Способы повышения наблюдательности. Способы развития наблюдательности

Внимательность и наблюдательность - это важные составляющие жизни каждого человека. Но порой мы встречаем людей или сами являемся теми, кто просто не привык с детства быть внимательным. Обычно такие люди смотрят вокруг, но ничего не замечают. Все дело в привычке человека наблюдать.

Общие понятия

Если подойти к кому-нибудь из семьи и попросить подробно описать, как выглядит гараж на даче, вы удивитесь, что на некоторые, казалось бы, очевидные детали люди просто не обращают внимания. Кто-то выскажется против и заявит, что обращать внимание на детали - это перегрузка памяти и захламление мозга ненужной информацией. С одной стороны, это верно, но с другой - это хорошая привычка. Во-первых, такие умения позволят быстрее улавливать суть и делать анализ, а во-вторых, может стать отличной помощью в разрешение неблагоприятных ситуаций. Так что такие черты характера или свойства личности, как внимание и наблюдательность, важны как никогда.

Что такое внимательность и внимание?

В первую очередь, внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это не только способность наблюдать, но и вовремя реагировать на состояние окружающих, быть чутким и понимающим. Внимательность серьезно влияет на познавательную деятельность, на интеллект и ум, а также положительно сказывается на результатах работы. А вот понятие «внимание» уже имеет иной характер - это избирательная направленность на определенный объект и полное сосредоточение на нем.

Что такое наблюдательность

В первую очередь, данное понятие отражает способность человека обращать внимание на существенные свойства и детали как людей, так явлений и предметов. И если многие считают, что умение подмечать даже самые мелкие детали - навык бесполезный, то они глубоко заблуждаются, ведь наблюдательность важна и в профессиональной сфере, и в жизни в целом.

Зачем развивать наблюдательность?

Такой навык имеет важное значение в жизни. Психологи выделяют конкретные причины, почему развитию наблюдательности должен уделять внимание каждый человек:

  • В первую очередь, наблюдательность дает возможность гораздо лучше понимать все, что происходит вокруг, то, что скрыто от глаз обычных людей. Способность видеть схожесть в разном и различия в одинаковом - это настоящее искусство.
  • Развитие наблюдательности способствует раскрытию потенциала, сущности другого человека, а также позволяет предвидеть его будущие поступки.
  • Высокий уровень наблюдательности позволяет людям в кратчайшие сроки оценить ситуацию и принять грамотное решение.
  • Наблюдательность - это источник вдохновения, это новые идеи, это способность видеть в привычных вещах что-то новое. Многие великие ученые, художники, писатели, изобретатели творили именно благодаря тому, что умели увидеть в серости что-то новое и яркое.

На сегодняшний день наблюдательность - это основа большинства профессий. Быть в курсе событий и не потеряться в серой массе - это и есть задача современного общества.

Как развить наблюдательность?

Уровень наблюдательности прямо пропорционален уровню развития памяти. Так как же научиться видеть по-настоящему? Стоит отметить, что для развития навыка следует не только запоминать увиденное или услышанное в деталях, но и пропускать полученную информацию через себя. Никогда не закрывайтесь от новых знаний, будьте более восприимчивы, в процессе наблюдения не забывайте думать и анализировать, чтобы полученная информация осталась, а не улетучилась вместе с мыслями. Например, К. Г. Паустовский, великий русский писатель, считал, что умение "видеть" основывается на чувствительности зрительного анализатора. Он писал о том, что наблюдательность - это дело наживное. А натренировать себя можно следующим упражнением. Русский писатель предлагал людям ежедневно на протяжении месяца смотреть на все вокруг с мыслью о том, что прямо сейчас вам нужно будет в деталях нарисовать то, что вы видите. Смотрите на людей так, на природу, на окружающие вас предметы и явления. Вы удивитесь, сколько не замечали раньше, а уже через некоторое время это войдет в привычку.

Упражнения на развитие

Помимо упражнения Паустовского, существует еще два простых, но очень эффективных способа развить наблюдательность личности:

  • Упражнение № 1 - самое простое и эффективное. Суть его заключается в умении видеть обычные вещи. Возьмите какой-нибудь предмет, первое, что попадется под руку. Это может быть телефон, книга, утюг, чашка, и поставьте его перед собой. Спокойно, а главное - очень внимательно, рассматривайте вещь, попытайтесь максимально точно запомнить ее. Теперь следует закрыть глаза и мысленно воссоздать образ в точности со всеми деталями. Затем можно снова открыть глаза, посмотреть на предмет и понять, чего не хватило мысленным представлениям. И далее снова закрываем глаза для того, чтобы усовершенствовать образ, который сложился в голове.
  • Когда с первым упражнением вы будете справляться на ура, можно переходить ко второму. Теперь нужно мысленный образ перенести на бумагу. И совсем неважно, рисуете вы как Сальвадор Дали или как пятилетний ребенок. Просто изобразите то, что представляете в голове. Когда предмет будет нарисован, посмотрите на него в живую и добавьте недостающие детали

Эти простые упражнения помогут развить такой навык, как наблюдательность человека. Уже через несколько недель занятий будет заметен результат, который вас порадует. Теперь вы не посмотрите на мир, как прежде, теперь даже в самых обыденных вещах можно будет увидеть что-то неизведанное.

3.1. Понятие наблюдательности

Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности, «Воспитание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написана Б. Г. Ананьевым еще в 1940 г. Но, к сожалению, разработка путей развития этого свойства сенсорной организации людей до сих пор отстает от таких направлений практической психологии, как тренинг общения, сенситивности, памяти и др. В то же время есть основания утверждать, что это свойство является профессионально важным для большой группы профессий.

При разработке практикума по развитию наблюдательности необходимо выделить теоретические основания и, опираясь на них, отбирать упражнения. Одним из таких оснований является теория ощущений, восприятия, сенсорной организации человека. В частности, она характеризует те свойства ощущений и восприятия, которые могут составить предмет развития наблюдательности, а также раскрывает вопрос о связи ощущений и восприятия с другими психическими явлениями.

Наблюдательность – это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Прежде всего она опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:

Хороший глаз – дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому (Паустовский К. Золотая роза: Повести. – Кишинев, 1987. – С. 596).

Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.

Понимание наблюдательности как свойства сенсорной организации, включенного в целостную структуру психической жизни человека, является принципиальным положением в разработке системы упражнений. Это положение предполагает формирование тех сторон наблюдательности, которые связаны с памятью, мышлением, направленностью, эмпатией и т. п.

Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.

Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит – обобщение.

Н. В. Тимофеев-Ресовский – биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если ты знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.

Значит, профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт.

Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится? Как известно, это задачи на систематизацию или классификацию. Интересная попытка в этом отношении предпринята Я. Хинтика и М. Хинтика, которые проанализировали наблюдения Шерлока Холмса как процесс решения задач. В данном случае процесс наблюдения предстает как поиск и извлечение информации, необходимой для решения мыслительной задачи. При этом происходит некоторая абсолютизация мышления при наблюдении, но тем не менее взаимосвязи восприятия и мышления для понимания и осознания наблюдаемых фактов становятся еще более очевидными.

Итак, наблюдательность, как и любое психическое явление, – элемент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. С одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с другой – особенностями памяти и мышления и в то же время включена в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения.

Поэтому при формировании наблюдательности важно предусмотреть систему упражнений, направленных на развитие как сенсорно-перцептивных качеств, так и умений, помогающих понимать, осмысливать наблюдаемое.

Третья теоретическая предпосылка для разработки практикума по развитию наблюдательности – предположение о связи наблюдательности и прогнозирования.

Гипотеза о влиянии наблюдательности на успешность прогнозирования в системе «человек-человек» возникла у нас при изучении прогнозов в педагогической деятельности. Базируясь на общих положениях прогностики о том, что прогноз обусловлен знаниями – основаниями прогноза, а также мыслительными качествами прогнозиста, мы провели несколько исследований. Например, была изучена результативность прогнозирования учителем:

Развития личности ученика;

Взаимоотношений учащихся в классе;

Успешности решения учащимися задач разной степени сложности;

Затруднений учащихся при усвоении нового материала (Т. Кириченко, 1979).

Эти и другие исследования предусматривали тщательное изучение оснований прогноза: поиск закономерности, теоретический анализ объектов прогноза, изучение динамических временных характеристик объектов прогноза и т. п. Однако было установлено, что эти, казалось бы, надежные основания прогнозирования не срабатывают. Результаты прогнозирования в отношении другого человека оказывались опосредствованы не только перечисленными основаниями, но и обобщенным опытом наблюдения, развитой наблюдательностью.

Основания для прогноза определяются специалистом в ходе наблюдений и последующего обобщения накопленных знаний. С одной стороны, есть обобщение, с другой – это обобщение имеет достаточно конкретный характер (эмпирические обобщения). Общая закономерность или теория далеко не всегда может объяснить конкретный случай и стать основанием для прогноза в отношении индивидуальных проявлений. Эмпирическое обобщение такую функцию может выполнить, поскольку оно включает все многообразие конкретного. Естественно, что полнота и глубина знаний, полученных в практике, опосредствована наблюдательностью.

Другой особенностью эмпирических прогнозов является метод их получения. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей особые:

Ограниченность во времени;

Многогранность объекта прогноза (человек);

Почти всегда – дефицит информации, необходимой для прогноза;

Невозможность учесть все многообразие причин, которые воздействуют на объект прогноза.

Поэтому чаще всего для прогнозирования используется метод экстраполяции. Он заключается в том, что закономерности и типичные проявления человека в прошлом и настоящем переносятся на будущее. Ошибка экстраполяции состоит в том, что каждый наблюдаемый случай прогнозист идентифицирует как типичный даже тогда, когда последний таковым не является. «Почему вы доверились этому малознакомому человеку?» – спрашивают обманутую пожилую женщину. «Он произвел очень хорошее впечатление: вежливый, хорошо держится, прекрасно одет».

Люди, которые работают в системе «человек – человек», при прогнозировании опираются на эмпирические обобщения и используют экстраполяцию для получения знания о поведении объекта прогноза в будущем. Даже при развитых качествах мышления, составляющих структуру способности прогнозирования, для прогнозирования в системе «человек-человек» значимым оказывается как знание теории, так и наличие эмпирических обобщений, полученных в ходе профессионального наблюдения. Один из ярчайших литературных примеров профессионального наблюдения как основания для прогнозирования находим в романе Сиднея Шелдона. Речь идет о профессиональной наблюдательности адвоката Дженнифер Паркер:

Она научилась по обуви определять характер человека и отбирала в присяжные людей, носивших удобную обувь, потому что они отличались покладистым характером… Дженнифер постигла язык жестов. Если свидетель врал, он трогал себя за подбородок, плотно сжимал губы, закрывал рукой рот, дергал себя за мочку уха и теребил волосы. Ни одно из этих движений не ускользало от Дженнифер, и она выводила лжеца на чистую воду (С. Шелдон. Гнев Ангелов. – М., 1993. С. 117).

Таким образом в тренинг развития наблюдательности важно включить упражнения, помогающие строить прогностические умозаключения на основе наблюдения.

В нашей работе речь идет о проявлении наблюдательности в отношении людей, к тому же существует тип профессий «человек– человек», где наблюдательность рассматривается как профессионально важное качество (Е. А. Климов). Попытаемся выделить специфические особенности проявления наблюдательности в профессиях этого типа.

В психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. В работах, например, Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, была показана диалектика внешнего и внутреннего в проявлениях психики. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности стало важным знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.

Итак, первая специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа «человек-человек» состоит в том, что нужно во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические, состояния или свойства.

Вторая особенность наблюдательности в этой сфере заключается в необходимости дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне. Необходимо развитие как абсолютной, так и относительной чувствительности именно к этим признакам, так как они раскрывают динамические характеристики человека, сформировавшиеся в процессе его онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его настоящей жизни – с другой. Динамика онтогенетического изменения может быть выражена через физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающие в настоящем времени, выражаются через мимику, жесты, позы.

Прекрасными наблюдателями являются писатели и поэты. Их наблюдательность не перестает удивлять и восхищать. Многие яркие картины человеческих образов даны ими на основе наблюдения и видения тончайших изменений в поведении людей. Вспомним зарисовку С. Цвейга:

Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела – мне даже страшно стало – две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха… меня пугала их взволнованность, их безумно страстное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею (Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины: Новеллы. – Минск, 1987. – С. 190).

Третья особенность наблюдательности, проявляющейся в сфере «человек-человек», связана с интересом именно к человеку как объекту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Направленность, как правило, связана с профессиональным интересом, который определяет структуру профессиональных знаний. Данные наблюдения включаются в нее и в то же время, исходя из особенностей профессиональных знаний, могут быть поняты и истолкованы.

Любое наблюдение включается в контекст содержания той или иной профессиональной деятельности. Для наблюдений педагога важным становится знание возрастных особенностей проявления и переживания чувств, возрастных особенностей соотношения эмоций и познавательной деятельности, проявления эмоций детей во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и т. п. Для врача или медсестры значимыми становятся знания о внешних признаках человека, имеющего то или иное заболевание, об особенностях поведения людей при разных болезнях, о возрастных особенностях, проявляющихся у больного в отношении к себе и постигшей его болезни, и т. п. Контекст наблюдений, проводимых следователем или инспектором по делам несовершеннолетних, совсем иной. В его наблюдения включаются знания о соотношении между типом личности и типом правонарушения, типом нарушений и типом семьи и взаимоотношениях в ней, об изменениях социальной среды в микрорайоне и т. п.

Профессиональные знания составляют ту основу, которая не только влияет на целенаправленность восприятия и способствует развитию дифференцировки воспринимаемых признаков, но и прямо влияет на понимание наблюдаемых объектов и процессов.

Все перечисленные особенности наблюдательности можно отнести к перцептивным и понятийным.

Четвертая особенность наблюдательности, специфичная для профессий типа «человек-человек», определяется тем, что содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей. А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во взаимоотношениях друг с другом. Можно сказать, что наблюдательность в этом случае предполагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные.

Эмпатия характеризуется способностью к отражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствует пониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает эмоциональную сопричастность. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний – вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательности здесь способствует определенный строй личности, при котором развиты такие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.

Развитие связи между перцептивным, понятийным и эмпатий-ным компонентами наблюдательности способствует ее совершенствованию, возникновению способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.

Этот уровень наблюдательности прекрасно описал О. де Бальзак:

Моя наблюдательность приобрела сторону инстинкта: не пренебрегая телесным обликом, она разгадывала душу – вернее сказать, она так метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала в его внутренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого (Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М., 1968. – С. 72).

Таким образом, наблюдательность, проявляющаяся в профессиях типа «человек-человек», связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения.

Из книги Семинар с Бетти Элис Эриксон: новые уроки гипноза автора Эриксон Бетти Элис

Понятие транса Вы все, конечно, знаете, что транс – это сфокусированный луч внимания внутри нас самих, проникающий сквозь сознательные заслоны, активизирующий бессознательные ресурсы и исключающий все внешние стимулы. Это определение я всегда использую и его же

Из книги С чего начинается НЛП автора Бакиров Анвар

Пару слов о наблюдательности В районе часа ночи из одной из квартир многоэтажного дома все еще доносится ритмичный рев динамиков и топот многочисленных ног. Заспанный жилец решается наконец пойти навести порядок. Он полчаса звонит в дверь, наконец она открывается, и его

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

1. Понятие мотивации Многим из нас приходит в голову вопрос: почему люди работают? Для одних легкая работа неприемлема и неинтересна, для других работа, связанная с тяжелым трудом, приносит моральное удовлетворение. Многие работодатели задают себе вопрос: как сделать так,

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Понятие эргономики Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

1. Понятие стресса Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую,

Из книги Практикум по наблюдению и наблюдательности автора Регуш Людмила Александровна

1. Понятие реабилитации Процесс психологической реабилитации особенно важен в случаях, когда окончание стационарного лечения не означает, что больной полностью восстановился и здоров и может приступить к полноценной профессиональной и социальной

Из книги Секреты развития интеллекта в спецслужбах. Рассылка1-30 автора Полонейчик Иван Иванович

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

Часть вторая Тренинг для развития наблюдательности Наблюдательность: первая заповедь В делах человеческих лучше разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал. Артуро Граф По сути дела, все, что нужно для распознавания лжи – хорошо развитая

Из книги автора

3.2. Индивидуальные особенности наблюдательности В процессе наблюдения за людьми, явлениями окружающего мира проявляются индивидуальные особенности наблюдателя, которые придают процессу наблюдения особую окраску и делают наблюдение индивидуально-своеобразным.

Из книги автора

3.3. Система упражнений для развития наблюдательности В этом разделе предложена система упражнений для развития наблюдательности. Ее основу составляет тот теоретический материал о наблюдении и наблюдательности, который изложен в предшествующих главах.Определение

Из книги автора

Выпуск 7 Начало комплекса упражнений по развитию наблюдательности и зрительной памяти Здравствуйте!Продолжаем нашу рассылку. После определенной раскачки мы с Владимиром вошли в ритм и теперь действительно материал будет идти последовательно, а не «перескакивая» с

Из книги автора

Выпуск 8 Обзор почты и продолжение комплекса упражнений на развитие зрительной памяти и наблюдательности Здравствуйте!Сегодня мы начнем с рассмотрения некоторых поступивших писем.Нас радует, что многие начали выполнять упражнения, которые приведены в предыдущих

Из книги автора

9.1. Понятие интенциональности Понятие интенциональности представляет значительную трудность уже для философского объяснения, и тем большие сложности возникают при его применении в области психологии. Термин «интенциональность», в своем смысловом наполнении впервые

Из книги автора

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

Сильный наблюдатель замечает, анализирует и запоминает свое окружение, используя все пять чувств. Если вы хотите стать более наблюдательным в своей повседневной жизни, уделите время тому чтобы каждый день изучать свое окружение. Привлекайте не только ваше зрение, но и ваши другие чувства, чтобы вы могли больше осознавать свою повседневную жизнь. Вы также должны работать над улучшением своей памяти, чтобы вы могли вспомнить все мелкие детали, которые вы заметили. С повседневной практикой ваши способности наблюдения могут стать сильнее в течение нескольких недель. Как же развить наблюдательность?

Остановитесь, чтобы наблюдать за всем вокруг.

Потратьте несколько минут каждый день и просто остановитесь. Переведите свой взгляд в поле зрения. Постарайтесь заметить как можно больше деталей. Это поможет вам больше внимания уделять окружающей среде.

Обратите внимание на людей, объекты, животных, растения и здания вокруг вас.

Попробуйте сделать это в разных местах каждый день. Начните с дома, а затем попробуйте в офисе, в парке, в торговом центре, в продуктовом магазине или в любых других местах.

Обращайте внимание на мелкие детали.

Часто люди замечают только крупные объекты, которые их окружают. По мере того, как вы идете в течение дня, попробуйте найти более мелкие детали, которые могут окружать здания, достопримечательности и большие пространства.

Например, вы можете быть в магазине. Что говорит этот знак? Есть что-нибудь на окнах? Сколько тележек выстроились снаружи?

Если вы ходите по окрестностям, вы можете изучать разные почтовые ящики, украшения для газонов, растения или игрушки во дворе.

Оставайтесь в настоящем моменте.

Легко отвлечься на электронику, навязчивые мысли или шумную среду, но они могут сделать вас менее наблюдательными. Вместо того, чтобы отключиться от своего окружения, постарайтесь наоборот сосредоточиться на том, где вы находитесь в данный момент.

Вместо того, чтобы слушать музыку, опишите свое окружение. В автобусе, вы могли бы заметить, что есть пять человек в нем, что автобус грохочет и шумит, и что есть пыльный запах.

Когда вы гуляете, слушайте звуки природы, такие как пение птиц или шелест ветра через деревья. Подумайте о том, как солнце чувствует на вашей коже или насколько ярко окрашены цветы.

Записывайте все, что вы заметили на ежедневной основе.

Делайте это в течение дня, как вы заметили какие-то вещи. Это будет держать фокус вашего наблюдения в данный момент. Напишите ваши замечания в блокноте. Постарайтесь быть как можно более конкретным.

  • Что вы видели? Это был определенный цвет, размер или форма?
  • Где был объект? Как она размещалась по отношению к другим объектам?
  • Какие звуки звучали вокруг вас?
  • Какие ощущения вы испытывали?
  • Кто там был? Что они носили? Что они делали?

Оцените все, что вы заметили.

Когда вы пытаетесь что-то наблюдать, попробуйте определить сколько и чего здесь есть. Эти цифры заставят вас больше внимания уделять размеру или количеству объектов. С течением времени вы сможете быстрее считать объекты.

Например, вместо «Я видел, как некоторые дети играют на улице», вы можете написать: «Я видел, как четверо детей играли снаружи с одним мячом».

Вместо того, чтобы сказать «мне пришлось подписать кучу документов», следите за тем, что вы сделали. Вы можете заметить, что вы подписали свое имя четыре раза в разных документах.

Вспомните подробности, посмотрев на произведение искусства.

Пойдите в художественный музей или найдите онлайн-коллекцию. Выберите один предмет искусства, который бросается в глаза. Изучите его в течение 60 секунд, затем отведите взгляд. Попробуйте вспомнить как можно больше деталей о картине.

Попытайтесь описать мелкие детали фона, а также предмета. Например, если это портрет, попробуйте вспомнить, во что он одет, комнату, в которой он находится, и о любых других объектах вокруг него

Если картина представляет собой большой пейзаж, вы должны попытаться вспомнить, где находятся географические объекты. Есть ли деревья на картинке? Если да, то на какой стороне картины они были? Они выше или ниже по отношению к чему-либо?

Практикуйте медитацию внимательности ежедневно.

Чтобы медитировать, сядьте в тихом, уютном месте. Закрой глаза. Сосредоточьте свое внимание на своем дыхании. Не мечтайте и не думай о своей жизни. Вместо этого оттачивайте чувства от ощущений вокруг вас. Что вы слышите, чувствуете и обоняете? Начните с пяти минут и проработайте до 20 минут медитации в день.

Если вы начнете терять рассудок, все в порядке. Просто направляй свою концентрацию обратно к своему дыханию.

Сначала вы можете медитировать только на несколько минут, но со временем вы можете увеличить продолжительность.

Определите любые странные звуки или запахи.

Вместо того, чтобы игнорировать новые звуки и запахи, постарайтесь угадать, что это такое. Если возможно, изучите источник, чтобы узнать, были ли вы правы или нет.

Например, если вы чувствуете запах чего-то, угадайте, какая еда. Это пахнет мясом, специями или выпечкой? Он близок к вам, слабый и далекий?

Замедляйтесь, когда вы едите свою пищу, чтобы смаковать ее.

Когда вы едите, попробуйте идентифицировать все различные ощущения во рту. Чтобы сделать это, жуйте и пробуйте свою пищу за несколько секунд до глотания. Пауза в течение двух или трех секунд между каждым укусом. Спросите себя:

  • Какие разные вкусы я замечаю?
  • Меняются ли ароматы, когда я жую?
  • Какова текстура?
  • Оставляет ли эта пища конкретное послевкусие?

Почувствуйте объекты, закрыв глаза, чтобы улучшить ваше осязание.

Попросите друга или члена семьи вставить несколько предметов в наволочку. Закройте глаза и выберите один объект наугад. Используя только ваши руки, попытайтесь угадать, что это за объект. Спросите себя:

  • Какова текстура объекта? Является ли она гладкой, ухабистой, ребристой или мягкой?
  • Оно теплое или холодное?
  • Какой оно формы?
  • Открывается ли он? Есть ли на нем кнопка или другая подвижная часть?
  • Когда вы встряхиваете его, чувствуете ли вы что-то, грохочущее внутри?
  • Это шумит?

я обещала дать упражнения,

с помощью которых можно

тренировать наблюдательность

и улучшать навыки коммуникации.

Прежде, чем приступать к упражнениям, запомните схему

На этот раз происходит подстройка по словам- предикатам репрезентативных систем.

Визуал (визуальная репрезентативная система)

Аудиал (аудиальная репрезентативная система)

Кинестетик (кинестетическая репрезентативная система)

Дигитал (дигитальная или внемодальная)

Два участника сидят друг против друга. Третий становится за спиной второго и показывает первому участнику карточку. После чего тот должен сказать фразу в соответствии с тем, что написано на карточке.

Небольшой пример:

Предположим, показана карточка «визуал»

Примерный разговор:

1 участник: «Когда я сегодня проснулся и увидел на небе яркое солнце, то решил, что нужно обязательно выбраться на природу».

2 участник: «Да я только вчера был в лесу, там сейчас так красиво . Под ногами будто ковер из красных и желтых листьев . Я залюбовался этим великолепием ».

1 участник: « Вчера вечером так плохо себя чувствовал . Ничего не хотелось делать. А после того, как целый день проводишь на воздухе, становится так легко .

2 участник: «Согласен, так приятно дышать полной грудью после городского смога»»

1 участник: «Ты не слышал , что там говорят синоптики по-поводу погоды?»

2 участник: « Вроде-бы предвещают суровую зиму»

Наблюдательность – свойство полезное и приятное. Похожие предметы, звуки, запахи, ощущения приобретают неповторимые черты, и мир становится объемным. Наблюдательностью обладает каждый, но не все замечают детали, как Шерлок Холмс.

Наблюдательность - способность видеть характерные особенности людей, предметов, явлений. Далеко не каждый может похвастаться наблюдательностью. Мы можем годами ходить по одной и той же улице и не замечать перемен, произошедших на ней за это время. Если, конечно, это не отремонтированный тротуар: отсутствие ям сложно не заметить, особенно если носишь каблуки.

Чаще всего наблюдательность проявляется на отдыхе, когда мы никуда не спешим и с любопытством рассматриваем памятники архитектуры, людей, чужой уклад жизни, а особенно понравившиеся детали запечатлеваем в памяти. В обыденной жизни наше внимание притупляется, рассеивается, мы смотрим, но не видим.

А ведь наблюдение - важная часть познавательного процесса. Значение имеет не наблюдение само по себе, а , которое за ним следует и из него выводится. Простейший пример: «В последнее время ты постоянно щуришься. Возможно, у тебя упало зрение».

Наблюдательность - ценное качество. Она дает нам возможность замечать не только то, что лежит на поверхности, но и то, что скрыто от наших глаз, а значит, лучше понимать происходящее. С ее помощью мы можем быстрее узнать другого человека и понять, чего стоит и не стоит ожидать от него в будущем. (Кстати, способности «ясновидящих» объясняются их необычайной проницательностью.) Наблюдательность помогает нам правильно оценить ситуацию и принять верное решение.

Наблюдательностью отличаются художники, писатели, ученые, а есть профессии, в которых без нее просто никуда. Например, детектив.

Знаменитый герой книг Артура Конан Дойля Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность - его вторая натура.

Феноменальная способность Эркюля Пуаро, героя романов Агаты Кристи, обращать внимание на мелочи и интуиция позволяли ему быстро находить преступников.

Психолог-практик Патрик Джейн, которого в известном сериале «Менталист» сыграл актер Саймон Бейкер, также обладал наблюдательностью, умением видеть детали, на которые другие детективы не обращали внимания, и на их основании делал умозаключения о том, как и кем было совершено преступление. К его неоценимым услугам прибегало Калифорнийское бюро расследований.

Следить за ходом мысли детективов и сыщиков - немалое удовольствие, и начинаешь поневоле завидовать их проницательности «белой завистью». Хорошая новость: наблюдательности можно научиться!

Как стать Шерлоком Холмсом?

Начать лучше с самых простых упражнений, развивающих : человек с плохой зрительной памятью, как правило, не отличается наблюдательностью.

Американский психолог Джон Аткинсон предложил некоторые упражнения, развивающие наблюдательность.

1. Рассматриваем предметы и запоминаем, как они выглядят

Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Большинство людей смотрит, но не замечает.

Проверим это: возьмем какой-нибудь предмет - книгу, вазу, игрушку, цветок, внимательно посмотрим на него несколько секунд, запечатлевая в памяти, закроем глаза и попытаемся описать максимально точно. Затем откроем глаза и проверим, насколько наше описание соответствует действительности.

Снова закрываем глаза и представляем этот же предмет с уже уточненными подробностями. И снова себя проверяем. Делаем так до тех пор, пока не останется незамеченных деталей.

2. Отражаем мысленные образы на бумаге

Опять берем какой-нибудь не слишком простой предмет, рассматриваем его, убираем и мысленный образ переносим на бумагу. Не обязательно иметь художественные способности, ведь главное здесь - вспомнить и отразить все детали, характеризующие данный предмет. Когда нам покажется, что мы уже справились с заданием, можно еще раз окинуть предмет взглядом, убрать его и дорисовать недостающие детали. Получившийся в результате наших стараний рисунок должен полностью соответствовать выбранному предмету.

3. От деталей к общему

Если в первых двух упражнениях мы сначала рассматривали предмет в целом, а затем переходили к деталям, то сейчас начнем с деталей.

Многие ли из нас легко запоминают лица новых знакомых? Вряд ли. Если нас попросят, мы не сможем составить фоторобот даже хорошо знакомого нам человека. Мы помним его лицо в целом, но не замечаем, какие у него нос, уши, губы, брови, нос, овал лица и даже цвет глаз, если, конечно, они не каких-то выдающихся размеров, из-за чего на них нельзя не обратить внимание.

Приучаем себя смотреть на людей более внимательно, замечая малейшие подробности их наружности. (Конечно, чтобы не вызвать недоуменных взглядов, это нужно делать незаметно. Удобнее всего рассматривать людей в очереди, кафе, транспорте. Можно наблюдать не только за их внешностью, но и за мимикой, жестами, позами и на основе их поведения пытаться разгадать характер, настроение.) И вскоре мы уже будем замечать и запоминать чужие «приметы» машинально.

Для закрепления результата мысленный портрет человека перенесем на бумагу.

4. Описываем несколько предметов

Попросим кого-нибудь положить на стол до десяти предметов и накрыть их платком. Убираем платок, 10 секунд рассматриваем предметы и снова накрываем. Затем подробно описываем их на бумаге и сверяем с лежащими на столе. По мере развития зрительной памяти количество предметов нужно увеличивать.

Таким же образом можно рассматривать витрины, тем более что ничья помощь по подбору предметов тут не потребуется.

5. Читаем по-новому

Охватываем взглядом сначала несколько слов, затем строчку, несколько строчек, абзац, при этом вникая в смысл прочитанного. Таким навыком уже обладают некоторые люди, привыкшие почту, газеты и журналы.

6. Описываем обстановку

Обстановка комнат в нашей квартире или доме нам уже столь хорошо знакома, что мы легко передвигаемся по ним даже с закрытыми глазами. Поэтому мысленно «сфотографируем», к примеру, рабочий кабинет, запишем увиденное и сверим с тем, что мы имеем в действительности.

Вполне вероятно, что мы не ответим даже на элементарные вопросы, касающиеся интерьера. И, возможно, не скажем точно, что из себя представляет стул, на котором мы сидим вот уже несколько лет.

7. Смотрим телевизор с выключенным звуком

При отсутствии звука мы будем более внимательно смотреть на экран, стараясь по действиям героев понять суть происходящего. По движениям их губ, мимике, жестам мы постепенно научимся понимать смысл сказанного. Таким образом будет развиваться наша наблюдательность.

8. Воспользуемся советом от замечательного наблюдателя - писателя К. Паустовского

«Хороший глаз - дело наживное, - говорил он. - Попробуйте месяц-два смотреть на все с мыслью, что вам это нужно обязательно написать красками. …Через 2-3 дня вы убедитесь, что до этого не видели … и сотой доли того, что заметили теперь. Через 2 месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».

9. Находим в интернете тесты на наблюдательность

И , каких результатов мы достигли за время тренировок.

Кстати, в Интернете можно найти и онлайн-тренажер для развития памяти и внимания Wikium. Сначала нужно пройти тестирование существующего уровня наблюдательности, а затем в соответствии с ним предлагается определенная программа тренировок.