Реактивное расстройство привязанности у детей. Типы нарушенной привязанности

Большинство межличностных отношений строится на основе доверия. Когда у младенца или маленького ребенка возникает физическая потребность (при голоде или каком-то дискомфорте) или эмоциональная потребность (в нежной заботе, улыбке, объятиях, поцелуях), которая не выполняется, то ребенок начинает терять доверие к тем, кто за ним ухаживает. Без доверия он не в состоянии построить здоровые, позитивные и двухсторонние взаимоотношения с теми, кто за ним следит и это создает условия для формирования реактивного расстройства привязанности (РРП). Последствия этого могут быть многочисленными. Начните читать с шага 1 ниже, если вы знаете ребенка, который, возможно, страдает от этого расстройства.

Шаги

Часть 1

Диагностирование РРП у младенцев
  1. Посмотрите, как ребенок развивается. Если говорить откровенно, дети с РРП не будут - физиологически, эмоционально или умственно развиваться нормально. Когда они не развиваются должным образом, это выражается по-разному:

    • Физически. Они не набирают достаточно веса из-за плохого питания.
    • Эмоционально. Даже когда они расстроены, они не могут успокоиться, так как считают, что нет человека, у которого они могли бы получить помощь, поддержку и тепло.
    • Умственно. Исходя из предыдущего опыта, им удается сформировать довольно четкие представления о том, как их мать/основной опекун будут реагировать на них и их потребности.
  2. Посмотрите, как они участвуют в игре. Стоит повторить, что дети с РРП не участвуют в активных играх и других видах деятельности. Как правило, они выглядят как "хорошие дети", за которыми не трудно следить и которые не нуждаются в серьезном контроле и мониторинге. Они вообще не много что делают.

    • Как правило, такие дети проявляют заторможенность и вялость в физических движениях, а также мало играют с игрушками или не хотят исследовать мир вокруг них. Младенцы по своей природе любознательны, но дети с этим расстройством не такие.
  3. Обратите внимание, если ребенок не чувствует близости с матерью/основным опекуном. Дети с этим расстройством не делают различий между их основным опекуном и незнакомыми людьми. Они не проявляют привязанность к своей матери и на самом деле чаще ищут понимания и близости от незнакомых взрослых людей. Это отличается от того, как ведут себя здоровые дети, которые стремятся найти успокоение и поддержку у тех, кому они доверяют и любят.

    • Вы можете понять, к каким проблемам это приведет в дальнейшей жизни. Если ребенок или подросток ищет поддержки у незнакомых людей, готовьтесь к проблемам. Это проявление РРП приводит к импульсивному, радикальному поведению в дальнейшей жизни.
  4. Посмотрите на отношения между матерью/основным опекуном и ребенком. Правильные отношения между ребенком и тем, кто заботится о ребенке держатся на чувстве привязанности и общности. Это помогает малышу развить такие качества как сопереживание, социальные навыки и навыки, помогающие владеть своими эмоциями. Если отношения не такие, эти навыки не будут воспитаны в ребенке. Как воспитатель обращается с ребенком? Когда ребенок плачет, приходит ли он к нему? Положительный ли настрой царит в отношениях?

    • Вот, что сказал Фрейд об отношениях между ребенком и его матерью: "Отношения между матерью и ребенком являются прототипом для всех будущих отношений». В случаях с этим расстройством, он не ошибся. Эти отношения, скорее всего, определят все остальные взаимоотношения ребенка с другими людьми на протяжении всей его жизни.

    Часть 2

    Диагностирование РРП у детей и подростков
    1. Знайте, как проявляет себя "заторможенный" РРП. Дети с этим видом РРП не в состоянии инициировать, а также адекватно реагировать на социальные взаимодействия и склонны избегать социальных контактов.

      • Когда потребности ребенка не удовлетворяются, он чувствует, что лишен любви и привязанности и это заставляет его воспринимать себя как нелюбимого и недостойного того, чтобы получать надлежащий уход, внимание и любовь, когда ему это нужно. Это приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя неуверенно и небезопасно, а когда вы не чувствуете себя в безопасности, вы не уверены в общении с другими. Это проецируется на самооценку, которая влияет на все сферы жизни человека.
    2. Знайте, как проявляет себя "раскованный" РРП. Тем не менее, некоторые дети с РРП чрезмерно и явно проявляют свою готовность к социализации и общению. Они пытаются искать комфорт, поддержку и любовь от практически всех взрослых независимо от того, знают они их или нет. Такое поведение в основном считается неразборчивым и может привести на неправильную дорогу в жизни.

      • Это тот тип ребенка, который научился не полагаться на тех, кому он по идее должен доверять, а вместо этого искать помощи и поддержки у незнакомых людей. Часто различия между заторможенным и раскованным РРП не станет ясно, пока ребенок не вырастет.
    3. Ищите признаки поведения, которые указывают на отсутствие самоконтроля и агрессию. Похожее поведение может быть ошибочно принято за СДВГ (синдром дефицита внимания). Тем не менее, при РРП будут наблюдаться следующие симптомы:

      • Неконтролируемая ложь и воровство
      • Неизбирательное стремление к вовлечению в общение с незнакомыми людьми и неуместное и рискованное сексуальное поведение
        • Важно отметить, что это не поведенческие проблемы, как может вначале показаться, а результат неправильного развития мозга вследствие пренебрежения и жестокого обращения в первые месяцы и годы жизни.
    4. Посмотрите на то, как ребенок учится в школе. Когда у малыша на первом этапе развития не происходит установление связи с человеком, заботящимся о нем, мозг - вместо того чтобы сосредоточиться на интеллектуальных аспектах роста - начинает концентрироваться на развитии навыков и стратегии выживания. Это объясняет, почему такие дети плохо учатся в школе. Мозг не в состоянии развиваться надлежащим образом во всех аспектах. И как следствие этого возникают проблемы с обучением.

      • Это медленное развитие мозга объясняет, почему ребенок с РРП проявляет такое поведение, как агрессия, манипуляции, неконтролируемую ложь, контроль и уход в себя. Это объясняет, почему такие дети агрессивны и плохо управляют своим гневом. Они прибегают к деструктивному поведению и даже не проявляют никаких угрызений совести за свое поведение, потому что они просто не знают, как нужно вести себя иначе.
    5. Посмотрите, как ребенок формирует дружеские отношения. По мере роста, у ребенка развивается острое чувство отрешенности и заброшенности и он также теряет все навыки доверия к самому себе и другим. Это приводит к его неспособности заводить друзей и строить длительные отношения. Чувство неполноценности, ощущение своей нежеланности и ощущение того, что он недостоин любви и заботы, которые начались с того момента, когда его физические и эмоциональные потребности были проигнорированы, продолжают расти и отражаются на его самооценке. Это огромный, порочный круг, который он не может остановить.

      • Так как его самооценка очень низкая, он не понимает, почему кто-то будет дружить с ним и ведет себя так, как будто он и не нужен никому. Такое поведение отдаляет от него людей и мешает завести дружеские отношения. Чтобы заполнить пустоту, одиночество, снять депрессию и успокоить свои нервы, такие люди часто обращаются к алкоголю и наркотикам.
    6. Обратите внимание, насколько ребенок агрессивен. Эти дети склонны к контролирующему, манипулятивному и агрессивному поведению. Их мозг постоянно занят разработкой тактики и стратегии выживания, поэтому они теряют способность учиться, как разрешать конфликты без борьбы и использовать положительные взаимодействия для того, чтобы получить желаемое.

      • Этот ребенок не доверяет другим и их намерениям и считает, что поскольку договориться не получится, лучший способ получить то, что он хочет от других- быть агрессивным, манипулятивным и прибегать к шантажу. Они не знакомы с поведением, основанном на положительном подкреплении.
    7. Посмотрите на то, как ребенок контролирует свои импульсы. У ребенка будут наблюдаться симптомы синдрома дефицита внимания (СДВГ), что указывает на низкий контроль импульсов. Он, не колеблясь, делает вещи, которые обычно другие дети не делают (или, по крайней мере, серьезно подумают, прежде чем это сделать) и даже не думает о том, какие последствия такое поведение может иметь для него и для других.

      • Обратите внимание на недопустимое и рискованное сексуальное поведение. Дети с РРП иногда ведут себя распущенно. Их привлекают сексуальные отношения с незнакомыми людьми, часто с несколькими людьми одновременно.
    8. Обратите внимание на неспособность ребенка устанавливать зрительный контакт. Нормальный ребенок устанавливает зрительный контакт с первых дней жизни. Он учится этому у своей матери/опекуна, которые смотрят ему в глаза, выражая свою привязанность и любовь. Так как никто не вел себя с ним так, как нужно, он не понимает значимость поддержания зрительного контакта, который доставляет ему дискомфорт и приводит к перевозбуждению.

      • Все это переплетается с отсутствием социальных навыков и стремлением не развивать близкие отношения. Все, начиная от их мыслей и слов до маленьких непроизвольных привычек, будет указывать на то, что в их мире люди просто не заслуживают доверия.

    Часть 3

    Что из себя представляет это расстройство и что делать
    1. Поймите определение РРП. Реактивное расстройство привязанности наблюдается у младенцев и маленьких детей. Оно характеризуется текущими и постоянными нарушениями в социальных отношениях ребенка, которые связаны с эмоциональными расстройствами и изменениями в условиях окружающей среды. Дети с этим расстройством не показывают типичные для детского возраста ответы стимулы. Например:

      • Они часто отвечают на утешение страхом и гипербдительностью.
      • Дети часто могут проявлять интерес к взаимодействиям со сверстниками, но негативные эмоциональные реакции мешают любыми формами социальной активности.
      • Эмоциональное расстройство может проявляться отсутствием эмоциональной реакции, реакцией самоустранения или агрессии в ответ на негативное событие, участником или свидетелем которого стал ребенок.
      • Крайняя форма нежелания принимать или инициировать близкие отношения или привязанности, особенно при проблемных ситуациях, или чрезмерные и неизбирательные попытки получить любовь и утешение от любого взрослого, включая незнакомцев.
    2. Исключите глубокие нарушения развития. Так как реактивное расстройство привязанности является ответом на несоответствующую среду, в которой происходит развитие ребенка, такие дети на самом деле обладают нормальной способностью демонстрировать правильную социальную реакцию, в то время как дети с глубокими расстройствами развития этого не могут.

      • В то время как ненормальные модели социального реагирования являются ключевой особенностью реактивного расстройства привязанности, эти симптомы проходят, если в течение долгого времени ребенок находится в среде, где воспитатель последовательно правильно реагирует на ребенка. Такие улучшения не происходят при нарушениях развития.
      • Дети с реактивным расстройством привязанности могут проявлять языковые нарушения, однако это не означает, что они проявляют характеристики аномальных коммуникативных взаимодействий, как при аутизме.
      • Реакция детей с реактивным расстройством привязанности на изменения окружающей среды и симптомы не являются следствием постоянных и тяжелых когнитивных дефектов. При реактивном расстройстве привязанности нет стойких повторяющихся и стереотипных моделей поведения /деятельности /интересов (которые можно наблюдать при аутизме).
    3. Узнайте, как человек, заботящийся о вашем ребенке (воспитатель, няня, бабушка и т. д.) отзывались на его нужды. Хорошее понимание того, как воспитатель проявлял ответную реакцию, когда ребенок рос и развивался не требуется для диагностики реактивного расстройства привязанности, но рекомендуется, так как поможет врачам сделать обоснованные выводы.

      • Реактивное расстройство привязанности почти всегда возникает в ответ на экстремально недостаточное проявление заботы о детях. Оно может возникнуть из-за любой из перечисленных ниже причин или их комбинации, если они являлись постоянными спутниками процесса воспитания ребенка: #**Резкое разлучение ребенка с тем, кто о нем заботился, как правило, от шести месяцев до трех лет
        • Частая смена воспитателей
        • Отсутствие реакции воспитателя на коммуникационные усилия ребенка
        • Тяжелые формы пренебрежительного и жестокого обращения
        • Чрезвычайно неумелое воспитание
        • Постоянное игнорирование основных физических потребностей ребенка.
    4. Знайте что может привести к РРП. Это правда, что дети, как правило, устойчивы к любым изменениям условий и окружающей среды. У них довольно гибкий подход и они сделают все возможное, чтобы привыкнуть к изменившимся условиям и ситуациям. Однако следующие ситуации могут привести к РРП:

      • Если ребенок в течение значительного периода проживал в детском доме или приемной семье
      • Если ребенок вырос в доме, в которой придерживались невероятно строгих и жестких принципов и правил
      • Если он вырос вдали от родителей и других близких в общежитиях и интернатах
      • Если родители были слишком заняты, чтобы заботиться о своем ребенке, и он оставался на попечении воспитателей
      • Если ребенок жил/вырос/провел значительное время под присмотром воспитателя, который выступал в качестве основного опекуна и с кем ребенок очень сроднился, но с которым потом в силу различных причин ребенок был разлучен
      • Если ребенок являлся свидетелем многих ссор, драк и споров, происходящих между родителями
      • Если у родителей были проблемы с управлением гневом, если они страдали от стресса, депрессии, злоупотребляли алкоголем и наркотиками или страдали любым другим расстройством личности
      • Если в семье было физическое, сексуальное и эмоциональное насилие
        • Опять же, все это гипотетические ситуации. Нельзя с уверенностью сказать, что у ребенка в этих условиях разовьется РРП.
    5. Знайте, что делать, если вы думаете, что у ребенка есть РРП. Имейте в виду, что знание истории воспитания ребенка важно для постановки ребенку правильного диагноза и только потому, что ребенок испытал любую комбинацию из перечисленных выше жизненных ситуаций не означает, что у него будет реактивное расстройство привязанности. Если у вашего ребенка есть любой из вышеперечисленных симптомов, это также не означает, что он страдает этим расстройством.

      • Изо всех сил старайтесь не спешить с выводами. Если вы волнуетесь, лучше отведите ребенка к врачу, детскому и подростковому психологу или педиатру, который может лучше проинформировать вас об этом заболевании и вынести экспертное мнение, основанное на клинических данных. Ребенок может начать лечение и скоро будет на пути к здоровому, адаптивному поведению.
    • РРП обычно развивается у детей в возрасте до 5 лет и может продолжаться до подросткового и взрослого возраста.
    • Для справки, симптомы и поведение РРП похожи на другие расстройства, характерные для детей, такие как аутизм, СДВГ, тревожные расстройства, социальные фобии и посттравматические стрессовые расстройства. Будьте полностью уверены, прежде чем ставить какие-либо диагнозы.

Распространенность расстройства не установлена. Основной причиной его развития считается недостаточная забота о детях. Предполагается, что дефицит заботы, в том числе эмоциональная депривация, нарушает процесс формирования привязанностей, а в связи с этим нарушается развитие социальных отношений (симпатий, солидарности, уважения, признательности, благодарности, дружбы, любви), интересов, увлечений и просоциальных моделей поведения. Как считают некоторые психологи, формирование привязанностей происходит в основном в первые 3–4 года жизни после родов. В последующем, по окончании этого критического периода, привязанности если и формируются, то оказываются ненадежными: поверхностными, непрочными, амбивалентными.

Главным признаком реактивного расстройства привязанности является отсутствие глубоких эмоциональных связей с родителями, близкими людьми. В клинически значимых случаях это приводит к тому, что в дальнейшем не формируются близкие отношения и с другими людьми. Общим результатом дефицита привязанностей становится неспособность пациентов принимать просоциальные воздействия и превращать их в качества своей личности. Тем самым развитие личности замедляется, искажается, особенно если дети попадают под влияние неблагоприятных социальных обстоятельств.

Часть таких пациентов (вероятно, их около половины) в детстве обращает внимание чрезмерной заторможенностью, замкнутостью, недоверчивостью, стремлением избегать общения с окружающими людьми, а также противоречивостью реакций на заботящихся о них людях. Предположительно, происходит это потому, что у детей глубоко укоренились , социальных ситуаций.

Другая часть пациентов, напротив, отличается «диффузной привязанностью» или «неразборчивой общительностью». Такие дети очень легко вступают в контакт даже с незнакомыми людьми, ведут себя с ними так доверчиво, будто давно и хорошо их знают. При этом они не испытывают беспокойства, опасений, не обнаруживают естественной осторожности. Они могут быть, пожалуй, несколько обнажены – рассказывают о себе все без утайки, даже о своих неблаговидных поступках, как бы не понимая границ того, что можно и чего не следует делать и говорить. Пациенты, кроме того, могут быть назойливыми, фамильярными, не способными считаться ни с возрастом, ни с социальным положением людей. Несмотря на внешнюю общительность, признаков надежных привязанностей у них не обнаруживается.

Обе категории пациентов никому из окружающих их взрослых не подражают, ни с кого не берут пример, чаще всего они не знают, кем и какими они хотели бы быть в будущем. Их трудно чему-то научить, даже если они умны и сообразительны, поскольку их интересы ограничены, поверхностны и нестойки. Пациентов трудно приобщить к дисциплине, аккуратности, порядку, к тому, чтобы чувствовать ответственность за свое поведение. Они необязательны, не выполняют своих обещаний, могут обманывать, не испытывая при этом угрызений совести. Поведение нередко отличается импульсивностью, зависимостью от сиюминутных импульсов и случайных внешних обстоятельств. Кроме того, они нетерпеливы, неспособны контролировать свои побуждения и непосредственные реакции. Обычно они любопытны, но стойкие и глубокие интересы им несвойственны. Иногда они могут легко чем-то или кем-то увлечься, но это бывает ненадолго, обычно же они неспособны увлечься чем-то надолго и серьезно, к кому-то привязаться, не умеют завязывать и поддерживать прочные межличностные отношения. Серьезных просоциальных увлечений у многих из них не формируется, а это, в свою очередь, препятствует профессиональной ориентации, овладению трудовыми навыками. Вряд ли они окажутся способными к отношениям дружбы, уважения и тем более любви в зрелом возрасте, не свойственно им и самоуважение, хотя их самолюбие может быть болезненно обостренным. Существуют сложности в формировании нравственных норм, нередко даже у взрослых пациентов выявляется значительный моральный дефицит.

Многие из них, воспитываясь в детских учреждениях, привыкают к праздному образу жизни, к тому, что педагоги и воспитатели их опекают, оберегают от трудностей жизни, отвечают за них, принимают за них решения, всегда готовы помочь советом, ободрением, участием. Воспитатели и педагоги сообщают, что им запрещают привлекать детей и подростков к труду, заставлять работать, так как действующими инструкциями, по их словам, это приравнивается к жестокому обращению. Внутренняя неготовность принимать опыт жизни других людей и поощрение иждивенчества приводят в итоге к тому, что дети не развиваются эмоционально и интеллектуально так, как это свойственно их сверстникам из благополучных семей.

Терапия. Могут быть рекомендованы в разных ее вариантах, психологическая коррекция, совершенствование методов воспитания, в частности приучение к труду, дисциплине, формирование просоциальных потребностей и т. п., но лучшим, если не единственно радикальным выходом из ситуации является как можно более раннее помещение в хорошую приемную семью. В противном случае прогноз для большинства таких пациентов чаще всего неблагоприятный, поскольку у многих из них задерживается развитие не только привязанностей, но и эмоций, чувств, волевых качеств, в какой-то мере интеллекта, навыков социального поведения. По сведениям учителей и воспитателей школ-интернатов, успешно социализируются в последующем не более 10–20% пациентов.

Иллюстрация: молодой человек Б., 25 лет. Находится на лечении по поводу алкогольной зависимости: «заставили, я и сам давно хотел». Не женат, некоторое время состоял в гражданском браке, но семья вскоре распалась. Сын остался с матерью, отношений с ними не поддерживает. В армии не служил из-за ряда хронических болезней. В последнее время часто меняет места работы, по профессии сантехник, работает в ЖЭКе. Живет в общежитии. Отца не помнит, мать лишена родительских прав, будто бы давно умерла. С 3 лет воспитывался в детдоме, затем в школе-интернате, окончил профессионально-техническое училище.

Рассказал, что в последние 2–3 года с товарищами по работе и проживанию пьет пиво, предпочитает крепкое, до 2 л за вечер. Употребляет также вино, водку. Пьет по несколько дней подряд, пока есть деньги. В пьяном виде делается обидчивым, конфликтным, драчливым. Вот уже как год стал опохмеляться. Имел приводы в полицию за драки, мелкие кражи. Курит с 13 лет, пробовал и травку. В свободное от дел время ничем не занимается, интересов, увлечений не имеет, «книгу последний раз видел в школе». Не может сказать, чем любит заниматься, есть ли у него надежные друзья, чаще всего, говорит, ему скучно, нечем себя занять, «от скуки некуда деться». Сожительствует со случайными женщинами, знакомится с ними «по пьянке». Несколько раз болел гонореей. После лечения намерен «завязать» с выпивкой, думает «заняться бизнесом, машину купить». На лечение поступил под нажимом начальства на работе под угрозой увольнения.

Выглядит неряшливо, одежда помятая, рваная, в пятнах, волосы грязные, спутанные, под ногтями черная кайма, ощущается запах немытого тела, дурной запах изо рта. Ведет себя несколько развязно, даже фамильярно, не соблюдает дистанции в общении с врачом, но после строгого внушения становится подобострастным, угодливым. Ориентируется правильно. Речь несколько невнятная, с бедным лексиконом, аграмматизмами, словесными штампами, жаргонизмами. Внимание концентрирует недостаточно, при последовательном отсчете из 100 по 7 допускает много ошибок, не замечает их, не пытается исправить. Таблицу умножения знает наполовину. Не может разъяснить смысл простых пословиц («не все то золото, что блестит», «не в свои сани не садись» и т. п.). Например, «шило в мешке не утаишь» понимает так: «Оно острое, колется». Не знает столицу Франции, путает Африку с Австралией, не видит отличия между рекой и озером, заливом и проливом. Не понимает, отчего день сменяется ночью. На вопрос, что такое дружба, отвечает «пила», а что такое любовь – «неудобно выражаться». Звезду отличает от планеты тем, что первая – на фуражке, а вторая – на небе. Президентом страны считает В. Жириновского. Из артистов ему более других нравится Ф. Киркоров, особенно «под пиво». Не может описать свой характер, назвать сильные и слабые стороны своей личности. Считает себя здоровым и нормальным в психическом отношении человеком, «я – как все», увлечение алкоголем не расценивает как болезненное: «хочу – пью, не захочу – никто не заставит».

– это чувство близости, которое в норме формируется у младенца по отношению сначала к матери, а затем к другим значимым взрослым, в первую очередь как привычка, как результат длящегося контакта, повторения значимых переживаний. Именно близость с матерью помогает ребенку строить отношения с другими людьми в дальнейшей жизни. Но как формируется чувство привязанности у детей, оказавшихся в приёмных семьях? Давайте разбираться вместе.

В ребёнок пока ещё не осознаёт себя отдельной личностью, а воспринимает себя частью матери. Только с прохождением кризиса 1-го года малыш начинает чувствовать себя отдельным человеком. Безусловно, в ситуации, когда малыш с самого рождения не имел контакта с родной матерью, у него возникают определённые проблемы с формированием чувства привязанности.

Бывают ситуации, когда ребёнок родился и жил в родной семье, но потом по каким-то причинам её лишился. Если эта семья была неблагополучной – родители жестоко обращались с малышом, были алкоголиками, не ухаживали за ребёнком, то чувство привязанности могло и не сформироваться вовсе. Такие дети отличаются агрессивностью по отношению к тем, кто слабее их, а в общении со взрослыми людьми обычно заискивают.

Если же ребёнок жил в благополучной семье, то , но с потерей родителей оно претерпело некоторые изменения. Последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую (устройство ребенка в семью). Если ребенка помещают в приют или детский дом с «обезличенным» типом воспитания, то это только усиливает отрицательные последствия. На нарушение привязанности также может повлиять частая смена взрослых, ухаживающих за ребенком (воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое). Есть еще вариант развития событий: боясь испытать боль потери снова, ребёнок общается со взрослыми осторожно и не допускает близости.

В зависимости от возраста ребёнка, в котором он попадает в приёмную семью, специфики нахождения его в предыдущих местах пребывания (родная семья, детский дом, интернат), личностных особенностей и многих других факторов, формирование может протекать по-разному.

Особенностью всех приёмных детей является настороженность по отношению к новым родителям: дети не доверяют взрослым, боясь нового предательства. Часто родители жалуются на вызывающее и провоцирующее поведение ребёнка, говорят о том, что малыш не ценит их усилий, не относится к ним с благодарностью, а только шкодит и хулиганит. Такое поведение ребёнка объясняется тем, что он проверяет новых родителей на прочность – смогут ли они выдержать, а любят ли они его любого, не предадут ли?

Приемный ребенок, попав в семью, в лучшем случае будет проявлять беспокойство при отсутствии новых родителей или их попытках отлучиться из дома. Но это не значит, что привязанность нельзя сформировать. Для этого приемным родителям важно хорошо понимать истоки нарушения привязанности, а также владеть методами «терапевтического воспитания». Подобные методы есть у педагога-психолога КГАОУ ЦПМСС г. Чайковского (Пермский край) Шамардановой Е.А.

Основные принципы "терапевтического воспитания":

    Главное правило «терапевтического воспитания» для родителей - сначала позаботьтесь о себе!

    Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

    Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

    Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

    Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте "естественные последствия". Но когда такие последствия "наступают", проявите сочувствие к вашему ребенку.

    Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

    Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

    Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

    Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

    Будьте последовательны.

    Избегайте споров с ребенком о том, «кто главнее».

    Не теряйте чувства юмора.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Екатерина Сафонова

Типы нарушенной привязанности

Существуют разные подходы к классификации и описанию нарушений привязанности. При этом многие авторы, имея расхождения в терминологии, сходятся в описании содержания. Здесь приводится один из вариантов такой классификации.

Негативная (невротическая ) привязанность : ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

пример:

Мальчик Андрей впервые попал в учреждение в три года. Он был доставлен из милиции, до этого его неоднократно задерживали в метро вместе с людьми, занимающимися попрошайничеством. По документам у него был статус «подкидыш». В период жизни в разных учреждениях ребенок отличался вспышками агрессивного и протестного поведения (все делал наоборот, был очень упрямый). Специалисты, работавшие с ребенком, выяснили, что у мальчика не было опыта привязанности к кому-либо из близких взрослых, он никого не мог назвать из значимых людей, вспомнить кого-то из тех, кто его любил. Также было известно, что нуждами ребенка пренебрегали: его били, плохо кормили, плохо одевали, крайне редко мыли… Когда Андрею было шесть лет, ему нашли семью. Мальчику очень понравились приемные родители, он с удовольствием пошел к ним жить. В приемной семье с ребенком очень хорошо обращались, заботились о нем, зная о всех лишениях, которые он перенес. Через три дня пребывания в семье мальчик сказал: «Мама, папа, отвезите меня обратно в детский дом, не надо меня так любить». Этот ребенок пугался и реагировал агрессией на позитивное внимание к себе (похвалы, внимание к его нуждам, ласковые слова) и, нуждаясь во внимании, старался привлечь его к себе какой-нибудь каверзой, негативным поведением. На расспросы взрослых о причинах его действий шестилетний мальчик честно говорил: «Я так привык» и «Я вам не верю, вы притворяетесь добрыми». В дальнейшем специалисты и родители работали над ослаблением у ребенка гнева, вызванного плохим обращением с ним в детстве со стороны взрослых, а также над формированием доверия и позитивной привязанности в новой семье. В настоящее время Андрею пятнадцать лет, он учится в частной школе, живет с родителями за границей, у него прекрасные близкие отношения с семьей. Есть отдельные трудности в самореализации, но его социальное поведение адекватно и конструктивно.

комментарий:

В период адаптации в семье многим детям свойственно провоцирующее поведение: они и проверяют прочность отношений в новой семье, и стараются отстаивать свои границы – тому есть много причин. В данном случае имело огромное значение то, что приемные родители при поддержке специалистов смогли преодолеть страх ребенка перед близостью и помочь ему начать доверять семье.

Амбивалентная привязанность : ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому («привязанность-отвержение»), то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка (эмоциональное и физическое насилие), делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему. Такое обращение с детьми встречается как в неблагополучных семьях, где родители непоследовательны в силу алкоголизма, так и в социально благополучных, но дисфункциональных семьях.

пример:

Девочка-подросток, в приемную семью попала в возрасте двенадцати лет. Ее кровная мать воспитывала дочь одна и умерла от онкологического заболевания, когда девочке было восемь лет. Мать до болезни выпивала, но при этом дочку любила, старалась заботиться о ней. Из рассказов девочки и людей, знавших семью, известно, что мать была неуравновешенной по характеру, взбалмошной, могла внезапно накричать на девочку или побить ее. Тяжелое заболевание вкупе с алкоголизмом усилило ее природную эмоциональную неустойчивость. Девочка «назло ей», в отместку за что-то могла уйти из дома, дерзила, не слушалась. Когда мать умерла, девочка продолжала вести себя таким же образом со взрослыми в учреждениях и затем – в приемной семье. В ходе жизни в замещающей семье в поведении девочки отмечалось чередование периодов понимания, близких и теплых отношений с приемной мамой с периодами вздорного и деструктивного поведения. Сама девочка переживала по поводу этих «вспышек», говорила, что любит приемную маму и знает, что и та очень любит ее, но не может вести себя иначе, как будто что-то заставляет ее. Важно было помочь девочке пережить утрату кровной мамы и преодолеть чувство вины перед ней. Совместная работа специалистов и приемной мамы была направлена на то, чтобы у ребенка сформировались рефлексии и самоконтроль в социальных отношениях, а также чтобы она смогла освоить позитивные модели отношений с другими людьми. В настоящий момент девочке восемнадцать лет, она сама стала мамой, живет в гражданском браке с мужем в доме своей приемной семьи и ждет получения собственной жилплощади. В ее отношениях с близкими по-прежнему присутствуют перепады от плохого к хорошему, но они не носят такого критического и разрушительного характера, как прежде. Она хорошо заботится о своем ребенке и у нее прочные отношения с близкими.

Избегающая привязанность : ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив – «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые – как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой. Со временем замкнутость и неприязненность проходят, но дистантность и осторожность в отношениях сохраняются.

Причиной формирования такого типа нарушенной привязанности может быть сочетание личностных особенностей ребенка (цельность характера, ригидность и чувствительность) и потери единственного источника эмоционального тепла в ситуации эмоционального отвержения и/или физического насилия со стороны ближайшего окружения.

Специалисты, занимающиеся семейным устройством, время от времени имеют дело с детьми, которых потенциально легко было бы устроить в семью: ребенок не имеет грубых нарушений в развитии, достаточно адекватен в поведении, способен поддерживать социальные отношения с воспитателями и детьми в детском доме. Однако эти дети либо категорически не хотят идти в семью, и тверды в своем намерении, или под давлением персонала детских домов соглашаются пойти в семью, но в семье делают все для того, чтобы их вернули. Специалистам важно не смешивать эти ситуации со случаями естественного страха детей перед кардинальными изменениями в их жизни, когда они боятся сделать первый шаг, но затем идут в семью и успешно там приживаются. Для детей с избегающей привязанностью возникающая близость в отношениях означает неминуемость расставания и связанной с этим боли. Чем сильнее чувство привязанности, тем сильнее паника и желание убежать. Этот страх заставляет детей бороться с чувством привязанности и стремиться к увеличению дистанции или разрыву отношений со значимыми людьми. Семейное устройство для таких детей возможно только в те семьи, где взрослые – личностно зрелые и эмоционально благополучные люди, которые способны принимать ребенка с его потребностью в значительной дистанции в отношениях и скупыми проявлениями теплых чувств.

«Размытая» привязанность : так можно обозначить часто встречающуюся особенность поведения у детей из домов ребенка, особенно «отказников», живущих в учреждениях с рождения. Они ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа», и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути представляет собой попытку добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие. Основной причиной такого поведения является эмоциональная депривация и отсутствие опыта привязанности к конкретному человеку в раннем детстве. Младенцы категорически не должны находиться в учреждениях, это наносит огромный урон их физическому и психическому развитию, что подтверждается большим количеством научных исследований за последние сто лет. В большинстве развитых стран мира не существует домов ребенка, все маленькие дети сразу устраиваются в семьи.

пример:

Девочка Даша в семью была устроена в возрасте трех с половиной лет из дома ребенка. Для приемных родителей большой проблемой стало то, что в любом общественном месте девочка легко могла пойти на руки к тому, кто ласково с ней заговорит или просто проявит к ней внимание. Также она постоянно «терялась», стоило родителям отпустить ее руку в людных местах, потому что не имела привычки внимательно следить за своими родителями, держаться с ними рядом и подавать знаки – плакать, кричать, потеряв их из вида, как обычно делают дети ее возраста. Работа специалистов была направлена, с одной стороны, на то, чтобы родители привыкли отслеживать поведение Даши так, как если бы она была ребенком гораздо более младшего возраста. С другой стороны, специалисты работали с Дашей на понимание ею разницы в отношениях и способах поведения с близкими взрослыми (семья) и со всеми остальными (социум). С течением времени у девочки сформировалось чувство привязанности к своей семье. В настоящее время ей десять лет, ее социальное поведение в целом адекватно, хотя сохраняется поверхностная общительность и доверчивость.

Дезорганизованная привязанность: эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Наличие привязанности помогает формированию у человека сочувствия другим и ограничивает в разрушительных действиях. Дети с дезорганизованным типом привязанности ничем не ограничены в своем разрушительном поведении и не испытывают сочувствия к другим. Специфическое ощущение « мне ничего не жалко, потому что нечего терять» дает им иллюзию свободы и силы по сравнению с другими людьми. Семья как таковая ценна для этих детей тем, что там меньше, чем в учреждении, степень контроля. Их действия в отношении других людей или животных могут носить жестокий характер. Они не испытывают раскаяния по поводу совершенных действий и входят в группу риска по криминальному поведению.

Все вышеописанное характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, пренебрежению интересами и никогда не имевших опыта привязанности (эмоциональное отвержение и насилие).

пример:

Два брата жили в семье с одинокой пьющей матерью, которая часто применяла физическое насилие в отношении детей (жестоко била). Также в семье была бабушка, которая уделяла внимание старшему внуку и игнорировала младшего, поскольку он не был ребенком ее сына. Когда старшему мальчику было десять лет, а младшему шесть, их кровная мать была лишена родительских прав. Бабушка не могла взять опеку над детьми, поэтому они попали сначала в приют, а затем в детский дом, где для них довольно быстро нашли приемную семью. Оба ребенка были привлекательны внешне, физически здоровы, их интеллектуальное развитие было близко к возрастной норме. К моменту семейного устройства было известно, что ни к кому из кровных родственников пойти жить дети не могут, и мальчики сознательно согласились жить в приемной семье, которая им понравилась. В этой семье были мама и папа с опытом воспитания собственных детей. Старший мальчик достаточно быстро адаптировался в семье, хорошо учился в школе, и его отдельные поведенческие проблемы были решаемы. Младший ребенок, которого очень полюбила приемная мама, в семье постоянно провоцировал конфликты. В контактах со сверстниками был агрессивен (склонен к жестоким дракам) и деструктивен; имея сохранный интеллект, категорически не хотел учиться в школе. Он очень рано стал пробовать курить, воровал. В любых социальных ситуациях мальчик не принимал никаких правил, кроме своих собственных. В возрасте двенадцати лет его поведение стало совершенно неконтролируемым, и никакие усилия родителей и специалистов не могли изменить ситуацию. Мальчик возвратился в детский дом. Были предприняты еще две попытки устроить его в приемные семьи, он не прижился нигде, и все родители говорили одно и то же: «Он ни к кому не испытывает привязанности, его поведение невозможно контролировать». Для специалистов стало очевидным, что усилия по формированию привязанности у этого ребенка ни к чему не приводят, и все, что можно сделать – это просто добиваться снижения деструктивности его поведения ограничениями и жестким контролем. В возрасте шестнадцати лет мальчика перевели в колледж с общежитием. Известно, что в дальнейшем он был замешан в торговле наркотиками, и в целом его поведение носило криминальный характер.

комментарий:

В этом примере очень важно, что у двух братьев был разный эмоциональный опыт в раннем детстве и разные особенности личности. Старший брат застал тот период, когда обстановка в семье была лучше: мать еще не так много пила, бабушка хорошо относилась к ребенку. По характеру старший мальчик был более оптимистичным, уживчивым, контактным и эмоционально теплым. Младший брат жил в гораздо более жестких условиях: семья была к этому времени в худшем состоянии и социально, и материально. Мальчик не получал эмоционального тепла ни от матери, ни от бабушки, подвергался жестокому обращению. Личностными особенностями этого ребенка всегда были выраженные лидерские черты, упрямство и настойчивость в достижении своих целей.

Очень важно понимать , что не любые агрессивные /деструктивные проявления в поведении детей являются признаками дезорганизованной привязанности ! Разрушительное поведение и непослушание может быть результатом негативного социального опыта, фазой отреагирования утраты, может быть обусловлено ситуативными причинами, возрастными кризисами и т. д.

Только в том случае, когда:

– имеется комплекс признаков расстройства привязанности, диагностированный специалистами (профессиональными психологами), соотнесенный с жизненной историей ребенка и его личностными особенностями;

– проводится профессиональная реабилитационная работа вкупе с попытками социальной реабилитации при участии взрослых, испытывающих эмоциональное тепло к данному ребенку;

– и ни то, ни другое не приводит к положительным изменениям в поведении ребенка и его отношениях с людьми в течение долгого времени, – только в этом случае можно делать вывод о дезорганизованном характере привязанности этого ребенка.

Все приемные родители сталкиваются с трудностями в поведении и проблемами в отношениях с детьми. Родители могут чувствовать себя растерянными, сердиться на приемных детей. Очень важно не делать поспешных выводов на основе возникших сильных негативных чувств и прочитанных про дезорганизованную привязанность книг! Большая часть затруднений поправима, и большинство приемных семей преодолевают тяжелые периоды, так как настоящая дезорганизованная привязанность встречается нечасто.

Таким образом, у детей, разлученных со своими семьями, могут наблюдаться разные типы нарушенной привязанности. При первых четырех типах нарушений привязанности (негативная, амбивалентная, избегающая, размытая) детям требуется помощь приемных семей и специалистов. С течением времени многие душевные раны детей врачуются благодаря нормальной родительской заботе и опыту позитивных отношений со взрослыми, которые ребенок получает в приемной семье. Вмешательство специалистов требуется там, где родители не понимают, что происходит с приемным ребенком, или негативные проявления сохраняются абсолютно неизменными, несмотря на долгий срок жизни ребенка в благополучной ситуации.

При дезорганизованной привязанности, прежде всего, необходим внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитационные мероприятия. Однако дети с дезорганизованной привязанностью не так часто попадают в приемные семьи.

Из книги Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Типы проектной деятельности Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.При этом каждый из перечисленных видов

Из книги Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Привязанности ребенка Важным этапом социально-личностного развития является формирование привязанности к близким людям. Эмоциональная привязанность к определенному человеку начинает складываться у детей в конце первого года жизни и наиболее ярко проявляется на

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Из книги автора

Глава 2 Формирование и нарушение привязанности Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и к сохранению этой близости. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это –

Из книги автора

Теория привязанности 1) Боулби Дж. «Привязанность». – М.: Гардарики, 2003.2) Боулби Дж. «Создание и разрушение эмоциональных связей». – М.: Академический проект, 2004.3) Бриш Карл. «Теория привязанности и воспитание счастливых людей». – Теревинф, 2014.4) Бриш Карл. «Терапия

Из книги автора

1 Обретение привязанности: что это значит Во всех прочих книгах по уходу за детьми недостает главы, которую можно было бы озаглавить «Уход за вашим ребенком». Сейчас, вместе с вами, ожидающей появления младенца парой или новоиспеченными родителями, мы напишем эту

Из книги автора

Типы молокоотсосов Спросите совета у консультанта по грудному вскармливанию. Он поможет вам подобрать молокоотсос, подходящий именно вашим нуждам.Ручной молокоотсос. Недорогой, портативный молокоотсос подойдет мамам, которым нужно только изредка

Из книги автора

Типы смесей При чтении этикеток на упаковках смесей вам может показаться, что для того, чтобы сделать правильный выбор, вам нужно защитить кандидатскую диссертацию по биохимии.Все смеси можно разделить на три категории: смеси на основе молока (также известные как

Из книги автора

Типы молока Молоко различается по содержанию в нем жира. Цельное молоко – это то, что дает корова. Оно содержит 3,25–4 % жира и примерно 70 калорий на 100 мл. У 2 %-го молока (с пониженным содержанием жира) часть жира удалена, и такое молоко содержит 50 калорий на 100 мл. Снятое

Из книги автора

В чем суть? В привязанности Суть проблемы не в том, что матерям приходится работать, а в том, чтобы сохранить привязанность к своему ребенку. Решение проблем состоит в удачном совмещении работы и воспитания ребенка. Деление матерей на 2 лагеря – это только почва для

Из книги автора

1. Освойте «навык» родительской привязанности Представьте себя малышкой, которая проводит помногу часов у мамы на руках, которую носят в шарфе-слинге, кормят грудью по первому требованию и на плач которой чутко откликаются. Как бы вы себя чувствовали?Такой ребенок