Требования к организации сна детей. Гигиенические требования к организации сна школьников и подростков

Вампиры или подобные им существа встречаются в мифах всех народов. В России их также называют упырями или вурдалаками. Интересно, есть ли в преданиях о пьющей кровь нечисти хоть доля истины?

Теории происхождения вампиров

В Восточной Европе вампирами называли оживших покойников, пивших по ночам кровь живых людей. Вампиром мог стать самоубийца, преступник или колдун, а также человек, которого постигла насильственная смерть. Кроме того, к вампиризму, согласно поверьям, могло привести рождение ребенка в «рубашке» (плодной оболочке), зачатие, совершившееся в определенные дни, отлучение от церкви или неправильное исполнение похоронных ритуалов.

Потенциальными вампирами считали и тех, кто появлялся на свет с зубами или хвостом (иногда такая патология случается). И, разумеется, укус вампира превращал в вампира и его жертву…

Как «вычисляли» вампиров и что с ними делали?

О вампирах говорили, что они не стареют, обладают сверхъестественной физической силой, не отбрасывают тени и не могут отражаться в зеркале. Верили также в то, что вампиры боятся чеснока и не могут войти в дом без приглашения.

Свидетельством присутствия в окрестностях вампира считалась гибель домашней скотины и людей, чаще всего близких предполагаемого вампира. При подозрении на вампиризм могилу вскрывали. Если мертвец выглядел как живой, то есть щеки у него были румяными, возле рта виднелась кровь, и так далее, то его старались уничтожить. Для этого нужно было отрезать усопшему голову, вбить в его тело осиновый кол или сжечь… Порой обходились более мягкими обрядами вроде повторного похоронного ритуала, обрызгивания святой водой или изгнания из мертвого тела нечистой силы (обряда экзорцизма).

Естественнонаучные версии

Пожалуй, первую попытку дать научное объяснение феномену «вампиризма» сделал в 1725 году исследователь Майкл Ранфт в своей книге «De masticatione mortuorum

in tumulis» . Он написал, что смерти при контакте с «вампиром» могли происходить из-за того, что «контактеры» заражались трупным ядом или тем заболеванием, от которого страдал при жизни этот человек. Помимо этого, у впечатлительных близких «вампира», верящих в его «воскрешение», мог начаться бред, в результате чего им казалось, что умерший выходит из могилы, общается с ними и проч.

Только во второй половине XX столетия была открыта болезнь под названием порфирия. Она встречается у одного на 100 тысяч человек, но при этом носит наследственный характер. При порфирии организм не может производить красные тельца, являющиеся основным компонентом крови. В результате в крови возникает дефицит кислорода и железа, нарушается пигментный обмен, и под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина – отсюда и миф о том, что вампиры боятся солнечного света…

Кожа у больных порфирией приобретает коричневый оттенок, истончается и на солнце покрывается шрамами и язвами. Из-за того, что кожа вокруг губ и десен высыхает и становится жесткой, обнажаются резцы, и создается эффект оскала, что порождает, в свою очередь, легенды о «вампирских клыках». Зубная же эмаль может стать красноватой или красновато-коричневой. Наконец, порфирики не могут есть чеснок, так как содержащаяся в нем сульфоновая кислота усугубляет недуг. В отдельных случаях заболевание сопровождается и психическими расстройствами.

Что же касается «живых» трупов, которые наблюдались при эксгумации, то это может быть объяснимо некоторыми особенностями разложения. Например, тело может разлагаться с разной скоростью, в зависимости от таких условий, как температура, влажность и так далее. В процессе разложения труп распухает от газов, а кожа становится более темной, изо рта и носа может течь кровь… Под влиянием разложения тело может и шевелиться, отчего возникает иллюзия, что мертвец двигается…

Наконец, существует психическое расстройство под названием «синдром Ренфилда», при котором больного тянет пить кровь людей или животных. Им страдали некоторые серийные маньяки, например, Петер Кюртен из Дюссельдорфа и Ричард Трентон Чейз из США. Они убивали своих жертв и пили их кровь.

Так что поверье о вурдалаках, встающих из могил по ночам – скорее всего, не что иное, как вымысел. Вампиризм как явление действительно существует, но это чисто медицинская проблема, в которой нет ничего мистического.

Сегодня вампир — один из самых трендовых персонажей. Популяризации этих красиво-опасных сущностей немало способствуют сериалы и готические субкультуры. Признайтесь, вам когда-нибудь хотелось встретить вампира в реальной жизни? Нет ничего невозможного.

Существуют ли вампиры в реальной жизни?

Американский исследователь Джон Эдгар Браунинг утверждает, что регулярно употребляют человеческую кровь тысячи людей. Он посвятил немало времени и сил изучению данной темы и даже согласился стать донором одному из своих «подопытных» — чего не сделаешь ради науки.

Как выяснилось, в наше время употребление чужой крови — не дань модному веянию и не сатанинский . Люди с таким необычным пищевым пристрастием называют себя «медицинские вампиры» . Они вынуждены принимать пару-тройку столовых ложек примерно раз в несколько недель.

Это единственное средство, которое помогает им избежать крайне неприятных и порой опасных для жизни симптомов: острых приступов головной боли, слабости, спазмов желудка. Во время приступа артериальное давление приближается к нижней критической отметке, при малейшей двигательной активности, например, попытке встать или хотя бы приподняться, пульс учащается до 160 ударов в минуту. Спасти от очередного приступа способна только своевременная порция крови.

Где они её берут? Нет, они не бродят по ночным улицам в поисках жертв, донорство осуществляется исключительно на добровольных началах. Согласитесь, с просьбой пожертвовать немного крови не обратишься к первому встречному, необходимо найти человека, которому вампир мог бы довериться.

Процедура получения крови напоминает медицинскую: кожа протирается спиртом, скальпелем делается небольшой надрез, затем ранка обрабатывается и перебинтовывается — никаких клыков и укусов в шею . Браунинг даже был немного разочарован, когда узнал, что показался вампиру «невкусным»: тот предпочитал ярко выраженный металлический привкус, видимо, в такой крови больше железа.

Медицинские вампиры не страдают психическими отклонениями и не находят в своей особенности ничего романтичного. Они бы рады избавиться от своей потребности, поисков доноров, необходимости скрывать от общественности свою болезнь и в особенности рецепт, но, похоже, выбора у них нет. Официальной медицине неизвестно о таком заболевании, и, следовательно, не предусмотрены методы излечения.

Есть ли они в России?

Тот факт, что на сегодняшний день только американские учёные отдают проблеме вампиризма должное, не означает, что среда обитания вампиров ограничивается территорией Северной Америки. Скорее всего, определённый процент таких людей присутствует в каждой стране, включая Россию. Попробуем отвлечься от штатовских будней, сделать поправку на близкие и знакомые реалии и представить, как живётся российскому вампиру.

Придётся взглянуть в лицо жестокой правде: многие из них вынуждены убивать. Практически каждый рано или поздно оказывается вне социума в силу ночного образа жизни : вампиру проблематично иметь постоянную работу и вовремя переоформить утерянные или просроченные документы. Таким образом, вампиров следует искать в асоциальных кругах.

Криминальная среда с её жёсткой иерархией и строгими нормами поведения вампиру чужда. Тем не менее, он может действовать как одиночка-беспредельщик. Существует версия, что за серийными убийцами, такими как Чикатило, мог стоять вампир. Знание психологии помогало определить исполнителя с нужными задатками, такими как низкая самооценка, жажда величия, неустойчивая психика, внушаемость.

Такого легко убедить, что очистить город от проституток — святое дело, а будучи пойманным, он с великой радостью примерит лавры Джека-Потрошителя и возьмёт на себя все нераскрытые убийства, совершённые в округе. Серия убийств в том самом регионе после задержания маньяков не прекращалась. Вполне возможно, что виной тому не обострение у последователей, а планомерная работа вампира над новым исполнителем.

Молодёжные тусовки — не менее привлекательная среда для вампира . Он не привлечёт ненужного внимания среди колоритных ролевиков, а отклонения в поведении ему легко простят. Здесь также имеют место быть наркотики и драки, и, как следствие, несчастные случаи. Необязательно со смертельным исходом, достаточно всего лишь повреждения кожного покрова. Кто потом поверит неформалу, которого давно не видели трезвым, что один из товарищей пил его кровь?

Вампиру по душе профессия или имидж свободного художника , ведь это повод приглашать в студию хорошеньких девушек в качестве моделей. Дальше дело техники: очаровать, загипнотизировать, запугать, чтобы заставить отдавать свою кровь до полного истощения. Похожий случай произошёл в Санкт-Петербурге: очередную жертву спас влюблённый в неё парень, убив вампира.

Вампир может найти пристанище среди цыган, где не спрашивают документов, не вникают в подробности биографии и в некоторых семьях по сей день жив древний культ кровавой индийской богини Кали.

Доказательства существования

Современные вампиры объединяются в закрытые группы. В отличии от средневековых тайных обществ, в них решаются куда более земные и насущные вопросы: от обмена координатами доноров до проведения независимой исследовательской работы.

В повседневности члены группы стараются не отличаться от обычных людей: среди них есть юристы, официанты, учителя и врачи, многие из них весьма успешны. Практически никто из них не интересуется фильмами о вампирах, так как не отождествляет себя с вымышленными персонажами .

Им приходится держать свою особенность в тайне: никому не хочется прослыть извращенцем или чудовищем . Многие опасаются более серьёзных последствий, если станет известно, что они пьют кровь, например, лишиться работы или родительских прав.

Тем не менее, они предпочитают действовать, а не сидеть, сложа руки: собирают и по возможности анализируют как можно больше данных о своём заболевании, чтобы затем предоставить информацию в научные и медицинские центры. В таком случае появится шанс, что будет разработано альтернативное средство от их болезни. По крайней мере, проблема получит официальное название, и её не придётся скрывать от окружающих.

Вампирскому сообществу уже удалось добиться некоторых результатов в Америке: некоторыми из них заинтересовались научные учреждения разных штатов, проводятся первые исследования необычной болезни. Одним из первых пациентов стал 37-летний житель Атланты, который, став «кровопийцей», победил астму и в целом стал чувствовать себя значительно лучше .

За последние несколько лет появилось несколько публикаций о вампирах в таких авторитетных изданиях и крупнейших средствах массовой информации, как Critical Social Work и ВВС Future .

Публикации посвящены существованию вполне адекватных людей, страдающих данной особенностью организма. В статьях представлены результаты пока немногочисленных исследований и комментарии экспертов — научных сотрудников государственных университетов штатов Техас и Айдахо, неравнодушных к проблеме вампиризма.

Например, удалось установить, что у данного заболевания несколько иная природа, чем у хорошо известной медикам порфирии — редкой патологии, приводящей к дефициту красных кровяных телец и распаду гемоглобина . Внешние проявления имеют много общего с описанием мифических вампиров, возможно именно они и послужили прототипом многочисленных легенд.

Самые распространённые мифы о том, что вампиры боятся ультрафиолета и не переносят на дух чеснок, вполне обоснованы: прямые солнечные лучи обжигают истончённую кожу, а чеснок усугубляет симптомы. В запущенной форме порфирия приводит к деформации суставов — характерным скрюченным пальцам, потемнению кожи и волос, покраснению глаз от конъюнктивита, атрофии губ и дёсен, визуальному удлинению резцов — вампирских клыков, которые также иногда меняют цвет, приобретая красноватый оттенок.

Среди симптомов зафиксированы психические отклонения, коих не наблюдается у медицинских вампиров. Случаи летального исходя составляют 20% от общего числа больных. К счастью, это достаточно редкое заболевание: один такой диагноз на 100-200 тысяч человек (данные варьируются) . Бытует мнение, что сам граф Дракула, точнее, его прообраз Влад Цепеш был одним из носителей заболевания.

С лёгкой руки Брэма Стокера Дракула стал самым известным вампиром всех времён и народов . Его прототип Влад ІІІ Цепеш и в наши дни весьма почитаем в Румынии как воевода и правитель. Тем не менее, это имя вызывает двоякие чувства: он также славился невероятной жестокостью.

Цепеш в переводе означает «сажающий на кол» — красноречивое свидетельство, что его недруги не знали пощады, их ожидала медленная мучительная смерть. По некоторым данным, повелитель любил принимать пищу вблизи умирающих жертв.

Имя Дракул — «сын дракона» досталось ему вместе с титулом и престолом по наследству от отца Влада ІІ , произношение Дракула получило распространение во время его правления в XV веке.

В его биографии были и другие пугающие факты: Дракула хранил несметные сокровища в земле и под водой, ни один из тех, кто доставлял клады к месту захоронения, не оставался в живых. Так поступали колдуны-чернокнижники, заключившие союз с дьяволом.

В силу обстоятельств Дракула перешёл из православия в католичество, в те времена бытовало поверье, что вероотступник превращается в упыря . Зловещая репутация сохранилась за воеводой даже после : ходили слухи, что тело бесследно исчезло из могилы.

Сегодня трудно сказать наверняка, где здесь правда, а где художественный вымысел. Известно, что кровосмешение — одна из причин генетической патологии — было распространено среди знатных особ . У Дракулы был практически неограниченный и неконтролируемый доступ к крови, не исключено, что он использовал её также для магических ритуалов.

Следует заметить, что порфирия также долгое время оставалась непризнанной, лишь в середине прошлого века учёные начали воспринимать её всерьёз.

Научный мир призывает общество быть толерантным по отношению к современным вампирам, обращает внимание на сознательное и этичное поведение представителей групп. Взаимное доверие поможет исследованиям, направленным на поиски средства от этого малоизученного заболевания .

Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей

Введение…. …3

1. Природа сна…. 4

2. Физиологическое значение сна… . 6

3. Требования к организации сна детей… . 13

3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13

3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей… .14

3.3. Фазы детского сна…16

Заключение….18

Приложение…19

Список использованной литературы…20

Введение

Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?

Так что же такое сон? Зачем он нужен организму ? Что происходит с организмом во время сна ? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?

Начало научного подхода к изучению сновидений относится к концу 18 века. Одно из первых более или менее серьезных сочинений по этому вопросу - «Опыт построения теории сна» доктора Г. Нудова - появилось в 1791 г.

Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.) .

«Для нас, молодых психиатров, она стала лучом света, для наших пожилых коллег - предметом насмешек» - писал К. Г. Юнг.

1. Природа сна

Сон - это периодическое физиологическое состояние организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью от раздражителей внешнего мира. Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга - средний мозг, подкорковые образования - обусловливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частично функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.

Сон - жизненно необходимая потребность организма , не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же лишить ее сна, она погибает через 10-12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.

Еще совсем недавно сон представлялся простым отдыхом мозга после дневного периода напряженной работы, торможением его деятельности. Но положение радикально изменилось, когда в 1953 году были опубликованы первые результаты исследований двух ученых из Чикагского университета - Е. Азеринского и Н. Клейтмана. Проводя непрерывные наблюдения за человеком во время его сна, включающие электроэнцефалографию, запись движения глазных яблок, состояние тонуса мышц и т. д., они обнаружили, что в течение ночи попеременно сменяются две фазы сна , которые они обозначили как медленный и быстрый сон.

2. Физиологическое значение сна

Сон крайне важен для нашего организма . Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.

Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.

Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни - это вдоволь выспаться.

Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.

Ночью у человека растут волосы и ногти.

Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости - избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.

Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.

Сон - жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.

6. Требования к организации сна детей

6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3-4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I- 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка . Дневной сон - чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И . П. Павлов установит что сон - это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм , которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается . А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям , так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма , тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит , то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада .

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна . Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна , имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей , детей , быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых , беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.) .

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

6.3. Фазы детского сна

По данным физиологических исследований , сон на всем своем протяжении проходит разные фазы : после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8-10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2-3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5-2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне - 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30-45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10-15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

Заключение

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы :

Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

Недосыпание негативно сказывается как на физическом , так и на психическом состоянии организма .

Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна :

1. От продолжительности сна;

2. От качества сна;

3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.

Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.

Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь» .

Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т . п.

Приложение

(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)

2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий

2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часов, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1 ,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды) . Для детей от 1 ,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Список использованной литературы

1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна» , 1971.

2. Дильман В. М. «Большие биологические часы» , 1981

3. Дроздова И. В. «Удивительная биология» , 2005.

4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон» , 1976.

5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы» , 2005.

6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы» , 2006.

Бодрствование ребенка связано с активной деятельностью - возбуждением нервных клеток головного мозга, возникающим в основном под влиянием внешних раздражителей, поступающих в кору головного мозга через соответствующие рецепторы (глаз, ух кожа и т.д.).

Центральная нервная система детей раннего и дошкольном возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток большое значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон. Во время сна в организме ребенка происходи жизненно важные процессы: накопление питательных веществ глиальных клетках, восстановление работоспособности проводящих систем, переход информации в долговременную память, «ремонт» белковых структур и пр. У человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение) во время сна работают менее интенсивно, а центры, ведающие движениями тела, при нормальном сне заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.

В настоящее время зарегистрирована высокая нейрогуморальная активность головного мозга в отдельные периоды сна на фоне усиленного кровообращения и обмена веществ. На основе записи электрической активности головного мозга (электроэнцефалограмма) в структуре сна принято различать 2 фазы. Одна из них включает в себя периоды медленных колебаний - медленный сон, а другая - периоды быстрых колебаний - быстрый сон. У детей в структуре сна на первом году жизни преобладает быстрый сон, а со второго года жизни - медленный. В течение ночного сна эти фазы несколько раз циклически меняются.

В детском учреждении надо обеспечить необходимую для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение (табл. 11).

Таблица 11

Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес до 7 лет

Число периодов дневного сна

Длительность каждого периода дневного сна

Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном)

С 2.5-3 мес до 5-6 мес

2ч - 1.30 мин

17 ч 30 мин – 17 ч

С 5-6 мес до 9-10 мес

2 ч – 1ч 30 мин

16 ч 30 мин – 16 ч

С 9-10 мес до 1 года

2 ч - 1 ч 30 мин

14 ч 30 мин – 14 ч

1 год - 1 год 6 мес

2 ч – 1 ч 30 мин

14 ч 30 мин – 14 мин

1 год 6 мес – 2 года

14 ч 30 мин – 13 ч 30 мин

2 – 3 года

13 ч 30 мин – 12 ч 30 мин

13 ч 20 мин – 12 ч 35 мин

13 ч 10 мин – 12 ч 35 мин

12 ч 35 мин – 11 ч 35мин

12 ч 30 мин – 11 ч 30 мин

Детям, перенесшим тяжелые заболевания или страдающим хроническими болезнями, а также легковозбудимым, с быстрой утомляемостью надо спать в сутки на 1 - 1,5 ч больше. Удлинить сон таких детей можно укладывая их первыми и поднимая последними при дневном и ночном сне.

Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь - тихой, ласковой. Лучшее средство для быстрого засыпания - свежий, прохладный воздух, поэтому сон детей целесообразно организовать в хорошо проветренном помещении, при постоянном поступлении свежего воздуха через окна, фрамуги, форточки.

Укладывание и подъем детей проводят в спокойной обстановке. Ребенка, впервые пришедшего в детское учреждение и еще не привыкшего к новым условиям, надо укладывать в последнюю очередь, чтобы он увидел, как ложатся другие дети. Во время сна состояние теплового комфорта обеспечивают путем соответствующего подбора одежды (табл. 12).

Таблица 12

Подбор одежды в зависимости от температуры воздуха в помещениях (холодное время года)

Помещение

Температура воздуха

Групповая комната или спальня

От +15 до -16ºC

Байковая рубашка с длинными рукавами или пижама, теплое одеяло

Отапливаемая веранда

От +5 до -6 ºC

Спальный мешок, пижама, байковая косынка, носки

В теплое время года дети спят в легком белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни - в одних трусах. После укладывания детей воспитатель открывает фрамуги, окна, создавая сквозное проветривание на 5-7 мин. В течение всего сна для поддержания нужной температуры фрамуги и окна оставляют открытыми с одной стороны. Закрывают их за 20-30 мин до подъема детей. Воспитанники при укладывании и подъеме переодеваются в групповых помещениях или спальнях. дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16- 18°С, получая при этом воздушные ванны.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с головой, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Длительное пребывание в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности костно-связочного аппарата) привести к деформации черепа, позвоночника, таза.

Дети должны быстро засыпать и крепко спать, потому их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры и другие шумы. Когда дети крепко заснут, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Эти правила должны знать и родители. Кроме того, родителям необходимо объяснить, что детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки; недопустимы подвижные игры, а также просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым. Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства и является одной из побудительных причин возникновения онанизма.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя понятие «правильный режим»?

2. Каково значение правильного режима в охране нервной системы детей?

3. Что лежит в основе правильного режима?

4. Какие основные типы режимов существуют в дошкольных учреждениях?

5. Каковы функции медицинского и педагогического персонала при приеме детей и в период адаптации к условиям дошкольного учреждения?

6. Какие виды адаптации детей к дошкольному учреждению вы знаете?

7. Какие виды занятий проводят в дошкольном учреждении?

8. Какие факторы учитывают при организации занятий?

9. Как влияют факторы внешней среды на эффективность проведения занятий?

10. Что включают в себя гигиенические требования к проведению отдельных видов занятий?

11. Каковы особенности проведения занятий в различных возрастных группах?

12. Какие гигиенические требования предъявляются при работе с компьютером?

13. Какое влияние оказывает работа за монитором на организм ребенка?

14. Какова методика проведения упражнений для снятия зрительного утомления?

15. Какие задачи ставятся при трудовом воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста?

16. Какие требования предъявляются к организации трудовой деятельности?

17. Каково значение влияния открытого воздуха в сочетании с оптимальной двигательной активностью на функциональное состояние организма?

18. Какова продолжительность прогулок в зависимости от возраста и погодных условий?

19. Каковы правила подбора одежды для прогулок?

20. Каково значение игрушки в жизни ребенка?

21. Каким гигиеническим требованиям должны соответствовать игрушки? Как классифицируются игрушки?

22. Какие игрушки запрещены в детских садах?

23. Как необходимо хранить игрушки?

24. Какую обработку проходят игрушки при поступлении в дошкольное учреждение?

..