Как противостоять вредным привычкам. Как избавиться от вредных привычек и приобрести полезные? Как побороть укрепившиеся стереотипы

Современная психолого-педагогическая наука и воспитательная практика свои стремления по совершенствованию процесса формирования и развития подрастающей личности связывают с личностно ориентированным подходом к ребенку. У детей, родившихся в 90-х годах, психологи и педагоги отмечают определенные характерные возрастные различия по сравнению с предыдущими поколениями. Это преимущественно положительные особенности, которые дают ученику возможность воспринять, осмыслить, осознать и понять более сложные явления при упрощенной форме подачи информации. И здесь важным является постоянное создание условий для формирования учебно-познавательных потребностей ребенка, которые воспринимались им как потребности самосовершенствования.

Современный ученик младшего школьного возраста требует простейших знаний о своей психике. При их отсутствии потребность в самосовершенствовании не осознается учеником и не стимулирует возникновение потребности в утверждении себя в качестве субъекта познавательной деятельности. Систематическое освещение позитивных достижений ребенка на организационном этапе - психолого-педагогическое условие успешной реализации любой формы осуществления учебного процесса. При таком подходе эффективными становятся парные и групповые формы работы, позволяющие ученику отождествить себя с большинством успевающих учеников, цель которых - самосовершенствование за счет учебной деятельности.

Способствуя развитию первоклассников, следует опираться прежде всего на психолого-педагогические аспекты познавательной деятельности ребенка . Некоторые особенности формирования учебных действий детей этого возраста объясняются спецификой познавательных процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, ощущения. Возрастные особенности умственных действий первоклассников состоят в том, что каждый из указанных компонентов умственной деятельности насыщен двигательным содержанием, образами, переживаниями. При восприятии информации у ребенка активизируется наглядно-действенная форма мышления, затем добавляется образная и, наконец - понятийно-логическая.

Особое значение в учебно-воспитательном процессе, в процессе адаптации первоклассников к школе , следует предоставлять дидактическим играм. В условиях дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, чем в условиях учебного занятия, ведь в дидактической игре учебная цель - часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. При таких условиях усвоение нового материала происходит без особого напряжения, как бы само собой. Дидактическая игра способствует развитию психических процессов , новых видов умственной деятельности, усвоению младшими школьниками новых знаний и умений. Поэтапная отработка умственных действий в дидактической игре происходит произвольно и ненавязчиво.

Важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что игра вооружает ребенка доступными для нее средствами активного воспроизводства, моделирования с помощью внешних, предметных действий. В игре ребенок быстрее и легче придерживается сознательной цели запомнить и запоминает больший объем материала, чем во время обычного урока. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Перед организацией игры необходимо обдумать и спланировать деятельность конкретных учащихся с учетом их психологических особенностей, роли лидеров и малоактивных детей. Ведь игра является хорошим средством развития волевой сферы ребенка. Именно в игре проявляется желание добровольно, по собственной инициативе выполнять различные правила, соблюдать требования, именно игра дает детям возможность попробовать себя в ролях и «руководителя» и «подчиненного». Ценность игровой деятельности проявляется и в том, что в ходе игры дети имеют возможность активно общаться, а это способствует формированию детского коллектива.

Специфическими структурными элементами игры являются дидактическая цель, игровой замысел, правила игры, игровое начало, игровые действия, подведение итогов.

Дидактическая цель игр разнообразна:

Развитие умений сравнивать, определять главное;

Развитие воображения, наблюдательности;

Развитие фонематического слуха, закрепление правильной артикуляции;

Развитие умения соотносить элементы разных множеств, устанавливать соответствия, соотносить числа и цифры;

Формирование умений определять признаки явлений и предметов, дифференцировать их на существенные и несущественные, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Игровой замысел должен предстать перед семилетними школьниками в виде мысленных препятствий, активного действия с предметами, чего-то загадочного, таинственного, проверки своих возможностей в соревновании, ролевого перевоплощения, общей двигательной активности и т.д.

На создание игровой атмосферы существенно влияет игровое начало. Атмосферу игры можно обеспечить при делении на команды, выбора ведущего или командира (капитана), определения права первого хода с помощью считалок, игровых расчетов или жеребьевки.

Собственно, игровые действия для детей наиболее интересны: выйти за дверь, а затем отгадать, что изменилось; узнать с завязанными глазами товарища или предмет из «волшебной сумки»; быстро и правильно разложить предметы; составить (придумать) слова и т.д.

Игровые действия связаны с игровым замыслом, вытекают из него, являются средством реализации игрового замысла. Поэтому в процессе игры стоит добиваться выполнения учащимися действий, направленных на достижение поставленной дидактической цели . Например, изучая тему «Взаимное расположение предметов в пространстве», маленькие ученики действуют в соответствии с воображаемой ситуацией: перемещают предметы, накладывают их друг на друга, объясняют свои действия одноклассникам. Изменяя местонахождение предмета, дети осознают пространственные соотношения, а объясняя, закрепляют соответствующую терминологию. Выполняя игровые действия, заинтересовавшись ими, дети легко справляются со скрытым в игре учебным содержанием.

Согласно замыслу игровые действия могут быть разными: отгадывание загадок («Волшебная сумка»); ролевые действия согласно игровых ситуаций («Парикмахерская», «Магазин», «Больница») рисование по воображению или инструкции; развитие внимания («Будь внимательным, запрещено движение»), действия, основанные на классификации или сравнении предметов («Подбери по форме») и т.д.

Иногда педагог предлагает: «А теперь поиграем...» и просит решить учебную задачу (посчитать, назвать звук, удалить лишнее слово, сравнить группы предметов...), не использовав структурных элементов игры. В таком случае можно рассчитывать лишь на частичное достижение цели: если нет игровых действий - нет и дидактической игры.

Правила дидактической игры дети воспринимают как условие, поддерживает игровой замысел, их невыполнение разрушает игру, делает ее неинтересной. Дети осознают, что, соблюдая правила, скорее достигнешь результата. Правила дисциплинируют, воспитывают выдержку, терпение. Они способствуют достижению дидактической цели: незаметно направляют внимание на выполнение конкретного программного требования учебного предмета. Например, в ходе игры «Математические ручейки» каждый ученик следит за математическими вычислениями, которые выполняют товарищи, придумывает свой пример на сложение или вычитание. Это они выполняет в соответствии с правилами игры: получил мячик - подбери пример. Если правило не выполняется - игра не получается: не решишь предыдущий пример - не придумаешь свой - команда не выполнит игровой задачи («ручейки» не достигнут озера).

Подводить итоги игры стоит сразу после ее окончания: подсчитать баллы и определить победителей, а также тех детей, кто наиболее правильно выполнили игровое задание. В ходе игры и после ее окончания обязательно следует отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успех, выявить оптимистическое отношение к возможностям детей и деликатность в высказывании оценочных суждений.

При проведении дидактических игр следует поддерживать дух соревнования, эмоциональную окраску игры, объективно и позитивно оценивать успехи детей с точки зрения не только решение дидактического задания, но и участия в игровых действиях: кто играл честно, не подглядывал, придумал интересный ход в игре, помогал друзьям. Взглядом, интонацией, мимикой, жестами следует пытаться вызывать положительные эмоции, создать бодрое настроение.

Подводя итоги сотрудничества с детьми за день или за неделю, обязательно следует предоставить возможность учащимся оценить совместную деятельности.

Готовясь к уроку, нужно стремиться правильно обеспечить игровой план деятельности детей, чтобы интересы одних не удовлетворялись за счет других, чтобы школьники постепенно приучались к нормам поведения во время игры, учились тормозить нежелательные проявления. Следует взвешенно обдумать распределение ролей во время игры, учитывая индивидуальные психологические особенности детей .

Подбирая игру для конкретного урока, стоит продумать соответствие цели дидактической игры учебной цели урока, учесть посильность задач, продумать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые бы способствовали максимальной активизации их эмоциональной сферы и умственной деятельности. Именно парные и групповые формы выполнения задач формируют у детей положительную мотивацию к учебному сотрудничеству.

Играм, содержащим тяжелые задачи, должны предшествовать простые, более легкие. Они готовят детей к преодолению учебных трудностей, обеспечивают успех в сложных играх.

Младших школьников следует приучать к сосредоточенной самостоятельной работе, формировать умение определять посильный объем работы, работать на уроке с полной отдачей, не теряя ни секунды драгоценного времени, чтобы после его окончания почувствовать удовольствие от хорошо выполненной работы.

Роль игры в
адаптации первоклассников.

Шапкина Т.В.
учитель начальных классов ГБОУ СОШ№ 443

Санкт-Петербург

“Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений,
понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.”

В.А. Сухомлинский.

Меня зовут Т.В.Шапкина, я работаю учителем начальных
классов в школе №443 в 1 «а» классе. Тема моего выступления «Роль игры в адаптации первоклассников.»

Адаптация к школе -
это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый
первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство
первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки,
спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние
первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому:
здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая
система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы
и время.

Ребёнок попадает в мир человеческих знаний, где ему
предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные
решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и
творческая познавательная деятельность или игра. В её основе лежат реализация и
развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Можно ли
вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время
занятий? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях
лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьётся живая, рвущаяся
наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивают на
месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Такие моменты,
когда учитель сумел вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету, являются
поистине для него счастливыми. Из них и складывается радость педагогического
труда. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя
открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и
увлечённости.

В формировании подобного интереса большое место на
уроках занимают игры.

По определению игра
– это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.

Большинству игр присущи четыре главные черты :

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка,
ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

Творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер
этой деятельности («поле творчества»).

Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция.

Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и
временную последовательность её развития.

Игры характеризуются.

-
Игры по сенсорному воспитанию;

-
Словесные игры;

-
Игры по ознакомлению с
природой;

-
Игры по формированию
математических представлений

ИГРЫ СООТНОСЯТСЯ С МАТЕРИАЛОМ :

-
Игры с предметами;

-
Настольно-печатные игры;

-
Словесные

ИГРЫ ПО ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ :

-
Игры- путешествия;

-
Игры- поручения;

-
Игры- предположения;

-
Игры- загадки

-
Игры- беседы

На каждом уроке нужно
создавать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить
себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию
познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игра или несколько
игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом
учебника, дают большой результат. Особенно нравятся детям игры – путешествия. При
разработке игры нужно следить за тем, чтобы учебные задания предлагались таким
образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их
всё-таки играли. В играх – путешествиях ненавязчиво обогащается словарный
запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор,
прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются
нравственные качества. На уроки к детям приходят сказочные герои: Незнайка,
Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница – Резинка и
другие. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с
ними на уроках. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. И
главное - огромный эффект: ни одного скучающего на уроке!

Кто-то из
детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны
серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели
добрым и веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим
колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка-веревочка, которая
заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги, в том числе игры-шутки,
игры-минутки.

Практически все
забавы, даже игры-упражнения, просты и основаны на импровизации – бесценной
привилегии детей.

Практическое применение игр на уроке

УРОКИ ОБУЧЕНИЯ
ГРАМОТЕ «Чей голосок?», «Угадай-ка», «Твёрдый- мягкий»,
«Чисто говорки», «Скороговорки», «На что похожа буква?» и другие…ИГРЫ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ«Курочка и цыплята», «Составим поезд», «Разноцветный поясок», «Найди
цифры на рисунке», «Покажи, сколько» и другие…УРОКИ ЧТЕНИЯ (инсценирование
сказок, басен)

МИР
ВОКРУГ НАС(творческие работы ребят, спектакли)

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (дидактический материал- карточки)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО(коллективные работы)

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА (родительские собрания в виде мини-
спектаклей)

Конечно, не следует приучать детей к тому, чтобы на
каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, т.к. игра не должна
являться самоцелью и проводиться только ради развлечения. Она должна быть
подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на
уроке. Поэтому игру надо заранее планировать, продумать её место в структуре
урока, определить форму её проведения, подготовить необходимый материал,
сделать нужные записи на доске. Нужен последовательный переход от уроков,
насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за
работу на уроке или используется для активизации внимания: игры – путешествия в
страну Чисел или страну Знаний. (Слайды
с фото
).

Я работаю и в
группе продленного дня. Все занятия в группе проводятся в виде игры.(Слайды с фото)

Давайте
зададимся вопросом: что такое НЕ ИГРА? Представим мир, в котором нет игры.
Каким будет такой мир? Невероятно скучным, навеки застывшим, серым и плоским,
неживым. В этом мире никогда не произойдет ничего неожиданного. Все и всегда
будет одним и тем же, одинаковым. Все в этом мире будет предсказуемым. Скажите,
вам хотелось бы жить в таком «спокойном» мире?

Список литературы

1.
Гурин Ю.В., Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. – СПб.:
Речь; М.: Сфера, 2010.

2.
Лопатина А., Скребцова М., 600 творческих игр для больших и маленьких. -
Амрита-Русь, 2009.

3. Шмаков С.А., Игры-шутки, игры-минутки. - М.: Новая
школа, 1997.

Адаптация к школе – довольно длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты.
Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации.
Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2-3 недели).
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет».
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе каждого ребенка будет различным, может длиться от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения, степени подготовленности ребенка к школьной жизни.
Признаками успешной адаптации являются:
Признак удовлетворенности ребенком процессом обучения. Обучающемуся нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.
Признак усвоения программы. Если ребенок испытывает затруднения в обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго.
Признак успешности адаптации – степень самостоятельности при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому.
Чтобы адаптация первоклассников прошла более гладко, безболезненно, незаметно и быстрее, необходимо применение в процессе обучения разнообразных видов игр. Младшие школьники быстрее адаптируется к обучению в школе, если применение игр позволяет моделировать различные жизненные ситуации и развивает при этом творческие и познавательные способности обучающихся.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Игры различаются:
по виду деятельности

по игровой среде
по виду деятельности
по характеру педагогического процесса
по характеру игровой методики
по игровой среде
Игры, используемые на занятиях, обладают существенными признаками:
Четко поставленной целью обучения;
Педагогическим результатом, который может быть обоснован, выделен в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Проведение любой игры предполагает наличие определенной структуры:
Цель игры;
Мотив, побуждающий ученика к игре;
Средства, которые используются для достижения поставленной цели;
Результаты игры, отношение ученика к этим результатам и процессу игры.
Игра обладает следующими функциями:
Развлекает, доставляет удовольствие, воодушевляет, пробуждает интерес;
Учит общению;
Дает возможность ребенку самореализоваться;
Носит терапевтический характер, так как учит преодолению трудностей, возникших в жизненных ситуациях;
Помогает выявить отклонения от нормативного поведения, то есть она диагностирует;
Вносит позитивные изменения в структуру личностных показателей;
Помогает усвоить единые для всех людей социально-культурные ценности;
Помогает усвоению норм человеческого общежития.
Игровая деятельность в начальной школе
Используется как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей.
Элементы игры вносятся в процесс обучения:
положительные эмоции;
активизацию учащихся.
Задания игрового характера при трудовой деятельности активизируют ее, стимулируют интерес к ней.
Игра способствует формированию всех сторон психической жизни младшего школьника.
Для развития зрительной памяти, наблюдательности, фантазирования, комбинаторных способностей обучающихся в период адаптации наиболее подходящая форма игры – это воображаемая игровая ситуация. Правильно организованная игра раскрепощает творческие задатки детей. Под правильной организацией игровых приемов надо понимать умение найти органическую связь игры с задачей конкретного задания. Определить игровую ситуацию можно как сюжетную игровую совокупность имитационных действий, носящую образный характер. В игровой ситуации должно быть наличие ярко выраженной воображаемой (мнимой) ситуации.
Я использую два вида воображаемых игровых ситуаций:
инсценирование литературных сюжетов, где содержание и последовательность игровых действий определяется сюжетом сказки (можно собственного сочинения);
инсценирование жизненных ситуаций, т.е. таких, в основе которых лежит наблюдение и опыт самих детей.
Создавая новый, свой образ, ребята учатся наблюдать окружающую действительность, сравнивать и анализировать. Выбор игровых действий должен быть таким, чтобы дети их приняли, т.е. заинтересованно откликнулись на предложенную игровую ситуацию.
Используемые воображаемые игровые ситуации:
1. На развитие наблюдательности
Наблюдение формы.
Наблюдение цвета.
Наблюдение композиции.
2. На развитие зрительной памяти
Запоминание формы.
Запоминание цвета.
Запоминание композиции.
3. На развитие комбинаторных способностей
Комбинирование формы.
Комбинирование цвета.
Комбинирование композиции.
4. На развитие фантазии.
Фантазирование формы.
Фантазирование цвета.
Фантазирование композиции.
При применении игр появляются новые возможности для адаптации:
социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;
компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;
способности ребенка к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной вне учебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;
гармоничной индивидуальности, соотношение практического и вербального интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности ребенка его компетентности;
детей появляется новое направление общения - они активно обсуждают свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Обогащается детский словарь, дети легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи, повышает уровень произвольности и осознанности действий.

Список литературы,
используемой при подготовке материала:

1. Андреева Е.А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. – М: РИПОЛ классик, 2005
2. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007
3. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002
4. Дубровина И.В. Психология – 6-е изд., стер., - М.: Издательский центр «Академия», 2007
5. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006
6. Рудякова О.Н. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия. – Волгоград: Учитель, 2008
7. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

«Успешная адаптация первоклассников»

Сборник игр для организации адаптационного периода в начальной школе

Камышлов,2015

Составитель: Панфилова К.А., студентка 3 курса

Специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Руководитель: Митрофанова С.В., преподаватель педагогических дисциплин.

Данный сборник представляет собой подбор игр, направленных на создание условий для успешной адаптации первоклассников. Упражнения поделены на блоки в соответствии с особенностями адаптации к школьной жизни.

Сборник игр разработан для его использования в 1 классе в период адаптационного периода учащихся, также можно использовать в дальнейшем для снятия психо–эмоционального напряжения учащихся, также для развития эмоциональных процессов детей.

Материалы сборника могут представлять интерес для преподавателей начальной школы.

Пояснительная записка

Актуальным направлением в работе учителя начальных классов является поддержка первоклассников в начале учебного года. Особенно это важно в период адаптации детей, впервые пришедших в школу. Именно в это время первоклассники сталкиваются с новыми трудностями, правилами и нормами, мировоззрением, школьной программой, которые они должны в сжатые сроки освоить и принять, научиться в них существовать и развиваться.

Адаптационные проблемы школьников отражены в работах Г.Ф. Кумариной, А.Д. Гонеева, Р.В. Овчаровой.

По определению Р.В. Овчаровой, «школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликт отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии».

Одним из способов поддержки детей в адаптационный период может являться составление сборника игр. Его целью является помощь в создании психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Сборник игр, которые я создала, представляет собой подборку игр, направленных на создание условий для успешной адаптации первоклассников. Игры представлены в следующей последовательности;

    игры на знакомство;

    игры сплочение;

    игры контактность;

    игры стабилизацию эмоционального фона.

Данная логика игр способствует поэтапной адаптации младших школьников, так как в первые дни пребывания ребенка в школе нужно применять игры на знакомство детей, которые помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме; когда дети познакомятся друг с другом целесообразно использование игр на сплочение детского коллектива, затем применение игр на контактность, которые помогут сплотить детский коллектив, вывести его на новый уровень развития, прослеживать взаимосвязь сотрудничества детей, контакта в разных видах деятельности, а в заключении использовать игры на стабилизацию эмоционального фона, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.

Материалы сборника могут представлять интерес для преподавателей начальной школы, т.к. служат вспомогательным материалом для успешной организации адаптационного периода деятельности классного руководителя.

Оглавление

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

1. «Имя и фрукт»

Цель: знакомство учащихся друг с другом. Умение творчески подойти к представлению своего имени, для лучшего запоминания.

Все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет-"Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят.

2. «Давай-ка познакомимся!»

Цель: объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.

Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» - и так далее.

3. «Хоровод знакомства»

Цель: знакомство учащихся друг с другом. Развитие умения быстро реагировать на предложенные задания.

Описание.

Все дети, взявшись за руки, водят хоровод со словами:

Мы по кругу ходим, ходим,

Познакомиться хотим,

Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи),

Ну, а мы с вами - сидим».

После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.

4. «Откроем сердце другу»

Цель: познакомиться с детьми, познакомить их между собой.

Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков - достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.

5. «У лукоморья дуб зеленый»

Цель: познакомить детей друг с другом, посредством называния имен, написанных на листочках, развитие умения работать в команде.

На дерево прикрепляются листья, на которых написаны имена детей. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ребенка (детей) с этим именем. Вызванный ребенок (дети) срывает следующий листок с дерева, и так далее. Затем ведущий раздает детям листья с именами в беспорядке, дети должны найти листок со своим именем. Выигрывают те, кто сделает это быстрее других.

6. «Воробей»

Цель: знакомство детей друг с другом, развитие ловкости, координации движений, быстроты реакций, выносливости, гибкости, образного мышления.

Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга - в другом направлении, и при этом приговаривает:

Скачет, скачет воробей - бей-бей,

Собирает всех друзей - зей-зей.

Много, много разных нас-нас-нас,

Выйдут... (называет имя ребенка) сейчас-час-час.

Названные дети входят в круг, и игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей.

7. «Здравствуйте»

Цель: знакомство учащихся друг с другом. Развитие умения быстро реагировать в создавшейся ситуации, выполняя действия, помогающие достигнуть цели задания.

Описание. Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят «Здравствуйте!» и называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

8. «Разрекламируйте друга»

Цель: знакомство учащихся друг с другом. Создание благоприятного климата во взаимоотношениях учащихся.

В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга и должны наилучшим образом представить своего партнера, сделать ему рекламу перед всей группой! Игра имеет много вариантов.

9. «Что? Где? Когда?»

Цель: знакомство первоклассников друг с другом. Умение выполнять действия на интеллектуальном уровне.

Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраиваются так, чтобы они располагались:


10. «Это – Я!»

Цель: знакомство первоклассников друг с другом. Умение узнавать друг друга по голосам.

Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей), одно– мужское, другое– женское.

Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это– я» – и меняются местами. Задача ведущего– занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим .

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ

1. «Дотронуться до одежды …цвета»

Цель: развитие чувства сплоченности.

Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный становиться водящим.

2. «Лавата»

Цель: развивать память, внимание детей, развитие чувства сплоченности.

Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может глумиться как хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.

3. «Жадина»

Цель: развитие командного чувства.

Две команды, две шоколадки (яблоки и т.п.). Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки должно хватить на всех игроков.

4. «Салями»

Цель: знакомство детей друг с другом, развитие ловкости, координации движений, быстроты реакций, выносливости, гибкости, образного мышления, развитие чувства сплоченности.

Все играющие становятся в круг. Ведущий предлагает всем разучить следующие слова:

«Трам-пам-пам, Трам-пам-пам,

Гули-гули-гули-гули

Трам-пам-пам, Трам-пам-пам,

Трам-пам-пам, Трам-пам-пам,

Гули-гули-гули-гули,

Трам-пам-пам, Трам-пам-пам,

Салями, салями,

Гули-гули-гули-гули,

Трам-пам-пам, Трам-пам-пам,

Салями, салями,

Гули-гули-гули-гули,

Трам-пам-пам, Трам-пам-пам».

Одновременно со словами выполняются следующие движения:

Трам-пам-пам – играющие хлопают себя по коленям 3 раза;

Гули-гули – играющие одной рукой почесывают подбородок снизу, а другой как бы посыпают себе соль на голову;

Салями, салями – поочередно (сначала одну потом другую) сгибают руки в локте, поднося кисть к плечу.

После того как участники выполнили задание, им предлагается движение «Трам-пам-пам» делать у соседа справа. Игра повторяется.

Затем у соседа справа делаются движения «Трам-пам-пам» и «Гули-гули-гули-гули».

Салями всегда делаем у себя.

5. «Космическая скорость»

Цель: развитие навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи.

Цель игры - передать мяч из рук в руки за три секунды. Обязательное условие - чтобы мяч побывал у каждого только один раз и мяч нельзя передавать (одновременно держать мяч два человека не могут).

6. «Бесконечное кольцо»

Цель: сплочение команды, выбор верной тактики действий, развитие командного мышления.

Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.

7. «Путаница»

Цель: сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.

Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача- не разнимая рук, распутаться в новый круг.

8 . «Бревно»

Цель: Групповое сплочение, выявление лидеров, поиск конструктивных способов решения проблем. Телесный контакт.

Участники встают в шеренгу на бревне, скамейке, обозначенной на полу полосе (шириной чуть больше длины ступни, длиной, достаточной для того, чтобы все стояли вплотную друг к другу). Задача – поменяться местами так, чтобы встать в порядке зеркального отображения. При заступе за черту или падении с бревна участники встают в исходную позицию и начинают все сначала. Можно засечь время, и после завершения упражнения предложить сделать за меньшее время и поставить собственный рекорд.

9. «Плот»

Цель: групповое сплочение, взаимодействие, поиск конструктивных способов решения проблем, телесный контакт.

Легенда – после кораблекрушения команда корабля оказалась посреди океана на маленьком плоту. Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины групп – поместиться должно быть не очень сложно. На «плоту» надо продержаться 30 секунд. Затем к «плоту» подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается (приблизительно 1/8 куска). Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется ¼ исходного листа ватмана.

10. Поварята

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.

ИГРЫ НА КОНТАТНОСТЬ

1. «Рисуем на ладошках»

Цель: установление контакта между детьми, развитие тактильных ощущений.

Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.

2. «Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Показывают на себя.

И ты дрозд.

Показывают на своего партнера.

У меня нос,

Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.

3. «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

4. «Пары»

Цель: формирование доверительного отношения друг к другу, развитие интуитивного понимания.

Каждая пара берет по одному листку бумаги, встает лицом друг к другу и, прижимая лист лбами с двух сторон, руки заводит за спину, в таком положении пары должны произвольно передвигаться по помещению. Разговаривать нельзя. Главная задача участников – найти каналы интуитивного понимания партнера, которое всем нам необходимо в жизни среди людей.

5. «Рукопожатие»

Цель: улучшение взаимопонимания в группе, понимание участником того, как он может восприниматься другими людьми.

Выбирается водящий, который выходит за дверь. В это время каждому дается задание приготовиться через рукопожатие передать какое-либо чувство к водящему (любовь, злость, ненависть, боязнь и т.п.) По пожатию руки водящий должен догадаться о чувствах к нему.

6. «Гусеница»

Цель:

Группа становится в линию. Каждый из группы подает свою руку заднему. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад. При этом задний начинает ложиться на пол. Группа двигается назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.

7. «Поздороваться носами»

Цель: преодолеть барьер между детьми, познакомить их путем невербального общения.

За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.

8. «Салки – обнималки»

Цель: формирование у детей доверительного отношения друг к другу.

Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 секунд.

9. «Массаж чувствами»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Дети садятся "цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

10. «Пресс-конференция»

Цель : развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

У частвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

ИГРЫ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА

1 . «Ха-ха-ха»

Цель: развитие внимания, памяти, умения сдерживать свои эмоции.

Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие садятся или становятся в круг и один из участников произносит как можно серьезнее: «Ха!». Следующий говорит: «Ха-ха!». Третий: «Ха-ха-ха!» и так далее. Тот кто произнесет неправильное количество «Ха!» или засмеется – становится зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры.

Игра заканчивается тогда, когда засмеется последний участник игры.

2. «Воздушный шарик»

Цель: умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение.

Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом-надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

Смысл упражнения. Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

3. «Семь свечей»

Цель: умение снять эмоциональное напряжение посредством дыхательных упражнений.

«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатенённом помещении.

Смысл упражнения. Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

Обсуждение. Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

4. «Абажур»

Цель: умение контролировать эмоциональное напряжение посредством воображения.

Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно.

Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»

Смысл упражнения. Такую технику можно использовать для экспресс-регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стрессов.

Обсуждение. Насколько детально удалось представить себе описываемую ситуацию? Как менялось состояние участников по мере того, как они мысленно поворачивали абажур? Где и как в реальной жизни можно использовать такой прием саморегуляции?

5. «Дядюшка Трифон»

Цель: умение снимать психо-эмоциональное напряжение посредством групповой игры на копирование действий.

Дети встают в круг и берутся за руки. Учитель становится водящим и встает в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«Как у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили и не ели,

Друг на друга всё смотрели.

Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять движения водящего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым водящим, а старый водящий превращается в обычного игрока.

6. «Море волнуется»

Цель: профилактика психо-эмоционального напряжения у младших школьников

Воспитатель предлагает детям поиграть в морские волны. Детям нужно, по команде воспитателя застыть на месте, показывая какую-нибудь фигуру (животного) или предмет. Воспитатель командует: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, изображая обитателей моря. Водящий должен отгадать, что было загадано.

7. «Дотронься до…»

Цель: снять психо-эмоциональное напряжение с отвлечением на другие окружающие предметы.

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

8 . «Золотые ворота»

Цель: профилактика психоэмоционального напряжения у школьников.

Д вое детей встают рядом, взявшись за руки, и поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети парами встают друг за другом и берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка пробегающих уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

9. «Лиса и куры»

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения посредством подвижной игры.

Учитель становится лисой, а дети - курами. Пока «лиса» спит, «куры» клюют зерна, бегают, машут крыльями - руками. Проснувшаяся лиса пытается поймать кур, а те убегают в домик. Курица, которую поймали, становится лисой и игра продолжается.

Примечание: можно использовать музыку. Пока звучит музыка, дети могут бегать, а лиса спать в норе. Как только музыка останавливается, водящий выбегает и пытается поймать или осалить любого игрока.

10. «Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!» ; . ru / load /1-1-0-5 ;

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика»