Пространственная и временная организация занятия и распорядка дня аутичного ребенка. Причины развития РДА


Аутизм считается не столько болезнью, сколько тяжелым нарушением психического развития , из-за которого человек теряет способность к социальному взаимодействию и общению с другими людьми. При этом уровень его интеллектуального развития может быть самым различным, начиная от полной отсталости и заканчивая одаренностью в определенной области.

К сожалению, болезнь аутизма у детей не лечится какими-либо таблетками и сохраняется на протяжении всей жизни . Некоторые родители, чьи дети страдают ею, стараются замаскировать диагноз, сделав его более благозвучным для восприятия. Понять таких мам и пап можно, т. к. общая масса окружающих людей считает аутистов шизофрениками. Но убегать таким образом от проблемы нельзя, ведь без внимания и понимания больные с этим отклонением живут совсем недолго.

Сегодня аутизм у взрослых принято делить на пять категорий:

К первой относятся люди, которые больны не поддающейся лечению формой заболевания. Как правило, для них окружающая действительность не существует, поэтому адаптация их к социуму не представляется возможной.

Вторая группа включает людей, которые очень замкнуты в себе. С другими людьми они общаются лишь из своих представлений о мире, невзирая на настоящую действительность. Аутизм такой формы, как и предыдущий, трудно поддается коррекции. Отмечено, что аутисты второй категории могут часами заниматься любимым делом, складывая, например, одну и ту же фигуру из кубиков или мозаики. При этом у них не появляется желания поесть или лечь спать: они просто забывают об этом.

Аутисты третьей группы чуть больше социализированы, но они никогда не принимают во внимание интересы окружающих людей. Такие люди почти не могут нормально о себе позаботиться и с огромным трудом отвлекаются на других. Они полностью поглощены своими интересами. Очень часто их родные и близкие даже не подозревают об их способностях и нередкой одаренности.

У людей четвертой группы наблюдается легкая форма аутизма, которую без помощи психиатра иногда не обнаружить. Как правило, такие люди не особо отличаются от сверстников, но при этом они очень обидчивы, совершенно не приспособлены к самостоятельной жизни, слишком послушны по отношению к своим опекунам и почти всегда следуют установленным для самих себя правилам.

Аутизм у людей пятой группы проявляется не только замкнутостью, но и гениальными способностями. Из таких людей могут вырасти выдающиеся писатели, художники, программисты и другие таланты.

Причины возникновения аутизма

Понять, кто же виноват, в этом случае ответить, увы, невозможно. Ученые всего мира до сих пор спорят о причинах возникновения аутизма. Многие из светил медицинской науки выдвигают предположение о том, что психическое отклонение может возникнуть из-за инфекций , воздействующих на плод в период его вынашивания матерью.

Также на развитие могут повлиять тяжелые осложненные роды , ситуации, травмирующие до конца не сформировавшуюся психику, и даже прививки .

Интерес у ученых вызывает и тот факт, что синдром аутизма чаще наблюдается в тех странах, где очень высоко развиты компьютерные технологии, заменяющие взрослым и детям общение с живыми людьми. Конечно же, это не значит, что к чудо-машине вообще нельзя подходить, но целесообразнее все же ограничивать время пребывания за ней, особенно детям.

Симптомы аутизма

Как показали исследования, это психическое заболевание бывает самых разных типов, поэтому симптомы аутизма одних форм могут немного отличаться от других. Среди всех подобных расстройств принято выделять синдромы Ретта, Каннера, Аспергера, аутистическое поведение и атипичный аутизм. При этом аутистическое поведение не совсем является аутизмом, а синдром Ретта психиатры вообще просят обособить как отдельное расстройство. Ниже приведены симптомы, характерные для каждой формы патологии отдельно.

Синдром Ретта начинает проявляться достаточно рано - в возрасте от 8 до 30 месяцев. Обычно признаки аутизма у детей в этом случае заключаются в утрате уже приобретенных навыков. К несчастью, ранний аутизм Ретта переносится детьми очень тяжело, ведь со временем появляются мышечные атрофии, дистония, сколиоз и кифоз. Кроме того, ребенок утрачивает способность удерживать даже легкие предметы, и у него наблюдаются непроизвольные «моющие» движения кистей. Как показала практика, аутизм Ретта не поддается коррекции, поэтому его считают самым тяжелым нарушением среди аутистических расстройств.

Синдром Каннера проявляется, когда ребенку примерно 2–3 года. Его симптомы:

  • тяга к нестереотипным играм с совершенно неигровыми предметами;
  • полная отгороженность от всего происходящего вокруг до тех пор, пока раздражители среды не становятся болезненными;
  • неспособность с самого начала жизни устанавливать с людьми полноценные отношения;
  • панический страх перед всеми изменениями окружающей обстановки;
  • недостаточность или же отсутствие зрительного контакта;
  • многократное повторение одних и тех же фраз или повторение речи других людей;
  • задержка развития личностных качеств.

Синдром раннего детского аутизма по Аспергеру , как и синдром Каннера, определяется стереотипным кругом интересов, недооценкой реальности и импульсивностью поведения. У некоторых детей неплохо сохраняется логическое мышление, и иногда оно поражает своей необыкновенной развитостью. В отличие от других, больные аутизмом Аспергера дети совершают мало выразительных мимических движений и довольно редко жестикулируют. Речь их больше похожа на декламацию, ведь она звучит то тихо, то так, что начинает резать слух. Также у больных наблюдается привязанность к дому, а не к его обитателям, поэтому смена жительства аутистами переносится очень болезненно.

Признаки атипичного аутизма схожи с признаками аутизма Каннера, но проявляются они чаще всего у взрослых. Для таких больных характерно стереотипное поведение.

Диагностика аутизма

Заболевание «аутизм» иногда путают с шизофренией, поэтому для выявления этого непростого для диагностики психического недуга нужен осмотр нескольких специалистов: психиатра, невролога и даже отоларинголога.

Во время обследования выясняются не только причины аутизма у детей, но и анализируется их поведение. Как правило, основные признаки раннего детского аутизма не заставляют долго себя ждать. Заметить заболевание удается уже на первом году жизни.

В клинической практике психическое отклонение диагностируется тремя инструментальными методами:

  • оценочной шкалой детского аутизма (CARS),
  • шкалой наблюдения для диагностики аутизма (ADOS),
  • пересмотренной версией опросника для диагностики аутизма (ADI-R).

Родители распознают детский аутизм довольно рано, не понимая, что творится с их чадом. Как правило, они жалуются на то, что малыш может подолгу рассматривать один и тот же предмет или играть с игрушками так, как они для этого они не предназначены.

Лечение аутизма

По мнению врачей, болезнь вылечить почти невозможно. К сожалению, медициной предлагается только коррекция состояния , помогающая ребенку более или менее приспособиться к жизни среди здоровых людей. То есть можно помочь ребенку адаптироваться, но окончательно вылечить аутизм не получится.

Проводя тест на аутизм у детей, специалисты выявляют степень тяжести болезни и только после этого назначают методы терапии. Обычно они сводятся к приему лекарственных препаратов.

Сегодня пользуется успехом такой метод коррекции, как холдинг-терапия , помогающий ребенку выйти из своего внутреннего мира и немного отвлечься. Как правило, лечить аутизм этим методом несложно — имея эти навыки, родители смогут сами помочь своим детям в некоторой степени преодолеть заболевание. В программу холдинг-терапии входят:

  • упражнения манипулирования мячом,
  • имитация несложных телодвижений,
  • вырезание простых фигурок из бумаги и т. д.

После такого лечения аутизм начинает немного сдавать свои позиции. У ребенка просыпается интерес к занятиями других обитателей дома, а иногда он и сам старается поучаствовать в них.

Вместе с корректирующими упражнениями в клинике применяется и биомедицинское лечение аутизма, подразумевающее прием витаминов, минералов и различных ферментов. Как ни странно, но врачами очень часто назначается диета , играющая при аутизме особую роль. Дело вот в чем. Желудочно-кишечный тракт у страдающих этим недугом детей не переваривает содержащийся в злаках и молочных продуктах белок. Непереработанные остатки белка, постоянно находясь в крови аутистов, негативно влияют на работу головного мозга, приводя к состоянию легкой… эйфории. Вот почему аутисты так любят мучное и молочное.

Детским аутизмом признается патология психического развития, когда нарушается нормальный порядок социального взаимодействия ребенка с другими индивидами. Могут возникать речевые, моторные и поведенческие расстройства.

Ранний детский аутизм, или РДА, называют синдромом Лео Каннера. Это заболевание в 5 раз чаще встречается у мальчиков. В среднем тяжелым психическим расстройством страдает каждый тысячный ребенок.

Дети, заболевшие тяжелой формой аутизма, игнорируют даже самых близких людей. Такая ослабленная эмоциональная реакция называется «аффективной блокадой». Родители могут наблюдать у малыша заторможенность, сниженную реакцию на слуховые и зрительные раздражители.

Причины развития РДА

Факторы, способствующие возникновению заболевания

Нарушение психического состояния ребенка может быть спровоцировано объективными факторами, например:

  • генными нарушениями у родителей или плода;
  • органическими поражениями ЦНС (аномальным развитием отделов мозга, энцефалитом);
  • гормональной дисфункцией;
  • ртутным отравлением, которое может произойти в результате нарушения правил вакцинации;
  • бактериальной инфекцией;
  • злоупотреблением антибиотиками;
  • вирусным заражением;
  • химическим воздействием на организм матери во время беременности;
  • развитием патологий в период вынашивания плода матерью в связи с перенесенной вирусной инфекцией (ветрянкой , краснухой или корью);

Патогенез синдрома Лео Каннера

Причины аутизма могут быть:

  • первичными;
  • вторичными.

В число первичных причин болезни медики включают повышенную эмоциональную чувствительность малыша. Ребенок, который имеет невысокий энергетический потенциал, под влиянием вторичного фактора может демонстрировать признаки психического расстройства.

Среди вторичных причин развития следует отметить желание сбежать от проблем окружающего мира, стремление избавиться от внешних воздействий, появление сверхценных интересов и формирование устойчивых стереотипов.

Наследственность играет ключевую роль в процессе формирования аутизма. Существует теория, согласно которой аутичный ребенок может родиться в семье с любым материальным достатком и психологическим климатом.

Основные признаки детского аутизма

Симптомы аутизма могут проявляться в виде поведенческих и физиологических нарушений.

Поведенческие аутические проявления

Внешние признаки аутизма выражаются в разных формах в зависимости от возраста больного.

Поведение детей до 6 месяцев

Новорожденные дети в возрасте до 6 месяцев могут страдать от психического нарушения, о чем будет свидетельствовать:

  • постоянная пассивность – ребенок практически не плачет, совершает минимальные движения, не заинтересован в познании окружающего мира;
  • чрезмерная активность – проявление нервозности, постоянный плач;
  • отказ от зрительного контакта с людьми, отсутствие концентрации взгляда на лицах или окружающих предметах;
  • непроявление реакции на голос родителей;
  • уклонение от прикосновений матери и отца;
  • отказ от материнского молока;
  • отставание в развитии;
  • ускоренный рост черепа.

Фотографии

Поведение детей до 11 лет

Дети в возрасте от 2 до 11 лет способны демонстрировать:

  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • желание играть в одиночестве;
  • отсутствие стремления к общению;
  • отказ от зрительного контакта с собеседником;
  • нежелание беседовать с окружающими людьми;
  • ограниченная заинтересованность в конкретном виде деятельности (музыкальное течение, направление изобразительного искусства или математические способности);
  • систематическое повторение одного жеста, звука или слова;
  • паника при смене привычной обстановки;
  • сложности при обучении, приобретении новых практических навыков (аутичному ребенку тяжелее научиться писать и читать).

Поведение детей после 11 лет

На пороге наступления подросткового возраста симптоматика больных аутизмом обогащается следующими признаками:

  • депрессивное состояние с агрессивными проявлениями;
  • отрицание потребности в налаживании контактов с окружающими;
  • склонность к совершению повторяющихся действий;
  • однообразие интересов;
  • отрицательное отношение к любым переменам;
  • речевые нарушения;
  • общение с невидимыми собеседниками;
  • повышенная нервозность, тревожность и возбудимость;
  • наличие патологических страхов;
  • склонность к формированию ритуалов;
  • повышенная привязанность к некоторым предметам.

Стереотипия поведения аутичного малыша

Больные дети склонны к совершению непроизвольных действий. Неосознанные движения совершаются ими систематически. Ребенок не может контролировать такие проявления как:

  • движения. Двигательная активность выражается в виде прыжков, раскачивания туловища или махания руками. Некоторые больные склонны к бегу на цыпочках по кругу. Известно, что усиление двигательных стереотипов происходит в периоды крайнего утомления или возбуждения организма. Активность может сменяться заторможенностью, во время которой ребенок способен застывать в неудобной позе;
  • речь. Типичным признаком аутичного ребенка является бесконтрольное повторение фраз или слов других людей. Больным свойственна неестественная разговорная речь, состоящая из штампов. Дети неверно используют личные местоимения. Говоря о себе, аутичные пациенты применяют слова «она», «он», «ты»;
  • пространственные стереотипы. Возможны трудности с внешней ориентацией, сложности при необходимости скопировать чужие движения во время занятий по физической культуре;
  • социальные стереотипы. Дети с РДА избирательны в контактах, они испытывают явный дискомфорт в присутствии незнакомых людей;
  • игровые стереотипы. Страдающие от синдрома Лео Каннера малыши могут играть с необычными предметами. Игрушкой аутичного ребенка может стать провод, электроника и бытовая техника, предмет интерьера, а также обувь и одежда. Пациенты с психическим расстройством не заинтересованы с традиционных детских играх, в просмотре развлекательных мультфильмов и кинокартин.

Физиологические аутические проявления

Болезнь имеет ряд физиологических симптомов, а именно:

  • судороги;
  • слабая иммунная система;
  • избыточное или притупленное сенсорное восприятие;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • хронические желудочно-кишечные патологии;
  • нарушение работы поджелудочной железы.

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различной степени тяжести. Разновидности болезни отличаются друг от друга способом отделения ребенка от действительности.

1 тип

Больной полностью отрешен от происходящего во внешнем мире. Он чувствует дискомфорт при общении с посторонними, не проявляет социальной активности, не демонстрирует ответные реакции на раздражители и не показывает свои эмоции.

Для обеспечения полного отказа от контактов пациент может игнорировать неблагоприятные условия жизнедеятельности. Чтобы избавить себя от общения с окружающими, дети с пораженной психикой терпят голод, не придают значения опасности. Ребенок с аутизмом 1-го типа не адаптирован к самостоятельной жизни.

2 тип

Активное отвержение внешнего мира. Пациент не отрешен от окружающих, но крайне избирателен в выборе контактов. Зачастую единственными проводниками для связи с окружающей действительностью для ребенка являются родители.

Аутичный малыш выбирает для себя только конкретные виды пищи, может испытывать нездоровую привязанность к вещам, предметам одежды. Ребенок боится перемен. При усилении тревожности отмечает рост агрессивности, появление двигательных и речевых стереотипов. Больной имеет пониженный уровень приспособленности к жизни.

3 тип

Интересы ребенка сосредоточены на ограниченных сферах деятельности. Пациент временно увлекается определенной областью знаний или искусства, разговаривает только о своих интересах, регулярно воспроизводит одинаковые действия или слова.

Увлечения имеют цикличный характер, то есть постоянно сменяют друг друга. Больной не углубляет своих познаний о предмете заинтересованности, не занимается исследовательской работой.

Аутичные дети отличаются мрачностью и периодической агрессивностью. Они имеют средний показатель адаптации к жизни и взаимодействию с внешней средой.

4 тип

Ребенок испытывает сложности при взаимоотношениях с окружающими ввиду сниженной самооценки и ранимости. Он избегает новых контактов, чтобы оградить себя от критики. Такие больные имеют самые высокий процент приспособленности к жизни, они могут самостоятельно справляться с основными бытовыми и социальными задачами, легко поддаются лечению.

Диагнотика аутизма

Изучая информацию по вопросу, аутизм — что это за болезнь, родители должны помнить, что непринятие срочных мер по излечению детской психики может пагубно отразиться на развитии ребенка.

Аутизм может быть одним из последствий тяжелого поражения головного мозга. Именно потому при обнаружении первых признаков расстройства аутичные дети должны пройти комплексное обследование.

Когда ребенку нужно пройти обследование

Основанием для обращения к специалисту служит наличие у малыша таких тревожных признаков как:

  • повторяющееся (стереотипное) поведение;
  • сложности в социальном взаимодействии;
  • нарушения коммуникации с внешней средой.

Какие врачи подтверждают заболевание РДА

Для подтверждения диагноза пациенту потребуется пройти обследование у следующих врачей:

  • педиатр;
  • психиатр;
  • невролог;
  • психолог.

Способы выявления нарушения психики

Диагностика аутизма заключается в наблюдении за поведением пациента, сборе анамнеза жизни ребенка и проведении ряда психологических тестов. Родители вносят данные в опросник, где описывают обычное поведение своего ребенка.

На основании собранной информации специалист оценивает психическое состояние ребенка и проводит дифференцированную диагностику. Осуществляется углубленное медико-психологическое исследование состояния ребенка. Врач изучает динамику развития пациента, знакомится с его коммуникативными возможностями, границами познавательной деятельности и эмоционально-волевыми чертами, а также уровнем работоспособности.

Лечение детского аутизма

Аутизм у детей требует продолжительного комплексного лечения. В число основных принципов медицинской помощи после выявления РДА входит:

  • участие родителей, воспитателей и педагогов в оказании психологической помощи ребенку;
  • терпеливое, внимательное и деликатное отношение к больному;
  • планирование ежедневного распорядка пациента;
  • отказ от повышенных требований к ребенку;
  • обучение больного основным социально-бытовым навыкам;
  • сохранения привычной обстановки жизни пациента;
  • общение родителей пациентов с аутизмом, групповое обсуждение положительного опыта лечения;
  • периодический отдых от лечения для сохранения психической стабильности малыша.

Медикаментозное лечение

Детский аутизм лечится с применением нейролептиков и психостимуляторов для устранения отдельных симптомов, например, повышенной агрессивности или депрессивных проявлений. С целью борьбы с дисбактериозом больному назначают курс пробиотиков. Восполнить запасы минералов, витаминов и аминокислот помогут лекарственные комплексы, содержащие:

  • жирные кислоты Омега-3;
  • витамины B6 и B12, C и E;
  • фолиевую и липоевую кислоты;
  • молибден, марганец, магний, кальций и селен.

Ферментные препараты применяются для нормализации пищеварительных процессов и восстановления обмена веществ. Иммуностимулирующая терапия оказывает вспомогательное действие и ограждает ослабленный детский организм от проникновения инфекции.

Рефлексотерапия

Логопеды и дефектологи проводят с больными индивидуальные занятия для:

  • активации работы лобных долей головного мозга;
  • повышения работоспособности речевых зон;
  • развития областей мозга, отвечающих за познавательные процессы;
  • ограничения активности срединно-стволовых структур, ответственных за повышенную возбудимость, возникновение тревог и страхов;
  • снижения внутричерепного давления, что поможет восстановить сон и избавиться от головных болей.

Диетическое питание

Рацион пациентов должен отвечать следующим требованиям:

  • исключение красителей и консервантов, казеина и глютена, дрожжевой пищи;
  • увеличение процента белковой пищи и продуктов, богатых клетчаткой.

Профилактика

Для сокращения риска развития аутизма родителям нужно придерживаться следующих правил:

  • производить грудное вскармливание, не заменяя его искусственными смесями;
  • следить за качеством косметических и гигиенических средств во время беременности и лактации;
  • в период вынашивания плода избегать употребления продуктов с ГМО;
  • постоянно находиться рядом с младенцем;
  • давать ребенку только очищенную питьевую воду;
  • обогащать питание натуральными витаминными добавками;
  • не пропускать вакцинацию;
  • исключать из детского рациона продукты, на которые развилась пищевая непереносимость;
  • для кормления ребенка использовать посуду из высококачественных материалов.

Видео

Аутизм – сложное психическое заболевание, симптомы которого проявляются еще в раннем возрасте. Как правило, родителям удается понять, что с их ребенком не все в порядке еще в детском возрасте до 2.5 лет. Но, невзирая на это, точный диагноз можно установить лишь, когда ребенок достигнет пятилетнего возраста. Ведь именно в этот период созревания у ребенка формируются навыки поведения в обществе. Следует отметить, что аутизм гораздо чаще встречается у мальчиков.

Причины аутизма.

На сегодняшний день ученые изучили не все причины, которые приводят к возникновению детского аутизма. Причем причин этого недуга уже известно крайне много. Так, например причиной этой болезни является поражение головного мозга. Это может быть вызвано инфекцией. Часто к повреждениям работы мозга приводит краснуха . Проблемы с головным мозгом ребенка могут возникнуть еще на стадии формирования плода. Одной из причин этой проблемы является резус-конфликт. Также детский аутизм возникает вследствие нарушенной работы некоторых генов. Таким образом, данное заболевание имеет наследственную природу. Некоторые специалисты уверяют, что причины этой болезни заключаются во влиянии внешних факторов на ребенка. Например, неблагополучная семья, недостаток внимания и подобное.

Симптомы аутизма.

Главным симптомом этого недуга является отсутствие эмоций. Поэтому болезнь очень просто обнаружить даже в раннем возрасте. Болеющие дети крайне редко улыбаются. Они проявляют равнодушие к ласкам от родителей. Часто ребенок даже может избегать контакта со своей матерью. При этом заболевании ребенок может вообще не реагировать на различные яркие игрушки. При этом он часами может рассматривать свои пальчики. С возрастом нарушения эмоционального состояния у ребенка наблюдается все больше. Такие люди избегают общества. Они замкнуты.

Для болеющих детей характерны необычные жесты. У них своеобразная походка, странная манера сидеть и употреблять пищу. Во время игр такие дети предпочитают одиночество. Они не любят ничего нового. Для них характерен регулярно повторяющийся набор действия. Очень любят такие дети играть с водой. Они могут проявлять эмоции и радоваться во время купания. Поэтому многие специалисты рекомендуют чаще играться с детьми в воде.

Лечение аутизма.

Из-за отсутствия достоверной информации о положительном влиянии психотропных препаратов на детей с аутизмом, большинство экспертов с осторожностью назначают медикаменты. Такие препараты, как правило, назначаются лишь, когда замечается возбужденное поведение. В случае нарушения сна, врач может назначить антидепрессанты или нейролептики. Лечение с применением медикаментозных препаратов включает средства, стимулирующие работу мозговой ткани. Нередко положительно на здоровье ребенка, болеющего аутизмом, влияют курсы витаминотерапии. При таком лечении назначаются витамины группы В, С, а также РР. Без назначения специалиста, в аптеке можно приобрести ноотропил. Такой препарат не навредит ребенку. Более того, его можно употреблять в качестве профилактики. Однако в случае обнаружения не ладного поведения от своего ребенка, обратиться к врачу. Лечение должен назначать специалист. Большую роль в лечении данного недуга играют занятия с квалифицированными педагогами. Эта болезнь не влияет на интеллект. Поэтому основная задача специалиста заключается в том, что раскрепостить пациента.

Профилактика аутизма.

На данный момент не существует эффективных мер профилактики против детского аутизма. Единственная мера, которая позволяет значительно снизить риск заболевания является ответственный подход супругов к планировке беременности.

Понимая, как это принято, под первичной - социальную и гигиеническую профилактику, а под вторичной - раннюю диагностику, лечение и реабилитацию, остановимся здесь только на первичной психопрофилактике нарушений аутистического круга. Результаты проведенного изучения не дают оснований считать, что при современных знаниях о природе этих болезней и возможностях первичная психопрофилактика может сыграть решающую роль в предупреждении шизофрении или детского аутизма . Однако она играет решающую роль в предупреждении состояний, не уступающих им порой по тяжести и нередко трудно отличимых от них. Построение психопрофилактической работы тесно связано с вопросами психогигиены и воспитания в раннем возрасте. Оно невозможно без соотнесения генезиса предпосылок общения и генезиса собственно общения.

Из проводимых М. И. Лисиной исследований становления общения у детей следует ряд положений, которые могут быть положены в основу профилактической работы. Новорожденный обладает определенными (и немалыми) возможностями восприятия раздражителей и ответа на них, не обладая потребностью в общении.- Она формируется к 2-месячному возрасту и обусловлена отчасти объективной нуждой младенца в уходе и заботе, а в основном - опережающей инициативой взрослых. Мать видит то, чего пока нет,- и тем самым реально лепит новое поведение ребенка. Она начинает общаться с ребенком, когда тот еще неспособен к коммуникативной деятельности, но именно благодаря этому он в конце концов втягивается в эту деятельность. Взрослый, подкрепляя ласковым прикосновением, голосом и т. д. стихийные «перспективные» движения, способствует развитию неречевой коммуникации. Эта опережающая инициатива взрослого стимулирует развитие общения постольку, поскольку младенец обладает сохранными его предпосылками, а воздействия взрослого соответствуют возрастным возможностям и потребностям. Так, 3-месячный ребенок, реагирующий на экспрессивную сторону речи, может подолгу испытывать удовлетворение от ласковой и мягкой речи взрослого; того же ребенка через 9 месяцев длинные монологи и прикосновения раздражают, так как в этом возрасте взаимодействие со взрослым строится уже на основе совместной предметной деятельности. В ходе дальнейшего развития усвоенные в раннем возрасте коммуникативные операции все больше наполняются внутренним содержанием, приводя к формированию коммуникативного акта. И лишь затем оперирование этими актами приводит к формированию коммуникативной деятельности.

Отсюда понятно, что адекватное воспитание в раннем возрасте - закладки социальных основ общения - является основным средством профилактики некоммуникабельного поведения. Решающее значение принадлежит наиболее ранним периодам жизни. Так, Curtis наблюдал девочку, которая с 20 месяцев до почти 14 лет содержалась в тесном пространстве при почти полном лишении общения (до нее могли доноситься лишь слабые внешние звуки и ругань и угрозы ее брата и отца); когда ее случайно нашли, она весила 29,7 кг при росте 135 см, не умела прямо стоять, бегать, прыгать, с трудом ходила, не умела жевать, речь ее была крайне ограничена, но, по мнению специалистов, наблюдавших ее после этого 7 лет, она была блестящим коммуникатором. Это наблюдение согласуется с хорошо известным фактом: глухие дети уже в возрасте 1,5-4 лет самостоятельно создают структурированную коммуникационную систему, обладающую свойствами обычного языка и использующую двигательно-иконического типа знаковый словарь, из которого составляют фразы, по определенным правилам выражающие семантические отношения. Еще более поразительны в этом плане результаты работы советских педагогов со слепоглухонемыми детьми. Все это указывает на неправомерность оценки коммуникативности только по речевому общению и сведения коммуникации только к передаче вербальной информации.

Влияниям, сказывающимся на формировании общения, дети так или иначе подвержены с первых часов жизни . Уже в первые 5 месяцев жизни вскармливаемые искусственно дети чаще меняют фиксацию взгляда; у них сильнее, чем у вскармливаемых грудью, выражена ориентация на посторонних и меньше межиндивидуальные различия реакций. Контактное поведение матери, стимулирующее развитие потребностей в общении, зависит в свою очередь от многих факторов - отнюдь не только от ее характерологических и личностных особенностей, но и от того, например, как протекал первый контакт с ребенком: матери, которых сразу после родов оставляли в позе кормления с ребенком в течение часа, в последующем при кормлении обнаруживали более контактное поведение (целовали, гладили, прижимали ребенка к себе), чем матери, которым сразу после родов давали ребенка на 5 секунд и уносили его - они при кормлениях были менее контактны (разговаривали с посторонними, не смотрели на ребенка, держали его в отдалении от себя и т. д.). Эти данные совпадают с полученными в других социо-культуральных и социо-экономических условиях. Ранняя материнская депривация и сепарация, лишающие ребенка стимулирующих влияний матери, могут приводить к грубым нарушениям общения и развития. Это предъявляет высокие требования к лицам, заменяющим мать, - персоналу Домов ребенка, яслей, клиник и санаториев для младших детей.

Уже в возрасте до года общение стимулируется не только влияниями взрослых, но и сверстников. Был проведен эксперимент, в ходе которого одна группа 9-месячных детей участвовала в 10 игровых сеансах со сверстником, и на 11-м сеансе партнер менялся, а в другой группе партнер менялся на 3-м сеансе. У детей 1-й группы в ходе игровых сеансов значительно возрастали сложность и интенсивность поведения, ориентированного на сверстника, которое затем переносилось на нового партнера. У детей 2-й группы таких изменений не отмечено.

В более старшем возрасте роль сверстников так велика, что лишение общения с ними может оказывать столь же массивное отрицательное влияние на последующее общение, что и материнская депривация в раннем возрасте. На этом этапе ограничениям развития общения способствует чрезмерная, близкая к симбиотической, зависимость ребенка от семьи, порождаемая, как правило - в самой семье. Реактивные ограничения и отказы от общения с посторонними взрослыми и сверстниками нередко развиваются при резком изменении круга общения, что происходит, например, при помещении ребенка в дошкольные детские учреждения. Они выражены тем отчетливее, чем меньше подготовлен ребенок к расширению круга общения и чем более остро совершается отрыв от привычного круга.

Матери, «приковывающие» себя к ребенку на год-два после его рождения, по существу, лишают его возможности общения со многими людьми, способствуя будущим ограничениям контактов. В более старшем возрасте нередко дети из вполне понятных опасений так запугиваются чужими людьми («чужой - всегда плохой, страшный» - вот кредо таких родителей), что в последующем нарушается их возможность широкого и свободного общения. Ребенка, таким образом, надо в семье готовить к более широким контактам, предупреждая адаптационные срывы.

Ряд особенностей развития функции общения тесно связан с полом ребенка. Green, обобщая данные многих исследований, отмечает, что связанные с полом различия в поведении выявляются уже в самом раннем возрасте. Так, у новорожденных девочек ниже пороги тактильной чувствительности, и они реагируют на прикосновение сильнее, чем мальчики. К 3 месяцам для мальчиков более эффективно зрительное поощрение (яркие предметы в поле зрения), а для девочек - слуховое (ласковый тон). К 13 месяцам выявляются различия в стиле игры и взаимодействия с матерью. Девочки тяготеют к малоподвижным играм с игрушками, менее охотно уходят от матери, чаще возвращаются к ней во время игры, при трудностях обращаются к матери за помощью. Мальчики более подвижны и активны, меньше связаны с матерью и склонны самостоятельно преодолевать трудности.

В свою очередь родители неодинаково реагируют на поведение перворожденных младенцев: на долю мальчиков приходится больше физических упражнений, на долю девочек - больше голосовых раздражителей; отцы более склонны разговаривать с перворожденным сыном и т. д., но применительно к детям, родившимся вторыми, эти различия стираются. Все это требует дифференцирования рекомендаций по развитию навыков общения в зависимости от пола ребенка уже на 1-м году жизни. Опыт показывает, что значительные трудности в общении, ведущие в ряде случаев к ограничению его, возникают у мальчиков, усвоивших фемининные образцы поведения (в силу сверхласковости взрослых, сверхконтакта с матерью, желания родителей иметь девочку и воспитывающих мальчика так, как если бы он был девочкой и т. д.).

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1