Лекции в школе "профилактика заболеваний зубов и десен" (познавательные слайды). Терапевтическая стоматология

Превентивная/профилактическая стоматология для детей

Профилактика - основа здоровья зубов, и чем раньше родители позаботятся о превентивных, то есть предупредительных мерах, тем меньше стоматологических проблем возникнет у детей в будущем. Открытые занятия, которые проводят специалисты клиники NewSmile, позволят вам получить полную информацию:

о том, как правильно ухаживать за молочными зубами;
какие гигиенические мероприятия необходимы;
как часто и по каким поводам следует обращаться к врачу- стоматологу, чтобы минимизировать риски и быстро справиться с последствиями заболеваний;
каким должен быть рацион питания ребенка, благодаря которому молочные и позже коренные/ постоянные зубки вырастут красивыми и здоровыми.

На лекциях вы также узнаете о традиционных методах профилактики

и об инновациях в области терапии, ортодонтии и превентивной/ профилактической стоматологии

Особенно полезны такие лекции женщинам, ожидающим появления малыша. Внутриутробное развитие - важный этап становления зубов и всей челюстно-лицевой системы. Именно в этот период закладывается фундамент здоровья нового человечка, поэтому беременная женщина должна уделять повышенное внимание не только состоянию своих зубов, и их профилактике, но и здоровью зубов своего будущего малыша, предотвращая такие возможные риски, как не развитие зачатков постоянных зубов, флюороз эмали и т.д.. А после рождения ребенка - правильно ухаживать за ротовой полостью ребенка, используя рекомендации специалистов, полученные на занятиях.

Превентивная стоматология для взрослых

Людям взрослым, как показывает наша практика, не слишком много известно о профилактике стоматологических заболеваний. В то же время превентивные меры дают возможность избежать болезней зубов и десен, сэкономив при этом серьезные средства, которые пришлось бы потратить на устранение разрушений, возникших вследствие кариозных процессов, болезней пародонта и других стоматологических заболеваний. А ведь лечить и восстанавливать всегда сложнее и дороже, чем предупредить проблему. Кроме того, стоит помнить о том, что состояние зубов влияет на организм в целом. Многие взрослые люди не задумываются, почему у них болит голова, желудок или спина. В то же время причиной недомоганий может быть невылеченный зуб и не исправленный вовремя прикус.

Грамотная профилактика заболеваний зубов нужна и детям, и взрослым, однако, в Москве, к сожалению, просветительные лекции на эту тему проводятся крайне редко. В клинике NewSmile решили исправить эту ситуацию и организовали регулярные открытые занятия по превентивной стоматологии, которые полезны беременным женщинам, состоявшимся родителям и просто взрослым людям, которым небезразлично собственное здоровье. Мы будем очень рады, если вы воспользуетесь возможностью узнать больше о профилактических мерах, которые предлагает сегодня стоматология. На лекциях проводятся бесплатные диагностические осмотры, сопровождаемые врачебными рекомендациями.

Предмет и задачи ортопедической стоматологии. Исторические этапы развития. Связь с естественно-научными, медико-биологическими и общеклиническими дисциплинами. Принципы работы ортопедического отделения поликлиники. Отчетно-учетная документация. История болезни.

Состояние здоровья населения, уровень оказываемой медицинской помощи являются одними из критериев экономического развития общества, а также свидетельствует о его культуре.

Постоянное развитие науки и техники предполагает использование в медицине инновационных методик и технологий. Несомненно, применение новейших достижений в области различных научных дисциплин, способствует повышению уровня и качества медицинской помощи, в том числе и в области стоматологии.

Медицина, на современном уровне ее развития, представляет собой единую систему научных дисциплин. Стоматология, как и другие направления медицинской науки и практики, имеет свою определенную область исследования и применения.

В течение всей истории развития стоматологии, как и других медицинских направлений, сформировались и были определены задачи и методы этой дисциплины. Вместе с этим стоматологическая наука и практика неразрывно связана с другими областями медицины.

В последние годы, в связи с изменением экономической ситуации, большое внимание обоснованно уделяется развитию направлений менеджмента и маркетинга в медицине и в стоматологии, в частности. В связи с этим, эти разделы находят свое отражение в процессе обучения студентов стоматологических факультетов медицинских ВУЗов.

Стоматология подразделена на следующие основные разделы: СЛАЙД № 1

    Терапевтическая стоматология.

    Ортопедическая стоматология.

    Хирургическая стоматология.

    Стоматология детского возраста.

Ортопедическая стоматология – это раздел общей стоматологии.

Помимо этого, ортопедическую стоматологию можно рассматривать, как самостоятельную часть общей ортопедии, которая в качестве самостоятельной дисциплины выделилась из хирургии.

Ортопедическая стоматология – это наука о распознавании, профилактике лечении аномалий, приобретенных дефектов, повреждений и деформаций органов жевательного аппарата. (СЛАЙД № 3) Она располагает функциональными, протетическими, аппаратурными, аппаратурно-хирургическими методами лечения.

Ортопедическая стоматология является строгой научной дисциплиной, состоящей из общего и частного курса.

Общий курс ортопедической стоматологии является пропедевтическим, то есть, ознакомительным.

Необходимо отметить, что фактически только в нашей стране имеется возможность изучения общего курса стоматологии, в условиях клиники, с приемом пациентов, когда студенты присутствуют при осуществлении лечебно-диагностического процесса. Это является огромным плюсом, присущим нашему, отечественному образовательному процессу студентов стоматологических факультетов высших учебных заведений медицинского профиля. Практически во всех других странах обучение осуществляется исключительно на фантомах без объективного разбора конкретных клинических ситуаций с присутствием пациентов.

Частный курс включает три основных раздела: СЛАЙД № 4

    Зубное протезирование.

    Челюстно-лицевая ортопедия и травматология.

    Ортодонтия.

Пропедевтическая ортопедическая стоматология изучает анатомию и

физиологию жевательно-речевого аппарата, общие и специальные методы обследования пациентов (диагностику), оценку полученных при этом признаков болезни (симптомологию или семиотику), клиническое материаловедение, лабораторную технику (технологии изготовления ортопедических конструкций). СЛАЙД № 5

Основной целью обучения на кафедре пропедевтической стоматологии является подготовка студентов на должном уровне к обучению на профильных клинических стоматологических кафедрах: терапевтической, ортопедической, хирургической стоматологии и стоматологии детского возраста.

Объяснимо то значение, которое придается овладению знаниями ортопедического раздела пропедевтической стоматологии.

Ортопедическое лечение является конечным этапом всего комплекса стоматологического лечения. План лечения, осуществляемого посредством изготовления и фиксации (наложения) ортопедических конструкций, выбор видов аппаратов и протезов, зависят от результатов комплексного подхода к диагностике и лечению заболеваний стоматологического профиля. Стоматологические дисциплины тесно взаимосвязаны между собой и с другими медицинскими специальностями. Заболевания общего профиля существенно влияют на результаты осуществляемого стоматологического лечения, в том числе и ортопедического.

Комплексный подход к лечебно-диагностическим мероприятиям существенным образом влияет на достижение желаемого лечащим врачом и пациентом результата лечения.

Раздел зубного протезирования (СЛАЙД № 6) включает в себя диагностику, профилактику и ортопедическое лечение дефектов зубов и зубных рядов, возникших в результате какой-либо патологии, посредством замещения этих дефектов различными ортопедическими конструкциями.

Раздел челюстно-лицевой ортопедии и травматологии (СЛАЙД № 7) изучает диагностику, профилактику, лечение, то есть, протезирование, исправление деформаций челюстей и лица, возникших в результате травм, заболеваний и оперативных вмешательств.

Ортодонтия (СЛАЙД № 8) – это раздел ортопедической стоматологии, занимающийся изучением, профилактикой и лечением стойких аномалий зубов, зубных рядов и других органов жевательно-речевого аппарата.

В целях постоянного совершенствования стоматологической помощи

населению необходим постоянный научный поиск новых методик и технологий.

Для полноценного осуществления такого научного поиска необходимо изучение литературных данных, в которых отражены результаты осуществленных научных исследований и изложен колоссальный практический опыт.

Необходимым является знание истории становления стоматологии как науки, и основных этапов развития практики диагностики и лечения заболеваний стоматологического профиля.

Изучение истории ортопедической стоматологии целесообразно начинать с истории становления ортопедии в целом. (СЛАЙД № 9) В 1741 году французский хирург Николя Андри издал труд: «Ортопедия, или Искусство предупреждать и исправлять деформации тела у детей». Этого ученого принято считать основателем ортопедии, как науки. Термин «ортопедия» состоит из двух греческих слов: orthos – прямой и paideia – воспитание. При определении этого термина имелось в виду «правильное физическое воспитание детей», а ортопедия определялась как «искусство предупреждения и лечения деформаций у детей». Свое начало история зубного протезирования берет более чем 4500 лет назад. В раскопках древних захоронений обнаруживали зубные протезы, шины, изготовленные из дерева, золота, включающие в конструкцию и натуральные зубы. В период рабовладельческого строя и в средние века зубным протезированием занимались ремесленники, банщики, массажисты, цирюльники, ювелиры и другие лица, не имеющие специальной подготовки в области медицины. Необходимо помнить о заслугах и научных и практических изысканиях представителей прежних эпох, внесших неоценимый вклад в развитие стоматологии. К таким ученым следует отнести: Амбруаза Парэ, впервые закрывшего дефект твердого неба при помощи обтуратора, в качестве которого он использовал запонку, изготавливавшего блоки искусственных зубов из слоновой и бычьей кости, и крепившего их к сохранившимся зубам золотой проволокой; Николая Бидлоо, определившего основные направления или разновидности протезирования; Пьера Фошара, которого следует считать основоположником научного зубоврачевания, в 1728 году выпустившего руководство: «Зубная хирургия, или Трактат о зубах», в котором освещены обтураторы, методика ортодонтического исправления патологического, тесного положения фронтальных зубов, фиксаторы в виде пружин для съемных протезов, искусственные штифтовые коронки; Хейстера, в 1781 году предложившего съемные протезы с литыми базисами, облицованными эмалью розового цвета; Пурмана и Пфаффа, предложивших выполнение оттисков из воска и сургуча; Мутона, применившего искусственные коронки и кламмера.

В 19 веке произошел скачок в развитии протезирования дефектов зубных рядов. Свое применение нашли, в качестве слепочных материалов гипс, гуттаперча, стенс. Изобретен артикулятор.

В 19 веке в России зубное протезирование не являлось самостоятельным разделом медицины. Для этого временного этапа характерным было освоение преимущественно ручных приемов изготовления протезов без учета сложных внутренних процессов, возникающих при взаимодействии протеза с органами и тканями полости рта. Вместе с тем, отмечается ряд работ с представляющей научную и практическую ценность информацией.

В 30-е годы 20 столетия в России организованы стоматологические институты, осуществляющие подготовку врачей-стоматологов с высшим образованием.

Первый отечественный учебник по ортопедической стоматологии был выпущен в 1940 году, под авторством Н.А. Астахова, Е.М. Гофунга, А.Я. Катца.

Несомненно, что в развитие ортопедической стоматологии на мировом уровне, огромный вклад внесли профессора: Б.Н. Бынин, И.И. Ревзин, В.Н. Копейкин, Г.В. Соснин, В.Ю. Курляндский, В.Ю. Миликевич, И.М. Оксман, Е.И. Гаврилов, И.С. Рубинов, И.Ю. Лебеденко и другие. В настоящее время продолжают свою плодотворную научную и клиническую деятельность профессора: Б.П. Марков, И.Ю. Лебеденко,В.А. Хватова, В.Н. Олесова, С.И. Абакаров, С.Д. Арутюнов, А.С. Щербаков, В.Н. Трезубов, Н.Г. Аболмасов и другие. Ведущими учеными и практиками Воронежской школы ортопедической стоматологии в разные годы являлись и являются: С.Б. Каливраджиян, Г.В. Соснин, А.Я. Кунин, Д.С. Карпов, Н.И. Лесных, А.С. Бурлуцкий, Л.Р. Ширяева, В.Г. Сорокин, П.П. Седельников, А.Н. Донов, Н.Г. Картавцева, С.И. Абакумов, И.И. Квасов и другие.

Существует определенные принципы, являющиеся основополагающими для оказания высококвалифицированной ортопедической стоматологической помощи, согласующиеся с принципами общей медицины:

    профилактический принцип, определяющий, что действия врача

стоматолога – ортопеда должны быть рациональными, всеобъемлющими и своевременными, являться предупреждающими, то есть не допускающими дальнейшее развитие данной патологии;

    деонтологический принцип, определяющий этические, деонтологические нормы взаимоотношений медицинского персонала клиники между собой и с пациентами;

    принцип единства систем организма, определяющий необходимость комплексного подхода к лечению заболеваний;

    принцип необходимости высшего медицинского образования для ортопедов-стоматологов, подразумевающий необходимость высокого уровня квалифицированности врача стоматолога – ортопеда, что становится достижимым лишь при условии полноценного медицинского образования, с изучением всех научных медицинских направлений и основ клиники заболеваний общего профиля;

    принцип оказания наиболее эффективной помощи в крупных клиниках профильных институтов, лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, коммерческих центрах, способных находить решение сложных задач, имеют хорошее оборудование и оснащены зуботехническим лабораторным оборудованием на высоком уровне;

    нозологический принцип, определяющий, что ортопедическое лечение, посредством протезирования, является лечебно-диагностическим процессом, и основывается на базе знаний о строении и функции органов как в норме, так и при заболеваниях, утверждающий необходимость изучения этиологии, патогенеза, распространенности, клинической картины патологического процесса, адекватного ортопедического лечения, его результатов, как ближайших, так и отдаленных, при определении формы поражения жевательно-речевого аппарата;

    принцип рассмотрения любой ортопедической конструкции, как лечебного средства, обладающего как лечебным, так и побочным действием на организм пациента;

    принцип стадийности, определяющий, что выбор ортопедической конструкции зависит как от характера патологического процесса, так и от его стадии;

    принцип законченности ортопедического лечения, определяющий, что показателем завершения лечения является полная адаптация организма пациента к изготовленным ортопедическим конструкциям;

    принцип комплексности лечения определяет, что наряду с осуществлением оротопедического лечения необходимым является проведение психотерапии, медикаментозной терапии, физиотерапии, физической терапии с использованием лечебной физкультуры, консервативного лечения, хирургического лечения с привлечением специалистов других врачебных специальностей, таких как гематологов, эндокринологов, ревматологов, психоневрологов, кардиологов, анестезиологов, отоларингологов (в том числе логопедов) и др.

Несомненную значимость имеет при осуществлении подготовки к

ортопедическому лечению и при его осуществлении тесной взаимосвязи со специалистами стоматологами смежных специальностей: хирургами, терапевтами, детскими стоматологами, а также врачами общего медицинского профиля.

Лечение, осуществляемое посредством замещения дефектов зубов и зубных рядов, а также исправления деформаций челюстей и лица, при помощи изготовления и фиксации (наложения) различных ортопедических конструкций, будет рациональным и эффективным только в случае комплексного подхода к терапии патологических состояний стоматологического профиля, с учетом индивидуальных особенностей пациента, подробного анализа общего состояния организма, изучения анамнеза и т.д. То-есть, необходим комплексный клинический высококвалифицированный подход к лечению заболеваний стоматологического профиля. Зачастую проявления заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, эндокринной систем находят свое место в полости, например, наблюдаются изменения слизистой оболочки полости рта.

Помимо этого врач стоматолог-ортопед должен приступать к лечению патологий своего профиля, лишь после осуществления полноценной санации полости рта.

Вместе с тем, лечение, осуществляемое врачами терапевтами - стоматологами и хирургами – стоматологами, должно осуществляться в соответствии с комплексным подходом, с привлечением врачей стоматологов – ортопедов.

Кроме этого, несомненную важность имеет связь клинических стоматологических дисциплин с научными направлениями не медицинского профиля. Особое значение придается таким направлениям, как химия, физика, металлургия, философия. Развитие науки и техники создает значимые предпосылки для применения в медицине, в том числе и в стоматологии, и, в частности, в ортопедической стоматологии, новейших достижений в этих областях. В ортопедической стоматологии применяется большое количество методик и технологий, связанных с изготовлением ортопедических конструкций, особенно технологической стороны этого процесса. В связи с этим, используются постоянно совершенствуемые и обновляемые расходные материалы (слепочные массы, металлы, сплавы, воска, композиты, формовочные и другие материалы).

Нельзя не отметить тот факт, что такое широкое использование материалов в клинике ортопедической стоматологии, предполагает придание определенного значения изучению аллергического статуса пациентов, то есть, определение наличия или отсутствия реакций организма пациентов аллергического характера на те или иные виды стоматологических материалов.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости рассматривать каждую стоматологическую дисциплину как неразрывно связанную с другими стоматологическими дисциплинами и направлениями медицины общего профиля.

Организация ортопедического отделения стоматологической клиники.

Вопросы, связанные с организацией стоматологической помощи всегда были в центре внимания отечественного здравоохранения. Особую актуальность они приобретали в период становления рыночных отношений, поскольку вполне очевидно возникает проблема изыскания путей повышения производительности труда врачей – стоматологов, в том числе и стоматологов – ортопедов.

До девяностых годов данная задача решалась путем увеличения численности врачей, но на сегодняшний день данный путь является малоперспективным. Это связано с сокращением реального финансирования стоматологической помощи со стороны государственных структур.

В настоящее время амбулаторная стоматологическая помощь в нашей стране оказывается (слайд №) :

    специализированными стоматологическими поликлиниками;

    стоматологическими отделениями в общемедицинских учреждениях;

    стоматологическими кабинетами;

    негосударственными стоматологическими поликлиниками, отделениями и кабинетами.

На сегодняшний день одной из основных структур, оказывающих

стоматологическую помощь населению, в том числе и ортопедическую, являются государственные поликлиники. В их работе имеются как преимущества перед частными структурами, так и существенные недостатки.

К преимуществам следует отнести следующие моменты (слайд №) :

    облегченность государственного управления и контроля, в том числе финансового;

    относительная дешевизна за счет централизованных затрат на диагностическое, стерилизационное, физиотерапевтическое оборудование;

    возможность административного контроля за качеством лечения;

К недостаткам крупных государственных стоматологических клиник, и в том

числе ортопедических отделений, следует отнести (слайд №) :

    невозможность пациента выбрать наиболее квалифицированного врача, ввиду зависимости от регистратуры;

    отсутствие персонального сервиса для пациентов;

    большие издержки на содержание зданий и сооружений;

    стремление государства к равномерному финансированию поликлиник независимо от уровня применяемых технологий;

    зачастую отдаленность расположения поликлиник от мест проживания граждан, что является особенно актуальным для местностей с холодным климатом;

    недостаток высококвалифицированных специалистов.

Но несмотря на эти недостатки, следует признать, что (слайд №) :

    поликлиники существуют фактически, их в целом по стране около 900;

    большинство стоматологических кадров сосредоточено в поликлиниках;

    поликлиника – это наиболее выгодная форма организации врачебной помощи для стран со слабой экономикой;

    облегчен административный контроль государства над стоматологической службой;

    облегчен сбор данных медицинской статистики;

    отсутствуют реальные инвестиции в создание альтернативного негосударственного стоматологического сектора.

В последние годы, в связи с изменившимися экономическими условиями, наблюдается тенденция увеличения количества частного сектора в стоматологической практике. Развитие частной стоматологии вполне оправданное явление, имеющее значительные перспективы.

В связи с современной экономической ситуацией, руководителям государственных и частных подразделений следует уделять большое внимание изучению таких направлений, как менеджмент и маркетинг. Правильно организованная работа структуры, адекватное взаимодействие медицинского персонала клиники между собой и с пациентами способны повысить уровень конкурентоспособности и обеспечить экономическую целесообразность деятельности.

Исходя из этого, необходимым условием является правильная организация структуры медицинского учреждения стоматологического профиля и осуществляемого клинического приема.

Врачи стоматологи – ортопеды являются старшим медицинским персоналом ортопедического отделения стоматологической клиники. Руководящие функции осуществляет заведующий отделением. Помимо этого в штате состоят помощники (ассистенты) врачей, причем их число должно соответствовать количеству врачей отделения. Медицинские сестры ортопедических отделений должны состоять в штате из расчета одной медицинской сестры на трех врачей. Медицинские сестры осуществляют стерилизацию инструментов, следит за предстерилизационной подготовкой и дезинфекцией, и при возможности подменяют помощников врачей. Младший медицинский персонал представлен медрегистраторами, санитарками, уборщицами.

Работа врача стоматолога с ассистентом имеет значительные преимущества перед работой в две руки, которые положительно сказываются на качестве осуществляемых лечебных манипуляций и сокращают время приема, что имеет экономическую целесообразность. В нашей стране подготовка школьных зубных сестер была начата еще в 1921 году. Массовая подготовка вспомогательного стоматологического персонала в большинстве стран, использующих его, началась лишь в 50-х, 60-х годах 20 века. По мере повышения уровня подготовки стоматологов, повышалось и качество подготовки вспомогательного персонала. Осуществляемая врачом клиническая деятельность «в четыре руки» эффективнее на 50%, согласно данным результатов исследований ряда авторов.

В мире существует около 30 типов стоматологического персонала. Всех их по характеру осуществляемой деятельности можно объединить в 2 группы

(слайд №) :

1.Выполняющие лечебно-профилактические манипуляции в полости рта пациента;

2.Помогающие стоматологу осуществлять лечебно-профилактическую работу, но не имеющие прямого доступа к полости рта пациента.

В последнее время наметилась явная тенденция к расширению функций вспомогательного персонала за счет передачи им определенных функций врачей – стоматологов.

Всемирная Организация Здравоохранения настоятельно рекомендует введение специальности ассистента стоматолога.

Определяющее значение вспомогательного персонала состоит в том, что он высвобождает время стоматолога, в том числе и ортопеда, на более сложные процедуры или манипуляции, требующие высокой квалификации. Проведенные исследования показали, что стоматологи тратят на выполнение вспомогательных манипуляций в среднем от 25 до 40 % своего рабочего времени. Это, несомненно, значительно отражается на показателях работы стоматологических учреждений в целом и ортопедических отделений, в частности. Правильное использование вспомогательного персонала позволяет повысить производительность труда стоматологов на 40 – 60 %. При этом повышается качество работы, как врачей, так и их помощников.

Вопросы, связанные с экономией времени врача – стоматолога, в том числе и стоматолога – ортопеда, несомненно, актуальны. Присутствуют неоправданные расходы времени, избежать многих из которых становится возможным только при рациональном использовании вспомогательного медицинского персонала. В качестве наглядного примера можно привести затраты рабочего времени врача –стоматолога на ожидание пользования пациентом плевательницы во время стоматологических процедур. В среднем, при приеме одного пациента на это затрачивается 3 минуты. В течение смены, при 10 посещениях, на это затрачивается 30 минут. В течение месяца деятельности количество времени, ушедшего в этих целях, составляет уже 11 часов. Если рассчитать это затраченное время на период всей трудовой деятельности врача, допустим на 40 лет, то получится 4848 часов или 806 смен или 3,33 года. Иными словами, более 10 % своего трудового стажа врач – стоматолог может потерять только на ожидание пользования пациентом плевательницей.

Помимо этого, современный прием практически невозможно вести без ассистента, так как некоторые манипуляции просто нереально качественно выполнить без помощника.

Основные требования, предъявляемые к устройству кабинета на стоматологическом, в том числе ортопедическом клиническом приеме, которые необходимо соблюдать в целях уменьшения воздействия неблагоприятных факторов на врачей – стоматологов и вспомогательный персонал:

    максимальное количество стоматологических кресел не должно превышать 3 в одном кабинете, причем на одно кресло отводится 14 кв.м. площади и 10 кв.м. на каждое дополнительное кресло;

    при одностороннем освещении максимальная глубина кабинета не должна превышать 6 м, а уровень освещенности должен соответствовать норма, согласно которой, быть не менее 5000 люкс:

    уровень освещенности обеспечиваемый местным источником не должен превышать уровня общего освещения более, чем в 10 раз;

    стены и пол должны иметь цвета окраски, соответствующие нейтральным пастельным тонам;

    полы должны быть покрыты линолеумом с обязательной сваркой швов;

    уборка в кабинетах должна осуществляться не менее 2 раз в смену с применением дезинфицирующих средств;

    обязательное кварцевание кабинета;

    обязательное оборудование кабинетов централизованными системами водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции;

    радиаторы отопления должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, они должны быть размещены под окнами, за исключением угловых кабинетов;

    должна быть оборудована система общеобменной вентиляции, и помимо этого должны быть легко открывающиеся фрамуги или форточки.

Рабочее место врача стоматолога – ортопеда должно быть оборудовано

стоматологическим креслом, бормашиной, врачебным столиком, плевательницей, осветительным прибором, винтовым стулом.

Стоматологическое кресло должно быть установлено напротив окна так, чтобы обеспечить достаточный доступ естественного освещения. Стоматологическая установка должна находиться слева от пациента. Реостат (педаль) включения бормашины должен находиться слева от кресла, у ног врача, для того, чтобы можно было работать сидя на винтовом стуле. Врачебный столик предназначен для размещения необходимых для осуществления клинического приема пациента инструментов, медикаментов, материалов. Помимо этого в кабинете должен находиться винтовой стул помощника врача. Целесообразно иметь в кабинете стол для оформления документации. Необходим стерильный стол, желательно оборудованный бактерицидной лампой, для хранения стерильного инструментария. В кабинете ортопедического отделения должно быть выделено специальное место для отливки моделей из гипса и замешивания слепочных масс. В клиническом кабинете необходимо иметь кварцевую лампу. В оснащении должна присутствовать мойка. Желательно иметь в арсенале стерилизатор для обработки мелкого инструментария.

В ортопедическом отделении, помимо клинических кабинетов должна быть оснащенная на высоком современном уровне зуботехническая лаборатория.

Штат зубных техников формируется из расчета два техника на одного врача. В ортопедическом отделении имеется должность старшего зубного техника,

который осуществляет общее руководство работой зуботехнической лаборатории.

В лаборатории необходима организация нескольких блоков (комнат): заготовительной (основной), гипсовочной, формовочной, полимеризационной, паечной, полировочной, литейной.

Иногда отдельно выделяют комнату для изготовления металлокерамических конструкций.

Сотрудники зуботехнической лаборатории обязаны проходить инструктаж по технике безопасности в виду работы с горючими веществами, кислотами и т.д. Некоторые манипуляции должны осуществляться с использованием специальных средств защиты, лаборатория должна быть оснащена огнетушителями, ящиком с песком, и, помимо этого, необходимо соблюдать особенные правила хранения некоторых веществ.

Документация ортопедического отделения.

К основной документации ортопедического отделения следует относить (слайд №) :

    историю болезни (амбулаторную карточку пациента);

    талон назначения пациента к врачу;

    наряд – заказ, являющийся финансовым документом, сопровождающим все этапы изготовления ортопедических конструкций;

    бланки направлений;

    договор об оказании стоматологического ортопедического лечения.

Необходимым является правильное, тщательное, подробное ведение медицинской документации, в первую очередь истории болезни пациента. Она должна полностью отражать состояние пациента, в ней должны фиксироваться все моменты, связанные с изготовлением и фиксацией (наложением) конструкций, в том числе и осложнения, а также описываться протекание периода адаптации.

Помимо этого к документам, ведение которых для врача ортопеда – стоматолога является обязательным, относятся: дневник учета работы врача стоматолога, листок ежедневного учета работы врача, требование в кассу для оформления наряда – заказа.

В штате ортопедического отделения крупной стоматологической поликлиники имеется должность старшей медицинской сестры отделения, которая помимо общего руководства медицинскими сестрами, санитарками и уборщицами, организации их работы, занимается обеспечением материально-технического оснащения клинического процесса и зуботехнической лаборатории.

В заключении хотелось бы отметить, что рациональная организация клинического приема пациентов, работы зуботехнической лаборатории, соблюдение принципов этики и деонтологии между сотрудниками в коллективе и между медицинским персоналом и пациентами, достаточное современное оснащение, квалифицированность сотрудников, правильно организованные менеджмент и маркетинг, создают все предпосылки для экономически целесообразной работы ортопедического отделения стоматологической клиники, и что самое главное, для достижения высокого уровня медицинской стоматологической ортопедической помощи пациентам.

ЛЕКЦИЯ № 1. Стоматология как наука. Анатомия челюстно-лицевой области

Стоматология является относительно молодой дисциплиной в медицине: как отдельная отрасль она сформировалась только в 20-х г. XX в. Ее название происходит от двух греческих корней «stoma» – рот, отверстие и «logos» – учение и в буквальном переводе означает «наука об органах полости рта». В современном понимании стоматология определяется как область клинической медицины, которая занимается изучением болезней зубов, слизистой оболочки полости рта, челюстей, лица и частично шеи, и которая разрабатывает методы их диагностики, лечения и профилактики.

Прообразом современной стоматологии в древности являлись зубоврачевание, не относившееся в те времена к традиционной официальной медицине, и челюстно-лицевая хирургия, считавшаяся отраслью общей хирургии. Представителями зубоврачевания были в основном парикмахеры и ремесленники, а иногда и просто самоучки. Первая книга по зубоврачеванию в России «Дентистика, или зубное искусство о лечении болезней, с приложением детской гигиены» была написана и издана в 1829 г. штаб-лекарем Петербургской медико-хирургической академии (сегодня – Петербургская военно-медицинская академия) Алексеем Соболевым. Но, несмотря на это, развитие зубоврачевания в России происходило очень медленно; первая зубоврачебная школа была основана только в 1881 г. трудами Н. В. Склифосовского, А. А. Лимберга и Н. Н. Знаменского. Первое общество дантистов России было организовано в 1883 г.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. стоматологическую помощь в основном оказывали в частных платных лечебных учреждениях, услуги их были доступны лишь небольшому кругу общественности, что также не способствовало быстрому развитию зубоврачевания. Только после первой мировой войны и затем Октябрьской революции с изменением социального уклада жизни страны появились условия для быстрого развития практических и научных основ этой области медицины. С расширением и укреплением теоретической базы и накопленным опытом появились предпосылки для слияния зубоврачевания и челюстно-лицевой хирургии в единую дисциплину на основе сходства патологических процессов и подходов к лечению. Большой вклад в развитие стоматологии в России внесли А. А. Лимберг, А. И. Евдокимов, Г. А. Васильев, И. Г. Лукомский, А. Э. Рауэр, Ф. М. Хитров, Д. А. Энтин, Н. М. Михельсон, М. В. Мухин.

В дальнейшем с развитием новой дисциплины в ней сформировались самостоятельные разделы: терапевтическая стоматология, хирургическая, детская и ортопедическая.

Из книги Патологическая анатомия: конспект лекций автора Марина Александровна Колесникова

ЛЕКЦИЯ № 1. Патологическая анатомия Патологическая анатомия изучает структурные изменения, возникающие в организме больного. Она делится на теоретическую и практическую. Структура патологической анатомии: общая часть, частная патологическая анатомия и клиническая

Из книги Стоматология: конспект лекций автора Д. Н. Орлов

1. Анатомическое строение челюстно-лицевой области Полость рта представлена следующими органами и анатомическими образованиями: ротовой щелью, преддверием полости рта, щеками, губами, твердым небом, мягким небом, языком, деснами, зубами, верхней и нижней

Из книги Стоматология автора Д. Н. Орлов

1. Стоматология как наука Стоматология является относительно молодой дисциплиной в медицине: как отдельная отрасль она сформировалась только в 20-х гг. XX в. Ее название происходит от двух греческих корней «stoma» – рот, отверстие и «logos» – учение и в буквальном переводе

Из книги Оперативная хирургия: конспект лекций автора И. Б. Гетьман

2. Анатомическое строение челюстно-лицевой области Полость рта представлена следующими органами и анатомическими образованиями: ротовой щелью, преддверием полости рта, щеками, губами, твердым небом, мягким небом, языком, деснами, зубами, верхней и нижней

Из книги Скорая помощь. Руководство для фельдшеров и медсестер автора Аркадий Львович Верткин

4. Иннервация челюстно-лицевой области Челюстно-лицевую область иннервируют следующие нервы:1) тройничный (V пара черепно-мозговых нервов), выполняющий, кроме чувствительной иннервации, еще и двигательную (для жевательных мышц) и отходящий от тройничного узла в составе

Из книги Лекции по философии гомеопатии автора Джеймс Тайлер Кент

ЛЕКЦИЯ № 5 Топографическая анатомия и оперативная хирургия области головы Область головы представляет интерес для специалистов разного профиля: общих хирургов, травматологов, нейрохирургов, оториноларингологов, стоматологов, челюстно-лицевых хирургов, косметологов,

Из книги Реабилитация после переломов и травм автора Андрей Иванюк

ЛЕКЦИЯ № 6 Топографическая анатомия и оперативная хирургия области

Из книги Боли и болезни зубов и десен. Лечение и профилактика народными средствами автора Светлана Валерьевна Дубровская

ЛЕКЦИЯ № 7 Оперативная хирургия и топографическая анатомия груди Верхняя граница области груди проходит по верхнему краю рукоятки грудины, ключиц, акромиальных отростков лопатки и далее к остистому отростку VII шейного позвонка; под нижней границей подразумевают линию,

Из книги Общая патологическая анатомия: конспект лекций для вузов автора Г. П. Демкин

ЛЕКЦИЯ № 11 Топографическая анатомия и гнойная хирургия Гнойно-септические заболевания или осложнения наблюдаются примерно у трети общего хирургического контингента больных, ни один практикующий врач не может избежать встречи с гнойными заболеваниями и их

Из книги автора

Из книги автора

Лекция 17. Наука и искусство До этого мы изучали принципы, относящиеся к теории гомеопатии. Обобщая эти принципы, С. Ганеман выделил три важных элемента, касающихся применения их в практической деятельности.Во-первых, врач-гомеопат должен знать, как и какие сведения он

Из книги автора

ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

Из книги автора

Ушибы челюстно-лицевой области Раны мягких тканей лица Раны – повреждение мягких тканей с нарушением целостности кожных покровов или слизистой оболочки рта. Различают раны: 1) поверхностные; 2) глубокие. По отношению к естественным полостям (полости рта, оса,

Из книги автора

Физиотерапевтические методы, применяемые при травмах челюстно-лицевой области Среди лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий при заболеваниях и травмах челюстно-лицевой области большое значение имеют физиотерапевтические процедуры. Они показаны

Из книги автора

АКТИНОМИКОЗ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ Данное заболевание представляет собой специфический воспалительный процесс, возникающий после внедрения в ткани патогенного грибка актиномицета. Обычно этот микроорганизм присутствует в глубоких кариозных областях, зубном налете,

Из книги автора

Лекция 1. Патологическая анатомия 1. Задачи патологической анатомии 2. Объекты исследования и методы патологической анатомии 3. Краткая история развития патанатомии 4. Смерть и посмертные изменения, причины смерти, танатогенез, смерть клиническая и

  1. 1. Профилактика заболеваний зубов и десен


  2. Строение зубов. Кариес. Принципы питания, ..." target="_blank"> 2. Занятие № 1
    Строение зубов. Кариес. Принципы питания, выбор зубных щеток, паст, гелей, эликсиров.
  3. " target="_blank"> 3. Строение зуба
  4. Кариесомназывают разрушение структуры зуба с по..." target="_blank"> 4. Кариес
    Кариесомназывают разрушение структуры зуба с поражением как эмали (внешнего покрытия зуба), так и слоя дентина, расположенного под эмалью.
  5. При неправильном уходе..." target="_blank"> 5. Как возникает кариес?
    При неправильном уходе за зубами во рту остаются частицы пищи - и образуется зубной налет - клейкая пленка, состоящий в основном из микробов. Бактерии продуцируют молочную кислоту, которая вызывает деминерализацию эмали, что дает начало кариозному процессу.
  6. ПитаниеФактор диеты: мяг..." target="_blank"> 6. Причины возникновения кариеса
    ПитаниеФактор диеты: мягкая, богатая углеводами пища способствует образованию зубного налёта. Количество витаминов и микроэлементов также влияет на общее состояние организма и особенно слюны.
    Качество и количество слюны
    Наследственность определяющая химический состав тканей зуба.
    Стрессы
    Иммунитет
    Гигиена полости ртаОтсутствие должной гигиены полости рта вызывает формирование зубного налета и последующие развитие кариеса.
  7. При начальных стадиях карие..." target="_blank"> 7. Симптомы начала кариеса!!!
    При начальных стадиях кариеса отсутствуют какие-либо жалобы, кроме темного пятна на эмали.
    Больной жалуется на боль при попадании в кариозную полость холодной, кислой, сладкой пищи. Устранение раздражителя прерывает боль.
    На поверхности эмали имеется грязно-серое или коричневое пятно.
  8. Лечение кариеса - иссечение п..." target="_blank"> 8. Принцип лечения кариеса
    Лечение кариеса - иссечение пораженных тканей (эмали, дентина), формирование полости и восстановление формы и функции зуба. Иссечение производят зубными борами разной форм. Это вмешательство требует обезболивания,кариозный дефект восполняется пломбой.
  9. Меры по повышению устойчивости..." target="_blank"> 9. Профилактика кариеса
    Меры по повышению устойчивости зубов к кариесу и борьба с образованием мягкого зубного налета: потребление молока и молочных продуктов, витаминизация, прием препаратов фтора внутрь, жесткая пища и чистка зубов зубными порошками и пастами. Имеют значение борьба с острыми инфекционными и сопутствующими заболеваниями, общие оздоровительные мероприятия.
  10. 10. Профилактика стоматологических заболеваний: принципы питания, выбор зубных щеток, паст, гелей, элексиров

    Профилактика стоматологических заболеваний включает в себя сбалансированное питание, при котором пища содержит белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. В рекомендациях по рациональному питанию не следует забывать о роли пищи как фактора самоочищения полости рта, естественного процесса освобождения от остатков пищи и мягкого зубного налета.
    Одним из путей повышения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрукты).
    Основным недостатком рациона питания является повышенное употребление углеводов в виде простых сахаров (сахар, кондитерские изделия, конфеты).
  11. ..." target="_blank"> 11. Для снижения кариесогенного потенциала питания нужно:
    уменьшить общее потребление сахаров.
    значительно уменьшить время пребывания сахаров в полости рта. Старайтесь не задерживать во рту сладости и сладкие напитки
    не употребляйте сладости между основными приемами пищи.
    исключить употребление натурального сахара, а пользоваться его заменителями
  12. Во-первых, это жесткость. Зуб..." target="_blank"> 12. Как выбрать зубную щетку
    Во-первых, это жесткость. Зубная щетка должна полностью удалять зубной налет, массировать десны, не портить зубную эмаль. В связи с этим предпочтение следует отдавать зубным щеткам со щетиной средней жесткости.
    Второе - это щетина. Щетина должна быть аккуратно подстрижена,если щетина смотрится лохматой, скорее всего, это - подделка. Щетки с двухуровневой "стрижкой" щетины (interdental) обладают большей очистительной способностью в отношении межзубных промежутков.
    В третьих, конструкция, имеющиеся резиновые панельки препятствуют скольжению в руках, тем самым предупреждая травмы десен при интенсивных движениях рук и утренней заторможенности центральной нервной системы.
    В четвертых, размер зубной щетки подбирается следующим образом: Длина рабочей головки зубной щетки не должна превышать ширину двух - двух с половиной зубов хозяина - 23 - 30 мм. Ширина может колебаться от 7.5 до 11 мм. Для детей существуют следующие стандарты: длина рабочей части - 18 - 25 мм, ширина - 7 - 9 мм.
  13. Рынок зубной пасты..." target="_blank"> 13. Как выбрать зубную пасту?
    Рынок зубной пасты на сегодняшний день огромен. Как же выбрать действительно хорошую зубную пасту? Какая зубная паста лучше?
    Вот основные правила:
    Зубные пасты для ежедневного использования не должны содержать агрессивных антибактериальных компонентов или активных отбеливающих средств.
    В качестве профилактики и лечения воспалений десен используют зубные пасты, содержащие антибактериальные компоненты «Лакалут Актив», «Бленд-а-медКомплит 7»,”Paradontax”и пр.
    При избыточной чувствительности зубов следует пользоваться зубными пастами для чувствительных зубов Sensodyne, Colgate Elmeks.
  14. Пульпит, пародонтит, пародонтоз. Как прави..." target="_blank"> 14. Занятие № 2
    Пульпит, пародонтит, пародонтоз. Как правильно чистить зубы? О пользе и вреде жевательной резинки. Массаж десен.
  15. Если Вы не решились пойти к..." target="_blank"> 15. Что такое пульпит?
    Если Вы не решились пойти к врачу, то, в конце концов, кариес доберется до пульпы зуба (сосудисто-нервного пучка) и спровоцирует такое заболевание, как пульпит, или воспаление зубной мякоти. При этом и начинается та самая нестерпимая зубная боль, от которой лезут на стены, потолок и другие строения.
    Конечно же, пульпит вылечить можно, но лучше всего обращаться к стоматологу еще на начальной стадии развития кариеса. Тем самым вы не только сбережете свои зубы, но и потратите меньше денег на лечение.
  16. Приступообразны..." target="_blank"> 16. Основные симптомы пульпита:
    Приступообразные боли от температурных раздражителей
    (в-основном, от холодного),
    Ночные боли,
    Наличие кариозной полости.
    Принципы лечения:
    Существует два способа лечения – с сохранением пульпы и с ее удалением. Первый способ применяется достаточно редко в связи с узкими показаниями к нему и возможными неудачами.
    Основной же метод – это удаление «нерва» с последующим пломбированием корневых каналов. Современные методики позволяют провести лечение корневых каналов, за редким исключением, в одно посещение, при этом врач может использовать пломбировочные пасты, не изменяющие цвет зуба.
  17. Итак, что такое пародонт..." target="_blank"> 17. Что такое пародонтит?
    Итак, что такое пародонтит, и что может произойти, если его не лечить? Пародонтит, это заболевание десен, в основном, пародонтит появляется из-за недостаточно тщательной гигиены полости рта, а так же из-за недостатка витаминов и минеральных веществ, что чаще всего происходит по причине неправильного питания. Очень часто, пародонтит появляется у людей, которые принимают алкоголь и наркотики, а так же у тех, кто имеет слабую иммунную систему и хронические заболевания.
  18. 18. Если пародонтит не начать лечить, он может перейти в более серьезную стадию, при которой возможно потеря зубов - пародонтоз.
    При недостаточно хорошей гигиене полости рта, на зубах скапливаются болезнетворные бактерии, которые вызывают воспаление десен. Так же, если не удалять зубной налет вовремя, он со временем образует зубной камень.
    Признаки пародонтита:
    расшатанность зубов,
    кровоточивость десен и запах изо рта,
    изменение положения зубов, появление щелей между зубами,
    гноетечение из зуба,
    абсцессы зуба,
    с прогрессированием пародонтита появляется боль и абсцессы.
  19. Лечение пародонтитов включает в се..." target="_blank"> 19. Лечение пародонтита
    Лечение пародонтитов включает в себя нехирургические и хирургические методы.
    Первые (профессиональная гигиена) заключаются в удалении зубного камня (механически или ультразвуком) и полировке поверхности зуба с последующей обработкой зуба фторосодержащим защитным лаком.
    Процедура удаления глубокого зубного камня, называется кюретаж: врач снимает отложения с помощью специальных крючков.
    Важным видом лечения пародонтитов является непосредственное воздействие на воспаление. С этой целью предпочтение отдают нестероидным противовоспалительным препаратам в виде аппликаций на десну, и введения в зубодесневой карман.
    Профилактика заболеваний пародонта:
    санитарное просвещение по гигиене полости рта;
    разъяснение значения правильной чистки зубов;
    полноценному пищевому рациону и его структуре;
    отсутствие факторов риска, нарушающих нормальное функционирование пародонта;
    периодическому осмотру врачом полости рта;
    здоровый образ жизни.
  20. Причины возникновения:
    • наслед..." target="_blank"> 20. Пародонтоз
      Причины возникновения:
      • наследственность
      • 21. сахарный диабет
      • 22. нарушение питания тканей
      Лечение пародонтозанаправлено на стаб..." target="_blank"> 23. Атеросклероз
    Лечение пародонтозанаправлено на стабилизацию патологического процесса и улучшение кровоснабжения тканей пародонта. Назначаются средства, улучшающие кровообращение и регенерацию пародонта, проводятся физиотерапевтические процедуры: массаж десен, лазерное воздействие и др. Для восстановления утраченной костной ткани применяются хирургические методы лечения. Для устранения подвижности зубов проводится шинирование зубов(их фиксация). Лечение пародонтоза включает и симптоматическую терапию: лечение повышенной чувствительности зубов, эрозии эмали, заболеваний, послуживших причиной пародонтоза. Пациенту даются рекомендации по индивидуальной гигиене полости рта.
  21. 1. В идеале чистить..." target="_blank"> 24. Как правильно чистить зубы?
    1. В идеале чистить зубы надо после каждого приема пищи. А минимум, к которому вы должны себя приучить – это утренняя и вечерняя процедура. 2. Весь процесс чистки зубов должен занимать не менее трех минут. Чтобы ориентироваться во времени, заведите себе в ванной песочные часы.3. Чистку проводите в одном темпе и всегда начинайте с одного и того же зубного ряда. 4. После чистки зубов обязательно вымойте щетку и поставьте ее в стакан щетиной вверх. Не храните щетку в футляре, потому что она обязательно должна высыхать!
  22. Итак, прежде: горизонтальные дви..." target="_blank"> 25. Техника чистки зубов
    Итак, прежде: горизонтальные движения щёткой вдоль зубного ряда под запретом! Таким образом вы не счищаете зубной налёт с эмали, а загоняете его в межзубные промежутки, а вытащить его оттуда очень и очень сложно.
    Приставьте щётку к крайним зубам и поворачивайте щетинку так, чтобы она вертикалью двигалась вдоль зубов (см. фото), при этом саму щётку передвигать из стороны в сторону не надо. Таким образом очистите внутреннюю поверхность нижних и верхних зубов.
  23. 26. Передние зубы (верхние и нижнее) очищаются вертикальными движениями, но для удобства щётку можно поставить перпендикулярно зубному ряду, делайте выталкивающие движения только вверх.
    Внешняя поверхность зубов очищается так же, как внутренняя - постепенно передвигайте щётку по зубному ряду, вращая только её головкой.
    После того, как вы очистили зубы с внутренней и внешней стороны, можно приступить к очистке жевательной поверхности. Вот тут уже подойдут всем известные движения вдоль.
  24. 27. Завершить чистку можно круговыми движениями щётки по внешней поверхности зубов. Для этого плотно сомкните челюсть и двигайте щёткой вдоль всего зубного ряда..
  25. Жевательная резин..." target="_blank"> 28. О пользе и вреде жевательной резинки
    Жевательная резинка при жевании массирует десны, что является профилактикой пародонтоза. Кислотно-щелочной баланс восстанавливается благодаря компонентам жевательной резинки: ксилиту и сорбитолу, что препятствует развитию в полости рта микробов, вызывающих кариес.Положительные регулярного жевания резинки:
    1. «Жевательная резинка очищает полость рта»
    2. «Жевательная резинка укрепляет десны»
    3. «Жевательная резинка поддерживает кислотно-щелочной баланс в полости рта»
    Отрицательное действие жевательной резинки:
    1. «Жевание жвачки на пустой желудок может привести к гастриту и язве».
    2. «Активное употребление жвачки способствует нарушению нормального слюнообразования»
    При частом жевании слюнообразующий аппарат работает в повышенном режиме, то слюнные железы столь же постоянно вырабатывают избыточное количество слюны. Человек становится так называемым "слюнявчиком".
  26. 29. 3. «Постоянное жевание жвачки приводит к перегрузке околозубных тканей – пародонта»
    4. «Ухудшение мыслительных способностей».
    Некоторые психологи отмечают, что у детей, постоянно жующих жвачку, по сравнению со сверстниками, не злоупотребляющим этим, значительно ниже уровень интеллекта. Объясняется это тем, что резинка не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание, снижает память и ослабляет процесс мышления.
    5. «Какие жевательные резинки могут быть опасны»:
    С корицей - при длительном употреблении вызывают появление язв в полости рта.
    С ментолом - могут вызывать аллергию.
    Баббл-гам - содержат масла, которые могут вызывать воспаление кожи вокруг рта.
  27. Массаж десенулучшает питание зубов и спос..." target="_blank"> 30. Массаж десен
    Массаж десенулучшает питание зубов и способствует нормализации работы внутренних органов, имеющих проекции на десны. Пальцевой самомассаж лучше проводить, предварительно смазав десны зубной пастой, содержащей полезные биодобавки. Это значительно повысит эффект массажа, особенно при наличии патологических состояний в полости рта (пародонтоз, пародонтит, гингивит и пр.).
    Массаж десен делается указательным и большим пальцами. Захватывается участок десны с внешней и внутренней сторон, затем от центра челюсти пальцы постепенно перемещаются на боковые стороны. Пальцы двигаются вниз-вверх-вниз для верхней челюсти и вверх-вниз-вверх для нижней.
    Пальцевой массажнужно выполнять регулярно, особенно при заболеваниях десен, не реже одного раза в день, лучше всего перед сном после чистки зубов и полоскания рта.
  28. Заболевания слизистой оболочки полости рта..." target="_blank"> 31. Занятие № 3
    Заболевания слизистой оболочки полости рта: стоматит, глоссит, хейлит, лейкоплакия. Почему бывает неприятный запах изо рта? Фитотерапия стоматологических заболеваний.
  29. Стоматит- воспаление слизистой оболочки, покр..." target="_blank"> 32. Стоматит
    Стоматит- воспаление слизистой оболочки, покрывающей всю ротовую полость. При этом заболевании слизистая оболочка рта становится отёчной, болезненной, гиперемированной, она может быть покрыта белым или жёлтым налётом. Отмечается гиперсаливация (повышенное выделение слюны). Может отмечаться кровоточивость дёсен, появляться дурной запах изо рта.
    Симптомы стоматита:
    слизистая оболочка рта отекает, изменяется ее нормальный цвет
    на слизистой оболочке появляются высыпания, язвочки часто покрытые налетом
    десна болезненна и кровоточат
    гнилостный запах изо рта
    во рту чувство жжения, зуд, сухость, болезненность при приеме пищи
    температура до 38-40 С
    слабость в мышцах, суставах, общая слабость
  30. В зависимости от вида стоматита лече..." target="_blank"> 33. Лечение стоматита
    В зависимости от вида стоматита лечение может проводиться противовирусными, противогрибковыми или иными препаратами, вид поражения может определить врач-терапевт или стоматолог, неправильное самолечение может привести к серьезным осложнениям, генерализации инфекции. Стоит воздержаться от кислой, острой и соленой пищи. Необходимо понимать, что правильное лекарство от стоматита Вам сможет подобрать только лечащий врач-стоматолог. Не занимайтесь самолечением!!!
  31. Глоссит - воспаление языка, возникающее в рез..." target="_blank"> 34. Глоссит
    Глоссит - воспаление языка, возникающее в результате бактериальной или вирусной инфекции, либо как состояние, сопутствующее другим заболеваниям связанными с поражением внутренних органов и нарушением обмена веществ(железодефицитная анемия, В-витаминодефицитная анемия).
    Симптомы глоссита:
    жжение, воспаление языка
    Язык становится ярко красным
    Язык становится воспаленным и мягким
    Появляются трудности во время жевания, глотания или речи
    Необходимое лекарство должен подобрать только доктор с учетом сделанных анализов. В домашних условиях модно применять частые(6-8 раз) полоскания теплыми растворами шалфея, ромашки, календулы.
  32. Хейлит- одно из самых распространенных заболева..." target="_blank"> 35. Хейлит
    Хейлит- одно из самых распространенных заболеваний губ. Определяющим фактором, способствующим возникновению хейлита, является нарушение формы губ, их неправильное смыкание
    Постоянное воздействие на губы внешней среды с перепадами температуры, повышенная опасность инфекции, участие их в процессе питания, воздействие на губы экологически неблагоприятных, а зачастую вредных веществ, забивание желез губной помадой приводит к шелушению, морщинкам, трещинкам и потере цвета. Зачастую, при присоединении инфекции, возникают воспалительные заболевания губ – хейлиты.
  33. 36. Клиническая картина хейлита зависит от этиологического фактора, чаще всего наблюдаются отек, краснота, пузырьки, эрозии и шелушение.
    Лечение хейлита
    Наиболее часто применяют мази, содержащие кортикостероидные гормоны (преднизолон, оксикорт, флуцинар, синалар и др.), при показании - синтомициновую, стрептоцидовую, нистатиновую эмульсии, анилиновые красители в виде спиртовых растворов (1% раствор генцианвиолета); примочки с настоем ромашки, чая, витамины группы В, А, избегать пребывания на солнце; назначают фотозащитные средства. При некоторых формах хейлита показано применение физиотерапевтического лечения.
  34. Лейкоплакия – ороговение слизистой оболочк..." target="_blank"> 37. Лейкоплакия
    Лейкоплакия – ороговение слизистой оболочки полости рта и слизистой оболочки полости рта или красной каймы губ в ответ на экзогенное раздражение. Лейкоплакия относится к группе заболеваний, которые могут переходить в рак.
    Причин развития этого заболевания может быть несколько:
    механические травмы(пломбы, протезы, вредные привычки)
    заболевания желудочно-кишечного тракта, снижающая устойчивость слизистой оболочки к внешним раздражителям
    наследственная предрасположенность
    сахарный диабет и нарушение обмена холестерина
  35. Друз..." target="_blank"> 38. Почему бывает неприятный запах изо рта
    Друзья и родственники часто не знают, как сообщить о запахе изо рта, чтобы не обидеть близкого им человека. Подобная деликатность держит в неведении многих, кто страдает столь серьезной проблемой, как хронический запах изо рта. Основные причины неприятного запаха изо рта:
    Пища
    Курение
    Алкоголь
    Особенности микрофлоры ротовой полости
    Заболевания полости рта и внутренних органов
    Неправильный уход за полостью рта
    Прием некоторых лекарств
    Гормональные нарушения
    Заболевания горла и носа
    Частая причина, по которой возникает запах – употребление пищи с резким запахом (чеснок, сырой лук и т.д.). После переваривания пищевых продуктов те их составляющие, которые не усваиваются нашим организмом, выделяются со стулом, мочой и выдыхаемым воздухом. Часть этих компонентов, выделяемых при выдохе, имеет весьма неприятный запах.
  36. Большинство курильщиков также страдают от неприятного специфического запаха во рту. Никотин, смола и другие дурно пахнущие вещества, содержащиеся в табачном дыме накапливаются на зубах и мягких тканях рта курильщика – деснах, щечной ткани, языке. Курение обезвоживает ткани рта.
    В числе других источников неприятного запаха изо рта стоматологи отмечают инфекционные заболевания носовых пазух и дыхательных путей, воспаление миндалин, заболевания печени и желчного пузыря, почечную недостаточность. Заболевания, которые вызывают запах изо рта, включают также рак, туберкулез, сифилис и огромное количество заболеваний слизистой оболочки полости рта.
  37. ..." target="_blank"> 40. Фитотерапия в лечении заболеваний полости рта
    В стоматологии фитотерапия может быть только вспомогательным средством. Рекомендуется предварительно спросить врача, какие растительные препараты он посоветует, а от каких отказаться.
    Настои трав обладают следующими свойствами:
    антисептическим и антибактериальным;
    противовоспалительным и заживляющим;
    кровоостанавливающим;
    способствуют удалению зубных отложений;
    обезболивающим, снижающим аллергические реакции
  38. МУЗ «Новочебоксарская стоматоло..." target="_blank"> 41. Спасибо за внимание!!!
    МУЗ «Новочебоксарская стоматологическая поликлиника»
    http://www.novstom21.med.cap.ru

Моисеева В. В

Терапевтическая стоматология. Конспект лекций

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес

Лекция № 1

1. Основные этапы развития терапевтической стоматологии

Болезни зубов существовали во все времена. Во все времена люди пытались найти способ их устранения. Зубоврачевание, таким образом, зародилось в далекой древности. Считают, что первые зубные врачи появились в Египте. Чего только ни применяли для лечения зубной боли: ритуалы, обереги, талисманы, смеси из различных трав, плодов, иглоукалывание. Удалять зубы не хотели. Их утрата представлялась несчастьем. И зубные врачи тоже неохотно занимались удалением зубов. В целях профилактики появились зубные щетки из дерева, щетки для языка, применялись полоскания ротовой полости. Дефекты зубных рядов при отсутствующих зубах старались восполнить зубными протезами, которые в разное время имели разное строение.

В XVII – начале XVIII вв. появляется специальность «зубоврачевание». С 1810 г. для возможности работать зубным врачам необходимо сдавать экзамен. Долгое время зубоврачевание было прерогативой мужчин. Но в 1829 г. вышел указ, на основании которого женщины могут также работать по специальности зубного врача при условии сдачи экзамена. Ножная бормашина появилась в 1871 г. Создателем ее является Morrison. Первая зубоврачебная школа появилась в Петербурге в 1881 г. Через 9 лет зубоврачебная школа создается и в Москве. С марта 1920 г. организуются кафедры стоматологии при медицинских институтах. В 1930-е гг. появляются целые институты, выпускающие врачей-стоматологов. На 1949 г. срок обучения врача-стоматолога составляет 5 лет.

2. Необходимость профилактики стоматологических заболеваний

Профилактика стоматологических заболеваний бывает первичной, вторичной, третичной. Первичная профилактика направлена на устранение причины, вызывающей развитие патологии. Таким образом, можно добиться того, что процесс останется на том уровне, на котором он оказывается во время действия средств первичной профилактики. Вторичная профилактика осуществляется посредством лечения заболевания, предотвращается развитие осложнений. Третичной профилактикой является восстановление нормальной работы органа или системы, которые патология затронула.

Врач-стоматолог получает высшее образование. Он должен не просто бездумно, однотипно, монотонно выполнять свою работу, но и рассматривать заболевание ротовой полости во взаимосвязи со всем организмом, четко представлять себе особенности этиологии, течения, динамики развития заболевания и применять свои знания на практике. Он обязан быть специалистом, должен быть в состоянии оказать квалифицированную помощь в полном объеме, помочь пациенту.

3. Организация стоматологического кабинета

Организация стоматологического кабинета имеет большое значение. Объясняется это требованиями эргономики, гигиеническими требованиями. Кабинет необходимо оборудовать так, чтобы они выполнялись.

В каждом кабинете оборудована стоматологическая установка, с помощью которой проводятся обследования и лечение пациента. Каждая установка предполагает наличие в кабинете определенной площади. Так, при нахождении одного кресла в кабинете его площадь должна составлять не менее 14 м2. При оборудовании кабинета двумя и более креслами каждое кресло (помимо первого) предполагает еще 10 м2 площади. Стоматологическая установка представляет собой комплекс из турбинной бормашины с устройством воздушно-водяного охлаждения, переходника для микромотора и прямых наконечников, лампы дневного света. Установка оснащается стоматологическим креслом с регулировкой высоты сидения. Согласно гигиеническим нормативам стены в стоматологическом кабинете рекомендуют делать гладкими, окрашивать красками пастельных тонов. Пол в кабинете следует покрыть линолеумом, причем с таким расчетом, чтобы края его покрывали нижние 10 см стен. Не должно быть никаких щелей и неровностей ни на полу, ни на стенах.

Освещение в кабинете должно быть как естественное, так и искусственное. Окна предпочтительнее располагать на северную сторону. Наличие источников искусственного света также обязательно. Лампа дневного света, оборудованная на установке, должна обладать освещенностью в пределах 8000–28 000 люкс. Глубина помещения не должна быть больше 6 м.

В кабинете необходимо обеспечить наличие приточно-вытяжной вентиляции.

Во время стоматологического приема врач использует большое количество разнообразных инструментов. На них могут содержаться микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности, споры. Пациент, таким образом, может быть подвержен риску заражения этими инфекционными агентами. Чтобы этого не произошло, следуют правилам асептики и антисептики. Антисептика предполагает предупреждение проникновения инфекции в организм человека, очищение раны, уже содержащей инфекционные агенты. Достигается это путем проведения обработки инструментария, в частности стоматологического.

Обработка стоматологического инструментария складывается из ряда последовательных этапов: дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации. Во время проведения стоматологического приема использованные инструменты (такие как боры, эндодонтические инструменты) следует помещать в специальную емкость с дезинфицирующим раствором (например, 6 %-ной перекисью водорода). Называется она накопителем. Инструменты, которые используются для проведения стоматологического осмотра, после приема подлежат замачиванию в дезинфицирующем растворе на определенное время. Оно определяется видом дезинфектанта. При использовании 6 %-ной перекиси водорода или 3 %-ного раствора хлорамина оно составит 60 мин. Той же процедуре подвергаются стекла для пломбировочного материала. Наконечники следует обрабатывать путем двукратного протирания дезинфицирующим раствором с интервалом в 15 мин.

После дезинфекции проводят предстерилизационную очистку. Инструменты замачиваются в моющем растворе на 15 мин. Затем каждый инструмент в течение 30 с моется с помощью специального ершика, ополаскивается в проточной воде 10 мин, дистиллированной воде – 5 мин и сушится при температуре 85 °C до исчезновения влаги. Моющий раствор состоит из стирального порошка в количестве 5 г, перекиси водорода (6 %-ной – 14 мл, 3 %-ной – 160 мл) и дистиллированной воды – до 1 л.

После проведения предстерилизационной очистки необходимо произвести специальные пробы для того, чтобы убедиться в отсутствии на инструментах следов крови, моющего средства.

Азопирамовая проба проводится для определения наличия следов крови на инструментах. Азопирам, содержащий в своем составе солянокислый анилин и 10 %-ный амидопирин, смешивают с перекисью водорода в концентрации 3 %, полученную смесь для проверки помещают на тампон с кровью. В течение 1 мин появляется окрашивание тампона в сине-фиолетовый цвет, что свидетельствует о надежности реактива. Инструменты в количестве 10–15 % каждого наименования (не менее 3–5 штук) проверяются на наличие следов крови. При наличии последней вся партия инструментов подвергается повторной дезинфекции и предстерилизационной очистке.

Фенолфталеиновая проба используется для контроля качества отмывки инструментов от моющих средств. В качестве реактива применяется 1 %-ный раствор фенолфталеина. Смоченный им тампон используется для протирания выборки инструментов (см. азопирамовую пробу). Присутствие моющего средства проявляется в виде розового окрашивания. При положительной фенолфталеиновой пробе следует повторно провести промывание инструментов в проточной и дистиллированной воде, их высушивание.

Стерилизация стоматологического инструментария представлена паровым, химическим методами и сухим жаром. Паровой метод осуществляется в паровых стерилизационных коробках с фильтрами или без фильтров. Таким способом можно стерилизовать изделия из стекла, текстиля, резины при давлении в 2 атмосферы, температуре 132 °C в течение 20 мин. Это первый режим паровой стерилизации. Второй режим используется для стерилизации изделий из латекса, пластика, полиэстера при давлении в 1,1 атмосферы, температурном режиме 120 °C в течение 45 мин. Для контроля стерилизации паровым путем используются физические, химические и бактериологические методы. Стерилизация сухим жаром используется для изделий из стекла, металла, силиконовой резины. Существует два режима. Первый проводится при температуре 180 °C в течение 1 ч, второй – при температуре 160 °C в течение 2,5 ч. Контроль стерилизации осуществляется физическим (для температурного режима) и химическим путем (индикатор для первого режима – тиомочевина, для второго – сахароза). Стерилизация с использованием химических препаратов используется для изделий из стекла, коррозионно-стойких металлов, полимерных материалов. Химическая стерилизация может быть осуществлена с использованием 6 %-ной перекиси водорода (при комнатной температуре – в течение 6 ч, при температуре в 50 °C – 3 ч).