Опора тела и движение. Какой каркас поддерживает тело человека и что служит человеку надежной опорой

Скелет служит опорой тела, и в этом его основное значение. Скелет человека состоит более чем из двухсот костей. Некоторые из них, например лобная, две теменные, затылочная в другие кости черепа, соединены друг с другом неподвижно и очень прочно, потому что у них многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой. Примерно так соединяют доски шипами. Костные шипы очень разнообразны и причудливы. В глубокой древности в Индии принимали их за таинственные знаки и думали, что этими знаками на черепе человека написана его судьба.

Скелет не только опора тела. Он вместе с тем и защищает некоторые органы от ударов и повреждений. Так, головной мозг надежно защищен черепной коробкой; спинной мозг находится в позвоночном канале, который образован из отдельных костяных колец-позвонков; легкие, сердце, печень, селезенка прикрыты ребрами, которые соединены сзади с позвоночником, а спереди с грудиной.

ОПОРА ПОДВИЖНА

Если бы все кости соединялись друг с другом неподвижно, человек был бы похож на каменное изваяние: он не мог бы совершить никакого движения. Но многие кости соединены не неподвижно, и это дает возможность человеку двигаться и принимать различные положения. Такие подвижные соединения костей называются суставами. В суставе соприкасающиеся между собой участки соседних костей покрыты гладким, скользким хрящом и как бы притерты друг к другу. Если поверхность одной кости выпукла, то поверхность другой имеет соответствующее углубление.

Движения костей в различных суставах неодинаковы. Например, нога в колене только сгибается и разгибается, а другие движения для нее почти невозможны. Пальцы руки мы не только сгибаем и разгибаем, но и двигаем в сторону. В некоторых суставах кость может еще и вращаться.

Особенности движений в каждом суставе зависят от формы суставных поверхностей костей. Наиболее разнообразны движения костей там, где поверхность суставов шарообразной формы, например в плечевом суставе.

В каждом суставе вокруг соприкасающихся частей той и другой кости находится плотная, непроницаемая даже для воздуха оболочка. Ее края сращены с прилегающими участками костей. Эта оболочка называется суставной сумкой. Ее прочность увеличивают сращенные с костями особые связки.

Из физики известно, что если приложить друг к другу два полых полушария, края которых во всех своих точках плотно соприкасаются, и выкачать из них воздух, то для разъединения их нужно приложить огромную силу, которая преодолела бы давление атмосферного воздуха на наружную поверхность полушарий.

То же самое можно сказать и о суставах. Внутри суставов воздуха нет. Растянуть сустав, т. е. раздвинуть соприкасающиеся кости, очень трудно, потому что этому будет препятствовать атмосферное давление наружного воздуха, которое прижимает кости друг к другу. Установлено, что прочность сустава резко снижается, если проколоть его булавкой. Произвести движения в суставе очень легко. Можно поднять руку, протянуть ее вперед или отвести в сторону. При каждом таком движении кости продолжают соприкасаться друг с другом, но их взаимное положение меняется.

Казалось бы, подвижные соединения костей должны препятствовать опорной функции скелета. В самом деле, попробуйте обычные ножки стола заменить такими, которые, подобно человеческим ногам, состояли бы из нескольких подвижно соединенных звеньев. Вряд ли кто-нибудь согласится обедать или работать за таким столом. Однако в действительности подвижное соединение большинства костей скелета не только не нарушает его опорной функции, но, наоборот, делает ее более совершенной.

И ВСЕ ЖЕ ОПОРА УСТОЙЧИВА

Скелет служит опорой всего тела и отдельных его частей при любых условиях: и когда человек лежит или стоит, и когда он ходит или работает. Это объясняется тем, что каждый сустав может временно закрепляться в том или ином положении и становиться неподвижным. Когда человек стоит, его коленный сустав прочно закреплен в разогнутом положении. Стоит опуститься на корточки, как тот же сустав окажется закрепленным в согнутом положении.

Временное закрепление сустава, а также изменение его положения осуществляется скелетными мышцами. Почти все мышцы своими концами соединены с двумя костями, чаще всего соседними.

К каждой мышце от спинного и головного мозга подходит нерв. По нему одна за другой мчатся волны возбуждения. Достигая мышцы, они заставляют ее работать. А работа мышцы заключается в том, что она сокращается, иными словами, укорачивается. Сокращаясь, мышцы тянут за собой кости, а это и ведет к перемещению тела или отдельных его частей. Следовательно, при движениях мышцы играют активную роль, а кости - пассивную; они продолжают выполнять основную свою функцию, а именно служить опорой каждой части тела. Кости вместе с прикрепленными к ним мышцами принято называть органами движения или, правильнее, опорно-двигательным аппаратом.

РЫЧАГИ НАШЕГО ТЕЛА

Что же происходит с костями, к которым прикреплены концы сокращающейся мышцы?

Предположим, человек сгибает руку в локте при неподвижном положении плечевой кости. Тогда предплечье вместе с кистью можно рассматривать как рычаг, который приводится в движение плечевой мышцей и двуглавой, или бицепсом: локтевой сустав - это точка опоры; центр тяжести предплечья и кисти - точка приложения силы, которая тянет рычаг вниз; место прикрепления обеих мышц - точка приложения силы, поднимающей рычаг.

Это рычаг второго рода. В нем точки приложения действующей и противодействующей сил находятся по одну сторону от точки опоры. Подобным рычагом мы нередко пользуемся в жизни. Таковы, например, щипцы для орехов или вага - шест, который применяют, чтобы сдвинуть или повернуть толстое бревно, большой камень или другой тяжелый предмет. В рычагах второго рода точка приложения действующей силы обычно находится на большем расстоянии от точки опоры, чем точка приложения противодействующей силы. Это дает возможность преодолеть весьма значительное противодействие при помощи сравнительно небольших усилий.

Попробуем разобраться, в чем здесь дело. Возьмем рычаг второго рода длиной 50 см. К его середине прикрепим два шнура с одинаковыми гирями, весящими по 20 Г. Один шнур перекинут через блок и тянет рычаг вверх, а другой тянет его вниз. Гири точно уравновешивают друг друга, и рычаг не поднимается и не опускается.

Теперь переместим точки прикрепления шнуров. Шнур, перекинутый через блок, укрепим на самом конце рычага, а другой шнур оставим на старом месте. При этом первый шнур, который тянет рычаг вверх, окажется прикрепленным к рычагу на расстоянии, вдвое большем от точки опоры, чем второй шнур. Сохранится ли равновесие? Конечно, нет: рычаг тотчас же поднимется. Для восстановления равновесия надо либо вдвое уменьшить груз дальнего шнура, либо вдвое увеличить груз ближнего шнура.

Проделаем более сложный опыт. Шнур, который тянет рычаг вниз, придвинем к точке опоры так, чтобы он оказался на расстоянии 5 см от нее. Вес груза по-прежнему 20 Г. Другой шнур будем постепенно передвигать вдоль рычага. Сначала укрепим его на расстоянии 10 см от точки опоры. Тогда для уравновешивания на этом шнуре надо подвесить не 20, а только 10 Г. Передвинем шнур еще дальше, чтобы он был в 25 см от точки опоры. Теперь для достижения равновесия достаточно 4 Г.

Чем больше удаляется от точки опоры место прикрепления шнура, тянущего рычаг вверх, тем меньшим грузом можно уравновесить рычаг. Если прикрепить этот шнур на расстоянии 50 см от точки опоры, т. е. на самом конце рычага, то достаточно 2 Г, чтобы уравновесить груз в 20 Г, прикрепленный к рычагу на расстоянии 5 см от точки опоры.

Нетрудно заметить, что сила, необходимая для того, чтобы сдвинуть рычаг, должна быть тем меньше, чем больше расстояние от места се приложения до точки опоры. Кладя орех в углубление щипцов, находящееся очень близко от точки опоры рычага, мы легко его раскалываем. Производимое для этого усилие значительно меньше того, которое необходимо, чтобы расколоть орех, давя на него без применения рычага.

В рычагах нашего тела почти всегда точки приложения усилия и противодействия расположены иначе: ближе к точке опоры находится место прикрепления мышцы, т. е. действующей силы. Поэтому, чтобы преодолеть противодействие, мышцы должны развивать очень большую силу. Однако при этом получается значительный выигрыш в размахе движения.

Предположим, что человек держит в согнутой руке предмет, весящий 1 кГ. Точка противодействия, т. е. центр тяжести предплечья вместе с нагруженной кистью, находится в 8-10 раз дальше от точки опоры, чем точка приложения силы, т. е. место прикрепления мышцы. Поэтому, чтобы удержать груз, весящий всего лишь 1 кГ, мышца должна сократиться с силой, необходимой для поднятия груза весом около 10 кГ.

ЧАСТИЧНО СУСТАВЫ ЗАКРЕПЛЕНЫ ДАЖЕ ПРИ ДВИЖЕНИИ

Когда человек стоит, опорная функция скелета может осуществляться лишь при условии, если каждое подвижное соединение костей ног, туловища, шеи и головы неподвижно закреплено в определенном положении. Работу по укреплению подвижных соединений костей выполняют наши мышцы. Их согласованная работа обеспечивает сохранение равновесия. Сила сокращения отдельных мышц непрерывно меняется в полном соответствии с создающимися в каждый данный момент условиями сохранения равновесия. Если бы кости были соединены друг с другом неподвижно, скелет не мог бы с таким совершенством выполнять свою опорную функцию.

Особый интерес представляет опорная функция скелета во время движения. Когда надо протянуть руку вперед, плечевой сустав должен быть закреплен так, чтобы в нужном направлении движение совершалось легко, но чтобы невозможно было вращение руки и движение ее в сторону. Иными словами, происходит частичное закрепление сустава, допускающее только одно определенное движение.

Во время работы направление движения в суставах непрерывно меняется, а это означает, что в каждый данный момент частичное закрепление суставов происходит по-разному.

САМАЯ СОВЕРШЕННАЯ СМАЗКА

Чем сильнее два предмета трутся друг о друга, тем больше разогреваются их трущиеся поверхности. От образующегося тепла могут вспыхнуть и загореться легко воспламеняющиеся предметы. Уже первобытные люди умели добывать огонь при помощи трения. И до сих пор для добывания огня мы обычно пользуемся трением: чиркаем спичку о коробку.

Однако нам гораздо чаще приходится думать не о том, как использовать трение, а о том, как с ним бороться. Трение - помеха движению. Дело не только в том, что в машинах трущиеся поверхности разогреваются. Трение задерживает, тормозит движение. Трущиеся части обычно постепенно стираются, разрушаются, а потому время от времени машина нуждается в ремонте.

При всяком движении суставные поверхности костей трутся друг о друга. Чтобы уменьшить и предупредить вредные последствия трения, необходима смазка. И в самом деле, в каждом суставе есть смазочное вещество, оно выделяется на внутренней поверхности суставной сумки. Кроме того, смазку образуют сами трущиеся хрящевые прокладки.

Хрящ не мертвое вещество. Та его часть, которая срастается с костью, все время растет, приходя на смену трущейся, разрушающейся поверхности хряща. Чем больше движений совершается в суставе, чем сильнее стираются поверхности его хрящевых прослоек, тем быстрее растет хрящ. Таким путем происходит как бы постоянный текущий ремонт трущихся частей нашего тела.

Разрушаясь, поверхностный слой хрящевых прокладок превращается в смазку для сустава. Трущиеся поверхности сами себя смазывают, постоянно поддерживая равномерную тонкую прослойку смазочного вещества. Вот почему суставные поверхности костей всегда влажны и скользки.

В мире нет ни одной машины, у которой, подобно человеческому суставу, трущаяся поверхность, частично разрушаясь, превращалась бы в смазку, и вместе с тем сама восстанавливалась.

Каждую машину надо время от времени чистить, надо удалять отработанные смазочные вещества. А человеческий сустав не нуждается в чистке. Отработанная смазка через стенку суставной сумки всасывается в кровь, подобно тому как в стенке кишечника всасываются в кровь необходимые для организма питательные вещества. В результате этого избыточная и ставшая негодной смазка постоянно удаляется из сустава.

Суставы сами себя обслуживают. И это самообслуживание столь совершенно, что в течение всей человеческой жизни они могут безотказно работать. Лишь при некоторых заболеваниях - при суставном ревматизме, подагре - нарушается нормальная работа суставов, и тогда движения становятся трудными и болезненными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Тело кораллового полипа обычно имеет цилиндрическую форму и не подразделяется на туловище и ножку. У колониальных форм коралловых полипов основание погружено в общее тело колонии — ценосарк, а у одиночных форм превращается в прикрепительную подошву.

Щупальца этих организмов всегда полые, расположены в один или несколько тесно сближенных венчиков.

Различают две большие группы коралловых полипов — восьмилучевые (Octocorallia) и шестилучевые (Hexacorallia).
У первой группы всегда восемь щупалец и они снабжены по краям маленькими выростами — пиннулами, у второй группы число щупалец больше и, как правило, кратно шести.

Щупальца шестилучевых кораллов почти всегда гладкие, без пиннул. Верхняя часть полипа, между щупальцами, называется ротовым диском. В его середине расположено щелевидное ротовое отверстие.

Внутреннее строение коралловых полипов гораздо сложнее, чем у гидроидных и сцифоидных полипов. Рот ведет в сжатую с боков глотку, выстланную эктодермой. Обычно вдоль одного из краев глотки проходит желобок, несущий клетки с очень длинными ресницами — сифоноглиф. Иногда сифоноглифов два, в таких случаях они располагаются на противоположных узких краях глоточной трубки. Реснички беспрерывно двигаются и гонят воду внутрь кишечной полости. Последняя разделена продольными перегородками (септами) на камеры.

В верхней части тела кораллового полипа (в области глотки) септы полные (прирастающие одним краем к стенке тела, другим — к глотке) или неполные (не достигающие глотки).

В септах есть отверстия, посредством которых все камеры сообщаются между собой.
В нижней части кораллового полипа (ниже глотки) септы прирастают только к стенке тела. Вследствие этого центральная часть гастральной полости — желудок — остается неразделенной.

Свободные края септ утолщены и называются мезентериальными нитями. Они играют важную роль в переваривании пищи, так как в них сосредоточено множество железистых клеток, выделяющих пищеварительные ферменты.

У кораллов с одним сифоноглифом две мезентериальные нити, расположенные на паре противостоящих септ, не утолщены и несут клетки с длинными сильными ресничками. Находясь в постоянном движении, реснички гонят воду из гастральной полости кораллового полипа наружу.

Совместная работа двух мезентериальных нитей и сифоноглифа (или двух противолежащих сифоноглифов, как у актиний), обеспечивает постоянную смену воды в гастральной полости. В результате туда постоянно поступает свежая, богатая кислородом вода, а вместе с ней бактерии, планктонные организмы, частицы детрита, которыми питаются коралловые полипы. С обратным током воды выносятся наружу углекислый газ, продукты обмена и непереваренные остатки пищи.

Число септ и камер у коралловых полипов всегда совпадает с числом щупалец, полость которых представляет собой продолжение соответствующих камер гастральной полости. Таким образом, у восьмилучевых кораллов всегда имеется восемь септ и камер, у шестилучевых — шесть.

Септы закладываются постепенно и всегда парами.

Как и все кишечнополостные, кораллы радиально-симметричны. Однако во внутренней их организации есть и черты билатеральной симметрии (сжатые с боков глотка и сифоноглифы). через продольную ось глотки можно провести только одну плоскость симметрии, которая делит тело кораллового полипа на две зеркальные половины.

Камеры, лежащие против узких краев глоточной трубки, отличаются от остальных расположением мускульных валиков. Эти камеры и образующие их септы называют направительными, по которым условно определяют "спинную" и "брюшную" стороны тела кораллового полипа.
Мышечные клетки коралловых полипов обособляются от экто- и энтодермы и переходят в мезоглею, формируя в стенках тела слой продольных и поперечных мышц.

Кроме того, в мезоглее каждой септы на одной из сторон располагается тонкий слой поперечных, а на другой — мощный валик продольных мышц.

Коралловые полипы

Мезоглея представлена у большей части шестилучевых кораллов тонкой опорной пластинкой. Зато у восьмилучевых кораллов она достигает значительного развития, особенно в стволе и ветвях колонии.

Студенистое вещество мезоглеи укреплено коллагеновыми элементами и заполнено огромным количеством скелетных известковых иголочек — спикул, или склеритов.
Таким образом, мезоглея составляет прочную опору колонии кораллов. Одновременно она участвует в транспорте пищевых веществ, так как пронизана густой сетью энтодермальных каналов, связывающих отдельные кишечные полости коралловых полипов в одну полость.

Эти же каналы играют важную роль в ритмической смене активного и пассивного состояния колонии коралловых полипов.

Значительного развития у многих коралловых полипов достигает скелет.

У восьмилучевых кораллов — это внутренний, мезоглеальный скелет, состоящий из склеритов, которые развиваются в специальных клетках — склеробластах. Иногда склериты сливаются между собой или объединяются органическим рогоподобным веществом, образуя скелет колонии кораллов. Он может состоять и из чистого рогового вещества.

Среди шестилучевых кораллов есть бесскелетные формы (актинии и периантарии).

Чаще, однако, скелет имеется, причем он может быть либо внутренним (в виде стержня из рогоподобного вещества), либо наружным (известковым), но всегда эктодермального происхождения.
Но ни известковый, ни органический скелет не в состоянии поддерживать постоянства формы тела коралловых полипов.

Это обеспечивается иным способом. У всех полипов имеется своеобразный гидроскелет, который достигает наибольшего совершенства у коралловых полипов.

Благодаря постоянному току воды, создаваемому сифоноглифами, в гастральной полости возникает повышенное давление, без которого коралловый полип имел бы форму пустого двухслойного мешка.

Полип расправляется под давлением жидкости, наполняющей гастральную полость. В таком состоянии он может находиться очень долго и почти без затрат энергии.

Между тем у остальных животных такое напряженное состояние не может быть длительным, так как мышцы устают, животное должно изменить положение тела или переместиться в пространстве.
Но не надо думать, что единожды расправившись, коралловый полип будет сохранять свою форму бесконечно долго.

Периодически она нарушается сокращением какой-либо группы мышц. Сжатие кольцевых мышц, например, удлиняет тело полипа и делает его тоньше, сокращение продольных мышц щупалец приводит к их изгибанию и т.д.

В случае опасности сокращаются все мышцы сразу, вода из гастральной полости выдавливается наружу и полип сжимается или втягивается внутрь колонии.

Колонии коралловых полипов, как правило, не бывают полиморфными, но у некоторых восьмилучевых кораллов наблюдается диморфизм — два типа строения полипов.

Для всех кораллов характерно только полипоидное состояние. Медуз они не образуют. Половые железы развиваются в энтодерме септ коралловых полипов.

Статьи по теме: 

актиния

Коралловый полип со щупальцами

Альтернативные описания

. (морской анемон) беспозвоночное морское животное класса коралловых полипов

Коралловый полип, морская анемона

Морское животное, коралловый полип

Простейшее, низшее морское многоклеточное

Представитель отряд кишечнополостных

Судя по названию своему, это животное должно излучать, а на самом деле оно может только сделать больно

Телохранитель рака-отшельника

Простейшее, морская анемона

Коралловый полип

Полип с щупальцами

Морская анемона (полип)

Морской полип-анемона

Безскелетный полип-«цветок»

Коралловый полип, похожий на цветок

Морской «цветок» с «щупальцами»

Полиповый «цветок»

Сожительница рака-отшельника

Коралловый полип, лишенный скелета

Морской «цветок» со «щупальцами»

Морское кишечнополостное животное класса коралловых полипов

Вопрос: Мельчайшие неклеточные представители живой природы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки, размером 15–350 нм и более.

Медузы, кораллы, полипы

Размножаются не только в живых клетках, но и на винчестерах компьютеров?

Ответ: вирусы
Вопрос: Закономерность развития живой природы, определяющая приспособляемость организмов к изменяющимся условиям жизни, основанная на взаимодействии изменчивости, наследственности и выживаемости организмов
Ответ: отбор
Вопрос: Учение о происхождении и развитии видов животных и растений путем естественного отбора, о законах развития живой природы
Ответ: дарвинизм
Вопрос: Эволюционная теория развития живой природы французского естествоиспытателя Ж.

Б. Ламарка

Ответ: ламаркизм
Вопрос: Научная дисциплина, изучающая периодические явления в развитии живой природы, обусловленные сменой времен года
Ответ: фенология

Акти́нии , или морские анемо́ны (лат. Actiniaria) - отряд морских стрекающих из класса коралловых полипов (Anthozoa ). Представители лишены минерального скелета. Как правило, одиночные формы. Большинство актиний - сидячие организмы, обитающие на твёрдом морском грунте.

Немногие виды (например, Nematostella vectensis ) перешли к роющему образу жизни в толще донных осадков.

Строение тела

Цилиндрическое тело актиний варьирует в диаметре от нескольких мм до 1,5 метров.

Прикрепляются к твёрдым субстратам с помощью «подошвы». У форм, обитающих на мягких грунтах (например, на песке), специальных органов прикрепления не формируется.

На полюсе тела, обращённом от субстрата, располагается щелевидный рот, окружённый венчиком щупалец.

Актинии лишены минерального скелета: опорную функцию у них берёт на себя кишечная полость, которая изолируется от окружающей среды при смыкании ротового отверстия. Скоординированная работа этого гидроскелета и мышц стенки тела оказывается довольно эффективна: среди актиний есть представители, способные передвигаться в толще грунта.

Многие актинии ярко окрашены (например, в жёлтые и красные цвета).

Экология и питание

Питаются различными мелкими беспозвоночными, иногда рыбами, сперва убивая или парализуя добычу «батареями» стрекательных клеток (книдоцитов), а после подтягивая ко рту с помощью щупалец.

У человека могут вызвать болезненные ожоги.

Некоторые актинии живут в симбиозе с раками-отшельниками или другими беспозвоночными, а также с некоторыми видами рыб (например, с рыбами-клоунами).

Распространение

Распространены широко. Большинство обитает в тропических и субтропических водах.

См. также

Литература

  • Догель В. А. Зоология беспозвоночных, 5 изд. - М., 1959.
  • Жизнь животных, т.

    1. - М., 1968, с.

  • Рупперт Э. Э., Фокс Р. С., Барнс Р. Д. Протисты и низшие многоклеточные // Зоология беспозвоночных.

    Функциональные и эволюционные аспекты = Invertebrate Zoology: A Functional Evolutionary Approach / пер. с англ. Т. А. Ганф, Н. В. Ленцман, Е. В. Сабанеевой; под ред. А. А. Добровольского и А. И.

    Грановича. - 7-е издание. - М.: Академия, 2008. - Т. 1. - 496 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7695-3493-5.

  • Актинии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т.

    (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

CC© wikiredia.ru

Класс Коралловые полипы относится к кишечнополостным и включает около 6 тысяч видов.

В их жизненном цикле отсутствует стадия медузы. Коралловые полипы в зависимости от вида могут быть как одиночными, так и колониальными. Размеры одиночных форм могут достигать метра и более в диаметре, а отдельные экземпляры колоний могут быть величиной менее сантиметра.

Коралловые полипы преимущественно обитают в тропических морях на небольшой глубине.

Характерным признаком колониальных коралловых полипов является наличие у них известкового или рогового скелета.

Полипы с известковым скелетом формируют коралловые рифы. У одиночных коралловых полипов такого скелета нет, они могут передвигаться по дну, зарываться в бентос и даже немного плавать изгибаясь.

Кораллами называют скелет колониальных форм. Древние кораллы сформировали огромные залежи известняков, которые сейчас используются в строительстве.

Скелетные структуры кораллового полипа формируются в нижних частях либо эктодермы, либо мезоглеи.

В результате получается, что отдельные особи колонии сидят в углублениях на общем скелете. Связь между полипами осуществляется за счет слоя живой ткани на поверхности коралла.

В кишечной полости имеются неполные радиальные перегородки (восемь, или количество кратное шести).

Полость имеет двустороннюю симметрию, а не радиальную. Ротовое отверстие окружено многочисленными щупальцами. Колониальные формы питаются планктоном (рачками и другими членистоногими). Одиночные коралловые полипы, такие как актинии, питаются более крупными животными (рыбами, ракообразными).

У коралловых полипов есть мускульные клетки и мышечная система.

Около ротового отверстия имеется более густое сплетение нервных клеток.

Коралловые полипы размножаются бесполым и половым путем.

Бесполое размножение осуществляется почкованием. У некоторых одиночных полипов кроме почкования возможно продольное деление особи на две части. При половом размножении половые клетки образуются в энтодерме, обычно на перегородках кишечной полости.

Сперматозоиды покидают мужскую особь и заплывают в кишечную полость женской, где происходит оплодотворение. Из зиготы развивается плавающая личинка (планула), которая выплывает наружу и через какое-то время оседает на новом месте, давая начало новому полипу.

Актинии - это отряд коралловых полипов, преимущественно одиночных.

Они отличаются мешковидной формой тела, отсутствием минерального скелета, многочисленными щупальцами, разнообразной яркой окраской. Некоторые актинии вступают в симбиоз с раками-отшельниками, живущих в раковинах, оставшихся от моллюсков.

В этом симбиозе рак использует актинию как средство защиты от хищников (стрекательные клетки кишечнополостных). Актиния с помощью рака передвигается, что позволяет ей больше улавливать пищи.

Коралловые полипы чувствительны к загрязнению водоемов. Так снижение кислорода в воде приводит к их гибели.

Тело человека состоит из тканей и внутренней опоры - скелета. Возьми лоскутки материи (овальный и круглый) и четыре веревочки, сшей их вместе - получится человечек. Поставь его но ноги. Не выходит? А теперь вставь ему в туловище, в руки и ноги проволочки - он стал устойчивым и уже не валится в стороны. Так и у человека наподобие проволочек "вставлен" скелет. Если бы его не было, то наше тело стало бы похожим на бесформенный студенистый мешок.

Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы - череп.

Что служит человеку надежной опорой?

Тело человека опирается только на нижние конечности, в отличие от животных, у которых есть четыре лапы, чтобы передвигаться. Две массивные плоские тазовые кости сзади плотно срослись с позвоночником, а спереди соединены между собой. Во впадину каждой из них входит шаровидная головка бедренной кости. К ней примыкают кости голени, затем стопы.

В каждой ноге человека 26 косточек. Футболист во время матча подвергает ноги нагрузке, составляющей в общей сложности 1000 т на одну ногу. Обычный человек в течение жизни проходит расстояние, которое в 2,5 раза больше окружности Земли.

Это интересно! Какие косточки в организме человека самые маленькие?

Слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремечко. В отличие от остальных костей, эти три не изменяются с возрастом. У новорожденного младенца они уже развиты в совершенстве. Молоточек, наковальня и стремечко - самые легкие косточки. Масса каждой из них 0,02 г.

Какая пружина в теле человека смягчает толчки при ходьбе, беге, прыжках?

Стопа человека - главная опора тела. Она действует подобно пружине, смягчая толчки и сотрясения. Чтобы хорошо выполнять свои функции, нижняя поверхность стопы должна быть выгнутой. Если свод стопы уплощается, возникает плоскостопие.

Что предохраняет кости от трения при движении?

Хрящ, покрывающий концы кости, исчерчен канальцами, содержащими жидкий секрет - смазку (синовиальная жидкость). Хрящ, на который приходится большее давление, сжимается и выделяет ее. Область кости, которая не испытывает давления, расширяется и впитывает выделенную жидкость. Таким образом, при активном движении поверхности хрящей не соприкасаются, а как бы проплывают друг над другом на подушке из синовиальной жидкости. В полости суставов ее содержится до 4 мл.

Ольга Языкова
Конспект занятия «Скелет - опора тела и движения»

Интегрированные цели :

Формировать элементарные знания об опорно - двигательном аппарате человека (скелете , мышцах)

Раскрыть значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц .

Познакомить с правильной осанкой.

Формировать установку на здоровый образ жизни;

Познакомить с упражнениями, укрепляющими мышцы спины.

Активизация словаря : скелет , череп, позвоночник, мышцы, осанка.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

Проходите, проходите

Очень рада видеть вас

С интересной новой темой

Познакомимся сейчас

На свои места садитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Определение темы занятия , постановка целей.

Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку, а заодно узнаем тему нашего занятия

Кроссворд : (слайд №1)

1. Что приводит в движение кровь ?

2. Что течёт по венам?

3. Орган, который помогает переваривать пищу.

4. С помощью этих органов мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.

5. Орган дыхания.

6. Куда сначала попадает пища?

– Какое ключевое слово в нашем кроссворде? (скелет ) Правильно, ребята. И тема нашего занятия «Скелет - опора тела и движение » (слайд №2)

(слайд №3) Сегодня на занятии мы с вами узнаем что такое скелет , из каких частей он состоит; выясним, для чего служит каждая часть и весь скелет полностью ; узнаем, что приводит скелет в движение ; выясним как связаны скелет , осанка и наше здоровье.

3. Основная часть.

– Давайте с вами пофантазируем, что было бы, если бы у человека не было костей, на что могло быть похоже наше тело (желе, кисель, медуза, слизняк)

– Действительно, человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета . Скелет - это наша опора , благодаря которой мы сохраняем свою форму.

– Кости, составляющие скелет , поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов.

- Послушай те стихотворение :

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

Какой-нибудь амебы,

У стрекозы и мотылька,

А нам он нужен, чтобы

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом,

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета .

Скелет опорой служит днем ,

А ночью отдыхает!

Н. Кнушевицкая.

- Скелет состоит из костей , больших и совсем крошечных. И у всех их одинаковое количество - более 200 штук.

Потрогайте свою руку, ногу, руку и ногу рядом стоящего товарища, что вы чувствуете? (кость)

(слайд №4) Ребята, кто назовет основные части скелета ? (череп, скелет верхних конечностей , позвоночник, грудная клетка, скелет нижних конечностей .)

– На вид скелет хрупкий , но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой , но и защищает внутренние органы.

Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг) (слайд №5)

Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы : сердце, легкие от повреждений) (слайд №6)

Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела , а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой, проходит посредине спины. (слайд №7)

Корень, ствол у дерева –

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека–

Это позвоночник.

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (слайды № 8) А вы знаете, что кости верхних и нижних конечностей очень хрупкие, особенно у детей. Поэтому нужно быть осторожным : не прыгать с высоких предметов, не лазать по деревьям, по обрывам, быть осторожными в гололед. Какую функцию выполняют верхние и нижние конечности? (с их помощью осуществляются разнообразные движения )

- О худых людях говорят : "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (нет) . Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать.

Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги? Почему они такие сильные и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать? Конечно, скелет , но еще и мышцы – это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку нужны мышцы (слайд №9) Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны .

Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку (показ, дети повторяют) . Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и повертите его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней (слайд №910, а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками.

- Скелет и мышцы растут и развиваются - это опорно -двигательная система нашего организма (слайд №11)

Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать? (физкультура и спорт) . Правильно, давайте и мы с вами проведем сейчас физминутку для здоровья.

Физминутка

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Начинаем приседанья

Раз, два, три, четыре, пять

А теперь три раза нужно

как лягушки проскакать.

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А теперь их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку (слайд №12) А кто знает, что такое осанка? (слайд №13)

Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы.

- (слайд №14) Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.

Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Давайте сначала подумаем, каким мы представляем здорового человека (слайд №15)

Выберите слова для описания здорового человека :

Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)

(слайд №16) Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Каковы же причины плохой осанки? (ответы детей)

А как, по вашему мнению, выработать правильную осанку?

Правила сохранения правильной осанки : (Ответы детей) (слайд №17)

1. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

2. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

3. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

4. Сидеть с максимально выпрямленной спиной.

5. Избегать неудобных поз и каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка если вы будете выполнять эти правила, то осанка у вас будет красивой и правильной.

4. Опытно-экспериментальная деятельность :

А сейчас мы с вами проведем эксперимен

Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всей группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ребенка спина не искривлена.

Какой можно сделать вывод? (Дети делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу : с портфелем или с ранцем)

Третий ребенок держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

Хотите проверить, правильная ли у вас осанка?

– Встали, повернулись ко мне спиной, руки сложили вместе ладошками и приставили к позвоночнику. Ладошки не должны разомкнуться. У Никиты хорошая осанка, а вот Наташе надо поработать над своей осанкой.

– Можно по-другому проверить свою осанку.

Тренинг : Проводится игра «Пройди с мешочком на голове»

Я повторяю по утрам :

Мой позвоночник гибок, прям

Когда лежу, стою, сижу –

За позвоночником слежу

Я позвоночник сберегу

И от болезни убегу.

Существуют специальные упражнения по укреплению мышц туловища. Как мы уже говорили, наши мышцы становятся крепче благодаря физическим упражнениям. И поэтому у спортсменов и атлетом самые сильные мышцы. Что кроме упражнений может укрепить наш скелет , и позвоночник в том числе? Какие продукты нужно употреблять? Те, в которых в большом количестве соли кальция - творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины.

А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? (да) . Что для этого нужно делать? (заниматься физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры , обязательно делать по утрам зарядку) словом вести активный образ жизни.

У нас сегодня на занятии присутствует Ирина Этвиновна, специалист по лечебной физкультуре. Она покажет нам упражнения, которые помогут укрепить мышцы нашего туловища, чтобы наша осанка всегда была правильной и красивой, а мы были здоровы и полны сил и энергии.

5. Итог занятия : Ребята, вам интересно было сегодня на занятии ? О чём мы сегодня говорили? (о строении и функциях скелета человека и его мышц , узнали об их роли в нашем организме) Что такое осанка? От чего она зависит? Вспомните правила, которые помогут сохранить нашу осанку правильной.

А завершить наше занятие я бы хотела стихотворением :

Каждый твёрдо должен знать :

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни - ведь здоровье

В магазине не купить!

Спасибо вам за работу и доброго вам здоровья!