Виды памяти.

PAGE_BREAK--Преимущества, которые дает человеку мышление, заключаются также в том, что с его помощью он может, «не сходя с места» и, таким образом, находясь в безопасном положении, «проиграть в уме» различные варианты возможных (и невозможных) событий, которые в действительности нигде и никогда не происходили; предвосхитить наступление наиболее вероятных событий, чувственно не воспринимаемых в данный момент в данном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям, спланировать их и корректировать их в процессе их осуществления, то есть мышление, являясь частью психики, выполняет одну из основных ее функций - функцию упреждения событий. Таким образом, с помощью мышления человек познает не только сущее, действительное, но и возможное, он не только познает, но и создает его.
Мышление является предметом исследования многих дисциплин: философии, в рамках которой исследуются общие отношения меду мышлением и материей; социологии, где изучается зависимость мышления от социальной структуры общества и процесса его развития; логики, которая исследует закономерные связи между такими основными формами мышления, как понятие, суждение и умозаключение; физиологии и других наук. Реально совершающееся мышление может быть, и часто бывает, неправильным с точки зрения формальной логики. Оно может определяться субъективными пристрастиями, быть непоследовательным, свернутым, в процессе его осуществления могут допускаться логические ошибки, но именно это живое, обусловленное собственно психологическими факторами мышления и интересует психологов. При изучении мышления конкретных людей в конкретных обстоятельствах были получены очень важные факты. В частности, было обнаружено, что с точки зрения достижения конечного результата, «ошибка»- понятие, весьма относительное, так как именно «ошибка» может выполнять очень важную подготовительную функцию при решении задач. Если логика изучает отношения между готовыми, уже сформированными понятиями, то психологию интересует также сам по себе процесс формирования понятий, при котором может происходить, например, приписывание вещам отсутствующих у них свойств. Кроме того, психологию интересуют не только развитые формы мышления, основанные на оперировании понятиями, но и более простые его формы. Основной тезис о взаимосвязи психических явлений реализуется в исследовании влияния на мышление других психических процессов, состояний и свойств личности, таких как эмоции, установки, характер, личностные особенности.
Под мышлением мы понимаем нечто, происходящее где-то «внутри», в психической сфере, и то психическое «нечто» влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретает нешаблонный, нестандартный, неповторяющийся характер. Когда мы наблюдаем однообразное поведение, слышим давно известные истины, знаем, что человек слепо верит во что-то, мы говорим, что здесь нет и намека на мысль. Приспособительная изменчивость поведения животных в некоторых ситуациях также побуждает нас предполагать наличие в нем разумной основы.
Приспособление к окружающей среде может осуществляться двумя принципиально различными путями: а) путем выполнения автоматизированных, жестко запрограммированных действий, не зависящих от меняющихся обстоятельств; б) путем выработки в данных, конкретных ситуациях новых индивидуальных форм поведения, учитывающих изменившиеся условия. В связи с тем, что никакая заранее подготовленная (врожденная) программа поведения не может полностью соответствовать изменяющимся условиям среды, любое поведение, основанное на психическом отражении, можно считать разумным, то есть целесообразным, где разумное означает индивидуально-изменчивое и приспособленное к конкретным обстоятельствам (О. К. Тихомиров). В более узком смысле, под разумным понимают нахождение отходных путей и использование орудий. Даже у животных всякое поведение представляет собой сплав врожденных и индивидуально-изменчивых форм поведения.
Несмотря на то, что по признаку индивидуального приспособления к изменяющимся условиям между поведением животных и человека имеется много общего, поведение человека, основанное на мышлении, и разумное поведение животных отличаются друг от друга существенно и принципиально. Главное отличие в том, что поведение животных - приспособительное, поведение человека –приспособительно преобразующее. В процессе преобразующей деятельности человека мышление выступает как средство постановки цели и как аппарат для подготовки целенаправленных действий. То и другое возможно только на основе использования языка как средства, в котором в обобщенной форме закреплены наиболее общие свойства предметов и явлений и отношения между ними. Формирования языка, существующего в речевой форме и являющегося средством общения, в свою очередь возможно только в социальной среде. Спецификой отражения на уровне мышления является отражение именно отношений между объектами и признаками внутри них, оно требуется, в том числе и для осуществления обобщений. Специфическое отражение указанных отношений в мышлении психологически представлено в феномене понимания. До тех пор, пока эти отношения не будут поняты субъектом, их отражение в психике будет представлено только на сенсорно - перцептивном уровне, как это случается при восприятии речевых звуков - можно услышать фразу, произнесенную на родном языке, но не понять ничего.
Человеческое мышление, обладая всеми присущими ему специфическими свойствами, не обнаруживающимися в рассудочной деятельности животных, не является в то же время внезапно возникшим феноменом и имеет определенные предпосылки - биологические и социальные.
В качестве исходных условий для возникновения мышления выступают две формы деятельности: предметная деятельность и общение. Внутри этих условий –совместных действий с предметом – в формировании мышления участвуют как собственно биологические, так и социальные предпосылки. В качестве биологической предпосылки выступает развитое восприятие, которое дает субъекту максимально адекватный образ объекта, без чего невозможна адекватная манипуляция им и, соответственно, невозможно отражение связей как внутри объекта, так и между объектами. Без регулирующей функции образов невозможны также первичные исходные формы предметной деятельности и общения: без наличных образов люди, образно говоря, просто не нашли бы ни объекта для совместных действий, ни друг друга. В свою очередь, совместная предметная деятельность и общение, развиваясь, становятся мощной движущей силой и главным фактором развития мышления. Исключительно мощным средством формирования мышления, таким образом, является вовсе не созерцание, а деятельность, действие, которое, по образному выражению С.Л. Рубинштейна, «как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем». Разламывая кость, раскалывая орех, копая землю, бросая камень, царапая и пробивая мягкое твердым, человек постигает открывающиеся при этом связи между объектами.
Исходной предпосылкой для развития мышления является непосредственная преобразующая активность отдельного индивида. Данная активность приводит к формированию первой фазы всего процесса - формированию и совершенствованию специальных органов действия. У человека таким органом является рука. Совершенствование руки заключалось в постепенном приобретении ею такой формы, при которой один палец противопоставлен остальным, что способствует совершению разнообразных и тонких действий. Вторая фаза определяется тем, что действие становится орудийным и коммуникативно опосредованным, то есть, и сами орудия, и цели, и значение действия определяются совместно с другими людьми. Далее орудийная коммуникативно опосредованная деятельность сама становится главным фактором становления мыслительных процессов. Обе фазы этого процесса переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Наблюдения за детьми, которых воспитали животные, полностью подтверждают эти представления: у них морфологически (биологически) развитый орган действий – рука – в действительности не является таковым или является только отчасти, в той же мере у них оказывается неразвитым и мышление.
Итак, на начальных этапах мощным средством развития мышления является практическое действие. В дальнейшем, при развитом мышлении, уже мысль становится средством организации действия, предваряющим его фактором, выполняющим программирующую и регулирующую функцию. При этом, практическое действие не утрачивает своего значения и продолжает выполнять роль одного из основных средств совершенствования мысли. Об этом следует помнить каждому, кто в своем интеллектуальном развитии не желает останавливаться на достигнутом.
Мысль как единица мышления.
Мышление представлено субъекту не только в форме его результата-мысли, но и в форме процесса. Процесс мышления субъективно хорошо знаком каждому, однако субъективное – не всегда достоверное, поэтому для раскрытия этапов этого процесса, а также характера производимых при этом операций потребовались специальные исследования.
Основной характеристикой ощущения является его модальность (звук, свет, вкус, запах и т.д.); отличительной характеристикой образа восприятия является его предметность, то есть отражение в нем отдельного объекта как предмета с его очертаниями, объемом рельефом; особенной характеристикой мысли, отличающей ее от чувственных образов, является представленность в ней вычлененных из чувственных образов понятных субъекту отношений между отдельными объектами или отдельными свойствами, характеристиками объекта. Можно, например, с помощью ощущений, восприятия и представлений «отразить» стоящую на окне вазу с цветами. При этом можно почувствовать запах цветов, различить их расцветку, осмотреть и ощупать подоконник, окно, вазу и цветы и таким образом постичь их форму, можно определить, какой из цветков находится ближе, а какой дальше. С помощью восприятия мы можем также выделить вазу с цветами как фигуру, при этом окно и все остальное окружение станет фоном. Мы можем воспринять окно целиком, вместе с вазой, которая будет «встроена» в образ окна, и в этом плане отношения между ними уже будут представлены, но они не будут вычленены, абстрагированы и, таким образом, поняты. Только с помощью мышления мы можем понять , чтоваза именно стоит на окне. То, что она именно стоит , а не, например, лежит, или прибита, или приклеена к окну, можно понять, только произведя какую-то операцию соотнесения- попытаться физически поднять ее, толкнуть, повернуть или проделать это мысленно, манипулируя наличными образами или представлениями, либо проанализировать ситуацию, используя отвлеченные понятия, выраженные с помощью слов. В результате этих действий , связанных с выполнением операций соотнесения предметов, образов и понятий, и будут обнаружены истинные, недоступные для восприятия отношения между вазой и окном.
На этой неспособности нашего восприятия постичь истинные отношения между явлениями и, таким образом, его способности вводить нас в заблуждение построены некоторые приемы в кино. Мы видим, например, как герой с неимоверным напряжением сил, весь в поту, на одних пальцах отчаянно карабкается по отвесной скале. Вдруг мы с изумлением замечаем, что капающий с его измученного лица пот падает не вниз, в пропасть под его ногами, а вбок, на скалу, прямо перед его носом. Только тогда, когда оператор поворачивает камеру на 90 градусов и дает общий план, мы начинаем понимать , что герой просто ползет горизонтально по бутафорской «отвесной стене».
Несмотря на усилия специалистов, как это ни парадоксально звучит, феномен понимания по-прежнему остается до конца не понятным. Коварство этого феномена заключается в резком расхождении между субъективной ясностью и отчетливостью его переживания и чрезвычайной трудностью его аналитического описания. Как бы там ни было, ясно, что, хотя понятными или непонятными могут быть образы, эмоции, воспоминания, понимание является специфической характеристикой именно мысли, мышления. Ведь ни образ, ни эмоция, ни воспоминание не утрачивают своих основных качеств даже в том случае, если они остаются непонятными. В отличие от них непонятная мысль перестает быть мыслью, а средство, с помощью которого она передается, превращается в пустую оперативную оболочку. Если это было речевое высказывание, то оно превращается в своеобразный «речевой труп». Усвоение такого грамматически правильного набора слов без понимания его смысла – частое следствие зубрежки или бездумного повторения чужих фраз.
Одним из механизмов понимания, схватывания, усмотрения, «синтетического обнаружения» является такое физическое или мысленное переструктурирование ситуации, при котором ее компоненты, включенные в новую структуру, выполняют новые функции. Эти новые функции и отношения и усматриваются. Они и предстают перед субъектом в форме понимания. Здесь вновь отчетливо видно, что в основе понимания – специфической характеристике мышления - лежит активное вмешательство в ситуацию, активное действие. Следовательно, для того, чтобы понять, нужно самостоятельно это что-то сделать или переделать, переставить, разобрать и вновь собрать и т.д.
Элементарной единицей мысли, в которой представлены отношения объектами, является суждение . Суждение- это форма мышления, в которой отражаются связи и отношения между сущностями. Логическое суждение есть связь между субъектом и предикатом, где, в общей форме, субъект – это обозначаемое, а предикат- то или иное его свойство, качество. Поскольку суждение является логическим следствием усмотрения отношений, выявляемых уже на уровне перцепции, в нем могут отражаться отношения еще до формирования понятия. Суждение с понятиями в качестве его структурного элемента – это только частная, хотя и высшая форма суждений.
Суждение как форма существования элементарной мысли является исходной для двух других логических форм мышления- понятия и умозаключения.
Понятие- мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.
Умозаключение- форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих.
Для того, чтобы вычленить и понять отношения и связи между элементами ситуации, необходимо произвести какие-то действия-операции соотнесения элементов друг с другом.
Мыслительные, производимые с помощью физических или умственных действий операции соотнесения:
· сравнение, с помощью которого вскрываются отношения сходства или различия;
· анализ- расчленение целостной структуры объекта;
· синтез- воссоединение элементов в целостную структуру;
· абстракция и обобщение- выделение общих признаков объекта, отделение их от единичных, случайных и поверхностных;
· конкретизация- операция, обратная абстрагирующему обобщению, то есть возврат к осмысливаемому объекту во всей полноте его индивидуальной специфичности.
В связи с тем, что некоторые из этих операций соотнесения можно производить не только с понятиями, но и с объектами и их образами, мышление имеет различные уровни.
Генетически наиболее ранним уровнем является наглядно - действенное мышление. Это такой уровень мышления, при котором отношения вскрываются путем непосредственного манипулирования конкретными предметами. Когда ребенок открывает для себя, что один мяч можно привести в движение, толкнув его другим мячом, или когда плотник, приложив одно бревно к другому, начинает понимать, что именно мешает им лежать плотно, они пользуются наглядно- действенным мышлением. Таким образом, хотя этот уровень характеризует мышление преимущественно высших животных и детей раннего возраста, он присутствует и в деятельности взрослых людей с их развитым понятийным мышлением.
Следующим уровнем развития является мышление образами, или наглядно- образное мышление. Это тот уровень, на котором человек вскрывает связи и отношения, не физически перемещая предметы, а соотнося друг с другом образы одного и того же предмета или образы различных предметов. когда человек, для того, чтобы понять устройство какой – нибудь машины, разглядывает ее с разных сторон и таким образом сравнивает ее образы, полученные в разных ракурсах, он манипулирует образами восприятия. Когда он для тех же целей представляет предмет и мысленно поворачивает его в разных плоскостях, он оперирует образами представления. И в том, и в другом случае образы являются «атомами» мысли, из которых формируется ее «молекула»- понятое отношение между ними.
продолжение
--PAGE_BREAK--Наивысшим уровнем мышления является мышление, при котором в качестве элементов, над которыми производятся перечисленные и иные операции, служат понятия, представленные словом, - понятийное или словесно-логическое мышление.
Итак, мысль представляет собой результат соотнесения предметов, образов или понятий, причем данный результат может непосредственно отразиться в форме суждения, либо в форме понятия, либо в форме суждения, выведенного из последовательного ряда других суждений. Человеческое мышление отличается от мышления животных тем, что все эти операции совершаются посредством системы знаков - языка. Использование знаков с соответствующими правилами связи между ними значительно облегчает процесс мышления с его операциями соотнесения. Оперировать символами гораздо легче, чем предметами или даже чувственными образами. Способность к использованию символов в качестве заместителей категорий объектов дает человеку огромные преимущества перед другими животными в приспособлении к окружающему миру.
Мышление как процесс.
Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышления иногда развернут во времени так, что он не может остаться незамеченным, и наконец, часто он субъективно переживается именно как действие, деятельность, труд, иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный, но в то же время приносящий ни с чем не сопоставимое удовлетворение и восторг, когда в результате него достигается понимание или обнаруживается решение проблемы.
Мышление как психический аппарат приспособления вступает в действие тогда, когда в процессе приспособления возникает блокада привычного приспособительного действия. Процесс преодоления препятствия в этом случае в самой общей форме будет иметь несколько этапов:
1. замешательство;
2. обращение к образам памяти и понятиям;
3. манипуляция образами и понятиями;
4. преодоление препятствия.
Для того, чтобы мышление «заработало», необходимо появление проблемной ситуации. Однако этого недостаточно для возникновения мышления, поскольку некоторые проблемные ситуации могут быть разрешены и без его привлечения, методом проб и ошибок. Специфическим для мышления объектом является не сама по себе проблемная ситуация, а задача , которая формулируются на ее основе.
Задача является специфическим объектом мышления безотносительно к областям человеческого знания- это может быть физический мир, общественная жизнь, межличностные отношения, сам человек, в том числе и его процесс мышления.
Задача может формулироваться самим человеком в ходе его практической деятельности, а может быть дана ему в готовом виде другими людьми.
Все задачи имеют одну общую объективную структуру и характеристики. Общая структура задачи включает в себя условия итребование. Под условиями понимаются все факторы, имеющие отношение к разрешению проблемной ситуации. Одной из важных характеристик задачи является ее сложность. Проиллюстрировать возникновение проблемной ситуации и структурных компонентов задачи можно на простом жизненном примере.
Предположим, что вы после целого дня блуждания по лесу с полной корзиной грибов возвращаетесь домой. Вы идете по лесу, перешагиваете через канавы, пробираетесь сквозь кусты, обходите деревья и вдруг выходите к реке в неожиданном для вас месте (возникновение проблемной ситуации). Окинув взглядом местность, вы ставите себе задачу перебраться на другой берег. В соответствии с задачей вы изучаете ее условия. Вы знаете, что эту реку вброд не перейти (условие). В воде плещется рыбка (к условиям не относится). Вдали летит самолет (к условиям не относится). Течение реки медленное, ветра нет (условия). Вплавь реку с полной корзиной не переплыть (условие). Вы знаете, что, для того чтобы попасть домой засветло и не заблудиться, вам непременно нужно перебраться на другой берег(требование).
Фазы мыслительного процесса.
Исходным пунктом мыслительного пути является постановка вопроса. От формулировки вопроса зависит все направление мыслительной деятельности. Условием адекватной постановки вопроса является правильная констатация дефицита информации, искомого (неизвестного). Понимание того, что именно непонятно в данной ситуации, «понимание непонятности», является признаком начала работы мысли, поэтому отсутствие вопросов – «грозный индикатор отсутствия работы мысли» (он же). Является ли в нашей задаче адекватным вопрос, часто предлагаемый студентами в ходе занятий: «Как перебраться на другой берег?». Этот вопрос не является адекватным, потому что его содержание выходит за рамки явных и скрытых условий и требования, ведь на другой берег можно перебраться по воздуху, по дну реки, вплавь, мысленно. С учетом условий адекватным будет вопрос: « Что именно из имеющихся предметов способно выдержать вес человека вместе с корзиной грибов и может послужить в качестве плавательного средства для преодоления реки?».
Следующей фазой мыслительного процесса является перебор возможных, вероятных вариантов решения задачи. В нашем примере таковыми будут: лодка, бревна, бочки, доски, которые могут быть использованы в качестве плавательных средств.
На следующем этапе из всех возможных способов в качестве гипотезы выбирается наилучший вариант на основе различных критериев – «стоимости», субъективной привлекательности и, наконец, вероятности выполнения требования,- вытекающих из субъективного опыта и знаний. Из этих критериев наиболее важным является вероятность достижения цели. В нашем случае объектом, удовлетворяющим этому критерию, является, конечно, лодка. На этом же этапе осуществляется проверка выбранной гипотезы. Вы осмотрели лодку и обнаружили такую пробоину, с которой, едва отплыв от берега, лодка может утонуть. Выбор конкретной гипотезы при переборе возможных вариантов осуществляется не только на основе рациональных соображений, в этом процессе принимают участие и неосознаваемые факторы. В совокупности эти процессы приводят к оценке адекватности выбранной гипотезы на основе своеобразного, хорошо знакомого всем «вдохновения», которое еще называют «чувством близости решения». Осмотрев на берегу бревна, бочки, доски, заметив, что веревка достаточно длинная, вы чувствуете, что решение где-то здесь, в бочках, досках и веревке.
Решение задач завершается получением ответа или формулировкой суждения. Мысленно соединив пустые бочки с досками и веревкой, вы находите, что при этом может получиться вполне надежное, достаточно управляемое, способное выдержать необходимый вес плавательное средство. Задача в принципе решена, благодаря чему может быть разрешена и проблемная ситуация- преодоление препятствия.
Поскольку в повседневной жизни в процессе приспособления к физическому миру и социальной среде человек сталкивается с препятствиями на каждом шагу, эффективность их преодоления зависит от того, в какой мере он при этом пользуется усвоенными навыками или ищет новые пути решения. Мышление при этом пронизывает все формы деятельности человека.
Формирование понятий.
Наиболее развито у человека понятийное мышление, где элементами, над которыми производятся мыслительные операции, являются понятия. Предметы и явления окружающего мира представлены человеку не только в их чувственных образах, но и в форме понятий - обобщенных внечувственных, умственных образах (репрезентациях) этих объектов и явлений. В них отражаются общие для данного класса объектов существенные и отличительные признаки. Обобщение признаков невозможно вне использования специальных средств- символов или знаков, объединенных между собой определенными правилами связей, то есть языка. В историческом процессе формирование понятий и развитие языка шли в тесном взаимодействии друг с другом. Язык как система знаков, выступающая в качестве средства общения и мышления, воплощенного в форму общения – речь, служил и служит той направляющей и организующей силой, которая связывает понятие (значение) со знаком и, таким образом, ограничивает количество и качество признаков, составляющих данное понятие.
Сталкиваясь в процессе взаимодействия с миром, с каким- либо объектом этого мира, имеющим всегда множество признаков, человек получает от окружающих разъяснения по поводу его наименования. При отсутствии такового в общественном словаре для обозначения данной категории объектов, например, при столкновения с совершенно незнакомым объектом, он может получить новое наименование. Запоминая признаки данного объекта, человек связывает с ними услышанное имя всякий раз, когда признаки и имя появляются вместе. Индивидуальные признаки объектов одного и того же класса, объединяемых окружающими одним именем, неизбежно меняются, в то же время существенные для данного имени признаки остаются неизменными. Получая от окружающих при столкновении с данным объектом, с данным набором признаков подтверждение или одобрение по поводу соответствия сочетания признаков данному имени, человек отбрасывает редко подкрепляемые таким образом другими людьми признаки и оставляет часто подкрепляемые, то есть обобщает их в процессе общения. Процесс обобщения признаков, согласованный с другими людьми, касается не только свойств самого объекта, но и всех аспектов взаимодействия с ним. Например, в понятие «еда» включаются самые разнородные объекты, объединяемые, тем не менее, одним очень важным признаком- съедобностью.
Формирование понятия - процесс социальный, содержание понятий зависит от той культуры, в рамках которой он осуществляется. Культура группы или сообщества определяет существенность или несущественность признаков, составляющих данное понятие, связываемое с данным именем. Вследствие различий между культурами в каждой группе или сообществе имеются понятия, не представленные в других культурах. Но в силу сходства основных потребностей и относительной независимости их от конкретной культуры, а также сходства в физическом и физиологическом устройстве людей, во всех культурах имеются понятия, в которых представлены одни и те же явления. В общем, можно сказать, что во всех человеческих сообществах имеются тождественные понятия, в которых сходным образом отражены части тела, потребности в пище, воде, крове, типичные человеческие чувства, глобальные пространственные и временные отношения, а также наиболее общие свойства объектов, отражение которых обусловлено общим для всех строением органов чувств человека. Понятия, связанные с изменчивыми природными условиями существования, своеобразием хозяйственной деятельности, изменчивой формой удовлетворения потребностей и проявления чувств, понятия, в которых фиксированы единицы измерения пространства, времени, и иных свойств объектов, основанные на взаимной договоренности, могут существенно различаться от культуры к культуре.
Язык и дискурсивное мышление.
Язык- это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи и хранения информации от поколения к поколению.
Эволюционное развитие познавательных процессов происходило закономерным образом: для успешного приспособления к окружающей среде субъект должен был располагать средствами, с помощью которых в его субъективном пространстве были бы представлены жизненно важные характеристики данной среды. Такими средствами являются ощущения, образы восприятия, представления, а также пронизывающая все познавательные процессы память. С появлением способности постигать отношения между объектами появилась потребность в новом средстве их отражения. Образ объекта, в котором эти отношения представлены в единичной форме, в качестве такого средства не годится, поскольку он, во-первых, глубоко субъективен, поэтому недоступен другим, во-вторых, изменяется при хранении в памяти и в третьих, в нем эти отношения существуют в скрытом, не вычлененном виде. Для фиксации этих отношений потребовалось такое средство, которое обладало бы свойствами вещи и в то же время служило бы носителем этих отношений. Таким средством и является знак- любой предмет или звук, в котором в неизбежно обобщенной форме фиксируются отношения между объектом и его признаками и между объектами, что, в общем, одно и то же. Неизбежно обобщенную форму отношения приобретают потому, что для их вычленения требуется наблюдение за множеством аналогичных событий.
Помимо свойства независимости от конкретных вещей, внутри которых отношения имеются, данное средство должно обладать еще одним важным качеством- подобно субъективному образу оно должно всегда быть под рукой. Таким средством и оказался звук. Издаваемый речевым аппаратом звук обладает качеством изменяемости. Количество сочетаний отдельных звуков практически бесчисленно, как и количество отношений между объектами. Таким образом, отношения приобрели такую форму вещи, которой можно манипулировать так же, как и предметами. Знак становится удобным орудием мышления, в котором в обобщенной форме представлены предметы и отношения между ними. Общение и обобщение, посредством знака, тесно связаны друг с другом. Для того, чтобы указать другому человеку на вещь или направить его к ней, необходимо указать на ту категорию, к которой она принадлежит. Обобщение признаков посредством знаков возможно только в процессе общения, обусловленного необходимостью совершения совместных действий по преобразованию среды или при приспособлении к ней. Отношения между знаком и закрепляемыми в нем свойствами и отношениями также произвольны, но однозначны. Произвольность этой связи придает языку чрезвычайную гибкость в отражении мира, однозначность же достигается путем установления согласия между людьми относительно данной связи.
Язык и фиксируемые в нем понятия об объектах, их свойствах и отношениях между ними, развиваясь вместе с понятиями, в свою очередь оказывают влияние на восприятие человеком мира и на процесс классификации явлений.
Наиболее развитой формой мышления, осуществляемого посредством языка, является рассуждение - дискурсивное мышление. Оно представляет собой цепь суждений, элементами которой являются понятия, и в конце которой появляется новое суждение, являющееся производным от предыдущих. Дискурсивное мышление возможно только с использованием языка в качестве его средства. Правильность логического вывода зависит не только от правильного выполнения логических операций, но от ряда других условий, в частности от исходных понятий, личным и общественным опытом, существующим в форме убеждений, в том числе и иррациональных.
Двумя способами дискурсивного мышления являются индукция и дедукция.
Индукция - это движение мысли в процессе рассуждения от частных суждений к общему выводу.
Дедукция – это движение мысли от общих положений к частным суждениям. Такое движение мысли в формальной логике приобретает форму силлогизма , который состоит из общей и частной посылки и вывода. Дедуктивное мышление требует от субъекта большей способности к отвлечению и обобщению, а также к децентрации - способности на время рассуждения преодолеть эгоцентрическую позицию, взглянуть на явление как бы со стороны. В скрытой форме дедукция, так же как и индукция, присутствует в мышлении человека всегда, однако при решении отвлеченных задач люди с эгоцентричным мышлением справляются с такими задачами с трудом.
В силлогизме общие и частные посылки часто основываются на убеждениях, распространенных в данной культуре. В связи с этим безупречные с точки зрения формальной логики дедуктивные рассуждения могут приводить к выводам, в своих исходных пунктах основанным на верованиях, иррациональных убеждениях. Выводы в дедуктивном мышлении могут определяться и личными верованиями и убеждениями, в том числе и основанными на предрассудках и приметах. Например, вывод о бессмертии души конкретного человека основан на вере в бессмертие души вообще. Сочетание ложной посылки с нарушениями логики рассуждений приводит к формированию ложных, болезненных убеждений, как это случается при душевных заболеваниях. Для того, чтобы избежать подобных ошибок, люди постоянно сверяют свои представления о мире с представлениями других людей и вносят в свою картину мира соответствующие коррективы. При отсутствии подобного согласования, например, в условиях полной социальной изоляции, человек может потерять устойчивые ориентиры, связывающие его с реальностью, утратить с ней контакт и таким образом превратиться в психотика.
Способность к дискурсивному мышлению открывает небывалые до того возможности для планирования и организации деятельности. Пользуясь словом как средством для закрепления отношений не только между объектами, но и между действиями, человек может составить программу действий, зафиксированную в ряде словесных высказываний. Затем сверять этапы реально выполняемых действий с имеющейся словесной программой, и вносить коррективы как в действия, так и в программу в зависимости от конкретных обстоятельств.
продолжение
--PAGE_BREAK--

С помощью таких познaвательных психических прoцессов, как: речь, ощущениe, мышление, пaмять, внимaние, человек воспринимает действительность и осуществляет свою жизнедeятельность.

Особенности психических познавательных процессов

Именно благодаря этим процессам мозг отвечаeт на воздействия из внешней и внутренней среды. Если бы не познавательные явления, деятельность человека была бы в опасности. Тaк, бeз восприятия, ощущений вы не смогли бы чувствовать раздрaжитель, который, не исключено, вполне мог бы нести угрозу вашей жизни. Без воoбражения и психические регуляторы, находящиеся в каждом человеке, не были бы способны проанализировать угрозу, предвидеть результат ее влияния. А без памяти вы не помнили бы о своем прошлом опыте, не знали, к чему приведет возникающее раздражение.

Виды психических познавательных процессов

Рассмотрим детально вышеприведенную классификацию процессов:

1. Ощущения являются простейшими, среди всех психических явлений. Они хранят в себе все представления о раздражающих факторах, с которыми вам приходилось когда-либо сталкиваться. При этом различают следующие виды ощущений:

  • извне: вкусовые, осязательные, слуховые, кожные, зрительные, обонятельные ощущения, посредством которых мы познаем окружающий мир;
  • внутренние: тошнота, голод, жажда и пр., возникающие, как результат сигналов от рецепторов определенных органов;
  • двигательные ощущения появляются вследствие смены положения вашего тела.

2. Восприятие отражает не только то, что вы видите, что вас окружает, но и дополняет все это их свойствами, воздействуя на органы чувств.

3. Внимание является сконцентрированной направленностью вашего сознания на явления или предметы реального мира. Стоит отметить, что каждой личности сложно дается одновременное восприятие информации из многих источников, но ваше имя, к примеру, произнесенное в толпе во время бурной вечеринки, вы обязательно услышите. Ученые это объясняют тем, что на фразы, слова, имеющие для личности особое значение, всегда сфокусированы ее главные механизмы внимания.

4. Память отражает все то, что было ранее воспринято вами, совершено, пережито. Существует генетическая и прижизненная:

  • наследственная память включает в себя инстинкты, всю ту информацию, что характеризует ваше физиологическое строение. На нее не оказывают особого влияния жизненные условия человека;
  • прижизненная хранит то, что накопилось, начиная от момента вашего рождения. К тому же, в отличие от предыдущей, она зависима от внешних воздействий.

5. Мышлениe также относится к высшим психическим познавательным процессам. Оно помогает открыть новые знания для человека, способствует творческому развитию, решению задач. Именно в процессе последнего оно проявляется ярче всего.

6. Речь объединяет в себе звуковые сигналы, символы, способствующие представлению информации, ее переработки, сохранению в памяти и, в случае чего, передачи.

Нарушение познавательных психических процессов

Личность может подвергаться нарушениям психических познавательных процессов. Причиной тому становятся различные заболевания. Так, при эпилепсии уменьшается объем памяти, появляются проблемы с мышлением (больному очень сложно решить элементарные задачи). В результате черепно-мозговых травм замечено уменьшение умственной трудоспособности. Если возникает предположение на подобное психическое нарушение, следует срочно обратиться за консультацией к психиатру.

Имеются и другие механизмы психологической защиты человека. Они применяются для формирования адекватной самооценки и самосовершенствования личности. Однако не следует думать, что они нужны только специалистам-психотерапевтам, их активно используют и педагоги, они неосознанно применяются почти каждым человеком. Знание механизмов психологической защиты поможет нам работать со своим сознанием, понимать их проявления в поведении и сознании других людей.

Раздел II ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Глава 1. Ощущение и восприятие

1. Познавательные психические процессы. Структура приема информации

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Раздел I. Психология

Тема 3. Психические познавательные процессы

3.1. Ощущения, восприятие, внимание, воображение и их классификация

3.1.1. Ощущения

Источником знаний о внешнем мире и собственном организме человека являются ощущения. Это основные каналы, благодаря которым информация о данных феноменах поступает в головной мозг, давая возможность индивиду ориентироваться в них.

Ощущения – отражение в сознании субъекта отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Органы чувств – это механизмы, с помощью которых информация об окружающей действительности поступает в кору головного мозга. Ощущения отражают внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, поверхность, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные движения, боль и пр.). Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и субъективны – поскольку зависят от нервной системы и индивидуальных особенностей личности. Их физиологическую основу составляет деятельность анализаторов. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из:

  • Рецептора, воспринимающего раздражения (располагается на периферии нервной системы);
  • Проводящего афферентного (центростремительного) пути (по нему нервное возбуждение передается к центру);
  • Корковой части анализатора (центральное звено), где происходит "обработка" сигналов.

Передача возбуждения от рецепторов к центральным отделам нервной системы, а затем от них по эфферентным (центробежным) путям обратно для ответной реакции, имеющая место в ходе рефлекса, осуществляется по рефлекторной дуге.

Рефлекторная дуга состоит из рецептора, афферентного и эфферентного нерва, центрального звена, эффектора (мышцы или железы).

1-2-3 – функциональная схема анализатора.

1-2-3-4-5-6-7-1 – функциональная схема рефлекторной дуги.

1 – рецептор; 2 – афферентный нервный путь; 3 – центральное звено; 4 – эфферентный нервный путь; 5 – эффектор (мышца или железа); 6-7 – канал обратной информации.

Принцип обратной связи позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.

Виды ощущений:

Экстерорецептивные . Отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

    • Зрительные – человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков между ними;
    • Слуховые – индивид воспринимает речь, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.;
    • Обонятельные – помогают людям распознавать летучие вещества и запахи;
    • Температурные – различают тепло и холод;
    • Вкусовые – определяют качественные особенности принимаемой пищи;
    • Тактильные – совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью него человек воспринимает гладкость, шероховатость, плотность предметов, их прикосновение к телу, место и размер раздражаемого участка.

Интерорецептивные. Отражают внутреннее состояние индивида.

    • Болевые – сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека;
    • Равновесия – обеспечивают вертикальное положение тела (деятельность вестибулярного анализатора);
    • Ускорения – при движении людей определяют их центростремительные и центробежные силы.

Проприоцептивные. Отражают движение нашего тела.

    • Мышечно-двигательные – обеспечивают информацию о положении тела и его частей в пространстве, регуляцию движений, сокращение, растяжение и расслабление мышц и т.п.

Свойства ощущений:

  1. Адаптация;
  2. Сенсибилизация;
  3. Последовательные образы;
  4. Порог ощущений;
  5. Контраст.

Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Она может меняться в больших пределах. Например, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200000 раз. Ее изменение требует известного времени. Для того чтобы зрение в темноте приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 минут. Адаптация слуховых органов осуществляется намного быстрее и составляет секунды.

Контраст – слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, а сильные уменьшают ее.

Пороги ощущений:

    • Нижний порог – минимальная величина раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения (J 0) (Сигналы, интенсивность которых меньше J 0, человеком не ощущаются)
    • Верхний порог – максимальная величина раздражителя, когда ее может адекватно воспринимать анализатор (J max). (Интервал между J 0 и J max носит название "диапазон чувствительности")
    • Разностный порог (порог различения) – минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую индивид способен ощутить.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов, состояния организма. Это может быть сделано и с помощью фармакологических средств. Острота чувствительности увеличивается с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось (например, после выхода из вагона метро несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде).

Развитие ощущений возможно в процессе упражнений. Например, утрата зрения или слуха в некоторой мере компенсируется другими видами чувствительности.

3.1.2. Восприятие

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это результат деятельности системы анализаторов.

Восприятие предполагает выделение из комплекса признаков наиболее значимых (с одновременным отвлечением от несущественных). Оно требует их объединения и сопоставления с прошлым опытом. Восприятие включает двигательный компонент (ощущение предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по формированию целостного образа. Одну и туже информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние опыта на этот процесс вполне очевиден. (Пример с искажающими очками: все предметы видятся перевернутыми, за исключением тех, которые невозможно в такой форме представить. Обычная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она становилась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.)

Виды восприятий:

  • В зависимости от форм отражения:
    • Пространства – воспринимаемая форма, величина, объем объекта, расстояние между ними, их взаимное расположение, удаленность и направление.
    • Времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений. Главное заключается в ритмической смене возбуждения и торможения; специального анализатора нет.
    • Движения – восприятие изменений по времени положения предметов или самого наблюдателя в пространстве.
  • В зависимости от цели:
    • Преднамеренное – в основе лежит сознательно сформулированная цель и достижение связано с определенными усилиями индивида.
    • Непреднамеренное – предметы воспринимаются без специально поставленной задачи и волевых действий человека.
  • В зависимости от степени организации:
    • Организованное – явления и предметы наблюдаются целенаправленно, планомерно.
    • Неорганизованное – обычное восприятие окружающего мира.

Восприятие может быть ошибочным. Это обнаруживается в работе анализаторов. Известны зрительные ошибки (иллюзии). Они имеют самые различные причины: практический опыт индивида, изменение условий восприятия и т.д.

Свойства восприятия:

  1. Целостность – отражаемые объекты выступают в сознании человека в совокупности их многих качеств и характеристик. Это система перцептивных действий, которыми надо овладеть, т.е. она формируется в процессе практики;
  2. Константность – индивид воспринимает предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине, что обусловливается знанием их физических свойств;
  3. Структурность – восприятие не простая сумма ощущений. Это фактически абстрагированная из них обобщенная характеристика. Например, играет музыка, и мы слышим не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее;
  4. Осмысленность – свойство тесно связано с мышлением, пониманием сущности явлений;
  5. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими; способность личности воспринимать лишь те из них, что представляют для нее наибольший интерес. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже чернильные пятна – это всегда что-то осмысленное (собака, облако, озеро и т.д.). Это динамический процесс поиска ответа на вопрос: "Что это такое?";
  6. Предметность – способность индивида отражать окружающий мир как воздействия его конкретных образов;
  7. Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Восприятие во многом зависит от уровня внимания людей.

3.1.3. Внимание

Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Физиологически оно обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые им психические процессы. Внимание обеспечивает в каждый данный момент в коре головного мозга участок (очаг) с повышенной возбудимостью, доминирующего над остальными его частями. В результате чего и происходит сосредоточение сознания индивида на нужных объектах.

Свойства (качества) внимания:

  • Концентрация способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности;
  • Избирательность выделение индивидом наиболее важных предметов;
  • Распределение возможность иметь в сознании одновременно несколько объектов или выполнять работу, состоящую из многих операций;
  • Объем количество предметов, которые могут быть восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент;
  • Переключение намеренно осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • Устойчивость способность задерживаться на восприятии предмета.

Виды внимания:

  1. Произвольное (преднамеренное) – возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на решение той или иной задачи (утомляемость наступает через 20 минут);
  2. Сосредоточенное – это внимание на какой-либо один объект или вид деятельности;
  3. Непроизвольное (непреднамеренное) – появляется само собой под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного, значимого раздражителя (например, более сильный звук, наблюдение за спортивными состязаниями);
  4. Послепроизвольное – вызывается интересной деятельностью и индивид продолжительное время не устает;

Закономерность циркуляции внимания: через каждые 6–10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то ее часть может быть потеряна. Исследования Б. М. Те­плова и В. Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы: слабый ее тип – дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а если сильный – то повышают концентрацию внимания.

Развивать внимание можно с помощью психологических упражнений:

  • Игры индейцев. Двум-трем соревнующимся одновременно показывают сразу много предметов. Затем каждый перечисляет ведущему, что он видел, стремясь подробно описать большее число вещей (утверждают, что один фокусник, проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов);
  • "Кто быстрее". Предлагается вычеркнуть в тексте какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Результат теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв. Несколько измените задачу: одну букву зачеркивайте вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или по сигналу эти действия чередуйте. Затем упражнение усложните: например, одну букву зачеркивайте, другую – подчеркивайте, третью – обводите кружком. Время на задание – до 30 минут.

3.1.4. Представление

Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.

Функции представления:

  1. Сигнальная. Отражается не только образ предмета, но и многообразная информация о нем, которая впоследствии превратилась в систему сигналов, управляющих поведением индивида.
  2. Регулирующая. Отбирается нужная информация о предмете или явлении с учетом реальных условий предстоящей деятельности.
  3. Настроечная. Проявляется в ориентации организма на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Физиологическую основу представлений составляют "следы" в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии.

Виды представлений:

  • По видам анализаторов:
    • Зрительные – образ человека, предмета, пейзажа;
    • Слуховые – музыка, мелодия;
    • Обонятельные – (запах эфира);
    • Осязательные – предмет, к которому ранее прикасался;
    • Двигательные – движения своего тела.
  • По степени обобщенности:
    • Единичные – восприятие одного предмета;
    • Общие – отражение ряда сходных предметов.
  • По степени проявления волевых усилий:
    • Непроизвольные – без активизации воли и памяти;
    • Произвольные – под воздействием воли в интересах какой-либо цели.
  • По продолжительности:
    • Оперативные – обслуживание оперативных действий;
    • Кратковременные – непродолжительные по времени;
    • Долговременные – используются длительное время и достаточно часто.

Представления формируются в процессе деятельности человека. В зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид из них: у художника – зрительный, у музыканта – слуховой, у спортсмена – двигательный, у химика – обонятельный.

3.1.5. Воображение

Воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, "оживляет" то, что было ранее; оно представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений.

Виды воображения:

  • Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) возникновение новых образов без каких-либо внешних побудителей (сновидения, грезы);
  • Произвольное (активное, преднамеренное) формирование новых образов с помощью волевых усилий;
  • Мечта новый образ желаемого будущего, который пока еще не осуществлен, а иногда и не может воплотиться в реальность;
  • Творческое создание новых образов в процессе деятельности личности.

Этапы творческого воображения:

  • возникновение идеи;
  • "вынашивание замысла";
  • его реализация.
  • Воссоздающее (продуктивное) воображение на основе прочитанного или услышанного.

Формы синтеза в процессах воображения:

  1. Агглютинация "склеивание" различных несоединимых качеств (частей);
  2. Гиперболизация увеличение или уменьшение предмета, а также изменение его частей;
  3. Схематизация отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  4. Типизация выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  5. Заострение подчеркивание каких-либо признаков.

3.2. Память, мышление, речь и их развитие

3.2.1. Память

Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности и возвращении в сферу сознания.

Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Она – основа психической деятельности, без нее невозможно понять формирование поведения, мышления, сознания.

Амнезия – отсутствие памяти.

Процессы памяти:

  1. Запоминание запечатление в сознании информации, которая является необходимым условием обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения;
  2. Сохранение удержание в памяти знаний в течение относительно длительного времени;
  3. Воспроизведение активизация закрепленного ранее содержания психики;
  4. Узнавание явление психики, сопровождающее процессы памяти и позволяющее им более эффективно функционировать.

Виды памяти:

  1. Наглядно-образная – память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы;
  2. Словесно-логическая – память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации;
  3. Двигательная – память на движения;
  4. Эмоциональная – память на переживания;
  5. Механическая – запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Все выше перечисленные виды памяти, кроме словесно-логической, - физиологические основы, следы бывших ранее нервных процессов, сохранившихся в "коре головного мозга".

Особенности памяти, характеризующие ее действенность:

  • Объем – отражает количественные показатели запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой информации;
  • Быстрота – способность индивида достичь определенной скорости в обработке и использовании материала;
  • Точность – возможность человека качественно и продуктивно отражать основное содержание информации;
  • Длительность – способность личности удерживать определенное время в своем сознании нужный материал.

Формы памяти (длительность хранения опыта):

  1. Мгновенна;
  2. Кратковременная;
  3. Долговременная;
  4. Оперативная;
  5. Промежуточная память;
  • Кратковременная память. Информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание на 5-7 минут, после чего материал может забыться полностью либо перейти в долговременную память при условии многократного повторения. Кратковременная память ограничена по объему и при однократном предъявлении в ней помещается число 5-9, т.е. с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, фигур, картинок и т.д. Главное добиться, чтобы эта информация была насыщена за счет группировки, объединения чисел, слов в единый целостный "образ".
  • Долговременная память. Обеспечивает длительное сохранение материала, и бывает двух типов:
    1. С сознательным доступом (т.е. индивид по своей воле извлекает и вспоминает нужную информацию);
    2. Закрытая (в обычных условиях к ней нет доступа, а лишь при гипнозе, раздражении участков мозга).
  • Оперативная память. Информация поступает из кратковременной и долговременной памяти для выполнения текущей деятельности.
  • Промежуточная память. Она накапливает материал в течение дня, а во время ночного сна, переводит его в долговременную память. У индивида, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мысленных, вычислительных операций, снижается внимание, появляются ошибки в речи и действиях.

Эффективность памяти зависит от:

  • Целей запоминания. Если выучить информацию, чтобы сдать экзамен, то вскоре многое забудется, а если для будущей профессиональной деятельности, то она останется надолго.
  • Приемов заучивания.
    • Механическое дословное многократное повторение. Материал не осмысливается, тратится много сил, времени, а результаты низкие.
    • Логический пересказ. Он включает: осмысление связей, систематизацию, выделение главных компонентов информации, повторение своими словами – задействована логическая память. Ее эффективность в 20 раз выше, лучше, чем у механической.
    • Образные приемы запоминания, перевод материала в графики, схемы, картинки – функционирует образная память. Она бывает: зрительной, слуховой, моторно-двигательной, вкусовой, осязательной, обонятельной, эмоциональной.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания. Для его уменьшения необходимо:

  1. Понимание, осмысление информации (механически выученная, она забывается быстро и почти полностью);
  2. Повторение материала (это важно делать через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически усвоенной информации).

Необходимо чаще повторять в первые дни (в это время максимальны потери от забывания), лучше так: в первый день – 2–3 повторения, во второй – 1–2, в третий – седьмой – по 1, затем 1 повторение с интервалом в 7–10 дней.

Систематическая учеба, усвоение информации порциями в течение семестра намного эффективнее, чем заучивание большого объема в сжатые сроки сессии, вызывающего умственную и психологическую перегрузку и почти полное забывание материала через неделю после сдачи экзаменов.

Формы воспроизведения памяти:

  • Узнавание (происходит при повторном предъявлении объекта);
  • Воспоминание (возникает при отсутствии восприятия предмета);
  • Припоминание (зависит от ясности поставленных задач, степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в памяти информации);
  • Реминисценция (отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым);
  • Эйдетизм (зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого).

Мнемонические (мнемотехнические) приемы запоминания (для облегчения), (Мнемоника – (гр. mnemonikon – искусство запоминан ия ):

  • Образование смысловых фраз из начальных букв информации ("Каждый Охотник Желает Знать Где Сидят Фазаны" – о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый, желтый и т.д.);
  • Ритмизация – перевод в стихи, песенки, строки, связанные определенным ритмом или рифмой;
  • Запоминание сложных терминов с помощью созвучных слов (например, чтобы усвоить медицинские выражения "супинация» и "пронация", используют шуточную фразу "суп несла и пролила");
  • Находят яркие, необычные образы, картинки и по «методу связки» соединяют с материалом, который нужно запечатлеть;
  • Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию для запоминания мысленно расставьте по пути. Вспомнить вы ее сможете, представив себе эту комнату – все будет на тех местах, что было при предыдущем "обходе".
  • При запоминании цифр, чисел можно использовать разные приемы:
    • Выявить арифметическую зависимость в числе, например, в номере телефона 358954. 89 = 35 + 54;
    • Выделить знакомые числа, например, в 859314. 85 – год рождения брата, 3.14 – первые цифры числа «Пи» и т.д.
  • Метод тренировки зрительной памяти (метод Айвазовского). Посмотрите на объект (пейзаж, человека) в течение 3 секунд, стараясь запечатлеть подробно; затем закройте глаза и представьте детали, задайте себе вопросы; потом откройте глаза на 1 секунду, дополните образ; закройте глаза и постарайтесь добиться красочного изображения объекта и так повторите несколько раз.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

3.2.2. Мышление

Мышление – это психический процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Оно радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию действительности, вплоть до невидимого, поскольку оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом (И. П. Павлов).

В своем становлении мышление проходит две стадии:

  1. Допонятийную;
  2. Понятийную.

У ребенка – допонятийное мышление (начальная стадия) – и оно имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому (суждения по сходству или аналогии), поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность, убеждая малыша или что-то объясняя ему, важно подкреплять свою речь наглядными предметами. Особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.

Понятийное мышление возникает не сразу, а постепенно (Л. С. Выготский выделил при этом пять этапов) и появляется у подростков в 11–14 лет. Однако оно еще несовершенно, так как первичные понятия сформулированы на основе житейского опыта и не подкреплены научными данными.

Особенности мышления:

  1. Опосредованный характер;
  2. Опора на знания;
  3. Связано с практической деятельностью человека;
  4. Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
  5. Отражение связей и отношений в словесной форме.

Человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

В процессе мышления индивид пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

Мы всегда отражаем связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного конкретно наблюдаемого.

Мышление всегда находится в неразрывном единстве с речью. Благодаря тому, что оно протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения.

  • Мыслительные операции:
    • Анализ – расчленение сложного объекта на части или характеристики;
    • Сравнение – установление сходства и различия между предметами;
    • Синтез – позволяет в едином процессе переходить от частей к целому;
    • Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей объекта и отвлечения от других, второстепенных;
    • Обобщение – объединение многих предметов и явлений по их общим и определяющим признакам;
    • Конкретизация – движение мыслей от общего к частному.
  • Формы мышления:
    • Понятие – отражает общие и существенные свойства, связи и отношения объектов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными;
    • Суждение – выражает или утверждает связи между предметами и явлениями действительности. Выделяют суждения истинные и ложные;
    • Умозаключение – на базе нескольких суждений делается определенный вывод;
    • Аналогия – на основании частичного сходства между предметами и явлениями дается вывод без достаточного исследования всех условий.
  • Способы мышления:

Виды мышления:

  • По форме:
    1. Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с ними;
    2. Наглядно-образное – опирается на представления и образы, что индивид воспринимал раньше;
    3. Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
  • По характеру решаемых задач:
    1. Теоретическое – основывается на рассуждениях и умозаключениях;
    2. Практическое – базируется на суждениях и умозаключениях, исходящих из решения практических задач (цель, проект, план, схема и т.д.).
  • По развернутости:
    1. Дискурсивное – опосредовано логикой рассуждений, а не восприятия;
    2. Интуитивное – зиждется на чувственных восприятиях и непосредственном отражении воздействий предметов и явлений.
  • По новизне и оригинальности:
    1. Репродуктивное (воспроизводящее) – на основе образов и представлений почерпнутых из определенных источников;
    2. Продуктивное (творческое) – на базе творческого воображения.

Выделяют также мышление:

  • Реалистическое – направлено на внешний мир, регулируется логическими законами;
  • Аутистическое – связано с реализацией желаний человека.

Мыслительные процессы:

  • Непроизвольные – трансформации образов сновидения;
  • Произвольные – целенаправленное решение интеллектуальных задач.

Качества мышления:

  1. Широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей;
  2. Глубина – выражается в умении проникать в сущность сложных проблем. Противоположным этому является поверхностность суждений, когда обращается внимание на мелочи и не видится главного;
  3. Самостоятельность – характеризуется возможностью выдвигать новые задачи и находить пути их выполнения, не прибегая к помощи других;
  4. Гибкость мысли – обусловливается способностью корректировать действия при изменении обстановки;
  5. Быстрота ума – заключается в оперативном понятии новой ситуации, принятии правильного решения;
  6. Торопливость – проявляется в том, что вопрос всесторонне не анализируется, выхватывается какая-то одна сторона, высказываются неглубокие суждения;
  7. Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Пути развития мышления:

  1. Высокая самоорганизация;
  2. Освоение основных приемов умственного труда (грамотная постановка задач, максимальное включение образных и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение изменений критичности при оценке результата);
  3. Увлеченность, интерес к проблеме;
  4. Применение специальных методов активизации мышления.

Методы развития мышления:

"Мозговой штурм" – предназначен для предложения различных (самых невероятных) идей и решений при работе в группе.

  • группа включает специалистов разных профессий и направленности;
  • чужую идею нельзя прерывать, критиковать; ее можно лишь похвалить, развить или предложить свою;
  • участники должны быть в состоянии релаксации (расслабленности), комфорта;
  • все предложения фиксируются;
  • высказанные идеи передаются «экспертам», занимающимся данной проблемой (ценных идей бывает примерно 10 процентов).

В одной фирме в США на 300 заседаниях "мозгового штурма" предложили 15 тысяч идей, из которых 1,5 тысячи были реализованы.

"Синектический штурм" – требует обязательного выполнения четырех приемов, основанных на аналогии:

    1. прямой – подумайте, как решаются задачи, похожие на предложенную;
    2. личной (эмпатии) – попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения;
    3. символической – дайте в двух словах образное определение сути задания;
    4. фантастической – представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники.

"Фокальные объекты" - признаки нескольких случайных предметов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) и получают необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Например, случайным объектом взят "тигр", а фокальным – карандаш, то получается "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Развивая эти сочетания, можно прийти к оригинальным идеям.

"Контрольные вопросы" - предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: "А если сделать наоборот?", "А если изменить форму объекта?", "А если уменьшить или увеличить предмет?", "А если взять другой материал?".

"Морфологический анализ" . - вначале выделяют главные характеристики объекта – оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты – элементы. Рассматривая проблему запуска двигателя автомобиля зимой, можно взять в качестве оси источник энергии для подогрева, способы ее передачи к двигателю. Элементами для оси "источники энергии" могут быть аккумулятор, химический генератор тепла, бензогрелка, горячая вода, пар и т.д. Имея запись по всем осям и, комбинируя сочетания разных элементов, получим большое число всевозможных вариантов. В поле зрения попадут и необычные сочетания, которые ранее и не пришли бы в голову.

3.2.3. Речь

Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык – средство этого феномена.

Свойства речи:

  1. Содержательность – определяется количеством выраженных мыслей, чувств, стремлений, их значимостью и соответствием действительности;
  2. Понятность – достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью; может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной;
  4. Воздейственность – заключается во влиянии на мысли, чувства, волю других людей, их убеждения и поведение.

Функции речи:

  1. Выражения – состоит в том, что человек может более полно передавать свои чувства, переживания, отношения, расширяет аспект общения;
  2. Воздействия – заключается в способности индивида побуждать других к действию;
  3. Обозначения – связана с возможностью давать предметам и явлениям присущие только им названия;
  4. Сообщения – состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Виды речи:

  1. Устная – общение с помощью произнесенных слов вслух и их восприятие;
    • Диалогическая – разговор двух и более собеседников;
    • Монологическая – изложение мыслей одним человеком;
  2. Письменная – речь посредством письменных знаков;
  3. Внутренняя – обслуживает процесс мышления конкретного индивида.

В функционировании психики большое значение имеют психические познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь. Учет их особенностей в профессиональной деятельности окажет продуктивную помощь руководителю в подборе специалистов, их грамотном использовании в производственной сфере, в сплочении коллектива, развитии функциональных умений и навыков работников.

Литература по теме

  1. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3т. 2005
  2. Общая психология./ Сост. Рогов Е.И. 1998
  3. Психология. Учебник./ Под общ. ред. Дружинина В.Н. 2006
  4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.Ч. Психология и педагогика. 2006
  5. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник. 2006
  6. Бурмистров В.Я., Высоцкий Ю.В. Психология и педагогика. Учеб.пособ. СПб 2003
  7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 1997
  8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Учеб.пособ. 2006
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учеб.пособ. 2006

2.1. Ощущение…………………………………………………………….26

2.2 Восприятие…………………………………………………………...28

2.3. Внимание…………………………………………………………….31

2.4 Память………………………………………………………………...34

2.5.Мышление…………………………………………………………….37

2.6. Воображение…………………………………………………………41

2.7 Речь……………………………………………………………………44

Глава 3. Эмоциональные состояния

3.1 Общая характеристика эмоций и чувств……………………………46

3.2 Эмоциональные состояния………………………………………….50

3.3 Способы саморегуляции эмоциональных состояний……………..62

Глава 4.Индивидуальные особенности личности

4.1 Темперамент, как динамическая характеристика человека………67

4.2 Характер………………………………………………………………73

4.3 Акцентуации характера………………………………………………77

4.4 Способности человека………………………………………………..82

Глава 5 Социализация личности

5.1. Понятие и механизмы социализации……………………………….87

5.2. Стадии социализации……………………………………………..94

5.3 Воспитание в семье как средство социализации ребенка………..99

Глава 6. Общность и социальная группа

6.1. Понятие общности………………………………………………….104

6.2. Социальная группа. Виды социальных групп………………….107

6.3. Определение малой группы и ее классификация……………….110

Глава 7 Динамические процессы в малой группе

7.1. Понятие групповой динамики……………………………………...113

7.2 Стадии и уровни развития малой группы…………………………120

7.3. Феномен группового давления……………………………………122

7.4 Лидерство и руководство в малой группе………………………..125

Глава 8. Особенности общения в группе

8.1. Понятие общения, виды и функции общения в группе………….127

8.2. Вербальные и невербальные средства общения. Язык мимики и

Жестов…………………………………………………………….….132

8.3. Эффекты межличностного восприятия в группе………………….141

Глава 9. Психология конфликта

9.1 Понятие и границы конфликта……………………………………145

9.2. Классификация конфликтов………………………………………148

9.3. Причины конфликтов в организациях……………………………..151

9.4. Управление конфликтами…………………………………………152

9.5. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях…………………154

Глава 10 Психология семейных отношений

10.1 Понятие и функции семьи………………………………………....161

10.2Типологии семьи…………………………………………………...163

10.3 Жизненный цикл семьи и семейные кризисы……………………168

Литература……………………………………………………………………..179

ВВЕДЕНИЕ

Человек – это целый мир…

Ф.М.Достоевский

Данная книга является учебным пособием к курсу «Психология личности и группы» для студентов технических и гуманитарных специальностей, изучающих психологию.

Узловые вопросы и основные понятия по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии личности и группы. Фактическое содержание информации, включенной в учебное пособие, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.


Каждая глава включает в себя сжатое изложение современного состояния конкретного раздела психологии личности и группы. Целью учебного пособия является восполнение и расширение знаний, умений и навыков в области психологии, повышение психологической компетентности студентов. Авторы надеются, что данное издание будет способствовать личностному и профессиональному становлению студентов – будущих специалистов высокого уровня.

В учебном пособии дано представление об основных учениях в области психологии, о соотношении наследственности и социальной среды. Авторы постарались дать всестороннюю характеристику личности человека, рассмотреть психические познавательные и эмоциональные процессы, раскрыть сущность социализации человека, факторов, влияющих на вхождение человека в общество и культуру. Прочитав предлагаемое учебное пособие, студенты ознакомятся с социально-психологическими явлениями в коллективе и обществе, узнают, что такое малые группы, как происходит процесс принятия группового решения, какие факторы влияют на формирование групповой сплоченности, почему лидер и руководитель чаще это не один и тот же человек.

Название дисциплины, читаемой студентам всех специальностей, - «Психология личности и группа» обусловлено тем, что психология всегда изучает не конкретного индивида, изолированного от общества, а только личность, в той или иной мере связанную с определенной значимой (референтной) группой. Психология изучает, что и как люди думают, чувствуют, ведут себя, находясь под влиянием реального или воображаемого присутствия других людей. Прямо или косвенно мы представлены другому человеку, он оказывает на нас влияние. Нет таких ситуаций, где бы человек не находился под влиянием других людей (влияние оказывает также воображаемое присутствие другого человека). Человек всегда думает и чувствует под влиянием других людей.

Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожалению, авторам учебного пособия не удалось в полной мере представить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив информации чрезвычайно велик. Прикладная психология заслуживает не одного, а возможно, нескольких отдельных изданий.

Учебное пособие рекомендуется студентам технических и гуманитарных специальностей, а также тем, кому интересны проблемы психологии личности, социализации человека, общения, взаимодействия и взаимоотношений людей в малых группах, в том числе в семье.