Корректурные пробы для дошкольников бланки с равно. Кожные пробы на аллергены у детей

Методика "корректурная проба" была разработана в 1895 году Б. Бурдоном. Данный инструмент позволяет исследовать внимание, в том числе его устойчивость и способность к концентрации. Исследование осуществляется при помощи бланков, на которых рядами расположены буквы, символы или геометрические фигуры в произвольном порядке. Корректурная проба предполагает зачеркивание одного или нескольких графических символов (этот критерий определяется исследователем). Каждые 30 секунд (60 секунд) делается отметка в том месте бланка, где в этот момент

находится карандаш испытуемого. При проведении теста регистрируется общее время выполнения задания. Затем подсчитывается количество ошибок, их распределение по тексту и характер (пропуски знаков, строчек, зачеркивание иных символов, находящихся рядом или внешне схожих и пр.). Корректурная проба выполняется здоровыми испытуемыми в течение 6-8 минут. По итогам теста должно быть менее 15 ошибок. С точки зрения С. Я. Рубинштейна, результаты корректурной пробы следует формировать в виде графика, совмещающего две кривые, что измеряют скорость и точность выполнения задания. Графическое отображение корректурной пробы позволяет выявить динамику утомляемости и неустойчивости внимания испытуемых. Данная методика удобна в использовании, так как, кроме бланков, карандашей и секундомера, не требуются никакие специальные инструменты.

Модификация теста «Корректурная проба» для детей

Тест проводится для проверки у детей в возрасте 5-7 лет уровня произвольной регуляции и концентрации внимания, а также волевой готовности дошкольников. При его проведении ребенку дают бланк с набором букв или геометрических фигур и просят некоторые символы зачеркнуть определенным образом. Корректурная проба для детей позволяет выявить уровень готовности к школе, так как справиться с заданием сможет только тот, кто умеет слушать, принимать задание и регулировать свое поведение волевыми усилиями. Проведение теста желательно осуществлять в небольшой группе дошкольников (до 6 человек). Детям раздается стимульный материал: владеющим чтением предлагаются листы с рядами букв (примерно 30 рядов символов), не умеющим читать - листы с кругами, прямоугольниками, треугольниками и квадратами, расположенными в хаотичном порядке. На одной строке символов должно быть порядка 25-30. После раздачи стимульного материала дети записывают на обороте своих экземпляров имя, фамилию, дату рождения, дату проведения теста и время начала исследования. Инструкция зачитывается внятно, четко и громко. Все тестируемые дети должны понять, каким образом следует зачеркивать фигуры и буквы. Инструкция может быть такой: «Дети, послушайте меня внимательно. Я расскажу, какие фигурки нужно зачеркивать. Запоминайте. Посмотрите на свой листок. Нужно зачеркнуть все кружочки, справа налево, наискосок, квадраты, все квадраты - слева направо. Все треугольники нужно зачеркнуть крест-накрест. Повторите, что нужно сделать. А теперь начинайте работать». Если дети что-то не поняли, обязательно стоит повторить и объяснить правила еще раз. Дошкольники должно четко уяснить и запомнить, что именно от них требуется. Детям в возрасте 5 лет предоставляется образец во время выполнения тестирования. Все испытуемые начинают выполнять задание одновременно по сигналу, а через минуту, по просьбе тестирующего, проводят вертикальную черту после того символа, который отметили последним. Вертикальные черточки проводятся каждую минуту выполнения теста.

Интерпретация полученных данных

Корректурная проба - это многоплановая методика, позволяющая выявить несколько психологических свойств ребенка. Уровень произвольной саморегуляции анализируется по двум параметрам: умению принять и понять задание. Дошкольники с низким уровнем произвольности не могут принять работу, постоянно отвлекаются в ходе тестирования, делают много ошибок или начинают заниматься иными делами (например, раскрашивать фигуры). Вообще ребенок уже с 5-5,5 лет способен принять инструкцию и выполнить задание по образцу, а с 6,5 лет дети могут правильно выполнить задание по словесной инструкции без образца. Через 5 минут после начала работы у шестилетних детей резко увеличивается число ошибок (у семилетних через 10 минут). В этот момент необходимо сообщить детям, что осталось совсем немного поработать, всего одну минуту. В норме все дошкольники должны мобилизоваться и перестать допускать ошибки. Именно этот навык волевой концентрации необходим для успешной учебной деятельности. Также корректурная проба позволяет выявить степень утомляемости: дети с высокой степенью начинают значительно быстрее остальных уставать при выполнении теста (через 2-3 минуты с начала работы).

Корректурные пробы для оценки внимательности французский психолог Бенджамин Бурдон придумал в конце XIX века. Уже в начале XX его методику применяли в сфере психологии труда для тестирования рабочих, которые управляли фабричной техникой. Результаты позволяли судить, насколько они внимательны и надежны. Позже тесты Бурдона стали использовать в клинической психологии для работы с людьми, страдающими психическими расстройствами. Сегодня корректурные пробы применяются в том числе в педагогической практике. Очень редко – в детских садах, чаще – в школах, обычно в частных или коррекционных. И хотя современные психологи предпочитают оценивать внимание малышей с помощью игровых методик, разработки Бурдона до сих пор в ходу. А учитывая, что тест длится всего 10 минут, для экспресс-оценки в домашних условиях его тоже можно испробовать.

Способ применения

Суть методики простая. Ребенку выдаются карандаш (или ручка) и листок, на котором в несколько рядов друг под другом изображены простые фигуры или буквы. Найти образцы для проведения корректурных проб Бурдона можно в интернете. Экзаменатору нужен только секундомер. Сначала ребенку дается инструкция: после сигнала начать вычеркивать две буквы - «К» и «Р», а когда экзаменатор произнесет слово «Черта!», поставить вертикальную черту после той буквы, на которой он остановился, и продолжать выполнять задание дальше. Тест длится строго 10 минут, а слово «Черта!» нужно говорить в конце каждой минуты. Собственно, для этого экзаменатору и нужен секундомер.

Ключевые параметры

За это короткое время методика корректурных проб Бурдона позволяет оценить сразу несколько ключевых параметров. Первый – объем внимания. Это способность за определенный промежуток времени охватить и удержать в памяти от 5 единиц информации и больше. И у детей и у взрослых нижняя планка одинаковая. Второй критерий – продуктивность внимания, то, насколько хорошо человек может использовать эти 5 единиц информации для решения поставленной задачи. Третий – устойчивость внимания. Этот параметр позволяет оценить, как работает память в целом на протяжении отведенных 10 минут. Например, в начале теста ребенок может выполнять задание плохо, в середине – лучше, а в концу опять переутомляется и делает ошибки. Четвертый критерий – переключаемость (или гибкость) внимания. Это способность удерживать «фокус» на определенном объекте длительное время. Иными словами, как ребенок может, удерживая в памяти одну задачу, по сигналу экзаменатора ее тормозить, и приниматься за выполнение следующей.

Выбор материала

Существует отдельно корректурная проба для дошкольников и корректурная проба для младших школьников. Разница в материале, который выдается для проведения теста, и в исходном количестве символов. Малышам дают задания, где нужно оперировать легко узнаваемыми и простыми значками. Это могут быть звездочки, кружочки, крестики, смайлики. Корректурная проба для дошкольников предполагает схожие манипуляции с буквами. И такого принципа желательно придерживаться. Буквенный вариант чаще всего используют для тестирования детей, заканчивающих первый класс. К этому времени в их памяти обычно хорошо отпечатывается образ каждой буквы. А у малышей дошкольного возраста, даже если они прилежно выучили алфавит, как правило, образ самих букв еще недостаточно закреплен. Отсюда - высокая вероятность ошибок, потому что маленькие дети обычно сильно путают буквы. Но, конечно, если ваш малыш еще не ходит в школу, но уже быстро и бегло читает, можно предложить ему и буквенный вариант корректурной пробы Бурдона.

Подсчет ошибок

10-15 ошибок – это норма. 16-18 ошибок – некритично. 30-40 и больше ошибок – можно говорить о том, что стоит обратиться за консультацией к специалисту.

Правильный настрой

Лучше проводить тест в первой половине дня до 12:00 – в это время суток наша работоспособность максимально высока. В домашних условиях принципиально важно создать правильный психологический настрой. Атмосфера должна быть дружелюбной, с этим в родных стенах проблем не будет. Однако важно подчеркнуть, что никаких оценок в конце не будет и результаты теста ни на что не повлияют. Особенно это касается школьников, которые прекрасно знают, что такое оценки. Они могут переживать, что окажутся не на высоте, и тогда плохо справятся с тестом. Но с другой стороны, не забывайте про мотивацию. Не понимая, для чего нужен тест, ребенок может неохотно приступить к выполнению задания, и результаты окажутся неинформативными. Можно попробовать сказать так: «Сейчас проверим, насколько ты внимателен! Постарайся сделать задание как можно лучше!».

Оценка результатов

Методика корректурных проб Бурдона считается самой известной, но для оценки параметров памяти у детей она довольно сложна в использовании. Главная трудность в том, что интерпретировать результаты теста неспециалисту очень непросто. Ведь трудности с обучением не всегда связаны с низким интеллектом или нарушением психических функций. Плохие оценки могут быть связаны с причинами чисто психологического характера. Возможно, ребенку не понравился учитель или отношения между ними по какой-то причине испортились. Часто бывает и так, что придя в школу с огромным желанием учиться, ребенок, впервые столкнувшись с системой оценок, теряет весь энтузиазм. За низкими результатами могут также скрываться и общее переутомление ребенка, и недостаточная мотивация, и несформированность (в силу возраста) волевых качеств. Существуют еще индивидуальные особенности, поэтому разобраться, где норма, а где отклонение, без опыта почти нереально. Как бы там ни было, насторожиться всерьез стоит в том случае, если коммуникативные навыки у ребенка хорошие, а проблемы с запоминанием и концентрацией внимания существенные.

Основное упражнение для тренировки концентрации внимания – «корректурная проба».
Приготовьте текст, книгу, газету или журнал (чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт, чтобы не напрягались сильно глаза). Предложите ребенку в течение 3 минут находить буквы и зачеркивать их определенным образом. Покажите образец. Например: букву А – зачеркивать по диагонали, букву Г – подчеркивать, букву Р – обводить в кружок.
Задание можно усложнять: находить слоги или буквосочетания, предлоги или определенные окончания.

Пока ребенок занимается поиском важно не помогать ему и следить, чтобы он искал буквы по строчкам.
В 7 лет дети должны успевать за 3 минуты просмотреть примерно 300-350 знаков. Чем меньше ошибок или пропусков, тем лучше. Заниматься следует ежедневно, можно делать по 2-3 подхода в течение дня.

В качестве материала для тренировки можно использовать не только тексты, но и специально сделанные изображения с символами, картинками и пр. Количество объектов увеличивайте постепенно.


Набор упражнений 2.

В успешном лечении детской аллергии решающую роль играет своевременное выявление веществ–провокаторов, воздействие которых вызывает негативные реакции организма. Чаще всего пробы на аллергию детям ставят методом нанесения аллергенов на кожу. Кожные тесты являются самыми простыми, полностью безопасными, достаточно информативными и относительно недорогими методами диагностики. Они позволяют уточнить, к каким веществам проявляется повышенная чувствительность организма и какое их количество является критическим. Это дает возможность исключить контакт ребенка с аллергенами, а также подобрать правильный план лечения.

Кожные пробы назначаются ребенку для диагностирования конкретного вида аллергии при наличии у него таких заболеваний:

  • сезонные аллергические реакции на цветущие растения;
  • ринит, конъюнктивит;
  • , бронхоспазмы;
  • аллергические дерматиты.

Кроме того, аллергопробы эффективны в следующих случаях:

  • появление пищевой аллергии;
  • развитие анафилактического шока;
  • негативная реакция организма на прививки;
  • необходимость выполнения анестезии.

Важно! Пробы на аллергены у детей должны выполняться врачом–аллергологом в специализированном учреждении. Это обусловлено не только гарантией получения более достоверных результатов, но и возможностью оказания квалифицированной помощи в случае появления непредвиденных осложнений.

Проводить кожные тесты можно только через 30 дней после момента проявления первых симптомов аллергической реакции.

Как делают пробы на аллергию у детей

Суть аллергопробы заключается в нанесении на кожные покровы ребенка небольшого количества вещества–провокатора и оценивании реакции организма на его воздействие. В зависимости от цели исследования и используемого вещества пробы делятся на следующие виды:

  • прямые или косвенные – первые предполагают нанесение чистого аллергена, вторые проводятся с использованием сыворотки крови человека, страдающего аллергией;
  • качественные и количественные – в первом случае определяется раздражитель, на который есть аллергия, во втором – его количество, способное вызвать реакцию.

Кроме того, кожные пробы на аллергены у детей различают по способу нанесения:

  • капельные;
  • аппликационные;
  • скарификационные или прик-тесты;
  • внутрикожные;
  • холодовой и тепловой тесты.

Перед тем как берут пробы на аллергию у детей, в обязательном порядке выполняют ряд предварительных мероприятий, направленных на изучение информации о протекании заболевания и определения перечня потенциальных аллергенов. Это необходимо для того, чтобы сравнить полученные результаты с клинической картиной, а также уменьшить количество веществ, реакцию на которые нужно проверять. Интерпретация полученных результатов одинакова при всех видах проб, различной является только методика постановки.

Капельная

Самыми простыми в выполнении являются капельные пробы. Они абсолютно нетравматичны, но из-за слишком поверхностного воздействия на кожу считаются наименее достоверными. Техника постановки заключается в том, что тест–раствор, гистамин и вещества–раздражители просто капаются на кожу ребенка в области предплечья или лопаток.

Данный метод диагностики обычно применяется для выявления реакции иммунной системы ребенка на пыльцевые и бытовые аллергены, домашних животных и птиц. В редких случаях тестируются лекарственные и пищевые вещества.

Аппликационная

В этом случае все используемые для тестирования составы наносятся на кожу путем наложения смоченных в них ватных или марлевых тампонов, которые накрываются пленкой и закрепляются лейкопластырем. Благодаря такому способу все необходимые вещества проникают в кожные покровы более активно и быстро дают соответствующие результаты.

Аппликационные пробы на аллергены у детей чаще всего назначаются для диагностирования контактных дерматитов. Они более информативны, чем капельные пробы.

Скарификационная (прик-тест)

При проведении такой аллергопробы аллергены и контрольные жидкости наносятся, как при капельных тестах, а затем в каждом месте нанесения выполняют раздражение кожных покровов:

  • при скарификационном способе – делаются поверхностные царапины скарификатором;
  • при прик-тесте – легкие проколы иглой (глубиной 1 мм).

При выполнении таких проб у детей за один раз можно использовать только 1–2 вещества. Детям старше 12 лет разрешается применять до 15 раздражителей. Пробы позволяют выявить аллергены, влияющие на возникновение конкретных симптомов непосредственно у обследуемого ребенка. Прик-тест считается предпочтительней скрафикационной пробы, поскольку позволяет контролировать степень повреждения кожного покрова и не размазывает каплю, поэтому является менее травматичным и более достоверным.

Внутрикожная

Пробы, вводимые инъекционным методом, называются внутрикожными. Они используются для определения высокой чувствительности к бактериям или грибкам – реакция Манту, Пирке, Касони и другие.

Для введения аллергена применяются специальные шприцы и иглы. Сразу после введения на коже образуется инфильтрат, по состоянию которого в дальнейшем устанавливается реакция организма на вещество–раздражитель.

Термическая

Для проведения холодового теста к руке ребенка прикрепляется небольшой кусочек льда или пробирка с ледяной водой. Показателем аллергической реакции организма в этом случае является развитие волдыря, что свидетельствует о склонности к холодовой крапивнице.

При тепловой пробе на предплечье фиксируют пробирку с горячей (не более 42° С) водой. Положительный результат также выражается образованием волдыря в месте соприкосновения, что подтверждает наличие у ребенка сенсибилизации к температурному фактору.

Как читают результат

  • отрицательной
  • сомнительной
  • слабоположительной
  • положительной.

Вывод зависит от того, насколько выраженной оказалась реакция. Чаще всего тест подтверждает наличие патологии, если обработанный участок покраснел и на нем образовалась припухлость.

Подготовка к пробам

Проведение кожной пробы на аллергию у детей – совершенно простая процедура, не требующая особых подготовительных мероприятий. Нужно выполнить только несколько условий:

  • исключить повышенную физическую и психоэмоциональную нагрузку накануне и в день тестирования;
  • заранее отменить все противоаллергенные препараты;
  • подготовить ребенка к тому, что будет происходить, чтобы он не боялся.

Обычно при правильном моральном настрое дети 5 лет и старше воспринимают такие тесты совершенно спокойно.

Противопоказания

Существует 2 фактора, которые обязательно учитываются при назначении пробы на аллергию детям – с какого возраста разрешено делать такие тесты и как протекает заболевание у конкретного ребенка. В зависимости от этого выделяют 2 ограничения к постановке кожных аллергопроб:

  • их не проводят до 5-летнего возраста;
  • при отсутствии осложнений заболевания от исследования рекомендуется отказаться.

Это объясняется тем, что у маленьких детей чувствительность к различным веществам–раздражителям периодически изменяется. Более того, при введении аллергена иммунная система ребенка может отреагировать на него совершенно неожиданно, поэтому без острой необходимости рисковать не стоит.

Также противопоказано брать кожные пробы на аллергены у детей в случае:

  • острого периода протекания аллергии;
  • обострения хронических болезней;
  • любых простудных заболеваний;
  • приема противоаллергических средств всех групп;
  • наличия судорожных приступов;
  • онкологических проблем.

Если необходимо сделать пробы на аллергию ребенку при наличии указанных противопоказаний, вопрос рассматривается лечащим врачом в индивидуальном порядке.

Побочные эффекты

Введение вещества–раздражителя может привести к появлению у детей побочных реакций:

  • зуд и высыпания по всему телу;
  • повышенное раздражение участка кожи, на котором проводились пробы;
  • признаки ринита, кашель, першение;
  • ощущение сдавливания в грудной клетке;
  • неприятные ощущения в пищеварительном тракте;
  • скачки давления, головокружение, потеря сознания.

Симптомы сенсибилизации могут проявиться спустя несколько часов и сохраняться в течение суток. В тяжелых случаях возможно серьезное ухудшение самочувствия ребенка вплоть до летального исхода.

У некоторых детей наблюдается обратная ситуация, когда полностью отсутствует кожная реакция. Кроме того, из-за технических ошибок или индивидуальных особенностей ребенка результаты теста могут быть ошибочными, поэтому кожные пробы не считаются абсолютно достоверными. Поскольку дополнительные провокационные пробы детям не назначаются, при появлении расхождений с клинической картиной применяется диагностика по анализу крови.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы решили затронуть такую тему, как – пробы на аллергены у детей.

Мы расскажем, когда их необходимо делать, в каком возрасте, как проходит сам процесс и сдача анализов.

Мы собрали всю самую важную и полную информацию о видах проб, что позволит облегчить ориентирование в этом вопросе.

В медицинской практике существуют определенные показания для проведения исследования. Однако вы можете самостоятельно отвести своего ребенка для подтверждения/опровержения наличия аллергической реакции, без назначения.

При этом основными показаниями к проведению анализов являются:

  • наличие , указывающих на развитие аллергии;
  • яркая клиническая картина, без выясненной этиологии (проще говоря, врачам не удается определить, по какой причине возникли симптомы);
  • реакция на вакцину.

Где сделать пробу? Осмотр и анализ у ребенка проводится в специализированной клинике. Во многих поликлиниках по месту жительства эта услуга является доступной.

Для начала ребенка должен осмотреть местный педиатр, затем отправить его к аллергологу.

Проведение анализов проводится под наблюдением опытных специалистов. Обусловлено это специфичностью заболевания.

Да и в целом, организм каждого ребенка уникален, невозможно предусмотреть его реакцию.

А она может быть весьма сильной, что требует незамедлительного оказания помощи высококвалифицированным персоналом.

Существуют ли возрастные ограничения

С какого возраста можно проводить исследование? В целом, можно брать даже с месячного возраста.

Это позволит определить наличие специфического иммуноглобулина IG E. Его присутствие в крови указывает на развитие аллергической реакции.

Несмотря на отсутствие возрастных ограничений, специалисты призывают не делать этого до 6 месяцев. Для ребенка это стресс, да и найти вену у малыша не так просто.

Если ребенок на грудном вскармливании, то в крови могут присутствовать антитела матери и анализ будет не верным.

Анализ крови можно проводить как в период обострения, так и в период «затишья» аллергии.

Кожные пробы берут у детей с 3-5 лет и только в период ремиссии.

Возрастные ограничения могут быть сняты в случае:

  • затяжного насморка (при этом другие признаки простудного заболевания отсутствуют);
  • постоянного першения в горле;
  • зуда и высыпаний на кожных покровах, которые самостоятельно не проходят;
  • трудностей при дыхании;
  • исчезновении симптомов при использовании специализированных антигистаминных препаратов.

Как сдавать анализ

Все лабораторные анализы, которые проводятся в условиях медицинского учреждения, вызывают иммунную реакцию.

Кожные пробы на это и направлены. Внедрение аллергена позволяет выявить реакцию организма на него и тем самым подтвердить или опровергнуть его опасность.

При проникновении потенциального аллергена, иммунная система начинает активно с ним бороться.

Полученное вещество распознается как угроза. Иммунная система начинает активную выработку специфических антител, которые влияют на общее состояние ребенка.


У него появляются основными симптомы заболевания: высыпания, зуд, слезотечение и трудности при дыхании. В тяжелом случае фиксируется анафилактический шок.

Во избежание развития серьезных последствий кожные пробы и анализы сдаются исключительно в условиях медицинского учреждения.

Это позволяет экстренно остановить аллергию в случае развития острой иммунной реакции.

Для получения сырья для лабораторного анализа, достаточно взять немного венозной крови и провести ряд исследований.

С кожными пробами ситуация другая. Здесь все проводится при непосредственном контакте с кожей ребенка.

Она немного царапается и на поврежденный участок наносится незначительно количество аллергена. При наличии реакции, его вносят в группу потенциально опасных веществ.

При отсутствии негативной симптоматики продолжают исследование.

Основные виды проб

Кожные пробы на аллергены у детей бывают разных типов, это позволяет получить полную клиническую картину во время их проведения. К их числу относят:

  • непосредственно кожные пробы;
  • провокационные тесты;
  • элиминационные тесты;
  • холодовые и тепловые тесты.

Дополнительно специалист может посоветовать пройти комплексное аллергологическое и иммунологическое обследование. Начнем рассматривать каждый тип исследования по порядку.

Кожные пробы

Кожные пробы – самый распространенный и простой способ определения аллергена. Для этого в условиях амбулатории ребенку делают укол или царапину на коже.

На поврежденный участок наносится незначительно количество аллергена. В течение 15-20 минут должны появиться первые симптомы (в случае наличия аллергии).

Главной целью кожных проб является выявление потенциально опасных веществ. Это совершено безболезненное исследование и самое безопасное!

Для точности результатов специалисты используют участок кожи в области предплечья. Его дополнительно протирают спиртом, и затем приступают к самой процедуре.

Провокационные тесты

Пробы на аллергию у детей проводятся с использованием провокационных тестов. Они помогают определить истинную причину аллергической реакции, даже в том случае, если другие методик не помогли.

Этот вид исследования проводится исключительно в стационаре. Ведь реакция может быть молниеносной, что требует быстрого оказания помощи. В этом случае аллерген наносится на кожу или под кожу.

Элиминационные тесты

В этом случае ребенка необходимо ограничить в потреблении продуктов (предполагаемых аллергенов).

Затем постепенно вводить их по одному с перерывом в 2 недели и наблюдать за реакцией организма.

Проводить такое исследование можно и в домашних условиях, но с особой осторожностью.

Холодовые и тепловые тесты

В этом случае на кожные покровы ребенка оказывают воздействие низкими или высокими температурами.

Да, у некоторых малышей может быть или повышенную температуру.

Какой тип исследования проводить, решает специалист. Все зависит от возраста ребенка, клинических проявлений и эффективности методик.

Важно запомнить

  1. Кожные пробы – это серьезное исследование, которое проводится исключительно в условиях стационара.
  2. Существует несколько разновидностей проб и тестов.
  3. Какой тип исследования выбрать, решает врач.

Подписывайтесь на обновления ресурса и делитесь полезной информацией со своими друзьями в социальных сетях. До встречи в следующей статье!