Есть ли люди которые никогда не спят. Человек который не спит

Если человека лишить сна на 7 дней, то уже начиная с 5-го дня появляется высокий риск умереть от недосыпания - к примеру, от сердечного приступа вследствие галлюцинаций. Так уж устроен человек - мы нуждаемся в восстановлении сил после дневных трудов. Во время сна в работу активно включается подсознание, происходит обработка информации, накопленной за день. Мышцы тела отдыхают, внутренние органы спокойно заняты своим функционированием, сознание отключено. Почему так важно ложиться в положенные часы, спать достаточное количество времени и ни в коем случае не лишать себя сна надолго? Это легко понять, если проследить, что происходит с человеком, страдающим бессонницей по разным причинам. Последствия плачевны…

1-й день
1 день без сна - совсем немного. Наверняка ты вспомнишь ситуацию, когда тебе целые сутки не приходилось ложиться спать. Усталость, плохая память и концентрация, блуждающее внимание, головная боль, нарушение пищеварения - вот что обычно наблюдается после бессонной ночи. Память и внимание не могут нормально функционировать из-за того, что неокортекс не восстановился за ночь. Все системы в организме связаны, потому и другие органы реагируют на недостаток сна. Для здоровья 1 день не может нанести существенный ущерб, но самочувствие - пренеприятное.

2–3-й день
Нарушается не только внимание, но и координация движений. Лобные доли мозга не могут нормально работать без должного отдыха, потому о творческом мышлении можно забыть. Человек, оставшийся без сна на 3 суток, находится в состоянии нервного истощения. Может возникнуть нервный тик, приступы паники. Аппетит усилится, ведь в стрессе организм выделит большое количество гормона кортизола, способствующего безудержному поеданию пищи. Хочется жареного, соленого, острого, и это при том, что пищеварительная система работает плохо и бессистемно. Уснуть, как ни странно, очень сложно - опять-таки из-за переутомления нервной системы.

4–5-й день
Галлюцинации обязательно появятся. Человек будет говорить несвязно, плохо понимать, что с ним происходит, решение простейших задач станет для него непосильным. При этом раздражительность и злость будут возрастать пропорционально времени, проведенному без сна. Теменная зона и префронтальная кора головного мозга будут отказываться работать, вот почему всё это происходит.

6–7-й день
Американский студент Рэнди Гарднер не спал 11 суток. Уже на 7 день он вел себя крайне странно, испытывая сильнейшие галлюцинации и проявляя симптомы болезни Альцгеймера. Тремор конечностей, неспособность здраво мыслить и сильнейшая паранойя - то, что ему пришлось пережить ради научного эксперимента.

Среди причин бессонницы выделяют нервное и мышечное перенапряжение, болевой синдром и нарушение пищеварения. Духота, яркий свет, неудобная кровать - то, что мешает уснуть. Саму бессонницу считают причиной многих заболеваний, врачи говорят: хочешь выздороветь - сначала избавься от бессонницы. Но бывает так, что человек не спит несколько суток по собственной инициативе - это может быть связано с работой. Поступая так, ты должен быть осведомлен о последствиях сбоя в нормальном режиме жизни. Рекомендуется спать именно ночью, а не днем, потому что в полной темноте организм человека вырабатывает гормон мелатонин . Мелатонин продлевает молодость, улучшает работу мозга, защищает человека от онкологических заболеваний. Сон - это лекарство, необходимое всем.

» мы публиковали статью «Как меньше спать без вреда для тела? «, где постарались подробно ответить на этот вопрос. Как оказалось, в мире полно чудес, и в дебрях Амазонки существует целое племя: люди, которые никогда не спят. И взрослые, и дети, и старики. Мало того, что не спят — так ещё и другим не советуют.

Люди, которые никогда не спят, объединяются в племя-народность под названием «pirahã», пираха. Их немного, всего около 400 человек. Кстати, на нашем сайте мы уже затрагивали другое племя Амазонки (в статье «Водопад Анхель, джунгли, аборигены и приготовление бататовых лепёшек «). Правда, они более многочисленны и более цивилизованы… Но и менее счастливы. Но не будем забегать наперёд.

Люди, которые никогда не спят, отличаются рядом удивительных особенностей.

Что говорят, идя на боковую? Пожелания звучат различно, но везде выражают надежду на то, что собеседник будет спать сладко, видеть во сне голеньких поросят и проснется утром свежим и полным сил. По-пирахски же «Спокойной ночи» звучит как «Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи! «

Пираха считают, что спать вредно.

  1. Во-первых, сон делает тебя слабым.
  2. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится — ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто.
  3. Ну и, в-третьих, змей тут и правда навалом.

Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20-30 минут (знакомый ритм сна по статье «Как меньше спать без вреда для тела? «), оперевшись на что-нибудь. В остальном

  • болтают,
  • смеются,
  • мастерят,
  • танцуют у костров
  • играют с детьми и собаками
  • и т.д..

Тем не менее сон потихоньку видоизменяет пираха — любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.

«Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них — я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился и я опять поменялся, я беру себе другое имя…»

В среднем пираха меняют имя раз в 6-7 лет, причем для каждого возраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике

Возможно, именно такой сон без различения дня и ночи создал необычное отношение ко времени. В языке племени нет понятий (или они очень плохо разработаны):

  • «завтра»
  • «сегодня»
  • «прошлое»
  • «будущее».

В общем, как в песне:

На проклятом острове нет календаря

Только «дикари» отнюдь не рыдают, а довольны и счастливы.

С отсутствием понятий о «завтра» пираха не могут думать о будущем. Они просто не умеют этого делать. Следовательно, они делают запасов еды. Вообще. Они просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет).

Что пираха делают, когда нет еды? Устраивают себе разгрузочные дни. Они практикуют лечебное голодание даже тогда, когда еды в деревне достаточно.

Проблема с языком привела к тому, что долгое время никто не мог понять пираха. В частности, постоянно проваливались попытки насадить им христианство.

Но после того, как в племени побывал лингвист, выяснилось, что барьер для понимания был глубоко в основах. Язык пираху оказался уникальным (единственный живой язык из семьи муранских языков — языков средней Амазонии). Например:

  • в языке в всего семь согласных и три гласных.
  • местоимений пираха не знают и если им нужно показать в речи разницу между «я», «ты» и «они» пираха неумело пользуются местоимениями, кторые употребляеют их соседи индейцы-тупи
  • глаголы и существительные у них особо не разделяются
  • пираха не понимают смысла понятия «один».
  • цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятиями: «несколько» и «много» . Две, три и четыре пираньи — это несколько, а вот шесть — уже явно много.

Так что выяснить историю племени, пусть даже по мифам, — откуда у них такие представления о жизни — не представляется возможным. Разве что кто-то найдёт машину времени 🙂 Или всё же объяснит пираху категорию времени и разбудит воспоминания предков 🙂

Простота языка приводит к тому, что отсутствует множество «лишних» слов:

  1. Слова вежливости: «здравствуйте», «как дела?», «спасибо», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее отсутствуют.
  2. Точно так же, индейцы не понимают, что такое стыд, вина или обида. Даже малеьнких детей тут не ругают и не стыдят. Им могут сообщить что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить пираха не умеют.

Обычно примитивность сочетается с огромной кучей религиозных табу, верований и так далее (как это характерно, например, для аборигенов Австралии). Тогда как у пираха удивительно мало ритуалов и религиозных представлений:

  1. Пираха знают, что они как и все живое — дети леса. Лес полон тайн… даже нет, лес — это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. В лесу обитает множество духов. Туда уходят все мертвые. Поэтому лес — это страшно.
  2. Но страх пираха — это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным опрделенного очарования. Можно сказать, что они любят боятся.
  3. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно.

Итак, пираха верят в духов леса, но не имеют религии, обрядов, представлений о Боге или божествах.

Кроме того, интересный факт: пираха считают сновидения частью своего реального жизненного опыта и говорят о событиях сна так, словно бы это произошло в реальности.

Как результат, по словам очевидцев:

Люди, которые никогда не спят, отличаются повышенной жизнерадостностью.

Правда, при этом неплохо было бы не участвовать в социальных играх в целом, и в играх «стыд, вина, обида» в частности».

Интересно, можно ли испытывать такую жизнерадостность в рамках современной цивилизации?..

С самого детства все мы знаем, что спать человеку необходимо. Для малышей в детских садах предусмотрен сон днем. Все, кто вырос из этого возраста, сами решают, нужен им дневной отдых или нет. Древние греки говорят, что бог создал для сна ночь, а для работы день, но в этой стране, так же как и в Испании, в Италии и в некоторых других странах несколько часов дневной сиесты обязательны. Интересно, а задумывались ли вы о том, что будет, если не спать круглые сутки? Может, ничего страшного не случится? Наоборот, продолжительное бодрствование даст возможность выполнить больше важных дел, везде успеть, все, что намечено, осуществить. Если это так, сколько дней человек может не спать? Как это отразится на работе всех систем организма? Об этом наша статья.

Сон как панацея от всех болезней

При современном ритме жизни у многих из нас были моменты, когда сутки пролетали без перерыва на "пит-стоп". Экзамены, завалы на работе, срочно дописывающиеся проекты и курсовые вынуждают пойти на отчаянные меры - забыть о ночных «привалах». Как долго это может длиться? День? Два? Три? Благо помощницей в продолжительном бодрствовании выступает чашечка крепкого кофе. Мало кто задумывается о вреде такой "диеты", если на кону новая должность, стипендия или получение выгодного контракта. А ведь сон организму необходим. Он дает отдохнуть каждому органу, каждой клеточке. Даже робота нужно на время отключать от сети, давая его механизму остыть.

Читая в детстве русские сказки, мы не раз слышали фразу «утро вечера мудренее». Возможно, тогда она была не всем понятна. Для взрослых ее смысл ясен - на свежую голову все проблемы видятся в другом ракурсе, а решения приходят на ум более разумные.

Но польза сна не только в том, что он помогает улучшить работу мозга. Каждый врач может сказать, что крепкий спокойный сон по-своему помогает справиться с болезнями. Во время бодрствования организму приходится затрачивать больше усилий, так как человек не может отделить себя от окружающей его жизни. Во время сна многие системы отключаются, что дает возможность направлять свои силы на восстановление больных органов.

Последствия бодрствования

Возможно, некоторые удивятся, узнав, что без сна человек умирает. Ренди Гарднер из Американского штата Калифорния на собственном примере установил, что человек может бодрствовать не более 264 часов. Получив от этого сомнительного эксперимента целый комплекс побочных эффектов, он предпочел все свою оставшуюся жизнь придерживаться правильного распорядка дня.

Его опыт натолкнул сенат США на мысль, что у долго не спящего человека нельзя брать показания, потому что у него появляются галлюцинации, которые он воспринимает как реальность. Во Второй мировой войне, а также во время некоторых других военных конфликтов, случаи использования недостатка сна как орудия пытки были зафиксированы документально. Рассмотрим, что может происходить с человеческим организмом во время такого воздействия.

День первый

Что будет, если не спать сутки?

Ничего серьезного со здоровьем не случится. Сейчас многие люди имеют график работы, при котором они не спят 24 часа, например "сутки через трое". В первый день выходного они обязательно отсыпаются.

Человеку с обычным графиком будет труднее провести последующий день после ночного бодрствования. Однако максимум дискомфорта доставит сонливость, отсутствие внимания и концентрации. Кружка кофе и ледяной душ станут «спасательным кругом» в такой ситуации. Нужно заметить, что одна ночь без сна не на всех действует одинаково. Есть много таких людей, которые испытывают не сонливость, а прилив сил, благодаря чему развивают бурную деятельность. Есть и третья категория людей, которые, проведя сутки без сна, становятся в высшей степени агрессивными, начинают скандалить по пустякам, провоцируют конфликтные ситуации. Но такое поведение проявляется у них, только если не дать им спать. В остальных случаях они могут быть милейшими особами.

Такие изменения происходят с людьми, потому что даже после первых 24 часов без сна нарушается мозговая деятельность, у некоторых людей могут наблюдаться признаки легкой степени шизофрении. Их речь становится нечеткой, цвета воспринимаются по-другому, эмоции подавляются, а при давлении на человека извне выплескиваются наружу в виде истерики.

Сутки без сна могут вызвать головную боль, апатию, отсутствие аппетита, повышение артериального давления, легкую аритмию. Лицо такого человека отлично демонстрирует усталость: кожа становится тусклой, под глазами можно заметить мешки и темные круги, все морщины (если они есть) прорисовываются более отчетливо.

День второй

Двое суток без сна на организм оказывают разрушающее действие. Клетки головного мозга начинают умирать, что приводит к ухудшению не только внимания, но и координации в пространстве, к фокусировке мышления на поставленной задаче, к к нарушению ясности зрения (перед глазами многие видят "мушек", сходящиеся и расходящиеся круги). Многие люди начинают усиленно питаться, налегая на жирное и соленое. Так организм пытается поддерживать выработку гормонов, необходимых для реакций метаболизма. Диарея вкупе с изжогой - также нередкие симптомы двухдневного недосыпа. Порой сильно уставший и не выспавшийся человек не может заснуть. Это происходит потому, что его организм начал вырабатывать гормоны, отвечающие за бессонницу.

День третий

Что будет, если не спать 3 суток? Шарф и плед станут вещью первой необходимости, потому что у человека будет наблюдаться сильный озноб, независимо от погоды. Зверский аппетит во второй день сменяется его полной потерей в третий. Желудок стремится вернуть его обладателю все содержимое, отказываясь работать в таких условиях.

Человек ко всему теряет интерес, может подолгу смотреть в одну точку и не двигаться. Его мозг перестает контролировать ситуацию, отключая сознание на несколько мгновений. Это не поверхностный сон, это «микросон», длящийся от 1 секунды до 1 минуты.

День четвертый

Что будет, если не спать четыре дня? Мозг становится полностью неподвластным человеку, он в буквальном смысле отключается. Если после первых суток без сна способность обрабатывать информацию уменьшается примерно на треть, двое суток «съедают» уже 60 %, а на четвертые сутки про мышление можно забыть. Нейронная активность близка к нулю, основные участки мозга переходят в автономный режим работы. Сознание постоянно путается и сбивается, речь становится примитивной, односложной. Тремор конечностей, озноб, "ватные" руки и ноги - все это последствия долгого бодрствования.

Человек за 4 дня визуально и внутренне стареет на 10-20 лет. Галлюцинации путают его сознание, грань между реальностью и видениями стирается. От этого настроение и эмоции напоминают спящий вулкан. Полное равнодушие ко всему сменяется беспричинным и бесконтрольным раздражением, порой граничащим с агрессией.

День пятый

Что будет с организмом, если не спать пять суток? В этом случае к галлюцинациям присоединяется паранойя, которая вызывает приступы паники. Во время этих атак у человека учащается сердцебиение, по спине струится холодный пот, человек забывает, кто он такой. Его галлюцинации все больше размывают грани и прорываются в реальный мир, становятся яркими, четкими, трудно отличимыми от действительности.

Есть отдельные личности, способные сопротивляться сну дольше, поэтому все симптомы четвертого дня будут относиться у них к пятым суткам.

6-е и 7-е сутки

Что будет, если долго не спать? Чтобы стать похожим на наркомана, достаточно просто отказаться от сна на 6 суток и более. Иммунитет такого человека отказывается сопротивляться и перестает реагировать на вредоносные микроорганизмы. Беззащитность перед вирусами и бактериями у тех, кого лишили сна на 6-7 суток, доказана экспериментально.

Восстановление и последствия

Если эксперимент по проведению длительного времени без сна имел одноразовый характер, восстановление организма будет полным и быстрым. Всего 8 часов полноценного отдыха позволят человеку вернуться к прежнему состоянию. Если подвергать таким испытаниям свой организм постоянно, то проблемы со здоровьем приобретут колоссальный масштаб. Взбунтуется печень, гормональная система начнет регулярно «шалить». Самые серьезные отклонения будут наблюдаться со стороны сердечно-сосудистой системы и психики.

Исключения из правил

Существуют на планете Земля феномены, способные годами обходиться без сна. Они не чувствуют усталости и всех вышеперечисленных негативных эффектов от постоянного бодрствования.

Люди, страдающие болезнью Морвана, основными симптомами которой является бессонница и галлюцинации, иногда способны не спать по нескольку месяцев. Каких-либо отклонений в мозговой деятельности у них не наблюдается, нарушения восприятия и памяти их не касаются. Фатальная семейная инсомния - одно из расстройств такого плана.

Однако история знает людей, которые не спят вовсе не из-за болезни. Яков Циперович стал постоянно находиться в состоянии бодрствования после того, как пережил клиническую смерть. Сначала бессонница доставляла ему невообразимые мучения, однако скоро организм приспособился к такому ритму жизни. Единственное отклонение, которое у него наблюдается, - пониженная температура. Спасает Якова каждодневная медитация.

Вьетнамец Нгок Тхай не спит уже 44 года. Его самочувствие при этом замечательное.

Эти два человека - исключение из правил. Всем остальным для нормального функционирования организма нужно давать ему передышку. Сон необходим в первую очередь для перезагрузки, чтобы можно было максимально себя реализовывать, работать, отдыхать и наслаждаться жизнью без побочных эффектов.

July 31st, 2018

У реки Маиси в Бразилии живет необыкновенное племя индейцев Пираха. С неповторимым бытом и своей верой. Писатель и бывший миссионер Дэниэл Эверет прожил среди пираха 30 лет!

Они не умеют считать — даже до одного. Они живут здесь и сейчас и не строят планов на будущее. Прошлое для них не имеет никакого значения. Они не знают ни часов, ни дней, ни утра, ни ночи, и уж тем более, распорядка дня. Они едят, когда проголодаются, а спят лишь урывками по полчаса, считая, что длительный сон отнимает силы.

Им неизвестна частная собственность и глубоко наплевать на всё то, что представляет ценность для современного цивилизованного человека. Им неведомы тревоги, страхи и предрассудки, которые одолевают 99 процентов населения земного шара.



Люди, которые не спят.


Что говорят друг другу люди, отправляясь спать? В разных культурах пожелания звучат, конечно, по-разному, но везде они высказывают надежду говорящего на то, что его оппонент будет спать сладко, видеть во сне розовых бабочек и проснется утром свежим и полным сил. По-пирахски же «Спокойной ночи» звучит как «Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи!»

Пираха считают, что спать вредно. Во-первых, сон делает тебя слабым. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится — ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто. Ну и, в-третьих, змей тут и правда навалом. Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20-30 минут, прислоняясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются, мастерят что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками. Тем не менее сон потихоньку видоизменяет пираха — любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.

«Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них — я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился и я опять поменялся, я беру себе другое имя…» В среднем пираха меняют имя раз в 6-7 лет, причем для каждого возраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике



Люди без завтра.


Возможно, именно такое устройство жизни, при котором ночной сон не разделяет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношения с категорией времени. Они не знаю что такое «завтра» и что такое «сегодня», и также плохо ориентируют понятия «прошлое» и «будущее». Так что никаких календарей, счета времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем, так как просто не умеют этого делать.

Эверея впервые посетил пираха в 1976 году, когда про пираха ничего не было известно. И лингвист-миссионер-этнограф испытал первое потрясение, когда увидел, что пираха не делают запасов еды. Вообще. Чтобы племя, ведущее фактически первобытный образ жизни, не заботилось о дне грядущем — такое по всем канонам невозможно. Но факт остается фактом: пираха не запасают пищу, ои просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет).

Когда у пираха нет еды они относятся к этому флегматично. Ему вообще непонятно, зачем есть каждый день, да еще и по нескольку раз. Едят они не чаще двух раз в день и нередко устраивают себе разгрузочные дни, даже тогда, когда пищи в деревне много.



Люди без цифр.


Долгое время миссионерские организации терпели фиаско, пытаясь вразумить сердца пираха и направить их к Господу. Нет, пираха приветливо встречали представителей католических и протестантских миссионерских организаций, с удовольствием прикрывали свою наготу красивыми подаренными шортами и с интересом ели консервированный компот из банок. Но на этом общение фактически заканчивалось.

Никто так и не смог понять язык пираха. Поэтому Евангелическая церковь США сделала умную вещь: туда послали молодого, но талантивого лингвиста. Эверетт был готов к тому что язык окажется трудным, но он ошибался: «Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается»

В нем всего семь согласных и три гласных. Еще больше проблем со словарным запасом. Местоимений пираха не знают и если им нужно показать в речи разницу между «я», «ты» и «они» пираха неумело пользуются местоимениями, которые употребляют их соседи индейцы-тупи (единственный народ с которым пираха кое-как контактировали)

Глаголы и существительные у них особо не разделяются, и вообще привычные нам языковые нормы тут, похоже, утоплены за ненадобностью. Например, пираха не понимают смысла понятия «один». Вот барсуки, вороны, собаки понимают, а пираха — нет. Для них это настолько сложная философская категория, что любой, кто попытается поведать пираха, что это такое, заодно может пересказать теорию относительности.

Цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятиями: «несколько» и «много» . Две, три и четыре пираньи — это несколько, а вот шесть — уже явно много. А что такое одна пиранья? Это просто пиранья. Проще русскому объяснить зачем нужны артикулы перед словами, чем объяснить пираха зачем считать пиранью, если это пиранья, которую не нужно считать. Поэтому пираха никогда не поверят, что они — маленький народ. Их 300 человек, а это, безусловно, много. Про 7 миллиардов с ними говорить бесполезно: 7 миллиардов — это тоже много. Вас много, и нас мнгого, это просто замечательно.


Люди без вежливости.


«Здравствуйте», «как дела?», «спасибо», «до свидания», «извините», «пожалуйста» — массу слов люди большого мира используют, чтобы показать, как хорошо они друг к другу относятся. Ничего из вышеперечисленного пираха не используют. Они и без этого всего друг друга любят и не сомневаются, что и все окружающие априори рады их видеть. Вежливость — это побочное дитя взаимного недоверия — чувства, которого пираха, по утверждению Эверетта, лишены полностью.


Люди без стыда.


Пираха не понимают, что такое стыд, вина или обида. Если Хааиохааа уронил рыбу в воду это плохо. Рыбы нет, обеда нет. Но причем тут Хааиохааа? Он ведь просто уронил рыбу в воду. Если маленький Киихиоа толкнул Окиохкиаа, то это плохо, потому что Окиохкиаа сломал ногу и ее нужно лечить. Но это случилось потому что это случилось, вот и все.

Даже малеьнких детей тут не ругают и не стыдят. Им могут сообщить что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить пираха не умеют.

Если грудной младенец не берет материнскую грудь — значит никто не будет кормить его насильно: ему виднее, почему он не ест. Если женщина, ушедшая к реке рожать, не может разродится и третьи сутки оглашает воплями лес — значит, она не хочет рожать на самом деле, а хочет умереть. Незачем идти туда и отговаривать ее делать это. Ну, муж еще может пойти туда — вдруг у него найдутся веские аргументы. Но зачем туда пытается бежать белый человек со странными железными штуками в коробке?



Люди, которые видят другое.


У пираха удивительно мало ритуалов и религиозных представлений. Пираха знают, что они как и все живое — дети леса. Лес полон тайн… даже нет, лес — это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. В лесу обитает множество духов. Туда уходят все мертвые. Поэтому лес — это страшно.

Но страх пираха — это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным опрделенного очарования. Можно сказать, что они любят боятся.

Однажды Эверетт проснувшись утром увидел, что вся деревня столпилась на берегу. Оказалось, что туда пришел дух, желавший о чем-то предупредить пираха. Выйдя на пляж, Эверетт обнаружил, что толпа стояла вокруг пустого места и испуганно, но оживленно с этим пустым местом беседовала. На слова: «Там же никого нет! Я ничего не вижу» — Эверетту ответили, что ему и не положено видеть, так как дух пришел именно к пираха. А если ему нужен будет Эверет, вот тогда ему будет прислан персональный дух.


Люди без бога.


Все вышеперечисленное делало пираха невозможным объектом для миссионерсокй работы. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно. Надо же, такой большой и неглупый вроде мужчина, а не знает, как делаются люди.

История Иисуса Христа в переводе на пирахский тоже выглядела не слишком убедительно. Понятие «век» «время» и «история» для пираха пустой звук. Слушая про очень доброго человека, которого злые люди прибили к дереву гвоздями, пираха спрашивали Эферетта, видел ли он это сам. Нет? Видел ли Эферетт человека, который видел этого Христа? Тоже нет? Тогда как он может знать, что там было?

Живя среди этих маленьких, полуголодных, никогда не спящих, никуда не спешащих, постоянно смеющихся он пришел к выводу, что человек куда более сложное существо, чем рассказывает Библия, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. Лишь спустя годы он понял, что ему нужно учиться у пираха, а не наоброт.



У белых людей есть удивительный «талант» — нагло вторгаться на якобы неосвоенные территории и насаждать свои правила, обычаи и религию. Всемирная история колонизации — яркое тому подтверждение. Но всё-таки однажды, где-то на краю земли, обнаружилось племя, люди которого так и не поддались миссионерско-просветительской деятельности, ибо эта деятельность показалась им никчёмной и крайне неубедительной.

Американский проповедник, а по совместительству этнограф и лингвист Дэниел Эверетт в 1977 году прибыл в джунгли Амазонки, чтобы нести слово божье. Его целью было рассказать о Библии тем, кто ничего о ней не знал — наставить на путь истинный дикарей и безбожников. Но вместо этого миссионер встретил людей, живущих в таком согласии с окружающим миром, что те сами обратили его в свою веру, а не наоборот.

Впервые обнаруженное португальскими золотоискателями 300 лет назад, племя Пираха живёт в четырёх деревнях в районе реки Маиси, притока Амазонки. И именно благодаря американцу, который посвятил годы жизни изучению их быта и языка, оно приобрело всемирную известность.

История Иисуса Христа не произвела никакого впечатления на индейцев Пираха. Мысль о том, что миссионер всерьёз верит рассказам про человека, которого сам никогда не видел, показалась им верхом абсурда.

Дэн Эверетт: «Мне было всего 25. Тогда я был горячо верующим человеком. Готов был умереть за веру. Готов был сделать всё, чего она потребует. Тогда я не понимал, что навязывание другим людям своих убеждений — это та же колонизация, только колонизация на уровне верований и идей. Я пришёл, чтобы рассказать им о Боге и о спасении, чтобы эти люди смогли попасть в рай, а не в ад. Но я встретил там особенных людей, для которых большинство вещей, которые были важными для меня, не имели значения. Они не могли понять, с чего я решил, что имею право объяснять им, как жить».



«Качество их жизни было во многих отношениях лучше, чем у большинства религиозных людей, которых я знал. Я нашёл мировоззрение этих индейцев очень вдохновляющим и правильным», — вспоминает Эверетт.

Но не только жизненная философия Пираха пошатнула систему ценностей молодого учёного. Язык аборигенов оказался настолько непохожим на все остальные известные языковые группы, что буквально перевернул традиционное представление о фундаментальных основах лингвистики. «Их язык не столь сложен, сколь уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается». По сравнению с остальными, язык этих людей кажется «более чем странным» — в нём всего семь согласных и три гласных. Зато на Пираха можно говорить, напевать, свистеть и даже общаться с птицами.



Одна их книг, которую Эверетт написал под впечатлением от «невероятных и совсем других индейцев», называется: «Don’t sleep there are snakes!», что дословно переводится: «Не спи, повсюду змеи!» И действительно, среди Пираха не принято спать подолгу — лишь по 20-30 минут и только по мере необходимости. Они убеждены, что длительный сон может менять человека, и, если много спать, есть риск потерять себя, став совсем другим. Режим дня у них отсутствует как факт, а регулярный восьмичасовой сон им просто не нужен. По этой причине они не спят по ночам, а лишь дремлют по чуть-чуть там, где их настигнет усталость. Чтобы не спать, они натирают свои веки соком одного из тропических растений.

Наблюдая изменения своего тела, связанные с этапами взросления и старения, Пираха верят, что всему виной сон. Постепенно меняясь, каждый индеец берёт себе новое имя — это происходит в среднем раз в шесть-восемь лет. Для каждого возраста у них есть свои имена, так что, зная имя, всегда можно сказать, о ком идёт речь — о ребёнке, подростке, взрослом или старике.



25 лет миссионерства Эверетта никоим образом не повлияли на убеждения Пираха. Зато учёный, в свою очередь, раз и навсегда заязал с религией и ещё сильнее погрузился в научную деятельность, став профессором языкознания. Постигая миры аборигенов, Дэниел то и дело сталкивался с вещами, которые с трудом укладывались в его голове. Одно из таких явлений — абсолютное отсутствие счёта и числительных. Индейцы этого племени используют только два соответствующих слова: «несколько» и «много».

«Пираха не используют чи́сла, потому, что не нуждаются в них — они прекрасно обходятся без этого. Однажды меня спросили: «Выходит, матери Пираха не знают, сколько у них детей?» Я ответил: «Они не знают точного числа своих детей, но знают их по именам и по лицам. Им не нужно знать число детей, чтобы узнавать их и любить».



Ещё более сверхъестественным кажется отсутствие отдельных слов для обозначения цветов. В это сложно поверить, но у аборигенов, живущих посреди наполненных яркими красками тропических джунглей, есть только два слова, обозначающих цвета этого мира — «светлый» и «тёмный». При этом, все Pirahã успешно проходят тест на цветоделение, различая силуэты птиц и животных в смешении разноцветных мазков.

В отличие от соседей из других племён, этот народец не создаёт декоративных узоров на своих телах, что свидетельствует о полном отсутствии искусства. У Пираха нет форм прошедшего и будущего времени. Мифов и легенд здесь также не существует — коллективная память выстраивается лишь на личном опыте самого старого из ныне живущих членов племени. При этом, каждый из них обладает поистине энциклопедическими знаниями о тысячах растений, насекомых и животных — помня все названия, свойства и особенности.



Очередной феномен этих экстраординарных жителей глухой бразильской сельвы — полное отсутствие идеи накопления пищи. Всё, что добывается на охоте или рыбалке, немедленно съедается. А за новой порцией они отправляются только будучи сильно голодными. Если же вылазка за провиантом не приносит результатов, они относятся к этому философски — мол, часто есть также вредно, как и много спать. Мысль о заготовках еды впрок им кажется такой же нелепой, как россказни белокожих людей о едином боге.

Пираха едят не более двух раз в день, а порой, и того реже. Наблюдая за тем, как Эверетт с семейством уплетали свой очередной ланч, обед или ужин, Пираха искренне недоумевали «Разве можно столько есть? Вы же так умрёте!»

С частной собственностью — тоже всё не как у людей. Бо́льшая часть вещей — общая. Разве что незамысловатая одежда и личное оружие у каждого свои. Впрочем, если человек не пользуется тем или иным предметом, значит, он ему не нужен. А, следовательно такую вещь с лёгкостью можно позаимствовать. Если же сей факт расстроит прежнего хозяина, то ему её вернут. Следует также отметить, что дети Пирахa не имеют игрушек, что однако, ничуть не мешает им играть друг с другом, растениями, собаками и лесными духами.



Если задаться целью отыскать на нашей Планете людей, свободных от каких-либо предрассудков, то и здесь Пираха на первом месте. Никакой вымученной радости, никакой фальшивой вежливости, никаких «спасибо», «извините» и «пожалуйста». Зачем всё это нужно, когда Пираха и так друг друга любят без всяких глупых формальностей. Более того, они ни на секунду не сомневаются, что не только соплеменники, но и остальные люди всегда рады их видеть. Чувства стыда, обиды, вины или сожаления им также чужды. Какдый вправе делать то, что хочет. Никто никого не воспитывает и не поучает. Невозможно представить, чтобы кто-то из них украл или убил.

«Вы не встретите у Пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости — без психотропных препаратов и антидепрессантов» — делится впечатлениями Эверетт, посвятивший Pirahã более 30 лет своей жизни.


Взаимоотношения детей джунглей с миром сновидений также выходят за привычные для нас рамки. «У них совсем иная концепция объективного и субъективного. Даже когда они видят сны, они не отделяют их от реальной жизни. Опыт, пережитый во сне, считается таким же важным, как опыт, полученный во время бодрствования. Таким образом, если мне снилось, будто я гулял по Луне, то с их точки зрения, я действительно совершил такую прогулку», — поясняет Дэн.

Пираха видят себя неотъемлемой частью природы — детьми леса. Для них лес — это сложный живой организм, по отношению к которому они испытывают неподдельный трепет, а иногда даже страх. Лес наполнен необъяснимыми и странными вещами, которые они и не пытаются разгадать. А ещё там обитает целое множество таинственных духов. Пираха верят, что после смерти непременно пополнят их ряды — тогда-то они и получат ответы на все вопросы. А пока нет никакого смысла забивать себе голову всякой ерундой.

Эверетт неоднократно наблюдал за тем, как его друзья-индейцы крайне оживлённо, во весь голос общаются с невидимыми духами — так, будто это обычные люди. На вопрос, почему же учёный ничего подобного не видит, он всякий раз получал безапелляционный ответ — мол, что тут непонятного — духи пришли не к нему, а к Пираха.

Вопреки опасениям Дэниела, связанным с возможным исчезновением племени в силу столкновения с Большим Миром, численность Пираха в наши дни возросла с 300 до 700 человек. Находясь в четырёх днях пути по реке, племя и сегодня живёт довольно обособленно. Здесь по-прежнему почти не строят домов и не обрабатывают почву для обеспечения своих нужд, полностью полагаясь на природу. Одежда — единственная уступка Пираха современной жизни. Они крайне неохотно воспринимают блага цивилизации. «Они соглашаются принять только определённые подарки. Им нужна ткань, инструменты, мачете, алюминиевая посуда, нитки, спички, иногда — фонарики и батарейки, крючки и леска. Они никогда не просят ничего крупного — только мелочи», — комментирует Дэн, досконально изучивший нравы и предпочтения своих необычных друзей.

«Я считаю, что они счастливы, потому что не беспокоятся о прошлом и будущем. Они чувствуют, что в состоянии заботиться о своих потребностях сегодня. Они не стремятся получить вещи, которыми не обладают. Если я что-то даю им — хорошо. Если нет — тоже хорошо. В отличие от нас они не материалисты. Они ценят возможность путешествовать быстро и легко. Я никогда и нигде (даже среди других индейцев Амазонии) не встречал столь спокойного отношения к материальным объектам».



Как известно, ничто так не меняет сознание и внутренний мир, как путешествия. И чем дальше от дома удаётся забраться, тем стремительнее и мощнее этот эффект. Выход за рамки знакомого и привычного мира может стать самым сильным, ярким и незабываемым переживанием в жизни. Сто́ит покинуть зону комфорта, чтобы увидеть то, что не видел раньше, и узнать о том, о чём прежде не имел никакого понятия.

«Я часто проводил параллели между мировоззрением Pirahã и дзен-буддизмом», — продолжает Эверетт. «Что же касается Библии, то я понял, что в течение длительного времени был лицемером, потому что сам до конца не верил в то, что говорил. Человек — куда более сложное существо, чем рассказывает Священное Писание, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. В настоящее время я работаю над книгой под названием «Мудрость Путешественников» — о том, насколько важные и полезные уроки мы можем получить от людей, которые сильно отличаются от нас самих. И чем больше эти отличия, тем большему мы можем научиться. Ни в одной библиотеке вы не получите столь ценного опыта».

Вряд ли у кого-то на этой Планете найдётся точное определение того, что такое счастье. Возможно, счастье — это жизнь без сожалений и страха перед будущим. Людям мегаполисов сложно понять, как вообще такое возможно. Зато, туземцы из племени Пираха, живущие «здесь и сейчас», по-другому просто не умеют. То, чего они не видят сами, для них не существует. Такие люди не нуждаются в Боге. «Нам не нужны небеса, нам нужно то, что на земле», — говорят самые счастливые люди на свете — люди, с лиц которых никогда не сходит улыбка — индейцы Пираха.

Сегодня в Большом Мире только три человека говорят на языке Pirahã — Эверетт, его бывшая жена, и миссионер, который был предшественником Дэниела в затерянных джунглях Амазонки.


Каков же язык и культура пирахa? Вот их основные признаки (а главный признак — чрезвычайная бедность абстрактного мышления):


  1. Самый бедный в мире набор фонем. Всего три гласных (a, i, o) и восемь согласных(p, t, k, ‘, b, g, s, h). Правда, почти каждой из согласных фонем соответствуют два аллофона. К тому же язык имеет и «свистящую» версию, употребляемую для передачи сигналов на охоте.

  2. Абсолютное отсутствие счета. Все остальные народы мира, сколь примитивными бы они ни были, умеют считать хотя бы до двух, т.е., различают «один», «два» и более двух. Пирахa же не умеют считать даже… до одного. Они не различают единственности и множественности. Покажите им один палец и два пальца — и они не увидят разницы. У них имеются только два соответствующих слова: 1) «маленький / один или немного» и 2) «большой / много». Тут следует заметить, что в языке пирахa нет слова «палец» (есть только «рука»), и они никогда ни на что не показывают пальцем — только всей кистью руки.

  3. Отсутствие восприятия целостности и частности. В языке пирахa нет слов «весь», «все», «всё», «часть», «некоторые». Если все члены племени побежали на речку купаться, то рассказ пирахa будет звучать так: «А. пошел купаться, Б. пошел, В. пошел, большой/много пирахa пошел/пошли». Также у пирахa нет чувства пропорции. Белые торговцы уже с конца 18 века ведут с ними меновую торговлю и всё дивятся: пирахa может принести пару перьев попугая и потребовать взамен всю кладь парохода, а может притащить что-то огромное и дорогое и потребовать за это глоток водки.

  4. Отсутствие подчиненности в синтаксисе. Так, фраза «он мне сказал, каким путем он пойдет» на пирахa дословно не переводится.

  5. Чрезвычайная бедность местоимений. До недавнего времени у пирахa скорее всего вообще не было личных местоимений («я», «ты», «он», «она»); те, которые они употребляют сегодня, совершенно явно заимствованы у соседей-тупи.

  6. Отсутствие отдельных слов для обозначения цветов, и, следовательно, слабое их восприятие. Строго говоря, есть только два слова: «светлый» и «темный».

  7. Чрезвычайная бедность понятий родства. Таковых всего три: «родитель», «ребенок» и «брат/сестра» (без какого-либо различия пола). К тому же «родитель» означает и деда, бабку и т.д.; «ребенок» — внука, и т.д. Слов «дядя», «двоюродный брат» и т.п. нет. А так как нет слов, нет и понятий. Например, половая связь тетки с племянником не считается инцестом, т.к. нет понятий «тетка» и «племянник».

  8. Отсутствие какой-либо коллективной памяти, более давней, чем личный опыт самого старого из ныне живущих членов племени. Например, современные пирахa не осознают, что было когда-то время, когда белых людей в округе вообще не было, что они когда-то пришли.

  9. Почти полное отсутствие каких-либо мифов или религиозных верований. Вся их метафизика основывается исключительно на снах; правда, даже и тут они не имеют ясного представления о том, что это за мир. Тут надо заметить, что в языке пирахa нет отдельных слов «мысль» и «сновидение». «Я сказал», «я подумал» и «я увидел во сне» звучат одинаково, и лишь контекст позволяет угадать, что имеется в виду. Никакого намека на миф творения нет. Пирахa живут в настоящем времени и сегодняшним днем.

  10. Практически полное отсутствие искусства (узоров нет, тела не раскрашивают, никаких серег или колец в носу не носят). Следует заметить, что дети пирахa не имеют игрушек.

  11. Отсутствие последовательного суточного ритма жизни. Все остальные люди днем бодрствуют, а ночью спят. У пирахa же такого нет: они спят в разное время и понемногу. Захотелось поспать — лег, поспал 15 минут или часок, встал, пошел на охоту, потом снова немного поспал. Поэтому фраза «поселок погрузился в мирный сон» к пирахa неприменима.

  12. Отсутствие накопления пищи. Никаких лабазов и хранилищ нет. Все принесенное с охоты мясо немедленно съедается, а если следующая охота неудачна — ходят голодными до тех пор, пока снова не повезет.

При всем при этом пирахa своей жизнью очень довольны. Они считают себя самыми обаятельными и привлекательными, а остальных — какими-то странными недочеловеками. Себя они называют словом, буквально переводимым как «нормальные люди», а всех не-пирахa (и белых, и других индейцев) — «мозги набекрень». Интересно, что самые близкие (в генетическом отношении) к ним индейцы мура когда-то, очевидно, были такими же, как и они, но затем ассимилировались с соседними племенами, утратили свой язык — и свою примитивность — и стали «цивилизованными». Пирахa же остаются такими же, как были, и на мура смотрят свысока.

Вот еще истории про племена и традиции: вот и действительно ли ? Вот тут и знаете ли вы . Вот из последнего такая тема как

0

0

Ну...это не единственный случай...

Человек, который не спит уже 35 лет

Ночью он работает на поле

В настоящее время господин Тхай Нгок живет в своем лесном хозяйстве, редко заходя домой. Жена периодически его навещает, приноситему

необходимые продукты и предметы быта

Благодаря упорному труду в течение длительного времени без сна лесное хозяйство господина Тхай Нгок площадью 8 гектаров развивается как натуральный многолетний лес

С помощью этого буйвола господин Тхай Нгок в одиночку разрабатывает землю на своем полe

Старый Тхай Нгок собственно ручно вырыл этот пруд для разведения рыб

Ву Конг Диен

В средствах массовой информации в настоящее время много сообщений о «человеке, который не спит 35 лет подряд». Речь идет о 65-летнем гражданине Вьетнама Тхай Нгок, уроженце общины Куэчунг уезда Нонгшон провинции Куангнам.

Бессонные ночи для телевизионщиков

За последнее время в отдаленную деревню в уезде Нонгшон прибывали многие иностранные съемочные группы, чтобы сделать фильмы о господине Тхай Нгок. Члены его семьи рассказывают, что каждая группа останавливается в его доме на 3-5 дней, приносят и устанавливают до десятка камер в доме, во дворе, в саду и на месте его занятия плетением. Они денно и нощно записывают на пленку все его действия, не пропуская ни одной детали. Члены группы по смене следят за ним, за его ночными занятиями. А он ночью, когда другие спят, продолжает сельскохозяйственные работы на поле, в свободное время занимается плетением корзин. Его время работы увеличивается вдвое по сравнению с режимом работы обычных людей, и количество выполненной работы также удваивается.

Несмотря на бессонные ночи, старый Тхай Нгок ведет нормальный образ жизни, никогда не болеет. Бывает, любопытные люди заходят к нему в дом, навещают его и вместе с ним пытаются провести ночь без сна. Однако никто из них так и не смог с ним провести всю ночь. Он рассказывает: «Я потерял сон до 1975 года, да и уже забыл, что значит сон, и от длительного бдения мне не становится хуже. Для меня бодрствование является нормальным состоянием, я занимаюсь делами, когда есть работа».

После работы члены съемочной группы с заспанными лицами устало прощаются с хозяином, потому что для них провести ночи без сна всегда тяжелое испытание. Они стараются рассказать миру о необыкновенном человеке, который не знает сна уже 35 лет при отменном здоровье. А небольшие суммы денег, полученные от них, он вложит в развитие своего сада.

Он получил предложение от медиков, которые приглашают его поехать зарубеж, чтобы специалисты изучили и провели лечение, однако он отказывается от таких предложений. Он говорит: «Был бы болен от бессоницы, поехал бы с ними, потому что в нашей стране еще не могут вылечить. Но я совершенно здоров, работаю вдвое, незачем ехать. Вот смотрите, там 8 гектаров посаженного леса, и он такой зеленый и ухоженный благодаря тому, что не сплю по ночам!»

Хозяйство развивается, хозяин радуется

В своем хозяйстве старый Тхай Нгок разделяет землю на подходящие участки для выращивания разных видов деревьев. Там есть акации, фруктовые деревья, а также многолетние деревья, которые дают ценные сорта древесины, которые в природе все реже и реже встречаются или находятся под угрозой вымирания. Он собственноручно в бессонные ночи вырыл пруды для разведения рыб. Эффективность труда у него особенно высока в лунные ночи без дождя. А в темные ночи он работает под светом керосиновой лампы или костра.

«Мне очень грустно в безработные ночи! Полежал, встал, покурил и попил чай в одиночку в ожидании утра, чтобы можно было полюбоваться своим лесом, который ежедневно развивается и постепенно покрывает дикие холмы!»,– говорит Тхай Нгок. Кроме лесного хозяйства под горой Зыонглуй, у него еще другое хозяйство на расстоянии 4 км, где он выращивает ценные сорта древесины.

По близости живут бедные одинокие супруги, которым за 80 лет. В последние 30 лет Тхай Нгок часто навещает их, помогает в хозяйстве и в ежедневной жизни. Благодаря бессонным ночам все сельскохозяйственные культуры в его хозяйстве, а также в хозяйстве соседних стариков надежно защищаются от лесных кабанов и других зверей.

В мире известны такие люди, которые не спят довольно длительный период времени, однако еще никто не терял сон на такое длительное время, как господин Тхай Нгок. Он не спит уже половину своей жизни, и неизвестно, сможет ли он спать когда-либо в будущем, или будет так бодрствовать до конца своей жизни. Ему пока хорошо: благодаря бессонным ночам он вырастил лес на обширной площади пустынных холмов, разрушенных во время войны, и сделал много полезного для себя, родных и для хозяйства. Его 61-летняя жена Нгуен Тхи Бай является домохозяйкой, у них четверо взрослых детей, и все они имеют простую, нормальную жизнь, как все обыкновенные люди на свете.

Рассказывает господин Тхай Нгок : «Многие съемочные группы приходили ко мне в дом снять все мои занятия, они думают, что у меня прогрессирует какая-то неизвестная психологическая болезнь, отчего я потерял сон. Они убедили меня поехать в Дананг в психологическую больницу для медосмотра. Врачи говорят, у меня нет никаких психологических расстройств. Они проверили мою память, расставляя разные предметы такие, как банан, стакан, нож и прочие на клетках с номерами, показали мне и попросили назвать их поочередно номерам на клетках. Я все правильно повторил. Только после этого они поверили мне, стали снимать документальные фильмы.

Съемочная группа из Таиланда приехала первой, заплатила мне 30 млн донгов с тем, чтобы держать право меня снимать в течение 18 месяцев, однако я отказался. Я не продаю свою бессоницу. Потом приезжали другие с предложением поехать с ними за границу, я тоже не принял их предложение, так как не знаю, чем буду заниматься в бессонные ночи там, на чужбине. Тут ночами я продолжаю работать, если же все дела сделаны днем, то смотрю за хозяйством, охраняя от диких зверей.»

0

0

0

0

0

Да, меня тоже напряг этот час. Через 5-6 минут после остановки сердца и дыхания мозг умирает. А это уже необратимо...

Продолжительность клинической смерти определяется сроком, в течение которого высшие отделы головного мозга (подкорка и особенно кора) способны сохранить жизнеспособность в условиях гипоксии. Характеризуя клиническую смерть, В. А. Неговский говорит о двух сроках.

Первый срок клинической смерти длится всего 3-5 минут. Это то время, в течение которого высшие отделы головного мозга сохраняют свою жизнеспособность при аноксии (отсутствие снабжения органов, в частности - головного мозга кислородом) в условиях нормотермии (температура тела - 36,5 °C). Вся мировая практика свидетельствует о том, что при превышении этого срока оживление людей возможно, но в результате наступает декортикация (гибель коры головного мозга) или даже децеребрация (гибель всех отделов головного мозга).

Но может быть и второй срок клинической смерти, с которым врачам приходится сталкиваться при оказании помощи или в особых условиях. Второй срок клинической смерти может продолжаться десятки минут, и реанимационные мероприятия (методы оживления) будут весьма эффективны. Второй срок клинической смерти наблюдается, когда создаются особые условия для замедления процессов дегенерации высших отделов головного мозга при гипоксии (снижение содержания кислорода в крови) или аноксии (см. выше).

Продолжительность клинической смерти увеличивается в условиях гипотермии (искусственное охлаждение органа или всего организма), при поражениях электрическим током, при утоплении. В условиях клинической практики этого можно достичь путём физических воздействий (гипотермия головы, гипербарическая оксигенация - дыхание кислородом при повышенном давлении в специальной камере), применением фармакологических веществ, создающих состояния подобное анабиозу (резкое снижение обмена веществ), гемосорбции (аппаратное очищение крови), переливания свежей (не консервированной) донорской крови и некоторых других.

Если реанимационные мероприятия не проводились или оказались безуспешными наступает биологическая или истинная смерть, которая представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

Материал из Википедии