Самостоятельный метод психотерапии. Нейролингвистическая психотерапия и консультирование

Психотерапия - это использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента.

Традиционные психотерапевтические методы разделяют на рациональную и суггестивную психотерапию.

Рациональная и разъяснительная психотерапия - самые распространенные психотерапевтические методы. Разъяснительная психотерапия проводится, как правило, в форме беседы с больным. Этот метод психотерапии был предложен П. Дюбуа в 1913 году. В отличие от других видов психотерапии, она построена не на внушении, а на логической аргументации. Больному в доступной форме рассказывается о причинах заболевания, с помощью убеждения изменяется его неправильное отношение к возникшему болезненному состоянию и психотравме.

В работе медицинского психолога сходный метод психологической помощи называется личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Она направлена на:

1) изучение личности больного, его эмоциональных реакций, отношений, выявление причин возникновения и сохранения невротического состояния;

2) помощь больному в осознании психологических причин заболевания, в изменении отношения к психотравмирующей ситуации;

3) коррекцию неадекватных реакций и форм поведения.

В процессе психотерапевтической беседы пациенту задаются прямые или косвенные вопросы, с больным обсуждается связь его состояний с различными ситуациями жизни, особенностями его системы отношений.

Данный метод психотерапии нередко проводится с группой больных. Главная форма взаимодействия - групповая дискуссия. Обсуждаются жизненные проблемы участников группы. При этом психотерапевтическое воздействие осуществляется группой больных на каждого участника группы под постоянным контролем врача или медицинского психолога. Цель групповой психотерапии состоит логическом убеждении, успокоении, разъяснении. В процессе групповой работы используются также и другие методы психотерапии: разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастика, рисуночные методы и музыкотерапия.

Суггестивная психотерапия - это воздействие на переживания больного путем словесного внушения. Внушение в бодрствующем состоянии тем эффективнее, чем более внушаем больной. Проводится суггестивная психотерапия в полузатемненной комнате. Больной находится в удобной позе сидя или лежа, в расслабленном состоянии, лучше с закрытыми глазами. При этом пациент должен иметь положительный настрой и слушать только психотерапевта.

Среди всех методов лечения нервно-психических заболеваний первой возникла гипнотерапия. Термин "гипноз", означающий в переводе с греческого "сон", был предложен в 1841 году английским хирургом Джеймсом Брэдом. Тем самым состояние гипноза определялось как сноподобное. В 1866 году выходит книга Амвросия Льебо "Сон и подобные ему состояния..." Автор также считает гипноз разновидностью сна - внушенным сном. С конца 70-х годов XIX века известный невропатолог Жан Мартен Шарко начинает изучать влияние гипноза на больных, страдающих истерией.

Внушение в состоянии гипноза значительно эффективнее, так как его действию не мешает "критика" со стороны сознания, которое в гипнотическом сне оказывается в значительной степени выключенным. Торможение, возникающее в большей части коры головного мозга, повышает возбудимость оставшегося незаторможенным пункта, куда и адресуются слова гипнотизера. Действие слов становится особенно эффективным. При этом важно, чтобы пациент не сопротивлялся гипнозу, был пассивен и склонен к подчинению, настроен на мысль о необходимости заснуть. Эффект лечения зависит от внушаемости больного. Практикой доказано, что внушение, проведенное в состоянии гипноза, наиболее действенно и сохраняется на длительное время. Сила внушения при гипнозе достаточно велика, поэтому его могут проводить только специально подготовленные врачи или клинические психологи при соответствующих показаниях и с большой осторожностью.

В качестве вспомогательного средства в лечебном процессе часто используются сеансы релаксации (нервно-мышечного расслабления). Основная задача занятий релаксацией - достижение полного расслабления мышечной и нервной системы, что способствует регуляции эмоционально-вегетативных функций, снижению нервно-психической напряженности и личностной тревожности. Существуют специально разработанные системы тренинга, способствующие более успешной релаксации. Наиболее известны методика прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона и методика активной нервно-мышечной релаксации Гирдано и Эверли. Медицинские психологи обучают людей релаксации для того, чтобы они могли успешнее справляться с тревожностью и чрезмерной напряженностью.

Аутогенная тренировка также широко примеряется в психологической практике. Она представляет собой использование человеком приемов самовнушения. Аутогенная тренировка была предложена в законченном виде в 1932 году немецким психотерапевтом И.Г. Шульцем. В нашей стране получила распространение только в 1970-80-е годы. Психотерапевтический эффект аутотренинга связан с самовнушением, проводимым при мышечном расслаблении. Этот метод может использоваться для снятия нервно-психической напряженности, эмоциональной саморегуляции, психологической настройки, для самовнушения определенных мыслей и состояний. Аутогенная тренировка и релаксация считаются наиболее доступными методиками психотерапии.

Психоанализ - широко применяемый в мире метод психотерапии. Однако в России он не получил еще большого распространения. Открыл психоанализ австрийский врач Зигмунд Фрейд. Психоанализом были названы теория психической жизни, а также метод исцеления души, разработанные им. В процессе лечения психоаналитик помогает пациенту проникнуть в скрытые от сознания мысли и переживания. Он пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Полный курс психоанализа - всегда продолжительный процесс, длящийся обычно не менее одного года при регулярных встречах с психоаналитиком (от трех до шести сеансов в неделю, каждый продолжительностью около часа).

Применяется психоанализ главным образом для лечения неврозов, хотя может использоваться и для решения жизненных проблем нормальных людей. В последние десятилетия психоанализ получил большое распространение. В то же время возникло множество его ответвлений, объединяемых понятием "глубинная психология".

В настоящее время почти все психоаналитики - врачи. Самая большая опасность - это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик также должен соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств, чтобы не лечить одними только психологическими методами пациентов, нуждающихся в хирургическом лечении или специальных лекарствах. Чтобы избежать подобных ошибок, от психоаналитиков требуется основательная подготовка по медицинской психиатрии. Психоаналитики без медицинского образования решают эту проблему, привлекая консультантов и требуя перед началом лечения тщательного медицинского обследования пациента.

Психоанализ в настоящее время широко признан обществом в Западной Европе и Америке, существуют учебные институты и факультеты в университетах, осуществляющие полноценную по времени профессиональную подготовку психоаналитиков. В течение многих десятилетий существуют Международная Психоаналитическая Ассоциация, а также создаются национальные ассоциации психоаналитиков. Особый авторитет психоанализ приобрел в США и Германии. В Германии, например, психоаналитическая терапия официально признается организациями, обеспечивающими общественное медицинское страхование, и аналитик, таким образом, получает в соответствии с определенной шкалой расценок вознаграждение за свой труд (Томэ, Кэхеле, 1996, с. 12).

В работе с пациентами используются и многие другие методы психотерапии: коллективная и групповая психотерапия, поведенческая, игровая, психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, семейная психотерапия, транзактный анализ, гештальттерапия (Рожнов (ред.), 1979; Кар-васарский, 1998). Овладение каждым из этих методов требует специального обучения. Всего в настоящее время насчитывается более 400 самостоятельных методов психотерапии (Карвасарский (общ. ред.), 1998, с.449).

Психотерапевт должен знать психотерапевтические идеи и методы работы, созданные в разных психотерапевтических школах. Основные из них: психоанализ, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, телесная психология В. Рейха, гештальттерапия Ф. Перлза, бихевиоризм Б. Скиннера, гуманистический подход К. Роджерса, трансперсональная психология С. Грофа и К. Уилбера.

Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии. Уникальная для системы практического здравоохранения ситуация относительно психотерапии состоит в том, что больной обращается к врачу за помощью, а выбор терапии зависит не от диагноза или других объективных характеристик состояния пациента, а от того, к какой школе психртерапии причисляет себя врач. Поэтому важно, чтобы психотерапевты в своей работе умели опираться на идеи и методы, разработанные в разных психотерапевтических школах, или могли выбирать или комбинировать их самостоятельно.

Рассмотрим, что собой представляют психотерапевтические методы лечения. На основании многих метааналитических исследований можно сделать вывод, что большинство пациентов считают психотерапию успешной. Так метаанализ проведенный швейцарским психологом Клаусом Граве, показал, что около 50% пациентов отмечают улучшение в среднем после восьми сеансов, а три четверти пациентов утверждают, что значительное улучшение стало стойким после шестимесячного курса лечения. Пациенты, которые получали один из видов психотерапии и чувствовали себя по окончании курса лечения лучше, составляли свыше 80% по сравнению с теми пациентами контрольной группы, которые не получали психотерапии. Катамнестические обследования, проведенные через несколько месяцев или даже лет по окончании лечения, показали, что изначальное улучшение, как правило, оказывалось стойким.

Психотерапевтические методы лечения. Факторы, влияющие на эффективность лечения

Многие научные исследования в течение ряда лет сосредоточены на поисках специфических факторов, которые оказывают влияние на успех психотерапии.

Так, например, доктор Джером Франк придерживается мнения, что все пациенты, обращающиеся за психотерапевтической помощью, страдают от деморализации и что все действенные виды психотерапии, независимо от их различий, имеют общие признаки, способные устранить эту деморализацию. Многие ученые считают доказанным, что психотерапевты предлагают пациентам не только объяснение причин беспокоящих их чувств и особенностей поведения, но также проявляют сочувствие, доверие, создают обстановку близости. В зависимости от курса психотерапии разрабатывается конкретный план, который требует от врача и пациента активного сотрудничества. Важно, чтобы психотерапевт и пациент доверяли этому плану, независимо от того, какую форму он примет в дальнейшем. Другие факторы, которые влияют на результаты лечения, это переживание достигнутого успеха, личностные особенности психотерапевта и терапевтические взаимоотношения между психотерапевтом и пациентом.

Ключ к успеху

Все успешные виды психотерапии, вопреки существующим между ними различиям, стремятся превратить беспомощного перед лицом трудностей пациента в личность, которой под силу оценить трудности и бороться с ними. Биологическая обратная связь и тренировки на расслабление помогают пациенту обрести непосредственный контроль над своими соматическими реакциями. Когнитивные виды психотерапии помогают пациенту осознавать вредные и болезненные модели мышления и вырабатывать новые успешные подходы к решению проблем. Психоанализ повышает у анализанда понимание подсознательных процессов и создает возможность держать их под контролем. Методы поведенческой психотерапии преследуют четко очерченные задачи и цели, которые в итоге помогают пациенту преодолеть конкретную проблему, например страх. Групповая терапия ставит участников в положение, дающее возможность распознавать неприемлемые формы общения и испробовать новые, более успешные формы взаимоотношений.

В ряде интересных исследований, проведенных в университете Джона Хопкинса, выяснилось, что у больных, которые относили улучшение своего состояния на счет действия лекарств, это улучшение оказывалось нестойким. В то же время у больных, которые полагали, что позитивные изменения достигнуты их личными усилиями, этот эффект закреплялся надолго. Полученные данные дают основание утверждать, что различие между неудачным и удачным методами лечения можно сравнить со следующей ситуацией: человек стремится попасть в какой-то город, его можно или отвезти туда или научить самостоятельно управлять машиной для того, чтобы он всегда смог сам добраться до нужного ему места. Тот, кто получает инструмент для преодоления жизненных трудностей, имеет больше шансов на длительное восстановление здоровья. Из этих исследований можно также сделать вывод, что было бы полезно, если бы пациенты с тяжелыми формами психических расстройств рассматривали фармакологическое лечение как полезное дополнение к психотерапии.

Психотерапевтические методы лечения. Качества психотерапевта

Как каждый пациент, так и каждый психотерапевт имеет свои личностные особенности. Индивидуальные варианты применяемых психотерапевтом методик и его личность оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения между ним и пациентом, а также на терапевтический успех.

Исследования Дэвида Орлински и Кеннета Ховарда показали, что впечатление пациента о его психотерапевте связано с возможностью успеха. Независимо от теоретической осведомленности о психотерапии, пациенты были едины в оценке значения определенных качеств психотерапевта. Так, например, они предпочитали «человечного» психотерапевта, который был участлив, выражался бы просто и не отказывался дать совет. Удовлетворенные пациенты описывали своих психотерапевтов как «доброжелательных», «внимательных», «проявляющих интерес», «относящихся с пониманием», «уважительных».

Психотерапевты, так же как и опрошенные пациенты, обозначили способность к эмпатии как решающее качество психотерапевта. Эмпатия – это умение вникнуть в чувства и мысли другого человека не только интеллектом, но и сердцем, как если бы кто-то сказал «это меня глубоко тронуло» или «тут меня что-то задело за живое». Не удивительно, что психотерапевт во время проведения лечения, которое требует глубокого проникновения в человеческие эмоции, должен быть в состоянии прочувствовать переживания своего пациента.

История следующего случая позволяет с очевидностью показать, как важны человеческие качества психотерапевта для достижения положительных результатов лечения.

Случай с господином Б.

Г-н Б. обратился за помощью к специалисту по поведенческой терапии из-за возникающего страха перед полетами в самолетах. Он аккуратно посещал все психотерапевтические занятия и выполнял «домашние задания». Во время каждого занятия психотерапевт проверяла его успехи и давала следующие задания, требовавшие от пациента больших усилий в борьбе со страхом. Через несколько месяцев он уже был в состоянии решиться предпринять полет в самолете, т.е. осуществить действие, которое повысило бы его самоуважение и принесло пользу по службе. Некоторое время спустя г-на Б. попросили назвать те элементы лечения, которые были для него самыми важными. Удивительно, но он не упомянул ни о каких методах поведенческой терапии, которые применяла его психотерапевт. Больше всего он придавал значение ее дружелюбию и терпению, которые помогли ему продвигаться вперед. Г-н Б. пояснил, что понимание и терпимость психотерапевта к его «самым сумасшедшим» страхам придали ему силы преодолеть свои фобии.

Доктор Лестор Люборски из университета Пенсильвании установил, что пациенты, которые получают наибольшую пользу от лечения, придают решающее значение следующим факторам для достижения положительного результата.

«Почему мне помогло лечение?»

Что было важно для меня

Оценка по шкале от 1 до 4

Научиться понимать основы своего поведения и своих чувств

Установить положительные взаимоотношения с психотерапевтом

Говорить о чувствах, о которых нелегко было говорить

Обрести чувство надежды

Осознать свои чувства и прийти с ними в согласие

Заслужить одобрение психотерапевта

Получить помощь в ориентировке

Получить облегчение от свободы открыто говорить о разном

Говорить о моем чувстве и отношении к психотерапевту

Сделать интенсивнее мою чувственную жизнь

Получить разъяснения психотерапевта о том, что я, по его мнению, должен делать, чтобы мне стало лучше

Факторы, способствующие успеху терапии

Опыт, который обретает пациент благодаря работе с психотерапевтом, и его способность осознать этот опыт;

Стремление психотерапевта понять пациента и найти к нему подход;

Успехи пациента в самопознании;

Способность пациента разрушить конфликтные отношения;

Возрастающая толерантность пациента по отношению к своим мыслям и чувствам;

Мотивация пациента в его стремлении добиться изменений в себе;

Умение психотерапевта предложить ясную, разумную и успешную методику.

Как я могу убедиться, что лечение мне поможет?

Ответ зависит от характера ваших проблем и конкретных целей, которые вы перед собой поставили перед началом лечения. При расстройствах в форме страха и депрессии ваш психотерапевт должен назвать вам очень конкретные шаги, которые следует предпринять, а также сообщить, на какие положительные результаты вы вправе рассчитывать и какова будет продолжительность лечения. Если в течение названного времени вы не отмечаете никакого улучшения, то вам необходимо обсудить это со своим психотерапевтом.

При терапии, которая не нацелена на лечение определенного, диагностируемого психического расстройства, а касается личностных изменений или трудных жизненных коллизий, не существует четких критериев для определения срока, когда поставленная цель может быть достигнута, т.е. как долго должна продолжаться психотерапия. Определение наших представлений о жизненных ценностях и тех направлениях, которые мы избираем в жизни, всегда субъективно. Вы должны будете положиться на собственную оценку: позволило ли вам лечение преодолеть те трудности, которые доставляли вам беспокойство, стали ли вы поступать иначе или чувствовать себя по-другому. Сложилось ли у вас впечатление, что вы приблизились к решению своих проблем, по поводу которых обратились за помощью? Не держите эти вопросы втайне, а попытайтесь ответить на них с помощью вашего психотерапевта.

Психотерапевтические методы лечения. Поможет ли мне продолжение психотерапии?

В зависимости от вашего заболевания и от поставленных целей, лечение может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет, до того времени пока различные виды трудностей не смогут быть преодолены. Как уже упоминалось, известная доля здорового скепсиса в отношении предложенных психотерапевтом изменений в вашем поведении, вполне нормальна. Так же как в творческих процессах, прорыв может произойти после длительного периода застоя. Часто бывает необходимо многократно перерабатывать одну и ту же проблему, пока не будет найдено нужное решение и не предприняты нужные действия. Поэтому очень важно не падать духом слишком рано.

Поговорите со своим психотерапевтом, если у вас появилось чувство, что вы не делаете никаких успехов. Выясните, что он или она думает о продолжении психотерапии и какую дальнейшую пользу она может принести по сравнению с уже достигнутой. Если терапия все еще продолжает оставаться безуспешной, если беседа с психотерапевтом об этой «мертвой точке» ни к чему не приводит, то следует подумать о другом виде лечения или о переходе к другому психотерапевту. Быть может, вы придете к заключению, что на данном отрезке вашей жизни продолжение психотерапии нецелесообразно.

Терапевтические отношения исследования показали, что предпосылки для успешной психотерапии, т.е. установление хороший отношений между пациентом и психотерапевтом, формируются уже во время первых занятий. Так же, как обычно происходит между впервые знакомящимися людьми: либо «проскакивает искра», либо этого не происходит. Нередко можно установить некое сходство между пациентом и психотерапевтом, которые подходят друг другу. Исследователи установили, что схожая социальная принадлежность, возраст, интересы и представления о жизненных ценностях способствуют образованию «терапевтической связки». Этим понятием определяют способность пациента и психотерапевта совместно работать над достижением лечебной цели.

Если отношения поначалу не сложились, то это отнюдь не означает, что дальнейшее продолжение психотерапии окажется безрезультатным. Если лечение помогает пациенту «переработать» первоначальные сомнения и недоверие к психотерапевту, то «терапевтическая связка» устанавливается зачастую на длительное время.

Это особенно характерно для тех случаев, в которых первоначальное недоверие пациента к психотерапевту было следствием негативного жизненного опыта и эмоциональных трудностей. Доктор Аллен Фрэнсис из университета Дюка, напротив,придерживается мнения, что «пациент, который оценивает свои отношения с психотерапевтом во время первых занятий как неудовлетворительные, должен подыскать более подходящего для себя психотерапевта».

Во время первых занятий пациент рассматривает психотерапевта как «специалиста», перед которым стоит задача «излечить» его. Однако успех появляется только тогда, когда у обеих сторон складывается чувство, что они работают совместно для достижения единой цели. В качестве иллюстрации этого положения приводим случай пациентки, длительно пользовавшейся психотерапией.

Случай с госпожой Л.

Г-жа Л, 45-летняя мать троих детей, была направлена к психиатру другим врачом, который не находил медицинских причин ее приступам головокружения, сердцебиения и страхам за свое здоровье. Во время первых бесед она подробно описала свои проблемы со здоровьем и свои опасения. Психотерапевт обратил внимание на то, что на занятия пациентку неизменно сопровождает ее приятельница. Когда психотерапевт спросил ее об этом, г-жа Л. призналась, что боится оставаться одна. Одновременно она выразила желание избавиться от этого страха.

В процессе лечения г-жа Л сообщила, что была «обожествленным младшим ребенком» в большой семье, во главе которой стоял патриархального склада отец, бывший центральной фигурой в ее жизни. Благодаря его физической силе, которую он любил демонстрировать, в семье его называли Геркулесом. Г-жа Л. рассказывала об этом с видимым удовольствием. Только в присутствии отца она чувствовала себя в безопасности. По окончании гимназии она вскоре вышла замуж. Муж, в ее глазах, выполнял ту же роль защитника. Своего психотерапевта она стала рассматривать как нового защитника.

Так как во всей ее предшествующей жизни близкие оценивали ее как существо слабое и беззащитное, то целью ее лечения стало обретение независимости и личной самодостаточности. Пациентка и психотерапевт обсудили ее подсознательное желание оставаться «любимой маленькой дочерью» отца и «любимой пациенткой» психотерапевта.

Постепенно освобождаясь от своих желаний находиться постоянно под «магической» защитой, пациентка отметила, что у нее меняется психическое состояние. Она начала ездить в автобусе без провожатой, стала пробовать различные возможности проявления самостоятельности. Пациентку подбадривало то, что психотерапевт радовался ее успехам. Успешное лечение продолжалось 16 месяцев. Страхи г-жи Л. и ее соматические симптомы давно прошли, к настоящему времени она готова отказаться от психотерапии.

Как удостовериться в успехе лечения моего ребенка?

«Моя дочь-подросток проходит лечение у психотерапевта. Она хорошо к нему относится, но не хочет рассказывать мне, что происходит во время сеансов. Как я могу удостовериться в том, что ее лечение продвигается успешно?»

Улучшилось ли состояние вашей дочери или нет? Если это не так, то научилась ли она, по крайней мере, лучше справляться со своими симптомами? Стала ли она лучше понимать, в чем состоят ее проблемы? Не стесняется ли она позвонить психотерапевту, если чувствует, что нуждается в помощи?

«Я пыталась получить у психотерапевта сведения о моей дочери, но он не хочет ничего сказать».

Психотерапевты связаны строгой клятвой соблюдать медицинскую тайну. Разглашение сведений о пациенте противоречит их профессиональной этике. Поэтому психотерапевт не может сообщить какие-либо сведения о пациенте членам его семьи. Однако врач должен уметь найти формы соблюдения интересов и своего больного, и членов его семьи. Даже когда психотерапевт не может ответить на все вопросы родственников, он должен быть доступен для беседы с ними и отвечать на те вопросы, которые не нарушают личной тайны пациента.

«Я считаю, что в лечении нет должного успеха. Что я могу предпринять?»

В связи с тем что психотерапия не связана с очевидным вредом для здоровья, то вмешательство третьего лица невозможно. Учтите, что изменения происходят очень медленно, что лечение одних расстройств занимает больше времени, чем лечение других. Несмотря на то что у вас может сложиться впечатление, будто лечение протекает без пользы, у пациента могут быть совсем иное ощущение и уверенность, что он на пути к успеху.

Специализированные лечебные приемы

Безусловно, результаты лечения во многом зависят от многих общих факторов, таких, как надежда самого пациента на улучшение, положительная модель сотрудничества пациента и психотерапевта. Однако многочисленные исследования показали, что для получения положительного результата при многих проблемах и расстройствах абсолютно необходимо применение специальных психотерапевтических методик. Тщательная оценка состояния и диагноз, конечно, очень важны при всех видах лечения, но особое значение им придается при тех формах расстройств, при которых применяются специализированные методы психотерапевтической работы.

Так, например, поведенческие методики доказали свою эффективность почти при всех формах нарушений, связанных со страхом, особенно при агорафобии, панических расстройствах, навязчивостях, а также при депрессиях и нарушениях приема пищи.

Специфические психотерапевтические методики, которые включают поддержку пациента и просвещение членов его семьи, оправдали себя при шизофрении.

Если центр тяжести проблем пациента находится в межличностных отношениях и в развитии его способности к социальной адаптации, особенно результативной формой лечения может оказаться групповая терапия. Опыт групповой терапии предоставляет пациенту защищенные и контролируемые рамки общения, внутри которых участники группы могут приобрести новые формы поведения в общении. Успехи, достигнутые в рамках группы, могут открыть путь к положительным и теплым взаимоотношениям вне группы.

Когда психотерапия не помогает

Несмотря на то что большинство пациентов получают пользу от лечения, у некоторых улучшение не наступает, а в незначительном числе случаев даже отмечается ухудшение.

В процессе психотерапии может произойти возврат тех симптомов, по поводу которых пациент обратился к психотерапевту. Могут появиться и новые осложнения. Когда пациент начинает прорабатывать свои проблемы, нередко происходит ухудшение его психического состояния.

Возврат болезненных симптомов может быть и свидетельством того, что лечение продвигается, и в конечном счете, когда пациенту, наконец, удастся взять свои проблемы под контроль, можно рассчитывать на успех. Однако упорная отрицательная установка (например, низкий уровень самоуважения, выраженные страхи и враждебность, саморазрушительные виды поведения или суицидальные мысли у пациента, который ранее не находился в группе риска), могла бы стать признаком того, что психотерапевтическое лечение бесполезно и что его следует подвергнуть критической переоценке. При таких обстоятельствах полезнее консультация другого психотерапевта.

В психотерапии может произойти застой, если пациент все больше интеллектуализирует свои проблемы, т.е. прорабатывает их только в мыслях, но не вносит в свою жизнь никаких реальных перемен и парадоксальным образом использует свои новые познания в области психологии для того, чтобы уклоняться от существующих конкретных трудностей. Некоторые пациенты начинают рассматривать психотерапию как самоцель и формируют свой образ жизни на потребу психотерапии. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту преодолеть сопротивление и блокаду. Иногда психотерапевты безуспешно пытаются понять, почему пациенты сами саботируют свое лечение и не продвигаются в сторону ожидаемых успехов. Так, например, пациент может испытывать удовлетворение от своих взаимоотношений с психотерапевтом, вместо того чтобы стремиться под руководством психотерапевта решать свои задачи, заводить новые знакомства и развивать приятельские отношения.

Должна ли я перейти к другому психотерапевту, если чувствую, что не делаю никаких успехов?

На этот вопрос нет простого ответа. Наилучшим способом порой бывает консультация другого психотерапевта, чья роль будет состоять в том, чтобы помочь вам обдумать проблемы, возникшие у вас в процессе той терапии, которую вы получаете в настоящее время. Очень важно обдумать, не возникнут ли у вас те же проблемы с любым новым психотерапевтом, потому что эти проблемы зависят от ваших личных установок и от ваших «механизмов» сопротивления. С другой стороны, вы должны уяснить себе, поладите ли вы с другим психотерапевтом лучше, чем с прежним.

Так же как в случаях соматических осложнений, всегда полезно выслушать точку зрения другого врача, который подтвердит пользу получаемого вами лечения или предложит обдумать альтернативное решение.

Бывают случаи, когда психотерапевты не ставят перед пациентом конкретные цели. Они приступают к лечению так, словно не ограничены сроками и работают с пациентами над столь расплывчатыми перспективами, которые вообще могут оказаться недостижимыми.

Другая проблема может заключаться в том, что у психотерапевта и пациента разные представления о масштабах времени и сроках. В качестве примера приведем следующий случай.

Случай с госпожой Р.

Г-жа Р., молодая служащая сберегательной кассы, была проконсультирована женщиной-психотерапевтом после того, как получила на работе предложение занять должность, требовавшую ее переезда в другой город. Она была не готова принять важное для карьеры решение и чувствовала себя будто парализованной и объятой страхом.

Во время первых занятий психотерапевт побуждала г-жу Р. рассказать ей откровенно обо всех ее трудностях. Пациентка часто чувствовала себя беспомощной и не могла понять, о чем ей следует рассказывать врачу. Когда психотерапевт не отвечала ей на ее прямые вопросы, г-жа Р. чувствовала себя разбитой и неправильно понятой. У нее возникло чувство, что она не приближается к решению, которое должна была принять и считала для себя очень важным.

После четырехнедельного лечения г-жи Р. у ее матери случился легкий криз. Г-жа Р. отказалась от очередного занятия и оставила на автоответчике психотерапевта сообщение, что она очень обеспокоена состоянием здоровья матери. Когда г-жа Р. пришла на следующее занятие, психотерапевт не спросила ее о состоянии здоровья ее матери, а сидела молча в ожидании высказываний пациентки. По окончании занятия г-жа Р. ушла, испытывая замешательство, обиду и гнев. В тот же вечер она позвонила психотерапевту и отказалась от дальнейших занятий с ней.

Когда позднее ее спрашивали, почему она прервала лечение, г-жа Р. объясняла, что психотерапевт была ей не очень симпатична, но она надеялась, что со временем ее отношение к психотерапевту сможет измениться. У нее было чувство, что она с самого начала не получила необходимой ей помощи в том, как ориентироваться в сложившейся ситуации, не получила никакой рекомендации, если учесть, под каким давлением она находилась и в какие сжатые сроки должна была принять решение. Тот факт, что ее психотерапевт не сочла необходимым спросить ее о состоянии матери, г-жа Р. оценила так: «Даже чужой человек отнесся бы сердечнее. Я не чувствовала никакого участия и понимания с ее стороны. После этого эпизода у меня пропало желание доверять ей свои проблемы».

Так как приближался срок, когда она должна была принять решение, г-жа Р. обратилась к другой женщине-психотерапевту. Новый врач, встретившая ее приветливой улыбкой, понравилась сразу. С первых же фраз г-жа Р. почувствовала, что ее понимают. Выслушав ее, психотерапевт сказала: «Нам придется за короткое время проделать большую работу». Эта врач, правда, также побуждала г-жу Р. высказывать все, что ей придет на ум, но по ходу рассказа она вставляла свои реплики, пояснения и комментарии и помогала пациентке структурировать ее образ жизни в промежутках между занятиями. В конце каждого занятия у г-жи Р. было чувство, что она узнала что-то новое о себе.

Через месяц лечения она уже чувствовала себя более раскованной и была способна признать, что сделанное ей предложение потребует от нее большей зрелости, способности принять ответственное решение уехать от родителей. Несмотря на опасения, она решила принять предложение и переехать на новое место. При этом у нее было чувство, что она приняла правильное решение. Как только она обжилась в новом окружении и освоилась со своим новым положением, она решила возобновить лечение, чтобы разобраться и в других вопросах, которые не могли быть затронуты из-за краткости первого курса лечения.

Психотерапия и физическое здоровье

Многие исследования показали, что психотерапевтические методы снижают количество обращений пациентов в медицинские учреждения общего профиля. В одном метааналитическом исследовании группа ученых под руководством д-ра Эмили Мамфорд установила, что психотерапевтическое лечение на одну треть снижает количество обращений в лечебно-профилактические учреждения. Наиболее впечатляющим было снижение обращений за дорогостоящими видами помощи, в частности по поводу госпитализации. Эмили Мамфорд и ее сотрудники в статье, напечатанной в 1984 г. в журнале «American Journal of Psychiatry», писали: «Подобные данные свидетельствуют о неразрывной связи души и тела. Возможно, что психотерапевтическое лечение улучшает способность пациентов оставаться настолько здоровыми, что у них отпадает необходимость прибегать к госпитализации по поводу соматических жалоб».

В одном исследовании женщин, страдавших метастатическим раком груди, доктор Дэвид Шпигель установил, что благодаря групповой поддерживающей терапии эти больные смогли жить дольше. Женщины контрольной группы, получавшие обычное противораковое лечение, были отобраны по случайной выборке. Исследуемая группа получала еженедельно поддерживающую групповую психотерапию.

«В этой группе пациентки говорили о своем страхе смерти, о своих возможностях как можно полнее организовать жизнь, оставшуюся в их распоряжении, о стремлении улучшить отношения с родственниками, а также между врачом и пациенткой, о неизбежных потерях среди членов группы. Они вырабатывали яркое чувство взаимной поддержки», – писал Шпигель в 1994 г. в журнале «Поведенческая терапия».

Шпигель и его коллеги утверждают, что психотерапия уже в самом начале лечения повышает качество жизни пациентов. Но исследователи никогда не предполагали, что психотерапия будет способствовать фактическому продлению жизни. Когда группа Шпигеля проводила катамнестические обследования больных раком женщин, то оказалось, что продолжительность жизни пациенток, получавших групповую терапию, оказалась вдвое больше, чем у пациенток контрольной группы. Это дает основания утверждать, что психотерапия является эффективным вспомогательным методом медицинского лечения рака и может быть полезной при лечении других тяжелых заболеваний.

Обычный пациент, никогда не сталкивающийся с работой психотерапевтов, имеет очень поверхностное представление о том, как работают психотерапевты. Методов психотерапии множество..сайт) поможет Вам узнать из этой статьи.

Арт-терапия

Это очень востребованный на сегодняшний день метод. Арт-терапия очень хороша для установления психологической связи психотерапевта и пациента. Этот метод психотерапии очень эффективен практически при любых нарушениях психики. Особенно часто его используют для работы с детьми. При помощи арт-терапии пациент открывает перед врачом все свои скрытые проблемы. В арт-терапии используются различные техники, такие как символическое уничтожение навязчивостей, метафорический рисунок, динамический синтетический рисунок и многие другие. Метод абсолютно не имеет противопоказаний.

Аутотренинг

Начало использования этого метода можно отнести к тридцатым годам двадцатого века, но основы аутотренинга заимствованы из древних восточных методик. Этот метод лечения используется только в лечении взрослых людей.

Суггестия (внушение)

Этот метод психотерапии можно назвать основой лечения. Практически ни один случай не обходится без использования внушения. При использовании суггестии врач должен учитывать множество различных индивидуальных особенностей пациента. Так как внушение может очень интенсивно работать в одних случаях и быть совершенно не эффективным в других. Внушение может осуществляться наяву, а может и во сне. Для малышей есть особая методика внушения, которая называется запечатлением. Кроме этого, внушение может быть как прямым, так и косвенным.

Самовнушение

Этот метод психотерапии родственен медитативным техникам и многим религиозным обрядам. Перед тем, как пациент начнет практиковать самовнушение, с ним работает врач, используя технику суггестии.

Гипноз

Этот метод психотерапии очень действенен, но он вызывает наибольшие споры. Применяется в психотерапии с середины девятнадцатого века. В психотерапии есть различие между гипнозом и гипнотерапией. Гипнотерапия, как метод психотерапии имеет достаточно серьезный список противопоказаний. К ним относится, в том числе, и негативное отношение пациента к этой методике.

Игровая психотерапия

Игровую терапию используют чаще для лечения детей. При этом используют следующие виды игр: внутриличностные, биологические, межличностные и социокультурные.

Музыкотерапия

Эта методика уравновешивания и обретения душевного спокойствия использовалась еще в древние времена. Музыка может ввести человека в состояние, удобное для использования иных методов психотерапии. Музыка может успокоить или, наоборот, простимулировать психику пациента. При лечении детей эффективно использование музыкотерапии с танцами и упражнениями. Музыкотерапия позволяет лечить даже тех малышей, которые совершенно не хотят идти на контакт с врачом, например, детей, страдающих шизофренией или аутизмом . Музыкотерапию можно использовать в лечении пациентов в возрасте от двух с половиной лет.

Рациональная психотерапия

Это методика, при которой врач убеждает пациента. Рациональная психотерапия используется иногда вместо суггестивных методов. Действенность этой методики напрямую зависит от харизматичности врача. Эта методика более применима при лечении пациентов взрослого возраста.

Разговорная терапия

В ходе подобных упражнений, пациент вслух проговаривает волнующие его проблемы. В процессы проговаривания идет переосмысление проблем.

Десенсибилизация

Этот метод психотерапии основан на том, что заученные манипуляции заменяются иными. Для начала пациент осваивает технику расслабления. Затем пациент вызывает в уме картину, которая его пугает. После этого, также в уме вызывается картина успокоения. Таким образом проходит около тридцати минут. Лечить методом десенсибилизации можно пациентов с десятилетнего возраста.

При психотерапевтическом воздействии важно уметь расслабить пациента и снять внутреннее напряжение. Для этого в некоторых случаях используются курсы легких успокоительных

Термин «психотерапия» относится к широкому спектру подходов и методов, начиная с бесед один на один и заканчивая терапией с использованием таких техник, как ролевые игры или танцы, помогающие исследовать человеческие эмоции. Некоторые терапевты работают с парами, семьями или группами, члены которых имеют схожие проблемы. Психотерапия проводится как для подростков и детей, так и для взрослых.

Арт-терапия

В арт-терапии сочетаются разговорная терапия и творческое исследование через рисование красками, мелками, карандашами и иногда через создание скульптур. Техники также могут включать в себя театральные постановки, кукольные представления и движения. Песочная терапия подразумевает метод, когда клиенты выбирают игрушки, которые будут представлять людей, животных и здания и выстраивают их в отведённом пространстве «театра в коробке с песком». Арт-терапевт обладает всесторонним психологическим пониманием творческого процесса и эмоциональных свойств различных художественных материалов. В данном случае искусство является внешним выражением наших внутренних эмоций. Например, на картине взаимоотношение размеров, форм, линий, свободного пространства, текстуры, оттенков, теней, цветов и расстояний отражает субъективную реальность клиента.

Арт-терапия подходит особенно хорошо клиентам, у которых есть трудности вербального самовыражения. В неклинической обстановке, например, в арт-студиях и мастерских, акцент на творческом развитии может быть особенно полезным при работе с детьми и подростками, а также со взрослыми, парами, семьями, группами и сообществами.

Арт-терапия также подойдёт людям, пережившим травмы, например, беженцам, и людям, имеющим затруднения в приобретении знаний.

Основанная на привязанности психотерапия

Психотерапия, основанная на привязанности, является подразделением психоанализа отношений, который исследует связанные между собой эмоциональные формы привязанностей, начиная с рождения.

Этот вид терапии строится на теории, которая исследует раннее развитие ребёнка и ранние привязанности – надёжные, тревожные, избегаемые, двойственные или нарушенные, чтобы понять, как опыт проблемных привязанностей на ранних этапах жизни проявился в дальнейшем во взрослой жизни.

Кому подходит данный вид терапии?

Прорабатывая отношения привязанностей с психотерапевтом, клиенты имеют возможность оплакать былые потери и рассмотреть воздействие важных взаимоотношений на их жизнь в настоящем и прошлом.

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия основывается на теории, что усвоенное поведение как реакция на прошлые опыты может быть забыто или переформулировано, не фокусируя внимание на интерпретации необычного поведения.

Кому подходит данный вид терапии?

Люди с обсессивными и компульсивными расстройствами, страхами, фобиями и пагубными привычками могут добиться успеха посредством данного вида терапии. Акцент ставится на том, чтобы клиент достигал целей и изменял свои поведенческие реакции на проблемы, такие как стресс или беспокойство.

Телесная терапия

Телесная терапия охватывает ряд комплексных подходов. В контексте данного вида терапии рассматривается, как тело человека и его эмоциональные, ментальные, духовные, социальные и поведенческие аспекты жизни влияют друг на друга. Принимается во внимание весь комплекс взаимосвязей между разумом и телом.

Кому подходит данный вид терапии?

Различные типы телесной терапии, такие как интегральная телесная психотерапия, биоэнергетический анализ, биодинамическая психотерапия или биодинамический массаж, помогут решить вопросы на разных уровнях, включая тело, эмоции, разум и дух. Известно, что многие психологические проблемы (такие как депрессия, расстройства пищевого поведения, панические атаки и пагубные привычки) имеют воздействие на тело.

Кратковременная терапия

В контексте кратковременной терапии используются самые различные приёмы психотерапии. Она отличается от других терапевтических подходов тем, что фокусируется на конкретной проблеме и подразумевает прямое вмешательство терапевта, работающего с клиентом в ускоренном режиме. Акцент делается на точном наблюдении, используются природные данные клиента, поощряется временное включение веры в невероятное, чтобы сделать возможным рассмотрение новых перспектив и разных точек зрения.

Первичная цель – это помочь клиенту посмотреть на свои текущие обстоятельства в более широком контексте. Кратковременная терапия считается ориентированной на решение, а терапевты больше интересуются текущими факторами, которые мешают изменениям, нежели чем причинами возникновения проблем. Здесь применяется не один конкретный метод, а разные подходы, которые, вместе или по отдельности, могут иметь конечный результат. Кратковременная терапия проводится непродолжительное время, обычно на запланированном количестве сеансов.

Когнитивно-аналитическая терапия

Когнитивно-аналитическая терапия объединяет теории, которые исследуют связи между языком и мышлением, а также историческое, культурное и социальное влияние на действия человека. Клиентам предлагается использовать свои собственные ресурсы и развивать навыки изменения деструктивных моделей поведения и негативных образов мышления и действия.

Данный вид терапии краткосрочный (16 недель), структурированный и направляющий. Например, клиенту может быть предложено вести дневник или использовать графики выполнения задач. Терапевт работает совместно с клиентом, фокусирует внимание на изменении моделей поведения и обучает альтернативным стратегиям решения проблем. Внимание также уделяется пониманию связей между моделями поведения, выработанными в детстве, социальным влиянием и их воздействием на клиента как на взрослого человека.

Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия является экспрессивной формой психотерапии, основанной на убеждении, что тело и разум взаимосвязаны. Посредством движений и танца клиент имеет возможность исследовать творческим путём эмоциональное, когнитивное, физическое и социальное единство.

Терапевты работают исходя из того принципа, что движения отражают процесс мышления и чувства каждого отдельного человека. Распознавая и обосновывая движения клиента, терапевт побуждает его на развитие нового эмоционального опыта, получаемого посредством определённых адаптивных движений, которые способствуют решению психологических проблем.

Танцевально-двигательную терапию можно практиковать в индивидуальном порядке с терапевтом или в группе. Клиенту нет необходимости быть обученным танцором, чтобы извлекать пользу из данного вида терапии, ведь движения являются неотъемлемой частью нашего существа.

Драматерапия

Драматерапия подразумевает под собой намеренное использование театральных техник, таких как разыгрывание ролей, театральные игры, пантомима, кукольные представления, речевые приёмы, мифы, ритуалы, выдумывание историй и другие техники, основанные на импровизации и способствующие развитию творческих способностей, воображения, навыков обучения, интуитивного понимания и личностного роста. Этот чрезвычайно разнообразный подход обеспечивает экспрессивный вид терапии, который может быть использован в широком разнообразии обстановок, включая больницы, школы, психиатрические клиники, тюрьмы и организации.

Драматерапия предоставляет возможности отдельным людям или группам исследовать личные и/или общественные проблемы в творческой обстановке, спокойно обдумать существующие убеждения, отношения и чувства, а также найти альтернативные способы действий. Терапевт побуждает в клиентах самоанализ, размышление над и выражение чувств в отношении самих себя и других людей.

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия помогает клиенту осознать смысл жизни через готовность смело встретить его и сопряжённые с ним проблемы. С экзистенциальной точки зрения в жизни нет существенного или предопределённого значения, человек полностью свободен и сам за всё в ответе, поэтому смысл нужно найти или создать. Это может вызвать чувство бессмысленности жизни, поэтому данный вид терапии исследует клиентский опыт человеческого состояния и стремится прояснить понимание человеком ценностей и верований, в прямой форме выражая то, что ранее оставалось невысказанным. Клиенту предоставляется возможность жить более самобытно и целенаправленно, при этом принимая ограничения и противоречия человеческой жизни.

Данный вид терапии считается серьёзным исследованием того, что такое человек вообще, при этом зачастую это влечёт за собой болезненный процесс прямого столкновения с теми аспектами человеческой жизни, которых обычно люди пытаются избегать.

Семейная терапия

Семейная терапия – это раздел психотерапии, который фокусируется конкретно на семейных отношениях. Он строится на предпосылке, что проблема находится внутри семьи в целом, а не в отдельном человеке внутри семьи. Также данный вид терапии включает в себя терапию для пар и системную семейную терапию.

Семейная терапия поощряет изменения и развитие, а также совместное решение семейных конфликтов и проблем. Акцент ставится на том, как семьи взаимодействуют друг с другом, подчёркивается важность крепкой семьи для психологического здоровья и благополучия. Независимо от того, что является источником проблемы или с кем конкретно она связана, терапевт стремится вовлечь всю семью в процесс достижения правильных решений, подыскивая конструктивные способы того, как члены семьи могут поддерживать друг друга посредством непосредственного участия. Опытный терапевт умеет влиять на ведение диалогов так, чтобы наилучшим способом использовать силу и мудрость семьи в целом, принимая во внимание более широкий экономический, социальный, культурный, политический и религиозный контекст, в котором живёт семья, и учитывая различные взгляды, убеждения, точки зрения и личные истории каждого отдельного члена.

(В данном случае, под семьёй понимаются долгосрочные активные отношения внутри семьи, связи внутри которой могут быть кровные или нет).

Гештальт-терапия

Гештальт – это немецкое слово, означающее целое и сумму всех частей, символическую форму или комбинацию элементов, составляющих целое.

Гештальт-терапия – это психотерапевтический метод, который строится на убеждении, что люди обладают естественным стремлением к здоровью, но устаревшие модели поведения и доминирующие идеи могут создавать блоки, которые прерывают естественный цикл хорошего самочувствия, тем самым приводя ко взаимодействию с другими.

Гештальт-терапия обращается к тому, что происходит в данный момент времени, делая осознанным представление человека о самом себе, его реакциях и взаимодействии с другими людьми. Убеждение, что быть всецело в здесь-и-сейчас, создаёт у клиента потенциал для дальнейших переживаний, энтузиазма и смелости жить полной жизнью. Терапевт, работающий по данному методу, следит за тем, как клиенты уклоняются от контактов в здесь-и-сейчас, как они избегают изменений и определённого поведения или симптомов, которые клиенты считают нежелательными или неудовлетворительными. В процессе общения опытный гештальт-терапевт произносит эффективные реплики, которые помогают клиенту осознать не только то, что происходит и говорится, но и то, что сообщает язык тела и как выражены подавленные чувства. Гештальт-техники часто включают в себя разыгрывание сценариев и разбор сновидений.

Групповой анализ

Групповой анализ сочетает в себе результаты психоаналитического анализа с исследованием межличностного взаимодействия в социальном контексте. Целью терапии является достижение более качественной интеграции клиента в его сети взаимоотношений, то есть в семье, коллективе и социуме. Акцент группового анализа ставится на взаимоотношениях между отдельным человеком и остальной группой, особое внимание уделяется социальной природе человеческого опыта посредством интерактивного подхода. Групповой анализ может применяться во многих сферах человеческих отношений, таких как преподавание, обучение и организационное консультирование.

Теория строится на положении, что в рамках тщательно отобранной группы, общий состав которой отражает общественные нормы, могут проявиться глубокие и длительные изменения. Групповой анализ рассматривает группу как органичное целое, а роль терапевта состоит скорее в том, чтобы поддерживать группу, чем брать на себя активную роль. Группа становится динамическим самостоятельным целым и функционирует в рамках социально-культурного контекста, который в свою очередь воздействует на процесс.

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия является разделом психотерапии, предназначенным помогать людям, которые хотели бы улучшить свои способности справляться с жизненными трудностями и проблемами, но в групповой ситуации.

В контексте групповой терапии один или несколько терапевтов работают с небольшой группой клиентов одновременно. И хотя изначально подобная группа была создана с целью уменьшения стоимости и увеличения продуктивности, вскоре участники осознают положительные терапевтические эффекты, которые не могли бы быть достигнуты в работе с терапевтом один-на-один. Например, межличностные проблемы хорошо разбираются внутри группы. Групповая терапия базируется не на одной психотерапевтической теории, а на многих, и часто вращается вокруг бесед. Также она может включать в себя другие подходы, такие как психодрама, работа с движениями, телесная психотерапия или расстановки.

Целью групповой психотерапии является поддержка решений эмоциональных трудностей и поощрение личностного развития участников группы. Совокупность прошлых опытов и опытов за пределами терапевтической группы плюс взаимодействие между членами группы и терапевтом составляет материал, на основании которого осуществляется терапия. Подобное взаимодействие может быть не обязательно полностью позитивным, так как проблемы, которые клиенты имеют в своей повседневной жизни, будут неизбежно отражаться в рамках общения внутри группы. Однако, это даёт ценные возможности проработки подобных проблем в терапевтической обстановке, где происходит обобщение опыта, который затем может быть интерпретирован в реальную жизнь. Опытный терапевт умеет правильно подобрать членов группы для поддержания группового процесса.

Гуманистическая интегральная психотерапия

Гуманистическая интегральная психотерапия работает с полным спектром воздействий, которые способствуют развитию человека и его взаимоотношений с другими людьми и обществом.

Во время проведения гуманистической интегральной психотерапии и клиент, и психотерапевт активно заняты формированием процессов оценивания, коррекции и анализа результатов. Данный подход фокусируется на важности наличия у клиента способностей к саморегуляции, самореализации, ответственности и выбора, способствующие процессу изменений. Психотерапевт помогает клиенту реализовать его потенциалы. Психотерапевт также учитывает воздействие внешнего мира на внутренний мир клиента при оценке важности социальной, культурной и политической сфер опыта.

Гуманистическая интегральная психотерапия доступна в различных сферах публичного, личного и добровольного секторов и подходит для отдельных людей, пар, детей, семей, групп и организаций.

Гипнотерапия

Гипнотерапия использует гипноз, чтобы вызывать глубокое состояние расслабления и изменённого сознания, во время которого бессознательный разум способен особенно хорошо воспринимать новые или альтернативные возможности и идеи.

В сфере гипнотерапии бессознательное считается ресурсом для достижения благополучия и развития творчества. При оценке данной сферы разума посредством гипноза открываются возможности для выстраивания в теле направленности к здоровью.

Гипнотерапия может применяться для изменения поведения, отношений и эмоций клиента, а также для лечения болей, беспокойств, заболеваний, вызванных стрессами, и пагубных привычек, что будет способствовать личностному развитию.

Британский Совет по вопросам психотерапии считает гипнотерапию подразделом гипнопсихотерапии. Это означает, что любой специалист, зарегистрированный в Британском Совете по вопросам психотерапии, имеет право работать с проблемами, которые находятся в компетенции гипнотерапевта, но для работы на более глубоком уровне с более сложными эмоциональными и психологическими проблемами требуется дополнительное обучение.

Юнгианский анализ

Юнгианский анализ является специализированной формой психотерапии, которая работает с бессознательным. Аналитик, работающий в этом направлении, и клиент работают вместе над расширением сознания клиента с целью движения в направлении психологического баланса, гармонии и целостности. Юнгианский анализ оценивает глубинные мотивации в психике клиента, мысли и действия, которые находятся за пределом сознательного понимания. Аналитик стремится достичь более глубоких и более длительных изменений в личности клиента. Они делают это посредством акцентирования того, что происходит во время сессий, а также во внутреннем и внешнем опыте жизни клиента. Юнгианский анализ стремится синхронизировать сознательные и бессознательные мысли, чтобы выстраивать новые ценности и работать с психологической болью и страданиями.

Нейролингвистическая психотерапия и консультирование

Нейролингвистическая психотерапия была разработана на основе нейролингвистического программирования. Нейролингвистическая психотерапия является универсальной и основана на многих сферах психологии и психиатрии. В основе данной теории лежит убеждение, что мы сами строим модель нашей реальности (личностную карту мира), на базе нашего опыта и того, как мы себе его представляем. Каждый человек использует свою собственную карту, чтобы направлять себя по жизни. Используемые модели могут вызывать изменения, которые способствуют реализации и успеху, а в других случаях могут ограничивать и сдерживать.

Нейролингвистическая психотерапия исследует мыслительные шаблоны, убеждения, ценности и опыт, стоящие за проблемами или целями. Это помогает людям производить соответствующие корректировки для реорганизации своего мира, что уменьшает количество ограничивающих убеждений и решений, помогает преодолевать зациклившиеся эмоциональные и поведенческие состояния и порождает новые ресурсы через расширение существующей базы навыков. Это даёт человеку ощущение большего контроля и, как следствие, большие способности создавать желаемую жизнь.

Нейролингвистические психотерапевты работают с широким спектром психологических проблем, и они определяют, каким образом будет собрана уникальная терапевтическая программа, индивидуальная система терапии, в которой зачастую, если это необходимо, объединяются различные терапевтические подходы для того, чтобы повысить результаты терапии.

Терапия объектных отношений

Терапия объектных отношений строится на базе теории о том, что собственное эго существует только в отношении других объектов, внутренних или внешних. В объектных отношениях самость рассматривается как саморазвивающаяся и существующая в контексте отношений, прежде всего, с родителями, но также учитывая дом, искусство, политику, культуру и так далее. Данная теория базируется на убеждении, что человек является социальным существом. Следовательно, контакты с другими являются базовой необходимостью, и наш внутренний мир является изменчивым динамическим процессом, состоящим из неизменных и подвижных моделей, осознанных и неосознанных. Данная динамика влияет на то, как мы воспринимаем и переживаем реальность.

Терапевт, работающий в данной сфере, активно взаимодействует с клиентом, поддерживая его в разборе иррациональных идей посредством активного переживания реальных отношений между терапевтом и клиентом. Это предоставляет возможность пройти заново необходимые вопросы об отношениях, таких как потери, близость, контроль, зависимость, самостоятельность и доверие. Хотя могут возникать различные трактовки и конфронтации, основной целью является проработка исходных иррациональных компонентов эмоционального мира клиента.

Личностное консультирование

Личностное консультирование основано на предположении, что человек, который ищет поддержку в решении проблемы, вступает в открытые отношения с терапевтом, который позволяет клиенту свободно выражать свои эмоции и чувства. Также такой вид терапии называют клиент-центрированной психотерапией или терапией Роджерса.

Кому подходит данный вид терапии?

Личностное консультирование подходит для клиентов, которые хотели бы проработать конкретные психологические привычки или образы мыслей. Терапевт предполагает, что клиент является лучшим судьёй своего собственного опыта и, следовательно, способен достигать своего потенциала роста и решения проблем. Терапевт, работающий в контексте личностного консультирования, предоставляет благоприятные условия, чтобы обеспечить проявление такого потенциала через безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание, которые дают возможность клиенту примириться с негативными чувствами и раскрыть внутренние ресурсы силы и свободы для осуществления необходимых изменений.

Психоанализ

Психоанализ занимается исследованием разума, являясь систематизированным комплексом знаний о человеческом поведении и методом лечения психологических и эмоциональных болезней.

Регулярные сеансы психоанализа создают обстановку, в которой бессознательные шаблоны могут быть выведены в сознательный уровень для того, чтобы подвергнуть их изменениям. Отношения клиента с аналитиком оказывают важное влияние на бессознательные манеры поведения клиента и сами по себе становятся центральным направлением, в котором выделяются поведенческие шаблоны клиента в контексте отношений в режиме реального времени сеансов.

Психоанализ Фрейда – это особый тип психоанализа, при котором человек, проходящий сеанс психоанализа, выражает словами мысли такими методами, как свободные ассоциации, фантазии и сны. Аналитик интерпретирует их, чтобы создать для клиента правильное представление решения важных вопросов и проблем в жизни клиента.

Кому подходит данный вид терапии?

Фрейд полагал, что нежелательные мысли из раннего детства подавляются бессознательным разумом, но продолжают влиять на наши чувства, мысли, эмоции и поведение. Эти подавленные чувства часто всплывают на поверхность во взрослом возрасте в виде конфликтов, депрессий и тому подобного, а также во снах и творческой деятельности. Эти бессознательные аспекты исследуются на сеансах посредством вмешательства аналитика, который открыто говорит о болезненных защитных реакциях, желаниях и чувстве вины клиента.

Психодинамическая психотерапия

Психодинамическая психотерапия – это термин, который включает в себя виды терапии аналитического характера. В сущности, это форма глубинной психологии, которая акцентируется на бессознательных и прошлых опытах для определения текущего поведения.

Клиента просят рассказывать о его детских взаимоотношениях с родителями и другими значимыми людьми. Основной акцент ставится на раскрытие бессознательного содержания психики клиента в попытке снизить психическое напряжение. Терапевт старается исключать свою личность из картины, по сути, становясь чистым холстом, на который клиент переносит и проецирует глубинные чувства в отношении самого себя, родителей и других значимых персонажей в его жизни. Терапевт продолжает уделять основное внимание динамике между клиентом и терапевтом.

Психодинамическая психотерапия обычно обладает менее интенсивным характером и более кратковременная, чем психоанализ, а также она больше опирается на межличностные отношения между клиентом и терапевтом, чем другие формы глубинной психологии. Это направление используется в индивидуальной психотерапии, групповой психотерапии, семейной психотерапии, а также для понимания и работы c организационным и корпоративным окружением.

Психосинтез

Психосинтез базируется на вовлечение прошлого в контекст пробуждения собственного «я». Психосинтез считается одной из форм экзистенциональной психологии с духовными целями и понятиями и иногда описывается как «психология души».

Психосинтез стремится интегрировать или синтезировать более возвышенный, духовный уровень сознания с уровнем, на котором переживается мысли и эмоции. Посредством рисования, движения и других техник проявляются и выражаются другие аспекты личности. Ассаджиоли использовал термин «сверхсознание» для описания сферы психики, содержащей наши величайшие потенциалы, источник нашего индивидуального пути развития. Он полагал, что подавление этого потенциала может приводить к психологическим расстройствам, таким же болезненным, как при подавлении детских травм. Ассаджиоли настаивал, что психосинтез должен быть включён в опытное понимание психологии, и стремился поддерживать баланс между рациональной и сознательной терапевтической работой наряду с интеграцией духовного опыта.

Психотерапия и психоанализ отношений

Психотерапия отношений – это широкий способ понимания мотивации человека и процесса терапии. Терапевты, применяющие данный подход, понимают, что межличностные отношения являются одной из основных мотиваций людей, но в результате они же и приводят многих людей на терапию.

Можно сказать, что терапевты, используя самые разные методики, осуществляют терапию в рамках подхода работы с отношениями, если они ставят на первый план то, в каких отношениях их клиенты находятся с другими людьми при работе над пониманием собственных личностей. Помимо того, что важно разобраться, как прежние отношения повлияли на нынешние, терапевт отстаивает такую линию общения, когда в результате взаимоотношений между терапевтом и клиентом создаётся пространство, где возникает динамика отношений, которая в дальнейшем обсуждается, осмысливается и корректируется. Терапевт может использовать динамику, которая возникает спонтанно в рамках терапевтических отношений для того, чтобы пролить больше света на динамику в отношениях клиента и, следовательно, помочь ему лучше понять себя. То, как терапевт доверяет терапии относительно своего положения в отношениях, значительно зависит от его собственной личности и квалификации. Привилегия в отношениях, однако, как правило, отдаётся клиенту.

Консультирование по вопросам отношений

Консультирование по вопросам отношений помогает людям распознать и проработать или урегулировать причиняющие беспокойство различия и повторяющиеся шаблоны страданий в контексте существующих отношений. Терапевт занимается исследованием чувств, ценностей и ожиданий клиента, вовлекая его в беседы, обсуждения решений проблем и рассмотрение альтернативных и новых возможностей.

Кому подходит данный вид терапии?

Консультирование по вопросам отношений подходит для членов семей, пар, работников или работодателей в рабочей обстановке, профессионалам и их клиентам.

Кратковременная терапия, ориентированная на решения

Кратковременная терапия, ориентированная на решения, работает с определённой проблемой и скорее продвигает положительные изменения, чем зацикливается на самой проблеме или былых проблемах. Клиентов призывают к тому, чтобы обращать внимание в позитивном ключе на том, что они делают хорошо, на их сильных качествах и ресурсах, а также к тому, чтобы ставить цели и добиваться их. Этот метод ориентирован скорее на нахождение решений, нежели чем на решение проблем. Этот вид терапии краткосрочный, достаточно всего три-четыре сеанса.

Системная терапия

Системная терапия – это общий термин для разделов терапии, работающий с людьми в отношениях друг с другом, взаимодействием групп, их моделями и динамикой.

Системная терапия уходит своими корнями в семейную терапию и системную семейную терапию, но работает с проблемами практически, а не аналитически. Она не стремится определить причину или дать диагноз, она скорее пытается определить окостенелые модели поведения в группе или семье и работать с ними напрямую. Роль терапевта в системной терапии состоит в том, чтобы предлагать конструктивные подсказки с целью продвинуть изменения в системе отношений, обращать внимание на имеющиеся шаблоны отношений, а не анализировать причины, такие как подсознательные импульсы или детские травмы.

Кому подходит данный вид терапии?

Системная терапия может также быть использована в корпоративном окружении, а в настоящее время её широко внедряют в сферах образования, политики, психиатрии, социальной работы и семейной медицины.

Трансакционный анализ

Транзакционный анализ – это интегральный подход в психологии и психотерапии, основанный на двух понятиях. Эрик Берн полагал, что, во-первых, наша личность делится на три части или три эго-состояния: ребёнок, взрослый и родитель. Во-вторых, эти части общаются друг с другом в трансакциях (единицах общения), и внутри каждой социальной трансакции одна из частей доминирует. Поэтому распознавая эти роли, клиент может выбирать, какую часть использовать и таким образом корректировать своё поведение. Трансакционный анализ Берна как форма терапии работает с термином «внутренний ребёнок» для описания неудовлетворённых потребностей из детства.

Трансперсональная психотерапия

Трансперсональная психотерапия относится к любой форме консультирования или психотерапии, где акцент ставится на трансперсональных, трансцендентных или духовных аспектах человеческого опыта. Трансперсональная психотерапия зачастую рассматривается в качестве сопровождающей методики в других школах психологии, таких как психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология.

Трансперсональная психотерапия сосредотачивает внимание на таких аспектах, как духовное саморазвитие, мистические опыты, переживания транса и прочий метафизический опыт в жизни. Так же как в психосинтезе, основная цель трансперсональной психотерапии заключается не только в облегчении страданий, но и интеграции физических, ментальных и духовных аспектов благополучия клиента. Терапия включает в себя исследование и акцентирование потенциала клиента, развитие внутренних ресурсов и творческих способностей.

Рассматривая предмет и задачи психотерапии, начать следует с определения, что конкретно представляет собой эта наука. Понятий направления достаточно много, ее можно назвать совокупностью терапевтических воздействий на человеческую психику, процессом, объединяющим и лечение, и воспитание. При этом для решения поставленных задач используются многообразные методы психотерапии, направленные на обеспечение и сбережение здоровья пациента.

Существует огромное количество разных методов психотерапии

Несмотря на множество психотерапевтических направлений и различных подходов можно выделить общую цель психотерапии – оказание помощи пациентам в попытках изменения собственного мышления, поведения для достижения более полного счастья и продуктивности. Достижение целей производится при помощи использования различных средств – сбора анамнеза, проведения клинического и личностного тестирования, проявления сопереживания, пояснения «игровых» правил, установления терапевтического контакта, применения психотерапевтических техник, постоянного мониторинга и оценки динамики лечения, диагностики и снижения количества сеансов.

При воздействии цели психотерапии могут разделяться на определенные задачи психотерапии, к которым относят:

  • оказание помощи пациенту в лучшем понимании собственных проблем;
  • устранение эмоционального дискомфорта;
  • поощрение открытого выражения чувств;
  • предоставление новых идей либо информации в отношении решения проблем;
  • оказание помощи при проверке новых моделей поведения, также способов мышления вне рамок искусственно выстроенной терапевтической ситуации.

В поисках решений поставленных задач специалист использует различные методы психотерапии, их совокупность, однако основная направленность заключается в:

  1. Обеспечении психологической поддержки – специалист внимательно выслушивает пациента, предоставляя затем взвешенный совет, вписывающийся в создавшуюся сложную ситуацию. Необходимая помощь заключается в предоставлении пострадавшему возможности осознания и использования собственных сил и возможностей.
  2. Методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в отношении дезадаптивного поведения, построения новых поведенческих форм.
  3. Содействии осознанию и последующему самораскрытию, что ведет к улучшенному пониманию собственных мотивов, разладов, ценностей и чувств.

Для более полного понимания проблем можно порекомендовать базовый учебник Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая психотерапия. Руководство практика», он будет весьма полезен не только профессиональным психотерапевтам и психиатрам, но и студентам, учителям и консультантам, всем тем, кто заинтересован в подробном изучении глубинной психологии.

Показания к назначению

Прежде чем рассматривать формы и методы психотерапии, поговорим о показаниях к психотерапии. Они достаточно широки, поскольку многие патологии требуют комплексного подхода и применения корректирующего воздействия в качестве дополнительного либо основного лечения. При этом методики психотерапии, их направленность, глубина и длительность воздействия определяется определенными факторами, которые в данном случае и являются показаниями к проведению лечения, учитываются также и возможные последствия заболевания – текущего либо находящегося в анамнезе.

Если причиной патологии является патологический фактор, понадобится помощь психотерапевта

Основным показанием к использованию специальных методик является наличие психологического фактора, который послужил причиной формирования и протекания патологии. Чем больше его значимость, тем сильнее будет последующее психотерапевтическое воздействие. Показаниями могут служить и возможные последствия тяжелой болезни, когда наблюдаются изменения привычного жизненного уклада, перемены в социальном статусе, потребностях и стремлениях, в профессиональной и семейной сфере и прочее.

Но в первую очередь любая кафедра психотерапии будет рекомендовать направление в тех случаях, когда отсутствуют противопоказания к ее проведению. При этом проводиться воздействие может только в случае, когда пациент мотивирован, с его стороны предоставлено информированное согласие относительно участия в терапии.

Основные формы

Теперь рассмотрим формы психотерапии, которые использует специалист, решая поставленные задачи. Форма воздействия представляет собой способ применения определенного метода, это структура взаимодействия «специалист-пациент» при реализации выбранного метода терапии. К примеру, метод рациональной терапии применяется как в форме групповой, так и индивидуальной беседы либо проводится в качестве лекции. К основным формам психотерапии, которые используются чаще всего относят:

  • индивидуальную;
  • групповую;
  • семейную.

Основой индивидуальной формы является непосредственное взаимодействие пациента и психотерапевта, задачи при этом заключаются в психотерапии личной истории с изучением личности пациента, выявлении механизмов, ставших «спусковым крючком»формирования и сохранения патологического состояния, коррекции имеющихся уничижительных оценок – как себя, так и давно минувшего периода, будущего. Также в задачи входит определение взаимодействия используемых методов немедикаментозного и медикаментозного воздействия, помощь при подборе целесообразного решения травмирующих состояний, формирующих и поддерживающих патологию.

Специфика психотерапии при рассмотрении групповой формы заключена в применении групповой динамики – комплексности взаимодействий, развивающихся между участниками, не исключая и психотерапевта.

В целом цели и задачи групповой психотерапии состоят в раскрытии, изучении, обработке проблем пациента, личностных, межличностных конфликтов. Сюда же относится коррекция неадекватных отношений, стереотипов и установок на фоне анализа применения межличностных взаимодействий. Эта форма подразумевает применение множества методов, каждый из которых включает определенные техники групповой психотерапии. К базовым методам групповой психотерапии относят:

  • группы встреч;
  • психодраму;
  • тренинг в группах;
  • гештальт группы;
  • трансактный анализ;
  • кино тренинг;
  • арт терапию;
  • телесно ориентированную терапию;
  • танцевально-двигательную терапию.

Групповая психотерапия —
комплекс взаимодействий, развивающихся между участниками и психотерапевтом

Теперь о понятии методов групповой психотерапии, рассмотрим кратко каждый из них:

  1. Основная идея группы встреч – достижение единства сознания с телом. Встреча подразумевает установление межличностных отношений, базирующихся на честности, открытости, осознание себя и собственного «Я».
  2. Тренинги представляют совокупность обучающих, психотерапевтических и корректирующих методов, подбор которых зависит от конечных целей. В данном методе психотерапии техники и упражнения могут включать ролевые игры, невербальную коммуникацию, дискуссии в групповой форме.
  3. Основной долгосрочной целью трансактного анализа является пересмотр ранее принятых решений и изменение жизненного сценария.
  4. Долгосрочной целью гештальт терапии является достижение всеми участниками зрелости путем отрицания непродуктивных поведенческих форм и введения новых.
  5. Телесно ориентированная терапия предполагает познание собственного тела, осознание и принятие собственных внутренних побуждений, что позволяет развить способности к гармонии и саморегуляции соответственно с наличествующими глубинными стремлениями.
  6. Психодрама как метод психотерапии основан на импровизированных ролевых детских играх. Сутью его является создание на сцене материалов для переживания проблемных ситуаций при помощи специалиста и участников группы – первоначально их отыгрывают, после чего обсуждают.
  7. Арт терапия представляет собой метод, основанный на выражении чувств посредством изобразительной деятельности.
  8. Основной целью танцевально-двигательной терапии является развитие чувствования, осознания своего «Я».

Что касается семейной формы, она объединят методы коррекции, изучения взаимосвязанных отношений в кругу семьи, связанных с патологий, терапией и восстановлением пациента в социуме. Проводить в данном случае техники психотерапии, читать лекции принято при помощи одного либо двух специалистов, они же проводят наблюдение, коррекционные мероприятия не только в отношении пациента, но и членов семьи. Также специалисты могут работать с группами, в которые входит несколько семей со сходными проблемами.

При проведении лечения естественным явлением считается сопротивление в психотерапии, которое нельзя воспринимать в качестве слабости либо недостатка пациента – это фактор, который ранее помогал выживать, выходить из затруднительных положений. Однако именно сопротивление затрудняет прогресс при проведении терапии. При этом психотерапевтическое воздействие не должно ломать сопротивление, а призвано понимать его, сделать такую защиту более гибкой, обеспечивая пациенту больше возможностей, чтобы вести жизнь, наполненную удовольствиями.

Сопротивление в психотерапии затрудняет прогресс лечения

Методики лечения

Продолжим рассмотрение психотерапии – виды и методы психотерапии весьма разнообразны и охватить их все в достаточно сжатом обзоре невозможно. На сегодняшний день эта область насчитывает свыше 400 методов, потому мы перечислим наиболее используемые:

  1. Рациональная психотерапия основана на логическом переубеждении пациента в необходимости перемены отношения к себе, собственному прошлому, будущему, сформировавшейся болезни, терапии, прогнозу, собственным возможностям и будущим перспективам, она входит в наиболее эффективные методы лечения неврозов.
  2. Суггестивная методика включает множество техник и входит в разнообразные формы проведения, ее осуществляют как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом либо медикаментозном сне.
  3. В любую лечебную процедуру в качестве составной части включается косвенное внушение .
  4. Возможно проведение психотерапии самостоятельно, используя активное самовнушение по Куэ – методика задействуется в переходном состоянии, после пробуждения либо перед отходом ко сну. Внушение закрепляется множественным автоматическим повторением одной формулы, содержащей основной момент болезненных переживаний. Можно использовать и аутогенные тренировки, которые пациент проводит самостоятельно после краткого обучения.
  5. Когнитивная методика обучает пациента воспринимать и себя, и мир боле оптимистично путем переоценки ложных умозаключений. Этот вид терапии входит в методы лечения депрессии легкой, средней тяжести, тревожных расстройств, методы психотерапии ОКР.
  6. Бихевиоральная методика помогает пострадавшему снизить уровень тревожности относительно определенных обстоятельств и задействуется до тех пор, пока наиболее значимый провокационный стимул не перестанет вызывать страх. Применяют метод в качестве обсессивно-компульсивных расстройств – ОКР психотерапии – панических, тревожно фобических, диссоциативно-фобических расстройств.
  7. НЛП – нейролингвистическое программирование – задействует базовые каналы коммуникаций (слух, зрение), выявляя их приоритетность. Показаниями к использованию является панические и адаптационные расстройства, острая реакция на стрессовые ситуации, он входит в методы психотерапии при коррекции СДВГ – синдроме дефицита внимания игиперактивности.
  8. Метод медитативной реинкарнационной психотерапии базируется на медитации, длительность который не превышает нескольких минут. При этом негативные ощущения проецируются из настоящего за пределы этой жизни. Отрицательный потенциал в процессе проведения методики перетекает в положительный.

Еще одной специфической методикой является позитивная психотерапия , техники которой мы рассмотрим ниже. Методика предназначена для обучения пациента принимать окружающий мир во всем его многообразии, избегая противостояния с ним. Позитивная терапия – это метод краткосрочной терапии, который был предложен Пезешкианом. При проведении краткосрочной психотерапии практические упражнения позволяют пациенту в дальнейшем принимать позитивные по характеру решения в разнообразных ситуациях при помощи задействования резервов личности.

Рассматриваемая методика основывается на вере в способности людей, которые могут полностью обеспечить счастливую жизнь. Любому человеку в полной мере доступны возможности, которые являются неисчерпаемыми и способны обеспечить как личностный рост, так и его индивидуальное раскрытие. При проведении позитивной психотерапии упражнения могут включать различные приемы – техники визуализации либо проговаривания, «вопрос-ответ», составные части арт терапии и так далее.

При этом арсенал данной методики включает техники, свойственные исключительно ей, состоящие как правило из пяти уровней:

  • удаление от проблемной ситуации;
  • проработка сложившегося положения;
  • ситуативное одобрение;
  • вербализация;
  • наращивание пределов жизненных целей.

Техника «вопрос-ответ» достаточно часто используется в психотерапии

Техники, используемые при реализации данной методики, применяются для решения разнообразных проблем, позволяют отследить и понять причины проявляемых поведенческих реакций. Позитивный подход вынуждает взглянуть на проблему с совершенно иной точки зрения, зачастую она полностью противоположна изначальной.