Японская система развития интеллекта и памяти онлайн. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть

Фрагмент книги Р. Кавашима. Как заставить работать мозг в любом возрасте. Японская система развития интеллекта и памяти. - СПб.: Питер, 2017.

Как сохранить свой разум и интеллект в рабочем состоянии до глубокой старости? Какие тренировки лучше всего способствуют развитию памяти? Что нужно делать, чтобы все успевать? Автор мирового бестселлера «Тренируй свой мозг» Рюта Кавашима, отвечая на «детские» вопросы, рассказывает о работе мозга, его тренировке и условиях эффективности до глубокой старости. Начните тренировать свой мозг уже сегодня! Занимайтесь развитием интеллекта и памяти у себя и своих детей постоянно!

В Правда ли, что мозг полностью формируется к трем годам?
(Девочка, 13 лет)

Наполовину это правда, наполовину нет. Конечно, наш мозг быстро растет и развивается в период от 0 до 3 лет. Мозг новорожденного весит примерно 380 граммов, а четырехлетнего ребенка - уже 1250 граммов. Мозг взрослого человека весит в среднем 1350 граммов, то есть самый значительный рост происходит в период до 3 лет.

Кроме того, в этот период нейроны префронтальной коры мозга соединяются друг с другом растущей сетью нервных волокон. Когда ребенок общается с родителями или играет в различные игры, он получает необходимый для развития мозга опыт.

Считается, что то, насколько хорошо ребенок проводит время с родителями, влияет на развитие его мозга.

Существует японская пословица «Душа трехлетнего ребенка остается с человеком до ста лет», и действительно, по большей части к трем годам мозг уже сформирован.

Однако ученые выяснили, что есть еще один очень важный период для развития нейронов префронтальной коры. В 11-12 лет начинается половое созревание. В этот период мы развиваем мозг своими силами. Обязательно читайте много книг и старательно учитесь, чтобы мозг и особенно префронтальная кора развивались.

Но и этими двумя периодами развитие мозга не ограничивается. Даже повзрослев, можно тренировать и развивать мозг, все зависит от вашего старания. До трех лет мозг быстро растет, но его формирование продолжается и дальше.

Для развития и тренировки мозга нет такого понятия, как «слишком поздно», ведь мозг развивается всю жизнь.

Тест на определение IQ позволяет оценить работу лишь небольшой части мозга, он не показывает эффективность использования самой важной префронтальной коры. Поэтому если у вас высокий IQ, то это вовсе не значит, что в будущем вы сможете стать президентом компании. С другой стороны, низкий IQ не помешает вам осуществить свою мечту, когда вырастете. Так что не переживайте по этому поводу.

Что же значит быть умным? Если честно, я и сам пока точно не знаю. Как ученый, я считаю, что умный человек - тот, кто хорошо умеет использовать префронтальную кору своего мозга.

Префронтальная кора мозга - эта область, которая отвечает за то, чтобы думать , создавать что-то новое из уже известного, принимать решения, исходя из обстоятельств, запоминать и вспоминать вещи.

Значит, умный человек - это человек, у которого префронтальная кора работает хорошо, следовательно, у него все в порядке с памятью, и он быстро соображает.

Что же лучше всего делать для тренировки префронтальной коры? Точно могу сказать, что один из способов тренировки мозга - много читать, считать и писать.

Получается, чтобы стать умным, нужно как следует учиться в школе, ведь школьные занятия тренируют префронтальную кору.

Наш мозг запоминает даже то, что слышал всего один раз. Люди, которые не могут запомнить что-то и с нескольких раз, на самом деле просто не могут найти способ «достать» информацию из памяти. В чем же разница?

Люди, которые могут запомнить информацию с первого раза, бессознательно связывают услышанное с разными другими вещами.

Например, вы идете в магазин, чтобы купить хлеб и тетрадь. Если попытаться запомнить это по отдельности, то все сразу забудется. Но если связать их в уме в один образ «тетрадь из хлеба», то запомнить станет гораздо легче.

То есть даже если вы забудете что-то, в вашей голове останется связанная с этим ассоциация, с помощью которой вы, как удочкой, сможете вытащить из памяти нужную информацию.

А люди, которые не могут запомнить что-то, сколько бы ни пытались, вероятно, просто пытаются запоминать все по отдельности.

В Что значит «голова хорошо работает»?
(Девушка, 19 лет)

О Это значит, что человек умеет хорошо использовать свою префронтальную кору.

«Голова хорошо работает» - значит, человек в любой ситуации быстро понимает, как ему лучше поступить. Необходимо накопить достаточно опыта, чтобы представлять, что может случиться и как лучше себя вести в тех или иных обстоятельствах.

Это работа префронтальной коры: исходя из накопленного опыта выбирать наиболее подходящее ситуации действие. Значит, тот, кто много учится, интересно проводит время, получает разные знания и опыт, следовательно, может эффективно использовать префронтальную кору своего мозга, - это и есть человек, у которого хорошо работает голова.

Почему во время уроков хочется спать?

Во время уроков хочется спать из-за проблем с концентрацией внимания. Когда вас клонит в сон, это значит, что циркуляция крови в префронтальной коре замедляется, как во время отдыха. А вот когда вам интересно учиться и вы сконцентрированы, то и префронтальная кора работает хорошо, и спать не хочется.

Разумеется, причиной сонливости может быть и недостаток сна. Важно ложиться спать в установленное время, как следует высыпаться и жить по расписанию.

В Что происходит в голове, когда мы о ч ем-то думаем?
(Девочка, 9 лет)

О Когда мы просто размышляем о чем-то, командный центр нашего мозга - префронтальная кора - работает только чуть-чуть.

Активность мозга во время размышлений измерили с помощью специального оборудования (МРТ). Оказалось, что в этот момент у правшей префронтальная кора левого полушария мозга работает совсем немного. Мозг настолько удивительная вещь, что можно думать и размышлять, даже используя его совсем чуть-чуть.

Тогда в какое время мозг работает наиболее активно? Согласно нашим исследованиям, мозг наиболее активен во время чтения вслух.

На втором месте - решение простых арифметических примеров. Более того, в отличие от медленного решения сложных задач, во время быстрого решения простых арифметических примеров работает практически весь мозг, включая префронтальную кору обоих полушарий. Однако мы все еще не знаем, почему именно чтение вслух и решение простых примеров заставляют мозг так активно работать.

С другой стороны, когда мы, например, слушаем музыку, наш мозг практически не работает, кроме височной доли, которая отвечает за слуховое восприятие. А если это музыка без слов, то у правшей работает только височная доля правого полушария.

Активность мозга, когда мы читаем вслух и решаем простые примеры, полностью отличается от активности мозга, когда мы слушаем музыку.





О Очень полезно. Когда вы читаете книги, то не только получаете знания, но и тренируете свой мозг.

Читая книги, можно научиться новым вещам, совершить рискованное путешествие в космос (которое невозможно совершить в реальности), встретиться с людьми, которые жили давным-давно, - одним словом, получить бесценный опыт. Но и это не все. Чтение книг тренирует мозг и, значит, пригодится для достижения ваших целей в будущем. Поэтому обязательно читайте как можно больше!

Однако во время чтения комиксов или журналов (где много картинок и мало слов) префронтальная кора почти не работает, поэтому старайтесь читать книги без картинок.

В Работает ли мозг по-разному, когда мы обдумываем фразу и когда записываем е е?
(Девочка, 11 лет)

О Когда вы одновременно пишете и запоминаете, мозг работает намного активнее, поэтому запоминать получается лучше, чем когда вы просто слушаете.

Когда вы обдумываете услышанную фразу, работает префронтальная кора левого полушария, которая отвечает за речь, и нижняя часть височной доли левого полушария, которая, как считается, отвечает за распознавание смысла.

А если вы записываете фразу, одновременно начинают работать оба полушария мозга. Работают префронтальная кора обоих полушарий, а также височная доля и теменная доля обоих полушарий. Получается, что, когда вы пишете, мозг много работает.

Так что если записывать в тетрадь то, что учитель пишет на доске, мозг будет активно работать, а информация - лучше запоминаться. А вот если только слушать и не записывать, то мозг будет работать совсем чуть-чуть, и вы мало что запомните.

В Что происходит в мозге, когда мы запоминаем слова?
(Девочка, 9 лет)

О Префронтальная кора обоих полушарий мозга работает, а то, как она работает, зависит от способа запоминания.

Наши ученые исследовали, как работает мозг во время запоминания слов и знаков.

Во-первых, когда мы видим знак глазами. В этот момент работает затылочная доля обоих полушарий, с помощью которой мы видим, а также несколько областей префронтальной коры левого полушария. Все выученные знаки «хранятся» в задней нижней части височной доли левого полушария.

Во-вторых, когда мы пишем много раз один и тот же знак. В этот момент работают многие области мозга. Особенно активно работает задняя часть префронтальной коры обоих полушарий.

Работа мозга совершенно различается в зависимости от того, пишем мы слова, чтобы запомнить, или нет.

Выяснилось, что при письме знаки запоминаются гораздо лучше. А вот если их не писать, то запоминать будет очень трудно, ведь мозг практически не работает в этом случае.

Кроме того, когда мы пишем, активно работает самая важная часть мозга - префронтальная кора. Получается, что это хорошая тренировка для нее.

Если тренировать префронтальную кору, то мозг не только будет хорошо запоминать слова, но и выучит, как и где их использовать.

А вот когда вы учите, как пишутся слова, просто смотря на них, префронтальная кора не работает так активно, как когда вы их пишете, поэтому вы сможете запомнить только сами слова.

В Можно ли стать умнее, если решать арифметические примеры в математических таблицах?
(Мальчик, 9 лет)

О Решение примеров в математических таблицах - это как упражнения для разогрева перед тренировкой. Неизвестно, можно ли поумнеть, решая только их.

Решение простых арифметических примеров в математических таблицах активизирует префронтальную кору обоих полушарий. Поэтому это хорошо в качестве тренировки для мозга.

Однако не следует забывать, что если выполнять только задания такого типа, то другие задания выполнять не научишься и будешь хорошо решать лишь простые примеры.

Если делать только упражнения для разминки, не получится хорошо научиться играть в футбол или волейбол, ведь так? После разминки всегда идет сама тренировка, на которой уже можно чему-нибудь научиться.

Решение примеров в таблицах - такая же разминка для мозга. После разминки, когда префронтальная кора хорошо работает, размышляйте, хорошо проводите время с друзьями, общайтесь с разными людьми, ходите в интересные места - в общем, получайте опыт, и тогда можно стать умным.

Поэтому нельзя ограничиваться только решением примеров в таблицах. Решать их, конечно, очень полезно, но гораздо важнее то, чем вы занимаетесь помимо них.

В Как работает мозг во время игры в слова?
(Мальчик, 9 лет)

О Во время этой игры мозг работает очень активно, особенно префронтальная кора.

Игра в слова - это игра, где нужно по очереди говорить слова и каждое новое слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Слова не должны повторяться. Когда мы играем в эту игру, многие области мозга, и в первую очередь префронтальная кора, активно работают. Поэтому игра в слова очень полезна для тренировки мозга.

По данным наших исследований, чем больше людей участвуют в игре, тем активнее работает мозг. Хотя при большом количестве участников собственное время игры уменьшается, но усложняется сама игра, ведь нужно следить за другими игроками, и поэтому активность мозга увеличивается.

В Как тренировать мозг, чтобы развивать воображение и творческие способности?
(Мальчик, 13 лет)

О За творческие способности отвечает префронтальная кора мозга. Поэтому тренировать нужно именно е е.

Мы провели исследование, чтобы выяснить, какая область мозга отвечает за воображение и творческие способности.

Студентам говорили названия предметов, не существующих в реальности, например «арбузный телевизор» или «лестница из кошек», и просили вообразить их себе. Когда студенты пытались представить эти новые предметы, у них работала главным образом префронтальная кора левого полушария.

То есть за воображение и творческие способности отвечает в основном эта область мозга. Следовательно, чтобы развивать такие способности, нужно тренировать префронтальную кору мозга.

А для ее тренировки нужно много общаться и проводить время с родителями и друзьями, получать разный опыт и хорошо учиться в школе.

Кроме того, очень полезно читать и решать арифметические примеры. А вот когда вы смотрите телевизор, играете в видеоигры или читаете комиксы, префронтальная кора не работает. И хотя полностью отказываться от этого не обязательно, нужно уменьшить время, которое вы проводите за этими занятиями.

Построй в голове скоростную магистраль

Информация, поступающая из внешнего мира в мозг, передается от одного нейрона к другому, как в игре «испорченный телефон». Только в отличие от игры, информация не изменяется по пути и доходит до последнего нейрона в правильном виде.

Правда, мы сразу забываем то, что слышали, видели или делали только один раз. А вот когда информация повторяется, мозг работает активно и запоминает ее.

Если сравнить путь, по которому информация прошла только один раз, с узкой проселочной дорогой, то с помощью многократного повторения можно построить широкую скоростную магистраль.

Тренировать мозг - значит строить много таких магистралей в разных направлениях.

В Полезно ли для мозга учиться через силу?
(Мальчик, 9 лет)

О В этом случае мозг работает неэффективно.

Наш мозг устроен таким образом, что, когда мы занимаемся чем-то без желания, он почти не работает. А работает он в том случае, когда у нас есть энтузиазм и мотивация.

Когда учиться совсем не хочется, но мы все равно делаем это через силу, продуктивность мозга падает.

С другой стороны, заставлять мозг работать через силу полезно для его тренировки. Ведь если вы, например, бежите марафон без особого желания, это же в любом случае полезно для тела.

Конечно, любым делом приятнее заниматься, если у вас есть желание и мотивация. А как вы себя мотивируете?

В Почему то, что нравится, легко запомнить, а то, что не нравится, - нет?
(Девочка, 6 лет)

О Потому что когда мы стараемся и делаем что-то с желанием, префронтальная кора мозга работает намного лучше.

Префронтальная кора - это область мозга, отвечающая за мотивацию. Мотивация растет, когда мы занимаемся тем, что нам нравится.

Структура, которая регулирует эмоции, находится глубоко в мозге и называется лимбической системой. От нее в префронтальную кору поступают сигналы «Это мне нравится! Я люблю это делать!». А когда от лимбической системы поступают сигналы «Мне это не нравится!», то префронтальная кора практически перестает работать. Поэтому пропадает мотивация и падает продуктивность.

Но нельзя бросать учить какие-то предметы только потому, что они не нравятся. Ведь это плохо отразится на вашем будущем.

Бывает, что начинаешь любить предметы, которые раньше не нравились, после того как много позанимаешься. Поэтому придумайте, как себя мотивировать, например, с помощью системы поощрений за успехи по нелюбимым предметам.

В Можно перестроить мозг так, чтобы полюбить нелюбимые предметы?
(Мальчик, 10 лет)

О Можно полюбить даже нелюбимые предметы, если много ими заниматься.

В школе я терпеть не мог английский язык. В средних классах я нормально к нему относился, но в старших просто возненавидел.

Разумеется, мои оценки по этому предмету были плохими. Но сейчас я свободно общаюсь с иностранцами на английском и исправляю ошибки в текстах моих студентов.

Как же я смог преодолеть свою нелюбовь к английскому?

Все дело в том, что мне приходилось постоянно использовать английский язык: я жил в принимающей семье за границей, чтобы заниматься исследованиями. Поначалу мой мозг продолжал не любить английский, но у него не было выбора, ведь нужно было постоянно общаться и работать. Так мой мозг постепенно переключился на любовь к английскому.

Если не будете прикладывать усилий, вы никогда не сможете полюбить нелюбимый предмет. Нужно понимать, что это может пригодиться вам в будущем, и стараться изо всех сил - так вы сможете полюбить то, что раньше вам не нравилось. Мой личный опыт это подтверждает.

В Почему те, кто не занимается на дополнительных курсах, умнее тех, кто занимается?
(Девочка, 9 лет)

О Потому что желание самостоятельно изучать что-то не связано с количеством времени, затраченного на учебу.

Школьная успеваемость учеников, которые занимаются на дополнительных курсах, сильно зависит от того, что они на этих курсах делают. Кроме того, на результаты обучения влияет отношение к школьным занятиям, поведение на уроках, подготовка домашнего задания и повторение материала.

Люди, которые изучают что-то самостоятельно и с энтузиазмом, могут усвоить гораздо больше, чем те, кого учат другие люди. Это общеизвестный факт.

Например, школьник не ходит на дополнительные курсы, но как следует занимается в школе и самостоятельно. Очевидно, что он достигнет лучших результатов, чем тот, кто ходит на курсы через силу.

Кроме того, результат не зависит от продолжительности занятий, он зависит от желания учиться и мотивации.

Если вы будете изо всех сил стараться и тренировать свой мозг, то сможете исполнить вою мечту и стать умным.

См. также: Развитие префронтальной области головного мозга с помощью упражнений

© Р. Кавашима. Как заставить работать мозг в любом возрасте. Японская система развития интеллекта и памяти. - СПб.: Питер, 2017.
© Публикуется с разрешения издательства

В настоящее время существует немало способов развития интеллекта и мышления. Если хорошенько поискать, можно найти различные тренинги, семинары, обучающие программы, онлайн-курсы (у нас, кстати, тоже ). Имеются и более привычные способы – решение и головоломок, прохождение тестов, игра в шахматы и т.д. Но рынок услуг в области развития интеллекта стремительно развивается и дополняется инновационными методиками. Об одной из таких хотим вам сегодня рассказать.

Называется этот способ японской системой развития интеллекта. Он был разработан японским ученым – профессором, доктором медицины и специалистом в области томографии по имени Рюта Кавашима. Изучением стимулирования работы человеческого мозга он занимается уже более двадцати лет, и его результатом стала написанная им книга «Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти». Впервые она появилась на прилавках книжных магазинов в Японии в 2003 г. В мгновение ока эта работа стала бестселлером и получила не только всеобщее общественное признание, но и массу восторженных отзывов от читателей.

Книга «Японская система развития интеллекта» предлагает, во-первых, узнать, насколько эффективно в данный момент работает ваш мозг, во-вторых, содержит в себе массу несложных упражнений на тренировку и , интеллекта и памяти, и, в-третьих, включает в себя специальную методику для периодической оценки своих способностей. По сути, Рюта Кавашима создал превосходный инструмент, позволяющий, как сейчас модно говорить, прокачивать свой мозг. И, несмотря на вид обычной книги, в нем содержится целый комплекс интереснейших и эффективных задач и упражнений, хотя в начале есть небольшой теоретический раздел, которому посвящено несколько страниц.

Отметим также и то, что узнать способы Кавашимы во всех деталях и подробностях пока что можно, к сожалению, только из книги. По этой причине мы и поговорим более подробно именно о ней.

Краткая история книги

Рюта Кавашима, проводя свои изыскания, заинтересовался тем, чтобы найти какую-то деятельность, которая могла бы стимулировать мозговую активность, ведь уже доподлинно известно, что если этого не делать, мозг постепенно начинает идти по пути регресса. Так, ученый начал выяснять, какие же существуют процессы, заставляющие мозг активно трудиться и предупреждающие его деградацию и преждевременное старение.

В итоге Кавашима сделал вывод, что максимальную активность мозг проявляет, когда человек решает арифметические задачи, причем решает их на время. А еще он выяснил, что прекрасные результаты дает чтение вслух. Однако сфокусироваться он решил конкретно на математических задачах, вследствие чего и появилась книга, где рассказывается о его изысканиях и предлагается множество арифметических заданий и упражнений.

После этого автор вывел свою работу на японский рынок, и она мгновенно заняла первые строчки в рейтингах продаж. Затем ее стали поставлять на иностранные рынки, на которых произошло то же самое. В итоге ученый понял, что его система реально работает, а книга набирает популярность. Чуть позже он доработал ее и в настоящее время в продаже уже новое дополненное издание.

Особенности книги

В самом начале своей книги Кавашима предлагает читателю пройти базовое тестирование. Это позволяет изначально установить отправную точку – то положение, в котором он находится сейчас.

Это тестирование предполагает выполнение на время нескольких упражнений. Среди них, например, тест на устный счет от 1 до 120 вслух, тест на запоминание слов за две минуты и т.д. После выполнения заданий полученные результаты записываются, читатель переходит к материалу и приступает к решению основных арифметических задач. Интересно то, что заниматься нужно ежедневно, выполняя все задания со страниц одного листа (кстати, если вам нравятся ежедневные занятия, и вы желаете научиться разным техникам мышления, обратите внимание на наш ).

Следует заметить, что в предлагаемых Кавашимой задачах нет ничего сложного. Нужно просто удобно устроиться, засечь время и начать записывать ответы. А по мере ежедневной практики время, требуемое на решение, становится все меньше и меньше, а результаты – лучше.

Проверочные тесты на счет и запоминание на время нужно выполнять раз в пять дней. Получается любопытная система: пять дней вы занимаетесь, а один день проверяете свои способности. Результаты всех тестов записываются в общей таблице, позволяющей легко придерживаться графика и отслеживать свой прогресс. Это служит наглядным подтверждением улучшений в области решения задач, запоминания и устного счета.

Заключение

Способы развития интеллекта, которые Рюта Кавашима, дает в своей книге, понравятся любому. К тому же, чтобы заниматься своим развитием, не нужно тратить много времени – хватает 5-10 минут ежедневно. Это, между прочим, одна из причин доступности японской системы и ее популярности. Если и вы заинтересованы в собственном развитии и обеспечении своего мозга постоянной активностью, рассматриваемый вариант подойдет вам как нельзя лучше.

Система Кавашимы рассчитана им на 60 дней практики, но это вовсе не повод прекращать занятия по прошествии двух месяцев. Просто начните заниматься заново (для этого изначально ведите все свои записи в книге карандашом, чтобы потом иметь возможность стереть). А саму книгу можно брать с собой на работу или на занятия в институт. По большому счету заниматься можно даже по дороге куда-то. Ну а если вы совместите тренировки по японской системе с прохождением , о котором мы уже говорили, развитие вашего интеллекта и мышления будет еще более эффективным.

Так что сходите в книжный магазин и приобретите для себя или своего ребенка эту замечательную работу японского исследователя (кстати, стоит книга сущие копейки). А еще она может стать хорошим подарком кому-то из друзей или родственников.

"????????? 8 ??????

ATAMA GA II KO WO SODATERU YATTSU

NO ASOBI TO ITSUTSU NO SHUKAN

by Kikunori Shinohara

Copyright © 2013 by Kikunori Shinohara

Illustrations by Rieko Kano

Original Japanese edition published by Discover 21, Inc., Tokyo, Japan


© Рябова Е. А., перевод на русский язык, 2017

© ООО «Издательство «Э», 2017

Тест как приветствие

Не удивляйтесь, для начала я предлагаю вам пройти небольшой тест.

Задание: назовите вслух цвета, которыми напечатаны следующие слова.

Например: красный ? черный

Для того чтобы увидеть это задание полностью, посмотрите, пожалуйста, в начало книги, на внутреннюю сторону обложки.

Этот тест показывает, как работает «оперативная память» человека.

Чуть позже мы поговорим об этом подробнее.

Вступление

Прежде всего я очень рад, что вас заинтересовала моя книга.

В своих исследованиях я пытаюсь понять, как работает мозг в обычной жизни. В основном я изучаю функции лобной, височной и теменной долей головного мозга, изучаю их активность во время игр ребенка на различных игровых приставках, при выполнении домашних заданий или во время занятий физкультурой.

Я участвую в совместных исследованиях с различными промышленными компаниями, часто провожу тесты и эксперименты по заказу СМИ. Одновременно я работаю редактором детского образовательного портала «Дзэнкакэн Попи»,1
Популярный в Японии формат дистанционного обучения. После регистрации в системе дети ежемесячно получают учебные материалы с заданиями, выполняют их и отправляют обратно в компанию «Попи». Там задания проверяют, исправляют ошибки и вместе с рекомендациями по дальнейшему обучению отправляют по почте обратно ученику. За успешно выполненные задания дети получают баллы, а также вознаграждения в виде игрушек или канцелярских принадлежностей (Прим. пер.).

А также возглавляю Центр консультирования школьников. Уже несколько лет на радиостанции NHK я веду рубрику «Наше сердце и тело» в передаче «Летние каникулы. Наука о детях», в которой мы отвечаем на вопросы наших радиослушателей.

Недавно нам позвонил один школьник и спросил:

«Я хочу получать хорошие оценки по японскому языку. Что мне делать?»

Как бы вы ответили, если бы подобный вопрос задал вам ваш ребенок?

Вот как ответил я:

Ты большой молодец! Во-первых, ты хочешь что-то улучшить, а во-вторых, хочешь узнать, как это сделать.

Когда ты сильно чего-то хочешь и пытаешься найти способ исполнить свое желание, обязательно найдешь подходящее.

Но самое интересное, что оценки по японскому станут лучше еще до того, как ты найдешь этот способ.

Существует универсальное правило. Если все идет как по маслу, то ничего не надо менять, но если что-то не получается, нужно сделать так, как раньше не делал.

И раз уж ко мне обратились за советом, открою один секрет.

После занятий японским языком надо обязательно сказать: «Было здорово!» И так три раза. Первый раз громко, второй раз тихо, третий раз, вложив в эти слова всю свою душу. Все ясно? Как только это войдет в привычку, скажи самому себе перед началом урока: «За дело! За японский!» Достаточно будет и пары раз. Справишься? Это довольно сложно. Как думаешь, сможешь? Тогда попробуй!

Эти несложные действия усиливают и поддерживают активность отделов головного мозга, которые отвечают за побуждение к действию. Почему мне вдруг захотелось сделать именно вот это? Например, потому что я знаю – за это меня похвалят. А разве не получаешь большое удовольствие, когда решишь непростую задачу? В психологии – и в этой книге – побуждение к действию называют мотивацией.

Однако одного лишь желания недостаточно, в любом деле важен первый шаг. И человек, стремящийся найти ответы на свои вопросы, не должен думать, что правильные ответы уже существуют.

Важно найти в себе силы сделать первый шаг и начать двигаться на ощупь в поисках ответа. Потому что эти силы направляют нас двигаться в нужном направлении.

Это одна из важных составляющих частей того, что называют умом.

«Способности передаются детям по наследству» – это заблуждение!

Тем не менее это серьезно беспокоит родителей. На лекциях меня часто спрашивают:

– Почему у моего ребенка всегда плохие оценки?

– Правда ли, что успеваемость моего ребенка определяется наследственностью?

Не буду отрицать, что умственными способностями управляют гены.

Например, у однояйцевых близнецов одинаковые гены, а у разнояйцевых они совпадают лишь наполовину. Поэтому результаты интеллектуальных тестов и успеваемость в школе более схожи у однояйцевых близнецов.

По расчетам гены определяют уровень интеллектуальных способностей на 50–80 %, а остальные 50–20 % зависят от среды и обучения. Это говорит о важной роли генов в развитии умственных способностей.

Однако ассоциативные зоны головного мозга, отвечающие за то, что мы называем «сообразительностью» (раньше говорили про «творческое» или «нестандартное» мышление), и в особенности ассоциативная зона лобных долей, развиваются значительно медленнее других отделов мозга. (Позже мы поговорим об этом подробнее.)

Мозг активно изменяет связи ассоциативных зон, подстраиваясь под окружающую среду. Из-за этого работа ассоциативных зон сильно зависит от внешних воздействий.

Это означает, что ум не дается человеку при рождении, а во многом зависит от воспитания, самопроизвольного развития и приобретенного опыта.

Сначала давайте разберемся, что значит «быть умным»?

Само выражение «быть умным» означает очень многое. Давайте определим, что мы будем понимать в этой книге под «умом».

С развитием Интернета получить информацию стало очень просто. Самые разные поисковые системы стали доступны любому человеку. Поэтому ценится сейчас не то, сколько фактов ты помнишь, а способность к выбору и анализу полученной информации.

Теперь требуется скорее умение моделировать ситуацию и видеть ее целиком, предвосхищать события и планировать будущее. Такая интеллектуальная деятельность, включающая размышления, намерения, планирование, анализ и сопоставление фактов, требует развития «оперативной памяти» . За нее отвечают лобные доли мозга.2
Благодаря развитой оперативной памяти человек может анализировать большое количество фактов, одновременно удерживая их в поле сознания, устанавливать между ними логические и причинно-следственные связи, подыскивать новые факты, недостающие детали и еще раз целиком оценивать только что созданную им схему. Чем больше объем оперативной памяти человека, тем больше элементов (фактов и связей между ними) человек может одновременно подвергать анализу, тем больше вероятность не упустить ни одной важной детали и найти решение проблемы или сделать верный прогноз (Прим. научного ред. ).

Даже решив задачу, умный человек не прекращает думать. Ум в нашем понимании включает в себя пытливость и любознательность – именно из-за них человек ставит перед собой новые задачи и не теряет азарта при их решении.

Поэтому под выражением «быть умным» в этой книге мы понимаем, что у человека хорошо развита оперативная память – основной рабочий инструмент, и у него есть мотивация , или любознательность, как естественное свойство характера.

Я уже говорил, что генетические факторы с самого рождения влияют на то, станет ли человек умным, однако интеллект может быть значительно повышен под влиянием окружающей среды, воспитания и тренировок.

Ассоциативная зона лобных долей мозга, отвечающая за способность к мышлению, созревает примерно к 8–12 годам, но обычно продолжает развиваться до 24–25 лет.

Однако ученые выяснили, что при правильных занятиях и тренировке эта зона может развиваться даже после 60 лет!

Когда родители спрашивают меня: «Ребенок уже рождается умным?» – я отвечаю: «Нет, это не так. Интеллект ребенка может развиваться в любом возрасте. И интеллект родителей, кстати, тоже».

Структура книги

В этой книге я рассказываю о способах развития оперативной памяти и мотивации. Эти способы были разработаны при исследовании активности головного мозга детей и личного опыта автора в области клинической психологии.

Первая и вторая главы посвящены теории, но уже с третьей главы приводятся практические примеры и упражнения, созданные на основе этой теории.

В первой главе мы говорим об оперативной памяти – важной функции «умного человека» – и способах ее развития при помощи упражнений. Выполняя эти упражнения, вы почувствуете, как работает ваша память.

Вторая глава посвящена повышению мотивации и постановке корректных целей и задач.

В четвертой главе мы поговорим об играх, которые не были описаны в предыдущей главе, и отметим, на что в занятиях детей (кроме школы и развивающих упражнений) их родителям необходимо обращать особое внимание.

Давайте начнем.

Глава 1
Тренируем оперативную память

Я уже говорил, что умственные способности можно повысить с помощью развития оперативной памяти и мотивации.

Итак, в этой главе я расскажу про особенности оперативной памяти и про то, как ее улучшить, а также приведу упражнения, которые помогут почувствовать, как она работает. И все-таки для начала немного теории.

Если разобраться в принципах работы нашего мозга, то вам наверняка будет легче понять, зачем я рекомендую выполнять эти упражнения. Вы сможете обучать своих детей намного эффективнее. Впрочем, если кому-то из вас хочется поскорее заняться практикой, то страницы теории можно пропустить.

1. Что такое оперативная память?

Давайте выясним, что именно в мозгу отвечает за оперативную память. Ученые установили, что оперативная память больше всего связана – здесь не обойтись без терминов – с префронтальной корой лобных долей головного мозга.

Эти лобные доли находятся в передней части черепа, то есть в районе лба. Собственно говоря, поэтому их так и назвали. Префронтальная кора лобных долей и есть тот участок мозга, в котором «расположена» оперативная память. А оперативная память – или ум человека – как раз и есть тема нашей книги.

Префронтальная область найдена и у кошек, и у собак, но даже у самых крупных собак она невелика. А вот у обезьян – и, конечно, у человека – она хорошо развита.

В ходе человеческой эволюции лобные доли очень сильно развились, причем особенно заметно выросла как раз префронтальная кора. Нашу индивидуальность, саму суть нашей личности определяет именно этот отдел мозга.

Оперативная память – записная книжка нашего мозга

Я уже несколько раз использовал термин «оперативная память», хотя при обсуждении головного мозга кому-то может показаться странным использование этого словосочетания. Давайте поговорим об этом подробнее.

По определению оперативная память призвана помогать при решении какой-либо задачи. Когда появляется интеллектуальная задача, наш мозг на время переносит в оперативную память всю информацию и воспоминания, которые помогут эту задачу решить.

Поэтому оперативная память – это нечто вроде записной книжки, в которой на нужное время помещают записки с воспоминаниями и полезной информацией.

И эти воспоминания мозг сам стирает сразу после выполнения задания – в отличие от выученных слов иностранного языка и, конечно, слов родного языка, которые сохраняются в нашей памяти надолго.

Эта способность человеческого мозга является основой мышления и планирования.

Если сесть на стул, поставить локти на стол и положить ладонь на лоб, на пару сантиметров выше виска – так мы обычно размышляем о чем-нибудь, то под ладонью как раз окажется центр нашего мышления.

В японском аниме-сериале «Иккю-сан» главный герой Иккю пытался решить очередную задачу и массировал виски пальцами. И чуть выше зоны, которую он массировал, находится – увы, еще один термин – орбитофронтальная кора, отвечающая за наше зрение. А еще эта кора отвечает и за умение концентрироваться, и за внимание, так что Иккю правильно делал! И когда вы делаете то же самое, поступаете тоже правильно!



Извините за отступление.

Чуть позже мы проведем эксперимент и убедимся, что для выполнения самых разных действий в «записной книжке» наш мозг использует возможности, нужные и другим видам памяти. Это значит, что при работе с оперативной памятью мозг временно затормаживает какие-то другие функции.

Медленное созревание лобных долей

Мы знаем, что лобные доли развиваются медленнее других отделов мозга.

Следующая картинка взята из отчета профессора Пола Томпсона из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Он изучал мозг разных людей в возрасте от 5 до 20 лет и хотел выявить изменения, происходящие в мозгу человека за эти годы. Исследования проводились с использованием современного метода магниторезонансной томографии (МРТ).

Результаты исследования ясно говорят о том, что эти лобные доли (верхняя часть мозга на нижней части рисунка) созревают намного медленнее других отделов мозга.

Если сесть на стул, поставить локти на стол и положить ладонь на лоб, на пару сантиметров выше виска – так мы обычно размышляем о чем-нибудь, то под ладонью как раз окажется центр нашего мышления.

Лобные доли окончательно созревают в среднем к 8–13 годам. А потом в них продолжается медленное развитие.

Ученые считают, что это развитие завершается годам к 24–25, хотя бывает, что и после 60 лобные доли могут развиваться. (Кстати, интеллектуальный уровень выше у людей с особенно медленным развитием этих долей.)

За память отвечают ассоциативные участки височных долей, и они активно развиваются в школьном возрасте. Так что совершенно правильно именно в школьные годы нагружать детей особенно сильно – в это время быстро совершенствуется мозг. Причем особенно интенсивно происходит созревание мозговой извилины задней части теменной доли, которая отвечает за способности к чтению и образное мышление. Это активное развитие завершается в младшей школе.


Лобные доли медленно созревают. Чем темнее выделенная зона, тем больше ее созревание.


Когда мы читаем вслух и этим стимулируем воображение, активность этой зоны сразу усиливается. Поэтому родителям очень полезно читать своим детям вслух. Подробнее об этом я расскажу в третьей главе.

Сейчас есть много научных работ о том, что родительское чтение вслух ускоряет развитие интеллекта у детей.

Для развития мышления нет критического возраста!

Это справедливо не только для лобных долей, но и для всех ассоциативных зон, особенно для медленно созревающих. Их развитие определяет скорее генетика, чем среда.

Например, зрительная кора головного мозга – она расположена в затылочных долях – должна заработать с самого раннего возраста, потому что нарушения зрения могут привести к проблемам в общем развитии ребенка. И генетическая программа обеспечивает быстрое развитие зрительной коры: эта кора созревает еще до года (на рисунке А со страницы 26 нижняя зона мозга на второй части рисунка окрашена темным цветом).

И если при рождении ребенка он не увидит света, то эта зрительная кора головного мозга не начнет развиваться. Именно поэтому нельзя надевать на глаза ребенка никаких повязок.

Вы наверняка где-нибудь уже слышали выражение «критический возраст развития» или даже еще сложнее – «сензитивный период». Ученые называют так возраст ребенка (и вообще человека), когда легче всего развить у него способность к чему-либо. Считается, что если упустить момент и вовремя эту способность не заметить, то в дальнейшем развить ее будет трудно. В случае со зрительной корой это так, я люблю приводить этот пример.

Однако у медленно созревающих лобных долей сензитивный период весьма длительный. Скажем прямо – этот период охватывает всю жизнь человека. Поэтому совершенно не стоит беспокоиться о том, что вы упустите самое подходящее время для развития мыслительных способностей.

Оперативная память развивается неравномерно

Я уже говорил, что лобные доли созревают медленно. Но надо вот еще что отметить – способности оперативной памяти с возрастом изменяются .

В городе Тиноси (это в японской префектуре Нагано) изучали оперативную память с помощью специальных тестов. Подобрали 1300 человек разного возраста, от учеников первого класса до пожилых не старше 80 лет. И оказалось, что чем старше школьник, тем лучше результаты, то есть оперативная память у детей развивается и укрепляется с возрастом. Это очень интересный факт!

С возрастом способности оперативной памяти ухудшаются. Но мудрость, знания и опыт с возрастом накапливаются.

А вот в группах 20, 30, 40, 50, 60, 70 и 80 лет все было наоборот – чем человек старше, тем хуже были результаты теста. В группе людей в 60–80 лет были участники, которые давали такие же ответы, как в среднем и в группе двадцатилетних. Однако у некоторых тестируемых результаты оказались существенно ниже.

Как выяснилось, и это очень важный результат исследования, с возрастом средняя оценка в тесте уменьшается, но при этом увеличивается разброс результатов участников одной и той же группы.

Не правда ли, когда вы встречаетесь со своими одноклассниками, вы наверняка замечаете, что внешний вид людей одного и того же возраста со временем различается все сильнее и сильнее?

Беседы о мозге для молодой мамы 1. Интеллект улучшается с возрастом

Итак, тесты на функционирование лобных долей показали, что пик их максимальной активности – 25 лет, а затем их активность постепенно падает. Происходит среднее ухудшение результатов, и одновременно с этим увеличивается разброс результатов в одной возрастной группе. В группе 60–80 лет некоторые участники не уступают двадцатилетним, а у других результаты заметно ухудшаются. После дополнительных исследований оказалось, что различия результатов часто объясняются различием привычек тестируемых.

Другими словами, если человек ежедневно тренирует свой мозг, много двигается и общается с другими людьми, его лобные доли сохраняют свои способности, а иногда даже улучшают их. Именно поэтому среди людей старшего или преклонного возраста сейчас растет интерес к «зарядке для мозга». Кто-то продолжает работать, кто-то активно ходит пешком или делает специальные упражнения, кто-то решает кроссворды и головоломки…

Наверное, теперь вы подумаете, что с возрастом возможности мозга уменьшаются – и часто это справедливо, так как способности лобных долей со временем ухудшаются. Но зато с возрастом появляется мудрость! Есть так называемый подвижный интеллект – это способность к логическому мышлению и анализу даже без предыдущего опыта. А есть и другой, так называемый кристаллизовавшийся интеллект – это знания, основанные на большом опыте, и способность к их эффективному использованию. Это и есть мудрость, знания и опыт.

Совершенно ясно, что мудрость, знания и опыт у двадцатилетних больше, чем у подростков. У сорокалетних больше, чем у тридцатилетних, пятидесятилетние выиграют у сорокалетних, а семидесяти-, восьмидесяти– и столетние выиграют у пятидесятилетних.

И мы помним, что скорость усвоения новых знаний, способность к обработке информации – а это и есть функции оперативной памяти – чаще всего зависят от развития лобных долей. А с возрастом эти способности ухудшаются.

Но мудрость, знания и опыт с возрастом накапливаются.

Поэтому для омоложения мозга, для профилактики старческого слабоумия ни в коем случае не надо пытаться вернуться к состоянию своего мозга в 20 лет. Это было бы огромной ошибкой, потому что возвращение в прошлое, в свое сознание 20-летнего, означает полное удаление мудрости, знаний и опыта, которые мы приобрели за годы жизни.

Ученые знают, что такая структура мозга, как «полосатое тело» (по-научному стриатум) с возрастом становится толще, и поэтому мы должны полагаться на чутье пожилых людей. Я считаю, все должны знать, что с возрастом мозг становится сильнее.

Уже проведено много исследований, в которых одним участникам говорили, что «память ослабевает с возрастом», а другим – нет. И те, кому это говорили, показывали результаты хуже просто из-за психологического фактора самовнушения, чем те, кто такой информации не получал.

2. Протестируем оперативную память

Мы с вами поговорили о работе лобных долей. Но я считаю, что практический пример всегда лучше любой теории. Давайте проведем эксперимент для понимания работы оперативной памяти. Вот несколько тестов, которые помогут вам оценить способности лобных долей.

Выполним простой тест

Сначала пройдите тест, который был приведен в начале книги. Прочтите названия цветов, записанных шрифтом того же или другого цвета. Этот тест называется тестом Струпа: сначала его использовали психологи, но последние 15 лет его применяют для оценки функций лобных долей.

Как вы справились с этой задачей? Были ошибки?

Затратив чуть больше времени на ответ, ошибок не будет, но в общем можно сказать, что скорость реакции замедляется с возрастом.

На самом деле не важно, как вы справились – ошибались или нет. Просто мне хотелось дать вам почувствовать, как работают лобные доли. Поэтому вспомним, что произошло с нами во время прохождения этого теста.

Сначала мы запомнили правило называть цвет шрифта написанных слов – то есть оставили мозгу записку «называть цвет шрифта». Затем подавили в себе желание читать само слово и, наконец, называли только цвет.

Итак, нужно оставить записку мозгу, заблокировать лишнюю информацию, выдать правильный ответ.

Этим тестом была продемонстрирована эта способность, или функция оперативной памяти.

А при исследовании мозговой активности при выполнении такого задания ученые выяснили, что в это время работают внешняя и внутренняя зоны лобных долей, связанные с мотивацией, волей и сменой настроения.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3 4 5 6

«Тренируем мозг. Тетрадь для развития памяти и интеллекта» — известный и популярный труд ведущего японского ученого Кавашима Рюта. Его имя связано с современными научными разработками по изучению строения и работы головного мозга. В основной идее заложены результаты многолетних исследования автора по улучшению и оздоровлению мозговых процессов.

Основные идеи произведения

Сюжет произведения раскрывает особенности тренировочных занятий по поддержанию мозга в хорошем состоянии. Используя свои личные наблюдения, писатель предлагает читателям познакомиться с целой системой упражнений. В течение 60 сеансов каждый по 5 минут организованы таким образом, что охватывается весь спектр занятий для улучшения здоровья.

В произведении «Тренируем мозг» излагается, как физические нагрузки, сбалансированный рацион и спокойный сон влияют на развитие мозговых операций. Автор разработал качественную и доступную методику, которую может освоить каждый. Читаем вслух или решаем несложные задачки – вот верный способ поддержать свой мозг в работоспособном качественном состоянии.

Проводимые медицинские анализы, изучение результатов сканирования головного мозга натолкнули писателя на эту мысль. Оба полушария функционируют одинаково хорошо, если человек делает несложные математические вычисления или читает вслух газеты или книги. Если мы складываем и вычитаем, применяя два действия, то наблюдается однозначно положительный эффект. Они являются мощным толчком для прогрессивного развития мозга.

Логическое построение сюжетной линии

На протяжении всего повествования книги «Тренируем мозг» писатель обозначает обоснованные идеи и цитаты. В разделе о сохранении здоровья изложены основные по поддержанию тонуса всего организма. Это прежде всего систематические занятия спортом. Они благотворно влияют и на мозговую работоспособность.

Сбалансированное питание положительно воздействует на мыслительные процессы. Грамотно составленный дневной рацион усиливает рабочую память. Особое место отводится влиянию растительной, белковой пищи. Практические примеры и тщательный анализ томограмм головного мозга подтверждают высказывания автора о значимости пищи в нашей жизнедеятельности.

Писатель не только выдвигает и предлагает свои гипотезы в книге «Тренируем мозг», но и изучает мнение читателей. Часть под названием «Будь лучше» состоит из высказываний и предложений по дальнейшему изданию серий не только для взрослых, но и для детской аудитории. Автор делает осознанный вывод, что желающих заниматься по его методике становится все больше и больше.

Лучшее практическое руководство

«Тренируем мозг» — отличное предложение для людей, которые внимательно относятся к своему здоровью. Это книга, которая может стать полезной книгой для всех любознательных. Мудрые советы в следующем разделе посвящены значимости развитию мелкой моторики. Такие простейшие занятия как шитье, занятие кулинарией, музыка и танцы очень эффективны для ускорения мыслительных операций.

Три следующих раздела завершают последовательное построение шедевра «Тренируем мозг». Важно придерживаться основного правила – мозг требует постоянной и длительной тренировки. Предложенная методика действует более эффективно, если занятия проводятся утром и до обеда.

Откровенные и жизненные примеры, практические четкие советы писателя – несомненная находка для читающей аудитории. Неоднократное изучение предложенной методики расширяет представления людей о неограниченном ресурсе головного мозга. Книга наполнена исключительно простыми и несложными рекомендациями, что любой сможет без труда пользоваться ими.