История безбарьерной среды. Безбарьерная среда или одна показуха? Доступность прилегающих к зданиям и сооружениям садово-парковых, ландшафтных зон и скверов

тия пола, лестниц, тротуаров, изменяющие звук шагов, различная фактура отдельных участков стен, звуковые сигналы, цветовые и светлотные контрасты (рис. 5, 6).

Рис. 5− 6

Для возможности проезда необходимы отсутствие порогов, достаточная ширина дверных проемов (рис. 7)

и транзитных путей между предметами мебели и оборудования, наличие специальных пандусов, подъемников, лифтов, телефонов-автоматов и т.п. (рис. 8–16).

Одновременно для физически ослабленных лиц безбарьерная среда − это наличие визуальных связей между отдельными зонами квартиры и между внутренней и наружной средой. Для этого устраиваются заниженные подоконники, позволяющие видеть внешний мир, остекляются дверные полотна, переплеты выводятся за границы оптимальной видимости.

Рис. 8− 16

За рубежом к осознанию проблем создания безбарьерной среды пришли после Второй мировой войны в связи с появлением большого количества людей с различными физическими и психическими нарушениями, в том числе и инвалидов. В начале 1950-х годов в Совете Европы начала работать комиссия, занимающаяся решением вопросов по созданию среды обитания, соответствующей потребностям людей с ограниченными возможностями. Ею было принято решение о проектировании и оборудовании зданий, легко доступных для инвалидов, опубликованное как норма № 20 Европейского Союза “Требования, обеспечивающие доступ инвалидов в здания”.

В конце 1950-х годов во многих развитых странах Западной Европы, в Северной Америке, Канаде и Австралии общественными организациями инвалидов были разработаны рекомендации для организаций, имеющих отношение к разработке норм проектирования окружающей среды и зданий с учетом доступности для инвалидов. В соответствии с этими рекомендациями начали появляться и, что очень важно, официально узакониваться нормы по проектированию безбарьерной среды.

Первые нормы по обеспечению требований инвалидов по доступности здания и возможности пользования различными его помещениями были разработаны в США в 1959–1961 годах. Этот документ стал основой для разработки норм в других странах мира и привлечения внимания к проблемам инвалидов в целом.

В 1960–1970-е годы нормы и стандарты, регламентирующие архитектурную деятельность и обеспечивающие требования инвалидов (прежде всего передвигающихся на креслах-колясках), появились в Дании (1960), Швейцарии (1963), Канаде (1965), Франции (1966), Великобритании (1967), Австралии, Бельгии и Нидерландах (1968), Финляндии и Швеции (1969), Германии (1972). Практически все разработанные в это время нормы касались вопросов проектирования и оборудования зданий, предназначенных для проживания инвалидов. В настоящее время они охватывают все объекты градостроительного, архитектурного и ландшафтного проектирования и учитывают требования не только инвалидов-колясочников, но и всех категорий физически ослабленных лиц.

были разработаны в конце 1980-х годов. На их основе был издан документ “Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся кресламиколясками, в проектах общественных зданий, планировки и застройки населенных мест”(1988), в котором впервые обобщены требования, обеспечивающие беспрепятственное передвижение инвалидов в местах общественного пользования. С 1994 года в России разрабатываются рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, нормы и пособия по проектированию специализированных объектов для инвалидов и престарелых.

На архитектурном факультете БНТУ (БГПА) с 1990 года ведутся научноисследовательские работы, направленные на формирование архитектурно-простран- ственной среды, доступной для лиц с ограниченными возможностями . На основании проведенных исследований сформирован комплекс нормативов, позволяющих при архитектурно-планировочной организации жилых территорий и отдельных жилых, общественных, административных зданий и сооружений обеспечивать базовые требования к безбарьерной среде.

Литература

1. Пономарева Е.С. Интерьер гражданских зданий. Мн.: Выш. шк., 1991. 255 с.

2. Лазовская Н.А. Функциональнопространственная организация центров реабилитации инвалидов: Дис. … канд. архит.: 18.00.02. Мн., 2000.

3. Беларусь: среда для человека. Национальный отчет о человеческом развитии (региональный проект ПРООН RER/95/02C). Мн.: ООН/ПРООН, 1996. 216 с.

4. Хачатрянц К.К. Проблема создания городской среды, доступной для лиц

с ограниченными возможностями // Градостроительство и архитектура: актуальные проблемы: Сб. науч. тр./ БНТУ, АФ. Мн.: Тэхналогiя, 2002. С. 182–185.

Евгения Агранович-Пономарева, Людмила Агальцова, Наталья Лазовская

ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ СО СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

Необходимость приспособить среду под специфические требования людей с ограниченными возможностями зачастую вызывает раздражение. Это и сетование на повышение стоимости строительства, усложнение проектных работ, на “ухудшение” эстетических качеств архитектурных объектов. И остается за гранью понимания тот факт, что помимо официально признанных инвалидами в группу людей со специфическими требованиями входят дети и состарившиеся родители, и практически здоровые люди, заболевшие или получившие травму. Общество обязано учитывать их требования, если оно считает себя цивилизованным.

Дизайн архитектурной среды предполагает комплекс мероприятий по обеспечению архитектурными средствами доступности, универсальности, экологической целесообразности среды человеческой деятельности.

Доступность среды - это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры и из дома наружу и обратно.

Под универсальностью среды понимается необходимость учета эргономических нормативов и типологических законов формирования среды, оптимальность светового и цветового режимов, техническое совершенство и красота мебели и оборудования, разнообразие тактильных ощущений, мир запахов и звуков.

Экологическая целесообразность среды включает комплекс условий для обеспечения физического здоровья и душевного равновесия:

учет первичных и вторичных антропометрических признаков, характерных для инвалидов различных нозологических групп;

формирование персональных пространств с учетом радиусов досягаемости и характеристик оптимального поля зрения;

стремление к использованию экологически чистых конструкционно-отделочных материалов. Человек стремится окружить себя природными материалами. Ему нужно видеть вокруг себя натуральное дерево и ткани из натуральных волокон, композиции из живых растений и камней. Контакт с природой физически ослабленного человека способствует лечебному процессу и становится терапевтическим средством. О том, какое влияние оказывают на человека природные цвета и их сочетания, свидетельствует цветотерапия. Лечение цветом было известно и широко использовалось в Древней Греции и Египте, Индии и Китае. Природные цвета трактуются как космическая жизненная энергия, способствующая гармонии и внутреннему равновесию живого организма. Построенные по законам природных гармоний цветовые группы могут возбуждать и успокаивать, вызывать ощущение прохлады или тепла, усиливать или приглушать шум, смягчать и усмирять боль;

влияние цветов неотделимо от влияния света, его интенсивности и спектрального состава. Это касается естественного света, плавно меняющегося на протяжении дня и стимулирующего биоритмы человека, и света искусственного;

учет психологических особенностей физически ослабленных лиц, для которых очень важно, чтобы среда жизнедеятельности была не только удобна в функциональном отношении, но и не отличалась по внешнему виду от среды для практически здоровых

людей, чтобы она формировалась по архитектурным законам в рамках существующего стилевого направления.

Информационная достаточность выступает как универсальное средство для оптимизации деятельности людей с ограниченными возможностями при помощи предупреждающих и стимулирующих знаков. Язык знаков складывается из цветовых схем, пиктограмм (рис. 1), тактильных раздражителей, звуков, запахов. Использование этих языков позволяет решить целый комплекс информационных задач: ориентировать, предупреждать об опасностях и препятствиях, помогать найти путь и запомнить маршрут, стимулировать и облегчать деятельность, снижать зрительное утомление, попеременно воздействуя на различные цветовоспринимающие окончания зрительного анализатора.

Рис. 1. Пиктограмма, обозначающая вход, доступный инвалидам

Каждый язык отличается своим способом кодирования. Цветовое кодирование позволяет решить следующие архитектурные задачи:

выделить входные узлы;

обозначить зоны: применив цвет для обозначения начала и конца лестничного марша или пандуса, части пола перед входом в лифт; покрасив в разные цвета одинаковые (похожие) помещения, расположенные на одном уровне; использовав цвет мебели и оборудования для выделения различных зон;

− наметить трассы движения людей: используя изменение цвета пола для выделения пути следования посетителей (рис. 2); нанеся на полу цветные линии со стрелками, обозначающими направление движения; применяя цвет для выделения направляющих поручней; используя цветные полосы на боковых стенах по основному пути движения; обозначив цветом направление открывания двери и положение ручки на ней; выделив дверные наличники и (или) дверные полотна;

Обозначить уровни.

Рис. 2. Сочетание цветовых полос на полу и скульптурной композиции, показывающее изменение направления движения

Тактильное кодирование построено на том, что пространство активно осваивается при помощи осязания. Фактура поверхности позволяет использовать ее в качестве ориентира для распознавания функциональных зон, изменение фактуры может предупредить о потенциальной опасности. Различные материалы покрытия полов, парапетов, бордюров, декоративных изгородей (рис. 3, 4), направляющих поручней помогают при движении. В местах, где имеются опасные зоны (перед переходами в зонах интенсивного движения автомобилей, возле транспортных зон посадки и высадки пассажиров, в начале и конце пандуса и лестничного марша, перед входами на лестничную клетку, перед дверью лифта, перед поворотом коммуникационных путей и т.п.), на покрытии земли или поверхности пола должны быть установлены тактильные индикаторы в виде выступающих полусфер, обозначающих “опасность”. В местах, где требуется обозначить направление движения, применяются тактильные индикаторы в виде продольных выступающих линий. Тактильные индикаторы названного типа могут изготовляться из резины, каменных или керамических плиток, нержавеющей стали, пропилена.

Рис. 3. Сочетание цветовых полос, бордюров, зеленой декоративной изгороди, показывающих направление движения

Рис. 4. Сочетание фактуры пола, живых цветов с характерным запахом, полихромной подвесной композиции для выделения зоны отдыха

В качестве тактильных маркеров могут с успехом использоваться элементы растительного мира. Слепые и люди с ослабленным зрением легко определяют различие в форме и размерах листьев (клен - рябина), фруктов и овощей (яблоки - тыква), цветов (колокольчик - ромашка), стеблей (тростник - злаковые); различие в характере поверхности листьев, стеблей, цветов (мягкий и пушистый фенхель, бархатистая и глянцевитая мать-и-мачеха).

Небольшие скульптурные композиции, элементы оборудования, мебель могут также использоваться как тактильные ориентиры, причем одна из задач архитекторадизайнера - свести к минимуму риск того, что пользователи могут прищемить пальцы конечностей, травмироваться.

Тактильные знаки, использующие выступающие буквы, шрифт Брайля (рис. 5, 6), пиктограммы необходимы для слепых людей, зрения которых достаточно лишь для того, чтобы определить нахождение знака. Первичные тактильные раздражители должны быть превращены в комплексные и окажутся более действенными, если: их цвет будет контрастировать с цветом поверхности, на которой они расположены; не будут отражать свет и бликовать; будут устанавливаться на удобной для восприятия высоте и в оптимальной зоне различения.

Важным средством обеспечения информационной достаточности среды выступает обоняние. Запах является сильным сенсорным ощущением, помогающим ориентироваться в пространстве, причем слепым и слабовидящим людям присущи острота обоняния и тонкое умение различать запахи. На этой особенности основывается активное использование в качестве ориентиров разнообразного ассортимента природных элементов, имеющих специфические, знакомые людям запахи - растений, воды в пруду,

скошенной травы, осенних листьев. Большое внимание следует уделять ароматическим растениям, запахи которых наполняют воздух и могут ощущаться без прикасания к растению (например, розы, жимолость, жасмин, сирень и т.п.); растениям, запахи которых ощущаются на близком расстоянии (фиалка, примула, нарцисс); активизированным запахам, которые распространяются в результате разминания частей растения (например, герань, кулинарные травы).

Рис. 5. Выделение цветом, размером и материалом панели кнопок вызова лифта

Рис. 6. Дублирование шрифтом Брайля и крупным размером кнопок на лифтовой панели

Звук оказывает на человека психологическое и физиологическое влияние. Натуральные звуки дождя, легкого ветерка, бегущей воды и певчих птиц могут успокаивать и создавать хорошее самочувствие. Для людей с ослабленным зрением звук является еще и составляющей ориентационной программы. “Звуковые изгороди”, активизируемые путем перемещения палочки вдоль вереницы длинных цилиндров, издают мелодичные звуки

и одновременно служат искусственным ограждением опасных зон. Скульптуры с подвижными частями, фонтаны с разнообразными звуками падающей, журчащей, капающей воды (рис.7, 8), звуковые маячки используются как ориентационные маркеры. Да и сам интерьер помещения может быть наполнен звуками, способствующими ориентации

и облегчающими самообслуживание.

Помимо сигналов, предупреждающих об опасности, человек реагирует на изменения акустических свойств помещения. Так, подвесные потолки и изменение высоты помещения приводят к акустическим изменениям в отдельных зонах квартиры, что способствует ориентации. Покрытие пола материалами с разной фактурой, в свою очередь, также способствует ориентации, так как изменяет звуки шагов, поэтому и не рекомендуется использовать единое покрытие пола от стены до стены.

Итак, сочетание света, цвета, фактуры, звуков превращает агрессивную внешнюю среду в среду щадящую, сочетающую утилитарное и духовное начало, помогающую выжить и сохранить человеческое достоинство в любой ситуации. В то же время среда для людей с ограниченными возможностями оптимальна также и для практически здоро-

вых людей. Поэтому приемы, о которых мы рассказывали в этой статье - акцентирование входов, выделение уровней, введение ориентационных знаков и ориентирующих доминант, встречаются практически в каждом архитектурном объекте.

Рис. 7. Комплексное воздействие звуков журчащей воды, цветовых пятен в виде гигантских бабочек и аромата живых цветов

Рис. 8. Комплексное воздействие звуков капающей воды, усиленного кессонным потолком, скульптурной композиции, аромата живых цветов декоративного бордюра

Сергей Козловский

В ОСНОВЕ ДОЛЖНА БЫТЬ КОНЦЕПЦИЯ

На современном этапе своего развития мировое сообщество наконец созрело до понимания того, что столетиями формируемая человечеством среда обитания некомфортна для значительной части населения. Важнейшие требования, предъявляемые к элементам этой среды, - удобство проживания и травмобезопасность - не выполняются в отношении инвалидов, малолетних детей, женщин с младенцами и беременных, пожилых людей, травмированных, которые и составляют большинство населения.

Значительная подвижка в этом направлении была сделана в развитых странах мира в период инициированного ЮНЕСКО десятилетия инвалидов (1983-1992 гг.). За это время были проведены необходимые исследования, разработаны и утверждены нормы по проектированию среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями передвижения (маломобильных групп населения), а также осуществлены практические мероприятия по адаптации ее элементов.

Главнейшим фактором, определяющим развитие сообщества, является отношение в нём к инвалидам. Всемирные исследования показали, что на нашей планете проживает десять процентов людей от всего количества, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Именно для них, а также слабовидящих и слабослышащих граждан должна быть организована безбарьерная среда.

В настоящий момент в нашем государстве действует программа " ", которая подразумевает организацию общей доступности ко всем социально значимым местам для МГН. Иными словами, она рассчитана на то, что к 2020 году маломобильное населения будет способно посещать любое место, будь то государственное учреждение или торговый центр и перемещаться по любому маршруту с использованием общественного транспорта.

Безбарьерная среда для инвалидов обустраивается в нашей стране довольно-таки быстро, тем не менее до полной реализации программы ещё далеко. Это обусловлено как перебоями с финансированием, так и отсутствием грамотных подрядчиков, способных произвести работы качественно и в кратчайшие сроки.

Создание безбарьерной среды

Доступная среда может быть обустроена как на строящемся объекте, так и при реконструкции. При правильном подходе подобные работы не отнимут много времени, сил и денег. Все действия необходимые для формирования приемлемых условий для маломобильных групп населения могут быть выполнены сотрудниками нашей фирмы.

Безбарьерная среда для инвалидов организовывается совокупностью следующих действий:

  • Экспертиза зданий и сооружений на общедоступность.
  • Паспортизация, с указанием категории доступности и предоставлением рекомендаций при необходимости.
  • . Оно осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учётом пожеланий заказчика.
  • Безбарьерная среда также не может быть воплощена в жизнь без проведения строительных работ.

Создание безбарьерной среды предоставляющей доступ на любой объект может быть осуществлено при выполнении следующих строительно-монтажных работ:

  • Строительство входных групп со всем необходимым оборудование. На первый взгляд комплекс мероприятий по обустройству входных узлов направлен на доступность безбарьерной среды для инвалидов колясочников, но монтажники нашей организации стремятся сократить расходы и создают универсальный дизайн. Например, пандусы, позволяющие попасть в те или иные помещения дополнительно оборудуются поручнями и тактильной плиткой, что позволяет предоставить доступ на объект людям со слабым зрением.
  • Внутренняя и внешняя перепланировка зданий. Для упрощения жизни инвалидов колясочников требуется проведение частичной перепланировки различных помещений, ведь здания построенные до начала реализации программы «Доступная среда» не всегда предназначены для перемещения людей с ограниченными возможностями. Чаще всего это выраженно в узких дверных проёмах и высоких порогах.
  • Монтаж поручней и пандусов. Доступность среды для инвалидов это в первую очередь присутствие пологих пандусов по которым может въехать коляска. Разумеется, аппарель для данных целей тоже подойдёт, но она не многофункциональна. Например, пандус, оснащённый поручнями, предоставит доступ не только колясочникам, но и гражданам со слабым зрением.
  • Также создание безбарьерной среды не мыслимо без установки и настройки информационных систем. Слабовидящие и слабослышащие люди очень часто не имеют возможности пользоваться информационными системами для лиц без ограничений. Именно поэтому специалисты нашей компании готовы установить тактильное оборудование.
  • Устройство и переустройство туалетных комнат - это также создание безбарьерной среды. Люди с ограниченными возможностями ни редко не способны воспользоваться стандартной туалетной комнатой из-за узости кабинок и прочих неудобств.
  • В комплекс мероприятий, способных организовать безбарьерную среду для инвалидов также включены работы по монтажу внутренних сетей электроснабжения.

Доступность созданная сотрудниками нашей организации отвечает всем нормам и требованиям законодательства. Здания и сооружения, обустроенные нами с лёгкостью, пройдут любую проверку.

Если вас заинтересовали наши услуги рекомендуем обратиться за помощью к консультантам нашей фирмы. Для этого вам нужно позвонить по номеру телефона указанному на главной странице сайта. Стоит отметить, что выезд наших сотрудников на места, для изучения степени сложности, абсолютно бесплатен для клиентов.

Мы оказываем все перечисленные услуги на территории всей страны, таким образом являясь федеральной компанией. Сотрудничество с нами оставит только положительные эмоции.

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2019 год.

Законодательная база

Этапы программы


Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций - исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цели мероприятий правительство видит в следующем:

Основная

  1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
    • в социальной сфере;
    • на основании самостоятельной экономической активности.

Дополнительные:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Задачи ФЦП

Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

  1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
  2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
  3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
    • их обучения;
    • переквалификации и повышения профессионального уровня;
    • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
  4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие - не больше 70%.
В 2017 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 52 919 205,8 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
    • создание им свободного доступа в здания органов власти;
    • повышение качества обслуживания;
    • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
    • развитие производства предметов и оборудования для них;
    • внедрение соответствующих законов.
  3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
    • выработка объективных критериев медэкспертизы;
    • контроль за своевременностью предоставления им помощи.
К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. - 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Мероприятия по реализации подпрограмм

Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:

Подпрограмма № 1:

  1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
  2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
    • картами;
    • баннерами;
    • указателями.

3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.

4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»


Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов


В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.


Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах. Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте. Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.

Суть Федеральной программы

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне. Они оказывают помощь в реабилитации больных. Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин.

Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

Цели и задачи программы

В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

Дмитрий Медведев во время недавнего разговора с представителями узкого круга организаций отметил: «Любого нестандартные ситуации могут застать врасплох. Общество с государством обязаны быть готовыми к тому, чтобы люди, оказавшиеся в нестандартной ситуации, не остались наедине с заболеванием».

Первоочередные задачи:

  1. Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
  2. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
  3. Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
  4. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.

Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:

  • организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
  • предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

Развитие инфраструктуры

В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:

  • информация в наглядном, звуковом формате,
  • указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
  • сигнализация на каждом действующем светофоре,
  • средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
  • комнаты санитарно-гигиенического типа,
  • пандусы,
  • специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

На сколько в Вашем городе реализована программа "Доступная среда"?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.