Почему нужно прививать детей. Делать ли прививки ребенку (За и против)

Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика - в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится медицинский препарат - вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки - специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других - необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова - вакцинация и ревакцинация . Суть вакцинации - добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).

Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами .
Первый - о нем мы уже говорили - состояние здоровья конкретного прививаемого дитяти .
Второй - качество и свойства конкретной вакцины . Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом - например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет.
Третий фактор - действия медицинских работников . Вакцинация - это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного дитя. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить дитя к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.

Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.
Самая первая прививка - это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту . Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.
Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител - вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту - это не прививка , это проба на инфицирование туберкулезом . Выражение "не прививка, а проба " весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций - не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т. е. непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.
Если в организме туберкулезных бактерий нет - проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.
Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы, и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого - в 12 или 19. И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет , или заражение привело к возникновению заболевания - защитных антител не хватило.
Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез - лечим туберкулез, сомнительные результаты - курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке - все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо - противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной , а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков - не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.
В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней - полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка - тут уже укол. Используется вакцина , которая называется АКДС: один препарат и сразу от трех заболеваний (К - коклюш, Д - дифтерия, С - столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.
В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев - от паротита (свинки).
Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин , наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают - нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок вы всегда можете уточнить у вашего педиатра.

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма - повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций - типичный пример - вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка - опять-таки, типичный пример - коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию , в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок - это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает - почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни - ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая . Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета . Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке . Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием - понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации .
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета . Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки . Но исключения лишь подтверждают правила - умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку - вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни - аллергической, врожденной, неврологической и т. п. - разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать .

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды - никаких новых продуктов не давать.
Помните: подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно . Любые препараты, якобы облегчающие переносимость прививки: «витаминчики», гомеопатические средства, травки «для сосудов», полезные бактерии, капельки «для иммунитета» и т. д. и т. п. - все это популярные способы психотерапии мамы и папы, попытка реализации распространенного ментального принципа «ну надо же что-то делать» и бизнес производителей (распространителей) этих лекарств.

И еще несколько советов:

  • чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
  • не кормите (ничем) минимум час до прививки;
  • собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой . Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
  • 3-4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
  • находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность . Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.

Действия после прививки

  1. Гулять!!!
  2. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).

    Побольше пить - минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.

    Чистый прохладный влажный воздух.

    Максимально ограничить общение с людьми - ребенок вырабатывает иммунитет , его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов - другие люди.

    При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния - осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.

Если ребенок после прививки заболел

В пятницу Пете сделали прививку , в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз "воспаление легких". Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка - этот факт очевиден и лежит на поверхности - углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:

    Неправильные действия непосредственно после прививки .

    Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне "занятого" иммунитета.

    Снижение иммунитета вообще - "благодаря" соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.

С рождением малыша в каждой семье возникает много проблем по поводу его развития и воспитания. Одним из самых спорных и сложных является вопрос о том, нужно ли делать прививки детям. Мнения родителей по этому поводу расходятся: одни считают, что вакцинация обязательна, другие не видят в ней никакого толка, считая вредными. Попробуем рассмотреть все «за» и «против» детских прививок.

Вакцинация – это эффективный способ профилактики инфекционных заболеваний различной этиологии, заключающийся во введении в организм ослабленного или мертвого вируса с целью формирования приобретенного иммунитета.

Современная медицина пользуется следующими видами вакцин:

  1. живые, произведенные на основе живых ослабленных микроорганизмов. К ним относятся БЦЖ (туберкулезная), прививки против кори, паротита, краснухи, полиомиелита (вводится через ротовую полость).
  2. мертвые (инактивированные), изготовленные путем обезвреживания возбудителей заболеваний. Среди них полиомиелитная (ИПВ), коклюшная (часть АКДС) инъекции.
  3. синтетические, произведенные посредством генноинженерного синтеза – против гепатита B.
  4. анатоксины, полученные путем обезвреживания токсинов возбудителей (чаще всего формалина). Это компоненты АКДС против столбняка, дифтерии.

Существуют также поливакцины, состоящие сразу из нескольких вирусов-провокаторов, что позволяет значительно снизить общее количество прививок. К ним относятся АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк), Тетракок (коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит), Приорикс, или КПК (коклюш, паротит, краснуха).

Минздравом РФ разработан и утвержден национальный календарь профилактических прививок, согласно которому составляется индивидуальный план вакцинации для каждого ребенка. Кроме плановых вводят инъекции по эпидемическим показаниям, например, от гриппа, бешенства и другие.

Принцип действия вакцины

Вакцинация является основным методом контроля за заболеваемостью, позволяющим радикально влиять на процесс эпидемии и управлять болезнью. Принцип действия прививки основан на способности иммунной системы вырабатывать антитела в ответ на введение живых или инактивированных микробов. Произведенные иммуноглобулины сохраняются в организме, а при проникновении штаммов инфекционных агентов распознают и нейтрализуют их. Это предотвращает развитие болезни или обеспечивает ее легкое течение.

Прививки защищают только от тех инфекций, против которых они направлены. Продолжительность их действия зависит от вида вакцины, поэтому ряд инъекций по прошествии времени повторяют.

Прививки детям – за и против

Вопрос о том, делать ли прививки ребенку, вызывает много противоречий у родителей. У многих мам и пап есть мнение, что вакцинация – это вред, поскольку разрушает врожденный иммунитет малыша. Они приводят следующие аргументы «против»:

  • нет абсолютной гарантии, что ребенок не подхватит инфекцию даже при введении вызывающего ее микроба;
  • ослабленная введенными инфекционными агентами иммунная система не защищает от других заболеваний;
  • токсические вещества в составе вакцины оказывают вредное воздействие;
  • иммунная система новорожденного, находящегося на грудном вскармливании, защищена материнскими антителами, содержащимися в молоке;
  • возможно развитие аллергической реакции и других серьезных осложнений, вплоть до летального исхода.

В отзывах о проведенных вакцинациях родители отмечают ненадлежащее качество вводимых лекарств, несоблюдение условий хранения (температурного режима), нарушение техники выполнения инъекции. Медицинские работники могут опровергнуть многие из приведенных аргументов.

Сторонники вакцинации выступают за введение обязательных прививок, считая, что они сохраняют здоровье детей. Свой ответ на вопрос: зачем нужны прививки – они доказывают следующими аргументами:

  • формируют адаптивный иммунитет против опасных и смертельных болезней;
  • всеобщая вакцинация предотвращает массовые заболевания, развитие эпидемий опасных инфекций;
  • отсутствие сертификата о прививках, карты иммунизации вызовет сложность при устройстве в детсад, учебное заведение, лагерь, при оформлении выезда за границу.

Вакцина не дает пожизненного иммунитета, но предотвращает развитие возможных опасных осложнений, например, бесплодие у мальчиков после паротита, артритов после коревой краснухи и т.п.

Нужно ли делать прививки детям: мнение доктора Комаровского

Детские врачи считают, что проводить вакцинацию обязательно. Этого же мнения придерживается известный педиатр Евгений Олегович Комаровский, пользующийся большим авторитетом у родителей. Он утверждает, что прививка не защищает организм на 100 % от инфекции, но болезнь будет протекать легче и ребенок перенесет ее без проблем. Доктор не исключает реакции на инъекцию и возможные осложнения. Чтобы этого избежать, он рекомендует родителям строго придерживаться следующей памятки:

  • проведение вакцинации по графику;
  • делать инъекцию только абсолютно здоровому ребенку;
  • не вводить новый прикорм за несколько дней до вакцинации;
  • за сутки до процедуры ограничивать малыша в еде во избежание перегрузок пищеварительного тракта;
  • не есть за час до и после введения препарата;
  • соблюдать питьевой режим: не менее 1,5 литров воды в сутки.

После того, как сделана инъекция, стоит воздержаться от посещения мест большого скопления людей, избегать перегревания и переохлаждения.

Свои аргументы «за» вакцинацию в книге «Православный взгляд на вакцинопрофилактику» (2007 год издания) высказывает и русская православная церковь. По благословению патриарха Алексия II проводилась массовая иммунизация против гриппа в Санкт-Петербурге в 2004 году.

Решение о том, нужно ли прививать ребенка или нет, принимают исключительно родители. Однако отказываясь от вакцинации, они должны осознавать, что несут ответственность за здоровье малыша.

Непривитый организм не защищен от опасных инфекций, и при встрече с настоящим природным вирусом ему придется бороться самостоятельно. На чьей стороне будет победа, судить сложно. Родители должны помнить, что опасна не сама болезнь, а тяжелые осложнения.

Календарь прививок: что это и стоит ли его соблюдать

Как упоминалось выше, в каждой стране утвержден перечень вакцин, обязательных для введения. Календарь прививок составляется исходя из специфики региона проживания, условий жизни и утверждается Минздравом. Выглядит он следующим образом:

Название Возраст Действие
Вирусный гепатит B первые 12 часов жизни малыша

первый месяц

второй месяц

двенадцать месяцев

13 лет – при условии, что не сделана ранее

Защищает от вируса гепатита. Переносится тяжело. Возможен отказ по медицинским показаниям до 5 лет, при условии, что не сделали в роддоме.
БЦЖ

(бацилла Кальмета-Герена)

3-7 дней после рождения

7 лет – повторная ревакцинация

Защищает от туберкулеза, передающегося воздушно-капельным путем.
АКДС+ полиомиелит 3 месяца

4,5 месяцев

6 месяцев

18 месяцев, 7 лет, 14 лет – повторная ревакцинация

Против дифтерии, коклюша, столбняка

Полиомиелит – инфекционное заболевание, эффективное лекарство против которого отсутствует, поэтому данная инъекция очень важна.

Гемофильная инфекция

(Пентаксим, Хиберикс, Акт-Хиб)

3 месяца

4,5 месяцев

6 месяцев

Защищает от гемофильной палочки – менингита, пневмонии, отита и других инфекций
Пневмококковая инфекция

(Превенар)

2 месяца

4,5 месяца

15 месяцев

Защищает от самых распространенных вирусов пневмококка
Корь, краснуха, паротит 12 месяцев Защищает от вируса кори, коревой краснухи, паротита (свинки)
Полиомиелит 20 месяцев, 14 лет – повторная ревакцинация
Ревакцинация против кори, краснухи, паротита 6 лет
Краснуха 13 лет особенно показана девочкам

Календарь может включать дополнительные инъекции: против клещевого энцефалита, опоясывающего лишая, гепатита А и другие. Их обычно назначают в регионах с низким эпидемическим порогом.

Привить ребенка в первый год жизни очень важно, так как вакцины защищают неокрепший организм младенца от опасных заболеваний.

Врачи говорят, что желательно соблюдать сроки, установленные календарем, так как клинически доказана и научно обоснована максимальная эффективность введения препаратов именно в указанный возрастной период. Если противопоказаний нет, стоит проводить вакцинацию согласно плану, утвержденному для каждого конкретного малыша.

Коррективы в график вводятся с учетом особенностей грудничка. Нельзя ставить прививку во время болезни, плохого самочувствия. У месячного ребенка к причинамвозможных изменений относится вес.

Если вакцина введена позднее, это никаким образом не отразится на здоровье. После снятия медотвода вакцинация возобновляется, главное при этом соблюдать установленные интервалы между инъекциями. Допустимо комбинирование некоторых препаратов, например, АКДС часто совмещают с гемофильной инфекцией и полиомиелитом.

Какие вакцины относятся к обязательным

Почему ряд прививок детям нужно делать обязательно? Этот вопрос часто задают педиатрам родители, сомневающиеся в пользе вакцинации. При поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение необходимо предоставить сертификат профилактических прививок. Иммунопрофилактика детей в этом случае подтверждена законодательными актами. На их основании осуществляется зачисление в учреждение.

Какие прививки нужны для детского сада? Список необходимых вакцин для дошкольника выглядит следующим образом:

  • АКДС;
  • полиомиелит;
  • гепатит В;
  • БЦЖ, Манту;
  • против кори, краснухи, паротита;
  • против пневмококковой инфекции;
  • сезонная прививка от гриппа;
  • от ветряной оспы.

Если родители категорически против вакцинации, то при зачислении ребенка в детский сад они должны предоставить документально оформленный официальный отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных негативных последствий.

При этом при вспышке эпидемии или объявлении карантина непривитому ребенку могут временно запретить посещение детского учреждения.

Возможная реакция на введение вакцины

Очень часто после того, как поставили профилактическую инъекцию, организм дает ответную реакцию в виде повышения температуры до фебрильных значений, удерживающихся до 3 дней, покраснение, отечность и уплотнение места укола, беспокойное поведение, капризность, ухудшение общего самочувствия, расстройство сна, аппетита, высыпания на коже. Проявляются они обычно после введения вакцины АКДС, Приорикс (против краснухи).

В большинстве случаев эта нормальная физиологическая реакция организма на внедрение чужеродных агентов свидетельствует об активной работе иммунной системы малыша. Отсутствие реакции – тоже норма.

Как помочь в таких случаях? Нужно ли сбивать высокую температуру у ребенка после прививки? Да, убрать гипертемию необходимо жаропонижающими препаратами Нурофен, Калпол, Цефекон (подойдут суспензии, таблетки, свечи). При покраснении и зуде следует дать антигистаминные препараты Зиртек, Фенистил, Супрастин.

Когда не удается сбить высокую температуру и устранить другие проявления, нужно обратиться к врачу.

Перед прививкой врач направляет на общий анализ крови и мочи, консультацию к узким специалистам (неврологу), проводит тщательный осмотр, выясняет у родителей информацию об общем самочувствии малыша, о реакциях на уже проведенные вакцинации, о возможной аллергии. Если видимые противопоказания отсутствуют, ребенка направляют на инъекцию.

В отдельных случаях дается медицинский отвод, который длиться от месяца до года и более. Различают временные и постоянные (абсолютные) противопоказания.

К абсолютным противопоказаниям относятся:

  • сильная реакция/осложнение на ранее сделанную вакцину;
  • ослабление иммунитета;
  • новообразования разной этиологии;
  • вес менее 2000 г для прививки БЦЖ;
  • аллергия на аминоглигозиды, дрожжи;
  • афебрильные судороги, заболевания нервной системы;
  • аллергические реакции на яичный белок, желатин, стрептомицин.

Среди временных противопоказаний выделяют:

  • острая респираторная или вирусная инфекция, сопровождающаяся повышением температуры;
  • расстройство кишечника;
  • обострение хронических болезней.

Существует группа риска – дети, имеющие сопутствующие патологии: пороки сердца, низкий гемоглобин, дисбактериоз, энцефалопатия, аллергия, наследственные болезни. Вакцинация проводится строго по индивидуальному графику.

К группе риска относятся и дети, больные сахарным диабетом. Многие из обязательных инъекций врачи советуют делать диабетикам с оговоркой: нельзя ставить поливакцины из-за сильной нагрузки на иммунитет. От процедуры стоит отказаться при обострении какого-либо заболевания или высокого уровня сахара в крови.

Возможные последствия отказа от прививок

Отказ от прививок чреват развитием тяжелых заболеваний, а также возникновением разных неудобств. Поскольку ребёнок не может быть изолирован от общества, то при контакте с другими детьми у непривитого малыша высок риск заражения различными инфекциями. Тяжелое течение заболевания угрожает осложнениями, может стоить жизни.

Отсутствие прививок лишит ребенка возможности посещать детский садик, учебное заведение при вспышке эпидемий или установления карантина по поводу различных инфекций.

Возможно наложение запрета на выезд за границу в страны, где требуется наличие определенных профилактических прививок.

Прививать или не прививать свое чадо – это исключительное право родителей. Однако принимая положительное или отрицательное решение насчет вакцинации, они не должны забывать, что на чаше весов – жизнь и здоровье ребенка.

Как вы относитесь к прививкам? Делали ли ребёнку прививки?

У меня дочь 1992. До 7 месяцев нормальное развитие, поползла. Все хорошо. До прививки . Через полгода диагноз ДЦП с предродовым развитием. КАКОГО ХРЕНА. Сейчас даже не ползает. Шлите лесом эту НЕнародную медицину. Надеюсь не опоздал с предрассудками.

Моя позиция по прививкам такова:

"Большинство прививок в большинстве случаев могут быть неоправданно опасны и нежелательны для ребёнка, и есть серьезнейшие причины, чтобы от них отказаться ".

Вот так, не более но и не менее. Ребёнку я прививок не делал, и не буду делать.

Человеку, отказывающемуся от прививок, обязательно сразу же навешивают клеймо оголтелого сектанта, безумца, рискующего жизнью детей; параноика, верящего в теорию заговора злых врачей... Знаете, я безумно устал по этому поводу. Устал общаться с тупыми и неграмотными людьми, вы только не обижайтесь. Я по образованию биолог, и у нас был курс иммунологии; плюс к этому уже позднее я прочитал немало книг по иммунологии, и специальных материалов, и продолжаю их читать поныне. Как ни крути, а я худо-бедно разбираюсь в вопросе, уж на уровне основных понятий и специальной терминологии – несомненно. И должен вам сказать, что иммунология – это один из интереснейших, и в то же время, сложнейших разделов биологии. Люди же, с которыми иногда приходится вступать в дискуссию по вопросам прививок – в 99% случаев "разбираются" в вопросе на уровне нескольких постулатов:

  1. Прививки – это единственное средство спасти детей от страшных болезней; привитому ребёнку болезни не страшны; непривитый ребёнок от болезней умрет;
  2. Непривитый ребёнок – опасен для привитых детей; его нельзя пускать с привитыми детьми в коллектив; (пытаетесь понять, как этот пункт согласуется с предыдущим? где тут логика? не пытайтесь, бесполезно).
  3. Все прививки полностью безопасны для детей, не несут им ни малейшей угрозы;
  4. Все врачи и фармацевты полностью компетентны, безукоризненно правдивы, абсолютно благонамеренны по отношению к детям;
  5. (как вывод из предыдущих): Тот, кто отказывается от прививок – а) параноик, согласно п.3 и 4; б) враг собственным детям, согласно п.1; в) враг и всем окружающим детям тоже, согласно п.2 (этот пункт особенно интересен, так как выводит вопрос за рамки "его личного дела").

Постулаты эти, как и любые догматические утверждения, совершенно не подвергаются никакому сомнению, не нуждаются в проверке, не поколебимы никакими фактами и рассуждениями. Разговаривать с такими людьми о прививках – совершенно бессмысленное занятие. Поэтому, если у вас знания о прививках – в рамках вышеприведенных постулатов – прошу вас, закройте этот материал, не читайте его дальше. Он предназначен для людей, которые ещё не утеряли полностью способности к разумному, логическому, и непредвзятому мышлению, и которым интересно выяснить, как дела обстоят в реальности, на самом деле, а не защитить свои мнения, без разницы правильные они или нет.

Когда у нас замаячило рождение ребёнка, я очень тщательно стал готовиться к этому по множеству вопросов, в том числе и по вопросу прививок. Перелопатив и подвергнув детальному анализу множество материалов, и антипрививочных, и пропрививочных, и нейтрально-академических, я пришел к определенным выводам. Вот они:

  1. Вопрос о необходимости и полезности прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы против того, что они вообще нужны; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки, которые делаются – нужны и полезны";
  2. Вопрос о безвредности и отсутствии угроз от прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы, говорящие о реальной, неиллюзорной опасности для здоровья прививаемого ребёнка; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки которые делаются – вполне безопасны для ребёнка".
  3. Официальная медицина настаивает на безоговорочной нужности и полной безопасности всех прививок; при этом, вступая в противоречие с информацией, приводящей к выводам в пунктах 1 и 2 – она демонстрирует отсутствие всякой серьезной аргументации в пользу своих утверждений; напротив, она однозначно демонстрирует широкое использование психологических манипуляций, давления, запугивания, заведомой прямой лжи, замалчивания реальных фактов.
  4. Подобное поведение официальной медицины отнюдь не носит характер "теории заговора", а является полностью объяснимым с позиций, во-первых, тотальной коррумпированности медицинских работников и чиновников, создавших условия сильной материальной заинтересованности в результатах вакцинации и полной безответственности за любые последствия вакцинации; во-вторых – общей деградации общественного института медицины как с научно-практической, так и с морально-нравственной стороны, и фактического отношения людей и медиков к медицинским вопросам, как к вопросам религиозным – т.е. не нуждающимся в подтверждениях или доказательствах. Вообще, вопросы нынешнего положения в медицине – нуждаются в отдельном рассмотрении; дело там плохо глобально, а не только в педиатрии.
  5. Для того, чтобы прийти к вышеприведенным выводам, полностью достаточно беспристрастного анализа открытой информации, включая про-прививочную и официальную; при этом специалистом по иммунологии быть не обязательно, достаточно общей образованности, общего здравого смысла и владения логикой. Более же детальный анализ информации, с углублением в узко-специальные биологические и иммунологические вопросы, обычно показывает, что аргументация в пользу воздержания от прививок – ещё более основательна и сильна. В частности, практически неоспорима аргументация того тезиса, что прививка – это грубое вмешательство в иммунную систему, хоть и дающее, возможно, устойчивость к конкретной болезни, но наносящее сильный удар по иммунитету в целом.

(На этом месте ещё одно маленькое отступление в сторону от медицины к политике и психологии. У людей принято верить, что власти и вообще любые вышестоящие инстанции изначально относятся к ним благожелательно, несут, так сказать, добро, заботятся обо всем народе в целом. И, несмотря на мелкие поводы быть недовольным властью, людям трудно даже теоретически воспринять концепцию, что власть может быть враждебна народу. Чисто психологически проще эту концепцию отвергать, так как она очень неприятна. Власти иногда приходится так или иначе подчиняться; ну а одно дело подчиняться отцу семейства, пусть и очень суровому – чувствуешь себя угнетаемым, но защищенным; другое дело подчиняться однозначному врагу: чувствуешь себя рабом, которому грозит смерть. Поэтому люди часто склонны отвергать без рассуждений какие-либо утверждения о том, что власти делают какие-то вещи, заведомо враждебные к народу и лично к тебе. Хотя в настоящее время простейший анализ действительности показывает, что ничем иным происходящее объяснить нельзя.

В наших странах власти представляют из себя по сути оккупационную администрацию, которая действует во благо не народа, а зарубежных оккупантов. В интересы которых входит, помимо прочего, и планомерное сокращение населения "мирным путем". Простейшие, невооруженным глазом видимые мощные направления влияния в этом ключе – это стимулирование алкоголизма, курения, наркомании, и информационное воздействие, направленное на снижение рождаемости. Помимо этих крупных, есть и десятки более мелких, приносящих свои плоды, действий власти против народа (разрушение образования, общественной морали, семейных ценностей, нормального здравоохранения, и т.д.), но это не тема данной статьи. Так вот, исходя из этого, я считаю крайне важным правильное психологическое отношения по отношению к любым действиям, любым инициативам власти. Мы не знаем и не можем знать всех их тайных мыслей и желаний. Однако, если мы считаем, что власти в принципе благожелательны к народу – то тогда следует всем их инициативам доверять. А если мы считаем что власти в принципе враждебны народу – то следует все их инициативы изначально воспринимать скептически, относиться к ним как к враждебным, пока не доказано обратное. Как я уже говорил, психологически это непросто. Однако нужна же и какая-то ответственность перед своими детьми. Считать, что свой психологический комфорт важнее чем их жизнь и здоровье – это как-то не вполне по-взрослому.

Так вот, зная и видя как наплевательски относятся власти к здоровью народа, и злонамеренно его разрушают – мне что-то никак не верится, что давление, которое они постоянно оказывают в сторону прививок – расширение списка прививок, увеличение поголовности охвата прививаемых, возникающие неизвестно откуда прививки от птичьего гриппа, свиного кашля, атипичной диареи и прочей неведомой японской хреновины – что всё это давление власти осуществляют в порыве заботы о благе народа. А противоположные предположения приходят легко)

(заканчивая о прививках, хочу сказать, что я намеренно не касался обсуждения конкретных вопросов аргументации против прививок. Потому что это уже давно сделали до меня, неоднократно, качественно и в полном объеме; зачем делать реферат, если можно почитать первоисточники.)

Виктор Сергиенко

Отвечает руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний ФГБУ «НИИ детских инфекций ФМБА России», доктор медицинских наук, профессор Сусанна Харит :

—  Есть реакции на прививку, а есть осложнения.

Реакция на прививку бывает примерно у 10-20% детей. С чем это связано? Мы вводим чужеродные вещества — «убитые» или ослабленные бактерии и вирусы или «кусочки убитых» микроорганизмов. Иммунная система отвечает тем, что вырабатывает специальные белки (их называют антителами) и образует клетки-«убийцы», которые в дальнейшем при встрече с живыми возбудителями защитят от них организм. В ходе этих сложных процессов вырабатываются нужные иммунной системе вещества, которые могут вызвать повышение температуры и небольшую интоксикацию.

Но важно: реакции на прививку всегда возникают в определённое время.

Неживые вакцины

Если мы вводим вакцину, где нет живого вируса, реакция возникает в первые же сутки и к третьему дню ребёнок чувствует себя нормально. Но если недомогание, температура появятся позже или будут сохраняться дольше 3 дней — это не реакция на прививку, ребёнок одновременно с прививкой заболел, и нужно выяснить чем.

Живые вакцины

Когда мы вводим живые вакцины — против кори, паротита, краснухи, — недомогание возникает с 5-го по 14-й день. Не в 1-4-й день!

Реакция на прививку проходит сама и не требует лечения, не оставляет никаких последствий. Но, если температура высокая (выше 38-38,5°), надо дать ребёнку жаропонижающее, так как при высокой температуре дети могут давать судорожные состояния, и вызвать врача, чтобы он исключил присоединение какого-то заболевания. Высокая температура после прививок возникает у 1-4% детей.

Возможно появление отёка и красноты в месте прививки, такие реакции проходят сами за несколько дней.

А осложнения после прививки — это серьёзная ситуация, например, тяжёлая аллергическая реакция на компоненты вакцины. Но, к счастью, они бывают редко. Например, анафилактический шок случается один раз на миллион доз, а крапивница — один раз на 30-50 тысяч доз.

5 мифов от антипрививочников

Рассказывает врач-специалист по общественному здоровью и здравоохранению Павел Стоцко.

Миф 1. Прививки приводят к инвалидности

В журнале Lancet («Лансет») в 1998 году была опубликована работа учёного Эндрю Уэйкфилда, который доказывал, что вакцинация вызывает детский аутизм. Но потом оказалось, что всё это неправда — это была не только подмена понятий, но даже и фальсификация научной работы. Естественно, было опубликовано опровержение, но волна уже пошла. И до сих пор это «-исследование» является нормой для антипрививочников.

Стоит понимать, что случаи инвалидизации от прививок дейст-вительно могут быть, но только в одном случае. Это не связано с самой вакциной или вводимым антигеном. Проблемы могут возникнуть, если нарушаются правила использования препарата, например, превышается дозировка. К примеру, неподготовленная медсестра берётся за вакцинацию и путает количество вводимого средства. Сама же прививка, при условии что вакцина введена правильно и у человека нет аллергии, на организм никакого негативного влияния не окажет и сопутствующих заболеваний не вызовет.

Миф 2. Прививки содержат всю таблицу Менделеева

Многие уверены, что в качестве дополнительных компонентов в вакцины добавляют самые разно-образные вещества, в т. ч. и такие смертельно опасные, как ртуть, формальдегид и т. д. Но при этом противники прививок забывают, что речь идёт о пределах допустимых норм. Так, каждая вакцина действительно может содержать всё что угодно. Но в дозах, допустимых для применения в живом организме. Ртуть есть даже в обычной воде, и её никто не боится и даже не задумывается о ней.

Миф 3. Лучше переболеть и выработать естественный иммунитет

Это не самый лучший выход. Ведь достаточно один раз серьёзно заболеть, чтобы получить крайне тяжёлые осложнения. Многие из тех патологий, которые считаются детскими и профилактируются прививками, тяжёлые и смертельно опасные. Кроме того, стоит понимать, что мы делаем вакцину не для того, чтобы на 100% защититься от болезни, а для того, чтобы не получить серьёзных осложнений.

Миф 4. В России нет смертельно опасных заболеваний

В России действительно сегодня нет таких смертельных инфекций, как дифтерия, полиомиелит, корь. Но это связано исключительно с тем, что раньше практически все поголовно прививались. И сейчас мы наблюдаем картину, когда из-за отказа от прививок смертельно опасные патологии начинают возвращаться.

Миф 5. Вакцинация — это заговор фармкомпаний с целью получения выгоды

Все вакцины, которые есть в Национальном календаре прививок, оказались там по результатам большого количества исследований, во время которых проводили вакцинацию и ревакцинацию, а также в течение нескольких лет и даже десятков лет изучали титр антител в крови. Именно по количеству этого титра и определяются необходимость повторной вакцинации и длительность защиты организма от инфекции.

Сами же фармкомпании должны доказать безопасность и эффективность своих препаратов — и на это они тратят огромные деньги.

Простой способ укрепить иммунитет

Помните, что прививки — не панацея. Даже привитому ребёнку полезны физкультура и закаливание. А самый большой вклад в укрепление иммунитета вносит правильное питание. Если вы сторонник натуральных продуктов, вспомните про рыбий жир. Сегодня педиатры всё чаще советуют вернуться к этому простому средству оздоровления детей.

Рыбий жир — это настоящий суперфуд. В нём содержатся рекордные количества сразу трёх полезных иммунитету веществ: омега-3, витамин А и витамин D. Они повышают способность организма сопротивляться болезням, а значит, снижают частоту и тяжесть заболеваний у детей.

С наступлением осени рыбий жир следует давать ребёнку ежедневно. Особенно важно придерживаться этого правила первые три года жизни, когда процесс формирования иммунитета идёт наиболее активно.

То, что, вообще-то, прививки нужны, как правило, понимают все. И подтекст этого вопроса обычно несколько иной: «Нельзя ли моему ребенку обойтись без прививок?» Оказывается, можно, но только в двух случаях: если ваш ребенок собирается всю жизнь провести один на необитаемом острове или если все окружающие, кроме него одного, будут эффективно привиты. И та и другая ситуации очень далеки от реальности.
Реальностью же является то, что за последние 10 лет вследствие уменьшения числа привитых детей в России резко возросла частота инфекционных заболеваний. Заболеваемость дифтерией увеличилась в 13 раз. Ежегодно регистрируется 20-25 тысяч больных корью, увеличилось число случаев коклюша, в 1995 г. в России зарегистрирована вспышка полиомиелита - заболевания, о полном отсутствии которого у них заявили 145 стран мира. Вот уж действительно - «мы впереди планеты всей» или почти всей.
Причин уменьшения числа привитых детей несколько, но основных, как выяснилось, две. Одна со стороны родителей - стремление всеми правдами и неправдами избежать прививок, другая - неоправданно расширенное число медицинских противопоказаний для прививок Со второй причиной удалось справиться сравнительно легко - административно-разъяснительным путем. Изменить же точку зрения на прививки мам и бабушек оказалось сложнее (папы и дедушки в этом вопросе обычно более покладисты).

А в чем, собственно, состоит защитное действие прививок?

Уже при рождении ребенок устойчив по отношению ко многим (но не ко всем) инфекциям благодаря полученным им от мамы в конце внутриутробного периода защитным антителам. Уровень этих антител в организме ребенка также поддерживается благодаря дополнительному их поступлению с грудным молоком. В связи с этим новорожденные и грудные дети до 6 месяцев жизни невосприимчивы к дифтерии, краснухе, кори, ветряной оспе. Однако на протяжении второго полугодия жизни ребенка эти, по сути дела материнские, антитела разрушаются. Малыш оказывается беззащитен перед окружающим его миром болезнетворных микроорганизмов. Прививки же и обеспечивают ребенку так необходимую ему защиту от инфекций.
Прививка заключается во введении в организм резко ослабленного возбудителя болезни (живая вакцина) либо его компонентов (убитая вакцина). Это вызывает специфический ответ организма в виде выработки защитных антител, способных в перспективе нейтрализовать возбудителя инфекции в случае его попадания в организм. Для создания и поддержания в организме ребенка достаточного уровня антител для защиты от одних инфекций (дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита, полиомиелита) необходимо повторное введение вакцины и последующее периодическое повторение прививки, а в отношении других инфекций (корь, паротит, краснухами др.) достаточно одной прививки живой ослабленной вакциной.

Почему за границей детям делают другие прививки?

Сроки, последовательность и разновидности проводимых детям прививок против различных инфекций в каждой стране определяются наряду с возрастными особенностями иммунной системы ребенка, а также уровнем инфекционной заболеваемости и наличием профилактических препаратов. С учетом всех этих факторов каждая страна разрабатывает свой, национальный календарь профилактических прививок.

Большинство развитых стран имеют сходные календари прививок Особенностью российского календаря является проведение прививок против туберкулеза всем новорожденным детям (в связи с высоким уровнем заболеваемости) и отсутствие прививок против гемофильной b-инфекции (так как нет отечественных препаратов).
С учетом этих особенностей детей, родившихся за границей, стараются привить против туберкулеза до двухмесячного возраста. В более старшем возрасте такую прививку можно будет провести только после обследования ребенка (внутри-кожное введение туберкулина - проба Манту), позволяющего убедиться, что он еще не успел заразиться туберкулезом.

Нужна ли моему ребенку прививка против гепатита В?

Гепатит В 1 - тяжелое заболевание, нередко постепенно (в течение ряда лет) приводящее к циррозу печени. В последние годы его частота упорно возрастает. Используемые при лечении гепатита В медикаменты очень дорого стоят, к тому же не гарантируют выздоровление. Вакцина, применяемая для прививки, получена при использовании самых современных генно-инженерных технологий. Она представляет собой лишь антиген вируса, не может вызвать заболевание и практически не вызывает постпрививочных реакций.
Выделена группа детей (группа повышенного риска), для которых эта прививка является просто обязательной. К их числу относят:

  • детей, матери которых во время беременности перенесли острый гепатит В или являются носителями вируса гепатита В;
  • детей из семей, в которых есть больные хроническим гепатитом или носители вируса гепатита В;
  • детей, проживающих или отъезжающих в район с высоким (более 8%) уровнем носительства вируса гепатита В среди населения (а это, в частности, значительная часть территории Сибири);
  • непривитых против гепатита детей, имевших контакт с больным острым гепатитом В;
  • подростков, начавших беспорядочную половую жизнь;
  • детей с заболеваниями крови, получающих переливания крови или препараты крови;
  • наркоманов, вводящих препараты внутривенно (к сожалению, бывают и такие дети).

Но, учитывая широкую распространенность и тяжесть прогноза заболевания, безусловно, эта прививка полезна и всем остальным детям. И не случайно в последние годы эта прививка в нашей стране включена в календарь обязательных прививок.
Кстати, не менее актуальной для жителей России является прививка против гепатита А. Заболеваемость детей вирусным гепатитом А довольно высока, и нередко в детских коллективах возникают вспышки этого заболевания. Разработаны эффективные вакцины против гепатита А («Хаврикс», «Вакси»), позволяющие защитить ребенка от заражения.

Правда ли, что прививка может вызвать у ребенка заболевание?

Нет, заболевание, против которого прививка направлена, она вызвать не может, но обязательно вызывает ответ организма, который обычно протекает скрытно, хотя для некоторых прививок характерны постпрививочные реакции.
Характер реакций зависит от особенностей прививки. При внутримышечном введении вакцин местные реакции проявляются болезненностью и, возможно, легкой припухлостью в месте инъекции (впрочем, как после любого укола).
Пожалуй, наиболее выраженная местная реакция характерна для прививки против туберкулеза (БЦЖ). На месте прививки на коже наружной поверхности левого плеча через 4-6 недель появляется бугорок с последующим образованием гнойничка, а затем корочки. Нередко родители пытаются либо обработать этот гнойничок каким-либо дезинфицирующим раствором, либо удалить корочку. Конечно, этого делать не следует. Напротив, необходимо беречь этот участок во время массажа, при переодевании, а также при купании ребенка (смачивать его можно, но растирать не следует). Через 2-3 месяца на этом месте формируется рубчик размером 2-10 мм, косвенно свидетельствующий о сформированной невосприимчивости к туберкулезу.
Общие реакции на прививку выражаются умеренным повышением температуры тела, легким недомоганием после прививки живыми вакцинами (коревой, паротитной, краснушной) прививочные реакции могут проявляться картиной резко ослабленной инфекции. Так, у части детей (5-15%) после противокоревой прививки с 5-го по 15-й день повышается температура тела, возможен насморк, легкое покашливание, слезотечение и очень редко появляется пятнистая необильная бледно-розовая сыпь. Эти проявления сохраняются не долее 2-3 дней и не требуют специального лечения. И конечно, они по тяжести не сопоставимы с проявлениями, характерными для кори у непривитого ребенка.
После противопаротитной прививки у большинства детей прививочный процесс протекает бессимптомно. У небольшой части детей с 4-го по 12-й день могут наблюдаться температурные реакции и очень редко - кратковременное увеличение околоушных слюнных желез. Но никогда не бывает панкреатита или орхита (воспаления яичек), которые иногда осложняют течение паротита у детей.

Как местная, так и общие прививочные реакции непродолжительны (1-2 дня), хорошо переносятся детьми, не представляют угрозы для здоровья ребенка и, конечно, не сопоставимы с возможными последствиями самих инфекций.

А разве не бывает тяжелых реакций на прививку?

Любое хорошее дело можно скомпроментировать, если игнорировать необходимые для его осуществления условия. Действительно, иногда встречаются необычные и неадекватные реакции на прививку - осложнения. Как правило, они обусловлены либо грубыми нарушениями техники проведения прививок, либо стандартным (формальным) подходом к ребенку, не учитывающим его индивидульных особенностей.
Подчас родители в своем стремлении добыть для своего ребенка самую лучшую вакцину, заказывают ее привезти кому-нибудь из знакомых «с другого конца света». Но вакцины - это биологически активный продукт, требующий для сохранения присущих ему свойств определенных условий. Транспортировка вакцин должна осуществляться в специальных контейнерах, обеспечивающих оптимальный температурный режим. Вакцины нельзя взбалтывать. При несоблюдении этих условий самая хорошая вакцина в лучшем случае утрачивает свои свойства, и прививка оказывается неэффективной. В худшем случае вакцина становится токсичной и способна вызвать осложнения.
Если прививку проводит неподготовленный персонал, если инструменты не стерильны, если не проведены тщательная обработка места укола и рук персонала, тогда возможны местные осложнения прививки - уплотнения, нагноения в месте укола. При этом в области.укола появляется покраснение и напряжение кожи, а в глубине можно прощупать резко болезненное уплотнение. Нередко поднимается высокая температура тела, появляется озноб. Можно попытаться помочь ребенку, давая ему антибиотики и накладывая на область уплотнения полуспиртовые компрессы (при появлении размягчения, напротив, холод). Однако зачастую в этих случаях требуется помощь хирурга.
Все же основным условием возникновения осложнений чаще является измененная реактивность ребенка. Опасность осложнений реально повышена у детей с аллергическими заболеваниями, с повышенной судорожной готовностью, с нарушенным иммунитетом. Для предупреждения осложнений таких детей выделяют в особые группы, прививки им проводят по индивидуальной схеме, специально подготавливая ребенка для каждой из прививок (об этом - несколько позже). При соблюдении этих правил осложнения после прививок - редкое явление.
Родители нередко несколько преувеличивают частоту осложнений после прививок, ошибочно расценивая в качестве постпрививочных осложнений другие не связанные с прививкой заболевания, которые у ребенка могут возникнуть в этот период с той же вероятностью, как и в любой другой. К примеру, после противодифтерийно-столбнячной прививки (АДС) у ребенка появились кашель и насморк Казалось бы, очевидна причинная связь заболевания с прививкой. Однако это совершенно нехарактерные проявления для этой прививки, и связь имеет случайный характер.
Многочисленными исследованиями доказано, что более чем половина детей с «реакцией на прививку» в действительности переносили различные не связанные с прививкой заболевания, которые наслаивались на постпрививочный период.

Можно ли как-то отличить реакцию на прививку от самостоятельного заболевания?

Отличить постпрививочную реакцию от заболевания вполне возможно, если учесть следующие моменты:

  • реакции с повышением температуры тела после прививки убитыми вакцинами (АКДС, АДС и АДС-М) никогда не развиваются позже 48 часов, а после прививки живыми вакцинами (коревой, паротитной, краснушной) возможны не раньше 4-5-го дня;
  • аллергические реакции не отмечаются позже чем через 24 часа после любого вида прививок;
  • расстройства стула, нарушения мочеиспускания и одышка не характерны для прививок и являются признаками сопутствующих заболеваний;
  • катаральные проявления (кашель, насморк) могут быть реакцией на противокоревую прививку, но не характерны для других прививок.

А может ли в будущем ребенок заболеть инфекцией, против которой ему была сделана прививка?

Да, изредка.прививка оказывается неэффективной, и ребенок может впоследствии заболеть этой инфекцией. Так бывает в тех немногих случаях, когда при проведении прививки были допущены погрешности:

  • если вакцина была неактивна вследствие нарушения правил ее транспортировки и хранения. Например, при транспортировке в багажном отделении самолета вакцина была заморожена или взболтана;
  • при нарушении техники проведения прививки. Например, вакцину против туберкулеза, предназначенную для внутрикожного введения (БЦЖ), ввели подкожно. При этом не только не формируется невосприимчивость к туберкулезу, но также возможно нагноение (абсцесс);
  • если при проведении прививки не были учтены противопоказания. Например, ребенка привили в остром периоде заболевания, когда его иммунная система боролась с инфекцией и не смогла адекватно прореагировать на прививку;
  • когда необходимую для поддержания невосприимчивости к инфекции прививку своевременно не повторяют. Так, для защиты от полиомиелита вакцину дают ребенку трехкратно на первом году жизни, а затем однократно в 18,24 месяца и в 6 лет. При нарушении сроков повторных прививок и появляется риск заболевания ребенка.

Как было отмечено, после некоторых прививок (против кори, краснухи, паротита) невосприимчивость сохраняется очень длительно (практически пожизненно). Тем не менее, учитывая, что по разным причинам у части детей невосприимчивость не сформировалась, в 6 лет эти прививки всем детям делают повторно.

Можно ли убедиться, что ребенок после прививки невосприимчив к инфекции?

Конечно, можно. После прививки, как уже отмечалось, в крови появляются специфические защитные антитела, которые могут быть выявлены с помощью специального анализа крови, взятой из вены ребенка (правда, анализ этот производят далеко не в каждой лаборатории, и он довольно дорого стоит).
Необходимость в таком анализе может появиться в ситуации, когда, к примеру, приятель вашего ребенка заболел корью, а ваш привитой против кори ребенок собирается ехать в летний оздоровительный лагерь или в санаторий. Его не берут, ссылаясь на контакт с инфекцией и вероятность (хотя и очень небольшую) возникновения у вашего ребенка кори. И это правильно, так как нельзя ставить под угрозу карантина весь лагерь или санаторий. Если же вы представите результаты анализа, в котором будет доказано наличие у вашего ребенка высокого уровня противокоревых антител, проблема будет исчерпана.
У ослабленных детей такое исследование бывает необходимо для того, чтобы в случае контакта с инфекционным больным (например, с корью) при отсутствие у привитого ребенка защитных антител своевременно ввести ему препарат (иммуноглобулин), который если не предотвратит заболевание, то значительно уменьшит его тяжесть.

Так ли уж обязательно делать прививки в установленные сроки?

В общем-то, необязательно, но желательно. Сроки проведения той или иной прививки регламентированы Прививочным календарем. Делать прививку раньше срока нецелесообразно, так как в организме ребенка еще сохраняются защитные антитела, которые нейтрализуют прививку. Защитный эффект прививки не будет достигнут.

Делать прививку позднее срока можно, но при этом ребенок до проведения прививки какое-то время не будет защищен от инфекции и может заболеть. Все же более разумно следовать рекомендациям Прививочного календаря и без весомых на то причин существенно не отклоняться от рекомендованных сроков прививок.

По каким причинам прививку придется отсрочить?

При острых лихорадочных заболеваниях иммунная система борется с болезнью и реакция ее на прививку может быть неадекватной, поэтому проведение прививок откладывают до выздоровления. По той же причине прививки не делают в периоде обострения хронических болезней. Вместе с тем при легких формах острых респираторных и острых кишечных инфекций прививки с разрешения врача можно проводить еще до полного выздоровления сразу же после нормализации температуры тела.
Очевидно, не стоит рисковать и повторять прививку, если на предшествующее введение этой вакцины было какое-то осложнение. Из-за опасности осложнений детей со злокачественными заболеваниями, первичными иммунодефицитами, ВИЧ-больных не прививают живыми вакцинами (полиомиелитной, коревой, паротитной). Однако таких детей необходимо прививать в первую очередь, так как в случае инфекции такой ребенок может погибнуть. У таких детей с целью вакцинации используют специальные убитые вакцины. Перечисленные патологические состояния у детей, к счастью, встречаются редко.

Можно ли прививать, если ребенок ослаблен?

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения ослабленных детей следует прививать в первую очередь, так как именно у них инфекции протекают наиболее тяжело, с высокой вероятностью осложнений. Но при проведении прививок такие дети требуют особого подхода.

  1. Прививки им проводят после выздоровления от острого заболевания и при отсутствии обострения хронического процесса.
  2. Детям с хроническими заболеваниями в качестве подготовки до и после прививки назначают противорецидивное лечение.
  3. Ослабленных детей прививают по индивидуальному графику, избегая сочетания нескольких прививок.
  4. К прививке таких детей специально подготавливают. Подготовка зависит от характера заболевания.

Детям, у которых ранее были судороги , прививки проводят на фоне противосудорожных средств (люминал) - 5-7 дней до и 5-7 дней после дифтерийно-столбнячной и с 1-го по 14-й день после коревой и паротитной прививок. При повышенном внутричерепном давлении в те же сроки назначают мочегонные средства.
Детям с аллергическими заболеваниями целесообразно проведение подготовки антиаллергическими средствами (фенкарол, тавегил, перитол) за 5-6 дней до и 5-6 дней после прививки. В некоторых случаях, на усмотрение врача, в течение 1-4 недель до< и 1,5-3 месяцев после прививки назначают задитен или интал.
У часто болеющих респираторными инфекциями детей лекарственную подготовку к прививке начинают на фоне стихания очередного заболевания. Назначают один из препаратов стимулирующего действия (женьшень, элеутерококк, лимонник), а также витамин А и экстракт корня солодки в течение 1 -2 недель до и 1 -1,5 месяца после прививки.

Наиболее тяжелые формы инфекционных заболеваний с осложнениями и смертельными исходами возникают у ослабленных непривитых детей и у детей с нарушением графика прививок Известно, что риск нежелательных реакций на современные вакцины несоизмеримо ниже, чем риск возникновения осложнений и смертельных исходов при инфекционных заболеваниях. Активное проведение прививок обеспечивает вашему ребенку формирование невосприимчивости к той инфекции, против которой проводится прививка, и способствует снижению инфекционной заболеваемости других детей, у которых по какой-то причине прививка не была проведена или оказалась неэффективной.