Страх потери контроля над ситуацией. Страх перед страхом: фобофобия

Юлия

Меня беспокоит моё душевное состояние. Постоянное чувство усталости которое выливается в гнев на супруга, старшего ребёнка десяти лет. Чувства отчаяния, вины, что я успеваю слишком мало дел сделать в течении дня. Когда происходят приступы гнева, мгновенно появляются суицидальные мысли, хочется сейчас же себя убить. Не очень часто, где-то 2-3 раза в месяц возникают слуховые галлюцинации, будто кто-то, вернее не кто-то, а мой муж меня окликает по имени. Я сама пугаюсь этих окликов. Так же постоянно преследует чувство, что меня мой муж не ценит, не хочет общаться, что у него одна цель, использовать меня как домработницу. При всех моих подозрениях и мнительности, я отдаю себе отчёт в том, что это всего лишь мои навязчивые мысли. Но, когда приходит очередной приступ гнева, паники, ощущения безысходности, желания спрятаться и ни с кем не общаться, я не могу себя контролировать. Спасаюсь тем, что сразу же принимаю успокоительное. Без него мне не прийти в себя. Очень боюсь однажды потерять контроль над собой. Пытаюсь поговорить с мужем, но он резко уходит от разговора, говорит, что я психопатка, что меня нужно положить в психбольницу. После этих слов меня охватывает чувство сильного одиночества, я замыкаюсь в себе, мне не хочется ни с кем разговаривать, я плачу и ухожу из дома бродить по улицам. Свежий воздух приводит меня в чувства и я возвращаюсь домой.Посоветуйте, пожалуйста, как мне себе помочь. О себе: 34 года,замужем, высшее образование, 10 месяцев назад родила второго ребёнка. Сижу дома с детьми. До рождения ребёнка была очень активна, много работала. Даже когда ребёнок уже родился, по инерции работала. Сейчас не сил работать, какая-то психологическая зажатость, хотя возможность работать есть на дому. Работа творческая, связана с общением с людьми. Присутствует страх общения с людьми. Собственного голоса пугаюсь. Помогите мне пожалуйста. С уважением, Юлия.

Ну, с таким равнодушным отношением к Вашим проблемам ("я психопатка, меня нужно положить в психбольницу"), Ваши упреки мужу совершенно обоснованы. Как бы, и правда, не оказалось, что он Вам совершенно не сочувствует. А что касается Вашего эмоционального состояния, то оно вполне может быть связано с послеродовым периодом - слышали о "послеродовой "? Обязательно нужно обратиться к грамотному врачу-психотерапевту или психиатру, лучше не полагаться на то, что все само пройдет. Лечатся такие состояния очень хорошо и больше не возобновляются (разве что могут спровоцировать очередные роды). Всего доброго!

Консультация психотерапевта на тему «Потеря контроля над собой» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Врач-психотерапевт, психиатр, психолог-психоаналитик, кандидат медицинских наук, доцент, член экспертного совета и ведущий постоянных рубрик журнала «Наша Психология», член общественной организации «Российское общество психиатров».

Ощущение контроля над ситуацией является физиологической потребностью, а потеря контроля заставляет искать порядок любыми доступными средствами, в том числе с помощью иррациональных решений, говорится в статье, опубликованной американскими учеными в журнале Science. Ученые изучали психологию людей, лишившихся чувства контроля над ситуацией. Они просили одну группу добровольцев вспомнить ситуации, когда они не могли контролировать развитие событий, например, во время серьезной аварии на дороге. Другую группу просили вспомнить случаи, когда они ощущали полный контроль над ситуацией, например, когда приходили на экзамен отлично подготовленными. Затем испытуемым показывали изображения, которые содержали либо случайный набор большого количества точек, либо еле видимые изображения предметов, "спрятанные" среди точек. Выяснилось, что люди, ощущавшие контроль над ситуацией, на 95% правильно определяли "спрятанные" изображения и отличали их от случайного набора точек. Но добровольцы, вспоминавшие потерю контроля над ситуацией, видели изображения предметов в случайном наборе точек в 43% случаев. "Люди видели ложные изображения, что говорит о том, что недостаток контроля приводит к физиологической потребности порядка, пусть даже воображаемого", — считает руководитель исследования Дженифер Уитсон (Jennifer Whitson) из Техасского университета, слова которой приведены в сообщении компании MS&L. По словам ученых, при потере контроля люди часто склонны к иррациональным решениям и действиям. Это также объясняет популярность астрологических прогнозов во время общественных кризисов, когда люди хватаются за любую возможность установления порядка и связей. "Чем меньше человек контролируют ситуацию, тем более вероятно, что он будет искать порядок с помощью умственных усилий. Ощущение контроля настолько важно, что его потеря вызывает сильнейший страх. Несмотря на то, что восприятие в этот момент часто становится ошибочным, человек ищет любое подобие порядка, что удовлетворяет глубокую психологическую потребность", — считает один из авторов исследования Адам Галинский (Adam Galinsky) из Северо-западного университета. Ученые также выяснили, что люди способны вернуть ощущение контроля над ситуацией с помощью мысленных действий. Исследователи заранее выясняли у испытуемых значимые для них ценности. В ситуации потери контроля часть добровольцев просили вспомнить о чем-нибудь значимом для них, а другую часть — о чем-то не значимом. Оказалось, что воспоминания о чем-то не значимом не влияло на ситуацию, а воспоминания о значимых вещах восстанавливали ощущение контроля. В этом случае способность у добровольцев различать "спрятанные" изображения и случайный набор точек на картинках полностью восстанавливалась.

19.09.2018

Страх потери контроля над собой – довольно распространенное явление, он близок к боязни потерять рассудок или умереть. Это расстройство имеет невротический характер, выполняет роль ограничителя от:

  • опасных для здоровья действий, будь то прыжок с парашютом или бурная пьянка;
  • социально-опасных действий, которые могут спровоцировать негативную реакцию окружающих людей;
  • действий, совершенно несвойственных человеку (это будто бы был не я).

Можно сделать выводы, что страх потери контроля над собой и своей жизнью таится в границах, которые мы сами себе ставим. Люди, которые привыкли все держать под контролем очень боятся его потерять, они боятся, как бы парадоксально это не звучало, самого страха в его первородной форме. По-научному это называется фобофобией. Если обычным людям присуще вполне реальные фобии: кто-то боится летать на самолетах, кого-то бросает в дрожь при виде змей или пауков и т.д., то фобофобы боятся за свой рассудок. К примеру, человек, страдающий акрофобией (боязнью высоты) испытывает ужас в момент нахождения на 20-ом этаже, тогда как фобофоб боится не самого факта высоты, а того, что ему вдруг неожиданно захочется шагнуть в бездну.

Есть ли польза от страха?

Вопрос странный, но ответ его очевиден – да, есть. Страх удерживает электрика выйти на работу, находясь в алкогольном опьянении, разъяренного офисного клерка – от искушения разнести мебель и компьютеры, понимая, какие последствия это за собой влечет. Мы сто раз подумаем, прежде чем совершим поступок, который может навредить здоровью (нашему или окружающих), имуществу и пр. В здоровом проявлении такой страх имеет прямое отношение к инстинкту самосохранения и заложен в нас самой природой.

Когда начинать бояться своего страха?

Тогда, когда он выходит из-под контроля и перестает выполнять функцию ограничителя, превращаясь в фобию, мешающую нормально жить. Фобофобия сковывает человека цепями вечного ужаса перед всем, спонтанно возникающего и нелогичного. Пройдите тест на определение уровня тревожности чтобы понять, насколько далеко Вы зашли.

Панические атаки

Панические атаки – завсегдатаи фобофобов. Начинается все с ускоренного сердцебиения, вызванного паникой, дополняется затрудненным дыханием, шумом в ушах и голове (сбой работы вегетативной системы) и заканчивается оцепенением, объяснить которое невозможно. Такие приступы – наглядный пример психосоматики и чем больше развивается фобофобия, тем чаще и интенсивнее становятся панические атаки. К счастью, не всегда дело доходит до приступов паники и справиться с ними можно, обратившись за помощью к специалистам.

Три вопроса к себе

Тревожатся все, просто кто-то в меру и по делу, а у кого-то тревога перерастает в патологический страх с последующими «бонусами» в виде панических атак и неврозов. Задайте себе вопросы, ответы на которые помогут определить уровень допустимого страха:

  1. Вся ли ответственность лежит на мне? Действительно, а что будет, если вы вдруг начнете «перегибать палку»? В какой конкретно ситуации и что может произойти? Будут ли вокруг люди, способные остановить Вас и указать на «перебор»? Безусловно – да, будут.
  2. Знает ли сумасшедший о том, что он сумасшедший? Конечно же нет, как и алкоголик никогда не признает, что с ним что-то не так. Люди, у которых серьезные проблемы с психикой уверены в своей адекватности, а вот в нормальности окружающих – нет. Если пациент психиатрической клиники начинает признавать свою болезнь, это первый признак того, что он ступил на путь выздоровления. Если вы боитесь потерять над собой контроль, то Вы уже контролируете ситуацию.
  3. Что случится, если я потеряю контроль над собой? Кроме последствий, о которых сложно предположить, наверняка вы задумаетесь над тем, как окружающие увидят Вас. Жалким, никчемным, плаксивым или, напротив - агрессивным, жестоким и чудовищным. И снова мы возвращаемся к страху перед реакцией окружающих. Отсюда же следует страх перед самим собой, реальным и живым, а не выдуманным и притворным. Поработайте над восприятием себя, своего «Я», поймите, что нельзя нравиться одновременно всем и сразу, невозможно оправдать все ожидания. Вы, в конце концов, не «червонец, чтобы нравиться всем».

Запомните:

  • научитесь расслабляться;
  • займитесь йогой, аутотренингом;
  • найдите причину страхов, проанализируйте их;
  • копните глубже – вспомните свои детские страхи, которые могут быть спусковым крючком нынешней фобии;
  • доведите свой страх до логического завершения, представьте в красках итог. Как правило, он смешон и абсурден;
  • сумасшедшие никогда не боятся таковыми стать и не считают себя больными. Так что вы – точно не из их числа;
  • избавьте свою жизнь от неоправданных ожиданий, будьте проще!

Детская школа программирования «Алгоритмика» в рекордные сроки превратилась из скромного начинания четырех предпринимателей в международную сеть, раскинувшуюся на 7 стран. Число посетителей ее курсов за два года выросло с нескольких десятков до десятков тысяч, а количество точек присутствия перевалило за полсотни (они действуют более чем в 60 городах). Выручка компании за 2017 год составила 140 млн рублей, операционная прибыль (по расчетам Inc.) - около 35 млн рублей. Основатели «Алгоритмики» Андрей Лобанов, Михаил Лебедев, Ренат Асадов и Андрей Чернышев рассказали Inc., как удерживают клиентов с помощью больших данных, зачем отправляют к франчайзи «тайных посетителей» и благодаря чему перевыполнили план по франшизам в три раза.

Школы программирования «Алгоритмика» захватили российский рынок быстро и практически бесшумно: всего за два года они увеличили штат с 5 до 80 сотрудников, а число учеников увеличилось с 50 при запуске первой «Алгоритмики» в Москве до нескольких десятков тысяч в школах в России и еще 6 странах сегодня. Чтобы справиться с челленджами (они неизбежно возникают при столь быстром росте), основатели стартапа постарались автоматизировать все что только можно - найм преподавателей, поиск партнеров по франчайзингу и контроль качества работы школ.

«Алгоритмику» создал в 2016 году бывший консультант McKinsey

Андрей Лобанов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Андрей Лобанов. К тому моменту у него уже был успешный собственный бизнес – образовательный проект «Синхронизация», где слушателям предлагают лекции о науке и искусстве (компания прибыльна и работает до сих пор).

Мне всегда хотелось сделать большую историю, а «Синхронизация» с лекциями не могла стать глобальной. Я стал думать о самых востребованных профессиях 21 века, быстро дошел до идеи создать школу программирования и начал всем о ней рассказывать - по реакции понял, что попал в точку, - вспоминает Андрей Лобанов.

На роль руководителя продукта Лобанов позвал своего знакомого Михаила Лебедева, а тот, в свою очередь, привел на должность технического директора своего школьного друга Андрея Чернышева. Позже к партнерам присоединился финансовый директор Ренат Асадов.

В проект Лобанов вложил 3 млн рублей из собственных накоплений. Дальнейшие инвестиции стартап привлекал уже в процессе работы - три бизнес-ангела (по данным Контур.Фокус, ими стали инвестор Михаил Цыферов, консультант McKinsey Семен Яковлев и предприниматель Руст Илгар) вложили в компанию 15 млн рублей. Деньги пошли на разработку образовательного контента, маркетинг и создание IT-системы – привлекали дизайнеров, использовали помощь других разработчиков, покупали сервера. Первые курсы основатели вели сами - все, кроме Чернышева (у технического директора и так было полно забот с разработкой).

Систему разработали всего за полтора месяца - все это время предприниматели буквально жили на работе. Параллельно они арендовали три площадки для проведения курсов в Москве - на Чеховской, Юго-Западной и в ДК «ЗИЛ». Чтобы привлечь учеников, постили объявления на своих страницах в Facebook – так пришло порядка 10 детей знакомых знакомых.

В результате к сентябрю на каждой площадке запустили по две группы (в каждой – по 10 человек). А уже спустя пару месяцев наняли первых двух преподавателей со стороны. По словам Лобанова, группы стали самоокупаемыми с самого начала - «родители платят за занятия, мы из этих денег платим преподавателям и площадке».

«Алгоритмика» появилась в нужное время и попала в тренд: программирование стало пользоваться огромным спросом среди школьников и их родителей, и желающих учиться было хоть отбавляй. Кроме того, школа с самого начала старалась предлагать познавательный контент, который пересекался бы с другими уроками (географией, физикой, биологией), и отслеживать с помощью IT-системы, насколько школьники вовлечены в процесс. Неудивительно, что уже спустя полгода после запуска «Алгоритмики» появились первые желающие купить франшизу – предприниматели из Калуги и Саратова обратились к партнерам еще до того, как они разработали франчайзинговое предложение.

С этого момента начался бурный рост компании - уже за первый учебный год (2016-17) число ее учеников выросло в 30 раз. Перед основателями «Алгоритмики» встала задача реорганизовать бизнес-процессы, а именно – наладить контроль за работой школ в регионах и автоматизировать процесс отбора педагогов и франчайзи. Предстояло также перестроить работу отделов и процесс коммуникации так, чтобы сохранить мотивацию команды и не потерять связь с тем, что происходит на всех уровнях компании.

Автоматизировали отбор преподавателей - увеличили число педагогов до 400 человек

В образовательном процессе минимум 50% зависит от педагога. Поэтому мы уделяем много внимания отбору преподавателей. Сначала интервьюируем кандидатов вживую или по скайпу (в регионах), затем – проводим тестовое занятие с группой детей или смотрим видеозаписи с тестовых уроков. Нам не важно наличие диплома педагога, главное – чтобы человек умел и хотел работать с детьми, был ориентирован на мотивацию ребенка. Сейчас мы принимаем на работу одного из 10 кандидатов, а в регионах и того меньше: проходит в среднем одна из 7,5 заявок.

Первых преподавателей нам советовали друзья и коллеги. Когда компания стала расти, мы стали выстраивать каналы лидогенерации для поиска педагогов. Сейчас размещаем вакансии на HeadHunter и в сообществах студентов и преподавателей. Но по-прежнему привлекаем и знакомых с опытом работы в образовании – пишем им в личку в соцсетях.

Год назад мы поняли: если мы сами будем с каждым кандидатом проводить живое интервью – просто не вырастем. Построили операционный отдел и наняли людей для отбора педагогов. Всех кандидатов на входе проверяют по созданным нами моделям и четким стандартам. Собеседования с педагогами наши сотрудники проводят по инструкциям – они знают, на что обращать внимание и как оценить навыки коммуникации по результатам тестового задания. Все это упростило процесс найма и помогло его автоматизировать - теперь мы можем быть уверены, что свеженанятые преподаватели не снизят планку качества. В


Михаил Лебедев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

результате к маю 2018 года мы увеличили число преподавателей в системе почти до 400 человек.

Когда преподавателей стало много, мы создали для них специальный курс по обучению работе с нашим продуктом . Это позволило тратить меньше усилий на адаптацию каждого конкретного педагога и обрести уверенность, что все они хорошо владеют материалом. Мы также добавили коучинг и стали собирать различные метрики работы преподавателей – чтобы контролировать качество преподавания.

Человеческий фактор мы потихоньку исключаем из процесса отбора преподавателей. Наша задача - автоматизировать процесс настолько, чтобы при необходимости за короткое время нанять тысячи преподавателей.

«Алгоритмика» в цифрах

~35

млн рублей - операционная прибыль за 2017–18 учебный и финансовый год

18

млн рублей - общая сумма начальных инвестиций

140

МЛН рублей - выручка за 2017-18 учебный и финансовый год

60

городов, в которых есть школы «Алгоритмика»

80

сотрудников работает в компании

>400

преподавателей в системе

Выстроили коммуникацию с отделами – сохранили контроль над бизнес-процессами

Когда бизнес растет – велик риск потерять связь с тем, что происходит в компании. Чтобы этого избежать, мы каждую неделю проводим встречи всего коллектива. Руководители направлений рассказывают, что у них произошло и над чем они работают в ближайшее время.

Из рабочих инструментов мы с самого начала используем Excel и Asana. Последнее особенно эффективно для компаний, в которых работают десятки людей. Планирование позволило нам вырасти до 60+ человек, но сохранить хорошую коммуникацию и не потерять контроль над бизнес-процессами.

Когда работаешь напрямую с человеком – знаешь как ему ставить задачу, исходя из его компетенций, сильных и слабых сторон. А когда у тебя есть отделы и руководители направлений - повлиять на конкретный результат гораздо сложнее. Нам пришлось по-другому выстраивать процесс контролирования и фидбека - делегировать максимум задач главам отделов (чтобы они разбирались, кому что поручить, и отвечали за конечный результат).

Когда нас было 10 человек – мы мыслили короткими горизонтами . Когда команда выросла в 4 раза, пришлось расписывать план работы на полгода вперед. Мы выстроили коммуникацию с отделами на уровне среднесрочных целей: руководители ставят сотрудникам целые блоки задач. Планируем в Excel на месяц (иногда – на три месяца), главное – чтобы отдел ориентировался на результат. И в конце месяца «трекаем» – насколько команда приблизилась к цели, что получилось, а что нет. Со временем накапливается статистика: какие направления движутся, а какие нет - это позволяет нам чувствовать пульс компании в каждый момент.

Проработали систему подключения новых партнеров – перевыполнили план по франшизам

Для привлечения партнеров мы запустили отдельную воронку. Мы искали франчайзи на конференциях и онлайн, таргетировали рекламу на бизнесменов из городов, где еще нет «Алгоритмики». Это позволило сократить временные затраты на поиск адекватных и заинтересованных партнеров. Стоимость привлечения одного франчайзи у нас оказалась примерно в 5 раз меньше, чем планировали.

Надо предлагать франчайзи максимально продуманный продукт - от этого зависит, насколько успешный бизнес он выстроит. Поэтому мы полностью проработали систему подключения новых партнеров к «Алгоритмике» - расписали им полный календарь действий (например, на этой неделе нанимает администратора, а на следующей – проводит собеседования с педагогами). Мы ведем бизнесмена за ручку по всем этапам - и с каждым новым партнером оттачивали эту систему. В результате мы перевыполнили собственный план по франшизам на прошлый год - вместо 10 открыли почти 40 (а в этом году планируем довести это число до 100).

Франчайзи обычно задают одни и те же вопросы. Чтобы упростить коммуникацию с ними, мы составили список действий по запуску школы, проводим вебинары по маркетингу, поиску педагогов и т. д. Каждую неделю созваниваемся с партнерами по франшизе и снимаем с них весь фидбек.

В регионах многое работает не так как в Москве. Например, если в столице библиотеки и школы могут пускать к себе наших учеников, то в провинции все запуганы и никогда в жизни не свяжутся с частной компанией.

К своим франчайзи мы направляем


Ренат Асадов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

«тайных посетителей» - они приходят на занятия и общаются с учениками и преподавателями. Так мы контролируем качество работы людей, которые от нас не зависят. Кроме того, наша IT-система снимает все возможные метрики – так мы можем отслеживать образовательные результаты детей (и в случае чего – быстро вмешаться и скорректировать результат).

В регионах маркетинг делать не умеют от слова «совсем». Поэтому мы взяли эту задачу на себя: помогаем партнерам таргетировать рекламу и распределять бюджет на разные направления. Таким образом франчайзи не тратят время на поиск поставщиков этих услуг (и снижают риски нанять некомпетентных людей), а могут сфокусироваться на качестве образовательного процесса и развитии бизнеса.

Научить партнеров работе с диджитал-рекламой было сложно. Они делали много ошибок или поручали продвижение столь же некомпетентному региональному агентству. Смотришь - а он бомбит рекламой по всему рынку или вообще настроил ее на другой город! Мы сначала пробовали делать коучинг-сессии, но потом решили продавать партнерам собственные услуги по продвижению. Тем самым решили сразу две проблемы - сняли ряд вопросов у франчайзи и нашли себе новый канал заработка.

Рынок школ программирования

Программирование стало популярным предметом обучения для детей: только в Москве за последние несколько лет открылось более 10 специализированных школ.

Самые крупные школы программирования

«Алгоритмика»

60 городов

«КодКласс»

1 город (45 школ)

25 городов

«Кодабра»

5 городов

Помимо отдельных частных организаций, курсы программирования часто запускают крупные IT-компании - например, подобные проекты есть у «1С», «Яндекса» и Мытищинской школы программистов («Московская школа программистов»). Собственную IT-школу развивает и Samsung.

Программированию обучают детей с 5-летнего возраста. Курсы длятся в среднем от 2 месяцев.

Поучаствовали в школьной акции - получили 4 млн заходов на сайт

Первых клиентов мы привлекали в буквальном смысле вручную. Постили объявления на своих страницах в соцсетях, сделали лендинг про курсы обучения программированию, ездили по школам и проводили презентации на выставках. Но самой эффективной оказалась таргетированная реклама в Facebook и «ВКонтакте» – благодаря ей пришло порядка 70-80% клиентов (остальные были детьми знакомых и знакомых знакомых).


Андрей Чернышев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

стали задействовать и другие соцсети, добавили контекстную рекламу и баннеры, партнерские программы, оффлайн-продвижение (присутствуем на ивентах, где появляются родители с детьми). Сейчас активно развиваем контент-маркетинг - работаем с блогерами, ведем тематические e-mail-рассылки. Но лучше всего у нас работают таргетинг и реферальные программы (за рекомендацию нас друзьям клиент получает скидку). На все уходит 3-4 млн рублей в месяц.

Мы удерживаем клиентов с помощью больших данных. Наша IT-система измеряет ряд параметров: например, родителю важно увидеть, сколько задач его ребенок решил, и оценить его успеваемость. Кроме того, измеряем увлеченность ребенка (например, отслеживаем, заходил ли он в систему из дома) и делаем выводы – интересно ли ему учиться, насколько хорошо сработал педагог. На этой основе можем подстраиваться под детей и делать программу все более персонализированной. И тогда они остаются с нами надолго.

Уменьшить отток клиентов нам помогли обычные звонки родителям. Отдел продаж интересуется причинами, по которым дети пропускают занятия – как правило, это уменьшает шансы на то, что ребенок просто забросит учебу.

Заключили контракт с Азербайджаном – увеличили общую выручку до 140 млн рублей

Мы с самого начала искали возможности для внедрения наших уроков в обычных школах. В конце концов весной 2017-го через общих знакомых удалось выйти на министра образования Азербайджана. На переговорах в Баку мы рассказали, что помогаем детям встраиваться в цифровую эпоху. Министру понравилось, и уже зимой 2017 года к нам подключилось 45 школ. По результатам пилота мы подписали трехлетний контракт на разработку и внедрение программы цифровых навыков для детей с 1 по 11 класс.

Убедить власти Азербайджана нам помогли горящие глаза и системный подход. Помимо IT, мы пообещали развивать еще и дополнительные навыки - под зонтиком программирования «пробрасывать мостики» в другие предметы. Например, один из сюжетов наших уроков - программы для робота на Марсе. Заодно мы объясняем, зачем там нужен кислород и как его производить - это пересекается с физикой, биологией и другими предметами.

IT-сфера в Азербайджане только начинала развиваться - а на такие рынки проще заходить. Рынок там большой, спрос есть - тем более, у нас с постсоветскими странам один язык и культура. Благодаря совокупности этих факторов мы получили мощное новое направление для бизнеса - к концу учебного (2018) года, вместе с ростом франшизы, это позволило нам увеличить общую выручку компании до 140 млн рублей.


Страх потерять контроль над собой – на самом деле очень распространенный. Он близок:

К страху сумасшествия (распада личности) – “а не сумасшедший ли я, если делаю (вот это)?”

К страху отвержения (“мир / значимые люди отвергнут меня”, “я останусь один”),

К страху смерти (“…и я умру, один”).

И что, правда, умрете?

Страх потерять контроль над собой – очень невротический. Он выполняет очень важную роль – ограничивает людей, удерживает их от:

Физически опасных действий (напиться – убиться),

Социально опасных деяний (неправомерных, вызывающих отвержение и одиночество),

Действий, которые невозможно будет принять как часть собственного опыта (“это как будто не я делал(а) / говорил(а)”).

Итого: страх потери контроля – про границы, которые мы ставим сами себе.

Про пользу страха потери контроля

С одной стороны, такой страх действительно служит добрую службу 99% людей на Земле:

благодаря страху, они воздерживаются от того, чтобы напиться и пойти работать крановщиками, электриками, водителями. Они удерживаются от того, чтобы сделать больно другому человеку.

Даже ссорясь, злясь, конфликтуя, часть ресурсов каждый вменяемый человек использует для отслеживания: а как я выгляжу со стороны? Не перешел ли я границы дозволенного?

“Мебель в офисе от злости швырять можно – или нельзя?” Вероятно, в каком-то проценте случаев не только можно, но и нужно – в качестве способа отстоять себя и свои интересы. Но в подавляющем большинстве случаев все-таки скорее “нельзя”, или даже так – “крайне нежелательно”.

Про вред страха потери контроля

Пока этот страх выполняет определенные функции – “стопоров”, ограничителей, реально необходимых по ситуации – все в порядке. Но как и со многими страхами, может и не получиться дальше “мавр сделал дело, мавр может уходить”.

Этот “мавр”, страх потерять контроль над собой, довольно часто может действовать вопреки пьесе вашей жизни:

Приходить не вовремя, когда вздумается,

Удерживать от серьезных изменений, новой сферы деятельности – даже если вы “просто пробуете” (“ага, щаз!” – говорит страх и пугает: вот как натворишь сейчас этих ужасных вещей! ),

Не уходить в заданное время: когда ссора уже завершилась, или сложный момент прожит, человек продолжает себя “есть поедом”: а не слишком много ли я сказал, а не вышел ли я из себя – и где гарантии, что позволив себе сегодня рявкнуть на секретаршу, я завтра не убью собаку, допустим, а там и до человека недалеко…

Со стороны последняя цепочка выглядит нелогично и неразумно. Но изнутри пугающийся (пугающий себя) человек склонен “накручивать” многие страхи – и страх потерять над собой контроль – не исключение.

Что делать? Как не дать этому страху волю?

Три правильных вопроса “к себе”, если вас волнует, а не слишком ли вы тревожитесь о потере контроля:

1. Сколько в ситуации моей ответственности?

На самом деле, сядьте и прикиньте: сможет ли вас кто-либо остановить, что-то сказать. Кстати, что именно вам скажут в ответ на ваше “фантомас разбушевался”? Подумайте об этом.

Скорее всего, если вы и вправду потеряете контроль, рядом будут люди. А уж они не преминут вам заметить, что вы уже “слишком”, “переборщили” со своими проявлениями – гневными, любовными или любыми другими.

Поразмышляйте о том, что вокруг вас – люди, и на них тоже есть часть ответственности за то, что происходит.

2. Думает ли сумасшедший, что он сумасшедший?

Это вообще шикарная фраза-коан*.

* фраза, над которой в восточных практиках размышляют и медитируют. Например, “представь хлопок одной ладони”.

Как правило, сумасшедшие как раз не осознают своего безумия (а если начинают осознавать – то это путь к выздоровлению). Они уверены, что на 100% адекватны, а “это в мире что-то не так”.

Если вы боитесь потерять контроль над собой – это значит, что вы уже контролируете себя , более или менее, но во всяком случае – достаточно для того, чтобы справляться с обычной социальной ситуацией.

3. Вот потеряете контроль – и что? Что именно случится? Пофантазируйте, поразмышляйте об этом.

Какие другие мысли вам приходят в голову, если отложить страх потери контроля? Вот все случилось: вы невменяемы, вы себя не контролируете. И что произойдет?

Сценариев “в голове” может крутиться очень много. Предугадать, какой вы сейчас выберете, я не в силах. Могу только предложить рассмотреть этот сценарий с точки зрения “и кем я тогда стану”.

Чаще остальных выглядывают такие роли:

- “и вот все увидят, что на самом деле я неспособный, слабый, маленький, беззащитный, разваливаюсь, исчезаю”,

- “всем станет очевидно, какой я ужасный человек, монструозный, кошмарный, огромный, невероятный, порву всех”.

То есть, на самом деле под страхом потерять контроль над собой вполне могут скрываться:

Страх исчезнуть самому (выяснить вдруг , что “я занимаю незаслуженно много места в жизни других”),

Страх уничтожить весь мир (и тут вдруг я начал(а) понимать, что занимаю незаслуженно мало места – и стал(а) раздуваться до нужного /желаемого размера).

“Сладкий бонус” для самых внимательных:

Получается, человек изначально говорит о контроле над собой, имея в виду сомнение в том, кто он есть как .

Все потому, что очень часто бывает страшно столкнуться с собой реальным. Ни большим, ни маленьким. Которого кто-то может уничтожить (а хотя бы и морально, хоть и на время), и который кого-то может уничтожить (сделать больно). В общем, живым человеком.

Именно так и происходит на группах, во время . Сначала в группе много стесняются, смущаются, зажимаются и выглядят “лапочками и зайчиками”. Потом, через какое-то время, начинают позволять себе больше, отыгрывая вторую половину (начинают позволять себе простые, в общем-то, вещи – проявлять себя “таким, какой я есть” – и у многих это четко связано с собственной “монструозностью, кошмарностью”. Мол, неприемлемо выразить самый первый душевный порыв: “а то вдруг я своими проявлениями всех буду крушить, как слон в посудной лавке).

И только потом приходит ощущение:

а) достаточной безопасности мира для того, чтобы быть в нем – собой, а не маской или ролью,

б) того, что “и я раним, чувствителен, сделан не из камня и не из железа”, и такой же способностью раниться об ваши слова обладает другой человек,

в) истинный, настоящий выбор “из глубины души” быть побережнее – как к другому человеку, так и порой – к себе (даже – о ужас! – невзирая на других, в первую очередь побеспокоиться о себе).

К сожалению, по книжкам этому научиться невозможно. Это такое знание-ощущение, которое можно вырастить в себе, к которому можно прийти – как к личному убеждению. Но невозможно принять снаружи. А значит, если вы хотите перестать контролировать себя слишком сильно, или хотите видеть, насколько влияют на вашу жизнь другие, как они тоже полегоньку помогают вам не потерять человеческий вид – то стоит пойти на . Много (около 5-7) участников, много мнений – а в итоге вы лучше увидите, как вы воздействуете на разных по складу и темпераменту людей.