Питание детей в детских садах. Почему ребёнок отказывается от еды в детском саду? Каков режим питания в детском саду

Каждый родитель, когда отдает малыша в детский сад, испытывает много тревожных моментов и переживаний. "Быстро ли ребенок привыкнет?", "Не станут ли его обижать?", "Хорошо ли будут кормить?"

Здоровое и сбалансированное питание в дошкольных учреждениях находится под контролем государственных органов и поставлено на высокий уровень.

К меню питания малышей в детском саду предъявляют высокие требования, обращают внимание на размер порции, количество калорий, белков, жиров и углеводов. Таким образом, учитываются потребности детского организма для каждого возраста дошкольника.

Медицинский работник детского учреждения с поваром составляют меню на неделю. Все продукты, которые привозят в садик, в обязательном порядке имеют необходимые сертификаты качеств и справки от ветеринаров. За этим беспрестанно следит управление образования.

Качество приготовленной еды всегда контролирует медработник детского дошкольного учреждения. За санитарным состоянием кухни регулярно следит санитарная служба.

Питание для детей с аллергией

Если ваш малыш страдает пищевой аллергией, лучше не отводить его в садик, пока не исполнится 4 года, тогда будут известны все аллергены.

В случае безвыходного положения, когда ребенка не с кем оставлять и он все-таки пошел в детский сад, обязательно поставьте в известность об аллергии воспитателя и медсестру, укажите продукты, ее вызывающие.

Они проследят, чтобы ваш малыш не употреблял в пищу аллергены. Конечно, никто не станет вносить в меню изменения. Но если, к примеру, у ребенка непереносимость куриных яиц, а они содержатся в маннике, то выпечку он просто не получит.

Нормативы питания детей

Меню детского сада по нормам, утвержденным Минздравом и Министерством образования, имеет точно высчитанную энергетическую ценность. К примеру, дневная норма для малышей младше 3 лет - 1540 ккал, а старше 3 - 1900 ккал. Учитывая эти значения и составляется рацион.

С утра вашему ребенку предложат завтрак - вероятнее всего, это будет каша на молоке, кусочек хлеба с сыром или со сливочным маслом, чай или кофейный напиток. Немного позже идет второй завтрак, как правило, это фрукт или фруктовый сок. Обед - самая главная трапеза, состоящая из первого, второго с гарниром, салата и компота. Вслед за тихим часом малыши полдничают - обычно это булочка или кусочек манника с молоком.

Меню в государственных детских дошкольных учреждениях и в частных сильно друг от друга не отличаются. Как правило, деток кормят качественно и полноценно.

Нельзя не отметить правило, по нему ребятишкам нельзя давать в пищу одно и то же блюдо чаще раза в 21 день. Поэтому детское питание в детских садах отличается разнообразием.

Микроэлементы и витамины в еде

Малыш должен получать с пищей полезные вещества, крайне нужные для его развития и роста.

Организму растущего ребенка требуется калий. Он есть в фасоли, картофеле, овсяной каше, говядине, свекле и томатах. Благодаря этому важному микроэлементу осуществляется хорошая работа мышц и почек.

Для того, чтобы образовывались и качественно работали нервные клетки и клетки желудочно-кишечного тракта, нужен кобальт. Он содержится в молоке, рыбе и мясе.

В процессе кроветворения важную роль играет медь. Ее много в горохе, какао, рыбе и бобовых.

Если малышу не хватает йода, это плохо отражается на его иммунитете, работе щитовидной железы и умственных способностях. Источником йода является рыба и морепродукты.

В здоровом питании детей должны присутствовать еще селен, железо, цинк, комплекс витаминов (группа В, Е, С, А, D, биотин и пантотеновая кислота).

В еде должно быть много составляющих, чтобы ребенок рос умным, крепким и здоровым.

Безусловно, идеальный вариант - когда малыш не ходит в детский сад и сидит дома с мамой или бабушкой. В этом случае можно быть спокойной, не волноваться на работе и не спешить забирать его из садика. Однако, современный темп жизни диктует свои правила.

В детском саду ребенок быстрее приучится к самостоятельности, сможет взаимодействовать со сверстниками, станет лучше говорить, будет всесторонне развиваться. Тем более если ребенок не посещал садик, то его не возьмут и в школу. Так что учить контактировать со сверстниками нужно. Но это я сказала к слову.

А насчет питания можете не беспокоиться. Здоровое, правильное питание в детском саду – это норма для наших дошкольных учебных заведений. За ним регулярно и тщательно следят соответствующие органы. Если что-то вас не устроит, то вы можете обратиться к заведующей садика, а потом в местный отдел образования.

Анастасия Шашурина
Здоровое питание в детском саду

Здоровое питание в детском саду

В нашем детском саду № 52 «Ласточка» организовано всё таким образом, что бы дети получали здоровое питание . Для этого существуют специально разработанные методики приготовления пищи для детей. Продукты подбираются так, что бы они сбалансировано дополняли друг друга, и ребёнок за день получал необходимое для его возраста количество килокалорий, витаминов и микроэлементов. Составляя меню на неделю, в детском саду учитывают такой фактор, как разнообразие блюд. Это означает, что каждый день дети получают разные блюда. Каждый день меню детского сада вывешивается при входе в группу. Это делается для того, чтобы родители смогли прочитать меню того, что их ребёнок ел в течении дня и в соответствии с этим дополнить его рацион необходимой пищей в виде лёгкого и полезного ужина.

Питание дошкольника должно быть вкусным и полезным. Рациональное питание ребенка является основным средством для обеспечения отличного физического и умственного развития детей. Питание дошкольника должно быть калорийным и удовлетворять как ростовые, так и энергетические нужды. Это достигается включением в рацион должного количества белков, углеводов и жиров. Из-за дефицита белка может быть снижение работоспособности, переутомление и ухудшение успеваемости. Вот почему детям нужно каждый день есть блюда из рыбы или мяса, и не забывать о молочных продуктах. Не реже 2-3 раз в неделю нужно употреблять в пищу такие продукты, сыр, творог, сыр и яйца.

Меню в детском саду

Нормы питания в детском саду являются основой для составления меню в детском саду , в котором учитывается, сколько полезных витаминов и минералов должен получать ребенок во время завтрака, полдника, обеда и ужина. Педиатры рассчитали все в точности до грамма, чтобы малыш получал наиболее сбалансированное питание .

На завтрак чаще всего деткам предлагают молочные каши. Также к завтраку подают теплый напиток (кофейный напиток или чай) и бутерброд с сыром или маслом. Молочная каша может быть гречневая, рисовая, овсяная, манная. Новое меню в детских садах предполагает давать ребятам на обед обязательно супы, это может быть борщ, рассольник, гороховый суп, вермишелевый, гречневый, овощной. В качестве мясного блюда деткам дают тефтели и котлеты с гарниром (крупяные каши или картофельное пюре, рыбные блюда, приготовленные на пару. Обед должен обязательно включать в себя салат из овощей или свежие овощи. Полдник – молоко с пирожком или булочкой, вафлями или печеньями. На ужин ребенку могут предложить творожную запеканку, овощные или рыбные блюда, яичный омлет и т. д.

Правила поведения за столом для дошкольников

Каждая мама хочет вырастить воспитанного ребенка , чтобы он знал что можно, а чего нельзя, как правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы кроме общего этикета, малыш знал правила поведения за столом : «Сиди ровно! Не болтай ногами! Правильно возьми вилку! Не разговаривай за столом!» - слышит малыш во время трапезы. Как научить кроху- дошкольника «застольному этикету» ? Какой он этикет питания дошкольников ? В первую очередь малыша не следует ругать за промахи и ошибки. Если карапуз не выполняет все правила поведения за столом для детей, то следует очень мягко, достаточно деликатно напомнить, что от него требуется в данной ситуации. Закрепить полученные знания можно во время игры, например, за «кукольным чаепитием» . Кроме этого поход в ресторан или кафе с родными и близкими будет хорошим стимулом для ребенка показать все приобретенные знания и навыки. Для того чтобы крохе были понятны ваши требования, можно показать ему картинки поведения за столом, огромное количество которых можно найти на тематических сайтах или в соответствующих книгах.

Основные правила поведения за столом выглядят следующим образом :

1) Осанка – сидеть необходимо прямо, не подпирая голову руками, не болтая ногами и не балуясь;

2) Правила приема пищи – кроха должен знать как правильно «орудовать» вилкой и ложкой, он должен усвоить, какие продукты берутся руками, а какие разрезаются ножом и так далее;

3) Аккуратность – кроха должен соблюдать это условие : не крошить, использовать по назначению салфетки и прочее;

4) Вежливость – после приема пищи малыш должен благодарить за приготовленный завтрак, обед, ужин. Выполняя все вышеперечисленные условия, кроха легко освоит основные правила питания дошкольника и поведения за столом, и вырастет воспитанным человеком .

В большинстве детских садов с 12-часовым графиком работы – трехразовое питание, когда дети получают завтрак, обед и полдник. Впрочем, могут быть и варианты, когда есть второй завтрак или ужин. В круглосуточных садиках дети едят четыре раза, а в санаторных группа – пять или шесть, в зависимости от направленности.
Если вы хотите составить детсадовское меню для своего ребенка, учтите, что блюда должны меняться – супы и каши каждый день должны быть разными.

Завтрак

На завтрак в детском саду обычно дается каша; манная, овсяная, гречневая, пшеничная, рисовая и т.д. Готовят ее обязательно на молоке. Могут быть исключения – например, в специализированных садиках для детей с аллергическими или желудочными заболеваниями каша может быть и на воде. Детям утром дают чай, какао или с молоком, а также кусочек булки с маслом. Помните, что натуральный кофе ребятишкам дошкольного возраста не рекомендуется.

Второй завтрак

Есть минимальный набор продуктов, которые ребенок должен получать каждый день. В этот набор обязательно входят фрукты или натуральный сок. Но режим питания в детских садах может быть разным. Фрукты и соки можно давать на второй завтрак, а если он не предусмотрен, то на основной завтрак или на полдник.

Обед

Обед в детском саду обычно состоит из четырех блюд. Начинается он с салата – из свежей капусты или моркови, помидор, огурцов и т.д. Изредка можно давать салат из вареной свеклы, но злоупотреблять этим не стоит. Затем подается суп или борщ. На второе – обязательно мясное или рыбное блюдо с гарниром. Это могут быть котлеты, гуляш, поджарка, кусочки жареной рыбы. На третье – компот из или свежих фруктов. К обеду подается хлеб, обычно черный. В старших группах детям предлагают на выбор черный и белый хлеб.
Рыба должна быть без костей.

Полдник

На полдник в садиках подают творог в разных вариантах – со сметаной, с изюмом, в виде сырников или запеканки. В садиках общеразвивающего вида с 12-часовым графиком работы несколько раз в неделю дается усиленный полдник, в который может входить, например, мясная запеканка. В некоторые дни детям можно предложить фруктовое пюре, сладкий плов, фруктовый суп или просто булочку с кофейным напитком, молоком или чаем.

Ужин

Если в садике предусмотрен ужин, дети получают кашу, творожную запеканку (если ее не было на полдник), картофельное пюре с добавками, а также чай, молоко или сок. В круглосуточных санаторных садиках детям примерно за час до сна дают йогурт, молоко или кефир.

Пример меню

Завтрак:
- каша манная;
- кофейный напиток;
- булка с маслом.

Второй завтрак;
- печенье;
- сок.

Обед;
- салат из свежей капусты;
- свекольник;
- рыба по-польски;
- компот из сухофруктов;
- хлеб.

Полдник:
- запеканка творожная;
- чай.

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Энергетическая "емкость" пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода - вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

Белки

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры

Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Углеводы

Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

Минеральные соли и микроэлементы

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и .

Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент)
Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль - натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад - калий. Точно не установлена
Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 - 2 мг
Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 - 0,10 мг
Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

Витамины

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами . Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных витаминах

Название Функция Продукты, содержащие витамин Суточная норма для детей 3-7 лет
Витамины группы В
В1 Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене. Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина). 0,8 - 1,0 мг
В2 Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение. Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб. 0,9 - 1,2 мг
В6 Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение. Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста. 0,9 - 1,3 мг
В12 Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы. Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр. 1 - 1,5 мкг
РР (ниацин) Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи. Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы. 10-13 мг
Фолиевая кислота Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени. Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр. 100-200 мкг
С Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов. Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые. 45-60 мг
А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота) Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат. 450-500 мкг
D Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях. Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных. 10-2,5 мкг
Е Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур. Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца. 5-10 мг

Авитаминоз (витаминная недостаточность) - патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

Рацион

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы : треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Организация питания. Режим. Примерное меню

Важным условием является строгий режим питания , который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника . А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.


Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша гречневая с молоком
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат
Щи со сметаной
Тефтели с макаронами
Компот из сухофруктов
Хлеб
Кефир
Печенье
Яблоко
Морковно-яблочная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Вторник Сельдь с рубленым яйцом
Пюре картофельное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат витаминный
Суп овощной
Жаркое по-домашнему
Кисель из яблок
Хлеб
Молоко
Сухарики
Яблоко
Творожная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Среда Каша рисовая молочная
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат свекольно-яблочный
Суп крестьянский
Котлета мясная
Пюре картофельное
Кисель молочный
Йогурт
Печенье
Яблоко
Омлет
Капуста тушеная
Чай
Хлеб
Четверг Макароны с тертым сыром
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из зеленого горошка
Свекольник
Гуляш с гречневой кашей
Компот из сухофруктов
Чай
Ватрушка с творогом
Яблоко
Рагу овощное
Яйцо вареное
Молоко
Хлеб
Пятница Каша геркулесовая молочная
Яйцо вареное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат морковно-яблочный
Борщ со сметаной
Биточки рыбные
Картофель отварной
Кисель
Ряженка
Печенье
Фрукты
Сырники творожные со сметаной
Чай с молоком
Хлеб
Суббота Вареники ленивые со сметаной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат капустно-яблочный
Рассольник
Плов
Кисель из фруктов
Кефир
Сухарики
Фрукты
Оладьи (блинчики) с вареньем
Молоко
Воскресенье Рыба по-польски
Картофель отварной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из моркови
Куриный бульон с гренками
Курица отварная с рисом и тушеной свеклой
Отвар шиповника
Хлеб
Молоко
Булочка домашняя
Яблоко
Запеканка овощная
Чай с молоком
Хлеб

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Когда я ем, я глух и нем!

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом .

Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами - большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель - как лопаточку.

Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) - это некрасиво.

Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

25.02.2018 14:10:42, lena lena

Еще, чтобы при неполноценном питании, витамины необходимы: как в детском Пиковите: А, Д3, В2, В6, В1, В12, С, РР, Д-пантенол. Кроме того, что он защищает от болезней- так еще и помогает справиться с усталостью. Восполняя организм необходимой энергией)

Статья написана грамотно и содержательно. А познавательной она должна быть для родителей или лиц их заменяющих,которые имеют неосторожность критиковать организацию питания в детском саду. С позиции современной нутрициологии (науки о питании)питание в детском саду ориентировано на определенные принципы,один из которых гласит:
- адекватная и технологическая кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов.
К сожалению,по рассказам детей, мы имеем некоторые представления о питании в семье,поскольку многие из родителей не утруждают себя приготовлением полноценного, сбалансированного рациона для ребенка.Пельмешки, доширак, чипсы и кириешки, газировка и т.д. - вот обычная еда выходного дня. И слава богу, что ребенок, посещая детский сад, получает необходимые для роста и развития продукты.Спасибо воспитателям, которые уговаривают и убеждают ваших детей,что морковь полезна для румяных щечек, рыбку надо обязательно есть, а компоты пить регулярно (вместо газировок!). А вот кофейные напитки в огромном ассортименте представлены в магазинах, которые, кстати, более полезны чем кофе и для взрослых!
Так что вы, уважаемые родители,сначала выберите достойное образовательное учреждение выберите для своего ребенка, в котором осуществляется санитарно-гигиенический конроль, обеспечивающий безопасность питания.А вот критика такого характера элементарно свидельствует о безграмотности в питании и безответственности в отношении к собственным детям.Извините.

Большую часть дня дети проводят в детском саду, поэтому закономерно, что родителей интересует вопрос, каково питание в детском саду, его нормы, режим, рацион — в общем, все, что может оказать влияние на здоровье и .

Рацион питания в детском саду

Питание в детских садах рассчитано с учетом возрастных особенностей ребенка. Норма для ясельных групп составляет 155о ккал, для детей старше — 1900 ккал в день. Стандарты питания для дошкольных учреждений разработаны Институтом питания РАМН.

Меню составляется таким образом, чтобы в течение 20 дней блюда не повторялись. Согласитесь, такой разнообразный рацион дома бывает редко, особенно у работающих мамочек.

Продукты поставляют фирмы-поставщики, которые проходят конкурс. Фирма, выигравшая тендер, заключает контракт с ДОУ.

Таким образом, поставщик привозит свежие продукты в детский сад, а там уже на месте повар готовит пищу. Причем блюда должны готовиться непосредственно перед их употреблением: пища, простоявшая более 2-х часов, уже считается несвежей.

Ежедневно в рацион питания должны входить:

  • мясо;
  • молоко;
  • хлеб;
  • картофель;
  • фрукты;
  • крупы;
  • овощи;
  • сливочное и растительное масло;
  • напитки (соки, какао, компоты).

Остальные продукты (рыба, творог, яйца, сыр и др.) — 2 — 3 раза в неделю.

Блюда могут заменяться на идентичные. Например, курицу можно заменить индейкой, говядиной, мясом кролика; рыбу — морепродуктами, одни овощи можно заменять другими и т.п. Главное, чтобы количество калорий при замене соответствовало норме.

Для детей — аллергиков исключаются продукты, вызывающие пищевую аллергию.

Внимание! Детям запрещено давать продукты, не прошедшие тепловую обработку, кроме соленой сельди, форели и семги. Также в их рационе не должно быть консервов, маринованных овощей, грибов, мяса диких животных, молочных продуктов с растительными жирами, кремовых кондитерских изделий, газированных напитков, жареного и острого.

Хотите узнать кто вы для своего ребенка — приятель или воспитатель? Узнайте

Режим питания в детском саду

В соответствии с СанПиН питание детей организуется в группе не менее 4-х раз (завтрак, второй завтрак, обед, полдник). В некоторы х садах есть еще и ужин.

Интервал между приемами пищи составляет не более 4-х часов.

Оптимальное время приема пищи в детском саду:

  • 8.30 — 9.00 — завтрак;
  • 10.30 — 11.00 — второй завтрак;
  • 12.00 — 13.00 — обед;
  • 15.30 — 16.00 — полдник;
  • 17.00 — 17.30 — ужин.

Время приема пищи органично вписывается в .

Каждый день в группе вывешивается меню с указанием названия блюда и объема порции, а также замены для детей с аллергией и сахарным диабетом.

Примерное меню детского сада

В меню должны входить супы, каши, хлебобулочные изделия, молочные и кисломолочные продукты, вторые горячие блюда (мясо или рыба + гарнир), фрукты и напитки.

Помимо обычного меню, которое вы можете видеть в группе, ежедневно составляется меню — раскладка. Это нормативный документ, в котором рассчитывается количество каждого расходуемого продукта, количество и вес порций на выходе. Меню — раскладку подписывает медицинский работник, повар и директор.

Хотите узнать микроклимат Вашей семьи? Пройдите и узнайте нужно ли что-то менять

Наиболее распространенные нарушения питания в детских садах

1. Нарушение санитарных норм и правил:

  • приготовление еды без перчаток;
  • готовка в неподходящей посуде;
  • приготовление еды в ювелирных украшениях;
  • отсутствие гигиены.

2. Нарушение технологии приготовления.

3. Нарушение сроков и температуры хранения продуктов.

4. Хищение и недостача продуктов. Если продукты находят в местах, не предназначенных для хранения, то это уже рассматривается как хищение, причем не обязательно еда должна лежать в личных вещах и сумках.

При обнаружении нарушений, если администрация ДОУ не принимает никаких мер по их устранению, вам следует подать письменную жалобу в Роспотребнадзор.