Стресс и пограничные состояния. Пограничное состояние психики: что это такое

Понятие пограничных психических расстройств возникло в нозоцентрическом подходе к определению состояния здоровья, в котором любое отклонение от какой-либо нормы трактуется в терминах патологии и болезни. По мере развития клинической психологии многие не столь существенные (в сравнении с грубыми нарушениями психической деятельности) отклонения от нормы нозоцентрически мыслящие психиатры начали расценивать как промежуточные состояния между здоровьем и тяжелым психическим заболеванием. Пограничные, с этой точки зрения, значит находящиеся на грани между нормой и патологией, здоровьем и болезнью, т. е. нерезко выраженные нарушения психической деятельности.

Пограничные состояния объединяют группу расстройств, в которых преобладает т. н. «невротический уровень» нарушений психической деятельности или поведения, при которых:

а) сохраняется критическое отношение человека к своему состоянию;

б) болезненные изменения происходят преимущественно в эмоциональной сфере личности и сопровождаются нарушением вегетативных функций;

в) нарушение вызвано психологическими (характерологические особенности личности), а не органическими причинами.

Эти расстройства отличаются отсутствием психотических симптомов, нарастающего слабоумия и деструктивных личностных изменений, поскольку имеют не органическую, а психогенную природу. Как отмечает отечественный психиатр Ю. А. Александровский, между здоровьем и пограничным психическим расстройством невозможно установить никаких четких границ, поскольку на психическом уровне норма не имеет строгих объективных критериев /2/.

Оценка состояния в качестве здорового или пограничного чаще всего связана с действием механизма адаптации личности к среде.Всякое психическое нарушение можно трактовать в качестве стойкого нарушения приспособления к новым и трудным внешним и внутренним обстоятельствам жизни. В одних случаях дезадаптация вызывает психотические (бред, галлюцинации, автоматизмы), а в других - невротические (эмоциональные и поведенческие) нарушения.

Нейрофизиологическая схема механизмов, приводящих к психической дезадаптации, выглядит следующим образом: мозг как функциональная система, обеспечивающая поведенческий акт, включает в качестве важнейшей основы афферентный синтез, в процессе которого принимается решение о возможном действии с учетом ожидаемого будущего результата. Принятие и выполнение решения связаны с деятельностью акцептора результата действия, который благодаря механизмам памяти и обратной афферентации прогнозирует ситуацию («опережающее отражение»), контролируя и исправляя поведение. При психотравмирующих ситуациях возникают сильные отрицательные эмоции, толкающие к более энергичному поиску путей удовлетворения потребности, что может привести к нарушению афферентного синтеза, рассогласованию деятельности акцептора результата действия и неадекватному поведению.

Возникновение состояния психической дезадаптации возможно не при дезорганизации отдельных подсистем, а только при нарушении всей системы адаптации в целом. Одним из важнейших условий возникновения пограничного расстройства является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления количеству, которое может быть избыточным или недостаточным. Избыток информации приводит к срыву в том случае, если человек не в состоянии ее переработать и использовать. Недостаток же информации (связанный с недостаточным использованием возможностей ее нахождения, восприятия, анализа и синтеза, хранения и применения) приводит к дезадаптации в ситуациях ограниченного времени.

На возможности поиска, восприятия, анализа, синтеза, хранения и применения информации влияют как биологические, так и социально-психологические факторы. Характер информации также имеет значение: в лишенной новизны, монотонной и однообразной, максимально предсказуемой среде функциональная активность психических процессов снижается. Для поддержания оптимального уровня необходимы новизна и непредсказуемость значения поступающей информации.

Важную роль в информационном обмене между организмом и средой играют эмоции (почему нарушения эмоциональной сферы при пограничных состояниях возникают в первую очередь). Эмоции сигнализируют о результатах действия: совпадают ли смоделированные параметры с полученными. Невозможность получения положительной эмоции в процессе обратной афферентации приводит к бесконечному поиску путей удовлетворения блокированной потребности. Эмоциональное состояние не только влияет на поведение, но и зависит от него, поскольку эмоции у человека носят выраженный идеаторный характер. Рассогласование между стремлениями, представлениями и возможностями и приводит к эмоциональным расстройствам. Наиболее часто при пограничных состояниях встречаются переживания страха, тоски, депрессии и лабильности настроения. Эмоции определяют валентность системы отношений человека как направленной социально зафиксированной связи личности с окружением. Именно поэтому качество отношений, связанное с личностно-типологическими характеристиками человека, также определяет нарушения системы адаптации и, следовательно, развитие пограничных состояний. А эмоциональный стресс занимает особое место в развитии любых психических нарушений.

Основу дезадаптации психической деятельности при пограничных формах расстройств определяет ослабленная активность системы психической адаптации, тогда как при психотических расстройствах активность системы психической адаптации ослабляется далеко не всегда: она чаще извращена или имеет частичные или тотальные поражения (разрушения).

Болезненные проявления нарушений психической адаптации в отечественной практике принято концептуализировать как неврозы и психопатии.При этом сюда также относят и кратковременные невротические реакции, а также личностные аномалии. Помимо неврозов и психопатий в ряд пограничных расстройств также включают субпсихотические нарушения (квазипсихозы - идео-обсессивные, помешательство сомнений, истерические, сенесто-ипохондрические, паранойяльные).

Проблема заключается в том, что при нарушениях биологического гомеостаза (органические психические нарушения) действует такой же механизм невротических реакций (отсюда попытки выделить в отдельные таксономические единицы - сопутствующие синдромы - неврозоподобные и психопатоподобные состояния, возникающие при различных заболеваниях).

Невротические реакции, невротические состояния и невротические развития личности являются узловыми пунктами динамики пограничных психических расстройств. Общая схема их развития такова: психическая травма (действие личностно значимой, отрицательно эмоционально окрашенной информации) приводит к невротической реакции; в свою очередь, при сохранении психотравмирующих ситуаций такие реакции складываются в стабильные состояния и приводят к дезадаптации социальной системы личности, в результате чего невротическое реагирование расширяется на другие стимулы; со временем психические переживания соматизируются. При наличии же конституциональной предрасположенности возникают патологические изменения в личности (психопатии). Однако сами по себе психопатические черты характера не являются болезненными проявлениями. Они становятся таковыми только под влиянием дезадаптирующих воздействий, когда происходит декомпенсация системы взаимодействия личности и среды.

Основная методологическая проблема в связи с пограничными психическими состояниями заключается в том, что на практике и неврозы, и психопатии, и органически обусловленные личностные изменения при различных соматических состояниях имеют сходные нейрофизиологические механизмы развития и сходные поведенческие формы выражения (симптомы). При этом патологические нарушения поведения внешне ничем не отличаются от нормальных поведенческих реакций человека в текущих ситуациях психоэмоционального напряжения.

В изолированном виде симптомы пограничных расстройств встречаются очень редко. По ведущим признакам традиционная отечественная клиническая психология выделяет основные типы неврозов: неврастению, истерию, психастению и навязчивые состояния.Однако деление это достаточно условное и проблематичное, поскольку в каждом конкретном случае симптомы всегда группируются и взаимодополняют друг друга в зависимости от личностных особенностей человека.

Понятие невроза было разработано в рамках биомедицинской модели психических болезней. Первоначально неврозом во французской школе психиатрии и клинической психологии называли нарушения нервной деятельности («болезнь нервов»). Затем этим термином стали обозначать целый спектр различных психических нарушений, для которых не удавалось обнаружить какого-либо органического расстройства в качестве ведущей причины наблюдаемого дефекта (отклонения в поведении). При этом всегда полагалось, что органическое расстройство непременно имеется, однако его трудно обнаружить и доказать причинно-следственные отношения между ним и видимым отклонением.

Начиная с работ З. Фрейда, неврозом (иногда - психоневрозом, чтобы провести четкое разграничение между неврологическим и функциональным нарушением) называют разнородную по своим проявлениям группу функциональных расстройств, имеющих общую характеристику - выраженное состояние тревоги.Сюда были отнесены такие нарушения психики и поведения, которые хотя и доставляли дискомфорт пациентам, были болезненными и мучительными для них, однако протекали легко, поскольку они не искажали базовых процессов восприятия и мышления, удерживая людей от грубых нарушений социальных норм.

В качестве основной причины невроза З. Фрейд видел внутриличностный бессознательный конфликт, который служит причиной хронического тревожного состояния и заставляет пациента прибегать к использованию защитных психологических механизмов. Проявление вытесненного содержания внутриличностного конфликта в конечном счете и выражалось в психических и поведенческих симптомах.

В рамках психодинамической концепции невроза выделяют следующие его виды:

Тревожный;

Фобический;

Обсессивно-компульсивный (невроз навязчивых состояний);

Истерический;

- (псих-) астенический;

Ипохондрический;

Депрессивный (невротическая депрессия);

Деперсонализированный;

Невроз характера;

Нарциссический невроз;

Невроз внутреннего органа (конверсионный) и т. д.

В отечественной науке базовым является определение невроза, данное психиатром В. А. Гиляровским:

Невроз - это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к переработке (преодолению) возникшей ситуации и компенсации нарушений.

В этом определении акцент делается на длительной переработке личностью неразрешимой проблемной ситуации и неспособности адаптироваться к имеющимся условиям. Неспособность адаптации к сложным жизненным обстоятельствам складывается, по мнению отечественных авторов, из «слабости» психофизиологических механизмов (органического дефекта), особенностей развития личности, а также провоцирующих факторов, вызывающих сильное психическое напряжение /25/.

Особое значение в отечественных и психодинамических концепциях невроза придается процессу личностного развития.В качестве причинных факторов выделяют задержки психологического развития на различных возрастных этапах. Например, в качестве личности, склонной к невротическим реакциям, в психоанализе выделяют взрослого человека с «анальным характером». Личность с «анальным характером» - это человек, задержавшийся на анальной стадии развития личности по З. Фрейду и устойчиво демонстрирующий свойственные этой стадии характеристики поведения (упрямство, скупость, чрезмерная аккуратность). Возникающая в результате задержки на одном из этапов негибкая стратегия поведенческих реакций на изменяющиеся социальные ситуации (поскольку репертуар реакций оказывается ограниченным) и приводит к невротизации - развитию какого-либо невроза.

Другим причинным фактором невроза считают «психическую травму», тяжелую соматическую болезнь, эмоциональную депривацию в процессе общения со значимыми людьми (в первую очередь родителями, если речь идет о ребенке).

Критическими возрастами,предрасполагающими к развитию невротических реакций и неврозов, является период 7-11 лет, когда начинает активно формироваться аффективная сфера личности, и период 11-14 лет, когда активно развивается идеаторная (имеющая отношение к идеям, когнитивная) сфера личности /47/.

Для этапа формирования аффективной сферы личности характерны непосредственность и неустойчивость эмоциональных реакций, их быстрая смена, преимущественный интерес к текущим событиям и недостаточная оценка будущего. Если в этом возрасте (7-11 лет) ребенок переживает психическую травму (потеря родителей, конфликт между папой и мамой, развод родителей, длительная отлучка одного из родителей, соматическое заболевание, связанное с длительным пребыванием в больнице), то высока вероятность задержки аффективного развития. В дальнейшем эта задержка приведет к развитию в структуре личности эмоциональной неустойчивости, непосредственности реагирования на внешние события и, соответственно, к трудностям адаптации, к снижению способности адекватной оценки ситуации и построения планов на будущее.

На этапе развития идеаторной сферы личности сознание ребенка обогащается различными понятиями, развивается способность к умозаключениям, к построению долгосрочных планов действий. Подросток начинает самостоятельно мыслить, подвергать обсуждению те или иные факты, вскрывать закономерности социальной жизни. При возникновении психотравмирующих ситуаций в этом возрасте (11-14 лет) может снижаться интерес к окружающему, наблюдаться подавление эмоциональной связи с происходящими событиями из-за неприятных переживаний по поводу возникающих мыслей, идеи становятся оторванными от реальности. Внешне подросток с психотравмой кажется окружающим рано повзрослевшим, сдержанным, он стремится много читать, рассуждать о сложных проблемах. Однако на самом деле такое развитие создает предрасположенность к формированию в будущем невроза навязчивых состояний.

Большую роль в возникновении отклонений в развитии личности, могущих привести к развитию неврозов, играет система отношений в семье ребенка и характер воспитания,принятый в этой семье /11/.

В психодинамическом подходе больший акцент делается на характере детско-родительских отношений как ведущей причине неврозов. Отношение к ребенку рассматривается в глобальном аспекте принятия/непринятия (принятия/отвержения). С глобальным отношением к ребенку связано удовлетворение его базовых потребностей. В отношениях принятия и адекватной заботы, истинной любви (когда родители реагируют не только на витальные - голод, жажда, удовлетворение телесных потребностей, - но и на эмоциональные нужды ребенка), ребенок не испытывает тревоги за свое будущее, адекватно познает мир и научается конструктивному взаимодействию с ним. Постоянное проявление заботы является особенно важным для развития такой функции «Я», как способность без опаски откладывать удовлетворение потребностей (postpone gratification)вследствие развития у личности уверенности в мире и доверия к нему. Способность откладывать удовлетворение потребностей позволяет человеку строить зрелые межличностные отношения, защищенные от срывов и чрезмерных эмоциональных переживаний.

В отечественной психологии больший акцент в объяснении факторов, предрасполагающих к развитию неврозов, делается на системе воспитательных мероприятий. При этом под неадекватным воспитанием понимается не столько сам стиль, сколько шаблонное, негибкое использование какого-либо одного из вариантов воспитательных воздействий без учета реальных обстоятельств. Наиболее частой причиной невротического развития личности считается воспитание в виде гиперопеки (гиперпротекции), которая может проявляться как «доминирующая» или «потворствующая», а также противоречивый стиль воспитания /11/.

Воспитание в виде доминирующей гиперопеки обязательно включает особую систему разрешительного или ограничительного контроля над поведением ребенка. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить ему наилучшее решение любых проблем и преодоления препятствий, беря все трудности на себя и лишая ребенка права выбора. При доминирующей гиперопеке родители сами выбирают ребенку друзей, организуют его досуг, навязывая свои вкусы, интересы, нормы поведения. Эмоциональные отношения здесь обычно сдержанные. Строгость, контроль, подавление инициативы ребенка мешают развитию отношений привязанности и формируют только страх и почитание обладающих властью.

К доминирующей гиперопеке относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности.Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с завышенными требованиями по отношению к его личности и поведению. Эмоциональные отношения с родителями при этом более теплые, однако ребенок ставится в условия, когда он должен во что бы то ни стало ради этой любви оправдывать завышенные ожидания родителей. В результате такого воспитания возникает страх перед испытаниями, что вызывает неадекватное ситуации психическое напряжение.

В воспитании по типу потворствующей гиперопеки («кумир семьи»),напротив, любые желания ребенка оказываются в центре внимания, просчеты и проступки ребенка не замечаются. В результате у ребенка формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такая личность испытывает сильные отрицательные переживания при столкновениях с реальностью, поскольку лишение привычной атмосферы почитания и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает социальную дезадаптацию.

Наконец, невротическому развитию личности способствует противоречивый стиль воспитания, когда в одной и той же ситуации к ребенку предъявляются противоположные требования. Противоречивый стиль воспитания характеризуется альтернирующими (перемежающимися) эмоциональными отношениями между родителями и ребенком и неконгруэнтностью общения.

Перемежающиеся эмоциональные отношения - это непоследовательные, немотивированные эмоциональные проявления, когда похвала или упрек зависят исключительно от настроения родителя, а не от ситуации и поведения ребенка.

Неконгруэнтность общения - несоответствие слов родителей интонации и мимике (часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка).

Для противоречивого стиля воспитания также характерна постоянная, не зависящая от содержания ситуаций смена воспитательных тактик или наличие разных воспитательных тактик у разных членов семьи.

Общим результатом перечисленных воспитательных тактик становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.

Неустранимым недостатком как отечественной, так и психодинамической концепций невроза является то, что отклонения в процессе личностного развития с равной долей вероятности приводят не только к неврозам или психопатиям, а могут служить и одним из факторов развития аддиктивных, психосоматических, когнитивных, (суб-) психотических и многих других психических расстройств. При этом многие симптомы невротического расстройства в той или иной степени включаются и в другие самостоятельные болезни (например, неврозоподобная шизофрения).

Трудности в четком разделении специфической симптоматики перечисленных нарушений, условность выделения невротических расстройств, множественность причинных факторов для одного и того же нарушения, неоднозначное использование понятия невроза разными психологами и психиатрами, невозможность выделить специфическую невротическую характеристику, отделяющую невроз от других психических нарушений, в конечном итоге привело к отказу от использования этого термина в современной клинико-психологической практике.

В современной клинической психологии вместо термина «невроз» принято говорить о связанных со стрессом расстройствах, которые по традиции называют «невротическими». Употребление термина «невротические расстройства»вместо термина «невроз» освобождает нас от необходимости подгонять симптомы нарушений под какие-то иные строго определенные причинные факторы, кроме стресса (психической травмы). Невротические расстройства скорее выступают не «пограничными» по отношению к психозам, а являются отражением некоторых общих закономерностей изменения психической деятельности личности под влиянием стрессовых факторов.

К невротическим расстройствам сегодня относят:

Фобические расстройства;

Тревожные расстройства;

Навязчивости (обсессивно-компульсивное расстройство);

Острую реакцию на стресс;

Посттравматическое стрессовое расстройство;

Расстройства приспособительных реакций (адаптации);

Диссоциативные (конверсионные) расстройства;

Соматоформные расстройства;

Неврастению;

Синдром деперсонализации.

Несомненно, что понятие невроза окончательно не выйдет из употребления, поскольку с ним связан обширный объем психологической и медицинской литературы, кроме того, оно широко используется в обыденной речи.

Следует отличать понятие пограничных психических расстройств в отечественной клинической психологии от созвучного термина «пограничный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности (пограничное расстройство личности)», который принят в международной классификации психических расстройств и нарушений поведения. Под пограничным расстройством личности понимается тотальная неспособность человека к установлению стабильных межличностных отношений, устойчивого образа «Я», поддержанию устойчивого позитивного эмоционального баланса. Оно получило такое название, поскольку по своим проявлениям занимает промежуточное место между невротическими и психотическими изменениями в личности. При пограничном личностном расстройстве отмечаются нарушения самостоятельности, аффективного контроля, а также развиваются чрезвычайно сильные отношения привязанности. Более подробно это нарушение описывается в разделе 6 «Расстройства личности».

Контрольные вопросы

1. Какие расстройства включаются в понятие «пограничных»?

2. Какова нейрофизиологическая схема возникновения «пограничных» расстройств?

3. Какие виды неврозов вы знаете?

4. Какой возраст является критическим для возникновения невроза?

5. Как стиль семейного воспитания может повлиять на возникновение и развитие «пограничных» психических расстройств?

Литература для дополнительного чтения

2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

3. Каменецкий Д. А. Неврозология и психотерапия. - М.: Гелиос, 2001.

4. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

5. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

Цитируемая литература

1. Александровский Ю. Ф. Пограничные психические расстройства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Гиляровский В. А. Избранные труды. - М.: Медицина, 1973.

3. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

4. Кербиков О. В. Избранные труды. - М.: Медицина, 1972.

5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

6. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

7. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 1999.

8. Смулевич А. Б. Психогении и невротические расстройства, выступающие в рамках динамики психопатий // Психиатрия и психофармакология. Медиа медика. Том 2. № 4. 2000.

9. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1987.

Ранее сходные идеи высказывались и отечественными физиологами - сторонниками кортиковисцеральной концепции, однако их работы были мало известны за пределами Советской России.

Характеристика функционального состояния явлется не единственным признаком, по которому осуществляется классификация состояний человеческого организма и психики.

Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями. Одним из таких признаков является состояния психической нормы. Главной особенностью пограничных психических состояний является не только то, что они располагаются между состоянием здоровья и болезни, но и то, что они непосредственно связаны с процессом адаптации.

К ним относятся:

реактивные состояния;

психопатоподобные состояния;

задержки психического развития.

Для психической нормы характерны такие особенности:

адекватность поведенческих реакций внешним воздействиям;

детерминированость поведения, его концептуальность;

согласованность целей, мотивов и способов поведения;

соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;

оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.

Понятие которое характеризует адаптационные возможности человека называется адаптационным барьером. Адаптационный барьер -- это условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна. Характеристики адаптационного барьера строго индивидуальны. По мнению Юрия Анатольевича Александровского, который ввел в науку понятие барьера психической адаптации, они зависят как от биологических факторов среды и конституционального типа человека, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих адаптационные возможности. К таким личностным образованиям мы относим самооценку личности, систему ее ценностей и др. Следовательно, мы должны сделать вывод о том, что успешность адаптации определяется нормальным функционированием систем физиологического и психического уровня. Однако эти системы не могут функционировать, не соприкасаясь друг с другом. Вполне вероятно, что существует компонент, который обеспечивает взаимосвязь этих двух уровней и обеспечивает нормальную деятельность человека. Этот компонент имеет двойственную природу: с одной стороны, психическую, с другой -- физиологическую. Таким компонентом в системе регуляции процесса адаптации выступают эмоции.

Нарушения психической саморегуляции сводятся к следующим особенностям:

Частая и быстрая смена настроения, недостаточность психоэнергетических возможностей индивида, слабость нервной системы.

Ригидность, малоподвижность нервно-психических процессов, уход от контактов с людьми, гипертрофия одиночества, отверженности.

Повышенная возбудимость, импульсивность, обидчивость, жестокость, эгоистичность.

Умственная отсталость, слабохарактерность, повышенная конформность.

Непатологические психические аномалии деформируют внутриличностные структуры. Психические аномалии могут быть временными и устойчивыми личностными особенностями.

Реактивные состояния - это острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм.

С нейрофизиологической точки зрения, реактивные состояния являются срывом нервной деятельности в результате запредельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбудительного или тормозного процесса, нарушение взаимодействия этих процессов. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги, перестраивается вся внутренняя среда организма; нарушается взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласованность функциональных систем.

Непатологические реактивные состояния подразделяются на:

Аффективно-шоковые психогенные реакции. Возникают в острых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей. В этих обстоятельствах возникает также гиперкинетическая или гипокинетическая реакция. При гиперкинетической реакции возникает хаотическая двигательная активность, нарушается пространственная ориентация, человек "не помнит себя". Гипокинетическая реакция проявляется в возникновении ступора-обездвиженности, возникает помрачение сознания.

Депрессивные психогенные реакции. Обычно возникают вследствии больших жизненных неудач, потери близких людей, краха больших надежд. Травмирующее обстоятельство устойчиво доминирует в психике пострадавшего. В поведении человека могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и мимике взрослого человека особенностей, свойственных детскому возрасту) и псевдодеменции (приобретенного снижения интеллекта).

От пограничных психических состояний следует отличать так называемые пограничные психические расстройства, под которыми обычно подразумеваются различные формы психопатии. Согласно перечню диагностических рубрик международной классификации болезней (МКБ-10), разряд пограничных психических расстройств насчитывает более 200 наименований. Все они составляют предмет изучения для психиатра, так как в данном случае речь идет не о состояниях, граничащих с нормой и патологией, а о расстройствах, занимающих промежуточное положение между неврозами и психозами. Психолог должен различать сферу своей компетенции и сферу компетенции психиатра. Чаще всего на практике психолог сталкивается с начальными проявлениями невротических нарушений, посттравматическими стрессовыми расстройствами, социально-стрессовыми расстройствами и паническими состояниями.

Неврозы - это срывы нервно-психической деятельности:

Истерический невроз. Возникает в психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. Выражается в излишней аффектации, громком и длительном, не поддающемся контролю смехе, театральности, демонстративности поведения.

Неврастения проявляется в ослаблении нервной деятельности, раздражительной слабости, повышенной утомляемости, истощении. Резко повышается уровень тревожности, беспокойства.

Невроз навязчивых состояний выражается в навязчивых чувствах, влечениях, представлениях и навязчивых мудрствованиях.

Навязчивые чувства страха называются фобиями (от греч. phobos-страх).

Фобии сопровождаются вегетативными дисфункциями и неадекватным поведением.

Фобии многообразны:

нозофобии - страх различных заболеваний,

клаустрофобия - боязнь закрытых помещений,

агорафобия - боязнь закрытых пространств,

айхмофобия - боязнь острых предметов,

ксенофобия - боязнь всего чужого,

социофобия - страх общения,

логофобия - страх речевой деятельности в присутствии других людей.

Навязчивые представления - персеверации - это циклические непроизвольные воспроизведения двигательных и сенсорно-перцептивных образов.

Навязчивые влечения - непроизвольные нецелесообразные стремления.

Навязчивые мудрствования - навязчивые размышления о второстепенных вопросах, бессмысленных проблемах.

При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль за своими манерами, совершает неуместные действия.

Наиболее распространенный вид навязчивых состояний - навязчивые сомнения.

В ряде острокритических ситуации при доминировании в сознании определенной опасности возникают навязчивые побуждения к контрастным действиям.

Существуют навязчивые состояния, вызывающие неадекватность поведения.

При навязчивой боязни неудачи человек оказывается неспособным совершить те или иные действия.

При неврозах ожидания опасности человек, переживший испуг в определенной ситуации, начинает панически бояться всех аналогичных ситуаций.

Существуют невротические сценарии жизни, при которых остро переживаются давно прошедшие события.

Психопатия (от психо и греч. pathos - страдание) - врожденная или развившаяся в детстве аномалия личности, аномалия высшей нервной деятельности, психическая неполноценность личности.

Психопатия появляется на основе взаимодействия врожденной неполноценности с сугубо негативными условиями окружающей среды. У психопатов появляется дисгармоничность эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатам не свойственны необратимые дефекты личности. При благоприятных условиях эти аномалии проявляются не с такой остротой. Однако при всех психически трудных для них ситуациях неизбежен срыв.

Разновидности психопатии:

астеническая,

возбудимая (взрывная),

истерическая параноическая

шизоидная психопатия.

Психастенические психопаты характеризуются повышенным уровнем тревожности, боязливостью, дезадаптацией в психически напряженных ситуациях. Их жизненные планы оторваны от реальных условий жизни, они склонны к болезненному мудрствованию, застойному самокопанию (любят "пилить опилки"), навязчивым идеям. Для психастеников характерны функциональный перевес второй сигнальной системы и слабость подкорковых систем, общее энергетическое ослабление высшей нервной деятельности, слабость наиболее хрупкого тормозного процесса.

Возбудимые (взрывчатые) психопаты раздражительны, находятся в состоянии психического напряжения, требовательность к окружающим, крайний эгоизм, взрывная эмоциональная реактивность, доходящая до приступа ярости.

Взрывчатым психопатам характерны повышенная себялюбие и недоверчивость. Они часто впадают в состояние злобной тоски. Они упрямы, конфликтны, мелочно придирчивы, властны. В общении грубы, а в гневе - весьма агрессивны, способны наносить жестокие побои. Их неуравновешенное поведение происходит на почве узкого сознания. В отдельных случаях злобность и взрывчатость впадают в застойные влечения (пьянство, бродяжничество, азартные игры, сексуальные извращения).

Истерические психопаты одержимы жаждой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации своего превосходства. Их склонность к преувеличениям нередко переходит в лживость, а восторг и огорчение проявляются бурно и экспрессивно (театральные жесты, рыдания и громкий неудержимый смех, восторженные объятия и обиды на "всю жизнь"). Их жизненное кредо - быть в центре всеобщего внимания любыми путями - безудержным фантазированием, постоянной ложью (патологические лгуны и мифоманы).

Психика их незрела, инфантильна. В нейрофизиологическом плане у них доминирует первая сигнальная система, деятельность правого полушария. Их непосредственные впечатления настолько ярки, что подавляют трезвость мышления.

Параноические психопаты (параноики) склонны к "сверхценным идеям". Им свойственно узкое мышление, однонаправленность интересов, повышенные самомнения, эгоцентризм, подозрительность. Низкая пластичность психики приводит их к конфликтам, борьбе с мнимыми врагами. Главная их направленность - "изобретательство" и "реформаторство". Непризнание их достоинств, приводит их к столкновениям со средой.

Шизоидные психопаты - высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограничены, деспотичны и неуклюжи. Педантичны и аутичны - отчуждены. У них отсутствует эмоциональный резонанс к переживаниям окружающих. Их социальные контакты весьма затруднены. Они жестоки, холодны и бесцеремонны; их внутренние побуждения нелогичны и часто обусловлены сверхценными для них ориентациями.

Психопатам истерического и возбудимого типа особо свойственны сексуальные извращения.

Психопатические черты личности развиваются при крайностях в подходе к воспитанию - подавление, угнетение, принижение формируют подавленный тормозной тип личности. Постоянная грубость, насилие способствуют формированию агрессивного типа личности.

Истерический тип личности складывается при обстановке всеобщего обожания и восхищения, исполнения всех прихотей и капризов психоподобного индивида.

Традиционно психологи выделяют два периодических состояния сознания, свойственных всем людям:

бодрствованием человека с внешним миром, и

сон - состояние отдыха. В зависимости от комплекса вегетативных, моторных и электроэнцефалографических показателей выделяют уровни бодрствования:

крайний уровень напряжения,

активное бодрствование,

спокойное бодрствование.

Сон относится к измененным состояниям сознания, полностью отрезающим человека от физического и социального окружения.

В фазе "медленного" сна на последней его стадии (глубокого) сна возможно возникновение сомнамбулизма (снохождения, "лунатизма") - состояния, связанного с неосознаваемым поведением, осуществляемым при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию, а также сноговорения и ночных кошмаров у детей.

Под медитацией в психологии понимаются два явления: измененное, по желанию индивида, специфическое состояние сознания, связанное с замедлением деятельности мозга путем концентрации внимания на объекте или мысли, и техника достижения такого состояния. В состоянии медитации субъект испытывает реальное удовлетворение благодаря наступлению релаксации (уменьшение напряжения, расслабления, снятия стресса). Вероятно и наступление того, что у буддистов называется нирваной - состояние высшей безмятежности, спокойствия, слияние души со Вселенной.

Техники медитаций:

йога (древнеиндийская),

зазен (японская),

дервиш-турнеров (мусульмане-проповедники),

трансцендентальная медитация (с использованием мантры),

психофизическая тренировка (аутотренинг).

Термин "гипноз" имеет два значения:

a) временное состояние сознания, связанное с сужением его объема и резким сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания;

б) техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле сознания и подчинить его контролю гипнотизера.

Аутогипноз - психическое состояние, вызываемое самовнушением.

Гипнотизация - это возбуждение гипнотического состояния путем внушения или самовнушения. Внушение бывает прямым (императивным), а также косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, достигнутым в бодрствующем, гипнотическом, постгипнотическом состоянии, естественном сне.

В гипнотическом состоянии существует немало общего со сном и медитацией в связи с тем, что его достижение характеризуется уменьшением притока сигналов к мозгу. Действия загипнотизированного часто создают впечатление отказа от собственного здравого смысла. Но при отсутствии у загипнотизированного абулии (патологического безволия) невозможно заставить его совершить то, что он не одобрил бы в здравом состоянии.

Эйфория - это психическое состояние приподнятого радостного настроения, благодушия, оторванного от реальных обстоятельств. Для этого состояния характерно мимическое и пантомическое оживление, психомоторное возбуждение.

Дисфория - это состояние противоположное эйфории, проявляющееся в пониженном настроении, сопровождающееся мрачностью, раздражительностью, озлобленностью, повышенной восприимчивостью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Чаще встречается при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, при отдельных формах психопатий. Дисфория является патологическим состоянием.

Ятрогения (внушенная болезнь) - это отрицательное психическое состояние, формирующееся под влиянием ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента (в результате неосторожного комментирования особенностей болезни пациента), приводящая к возникновению неврозов.

Психическая норма – довольно размытое понятие, хотя его границы в некотором смысле определены. Не всё, что выходит за границы нормы, является патологией, но вместе с тем уже и не соответствует критериям здоровья – скорее, это пограничные психические состояния.

Такого рода состояния психики характеризуются в основном тем, что некоторые нарушения присутствуют, но значительных отклонений от нормы не наблюдается. Они не являются ни началом, ни каким-либо промежуточным этапом серьезных расстройств психики.

Общие сведения

Любое пограничное состояние определяется проблемой с психической саморегуляцией. Симптомы пограничного состояния обычно проявляются в частичных аномалиях регуляции психической деятельности (неврастения, психастения, истерия, циклотимия, навязчивость, нарушение сна). Особенности нарушений при пограничном состоянии личности:

  • Интеллект в целом остается неизменным, кроме регуляционных механизмов.
  • Эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость, вегетативные дисфункции.
  • Критическое отношение к собственному состоянию сохраняется.
  • Нарушения связаны с характерными чертами личности.
  • На возникновение сильно влияют психогенные факторы.

Как правило, отсутствуют признаки прогрессирующего слабоумия, нет сильных изменений личности и психотических симптомов. При этом пограничные психические состояния развиваются и протекают по-разному.

К этим формам психических расстройств традиционно относят: неврозы, психопатии, реактивные состояния. МКБ-10 рассматривает пограничные расстройства относительно невротических (стресс или ), поведенческих синдромов (физиологические нарушения), расстройств личности и поведения.

Нельзя считать пограничное состояние переходным этапом, «мостиком» между здоровым психическим состоянием и патологией. По данным многих исследователей относительно пациентов с пограничными состояниями психики, переход от пограничного состояния к серьезному психическому расстройству редок, это происходит лишь немногим чаще, чем у здоровых лиц.

История и причины

Впервые о пограничных расстройствах в контексте невротических, по сути, заговорили уже в XVI веке, пытаясь понять, что такое нервность. Затем последовало описание , и только в 1776 году Кулленом был введен столь распространенный в настоящее время термин «невроз». Он связывал это состояние с поражением нервной системы.

Неврастения сыграла особую роль в накоплении знаний о пограничных состояниях. Она, истерия и ипохондрия стали для пограничной психиатрии основными рассматриваемыми болезнями в XX веке. Наряду с этим развивалось учение о , представившее описания различных отклонений в структуре личности.

В результате длительных дискуссий многие исследователи и ученые сошлись во мнении, что пограничные расстройства развиваются на фоне органических проблем, к которым относятся все факторы, приводящие к патологическому нарушению нормальной деятельности организма (в их числе можно назвать травмы, радиацию, инфекции и др.).

Как установил Соммер, психическая основа развития расстройств сопряжена с большим разрывом между возможностями человека и требованиями среды. Точнее было бы сказать вслед за Осиповым, что проблема кроется в эмоционально-аффективных нарушениях, которые ведут к тревоге.

Невротические реакции возникают в ответ на сильный стресс и нервное истощение. Психопатии считаются обусловленными генетически или, по крайней мере, объясняются факторами, которые действовали в первые годы жизни.

Благодаря лекарственным препаратам, которые снижают эмоциональное напряжение, удается достигнуть значительного терапевтического действия. Эффективность препаратов отчасти доказывает ведущую роль конституциональных особенностей конкретного человека в становлении пограничного расстройства. Данные исследований показывают взаимосвязь между пограничным состоянием и проблемами в функционировании определенных структур мозга.

Также многое можно объяснить социальными условиями жизни общества. Выделяется ряд причин, которые тесно связаны с развитием пограничных состояний. Среди них Александровский называет:

  • Экологическое неблагополучие.
  • Стихийные бедствия.
  • Рост числа беженцев.
  • Опасные условия труда.

Характерные проявления

В основном, говоря об этих видах расстройств, имеют в виду неврозы, иногда – невротические реакции, психопатии. И если последние имеют чисто биологическую природу (органическую недостаточность), то социальные проблемы приводят к невротическим реакциям.

Характерная черта неврозов – сохранение критики к происходящему. Невротические реакции длятся в течение определенного промежутка времени, в котором можно четко выделить начало. Между тем начало психопатии установить сложно, можно лишь найти ситуацию, значительно повлиявшую на развитие психопатии, — как правило, вызвавшую конфликт.

Все остальные пограничные состояния можно уложить между невротической реакцией и психопатией. Постепенно двигаясь в направлении психопатий, мы будем наблюдать, что важность психогенных факторов падает, а биологических – возрастает.

Основная масса невротических расстройств подразделяется на невротические реакции, собственно сами неврозы, а также развитие личности, которое можно назвать невротическим. К неврозам относят неврастению (легкая возбудимость и быстрая истощаемость), психастению (душевная слабость, первая сигнальная система оказывается менее проявлена, чем вторая, от этого масса нерешительности), навязчивые состояния (мысли, страхи, желания, от которых невозможно избавиться) и истерию (очень яркое восприятие мира полностью купирует рациональность).

Одно из новых пограничных расстройств – ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Суть его в том, что после пережитого сильного стресса (катастрофа, массовые убийства, военные действия, стихийные бедствия) у человека развивается тревожность, в памяти могут постоянно воспроизводиться сцены прошлого, из-за чего повышена агрессивность, происходит избегание любых психических нагрузок.

К пограничным расстройствам относятся и социально-стрессовые, которые возникают в определенных социальных, экономических и политических условиях. Социально-стрессовые расстройства характеризуются тем, что социальные катаклизмы вторгаются в психическую жизнь огромного количества людей. Высок риск развития социально-стрессового расстройства в ситуациях, связанных с изменением образа жизни, принятого большинством, религии или основной идеи государства.

Изучение психопатий (устойчивых дисгармоничных изменений характера при отсутствии серьезных психических нарушений) началось уже в XVIII веке. К настоящему времени в науке психопатии приобрели новое имя – расстройства личности.

Основными характеристиками расстройства личности являются стойкость изменений характера, их тотальность и проблемы с социальной адаптацией. Оценки распространенности колеблются от 5 до 10%, при этом среди осужденных людей с такими расстройствами уже целая четверть.

Предположительно, расстройства могут возникать только вследствие врожденной предрасположенности, хотя есть и другие точки зрения. Основными их признаками являются эмоционально-волевые нарушения, утрата контроля над деятельностью.

На разных этапах каждая из рассмотренных форм пограничных расстройств выражается по-разному. Если говорить об общем виде, то формам можно сопоставить следующие нарушения:

  • Адаптационные реакции: , расстройства сна.
  • Невротические реакции: тревога и страх, невротические расстройства, декомпенсация.
  • Неврозы: депрессивность, неврастения, ипохондрия, навязчивости.
  • Развитие личности с нарушениями: стойкие личностные изменения.
  • Реактивные психозы: страх, дезорганизация, путанность сознания, некритичность к собственному состоянию.

Оказание помощи

Клинико-эпидемиологические исследования показывают нарастание проблем с психическим здоровьем населения. При этом даже люди с выраженными расстройствами не находят квалифицированной помощи ввиду того, что их не выявляют, а их состояние не диагностируется. Появляются новые формы психической дезадаптации, причины которых кроются в социальных условиях жизни.

Пограничные состояния психики могут значительно понижать качество жизни человека. Необходимость серьезного психиатрического вмешательства обычно отсутствует, для этих людей первична помощь в социальной сфере.

Лечение такого рода расстройств в психиатрии всегда было сопряжено с выяснением причин их возникновения. Микро- и макросоциальные конфликты, в которые вовлечены люди по всему миру, – прекрасная почва для развития нарушений психики.

Благодаря анализу факторов, которые породили образование слабых нарушений психики или сыграли ведущую роль в их развитии, можно выделить несколько путей для профилактических действий. Необходимость реализации каждой из мер профилактики зависит от конкретных условий:

  • В некоторых случаях достаточно квалифицированно и доступно рассказать о волнующих людей проблемах, и уровень психической дезадаптации значительно снизится.
  • Психоэмоциональное перенапряжение больших групп легко снижать путем вовлечения их в обсуждение важных вопросов, относящихся к их быту и жизнедеятельности в условиях экстремальных происшествий.
  • Иногда целесообразно эвакуировать людей из районов, где произошли бедствия.
  • Там, где сильны нагрузки на психику, необходимо создать места для эмоциональной разгрузки. Этот вопрос стоит особенно остро в ситуациях скопления беженцев или пострадавших от стихийных бедствий.

Пограничное состояние может приводить к социальной дезадаптации, поэтому нуждается в своевременной диагностике и лечении. Не стоит затягивать с посещением врача: эта группа расстройств, как правило, нуждается в щадящем лечении, поэтому не доставит больших неудобств. Больным не обязательно и даже нежелательно находиться в стенах больницы, они безобидны для окружающих, вероятность стабилизации их состояния и роста качества жизни при лечении высока. Автор: Екатерина Волкова

Невротические расстройства, которые определяют пограничные состояния, входят в структуру разных заболеваний - психических, соматических, неврологических, и выражаются в целом комплексе расстройств невротического уровня. Это могут быть повышенная раздражительность, астения, навязчивые состояния, вегетативные дисфункции.

Причины психических расстройств

К числу видимых первопричин болезни относят переживаемые человеком различные конфликты психологического характера - будь то внутренние или с окружающей средой. Нередко существуют и более глубинные причины - биологическая предуготовленность, предопределенные генетически особенности характера. Некоторое время назад в России наблюдался значительный рост количества пограничных состояний, в то время как основные психические заболевания - шизофрения, эпилепсия, старческие психозы и прочие - на протяжении длительного времени находятся на стабильном уровне. Увеличение числа невротических, соматоформных расстройств (т.е. состояний, маскирующихся под различные заболевания других органов и систем), конечно, напрямую было связано с ситуацией, переживаемой страной в условиях экономического кризиса и политической нестабильности. Однако точные цифры этого роста назвать сложно, так как в последние годы люди нередко обращаются за помощью в различные негосударственные учреждения, прибегают к услугам «магов», «колдунов», в результате такие случаи в официальную статистику не попадают.

Кроме того, многие стараются «перебороть» болезненные проявления самостоятельно, чтобы не обращаться лишний раз за больничным листом в страхе потерять работу. Многие говорят о «невротизации» населения, даже на бытовом уровне, в магазинах, городском транспорте, каждый сталкивался с «неадекватными» реакциями в конфликтных ситуациях. Существует ли такая проблема с медицинской точки зрения?

Что такое коллективная психическая травма?

Еще в 1991 году на основе анализа психического здоровья населения России и бывших республик Советского Союза было высказано предположение о наличии группы так называемых социально-стрессовых расстройств, определяемой складывающейся социально-экономической и политической ситуацией. Последующая работа подтвердила развитие массовых проявлений состояний психоэмоционального напряжения и психической дезадаптации, что можно назвать коллективной психической травмой .

Российскими психиатрами подобное было замечено еще после революционных событий 1905 года. Тогда погромы, забастовки, неудовлетворенность экономическим и социальным положением вызывали у многих тревогу, страх, подавленность, изменяли характер, привычное поведение. Основными причинами возникновения социально-стрессовых расстройств в наше время являются, прежде всего, последствия длительного господства тоталитарного режима, лишившего миллионы людей духовной, средовой, экологической основы организации жизни. Мощными стрессогенными факторами стали экономический и политический хаос, безработица, обострение межнациональных конфликтов, локальные гражданские войны и появление большого числа беженцев, а также экономическое расслоение общества, рост гражданского неповиновения и преступности. Но главное - в том, что эти причины имеют затянувшийся и нарастающий характер.

Причины коллективной психической травмы

В этот период для подавляющего большинства населения возникают и становятся актуальными не только общие, социальные, но и порожденные ими личностные проблемы - например, страх за будущее детей, опасность призыва в армию и тому подобное. В этих случаях выявлено три основных защитных психологических механизма.

Во-первых, у людей старшего возраста - идеализация прошлой жизни с ее системой отношений, что помогает им уйти от проблем сегодняшнего дня; во-вторых - отрицание каких-либо жизненных ценностей и ориентиров, «пассивный дрейф» по жизни; в третьих - замещение реальных социально-психологических проблем чрезмерной заботой о своем здоровье, «уход в болезнь», повышенный интерес к магическому объяснению событий. Знание национальных традиций и культуры помогает предвидеть и вовремя купировать невротизацию общества, поскольку в ряду социальных факторов, вызывающих развитие социально-стрессовых расстройств, значительное место принадлежит «мотивации нации».

Мотивации нации

Зарубежными исследованиями было выявлено четыре типа таких мотиваций.

  1. К первой группе отнесены североамериканцы, австралийцы, британцы, «мотивированные на достижение». Для них характерно стремление к богатству, которое заставляет рационально и по возможности точно рассчитывать свои шаги, чтобы преуспеть.
  2. Во вторую группу входят граждане стран, ориентированные на «защитную мотивацию», ценящие «свой мирок», в который бы никто не вмешивался. К ним относятся жители Австрии, Бельгии, Италии, Греции, Японии и ряда других стран.
  3. Третья группа отличается «социальной мотивацией». Сюда относят Югославию, Испанию, Бразилию, Израиль, Турцию, а также и Россию. Особенностью жизнедеятельности в этой группе является «уравнительный подход», люди, хотя и желают улучшения качества жизни, считают при этом, что «лучше ничего не менять, чтобы не стало хуже».
  4. К четвертой группе отнесены жители скандинавских стран, также социально мотивированные, но, в отличие от третьей группы, четко нацеленные на улучшение качества жизни.

Ломка «мотивации нации», как и изменение моральных и религиозных устоев, к тому же носящая достаточно протяженный во времени характер, непременно сопровождается повышенным риском развития социально-стрессовых расстройств, занимающих значительное место в группе пограничных психических состояний. И медицина, конечно, здесь не может в корне изменить ситуацию. Она лишь оказывает лечебную помощь и привлекает внимание общества к данной проблеме.

Пограничные состояния - обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Круг таких расстройств очень широк.

Выделяются пограничные состояния в узком смысле - это психогении без острых психотических расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Такие состояния часто обратимы, после устранения провоцирующего фактора и нормализации психологического окружения все проявления проходят.

Пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле - это медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении, мягкие формы циркулярного психоза (циклотимия), психосоматические расстройства, хронический алкоголизм (без выраженной деградации личности) и т. д., когда больные не обнаруживают глубоких изменений психики. В таких случаях консультация психотерапевта, психиатра необходима, для того чтобы не пропустить начала серьезного заболевания.

Пограничные состояния признаки

Пограничные состояния могут проявляться множеством симптомом и симптомокомплексов. Это могут быть:

  • повышенная раздражительность
  • астения, слабость
  • апатия
  • навязчивые состояния
  • вегетативные дисфункции

Пограничные состояния причины

Некоторое время назад в мире наблюдался значительный рост количества пограничных состояний, в то время как основные психические заболевания - шизофрения, эпилепсия, старческие психозы и прочие - на протяжении длительного времени находятся на стабильном уровне. Увеличение числа невротических, соматоформных расстройств (т.е. состояний, маскирующихся под различные заболевания других органов и систем), конечно, напрямую было связано с ситуацией, переживаемой страной в условиях экономического кризиса и политической нестабильности. Однако точные цифры этого роста назвать сложно, так как в последние годы люди нередко обращаются за помощью в различные негосударственные учреждения, прибегают к услугам «магов», «колдунов», в результате такие случаи в официальную статистику не попадают.

Кроме того, многие стараются «перебороть» болезненные проявления самостоятельно, чтобы не обращаться лишний раз за больничным листом в страхе потерять работу. Многие говорят о «невротизации» населения, даже на бытовом уровне, в магазинах, городском транспорте, каждый сталкивался с «неадекватными» реакциями в конфликтных ситуациях. Существует ли такая проблема с медицинской точки зрения?

Результаты проведенных исследований доказали, что ситуация в стране и обществе, погромы, забастовки, неудовлетворенность экономическим и социальным положением вызывают у многих тревогу, страх, подавленность, изменение характера, привычного поведения.

В этот период для подавляющего большинства населения возникают и становятся актуальными не только общие, социальные, но и порожденные ими личностные проблемы - например, страх за будущее детей, опасность призыва в армию и тому подобное. В этих случаях выявлено три основных защитных психологических механизма.

Во-первых, у людей старшего возраста - идеализация прошлой жизни с ее системой отношений, что помогает им уйти от проблем сегодняшнего дня; во-вторых - отрицание каких-либо жизненных ценностей и ориентиров, «пассивный дрейф» по жизни; в третьих - замещение реальных социально-психологических проблем чрезмерной заботой о своем здоровье, «уход в болезнь», повышенный интерес к магическому объяснению событий. Знание национальных традиций и культуры помогает предвидеть и вовремя купировать невротизацию общества, поскольку в ряду социальных факторов, вызывающих развитие социально-стрессовых расстройств, значительное место принадлежит «мотивации нации».

Зарубежными исследованиями было выявлено четыре типа таких мотиваций .

  1. К первой группе отнесены североамериканцы, австралийцы, британцы, «мотивированные на достижение». Для них характерно стремление к богатству, которое заставляет рационально и по возможности точно рассчитывать свои шаги, чтобы преуспеть.
  2. Во вторую группу входят граждане стран, ориентированные на «защитную мотивацию», ценящие «свой мирок», в который бы никто не вмешивался. К ним относятся жители Австрии, Бельгии, Италии, Греции, Японии и ряда других стран.
  3. Третья группа отличается «социальной мотивацией». Сюда относят Югославию, Испанию, Бразилию, Израиль, Турцию, Россию. Особенностью жизнедеятельности в этой группе является «уравнительный подход», люди, хотя и желают улучшения качества жизни, считают при этом, что «лучше ничего не менять, чтобы не стало хуже».
  4. К четвертой группе отнесены жители скандинавских стран, также социально мотивированные, но, в отличие от третьей группы, четко нацеленные на улучшение качества жизни.

Подводя итог, можно сказать, что в целом для пограничных состояний характерно наличие конкретных психосоциальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на их формирование, и преходящее нарушение адаптивных возможностей и интегрированности личности. Люди, находящиеся в пограничных состояниях, нуждаются в специализированной психотерапевтической и социально-психологической помощи, которая осуществляется как медицинскими учреждениями, так и ориентированными на здоровых людей консультативными центрами, по «телефону доверия» и т. д. Задача родственников, коллег, друзей в случае клинических проявлений вовремя насторожиться и направить человека к психотерапевту.