Сон разума порождает чудовищ гойя. Сон разума порождает чудовищ: Франциск Хосе де Гойя

Творчество великого испанского живописца Франсиско Гойи (1746-1828) уже почти два столетия привлекает к себе пристальное внимание специалистов и любителей живописи. Первые серьезные попытки раскрыть сложный, драматический мир его творчества были предприняты еще романтиками в середине XIX столетия. С тех пор поток исследований непрерывно возрастал, и сейчас количество книг, статей, альбомов мастера исчисляется сотнями названий.

Такой интерес к творчеству Гойи объясняется не только выдающимися художественными качествами его произведений, но и невиданной силой, с которой художник сумел выразить свое время и заглянуть в будущее. И подчас кажется даже, что Гойя сам прожил две жизни - умер в тихом XIX веке и "воскрес" в бушующем XX. Родился Гойя близ испанского города Сарагосы, в семье позолотчика. В двенадцать лет стал учеником местного живописца Хосе Мартинеса. Через шесть лет был вынужден бежать в Мадрид, спасаясь от преследований инквизиции. В 1770-1771 гг. совершил поездку в Италию, жил в Риме и Парме, изучал творчество мастеров прошлого.

Вернувшись на родину, художник поселился в Мадриде, в 1780 году был избран в королевскую академию и в тот же год вернулся в Сарагосу для работы над фресками в церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Смелость композиционного решения вызвала ярость заказчиков, и Гойя был вынужден переписать отдельные фрагменты произведения.

С годами известность мастера все росла, он писал картины, насыщенные светом и солнцем, проникнутые радостным восприятием жизни. Карьера Гойи складывалась удачно: в 1786 году он стал придворным живописцем короля. Гойя достиг полного материального благополучия и зенита славы. В 1793 году после тяжелой болезни Гойя оглох, стал вести все более замкнутый образ жизни. К этому же году относится начало создания одной из самых гениальных работ Гойи - графической серии "Капричос".

Самым знаменитым офортом серии стал офорт № 43 с символическим названием "Сон Разума рождает чудовищ". Пока Разум спит, сон этот несет миру неисчислимые бедствия. Сон Разума создает особый климат, особую атмосферу душного кошмара и абсурда, чья тень дает жизнь человеческому маскараду, который мы видим на офортах "Капричос". Более того, пока Разум спит и пребывает в бездействии, бодрствует его вечный противник - Антиразум. Причем с необычайной самоуверенностью переделывает мир по своему образу и подобию. Он попирает человеческое в людях, а их самих превращает в новые существа - "антилюдей", злобных ведьм, колдунов и прочую нечисть. А чтобы Разум наконец пробудился, он должен испытать возмущение и желание действовать при виде всех тех пакостей и бесчинств, которые сотворил на Земле Антиразум.

Итак, пойдем дальше - в самое логово тьмы. Обрушим на ночную нечисть потоки света нашей бодрствующей мысли. Разгадаем ее тайны, потому что как раз этого больше всего боятся силы мрака. Путь наш будет опасен. Но мы будем мужественны и пойдем до конца. Только в этом случае мы обретем силу и неуязвимость перед лицом любых угроз и обольщений Антиразума. Так же, как это сделал в свое время Гойя.

В последние годы жизни художник уединенно жил в загородном доме, расписанном фресками, полными чудовищных образов. Как знать, может быть жить в окружении своих ужасных творений для Гойи было более предпочтительным, чем существовать в обществе поверхностных и корыстных людей.

Автопортрет. 1796 год

"Капричос". Офорт №20 "Вот они и ощипаны". (О мужчинах, которых обирают корыстные женщины)
"Капричос". Офорт №26. "У них уже есть на что сесть". (О девушках у которых ветер в голове) "Капричос". Офорт №43. "Сон Разума рождает чудовищ". (Когда Разум спит - бодрствуют немыслимые чудовища)
"Капричос". Офорт №49. "Маленькие домовые". (А эти охотники до шалостей - все-таки славные создания) "Капричос". Офорт №72. "Тебе не уйти!" (От злых сил не спасется та, которая сама хочет быть пойманной)
"Капричос". Офорт №61 "Они взлетели". (Эта щеголиха взлетает на воздух при помощи клубка ведьм) "Капричос". Офорт №68. "Вот так наставница", (Для ведьмы метла - лучшее транспортное средство)
"Капричос". Офорт №51. "Прихорашиваются". (Иметь длинные когти запрещается даже нечистой силе) "Капричос". Офорт №45. "Многое можно сосать". (Эти старухи высасывают соки из младенцев)
"Капричос". Офорт №48. "Доносчики" (Из всех видов нечисти доносчики - самые противные и глупые) "Капричос"." Молитесь за нее"

А.В.Гoнчapoвa, Д.П.Глaзкoв

Франсиско Гойя занимает особое место в испанском искусстве и испанской культуре: не будет преувеличением сказать, что это самый крупный художник, которого дала Испания за триста лет, прошедшие после «золотого века» испанского искусства, отмеченного именами Эль Греко и Веласкеса, Сервантеса и Кальдерона. Особое место принадлежит Гойе и в европейском искусстве своего времени - он намного опередил поиски и дерзания своих современников. Когда сравниваешь произведения Гойи с картинами классициста Давида или романтика Жерико, сразу бросается в глаза, насколько свободен Гойя от каких-либо априорных схем и доктрин, насколько непосредственно реагирует его искусство на окружавшую художника действительность. Кажется, что творческим возможностям его кисти и офортной иглы нет предела. Это сближает Гойю с искусством XX века. Как писал французский исследователь Мальро, Гойя «предвосхитил все современное искусство».

При жизни Гойя не был известен за пределами своей родины. Для остального мира его открыли в 40-х годах 19-го века французские романтики, которых привлекла в творчестве художника прежде всего фантастика. Оценка творчества Гойи неоднократно менялась. Для наших современников он не только создатель образов, поражающих своей фантастичностью, но прежде всего большой мастер реалистического искусства. Однако постоянно возрастающий в наше время интерес к творчеству художника вызван не только его мастерством реалиста. Творчество Гойи - это интереснейший человеческий документ и документ эпохи. Именно поэтому его картины и офорты не могут оставить равнодушным - их принимаешь или не принимаешь.

Жизнь и творчество Гойи начинались в XVIII веке - существовавший порядок вещей казался тогда прочным и неизменным; умер художник в 1828 году, когда после мучительной ломки рождались новое общество и новая культура. Художник оказался в исключительном положении: оставаясь блестящим знатоком испанской жизни XVIII века, испанских традиций, он приобрел новый взгляд на мир, взгляд человека XIX века, расставшегося со многими старыми иллюзиями, предрассудками и суевериями. Эта позиция на рубеже двух столетий, на грани двух исторических эпох позволила Гойе с большой достоверностью и страстностью отразить в своем творчестве противоречивость и сложность своего времени.

Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 года в арагонской деревушке в семье позолотчика. Юность провел в Сарагосе и Мадриде, учился живописи, в 1764 и 1766 годах выставлял свои картины на конкурс в Академию Сан-Фернандо, но потерпел неудачу: картины не были приняты. Затем уехал в Италию. Вернулся в 1771 году. Живопись итальянского классицизма и античное искусство не привлекали Гойю. Он много копирует Веласкеса, совершенствует свою живописную технику, делает первые офорты.

В 1776 году Гойя начал работать на королевской шпалерной мануфактуре в Мадриде. За 15 лет он создал большую серию так называемых картонов - композиций, по которым изготовлялись шпалеры. Эти работы заставили говорить о Гойе как об одном из самых крупных мастеров в изобразительном искусстве Испании. Несмотря на прикладной характер, ограниченность тематики и выразительных средств этого жанра, уже здесь Гойя показал себя как оригинальный и самобытный мастер.

Картины Гойи отличает радостное, мажорное мироощущение. Перед нами небольшие жанровые зарисовки народной жизни, в которых нет нарочитого изящества и утонченности. В картоне «Завтрак на лужайке» (1788, Лондон, Национальная галерея) Гойя показывает группу из пяти кавалеров и двух дам во время пикника. Никакой идеализации: национальные испанские костюмы, выразительные, подчеркнуто некрасивые лица.

В других картинах Гойя еще дальше отходит от французских образцов: в композициях «Ходули» (1791-1792, Мадрид, Прадо), «Игра в пелеле» (1791, там же) он показывает народные игры и развлечения. Гойя не только противопоставляет торжественному холодному придворному портрету и классицистическим композициям радостную стихию народной жизни, - но в таких картинах, как «Зима» или «Раненый каменщик» (обе - 1786, Прадо), он показывает полные драматизма сцены из жизни простых испанцев.

Работа на королевской мануфактуре все меньше удовлетворяла художника, хотя и принесла ему почет и славу: в 1780 году он был принят в члены Академии Сан-Фернандо, где в скором времени стал сначала вице-директором, а потом и директором живописного отделения, в 1789 году - назначен придворным живописцем нового испанского короля Карла IV.

Отказавшись от работы над шпалерами, Гойя приступает к созданию живописных полотен. К 90-м годам относятся несколько картин, в которых Гойя запечатлел характерные сцены испанской жизни.

В «Похоронах сардинки» мы видим народный праздник, который проводился в Испании в последнюю среду перед великим постом. Гойя прекрасно передает задор и искреннее веселье, охватившее участников празднества.

А вот другая процессия - «Процессия флагеллантов». Это иная, оборотная сторона жизни народа. Процессии флагеллантов, самобичующихся, были запрещены в Испании еще в 1777 году, но, как и многие другие суеверия, этот обычай настолько укоренился в сознании людей, что, несмотря на запрет, шествия флагеллантов продолжались и в начале XIX века. Динамичность композиции, ее нервный ритм подчеркивают эмоциональную напряженность сцены, граничащую с безумием экзальтацию, в которую впала толпа.

В картине «Заседание трибунала инквизиции» под тяжелыми сводами огромного зала на помосте сидят осужденные в высоких остроконечных шапках, разрисованных языками пламени, - каросах, которые надевались на жертв инквизиции. За столом восседают члены трибунала, чуть ниже - монахи-доминиканцы. Заседание в разгаре. Гойя противопоставляет мужественность жертв низменности палачей.

Параллельно Гойя работает над «колдовской» серией. Это небольшие по размеру картины, в которых художник обращается к суеверным представлениям о силах ада и зла.

В центре «Шабаша ведьм» (Мадрид, Музей Лаэаро) изображен дьявол в виде огромного козла. Вокруг него сидят ведьмы с тельцами младенцев в руках. По освещенному луной небу летят демоны в образе черных летучих мышей. Эта картина, как и «Лампа дьявола», «Кухня ведьм» и другие, свидетельствует о том, что в творчество Гойи проникает фантастика, ставшая в дальнейшем одной из главных особенностей его искусства.

Картины, созданные в 90-е годы, тематически связаны с его известным произведением - серией офортов «Капричос» - и являются своего рода прелюдией к этому произведению. «Капричос» были созданы в 1797- 1798 годах. В этих офортах отразились многолетние наблюдения художника над испанской действительностью, его стремление к изменению существующего порядка вещей. Торжество Глупости над Разумом, суеверие, нравственное падение - эти темы проходят красной нитью через все 80 офортов серии.

Долгое время исследователи пытались расшифровать тайный смысл листов: намеки на исторические события того времени, на конкретных лиц и конкретные обстоятельства из жизни самого художника, но их поиски не увенчались успехом. Дело в том, что в «Капричос» Гойя создал обобщенный философский образ действительности, не прибегая к иносказанию и «эзопову языку». Он мыслит противопоставлением категорий: день и ночь; разум и глупость, суеверие; молодость и старость и т. п.

Фантастика служит для более глубокого раскрытия реальности. Эпиграфом к «Капричос» может служить подпись к 43-му листу: «Сон разума рождает чудовищ». Этим сном спит Испания - страна, оказавшаяся на окольных путях Истории; страна, в которой правит Глупость, а не Разум; страна, где суеверия, веками внедряемые в народ, стали неотъемлемой частью его сознания. Картина, которую рисует Гойя, неоднозначна: виновны не только палачи, но и жертвы. Развращенные многовековым царством Глупости, они не стремятся вырваться из-под ее власти.

«Капричос» начинаются с сатирических зарисовок испанской жизни; постепенно персонажи офортов - махи, старухи-сводни, глупцы, попадающиеся в сети продажных женщин, монахи - изменяются, в их облике начинает проявляться их подлинная сущность. Все меньше человеческого и все больше животного, ведьмовского мы видим в лицах.

Вот лист 23. Перед нами снова заседание трибунала инквизиции. На заднем плане - море монашеских лиц, отмеченных чертами порока; единственное сохранившее благородные человеческие черты лицо - лицо осужденной. Но Гойя заставляет зрителей расстаться с иллюзиями. «Безобразие! С такой порядочной женщиной, которая за гроши всем оказывала услуги, такой усердной, такой полезной - и так обойтись! Безобразие!» Род занятий грешницы очевиден. На следующем листе Гойя показывает процессию, которая сопровождает осужденную на костер,- здесь уже не возникает никаких сомнений: жертва не лучше своих палачей.

С наступлением Ночи метаморфоза персонажей ускоряется: спадают личины, проявляются подлинные лица. В царстве Тьмы Глупость уже не рядится в одежды лицемерия.

На листе 46 «Строгий выговор» ведьмы и ведьмаки получают последние наставления перед тем, как отправиться на шабаш. «Без выговоров и нравоучений нельзя преуспеть ни в какой науке, - комментирует Гойя, - а ведовство требует особого таланта, усердия, зрелости, покорности и послушания Великому Ведьмаку, который ведает Колдовской семинарией…» В этой колдовской семинарии ученики одеты в монашеские рясы, как и те, кто присутствовал на суде инквизиции. Что это, адская пародия на деятельность «святых отцов»? Нет, это портреты, обнажившие их сущность.

Одна за другой предстают перед нами силы Тьмы. Вот монахи-доносчики (лист 48) - образ, связанный с деятельностью иезуитов в Испании. Гойя обыгрывает двойной смысл слова sop — lones - доносчики и дующие. На этот раз эти прислужники зла, занимающие низшие ступени в дьявольской иерархии, сами становятся жертвами «дующего» дьявола, летящего на коте. На следующем листе «святые братья» показаны в виде домовых. Алчные и ненасытные, проникающие повсюду.

Картины кошмарного ночного шабаша Гойя перемежает возвратами в реальность. Но на этот раз силы Зла не скрывают своих намерений и целей. Лист 58 тоже построен на игре слов: GERINGAR буквально означает «ставить клистир», а в переносном смысле - «докучать». Монахи обступили несчастного, который молит о милосердии. В руках у одного из них огромный клистир. «Кто станет жить среди людей, - утверждает Гойя, - тому не избежать клистира. А если он этого не хочет, ему придется удалиться в леса и горы. И там он все равно убедится, что жизнь - сплошной клистир». В царстве Глупости человек не может спрятаться от власти Зла, его заставят подчиниться.

Следующие несколько офортов посвящены приобщению к адским ремеслам. Для того чтобы стать полноправным «гражданином» мира Тьмы и приобщиться ко всем его таинствам, недостаточно заявить о своем желании - надо пройти обряд дьявольского крещения. Гойя пародирует каноническую композицию христианского изображения крещения (лист 70): река Иордан превратилась в смрадное болото, из которого торчат головы «окрещенных», голубь (Святой Дух) - в сову, на крыльях которой сидят два колдуна в митрах. Крещение производит козлоногий ведьмак, который крепко держит начинающую ведьму за ноги. Словесная формула обряда такова:

Клянешься ли ты слушаться и почитать своих наставников, подметать чердаки, прясть паклю, бить в бубен, визжать, выть, летать, варить, подмазывать, сосать, поддувать, жарить - всякий раз, как тебе прикажут?
- Клянусь!
- В таком случае, милая, ты уже ведьма. В добрый час!

Близится час рассвета, когда вся дьявольская нечисть должна попрятаться в свои норы, происходит обратное превращение - монстры и нетопыри начинают приобретать свой «дневной» облик.

Листом 80 «Уже пора», на котором ведьмы и ведьмаки, переодетые в сутаны, снова готовы наставлять на «истинный» путь людские души, править дневным миром, завершается серия «Капричос».

Не случайно в художественной системе «Капричос» понятие Разума занимает центральное место. Лучшие умы эпохи Просвещения считали, что после уничтожения старых феодальных порядков жизнь общества будет строиться на разумных началах. Для установления справедливости достаточно будет воззвать к разуму людей. Однако история показала утопичность этой идеи. Это понимал Гойя, бывший современником и свидетелем якобинской диктатуры и наполеоновской империи во Франции. Поэтому «Капричос» обрываются на тревожной ноте. День наступил, но силы Зла не побеждены, они ненадолго затаились и готовы снова двинуться в бой, чтобы подчинить человечество. Нужно немедленно действовать, пользуясь тем, что в дневное время они не так сильны, как ночью!

Продолжение следует.

Сон разума рождает чудовищ – Франсиско Гойя

Франсиско Гойя занимает особое место в испанском искусстве и испанской культуре: не будет преувеличением сказать, что это самый крупный художник , которого дала Испания за триста лет, прошедшие после «золотого века» испанского искусства, отмеченного именами Эль Греко и Веласкеса, Сервантеса и Кальдерона. Особое место принадлежит Гойе и в европейском искусстве своего времени — он намного опередил поиски и дерзания своих современников. Когда сравниваешь произведения Гойи с картинами классициста Давида или романтика Жерико, сразу бросается в глаза, насколько свободен Гойя от каких-либо априорных схем и доктрин, насколько непосредственно реагирует его искусство на окружавшую художника действительность. Кажется, что творческим возможностям его кисти и офортной иглы нет предела. Это сближает Гойю с искусством XX века. Как писал французский исследователь Мальро, Гойя «предвосхитил все современное искусство». При жизни Гойя не был известен за пределами своей родины. Для остального мира его открыли в 40-х годах 19-го века французские романтики, которых привлекла в творчестве художника прежде всего фантастика. Оценка творчества Гойи неоднократно менялась. Для наших современников он не только создатель образов, поражающих своей фантастичностью, но прежде всего большой мастер реалистического искусства. Однако постоянно возрастающий в наше время интерес к творчеству художника вызван не только его мастерством реалиста. Творчество Гойи — это интереснейший человеческий документ и документ эпохи. Именно поэтому его картины и офорты не могут оставить равнодушным — их принимаешь или не принимаешь. Жизнь и творчество Гойи начинались в XVIII веке — существовавший порядок вещей казался тогда прочным и неизменным; умер художник в 1828 году, когда после мучительной ломки рождались новое общество и новая культура. Художник оказался в исключительном положении: оставаясь блестящим знатоком испанской жизни XVIII века, испанских традиций, он приобрел новый взгляд на мир, взгляд человека XIX века, расставшегося со многими старыми иллюзиями, предрассудками и суевериями. Эта позиция на рубеже двух столетий, на грани двух исторических эпох позволила Гойе с большой достоверностью и страстностью отразить в своем творчестве противоречивость и сложность своего времени. Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 года в арагонской деревушке в семье позолотчика. Юность провел в Сарагосе и Мадриде, учился живописи, в 1764 и 1766 годах выставлял свои картины на конкурс в Академию Сан-Фернандо, но потерпел неудачу: картины не были приняты. Затем уехал в Италию. Вернулся в 1771 году. Живопись итальянского классицизма и античное искусство не привлекали Гойю. Он много копирует Веласкеса, совершенствует свою живописную технику, делает первые офорты. В 1776 году Гойя начал работать на королевской шпалерной мануфактуре в Мадриде. За 15 лет он создал большую серию так называемых картонов — композиций, по которым изготовлялись шпалеры. Эти работы заставили говорить о Гойе как об одном из самых крупных мастеров в изобразительном искусстве Испании. Несмотря на прикладной характер, ограниченность тематики и выразительных средств этого жанра, уже здесь Гойя показал себя как оригинальный и самобытный мастер.

Картины Гойи отличает радостное, мажорное мироощущение. Перед нами небольшие жанровые зарисовки народной жизни, в которых нет нарочитого изящества и утонченности. В картоне «Завтрак на лужайке» (1788, Лондон, Национальная галерея ) Гойя показывает группу из пяти кавалеров и двух дам во время пикника. Никакой идеализации: национальные испанские костюмы, выразительные, подчеркнуто некрасивые лица.

В других картинах Гойя еще дальше отходит от французских образцов: в композициях «Ходули» (1791—1792, Мадрид, Прадо), «Игра в пелеле» (1791, там же) он показывает народные игры и развлечения. Гойя не только противопоставляет торжественному холодному придворному портрету и классицистическим композициям радостную стихию народной жизни, — но в таких картинах, как «Зима» или «Раненый каменщик» (обе — 1786, Прадо), он показывает полные драматизма сцены из жизни простых испанцев.

Работа на королевской мануфактуре все меньше удовлетворяла художника, хотя и принесла ему почет и славу: в 1780 году он был принят в члены Академии Сан-Фернандо, где в скором времени стал сначала вице-директором, а потом и директором живописного отделения, в 1789 году — назначен придворным живописцем нового испанского короля Карла IV.Отказавшись от работы над шпалерами, Гойя приступает к созданию живописных полотен. К 90-м годам относятся несколько картин, в которых Гойя запечатлел характерные сцены испанской жизни.

В «Похоронах сардинки» мы видим народный праздник, который проводился в Испании в последнюю среду перед великим постом. Гойя прекрасно передает задор и искреннее веселье, охватившее участников празднества.

А вот другая процессия — «Процессия флагеллантов». Это иная, оборотная сторона жизни народа. Процессии флагеллантов, самобичующихся, были запрещены в Испании еще в 1777 году, но, как и многие другие суеверия, этот обычай настолько укоренился в сознании людей, что, несмотря на запрет, шествия флагеллантов продолжались и в начале XIX века. Динамичность композиции, ее нервный ритм подчеркивают эмоциональную напряженность сцены, граничащую с безумием экзальтацию, в которую впала толпа.

В картине «Заседание трибунала инквизиции» под тяжелыми сводами огромного зала на помосте сидят осужденные в высоких остроконечных шапках, разрисованных языками пламени, — каросах, которые надевались на жертв инквизиции. За столом восседают члены трибунала, чуть ниже — монахи-доминиканцы. Заседание в разгаре. Гойя противопоставляет мужественность жертв низменности палачей.Параллельно Гойя работает над «колдовской» серией. Это небольшие по размеру картины, в которых художник обращается к суеверным представлениям о силах ада и зла .

В центре «Шабаша ведьм» (Мадрид, Музей Лаэаро) изображен дьявол в виде огромного козла. Вокруг него сидят ведьмы с тельцами младенцев в руках. По освещенному луной небу летят демоны в образе черных летучих мышей. Эта картина, как и «Лампа дьявола», «Кухня ведьм» и другие, свидетельствует о том, что в творчество Гойи проникает фантастика, ставшая в дальнейшем одной из главных особенностей его искусства.Картины, созданные в 90-е годы, тематически связаны с его известным произведением — серией офортов «Капричос» — и являются своего рода прелюдией к этому произведению. «Капричос» были созданы в 1797— 1798 годах. В этих офортах отразились многолетние наблюдения художника над испанской действительностью, его стремление к изменению существующего порядка вещей. Торжество Глупости над Разумом, суеверие, нравственное падение — эти темы проходят красной нитью через все 80 офортов серии.

Долгое время исследователи пытались расшифровать тайный смысл листов: намеки на исторические события того времени, на конкретных лиц и конкретные обстоятельства из жизни самого художника, но их поиски не увенчались успехом. Дело в том, что в «Капричос» Гойя создал обобщенный философский образ действительности, не прибегая к иносказанию и «эзопову языку». Он мыслит противопоставлением категорий: день и ночь; разум и глупость, суеверие; молодость и старость и т. п.Фантастика служит для более глубокого раскрытия реальности. Эпиграфом к «Капричос» может служить подпись к 43-му листу: «Сон разума рождает чудовищ». Этим сном спит Испания — страна, оказавшаяся на окольных путях Истории; страна, в которой правит Глупость, а не Разум; страна, где суеверия, веками внедряемые в народ, стали неотъемлемой частью его сознания. Картина, которую рисует Гойя, неоднозначна: виновны не только палачи, но и жертвы. Развращенные многовековым царством Глупости, они не стремятся вырваться из-под ее власти. «Капричос» начинаются с сатирических зарисовок испанской жизни; постепенно персонажи офортов — махи, старухи-сводни, глупцы, попадающиеся в сети продажных женщин, монахи — изменяются, в их облике начинает проявляться их подлинная сущность. Все меньше человеческого и все больше животного, ведьмовского мы видим в лицах.

Вот лист 23. Перед нами снова заседание трибунала инквизиции. На заднем плане — море монашеских лиц, отмеченных чертами порока; единственное сохранившее благородные человеческие черты лицо — лицо осужденной. Но Гойя заставляет зрителей расстаться с иллюзиями. «Безобразие! С такой порядочной женщиной, которая за гроши всем оказывала услуги, такой усердной, такой полезной — и так обойтись! Безобразие!» Род занятий грешницы очевиден. На следующем листе Гойя показывает процессию, которая сопровождает осужденную на костер,— здесь уже не возникает никаких сомнений: жертва не лучше своих палачей.С наступлением Ночи метаморфоза персонажей ускоряется: спадают личины, проявляются подлинные лица. В царстве Тьмы Глупость уже не рядится в одежды лицемерия.

На листе 46 «Строгий выговор» ведьмы и ведьмаки получают последние наставления перед тем, как отправиться на шабаш. «Без выговоров и нравоучений нельзя преуспеть ни в какой науке, — комментирует Гойя, — а ведовство требует особого таланта, усердия, зрелости, покорности и послушания Великому Ведьмаку, который ведает Колдовской семинарией…» В этой колдовской семинарии ученики одеты в монашеские рясы, как и те, кто присутствовал на суде инквизиции. Что это, адская пародия на деятельность «святых отцов»? Нет, это портреты, обнажившие их сущность.

Одна за другой предстают перед нами силы Тьмы. Вот монахи-доносчики (лист 48) — образ, связанный с деятельностью иезуитов в Испании. Гойя обыгрывает двойной смысл слова sop - lones — доносчики и дующие. На этот раз эти прислужники зла, занимающие низшие ступени в дьявольской иерархии, сами становятся жертвами «дующего» дьявола, летящего на коте. На следующем листе «святые братья» показаны в виде домовых. Алчные и ненасытные, проникающие повсюду.

Картины кошмарного ночного шабаша Гойя перемежает возвратами в реальность. Но на этот раз силы Зла не скрывают своих намерений и целей. Лист 58 тоже построен на игре слов: GERINGAR буквально означает «ставить клистир», а в переносном смысле — «докучать». Монахи обступили несчастного, который молит о милосердии. В руках у одного из них огромный клистир. «Кто станет жить среди людей, — утверждает Гойя, — тому не избежать клистира. А если он этого не хочет, ему придется удалиться в леса и горы. И там он все равно убедится, что жизнь — сплошной клистир». В царстве Глупости человек не может спрятаться от власти Зла, его заставят подчиниться.

Следующие несколько офортов посвящены приобщению к адским ремеслам. Для того чтобы стать полноправным «гражданином» мира Тьмы и приобщиться ко всем его таинствам, недостаточно заявить о своем желании — надо пройти обряд дьявольского крещения. Гойя пародирует каноническую композицию христианского изображения крещения (лист 70): река Иордан превратилась в смрадное болото, из которого торчат головы «окрещенных», голубь (Святой Дух) — в сову, на крыльях которой сидят два колдуна в митрах. Крещение производит козлоногий ведьмак, который крепко держит начинающую ведьму за ноги. Словесная формула обряда такова:

— Клянешься ли ты слушаться и почитать своих наставников, подметать чердаки, прясть паклю, бить в бубен, визжать, выть, летать, варить, подмазывать, сосать, поддувать, жарить — всякий раз, как тебе прикажут?
— Клянусь!
— В таком случае, милая, ты уже ведьма. В добрый час!

Близится час рассвета, когда вся дьявольская нечисть должна попрятаться в свои норы, происходит обратное превращение — монстры и нетопыри начинают приобретать свой «дневной» облик.

Листом 80 «Уже пора», на котором ведьмы и ведьмаки, переодетые в сутаны, снова готовы наставлять на «истинный» путь людские души, править дневным миром, завершается серия «Капричос».Не случайно в художественной системе «Капричос» понятие Разума занимает центральное место. Лучшие умы эпохи Просвещения считали, что после уничтожения старых феодальных порядков жизнь общества будет строиться на разумных началах. Для установления справедливости достаточно будет воззвать к разуму людей. Однако история показала утопичность этой идеи. Это понимал Гойя, бывший современником и свидетелем якобинской диктатуры и наполеоновской империи во Франции. Поэтому «Капричос» обрываются на тревожной ноте. День наступил, но силы Зла не побеждены, они ненадолго затаились и готовы снова двинуться в бой, чтобы подчинить человечество. Нужно немедленно действовать, пользуясь тем, что в дневное время они не так сильны, как ночью!

Продолжение следует.

Сон разума порождает чудовищ

Человеку свойственно относиться к порождениям своего собственного сознания как к чему-то внешнему, не зависящему от него. Не бог создал человека - человек создал бога, всех богов, которым когда-либо поклонялись на земном шаре. Вполне естественными казались совсем недавно отношения господства и подчинения между людьми. Но ведь не «от века», не «искони» рабовладелец - хозяин раба, барин - крепостного, капиталист - рабочего. Рабочий безответен, безволен до той минуты, когда он осознает: капиталист лишь потому всевластен, потому «хозяин», что в его руках находятся средства экономического принуждения; если изменить экономические отношения в обществе, не будет и «хозяина». Человек может создать себе «бога» и из ложной идеи и поклоняться ей. Он может, если ему выгодно, распространить среди других ложную идею, выдать ее за окончательную истину. А мало ли что могут сделать люди, ослепленные ложной идеей!

У испанского художника Франсиско Гойя есть гравюра.

Она называется «Сон разума порождает чудовищ». Страшно, очень страшно, когда люди сознательно или бессознательно усыпляют свой разум, когда они предоставляют другим думать за себя и слепо, по- религиозному верят в истинность чужой мысли, какой бы выдающейся личности она ни принадлежала... В том и сила учения марксизма-ленинизма, что оно требует не слепой веры, а научного знания закономерностей развития общества. И совсем не случайно многие выдающиеся теоретические умы в разных странах приходят к марксизму, как к самой логичной, самой цельной и подтвержденной практическим опытом философской и социальной доктрине.

Что же может быть средством проверки истинности мышления, или, как говорят, критерием истинности мышления? Марксизм считает, что единственный такой критерий - практика. Но рассказ об этом увел бы нас слишком далеко, тем более что о критерии практики нам все равно еще придется говорить. Остановимся только на том, что проверка истинности вовсе не обязательно предполагает непосредственную трудовую деятельность или научный эксперимент: опыт практики учитывается нами и в самом процессе мышления, и формой такого учета являются логические законы мышления. Они представляют собой как бы отпечаток общественной практики человечества в мыслительной деятельности, обобщенное отражение тех реальных связей и отношений, существующих в действительности, которыми руководствовалось и которые познавало человечество. «...Практическая деятельность человека,- говорит Владимир Ильич Ленин,- миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы, эти фигуры могли получить значение аксиом».

Так вот. Язык как раз и предоставляет мышлению средства, необходимые для того, чтобы путем логического рассуждения, логических умозаключений проверить старые и получить новые знания. Правда, «естественные», т. е. реально существующие на земле, языки не построены по строгой логической схеме. Напротив, в них много «лишнего», «нелогичного», и все попытки втиснуть язык в жесткие рамки логики (такие попытки были характерны для XVI- XVII вв.- периода «логических» или «рациональных» грамматик) оканчивались безуспешно. Но именно поэтому язык хорошо служит логическому мышлению: ведь мышление развивается, и язык оказывается достаточно гибким, чтобы не сковывать этого развития.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке - это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке – это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

Сон разума рождает чудовищ Отчего судьбы этих мальчиков нас интересуют?Ответ очевиден: тем, что они были талантливы. Были.Мы привыкли к своей обыкновенности, может быть даже смирились с нею. Но где-то на донышке сердца все-таки живет мечта о жизни другой - более поэтичной,

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Удовлетворение порождает новую мотивацию Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только удовлетворяется одно желание, тут же его место занимает другое. Когда и оно

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Душа порождает Богов В тибетской «Книге мертвых» описывается странствование души, после смерти человека, по разным уровням загробного мира, где она встречается со множеством гневных и мирных Божеств, вид которых может быть ужасающим, но и здесь умершему необходимо

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Спрос порождает предложение Купив газету с объявлениями о вакансиях, которые предлагают крупные фирмы и кадровые агентства, ты увидишь, на какие специальности есть спрос. Даже если ты специалист высокого класса, но предприятия, на которых твоя профессия была

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Что порождает фобию Прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, заметим, что существует совершенно особая разновидность данного феномена - фобия с так, называемым «ложным» источником - подсознание «придумывает» его себе в тех редких случаях, когда страх слишком силён и

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Из книги Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов автора Шишова Татьяна Львовна

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Вступление Вы узник разума? Если вы не можете перестать думать, когда вам этого хочется, то вы – узник разума Поймите меня правильно: я вовсе не хочу сказать, что ваши мозги плохо работают или что думать вредно. Мозг – великолепное устройство, с помощью которого вы можете

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Неудачное начало порождает мизогинизм Очень часто собственная сексуальная несостоятельность, иногда абсолютно вымышленная, приводит его к негативному отношению к противоположному полу в целом. Складывается конкретная защитная реакция: «Да, я не могу наслаждаться

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Как зависимость порождает чувство вины Определенная зависимость индивида от общества является одним из непременных условий существования самого общества. «Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа», то есть, действуя, я не должен задевать

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт автора Перель Эстер

Близость порождает сексуальность. Или нет? Большинство пар, приходящих к психотерапевту, склонны считать, что секс – это метафора отношений в целом. Если разобраться с эмоциональной стороной отношений, реально довольно точно предугадать, что происходит в спальне.

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости


Ɔ. Буквально в трех фразах — что отличает новый альбом?

Хорошая эклектика. Разнообразие. Выстраданный оптимизм (смеется) .


Ɔ. Ощущение такое, что у альбома другое звучание, не похожее ни на один предыдущий. В вашей голове появились новые звуки?

После 30 лет каждый человек теряет слух. Примерно по одному килогерцу за 5-7 лет. Мой слух изменился. Поэтому и звук другой (смеется) .


Ɔ. Что бы вы сказали себе 20-летнему, будь у вас такая возможность?

Я пожелал бы себе более внимательного отношения к образованию, во всех смыслах. Сказал бы себе: «Учись, блин, учись и еще раз учись!» Как завещал известный наш Ильич.


Ɔ. От каких вредных привычек вы предостерегли бы себя молодого?

Я бы не начинал курить, конечно. Но нам в детстве не все говорили, что это вредно. Мы думали, что это круто.


Ɔ. Чем бы вы занимались, если не музыкой?

Живописью. Я в свое время выбирал между живописью и музыкой, точнее, между живописью и рок-н-роллом. Наверное, ей бы и занимался. А может, еще к ней приду.


Ɔ. Что лучше — русский футбол или русский рок?

Русские единоборства. Во всяком случае, с единоборствами — во всех смыслах этого слова — дела у нас обстоят лучше всего. Именно они на первом месте в России.


Ɔ. «Рок-н-ролл мертв, а мы еще нет», пел БГ.

В нашем альбоме мы попытались объяснить, хотя бы самим себе, что русский рок еще имеет право на жизнь и способен кое-что сделать. Рано хоронить русский рок, ему есть еще куда двигаться и развиваться.

Фото: Евгений Стукалин/ТАСС


Ɔ. С кем из прошлого, настоящего или будущего вы хотели бы встретиться лично? Что бы вы ему сказали?

Махатма Ганди. Я бы ничего ему не сказал. Я бы просто его послушал. О чем бы спросил? О том, как он пришел к состоянию гармонии, любви и внутренней силы.


Ɔ. Как вы относитесь к тому, что вашу песню «Что такое осень» перепели на свой лад артисты «Кривого зеркала» и Михаил Боярский в эфире передачи «Субботний вечер» на телеканале «Россия 1»? Вы смотрите федеральные телеканалы? Знаете ли вообще об этом?

Нет, не знаю. Нет, не смотрю. Пусть поют. Песня неплохая (смеется) .


Ɔ. В вашей песне «Летели облака» есть строчка «летели облака, как папино трико». Откуда такой образ?

Для меня — это милый, теплый и небанальный образ отца. Многие из наших родителей — тех, кто вырос в Советском Союзе, — по выходным надевали трико с вытянутыми коленками и начинали пить пиво. А мой отец, Юлиан Сосфенович, например, по воскресеньям помогал маме по хозяйству и нас заставлял убирать квартиру. Давал нам швабры, тряпки. В такие моменты я ненавидел и его, и это трико (смеется) . А сейчас, когда прошло время, вспоминаю все это с огромной теплотой.


Ɔ. Сколько раз в своей жизни вы исполняли песню «Беда»?

«Беду» — очень редко. Впервые — в программе «Черный пес Петербург», когда пережил большое личное несчастье. Тяжело мне ее петь.


Ɔ. Мне 27 лет. Жена говорит, что я слишком много пью, но я так не считаю и прекрасно себя чувствую. Знаю, что вы тоже много пили…

Я прекрасно вас понимаю. Есть такая поговорка: «Что нам мешает бросить пить? Молодость, здоровье и оптимизм». Когда у вас это пройдет, вы будете выпивать гораздо меньше.


Ɔ. Сейчас во многих детсадах России воспитатели заставляют детей разучивать песни в стиле «Мы идем в последний бой. Дядя Вова, мы с тобой». Можете предложить альтернативу из своего репертуара?

Могу, наверное… А зачем? Нас тоже когда-то принимали в пионеры. И это не помешало многим из нашего поколения, несмотря ни на что, вырасти свободными. Конечно, это все напрягает — контакты детей с агрессией, насилием, пропагандой. Но я уверен, что очень многие из них вырастут добрыми и свободными. Кстати, от родителей в этом плане зависит куда больше, чем от детских садов.


Ɔ. Если бы вам пришлось отправиться на необитаемый остров и вам позволили взять с собой коллекцию альбомов только одной музыкальной команды — что это было бы?

Это было бы невыносимо (смеется) . Я бы очень скоро выбросил всю эту коллекцию в море… То есть, конечно, в море бы не стал, но точно нашел бы, как от нее избавиться. Самое тошнотворное — когда нам навязывают одну мысль, одну идею или одну музыку. Однообразием и единообразием можно пытать. Даже если я бы взял с собой своих любимых «Битлов», однажды это превратилось бы в пытку. К счастью, наше сознание, память и воображение богаче любого компьютера — оно способно играть любую музыку.


Ɔ. Если бы вы сейчас оказались рядом с Путиным, что бы ему сказали? О чем бы спросили или попросили?

Мне часто задают этот вопрос. Наверное… Да нет, не наверное, а точно — я бы передал ему все те же списки политзаключенных, в которых со времен той нашей встречи, увы, стало больше имен. В очередной раз, не в первый и не в последний, но я бы сделал именно это.


Ɔ. Как справляться с депрессией — возможно, главной проблемой сытого и «продвинутого» человечества? Транквилизаторами? Антидепрессантами? Вы пользуетесь чем-то сами?

Со своей депрессией я борюсь без транквилизаторов, это точно. Человечество преуспело в разных способах глушить сознание химией, но толку от этого, по-моему, мало. Самое эффективное, как мне кажется (хотя я понимаю, что оно же самое сложное), — это в нужные моменты вспоминать, что добро все-таки есть в этом мире. И что его больше.


Ɔ. Если бы, гипотетически рассуждая, вам пришлось уехать из России, в какой стране вы могли бы и хотели бы жить?

Бродский на это ответил хорошо: «Лучше жить в глухой провинции у моря». Горы… Море… Небеса, закаты, восходы. Самая приятная дорога в неизвестность (смеется) .


Ɔ. С кем из музыкантов современности вы хотели бы сыграть вместе?

Я к себе как к музыканту отношусь более чем спокойно, поэтому тем парням, которых я люблю, я просто постеснялся бы такое предложить. Какой я музыкант? Вот ребята в группе ДДТ — прекрасные инструменталисты. А мне выйти на сцену вместе с Гилмором? Это был бы цирк.


Ɔ. Чемпионат мира по футболу будете смотреть? За кого болеть будете?

Постараюсь посмотреть, конечно. Болеть — за нашу сборную, разумеется.


Ɔ. Есть вещи, которые, как вы понимаете сейчас, оглядываясь на собственную жизнь, ни в коем случае нельзя делать?

Унижать людей нельзя ни в коем случае. Это самое отвратительное. Иногда, особенно в молодости, это у меня случалось — и об этом я сожалею. Нет ничего хуже унижения человека.


Ɔ. Каким людям в своей жизни вы хотели бы сказать спасибо?

Этот список настолько велик — у тебя не хватит времени и места всех записать. Никого не хочу забыть… Философия, литература, музыка, искусство. Столько людей, благодаря которым мы все еще живы и не погрузились на дно вот этого сна разума. Помнишь, у Гойи — «Сон разума рождает чудовищ». Всем тем, кто нас будит, кто нас от этого сна спасает, я и благодарен. Их очень много.


Ɔ. Чем вы займетесь сейчас, после выхода нового альбома?

Сейчас, когда альбом закончен, собираюсь, как пел Гребенщиков, «прикуривать от пустоты». Или она будет прикуривать от нас.


Ɔ. А большая мечта есть?

У меня мечта простая, как у бабки, которая пережила всех и вся… Лишь бы не было войны — вот моя простая мечта. Именно за это поднимали рюмки мои родители. И это по-прежнему самый актуальный, по-моему, тост.
Ɔ.