Геронтология - что это за наука? Институт геронтологии. Социальная геронтология

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, то есть обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса. Сам по себе процесс старения, очевидно, наблюдается с процесса становления и развития человека. "Уже в возрасте 20-30 лет в человеческом организме протекают инволюционные процессы, которые геронтологи определяют, как длительный биологический процесс, наступающий задолго до старости и неизбежно приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма" . Процесс старения заложен в генетическую программу и обусловливает использование как энергетического, так и психологического запаса человека. При этом совокупность работы биологических органов человека выстраивается таким образом, при котором интенсивное использование одних органов приводит к качественному изменению функционирования других, следствием чего является остановка функционирования системы в целом. А, следовательно, проблема старения - это проблема гармоничного функционирования биологической системы, которая невозможна без соответствующего социально-психологического отслеживания и соответствующей адаптации человека в окружающем его социальном пространстве.

Необходимо найти и разработать пути для преодоления и нейтрализации тех дисгармоний, которые возникают между биологической и социальной сторонами человеческой природы, между желаниями и возможностями старого человека служить общественным интересам и участвовать в жизни своих близких. В этом гуманистическая направленность геронтологии . Чисто биологический подход к старению человека характеризует отношение к человеку как пассивному объекту экспериментального или терапевтического воздействия. Б.Г. Ананьев обосновал необходимость комплексного подхода к процессу старения. В философской, геронтологической, психологической литературе отсутствует четкое определение того, кого можно отнести к понятию "старый" . "Если первые 25-30 лет жизни человека детально изучены, разбиты на многочисленные стадии и этапы, в рамках которых выделены характерные для них проблемы и кризисы, то столь же длительный отрезок поздней жизни выступает недифференцированным, расплывчатым, во многом непознанным" . Однако некоторые авторы пытались выделить отдельные стадии старения, которые мы рассмотрим ниже.

"Отрезок поздней жизни" можно лишь условно разделить на пожилой возраст, старость и долгожительство. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения предложило возрастную классификацию, согласно которой пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 75 лет, у женщин - с 55 до 75 лет, семидесяти пятью годами датируется начало старости. Люди старше 90 лет считаются долгожителями. Но это лишь решение проблемы определения биологического возраста. Государство определяет свои рамки для регулятивных целей, например, возраст, когда люди прекращают работать и начинают получать пенсию. Нет четкой характеристики и определения "пожилой человек". Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. А. Швартц определяет его как "идиосинкратический" (уникальная характеристика личности) . И.С. Кон обращает внимание на то, что возрастные процессы протекают неравномерно и гетерохронно. При этом закон гетерохронности развития универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровне. "Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития" .

Несмотря на повышение внимания, которое привлекает к себе процесс старения человека, многие вопросы здесь до сих пор остаются неразработанными. Нет еще и точного определения самого понятия старость. Встречаются так же и такие определения как: пожилой возраст, поздняя взрослость, старческий возраст. В демографическом энциклопедическом словаре (1985г.) приводится следующее определение: “Старость - биопсихологическое и социально-историческое понятие с условными и меняющимися границами на разных этапах историко-эволюционного развития человечества и в различных эколого-популяционных и социальных группах” .

В словаре С.И. Ожегова (1975) "пожилой", "начинающий стареть", "старость" - "период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма" и, наконец "старый" - "достигший старости". Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознании четко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек в пожилом или старом возрасте. В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость - достижение некоторого предела этих изменений . Причем эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне - человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальные роли, паттерны поведения; наконец, на психологическом, когда человек осознает происходящие изменения и приспосабливается к ним. Как считает С. де Бовуар, в первую очередь старость это биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями . Многие исследователи рассматривают старость как совокупность потерь или утрат - экономических, социальных, индивидуальных, которые могут означать потерю автономии в этот период жизни. С другой стороны, это своего рода кульминационный момент аккумуляции опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала пожилых людей . До сих пор не существует общей теории старения, которая была бы приемлема для психологов. Все существующие теории являются не более, чем "микротеориями", объясняющими не процесс старения в целом, а только какие-либо его аспекты и уровни. Например, начиная с 1974 года на Западе выходит ежегодно более тысячи статей, посвященных этой тематике. В 1976 году в США вышел сборник, который собрал учебные курсы и научные программы исследований пожилых более чем полутора тысяч колледжей и университетов. Тем не менее, В. Биррен считает, что современная психология старения кажется лишь коллекцией концепций и теорий. В обыденном сознании и системе ценностей западного человека биологическая интерпретация проблемы старения оказывается единственной или, по крайней мере, доминирующей. С этой точки зрения индивид рассматривается, главным образом, как субъект репродукции: реализовав эту функцию, он становится обременительным для своего биологического вида . Такой подход практически не оставляет места моральному аспекту проблемы старости. Существующие попытки общества облегчить пожилым заключительный этап их жизни слишком рациональны, они исчерпываются такими мерами, как пенсионное законодательство, медицинские услуги, дома престарелых и т.п. . Хотелось бы добавить, что эта стратегия характерна и для социальной политики нашего государства в настоящее время, причем уровень социального обслуживания пожилых на порядок ниже, чем в развитых странах. Исключительно биологическое или исключительно социальное определение старения - это узкий подход к самому процессу старения. Шрутц и Биррен предложили рассматривать старение как процесс, состоящий из трех компонентов. Процесс биологического старения, который ведет к возрастанию уязвимости организма и высокой вероятности смерти, они определили как senescing (от senescence - старение). Наравне с ним происходят изменения в социальных ролях, что влечет за собой изменение паттернов поведения и изменения социального статуса. Этот вид старения определен как eldering (от elder - старые люди, старшие). К этим двум процессам можно добавить психологическое старение, называемое geronting (от gerontology - учение о старости, геронтология). Этот процесс соответствует выбору адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями. Таким образом, старение - это результат ограничения механизмов саморегуляции, снижения их потенциальных возможностей при первичных изменениях в регулировании генетического аппарата. Старение - внутренне противоречивый процесс, в ходе которого возникают не только нарушения обмена и функций. Существование биологического вида можно рассматривать как непрерывный и достаточно длительный процесс, а существование представителя данного биологического вида, как временный, ограниченный определенными условиями. В этом отношении существование человека как биологического вида ничем не отличается от существования других биологических видов, скорость роста, популяции которых в большой степени зависит от скорости обновления составляющих данный вид биологических особей. Вместе с тем особенность человека как биологического вида состоит в том, что помимо передачи определенных репрезентативных свойств, человек (Homo sapiens) передает не просто биологическую информацию для выживания данного вида, но и информацию, связанную с культурно-социальными свойствами существования данного вида. Эта особенность человека, в отличие от других биологических видов, существующих на Земле, предопределяет особую специфику процесса старения, где параллельно с отмиранием определенных биологически необходимых для существования факторов концентрируется набор социокультурных свойств, которые компенсируют, а подчас и определяют само существование биологического экземпляра .

О том, что познание старости есть долгий, сложный, мучительный процесс, писал семидесятилетний Дж. Холл - один из первых исследователей социально-психологических аспектов старости и основоположник нового междисциплинарного комплекса знаний, который в середине 50-х годов оформился в самостоятельную науку - социальную геронтологию. Если биологический подход акцентирует физиологическую сторону старости, психологический - мыслительные и психические аспекты старения, то социальная геронтология изучает старость в социальном контексте в трех направлениях:

– индивидуальные переживания пожилой личности (старость в социальных рамках общества, культуры);

– место пожилой личности в обществе;

– проблемы старости и их разрешение на уровне социальной политики. Конкретизация этих направлений проявляется в изучении более частных проблем, которое осуществляется не только за рубежом, но и в России. Это проблемы занятости пожилых, досуга, семьи и дружественных связей, социально-психологической адаптации к послетрудовому периоду жизни, социальной и политической активности и др.

социальный геронтология пожилой адаптация

Глава 1. ГЕРОНТОЛОГИЯ

Геронтология - это слово происходит от сочетания двух греческих слов: Gerontos - старец и Logos - наука. Геронтология - это наука о старости и старении, которая изучает процессы старения с общебиологических позиций, а также исследует суть старости и влияние ее наступления на человека и общество. Необходимо строго различать понятия старения и старости.

Старость - это закономерно наступающий заключительный период возрастного индивидуального развития (онтогенеза ).

Старение - это разрушительный процесс, который развивается в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов, ведущий к недостаточности физиологических функций организма. Старение представляет собой постоянно развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы.

Старение- это прежде всего функция времени, нельзя остановить процесс старения на каком-либо отрезке времени, как невозможно остановить течение времени. Процесс старения необратим. Старость и смерть неизбежны.

Старение - процесс противоречивого развития живых клеток от момента зарождения, возникновения жизни и до ее прекращения. Предположения, что существуют микроорганизмы с потенциальным бессмертием, лишены научной ценности. Жизнь планеты как целое безгранична, обладает способностью бескрайнего развития, но жизнь в рамках индивидуального существования не обладает этими свойствами, так как развитие всякой живой системы строго ограничено во времени. Для всякого этапа индивидуального развития жизненные процессы запрограммированы, включая старение и прекращение жизни - смерть.

Основные понятия геронтологии - возраст, старение, старость, долголетие, бессмертие отражают не только человеческие представления о жизненных процессах пространственно-временного значения. По мнению известного советского геронтолога И.В. Давыдовского, в этих понятиях переплетаются объективные законы жизни и субъективные антропоморфные представления человечества, а также просто страстное желание жить долго. Старость- это возрастной период, характеризующий заключительную фазу человеческой жизни. Закономерным завершением процесса старения является смерть.



Английский геронтолог А. Комфорт определяет старение как процесс, который со временем увеличивает вероятность смерти; как процесс постепенного снижения адаптации к внутренней и внешней среде после репродукции и увеличение вероятности смерти от случайных факторов.

Предметом геронтологических исследований нужно считать, с одной стороны, старение организма, а с другой ‑ возраст как неизбежное следствие процессов старения. Существуют общие закономерности и фундаментальные механизмы старения животных разных видов и отдельных особей. Однако наряду с этим отмечаются видовые и индивидуальные особенности старения. При сопоставлении старения животных разных видов выделяются хронобиологические изменения , т.е. коррелирующие с астрономическим временем. Чем больше видовая продолжительность жизни, тем более выражены эти изменения.

Видоспецифические изменения свойственны животным одного вида и не присущи животным другого вида.

Индивидуальные особенности старения обнаруживаются у отдельных людей.

История развития геронтологии как науки

Феномен старения интересовал людей с незапамятных времен. Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии сопутствовали человечеству на протяжении всей его истории. С уверенностью можно считать, что учение о старости имеет начало с момента возникновения медицинской науки. Уже в трудах Гиппократа и врачей его школы обнаруживаются первые описания признаков старения и болезней у старых людей. По мнению этих ученых, течение заболеваний зависит от возраста, для каждого возрастного периода имеются свои специфичные предрасполагающие моменты. Патогенез (патологическое развитие) и завершение болезни связывались в древности исключительно с конституцией человека, т.е. характером и общим телосложением. Так, по мнению Гиппократа, флегматики особенно подвержены болезням старости. Он подчеркивал, что люди с холодным темпераментом стареют быстрее. Напротив, для холериков старческий возраст - самый здоровый период жизни. Тогда же было отмечено, что старые люди лучше себя чувствуют летом и в начале осени.

Гиппократ и его последователи описали специфические симптомы болезней почек, желчных путей в старости, старческого удушья и кашля; боли в суставах, головокружение, бессонницу, ослабление слуха, катаракту и другие симптомы старости. В Древней Греции впервые была разработана схема гигиенического режима для старых людей. В основу этого режима был положен принцип “умеренности во всем” - прогрессивное уменьшение количества принимаемой пищи, сохранение привычных навыков и постепенное прекращение активной трудовой
деятельности.

Школа Гиппократа дала и первое разграничение хронологического возраста человека:

Древнеримский врач и ученый Гален изучал старение и старость, исходя из концепции древнегреческой медицины на сущность жизни как равновесия между элементарными качествами - тепло, холод, влажность, сухость. Гален ввел понятие “дискразия” как феномена старости, проявляющегося в потере теплоты и влажности тканей и нарастающей сухости человеческого тела. Гален впервые разграничил нормальное и болезненное старение, которое он называл senium ex morbi . Внимание врачей галеновской школы было прежде всего обращено на профилактику старости и стремление поддерживать гармоническое равновесие здоровья старого человека. Впервые рекомендации целесообразного гигиенического режима старых людей были оформлены в одно новое направление в медицине - Gerocomia - герокомия, т.е. учение о старости.

Гален и его последователи отводили первое место в профилактике старости диете и питанию. Для старых людей предлагалась легкая пища: нежирное мясо, рыба, растительные масла, сухофрукты; были разработаны правила личной гигиены, которые включали периодические бани, массажи, активный образ жизни. Полное обездвижение старых людей расценивалось как катастрофа с тяжелыми последствиями. Гален впервые обратил внимание на одиночество как на одну из основных причин старения. Он советовал старым людям жить в кругу своего семейства.

Яркий и самобытный представитель арабской медицинской науки Авиценна предписывал старым людям преимущественно молочно-растительную пищу, небольшие количества красного вина, прогулки, массаж, верховую езду и слабительные средства.

В эпоху Средневековья большой вклад в развитие герокомии внесли врачи Салермской медицинской школы (Италия). Все правила режима для старых людей ими были обобщены в известной книге “Салермские правила о здоровье”. Врачи этой школы пришли к выводу, что лекарское искусство не может удлинить жизнь человека вне пределов биологических норм, но что следует сделать все возможное, чтобы достигнуть этой границы жизни. Согласно представителям Салермской школы, меры для достижения долголетия должны приниматься еще в активном возрасте: “умеренный образ жизни, радостное настроение и отдых!”.

С именем английского философа и ученого XVI века Ф. Бэкона связано новое направление в развитии геронтологии как науки. В своей фундаментальной классификации наук Ф. Бэкон разделил все науки на 2 группы: науки о природе и науки о человеке. Он специально выделил науку об увеличении продолжительности человеческой жизни, полагая, что путем систематического исследования процессов старения можно открыть причины старости. Ф. Бэкон был убежден, что самое большое влияние на процесс старения оказывают нездоровые привычки.

В 1796 г. вышло в свет сочинение немецкого геронтолога Гуфеланда “Искусство продлить человеческую жизнь” или “Макробиотика”. К этому времени понятие “герокомия” не могло больше охватить все полученные результаты и наблюдения над процессами старения, весь комплекс взаимодействия между биологией, экологией, социологией и другими науками в один ограниченный режим старого человека. С выходом книги Гуфеланда связывают новый период развития учения о старении и старости на основе непосредственного развития и достижений фундаментальных наук. В это же время впервые начинает осуществляться контроль над клиническим развитием и симптоматикой болезни у старых людей через аутопсию (вскрытие) умерших.

В XIX столетии клинические наблюдения становятся основными в развитии учения о старости в Германии, Англии, Франции. В Париже создаются гериатрические центры “Сальпетриер” и “Бисетр”. В Англии геронтология развивается как пограничная дисциплина общей медицины и лишь в первой половине XX века ее связывают с достижениями биологии.

Значительно позже, но очень динамическое развитие получает геронтология в США, где ее развитие в основном обуславливается необходимостью открытия специализированных заведений для хронически больных старых людей.

Основоположник американской геронтологии врач И. Нашер считал, что старость есть болезнь, перед которой медицина бессильна. По его инициативе и прямом руководстве в 1912 г. в Нью-Йорке было создано первое научное общество гериатров. Науку о болезнях старости и старческого возраста И. Нашер предложил обозначать словом “гериатрия” по аналогии с “педиатрией” - наукой о болезнях детского возраста. Через два года в 1914 г. было издано первое руководство по геронтологии и гериатрии для студентов-медиков и врачей. За короткий период времени в США возникают крупные клиники и центры, в которых проблемы геронтологии и гериатрии находят широкое развитие. После второй мировой войны главное место занимают фундаментальные исследования в области биологии старения и изучения социальных проблем старости.

В середине XVIII века в России выходит из печати книга И. Фишера “О старости, ее степенях и болезнях”. Основные идеи, которых придерживался И. Фишер при определении понятия здоровья и долголетия, касались конституциональных факторов и психики и их зависимости от экологии. В начале XIX века появляется книга Е. Енгалычева “О продолжении человеческой жизни”, в которой как наиболее существенные факторы называются профилактика болезней, закаливание с использованием природных факторов, диетические правила и режим питания.

Огромное влияние в конце XIX века в русской медицинской науке приобретают идеи известного врача С.П. Боткина. Под его руководством предпринимается одно из обширных наблюдений за физиологией и патологией старости. Результаты исследования давали основания разграничить понятия нормального и патологического старения. Было установлено, что признаки старения развиваются неодновременно и с различной динамикой.

Мировое признание русская геронтологическая школа получила после знаменитых исследований И.И. Мечникова, которыми он подтвердил предположение о существовании преждевременного старения человека. Обобщение И.И. Мечникова, что “старость есть болезнь, которую нужно лечить”, по существу, и до настоящего времени представляет актуальную проблему геронтологии. Многие идеи И.И. Мечникова о профилактике старения и борьбе за долголетие не потеряли своего значения и в наши дни.

Основоположником советской геронтологии считают А.А. Богомольца. В 1938 г. под его руководством была проведена одна из первых в мире научных конференций, посвященных проблемам старения и долголетия. Нужно отметить, что в 30 - 40-е годы в СССР особенно активно разрабатывались проблемы долголетия, был выдвинут тезис максимального продления человеческой жизни до 150 лет и более.

Свой вклад в изучение проблем геронтологии и активного долголетия вложили З.Г. Френкель, В.И. Никитин, И.А. Аршавский, И.В. Давыдовский, А.В. Нагорный, М.С. Мильман и многие другие. В это же время стали оформляться геронтологические школы и направления (ленинградская, киевская, московская, тбилисская и другие).

В 1958 г. был создан первый в СССР Институт геронтологии и гериатрии АМН СССР в г. Киеве. С этого времени развитие геронтологии, ее новый этап развития был связан с именами Д.Ф. Чеботарева, В.В. Фролькиса, Н.Н. Сачук, В.В. Безрукова, О.В. Коркушко, А.В. Токаря и других. Этот институт стал ведущим геронтологическим центром в СССР, полностью специализирующимся на изучении фундаментальных проблем старения; разрабатывались 3 основных направления в геронтологии: экспериментально-биологическое, клинико-физиологическое и социально-гигиеническое. Значение научных исследований и достижений советских геронтологов невозможно преуменьшить, они общеизвестны, получили свое международное признание. Вне всякого сомнения, эти результаты должны быть востребованы, проанализированы и использованы в новых условиях российской действительности.

Одним из первых среди русских ученых геронтологическими исследованиями занимался князь, писатель и переводчик Парфений Николаевич Енгалычев (1769–1828).

Ученый был ярким представителем макробиотики и утверждал, что можно прожить очень долго и сохранить до конца дней отличное физическое и психическое здоровье.

Для этого необходимо ограничить вредное влияние на организм спиртных напитков и табака, рационально питаться, больше двигаться, полноценно отдыхать после работы и т. д. Все это способствует предупреждению болезней и обеспечивает здоровую старость.

Свои мысли ученый изложил в монографии «О продлении человеческой жизни. Как достигать здоровой, веселой и глубокой старости», которая была опубликована в Москве в 1802 г.

Определенный вклад в начало геронтологических исследований внес российский ученый Иоганн Фишер (1772– 1865), возглавлявший в середине XVIII в. Министерство здравоохранения России.

Плодом его исследований стала книга «О старости, ее степенях и болезнях», в которой автор обращает внимание на важность влияния условий жизни на особенности и психическое состояние человека.

Малоизвестно, что выдающийся русский ученый Д.И. Менделеев также обращался к проблемам старения, долголетия и смерти. В начале века была опубликована интереснейшая его работа «Заветные мысли», где говорилось о необходимости изучения вопросов, связанных с продолжительностью жизни и рассматривались социальные аспекты геронтологии.

В частности, Д.И. Менделеев тогда наивно полагал, что «с увеличением процента бодрых стариков человечество должно будет улучшиться, потому что такие старики, умудренные опытом жизни, благотворно будут влиять на молодежь, каким бы самомнением она ни заразилась».

Мысль здравая, но весьма утопичная. К сожалению, до сих пор человечество хотя и живет на много дольше, но здоровье во многих станах в целом не улучшается, а по некоторым направлениям деградирует.

Дальнейшее развитие геронтологии в России в XIX в. и в Советском Союзе в XX в. Связано это, прежде всего с именами выдающихся ученых – С.П. Боткина (1832–1889), И.И. Мечникова (1845–1916), И.П. Павлова (1849–1936), А.А. Богомольца (1881–1946). В.В. Фролькиса (1924–1999), В.М. Дильмана (1925- 1994), А.М. Оловникова (1936 г. рождения), В.П. Скулачева и др.

В конце XIX в. огромное влияние на русскую медицинскую науку оказали идеи известного врача, ученого, клиницист С.П. Боткина. Под его руководством были организованы и проведены массовые наблюдения за физиологией и патологией старости.

Результаты исследования дали основания разграничить понятия нормального и патологического старения.

Под патологической или преждевременной старостью, ученый понимал те случаи, когда человек не доживает до своего возрастного видового предела.

Было установлено, что у разных людей признаки старения появляются и развиваются с различной динамикой.

Мировое признание русская геронтологическая школа получила после знаменитых исследований И.И. Мечникова, которыми он подтвердил предположение о существовании преждевременного старения человека.

Ученый считал, что «старость есть болезнь, которую нужно лечить», а «смерть раньше 150 лет – насильственная смерть».

Наиболее известны его работы «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма», где дан глубокий научный анализ старости и смерти.

Ученый призывал к оптимистическому пониманию жизни и смерти и предложил собственную теорию долголетия, которую назвал ортобиоз – правильный образ жизни. Основными элементами ортобиоза были:
употребление кисломолочных продуктов, угнетающих деятельность гнилостных бактерий;
гигиенические меры;
в перспективе – изменение природы человека и общественного устройства.

Он писал: «Недостаточно заниматься одним только выдумыванием способов лечения; нужно взяться за изучение общего вопроса о судьбе человеческой: почему человек неуклонно стареет и в конце концов умирает, когда в нем еще так велико желание жить».

Многие идеи И.И. Мечникова о профилактике старения и борьбе за долголетие не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Неоценимо значение работ великого И.П. Павлова в исследовании возрастных изменений, проблем высшей нервной деятельности, об адаптационных возможностях организма и др.

Основоположником советской геронтологии считают уже упомянутого нами врача А.А. Богомольца. В 1938 г. под его руководством была проведена одна из первых в мире научных конференций, посвященных проблемам старения и долголетия.

В СССР в 30–40-е годы прошлого столетия активно разрабатывались проблемы долголетия. Ученой общественностью был выдвинут весьма амбициозный тезис о возможности продления человеческой жизни до 150 лет и более.

В 1958 г. в Киеве в системе Академии медицинских наук (АМН СССР) был создан Институт геронтологии и гериатрии.

Этот институт был первым и стал ведущим геронтологическим центром Советского Союза, полностью специализирующимся на изучении фундаментальных проблем старения.

В этот же период стали оформляться геронтологические научные школы – ленинградская, киевская, московская, тбилисская и др.

В частности, одним наиболее ярких представителей киевской школы был В.В. Фролькис (1924–1999) – известный современный физиолог и геронтолог, вице-президента АМН Украины.

Наиболее обоснованной считается его теория соматических мутаций. К числу первичных причин старения ученый относил изменение генетического аппарата клетки.

В.В. Фролькис считал, что в соматических клетках (клетках тела) могут спонтанно проходить мутации, которые отрицательно влияют на ее функционирование.

Накопление таких мутаций ведет к нарушению функций организма, к старению и в конце концов к смерти.

В ленинградской геронтологической школе, выделялся эндокринолог, профессор В.М. Дильманом (1925- 1994).

Разработанная им элевационная теория старения, связанная с нарушениями гормонального фона организма по праву относят к одной из самых ярких и глубоко разработанных концепций в геронтологии.

В 1963 г. в Советском Союзе было организовано Всесоюзное научно-медицинское общество геронтологов и гериатров, которое через три года вошло в Международную ассоциацию геронтологов.

Среди приоритетных направлений развития геронтологии в СССР были экспериментально-биологическое, клинико-физиологическое и социально-гигиеническое.

Достижения советских геронтологов высоко ценились в научной среде и получили заслуженное признание за рубежом.

Дальнейшая разработка этих направлений привела к возникновению новой отрасли науки – социальной геронтологии, которая переросла рамки узко академических исследований, приобрела статус самостоятельной учебной дисциплины. Её негласным девизом стало: «Не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам».

При развитии этого научного направления на первый план вышли разработки социологических, социально-психологических, экономических, этических проблем старения.

Важнейшей характеристикой современной геронтологии является её комплексность, развивающаяся на основе междисциплинарных исследований.

Со временем наука о старении вбирала в себя новые знания, создаваемые учеными самых различных отраслей. Прежде всего, это относится к физиологии, биологии, психологии и социологии, демографии и этнографии, истории и правоведению.

Относительно недавно геронтология обогатилась достижениями новых наук, таких как, биохимия, генетика, биоэнергетика, биофизика, психоаналитика, психофизиология и др.

Современный интерес и интенсивное развитие геронтологии связаны с успехами биологии, сделавшими реальными открытие ряда фундаментальных механизмов старения.

Определены связи основных болезней человека с возрастными нарушениями. Получены успешные результаты экспериментов по продлению жизни различных видов животных.

Современная геронтология, с одной стороны, включает в свой теоретический и практический инструментарий результаты и методы других наук, а с другой – разделяется на отдельные отрасли знания.

В настоящее время геронтология изучает механизмы и причины старения как организма в целом, отдельных его органов и систем, а также эти процессы на молекулярном, клеточном и генетическом уровнях.

Составными частями современной геронтологии являются:
гериатрия – учение об особенностях болезней старческого организма;
герогигиена – учение о гигиене людей старших возрастных групп;
геронтопсихология – изучающая особенности старческой психологии.

Таким образом, характерной чертой развития современной геронтологии является действие двух разнонаправленных тенденций – дифференциации и интеграции научного знания.

Научные исследования фокусируются на трёх основных направлениях – экспериментальном, клиническом и социальном.

Научные достижения российских и зарубежных герантологов в этой области весьма существенны.

Это касается широкого спектра теоретических и практических научных направлений таких, как клеточная физиология, биохимия белка и других соединений, эволюционная биология, физиология физических нагрузок, антропология, экспериментальная психология, экология и сравнительная анатомия нервной системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Геронтология как наука

Литература

1. Понятие про геронтологию как науку

Геронтология - наука, изучающая биологические механизмы и процессы, обусловливающие и сопровождающие старение живых существ, а также способы замедления старения и увеличения продолжительности жизни.

Геронтология - это наука о старении и о профилактике старения.

Геронтология отмечает три важнейших причины ведущих к старению организма и смерти.

1. Живые организмы изнашиваются и стареют, как изнашивается и стареет всё природе.

2. Организм теряет способность к самообновлению и восстановлению. Эта способность наблюдается в первой половине жизни и постепенно исчезает во второй.

3. Современная геронтология гласит. Во второй половине жизни происходит включение организмом таких процессов, которые способствуют его саморазрушению, старению и гибели.

Так же рассмотрим этапы старения:

Первый этап

Характеризуется изменениями характера человека. Окружающие начинают отмечать у него невнимательность, невозможность сосредоточиться, быструю утомляемость от монотонных действий, трудности с засыпанием, неожиданные эмоциональные спады и подъёмы, раздражительность, плаксивость и агрессивность, плохое настроение, депрессию, бессонницу, появление безотчетного страха, расстройства памяти.

Второй этап

Отражается уже на самой внешности человека. При этом изменяется структура кожи, волос, ногтей.

За счет уменьшения в клетках коллагена ухудшается эластичность кожи, появляется сухость и шелушение её, возникают морщины, пигментные пятна, раздражение. Кожа истончается, так как равновесие между новыми растущими клетками кожного эпителия и отмирающими старыми клетками нарушено в сторону замедления роста новых клеток и увеличения содержания отмирающих клеток кожи.

Подобный процесс происходит и в волосах. Из-за недостаточного поступления минералов и витаминов в организм волосы изменяют свою структуру, становятся ломкими, тонкими, тусклыми, меняют цвет появляется седина. У мужчин часто отмечается облысение, у женщин редкий рост волос, сечение волос.

Третий этап

Связан с изменением фигуры.

У многих людей появляется не характерная для них полнота, исчезает талия, увеличивается масса жировой ткани. И если бы оно сказывалось только на ухудшении фигуры. Ожирение даёт знак, что процесс старения набрал скорость.

При этом в организме происходит множество негативных изменений, нарушается деятельность абсолютно всех органов и систем, в том числе и в костной ткани, особенно в позвоночнике, который не может выдержать такого веса и начинает деформироваться.

С деформацией позвоночника нарушается правильная работа всего организма. Вот тогда-то и выступают на сцену все характерные болезни старости.

Но не значит, что старость определяется паспортным возрастом, паспортные тридцать лет всего лишь сигнал, что теперь необходимо на себя обратить особое внимание.

Некоторые люди замечают признаки старения после двадцати пяти лет, а другие после сорока пяти.

По мнению многих ученных основная причина старения (дегенерации организма) находится в глубине генетического материала клетки ДНК. Суть этой теории состоит в том, что повреждения ДНК клеток, вызванные процессом окисления, с возрастом накапливаются. Это приводит к развитию дегенеративных болезней старения: рака, иммунных нарушений, сердечнососудистой патологии, дисфункции мозга и нервной системы, умственной деградации, приобретенного сахарного диабета, артрита.

Ученные обнаружили, что при старении в организме выделяется повышенное количество фактора старения гомоцистеин. Очень активно нейтрализующе воздействуют на этот фактор витамин В6 и фолиевая кислота, которая содержится в больших количествах в шпинате.

Экспериментально доказана связь дефицита в организме пожилого человека витамина В 12 с умственной деградацией.

Некоторые специалисты утверждают, что от 80 до 90 % всех дегенеративных болезней связаны с действием свободных радикалов.

Кислород вот кто виновник всех проблем. Жизненная энергия вырабатывается в клеточных фабриках митохондриях, которые сжигают почти весь кислород, который мы вдыхаем. Но за это приходится платить. Сгорание кислорода, которое позволяет нам существовать, происходит с образованием побочных продуктов свободных радикалов кислорода (пероксиды). Они могут бесконтрольно блуждать по телу, нападать на клетки, сворачивая их белки, проникая в мембраны, нарушать их генетический код, пока клетки начинают неправильно функционировать и даже погибать. Более того, свободные радикалы поступают в организм извне (курение, выхлопные газы, солнечная радиация и др.).

2. Основные типы приспособление к старости

Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:

1) Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают нас помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольна высока.

2) Отношение зависимости. Зависимая личность -это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу;

4) Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

5. Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

Психиатр М.Мак-Каллох, первым изучивший влияние животных на психику человека, в результате анкетирования пришел к выводу, что домашние животные делают человека спокойнее, а некоторым людям, перенесшим серьезные душевные потрясения, таких «четвероногих лекарей» просто необходимо назначать.

Чувство одиночества истощает душевные силы человека и таким образом подтачивает и физическое отсутствие человеческих контактов, разрушает личность, ее социальный строй. «Прямыми опытами доказано, - писал академик А.И. Берг,- что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция-это начало безумия. Информация, стимулирующая мышление, связь с внешним миром также необходима, как пища и тепло, мало того - как наличие тех энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на планете».

Все представленные здесь основные типы старости, отношения к ней, не исчерпывают всего многообразия проявления поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Все классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Кароль Рощак предлагает четыре стратегии приспособления в старом возрасте. Эти четыре типа выделены в результате проективного метода.

«Конструктивный тип».

Характеризует зрелую личность, хорошо интегрированную, которая наслаждается жизнью, созданными тесными и близкими отношениями с другими людьми. Такие люди терпеливы, гибки, осознают себя, свои достижения, возможности и перспективы. Они принимают факты пожилого возраста, включая выход на пенсию и, в конечном счете, смерть. Представители этого типа сохраняют способность наслаждаться едой, работой, игрой и могут быть еще сексуально активны. Имеет конструктивную, направленную на будущее установку.

«Защитный тип».

Менее конструктивная модель приспособления к пожилому возрасту. Такие люди преувеличенно эмоционально сдержанны, несколько прямолинейны в своих поступках и привычках. Предпочитают быть само обеспеченными, неохотно принимают помощь от других людей. Они избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими жизненными либо семейными проблемами, отказываются от помощи, доказывая себе то, что они независимы. Их отношение к старости пессимистично. Они не видят преимущества в старости и завидуют молодым людям. Эти люди с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют профессиональную работу. Оборонительную позицию они временами занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избежании проявления своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым ими против страха смерти и обездоленности, является активность «через силу» - постоянная подпитка внешними действиями.

«Агрессивно- активный тип».

Люди этого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тенденцию к перекладыванию на окружающих собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценки действительности. Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми. Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизмы разрядки напряжения через активность, с отягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к молодым людям иногда с переносом этого отношения на весь мир.

« Тип пассивного старения».

Этот тип отличается от предыдущего тем, что агрессия направлена на себя. Такие люди критикуют и презирают собственную жизнь. Они пассивны, иногда в депрессии, недостаточно инициативны. Они пессимистичны, не верят, что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвой обстоятельств. Люди этого типа хорошо осознают факты старения, но они не завидуют молодым. Они не бунтуют против собственной старости, а лишь безропотно принимают все, что шлет судьба. Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как избавление от страданий.(Кароль Рощак 1990г.)

3. Основные возрастные периодизации

На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.

В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека.

Первая фаза -- младенчество, охватывает период до 2 лет.

Вторая фаза -- предшкольный возраст, от 2 до 5 лет.

Третья фаза --детство, 5-12 лет.

Четвертая фаза -- юность, 12-17 лет.

Пятая фаза --ранняя взрослость, 17-25 лет.

Шестая фаза -- зрелость, 25-50 лет.

Седьмая фаза -- поздняя зрелость, 50-75 лет.

По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Биррена, но является достаточно распространенным явлением. Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д. И. Фельдштейн, так же как и Б. Г. Ананьев, обращает внимание на некорректность построения периодизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации -- по возрасту (младенчество, детство и т. д.) и по роду деятельности (дошкольный, школьный и т. д.).

В классификации Д. Бромлей (Bromley D., 1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.

Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).

Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года).

Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).

В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

ѕ От рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия),

ѕ от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия),

ѕ от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия),

ѕ от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия),

ѕ от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),

ѕ от 20 до 25 лет (ранняя зрелость),

ѕ от 26 до 64 лет (средняя зрелость),

ѕ от 65 лет (поздняя зрелость).

В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:

ѕ младенческий возраст -- от рождения до 3 лет,

ѕ раннее детство -- от 3 до 6 лет,

ѕ детство -- от 6 до 12 лет,

ѕ подростковый (юношеский) возраст -- от 12 до 18 лет,

ѕ молодость -- от 18 до 40 лет,

ѕ зрелый возраст -- от 40 до 65 лет,

ѕ пожилой возраст -- от 65 лет.

В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг (Craig G., 1996, 2000) приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:

ѕ младенческий возраст -- от рождения до 2 лет,

ѕ раннее детство -- от 2 до 6 лет,

ѕ среднее детство -- от 6 до 12 лет,

ѕ подростковый и юношеский возраст-- от 12 до 19 лет,

ѕ ранняя взрослость -- от 20 до 40 лет,

ѕ средняя взрослость -- от 40 до 60 лет,

Литература

1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. - В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975 - С. 60

2. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л., 1974

3. Анисимов В.Н. Итоги и перспективы работы Геронтологического общества // Успехи геронтологии. - 1998.- Т. 2. - С. 7-10

4. Анисимов В.Н. Эволюция концепций в геронтологии: достижения и перспективы // Успехи геронтологии. - 1999.- Т. 3. - С. 32-53

5. Михельсон В.М. Наследственное преждевременное старение человека // Клин. геронтол.- 1996.- N 4.- С.4-10

Подобные документы

    Социальная геронтология как наука о пожилых людях; ее направления и подходы: биологический, физиологический, психологический. Индивидуальные переживания и проблемы пожилой личности; типология групп, процесс старения, адаптация; социальная политика.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Процесс старения и возрастные изменения в организме. Понятие психического старения. Изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте. Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2007

    Изучение психологических теорий старения. Возрастные задачи старости. Анализ особенностей протекания нормативного кризиса пожилого возраста. Поведение человека перед лицом старости. Оказание психологической помощи в кризисе старения пожилого возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2015

    Геронтология в системе наук о человеке. Типология старости. Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте. Психологические факторы старения. Выход на пенсию как психологическая проблема.

    курсовая работа , добавлен 01.01.2003

    Общая характеристика пожилого возраста. Выделение периода старения и старости. Особенности мыслительной деятельности пожилого человека. Характеристика эмоционально-волевой сферы и памяти. Физиологические процессы старения и их влияние на личность.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Анализ нескольких типов жизни людей в поздние годы, условия, способствующие и препятствующие поступательному развитию личности и за пределами поздней взрослости. Анализ основных теорий старения и старости. Типы старения и определяющие их условия.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2008

    Исследование теоретических подходов к изучению возрастных изменений психики человека. Понятие "старение", особенности протекания этого процесса и факторы, на него влияющие. Анализ влияния процесса старения на основные психофизиологические функции.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2009

    Старение и смерть как базовые, сущностные биологические свойства, отражающие функционирование и эволюцию всех живых организмов. "Программированное" и "непрограммированное" старение человека. Социально-психологические подходы к старению и старости.

    реферат , добавлен 29.12.2009

    Методы возрастной и социальной психологии. Особенности и проблемы социализации пожилых людей в современном мире. Основные типологии старости. Биологическое, социальное и психологическое старение. Главные особенности эмоциональных состояний в старости.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2012

    Ознакомление с историей становления возрастной и педагогической психологии. Характеристика процессов эволюции в детстве и отрочестве согласно трудам Зинченка и Моргунова. Обозначение основных проблем возрастной периодизации психического развития человека.

Наука, которая изучает законы старения человеческого организма, называется геронтология. Исторические факты говорят о том, что одни люди в силу слабого наследственного аппарата стареют очень быстро и умирают по причине естественного одряхления организма в возрасте 10 лет. Другие имеют сильные наследственные механизмы, а поэтому живут до 200 лет.

Японец Маммэ прожил 242 года и умер только в 1936 году. Он был крестьянином, постоянно трудился на поле и делал прижигание сигаретой из полыни и делал иглоукалывание. Геронтология- раздел медицины и биологии , изучающий закономерности старения живых организмов, в т.ч. человека. Включает гериатрию (раздел клинической медицины, изучающий болезни людей старческого и пожилого возраста, разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики), герогигиену и геронтопсихологию.

Чтобы победить старение (проводить профилактику старения), конечно же необходимо знать, что собой процесс старения представляет.

Геронтология

- как раз - приходит к нам на помощь. Пожалуй пальцев одной руки не хватит, чтобы перечислить только самые серьёзные теории, которые пытаются дать ответ о том, что такое старение организма. Тем не менее, у большинства серьёзных геронтологов уже появляется общее видение того, что такое старение.

Геронтология отмечает три важнейших причины ведущих к старению организма и смерти.

1. Живые организмы изнашиваются и стареют, как изнашивается и стареет всё природе.

2. Организм теряет способность к самообновлению и восстановлению. Эта способность наблюдается в первой половине жизни и постепенно исчезает во второй.

3. Современная геронтология гласит. Во второй половине жизни происходит включение организмом таких процессов, которые способствуют его саморазрушению, старению и гибели.

Чуть подробнее с точки зрения геронтологии о каждой из причин старения организма.

1. Живой организм изнашивается и стареет как всё в природе.

Действительно, понятие старый применяется нами к любым объектам, неважно живым или неживым. Всё в природе подвержено старению. Геронтолог сказал бы по этому поводу: согласно второму закону термодинамики, разрушение или старение - это есть процесс накопления энтропии (нарастание хаоса) со временем.
Итак, прежде всего, наш организм просто напросто изнашивается. Со временем в генах накапливается большое количество повреждений или мутаций, что нарушает работу организма.

Геронтология едва ли не решающее значение в разрушении организма придаёт повреждающему действию свободных радикалов. Это достаточно агрессивные молекулы (агрессивная форма кислорода), которые образуются в процессе обмена веществ. Они имеют неспаренный электрон и поэтому вступают в химические реакции с различными веществами в наших клетках и, тем самым, разрушают (окисляют) их. Предполагается, что разрушающее действие свободных радикалов отнимает не один десяток лет жизни у человека. Эти же агрессоры часто являются виновниками таких заболеваний, как рак, болезни сердца и сосудов и т.п.

Одной из существенных причин старения организма является возникновение так называемых сшивок молекул в клетках. Под воздействием глюкозы (гликозилирование) важнейшие для организма белковые молекулы сцепляются или склеиваются друг с другом (перекрёстное связывание) и теряют способность к выполнению своих функций.

Организм также разрушается (стареет) из-за радиационного излучения, недостатка кислорода, стрессов, накопления вредных веществ внешнего и внутреннего происхождения, хронического переутомления, и др. Важно отметить, что в организме имеются системы ремонта, которые способны восстанавливать повреждения. Однако, со временем, восстановительные способности организма снижаются.

2. Потеря организмом способности к самообновлению и самовосстановлению.

Наши клетки очень интересно устроены. На первом этапе жизни они способны довольно быстро делиться, иначе говоря обновляться. При этом, что любопытно: какие бы повреждающие факторы не действовали на организм, но если клетки обновляются быстрее, чем происходит процесс накопления повреждений, то организм остаётся молодым и здоровым. Однако с определённого момента процесс обновления замедляется, а затем и вовсе прекращается, и организм погибает.

3. Запуск организмом процессов, способствующих его саморазрушению, старению и гибели.
Итак, сначала природа создаёт механизмы защиты, чтобы довести живой организм до репродуктивного возраста и справляется с этим вполне успешно, а затем перестаёт заботиться о нём и даже включает механизмы, которые помогают организму умереть. Повторюсь, это только одно из свидетельств того, что старение не является абсолютно неизбежным, а просто природа посчитала его целесообразным! Но есть ещё более впечатляющие свидетельства. Знаете ли Вы, что существуют по-настоящему бессмертные клетки?! Например, раковые клетки, некоторые бактерии. Почти неограниченно могут обновляться клетки крови, эпидермиса, желудочного эпителия и т.д.

Итак, старение и смерть вовсе не являются неизбежными. Самые передовые учёные всего мира уже давно поняли это. В интервью "Российской Газете" директор НИИ физико-химической биологии МГУ, академик В. П. Скулачев сказал: "Начать с того, что смерть вовсе не обязательный удел каждого живого существа. Скажем, бактерии бессмертны.

В лабораториях, где им создана благоприятная среда, они живут неограниченно долго. Да и некоторые линии раковых клеток человека живут в пробирках уже около ста лет и умирать не собираются. Бессмертна клубника, если ее размножать вегетативным способом - усами. Почему же должны умирать клетки человеческого организма? Да в том-то и дело, что они, как правило, не умирают от старости. Они кончают самоубийством. Как ни парадоксально это звучит, но есть все основания полагать, что смерть клетки запрограммирована, - продолжает Владимир Петрович. - Так же, как запрограммировано отмирание органов, - у растений это осенний листопад, у головастика - исчезновение хвоста, когда он превращается в лягушку, у человеческого эмбриона - рассасывание хвоста и жабер. Появилась новая область науки - биология клеточной смерти. Она утверждает, что в организме действуют программы не только на жизнь, но и на смерть, и клетка умирает не потому, что состарилась, а потому, что сама кончает счеты с жизнью, если возникает подозрение, что она может стать потенциально опасной или просто ненужной для окружающих тканей".

Какую пользу из наших знаний о старении мы можем извлечь?!

Мы знаем о трёх причинах, ведущих организм к старению и смерти. Это обычное старение: в основном под влиянием разрушающих факторов; замедление обновления клеток; и запуск механизмов, ведущих к саморазрушению, фактически самоубийству.
Мы можем бороться с повреждающими факторами и стимулировать организм для восстановления. Это позволит нам выиграть от 10-20 и, возможно, более лет. Мы не можем пока существенно повлиять на прекращение процесса самообновления клеток и на процессы ведущие клетки к самоубийству, так как эти процессы закреплены генетически. Решить эти проблемы напрямую сможет наука, видимо, через несколько десятилетий. Однако мы уже сейчас можем повлиять на эти процессы косвенным образом. Используя специальные меры, которые замедляют обмен веществ в организме (диета, физупражнения и др.), мы можем существенно растянуть жизненный цикл, и тем самым существенно отдалить запуск тех процессов, что ведут к прекращению обновления и самоубийству клеток. То есть, если обычно уже лет после сорока в организме начинаются процессы ведущие к старению, и годам к семидесяти человек умирает, то, замедлив обмен веществ, мы отдалим начало реализации "самоубийственной" программы, скажем на возраст в 50-60 лет, а продолжительность жизни увеличится лет до 90-100. Таким образом, меры против разрушающих факторов и замедление обмена веществ, по-видимому, могут продлить нам жизнь до 120 и более лет.
Обратите внимание, речь идёт только о тех мерах, которые доступны уже сегодня (2000 г.). Таким образом, человек 20-30-ти лет имеет в запасе около столетия. При этом, как говорилось выше, уже через несколько десятилетий возможно появление таких средств, которые будут способны радикально продлевать жизнь. Однако расслабляться не стоит, ведь не исключено, что научно-технический прогресс будет идти медленнее, чем ожидается. К тому же, от появления какого-то изобретения или средства до его прихода в каждый дом, могут также пройти годы, а то и десятилетия. Ведь средство необходимо сначала испытать, а затем наладить его промышленное производство. Поэтому важно уже сегодня использовать все возможные меры для продления жизни, чтобы гарантированно дожить до времени вечной молодости!

Итак, причины ведущие к старению.

1. Воздействие на организм множества разрушающих факторов.
2. Прекращение самообновления клеток.
3. Включение на определённом этапе развития организма таких механизмов, которые дополнительно способствуют разрушению.

Поскольку мы знаем основные причины, ведущие к старению, то основываясь на этом знании мы можем разработать конкретный план действий по борьбе со старением. Нам необходимо:

1. Исключить воздействие разрушающих факторов.

Поскольку полностью исключить повреждения нельзя, то
2. Стимулировать организм таким образом, чтоб восстанавливающие системы лучше ремонтировали наши клетки.
3. Повысить экономичность обменных процессов, иначе говоря замедлить обмен.

Некоторые меры для долголетия и продления жизни оказывают многостороннее положительное действие на организм. Например, изменив питание, можно и уменьшить разрушительные процессы и существенно замедлить обмен. Поэтому, рекомендацию о необходимости правильного питания для долголетия и продления жизни можно встретить не один раз.

Исключаем разрушающие факторы

Вспомним, что в основном организм разрушают: свободные радикалы, кислородное голодание тканей, сцепка молекул (в основном под действием глюкозы), хроническое утомление, стрессы, ядовитые вещества внешнего и внутреннего происхождения, и др.

Наши конкретные действия:


1. Долголетие и продление жизни

: Борьба со свободными радикалами.

А) Употребление лекарственных препаратов, обезвреживающих свободные радикалы (антиоксиданты).

Б) Преимущественно растительное питание с минимумом животных продуктов.


2. Долголетие и продление жизни: Меры против кислородного голодания.

А) использование сосудорасширяющих и стимулирующих кровоток процедур. Это парные, ванны, алкоголь в небольших дозах, некоторые лекарственные средства.

Б) для укрепления сердца и сосудов физические упражнения на выносливость.

В) дыхательные тренировки; использование Люстры Чижевского.


3. Меры против сшивок или сцепления молекул

А) низкокалорийное питание, ведущее к снижению сахара в крови; использование сахарозаменителей.

Б) употребление некоторых препаратов.


4. Долголетие и продление жизни: Профилактика хронического утомления.

А) исключение систематического физического перенапряжения; полноценный отдых и особенно сон.

Б) использование парных, ванн, небольших доз алкоголя.

В) лекарственные препараты (поливитаминные комплексы, адаптогены и др.).


5. Долголетие и продление жизни: Профилактика стрессов.

6. Борьба с загрязнениями внешнего и внутреннего происхождения

А) употребление экологически чистых продуктов и воды; выбор экологически чистого местожительства; отказ от курения и др.

Б) использование очистительных процедур.


Стимулирующие меры, которые позволят восстанавливающим системам лучше исправлять повреждения.

1. Долголетие и продление жизни: Укрепление Иммунитета (играет решающую роль в обновлении клеток организма).

2. Укрепление организма с помощью физупражнений

3. Использование лекарственных препаратов (адаптогены и др.).


Замедление обмена веществ.

1. Низкокалорийное питание с пониженным содержанием белка.

2. Физические упражнения на выносливость