологического), то есть те полоролевые ожидания и отношения, которые различаются для мужчин и женщин и под влиянием которых формируется человек.

В целом исследования психофизиологических основ половой дифференциации возникли в результате широкого женского движения в США и применения гендерного подхода.

Цель работы: изучить проблему психофизиологии пола и основных различий между мужчиной и женщиной.

Задачи работы:

характеристика анатомо-физиологических основ дифференциации лиц мужского и женского пола;

рассмотрение особенностей полового созревания;

анализ психофизиологических аспектов половой дифференциации когнитивных процессов;

характеристика психофизиологической дифференциации особенностей личностной сферы мужчин и женщин.

Структура работы: контрольная работа состоит из введения, четырех параграфов, раскрывающих вопросы анатомо-физиологических основ дифференциации лиц мужского и женского пола; особенностей полового созревания; психофизиологических аспектов половой дифференциации когнитивных процессов и особенностей личностной сферы, заключения, списка литературы.

психофизиология мужчина женщина половой

1. Анатомо-физиологические основы дифференциации лиц мужского и женского пола


Говоря об анатомо-физиологических проявлениях половых различий, следует разграничивать абсолютные и относительные размеры организма в целом, его частей и отдельных органов с составляющими их компонентами. По абсолютным значениям тела (его длине и массе), равно как и по размеру органов - головного мозга, легких, сердца, печени, почек и др. - мужчины в среднем превосходят женщин. Однако по относительной массе этих органов, выраженной в процентах от массы тела, они уступают женщинам. Это связано с меньшей долей занимаемой в массе тела женщины мышечным компонентом.

Два наиболее крупных макроанатомических различий женского мозга от мужского его меньший размер и более широкий пучок нервных волокон, передающих сигналы из правого в левое полушарие. Вес головного мозга у мужчин почти на 14% больше, чем у женщин. Полушария женщин связаны вдвое более сильными нервами. Через многие отделы женского мозга перетекает за единицу времени на 15% больше крови, чем через соответствующие отделы мужского.

В организме женщины содержание золота, в среднем, в 5-6 раз больше, чем в мужском. Объем крови, циркулирующей в организме, у мужчин составляет в среднем 5-6 литров, у женщин 4-4,5 литра. Мужская кровь богаче эритроцитами и гемоглобином, так что для переноса литра кислорода женщине нужно 7 литров крови, а мужчине всего 6 литров. Это одна из причин, по которой мужчины легче переносят физические нагрузки. Содержание жира в тканях организма у женщин обычно намного выше: у мужчин в среднем 12% веса, а у женщин 26% веса. Такое различие соответствует запасу энергии около 300 тыс. кДж примерно столько ее затрачивается на вынашивание ребенка. У женщин сердце меньше размером и бьется быстрее. У мужчин оно в среднем совершает 72 удара в минуту, у женщин 90 ударов. Стенки левой сердечной камеры у женщин тоньше и эластичнее, чем у мужчин, поэтому повышенное кровяное давление для них менее опасно. Кожа у женщин значительно тоньше и суше, чем у мужчин, - за счет особого строения соединительной ткани, а также гормона прогестерона женская кожа растягивается быстрее. У мужчин же она более упруга. Алкоголь наносит женщинам значительно больший вред, чем мужчинам. Отчасти потому, что их вес меньше, отчасти по причине отсутствия характерного пищеварительного фермента, нейтрализующего алкоголь. Вследствие этого, одинаковое количество алкоголя оказывает на женщин почти на 30% более сильное влияние.

Ежедневно мужчинам требуется на 700 калорий больше, так как обмен веществ у них протекает быстрее и температура тела, как правило, выше. Ежедневная потребность во сне у женщин выше, чем у мужчин. Женщины уравновешены и спокойны, когда спят на два часа больше, чем мужчины. Женщины менее агрессивны, чем мужчины. Это связано с тестостероном, который в организме мужчины вырабатывается в 10 раз больше, чем у женщины. Корни волос у женщин сидят в коже головы в среднем на 2 мм глубже, чем у мужчин, и поэтому выпадают менее интенсивно.

Неудачи в любви мужчины переживают легче. Чтобы избавиться от тягостных воспоминаний, мужчине требуется около трех месяцев, тогда как женщине около пятнадцати месяцев. Зато женщины могут сопротивляться некоторым формам инфекции гораздо успешнее, чем мужчины. У женщин в среднем в два раза чаще наблюдаются суицидальные попытки, однако попытки совершить самоубийство у мужчин чаще, чем у женщин приводят к трагическому исходу.

Мужчины и женщины отличаются в среднем и по соотношению отдельных составляющих массы тела. На долю скелета (костной массы) у них приходится соответственно 18 и 16% от общей массы тела (у новорожденных 14%), на долю мышечного компонента - 42 и 36% от значений массы тела, на долю жирового компонента - 12 и 18% соответственно.

Мужской и женский организм отличаются и по развитию отдельных частей опорно-двигательного аппарата. Наиболее отчетливо это проявляется в строении скелета, что имеет различные причины. С одной стороны, мускулатура у мужчин более развита, чем у женщин. Сила мышечных тяг лучше контурирует поверхность костей у мужчин, образуя в местах прикрепления мышц выступы - апофизы. Сами кости также отличаются у них большей массивностью. С другой стороны, развитие скелета находится в теснейшей связи с эндокринными органами и особенностями гормональных состояний организма. Так, В.В. Бунак, изучавший гребни на черепах приматов, впервые объяснил возникновение этих возвышений не только силами тяги височных мышц, но и своеобразием гормональной ситуации. Проявление полового диморфизма устанавливается на организменном, системном, органном и на всех иных уровнях существования живой материи, вплоть до субклеточного, ибо половые хромосомы (XX у женщины и XY мужчин) выявляются, как известно, на субклеточных уровне.

Следовательно, мужчины и женщины отличаются друг от друга как качественно, так и количественно, причем больше - количественно на всех уровнях существования живой материи, хотя не всегда эти особенности достаточно хорошо изучены.

2. Особенности полового созревания


Срок наступления полового созревания зависит от конституционального (соматического) типа. По данным В.С. Соловьевой (1975), раннее появление у девочек первых стадий развития вторичных половых признаков (в 8-9 лет) наиболее характерно для дигестивного типа. (Е.П. Титова, 1975). Половое созревание занимает довольно продолжительный период - от 5 до 7 лет. Выделяют пять стадий полового созревания, возрастные границы которых у разных подростков и юношей не одинаковы. Д.В. Колесов и Н.Б. Сельверова (1978) дают следующую характеристику стадий полового развития.

·Первая стадия - детство (инфантилизм). Характерно медленное, практически незаметное развитие репродуктивной системы при постепенном, но неуклонном соматическом росте организма. У девочек, начиная с 3 лет, отмечается более высокий уровень соматотропина, и они опережают в росте мальчиков. Кроме того, непосредственно перед пубертатом (периодом полового созревания) секреция соматотропина у них еще более возрастает и образует препубертатный пик с соответствующим усилением роста. Уровень эстрогенов и кортикостероидов повышается медленно, достигая к концу периода лишь трети уровня взрослых. Наружные и внутренние гениталии развиваются мало заметно, вторичных половых признаков нет. В то же время первым признаком начала полового созревания девочек является округление бедер и ягодиц. Стадия заканчивается в 8-10 лет. У мальчиков эта стадия более длительна, секреция соматотропина находится на меньшем уровне, однако за счет длительности его воздействия ускоренный темп роста сохраняется дольше (до 10-13 лет). Существенной динамики первичных и вторичных половых признаков не наблюдается.

·Вторая стадия - гипофизарная. Она соответствует началу полового созревания и начинается у девочек с 9-10 лет, у мальчиков - с 10-13 лет. Наблюдается резкая активация гипофиза (включая гонадотропную и соматотропную функции). Усиление секреции соматотропина более выражено у девочек; они как бы находятся на вершине пубертатного скачка роста, в то время как у мальчиков он только начинается. У лиц обоего пола интенсивно выделяется фоллитропин, что приводит у мальчиков к быстрому увеличению размеров тестикул (яичек), а у девочек телархе (молочных желез). Продолжается активация функции коры надпочечников, надпочечниковые андрогены могут приводить к начальному оволосению гениталий. Возможно небольшое увеличение наружных гениталий. Стадия заканчивается, как правило, у девочек в 9-12 лет, у мальчиков - в 12-14 лет.

·Третья стадия - активизация гонад. Она характеризуется тем, что в этот период под влиянием половых гормонов наступает активизация инкреторной деятельности гонад, что сопровождается у лиц обоего пола ростом гениталий и прогрессирующим оволосением на лобке. Эта стадия проявляется у мальчиков интенсивным ускорением роста в результате суммирующего эффекта андрогенов и соматотропина. Она начинается у девочек с 9-12 лет, у мальчиков - с 12-14 лет.

·Четвертая стадия - проявление максимального стероидогенеза. Нарастает до максимального уровня выделение андрогенов и эстрогенов. У мальчиков уровень соматотропина остается высоким, у девочек наблюдается тенденция к снижению его концентрации. Поэтому темпы роста у мальчиков максимальны, а у девочек снижаются. Изменения репродуктивной системы характеризуются появлением аксилярного оволосения, продолжающимся ростом гениталий, а у мальчиков - и мутацией голоса, и появлением кадыка (адамова яблока). Эта стадия начинается у девочек в 10-13 лет, а у мальчиков - в 12-16 лет.

·Пятая стадия - окончательное формирование. В этой стадии у девушек появляется менархе, у 90 % наблюдается остановка роста вследствие закрытия эпифизарных зон и снижение концентрации соматотропина до уровня, имеющегося у зрелых женщин. Концом стадии у девушек считают закрепление овуляторных циклов и регул. Стадия начинается у девушек в 11-14 лет и заканчивается к 15-17 годам полным созреванием. У юношей на этой стадии завершается формирование вторичных половых признаков (адамова яблока, оволосение на лице, переход от женского к мужскому типу оволосения на лобке). Сперматогенез достигает полного развития. Рост в основном приостанавливается, хотя может продолжаться за счет хрящей позвоночника и в дальнейшем. Начинается эта стадия у юношей в 15-17 лет и заканчивается формированием зрелого мужчины к 17-19 годам. Половое созревание мальчиков связано с наличием в организме полового гормона тестостерона, биосинтез которого происходит при участии холестерина. Последний же присутствует только в пище животного происхождения. Поэтому в период полового созревания мальчиков организм нуждается в достаточном количестве животного белка и жиров, и вегетарианская диета может нанести определенный ущерб созреванию.

Первым функциональным признаком половозрелости у мальчиков является появление поллюции. Поллюция (от лат. pollutio - марание, пачкание) - это непроизвольное извержение семени, чаще происходящее во сне и оставляющее на постельном белье характерные пятна. Появление поллюции свидетельствует о том, что у подростка начали вырабатываться зрелые сперматозоиды. Первые поллюции появляются примерно в 15 лет. Следует отметить, что за последние 100 лет наблюдается неуклонное снижение возраста первой поллюции у мальчиков и первой менструации у девочек, в среднем на 4-6 месяцев за каждые 10 лет. Время появления отдельных вторичных половых признаков за десятилетие ускоряется на 1-6 месяцев.

Первым признаком начала полового созревания у девочек обычно является набухание области сосков. Одновременно происходит развитие матки и влагалища вместе с заметным увеличением половых губ и клитора. Позже, после пика в скачке роста, достигающего уровня взрослых женщин, и накопления определенного веса (около 45кг) и минимального запаса жировых отложений, появляется менархе - кровотечения из влагалища в определенный период месячного цикла. Возраст появления менархе может колебаться от 9,5 до 16,5 лет. В среднем менархе появляется в 12,5 лет, однако в зависимости от расовой и национальной принадлежности этот возраст может сильно расходиться. Если девочки психологически не подготовлены матерями к появлению месячных, их неожиданное появление может явиться для них психотравмируюшим фактором. Оволосение лобка, рост волос в подмышечной впадине, развитие грудных желез и костей таза, округление бедер - вот внешние признаки половозрелости девочек, которое завершается к 17-18 годам. Все это ведет к изменению восприятия девочками своего тела. В отличие от мальчиков, озабоченных, главным образом, физической силой и ростом, девочки большое внимание уделяют своему слишком большому росту и излишней полноте. В результате, многие нормальные и даже стройные девочки-подростки считают себя толстыми и стараются похудеть. Самая низкая удовлетворенность своим внешним обликом имеет место у девочек 13 лет, а у мальчиков - в 15 лет. При этом в любом возрасте девочки больше недовольны своим обликом, чем мальчики.

О. Вейнингер пишет, что мальчики и девочки по-разному переживают наступление периода половой зрелости. Для мальчика это время всегда носит характер кризиса: он чувствует, что какое-то новое для него начало овладело его существом, нечто такое, что присоединяется помимо его воли к прежним мыслям и чувствам. Это физиологическая эрекция, которая первый раз ощущается им как нечто загадочное и беспокоящее. Девочка, напротив, совершенно легко вступает в период половой зрелости, она чувствует, как бесконечно увеличивается ее собственное значение. Есть много мальчиков в этом возрасте, которые только при мысли, что они могут влюбиться или жениться (вообще, а не на конкретной девушке), с негодованием отвергают эту мысль, между тем как самые маленькие девочки страстно жаждут любви и брака, как свершения их жизненных устремлений. В отличие от мальчиков, для которых раннее половое созревание является благом, для девочек оно имеет как хорошие, так и плохие стороны. С одной стороны, рано созревшая девочка часто ощущает себя более привлекательной, более популярной у старших мальчиков, с другой стороны, опережая сверстников-мальчиков в своем физическом развитии на целых 6 лет и будучи выше их ростом, она теряет контакт с ними. Кроме того, у нее меньше возможностей обсудить с отстающими в созревании сверстницами происходящие в ней физиологические и эмоциональные перемены.

Таким образом, мы видим, что процесс полового созревания имеет различные психофизиологические механизмы и сопровождается отличными психологическими новообразованиями у мальчиков и девочек.

3. Психофизиологические аспекты половой дифференциации когнитивных процессов

Существует авторитетное мнение о существовании "мозга мужского и женского". Мужской гормон тестостерон в период внутриутробной жизни человека замедляет развитие левого полушария головного мозга. Одновременно увеличивается правое полушарие, отвечающее, как известно, за художественные, музыкальные и математические способности. Возможно, этим объясняется значительно большее число знаменитых мужчин в названных областях. В частности, на одну женщину с выдающимися способностями к математике приходится 13 мужчин. Этим же объясняется и тот факт, что мужчины лучше выполняют задачи, требующие пространственного видения. Считается, что у женщин лучше распределены функции коры головного мозга. Если в результате несчастного случая повреждается левое полушарие мозга, у женщин восстановление основных функций происходит быстрее. Значит, у них правое полушарие может в какой-то мере заменить функции левого полушария. Масса мозга у мужчин больше, чем у женщин. Но это никак не отражается на умственных способностях женщин. Гораздо важнее степень развития коры головного мозга в ключевые моменты процесса обучения - в детстве и юности.

Имеются свидетельства того, что мужчины сварливее женщин по той причине, что отмирание тканей в левой фронтальной доле мозга, связанное с депрессиями, происходит у них в три раза быстрее, чем у женщин. Даже в интервале от 18 до 45 лет наблюдается постоянная деградация способностей выполнять действия, связанные с концентрацией внимания, а уж сварливость стариков просто биологически обусловлена.

Мужчины теряют больше мозговых тканей оттого, что у них мозговое кровообращение протекает менее интенсивно, чем у женщин, особенно во фронтальной доле. Вдобавок к этому у женщин с возрастом замедляется процесс разложения сахара, оставаясь на прежнем уровне у мужчин. Выделяющиеся при этом токсические вещества у женщин скорее выводятся с током крови, а у мужчин образуются "склады" токсичных продуктов. Возможно, это служит одной из причин большего долгожительства женщин.

Мозг мужчины и женщины эволюционировали с разной скоростью, в направлении разных талантов и способностей. Мужчины, ответственные за охоту, развивали мозговые области, отвечающие за навигацию дальнего действия, тактическое мастерство, необходимое для убийства добычи, и отточенное умение поразить цель. Им не требовалось искусство вести беседу и умения воспринимать эмоциональные потребности других, поэтому области мозга, отвечающие за межличностные контакты, значительного развития не получили. В левой части мозга, в частности, у мужчин располагается язык и словарь, а в правой накапливается визуальная информация. Женщины в отличие от них должны были приспособиться к навигации на короткие расстояния, овладеть широким периферийным сектором видения, чтобы следить за окружающей обстановкой, способностью вести несколько дел одновременно и эффективной коммуникабельностью. Вследствие различий выдвинутых требований у мужчин и женщин развивались особые области, отвечающие за каждый отдельный вид деятельности. Функционирование мозга женщин имеет существенные отличия от действий мужского. Эволюционистское направление предсказывает также, что мужчины будут стремиться предложить то, что ценится женщинами, - обеспеченность и физическую защиту, и что женщины будут, в свою очередь, стараться выглядеть для мужчин молодыми и здоровыми, т.е. такими, каких ценят мужчины.

Особенности мышления, такие как интеллектуальные особенности, поведенческие особенности, особенности речи и общения представителей противоположных полов, определяются наиболее удачными структурами мозга.

Исследования психофизиологов показали зависимость между интеллектом и концентрацией в крови тестостерона - главного мужского полового гормона. Чем ниже она у мужчин, тем выше их лингвистические, художественные, творческие способности. Тестостерон стимулирует агрессивное поведение, развитие вторичных половых признаков (волосатость тела и лица) и сексуальную активность.

Невысокой концентрацией тестостерона объясняется, почему лица, в характере которых соседствуют мужские и женские черты, более талантливы, чем те, о которых говорят "настоящий мужик" или "женщина до кончиков ногтей". Тестостерон бушует в крови юношей, поэтому они интеллектуально развиваются медленнее девушек.

"Традиционная" маскулинность выдвигала на первый план такие качества, как физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении "сильных" чувств (гнева, страсти и т.п.). Однако современная маскулинность ставит интеллект выше физической силы, допускает и даже требует проявления нежности и душевной тонкости, а также обуздания грубых чувств и порывов и т.д. Однако эти тенденции противоречивы, а их соотношение неодинаково в разных социальных сферах: у менее образованных людей представления о маскулинности более традиционны.

Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется скорее в характере умственных способностей, а не в общем уровне интеллекта, измеряемого по IQ.

Мужчины лучше ориентируются в пути, следуя по какому-либо маршруту. Им требуется меньше времени на запоминание маршрута, они совершают меньше ошибок. Но после того как маршрут заучен, женщины помнят большее число дорожных ориентиров, чем мужчины. По-видимому, они склонны больше пользоваться наглядными ориентирами и в повседневной жизни.

Мужчины, как правило, лучше, чем женщины, решают пространственные задачи. Они лучше выполняют тесты, в которых требуется мысленно вращать предмет или каким-либо образом манипулировать им. Они превосходят женщин в тестах, требующих математических рассуждений. У мужчин обнаруживаются большие способности к формированию точных двигательных навыков прицеливания, метания, перехвата различных снарядов.

Женщины, как правило, превосходят мужчин в быстроте идентификации сходных предметов, в арифметическом счёте, у них лучше развиты речевые навыки. Женщины быстрее справляются с некоторыми мануальными заданиями, где требуется точность, ювелирность движений.

Поскольку генетический материал у мужчин и женщин, за исключением половых хромосом, одинаков, скорее разное качество умственных способностей у мужчин и женщин отражает различие гормональных влияний на развивающийся мозг. Разделение полов происходит на ранних этапах эмбрионального развития под влиянием эстрогенов (женских половых гормонов) и андрогенов (мужских половых гормонов, главный из которых - тестостерон).

Изучение особенностей поведения и способностей девочек, которые в пренатальной или неонатальной жизни подверглись избыточному воздействию андрогеном (мужским половым гормоном) из-за врождённой гиперплазии надпочечников их матерей, показало, что, взрослея, они проявляли более выраженное мальчишеское поведение и большую агрессивность. Эффект был необратимым и не корректировался медикаментозной терапией. У них, так же как и у мужчин, лучше развиты пространственные функции. Они лучше выполняют тесты на пространственную манипуляцию, вращение предметов. Однако никаких различий в других перцептивных или вербальных тестах, требующих логических рассуждений, между двумя группами девочек - с гормональными нарушениями и без них - выявлено не было.

Многие учёные полагают, что в основе различия мужского и женского ума лежит менее выраженная у женщин асимметрия полушарий по сравнению с мужчинами. По мнению Д. Кимура, специфика левого полушария - это не только программирование и выбор речевых реакций, но и организация сложных движений рта, рук, участвующих в общении людей. Эти функции у женщин представлены в передних областях, а у мужчин - в задних отделах полушария. У женщин система "праксиса", обеспечивающая выбор надлежащих движений руки, находится в топографической близости к расположенной сразу же позади неё моторной коре, что может объяснять способность женщин формировать более тонкие двигательные навыки. Напротив, у мужчин лучше формируются движения типа прицеливания. Таким образом, асимметрия мозга, связанная с половыми различиями, в зависимости от функции может выражаться в доминировании разных полушарий.

Чтобы решить какую-то абстрактную задачу, у мужчины интенсивно работает только правое полушарие, у женщины - оба. Обширные участки мозга подключаются к работе у женщин, когда они погружаются в воспоминания, особенно грустные, а у мужчин - когда требуется проявить свой интеллект.

Мужчина и женщина имеют примерно равный IQ. Но если женщины тяготеют к "золотой середине" - IQ = 100, то среди мужчин наблюдается большая доля, как сверхвысокого интеллекта, так и умственной отсталости.

Женщины предпочитают конкретное абстрактному.

Современные знания о функциональной специализации правого (образно-двигательная деятельность) и левого (абстрактно-мыслительная деятельность) полушарий мозга позволяют сделать вывод, что функционально мужчины преимущественно лево-, а женщины - правополушарные существа (речь идёт не о качестве деятельности мозга, а о половых особенностях этой деятельности).

Именно этим объясняется преимущество мужчин в абстрактном мышлении, в пространственном воображении и действиях, а женщин - в точности движений и лингвистических способностях.

Итак, более развиты у мужчин: логика, обощение, восприятие в целом, склонность к абстракции, ориентация в пространстве и времени, техническая направленность. А у женщин: интуиция, анализ, внимание к деталям, конкретика, практицизм, ловкость и чуткость рук, гуманитарная направленность.

4. Психофизиологическая дифференциация особенностей личностной сферы мужчин и женщин

У пятинедельного человеческого зародыша нельзя еще никак распознать того пола, в который он впоследствии разовьется. Только по истечении пяти недель начинаются те процессы, которые к концу третьего месяца беременности завершаются односторонним развитием, первоначально общего обоим полам строения. В дальнейшем же течении своем этот процесс приводит к выработке всею индивидуума в каком-нибудь определенном сексуальном направлении. Этим бисексуальным строением всякого зародыша, объясняется тот факт, что признаки другого пола всегда остаются и никогда полностью не исчезают. Половое дифференцирование никогда не бывает вполне законченным. Все особенности мужского пола, хотя и в слабом, едва развитом состоянии, можно найти и у женского; и наоборот признаки женщины в своей совокупности содержатся и в мужчине, хотя в очень неоформленном виде.

Рассмотрим более развитые качества и характеристики мужчин и женщин:

У женщин более развиты: мотив отношения с окружающими, умение подчиняться, следование правилам, желание быть единственной и индивидуальной. Ведущие черты характера: чувствительность, гибкость, эмоциональность, отзывчивость, осторожность, тревожность, сострадательность, исполнительность, старательность, коллективизм, общительность, разговорчивость.

У мужчин: романтизм, мотив достижения успеха, стремление к лидерству, склонность к новаторству, желание быть первым, ведущие черты характера - твердость, сдержанность, суровость, решительность, склонность к риску, агрессивность, предприимчивость, активность, замкнутость, молчаливость.

Способность женщины к мгновенному психическому перевоплощению превосходит способность мужчины. Нервная система женщин менее устойчива. Поэтому женщина быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому.

Заключение


Таким образом, в своей работе мы рассмотрели проблему половой дифференциации и основные отличия мужчин и женщин, анатомо-физиологические предпосылки развития, половые особенности дифференциации когнитивных процессов, в трансляционной форме (речь), половые особенности продукта мышления (интеллект), половые особенности поведения, и половые особенности взаимоотношения полов в поведении и общении.

На основе проделанной работы, сформулируем основные выводы:

Существуют определенные анатомо-физиологические предпосылки половой дифференциации. Механизмы становления полой зрелости у мальчиков и девочек различны. Мужественные и женственные черты присутствуют в каждом индивидууме в той или иной степени.

У женщин более развиты: мотив отношения с окружающими, умение подчиняться, следование правилам, желание быть единственной и индивидуальной. Ведущие черты характера: чувствительность, гибкость, эмоциональность, отзывчивость, осторожность, тревожность, сострадательность, исполнительность, старательность, коллективизм, общительность, разговорчивость. У мужчин: романтизм, мотив достижения успеха, стремление к лидерству, склонность к новаторству, желание быть первым, ведущие черты характера - твердость, сдержанность, суровость, решительность, склонность к риску, агрессивность, предприимчивость, активность, замкнутость, молчаливость.

Более развиты у мужчин: логика, обобщение, восприятие в целом, склонность к абстракции, ориентация в пространстве и времени, техническая направленность. А у женщин: интуиция, анализ, внимание к деталям, конкретика, практицизм, ловкость и чуткость рук, гуманитарная направленность. Таким образом, можем сказать, что поставленные в начале работы цели достигнуты, а задачи реализованы.

Список литературы


1.Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии - 2003. - N 5. - С.45-49.

2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 459с.

.Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс. - 2001. - 752 с.

.Вейненгер О. Пол и характер - Минск - 1997 - 362с.

.Веккер Л.М. Психика и реальность - М.: Сфера - 1998 - 467с.

.Данилова Н.Н. Психофизиология, М.: Медицина - 1999 - 289с.

.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер - 2000. - 398 с

.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

.Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений мужчина женщина - М.: Владос - 2000 - 256с.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер - 2002 - 956с.

.Сухарев В.А. Психология интеллекта - Донецк - 1997 - 354с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Название : Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины
Автор : Ильин Евгений Павлович
Издательство : Питер
Год издания : 2007
Страниц : 544
Формат : doc
Язык : русский
Размер : 3,94 Мб
ISBN : 5-318-00459-8
Качество : отличное
Серия : Мастера психологии

В данной книге впервые и наиболее полно в отечественной психологии систематически рассмотрен вопрос о физиологических, психических и социальных различиях мужчин и женщин с учетом многочисленных отечественных и зарубежных исследований. Издание является логическим продолжением курса, изложенного в учебнике того же автора `Дифференциальная психофизиология` (Питер, 2001). Помимо теоретических и методологических вопросов в книге представлены методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин.

Содержание
Предисловие. …4
Введение. …5
Глава 1. Биологические аспекты половой дифференциации.
1.1. Биологические механизмы половой дифференциации. …11
1.2. Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов.
1.3. Морфологические различия между лицами мужского и женского пола.
1.4. Физиологические половые различия.
1.5. Половые различия в темпах моторного развития.
1.6. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента.
1.7. Пол и функциональная асимметрия.
1.8. Менструальные фазы как специфика женского организма.
1.9. Кого больше — мужчин или женщин, или Некоторые демографические данные.
1.10. Жизнестойкость, аномалии развития и заболеваемость мужчин и женщин.
Контрольные вопросы.
Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества.
2.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознании.
2.2. Негативная роль гендерных стереотипов.
2.3. Представления о социальном статусе и правах мужчин и женщин.
2.4. Оценка достигаемых мужчинами и женщинами результатов.
2.5. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе.
2.6. Феминизм как движение женщин за свои права.
Контрольные вопросы.
Глава 3. Половая идентификация, или Как становятся мужчинами и женщинами.
3.1. Половая идентификация как социальный феномен.
3.2. Стадии половой идентификации.
3.3. Теории половой идентификации.
3.4. Нормативное давление как механизм половой идентификации.
3.5. Информационное влияние на половую идентификацию.
3.6. Хотят ли женщины быть мужчинами.
3.7. Нарушения половой идентичности.
Контрольные вопросы.
Глава 4. Половые различия в эмоциональной сфере.
4.1. Половые различия в доминировании базовых эмоций.
4.2. Половые различия в выраженности эмоциональных свойств личности.
4.3. Экспрессивность мужчин и женщин.
4.4. Эмоциональная память и пол.
4.5. Половые различия в проявлении эмоциональных типов.
4.6. Распознавание мужчинами и женщинами эмоций другого человека.
4.7. Эмоциональные нарушения и пол.
Контрольные вопросы.
Глава 5. Способности мужчин и женщин.
5.1. Внимание и пол.
5.2. Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин.
5.3. Кто умнее — мужчины или женщины?
5.4. Память и пол.
5.5. Языковые и художественные способности мужчин и женщин.
5.6. Объяснения различий между мужчинами и женщинами в познавательных способностях.
5.7. Половые различия в проявлении психомоторных качеств.
Контрольные вопросы.
Глава 6. Личностные особенности мужчин и женщин.
6.1. Половые различия в свойствах личности.
6.2. Самооценки лиц мужского и женского пола.
6.3. Половые особенности мотивационной сферы.
6.4. Различия мужчин и женщин в проявлении волевых качеств.
Контрольные вопросы.
Глава 7. Особенности общения, связанные с полом.
7.1. Значимость общения для мужчин и женщин.
7.2. Половые особенности социальной перцепции.
7.3. Отношение к противоположному полу.
7.4. Половые различия в отношении к другим объектам общения.
7.5. Половые особенности выбора партнера общения детьми.
7.6. Круг общения у женщин и мужчин.
7.7. Теснота общения и пол.
7.8. Мужской и женский стили общения.
Контрольные вопросы.
Глава 8. Особенности поведения мужчин и женщин.
8.1. Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях.
8.2. Альтруистическое поведение и пол.
8.3. Пол и бюджет времени.
8.4. Мода как специфическая форма поведения и пол.
8.5. Половые различия в пагубных пристрастиях.
8.6. Агрессивное поведение и пол.
8.7. Антиобщественное поведение и пол.
Контрольные вопросы.
Глава 9. Пол и сексуальное поведение.
9.1. Особенности полового созревания лиц мужского и женского пола.
9.2. Половое влечение у мужчин и женщин.
9.3. Возраст и мотивы вступления в половую жизнь.
9.4. Отношение мужчин и женщин к сексу.
9.5. Особенности мужской сексуальности.
9.6. Особенности женской сексуальности.
9.7. Сексуальная привлекательность (сексапильность).
9.8. Сексуальные домогательства: взгляд на него мужчин и женщин.
9.9. Нарушение сексуального развития мужчин и женщин.
Контрольные вопросы.
Глава 10. Мужчины и женщины в семье.
10.1. Представления о будущем супруге лиц разного пола.
10.2. Вступление в брак мужчин и женщин.
10.3. Потребности и цели, реализуемые мужчинами и женщинами в браке.
10.4. Совместимость и удовлетворенность супругов браком.
10.5. Распределение ролей в семье между мужем и женой.
10.6. Планирование численности семьи мужем и женой.
10.7. Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек родителями разного пола.
10.8. Отношение детей к матери и отцу.
10.9. Семья и работа в жизни женщины.
10.10. Супружеская неверность (измена).
10.11. Развод и повторный брак.
10.12. Взаимоотношения невестки и свекрови.
10.13. Вдовство и пол.
Контрольные вопросы.
Глава 11. Пол и различные виды деятельности.
11.1. Пол и учебно-воспитательная деятельность.
11.2. Пол и профессиональная деятельность.
11.3. Пол и профессиональная карьера.
11.4. Пол и бизнес.
11.5. Лидерство, руководящие должности и пол.
11.6. Пол и общественная деятельность.
11.7. Пол и служба в армии и МВД.
Контрольные вопросы.
Глава 12. Пол и физическая культура.
12.1. Физическое воспитание детей разного пола.
12.2. Физкультурно-спортивная мотивация лиц мужского и женского пола.
12.3. Спортивная деятельность мужчин и женщин.
12.4. Занятия женщин спортом и репродуктивная система женского организма.
12.5. Проблема определения половой принадлежности спортсменов.
12.6. Пол и тренерская работа.
12.7. Специфика руководства женскими спортивными командами.
Контрольные вопросы.
Глава 13. Сравнительное изучение мужчин и женщин с учетом психологического пола.
13.1. Представления о маскулинности и фемининности.
13.2. Теория андрогинности.
13.3. Маскулинность-фемининность и особенности личности.
13.4. Маскулинность-фемининность и выбор рода занятий.
Контрольные вопросы.
Заключение.
Приложения.
Приложение 1. Научный словарь терминов.
Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин.
Методики выявления маскулинности-фемининности.
Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI).
Методика «Маскулинность-фемининность» С. Бем.
Методика «Женственность».
Методики выявления психологической совместимости мужчин и женщин как партнеров общения.
Тест «Подходите ли вы друг к другу?».
Тест «Совпадает ли ваше отношение к любви?».
Тест «Любите ли вы доминировать?».
Тест «Властный ли у вас характер?».
Методики выявления супружеских отношений и оценки брака.
Тест «Почему именно он?».
Тест «Методика диагностики супружеских отношений».
Тест «Чья очередь мыть посуду?».
Тест «Удачен ли ваш брак?».
Тест «Понимаете ли вы друг друга?».
Тест-опросник удовлетворенности браком.
Тест «Семейный-1».
Тест «Семейный-2».
Тест «Хорошо ли вы знаете своего супруга?».
Тест «Семья или карьера?».
Тест «Ваше супружество — какое оно?».
Тест «Какую оценку следует поставить вашему супружеству».
Тесты для выявления взаимоотношений отца и матери с детьми.
Тест «Хороший ли отец ваш супруг?».
Тест «Отец семейства».
Тест «Какой вы воспитатель?».
Тест «Девочки или мальчики?», или Как вы воспитываете своих детей?
Тест «PARI» — «Родительско-детские отношения».
Тест «Родители глазами ребенка».
Тест «Подростки о родителях».
Литература.
Алфавитный указатель.

Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.

Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления ? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего потому, что они основываются не на чей-то прихоти, а на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

Д. Гири (D. Geary, 1989) отмечает, что природа и воспитание взаимодействуют в сложном процессе создания половых различий. Он пишет, что культура способна смягчать или усиливать ранние, биологически заложенные половые различия, а поскольку культура постоянно меняется, вполне логично ожидать, что и величина половых различий тоже будет меняться.

О том же говорит и В. Е. Каган (2000): «Анализ материалов дискуссии, последовавшей за выходом в свет монографии Е. Маккоби и К. Джеклин (1976), показывает, что дихотомия биологического и социального изжила себя: средовые влияния являются необходимым условием реализации врожденных программ в такой же мере, в какой врожденные программы являются необходимой точкой приложения средовых влияний» (с. 65).

Нельзя не отметить, что обсуждаемая проблема во многих исследованиях освещается односторонне, с учетом специфики только женского пола, которая на самом деле может таковой и не являться. Так, в одном исследовании автор опросила женщин, занимающихся бизнесом, что мешает им созданию собственного дела. Были получены такие ответы: 1) отсутствие правовых гарантий и несовершенство системы законодательства; 2) нестабильная экономическая и политическая обстановка в стране; 3) большая уязвимость перед рэкетом, отсутствие безопасности; 4) отсутствие связей в сфере бизнеса (Е. Кобзева, 1991). Спрашивается, что специфического для женского бизнеса выявила автор? Разве те же проблемы не касаются бизнесменов-мужчин?

Или, например, при обсуждении «пропасти между полами» во время американской предвыборной кампании, пишет Д. Майерс (2000), комментаторы удивлялись тому, что большинство женщин голосуют за демократов, но не пытались выяснить, почему большинство мужчин голосуют за республиканцев.

Выявить женскую специфику (впрочем, как и мужскую) можно только при их сравнении с представителями другого пола, а не при изолированном изучении женщин (или мужчин). С дифференциально-психофизиологических позиций и женщины, и мужчины представляют одинаковый интерес.

СПб.: Питер, 2003. — 366 с. — (Мастера психологии ).В данной книге рассмотрены физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин с учетом многочисленных отечественных и зарубежных исследований.
Различия в поведении мужчин и женщин следует искать не только во влиянии психологических и социальных установок общества, но и в биологических различиях, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических. Как бы ни влияло общество на формирование поведения людей разного пола, первоистоки этих различий надо искать в биологической предназначенности мужчин и женщин.Содержание.
Об авторе.
Предисловие.
Введение.
Биологические аспекты половой дифференциации.
Биологические механизмы половой дифференциации.
Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов.
Морфологические различия между лицами мужского и женского пола.
Физиологические половые различия.
Половые различия в темпах моторного развития.
Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента.
Пол и функциональная асимметрия.
Менструальные фазы как специфика женского организма.
Кого больше — мужчин или женщин, или Некоторые демографические данные.
Жизнестойкость, аномалии развития и заболеваемость мужчин и женщин.
Контрольные вопросы.
Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества.
Образы мужчин и женщин в массовом сознании.
Негативная роль гендерных стереотипов.
Представления о социальном статусе и правах мужчин и женщин.
Оценка достигаемых мужчинами и женщинами результатов.
Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе.
Феминизм как движение женщин за свои права.
Контрольные вопросы.
Половая идентификация, или Как становятся мужчинами и женщинами.
Половая идентификация как социальный феномен.
Стадии половой идентификации.
Теории половой идентификации.
Нормативное давление как механизм половой идентификации.
Информационное влияние на половую идентификацию.
Хотят ли женщины быть мужчинами.
Нарушения половой идентичности.
Контрольные вопросы.
Половые различия в эмоциональной сфере.
Половые различия в доминировании базовых эмоций.
Половые различия в выраженности эмоциональных свойств личности.
Экспрессивность мужчин и женщин.
Эмоциональная память и пол.
Половые различия в проявлении эмоциональных типов.
Распознавание мужчинами и женщинами эмоций другого человека.
Эмоциональные нарушения и пол.
Контрольные вопросы.
Способности мужчин и женщин.
Внимание и пол.
Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин.
Кто умнее — мужчины или женщины?
Память и пол.
Языковые и художественные способности мужчин и женщин.
Объяснения различий между мужчинами и женщинами в познавательных способностях.
Доказательства влияния социальных факторов на различия в способностях мужчин и женщин.
Доказательства генетической обусловленности различий в способностях мужчин и женщин.
Половые различия в проявлении психомоторных качеств.
Контрольные вопросы.
Личностные особенности мужчин и женщин.
Половые различия в свойствах личности.
Самооценки лиц мужского и женского пола.
Половые особенности мотивационной сферы.
Различия мужчин и женщин в проявлении волевых качеств.
Контрольные вопросы.
Особенности общения, связанные с полом.
Значимость общения для мужчин и женщин.
Половые особенности социальной перцепции.
Отношение к противоположному полу.
Половые различия в отношении к другим объектам общения.
Половые особенности выбора партнера общения детьми.
Круг общения у женщин и мужчин.
Теснота общения и пол.
Мужской и женский стили общения.
Контрольные вопросы.
Особенности поведения мужчин и женщин.
Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях.
Альтруистическое поведение и пол.
Пол и бюджет времени.
Мода как специфическая форма поведения и пол.
Половые различия в пагубных пристрастиях.
Агрессивное поведение и пол.
Антиобщественное поведение и пол.
Контрольные вопросы.
Пол и сексуальное поведение.
Особенности полового созревания лиц мужского и женского пола.
Половое влечение у мужчин и женщин.
Возраст и мотивы вступления в половую жизнь.
Отношение мужчин и женщин к сексу.
Особенности мужской сексуальности.
Особенности женской сексуальности.
Сексуальная привлекательность (сексапильность).
Сексуальные домогательства: взгляд на него мужчин и женщин.
Нарушение сексуального развития мужчин и женщин.
Контрольные вопросы.
Мужчины и женщины в семье.
Представления о будущем супруге лиц разного пола.
Вступление в брак мужчин и женщин.
Потребности и цели, реализуемые мужчинами и женщинами в браке.
Совместимость и удовлетворенность супругов браком.
Распределение ролей в семье между мужем и женой.
Планирование численности семьи мужем и женой.
Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек родителями разного пола.
Отношение детей к матери и отцу.
Семья и работа в жизни женщины.
Супружеская неверность (измена).
Развод и повторный брак.
Взаимоотношения невестки и свекрови.
Вдовство и пол.
Контрольные вопросы.
Пол и различные виды деятельности.
Пол и учебно-воспитательная деятельность.
Пол и профессиональная деятельность.
Пол и профессиональная карьера.
Пол и бизнес.
Лидерство, руководящие должности и пол.
Пол и общественная деятельность.
Пол и служба в армии и МВД.
Контрольные вопросы.
Пол и физическая культура.
Физическое воспитание детей разного пола.
Физкультурно-спортивная мотивация лиц мужского и женского пола.
Спортивная деятельность мужчин и женщин.
Занятия женщин спортом и репродуктивная система женского организма.
Проблема определения половой принадлежности спортсменов.
Пол и тренерская работа.
Специфика руководства женскими спортивными командами.
Контрольные вопросы.
Сравнительное изучение мужчин и женщин с учетом психологического пола.
Представления о маскулинности и фемининности.
Теория андрогинности.
Маскулинность-фемининность и особенности личности.
Маскулинность-фемининность и выбор рода занятий.
Контрольные вопросы.
Заключение.
Приложения.
Приложение
1. Научный словарь терминов.
Приложение
2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин.
Методики выявления маскулинности-фемининности.
Методики выявления психологической совместимости мужчин и женщин как партнеров общения.
Методики выявления супружеских отношений и оценки брака.
Тесты для выявления взаимоотношений отца и матери с детьми.
Литература.
Алфавитный указатель.

  • Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
  • С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться

Автор данной монографии является известнейшим в научных кругах ученым, посвятившим большую часть своих исследовательских работ выяснению природы сходств и различий в психологии, поведении и мировоззрении мужчин и женщин. Собственно, «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» представляет собой наиболее полную версию авторского учебного курса.

Поскольку книга написана преимущественно для тех, кто овладел научной методологией и понятийно-категориальным аппаратом психологии, биологии и физиологии, на первый взгляд она может показаться несколько сложной для восприятия читателей. Однако буквально после нескольких страниц прочтения вы начинаете мыслить схожими категориями, понимая основные идеи и тезисы автора.

Глубина проработанности материала поражает – здесь мы видим ученого, по крупицам собирающего и анализирующего информацию и предлагающего читателю огромное количество фактического материала. На момент написания книги (2001 год) Евгению Петровичу Ильину удалось собрать и изучить все работы отечественных и зарубежных ученых по данной тематике . Он не навязывает свою точку зрения. Стоит особенно подчеркнуть, что в книге практически не выражена авторская позиция, что немаловажно для понимания подобной научной литературы.

Автор приводит статистические данные, научно подтвержденные факты и множественные теории, гипотезы, опровержения и предположения, высказанные в разное время исследователями вопросов мужского и женского в психологии, биологии, физиологии и социологии.

Гендер и дифференциальная психофизиология

Однако есть одна серьезная деталь, которая может помешать читателю составить полное представление о проблематике мужского и женского. Это методологический подход, который заключен в том, что в теории гендера называется «эссенциализм», а именно – рассмотрении вопросов мужественности и женственности исключительно в разрезе из природной сущности (биодетерминизм) . С психолого-биологической точки зрения, мужчина и женщина имеют весьма ограниченный набор социальных и поведенческих ролей, так как все в них заложено физиологическими особенностями функционирования головного мозга, гормональной сферой (или ее нарушениями), общим физическим состоянием организма и т.п.

Напомним, что гендерная теория гласит о том, что изначально мужчина и женщина равны в своих различиях (all different, all equal). Понимание мужественности и женственности складывается из воспитания, ожиданий общества (а зачастую и навязывания моделей поведения) и самой идеи отношений власти и подчинения (по М. Фуко) . Идеологи гендерной теории (Дж. Батлер, К. Миллет, Д. Мани, М. Киммелл, О. Воронина, И. Чикалова, С. Павлычко и т.д.) понимают по гендером социальный конструкт, включающий в себя сложную модель самоидентификации (половую, гендерную, социальную, личностную, профессиональную, национальную и т.п.).

Представители феминистской и гендерной мысли впервые заговорили об экономических и политических аспектах формирования феномена семьи и общественных отношений между мужчинами и женщинами. Опираясь на труды Мишеля Фуко, они настаивали на внедрении междисциплинарного гендерного подхода ко всем социо-гуманитарным исследованиям и пересмотра всей истории человечества с новых позиций.

Что касается «Дифференциальной психофизиологии мужчины и женщины», то автор статистически не исключает фактов существования «нетипичных» мужчин и женщин (например, сравнивая скорость реакции обоих полов, он отмечает, что есть быстро реагирующие женщины или замедленные мужчины). Однако исключения лишь подтверждают общие правила и «нормы» (здесь четко прослеживается аристотелевская мысль о том, что женщина есть отклонение от нормы). Совершенно за скобки выходит не только право выбора жизненного сценария в зависимости от внутренних установок, мировоззрения или самоактуализации личности, но и возможность существования «Другого» относительно общепринятых норм.

Вопросы разницы между мужчинами и женщинами сведены исключительно к тому, что заложено в человеке изначально и лишь поддерживается последующим воспитанием и взятыми на себя социальными ролями.

Правда, профессор Ильин в 2010 году написал не менее основательное исследование «Пол и гендер» , в котором обратился к гендерной методологии и скрупулезно изложил основные тезисы своей предыдущей работы с позиций нового подхода. Он признает гендерную методологию, но при внимательном рассмотрении множества узкоспециальных теорий выявляет их слабые места. Это не приводит читателя к отрицанию научности гендерной методологии, а дает возможность понять актуальность проблематики и вопроса выработки адекватных методов и подходов.

Прочитав эту книгу, вы:

  • ознакомитесь с основными современными теориями социально-гуманитарных исследований;
  • найдете ответы на интересующие вопросы относительно специфики поведения, мышления и мировоззрения противоположного пола;
  • сможете глубже изучить себя и выявить свои сильные и слабые стороны;
  • узнаете немало любопытных фактов, которые ранее вам были неизвестны, на примере жизненных ситуаций мужчин и женщин.

Книга будет полезна не только научным работникам и исследователям вопросов мужского и женского в психологии, философии, истории, культурологи, но и широкому кругу читателей, желающих понять сущность взаимоотношений между мужчинами и женщинами, разобраться в причинах возникающих противоречий и конфликтов и научиться принимать друг друга.

Список литературы:

1. Воронина О. Гендер // Словарь гендерных терминов / Денисова А. (ред.). - М.: Информация XXI век, 2002.
2. Зыгмантович П.. «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» Е.П. Ильина.// zygmantovich.com/?page_id=9065
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. – 544 с. (Серия «Мастера психологии»).
4. И.Р. Чикалова, Е.И. Янчук. Гендер // Социология: энциклопедия / А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.. - Мн.: Книжный дом, 2003.
5. Фрагмент книги Е.П. Ильин «Пол и гендер». /psyfactor.org/lib/gender1.htm
6. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). - Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. - С. 17-48.